Источники правового регулирования отношений, связанных с осуществлением инновационной деятельности. Организационные формы инновационной деятельности. Источники правового регулирования инновационной деятельности Правовые акты регулирующие инновационную дея

Знать: законодательство о научно-технической и инновационной деятельности; понятие и признаки инновационной деятельности; направления государственного регулирования инновационной деятельности.

Уметь: определять признаки инновационной деятельности, меры поддержки со стороны государства инновационной деятельности; квалифицировать договоры, связанные с инновационной деятельностью.

Владеть: навыками составления проектов договоров, связанных с инновационной деятельностью; навыками оформления документов, связанных с получением мер государственной поддержки инновационной деятельности

Понятие и признаки инновационной деятельности

В СССР в условиях плановой экономики производство в целом было индифферентно к научно-техническому прогрессу, отсутствовало стремление осваивать передовые достижения науки и техники (исключения составляли успехи в освоении космоса и в сфере военно-промышленного комплекса). К сожалению, вхождение страны в рыночные отношения в начале 90-х гг. прошлого века не привело к резкому скачку в развитии и применении новых технологий, появлению на рынке российских товаров, соответствующих мировым образцам.

В связи с вступлением России в ВТО, применяемыми к России санкциями, особенно остро встает проблема ухода страны от сырьевой зависимости, повышения конкурентоспособности национальных товаров и услуг, обеспечение импортозамещения. Соответственно, возрастает роль правового регулирования инновационной деятельности, ее поддержки со стороны государства.

Важнейшим направлением экономической политики России является перевод экономики на инновационный путь развития.

В Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. определены показатели, при достижении которых наша экономика будет инновационной (а не сырьевой).

К таким показателям, в частности, относятся:

  • увеличение доли России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и др.) до 5-10% в 5-7 и более секторах экономики к 2020 г.;
  • увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции до 25-35% к 2020 г. (в 2010 г. - 4,9%).

Ранее разработанная Стратегия развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 г. включала целевые показатели коммерциализации разработок и общей инновационной активности бизнеса, однако в большей степени была нацелена на поддержку предложений в сфере научных исследований и разработок.

Обратим внимание, что новая Стратегия ориентирует на развитие инновационной деятельности предприятий промышленного производства. Недостаточное внимание к решению задач по поддержке инновационной активности промышленных предприятий, инноваций в регионах, и целого ряда других задач не позволили обеспечить необходимую комплексность подхода к развитию инновационной системы страны.

В результате в настоящее время ключевой проблемой является в целом низкий спрос на инновации в российской экономике, а также его неэффективная структура - многие предприниматели предпочитают закупать готовое оборудование за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок.

В правовых актах различного уровня отмечалось два подхода к определению инновационной деятельности:

а) это научно-техническая деятельность, в результате которой создается результат интеллектуальной деятельности и внедренческая, которая приводит к созданию новых товаров, реализуемых на рынке. Первым актом, в котором отражен такой подход, было Письмо Инновационного совета при Совмине РСФСР от 19 апреля 1991 г. № 14-448, Минфина РСФСР от 14 мая 1991 г. № 16/135В «Об инновационных (внедренческих) сферах деятельности».

В соответствии с указанным Письмом инновационной (внедренческой) считалась деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке. Как видим, хотя деятельность инновационная и внедренческая определялись как синонимы, на самом деле инновационная деятельности не сводилась к внедрению готового научного результата, а охватывала и создание этого результата.

В налоговых целях, чтобы стимулировать деятельность с помощью налоговых льгот, к инновационной отнесены были и такие виды деятельности, как:

  • - организация экспертиз, тиражирование научно-технических разработок, научных произведений, открытий, промышленных образцов, товарных знаков, коммерческих обозначений и других произведений, на которые распространяются международно-признанные права, относящиеся к интеллектуальной собственности в сфере науки и техники;
  • - патентно-лицензионная деятельность.

Понятно, что тиражирование указанных «произведений», равно как и патентно-лицензионную деятельность государства вряд ли можно отнести к инновационной деятельности.

Данным разъяснением было предложено руководствоваться при решении вопросов о предоставлении предусмотренных законом льгот по налогообложению прибыли малых внедренческих предприятий (подпункт «б» пункта 8 статьи 6 Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций»),

б) инновационная деятельность начинается с момента принятия к внедрению уже созданного, готового результата интеллектуальной деятельности, то есть инновационная деятельность определялась более узко, ее начало связывалось с фактом внедрения уже существующего, законченного научно-технического исследования, разработки в новый или усовершенствованный продукт, технологический процесс, реализуемые на рынке .

В соответствии со ст. 2 Закона о науке под инновационной понимается деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую) направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности.

Инновация определена этим законом как введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике организации рабочих мест или во внешних связях. Особенно актуально для нас создание таких инноваций как новые виды товаров (услуг) и технологий.

Как видим, указанный Закон воспринял широкий подход - инновационная деятельность начинается с создания научного результата и завершается появлением на рынке товаров, технологий, в которых научные новинки воплощены.

Различные подходы в определении инновационной деятельности в нормативных правовых актах отражаются в доктрине: существуют различные точки зрения по поводу понятия инновационной деятельности.

Чаще всего инновационная деятельность определяется как широкое понятие, включающее создание результата интеллектуальной деятельности и воплощение этого результата в новые виды товаров 1 , как последовательно сменяющиеся правовые отношения, опосредующие действия, в процессе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется на рынке путем ее коммерциализации . При этом имеются в виду, прежде всего, прикладные исследования, то есть исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Иногда к инновационной деятельности относят и фундаментальные научно-исследовательские работы, полученные знания в результате которых используются при проведении опытно-конструкторских работ, завершающихся в свою очередь разработкой проекта по продвижению новшеств на рынок .

Реже она определяется как деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг, работ), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежном рынках . В данном случае инновационная деятельность отсекает научно-техническую, она начинается с практического использования уже созданных, существующих результатов интеллектуальной деятельности.

Надо иметь в виду, что научная и инновационная - принципиально разные виды деятельности. Научная (научно-исследовательская) деятельность направлена на получение и применение новых знаний.

Считаем, что инновационная - предпринимательская деятельность, основанная на применении (внедрении) результатов научно-технической деятельности (например, изобретений). Если организация внедрила новинку и переходит к производству нового товара, она продолжает свою производственную деятельность, но на качественно ином - инновационном уровне. Инновационной деятельностью занимаются те, кто производит инновации. Инновации - введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях (ст. 2 Закона о науке).

Отметим, что Закон о промышленной политике разграничивает научно-техническую и инновационную деятельность. Так, ст. 12 говорит о поддержке научно-технической и инновационной деятельности при осуществлении промышленной политики.

Инновационная деятельность характеризуется следующими признаками:

  • 1) непосредственная (ближайшая) цель этой деятельности - воплощение идеи, научно-технического результата в новые виды товаров, услуг, технологии. Эта цель достигается на этапе внедрения (практического использования результата интеллектуальной деятельности). На данном этапе создаются в условиях производства хозяйствующего субъекта опытные образцы, производится их испытание, осуществляется обучение персонала работе на новом оборудовании, с новыми материалами и пр. На этом этапе осуществляется освоение производства промышленной продукции, то есть проводятся мероприятия, обеспечивающие подготовку субъектов деятельности в сфере промышленности (далее - также промышленные предприятия) к выпуску ранее не производимой ими промышленной продукции или существенному увеличению количества ранее производимой промышленной продукции, и включающие в себя подготовку к вводу в эксплуатацию основных средств и их ввод в эксплуатацию, разработку и отработку технологических процессов, овладение практическими навыками производства промышленной продукции (п. 10 ст. 3 Закона о промышленной политике);
  • 2) конечная цель - получение прибыли. Эта цель достигается на этапе изготовления и выпуска на рынок новых товаров, использования новых технологий, в которых воплощены научно-технические результаты. Указанный этап завершается по достижении окупаемости инновационного проекта;
  • 3) основана на применении научно-технических результатов, в том числе результатов интеллектуальной деятельности. Законом о промышленной политике ставится задача (ст. 4) стимулировать субъектов деятельности в сфере промышленности осуществлять внедрение результатов интеллектуальной деятельности и освоение производства инновационной промышленной продукции.

Надо иметь в виду, что не любой научно-технический результат отвечает признакам практической применимости. Ведь он может быть создан в виде, понятном только разработчику. Он может быть зафиксирован на любом информационном носителе, например в виде чертежей, отчета, представленного сотрудником руководителю организации. Далеко не все подобные научные результаты, если они даже обладают патентоспособностью, находят практическое применение. Если, например, научная организация, сотрудниками которой создана научно-техническая разработка, не является участником инновационного проекта, ее разработки могут оказаться не востребованными. Причинами этого является, в частности, отсутствие опыта коммерциализации научных результатов у разработчиков и заинтересованности в их практическом применении у хозяйствующих субъектов. Принимается к внедрению научный результат, доведенный до состояния возможности практического применения. Это достигается описанием сфер, способов использования, алгоритма действий по внедрению результата. При наличии необходимых условий у разработчика этот этап может быть завершен созданием опытного образца. Внедряется научно-технический результат, преобразованный в научно-техническую продукцию.

Научная и (или) научно-техническая продукция - научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации (ст. 2 Закона о науке).

Инновационная деятельность - производственная деятельность, осуществляемая при информационно-консультационной поддержке создателя научно-технической продукции. Она отличается от научной деятельности.

Научная деятельность носит творческий характер и осуществляется лицами профессионально и творческими для этого подготовленными.

На этапе изготовления новых товаров и их реализации на рынке представители научных организаций - разработчиков приглашаются при необходимости консультирования по вопросам устранения выявившихся в процессе использования потребителями новых товаров недостатков.

Инновационная деятельность осуществляется на основании и во исполнение инновационного проекта. Инновационный проект представляет собой комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и научно-технических результатов (ст. 2 Закона о науке). Закон не раскрывает, за исключением коммерциализации научно-технического результата, какие мероприятия составляют содержание инновационного проекта.

Инновационный проект можно определить и как комплекс юридически значимых действий, которые должны быть совершены исполнителями научно-технических работ, заказчиками, пользователями результатов интеллектуальной деятельности, которые в итоге приводят к появлению на рынке новых видов продукции, услуг, технологий в установленные сроки. Важным условием обеспечения непрерывности цикла от создания объекта интеллектуальной собственности (например, изобретения) до изготовления товаров, в которых оно воплощено, является финансирование проекта.

Инновационный проект может быть разработан хозяйствующим субъектом и реализован им самостоятельно. Если, например, в составе коммерческой организации есть научное подразделение, то в рамках организации создаются научно-технические результаты, на их основе производятся новые товары или совершенствуются уже выпускаемые. Внутри организации инновационный проект может быть оформлен приказом с указанием ответственных лиц на всех стадиях инновационной деятельности от создания научно-технического результата до производства и реализации инновационных товаров.

Возможно совмещение в одном проекте инвестирования и инновационной деятельности (инвестиционный проект инновационной направленности). Например, специальный инвестиционный контракт (ст. 16 Закона промышленной политике) может содержать перечень мероприятий, направленных на создание или модернизацию и (или) освоение производства промышленной продукции, не имеющей аналогов на территории РФ.

Взаимоотношения между научно-техническими и производственными организациями выстраиваются на основе договоров.

  • Стратегия, утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. //СЗ РФ. 2012. № 1. Ст. 216.
  • Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832 «О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы» // СЗ РФ. 1998.№ 32. Ст. 3886; Закон г. Москвы от 7 июля 2004 г. № 45 «Об инновационной деятельности в городе Москве» (закон утратил силу).
  • Коммерциализация - деятельность по вовлечению научножтехнического результата в экономический оборот. Это достигается передачей права на его использование хозяйствующим субъектам на основе, например, лицензионного договора.Коммерциализация предполагает мониторинг рынка, рекламу.

Общая характеристика инновационной деятельности

Под инновационной деятельностью в общем смысле следует понимать деятельность, непосредственно связанную с созданием и использованием интеллектуального продукта, доведением новых оригинальных идей до их реализации в качестве готовой продукции. Как правило, она ориентирована на трансформацию результатов научной деятельности.

Определение 1

Инновационная деятельность представляет собой процесс, ориентированный на практическую реализацию результатов законченных научных исследований и разработок, а также прочих достижений научно-практического характера в виде новых или усовершенствованных товаров или процессов, внедренных на рынок, а также связанных с ними дополнительных научных разработок. Центральным звеном инновационной деятельности выступает разработка, планирование и реализация инноваций.

Инновации являются конечным результатом инновационной деятельности и представляют собой новый или усовершенствованных продукт, реализуемый на рынке, технологию или процесс, используемые в практической деятельности. Проще говоря, это нововведение, реально используемое в практической деятельности и востребованное рынком, то есть коммерциализированное.

Основными чертами инновационной деятельности считаются:

  • самостоятельность;
  • рисковый характер;
  • ориентация на получение прибыли, особенно в долгосрочном периоде.

Получение прибыли, в свою очередь, возможно лишь в тех случаях, когда конечный продукт инноваций реализован на рынке, а ее величина напрямую зависит от его качества.

Основы правового регулирования инновационной деятельности

Реализация инновационной деятельности, ее границы, правила организации и защиты регламентируются на уровне действующего законодательства. Источниками ее правового регулирования выступают нормативно-правовые акты, имеющие различную юридическую силу и отраслевую принадлежность. В общем виде основы нормативно-правового регулирования инновационной деятельности представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Основы правового регулирования инновационной деятельности. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Свое закрепление основы правового регулирования инновационной деятельности находят в действующей нормативно-правовой базе. Нормативно-правовая база представляет собой всю совокупность законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов, регулирующих отдельные стороны и вопросы осуществления инновационной деятельности. Ее соблюдение обеспечивает правоприменительную практику. В случае нарушения установленных прав субъекты инновационной деятельности обращаются за их защитой в органы судебной власти.

Механизм правового регулирования инновационной деятельности представлен на рисунке 2. Рассмотрим его более подробно.

Рисунок 2. Механизм правового регулирования инновационной деятельности. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Нормативно-правовая база инновационной деятельности формирует правовую основу ее осуществления. Действующие законы, подзаконные нормативно-правовые акты и положения формируют у участников инновационной деятельности наличие определенных прав и обязанностей. В процессе осуществления инновационной деятельности обеспечивается их реализация. Нарушение прав и обязанностей участников инновационной деятельности влечет за собой соответствующие нормативно-правовые последствия.

Законодательная база нормативно-правового регулирования инновационной деятельности

Система источников нормативно-правового регулирования сферы инновация формируется на основе законов, подзаконных нормативных актов, нормативных актов программного и декларативного характера. К последним, в свою очередь, относятся концепции, стратегии и программы развития.

Основой правового регулирования инновационной деятельности выступает Конституция и Гражданский Кодекс РФ. На основе Конституции формируется первичная база гражданского законодательства. Гражданское законодательство включает в себя:

  • законы об интеллектуальной собственности;
  • законы об авторских правах;
  • патентное законодательство.

Правовая охрана результатов инновационной деятельности обеспечивается посредством государственной регистрации интеллектуальных прав на новые изобретения и технологии в соответствующих комитетах по патентным и товарным знакам.

Отдельные элементы правового регулирования инновационной деятельности находят свое отражение в законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в России». В частности, закон предполагает необходимость оказания субъектам малого и среднего предпринимательства, задействованного в инновационной деятельности, поддержки со стороны государств.

Государственная поддержка инновационной деятельности, вопросы ее организации и оказания закреплены в соответствующем федеральном законе «О науке и государственной научной политике».

Государственная поддержка инновационной деятельности – это совокупность мер, реализуемых органами государственной власти и направленных на создание необходимых условий правового, экономического и организационного характера, а также стимулов для физических и юридических лиц, которые осуществляют инновационную деятельность.

Замечание 1

Основной целью оказания подобной поддержки считается модернизация российской экономики, обеспечение конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, а также общее повышение качества жизни населения.

Несмотря на наличие определенных правовых механизмов регулирования инновационной деятельности, законодательная система в данном направлении до конца еще не сформирована. Отсутствуют специальные норма права, обеспечивающие и регламентирующие инновационное развитие малых инновационных предприятий. На законодательном уровне не установлен круг лиц, принимающих участие в инновационном процессе. Не регламентированы финансовые вопросы обеспечения разработки и реализации инновационных проектов.


Инновационная деятельность осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Правовое обеспечение инновационной деятельности в современной России несовершенно. В декабре 1999 г. был принят Государственной Думой и утвержден Советом Федерации закон "Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике", но затем он был отклонен Президентом РФ.
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим начальные стадии инновационного процесса, является Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике"- *(источник № 995), который регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг).
Закон определяет правовой статус субъектов научной и (или) научно-технической деятельности, порядок формирования государственной научно-технической политики.
Особое значение для научно-технической сферы имеет Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне"- *(источник № 996). Закон регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации и охраной ее конфиденциальности. К информации, составляющей коммерческую тайну, отнесена научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау). Закон связан с решением проблемы контроля оборота результатов научно-технической деятельности.
Действуют законодательные акты, регламентирующие правовой режим отдельных интеллектуальных продуктов, таких, как изобретения, полезные модели, промышленные образцы- *(источник № 997), программы для ЭВМ и базы данных- *(источник № 998), топологии интегральных микросхем- *(источник № 999), товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров- *(источник № 1000).
Существенную роль в бюджетном обеспечении инновационной политики играет БК РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ- *(источник № 1001). Фундаментальные исследования финансируются из средств государственного бюджета. Ежегодно в Федеральном законе "О федеральном бюджете" оговариваются инвестиционные проекты и их финансирование.
НК РФ, часть вторая от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ устанавливает определенные льготы хозяйствующим субъектам, занятым в сфере инновационной деятельности.
При отсутствии законодательного акта, регламентирующего инновационную деятельность, возрастает значение подзаконных актов, связанных с ее правовым обеспечением.
Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу утверждены Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г. В Основах сформулированы цель, задачи и важнейшие направления государственной политики в области развития науки и технологий.
Федеральная целевая научно-техническая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 гг. утверждена постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 г. N 605- *(источник № 1002).
Основными задачами Программы являются развитие инфраструктуры инновационной деятельности, развитие механизмов стимулирования инновационной активности организаций всех секторов экономики, совершенствование нормативно-правовой базы, стимулирующей создание и реализацию инноваций, а также эффективную защиту прав интеллектуальной собственности.
Распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2003 г. N 1163-р утверждена Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.)- *(источник № 1003). В качестве главной задачи государственной политики в области развития науки и стимулирования инноваций рассматривается эффективное использование научно-технического потенциала для развития инновационной экономики.
Распоряжением Правительства РФ от 21 августа 2003 г. N 1187-р утвержден План мероприятий на 2003-2005 гг. по стимулированию инноваций и развитию венчурного инвестирования- *(источник № 1004).
"Концепция государственной инновационной политики Российской Федерации на 2002-2005 годы"- *(источник № 1005) содержит цели и задачи государственной инновационной политики, характеризует стратегию инновационного развития, механизмы реализации инновационной политики.
В целях усиления государственного воздействия на процессы реформирования инновационного потенциала и создания условий, способствующих привлечению инвестиций, Правительство РФ приняло постановление от 31 марта 1998 г. N 374 "О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу"- *(источник № 1006).
Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. N 1460 "О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности"- *(источник № 1007) направлено на обеспечение устойчивого функционирования малых предприятий как одного из факторов стабилизации экономики страны в целом.
Распоряжением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. N 1607-р одобрены Основные направления реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности- *(источник № 1008). Данный акт принят во исполнение Указа Президента РФ от 22 июля 1998 г. N 863- *(источник № 1009).
Постановлением Правительства РФ от 14 января 2002 г. N 7 утверждено Положение об инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности- *(источник № 1010). Такая инвентаризация представляет собой выявление прав на результаты научно-технической деятельности с целью их последующего учета и правомерного использования в гражданском обороте.
Постановлением Госкомстата РФ от 25 июля 2002 г. N 158 утверждена форма государственного федерального статᴎϲтического наблюдения N 4-инновация "Сведения об инновационной деятельности предприятия"- *(источник № 1011).
Ряд субъектов РФ, например Томская, Тверская и Новосибирская области, осуществляли попытки принять законодательные акты об инновационной деятельности. В научной печати эти попытки были названы единичными, в целом безуспешными акциями. В Саратовской области в 1997 г. был принят Закон "Об инновациях и инновационной деятельности"- *(источник № 1012). Под инновациями (нововведениями) в этом документе понимается результат научной (научно-исследовательской) и научно-технической деятельности, являющийся объектом интеллектуальной собственности.
Московская городская Дума приняла Закон города Москвы от 7 июля 2004 г. "Об инновационной деятельности в городе Москве"- *(источник № 1013). Закон содержит понятия инновационной деятельности, продукции инновационной деятельности, субъекта инновационной деятельности и др. В Законе определены цели, задачи и функции инновационной системы города Москвы. В частности, указано, что инновационная система города Москвы формируется с целью обеспечения правовых, экономических, финансовых, социальных и иных условий инновационного пути развития экономики города Москвы.
В Законе характеризуются формы государственной поддержки инновационной деятельности, к которым относятся предоставление гарантий города Москвы под кредиты, содействие продвижению продукции инновационной деятельности на внутреннем и внешнем рынках и т.д. Обращает на себя внимание вопрос о формировании Правительством Москвы системы льготного налогообложения инновационных предприятий, реализующих инновационные проекты в рамках инновационной программы города Москвы.
В целях развития малого наукоемкого бизнеса в Москве Правительство Москвы приняло постановление от 2 ноября 2004 г. N 763-ПП "О городской целевой программе поддержки и развития малого предпринимательства в инновационной сфере на 2004-2006 годы"- *(источник № 1014). Программа содержит четыре подпрограммы, в которых рассматриваются вопросы нормативно-правового и научно-методического обеспечения развития и поддержки субъектов малого предпринимательства в инновационной сфере, финансовые механизмы их поддержки, вопросы расширения деловых возможностей малого предпринимательства в инновационной сфере и развития городской инновационной инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства.

Лекция, реферат. 20.2. Правовое регулирование инновационной деятельности - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.


26.03.2004/курсовая работа

История развития Православной Церкви и отношений с государством. Церковь и государство. Церковь и политика. Преступность, наказание, исправление. Государство, оставаясь светским, может сотрудничать с церковью.

27.12.2003/реферат

Право муниципальной формы собственности, закреплённой в ст. 8 Конституции РФ, возникает из оснований, предусмотренных целым рядом законодатель-ных и иных правовых актов. Органы местного самоуправления. Способы формирования муниципальной собственности.

3.06.2008/реферат

Задачи, принципы и функции аттестационного производства. Правовое регулирование и стадии аттестационного производства. Поощрение сотрудников органов внутренних дел. Ответственность сотрудников органов внутренних дел за нарушения служебной дисциплины.

22.04.2003/реферат

Понятие, правовое регулирование и правовая природа договора возмездного оказания услуг. Элементы договора возмездного оказания услуг. Содержание договора возмездного оказания услуг.

7.02.2009/курсовая работа

Теоретический и правовой аспекты инвестиций в РФ. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в РФ. Основные принципы инвестиционной политики муниципальных образований. Инвестиционная политика муниципального образования на примере города Пскова.

22.01.2009/реферат

Юридические лица и использование ими земель в Республики Беларусь. Правовое регулирование и общая характеристика использования земель. Классификация юридических лиц и описание их особенностей. Порядок приобретения и прекращения права пользования землей.

Планы практических занятий

По инновационному праву

Тема 1.

Вопросы к теме:

Тема 2

Правовое регулирование научной деятельности

Вопросы к теме:

1.Понятие научной деятельности.

2.Законодательство о науке и государственной научно-технической политике.

3.Субъекты научной деятельности.

4.Объекты научной деятельности.

5.Права и обязанности научных работников.

Занятие проводится в форме деловой игры, в ходе которой:

1. Студентам поручается выступить в молодежной аудитории и раскрыть, что понимается под научной деятельностью с последующим обсуждением темы.

2. Заслушать и обсудить по 2-3 реферата.

Подготовьте реферат по одной из тем:

1. Законодательство о науке и научно-технической политике.

2. Правовое положение научных организаций.

3. Объекты научной деятельности.

Контрольные вопросы

1. Каково соотношение понятий “Фундаментальные научные исследования”, “научно-технический результат”, “научно-техническая продукция”, “Прикладные научные исследования”?

2. В процессе выполнения научных исследований была обнаружена невозможность получения ожидаемого результата. Заказчик оплатил исполнителю по договору 500 тыс. рублей. Какие права и обязанности в данном случае возникают у заказчика и исполнителя, возможно ли возмещение убытков и в какой форме?

5. Профессор И.Ю. Юрин отказался продолжать научные исследования и готовить свое заключение по теме научного исследования в связи с тем, что применение результатов этих исследований могут нанести вред экологии региона, в котором он проживает. Имеет ли такой отказ юридическое обоснование? Перечислите права и обязанности научных работников.

Тема 3.

Инновационное законодательство

Вопросы к теме:

1. Развитие законодательства об инновационной деятельности.

2. Источники инновационного права.

3. Соотношение инновационного законодательства с законодательством об интеллектуальной собственности.



4. Соотношение инновационного законодательства с законодательством о предпринимательской и коммерческой деятельности.

Занятие проводится в виде инновационной игры, в ходе которой инсценируются процедуры подготовки, а также принятия Положения об инновационной деятельности в конкретном хозяйствующем субъекте (Обществе с ограниченной ответственностью, товариществе на вере, полном товариществе) с анализом действующего законодательства об инновационной деятельности и моделированием идеальной ситуации.

Задания для самостоятельного изучения темы:

Составьте логическую схему базы знаний:

1. Подготовка концепции законодательного обеспечения инновационной деятельности.

2. Структура проекта закона об инновационной деятельности.

3. Формирование отдельных положений Закона об инновационной деятельности (понятие инновационной деятельности, правовое положение субъектов, объекты инновационной деятельности, ответственность в инновационной сфере и т.д.) .

Контрольные вопросы

1. Как разрабатывалась Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы?

1. Что Вам известно о Проектах законов, вынесенных на обсуждение органов законодательной власти, относящихся к правовому регулированию инновационной деятельности?

2. Как Вы оцениваете современное состояние обеспечения законодательного регулирования инновационной деятельности?

Тема 4.

Тема 5.

Тема 6

Тема 7

Тема 8

Международные и региональные соглашения, связанные с регулированием инновационной деятельности

Вопросы к теме:

1. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (1886 г.). Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве (1952 г.).

2. Парижская конвенция об охране промышленной собственности(1883 г.) Соглашение о патентной кооперации (РСТ).



3.Евразийская патентная конвенция.

4.Значение вступления России в ВТО. Соглашение по торговым аспектам интеллектуальной деятельности (ТРИПС).

В ходе занятия:

1. Проводится дискуссия, с обсуждением основных принципов международных соглашений по охране промышленной собственности.

2. Заслушать и обсудить 2-3 реферата.

Задания для самостоятельного изучения темы:

1. Подготовить анализ международного соглашения ТРИПС.

2. Подготовить реферат по одной из тем:

Международные соглашения по промышленной собственности.

Влияние международных договоров на патентование российских изобретений за границей.

Современные тенденции развития международных отношений в плане правового регулирования инновационной деятельности. Вступление России в ВТО.

Участие России в соглашении по торговым аспектам интеллектуальной собственности

Контрольные вопросы

1.На каких принципах основаны международные соглашения по охране авторских прав?

2.Каково значение конвенционного приоритета для признания приоритета за авторами изобретений?

3.Как осуществляется оформление патента по системе РСТ?

4. В чем особенности оформления охранных документов в рамках Евразийской Патентной конвенции?

5. Каковы основные положения международного соглашения по правовым аспектам интеллектуальной собственности (ТРИПС)?

Планы практических занятий

По инновационному праву

Тема 1.

Понятие, предмет и метод инновационного права. Инновационная деятельность.

Вопросы к теме:

1. Понятие, необходимость и экономическая сущность инновационной деятельности в обществе.

2. История и развитие доктрин об инновационной деятельности.

3. Основные этапы развития инновационной деятельности в России.

4. Понятие, предмет и метод инновационного права. Место инновационного права в системе права.

5. Нормы инновационного права.

6. Инновационное правоотношение.

7. Основные стадии инновационного цикла.

Важность инновационной деятельности для стабильного экономического развития и государственного регулирования этого процесса в настоящее время признается не только в развитых странах, но и в большинстве государств мира, включая и Россию, о чем свидетельствуют недавно принятые на самом высоком уровне программные документы, в первую очередь "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу". На реализацию данного выбора влияют многие факторы, как внутренние, так и внешние. Сегодня уже ясно, что без определения долгосрочных целей социально-экономического развития и путей их достижения, учитывающих как исторические, социально-экономические и геополитические реальности России, так и закономерности современного этапа общемирового развития, экономическая политика нашего государства не будет иметь реальной перспективы.

Понятие и признаки инновационной деятельности

Следует различать понятие инновационной деятельности в широком и узком смыслах. В широком смысле под инновационной деятельностью понимают любое использование в практических целях научных или научно-технических результатов во всех сферах человеческой деятельности. В узком смысле инновационной деятельностью считают использование в практических целях научных или научно-технических результатов в одной из сфер человеческой деятельности. В настоящей главе используется преимущественно узкая трактовка понятия инновационной деятельности, областью применения которой является научно-техническая сфера.

Правовое регулирование отношений в данной сфере осуществлялось посредством многочисленных актов, издаваемых министерствами и ведомствами. Отсутствие четкого законодательного базиса развития научно-технического потенциала страны порождало селективность регулирования и не создавало стройной нормативно-правовой системы, которая была бы способна опосредовать реальные закономерности научно-технической революции, одной из движущих сил которой выступают нововведения.

Рассмотрим субъекты инновационной деятельности. В отсутствие законодательно установленного круга лиц, участвующих в инновационном процессе, возникают дополнительные трудности при определении фигуры, обладающей статусом субъекта инновационной деятельности.

Для того, чтобы стать участником инновационной деятельности, нет необходимости приобретать одноименный статус, как, например, того требует закон от предпринимателя. Этот вид деятельности не требует и лицензирования, по крайней мере в настоящее время. Вместе с тем нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы организации инновационной деятельности в РФ, и сам характер нововведений позволяют очертить круг субъектов, не только принимающих непосредственное участие в инновационном процессе, но и обеспечивающих этот процесс.

Что касается объектов инновационной деятельности, отмеченные выше признаки инновационной деятельности, характеризуют ее в экономическом смысле как процесс, имеющий содержанием ряд этапов, которые проходит научная или техническая идея, минуя “интеллектуальные” и “материальные” стадии инновационного цикла. Очевидно, что формы, в которые трансформируется инновационная идея в рамках каждой из стадий инновационного цикла, могут быть выявлены путем фиксации конечного продукта на “выходе” той либо иной стадии.

Если полагать в качестве объекта деятельности предмет, на который направлена активность субъекта и результат этой активности в форме продукта, то применительно к инновационной деятельности ее объект будет проявляться в форме комплексных и собирательных понятий “интеллектуального продукта” и “готового товара”. При дальнейшем анализе объектов инновационной деятельности мы будем опираться именно на такой подход к определению объекта.

К охраняемым результатам интеллектуальной деятельности по законодательству РФ относятся:

Объекты патентных прав, включающие изобретения, полезные модели, промышленные образцы;

Объекты, индивидуализирующие участников гражданского оборота и производимой ими продукции, включающие фирменные наименования и коммерческие обозначения, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров;

нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности, включающие открытия, топологии интегральных микросхем, рационализаторские предложения, селекционные достижения, информацию, составляющую служебную или коммерческую тайну.

К ним, в частности, могут быть отнесены научные теории и математические методы, научные принципы и факты, методы выполнения умственных операций, методы организации и управления хозяйством, решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали, ноу-хау, концепции и т.д. (см., напр., п. 3 ст. 4 Патентного закона РФ, п. 4. ст. 8Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах”, ст.6,7 Закона РФ “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров”, п. 4 ст. 3 Закона РФ “О правовой охране топологий интегральных микросхем”, а также иные нормативные акты, регулирующие отношения в сфере создания, использования и охраны объектов интеллектуальной собственности).

Весь массив неохраняемых результатов интеллектуальной деятельности перечислить невозможно, ибо в него могут быть включены все результаты, основанные на рассудочной, умственной, мыслительной способностях человека, не охраняемые в соответствии с законодательством, а также охраноспособные результаты, по каким-либо причинам не получившие правовую охрану.

Рассмотрим равовые формы инновационной деятельности:

Рассматривая признаки инновационной деятельности и анализируя ее особенности, мы имели возможность убедиться в том, что создание, производство и реализация инновационного продукта требуют участия широкого круга субъектов: от изобретателей, конструкторов и технологов до профессиональных предпринимателей и специализированных организаций. Все они являются участниками единого инновационного процесса и в ходе осуществления тех или иных действий, результатом которых выступает конкретный интеллектуальный либо материальный продукт, вступают между собой в определенные взаимоотношения. Данные взаимоотношения весьма многообразны и складываются в рамках волевых отношений между людьми. Регулируя эти отношения, законодатель придает им определенные правовые формы, которые фиксируют общие направления решения проблем, связанных с инновационной деятельностью. Таких форм множество, но все они могут быть дифференцированы по двум уровням регулирования: публично-правовому и частно-правовому

На публично-правовом уровне регулирования основными являются правовые формы государственного воздействия на инновационную деятельность, доминантой которого выступает охрана совокупных интересов всех членов общества

На частно-правовом уровне регулирования основой, упорядочивающей отношения субъектов инновационной деятельности, является все то же государственное воздействие, но его доминирующим началом выступает охрана частных интересов отдельных лиц.

Государственная политика и регулирование инновационной деятельности.Государственная научно-техническая и инновационная политика в России реализуется на двух уровнях деятельности: общегосударственном (федеральном) и региональном (местном).

Основной задачей федеральной инновационной политики является создание благоприятного инновационного климата для материализации государственных приоритетов научно-технического развития страны. Общегосударственная политика направлена на решение проблем межотраслевого и отраслевого характера, приводящим к кардинальному изменению технологической базы страны и требующих концентрации ресурсов в масштабе национальной экономики.

Общие вопросы инновационной политики отражены в указах и распоряжениях Президента РФ, в подготовке которых участвуют аппарат Президента Российской Федерации, а также Совет при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию. Являясь консультативным органом, Совет вырабатывает предложения Президенту по определению приоритетных направлений государственной научно-технической и инновационной политики, политики в области образования и мер, направленных на их реализацию; систематически информирует Президента о положении дел в сфере науки, технологий и образования в России и за рубежом; и т.п.

Органы законодательной власти РФ -- Государственная Дума и Совет Федерации -- имеют право на законодательные инициативы в сфере инновационной деятельности.

Одна из функций государства по поддержке инновационной деятельности -- руководство формированием федеральных целевых программ. Координацию усилий государства по поддержке инновационной деятельности осуществляют два ведомства:

Министерство образования и науки Российской Федерации,

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.

Министерство образования и науки РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности.

Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

2. Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и Федерального агентства по образованию.

3. Министерство образования и науки Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по следующим вопросам:

а) образование, включая дошкольное и общее образование, начальное, среднее, высшее, послевузовское и дополнительное профессиональное образование, социальная поддержка и социальная защита обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, научная, научно-техническая и инновационная деятельность, интеллектуальная собственность, а также молодежная политика;

б) формирование приоритетных направлений развития образования, науки, технологий и техники, перечня критических технологий и приоритетов инновационной деятельности Российской Федерации;

в) координация научных исследований и разработок, финансируемых за счет средств федерального бюджета, а также средств акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в государственной собственности;

г) разработка и утверждение государственных стандартов дошкольного и общего образования, начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования;

д) деятельность Высшей аттестационной комиссии;

е) развитие информационных технологий в сфере образования и науки.

4. Разрешить Министерству образования и науки Российской Федерации иметь 2 заместителей Министра, а также в структуре центрального аппарата до 6 департаментов по основным направлениям деятельности Министерства.

5. Установить предельную численность работников центрального аппарата Министерства образования и науки Российской Федерации в количестве 380 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий).

образование инновация педагогический