Форма и структура международных договоров их наименование. Понятие и источники права международных договоров. Виды, форма, структура договоров. Договорная правоспособность. Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел. Правовые воп

Сторонами в договорах могут быть как государства, так и международные организации. Иногда заключаются договоры с участием лиц, не являющихся субъектами международного права (например, межправительственное соглашение, в котором, помимо государств, участвует крупное предприятие). Такие договоры являются международно-правовыми в части отношений между субъектами международного права, в части, касающейся отношений между государством и предприятием; правила, зафиксированные в договоре, носят частноправовой характер.

Виды международных договоров .

В зависимости от субъекта, заключающего договор, различают три вида международных договоров : межгосударственные (заключаемые от имени государства), межправительственные (от имени правительства) и межведомственные договоры (от имени ведомств — органов исполнительной власти).

Форма договоров .

Международные договоры могут заключаться как в письменной, так и в устной форме. Как уже говорилось, Венские конвенции о праве договоров 1969 г. и 1986 г. регламентируют порядок заключения, исполнения и прекращения только письменных договоров. В отношении устных договоров нормы международного права не кодифицированы и представлены международными обычаями.

Структура договоров .

Международные договоры, как правило, состоят из преамбулы (в ней обычно указываются цели заключения данного договора , стороны договора и др.), центральной части (предмет договора, права и обязанности сторон), заключительной части (в ней предусматриваются условия вступления договора в силу, срок его действия, порядок прекращения и т.д.). Иногда договоры сопровождаются приложениями, в которых содержатся нормы, поясняющие основной текст, правила процедуры, разрешение споров и т.д. Все части договора имеют одинаковую юридическую силу и применяются с учетом каждой из них.

Языки договоров .

Двусторонние договоры составляются на языках обеих договаривающихся сторон, причем тексты на обоих языках имеют одинаковую юридическую силу. Иногда двусторонние договоры могут заключаться на трех языках (например, когда в одном из языков недостаточно развита соответствующая терминологическая база). В случае разногласия при толковании такого договора используется текст на языке, которому придана большая сила.

Многосторонние международные договоры составляются, как правило, на одном или нескольких языках. На остальные языки делаются официальные переводы, которые заверяются депозитарием договора и затем передаются участникам договора. Например, Устав ООН составлен на пяти языках: русском, английском, французском, испанском, китайском. Только тексты на этих языках являются официальными текстами Устава, остальные тексты представляют собой заверенные переводы.

Заключение международных договоров

Заключение договора .

Денонсация — это правомерный односторонний отказ государства от договора. Правовые отношения , возникшие до момента денонсации, признаются законными. Право государства на денонсацию может быть предусмотрено в самом договоре либо быть «подразумеваемым» (т.е. вытекать из общей правосубъектности государств). Денонсация договора, как правило, осуществляется в том же порядке и теми же органами, что и согласие на его обязательность (ратификация).

Аннулирование договора означает признание его недействующим, ничтожным с момента заключения. Так, в 1990 г. Советским Союзом были аннулированы как нарушающие основные принципы международного права секретные советско-германские протоколы 1939—1940-х гг. о разделе Польши и прибалтийских стран. Эти документы были признаны не порождающими правовых последствий с момента их заключения.

Основания и последствия недействительности договоров .

В международном праве действует презумпция действительности договоров. Однако при определенных обстоятельствах договоры могут быть признаны недействительными, не имеющими юридической силы.

В зависимости от последствий различают абсолютную и относительную недействительность договоров.

Абсолютная недействительность (недействительность договора с самого начала) влечет устранение всего совершенного по договору. Основаниями абсолютной недействительности могут быть: обманные действия другого государства; подкуп представителя государства; принуждение представителя государства; принуждение государства в результате угрозы силой или ее применения в нарушение принципов Устава ООН.

Договоры также являются ничтожными, если в момент заключения они противоречат императивной норме общего международного права (т.е. норме, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой не допустимо и которая может быть изменена только последующей нормой, носящей такой же характер).

При относительной недействительности (недействительности с момента оспаривания) договора действия, совершенные добросовестно до ссылки на недействительность, не считаются незаконными лишь по причине недействительности договора.

Основаниями относительной недействительности являются: нарушение нормы внутреннего права (государство не вправе ссылаться на то обстоятельство, что его согласие на обязательность договора было выражено в нарушение положений его внутреннего права, если только данное нарушение не было явным и не касалось нормы его внутреннего права особо важного значения); превышение представителем государства правомочий на выражение согласия на обязательность договора; ошибка, которая касается факта или ситуации, существовавших при заключении договора , если они представляли существенную основу для согласия на обязательность Возникновение новой императивной нормы международного права также влечет недействительность противоречащих ей договоров или отдельных положений.

Разрыв дипломатических или консульских отношений между участниками договора, как правило, не влияет на правоотношения, установленные международными договорами .

Заключение, исполнение и прекращение международных договоров Российской Федерации

Понятие и виды международных договоров РФ .

Порядок заключения, исполнения и денонсации международных договоров в РФ регламентируется нормами международного права , Конституцией РФ , Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г., другими актами законодательства.

Международный договор РФ — это международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом ; независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (пакт, протокол, конвенция, соглашение и т.д.).

В соответствии с Конституцией РФ международные договоры РФ находятся в ведении Российской Федерации (п. «к» ст. 71). В соответствии с этим конституционным положением заключение, прекращение и приостановление действия международных договоров РФ находится в ведении РФ (п. 1 ст. 3 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»).

Международные договоры РФ заключаются от имени РФ (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера). В отдельную группу, по моему мнению, следует также выделять соглашения, заключаемые Генеральной прокуратурой РФ и высшими федеральными судами .

Субъекты Федерации не вправе заключать соглашения, имеющие международно-правовой характер. Международные договоры РФ, затрагивающие вопросы, отнесенные к ведению субъекта РФ , заключаются по согласованию с соответствующими органами власти субъекта Федерации. Основные положения или проект международного договора, затрагивающего полномочия субъекта Федерации по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, направляются федеральными органами исполнительной власти соответствующим органам государственной власти субъекта Федерации. При этом предельный срок для направления предложений не может быть меньше двух недель. Поступившие предложения рассматриваются при подготовке проекта данного договора.

Процедура заключения международных договоров РФ .

Прекращение (в том числе денонсация) и приостановление действия договоров осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органами, принявшими решение о согласии на обязательность договора. Президент РФ также может принимать, если это вызывается необходимостью, решения о прекращении или приостановлении действия договоров, согласие на обязательность которых давалось Правительством РФ.

Государственная Дума РФ рассматривает предложения о прекращении или приостановлении действия договоров и после предварительного обсуждения в комитетах и комиссиях Думы принимает соответствующие решения. Принятые Государственной Думой федеральные законы о прекращении (в том числе и денонсации) или приостановлении действия договоров подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Закон о прекращении или приостановлении действия международного договора РФ, принятый Федеральным Собранием, направляется Президенту для подписания и обнародования и в случае подписания вступает в силу.

Действие международного договора РФ, решение о согласии на обязательность которого принималось в форме федерального закона, может быть приостановлено Президентом РФ в случаях, требующих принятия безотлагательных мер, с обязательным незамедлительным информированием об этом Совета Федерации и Государственной Думы и внесением в Государственную Думу проекта соответствующего федерального закона. В случае отклонения Думой проекта закона о приостановлении действия договора действие договора подлежит незамедлительному возобновлению.

Прекращение и приостановление действия межведомственных договоров РФ производятся федеральными органами исполнительной власти, от имени которых заключены такие договоры. Правительство РФ принимает решение о прекращении или приостановлении действия межведомственных договоров, если соответствующие вопросы имеют важное значение для России.

Прекращение международного договора РФ, если договором не предусматривается иное или не имеется иной договоренности с другими его участниками, освобождает РФ от обязательства выполнять договор и не влияет на права и обязательства или юридическое положение участников, возникшие в результате выполнения договора до его прекращения.

Приостановление действия договора освобождает РФ от обязательства выполнять договор в течение периода, на который приостановлено его действие. В этот период органы государственной власти РФ и субъектов Федерации воздерживаются от действий, которые могли бы помешать возобновлению действия договора. Сообщения МИД о прекращении или приостановлении действия межгосударственных и межведомственных договоров публикуются.

Международные договоры РФ и Конституционный Суд РФ .

Согласно положениям Конституции РФ и Федерального конституционного закона о Конституционном Суде РФ от 21 июля 1994 г. Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ не вступивших в силу для РФ международных договоров либо их отдельных частей, разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, а также между органами государственной власти России и субъектов Федерации в связи с заключением международных договоров РФ.

Не вступившие в силу для РФ международные договоры, признанные Конституционным Судом не соответствующими Конституции РФ, не подлежат введению в действие и применению.

Влияние войны на международные договоры

В международном праве практически отсутствуют договорные нормы, регламентирующие порядок действия международных договоров в период вооруженных конфликтов . Эти вопросы традиционно регулируются обычными нормами.

Общепризнано, что с началом военных действий между воюющими государствами прекращаются двусторонние мирные договоры и договоры о ненападении, соглашения о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, о торговле и т.д. Приостанавливается также действие большинства положений конвенций о дипломатических и консульских сношениях (нормы о привилегиях и иммунитетах представительств и их сотрудников остаются в силе), транспортном сообщении и связи, правовой помощи и др. В то же время вступают в действие и применяются до окончания состояния войны соглашения о защите индивида в период вооруженных конфликтов, о запрещении определенных средств и методов ведения войны, о мерах коллективной безопасности и т.п.

После окончания войны восстанавливается действие между участниками конфликта многосторонних договоров, а двусторонние, как правило, пересматриваются и в большинстве случаев перезаключаются.

Международный договор - основной источник. Международный договор определяется Венской конвенцией о праве международных договоров как «международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования» (имеется в виду практика использования таких наименований, как «договор», «конвенция», «соглашение» «протокол», «устав» и т. д., при этом учитывается значение термина «договор» как родового понятия для всех нормативных актов в договорной форме). Аналогичное определение международного договора дано в Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (естественно, с учетом своеобразия сторон в таких договорах).

Венская конвенция о праве международных договоров презюмирует возможность заключения договоров между государствами и другими субъектами международного права или только между другими субъектами международного права, из чего следует, что сторонами международных договоров могут быть не только государства и международные организации. Тот факт, что эти договоры не входят в сферу применения данной Конвенции, не затрагивает их юридической силы.

Конвенция не исключает возможности заключения международных соглашений «не в письменной форме», т. е. устных (так называемых джентльменских) соглашений, но они, скорее, относятся к былым временам, чем к современности.

Международный договор может, как это и предусмотрено в Конвенции, представлять собой не один, а несколько взаимосвязанных документов. Нередко к основному договору дается дополнение в виде протокола или приложений, которые расцениваются как его составные части.

Известны случаи заключения комплекса договоров, каждый из которых считается самостоятельным источником международного права, но их толкование и реализация предполагают согласованное действие.

Своеобразным комплексом можно считать договорные акты по морскому праву - Конвенцию ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., Соглашение об осуществлении части XI данной Конвенции от 29 июля 1994 г. и Соглашение об осуществлении положений этой Конвенции, которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими, от 4 декабря 1995 г.

Международный договор характеризуется как основной источник международного права благодаря трем обстоятельствам. Во-первых, договорная форма позволяет достаточно четко сформулировать правомочия и обязательства сторон, что благоприятствует толкованию и применению договорных норм. Во-вторых, договорным регулированием охвачены ныне все без исключения области международных отношений, государства последовательно заменяют обычаи договорами. В-третьих, договоры наилучшим образом обеспечивают согласование и взаимодействие международных норм и норм внутригосударственного законодательства. Вполне закономерно государства, заключая Венскую конвенцию о праве международных договоров, признали «все возрастающее значение договоров как источника международного права и как средства развития мирного сотрудничества между нациями, независимо от различий в их государственном и общественном строе».

Классификация международных договоров возможна по следующим направлениям: по кругу участников; двусторонние (то есть договоры, в которых участвуют два государства, либо договоры, когда с одной стороны выступает одно государство, а с другой - несколько); многосторонние; с неограниченным числом участников (универсальные, общие); с ограниченным числом участников (региональные, партикулярные); по возможности присоединения других участников; закрытые (то есть договоры, участие в которых зависит от согласия их участников); открытые (то есть договоры, участниками которых могут быть любые государства, независимо от того, имеется ли согласие или нет других участвующих в них государств); по объекту; договоры по политическим вопросам; договоры по правовым вопросам; договоры по экономическим вопросам; договоры по гуманитарным вопросам; договоры в области безопасности и т. д.;

– по форме договора: письменные; устные;

– по времени действия: бессрочные; срочные; краткосрочные; по пространству действия; региональные; универсальные

Договор может заключаться в письменной или устной форме. Договоры в устной форме заключаются очень редко, поэтому наиболее распространённой формой является письменная.

К структуре договора относятся его составные части, такие как название договора, преамбула, основная и заключительная части, подписи сторон.

Преамбула является важной частью договора, поскольку в ней часто формулируется цель договора. Кроме того, преамбула используется при толковании договора. Основная часть договора делится на статьи, которые могут быть сгруппированы в разделы, главы или части. В некоторых договорах статьям, а также разделам (главам, частям) могут даваться наименования. В заключительной части излагаются такие положения, как условия вступления в силу и прекращения договоров, язык, на котором составлен текст договора, и т. д. Международные договоры часто имеют приложения в виде протоколов, дополнительных протоколов, правил, обменных писем и т. д.

Стадии заключения международных договоров:

– выдвижение договорной инициативы,

– подготовка текста договора,

– принятие текста договора,

– установление аутентичности текстов договора на разных языках,

– подписание договора,

– выражение согласия договаривающихся сторон на обязательность договора.

Способы выражения согласия:

– подписание,

– обмен документами (нотами либо письмами),

– ратификация,

– утверждение,

– принятие,

– одобрение,

– присоединение.

Для Российской Федерации вопрос о договорах как источниках международного права в современной ситуации имеет специфический характер, поскольку после прекращения существования СССР термином «международные договоры Российской Федерации» охватывают три категории договоров: 1) договоры, заключенные непосредственно Российской Федерацией как самостоятельным субъектом международного права; 2) договоры, заключенные Союзом ССР, вступившие в силу в период существования СССР и воспринятые Российской Федерацией в порядке правопреемства (большинство действующих договоров относится к этой группе); 3) договоры, подписанные от имени СССР, но не вступившие в свое время в силу ввиду незавершенности предусмотренной для этого процедуры и ратифицируемые уже от имени Российской Федерации.

2.Международная примирительная процедура: понятие, элементы и содержание

В международном праве посредничество — выступает одним из средств мирного разрешения споров между государствами путём переговоров с участием третьего государства (посредника) и на основе выдвинутых им условий.

Выдвижение посредником определённых предложений как базы для переговоров и урегулирования споров отличает посредничество от простого содействия или «добрых услуг».

Процедура посредничества регламентирована Гаагскими конвенциями 1899 и 1907 и Уставом ООН (ст. 33). Согласно Уставу ООН, конвенциям и существующей практике, посредник может выступать по просьбе спорящих сторон, по собственной инициативе либо по почину держав, не причастных к спору. В практике СССР известны случаи, когда Советское правительство принимало посредничество других государств или само выступало посредником. Например, в 1945 СССР согласился на посредничество временного французского правительства в переговорах со Швейцарией о положении интернированных во время войны.

В международных спорах, не затрагивающих ни чести, ни существенных интересов государств и проистекающих из разногласий в оценке фактических обстоятельств ситуации, стороны вправе учредить специальный международный орган - следственную комиссию для выяснения вопросов фактов.

Следственные комиссии учреждаются на основании особого соглашения между сторонами, в котором определяются: подлежащие расследованию факты, порядок и срок деятельности комиссии, ее полномочия, место пребывания комиссии, язык разбирательства и др.

Расследование комиссией производится в состязательном порядке. Стороны в установленные сроки излагают комиссии факты, представляют необходимые документы, а также список свидетелей и экспертов, которые должны быть выслушаны. Комиссия может запросить от сторон дополнительные материалы. В процессе разбирательства производится допрос свидетелей, о чем составляется протокол.

После того как стороны представили все разъяснения и доказательства, а все свидетели выслушаны, следствие объявляется законченным, а комиссия составляет доклад. Доклад комиссии ограничивается установлением фактов и не имеет силы решения суда или арбитража. Стороны имеют право использовать решение комиссии по своему усмотрению

Согласительные комиссии получили широкое распространение в международной практике. Они имеют более широкие полномочия, чем следственные. Согласительные комиссии, как правило, не ограничиваются только установлением того или иного факта, но и предлагают возможное решение спорного вопроса. Однако в отличие от арбитража и суда окончательное решение по делу принимается сторонами, которые не связаны выводами комиссии.

В соответствии с положениями Акта о мирном разрешении международных споров 1985 г. постоянная согласительная комиссия состоит из пяти членов. По одному члену комиссии назначают спорящие стороны, три других избираются из числа граждан третьих стран. В случае затруднения в выборе членов их назначение может быть поручено председателю Генеральной Ассамблеи ООН, третьим государствам или решено жребием.

3.Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел. Правовые вопросы спасения космонавтов

Нормы, относящиеся к международно-правовому режиму космического пространства и небесных тел, содержатся главным образом в Договоре по космосу. Ряд важных дополнительных предписаний применительно к статусу Луны и других небесных тел предусмотрен Соглашением о Луне.

Большинство элементов режима космического пространства и небесных тел идентичны. В Договоре по космосу почти во всех статьях используется термин «космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела», то есть не проводится принципиального различия с точки зрения их правового режима. Общее правовое положение космического пространства и небесных тел определяется прежде всего тем, что на него не распространяется суверенитет какого-либо государства. Они не подлежат национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами. В Соглашении о Луне также определено, что поверхность или недра Луны не могут быть собственностью какого-либо государства, международной организации, неправительственного учреждения или любого физического лица.

Природные ресурсы Луны объявлены общим наследием человечества, и установлена обязанность разработать специальный международный режим эксплуатации природных ресурсов Луны, когда возможность такой эксплуатации станет реальностью. Вместе с тем, в этом же Соглашении закреплено право государств собирать на Луне и других небесных телах образцы минеральных и других веществ и вывозить их оттуда, а также использовать их для поддержания жизнедеятельности экспедиций при проведении научных экспедиций в необходимых для этих целей количествах.

Космическое пространство и небесные тела открыты для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом.

Одновременно, как бы подчеркивая неабсолютность такой свободы, государства — участники Договора по космосу приняли на себя обязательство осуществлять эту деятельность в соответствии с международным правом, включая Устав Организации Объединенных Наций, в интересах поддержания мира и безопасности и развития международного сотрудничества, а также должным образом учитывать при ее осуществлении соответствующие интересы всех других государств и не создавать потенциально вредных помех их деятельности. Установлено обязательство государств-участников принимать необходимые меры для избежания вредного загрязнения космического пространства и небесных тел и неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки неземного вещества. Соглашение о Луне ужесточает это требование, налагая обязательство принимать меры по предотвращению внесения неблагоприятных изменений в окружающую среду Земли не только вследствие доставки внеземного вещества, но и «каким-либо иным путем».

Договор по космосу предусматривает процедуру проведения международных консультаций относительно деятельности или экспериментов, которые могут создать потенциально вредные помехи деятельности других государств по мирному исследованию и использованию космического пространства.

Принцип предотвращения потенциально вредных последствий космической деятельности получил дальнейшее развитие в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года, которая запретила применение любых научно-технических средств, в том числе и космических, для воздействия на погоду и климат, если такие средства могут вызвать долгосрочные разрушительные или губительные для природы последствия.

Договор по космосу разрешает использовать любое оборудование или средства и военный персонал для научных исследований. Вместе с тем, участники Договора обязались не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным или другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать его в космическом пространстве каким-либо иным образом, а также не создавать на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, не осуществлять испытаний любых типов оружия и не проводить военные маневры.

В соответствии с Соглашением о Луне на небесных телах могут создаваться обитаемые и необитаемые станции, которые должны располагаться таким образом, чтобы не препятствовать доступу персонала, аппаратов и оборудования других государств во все районы. На небесных телах запрещаются угроза силой или применение силы, а также использование небесных тел для совершения любых подобных действий в отношении Земли, небесных тел, космических кораблей, персонала космических кораблей или искусственных космических объектов.

За деятельность в космическом пространстве, включая небесные тела, государства-участники Договора по космосу несут международную ответственность независимо от того, осуществляется ли она правительственными организациями или неправительственными юридическими лицами, в том числе и за обеспечение того, чтобы национальная деятельность проводилась в соответствии с положениями Договора по космосу. При этом деятельность неправительственных юридических лиц должна проводиться в космическом пространстве с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства-участника Договора, которое несет ответственность наряду с таким юридическим лицом за выполнение положений Договора.

В отличие от небесных тел естественного происхождения под космическими объектами в МКП подразумеваются созданные человеком искусственные спутники, автоматические и пилотируемые корабли и станции, ракеты-носители и т.п., а также их составные части. МКП регулирует деятельность, связанную с космическими объектами, с момента их запуска или сооружения в космическом пространстве и до возвращения их на Землю, а также отношения между государствами в случае приземления космического объекта на территории иностранного государства. До запуска и после приземления космического объекта на национальную территорию такая деятельность регулируется национальным правом каждого из государств, если об этом нет специальной договоренности между соответствующими государствами.

Порядок международной регистрации космических объектов был установлен Конвенцией о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 года.

Государство-участник Договора по космосу, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем этого объекта во время нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле. Таким образом, на космический объект и его экипаж (независимо от гражданской принадлежности его членов) при их нахождении в космическом пространстве распространяется юрисдикция государства регистрации. В случае когда в запуске космического объекта участвуют два или более государств, эти государства совместно определяют, которое из них зарегистрирует этот объект. Соглашение о Луне предусматривает, что юрисдикция и контроль государства распространяются не только на персонал и космические аппараты, но и на оборудование, установки, станции и сооружения, находящиеся на небесных телах.

Все станции, установки и космические корабли на небесных телах открыты для представителей государств-участников Договора по космосу на основе взаимности.

Права собственности на космические объекты, запущенные в космическое пространство, включая объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле, и на их составные части остаются незатронутыми во время их нахождения в космическом пространстве или по возвращении на Землю. При этом по просьбе запустившего государства его космические объекты, обнаруженные где-либо, должны быть возвращены владельцу.

Международное космическое право рассматривает космонавтов как посланцев человечества в космос. Договор 1967 г. о космосе обязывает его участников оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории другого государства или в открытом море. Космонавтам, совершающим такую вынужденную посадку, должна быть обеспечена безопасность. Они незамедлительно возвращаются государству, в регистр которого занесен их космический корабль. Находясь в космическом пространстве, в том числе и на небесных телах, космонавты одного государства - участника Договора оказывают возможную помощь космонавтам других государств. Лицам, терпящим бедствие на Луне, предоставляется право укрытия на станциях, сооружениях, аппаратах и других установках государств - участников Соглашения о Луне и других небесных телах.

Если авария или бедствие, вынужденная или непреднамеренная посадка экипажа космического корабля привели к приземлению на территории, находящейся под юрисдикцией какого-либо государства, то оно должно принять все возможные меры для спасения экипажа и оказания ему необходимой помощи. В операциях по поискам и спасению космонавтов могут участвовать и власти, осуществившие запуск. Такие действия предпринимаются на основе сотрудничества сторон под руководством и контролем государства, осуществляющего юрисдикцию над территорией, где проводятся операции по поискам и спасению.

Список литературы

    Устав Организации Объединенных наций от 26 июня 1945 г. // Международное право в документах. М., 2007.

  1. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Подписан в г. г. Вашингтоне, Лондоне, Москве 27.01.1967) // Ведомости ВС СССР. 1 ноября 1967 г. № 44. Ст. 588.

  2. Венская Конвенция ООН 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров // Внешнеэкономическая деятельность: международное частное право и российское законодательство. Сборник нормативных документов. М., 2007.

    Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство: Принята резолюцией 3235 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН от 12 ноября 1974 года. Ратифицирована
    Указом Президиума ВС СССР от 13.07.1977 № 6020-IX «О ратификации Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство» // Ведомости ВС СССР. 27 июля 1977 г. № 30. Ст. 457.

    Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами» (Заключена в г. г. Москве, Лондоне, Вашингтоне 29.03.1972). Ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 28.09.1973 № 4855-VIII «О ратификации Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами» // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXIX.- М., 1975. С. 95 – 101.

В зависимости от объекта различаются следующие виды международных договоров: политические, экономические, административно-правовые, по специальным вопросам. Политические – международные договоры о союзе, взаимопомощи, нейтралитете, разоружении, по территориальным и пограничным вопросам (Вашингтонский договор по Антарктиде 1959 г., Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии 1990 г.). Экономические – это торговые договоры, договоры о поставке товаров и оборудования, займах, кредитах (Венская конвенция ООН о международной купле-продаже товаров 1980 г., Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге 1988 г., Женевская чековая конвенция 1931 г.). Договоры по специальным вопросам – это транспортные конвенции, договоры о правовой помощи, о преследовании и наказании отдельных видов преступлений (Гамбургские правила 1978 г., Конвенция о международной дорожной перевозке грузов 1956 г., Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 г.).

Особое значение имеют договоры, кодифицирующие различные отрасли международного права (Венские конвенции о дипломатических 1961 г. и консульских сношениях 1963 г., Венские конвенции о праве международных договоров 1969 и 1986 гг., Женевские конвенции 1949 г., Конвенция по морскому праву 1982 г.). Объекты договоров с участием международных организаций – это договоры по экономическим и специальным вопросам, входящим в компетенцию этих организаций. Тенденция современной практики заключается в расширении круга объектов договоров с участием международных организаций.

Форма международного договора – это средства и способы, при помощи которых согласование воль субъектов международного права приобретает характер явно выраженного соглашения. Понятие формы составляют язык, структура и наименование договора. Язык – это главный элемент, посредством которого воля субъектов международного права получает явное проявление вовне. Двусторонние договоры заключаются на языках обеих сторон; их тексты должны быть юридически равнозначны (аутентичны). Многосторонние договоры заключаются на основных языках мира (прежде всего, на официальных языках ООН – английском, французском, испанском, русском, китайском, арабском).

Структура является элементом формы договора. С точки зрения структуры, договор – это единая система взаимосвязанных норм, которая всегда рассматривается как единое целое. Элементы структуры – преамбула, центральная часть, заключительная часть. Преамбула (введение) указывает цели договора, его формальные аспекты (наименование, стороны, полномочия представителей), реже – содержит конкретные нормы (мирные договоры – о прекращении состояния войны). Центральная часть фиксирует положения по существу регулируемых отношений. Заключительная часть определяет порядок вступления договора в силу, его действия и прекращения. Деление договора – на статьи, главы, части. Широко распространены приложения как четвертая часть договора. Не обязательно наличие одновременно всех элементов структуры.

Наименование договора представляет собой часть его формы. Нет общепризнанной классификации наименований – договор, конвенция, пакт, соглашение, хартия – все эти понятия применительно к международным договорам синонимы. Обмен нотами (письмами) или нотификация – это не только особое наименование, но и упрощенный, своеобразный способ заключения международных договоров. Обладают такой же юридической силой, как и другие международные соглашения. Одинаково законны договоры, заключенные как в письменной, так и в устной форме; они имеют одинаковую юридическую силу. Устные договоры (джентельменские соглашения) встречаются достаточно редко (1946 г. – договоренность между Великобританией, Китаем, СССР, США и Францией о принципе справедливого распределения мест при избрании непостоянных членов СБ ООН; 1961 г. – устная договоренность между Дж. Кеннеди и Н. С. Хрущевым об урегулировании Карибского кризиса).

Связи с внешним миром крайне важны для любого открытого и цивилизованного государства. Подобные отношения регламентируются рядом специальных документов, среди которых особое место уделяется международному соглашению. Что представляет собой данный юридический источник? Какими особенностями он обладает? В этой статье будет подробно рассказано про понятие, виды, формы и значение источников международного права.

Понятие международного договора

Договор является наиболее популярной формой политического соглашения. Он может приобретать статус международного, если заключается между разными государствами. Юридическая сила договора зависит от того, какую форму имеет принимаемое соглашение: например, это может быть конвенция, пакт, устав, протокол и т. д.

Все международные соглашения имеют четкую цель: это совместное достижение странами определенных результатов по тому или иному вопросу. Объектом договора могут быть любые материальные или нематериальные блага, а также действия или бездействия. Как правило, объект соглашения отражается в наименовании принимаемого документа.

Возможностью заключать договоры обладают все страны. Такая правоспособность была закреплена в 1969 году по Венской конвенции - которая, к слову, также является международным соглашением. Согласно этому документу, любое государство должно стремиться к заключению и достижению определенных целей, направленных на развитие отдельных стран или всего мира в целом.

Существует в рассматриваемой сфере и ряд специальных ограничений. Например, одно государство не может обременить какую-либо страну обязательствами, без ее согласия на это. Все заключаемые в международных соглашениях нормы должны строго соответствовать положениям всемирного права, которое запрещает создавать неудобства или проблемы для кого бы то ни было.

Источник международного права - международный договор

Договор, заключаемый между различными государствами, является базовым источником международного права. Это закреплено юридически - Уставом ООН и Регламентом Суда ООН. Именно договор представляет собой наиболее понятную и конкретную форму согласительного выражения. Заключается он субъектами межгосударственных юридических отношений. В результате принятия международного соглашения устанавливаются особые правила, обладающие преимущественно императивным характером. Они касаются формирования, изменения или ликвидации взаимных обязанностей и полномочий различных субъектов права.

В большинстве случаев нормы, сформированные межгосударственным соглашением, предназначены для многократного применения. Такие договоры именуются универсальными. Они отражают интересы всех стран, а также открыты для внесения изменений. Примером такого соглашения является Устав Организации Объединенных Наций - важнейший источник международного права. Согласно статье 103 этого документа, любое межгосударственное соглашение, противоречащее Уставу ООН, не может обладать полноценной юридической силой.

Все межгосударственные соглашения являются фундаментом для международного права. При этом определить основные особенности данной отрасли не так уж и просто. Это по-настоящему громадная юридическая область, одинаково значимая для всех признанных мировых государств. Чуть подробнее о ней следует рассказать далее.

Международное право

Юридические отношения, в которых присутствует иностранный элемент, объединяются в отрасль международного права. Данная сфера регулируется специальными нормативными актами, которые именуются межгосударственными соглашениями.

Рассматриваемой правовой отрасли присущи некоторые особенности. Во-первых, международная юридическая сфера представляет собой совокупность норм и принципов, обладающих преимущественно императивным характером. Это означает, что выполнение всех правовых установок обеспечивается принудительно. Во-вторых, международное и внутригосударственное (национальное) право обладают схожей структурой. Здесь есть отрасли, институты, нормы и прочие важные элементы. Причем ни одно национальное право не может противоречить международным нормам и принципам.

Международное право делится на публичное, частное и наднациональное. Публичное право представляет собой систему, которая регулирует межгосударственные отношения путем принятия определенных решений мировыми организациями. На сегодняшний день ведущей международной организацией является ООН.

Частное право регулирует внутригосударственное законодательство, усложненное иностранным элементом. Самый распространенный способ применения такого права - это регулирование коллизионных норм (национальных юридических элементов, осложненных иностранным правом).

Наконец, существует наднациональная правовая группа. В некоторых странах власть делегирует часть своих полномочий международным органам. Путем заключения международных соглашений, мировые организации берут на себя обязанность по управлению внутренними делами отдельного государства.

Число субъектов, заключающих соглашение

Специалисты в области юриспруденции разработали множество различных классификаций международных соглашений. Так, договоры могут делиться в зависимости от числа субъектов права.

Первая группа юридических актов именуется односторонней. В данном случае есть всего один субъект, обладающей правом волеизъявления. Именно этот субъект налагает на себя ряд полномочий или обязанностей, за реализацию которых он в полной мере ответственен. К группе односторонних актов относятся:

  • Нотификации. Это задокументированные факты, обладающие определенными правовыми последствиями. Заключают такие соглашения страны, которые возлагают на себя обязательство что-то исполнить (например, вывести или ввести войска, устранить или возместить ущерб и т. д.).
  • Признание. Это документ, представляющий собой факт закрепления государственной воли. По сути, признание является видом соглашения, что переводит фактическое положение в юридическое.
  • Протест. В данном случае одно государство выражает свое несогласие или недовольство по определенному поводу. Похожим документом является отказ - соглашение, согласно которому государство отказывается от определенных прав. Отказ от обязательств не допустим.

Вторая группа видов международных соглашений имеет двусторонний или многосторонний характер. В данном случае два или более государства приходят к соглашению по тому или иному вопросу. Классифицировать такие договоры можно в зависимости от области их действия. Здесь следует выделить универсальные договоры. Их заключают абсолютно все государства, которые являются членами мирового сообщества (например, ООН или НАТО).

Что такое региональные договоры? Как уже ясно из наименования, соглашение происходит между государствами определенного региона (это, например, Европа, постсоветское пространство, Южная Америка и т. д.). Здесь же следует выделить субрегиональные договоры - их участниками являются страны, находящиеся внутри определенного государства (или, например, Еврорегиона).

Группы межгосударственных договоров

Все международные конвенции, соглашения и договоры делятся на несколько групп. По уровню открытости следует выделить закрытые и открытые документы. Закрытые не разглашают число субъектов, заключивших договор. Открытые документы предусматривают возможность присоединения любого государства к формируемому или работающему договору.

Есть также классификация, связанная с субъектом, заключающим договор. Так, субъектами могут выступать страны как единые и неделимые элементы. В данном случае заключаемые соглашения будут именоваться межгосударственными. Также субъектами могут выступать правительства или различные исполнительные ведомства. Например, медицинские организации из разных государств заключили между собой договор, который будет именоваться ведомственным.

По критерию формы международные соглашения, конвенции и договоры делятся на письменные и устные. Последние заключаются крайне редко. Известный пример устного договора - "джентльменское соглашение" представителей морского права, заключенное в 1973 году в Генассамблее ООН.

Наконец, межгосударственные соглашения классифицируются в зависимости от объекта. Целью заключаемых договоров может быть разрешение пограничных, транспортных, образовательных, военных или любых других вопросов.

Форма международного договора

Международное соглашение обладает полной юридической силой лишь в том случае, если оно правильно составлено. Первый важный момент - это язык документа. Долгое время все межгосударственные соглашения составлялись на латыни. Позже официальным языком был французский. Сегодня заключенное соглашение имеет две или более копии - в зависимости от того, между какими странами оно заключается. Если же документ односторонний, то составляется он на английском и соответствующем национальном языках.

Структура договора должна соответствовать положениям Венской конвенции. Необходимыми частями являются преамбула, основная часть и заключение. Каких-то особенных правил в данном случае нет.

Нормы международных соглашений должны отражать цели создания акта, правовые субъекты, вводимые права или обязанности, договорные условия и многое другое. В зависимости от прописанных норм соглашение может иметь следующие формы:

  • Трактат. Это многостороннее соглашение, которое устанавливает взаимоотношения субъектов в области той или иной политической сферы. Трактат регулирует куда более серьезные вопросы, нежели договор. Например, Берлинский трактат 1878 года утверждал независимость ряда европейских государств.
  • Договор. Это самый распространенный вид нормативного акта, заключаемого между государствами. Договор направлен на регулирование вопросов экономики, культуры, политики и т. д.
  • Пакт. Данное соглашение заключается в целях решения конкретного вопроса (пример - пакт о ненападении между странами).
  • Декларация. Чаще всего это односторонний документ, заключаемый по определенному вопросу (например, Декларация о правах человека 1948 года).

Существует также множество других документов, регулирующих вопросы международного характера. Все они обладают различной юридической силой.

Договоры о сотрудничестве

Заключаемые между странами соглашения в большинстве случаев направлены на реализацию сотрудничества. Причем межгосударственное взаимодействие может иметь самые разные цели. Здесь стоит отметить развитие образовательной сферы, культурной, научной, производственной или любой другой. Каких-то особых требований к международным соглашениям о сотрудничестве не существует. Важно лишь правильное оформление документа, перевод на несколько языков, а также ратификация международным сообществом.

О сотрудничестве между разными странами следует рассказать на примере международного таможенного соглашения. Договор такого рода заключается на основании Конвенции по тарифам и торговле 1947 года. Основными целями таможенного сотрудничества является обмен информацией о перемещаемых товарах, унификация таможенного законодательства, исследование таможенных систем и многое другое. Реализация данных целей нужна для повышения уровня жизни в соответствующих государствах.

Международные торговые соглашения

Межгосударственные торговые отношения регламентируются в настоящее время по "типовым" договорам. Такие документы составляются профессиональной командой специалистов. Причем составители могут относиться к неправительственной или международной группе.

Вне зависимости от того, к какой организации причисляют себя субъекты международного права, составляемые торговые договоры должны соответствовать положениям международной торговой палаты (ICC). Это крупное многоотраслевое объединение, одной из целей которого является составление и ратификация межгосударственных соглашений.

Важнейшей отраслью ICC является Центр международной торговли (ЦМТ). Это агентство, контролируемое ООН, направленное на развитие экономических отношений в мире. ЦМТ разрабатывает стандарты договоров, которых должны придерживаться все торговые организации. Один из самых распространенных договоров ICC - международное экономическое соглашение купли-продажи. Этот документ регламентирует совершение сделок в сфере промышленного производства. Однако здесь исключены сделки об импорте и экспорте сырья, а также договоренности о продажах долгосрочного типа.

Международные коммерческие соглашения ICC могут иметь самую разную направленность. Стоит выделить строительные договоры, а также франчайзинговые, дистрибьюторские, транспортные и многие другие. К слову, транспортные договоры занимают сегодня особое место. Межгосударственные перевозки осуществляются постоянно, а потому их необходимо строго регламентировать. Большую роль сегодня играет соглашение о международных перевозках груза. Договор классифицирует виды перевозимых вещей, устанавливает нормы составления накладной, закрепляет права и ответственность транспортеров. Отдельным договором регламентируется перевозка опасных грузов. Такое соглашение было заключено в Женеве в 1957 году.

Заключение международного договора

Формирование и заключение межгосударственных соглашений включают в себя несколько стадий. Первым этапом является выдвижение договорной инициативы. Инициатором может быть как одно государство, так и целая группа стран. Если инициатива одобряется, то начинается подготовка текста документа. Это долгий и тщательный процесс, требующий постоянного согласования с международными инстанциями. Стоит помнить, что ни одно международное соглашение не должно противоречить Уставу ООН. Это такой же верховный документ, как, например, Конституция в России.

Сформированный текст договора должен быть одобрен и переведен на соответствующие языки. Далее договор подписывается субъектами права. Особую роль здесь играет процесс парафирования - предварительного одобрения и согласования документа. Это частая практика в международном праве. Уполномоченные субъекты ставят не подпись и печать, а лишь параф - небольшой росчерк. Тем самым документ считается одобренным составителями, но не проверенным представителями международных правовых структур.

По итогу документ согласовывается одним из нескольких путей: подписанием, ратификацией, одобрением, подтверждением, присоединением (к другому документу) либо утверждением.

Выполнение международного договора

Межгосударственный договор вступает в силу в тот момент, когда его ратифицируют путем подписания. После ратификации документ передается депозитарию на хранение. Любой договор может быть срочным и бессрочным. Срочное соглашение действует определенное количество времени. Бессрочный документ заключается для постоянного действия.

Все принимаемые международные договоры публикуются в официальных правительственных СМИ различных государств. За выполнением норм соглашения следит соответствующая международная организация. Это может быть ООН, Международная организация здравоохранения, научные комитеты и многое другое. Прекращение действия документа наступает лишь в связи с истечением его срока либо путем аннулирования. В последнем случае субъекты права принимают решение о денонсации или ревизии (пересмотре) документа. По итогам этих процедур может быть вынесено решение о прекращении действия договора.

Договор может заключаться в письменной или устной форме . Договоры в устной форме заключаются очень редко, поэтому наиболее распространенной формой является письменная. К структуре договора относятся его составные части такие как: 1) название договора, 2) преамбула, 3) основная и заключительная части, 4) подписи сторон. Преамбула является важной частью договора, преамбула используется при толковании договора. В ней содержатся сведения о субъектах и участниках договора, его мотивах и целях, сведения о наличии и действительности полномочий лиц, подписавших договор, а также о некоторых деталях, не относящихся к объекту договорного регулирования, но имеющих значение для сторон. Основная часть договора делится на статьи, которые могут быть сгруппированы в разделы, главы или части. В некоторых договорах статьям, а также разделам (главам, частям) могут даваться наименования. В основной части содержатся сведения о предмете договора, объекте и способе регулирования, правах и обязанностях сторон, условиях и способах исполнения договорных обязательств. В заключительной части . В этой части стороны определяют срок его действия, порядок вступления в силу, в том числе необходимость ратификации, перечень приложений, право на присоединение к договору третьих государств, место подписания, языки договора, другие технические детали. За этим следуют подписи представителей сторон. Международные договоры часто имеют приложения в виде протоколов , дополнительных протоколов, правил, обменных писем и т.д.

6) Заключение Международных Договоров.

Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года, как и Венская конвенция 1986 года не определяют, что означает заключение договоров. Однако сложившаяся международная практика свидетельствует о том, что под заключением международного договора понимаются все действия договаривающихся сторон, начиная от переговоров и кончая вступлением договора в силу. Заключение международного договора начинается с договорной инициативы , т.е. предложения одного государства или группы государств заключить определенный договор с одновременным предоставлением проекта текста договора. Договоры заключаются специально уполномоченными на то лицами, которым выдается специальный документ, называемый полномочиями. Полномочия могут выдаваться на все стадии заключения договора, либо на какую-то определенную стадию.

В соответствии со статьей 7 Венской конвенции 1969 года главы государств, главы правительств и министры иностранных дел заключают международные договоры без полномочий. Главы дипломатических представительств и представительств государств в международных организациях и на международных конференциях также не нуждаются в полномочиях, однако, их действия ограничены лишь пределами принятия текста договора.



Важнейшей стадией подготовки и принятия текста договора являются переговоры. Они могут осуществляться по дипломатическим каналам, на международных конференциях и в международных организациях. В ходе переговоров определяется форма принятия договора. Принятием текста договора, как правило, заканчиваются переговоры. Текст договора может быть принят подписанием или парафированием, на международных конференциях и в международных организациях текст договора принимается в соответствии с их процедурой принятия. В последнее время международная практика выработала новую форму принятия договоров – консенсусом, т.е. принятие текста договора без голосования, путем согласования позиций участников и при отсутствии официальных возражений участников переговоров. Стадия принятия текста договора тесно связана с установлением аутентичности текста договора. Аутентичность является подтверждением подлинности и достоверности текста договора. Установление аутентичности является подтверждением того факта, что текст договора окончателен и изменению не подлежит. Аутентичность может устанавливаться путем подписания, подписания ad referendum или парафирования самого текста договора либо заключительного акта конференции, содержащего этот текст, - гласит статья 10 Венской конвенции 1969 года. При этом государствам-участникам предоставляется право самим выбрать способ установления аутентичности текста договора. Завершающей стадией заключения договора является выражения согласия стороны на обязательность для нее положений договора. Способы выражения согласия на обязательность договора определяются в статье Венских конвенций 1969 и 1986 годов, в соответствии с которыми выразить согласие на обязательность договора можно его подписанием, обменом документами, образующими договор, ратификацией договора, его принятием, утверждением, присоединением к нему или любым другим способом, о котором договорились стороны. Наиболее часто встречающимся способом выражения согласия на обязательность договора является его подписание. Оно также дает право, подписавшему договор государству ратифицировать его. Международная практика выработала определенные правила подписания договора, связанные с расположением подписей сторон договора. Так под двусторонним договором подписи располагаются либо одна под другой, либо друг против друга. Так, в тексте первое место (левое или верхнее для языков с письмом слева направо) занимает подпись представителя той стороны, где будет храниться данный экземпляр договора. В названии договора на первое место также ставится наименование стороны, у которой будет храниться данный экземпляр подлинника договора. Подобное чередование именуется альтернатом. Под многосторонними договорами подписи сторон располагаются одна под другой в алфавитном порядке названий сторон на том языке, о котором договорились участники. Очередность подписания договора представителями сторон определяется жребием. Субъекты международного права могут выражать свое согласие на обязательность договора через ратификацию. Статья 14 Венских конвенций 1969 и 1986 годов содержат случаи, когда согласие государств на обязательность для них договоров выражается ратификацией. К ним относятся: а) если договор предусматривает, что такое согласие выражается ратификацией; б) участвующие в переговорах государства договорились о необходимости ратификации; в) представитель государства подписал договор под условием ратификации; г) намерение государства подписать договор под условием ратификации вытекает из полномочий его представителя или было выражено во время переговоров . Кроме того, внутреннее законодательство государств устанавливает, какие договоры подлежат обязательной ратификации13. Участники двустороннего договора обмениваются ратификационными грамотами. Ратификационные грамоты участников многосторонних договоров сдаются депозитарию, определенному сторонами договора. Важной стадией заключения международного договора является его регистрация. Согласно статье 102 Устава ООН всякий договор, заключенный любым членом ООН, должен быть зарегистрирован в Секретариате ООН, который заносит его в специальный реестр и публикует. Если договор не зарегистрирован, то государства не могут ссылаться на него ни в одном из органов ООН. Кроме Секретариата ООН регистрацией договоров занимаются и другие международные организации, такие как, ИКАО, МАГАТЭ, МОТ. Внутригосударственная публикация международных договоров носит наименование промульгации. В Российской Федерации международные договоры публикуются в Собрании законодательства Российской Федерации и Бюллетене международных договоров.Стадии заключения международных договоров: выдвижение договорной инициативы, подготовка текста договора, принятие текста договора, установление аутентичности текстов договора, выражение согласия договаривающихся сторон на обязательность договора.