Фз 129 в первоначальном виде. Законодательная база российской федерации. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Государственной Думой

Советом Федерации

(в ред. Федеральных законов от 23.06.2003 N 76-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 23.12.2003 N 185-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 02.07.2005 N 83-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

(часть первая в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Статья 2. Орган, осуществляющий государственную регистрацию

Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".

Статья 3. Государственная пошлина за государственную регистрацию

За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Глава II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕЕСТРЫ

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

Статья 4. Принципы ведения государственных реестров

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

1. В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

Государственные реестры ведутся на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях, если не установлен иной порядок ведения государственных реестров.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

Ведение государственных реестров на электронных носителях осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие государственных реестров с иными федеральными информационными системами и сетями.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

2. Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

1. В едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в едином государственном реестре юридических лиц указывается также наименование юридического лица на этих языках;

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

б) организационно-правовая форма;

в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;

г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

д) сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров;

(пп. "д" в ред. Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ)

е) подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица;

(пп. "е" в ред. Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ)

ж) сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;

з) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;

и) способ прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа);

(пп. "и" в ред. Федерального закона от 02.07.2005 N 83-ФЗ)

к) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого);

л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;

м) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом;

н) сведения о филиалах и представительствах юридического лица; (пп. "н" введен Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ)

о) идентификационный номер налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет юридического лица в налоговом органе;

п) коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

р) номер и дата регистрации юридического лица в качестве страхователя:

с) сведения о банковских счетах юридического лица.

(пп. "с" введен Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ)

2. В едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся следующие сведения об индивидуальном предпринимателе:

а) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество на русском языке (для иностранных граждан и лиц без гражданства такие сведения дополнительно указываются с помощью букв латинского алфавита на основании сведений, содержащихся в документе, удостоверяющем личность в соответствии с законодательством Российской Федерации);

в) дата и место рождения;

г) гражданство (при отсутствии у индивидуального предпринимателя гражданства указывается: "лицо без гражданства");

д) место жительства в Российской Федерации (указывается адрес - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры, - по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке (далее - адрес места жительства));

е) данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее - основной документ) (в случае, если индивидуальный предприниматель является гражданином Российской Федерации);

ж) вид и данные документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (в случае, если индивидуальный предприниматель является иностранным гражданином);

з) вид и данные документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства (в случае, если индивидуальный предприниматель является лицом без гражданства);

и) вид, данные и срок действия документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае, если индивидуальный предприниматель является иностранным гражданином или лицом без гражданства);

к) дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государственной регистрации;

л) дата и способ прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (по заявлению, либо в связи со смертью, либо в связи с принятием судом решения о признании несостоятельным (банкротом) или о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке, либо в связи с вступлением в силу приговора суда, которым назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, либо в связи с аннулированием документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончанием срока действия указанного документа);

м) сведения о лицензиях, полученных индивидуальным предпринимателем;

н) идентификационный номер налогоплательщика, дата постановки на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе;

(пп. "н" введен Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ)

о) коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

(пп. "о" введен Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ)

п) номер и дата регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя:

в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации;

в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации;

в территориальном фонде обязательного медицинского страхования;

(пп. "п" введен Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ)

р) сведения о банковских счетах индивидуального предпринимателя.

(пп. "р" введен Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ)

(п. 2 введен Федеральным законом от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

3. В случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются. Порядок и сроки хранения регистрирующим органом содержащихся в государственных реестрах документов, а также порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы определяются Правительством Российской Федерации.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

4. Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

Сведения, указанные в подпункте "м" пункта 1 и подпункте "м" пункта 2 настоящей статьи, представляются лицензирующими органами не позднее пяти рабочих дней с момента принятия соответствующего решения.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

Сведения, указанные в подпункте "р" пункта 1 и подпункте "п" пункта 2 настоящей статьи, представляются в регистрирующий орган органами государственных внебюджетных фондов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не позднее пяти дней с момента регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.

Сведения, указанные в подпункте "с" пункта 1 и подпункте "р" пункта 2 настоящей статьи, представляются в регистрирующий орган банками в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не позднее пяти дней со дня открытия текущих (расчетных) счетов юридического лица или индивидуального предпринимателя.

(абзац введен Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ)

5. Юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "о" - "с", и индивидуальный предприниматель в течение трех дней с момента изменения указанных в пункте 2 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м" - "р", обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства. В случае, если изменение указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI настоящего Федерального закона.

(в ред. Федеральных законов от 23.06.2003 N 76-ФЗ, от 23.12.2003 N 185-ФЗ)

6. В регистрационном деле юридического лица или индивидуального предпринимателя, сведения о государственной регистрации которых внесены в соответствующий государственный реестр, должны содержаться все документы, представленные в регистрирующий орган в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

Регистрационные дела юридических лиц и индивидуальных предпринимателей являются частью соответственно единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

Статья 6. Предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

Сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Данное ограничение не применяется при предоставлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц, а также сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей.

(в ред. Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ)

выписки из соответствующего государственного реестра;

копии документа (документов), содержащегося в соответствующем государственном реестре;

справки об отсутствии запрашиваемой информации.

Форма и порядок предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Срок предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов устанавливается Правительством Российской Федерации и не может составлять более чем пять дней со дня получения регистрирующим органом соответствующего запроса.

4. Отказ в предоставлении содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым пункта 1 настоящей статьи, не допускается.

5. Содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведения о месте жительства конкретного индивидуального предпринимателя могут быть предоставлены регистрирующим органом только на основании запроса, представленного непосредственно в регистрирующий орган физическим лицом, предъявившим документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Регистрирующий орган по запросу индивидуального предпринимателя обязан предоставить ему информацию о лицах, получивших в соответствии с абзацем первым настоящего пункта сведения о его месте жительства.

6. По представленному непосредственно в регистрирующий орган запросу любого физического лица, предъявившего документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, регистрирующий орган вправе сопоставить содержащиеся в государственных реестрах сведения о персональных данных конкретного физического лица с изложенными в указанном запросе сведениями. В этом случае регистрирующим органом предоставляется справка о соответствии или несоответствии изложенных в запросе сведений сведениям, содержащимся в государственных реестрах.

7. Формы, порядок и срок предоставления указанных в пунктах 5 и 6 настоящей статьи информации и справки устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом срок их предоставления не может составлять более чем пять дней со дня представления в регистрирующий орган соответствующего запроса.

Статья 7. Условия предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

1. Предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, а также предусмотренной пунктом 6 статьи 6 настоящего Федерального закона справки осуществляется за плату, если иное не установлено федеральными законами.

Размер платы за предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, а также предусмотренной пунктом 6 статьи 6 настоящего Федерального закона справки устанавливается Правительством Российской Федерации.

2. В случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, регистрирующий орган бесплатно предоставляет содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам по находящимся в производстве делам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов, а также определенным федеральными законами лицам.

3. Средства, получаемые в виде платы за предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, а также предусмотренной пунктом 6 статьи 6 настоящего Федерального закона справки, используются исключительно в целях создания, поддержания и развития системы государственной регистрации, в том числе в целях ведения государственных реестров.

Глава III. ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ

Статья 8. Сроки и место государственной регистрации

1. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

2. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

3. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

(п. 3 введен Федеральным законом от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

Статья 9. Порядок представления документов при государственной регистрации

1. Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

Абзацы девятый и десятый исключены. - Федеральный закон от 23.06.2003 N 76-ФЗ.

При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может являться физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

(абзац введен Федеральным законом от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

2. Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

3. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов.

4. Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

5. Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Статья 10. Особенности регистрации отдельных видов юридических лиц

Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.

Статья 11. Решение о государственной регистрации

1. Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

2. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

3. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр. Форма и содержание документа устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

3.1. Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сведения, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ)

4. Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством Российской Федерации. Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, а также порядок и сроки предоставления соответствующему юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю сведений о его учетных данных устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ

ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПРИ ИХ СОЗДАНИИ

Статья 12. Документы, представляемые при государственной регистрации создаваемого юридического лица

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

Статья 13. Порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании

1. Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

2. Представление документов для государственной регистрации юридических лиц при их создании осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

3. Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

Глава V. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ,

СОЗДАВАЕМЫХ ПУТЕМ РЕОРГАНИЗАЦИИ

Статья 14. Документы, представляемые при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации

1. При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;

б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

в) решение о реорганизации юридического лица;

г) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;

(пп. "г" в ред. Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ)

д) передаточный акт или разделительный баланс;

е) документ об уплате государственной пошлины.

2. В случае, если в учредительные документы юридического лица, создаваемого путем реорганизации, вносятся изменения, государственная регистрация таких изменений осуществляется в соответствии с правилами, установленными главой VI настоящего Федерального закона.

Статья 15. Порядок государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации

1. Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц.

В случае, если место нахождения юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, отличается от места нахождения реорганизуемого юридического лица, порядок взаимодействия регистрирующих органов определяется Правительством Российской Федерации.

2. В случае, если реорганизация влечет за собой прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о прекращении деятельности таких юридических лиц по получении информации от соответствующего регистрирующего органа о государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, за исключением случаев, указанных в пункте 5 статьи 16 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

3. Представление документов юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.

4. Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона.

Статья 16. Завершение государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации

1. Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.

2. Реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а юридические лица, реорганизованные в форме слияния, считаются прекратившими свою деятельность.

3. Реорганизация юридического лица в форме разделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной, а юридическое лицо, реорганизованное в форме разделения, считается прекратившим свою деятельность.

4. Реорганизация юридического лица в форме выделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной.

5. Реорганизация юридического лица в форме присоединения с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц считается завершенной.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

Глава VI. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ИЗМЕНЕНИЙ,

ВНОСИМЫХ В УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА,

И ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В СВЕДЕНИЯ О ЮРИДИЧЕСКОМ ЛИЦЕ,

ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

Статья 17. Документы, представляемые для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в

Статья 24. Ответственность регистрирующего органа за нарушение порядка государственной регистрации

1. За необоснованный, то есть не соответствующий основаниям, указанным в статье 23 настоящего Федерального закона, отказ в государственной регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка государственной регистрации, установленного настоящим Федеральным законом, а также незаконный отказ в предоставлении или за несвоевременное предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом документов должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

2. Регистрирующий орган возмещает ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации, уклонением от государственной регистрации или нарушением порядка государственной регистрации, допущенным по его вине.

Статья 25. Ответственность заявителя и (или) юридического лица, индивидуального предпринимателя за неправомерные действия

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

1. За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

2. Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

3. Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке в случае неоднократных либо грубых нарушений им законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей.

(п. 3 введен Федеральным законом от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

Глава IX. ПЕРЕХОДНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 26. Переходные положения

1. Регистрационные дела о зарегистрированных ранее юридических лицах, хранящиеся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие настоящего Федерального закона, являются частью федерального информационного ресурса.

2. Порядок и сроки передачи регистрирующему органу указанных регистрационных дел устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Невыполнение указанного требования является основанием для исключения такого юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом в отношении исключения недействующих юридических лиц.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2005 N 83-ФЗ)

Статья 27. Введение настоящего Федерального закона в действие

1. Ввести настоящий Федеральный закон в действие с 1 июля 2002 года, за исключением пункта 2 настоящей статьи, который вводится в действие со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

2. Правительству Российской Федерации со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до его введения в действие принять нормативные правовые акты, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

3. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент

Российской Федерации

Москва, Кремль

Глава I

  • . Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
  • . Орган, осуществляющий государственную регистрацию
  • . Государственная пошлина за государственную регистрацию

Глава II

  • . Принципы ведения государственных реестров
  • . Содержание государственных реестров
  • . Предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов
  • . Условия предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов
  • . Порядок опубликования сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом

Глава III

  • . Сроки и место государственной регистрации
  • . Порядок представления документов при государственной регистрации
  • . Особенности регистрации отдельных видов юридических лиц
  • . Решение о государственной регистрации

Глава IV

  • . Документы, представляемые при государственной регистрации создаваемого юридического лица
  • . Порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании

Глава V

  • . Уведомление о реорганизации юридического лица
  • . Документы, представляемые при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации
  • . Порядок государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации
  • . Завершение государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации

Глава VI

  • . Документы, представляемые для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц
  • . Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц
  • . Уведомление о внесении изменений в учредительные документы юридического лица

Глава VII

  • . Уведомление о ликвидации юридического лица
  • . Документы, представляемые для государственной регистрации при ликвидации юридического лица
  • . Исключение юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа
  • . Порядок государственной регистрации при прекращении унитарного предприятия, а также государственного или муниципального учреждения в связи с отчуждением их имущества в случаях, предусмотренных федеральными законами
  • . Порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица или при исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц

С 1 января 2016 г. вступают в силу многочисленные поправки в Федеральный закон от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту - Закон №129-ФЗ). Целью внесенных изменений является обеспечение достоверности данных Единого государственного реестра юридических лиц (далее по тексту - ЕГРЮЛ). Проанализируем практические аспекты обновленного Закона №129-ФЗ.

Большая часть внесенных поправок, о которых пойдет речь в настоящей статье, внесена в Закон №129-ФЗ Федеральными законами от 30.03.2015 г. №67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту - Закон №67-ФЗ), от 29.06.2015 г. №209-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов» (далее по тексту - Закон №209-ФЗ) и от 13.07.2015 г. №237-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее по тексту - Закон №237-ФЗ).Прокомментируем основные изменения по порядку.

В редакции Закона №129-ФЗ, действовавшей до 13.07.2015 г., в ЕГРЮЛ вносились данные только об адресе юридического лица. Обновленной редакцией Закона №129-ФЗ уточнено, что теперь будут вноситься сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения такого юридического лица.

В чем отличия этих терминов? Обратимся к нормам гражданского законодательства:

1) Место нахождения организации (п. 2 ст. 54 ГК РФ) - определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования), отражается в уставе юридического лица. Например, г. Москва.

2) Адрес юридического лица (п. 3 ст. 54 ГК РФ) - указывается в ЕГРЮЛ в пределах места нахождения юридического лица.Например, 125047, г. Москва, Оружейный переулок, д.19

На практике возможны ситуации, когда организация меняет адрес внутри одного города (населенного пункта). В этом случае потребуется внесение изменений в ЕГРЮЛ в части нового адреса организации. При этом в устав юридического лица можно не вносить изменения (Письмо ФНС РФ от 31.01.2014 г. №СА-4-14/1645@).

Если же организация принимает решение о смене своего места нахождения (например, переезжает из г.Москвы в г.Магадан), то она обязана представить в налоговую инспекцию заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ, а также решение о смене места нахождения.

Функции нотариусов при государственной регистрации

Нововведением является предоставленная возможность электронного документооборота с налоговыми органами. Так, в Законе №129-ФЗ прописана возможность подачи документов в регистрирующий орган через нотариуса в электронном виде, подписанных электронной подписью нотариуса, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг (п. 1 ст.9 Закона №129-ФЗ). Таким образом, нотариус может предоставить возможность заявителю избежать «живого» общения с налоговыми органами. На сегодняшний день вид таких электронных документов уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти не установлен.

Проверка достоверности сведений

Несмотря на то, что на налоговые органы возлагается ответственность за регистрацию недостоверных сведений, подаваемых организацией для включения или ранее включенных в ЕГРЮЛ, налогоплательщик по-прежнему должен иметь обоснование выбора контрагента и проявлять должную осмотрительность.

Арбитражная практика последних лет свидетельствует о том, налоговая выгода может быть признана необоснованной при доказанности отсутствия реальности операций, либо осведомленности налогоплательщика об указании контрагентом недостоверных сведений или о подложности представленных документов (Постановление АС Уральского округа от 26.11.2015 г. №А47-2837/2014).

Так, в указанном деле налоговые органы, доказывая нереальность осуществленных налогоплательщиком операций, установили, что деятельность контрагента носила номинальный характер, по адресу регистрации данное общество с момента его государственной регистрации до момента исключения из ЕГРЮЛ не находилось, при этом финансовых, трудовых, технических ресурсов, имущества, транспортных средств, необходимых для выполнения принятых на себя обязательств не имелось.

Начиная с 1 января 2016 г., налоговые органы будут проверять достоверность сведений юридических лиц еще на стадии принятия решения о государственной регистрации. Такая проверка проводится налоговым органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности (в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц).

В п.4.2 ст.9 Закона №129-ФЗ приведен закрытый перечень проверочных мероприятий, включающих в себя:

Изучение документов и сведений, которые имеются в базе налоговых органов, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;

Получение необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;

Заинтересованное лицо вправе направить в регистрирующий орган письменное возражение относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ по специальной форме, которая будет утверждена уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п.6 ст.9 Закона №129-ФЗ).

При этом обоснованность требований заинтересованного лица должны проверить налоговые органы.

Получение справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;

Проведение осмотра объектов недвижимости;

Привлечение специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Основания, условия и способы проведения изложенных мероприятий установит уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти (п.4.3 ст.9 Закона №129-ФЗ).

В случае установления недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, государственная регистрация не может быть осуществлена (п.4.4 ст.9 Закона №129-ФЗ).

В случае сомнений по поводу достоверности представленных сведений, налоговый орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, но не более чем на один месяц.

В этом случае в адрес юридического лица направляется решение налогового органа о приостановлении государственной регистрации, в котором указываются основания приостановления и срок, в течение которого заявителю необходимо представить документы и пояснения. Такой срок не может быть меньше пяти рабочих дней (п.4.4 ст.9 Закона №129-ФЗ).

Решение о государственной регистрации

Первая новация связана с возможностью электронного документооборота с нотариусами. Документы, подтверждающие факт внесения записи в ЕГРЮЛ или факт отказа в государственной регистрации, направляются налоговым органом нотариусу в форме электронных документов.

И уже нотариус выдает документы заявителю на основании удостоверения равнозначности документов на бумажных носителях электронным документам или в форме электронных документов (п.3 ст.11 Закона №129-ФЗ).

Вторая новелла связана с возможностью регистрирующего органа вносить так называемые «черные метки» - запись о недостоверности сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ.

В каких случаях и в каком порядке налоговыми органами вносятся подобные записи?

Запись о недостоверности содержащихся сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ вносится:

1) на основании заявления физического лица о недостоверности сведений о нем по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п.5 ст.11 Закона №129-ФЗ);

2) на основании проведенных налоговым органом проверочных мероприятий, если по их результатам установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице.

Такая запись вносится, если установлена недостоверность в отношении:

Адреса юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (пп.«в» п.1 ст.5 Закона №129-ФЗ);

Сведений об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования (пп.«д» п.1 ст.5 Закона №129-ФЗ);

Фамилии, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством РФ, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии (пп.«л» п.1 ст.5 Закона №129-ФЗ).

Алгоритм действий регистрирующего органа при обнаружении недостоверных сведений в ЕГРЮЛ заключается в следующем:

1) юридическому лицу направляется уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений;

2) по истечении тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности сведений регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.

«Черная метка» проставляется в случае игнорирования юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.

Таким образом, установлена возможность внесения записи о недостоверности сведений о юридическом лице самим регистрирующим органом без заявлений юридического лица и вынесения судебных актов (Письмо ФНС РФ от 27.03.2015 г. №СА-4-14/5039@). На практике это означает, что если по тем или иным причинам пропустит данный срок, то в ЕГРЮЛ будет внесена запись о недостоверности сведений. Наличие «черной метки», безусловно, осложнит жизнь такому юридическому лицу, поскольку в перечне документов для предоставления контрагенту с целью заключения договора содержится выписка из ЕГРЮЛ.

Процедура смены места нахождения юридического лица

C 1 января 2016 г. изменяется процедура смены места нахождения юридического лица. Пошаговый алгоритм такой процедуры изложен в п.6 ст.17 Закона №129-ФЗ. К заявлению о внесении в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, должно быть приложено данное решение.

1 шаг. В регистрирующий орган по прежнему месту регистрации в течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения представляются заявление и соответствующие документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем 50% голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.

Регистрирующий орган («старая» ) вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ и направляет пакет документов по данному юридическому лицу в регистрирующий орган, находящийся по новому адресу.

2 шаг. По истечении двадцати дней с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении адреса юридического лица, в регистрирующий орган по новому месту нахождению юридического лица, предоставляется соответствующий пакет документов, подтверждающий нахождение организации по новому адресу (например, договор аренды).

С этого периода налоговой инспекцией по новому месту нахождения юридического лица проводится процедура проверки достоверности сведений. Алгоритм действий регистрирующего органа при обнаружении недостоверных сведений изложен выше (при наличии сомнений регистрация может быть приостановлена на срок не более одного месяца).

По истечению указанных сроков государственная регистрация изменения места нахождения юридического лица осуществляется регистрирующим органом по новому месту нахождения юридического лица (п.1 ст.18 Закона №129-ФЗ).

Вводя новые усложненные правила, законодатель сделал исключения для изменения места нахождения юридического лица по домашнему адресу. В прежнем порядке (в недельный срок) регистрируются изменения места нахождения юридического лица, если новым адресом юридического лица будет являться адрес места жительства участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем 50% голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, либо адрес места жительства лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Отказ в государственной регистрации

Следует отметить, что на сегодняшний день существует немало судебных баталий по поводу неправомерного отказа налоговых органов в регистрации юридического лица. Практика подобных споров обобщена в Письме ФНС РФ от 01.07.2015 г. №СА-4-14/11453.

Статьей 23 Закона №129-ФЗ приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации. А с 1 января 2016 г. появились новые основания для отказа в государственной регистрации юридического лица. Прежде всего, внесенные дополнения - основания для отказа в регистрации касаются лиц (учредителей (участников) юридического лица либо лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица), задействованных ранее в деятельности юридических лиц, нарушивших законодательство. Такие ограничения применяются, если на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с даты исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.

Так, пп.«ф» п.1 ст.23 Закона №129-ФЗ установлены новые основания для отказа в государственной регистрации юридического лица. Отказ будет применяться в отношении лиц, владевших на момент исключения общества с ограниченной ответственностью из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица не менее чем 50 % голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью либо имевших право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, если:

На момент его исключения из ЕГРЮЛ имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы РФ либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица;

Юридическое лицо имеет в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений о юридическом лице;

Имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица.

Еще одним основанием для отказа в регистрации юридического лица является несоблюдения установленного законодательством РФ порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных Законом №129-ФЗ в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации (пп.«х» п.1 ст.23 Закона №129-ФЗ).

Решение об отказе в государственной регистрации принимается в срок, предусмотренный для государственной регистрации, т.е. в течение трех дней (п. 3 ст. 23 Закона № 129-ФЗ). Напомним, что ранее такое решение принималось в течение пяти дней.

Ужесточение ответственности за представление недостоверных сведений

Принятие поправок вызвало необходимость ужесточения административной и уголовной ответственности учредителей (участников) юридических лиц.

Усиление административной ответственности

Так, п.4 ст.14.25 КоАП РФ (в редакции Закона №67-ФЗ) предусматривает штраф на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей за непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе.

Для повторного деяния предусмотрена дисквалификация должностных лиц на срок от одного года до трех лет (п.5 ст.14.25 КоАП РФ). Данная норма действует с 31.03.2015 г.

Изменение уголовной ответственности. Понятие «подставного лица»

Законом №67-ФЗ изменена уголовная ответственность за регистрацию юридических лиц через подставных лиц. Само понятие «подставное лицо» также претерпело изменение.

Под подставными лицами понимаются лица, которые являются учредителями (участниками) юридического лица или органами управления юридического лица и путем введения в заблуждение либо без ведома которых были внесены данные о них в ЕГРЮЛ, а также лица, которые являются органами управления юридического лица, у которых отсутствует цель управления юридическим лицом (ст.173.1 УК РФ).

Расширив понятие «подставных лиц», законодатель не определил четкие критерии, по которым будет определяться наличие либо отсутствие цели управления юридическим лицом.

Уголовно наказуемым преступлением считается образование (создание, реорганизация) юридического лица и внесение изменений в ЕГРЮЛ через подставных лиц, которое карается штрафом в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок (п.1 ст.173.1 УК РФ).

Усиливается ответственность за незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица. Так, предоставление документа, удостоверяющего личность, или выдача доверенности, если эти действия совершены для внесения в ЕГРЮЛ сведений о подставном лице наказываются штрафом в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет (п.1 ст.173.2 УК РФ).

А приобретение документа, удостоверяющего личность, или использование персональных данных, полученных незаконным путем для регистрации юридического лица наказываются штрафом в размере от трехсот до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок (п.2 ст.173.2 УК РФ).

Данная норма также действует с 31.03.2015 г.

Таким образом, предоставление и приобретение документов с целью регистрации юридического лица через подставное лицо в любом случае будет считаться преступлением, за которое предусмотрены реальные сроки лишения свободы.

Но это пока на бумаге. Насколько помогут усиленные меры в пресечении создания фирм-однодневок, покажет время.

(единый государственный реестр юридических лиц) о любых изменениях в своих учредительных документах. Таким образом, регистрация изменений - это одна из проблем, с которой может столкнуться каждый предприниматель.

Регистрация изменений, вносимых в учредительные документы, осуществляется в следующих случаях:

  1. меняется состав участников общества с ограниченной ответственностью;
  2. меняется (в сторону увеличения или уменьшения) размер уставного капитала;
  3. меняется место нахождения юридического лица («юридический адрес»);
  4. меняется наименование организации;
  5. вносятся иные изменения/дополнения в учредительные документы.

Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, производится в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» № 129-ФЗ от 08.08.2001 г.

В комплекс предоставляемых услуг по регистрации изменений ООО, связанных с внесением изменений в учредительные документы предприятия, входят:

  1. консультация по регистрации изменений, связанных с внесением изменений в учредительные документы предприятия;
  2. подготовка комплекта документов для регистрации изменений;
  3. подача комплекта документов в ИФНС для регистрация изменений;
  4. получение свидетельства о государственной регистрации изменений;
  5. получение выписки из ЕГРЮЛ.

Срок выполнения заказа составляет 6 7 рабочих дней.

  • Копии учредительных документов предприятия (устав, учредительный договор);
  • Копии паспортов всех участников и Генерального директора;

Информация об изменениях, вносимых в учредительные документы, а также дополнительная информация, зависящая от состава вносимых изменений (данные на новых участников, нового директора, распределение Уставного капитала, новое наименование Общества и т.п.).

Регистрация изменений, не вносимых в учредительные документы, осуществляется в следующих случаях:

  1. меняется Генеральный директор общества или его паспортные данные;
  2. меняются коды ОКВЭД.


Стоимость услуг – от 4 000 руб

Документы и сведения, необходимые для регистрации изменений, не вносимых в учредительные документы предприятия:

  1. Копия свидетельства о регистрации;
  2. Копия свидетельства о постановке на налоговый учет;
  3. Копия актуальной выписки из реестра ЕГРЮЛ;
  4. Копия паспорта Генерального директора.

Информация об изменениях, не вносимых в учредительные документы (данные Генерального директора, новые коды ОКВЭД).

Купля-продажа доли в ООО

Порядок проведения сделки купли-продажи:

  1. в случае, если учредительные документы Общества не приведены в соответствие с законом 312-ФЗ , первым этапом проводится перерегистрация Общества;
  2. нотариальная сделка купли-продажи (согласно закону 312-ФЗ , такие сделки оформляются исключительно нотариально. При этом форму 14001 в ИФНС передает также нотариус), при этом обязательным условием является присутствие у нотариуса продавцов и покупателей доли. В случае, если продавец или покупатель доли состоит в браке, то требуется нотариально заверенное согласие супруга/супруги. В обратном случае составляется заявление об отсутствии брачных отношений.

Срок выполнения заказа составляет 6-7 рабочих дней.
Стоимость услуг – от 5 000 руб

Так и различные формы юридических лиц не имеют возможности начать свое функционирование без специального разрешения от государственных органов. В этой статье будет разобран 129-ФЗ, в котором рассказывается о процессе государственной регистрации представленных лиц.

О чем закон?

Какие положения регулирует Ответ на этот вопрос содержится в главе 1 рассматриваемого нормативного акта. Здесь говорится о правилах государственной регистрации юридических лиц и ИП, а также об их формировании, реорганизации и ликвидации. Закон закрепляет требования, в соответствии с которыми должна оформляться соответствующая документация.

Какой орган призван реализовывать государственную регистрацию рассматриваемых лиц? Согласно статье 2 № 129-ФЗ, таким органом может выступать федеральная инстанция исполнительной власти, уполномоченная Правительством РФ. Стоит также отметить, что за регистрацию обязательно должна взиматься государственная пошлина - определенная денежная выплата, сумма которой устанавливается законом.

О государственных реестрах

Российское правительство обязано формировать и вести специальные информационные базы, именуемые реестрами. В этих базах содержится вся необходимая информация о юридических лицах и ИП, об их деятельности, времени создания, размере капитала и т. д. Сведения как о формировании, так и о ликвидации таких лиц обязательно заносятся в соответствующие базы. Государственные реестры ведутся как на электронных, так и на бумажных носителях. При несоответствии сведений в двух представленных базах приоритет будет отдаваться бумажным носителям.

Какие сведения должен содержать реестр о конкретном юридическом лице или ИП? Вот на что здесь стоит указать:

  • юридическая и организационная форма лица;
  • полное наименование, местонахождение и время создания;
  • способ образования или реорганизации лица;
  • информация об учредителях организации;
  • особые сведения о правопреемстве и т. д.

129-ФЗ гласит о том, что все государственные информационные базы, в которых содержится информация об ИП и юридических лицах, должны иметь открытый и публичный характер.

О государственной регистрации

В главе 3 № 129-ФЗ говорится о процессе проведения государственной регистрации. Согласно закону, все регистрационные процессы должны завершиться в течение пяти дней с момента предоставления соответствующей документации в государственную инстанцию. Регистрация реализуется по а в случае с ИП - по месту жительства. Заявителями могут выступать следующие лица:

  • конкурсные управляющие;
  • руководители ликвидационной комиссии;
  • учредители юридического лица;
  • руководители постоянно действующих инстанций исполнительной власти и т. д.

Соответствующая документация может быть направлена в регистрирующий орган как по электронной почте, так и путем непосредственной доставки на бумажных носителях. А когда регистрация считается полностью завершенной? В статье 11 Федерального закона № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и ИП" говорится о моменте внесения сведений об организации в государственную информационную базу.

Об отказе в государственной регистрации

Согласно статье 23 Федерального закона № 129-ФЗ, отказ в регистрации государственного типа допускается лишь в следующих случаях:

  • представление всей необходимой документации в орган, где регистрацию не проводят;
  • направление заявителем неполной или неверно оформленной документации;
  • несоблюдение установленных нотариальных форм;
  • несоответствие наименования ИП или юридического лица определенным требованиям Федерального закона;
  • представление в регистрационный орган документации, которая была подписана неуполномоченным лицом;
  • несоответствие сведений в документе, который удостоверяет личность гражданина, указанным в предоставленной информации;
  • неисполнение юридическим лицом требований по уведомлению кредиторов в случае ликвидационных процессов или процедур по уменьшению капитала.

В Федеральном законе № 129-ФЗ указываются и некоторые другие положения о том, в каких случаях государственная регистрация будет запрещена.

Об ответственности субъектов регистрации

В статье 24 рассматриваемого нормативного акта речь идет о санкциях за возможные нарушения. При этом равную ответственность несут обе стороны: как регистрирующий орган, так и заявитель. Так, государственная инстанция, призванная осуществлять регистрацию, несет ответственность за необоснованный отказ в регистрации, а также за несвоевременное исполнение своих полномочий, нарушение порядка регистрации, невнесение сведений об организации в соответствующий реестр и т. д. Во всех представленных случаях регистрирующий орган будет обязан возмещать ущерб.

В статье 25 говорится об ответственности заявителей. Согласно № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и ИП", организации и физические лица несут ответственность за непредоставление или неполное в соответствующие государственные реестры. Более того, государственная регистрирующая организация может обратиться в судебную инстанцию с исковым заявлением о полной ликвидации юридического лица или ИП.

Обжалование

В статье 25.1 рассматриваемого нормативного акта речь идет про возможность обжаловать действия регистрирующего органа, который по ряду причин не внес положения об организации или гражданине в соответствующий реестр. Жалоба подается в вышестоящий территориальный орган регистрации. При этом обжалование может происходить и в суде, в том числе в тех случаях, когда вышестоящий регистрационный орган ответил отказом. Верховный суд РФ будет последней инстанцией в процессе обжалования.

Стоит также рассказать про последние изменения в № 129-ФЗ, которые были внесены 29 июля 2017 года. В пункте 7 статьи 7.1 речь идет про порядок внесения в реестр сведений о фактах деятельности юрлиц. В числе предоставляемой информации должны иметься сведения о выдаче Исключение составляет соответствующая информация, выдаваемая "Внешэкономбанком".