Имеют ли право работники ЖКХ использовать персональные данные? Защита персональных данных в ЖКХ (152-ФЗ) Передача персональных данных управляющей компанией

«Защита персональных данных», «уведомление об обработке персональных данных», «согласие на обработку персональных данных», «законодательство о защите персональных данных» — данные словосочетания становятся проблемой и головной болью многих УО, ТСЖ, ЖСК, которые неожиданно столкнулись с понятием «персональные данные» и которым не хочется ни нарушить закон, ни поссорится с собственниками, ни навлечь на себя предписания и штрафы контролирующих органов. При этом расплывчатые формулировки законодательства о персональных данных, отсутствие внятных разъяснений гос.органов (и их стремление, в первую очередь, к карательной, а не регулирующей функции) делают еще более сложно определяемыми как отнесение той или иной информации к персональным данным, так и порядок обращения с такими данными. Да еще и собственники помещений все больше проникаются пониманием некой «священной неприкосновенности» их персональных данных, которые, по мнению довольно значительного их (собственников) числа, якобы нельзя использовать для целей предъявления этим собственникам к оплате стоимости потребленных ими же услуг, для взыскания имеющихся задолженностей, для исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством, и т.д. и т.п. В последнее время в все чаще поступают вопросы о том, в каких случаях необходимо УО, ТСЖ, ЖСК получать согласие собственника на передачу о нем информации в иные организации и гос.органы, а также о необходимости предоставления персональных данных собственников в РСО в связи с переходом на «прямые договоры» и региональному оператору по работе с ТКО. Попробуем ответить на наиболее актуальные вопросы в .

Что такое персональные данные?

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2016 № 152-ФЗ (далее — ФЗ № 152) персональные данные — это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными (п. 2 ст. 3 ФЗ № 152).

Обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (п. 3 ст. 3 ФЗ № 152).

Таким образом:

  • персональные данные — это любая информация, относящаяся к собственникам (нанимателям) помещений МКД, а также работникам УО, ТСЖ, ЖСК;
  • обработка персональных данных — это любое действие, которое с ними совершается;
  • все управляющие компании, ТСЖ, ЖСК (далее — управляющие организации) являются операторами по обработке персональных данных, поскольку собирают, систематизируют, хранят, уточняют, используют и передают информацию, касающуюся собственников многоквартирного дома.

Уведомление уполномоченного органа

По общему правилу оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных (п. 1 ст. 22 ФЗ № 152).

Органом, уполномоченным на защиту прав субъектов персональных данных в соответствии со ст. 23 ФЗ № 152 является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Уведомление рекомендуется направлять в территориальный орган Роскомнадзора — управление Роскомнадзора по субъекту РФ по месту регистрации оператора в налоговом органе (абз. 2 п. 3.1.13 Приказа Роскомнадзора от 30 мая 2017 г. № 94 «Об утверждении методических рекомендаций по уведомлению уполномоченного органа о начале обработки персональных данных и о внесении изменений в ранее представленные сведения». Уведомление должно быть подготовлено и направлено в уполномоченный орган в соответствии с вышеуказанными методическими рекомендациями»).

Неуведомление (непредставление или несвоевременное представление) уполномоченного госоргана в порядке ст. 22 ФЗ № 152 влечет за собой административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 19.7). Ответственность за подобные правонарушения установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа (на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц от трех тысяч до пяти тысяч рублей).

Вместе с тем, п. 2 ст. 22 ФЗ № 152 установлены случаи, в соответствии с которыми УО, ТСЖ, ЖСК вправе осуществлять без уведомления Роскомнадзора обработку персональных данных , к которым относятся данные:
- обрабатываемые в соответствии с трудовым законодательством;
- полученные оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;
- относящиеся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации и обрабатываемых соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться или раскрываться третьим лицам без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;
- сделанные субъектом персональных данных общедоступными;
- включающие в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных;
- необходимые в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях;
- включенные в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус государственных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;
- обрабатываемые без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных;
- обрабатываемые в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Так, если УО, ТСЖ, ЖСК осуществляет, например, обработку в соответствии с трудовым законодательством, то при обработке данных своих работников, они не обязаны уведомлять Роскомнадзор о начале обработке персональных данных . Отметим, что право не уведомлять Роскомнадзор не исключает возможности (в случае желания, на всякий случай и по прочим индивидуальным причинам) уведомить уполномоченный орган о начале обработки данных.

Из вышеприведенного перечня интерес также представляет следующее положение — УО, ТСЖ, ЖСК вправе осуществлять обработку персональных данных без уведомления в случае, когда данные получены оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных. Иными словами, если УО, ТСЖ, ЖСК персональные данные собственников обрабатывает, однако не распространяет и не передает третьим лицам, то оно не обязано направлять уведомление в Роскомнадзор.

Таким образом, за исключением случаев, установленных п. 2 ст. 22 ФЗ № 152, УО, ТСЖ, ЖСК обязаны уведомлять уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзор).

Если до того, как УО, ТСЖ, ЖСК приступили к работе, связанной с обработкой персональных данных, уведомление в Роскомнадзор направлено не было, то представление уведомления в таком случае будет несвоевременным. Вместе с тем, даже если ранее не было направлено уведомление об обработке персональных данных, такое уведомление необходимо направить во избежание более серьезных санкций в дальнейшем. К ситуации, при которой обязанности по уведомлению Роскомнадзора не существовало, а в какой-то момент она возникла, можно отнести, например, переход от обработки данных без использования средств автоматизации к обработке с использованием таких средств.

Передача данных с согласия субъекта персональных данных

Обработка персональных данных допускается в случае, когда обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных (ч. 1 ст. 6 ФЗ № 152).

Требования к согласию субъекта персональных данных установлены ст. 9 ФЗ № 152.

Так, например, согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным (п. 1 ст. 9 ФЗ № 152), а в случаях, предусмотренных законом обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме (п. 4 ст. 9 ФЗ № 152).

Важно отметить, что обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных возлагается на оператора (п. 3 ст. 6 ФЗ № 152), то есть именно УО, ТСЖ и ЖСК должны будут доказывать, получено ли такое согласие или его получение не требуется. Сам собственник помещения МКД (субъект персональных данных) данное обстоятельство доказывать не обязан, а просто может заявить о том, что его права были нарушены оператором персональных данных.

Более подробные разъяснения о требованиях к согласию субъекта персональных данных в настоящей статье не приведены, поскольку не являются целью данной публикации. Указанные разъяснения даны экспертом О.Е.Яндыевой в ходе вебинара, видеозапись которого доступна к приобретению на сайте АКАТО .

Обработка персональных данных без согласия субъекта и без уведомления Роскомнадзора в связи с исполнением договора

Обработка персональных данных допускается в случае, когда обработка персональных данных необходима для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей (ч. 2 ст. 6 ФЗ № 152), а также для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем (ч. 5 ст. 6 ФЗ № 152). В указанных случаях согласия субъекта персональных данных на обработку персональных данных не требуется.

Ч. 1 ст. 162 ЖК РФ устанавливает, что договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией , которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

Отметим, что заключившими договор с управляющей организацией считаются все собственники МКД, в том числе и те, которые не принимали участие в голосовании и непосредственно договор не подписывали, а также новые собственники (лица, у которых право собственности на помещение в МКД возникло после выбора управляющей организации).

Учитывая, что договор заключается между собственниками и управляющей организацией, а между собственниками и ТСЖ и ЖСК как таковой договор не заключается, а принимается решение (оформленное протоколом) и принимается устав о деятельности ТСЖ или ЖСК, у многих возникает вопрос, относятся ли вышеуказанные положения ст. 6 ФЗ № 152 об отсутствии необходимости получения согласия на обработку персональных данных к ТСЖ и ЖСК или применимы только к УО.

Действительно, в соответствии с ч. 1-2 ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов. Устав товарищества собственников жилья принимается на общем собрании большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Ч. 1 ст. 110 ЖК РФ устанавливает, что жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом. В соответствии с ч. 4 ст. 112 ЖК РФ решение собрания учредителей об организации жилищного кооператива и об утверждении его устава считается принятым при условии, если за это решение проголосовали лица, желающие вступить в жилищный кооператив (учредители).

Согласно п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора , содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее — конклюдентные действия).

Иными словами, хотя прямо в ЖК РФ не предусмотрено заключение договора между собственниками и ТСЖ и ЖСК, согласно Правилам № 354 они такой договор, даже если и не письменно, а путем совершения конклюдентных действий совершают, а значит, вышеуказанные положения ст. 6 ФЗ № 254 применимы как к УО, так и к ТСЖ и ЖСК,

Таким образом, договор о предоставлении коммунальных услуг заключается между собственниками помещений МКД и УО, ТСЖ и ЖСК, и, следовательно, обработка персональных данных (исключая распространение и передачу) в таком случае не требует дополнительного согласия субъектов персональных данных. Что касается распространения и передачи данных сторонним лицам и организациям, то в таком случае будет необходимо получать письменное согласие собственника, на распространение и передачу их данных, вне зависимости от факта наличия заключенного договора.

Передача персональных данных расчетным центрам (платежным агентам)

Один из исключительных случаев, когда не требуется согласие субъекта персональных данных (собственника, нанимателя) на передачу сведений, содержащих персональные данные, является передача сведений платежным или банковским агентам, а именно расчетным центрам, которые осуществляют прием платежей собственников (нанимателей).

Данная возможность закреплена в чч. 15-16 ст. 155 ЖК РФ, в соответствии с которыми наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов , осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов , осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. При привлечении такими лицами представителей для осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется .

Таким образом, УО, ТСЖ, ЖСК, не опасаясь, на законных основаниях имеют право передавать необходимые для осуществления расчетов сведения, содержащие персональные данные, платежным или банковским агентам для выставления и приема платежей, а жалобы собственников (нанимателей) на то, что данные без их согласия переданы в расчетные центры, необоснованы.

Передача персональных данных собственников от УО/ТСЖ/ЖСК в РСО, оператору по обращению с ТКО при переходе на «прямые договоры»

Особо актуален вопрос, обязаны ли УО, ТСЖ и ЖСК передавать информацию ресурсоснабжающей организации (далее — РСО) или региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — Оператор ТКО) при заключении собственниками «прямого договора» на предоставление коммунальных услуг. РСО часто запрашивают сведения о собственниках, паспортные данные или копии паспортов собственников, данные о собственности (доля в праве, количество голосов), реквизиты документа, подтверждающего право собственности и иную информацию.

Если от собственников ранее было получено согласие на передачу требуемых данных, то здесь вопросов не возникает — передача данных может быть осуществлена. Однако случаи наличия такого согласия крайне редки.

В соответствии с ч 3.1 ст. 45 ЖК РФ управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Согласие собственников помещений в многоквартирном доме на передачу персональных данных, содержащихся в реестре собственников помещений в многоквартирном доме, при предоставлении этого реестра в порядке, установленном настоящей частью, в целях созыва и организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

Согласно пп. «а» п. 19 Приказа Минстроя России от 25 декабря 2015 г. № 937/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор» обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются реестр собственников помещений в многоквартирном доме , содержащий сведения обо всех собственниках помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) собственников — физических лиц, полного наименования и ОГРН юридических лиц, номеров принадлежащих им помещений, и реквизитов документов, подтверждающих права собственности на помещения, количества голосов, которым владеет каждый собственник помещения в многоквартирном доме.

Таким образом, если переход на «прямые договоры» осуществлен по решению собственников МКД, то в РСО направляется копия протокола общего собрания собственников, на котором такое решение принималось, с приложением — реестром собственников помещений МКД. Отметим, что Приказ Минстроя РФ от 25 декабря 2015 г. № 937/пр предусматривает, что в реестре собственников должны быть указаны «реквизиты документов, подтверждающих права собственности на помещения». Однако, если РСО или Оператор ТКО требуют паспортные данные (дату и место рождения, серию и номер паспорта, дату выдачи и орган, его выдавший), а также иные данные, не предусмотренные в реестре, то передача таких данных возможна только в случае наличия согласия субъекта персональных данных.

Если же РСО или Оператор ТКО по своей инициативе приняли решение о переходе на «прямые договоры», в таком случае протокол общего собрания собственников отсутствует, соответственно, реестр собственников РСО получить не может.

Отметим, что в случае заключения с РСО и (или) Оператором ТКО договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, и договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами соответственно, в отношении них действуют те же самые положения ст. 6 ФЗ № 152, и в случае, если РСО или Оператор ТКО не осуществляют распространение и передачу персональных данных собственников третьим лицам, согласие собственников считается выраженным уже в договоре, и дополнительно согласия на обработку персональных данных не требуется. Однако, указанные положения не означают наличие обязанности УО/ТСЖ/ЖСК по передаче таких данных в РСО.

Передача персональных данных в иных случаях

Дополнительно отметим, что существуют и иные условия и требования к обработке персональных данных, в данной статье освещены наиболее актуальные из них.

Более подробную информацию, в том числе по ряду иных положений ФЗ № 152 (разработка положения о персональных данных) с разъяснениями эксперта и с шаблонами (примерами) необходимых документов, Вы можете получить, приобретя видеозапись онлайн-семинара , описание которого представлено

Правовое регулирование

Персональные данные россиян должны быть под защитой. Федеральный закон 152 гласит, что необходимы меры на случай неравномерного или случайного доступа к ним. Этот же закон обязывает защищать персональный данные от уничтожения, изменения, блокирования и распространения.

Отметим, закон вышел еще 27 июля 2006 года. Он так и называется - «О персональных данных». Именно в связи с этим законам все мы периодически подписываем согласия на обработку персональных данных - на работе, в школе, в детском саду, в поликлиниках и в других учреждениях. В том числе и в жилищно-коммунальной сфере. В противном случае, поясняют нам, невозможна работа.

Для начала поясним, что персональными данными может быть любая информация о ком-либо. Персональные данные делятся на несколько групп. В одной информация о национальности, об убеждениях - религиозных, философских или политических. Сюда же входит информация о здоровье и личной жизни. Во вторую группу входят биологические или физиологические особенности. Причем, практически все понимают, что отпечатки пальцев - это персональные данные, а на счет фотографии порою не догадываются.

В третью группы входят общедоступные сведения. И в четвертую - те данные, которые не попали в вышеперечисленные категории.

Организуют сбор персональных данных и обрабатывают их обычно органы государственной власти, местное самоуправление. Могут это делать юридические и физические лица - самостоятельно или с другими людьми.

В сфере ЖКХ в качестве операторов персональных данных выступают управляющие и обслуживающие компании, ресурсоснабжающие организации, ТСЖ, ЖСК, информационно-расчетные центры, фонд капитального ремонта.

Обрабатывать персональные данные можно только с письменного согласия человека. Еще возможен вариант согласия в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

В Согласии указываются фамилия, имя, отчество, адрес, данные документа, удостоверяющего личность (номер, сведения о дате выдачи и выдавшем его органе), сведения об учреждении, для которого подписывается согласие, а также причины - для чего это делается. Помимо общей цели должен быть список действий, на совершение которых дается согласие. Также в документе указывается срок его действия и способ его отзыва.

Законы РФ декларируют, что персональные данные должны использоваться в законных целях, соответствовать цели объявленного сбора. И собираемые данные не должны быть избыточными, слишком уж подробными. Вместе с тем неполные или неточные данные оператор должен уточнить или удалить вовсе.

Есть и правила обработки, хранения персональных данных. Нельзя, к примеру, объединять базы данных, которые собирались для выполнения разных задач. Хранить данные должны не более указанного срока. А потом - уничтожить.

Статья 17-я 152 ФЗ гласит, что человек, даже если он согласился на обработку своих личных данных, имеет право на защиту своих прав, интересов. В законе прописано и возмещение убытков, а также компенсация морального вреда в судебном порядке в случае, если оператор работает с нарушением требований законодательства или иным образом нарушает права гражданина.

Организации ЖКХ обязаны озвучить, показать или написать о своей политике по отношению к обработке персональных данных. В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса управляющая компания обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности; о своих услугах и работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Также общедоступной должна быть информация о порядке, условиях и стоимости их оказания, выполнения, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг. Такие стандарты раскрытия информации о деятельности УК соответствуют стандартам, которые утверждены Правительством РФ.

Оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных. Процедура уведомления для операторов является бесплатной.

В некоторых случаях оператор имеет право обрабатывать персональные данные без уведомления. Речь идет о данных, которые используются в соответствии с трудовым законодательством. Отметим, эта норма не применяется к тем, кто работает по договорам подряда или возмездного оказания услуг. Без уведомления можно обойтись при заключении договора, стороной которого является субъект персональных данных. Например, договор на оказание услуг, договор гражданско-правового характера на выполнение работ. В этом случае личная информация не должна распространяться и предоставляться третьим лицам без согласия субъекта персональных данных. Организация может использовать персональные данные только для исполнения договора и заключения договоров с субъектом персональных данных.

Также без уведомления могут обрабатываться общедоступные данные, то есть та информация, доступ к которой предоставлен неограниченному кругу лиц с согласия носителя этих данных. Можно использовать без уведомления и фамилии, имена и отчества, которые необходимы для однократного пропуска.

В список данных, при использовании которых не требуется уведомление, входят сведения из государственных информационных систем.

Теперь обратим внимание на типичные нарушения при обращении с персональными данными в жилищно-коммунальной сфере. Зачастую не предоставляются уведомления об обработке персональных данных; указываются неполные или неправильные сведения. Случается, что нарушаются требования конфидециальности. Руководство компании не всегда знает, что нужно определить и утвердить перечень сотрудников, которые имеют доступ к персональным данным и к их обработке; разработать правила обработки данных, опубликовать документ, который определяет политику по обработке персональных данных.

Встречаются ситуации, когда не соблюдаются элементарные меры для защиты от утечки информации. Компании, работающие в сфере ЖКХ, например, не всегда заботятся об установке антивирусной защиты, паролей, не разграничивают доступ к конфиденциальной информации.

Собственников жилья больше всего зачастую интересует, могут ли работники ЖКХ вешать на всеобщее обозрение или публиковать списки должников. Поясняем, сначала для этого требуется согласие гражданина. То есть, управляющая или ресурсоснабжающая компания, как и любая другая, не имеет право без согласия потребителя передавать его данные кому-либо, публиковать в СМИ и даже вешать листочек с этими данными на двери подъезда. Это нарушение закона.

Добавим, запрет не действует в отношении обезличенных и общедоступных персональных данных.

За нарушение закона о персональных данных в большинстве случаев предусмотрена административная ответственность. Уголовными считаются незаконные сбор или распространение сведений о тайнах частной жизни - без согласия (ст. 137 УК РФ); неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан (ст. 140 УК РФ). Также под уголовную ответственность попадает неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации (ст. 272 УК РФ).

Закон "О персональных данных" в ЖКХ

Одни данные нуждаются в защите, другие — должны быть раскрыты. Прокуратура Челябинской области провела проверку соблюдения требований законодательства о персональных данных организациями жилищно-коммунального комплекса в областном центре и выявила нарушение законодательства в некоторых управляющих компаниях.

В ходе проверки установлено, что в нарушение Федерального закона "О персональных данных" в ряде организаций не разработаны документы, регламентирующие порядок обработки и защиты персональных данных жильцов многоквартирных домов, и не обеспечена возможность ознакомления с документацией, определяющей политику таких организаций в отношении обработки персональных данных. Такие нарушения в одном из случаев привели к неправомерному распространению сведений конфиденциального характера в сети Интернет.

Как сообщил прокурор отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства, прав и свобод граждан прокуратуры Челябинской области Денис Полежаев, данная проверка была плановой, но носила выборочный характер: ею были охвачены организации, работающие в областном центре:

— Одной из целей проведения проверки было формирование единообразной практики в организации надзорной деятельности органов прокуратуры за соблюдением законодательства о персональных данных. Информация о типичных нарушениях, допускаемых организациями жилищно-коммуналь-ного комплекса в этой сфере, доведена до прокуроров городов и районов области, они ориентированы на усиление правозащитной роли прокуратуры в данном направлении.

В ходе нашей проверки нарушения в обращении с персональными данными были выявлены в ТСЖ "Победа" и в управляющей компании "Созвездие". По итогам проверки прокуратурой области в адрес руководителей этих юридических лиц внесено два представления об устранении нарушений закона, которые рассмотрены, выявленные недостатки устранены, два лица наказаны в дисциплинарном порядке.

Кроме этого, по постановлению прокуратуры области мировым судом привлечено к административной ответственности по статье 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо управляющей компании "Созвездие", которому предписано выплатить штраф. Постановление не вступило в законную силу и может быть обжаловано в вышестоящем суде.

В управляющей компании "Созвездие" рассказали, что персональные данные обнаружились в благодарственном письме от жильца, которое было размещено на сайте организации. Нарушение состояло в том, что в этом письме были указаны его фамилия, имя, отчество, а также адрес места жительства. На данный момент письмо убрано с сайта.

Прокурор отдела Денис Полежаев подтвердил эту информацию, пояснив, что такие сведения согласно законодательству являются персональными данными, носящими конфиденциальный характер. Их распространение в свободном доступе в сети Интернет возможно только с согласия гражданина, которое управляющей компанией у него получено не было.

Но и излишняя "скрытность" управляющим компаниям тоже не на руку. Так, обслуживающая компания "Наш дом" была оштрафована на 30 тысяч рублей за отсутствие в открытых источниках отчета о выполненных работах и потраченных финансовых средствах.

Как сообщила пресс-служба прокуратуры Челябинской области, при проверке компании было установлено, что на ее сайте не размещается информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности. Жители многоквартирных домов, которые обслуживает фирма, не могли узнать о выполненных работах и услугах, а также найти сведения о том, на что были потрачены их деньги.

Прокурор вынес постановление, согласно которому управляющая компания признана нарушителем стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

На основании постановления прокурора директор УК оштрафован на 30 тысяч рублей по части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ: нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами. Аналогичная ситуация и в области. Прокуратурой города Еманжелинска также проведена проверка соблюдения законодательства о раскрытии стандарта информации ООО "Управляющая компания ЖКХ", оказывающего услуги по содержанию и ремонту общедомового имущества 200 многоквартирных домов.

В нарушение требований законодательства компания не разместила сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению домами, о расходах в связи с оказанием услуг, о порядке и условиях из оказания (проект договора управления, план работ на 2013 год, сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за 2012 год; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг, сведения о стоимости выполненных работ, периодичность их выполнения, стоимость каждой работы).

Также отдельные сведения в нарушение закона не размещены на стендах в помещении офиса компании, а также в городской газете. Все это в комплексе и повлекло жалобы горожан. По результатам проверки прокуратурой города внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства руководству ООО "УК ЖКХ" с требованием привлечь виновных лиц к дисциплинарной ответственности, а в отношении директора управляющей компании Марины Валуевой прокурором возбуждено и направлено для рассмотрения в Государственную жилищную инспекцию Челябинской области дело об административном правонарушении. Санкция статьи для должностных лиц — наказание в виде штрафа от 30 до 50 тысяч рублей.

Данные, которые не подлежат раскрытию

Третья статья Федерального закона "О персональных данных" определяет понятие персональных данных как любой информации, относящейся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе: его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

Оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных. Операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 7 закона: обеспечение конфиденциальности персональных данных не требуется в случае обезличивания персональных данных и в отношении общедоступных персональных данных.

В целях информационного обеспечения могут создаваться общедоступные источники персональных данных, например справочники или адресные книги. В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, предоставленные субъектом персональных данных.

Сведения о субъекте персональных данных могут быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов (ст. 8 закона).

Общедоступные персональные данные — персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен с согласия субъекта персональных данных или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяется требование соблюдения конфиденциальности (ст. 3 закона). В соответствии со ст. 9 данного закона субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе.

Письменное согласие субъекта персональных данных на обработку своих персональных данных должно включать в себя:

Фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;

Наименование (фамилия, имя, отчество) и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;

Цель обработки персональных данных;

Перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;

Перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

Срок, в течение которого действует согласие, а также порядок его отзыва;

Собственноручную подпись субъекта персональных данных.

Таким образом, размещение в общедоступных местах управляющей компанией информацией с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения без письменного согласия на обработку этих персональных данных является нарушением требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных".

Данные, подлежащие раскрытию

Правительство РФ постановлением от 23 сентября № 731 утвердило стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами. Управляющие компании обязаны разместить информацию по форме, утвержденной стандартом, в течение двух месяцев со дня вступления в силу постановления.

Прежде всего УК обязана раскрыть следующую информацию: основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации в части исполнения договоров управления; сведения о выполняемых работах, оказываемых услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; порядок и условия оказания таких услуг; сведения о стоимости таких работ и услуг; сведения о ценах и тарифах на коммунальные ресурсы. Отказ в предоставлении информации может быть обжалован в установленном законодательством РФ судебном порядке.

Управляющие организации опубликовывают информацию на официальном сайте органа исполнительной власти, в официальных печатных СМИ, размещают ее на информационных стендах и стойках в помещении управляющей организации, предоставляют по запросу. Вся информация должна быть доступна в течение пяти лет.

Раскрытию подлежат следующие сведения:

Фирменное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество руководителя управляющей организации или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя; реквизиты свидетельства о государственной регистрации;

Почтовый адрес, адрес фактического местонахождения органов управления УК, контактные телефоны, официальный сайт в сети Интернет и адрес электронной почты; режим работы, часы личного приема граждан;

Перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей организации на основе договора управления, с указанием адресов этих домов и общей площади помещений в них;

Перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления;

Сведения о членстве управляющей организации в СРО и /или/ других объединениях управляющих организаций с указанием их наименований и адресов, включая официальный сайт в сети Интернет;

Годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему;

Сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами;

Сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами;

Сведения об услугах, оказываемых управляющей организацией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг, указанных в правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491;

Услуги, связанные с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, то есть услуги, оказываемые УК по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов, заключение от имени собственников договоров об использовании общего имущества; охрана подъезда; охрана коллективных автостоянок; учет собственников помещений.

В случае привлечения управляющей организации к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами раскрытию подлежат количество таких случаев, копии документов о применении мер административного воздействия, а также меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Информация о стоимости работ и услуг управляющей организации должна содержать описание каждой работы, периодичность ее выполнения, результат, гарантийный срок, указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ или услуг, стоимость каждой работы или услуги.

В рамках информации о ценах и тарифах на коммунальные ресурсы УК обязаны раскрыть сведения о перечне коммунальных ресурсов, которые управляющая организация закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и закупочных цен на них, а также конечных тарифах для потребителей. Сведения приводятся по состоянию на день раскрытия информации и подлежат обновлению. Изменения, внесенные в раскрытую информацию, подлежат опубликованию в тех же источниках.

Передача ТСЖ персональных данных третьим лицам - законно ли?

Прокуратура начала штрафовать ТСЖ/ЖСК/ЖК/УК за передачу персональных данных собственников помещений в многоквартирном доме третьим лицам. Однако в своей работе ТСЖ постоянно сталкиваются с необходимостью сообщать персональную информацию о жильцах ресурсоснабжающими компаниям, вычислительным центрам, которые производят начисление и печать квитанций, юристам, если, например, планируется обращаться в суд с исками о взыскании долга по оплате коммунальных услуг и т.д. Как же быть ТСЖ/ЖСК/ЖК/УК и что нужно, чтобы в соответствии с законом передать персональные данные третьи лицам?

Что такое персональные данные?

Ст. 3 Федерального закона № 152-ФЗ от 27.07.2006 г. «О персональных данных» дает определение понятия «персональные данные» - это любая информация, которая прямо или косвенно относится к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Таким образом, к персональным данным будут отнесены ФИО, адрес регистрации, паспортные данные, сведения о доходах и задолженностях и т.д.

Персональные данные для ТСЖ - какие сведения нужны?

Ст. 15 настоящего Федерального закона говорит о том, что персональные данные должны обрабатываться на законной основе для достижения легитимных целей. Для управления домом, начисления коммунальных услуг, наконец, для получения собственниками этих коммунальных услуг и для осуществления прочих работ ТСЖ/ЖСК/ЖК/УК необходимо производить обработку персональных данных собственников многоквартирного дома (МКД). То есть в данном случае ТСЖ/ЖСК/ЖК/УК выступает в качестве оператора, работающего с персональной информацией.

Кроме того, в обязанность товариществ собственников жилья входит также ведение реестра членов ТСЖ. Согласно ч.4 ст.143 ЖК РФ данный документ должен содержать сведения, которые позволят идентифицировать членов товарищества и осуществлять с ними связь. Кроме того, в реестр необходимо включить информацию о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество в МКД.

ТСЖ самостоятельно определяют, какую информацию о его членах следует занести в реестр. Этих сведений должно быть достаточно для идентификации собственников МКД, и они не должны противоречить действующим правовым актам. В реестры ТСЖ обычно вносится следующая информация: ФИО, адрес, номер квартиры, долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Могут ли ТСЖ/ЖСК/ЖК/УК передавать персональные данные третьим лицам?

В соответствии со ст. 7 Федерального закона №152, ТСЖ/ЖСК/ЖК/УК не имеют права раскрывать третьим лицам или распространять персональные данные без согласия субъектов персональных данных (членов ТСЖ/ЖСК/ЖК/УК). Следовательно, прежде чем передать персональные сведения в какую-либо организацию, председателю ТСЖ/ЖСК/ЖК/УК необходимо получить письменное согласие с того, на кого эти сведения передаются.

Рекомендации для ТСЖ/ЖСК/ЖК/УК по получению согласия на передачу персональной информации третьим лицам

Получается, что, с одной стороны, для работы (управления домом, начисления коммунальных услуг и т.д.) ТСЖ/ЖСК/ЖК/УК необходимо обрабатывать персональные данные собственников МКД и передавать их ресурсоснабжающим организациям. Чтобы делать это в рамках закона, необходимо получить согласие от субъектов персональных данных - членов ТСЖ/ЖСК/ЖК/УК. С другой стороны, собственники в большинстве случаев неохотно соглашаются на передачу своих персональных данных третьим лицам. Получается замкнутый круг.

Мы рекомендовали бы ТСЖ/ЖСК/ЖК/УК решить этот вопрос на общем собрании собственников, с вопросом на повестке дня о предоставлении разрешения председателю от собственников на обработку и передачу персональных данных, нужных для управления домом. При этом не лишним будет утвердить положение о защите персональной информации. В данном документе указывается, где будут храниться сведения, кто будет иметь к ним допуск и т.д.

Также возможно еще одно решение, наиболее оптимальное, когда ТСЖ/ЖСК/ЖК/УК заключают с каждым собственником МКД соглашение на обработку персональных данных. Председатель ТСЖ/ЖСК/ЖК/УК может лично обойти всех жильцов и собрать подписи, либо предлагать подписывать соглашение, когда собственник обратиться за получением той или иной справки. В данном документе необходимо указать, на какие виды данных выдается согласие на обработку и передачу, обязательно полностью прописать ФИО собственника, паспортные данные, место регистрации. Также можно обозначить цели, для которых собирается информация, например, для заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями на получение коммунальных услуг, для заключения договоров на техническое обслуживание, ремонт, капитальный ремонт и т.д.

Если от ТСЖ/ЖСК/ЖК/УК требуют передачи персональных данных - что делать?

В случае, когда государственные органы требуют от ТСЖ/ЖСК/ЖК/УК предоставить персональные данные, например, в соответствии с п. 9 ст. 138 ЖК РФ, то управляющий товарищества собственников жилья может сослаться на Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Из данного документа следует, что органы, предоставляющие государственные или муниципальные услуги, всегда могут получить сведения о собственниках многоквартирного дома по запросу, не прибегая к помощи ТСЖ/ЖСК/ЖК/УК.

Наказание за разглашение персональных данных без согласия собственников

За несоблюдение конфиденциальности персональной информации предусмотрено административное наказание в виде выплаты штрафа. Поэтому, если есть необходимость предоставления персональных данных, сначала нужно получить согласие соответствующих субъектов персональных данных.