ГАС «Правосудие. Гас правосудие Технический отказ в приеме, допустимые причины

Государственная автоматизированная система «Правосудие» (ГАС «Правосудие») – территориально распределенная автоматизированная информационная система, предназначенная для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде .

Ключевая цель создания системы - осуществить комплексную автоматизацию всех функциональ­ных и обеспечивающих задач, стоящих перед су­дами общей юрисдикции, органов судейского со­общества, аппарата Судебного департамента и его управлений (отделов) в субъектах России , причем часть рутинных функций не только автоматизируется, но и выполняется ав­томатически.

Информатизация федеральных судов общей юрисдикции осуществляется средствами Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие».

Данные на конец 2017 года:

  • общая численность АРМ – около 120 тыс. единиц (без учёта арбитражных и мировых судов);
  • имущественный комплекс – свыше 700 тыс. единиц техники;
  • почти 2900 объектов автоматизации/размещения;
  • 26 информационных подсистем.

Ключевые подсистемы ГАС «Правосудие» : «Судебное делопроизводство и статистика», «Банк судебных решений», «Судебная экспертиза», «Организационное обеспечения», «Ведомственная статистика», «Материально-технические ресурсы», «Интернет-портал ГАС «Правосудие», «Право», «Документооборот и обращения граждан» и другие.

Информатизация федеральных арбитражных судов , а также Суда по интеллектуальной собственности, осуществляется через разработанные и лицензионные программно-технические комплексы, построенные преимущественно на основе портальных технологий.

  • преимущественное размещение компонентов в ЦОД ;
  • электронный юридически значимый документооборот внутри отдельных решений);
  • Более 100 крупных объектов автоматизации;
  • 24 программно-технических компонента.

Ключевые компоненты и сервисы : «Картотека арбитражных дел», «Календарь судебных решений», «Перерывы в судебных заседаниях», «Системы подачи жалоб», «Мой арбитр» (подача документов с суд в электронном виде), система единого штатного расписания (СЕШР).

С учетом существенной специфики арбитражного судопроизводства (в первую очередь, открытости), а также сравнительно небольшого количества объектов автоматизации, расположенных в крупных городах и имеющих доступ к широкополосным каналам связи, наработки в области информатизации арбитражных судов можно признать более передовыми с точки зрения внедрения современных информационных технологий, но в то же время менее применимым в рамках единой судебной системы.

Импортозамещение

Для функционирования серверов подсистем ГАС «Правосудие» рассматривается использование следующие операционные системы:

  • Microsoft Windows 2012 Server 64 bit (если серверное ПО, ориентированное только на Windows);
  • Альт Линукс СПТ 6.0 (для использования на серверах безопасности) или аналог, соответствующий ГОСТ Р 54593-2011, сертифицированный ФСТЭК ;
  • ALT Linux 7.0 Кентавр (для работы остального серверного ПО, работающего под Linux) или аналог, соответствующий ГОСТ Р 54593-2011.

Для функционирования автоматизированных рабочих мест пользователей рассматривается использование:

  • операционные системы семейства Microsoft Windows 7 /8 (32 или 64-битные версии) и офисный пакет MS Office 2013;
  • Альт Линукс 7.0 Desktop (с пакетом офисных программ LibreOffice) или аналог, соответствующий ГОСТ Р 54593-2011.

Правовая основа информатизации судебной системы

  • Конституция Российской Федерации;
  • Законодательство Российской Федерации о судебной системе;
  • Федеральный закон от 22 декабря 2008г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»;
  • Указ Президента Российской Федерации 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», поручение Президента Российской Федерации от 15 декабря 2010 г. № Пр-3645 по повышению открытости и доступности правосудия;
  • нормативно-правовые акты Российской Федерации в сфере информатизации и обеспечения безопасности информации федеральных государственных органов;
  • Нормативные правовые акты Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации

В соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 05.02.2014 № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» упразднен Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, переданы в юрисдикцию Верховного суда Российской Федерации.

Финансирование

В 2004-2006 гг. на создание ГАС «Правосудие» было потрачено порядка 1,5 млрд руб. в рамках целевой федеральной программы «Развитие судебной системы». Еще 2 млрд руб. на ее поддержку и эксплуатацию предусматривалось в аналогичной программе на 2007-2011 гг.

Ключевые направления развития

Модернизация и развития информационных систем судов в рамках единого информационного пространства ГАС «Правосудие» осуществляется в соответствии с Концепцией развития информатизации судов до 2020 года (утв. Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 19 февраля 2015 г. №439).

  • развитие сервисов построения информационного общества, качественное расширение доступа граждан и организаций к информации о судебной деятельности;
  • расширение применения в деятельности судов современных информационных технологий, создание условия для применения элементов электронного правосудия;
  • полномасштабное внедрение в деятельность судов юридически значимого электронного документооборота , электронных архивов и сервисов;
  • совершенствование средств защиты информации ;
  • обновление и модернизация программно-технических средств.

На 2016 год

  • разработка рабочей документации;
  • отработка проектных решений (первой очереди) на стендах и опытных зонах;
  • внедрение некоторых инфраструктурных решений.

На 2017 год

  • модернизация комплексов средств автоматизации по результатам опытной эксплуатации первой очереди подсистем с учетом приоритетов и объемом выделенного финансирования;
  • отработка проектных решений (второй очереди) на испытательных стендах и опытных зонах.

На 2018-2020 годы

  • комплектация программными и техническими средствами и подготовка персонала;
  • модернизация комплексов средств автоматизации по результатам опытной эксплуатации (с учетом приоритетов и объемом выделенного финансирования).
  • ввод в промышленную эксплуатацию.

История

2019: Обработка миллионного иска в электронном виде

2017

Закупка ВКС Avaya и Polycom

2016

Появилась возможность юридически значимой подачи исков в суд через интернет

ФГБУ ИАЦ Судебного департамента сообщил в конце года о запуске в промышленную эксплуатацию сервис подачи в федеральные суды общей юрисдикции исков и других процессуальных документов и получения из судов юридически значимых решений через сеть интернет. Такая возможность реализована на сайтах всех федеральных судов общей юрисдикции на портале ГАС «Правосудие».

В личном кабинете пользователя Портала предоставлена возможность направить в суд иски, заявления, ходатайства и иные процессуальные документы в электронном виде и получать копии судебных актов, извещения, вызовы в суд и иные документы в виде электронных документов, подписанных судьей усиленной квалифицированной электронной подписью.

Для авторизации и осуществления юридически значимого взаимодействия гражданину достаточно иметь усиленную квалифицированную электронную подпись, выданную любым аккредитованным Минкомсвязи России удостоверяющим центром, либо подтверждённый аккаунт в Единой системе идентификации и аутентификации (), который более двадцати миллионов граждан России уже получили на сайте госуслуг.

Поисковая система ГАС «Правосудие» запущена в промышленную эксплуатацию

Система хранения судебных актов, прошедших процедуру деперсонификации в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 22.12.2008 №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», создана в 2014 году.

Система предоставляет возможность пользователям сети Интернет получить сведения о делах и о принятых решениях в обезличенном виде при помощи удобных поисковых механизмов. Поисковая система по судебным делам и судебным решениям доступна на официальном сайте Интернет-портале ГАС «Правосудие» (http://sudrf.ru).

Технически источником информации для поисковой системы являются хранилища данных судов общей юрисдикции и Верховного Суда Российской Федерации. Поэтому информация о делах и принятых решениях (в обезличенном виде) в поисковой системе портала ГАС «Правосудие» идентична той, что содержится на сайтах отдельно взятых судов. Система хранения судебным актов, наряду с официальными сайтами судов, является единственным достоверным источником информации о деятельности судов.

Особенность доступа к сведениям о делах и судебных решениях средствами на портале ГАС «Правосудие» заключается в возможности проанализировать информацию в разрезе всей России с использованием инструментов гибкого поиска, детализации по регионам, судам, производствам, инстанциям и другим критериям.

В качестве условия поиска может выступать не только реквизитный состав судебного акта (субъект, категория дела, результат рассмотрения, ФИО участников и т.д.), но также слова и словосочетания, фигурирующие в текстах судебных актов. Это позволяет пользователю производить сквозной поиск по содержимому текстов всех имеющихся в базе судебных актов –полнотекстовый поиск.

Возможность сочетания атрибутивного и полнотекстового поиска значительно повышает эффективность поиска при выборке дел по тематикам.

Поисковые инструменты также позволяют осуществить фильтрацию в массиве данных, предоставленных по первоначальным критериям запроса.

Аналитические инструменты системы хранения судебных актов позволяют пользователю отслеживать события на всех этапах движения дела включая изменения статуса рассмотрения судебного дела, факт начала или прекращения судопроизводства, назначение даты и времени проведения судебного заседания и другое.

Система хранения судебных актов содержит более 33 миллионов судебных решений по гражданским и административным делам, делам об административных правонарушениях, уголовным делам судов общей юрисдикции. Актуализация сведений базы данных системы хранения судебных актов обеспечивается непрерывно в режиме 24 часа в сутки.

Помимо решений федеральных судов общей юрисдикции поисковая система содержит судебные акты и сведения о делах, находящихся на рассмотрении Верховного Суда Российской Федерации включая решения судебной коллегии по экономическим спорам. В поисковую систему загружено более 450 тысяч судебных актов Верховного Суда Российской Федерации.

Технический проект модернизации и развития системы

«Ростелеком» проиграл собственной «дочке» мега-тендер по переезду судов в облако

28 ноября 2016 года Группа компаний «Ростелеком » объявила о заключении контракта с «Информационно – аналитическим центром поддержки ГАС «Правосудие» (ФГБУ ИАЦ Судебного департамента) на создание облачной вычислительной инфраструктуры центра обработки данных ГАС «Правосудие».

Закупка зарубежного оборудования ВКС

27 июня 2016 года стали известны планы ИАЦ поддержки ГАС "Правосудие" на закупку в 2016 году оборудования для видеоконференцсвязи от американских компаний Avaya и Polycom . Планируемая акция обойдется российским налогоплательщикам в сумму ~ 635,4 млн руб .

Сведения о закупке доступны в формате электронного аукциона с начальной максимальной ценой контракта в 635,4 млн руб., за счет которой общая сумма затрат на указанные решения за последние три года может достичь 1,5 млрд руб. Заявки на тендер принимались до 30 июня 2016 года. Торги намечены на 8 июля 2016 года. Срок поставки оборудования с установкой и настройкой - до 10 ноября 2016 года.

Взаимодействие в ГАС "Правосудие", (2014)

В техническом задании указано: закупаемое оборудование (средства связи и телефонии, факсы, периферийное оборудование и т.п.) необходимо для проведения судебных процессов и взаимодействия судей, прокуроров и адвокатов с осужденными или подследственными, удаленного допроса свидетелей и опроса потерпевших по программе защиты свидетелей (с искажением голоса и сокрытием глаз), общения адвокатов и родственников с осужденными, интерактивного дистанционного обучения сотрудников федеральных судов, а также проведения консультаций, совещаний, семинаров судей и сотрудников аппарата суда с коллегами.

В соответствии с тендерной документацией, техника должна быть «полностью совместима с программно-техническими средствами, эксплуатируемыми в ГАС "Правосудие": оборудованием компании Avaya в части VoIP -телефонии и компании Polycom в части оборудования ВКС ».

Согласно изданию Cnews, аналогичные конкурсы госзаказчик проводит регулярно, с периодичностью примерно один раз в год: летом 2014 года при начальной максимальной цене контракта в 471 млн руб. победителем стало ООО «Итерион » с предложением 468,6 млн руб. Соперник компании, ООО «Орбита-сервис », предложила ровно такую же сумму, но заявка получила второй номер.

Летом 2015 года состоялся идентичный по условиям тендер: при стартовой цене контракта 405,4 млн руб. договор заключили с единственным претендентом - «Итерионом », без снижения указанной суммы.

Мнения на рынке

Конкурс не предполагает использования чего-либо, кроме решения Polycom. Это немного странно, так как остается открытым вопрос безопасности, а производитель в любой момент может ввести санкции на поставку оборудования. Это классический пример "влипания" в аппаратную ВКС. Заказчик испытывает зависимость от старых технологий, и чем дальше, тем дороже ему будет это обходится. В техзадании указан фирменный сервер управления, с которым должны быть совместимы терминалы. Но он может быть заменен разными способами (если, конечно, будет указано его назначение, а не наименование и производитель). Сейчас существуют отечественные решения нового поколения, апробированные в госорганах, которые могут обеспечить такой же уровень сервиса и качества. Плюс производитель всегда рядом.

В компании убеждены в технической возможности использовать на основе действующей аппаратной части ГАС другие серверы (не Polycom). Хотя и ограничив функционал. Альтернативные решения не будут отличаться по цене. Поскольку для аппаратных терминалов необходимо транскодировать видео. Терминалы Polycom HDX/Group других протоколов кроме SIP/H.323 не понимают. Переход на альтернативный сервер займет много времени из-за длительного использования в рассматриваемой ГАС зарубежного «железа».

По мнению представителей российской компании Spirit тренд мирового рынка видеоконференцсвязи на 2016 год - переход от аппаратных систем к программным. Однако в госорганизациях РФ не спешат отказываться от закупленных и установленных раннее дорогих иностранных аппаратных ВКС -комплексов и по инерции продолжают расширять свои системы за счет добавления новых "поликомов". Это происходит, несмотря на наличие отечественных полнофункциональных программных ВКС -продуктов мирового класса.

Дополнительно, в арбитражных судах система персональной ВКС судей организована на основе Microsoft Lync . Система управления и администрирования подсистемы ВКС также организована на базе программно-технических средств Polycom моделей /DMA 5000/DMA 7000.

В качестве пограничных маршрутизаторов на объектах автоматизации ГАС «Правосудие» используются программно-технические средства компании Cisco серий ISR1 и ISR2: Cisco8xx, Cisco18xx, Cisco 28xx, Cisco 29xx, Cisco 39xx, с установленным ПО Cisco IOS . Общее количество пограничных маршрутизаторов около 3 тыс. единиц.

2015

Федеральная база исполнительных документов

Претензии аудиторов к созданию центра поддержки ГАС «Правосудие»

В свою очередь, анализ структуры расходов на информатизацию деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судов показал, что выделенный на это в 2013-2014 гг. бюджетный ресурс был сосредоточен на финансировании технического обеспечения функционирования ГАС «Правосудие» – 87%, в то время как на оставшиеся 4 работы приходится всего 13%.

«То есть в качестве приоритета информатизации деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судов избрана закупка товаров и услуг для АРМ судей и работников судов, что явно не способствует формированию единого информационного пространства для судейского сообщества и не повышает доступность информации о деятельности судов», - отмечают в Счетной палате.

По мнению аудиторов Счетной палаты, схема финансирования центра не отвечает требованиям Бюджетного кодекса в части включения в нее бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг для информатизации судов: более 50% бюджетных ассигнований, предусмотренных на закупки в сфере ИКТ, расходовались без включения в план информатизации cудебного департамента и не проходили согласование в Минкомсвязи .

Помимо замечаний к схеме финансирования информатизации судов, у счетной палаты также возник ряд вопросов относительно учета имущественного комплекса ГАС «Правосудие». Также аудиторы выявили, что данные о выполнении показателей мероприятий по ФЦП «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы», которые предоставлялись в Минэкономразвития и Счетную палату, были недостоверными. Причем эти недостоверные данные были отражены и в отчете правительства РФ об исполнении федерального бюджета за 2013 год. Последнее послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении, который был направлен в Росфиннадзор .

2013

Тендер на поставку ПК в рамках ГАС «Правосудие» признали незаконным

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала обоснованной жалобу Depo Computers на аукцион по поставке 5,1 тыс. компьютеров, а также ряда другого оборудования, для дооснащения объектов автоматизации ГАС «Правосудие» на сумму около 265 млн руб.

Все системные блоки должны комплектоваться LCD LED-мониторами с диагональю экрана не менее 19 дюймов и разрешением не менее 1600x900, а также ИБП номинальной мощностью не менее 700 VA с номинальным выходным напряжением переменного тока 220В, 50 Гц.

В свою очередь, информационные киоски должны иметь не менее пяти слотов расширения архитектуры PCI-Express, не менее одного Ethernet-порта 10/100/1000 BaseT, не менее одного звукового адаптера, не менее шести USB -портов. Устройства должны быть также оснащены средством антивирусной защиты, работающим до старта загрузчика ОС, и встроенным средством защиты от несанкционированного доступа, сертифицированным ФСТЭК. Дисплеи киосков должны быть сенсорными антивандальными, с технологией ПАВ, размером по диагонали 17 дюймов и разрешением не менее 1280х1024.

Второй тендер связан с закупкой программно-технических средств видеоконференцсвязи . Как говорится в документации, приобретаемые ПТС ВКС предназначены для организации связи в режиме реального времени между залами судебных заседаний Верховного Суда РФ, областных и равных им судов, районных судов, городских судов, окружных военных судов (ОВС), гарнизонных военных судов (ГВС), а также с учреждениями ФСИН России .

Программно-технические средства подсистемы связи и передачи данных (ПСПД) и ВКС должны быть полностью совместимы с программно-техническими средствами, эксплуатируемыми в ГАС «Правосудие», а именно: с продукцией компании Avaya - в части VoIP -телефонии и с продукцией компании Polycom - в части оборудования ВКС . На все программно-технические комплексы должны быть предоставлена гарантия не менее 36 месяцев с даты подписания акта приема-передачи товара по договору.

Совокупная стоимость ПТС ВКС оценивается заказчиком в 395 млн руб. Финансирование закупки осуществляется за счет субсидий из федерального бюджета. На поставку товара и его ввод в эксплуатацию заказчик отвел срок с момента заключения гражданско-правового договора до 16 декабря 2013 г.

На дооснащение объектов автоматизации ГАС «Правосудие» выделят еще 777 млн руб.

Информационно-аналитический центр поддержки ГАС «Правосудие» объявил в сентябре 2013 года открытый аукцион в электронной форме на поставку, установку и настройку программно-технических средств (комплектов аудио-видеофиксации), необходимых для дооснащения объектов автоматизации ГАС «Правосудие».

В целом заказчик планирует закупить: 550 стационарных модулей аудио-видеофиксации; 1575 стационарных модулей аудиофиксации; 925 мобильных модулей аудио фиксации; 387 модулей хранения данных; 187 модулей для обеспечения вызова свидетелей в зал судебных заседаний; 70 модулей озвучивания зала судебных заседаний; 800 компонентов «Зал судебных заседаний»; 415 компонентов «Помещение скрытого свидетеля». Также предполагается установка и настройка поставленного товара в составе: 3,05 тыс. программно-технических комплектов технической фиксации и протоколирования хода судебных заседаний и 800 программно-технических комплектов для обеспечения допроса свидетеля (потерпевшего) в ходе судебного заседания без возможности его идентификации иными участниками процесса.

Все работы по госконтракту оцениваются заказчиком в 777,98 млн руб. Финансируются работы за счет субсидий из федерального бюджета. На выполнение всех обязательств по госконтракту (поставка, установка и настройка товара) ИАЦ поддержки ГАС «Правосудие» отводит срок до 30 декабря 2013 г.

Как говорится в аукционной документации, закупаемые комплекты аудио-видеофиксации должны предусматривать возможность: создания и отображения текстовых комментариев к фрагментам результатов аудио- (аудио-видео) фиксации; проведения автоматической репликации результатов аудио- (аудио-видео) фиксации (с обеспечением их фонового копирования) с компьютера в зале судебного заседания в модули хранения данных; сохранения и тиражирования копий результатов аудио- (аудио-видео) фиксации на съёмные носители (CD/DVD-диски) с поддержкой проверки целостности записей; прослушивания и просмотра результатов аудио- (аудио-видео) фиксации и редактирования текста протокола на любом мультимедийном компьютере с предустановленной клиентской частью ПО (для прослушивания и просмотра результатов на компьютере без установки дополнительного ПО комплекты аудио-видеофиксации должны иметь веб-интерфейс). Программно-технические средства также должны обеспечивать возможность интеграции с подсистемой «Судебное делопроизводство и статистика» ГАС «Правосудие».

2004-2006

Создание системы началось в 2004 г. в рамках целевой федеральной программы «Развитие судебной системы», а введена в эксплуатацию ГАС «Правосудие» была в 2006 г. В разработке и внедрении ГАС «Правосудие» принимали участие более 30 соисполнителей и поставщиков программно-технических средств.

Автоматизированная платформа «Правосудие»- информационный ресурс, цель которого формирование единого техпортала судебной юрисдикции.

Гас правосудие

Гас суд создан для информационного обмена сведений о судопроизводстве между гражданами страны и государственными учреждениями.

Служба в первую очередь контролирует законность выносимых решений судебной коллегией и качество регистрации процессуальных документов. Также платформа сокращает период рассмотрения подсудных дел, повышая эффективность судопроизводства путем экономии времени на передачу и обработку персональных данных заявителей.

Основными целями гас рф правосудие поиск удаленного формата, являются:

  • Проведение объективного анализа в структуре криминалистики;
  • Повысить уровень информационного обмена между судебными подразделениями страны и следственными органами Российской Федерации;
  • Улучшить ресурсное обеспечение работоспособности судов посредством эксплуатации удаленной аналитической поддержки;
  • Повысить порог реагирования судей на подачу процессуальных документов в Судебный Департамент;
  • Сократить сроки подачи информации для административного управления.

Интернет — портал по информационному обмену сведений о судопроизводстве

И так, гас рф правосудие – технический портал, цель которого подать судебную документацию в удаленном доступе.

Официальный сайт

Техподдержка суд рф «Правосудие» – систематизированная автоматическая платформа, содержащая информацию о функциональности судов общей юрисдикции. Работа системы построена на принципе – обмен сведениями и ограничениями на разглашение полученной информации между звеньями общество и правительственные органы.

Регистрация на сайте подразумевает ряд поэтапных действий, во-первых зайти на сайт , во-вторых, войти в личный кабинет, введя сведения с портала государственных услуг и нажать кнопку входа. После авторизации система знакомит пользователя с основными разделами сайта:

  • Федеральные суды общей юрисдикции;
  • Верховный Суд Российской Федерации;
  • Федеральные арбитражные суды;
  • Мировые судьи;
  • Совет судей Российской Федерации;
  • Высшая квалификационная и экзаменационная комиссия;
  • Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации.

Регистрация на сайте

Для поиска необходимого дела или документа, либо же сведений о размере выплаты госпошлины пользователь сайта должен заполнить поисковое поле.

Техподдержка

Гас правосудие, официальный сайт оснащен системой технической поддержки, ее главными задачами отмечены: подключение пользователей к удаленным каналам передачи данных, снабдить судебные органы власти автоматизированной технологией.

Техподдержка сайта расширяет возможности пользователей, они предлагают им посетить дистанционное и очное обучение, также семинарские занятия и учебные курсы.

Работоспособность технической поддержки обеспечивает удаленный доступ к электронной библиотеке, повышает уровень первичной обработки документов, предоставляет ресурсное обеспечение веб сервиса во всех сферах судебной практики.

Обратиться за помощью пользователи могут круглосуточно, позвонив по контактному номеру: 8-800-200-21-41 или отправив письмо по e-mail: [email protected] .

Подача заявления о сбое в работе системы подразумевает написание следующих сведений:

  • Судебное отделение и его местоположение;
  • ФИО, контактный телефон и электронная почта;
  • Наименование подсистемы программного обеспечения;
  • Опись проблематики.

Дополнительная информация! Задать уточняющие опросы сервисным администраторам можно в режиме – переслать, с целью открытия полной истории переписки.

Подача иска в электронном виде

Чтобы подать документ или заявление онлайн, гас правосудие, предлагает выполнить ряд поэтапных действий:

  • Авторизоваться в системе введя регистрационные данные с Портала Государственных услуг;
  • Нажать кнопку – войти;
  • Выбрать раздел в меню – подать обращение;
  • Далее необходимо выбрать вид обращения;
  • Определившись с выбором, система автоматически перекидывает пользователя на страницу формирования заявления;
  • Нажать кнопку – сформировать запрос.

Требования

Гас суд открывает процессуальный разбор дела, если документы заполнены в электронной форме в форматах PDF, RTF, DOC, DOCX, XLS, XLSX, ODT, если текст графический, то его формат должен быть следующим: PDF, JPEG (JPG), PNG, TIFF. Размер электронного файла не должен превышать размер 30 мегабайтов, а название документа должно четко его позиционировать и отражать количество листов в документе.

Внимание! Каждый вид документации, а также тексты судебных актов должны быть завизированными лицом, которое указано в тексте дела.

Требования пункта 4.5

Если документы в мировой и арбитражные суды подаются электронным образом через систему Правосудия, то сканирование должно быть выполнено в размере 1 к 1 в черно-белом формате, четко сохраняя реквизиты, подписи, печати и штампы при наличии таковых на документе.

Электронная подпись, ее вариации

Онлайн подпись модернизированный формат замены рукописного визирования документа. Онлайн роспись имеет несколько подвидов:

  • Простая;
  • Усиленная.

Второй вид росписи имеет несколько подкатегорий: квалифицированная и неквалифицированная. Чтобы поставить визирование рукой электронно пользователю системы необходимо заполучить ключ. Он изображен не графически, а символически.

Важно! Если вид ключа относится к простому виду, тогда в роли ключа выступает учетные данные с Портала Государственных услуг, то есть при авторизации, вводя логин и пароль, электронные образы документации, автоматически проходят процесс визирования. Электронные документы подписываются только квалифицированной подписью и тем лицом, которое указано в тексте составленной бумаги.

Так, если пользователь завизировал документы УКЭП, он вправе дистанционно подать следующие документы:

  • Заявка на обеспечение искового заявления;
  • Иск о применении мер по защите прав;
  • Иск, содержащий ходатайство о применении мер по предварительной защите прав;
  • Прошение о приостановлении судебного разбирательства.

Технический отказ в приеме, допустимые причины

Система может не принять обращение, если документация не будет соответствовать положению приказа пункта 4.5, ФЗ 220 статьи 12. Например, если районный, мировой или верховный суд не имеют возможности принять документы посредством удаленного доступа, то судебная коллегия пришлет истцу отказ в принятии заявления по причине – технического отказа.

Остановка рассмотрения процесса

Обращение может остаться без движения в том случае, если:

  • Истец не предъявил на заседании оригиналы документов;
  • Предоставить количество копий по числу лиц, принимающее участие в судебном разбирательстве;
  • К иску не были приложены оригинал чека об уплате госпошлины.

Проигнорировав указанные палки для остановки рассмотрения судебного дела, судья вправе приостановить обращение или вовсе не выносить решение на рассматриваемый иск.

Тексты судебных актов

Для размещения текстов судебных актов используется подраздел «Судебное производство и статистика», за выгрузку отвечают ответственные лица. Для обнародования актов, уполномоченное лицо в автоматизированном формате синхронизирует – интернет портал с подразделом Банк судебных решений. Если пользователь не прошел идентификацию личности узнать о результатах решения судьи он вправе в текстовом формате в разделах – слушание дел или документы суда.

Подводя итоги, стоит отметить, что гас рф правосудие поиск не только судебной информации, но и удаленная возможность сдать требуемый пакет документации, не покидая стен родного дома. Вводя данные на портале, пользователь должен осознавать, что преднамеренное введение ложных данных введет его в подсудность и лишению прав свободы.

3 августа 2015 года состоялось интервью с руководителем Федерального государственного бюджетного учреждения "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие" Леонидом Александровичем Юхневичем, который ответил на вопросы корреспондента компании "КонсультантПлюс" о перспективах развития и дальнейшего совершенствования различных сервисов электронного правосудия и информационных ресурсов судебной системы в нашей стране.

КонсультантПлюс: Леонид Александрович, без малого 10 лет назад началось внедрение Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" (ГАС "Правосудие") в деятельность судебных органов власти. Была проведена масштабная работа по информатизации системы федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей и органов судейского сообщества. В настоящее время началась работа над техническим проектом модернизации и дальнейшего развития ГАС "Правосудие". Расскажите, пожалуйста, какие новые функциональные возможности системы планируется реализовать и в какие сроки?

Юхневич Леонид Александрович: Необходимость модернизации ГАС "Правосудие" связана с новыми требованиями, которые предъявляются к судебной системе в связи со стремительным развитием информационных технологий и информационного общества в нашей стране. И в первую очередь это относится к электронному правосудию.

Изначально создаваемая для автоматизации работы судей, аппаратов судов и работы официальных интернет-сайтов система не предусматривала функционирование на своей платформе электронных сервисов для граждан и организаций, а также для ведомств, нуждающихся в информации от судебной системы. Хотя уже тогда уровень развития информационных технологий позволял предположить будущее расширение функционала ГАС "Правосудие". Перечень работ был настолько велик, что круг задач был сужен сознательно.

Постоянное развитие системы не прекращалось с момента введения ее в эксплуатацию. Однако расширение предназначения системы, в том числе включение в круг ее будущих пользователей граждан, организаций, органов власти и профессионального сообщества адвокатов, предопределили, что преобразование ГАС "Правосудие" выходит за рамки текущего развития и должно быть проведено в рамках масштабного проекта модернизации. Судебная реформа, объединившая структуры федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов, также оказала огромное влияние на дальнейшие планы развития ГАС "Правосудие".

На данный момент основным документом, определяющим стратегию внедрения информационных технологий в деятельность судов и их взаимодействие с обществом, является Концепция развития информатизации судов до 2020 года, утвержденная постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 19 февраля 2015 года N 439. Концепция определяет основные положения для планирования мероприятий и работ по внедрению электронного правосудия в едином информационном пространстве судов общей юрисдикции, арбитражных судов и участков мировых судей в рамках развития ГАС "Правосудие".

Внедрение сервисов электронного правосудия − это основное практическое направление реализации Концепции.

Вместе с тем понятие "электронное правосудие" не закреплено законодательно, из-за чего в СМИ и обществе его часто используют неоднозначно. Например, несправедливо сужают его до возможности подачи документов в суд или выдачи судебных актов в виде электронного документа, то есть до одного из его элементов. Неудивительно, что при таком подходе популярно мнение, что в России нет даже зачатков электронного правосудия.

Мы же в вопросе толкования понятия электронного правосудия опираемся на Концепцию развития информатизации судов и понимаем под ним способы и формы осуществления судами процессуальных действий с использованием информационных технологий, включая их взаимодействие с физическими и юридическими лицами в электронном виде.

К слову, одно из положений Концепции направлено как раз на то, чтобы законодательно закрепить понятие "электронное правосудие", а также правовой статус ГАС "Правосудие" и реализуемых ей сервисов электронного правосудия.

Хотя отдельные сервисы могут быть введены и уже вводятся в работу и без полной модернизации ГАС "Правосудие", введение их исчерпывающего перечня возможно только на базе модернизированной системы. Но уже сегодня отдельные элементы электронного правосудия функционируют в федеральных арбитражных судах и судах общей юрисдикции. Функционирует СМС-оповещение участников процесса в большинстве судов страны, архивы постепенно переводятся в электронный вид, суды по решению председателя применяют видео-конференц-связь и аудио-, видеофиксацию.

Поэтапное внедрение всех остальных сервисов электронного правосудия, требующих модернизации ГАС "Правосудие", начнётся с 2017 года.

КонсультантПлюс: Среди приоритетных задач, стоящих перед Вашим учреждением, особое место занимает необходимость объединения автоматизированных систем арбитражных судов и ГАС "Правосудие" в единое информационное пространство. Какие сервисы, объединяющие информационные ресурсы арбитражных судов и судов общей юрисдикции, станут доступны для граждан одними из первых?

Леонид Александрович: Необходимо отметить, что работы по формированию единого информационного пространства судов общей юрисдикции и участков мировых судей стартовали еще в 2008 году с внедрением в работу программного изделия для автоматизации работы мировых судей и сайтов участков мировых судей.

Как Вы знаете, изменения в законодательстве привели к необходимости корректировки мероприятий по информатизации судов в части формирования единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей с учетом интеграции автоматизированных систем арбитражных судов в Государственную автоматизированную систему Российской Федерации "Правосудие". Концепция развития информатизации судов до 2020 года, утверждённая 19 февраля 2015 года предусматривает формирование единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировых судей.

Формирование единого информационного пространства подразумевает комплекс мероприятий по обеспечению информационного взаимодействия Верховного Суда Российской Федерации, федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, мировых судей и органов Судебного департамента по созданию совокупности баз данных и банков данных, созданию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных систем, функционирующих на основе единых принципов и общих правил.

Наибольший общественный интерес вызывает один из самых востребованных сервисов, связанных с работой судебной системы, - объединённая картотека судебных дел. Концепцией информатизации судов до 2020 года предусмотрено учесть имеющийся опыт федеральных арбитражных судов по использованию Картотеки арбитражных дел при внедрении сервисов электронного правосудия в судах общей юрисдикции. Картотека арбитражных дел была создана по заданию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации приобрел лицензию на использование сервисов Картотеки арбитражных дел на пять лет у её разработчика в 2012 году. В начале 2015 года стартовали работы по объединению Картотеки арбитражных дел и Банка судебных решений судов общей юрисдикции, итогом чего станет объединённая картотека судебных дел.

В перспективе планируется запустить и другие сервисы, задействующие информационные ресурсы арбитражных судов и судов общей юрисдикции.

КонсультантПлюс: 14 мая 2015 года из зала Белгородского областного суда состоялась первая тестовая для судов общей юрисдикции интернет-трансляция судебного заседания. Каковы дальнейшие планы по обеспечению судов необходимыми техническими средствами для проведения таких трансляций и их повсеместному проведению?

Леонид Александрович: Техническое решение организации интернет-трансляций судебных заседаний готово. Но законодательных норм, регламентирующих это направление деятельности судов, сегодня не существует.

На данный момент специальным оборудованием для трансляций оснащены два суда общей юрисдикции (Белгородский областной суд и Октябрьский районный суд города Белгорода) и двадцать один арбитражных апелляционных суда (включая десять арбитражных судов округов).

Оборудование, поставленное в опытную зону, используется: на официальном интернет-сайте Белгородского областного суда регулярно проводятся трансляции судебных заседаний.

Государственным заданием на 2015 год предусмотрена закупка и установка 180 комплектов оборудования для интернет-трансляции судебных заседания в федеральные арбитражные суды на средства, заложенные в бюджет Федеральной целевой программы развития судебной системы на 2013-2020 годы на информатизацию арбитражных судов. Дальнейшее оснащение судов комплексами для интернет-трансляции будет проходить в соответствии с Государственным заданием, регламентирующим деятельность ФГБУ ИАЦ Судебного департамента, и на выделяемые на данную работу бюджетные средства.

КонсультантПлюс: Леонид Александрович, насколько телекоммуникационная инфраструктура судов, в первую очередь в регионах, готова к увеличению нагрузки на существующие сети передачи данных? В каких объемах планируется развивать дополнительные широкополосные каналы связи? Как будут предотвращаться риски, связанные с возможностью утечки конфиденциальной информации, передаваемой посредством ТКС?

Леонид Александрович: В настоящее время все федеральные суды общей юрисдикции и федеральные арбитражные суды объединены в единую закрытую телекоммуникационную сеть ГАС "Правосудие" (IP VPN) c топологией сети передачи данных "каждый-с-каждым". Это более 3 000 объектов автоматизации.

Вместе с тем, учитывая полномасштабное оснащение федеральных судов общей юрисдикции комплектами видео-конференц-связи и, соответственно, проведение сеансов видео-конференц-связи, формирование и постоянную актуализацию единых баз данных по судимости (обезличенных и необезличенных), единого банка судебных решений (подвергшихся и не подвергшихся процедуре деперсонификации), в 2015 году общая емкость ведомственной сети ГАС "Правосудие" увеличена в 2,25 раза и составляет 10,1 Гбит/с. Для большей части районных (городских) и гарнизонных военных судов произведено увеличение скорости до гарантированных 2 Мбит/с. Данное увеличение скорости позволило не только решить указанные выше задачи, но и модернизировать сеть за счет перехода, во многих случаях, на волоконно-оптические линии связи.

Развитие ведомственной сети ГАС "Правосудие" будет направлено на выполнение задач Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы", Федерального закона N 262-ФЗ от 22.12.2008 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", а также задач сбора и консолидации единых баз данных.

Проект модернизации ГАС "Правосудие" затрагивает и системы обеспечения безопасности. Системы безопасности информации будут модернизированы и приведены в соответствие с современными требованиями Федеральной службы безопасности и Федеральной службы технического и экспертного контроля Российской Федерации.

КонсультантПлюс: В настоящее время готовятся изменения в законодательство, касающиеся применения электронных документов в деятельности органов судебной власти. Благодаря этим изменениям в виде электронного документа в суд могут быть направлены ходатайство, заявление, жалоба, представление и письменные доказательства через портал госуслуг. Почему для внедрения этого элемента электронного правосудия была выбрана площадка электронного правительства?

Леонид Александрович: Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и ФГБУ ИАЦ Судебного департамента сочли возможным использовать уже существующие решения информационно-телекоммуникационной инфраструктуры электронного правительства для внедрения данного элемента электронного правосудия.

Использование Единого портала государственных услуг облегчает подачу документов в суд. Граждане получат возможность обращаться в суд через интернет, пройдя идентификацию только на ЕПГУ − без регистрации на портале ГАС "Правосудие".

Единая система идентификации и аутентификации с возможностью проверки подлинности участников судопроизводства, существующая на портале госуслуг, значительно упрощает техническое воплощение возможности подачи документов в суд.

Также планируется задействовать сервис информационно-платежного шлюза для реализации возможности оплаты госпошлины через электронные платежные системы и государственную электронную почтовую систему для дистанционного отслеживания этапов рассмотрения дела и автоматического уведомления сторон об изменении статуса рассмотрения судебного дела.

Применение готовых решений Минкомсвязи, реализованных на Едином портале государственных услуг, позволит существенно снизить затраты и сократить сроки внедрения сервисов электронного правосудия. Мероприятия по реализации этого проекта будут проводиться поэтапно начиная с 2016 года.

КонсультантПлюс: Леонид Александрович, мы благодарим Вас за интересные и содержательные ответы.

Интервью подготовлено корреспондентом компании "КонсультантПлюс" А. Епифановой
Фото - А. Галецкий


Л.А.Юхневич,
директор Федерального государственного унитарного
предприятия «Научно-исследовательский институт «Восход»

В последнее время вряд ли можно найти хотя бы одного квалифицированного российского судью, который бы не слышал о ГАС «Правосудие». Что же это такое?

Государственная автоматизированная система РФ «Правосудие» -это территориально распределенная автоматизированная информационная система, предназначенная для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Она будет обеспечивать информационную и технологическую поддержку судопроизводства на принципах поддержания баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и ограничениями на распространение информации.

В федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2001 г. № 805, были поставлены задачи формирования единого информационного пространства, реализации конституционных принципов самостоятельности судебной власти и независимости судей, обеспечения единства судебной системы Российской Федерации, повышения эффективности деятельности судов, а также реализации прав граждан и юридических лиц на судебно-правовую информацию. Именно этой программой было предусмотрено создание ГАС «Правосудие» в интересах федеральных судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента.

В начале 2004 года Судебным департаментом был проведен открытый конкурс по выбору головного исполнителя на создание системы. Победителем стал наш институт - ведущий государственный системный интегратор в сфере информационных технологий, создавший не одну крупную автоматизированную систему государственного значения (наиболее известная разработка ФГУП НИИ «Восход» - ГАС «Выборы»).

Создание ГАС «Правосудие» должно способствовать достижению следующих целей:

  • поддержание законности и обоснованности принимаемых судебных решений и качества судебных документов;
  • сокращение сроков рассмотрения дел и жалоб на основе использования новых информационных технологий, включая средства видеоконференцсвязи;
  • повышение эффективности судебного делопроизводства и подготовки данных судебной статистики;
  • повышение достоверности и полноты первичной информации, получаемой в ходе судебных заседаний;
  • повышение оперативности сбора и оформления судебных материалов при подготовке и слушании дел;
  • обеспечение сетевого доступа к библиотечной электронной информации;
  • обеспечение оперативного доступа судей и работников аппаратов судов к актуальной и точной информации по действующему законодательству и правоприменительной практике;
  • обеспечение объективного анализа правоприменительной практики, структуры правонарушений и направлений криминализации общества на основе больших объемов судебной статистики и данных предыстории;
  • повышение оперативности информационного взаимодействия судов с Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом, следственными органами, прокуратурой, Минюстом России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • повышение эффективности информационных процессов кадрового, организационного, материально-технического и ресурсного обеспечения деятельности судов с созданием инструмента информационно-аналитической поддержки принятия решений во всех сферах обеспечения судебной деятельности;
  • обеспечение полноты и достоверности информации, необходимой для административного управления, сокращение сроков ее предоставления;
  • создание достаточного функционального, информационно-технологического и программного обеспечения судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента;
  • обеспечение адекватного решения вопросов информационной безопасности;
  • повышение информированности общества о деятельности судов, обеспечение прозрачности и открытости состояния системы правосудия в России;
  • создание эффективной, экономически целесообразной системы управления, обеспечения, эксплуатации, поддержания и сервисного обслуживания имущественного комплекса ГАС «Правосудие»;
  • обеспечение вхождения в информационное пространство системы органов государственного управления, правоохранительных органов, организация взаимодействия между центральными национальными органами обеспечения деятельности судов (в первую очередь, в рамках СНГ) с ведущими международно-правовыми и судебными организациями - Международным судом, Советом Европы и другими зарубежными организациями.

С учетом многообразия и масштабности задач и целей ГАС «Правосудие» и спроектирована как система, имеющая многоуровневую иерархическую структуру, соответствующую уровням иерархии судов общей юрисдикции и Системы судебного департамента. Объектами автоматизации являются центральный аппарат и управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ, областные и равные им суды, окружные (флотские) военные суды, районные (городские) суды и гарнизонные военные суды, где устанавливаются специализированные программно-технические комплексы. Разрабатываются и модернизируются 27 функциональных и обеспечивающих подсистем.

Например, «Судебное делопроизводство и статистика» -это подсистема, обеспечивающая автоматизированное судебное делопроизводство, документооборот и ведение электронных архивов судебных дел, баз данных по судимости, а также сбор, контроль, обработку, хранение, анализ и представление данных судебной статистики. В подсистему входит технологическое обеспечение записи протоколов судебных заседаний, включая автоматизированную звукозапись хода судебного заседания и архивацию материалов.

«Банк судебных решений (судебной практики)» - подсистема автоматизированного сбора и анализа решений судов, систематизации сведений о прецедентах судебных решений, аналитической обработки и тиражирования обобщенных данных судебной практики, оперативного обмена этими данными между судами разных инстанций.

«Право» - подсистема, обеспечивающая доступ к правовой информации и юридическим изданиям в электронном виде, поддержание правовых баз в актуальном состоянии, информирование судей, судейских коллегий и органов Судебного департамента о правовых нормах и результатах обобщения судебной практики.

«Финансы» - подсистема, автоматизирующая процессы бухгалтерского учета и отчетности, обработку оборотных балансов и формирование сводной отчетности судов и органов Судебного департамента. Ведение баз данных для задач экономического анализа и прогнозирования различных ситуаций. Подсистема включает в свой состав средства учета выделенного объема финансирования, расчета заработной платы, формирования бюджета и контроля его исполнения.

«Кадры» - подсистема автоматизации деятельности кадровых органов Судебного департамента и судов, учета, хранения и анализа данных об организационно-штатной структуре и фактическом кадровом составе.

«Видеоконференцсвязь» - подсистема, обеспечивающая рассмотрение в судах кассационных и иных жалоб с использованием технологии видеоконференцсвязи.

«Документооборот» - подсистема, обеспечивающая автоматизацию процессов делопроизводства, документооборота и ведения архива с документальным оформлением каждого этапа жизненного цикла документа.

«Ведомственная статистика Судебного департамента» - подсистема, обеспечивающая автоматизированный сбор, контроль, обработку, формирование и хранение данных ведомственной статистики Судебного департамента, формируемых из баз данных функциональных подсистем Судебного департамента и его территориальных органов, в том числе аналитических материалов.

«Обучение» - подсистема, предназначенная для информационной и технической поддержки процессов разработки и реализации программ профессионального образования кадров с использованием компьютерных средств дистанционного обучения.

«Обращения граждан» - подсистема автоматизированной регистрации сведений о предложениях, жалобах, заявлениях граждан (организаций и учреждений), постановки их на контроль, анализа своевременного рассмотрения поступающих предложений, жалоб и заявлений, формирования справок и статистических материалов о работе с обращениями граждан.

«Недвижимость» - подсистема учета, контроля и управления недвижимостью. В подсистеме организуется автоматизированный учет объектов недвижимости судов и органов Судебного департамента в зависимости от необходимых данных, обновляемых и пополняемых по мере изменения информации об объектах недвижимости.

И, пожалуй, особое место занимает подсистема «Судейское сообщество» , обеспечивающая учет, систематизацию и автоматизированную обработку информации для органов судейского сообщества (Всероссийского съезда судей, Совета судей и Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, органов судейского сообщества в субъектах Российской Федерации). Решение о создании этой подсистемы было принято с учетом значения деятельности органов судейского сообщества для всей судебной системы России. «Судейское сообщество» объединит информационные ресурсы всех регионов и даст возможность органам судейского сообщества публиковать сведения о своей деятельности, которые будут располагаться в одном месте, интегрированы между собой, использовать единую поисковую систему и, как следствие, представляют собой наиболее удобный информационный ресурс.

Составной частью подсистемы станет, например, Интернет - сайт Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, который будет размещен в сети по адресу WWW.сайт.

В него войдут важнейшие разделы:

  • «Вакансии» (на должности судей), причем, посетитель Интернет - сайта Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации сможет узнать перечень вакансий не только в своем регионе, но и по России в целом и при этом воспользоваться полным пакетом образцов документов, сопровождающих заявление о даче рекомендации на занятие вакантной должности;
  • «Анализ практики» предполагает публикацию обзоров деятельности квалификационных коллегий судей, обмен мнениями о различных проблемах и путях их решения;
  • -«Рассмотрено Верховным Судом России» - это раздел, где размещается строго документальная информация о ходе и результатах обжалования решений квалификационных коллегий судей, то есть само решение ККС, рассмотрение в суде первой инстанции, кассационное и надзорное производство, что даст возможность посетителю Интернет - сайта получить исчерпывающую информацию по данному делу и понять все мотивы, основания и уровень аргументации сторон;
  • будут также «работать» разделы «Вопросы-ответы», «Публикации», «Состав», «Новости» и ряд других.

Помимо функциональных подсистем в ГАС "Правосудие" включены несколько типовых функциональных и обеспечивающих подсистем:

  • Интернет-портал;
  • подсистема отображения информации коллективного пользования;
  • подсистема обеспечения эксплуатации и сервисного обслуживания и некоторые другие.

Учитывая важность безотказной и эффективной работы всей системы и потенциальные угрозы, в ГАС «Правосудие» предусмотрена реализация трехконтурной системы безопасности. В ней будут присутствовать три информационных контура безопасности -публичный, ведомственный и защищенный.

Информационная связность публичных контуров безопасности обеспечивается через Интернет посредством электронной почты и web-сервисов.

Открытая информация циркулирует между всеми контурами: публичным, ведомственным и защищенным. Обмен информацией через Интернет осуществляется только из публичного контура через межсетевые экраны.

Информация ограниченного распространения циркулирует между ведомственным и защищенным контурами. Обмен информацией происходит через специально создаваемую ведомственную среду взаимодействия, то есть наложенную на существующие каналы связи защищенную сеть.

Информация, составляющая государственную тайну, циркулирует только между защищенными контурами.

Создание и внедрение ГАС «Правосудие» проходит в три основных этапа с соблюдением всех государственных норм и стандартов создания автоматизированных систем.

На первом этапе (вторая половина 2004 года) ФГУП НИИ «Восход» было проведено обследование состояния информатизации судебной системы, подготовлены и согласованы с Судебным департаментом частные технические задания (ЧТЗ) на все 27 подсистем, создана опытная зона для отработки научно-технических решений. По результатам отработки технических решений подготовлен технорабочий проект, по которому создаётся система.

Для регионов в 2004 году заметным сигналом о создании ГАС «Правосудие» стали осуществляемые ФГУП НИИ «Восход» и созданной им кооперацией из почти 40 ведущих российских предприятий в сфере информатизации мероприятия по развёртыванию нескольких тысяч рабочих мест в локальных вычислительных сетях судов и управлений Судебного департамента, поставка технических средств (персональные компьютеры и сервера для последующего внедрения).

После утверждения технорабочего проекта основными работами второго этапа (2005 год) стали разработка специального программного обеспечения большинства подсистем ГАС «Правосудие», продолжение развёртывания локальных вычислительных сетей и поставка технических средств для последующего внедрения. Кроме этого будет поставлено лицензионное программное обеспечение - системы управления базами данных, пакеты офисных программ, антивирусные программы и некоторые другие.

В 2005 году будет также решена задач полного охвата судов уровня субъекта РФ подсистемой видеоконференцсвязи: запланирована установка 50 комплектов видеоконференцсвязи.

На третьем этапе (2006 год) произойдёт завершение работ по созданию специального программного обеспечения ГАС «Правосудие» и полномасштабное внедрение системы, после чего состоятся приёмочные испытания.

Все это время будет проводится обучение работников судов и управлений Судебного департамента на базе Научно-учебного центра ФГУП НИИ «Восход» с привлечением региональных учебных центров, где планируется обучить до 5 тысяч человек.

Мы убеждены, что создание и внедрение ГАС «Правосудие» будет для каждого суда и каждого судьи России означать новые эффективные возможности осуществления скорого и справедливого правосудия.

сфере, осуществляются мероприятия по обеспечению информационной безопасности в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности, обеспечивается по мере возможности ознакомление населения с основными принципами обеспечения информационной безопасности и т. д. Помимо этого, обеспечению информационной безопасности Российской Федерации способствуют государственная система защиты информации, система защиты государственной тайны, системы лицензирования деятельности в области защиты государственной тайны и системы сертификации средств защиты информации.

Несмотря на все вышеперечисленное, состояние обеспечения информационной безопасности в Российской Федерации оставляет желать лучшего. Уровень правовой защищенности информационных ресурсов не соответствует сложившимся потребностям населения, а также постоянно набирающему обороты информационному и техническому прогрессу.

Исправить сложившуюся ситуацию представляется возможным только при соответствующем законодательном закреплении положений Доктрины информационной безопасности массивом нормативно-правовых актов. Необходимо дать четкую правовую характеристику таким категориям, как «информационный терроризм», «информационная война», «информационное оружие» и т. д. Для этого необходимо в первую очередь обеспечить целенаправленную деятельность всех государственных органов и общественных организаций по существующим аспектам информационной безопасности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Газизов Р.Р. Информационный терроризм // Материалы Международной научно-практической конференции 16-17 октября 2003 г. Часть I. - Уфа: РИО БашГУ, 2003. - 280 с.

С.С. Бойко

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ «ПРАВОСУДИЕ»

В связи с изменениями социально-экономической обстановки в России, ростом преступности, увеличением и качественным изменением содержания судебных дел, расширением возможностей обжалования в суде неправомерных действий должностных лиц информационная нагрузка на суды возрастает с каждым годом. В этих условиях одним из основных путей повышения эффективности работы судов является внедрение новых информационных технологий и электронного документооборота в деятельность суда (т. е. проведение работ по информатизации). Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации с самого начала своей работы уделял постоянное внимание проблеме информатизации судов общей юрисдикции, а начиная с 2004 г. активно ведутся работы по разработке и внедрению Государственной автоматизированной системы «Правосудие».

В Постановлении Совета судей РФ от 9 декабря 2005 г. № 144 «О ходе выполнения работ по информатизации судов и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, проводимых в рамках федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы» Судеб-

ному департаменту рекомендовано в дальнейшем провести необходимые мероприятия по нормативному закреплению организационно-правовой формы, создаваемой ГАС РФ «Правосудие» и решить вопросы организационного обеспечения (кадрового, финансового, материально-технического и иного характера) эксплуатации действующих и создаваемых в судах информационных ресурсов.

Как отмечено в Постановлении Совета судей, для полноценного внедрения ГАС «Правосудие» в работу судов необходимо решить следующие организационно-правовые задачи:

1. Сформировать необходимую нормативную правовую базу использования судебных информационных и коммуникационных технологий, основанную на правовых актах прямого действия.

2. Создать организационно-штатные структуры обеспечения деятельности ГАС «Правосудие», подготовки и переподготовки кадров по новым информационным технологиям.

ГАС РФ «Правосудие» - это территориально распределённая автоматизированная информационная система, предназначенная для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном суде РФ.

В настоящее время Государственной комиссией по приемке проводятся работы по проверке работоспособности ГАС «Правосудие» и оцениваются возможности ее повсеместного внедрения в судах общей юрисдикции на территории Российской Федерации.

Согласно федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2006 г. № 583, в области информатизационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции были поставлены такие задачи, как внедрение, поддержка и обслуживание информационной системы судов общей юрисдикции ГАС «Правосудие».

Сегодня в четырнадцати районных судах Ростовской области уже внедрены технологии ГАС «Правосудие», однако проблемы организационно-правового обеспечения применения этих технологий в повседневной деятельности суда до сих пор не решены.

Мы рассмотрим возможные варианты решения этих задач и определим те проблемные вопросы, которые могут при этом возникнуть.

Нормативно-правовое обеспечение придаёт правовой статус уже существующей модели организационной структуры, поэтому в первую очередь мы рассмотрим проблему организационного обеспечения ГАС «Правосудие».

В соответствии с нормами, определенными в постановлениях Минтруда России и Минюста России от 27.06.96 № 416/06-74-125 «Об утверждении норм нагрузки судей, судебных исполнителей и работников аппарата районных (городских) судов» и от 27.06.96 № 416а/06-74-124 «Об утверждении норм нагрузки судей, судебных исполнителей и работников аппарата областных судов», на 15 судей должен приходиться один консультант по информатизации.

Мы видим, что данное положение устарело, в виду того, что за последние 10 лет количество персональных компьютеров в судах резко возросло, то есть на 15 судей в среднем используется 25 компьютеров, на которых, начиная с 2006 г., планируется внедрение 29 подсистем ГАС «Правосудие».

Для обеспечения полноценного выполнения работ по информатизации мы предлагаем вести расчет следующим образом: 1 консультант и один системный ад-

министратор ГАС «Правосудие» на 30 компьютеров, а для этого необходимо ввести должности системного администратора ГАС «Правосудие» и консультанта по информатизации (обслуживание техники и сети) во всех районных и городских судах.

Работы по информатизации в областных и равных им судах требуют создания крупных подразделений по информатизации. Эти подразделения могут выполнять роль Региональных центров информатизации ГАС «Правосудие», и на них необходимо возложить следующие функции:

1. Обслуживание подсистем ГАС «Правосудие» в областных судах и отделах Судебного департамента в субъектах РФ.

2. Координация работы системных администраторов и консультантов по информатизации в районных и городских судах.

3. Участие в разработке и усовершенствовании региональных компонентов и подсистем ГАС «Правосудие».

Штат системных администраторов и консультантов по информатизации Региональных центров информатизации, на наш взгляд, должен составлять порядка 15 чел.

Исходя из положений Концепции, предполагается создание Межрегиональных центров информатизации, но по нашему мнению, введение этих центров нерационально. Так как эти центры можно создать либо путём расширения одного из региональных центров, что создаст неравномерное распределение ресурсов, либо вне структуры судебной системы, что удалит их от реальных практических проблем суда.

Рис. 1. Схема внедрения ГАС «Правосудие» в структуру судов общей юрисдикции и Судебного Департамента

В Концепции также предусмотрено создание Единого Информационного Центра ГАС «Правосудие», на основе которого, как нам кажется, должны функционировать следующие структурные подразделения: отдел межрегиональной координации, отдел по обеспечению работы Верховного Суда РФ и Судебного департамента при Верховном Суде РФ, отделы по разработкам и исследованию подсистем, и именно на эти структурные подразделения будут возложены основные функции по обеспечению функционирования ГАС «Правосудие», контроль за использованием информационных ресурсов, разработке новых подсистем и развитию ГАС «Правосудие».

Любая организационная структура должна поддерживаться соответствующей нормативно-правовой базой, поэтому еще более актуальным вопросом является нормативно-правовое обеспечение ГАС «Правосудие».

Основными актами, составляющими нормативную правовую базу информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, являются:

Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»;

Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»;

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»;

Другие нормативные акты в области информатизации, ведомственные нормативные и организационно-распорядительные документы, принятые во исполнение перечисленных выше законов.

Правовое регулирование общих вопросов информатизации в федеральной судебной системе осуществляется на основе следующих правовых актов:

Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 г. № 2334 «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию»;

Указа Президента Российской Федерации от 20 января 1994 г. № 170 «Об основах государственной политики в сфере информатизации»;

Указа Президента Российской Федерации от 21 февраля 1994 г. № 361 «О совершенствовании деятельности в области информатизации органов государственной власти Российской Федерации»;

Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

Федерального закона от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене»;

Направления работ по информационно-правовому обеспечению судебной деятельности основываются на «Концепции правовой информатизации России», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г. № 966 и «Концепции информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента», утверждённой Советом судей РФ от 11.04.2002.

Документом, определяющим направления информационного обеспечения судебной системы в целом на период до 2006 г., являлась федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2001 г. № 805.

Вместе с этим необходимо отметить, что внедрение информационных технологий в процессуальной сфере судов требует разработки новых нормативных актов прямого действия и внесения изменений в действующее законодательство, а также в ведомственные инструкции по судебному делопроизводству, подготовке данных судебной статистики и первичной судебной информации.

На наш взгляд, в первую очередь необходимо разработать Федеральный закон «О Государственной автоматизированной системе «Правосудие»», который придаст правовой статус создаваемой системе, даст правовые основы эксплуатации, использования, развития и эксплуатации ГАС «Правосудие». Данный закон должен включать:

Правовую основу и основные принципы использования, эксплуатации и развития ГАС «Правосудие»;

Правовой статус Единого информационного центра ГАС «Правосудие» при Верховном Суде РФ и Судебном Департаменте, Региональных центров информатизации ГАС «Правосудие» субъектов РФ, системных администраторов ГАС «Правосудие» и консультантов по информатизации судов и системы Судебного департамента;

Официальный статус электронных документов, подготовленных с использованием технологий ГАС «Правосудие»;

Безопасность информации в ГАС «Правосудие» и контроль за использованием ГАС «Правосудие».

Для принятия этого Федерального закона необходимо разработать пакет сопутствующих нормативно-правовых актов: указов Президента, постановлений и распоряжений Правительства о создании Федерального закона «О ГАС «Правосудие»», постановлений Государственной Думы и Совета Федерации Федерального собрания РФ «О федеральном законе «О ГАС «Правосудие»»».

Также должны быть разработаны межведомственные нормативно-правовые акты, необходимые для обеспечения функционирования ГАС «Правосудие». В первую очередь такие акты, как:

Приказ Министерства Информационных технологий и связи Российской Федерации «Об организации работ по созданию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие»»;

Распоряжение Госкомимущества РФ «Об имущественном комплексе ГАС «Правосудие»».

Следующим шагом в разработке нормативно-правового обеспечения является создание ведомственных нормативно-правовых актов. Это могут быть:

Распоряжение Правитель с те а РФ о проекте Федерального Закона «0£Д£ «Правосудие

Указ президента.]^ создании Федерального Закона «О ГАС «Правосудие»;

Постановление Правительства

о создании Федерального 3 акона «0Х&£ « Пр ав о судие»

Постановление Государственной Думы о проекте Федерального Закона «0ХД£ « Пр ав о судие

Постановление Государственной Думы Федерапьного собранияРФ «О федеральном Законе «0^ «Правосудие»

Федеральный Закон « Правое удне»

П о становление С ов е та Федерации Федерального

собрания РФ «О федеральном Законе «0^ «Правосудие

Приказ Минсвязи РФ^Цб организации работ по созданию ГАС «Пр ав о судие»

Распоряжение ГоскомимуществаРФ^б имущественном комплексе ГАС «Пяаво^дие»

Постановление Совета Судей Верховного Суда РФ «Об утверждении положения оГДО, «Пр аво судие»;

Постановление Совета Судей Верховного Суда РФ «Об утверждении инструкций системного администратора и консультанта по инсЬ очэматиз алии

Инструкции по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов утверждённые Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15 декабря 2004 г. N 161

Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде утверждённые Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 г. N 36

Рис. 2. Структура необходимого нормативно-правового обеспечения ГАС «Правосудие»

Постановление Совета Судей Верховного Суда РФ «Об утверждении положения о ГАС «Правосудие»»;

Приказ судебного департамента при Верховном Суде РФ «Об утверждении типовой инструкции системного администратора ГАС «Правосудие» и консультанта по информатизации».

В связи с принятием Федерального закона «О ГАС «Правосудие»», необходимо будет Приказами Судебного департамента при Верховном Суде РФ внести изменения в существующие должностные инструкции: инструкции по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения и в инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утверждённые Приказами Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 г. N 36 и от 15 декабря 2004 г. N 161.

Всю структуру необходимого нормативно-правового обеспечения ГАС «Правосудие» можно представить в виде схемы (рис. 2).

В заключение можно сказать, что решение проблемы организационно-правового обеспечения является обязательным условием успешного внедрения и эксплуатации системы ГАС «Правосудие» в работу судов общей юрисдикции в Российской Федерации. Предвидя трудности, которые могут возникнуть при реализации данных задач, мы должны уже сегодня вплотную заниматься созданием правового поля функционирования системы ГАС «Правосудие» и решением конкретных организационных задач.

И.А. Уваров

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ

Пенитенциарная профилактика, осуществляемая уголовно-исполнительной системой, является комплексной, многоаспектной проблемой. Решение этой проблемы предполагает активную деятельность не только всех структурных подразделений уголовно-исполнительной системы, но и иных, не специализированных субъектов пенитенциарной профилактики. Традиционно к основным направлениям такой деятельности относятся выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, воспрепятствование проявлению действия криминогенных факторов, а также разработка рекомендаций, направленных на стимулирование позитивных процессов и явлений, препятствующих преступному поведению, как в период отбывания наказания, так и после него. Сложность и многогранность указанных вопросов определяет необходимость комплексного подхода к их решению. Такой подход позволяет не только координировать усилия участников этой борьбы, но и увязывать их деятельность в этом направлении с общегосударственными мероприятиями экономического, политического, социального, культурно-воспитательного и иного характера. Организационные основы для объединения усилий различных субъектов пенитенциарной профилактики и направления их деятельности в русло уголовно-исполнительной политики создают комплексные планы профилактикой деятельности.

В настоящее время все более четко прослеживается тенденция органического слияния этих планов с планами социально-экономического развития, что еще более подчеркивает развитие комплексных начал в общегосударственной функции пенитенциарной профилактики. Комплексное планирование пенитенциарной профи-248