Генеральный прокурор порядок назначения полномочия. Прокуратуры субъекта рф, полномочия прокурора субъекта рф Назначение на должность прокурора субъекта рф

Прокуратуры субъектов РФ, их структура. Полномочия прокуроров, порядок их назначения на должность.

Прокуроры субъектов РФ руководят деятельностью прокуратур городов, районов и иных административно-территориальных единиц, входящих в состав соответствующего субъекта Федерации. При этом они издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками. Они могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором РФ.

Прокуроры городов с районным делением руководят деятельностью районных и приравненных к ним прокуратур, вносят вышестоящим прокурорам предложения об изменении штатной численности своих аппаратов и подчиненных прокуратур, о кадровых изменениях по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Все территориальные прокуроры различных уровней осуществляют свои полномочия в соответствии с их компетенцией, установленной Законом о прокуратуре, а также нормами уголовно-процессуального, арбитражного, уголовно-исполнительного, административного и иного федерального законодательства.

К территориальным органам прокуратуры РФ, прежде всего, относятся прокуратуры субъектов РФ (ст. 15 Закона "О прокуратуре РФ"). Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность сроком на пять лет Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов Федерации, подчинены и подотчетны Генеральному прокурору РФ и освобождаются им от должности без согласования с указанными выше органами государственной власти.

Полномочия прокуроров субъектов РФ по руководству подчиненными органами прокуратуры (ст. 18 Закона "О прокуратуре РФ")˸

– руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур на базе законов, действующих на территории РФ, и нормативных актов Генерального прокурора РФ;

– издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения подчиненными работниками;

– могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором РФ;

– представляют Генеральному прокурору РФ для назначения на должности подчиненных прокуроров и прокурорских работников.

Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Ген. прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, определяемыми субъектами РФ.Прокуроры субъектов РФ подчинены и подотчетны Ген прокурору РФ и освобождаются им от занимаемой должности.То же самое и про прокуроров приравненных, т.е. специализированных и военных прокуратур.

Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных и военных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Ген прокурором РФ, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Ген прокурору РФ.

Сообщения о назначении прокуроров на должность и об освобождении их от должности публикуются в печати.

Прокуратуры субъектов РФ, их структура. Полномочия прокуроров, порядок их назначения на должность. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Прокуратуры субъектов РФ, их структура. Полномочия прокуроров, порядок их назначения на должность." 2015, 2017-2018.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ, а представление о назначении той или иной кандидатуры на должность Генерального прокурора вносится Президентом РФ. Если предложенная Президентом РФ кандидатура на должность Генерального прокурора РФ не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент РФ в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру.

Генеральный прокурор РФ назначается сроком на 5 лет (ст. 13 «О прокуратуре РФ»).

У Генерального прокурора РФ имеются первый заместитель и заместители. В случае отсутствия Генерального прокурора РФ или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель. В случае если отсутствуют и Генеральный прокурор РФ, и его первый заместитель или исполнение ими своих обязанностей невозможно, обязанности Генерального прокурора исполняет один из его заместителей в соответствии с установленным распределением обязанностей между заместителями (ст. 13 «О прокуратуре РФ»).

Назначение на должность и освобождение от должности происходит на основании ст. 40.5 ФЗ «О прокуратуре РФ».

Генеральный прокурор РФ назначает на должность и освобождает от должности начальников главных управлений, управлений и отделов и их заместителей, советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, помощников и помощников по особым поручениям Генерального прокурора РФ, помощников по особым поручениям первого заместителя и заместителей Генерального прокурора РФ, старших прокуроров и прокуроров главных управлений, управлений и отделов, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам и их помощников.

Назначение работников на иные должности может производиться заместителями Генерального прокурора РФ.

Генеральный прокурор РФ назначает и освобождает от должности прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, определяемыми субъектами Федерации. Им же назначаются и освобождаются от должности заместители прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров, прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры, директора (ректоры) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ и их заместители. Прокуроры субъектов РФ подчинены и подотчетны Генеральному прокурору РФ и освобождаются им от занимаемой должности.

Прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним прокуроры также обладают полномочиями по назначению и освобождению от должности работников аппарата соответствующей прокуратуры.

Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры имеют полномочия назначать и освобождать от должностей работников, не занимающих должности прокуроров и следователей.

Текст Ст. 129 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

5. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации*(30).

Комментарий к Ст. 129 Конституции Российской Федерации

1. Конституция России является основополагающим нормативным источником правового регулирования, закрепляющим в комментируемой статье основы организации и деятельности органов прокуратуры РФ, в том числе систему построения органов прокуратуры, иерархичность, порядок назначения прокуроров.

Согласно п. «о» ст. 71 Конституции РФ, правовое регулирование организации и деятельности прокуратуры РФ находится в ведении Российской Федерации. Анализ этого конституционного положения позволяет сформулировать следующий вывод: несмотря на то, что в ряде случаев региональное законодательство регламентирует некоторые вопросы деятельности прокуратуры, считать его элементом обозначенных нормативных источников не вполне обоснованно, поскольку региональные нормативные акты принимаются лишь в развитие норм федерального законодательства и направлены на его уточнение и конкретизацию.

Правовой основой организации деятельности Прокуратуры РФ, помимо Основного закона, являются:

Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»*(695);

Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (вступил в силу 10 марта 2006 г., за исключением ст. 18, 19, 21 и 23, вступивших в силу 1 января 2007 г.)*(696).

Прокуратура является одним из важнейших органов государственной власти (конституционно закрепленных), но, согласно комментируемой статье, не входит ни в одну из перечисленных в ст. 10 Конституции РФ ветвей власти.

Правовой статус прокуратуры РФ в Конституции РФ до сих пор не определен. Система органов прокуратуры закреплена в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» и представляет собой разветвленную сеть территориальных, военных и иных специализированных прокуратур, научных и образовательных учреждений, других организаций, являющихся юридическими лицами, организационно между собой взаимосвязанных и взаимообусловленных единством решаемых задач по обеспечению режима законности и правопорядка.

Система органов прокуратуры строится в соответствии с государственно-федеративным и административно-территориальным устройством России. Кроме того, при организации военных и иных специализированных прокуратур учитываются приоритетные направления надзора или особенности организации объекта надзора.

Систему органов прокуратуры РФ составляют:

Генеральная прокуратура РФ;

прокуратуры субъектов Федерации и приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры;

прокуратуры городов и районов и приравненные к ним военные и специализированные прокуратуры;

научные и образовательные учреждения.

Система органов прокуратуры РФ, которую возглавляет Генеральный прокурор РФ, состоит из трех звеньев (уровней).

Высшим звеном является Генеральная прокуратура РФ во главе с Генеральным прокурором РФ.

К прокуратурам второго звена относятся прокуратуры республик в составе Российской Федерации, прокуратуры краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных округов и Еврейской автономной области, а также специализированные прокуратуры: Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, прокуратура ЗАТО г. Межгорье и комплекса «Байконур», прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы ФСБ России, Московская городская военная прокуратура.

К прокуратурам третьего (низового) звена органов прокуратуры относятся прокуратуры районов и городов (в городах без районного деления), а также военные прокуратуры гарнизонов и приравненные к ним прокуратуры.

Вопросы совершенствования структуры органов прокуратуры и повышения эффективности обеспечения прокурорского надзора регламентируются, в частности, следующими приказами Генерального прокурора РФ:

1) от 9 сентября 2002 г. N 54 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур»;

2) от 26 июля 2001 г. N 47 «Об организации надзора за исполнением законов в оборонно-промышленном комплексе»;

3) от 12 апреля 2001 г. N 23 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах»;

4) от 30 марта 2001 г. N 17 «О полномочиях прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов на особо режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях»;

5) от 21 октября 1996 г. N 57 «Об организационных основах деятельности прокуратур городов с районным делением»;

6) от 3 декабря 2002 г. N 70 «О порядке представления специальных донесений о чрезвычайных происшествиях и преступлениях, а также иной обязательной информации в органах прокуратуры Российской Федерации»;

7) от 3 января 1996 г. N 1 «Об образовании при Генеральной прокуратуре Российской Федерации Научно-консультативного совета»;

8) от 2 сентября 2002 г. «Об отделах Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах».

К территориальным прокуратурам относятся: Генеральная прокуратура, прокуратуры края, области, г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, прокуратура автономной области, прокуратуры автономных округов, городов и районов, иные территориальные (межрайонные) прокуратуры.

Специализированные органы прокуратуры являются неотъемлемым элементом прокурорской системы, создаваемым в тех случаях, когда существует объективная необходимость обеспечения законности в специфических сферах деятельности, имеющих особую важность для жизнеобеспечения общества и государства. Объясняется это тем, что административно-территориальный принцип построения органов прокуратуры не всегда является оптимальным в тех случаях, когда работа прокуратуры касается ряда специфических сфер деятельности государства*(697).

Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (п. 4 ст. 46 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Приказом Генерального прокурора РФ от 9 сентября 2002 г. N 54 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур» на военных прокуроров возложен:

1) надзор за исполнением Конституции РФ, законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав военнослужащих и членов их семей и иных граждан руководителями и должностными лицами органов управления и военного управления, воинских частей, учреждений, организаций, предприятий и иных военизированных подразделений Вооруженных Сил РФ, внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной пограничной службы ФСБ России, Службы внешней разведки РФ и ряда других ведомств;

2) надзор за исполнением законов при производстве предварительного следствия, дознания и осуществления оперативно-розыскной деятельности по уголовным делам и материалам о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении воинской части, соединения, учреждения;

3) надзор за исполнением должностными лицами органов и войск Федеральной пограничной службы РФ законов, а также соблюдением прав и гарантий граждан в изоляторах временного содержания и помещениях, специально оборудованных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию на основании Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации», а также за законностью при производстве по делам об административных правонарушениях в отношении граждан (юридических лиц), допустивших нарушения пограничного режима в пограничной зоне, в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также правил добычи, использования, передачи, охраны морских (водных) биологических ресурсов, и иные административные правонарушения стандартов и норм природоохранного законодательства, отнесенные законом к компетенции Федеральной пограничной службы России;

4) уголовное преследование по уголовным делам о преступлениях, со вершенных военнослужащими, а также гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении воинской части, соединения, учреждения.

2. Системой органов прокуратуры руководит Генеральный прокурор РФ, возглавляющий Генеральную прокуратуру РФ и назначаемый на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ (ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). В таком же порядке происходит освобождение Генерального прокурора от должности согласно п. «з» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ*(698).

Если предложенная Президентом РФ кандидатура на должность Генерального прокурора РФ не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, Президент РФ в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора РФ.

В отсутствие Генерального прокурора РФ или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель, а в случае отсутствия Генерального прокурора РФ и его первого заместителя или невозможности исполнения ими своих обязанностей — один из заместителей Генерального прокурора РФ в соответствии с установленным распределением обязанностей между заместителями.

Срок полномочий Генерального прокурора РФ — пять лет. Сообщение о назначении Генерального прокурора РФ на должность и об освобождении его от должности публикуется в печати.

Генеральный прокурор РФ ежегодно лично представляет палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению.

В Генеральной прокуратуре РФ образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ (председатель коллегии), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором РФ. Коллегия Генеральной прокуратуры является совещательным органом, необходимым для выработки решений по наиболее актуальным вопросам организации и деятельности органов прокуратуры. Заседания коллегии проводятся в плановом порядке или по указанию Генерального прокурора РФ, но не реже одного раза в два месяца.

Структура Генеральной прокуратуры РФ, так же как и иных прокуратур, не статична, она изменяется в соответствии с изменениями задач, стоящих перед прокуратурой, функций и приоритетов в ее деятельности.

Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»*(699) на территории России было создано семь федеральных округов. В связи с этим приказом Генерального прокурора РФ от 5 июня 2000 г. N 98 «Об образовании управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах» в составе Генеральной прокуратуры РФ были образованы управления в Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Функции управления Генеральной прокуратуры в Южном федеральном округе были возложены на Главное управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональным отношениям на Северном Кавказе.

3. Согласно ст. 13 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, определяемыми самими субъектами РФ.

Прокуроры субъектов РФ подчинены и подотчетны Генеральному прокурору РФ и только им могут быть освобождены от занимаемой должности.

4. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ. К ним относятся прокуроры городов и районов, а также прокуроры специализированных прокуратур. Они подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

Сообщения о назначении прокуроров на должность и об освобождении их от должности публикуются в печати.

5. Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура РФ — это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России.

В 1995 г. была принята новая редакция Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», где прокурорский надзор сохранился как одно из важнейших направлений деятельности прокуратуры. В частности, в данном Законе содержится специальная гл. 2 «Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина». В качестве особой функции на прокуратуру возложена координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (п. 2 ст. 1, ст. 8, п. 2 ст. 35).

В Конституции РФ о задачах и полномочиях прокуратуры не упоминается. Это объясняется тем, что ко времени принятия Основного закона еще не был решен вопрос о том, нужно ли оставлять за прокуратурой функции надзора за исполнением законов или по примеру англо-американских государств ограничить ее полномочия лишь поддержанием в суде государственного обвинения. Таким было и требование Совета Европы как условие вступления в него России*(700).

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» поставил перед прокуратурой следующие задачи:

обеспечение верховенства закона;

обеспечение единства и укрепления законности;

защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

В целях выполнения этих задач прокуратура РФ осуществляет надзор за:

исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

исполнением законов судебными приставами и др.

Прокуратуры субъектов Российской Федерации

Прокуратуры субъектов РФ – это прокуратуры второго звена. К ним относятся прокуратуры республик, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга.

Прокуратуры субъектов РФ возглавляют соответствующие прокуроры, назначаемые на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, определяемыми субъектами РФ. Конкретизация органов власти, с которыми осуществляется согласование, определяется конституциями и уставами субъектов РФ. На практике согласование производится с высшими законодательными и (или) исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Причем в этом вопросе нет единого подхода: в одних субъектах РФ согласование осуществляют органы законодательной (представительной) власти, в других – и законодательные (представительные) и исполнительные органы власти субъектов РФ. Так, например, в соответствии с Уставом Свердловской области кандидатуру на должность прокурора области согласовывает областная дума совместно с Губернатором Свердловской области.

Прокуроры субъектов РФ освобождаются от занимаемой должности Президентом РФ. У прокуроров субъектов РФ есть первые заместители и заместителей, а также они могут иметь помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

В прокуратурах субъектов РФ образуются коллегии в составе прокурора субъекта РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта РФ.

Порядок деятельности коллегий прокуратур субъектов РФ регламентируется приказами и распоряжениями председателей соответствующих коллегий. На заседаниях коллегий происходит обсуждение вопросов, имеющих принципиальное значение для организации эффективной работы как прокуратур субъектов РФ, так и районных, и городских прокуратур. Коллегии в прокуратурах субъектов РФ являются совещательными органами. На основании их решений прокуроры субъектов РФ издают приказы, обязательные для исполнения всеми подчиненными им прокурорами.

В прокуратурах субъектов РФ образуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений – помощниками прокуроров субъектов РФ.

В указанных прокуратурах устанавливаются должности старших помощников и помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов.

Прокуратуры городов и районов

Городские, районные и межрайонные прокуратуры являются первичным низовым звеном территориальных прокуратур. Им приходится решать весь круг вопросов прокурорской деятельности, осуществлять надзорную функцию, координировать деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью, поддерживать обвинение в суде и т.д.

Под термином "прокуратуры городов и районов" подразумеваются прокуратуры районов, межрайонные прокуратуры, прокуратуры городов, которые являются первичными низовыми звеньями прокурорской системы, а также прокуратуры городов с районным делением (прокуратуры округов в г. Москве), имеющие определенные полномочия по руководству прокуратурами районов в городах.

Если классифицировать городские прокуратуры по полномочиям прокуроров, то можно выделить следующие виды городских прокуратур.

  • 1. Городские прокуратуры, выполняющие функции районных прокуратур , учреждаются в небольших по численности населения городах и, так же как районные прокуратуры, надзирают за исполнением законов органами местного самоуправления, иными органами городского значения и всеми учреждениями, предприятиями, организациями, расположенными на территории города.
  • 2. Городские прокуратуры, выполняющие смешанные функции (городской и районной прокуратуры), создаются в средних по численности населения городах с районным делением. Они выполняют функции как городских, так и районных прокуратур. За такой прокуратурой закрепляется один из районов города для осуществления надзора за исполнением законов всеми поднадзорными органами – субъектами районного значения. Кроме того, они надзирают за исполнением законов всеми субъектами городского значения и руководят другими районными прокуратурами, расположенными в городе.
  • 3. Прокуратуры, обладающие функциями городских , образуются в крупных городах с районным делением. К их компетенции относятся надзор за исполнением законов поднадзорными субъектами городского значения и руководство расположенными в городе районными прокуратурами.

В соответствии с приказом Генеральной прокуратуры РФ от 12 марта 2008 г. № 39 "Об организации деятельности прокуратур городов с районным делением" на прокуроров городов с районным делением возложены следующие полномочия по руководству деятельности нижестоящих прокуратур:

  • – руководство деятельностью прокуратур районов (межрайонных, окружных прокуратур) в городе, периодическое осуществление проверок их деятельности, а также совместное с работниками районных (межрайонных, окружных) прокуратур проведение надзорных мероприятий; отмена незаконных и необоснованных процессуальных решений прокуроров районов (если иное не предусмотрено приказами прокурора субъекта РФ);
  • – организация взаимодействия районных (межрайонных, окружных) прокуратур по обеспечению законности и противодействию преступности в городе; оказание им методической помощи и содействия в повышении профессиональной квалификации сотрудников районных (межрайонных, окружных) прокуратур; распространение положительного опыта; внесение предложений прокурорам субъектов РФ об улучшении организации работы, оптимизации штатной численности и совершенствовании прокурорской практики районных (межрайонных, окружных) прокуратур;
  • – подготовка аттестаций, рассмотрение и решение других кадровых вопросов в отношении подчиненных работников прокуратур городов с районным делением.

Создание прокуратур городов и районов осуществляется по приказу Генерального прокурора РФ.

Прокуратуры городов и районов возглавляются соответствующими прокурорами, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. В указанных прокуратурах устанавливаются должности первого заместителя и заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров. По решению Генерального прокурора РФ в прокуратурах городов и районов могут быть образованы отделы.

Статья 1

Внести в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 168-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 8, ст. 366; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 47, ст. 4472; 1999, N 7, ст. 878; N 47, ст. 5620; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 45, ст. 4586; 2007, N 24, ст. 2830; N 31, ст. 4011; 2009, N 48, ст. 5753; 2010, N 27, ст. 3416; 2011, N 1, ст. 16; N 45, ст. 6327; N 48, ст. 6730; 2013, N 27, ст. 3477; 2014, N 14, ст. 1560; N 23, ст. 2930; N 30, ст. 4234) следующие изменения:

1) в пункте 2 статьи 1:

а) в абзаце втором слова "федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти," заменить словами "федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации,";

б) в абзаце третьем слова "федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти," заменить словами "федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации,";

2) статью 12 дополнить пунктом 1 1 следующего содержания:

"1 1 . На должность Генерального прокурора Российской Федерации назначается гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, отвечающий требованиям, установленным абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 40 1 настоящего Федерального закона.";

3) дополнить статьей 12 1 следующего содержания:

"Статья 12 1 . Назначение на должность и освобождение от должности заместителей Генерального прокурора Российской Федерации

1. Генеральный прокурор Российской Федерации вносит Президенту Российской Федерации представления о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Генерального прокурора Российской Федерации.

2. Заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. На должность заместителя Генерального прокурора Российской Федерации назначается гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, отвечающий требованиям, установленным абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 40 1 настоящего Федерального закона, и имеющий стаж службы (работы) не менее 10 лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.

4. Если предложенная Президентом Российской Федерации кандидатура на должность заместителя Генерального прокурора Российской Федерации не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, то Президент Российской Федерации в течение 30 дней представляет Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации новую кандидатуру.

5. Сообщения о назначении заместителей Генерального прокурора Российской Федерации на должность и об освобождении их от должности публикуются в печати.";

4) статью 13 признать утратившей силу;

5) пункт 2 статьи 14 изложить в следующей редакции:

"2. Генеральный прокурор Российской Федерации имеет первого заместителя и заместителей.";

6) дополнить статьей 15 1 следующего содержания:

"Статья 15 1 . Назначение на должность и освобождение от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров

1. Прокурор субъекта Российской Федерации назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектом Российской Федерации в порядке, установленном субъектом Российской Федерации.

2. Прокурор субъекта Российской Федерации освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

3. Иные прокуроры - военные и другие специализированные прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации (далее в настоящей статье - прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации), назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

4. На должность прокурора субъекта Российской Федерации или прокурора, приравненного к прокурору субъекта Российской Федерации, назначается гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, отвечающий требованиям, установленным абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 40 1 настоящего Федерального закона, и имеющий стаж службы (работы) не менее семи лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.

5. Срок полномочий прокуроров субъектов Российской Федерации и прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации, - пять лет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

6. Генеральный прокурор Российской Федерации на основании результатов аттестации прокуроров субъектов Российской Федерации и прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации, вправе обратиться к Президенту Российской Федерации с представлением о продлении их полномочий на срок до пяти лет.

7. Назначение исполняющим обязанности по вакантной должности прокурора субъекта Российской Федерации или прокурора, приравненного к прокурору субъекта Российской Федерации, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации с согласия Президента Российской Федерации на срок не более шести месяцев. Освобождение от исполнения обязанностей по указанной должности осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации.

8. Сообщения о назначении прокуроров субъектов Российской Федерации и прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации, на должность и об освобождении их от должности публикуются в печати.";

7) дополнить статьей 16 1 следующего содержания:

"Статья 16 1 . Назначение на должность и освобождение от должности прокуроров городов и районов, приравненных к ним прокуроров

1. Прокуроры городов и районов, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуроры (далее - прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры) назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

2. На должность прокурора города, района или приравненного к нему прокурора назначается гражданин Российской Федерации не моложе 27 лет, отвечающий требованиям, установленным абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 40 1 настоящего Федерального закона, и имеющий стаж службы (работы) не менее пяти лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.

3. На должность прокурора города, района или приравненного к нему прокурора в порядке исключения может быть назначен гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, установленным абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 40 1 настоящего Федерального закона, моложе 27 лет либо имеющий стаж службы (работы) менее пяти лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, или стаж службы (работы) не менее пяти лет в органах государственной власти на должностях, требующих высшего юридического образования.

4. Срок полномочий прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров - пять лет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

5. Генеральный прокурор Российской Федерации на основании результатов аттестации прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров вправе продлить их полномочия на срок до пяти лет.";

8) дополнить статьей 19 1 следующего содержания:

"Статья 19 1 . Срок полномочий прокуроров, назначенных на должность до установления срока полномочий по должностям прокуроров

1. Прокуроры, назначенные на должность до дня вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 года N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", осуществляют свои полномочия до истечения пятилетнего срока со дня их назначения.

2. В случае, если пятилетний срок полномочий прокурора истек до вступления в силу указанного Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, замещающий эту должность прокурор продолжает осуществлять свои полномочия до их продления либо до назначения на эту должность нового прокурора в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, но не позднее чем до 1 июля 2015 года.";

9) в абзаце втором пункта 1 статьи 21 слова "федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти," заменить словами "федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации,";

10) в пункте 1 статьи 26 слова "федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти," заменить словами "федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации,";

11) пункт 5 статьи 40 1 признать утратившим силу;

12) подпункт "б" пункта 1 статьи 40 5 признать утратившим силу;

13) в статье 41 7:

а) в абзаце первом пункта 2 слова "в полном объеме" заменить словами ", предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, за исключением случаев, установленных пунктом 2 2 настоящей статьи";

б) дополнить пунктом 2 2 следующего содержания:

"2 2 . Генеральный прокурор Российской Федерации не вправе налагать дисциплинарные взыскания:

в виде понижения в классном чине - на прокурорских работников, которым классный чин присвоен Президентом Российской Федерации;

в виде увольнения из органов прокуратуры - на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, а также на прокурорских работников, назначенных на должность Президентом Российской Федерации.";

в) дополнить пунктом 2 3 следующего содержания:

"2 3 . Генеральный прокурор Российской Федерации обязан проинформировать Президента Российской Федерации о наложении дисциплинарного взыскания на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации или прокурорского работника, назначенного на должность Президентом Российской Федерации.";

14) абзац второй пункта 2 статьи 43 дополнить предложением следующего содержания: "Продление срока нахождения на службе прокурорского работника, назначенного на должность Президентом Российской Федерации и достигшего предельного возраста нахождения на службе, осуществляется Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.";

15) в пункте 3 статьи 48 слова "пунктом 2 статьи 14" заменить словами "статьей 12 1 ".

Статья 2

Признать утратившими силу:

1) пункт 3, абзацы двадцать третий - двадцать пятый и абзац сорок восьмой пункта 13 статьи 1 Федерального закона от 10 февраля 1999 года N 31-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 7, ст. 878);

2) подпункт "в" пункта 17 статьи 2 Федерального закона от 5 июня 2007 года N 87-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 24, ст. 2830).

Президент Российской Федерации