Государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня. Государственная экологическая экспертиза проектной документации Прохождение экологической экспертизы проектной документации

Экологическая экспертиза является установлением соответствия будущей хозяйственной или прочей деятельности экологическим нормам, а также определением допустимости реализации объектов экологической экспертизы, чтобы предупредить возможное неблагоприятное воздействие данной деятельности на окружающую среду и связанные с ним экономические, социальные и прочие последствия реализации объекта экологической экспертизы.

Законом поясняется, в каком случае нужно проводить экологическую экспертизу: если решается вопрос о строительстве, если разрабатываются проекты правовых актов, федеральных программ, при реализации которых можно оказать влияние на окружающую природную среду. Сюда же относятся проекты комплексных схем охраны природы РФ, проекты генеральных планов развития территории, проекты схем развития промышленности, проекты генеральных схем природопользования, расселения, технико-экономические обоснования и проекты строительства, технического перевооружения, расширения, реконструкции, консервации и ликвидации организаций, а также остальных объектов хозяйственной деятельности вне зависимости от их форм собственности и ведомственной принадлежности, проведение которых может повлиять на состояние окружающей среды. Кроме вышеперечисленного, собираются материалы обоснования лицензий на проведение деятельности, которая может влиять на окружающую природную среду.

То есть объект экологической экспертизы – это любая хозяйственная или другая деятельность, которая может влиять на окружающую среду.

Экологическая экспертиза по сути считается независимой, её проводит экспертная комиссия, состоящая как из штатных, так и внештатных (сторонних) экспертов.

Результат работы экологической экспертизы – это заключение (документ с обоснованными выводами о допустимости влияния на окружающую природную среду хозяйственной или прочей деятельности, подлежащей государственной экологической экспертизе; также это документ о возможности реализовать объект государственной экологической экспертизы).

Зачастую экологическая экспертиза может ответить на вопрос: может ли строительство быть проведено без вреда для природы или нет?

Экологическое аудирование (экологический аудит, экоаудит) похоже по задачам на экологическую экспертизу. Оно является ещё одним из видов деятельности на рынке услуг и работ природоохранного назначения в Российской Федерации.

Экологический аудит считается предпринимательской деятельностью экологических аудиторских организаций или экологических аудиторов по проведению независимых вневедомственных проверок хозяйственной деятельности, оказывающей влияние на окружающую среду. Также это деятельность по выработке рекомендаций, касающихся снижения негативного влияния на окружающую природу и здоровье людей.

Говоря иначе, речь идёт о проверке выполнения на предприятии конкретной деятельности в экологическом аспекте.

С юридической точки зрения ни экологический аудит, ни экологическая экспертиза не имеют отношения к микроэкологии (экологии офиса, жилья, помещений для пребывания людей вообще), которая является подотраслью экологии. Экологический аудит и экологическая экспертиза относятся к хозяйственной деятельности и степени воздействия этой деятельности на природу и здоровье людей.

174 ФЗ об экологической экспертизе

В первой статье этого закона указано главное предназначение экологической экспертизы – предупреждать отрицательные последствия планируемой деятельности для окружающей среды.

Правовая основа при проведении экоэкспертизы – это следующие положения:

1) Конституция Российской Федерации;

2) Федеральный закон «Об охране окружающей среды»;

3) Федеральный закон «Об экологической экспертизе».

Виды экологической экспертизы: общественная и государственная

Законом об экологической экспертизе предусматривается два вида экспертиз:

  • общественная (её проводят по предложению общественных организаций, граждан, органов местного самоуправления);
  • государственная (организовывают и проводят специально уполномоченные государственные органы).

Как проводится общественная экологическая экспертиза?

Общественную экологическую экспертизу могут провести до государственной экологической экспертизы или в одно время с ней.

Такую экологическую экспертизу проводят общественные организации (объединения), зарегистрированные в порядке, регламентированном законом. Главный вид деятельности такой организации соответственно уставу – это охрана окружающей среды, в том числе проведение экоэкспертизы.

Условием проведения общественной экологической экспертизы считается государственная регистрация заявления общественной организации о проведении процедуры.

Органами местного самоуправления или регистрируется заявление на протяжении семи дней со времени его получения, или выдаётся отказ в регистрации.

Зачастую уведомление происходит через размещение данных в средствах массовой информации, при этом указывается:

1) наименование исполнителя;

2) описание объекта экспертизы;

3) данные о регистрации соответствующего заявления;

4) сроки проведения;

5) состав экспертной комиссии;

6) техническое задание;

7) контактные данные для предложений от заинтересованных лиц и прочее.

Заключение, оформленное после проведения общественной экологической экспертизы, получает юридическую силу после того, как его одобрят федеральные органы исполнительной власти в сфере экоэкспертизы или орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Как проводится государственная экологическая экспертиза в РФ?

В соответствии с Федеральным законом об экологической экспертизе государственную экологическую экспертизу проводит экспертная комиссия, образованная уполномоченными государственными органами:

1) на региональном уровне ГЭЭ проводят органы государственной власти Российской Федерации. К примеру, Министерство природных ресурсов края, комитет области по природопользованию и охране окружающей среды и тому подобное;

2) на федеральном уровне экспертизу проводит Росприроднадзор и его территориальные органы.

Заказчиком экологической экспертизы оплачивается данная процедура в полном объёме и в порядке, регламентированном законом, до её проведения на основании сметы, которую подготовил уполномоченный государственный орган.

Максимальный термин проведения государственной экологической экспертизы составляет три месяца. Процедуру можно продлить на месяц по желанию заказчика, если другой вариант не предусмотрен федеральным законодательством.

К примеру, срок проведения государственной экологической экспертизы объектов инфраструктуры, которые подлежат такой процедуре, не может превышать сорок пять дней с момента предоставления всей документации.

Проведение ГЭЭ назначается не позже чем через пятнадцать дней (а для некоторых объектов – не позже чем через три дня) после того, как была внесена плата, и заказчиком был предоставлен полный комплект документации.

После проведения экологической экспертизы оформляют её заключение.

Федеральный закон об экологической экспертизе в 2020 году

Был разработан проект, уточняющий требования, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2014 года, которые направлены на совершенствование производственного экологического контроля на промышленных предприятиях благодаря внедрению автоматических средств измерения и, кроме того, совершенствование ГЭЭ.

I. Сокращение термина проведения ГЭЭ до двух месяцев.

II. Должны быть установлены переходные положения в ФЗ № 219 в части, где речь идёт о проведении экспертизы объектов первой категории.

III. Уточнение объекта экспертизы в части на буровые скважины.

IV. Уточнение положений ФЗ № 219, которые предусматривают оснащение стационарных источников средствами автоматического контроля.

Субъекты и объекты государственной экологической экспертизы

Объекты экологической экспертизы можно поделить на две группы: уровня субъектов РФ ифедерального уровня , они перечислены в статьях 12 и 11 Закона соответственно.

Формально-юридический критерий разграничения данных двух групп – это утверждение документов и проектов деятельности Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти (что касается объектов федеральной экспертизы).

Экологический критерий – это потенциальная возможность влияния реализуемых объектов на окружающую среду соседских с Россией государств либо двух и больше субъектов Российской Федерации, воздействие или применение природных ресурсов федерального значения (которые относятся к федеральной собственности), включая особо охраняемые природные территории федерального значения.

Перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня довольно объёмен, он состоит из:

1) проектов инструктивно-методических и нормативно-технических документов, касающихся сферы охраны окружающей среды, которые утверждаются органами государственной власти РФ;

2) проектов федеральных целевых программ, которые предусматривают строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, влияющих на окружающую среду; играет роль и размещение данных объектов, учитывая режим охраны природных объектов;

3) проектов соглашений, касающихся раздела продукции;

4) материалов обоснования лицензий на проведение отдельной деятельности, оказывающей негативное влияние на окружающую среду, лицензирование которых проводится соответственно Федеральному закону от 8 августа 2001 года;

5) проектов технических документов на новые технологии, техники, применение которых может повлиять на окружающую среду; технических документов на новые вещества, которые могут попасть в природную среду;

6) материалов комплексного экологического обследования территорий, присвоение им правового статуса зоны чрезвычайной экологической ситуации, особо охраняемой природной территории федерального значения, зоны экологического бедствия;

7) объектов государственной экологической экспертизы, указанных в ФЗ от 30 ноября 1995 года, в ФЗ от 17 декабря 1998 года, в ФЗ от 31 июля 1998 года:

    проектной документации объектов, реконструкцию, строительные работы, капитальный ремонт которых предполагается проводить на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектных документов особо опасных, уникальных и технически сложных объектов, объектов обороны и безопасности, реконструкции, строительства, чей капитальный ремонт предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий местного и регионального значения, в случаях, если реконструкция, строительство, капитальный ремонт этих объектов на особо охраняемой природной территории допускаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ;

    проектной документации объектов, которые связаны с размещением и обезвреживанием отходов с первого по пятый класс опасности;

8) объектов ГЭЭ, указанных в этих положениях и ранее получивших положительное заключение ГЭЭ в случае доработки данного объекта по замечаниям государственной экологической экспертизы, проведённой раньше (ФЗ от 23 ноября 1995 года).

Объекты ГЭЭ регионального уровня состоят из:

    проектов целевых программ субъектов РФ, которые предусматривают эксплуатацию и строительство объектов хозяйственной деятельности, влияющих на окружающую среду, важную роль играет и размещение таких объектов с учётом режима охраны природных объектов;

    проектов инструктивно-методических и нормативно-технических документов в области охраны окружающей среды, которые утверждаются органами государственной власти субъектов РФ;

    материалов обоснования лицензий на проведение отдельных видов деятельности органами исполнительной власти субъектов РФ;

    объектов ГЭЭ регионального уровня, указанных в этих положениях и ранее получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы в случае: реализации данного объекта с отступлениями от документов, получивших положительное заключение ГЭЭ и (или) при внесении изменений в эту документацию; доработки данного объекта по замечаниям ГЭЭ, проведённой раньше;

    материалов комплексного экологического обследования территорий, обосновывающих придание им правового статуса особо охраняемой природной территории регионального значения;

    проектной документации объектов, капитальный ремонт, реконструкцию, на землях особо охраняемых природных территорий местного и регионального значения.

Субъектами ГЭЭ выступают три стороны:

1) подрядчик;

2) заказчик;

3) потребитель.

Заказчик – это властная государственная структура, у которой есть право назначить такую экспертизу.

Подрядчик – это исполнитель задания по экологической экспертизе. Им может быть как отдельный специалист, так и целый научно-исследовательский институт. Экспертизу может выполнять комиссия, состоящая из специалистов, подобранных и назначенных компетентным органом.

Потребитель в этой системе общественных отношений – организация или предприятие, которые являются собственником объекта, ставшего предметом экспертного анализа.

Виды и цели экологического аудита в России

Экологический аудита и порядок его проведения

В РФ предусматривается проведение:

    добровольного экологического аудита;

    обязательного экологического аудита.

Обязательный экологический аудит проводят в случаях, прямо установленных нормативными правовыми актами РФ в отношении экологически опасных предприятий и видов деятельности при:

1) банкротстве и приватизации со стороны юридических лиц и граждан, которые занимаются предпринимательской деятельностью, если последняя является экологически особо опасной;

2) проведении экологического страхования, чтобы оправдать ставки или размер страховых возмещений и (или) платежей;

3) оценке деятельности, касающейся ликвидации экологических последствий стихийных бедствий и аварий;

4) кредитовании государственными банками юридических лиц и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью;

5) принятии решений госорганами о продлении действия лицензий, которые были выданы юридическим лицам и предпринимателям, эксплуатирующим экологически опасные объекты;

6) выполнении международных обязательств РФ в области охраны окружающей среды и природопользования;

7) при прочих случаях, которые были установлены нормативными актами.

Так как экологический аудит – это непростая работа, то право на проведение обязательного аудита может быть предоставлено аттестованным специалистам, у которых есть опыт практической работы, а также высшее образование в сфере предмета аудита. Временный порядок аттестации экологических аудиторов был утверждён приказом Госкомэкологии Российской Федерации от 16 июля 1998 года.

Добровольный экологический аудит может быть проведён по инициативе предприятий, а также граждан-предпринимателей, выполняющих хозяйственную или другую деятельность, влияющую на окружающую среду, при передаче объекта в аренду, в залог, при необходимости модернизировать производственный и/или технологический процесс, при смене собственника объекта и в прочих случаях.

Добровольный экологический аудит диктуется интересами граждан-предпринимателей и юридических лиц в получении научно-обоснованных рекомендаций касательно оптимальной организации работы по рациональному природопользованию и охране окружающей среды, повышению их эффективности на уровне, который соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и в других целях.

Поскольку добровольный экологический аудит проводится платно, предприниматель или предприятие заинтересованы в том, чтобы у приглашённых для этого лиц была достаточная квалификация. Критерием в таких случаях может быть лицензия, выданная специально уполномоченным государственным органом в сфере окружающей среды на проведение работы по экоаудиту. Более чем двадцатилетний мировой опыт говорит о том, что у экоаудита есть смысл, если его проводить как добровольную негосударственную деятельность («инициативный аудит»). И проверка природоохранной отчётности предприятий имеет здесь вторичное значение. Главными являются аудиторские рекомендации и предложения, касающиеся улучшения эффективности и инициирования природоохранительной деятельности предприятия, развития системы экологического контроля и управления.

Виды экологического аудита

Есть инициативный и обязательный экологический аудит . В этих рамках могут быть следующие его виды:

1) оценка опасности отходов;

2) оценка экономического ущерба от загрязнений;

3) оценка экобезопасности применяемого оборудования, сырья, технологий;

4) оценка эффективности системы экоменеджмента;

5) определение соответствия субъекта хозяйственной деятельности природоохранным требованиям;

6) оценка потребления энергии и предложение вариантов его снижения;

7) определение рациональности природопользования на определённой территории;

8) выделение экологических проблем и разработка методов по их решению;

9) оценка экологических рисков в результате техногенных аварий и стихийных природных процессов;

10) определение объёмов выброса парниковых газов и выработка методов их снижения;

11) обоснование принимаемых нормативно-правовых актов на предмет экологической безопасности.

Цели экологического аудита

1. Оценка деятельности гражданина-предпринимателя или предприятия по охране окружающей среды и рациональному применению природных ресурсов, а также её соответствие требованиям законодательства Российской Федерации.

2. Определение степени деградации окружающей среды объекта, чья деятельность связана с вредным влиянием на территорию.

3. Оценка воздействия окружающей среды на здоровье работников.

4. Выявление участков загрязнённой окружающей среды, масштабов и видов загрязнения.

5. Определение и оценка оборудования, а также применяемых технологий, которые касаются охраны окружающей среды на объекте.

6. Определение потребностей в дополнительной информации об объекте, важной с экологической точки зрения.

Статья была опубликована в журнале «Справочник эколога» № 8 август 2017 .
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска.

Ключевые вопросы

Квалификация экспертов, привлекаемых для экспертизы проектной документации, и экспертов ГЭЭ

Экологическая оценка инвестиционного проекта

В соответствии с ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в ред. от 18.06.2017; далее — ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Согласно ч. 1 ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе , которая проводится в форме государственной или негосударственной экспертизы.

Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в т.ч. санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 29.12.2015; далее — Федеральный закон № 174-ФЗ) экологическая экспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Федеральным законом № 174-ФЗ предусмотрена государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на Байкальской природной территории, а также проектной документации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I-V классов опасности, искусственных земельных участков на водных объектах (далее — ГЭЭ проектной документации).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

В настоящее время ГЭЭ проектной документации фактически дублирует экспертизу проектной документации объектов капитального строительства, что значительно увеличивает как сроки проведения двух независимых экспертиз, так и соответствующие финансовые затраты на их проведение.

Согласно Федеральному закону от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 219-ФЗ) с 01.01.2018 ГЭЭ будет подлежать, наряду с проектной документацией вышеназванных объектов, проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.

Федеральным законом № 219-ФЗ также внесены соответствующие изменения в ч. 5 ст. 49 ГрК РФ. Так, с 01.01.2018 при проведении экспертизы оценка соответствия проектной документации экологическим требованиям не проводится.

Реализация указанных изменений в законодательстве, с точки зрения автора, приведет к дополнительным административным барьерам при экспертизе проектной документации.

Возникает естественный вопрос: почему ГЭЭ проводится исключительно в Российской Федерации, а также в некоторых странах СНГ и отсутствует в западных странах? Хотя экспертиза проектной документации там, как и в России, обязательна. Неужели в западных странах меньше заботятся о сохранении условий проживания своего населения? Конечно же нет! Они просто не такие богатые, чтобы оплачивать сразу две экспертизы.

Ключевые вопросы

Квалификация экспертов, привлекаемых для экспертизы проектной документации, и экспертов ГЭЭ

Экологическая оценка инвестиционного проекта

В соответствии с ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в ред. от 18.06.2017; далее — ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Согласно ч. 1 ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе , которая проводится в форме государственной или негосударственной экспертизы.

Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в т.ч. санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 29.12.2015; далее — Федеральный закон № 174-ФЗ) экологическая экспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Федеральным законом № 174-ФЗ предусмотрена государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на Байкальской природной территории, а также проектной документации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I-V классов опасности, искусственных земельных участков на водных объектах (далее — ГЭЭ проектной документации).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

В настоящее время ГЭЭ проектной документации фактически дублирует экспертизу проектной документации объектов капитального строительства, что значительно увеличивает как сроки проведения двух независимых экспертиз, так и соответствующие финансовые затраты на их проведение.

Согласно Федеральному закону от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 219-ФЗ) с 01.01.2018 ГЭЭ будет подлежать, наряду с проектной документацией вышеназванных объектов, проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.

Федеральным законом № 219-ФЗ также внесены соответствующие изменения в ч. 5 ст. 49 ГрК РФ. Так, с 01.01.2018 при проведении экспертизы оценка соответствия проектной документации экологическим требованиям не проводится.

Реализация указанных изменений в законодательстве, с точки зрения автора, приведет к дополнительным административным барьерам при экспертизе проектной документации.

Возникает естественный вопрос: почему ГЭЭ проводится исключительно в Российской Федерации, а также в некоторых странах СНГ и отсутствует в западных странах? Хотя экспертиза проектной документации там, как и в России, обязательна. Неужели в западных странах меньше заботятся о сохранении условий проживания своего населения? Конечно же нет! Они просто не такие богатые, чтобы оплачивать сразу две экспертизы.

Н.Д. Сорокин, кандидат физико-математических наук, ООО «Фирма "Интеграл"»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале

представляет собой процедуру, целью которой является недопущение нарушений прав граждан на благоприятную окружающую среду (данное право закреплено Конституцией РФ). О порядке ее проведения и нюансах, касающихся экспертизы такого рода, речь пойдет далее в статье.

Об экологической экспертизе проектной документации

В современном мире все больше внимания уделяется вопросам, связанным с контролем соблюдения природоохранных норм на любой из стадий реализации проектов, в т. ч. при подготовке проектной документации. Экспертиза ее призвана установить соответствие планируемого строительства и прочей деятельности требованиям, установленным нормативными актами, действующими на территории России.

В ходе проведения экспертизы таких объектов удается выяснить, насколько они способны нанести вред окружающей среде, и предпринять меры по предотвращению возможных негативных последствий. Проведение подобной процедуры позволяет избежать реализации проектов, изначально вредных для природы, и ненужных трат, связанных с ними.

Экологическая экспертиза может быть как государственной, так и негосударственной (общественной). Детально об их проведении поговорим далее.

О государственной экоэкспертизе

О том, кто занимается государственной экоэкспертизой проектной документации, говорится в ст. 10 ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23.11.2995 № 174-ФЗ. Согласно этой норме, проведение экспертизы возлагается на Госкомитет России по охране окружающей среды и его территориальные подразделения.

Отнесение проектной документации к подведомственности федерального органа власти или органа субъекта РФ осуществляется на основании ст. 11-12 упомянутого выше ФЗ. Так, федеральные органы проводят экспертизу проектной документации, касающейся:

  • строительства или реконструкции объектов, расположенных в особо охраняемых природных зонах федерального уровня;
  • объектов, являющихся особо опасными, уникальными или технически сложными;
  • строительства или реконструкции объектов обороны и безопасности, расположенных в особо охраняемых природных зонах регионального и местного значения (при условии, что такое строительство или реконструкция допускается действующим законодательством РФ);
  • объектов, создаваемых или реконструируемых в целях размещения и/или обезвреживания отходов 1-5 классов опасности, и проекты вывода таких объектов из эксплуатации;
  • земель, используемых, но не предназначенных для размещения или обезвреживания отходов 1-5 классов опасности;
  • искусственных земельных участков на территории водных объектов, относящихся к собственности РФ.

К компетенции же органов власти субъектов РФ относится экспертиза строящихся/реконструируемых объектов, находящихся в региональных или местных природоохранных зонах, не отнесенных к компетенции федерального органа.

Об общественной экоэкспертизе

Помимо государственной законодательно предусматривается и проведение общественной, о чем сообщает гл. IV ФЗ «Об экологической экспертизе».

Не знаете свои права?

При этом инициировать ее проведение вправе:

  • общественные организации/объединения (в т. ч. те, которые непосредственно занимаются охраной окружающей среды, имеющие полномочия на проведение экоэкспертизы и прошедшие аккредитацию в соответствии с законодательством);
  • органы местного самоуправления;
  • рядовые россияне.

Для проведения общественной экоэкспертизы из представителей перечисленных организаций и граждан создаются специальные общественные комиссии, которые действуют на основании госрегистрации поданного ими заявления. Эксперты, принимающие участие в экспертизе, должны придерживаться требований, предусмотренных п. 5 ст. 16 ФЗ № 174-ФЗ.

Подобной экоэкспертизе могут подлежать объекты, сведения о которых представляют охраняемую законом (государственную, коммерческую и т. п.) тайну. Проводится общественная экспертиза ранее государственной или одновременно с ней.

Проводящие экоэкспертизу общественные организации вправе рассчитывать:

  • на получение в полном объеме проектной документации от заказчика;
  • знакомство с документами нормативно-технического характера, которыми устанавливаются требования к проведению государственной экоэкспертизы;
  • участие в качестве наблюдателей в заседаниях комиссий государственной экоэкспертизы, осуществляющих обсуждение заключений, которые были сделаны общественной экспертизой.

Права и обязанности заказчиков экоэкспертизы

Действующее законодательство наделяет заказчиков рядом прав и обязанностей. В частности, заказчик экспертизывправе:

  • получать информацию о сроках начала проведения экспертизы;
  • получать материалы экспертизы для ознакомления;
  • давать пояснения;
  • представлять замечания;
  • требовать устранения нарушений в порядке проведения экспертизы;
  • обжаловать заключение экспертов в суде и требовать возмещения вреда, причиненного умышленным нарушением законодательства об охране окружающей среды.

К обязанностям заказчика экологической экспертизы проектной документации , в соответствии со ст. 27 ФЗ № 174, относятся следующие:

  • представление документации в необходимом объеме и по форме, соответствующей требованиям законодательства;
  • оплачивать экспертизу в установленном размере;
  • осуществлять деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение экспертной комиссии.

О порядке проведения экспертизы

Порядок проведения экологической экспертизы проектной документации регламентируется ст. 14 ФЗ «Об экологической экспертизе». Согласно указанной правовой норме, процедура осуществляется при выполнении определенных условий:

  1. В случае соответствия представляемых документов по содержанию и форме тем, которые предусмотрены действующим законодательством (при наличии в пакете всех необходимых материалов). Права и обязанности заказчиком при проведении процедуры определяет Градостроительный кодекс.
  2. При условии ее полной предварительной оплаты лицом, подающим документы для проведения.

Дата начала проведения процедуры устанавливается органом власти, осуществляющим экспертизу, но в любом случае срок не может превышать 3 дней с момента оплаты и представления полного комплекта документов. Исключение составляют лишь объекты размещения отходов: в этом случае начало проведения экспертизы должно быть назначено не позднее чем через 15 дней с момента оплаты и подачи всех документов.

Максимальный срок проведения экспертизы составляет 3 месяца, его продление возможно только по заявлению заказчика (и лишь на срок, не превышающий 1 месяца). Для проведения экоэкспертизы в каждом конкретном случае формируется экспертная комиссия, по результатам работы которой выдается заключение. Оно представляет собой документ, содержащий выводы экспертов относительно соответствия документации требованиям законодательства в области экологической безопасности.

При несогласии части экспертов с выводами квалифицированного большинства специалистов их мнения прилагаются к заключению дополнительно. Принятие решения о проведении повторной экспертизы возможно только арбитражным судом либо судом общей юрисдикции.

Следует отметить, что в некоторых случаях порядок проведения экологической экспертизы может быть отдельно регламентирован соответствующими федеральными и региональными нормативно-правовыми актами. В качестве примера можно привести объекты, строительство которых осуществляется для проведения чемпионата мира по футболу 2018 года.

Заключения, выданные экспертными комиссиями, должны быть поданы для утверждения в федеральный орган исполнительной власти или госорган субъекта РФ. Лишь после утверждения этот документ приобретает юридическую силу.