Интегрированное занятие в старшей группе на тему "космос". Конспект занятия в старшей группе на тему "космос"

Цель: помочь детям сформировать первоначальное представление о Вселенной, космосе; показать ; дать элементарные понятия; космос, небесные тела, их характерные особенности; обогатить словарь детей словами планета, иллюминатор, телескоп и др., продолжить работу по чтению.

Ход занятия

Воспитатель (В.). Ребята, из показанных мною слов выберите те, которые связаны с небом: книга, птица, курица, зеркало, облако, вата; лужа туча, лампа, картина, молния, цветы; пароход, вертолет, лодка, велосипед, аэроплан; пуговица, ножницы, звезды, свеча, огонь, солнце; кошка, сумка, луна, день, волк, дирижабль; машинист, парашютист, матрос, тракторист, летчик, шофер.

Ребята, тут у нас работал рассеянный художник. Он все перепутал. Помогите расставить все на свои места: радуга - птицы - аэроплан - облака - тучи - молния - самолет - ракета - луна - звезды - солнце.

В. Знаете, издавна люди стремились разгадать тайны неба. Глядя ввысь, они не переставали удивляться солнцу, яркому огненному шару, от которого кругом светло, как от огромной лампочки. А ночью они всматривались в звезды, словно кто-то зажег лампочки-гирлянды. Люди смотрели на летающих птиц и им так же хотелось подняться ввысь, полететь. Так родилась мечта о полете.

Ученые-изобретатели решили осуществить эту мечту. Однажды кто-то смастерил крылья, как у птицы, из воска и перьев. Но из этой затеи ничего не вышло. Солнце растопило воск, перья разлетелись, крылья распались. Но мечта человека о полете не погибла. Спустя много веков два брата-француза Монгольфье изобрели бумажный воздушный шар, на котором поднялись над землей.

А еще позже американские братья Райт взлетели над землей на моторном самолете. Он был лучше воздушного шара, но и на нем нельзя было достичь больших высот. Для этого понадобился более мощный двигатель - реактивный. Так постепенно люди узнали, что у них над головой нет никакого потолка с лампочками, а облака - это вовсе не вата, а скопление паров. Люди узнали, что такое тучи, молния, гром, от чего бывают гроза и дождь. Они изобрели телескопы, чтобы заглянуть в неведомый космический мир, поближе рассмотреть звезды и планеты. Новый реактивный двигатель поднял высоко над землей спутник. В конце концов, люди изобрели космическую ракету. Это–очень сложная техника, которую назвали космическим кораблем. (Весь рассказ сопровождается показом картинок, иллюстраций.)

Для того, чтобы увидеть и рассмотреть космический корабль, нам надо попасть на космодром. (Карточки разложены по всей группе, дети должны их прочитать глазами и собраться в том месте, где находится «космодром».)

А вот и космический корабль. Он готов к старту. У него есть входной шпок, иллюминаторы. Управляют космическим кораблем космонавты. Как вы думаете, любой человек может стать космонавтом? (Сильный, смелый, здоровый…) Что для этого надо делать? (Заниматься спортом, делать зарядку, закаляться, кушать хорошо.)

Развивающая игра «Зарядка с веселыми человечками»

На карточках схематично изображены человечки в разных позах. Дети должны быстро выполнить такие же движения.

В. А вот и космонавты появились (иллюстрация). Посмотрите, они одеты в специальные костюмы: комбинезоны, шлемы, за спиной баллоны с кислородом, т. к. в космосе нет воздуха с кислородом, которым мы дышим.

Посмотрите, все готово к полету. И мы с вами займем места в центре управления полетом. Будем следить за полетом космического корабля.

Лабиринт. Задание заключается в том, чтобы дети провели космический корабль к звездам.

В. Кроме звезд в иллюминаторы можно увидеть много интересного. Это различные планеты. С Земли планеты кажутся маленькими звездочками. Но космонавты видят их вот такими. (Воспитатель показывает биты знаний «планеты».).

Самая яркая звезда - Солнце - огромный огненный шар. Оно такое яркое, что на него нельзя долго смотреть - устанут глаза. И приближаться к нему на космическом корабле тоже нельзя - он сгорит. А вот на Луне космонавтам удалось побывать. Луна - это не звезда, а спутник Земли. Луна тоже шар, но каменный, твердый, холодный. А наша планета Земля из космоса выглядит голубым шаром, т. к. вокруг нее слой воздуха с кислородом - атмосфера. На нашей планете Земля много воды, солнечные лучи согревают планету, поэтому на Земле растут растения, живут насекомые, животные, птицы и мы - люди. А люди, живущие на планете Земля, называются «земляне».

Возьмите в руки какой-либо предмет (кубик, мячик, карандаш) и, подняв высоко вверх, отпустите его. Что с ним случилось? Почему он упал вниз, на пол? (Ответы детей.) Любой брошенный предмет падает на землю - это земное тяготение. Земля притягивает к себе, а в космосе все находится в невесомости, все становится легким, легче воздуха и поэтому все плавает, как в воде: предметы, одежда, люди. Чтобы космонавты смогли поесть, их еда в виде пасты находится в тюбике (таком, как зубная паста), только с другими названиями: каша, морс, куриное суфле.

Ребята, а знаете ли вы, кто был первым космонавтом? (Ответы детей.) Чтобы проверить, правы ли вы, нам надо расколдовать заколдованный рисунок. Обведем контур из точек.

Дети соединяют точки, проступает изображение собаки.

В. Правильно, дети, это собака по кличке Лайка. И только тогда, когда люди убедились, что Вселенная не несет угрозы для жизни, 12 апреля 1961 г. в космос наконец-то полетел человек. Первым космонавтом планеты Земля стал Ю. А. Гагарин. С тех пор работа в космосе - обычное дело.

На этом наше путешествие по космосу завершается. Но чтобы оста-вить о нем память, можно заштриховать разноцветные звездочки и наклеить их на ночное небо.

А сейчас я прочту вам стихотворение «Беспокойный человек».

Жил да был на свете белом

Человек - творец умелый.

Стану, - он сказал себе, -

Самым быстрым на земле!

Походил, подумал чуть -

Проложил железный путь.

Сделал первый паровоз,

Чтоб до станции довез.

А потом набрался сил

И вагоны смастерил.

Покатался, и - домой.

Рассуждает сам с собой:

Паровоз - быстрей коня,

Но признаться должен я:

Хоть повинна и быстра,

Скорость все-таки не та!

Снова мастер в мастерской

И не мил ему покой!

Изобрел автомашину,

Побыстрее сел в кабину

И объехал шар земной.

Не доволен я ездой!

Слабоват немного ход,

То ли дело - самолет

Человек-творец ведет!

Всю планету облетел,

Но ведь это не предел!

И решил проблему эту -

Сконструировал ракету!

Цель: уточнить и обобщить знания о космосе.

Задачи:

Образовательные :

  • Формировать понятие “космос”, “космическое пространство”, “солнечная система”;
  • Обогащать речевой словарь словами по теме;
  • Закрепить знания детей о планетах солнечной системы;
  • Учить определять самоцель.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление;
  • Развивать творческое воображение детей;
  • Совершенствовать навыки работы с клеем и кистью;
  • Развивать мелкую и общую моторику;
  • Учить четко, отвечать на поставленные вопросы.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта;
  • Воспитывать чувство гордости за родную страну.

Материал:

  • Разрезные картинки с космическим сюжетом; воздушный шар голубого цвета, фломастер черный; интерактивная доска, ноутбук; фантастическая музыка в записи; листы белой бумаги по количеству детей, клей, кисти, салфетки для аппликации; звезда, бубен.

Предварительная работа: Беседа с детьми о предстоящем празднике 12 апреля – “День космонавтики”.

  • Рассматривание предметных картинок с изображением первых космонавтов, спутников Земли, космических станций.
  • Первоначальное знакомство с Вселенной, Солнцем и солнечной системой. Чтение стихотворений, сказок и рассказов о космосе.
  • Непосредственно образовательная деятельность

    Введение в тему занятия.

    Дидактическая игра “Разрезные картинки”.

    Цель : уметь составлять сюжет, развивать мышление, внимание, мелкую моторику.

    Описание игры: воспитатель готовит картинки, на которых изображен предмет или сюжет, связанный с темой занятия. На оборотной стороне каждой картинки наклеивается лист цветной бумаги, тогда у каждой картинки “рубашка” получается своего цвета. Затем картинки разрезаются на фрагменты, так чтобы количество фрагментов совпало с количеством детей. Фрагменты картинок раскладываются на столе лицевой стороной вверх.

    Ребята, давайте поиграем. У меня есть разрезные картинки. Скажите, как можно с ними поиграть?

    - (ответ детей)

    Чтобы собрать картинку в одно целое, нужно правильно подобрать фрагменты.

    Дети по одному выбирают фрагмент картинки. Подходят к столам с флажками одного цвета с картинкой. Собирают фрагмент в одно целое.

    Кто догадался, о чем сегодня мы будем говорить?

    - (ответ детей)

    Но прежде чем нам поговорить о космосе, ответьте, пожалуйста, мне на вопрос, в каком населенном пункте мы живем?

    - (ответ детей)

    Правильно мы живем в Новом Васюгане. А Новый Васюган находится в Томской области. А Томская область входит в состав России. А Россия одна из множества стран на нашей планете Земля.

    Планета Земля похожа на шар. Она круглая. И если мы выйдем из дома и будем двигаться только вперед, то через много-много времени вернемся снова к своему дому. Вот посмотрите, как я могу проделать этот путь на этом воздушном шарике, ведь он тоже круглый, как наша планета Земля. Я, поставлю фломастер на самой верхней точке, и поведу линию вниз. И вот, я вновь оказалась в той точке, откуда начала движение. Вот так и древние путешественники убедились, что наша планета Земля круглая.

    Что же тогда окружает нашу Землю?

    - (ответ детей)

    А что же еще находится в космосе?

    - (ответ детей)

    А мы можем, просто поглядев на небо увидеть с Земли планеты?

    - (ответ детей)

    Да, конечно, просто посмотрев на небо, мы не увидим с вами планет. Планеты и звезды можно увидеть с земли только в телескоп. Телескоп – это большая подзорная труба. И наблюдают за звездами и планетами в телескоп ученые, которых называют астрономы.

    Как называется подзорная труба, в которую смотрят на звезды?

    Как называют ученых, которые смотрят в телескоп?

    А мы сейчас с вами сможем увидеть далекие планеты?

    - (ответ детей)

    Правильно, мы сможет сделать телескоп из бумаги. У нас на столах разложено все, что нужно для работы.

    Показ воспитателя. Один край листа нужно намазать клеем и свернув лист трубочкой наложить другой конец листа. Аккуратно промокнуть салфеткой по всей длине получившейся трубы.

    Дети подходят к столам. Работа проходит стоя. Если дети нуждаются в помощи, воспитатель помогает. Дети выполняют работу под музыку. <Музыка1>

    Вот, теперь у каждого из вас есть свой телескоп. Приглашаю вас на свои места. Присаживайтесь на стульчики, мы будем наблюдать за звездным небом.

    Дети садятся напротив интерактивной доски. На экране появляются планеты. Гимнастика для глаз. Дети смотрят на планеты сначала одним глазом, затем воспитатель предлагает посмотреть на планеты другим глазом.

    Цель: тренировка мышц органов зрения.

    На экране появляются планеты. Звучит фантастическая музыка. <Музыка2> Воспитатель про каждую планету читает стихотворение.

    Меркурий

    Меркурий – ближайшая к Солнцу планета,
    Залит он лучами горячего света,
    Так много ему достается лучей,
    Что эта планета других горячей!
    Так быстро Меркурий бежит по орбите,
    Как будто торопит: Меня догоните!”

    Венера

    В честь богине красоты
    Названа, Венера, ты!
    В темных небесах сияешь,
    Красотой нас одаряешь.

    Земля

    От Солнца третья по счету планета,
    Наша Земля поменьше Звезды.
    Но ей хватает тепла и света,
    Чистого воздуха и воды.
    Жизнь на Земле – это разве не чудо?
    Бабочки, птицы, жучок на цветке...
    Жизнь на зе6мле вы найдете повсюду –
    В самом далеком, глухом уголку.

    Марс

    Марс – таинственная планета.
    Она по размерам чуть больше Луны,
    Из-за кроваво-красного цвета
    Назвали планету в честь бога войны.

    Юпитер

    Юпитер – больше всех планет,
    Но суши на планете нет.
    Повсюду жидкий водород
    И лютых холод круглый год!

    Сатурн

    Сатурн – красивая планета
    Желто-оранжевого цвета,
    И кольцами камней и льда
    Окружена она всегда.

    Уран

    Уран – лежебока, и встать ему лень,
    Подняться планете невмочь,
    Сорокалетие длится там день
    И сорокалетие – ночь.

    Нептун

    Планета Нептун от Земли далеко,
    Увидеть ее в телескоп нелегко,
    От Солнца по счету планета восьмая,
    Царит на ней вечно зима ледяная.

    Плутон

    Несется в пространстве далекий Плутон,
    Он Солнца лучами едва освящен.
    А чтоб не скучал в одиночестве он,
    с ним спутник летит под названьем Харон.

    Мы с вами увидели планеты Солнечной системы. Все планеты вращаются вокруг Солнца. Еще их называют Солнечная семья. Какие планеты вы запомнили?

    - (ответы детей)

    А вы знаете, что на Луне живет Звездочет, который считает планеты. Это такая игра. Предлагаю поиграть в “Звездочета”.

    Дети становятся в круг и произносят считалку, при этом передают друг другу звезду. Выбранный звездочет двигается под звук бубна подскоками за кругом. Как только бубен замолкает, звездочет останавливается и становится между двух детей, которые встают спинами друг к другу, и на счет раз-два-три – беги! – обегают в разных направлениях круг, стараясь первыми вернуться в исходную точку и забрать звезду у звездочета. Игра продолжается 3-4 раза.

    На Луне жил звездочет.
    Он планетам вел отсчет.
    Меркурий – раз, Венера – два,
    Три – Земля, четыре - Марс,
    Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
    Семь – Уран, восьмой – Нептун,
    Девять – дальше всех Плутон...
    Кто не видит – выйди вон!

    Мы земляне и живем на планете Земля. Скажите мне, пожалуйста, кто-нибудь еще живет в космическом пространстве?

    - (ответы детей)

    Возможно, вы и правы, и в космосе действительно живут инопланетяне.

    Стук в дверь. Входит ребенок в костюме инопланетянина.

    Ребята, посмотрите, к нам прилетел инопланетный гость. Давайте поздороваемся.

    Мне кажется, что это еще не совсем взрослый инопланетянин, а еще ребенок. И, наверное, он, как и вы любит поиграть.

    - (инопл.) Я хочу загадать вам загадки.

    Среди поля голубого –
    Яркий блеск огня большого.
    Не спеша огонь тут ходит,
    Землю – матушку обходит,
    Светит весело в оконце.
    Ну конечно, это... (солнце).

    Ясными ночками
    Гуляет мама с дочками.
    Дочкам не твердит она:
    - Спать ложитесь, поздно! –
    Потому что мать – Луна,
    А дочурки... (звезды).

    Буква А, буква А –
    Алфавита голова.
    Знает Вова, знает Света,
    “А” похожа на... (ракету).

    - (инопл.) Я очень люблю танцевать. Потанцуйте со мной. Я станцую инопланетный танец, а вы повторяйте движения за мной. <Музыка3>

    Физ. минутка Танец инопланетянина.

    Цель: профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.

    - (инопл.) Мне пора спешить домой, до свидания!

    Дети прощаются с инопланетным гостем.

    Ну вот, инопланетный гость улетел. А кто еще летает в космос?

    - (ответы детей)

    А кто знает, как звали первого космонавта?

    - (ответы детей)

    Солнечное утро 12 апреля 1961 года. Ракета стремительно рванула в небо, оставляя за собой огненный след сгорающего топлива. Так с космодрома Байконур стартовал первый в истории космический корабль с человеком на борту.

    Стихотворение читает ребенок.

    Первый космонавт.
    На космическом корабле
    Он летел в межпланетной мгле,
    Совершив вкруг Земли виток.
    А корабль назывался “Восток”.
    Его знает и любит каждый,
    Был он юный, сильный, отважный.
    Помним взгляд его добрый с прищуром,
    Его звали Гагарин Юра.

    На экране слайд-шоу на тему Космос. Под песню “Знаете, каким он парнем был...” музыка А. Пахмутовой. <Видео1>

    Список используемой литературы.

    1. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы / Авт.-сост. Т. А. Шорыгина, сост. М. Ю. Парамонова. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 128с.- (Библиотека Воспитателя).
    2. Скоролупова О. А. занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме “Покорение космоса”. - М.: ООО “Издательство Скрипторий 2003”, 2010. - 80с.

    Конспект занятия на тему: «Космос» в старшей группе .

    Цели:

    Уточнить и обобщить знания детей о названиях некоторых созвездий;

    Продолжать формировать детские представления о летающих объектах (космическая ракета, космический корабль, летающая «тарелка», спутник) ;

    Закрепить навыки счета двойками;

    Учить объединяться в игре, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслам.

    Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение считаться с интересами товарищей.

    Предварительная работа: рассматривание фотографий, иллюстраций к книгам о космосе, беседы о планете Земля, строительство космических кораблей из модулей и конструкторов, разучивание пальчиковой гимнастики «Космонавт», выкладывание из звёзд своё созвездие.

    Ход занятия.

    1 часть

    Звучит музыка, входят дети.

    Мы ракету выстроим в дальний путь уйдём.

    Самую лучистую выберем звезду.

    И в пути, конечно, мы

    Вспомним милый дом.

    И пятиконечные звёзды над Кремлём.

    Где планеты кружатся, наш корабль пройдёт,

    Там с нами подружится солнечный народ.

    Вос. – Ребята, сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие, путешествие к звёздам. В безоблачный ясный вечер. Небо над вашей головой усыпано множеством звёзд. Они кажутся маленькими, сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от Земли. Для быстрой ориентировки на звёздном небе астрономы разделили небосвод на районы, а звёзды на группы, которые называются созвездия. Самые заметные, самые яркие звёздочки они соединили воображаемыми линиями, будто рисовали по небу, а потом определяли, на что похож рисунок. Так и поселился на небе целый зверинец (Змея, Лебедь, М.Медведица, Заяц). А вот посмотрите, на кого похоже это изображение? (На зайца). А теперь давайте, каждый из вас составит своё изображение – созвездия Зайца, из элементов игры «Танграм». (Похвала детям). А давайте теперь слетаем к нашему созвездию. Для того, чтобы отправиться на это созвездие, нам нужно стать кем? Правильно, космонавтами.

    2 часть.

    А чтобы космонавтом стать,

    Чтобы в небо взлетать,

    Надо много знать,

    Надо много уметь.

    И при этом, и при этом,

    Вы заметьте-ка

    Космонавтам помогает

    МАТЕМАТИКА.

    Чтобы попасть в космос, на чём нам надо полететь? (Ответы детей). Правильно, на космических кораблях. У меня есть два корабля, давайте дадим название нашим кораблям, и разделимся на две команды.

    Первый корабль и команда будут называться, как? Посовещайтесь немного.

    И второй корабль и команда будут называться, как?

    У каждого корабля есть свой намеченный курс. Если мы правильно произведём расчёты, то наши космические корабли, попадут в наше созвездие.

    1 ком. 3-1=2 4+2=6 10-1=9

    2 ком. 2+1=3 3+2=5 7+2=9

    Молодцы, все справились с этим заданием, и ваши корабли долетели до намеченного курса.

    ФИЗМИНУТКА

    А сейчас мы с Вами, дети,

    Улетаем на ракете.

    Раз, два – стоит ракета.

    Три, четыре – самолёт.

    Раз, два – хлопок в ладоши,

    А потом на каждый счёт:

    Раз, два, три, четыре –

    Руки выше, плечи шире:

    Раз, два, три, четыре –

    И на месте походили.

    3 часть.

    Ребята, космонавтам необходимо не только считать, но и научиться запоминать числа. Я вам сейчас покажу числа, вы должны запомнить их и разложить у себя на столе 2, 4, 6, 8, 10.

    На сколько, увеличилось число?

    Как вы считали? (Двойками).

    4 часть.

    А на наших планетах живут космические существа. Давайте представим, какой формы могут быть космические существа? (треугольной, квадратной, круглой, овальной). А посмотрите, какие у меня космические человечки изображены. Они отличаются формой головы, ног, положением рук.

    В каждом ряду есть фигура космического человечка:

    С круглой, овальной и квадратной головой,

    С круглым, овальным, и квадратным мячом,

    С ногами в форме круга, квадрата, линий,

    И руками, отведёнными в стороны, согнутыми в локтях или вытянутыми вперёд.

    Давайте определим, какого космического человечка не хватает? (Похвала).

    5 часть.

    Космические человечки очень рады, что Вы справились со всеми заданиями и предлагают Вам составить своё созвездие из звёзд.

    Программное содержание: систематизировать представления детей о космосе;

    — знать некоторые сведения из истории развития космонавтики: кто был первым космонавтом, кто был первым космонавтом, кто первым вышел в открытый космос.

    — оперировать сведениями о солнечной системе: сколько планет, у каких есть кольца, какая планета является спутником Земли, уточнить представления о модели солнечной системы.

    — формировать речевые умения (обогащение словаря за счет активизации в речи знакомых слов и эпитетов), формирование связной монологической описательной речи.

    — воспитывать эстетическое чувство, умение ценить красоту звездного неба, желание отразить свои впечатления в рисунке, аппликации, игре.

    — формировать навыки включения в игру – моделирования, умение входить в предложенную или выбранную роль. Стимулировать познавательный интерес.

    1. Предварительная работа.

    Цель: Пробуждать познавательную активность,познакомить с культурными ценностями.

    Формировать потребность выражать свое отношение к миру, свои впечатления в продуктивных видах деятельности. Формировать умения и навыки вести беседу (рассуждать, высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них).

    Сказки: Маленький солнечный лучик.Волшебные сказки космоса. Космический адрес. Сказка о глупых мышатах, которые хотели съесть луну. Сказка о солнечном лучике. Миф о Фаэтоне. Миф о Персее и Андромеде. Миф о Большой и Малой медведицах. Миф о созвездии Лира. Звездные сказки. Моя первая книжка по астрономии. Космос в картинках. Медвежонок Миша открывает мир.

    Игры:

    Игра-моделирование «Солнечная система»

    Дидактическая и сюжетно-ролевая игра «Мы изучаем космос»

    Игра-моделирование «День и ночь»

    Игра «Обитатели космоса»

    Подвижная игра «Космонавты»

    Практическая деятельность: создание макета «На Луне», аппликация «Мое созвездие, конструирование: «Ракета». «Звезда» (оригами)

    Материал: шапочки с изображением ракет, планет солнечной системы, плащи для игры- моделирования «Солнечная система», обруч с лентами, строительный набор.

    Аудиозапись для танца на планете, конверт с загадками

    Ход занятия:

    Воспитатель: Ребята, вчера наша страна отмечала День космонавтики. Мы с вами уже многое знаем о космосе. Как бы вы хотели, чтобы прошло наше занятие? (дети выбирают космическое путешествие) . А что нам нужно для путешествия? (из крупного строительного материала строим с детьми ракету). Придумываем название ракеты. Обозначаем Центр управления полетом.

    Руководитель: Назначаю командиром корабля Наталью Романовну. Командир, приступайте к выполнению своих обязанностей.

    Командир: Построиться! Каким нужно быть космонавту? (смелым, решительным, умелым, много знать, выносливым, ловким, дружелюбным, добрым — называя необходимые качества, дети комментируют, для чего они нужны).

    Первое отборочное задание: Ответьте на вопросы!

    Какая наука изучает Вселенную? (астрономия)

    Как называется профессия людей, которые летают в космос? (космонавты)

    Как называется одежда космонавта? (скафандр)

    — Кто был первым космонавтом. который полетел в космос? (Ю.Гагарин)

    Как звать первую женщину –космонвта? (В.Терешкова)

    Кто первым вышел в открытый космос? (А.Леонов)

    Что такое солнце? (звезда)

    Как по другому называется Млечный путь? (Галактика)

    Какая самая яркая звезда в небе? (Сириус)

    Какие бывают спутники? (естественные и искусственные)

    Назовите спутник Земли? (Луна)

    Сколько планет в солнечной системе? (9 планет)

    У каких планет есть кольца? (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)

    Назовите главный космодром нашей страны? (Байконур)

    С помощью какого прибора можно наблюдать за звездным небом? (телескоп)

    Что такое НЛО?

    Командир: Поздравляю! Вы все успешно прошли испытания и зачислены в отряд космонавтов. Одеть скафандры! Занять свои места! Земля! Мы готовы к полету!

    Руководитель: Приготовиться к старту. Проверить кислород, радиосвязь, пристегнуть ремни. Внимание! 5,4,3,2,1 – старт! (музыкальное сопровождение).

    Руководитель: Мир! Мир! Мир! Прием. Как слышите? Как экипаж переносит перегрузки?

    Командир: Земля! Спасибо, все в порядке. Приступаем к выполнению программы полета. Ребята, какие космические объекты могут встретиться нам в космическом пространстве? (планеты, звезды, астероиды, метеориты, метеоры, спутники, кометы, созвездия).

    Вспоминаем с ребятами, что из себя представляют звезда, астероид, комета, метеорит, метеор. Что такое созвездие? (это группы звезд, расположенные недалеко друг от друга).

    Игра: «Назови созвездие»

    Командир: Итак, мы прошли первый этап работы в космосе (пальчиковая гимнастика «Звезда»)

    Руководитель: Мир! Мир! Мир! Прием. Как проходит полет?

    Командир: Все в порядке. Наши юные космонавты знают о космических объектах, узнали все созвездия. Продолжаем полет.

    Ребята, мы приближаемся к неизвестной земле, приготовься к высадке. (аудиозапись космической музыки. Появляется инопланетянин).

    Командир: А где находится планета Земля? Какой ваш космический адрес?

    Дети: Страна — Вселенная

    Город — Галактика

    Район — Солнечная система

    Дом — Земля

    Командир : А чтобы жителю планеты Антарис было понятнее расположение нашей планеты, какую игру мы знаем? («Солнечная система»).

    Игра-моделирование «Солнечная система».

    (Дети от имени «своей» планеты дают ей характеристику).

    Инопланетянин: А что такое танцевать?

    Командир: Ребята, покажем свой любимый танец?

    Танец «Утята»

    Инопланетянин: Хороший танец. Спасибо, грустно с вами расставаться. Примите от меня сюрприз.

    Прощаемся с инопланетянином и возвращаемся на корабль.

    На корабле в конверте — сюрприз от планеты Антарис обнаруживаем – загадки космического содержания.

    Руководитель: Мир! Прием. Как проходит полет?

    Командир: Земля. Все отлично. Мы побывали на планете Антарис. Познакомились и подружились с ее жителем. Ребята назвали своему другу адрес Земли, показали игру «Солнечная система».

    Руководитель: Мир! Внимание. Вижу Землю. Ориентируйтесь на созвездие Малая Медведица. По полярной Звезде.

    Командир: Где находится Полярная звезда? Как она поможет нам вернуться домой?

    Ребята объясняют, что Полярная звезда находится на хвосте Малой Медведицы и всегда указывает путь на север.

    Командир: Внимание! Вижу Землю.Приготовится к спуску

    Руководитель: Мир! Все готово к вашему приему. Ждем вас.

    Командир: Всем оставаться на своих местах. (аудиозапись спокойной музыки) .Вот мы и дома.

    Итог: Что вас удивило в полете? О чем вы расскажите своим друзьям? Какие вам встретились трудности? О чем вы еще хотите узнать?

    Командир: Полет окончен!Всем спасибо!Открыть люк! Выйти из ракеты!

    Руководитель: Дорогие ребята, поздравляю вас с успешным возвращением на Землю.

    Благодарю вас за отличные знания и умения. На память о полете вручаю вам памятные медали.

    воспитатель МБДОУ № 30 «Северное сияние»

    г. Инта Республики Коми

    наталья меньшикова
    Конспект тематического занятия «Космос» (старшая группа)

    Конспект тематического занятия на тему «Космос » .

    Возрастная группа : дети 4 – 5 лет.

    Образовательная область : «Познание» , «Коммуникация» , «Социализация» , «Худ. творчество» , «Здоровье» .

    Цель : углубление знаний детей о космосе .

    Развивающие задачи : развивать стремление к поисково – познавательной деятельности; развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы; развивать мыслительную активность; развивать зрительную память, внимание, смекалку; развивать творческие способности; развивать речь.

    Воспитательные задачи : воспитывать в детях желание и стремление познавать космос , планеты, спутники и все, что с ним связано; воспитывать уважение к профессии космонавта , чувство патриотизма; воспитывать желание быть сильным и смелым.

    Используемые методы и приемы обучения : проблемно – диалогический, игровой, словесный, творческий, наглядный, практический.

    Формы обучения : коллективная и индивидуальная.

    Прогнозируемый результат : осведомленность детей о космосе : знание планет солнечной системы, знание разных видов небесных тел, знания о полете Ю. А. Гагарина, знание профессии космонавта , ориентирование в деталях костюма космонавта ; умение ориентироваться в некоторых планетах и небесных телах, знание планеты Земля; способность рассказывать о космосе ; чувство гордости к профессии космонавта ; заинтересованность и потребность в дальнейшем узнавании космических тайн .

    Ход занятия.

    Подготовительная работа : оформить тематический стенд на тему «Космос » (звездное небо, солнечная система , небесные тела, космонавты , Ю. А. Гагарин, космическая станция и др .)

    Вступительная часть. Дети рассматривают иллюстрации. Беседа : - О чем рассказывают иллюстрации? - Что интересного увидели? - Что вас заинтересовало? - Как одним словом все это называется? (ответы детей)

    Рассказ воспитателя. Наша Земля - это огромный шар, на котором нашлось место и рекам, и горам, и лесам, и пустыням, и, конечно, всем нам, его жителям. Наша Земля и все, что ее окружает, называется Вселенной, или космосом . Космос очень велик , и сколько бы мы не летели в ракете, мы никогда не сможем добраться до его края. Кроме нашей Земли, существуют и другие планеты, а также звезды. Звезды - огромные светящиеся огненные шары. Солнце - тоже звезда. Оно расположено близко к Земле и поэтому мы видим его свет и ощущаем тепло. Есть звезды во много раз больше и горячее Солнца, но они светят так далеко от Земли, что кажутся нам всего лишь маленькими точками на ночном небе. Планеты и звезды движутся по своему, строго определенному пути. Наша Земля вращается вокруг своей оси. кроме нашей Земли, вокруг Солнца кружатся еще 8 планет. У каждой планеты свой путь, который называется орбитой. Все планеты Солнечной системы различаются по размеру. Если представить, что самая большая из них, Юпитер, размером с большой арбуз, то наименьшая планета, Плутон, будет похожа на горошинку. (для наглядности обратимся к модели- «Солнце» с успехом заменит большой мяч, мячи поменьше можно использовать для демонстрации Юпитера и Сатурна (наденьте на него «кольца» из бумаги, а остальные планеты вылепите из пластилина, стараясь хоть немного придерживаться пропорций).

    Сюрпризный момент. Сегодня я вас приглашаю в путешествие по звездному небу или в космос . У всех путешественников есть карта путешествия. Вот и у нас есть такая карта (детям демонстрируется карта путешествия, на которой последовательно изображены девять планет, космонавт , скафандр и другие атрибуты одежды, космический корабль , космическая станция ). Для того, чтобы совершить путешествие, необходимо тренироваться. Выполним общеразвивающие упражнения. В космос могут полететь только сильные и выносливые люди. Готовы? (дети строятся в кружок)

    Тренировочная зарядка. 1. взлетают вверх ракеты – руки через стороны вверх, 3 хлопка над головой (5 раз) ; 2. ракета в космосе – ноги на ширине плеч, руки прямые над головой, ладони сомкнуты, наклоны в стороны, вперед и назад (5 раз) ; 3. космонавты скафандр надевают , в открытый космос вылетают – руки на поясе, вытягивание головы вверх и повороты вправо, влево (5 раз) ; 4. в невесомости летим – руки в стороны, поочередное поднимание колен (5 раз) ; 5. держим равновесие – быстро, быстро кружимся на месте с закрытыми глазами, на сигнал «стоп» останавливаемся, кто умеет удержать равновесие?

    Воспитатель : молодцы! Вы все можете лететь в космос ! Итак, начинаем наше путешествие!

    Основная часть. Дети имитируют движение летящей ракеты (поднимают вверх руки, соединяют ладони вместе, произносят звук уууууууууу и совершают движение по группе ).Остановка.

    Станция «Планеты» . Мультзал. Просмотр мультфильма «Смешарики» , серия «Солнечная система » . После просмотра подвести детей к тематическому стенду «Солнечная система » . Воспитатель рассказывает ситуацию о потерявшемся человечке, который не может найти свой дом. Дети подсказывают на какой планете есть жизнь. Воспитатель усаживает человечка на планету Земля с помощью магнита. Детей подводят к мысли, что на этой планете есть жизнь.

    Станция «Космонавт » . Воспитатель приглашает детей продолжить путешествие. Для этого путешественники ориентируются по карте и определяют следующую станцию (на карте вторая станция представлена человеком – космонавтом ). Беседа : - Кто такой космонавт ? - Чем он занимается? – Какой образ жизни ведет космонавт ? - Какую пользу для народа приносят космонавты ? – Чем интересна их работа? и др.

    Демонстрация фото космонавта Ю . А. Гагарина. Рассказ об известном космонавте заранее подготовленным ребенком (это космонавт – Ю . А. Гагарин. Он летал в космос . И первым вышел в открытый космос . Он обследовал поверхность Земли. Гагарин летал на корабле «Восток – 1» ).

    Рассказ о «Белке» и «Стрелке» другим заранее подготовленным ребенком («Белка» и «Стрелка» - это две собачки, которые тоже летали в космос . Они были первыми животными в космосе . Демонстрация фотопортретов. На них одевали такие же костюмы, как и на космонавтов . Своим полетом собачки доказали, что могут работать в открытом космосе наравне с человеком . Были награждены за смелость медалями).

    Станция «Гардероб космонавта » . Воспитатель предлагает детям продолжить путешествие (Дети ориентируются по карте и определяют следующую станцию, на которой изображен скафандр космонавта ). Приглашает их в гардеробную космонавта , где на столах разложены их предметы одежды : скафандр, шлем, перчатки, ботинки и баллоны с воздухом. Поочередно дети рассматривают каждый предмет одежды и определяют его назначение и особенности.

    Физкультминутка - игра «Мы в скафандре» (имитация движений) . 1. «Одеваем скафандр» . Проверяем скафандр на свободу и раскованность движений. Выполняем упражнение руками «Мельница» по 5 раз. 2. «Одеваем шлем» . Проверяем шлем на комфортность для головы. Выполняем повороты головой в стороны по 5 раз. 3. «Одеваем ботинки» . Проверяем удобства высокой платформы ботинок. Их прыгучесть и отталкиваемость. Выполняем 10 прыжков на двух ногах. 4. «Одеваем перчатки» . Проверяем защищенность кожи рук от воздействия внешних факторов. Хлопаем в ладоши. 10 раз. 5. «Одеваем на плечи баллон с воздухом» . Проверяем способность организма дышать. Делаем вдох – поднимаем плечи; делаем выдох – опускаем плечи. Повторить 5 раз.

    Воспитатель : Молодцы! Мы посетили с вами гардероб космонавта и узнали об их специальной одежде.

    Станция «Космический корабль » (Воспитатель обращает внимание детей на карту путешествия. Дети ориентируются по карте и определяют следующую станцию, символ которой – космическая ракета ). На этой станции дошкольники рассматривают иллюстрации космического корабля «Восток – 1» , на котором летал в космос Ю . А. Гагарин.

    Беседа : - Из каких строительных частей состоит космический корабль ? - Зачем ракете крылья? – Какую роль играет заостренный нос у корабля? – Зачем космическому кораблю нужны иллюминаторы? Воспитатель предлагает для ознакомления рассмотреть альбом «Разные космические корабли и ракеты » .

    Строительные игры в конструкторском уголке . Коллектив детей объединен в мини – группы по 4 – 5 человек . Предложены схемы космических ракет для разного конструктора (деревянный, крупный лего и плоскостной) . Воспитатель предлагает дошкольникам побывать в роли конструкторов – изобретателей и самостоятельно сконструировать космический корабль с опорой на схему. По завершению строительства группы презентуют свои изобретения (название корабля, части строения, дополнительные детали, для кого предназначен, с какой целью полетит в космос , на какую планету).

    Станция «Траектория полета космического корабля » (на карте дети находят изображение ракеты, движущейся по пунктирной линии к планете). Воспитатель сообщает детям, что сегодня они будут запускать сконструированную ими ракету в открытый космос . Для этого им нужен маршрут полета ракеты. Дети занимают места за столом. Каждому раздаются карточки с изображением космического корабля и планеты , удаленных на расстоянии друг от друга, между ними точками изображена траектория полета ракеты. Детям предлагается с помощью цветного карандаша нарисовать этот путь ракеты до планеты. Название корабля и планеты дети придумывают сами. По завершении работы дети, по желанию, демонстрируют свое творчество, сопровождая его рассказом (название корабля и куда, на какую планету летит) .

    Заключительная часть. Воспитатель предлагает игру «Волшебный мешочек» (дети встают в кружок, по очереди вынимают из мешка предметы и рассказывают о них. Предметы : скафандр (детский комбинезон, шлем, перчатки, фото Гагарина, плюшевая собачка, игрушка ракета, игрушка звезда и др.)

    Воспитатель всех благодарит за интересную игру, обобщает результаты игры, делает вывод об осведомленности дошкольников о космосе , и подводит детей к демонстрационному плакату «Солнечная система » . В гости к детям приходит кукла – звездочет и предлагает коллективно разучить астрономическую считалку, чтобы лучше запомнить планеты солнечной системы. Считалка «На Луне жил звездочет, он планетам вел подсчет. Меркурий – раз, Венера – два, три – Земля, четыре – Марс. Пять – Юпитер, шесть – Сатурн, семь – Уран, восьмой – Нептун. А за ним, уж, потом, девятый – дальше всех – Плутон!» (разучивание считалки сопровождается показом звездочетом всех планет на плакате)