История создания рсчс. задачи рсчс. структура рсчс. уровни организации рсчс. управление рсчс. структура координирующих органов. структура постоянно действующих органов органы повседневного управления. основные задачи органов управления рсчс. структура сил

система объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций. Состоит из территориальных и функциональных подсистем. Территориальные подсистемы создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих ад-министративно-территориальному делению этих территорий. Функциональные подсистемы создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.
Система имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Каждый уровень включает: координирующие органы—комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности; постоянно действующие органы управления — органы управления ГОЧС, специально уполномоченные для решения задач в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях; органы повседневного управления — пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы; силы и средства; резервы финансовых и материальных ресурсов; системы связи, оповещения и информационного обеспечения. В состав сил и средств каждого уровня РСЧС входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее — силы постоянной готовности). Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащённые специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются: резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва; резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти; резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций. Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и нормативными пра-вовыми актами органов местного самоуправления. Номенклатура и объём резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.
Управление РСЧС осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил РСЧС и населения. Мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках

История создания РСЧС. Задачи РСЧС. Структура РСЧС. Уровни организации РСЧС. Управление РСЧС. Структура координирующих органов. Структура постоянно действующих органов Органы повседневного управления. Основные задачи органов управления РСЧС. Структура сил и средств РСЧС. Режимы функционирования РСЧС

В 1992 г. была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). В целях совершенствования данной системы Постановлением Правительства от 30.12.2003 года №794 утверждено новое положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС.

В настоящее время Единая Государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (единая система РСЧС)- это совокупность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, необходимых сил и средств, обеспечивающих выполнение мероприятий в области предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

Основные задачи РСЧС (в соответствии с законом «О защите населения и территорий от ЧС»)

  • 1. Разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС.
  • 2. Осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального значения в ЧС.
  • 3. Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС.
  • 4. Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС.
  • 5. Подготовка населения к действиям в ЧС.
  • 6. Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС.
  • 7. Создание резервов, финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.
  • 8. Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС.
  • 9. Ликвидация ЧС.
  • 10. Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций.
  • 11. Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
  • 12. Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации.

Единая система строится по территориально производственному принципу, имеет 5 уровней управления:

федеральный;

региональный;

территориальный;

объектовый.

Гражданская оборона, ее предназначение

Принятый в 1998 году Федеральный закон «О гражданской обороне» определяет гражданскую оборону, как систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Основные задачи ГО

  • 1. Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих в военное время.
  • 2. Оповещение населения об опасностях, возникающих в военное время.
  • 3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
  • 4. Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.
  • 5. Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки.
  • 6. Проведение аварийно-спасательных работ.
  • 7. Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего от опасностей военного времени.
  • 8. Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий.
  • 9. Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению; обеззараживание населения, техники, зданий, территорий.
  • 10. Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших в военное время.
  • 11. Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время.
  • 12. Срочное захоронение трупов в военное время.
  • 13. Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
  • 14. Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Структура гражданской обороны

Полиция в Российской Федерации

В соответствии с законом «О полиции» полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Основные направления деятельности полиции

  • 1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:
  • 1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
  • 2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
  • 3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
  • 4) розыск лиц;
  • 5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
  • 6) обеспечение правопорядка в общественных местах;
  • 7) обеспечение безопасности дорожного движения;
  • 8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
  • 9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
  • 10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
  • 11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
  • 12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
  • 2. По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Служба скорой медицинской помощи

Скорая медицинская помощь -- система организации круглосуточной экстренной медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях и заболеваниях на месте происшествия и в пути следования в лечебно-профилактические учреждения.

Скорая медицинская помощь призвана:

  • - оказывать экстренную медицинскую помощь на догоспитальном этапе при переломах, ранениях, вывихах, ожогах, обморожениях, ушибах, сотрясении мозга, утоплениях, отравлениях и т.п.; угрожающих жизни состояниях, таких как, например, потери сознания, нарушение мозгового кровообращения, расстройства сердечно-сосудистой деятельности, кровотечениях всех видов и т. п.; роженицам и гинекологическим больным с признаками угрожающих жизни состояний;
  • - выезжать беспрепятственно к людям, заболевшим или получившим различные травмы на улице, в учреждениях, на предприятиях, в иных общественных местах;
  • - осуществлять перевозку инфекционных, «острых» хирургических и хронических больных;
  • - проводить научно-практическую, методическую и санитарно-просветительскую работу, разрабатывать мероприятия по предупреждению несчастных случаев и травматизма;
  • - оповещать местные органы правопорядка о, так называемых, криминальных травмах (например, ножевых и огнестрельных ранениях) и местные органы самоуправления и службы экстренного реагирования обо всех чрезвычайных ситуациях (пожары, наводнения, автомобильные и техногенные катастрофы и т.п.).

В конце XX - начале XXI века угроза глобальной войны, тем более с применением оружия массового поражения, стала ослабевать. Существовавшая ранее в нашей стране система гражданской обороны (ГО) была ориентирована, прежде всего, на чрезвычайные ситуации военного времени. Однако, она активно также участвовала в ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Вместе с тем, справиться в полной мере с этой работой система ГО не могла.

Поэтому в 1992 г. функции по защите населения и территорий России были поделены между Российской системой предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) и Силами гражданской обороны: РСЧС решает задачи в мирное время, а ГО - в военное время. В мирное время силы и средства ГО могут также привлекаться для ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.

В феврале 1994 г. был принят Федеральный закон «0 защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который стал законодательной основой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). В роли управляющего и организующего центра РСЧС выступает МЧС России.

На МЧС России возложена организация и обеспечение выполнения комплекса мероприятий, направленных на предупреждение ЧС и организацию защиты населения и территорий при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях в мирное время, а также от опасностей, возникающих при военных действиях. В ноябре 1995 года была завершена организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Назовем основные задачи РСЧС:

  • -разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций любого характера;
  • -осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
  • -обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
  • -сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территории от ЧС;

подготовка населения к действиям при ЧС;

  • -прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
  • -создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • -осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
  • -ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  • -осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
  • -реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
  • -международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

РСЧС объединяет органы управления по делам ГОЧС, силы и средства страны для защиты от ЧС.

РСЧС состоит

из территориальных (создаются в субъектах РФ)

и функциональных подсистем (создаются федеральными министерствами и ведомствами);

она имеет пять уровней:

федеральный, региональный, территориальный, местный, объектовый.

В свою очередь, каждый уровень РСЧС имеет

координирующие органы,

постоянно действующие органы управления РСЧС,

силы и средства РСЧС,

системы связи и оповещения и резервы финансовых и материальных ресурсов.

Органы управления системы РСЧС:

  • - на федеральном уровне - МЧС России;
  • - на региональном уровне - региональные центры по делам ГОЧП"
  • - на территориальном уровне - министерства, комитеты, главные управления и другие органы управления по делам ГОЧС;
  • - на объектовом уровне - отделы (сектора или специально уполномоченные лица) по делам ГОЧС

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС.

Режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий.

Режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС.

Режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации ЧС.

Рассмотрим основные мероприятия, осуществляемые при функционировании РСЧС.

В режиме повседневной деятельности:

  • - осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;
  • - планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях;
  • - совершенствование подготовки органов управления по делам ГОЧС, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях;
  • - создание и выполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
  • - осуществление целевых видов страхования.

В режиме повышенной готовности:

  • - принятие на себя соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;
  • - усиление дежурно-диспетчерской службы;
  • - усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;
  • - принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, обеспечению устойчивого функционирования объектов;
  • - приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район ЧС,

В режиме чрезвычайной ситуации:

  • - организация защиты населения;
  • - выдвижение оперативных групп в район ЧС;
  • - организация ликвидации ЧС;
  • - определение границ зоны ЧС;
  • - организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
  • - осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.

Постановлением Правительства Российской Федерации определен перечень сил и средств РСЧС. В состав сил и средств РСЧС входят силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием окружающей природной среды, потенциально опасных объектов и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности. Силы постоянной готовности могут привлекаться МЧС России и другими органами управления по делам ГОЧС по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями для экстренного реагирования в случае возникновения ЧС.

Специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Итак, на этом уроке Вы рассмотрели основные задачи, структуру и режимы функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

3. Опасности, признаки, источники формирования опасностей. Классификация опасностей. Детерминизм. Детерминизм опасностей

Понятие - опасность трактуется по разному. В современном русском языке слово «опасность» обозначает возможность чего-нибудь очень плохого, какого-нибудь несчастья.

В технической литературе под опасностью понимают «явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека».

В медицинской среде «опасность» трактуется, как возможность причинения вреда организму - в виде заболевания, травмы, ухудшения течения болезни, смерти.

Опасностью обладают все системы - имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.

Источником опасности может быть все живое и неживое, и подвергаться опасности также может все живое и неживое.

Влиянию опасностей подвергается: человек, природная среда, материальные ценности. Есть аксиома: Жизнедеятельность человека потенциально опасна.

Мир опасностей, угрожающих человеку, весьма широк и непрерывно нарастает. В производственных, городских, бытовых условиях на человека воздействует одновременно, как правило, несколько негативных факторов. Комплекс негативных факторов, действующих в пространстве в конкретный момент образует «поле опасностей».

Причинно - следственные поля опасностей, в которых находится человек.

Первый круг опасностей (непосредственно действующих на человека):

опасности, связанные с климатическими и погодными изменениями; содержанием вредных примесей в атмосферном воздухе, в воде и продуктах питания; возникающие при стихийных явлениях и техногенных авариях.

Опасности второго круга (воздействуют на источники опасностей первого круга). Это отходы объектов экономики и быта; технические средства, здания и сооружения, обладающие недостаточным уровнем безопасности; недостаточная подготовка руководителей производства по вопросам обеспечения безопасности проведения работ.

Опасности третьего круга (не всегда выражены достаточно четко). Сюда можно отнести: отсутствие необходимых знаний и навыков у разработчиков технологических процессов, технических систем, зданий и сооружений; отсутствие эффективной системы руководства вопросами безопасности в отрасли экономики; недостаточная подготовка научных и руководящих кадров в области безопасности жизнедеятельности и др.

Источниками (носителями) опасностей являются:

естественные процессы и явления,

техногенная среда,

действия людей.

Опасности реализуются в виде энергии, веществ, информации. Опасное воздействие зависит: не только от его параметров , но и от способности объекта защиты воспринимать тот или иной поток вещества , энергии или информации. Например, воздействие шума на человека. Уровень звука 55 дБА не создает опасной ситуации для рабочего механического цеха, но является опасным для человека интеллектуального труда.

Классификация опасностей.

Признак классификации

Вид (класс)

По происхождению

Естественные, Антропогенные, Техногенные.

По видам потоков

Энергетические, Информационные

По интенсивности потоков

Опасные, Чрезвычайно опасные

По длительности действия

Постоянные, Переменные, (периодические), Импульсные (кратковременные)

По видам зон воздействия

Производственные, Бытовые, Городские (транспортные и др.), ЧС.

По размерам зоны воздействия

Локальные, Региональные, Межрегиональные,Глобальные

По степени завершенности процесса воздействия опа

Потенциальные, Реальные, Реализованные

Естественные опасности - обусловлены климатическими и природными явл.

Техногенные опасности - создают элементы техносферы. Существует более 100 видов производственных опасностей (запыленность и загазованность воздуха, шум, вибрация, электромагнитные поля, ионизирующие излучения, неправильное освещение, электрический ток, высота, движущиеся механизмы).

В быту также имеется большая гамма негативных факторов: загрязненный воздух; вода с избыточным содержанием вредных примесей; шум, инфразвук; недоброкачественная пища; вибрации; электромагнитные излучения; табачный дым; бактерии, аллергены и др.

Антропогенные опасности - возникают в результате ошибочных или несанкционированных действий человека или групп людей.

Детерминизм и индетерминизм. Понятие причинности

Все явления и процессы в мире связаны между собой, философский принцип детерминизма выражает эту взаимосвязь. Детерминизм - учение о всеобщей обусловленности явлений и событий. Слово "детерминизм" происходит от латинского determinare - "определять", "отделять". Первые представления о связи между явлениями и событиями основывались на повседневной жизни людей, они нашли выражение в древней максиме: ничто не возникает из ничего и не превращается в ничто.

Классическая философия и наука XVII и XVIII вв. исходили из того, что мир состоит из изолированных объектов и вещей, Вселенная представляет собой пустое пространство, в котором по четким траекториям движутся массы вещества. Материя состоит из неделимых атомов, обладающих постоянной массой, а время и пространство абсолютны. Вселенная существует как хорошо отлаженная машина, в ней действует строгая необходимость, а явления и вещи связаны между собой в цепочку причин и следствий. В таком мире нет случайностей, случайно только то, причин чего человек пока не знает. Но поскольку мир рационален, а человек наделен разумом, то в конце концов он может получить полное и исчерпывающее знание о бытии. Такая картина мира сложилась на основе физики Исаака Ньютона и философии Рене Декарта. Совершенно верные и адекватные представления о взаимной связи всех явлений и событий привели к неверному выводу о существовании в мире тотальной необходимости и об отсутствии случайности. Эта форма детерминизма получила название механистического.

Механистический детерминизм трактует все типы взаимосвязи и взаимодействий как механические и отрицает, что случайность объективно существует. Один из сторонников такого взгляда на мир философ Бенедикт Спиноза считал, что случайными люди называют явления только по причине недостатка знаний о них. Другой ученый XVII в. Пьер Симон Лаплас утверждал, что если бы человек был осведомлен обо всех явлениях, происходящих в данный момент в природе, то мог бы однозначно предсказать будущее и абсолютно точно реконструировать пошлое. Такой эффект был назван "демоном Лапласа".

Человек в "часовом механизме Вселенной" был просто одним из винтиков хорошо отлаженной машины, он понимался как природное тело в ряду других тел. Ни наука, ни философия нс могли объяснить его "невещные", духовные проявления и потому просто игнорировали их. По большому счету наука этого времени и не стремилась постичь человека, а в философии появились идеи о том, что наряду с миром природы существует мир свободы, морали и красоты, которым должна "заниматься" религия. В какой-то момент такой тотально объективистский, бесстрастный взгляд философии перестал замечать человека, устранил его из картины мира и заменил "субъектом познания". Следствием механистического детерминизма стал фатализм - учение о всеобщей предопределенности явлений и событий.

РСЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем. Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ и состоят из звеньев, соответствующих принятому административно-территориальному делении этих территорий.


РСЧС строится по террриториально-производственному принципу, включает в себя территориальные и функциональные подсистемы. Федеральные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах и организациях федерального подчинения. Координирующий орган: Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при правительстве России). На объектах состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их организации исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Как правило, ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами того звена РСЧС, той территориальной или функциональной подсистемы, на территории или объектах которых они возникли. РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций. Положение о функциональной подсистеме реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием в Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации.

Московская городская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Состав сил и средств единой системы определяется Правительством Российской Федерации. Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. Функционирование РСЧС осуществляется по трём режимам. Каждая территориальная подсистема предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственной территории.

Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется Правительством Российской Федерации

Режим чрезвычайной ситуации – функционирование РСЧС при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время, а также в случае применения противником средств поражения. 4. Перечислите режимы функционирования РСЧС. Какие мероприятия включает в себя каждый из этих режимов? 5. Какие органы РСЧС относятся к координирующим?

6. Какие органы являются органами повседневного управления РСЧС? Перечислите их задачи

Задачи, которые возлагаются на РСЧС в целом, звенья РСЧС выполняют с уче­том особенностей своих территорий. Аналогичные или подобные службы могут создаваться на территориальном, ме­стном и объектовом уровнях.

Действие органов по защите населения и террриторий от чрезвычайных ситуаций координирует МЧС России и органы непосредственно подчиненные федеральным органам исполнительной власти. Министерство чрезвычайных ситуация России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны. В городе находится 80 химически опасных объектов, 20 радиационно опасных объектов, более 60 пожаро- и взрывоопасных объектов.

Благодаря их деятельности предупреждается определенная часть катастроф, прогнозируется их возможное возникновение, об их угрозе оповещаются органы управления и население. Компетенция и полномочия комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности определяются в положениях о них или в решении об их создании. Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.

Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации. При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти. 31. Ликвидация трансграничной чрезвычайной ситуации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с международными договорами.

В состав сил и средств каждого уровня РСЧС входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера » функционирует единая российская государственная система предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая располагает органами управления, силами и средствами для того, чтобы защитить население и национальное достояние от воздействия катастроф, аварий, экологических и стихийных бедствий или уменьшить их воздействие.

Основная цель РСЧС - объединение усилий центральных и региональных органов представительной и исполнительной власти, а также организаций и учреждений для предупреждения и ликвидации ЧС.

РСЧС базируется на нескольких постулатах:

1) признание факта невозможности исключить риск возникновения ЧС; соблюдение принципа превентивной безопасности;

2) снижение вероятности возникновения ЧС;

3) приоритет профилактической работы;

4) комплексный подход при формировании системы;

5) построение системы на правовой основе с разграничением прав и обязанностей участников.

Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:

1) федеральный;

2) региональный (несколько субъектов РФ);

3) территориальный (территория субъекта РФ);

4) местный (район, город);

5) объектовый (организация, предприятие).

Территориальная подсистема РСЧС предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС на подконтрольной территории. Главный руководящий орган – комиссия по ЧС (КЧС) по защите населения и территорий . Рабочими органами территориальных КЧС являются штабы по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Функциональные подсистемы РСЧС создают в министерствах, ведомствах и организациях РФ. Задача их состоит в наблюдении и контроле за состоянием окружающей среды и обстановкой на потенциально опасных объектах, ликвидации ЧС, защите персонала и населения территорий.

Силы и средства системы РСЧС подразделяют на: силы и средства наблюдения и контроля; силы и средства ликвидации последствий ЧС.

Силы и средства наблюдения и контроля включают:

1) органы;

2) службы;

3) учреждения, осуществляющие государственный надзор;

4) инспекцию.

Силы и средства ликвидации последствий ЧС состоят из военизированных и невоенизированных противопожарных, поисково-спасательных и аварийно-восстановительных формирований федеральных и других организаций.

Система РСЧС функционирует в трех режимах :

1) режим повседневной деятельности – функционирование системы в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, гидрометеорологической и сейсмической обстановке;

2) режим повышенной готовности – функционирование систем при ухудшении обстановки и получении прогноза о возможности возникновения ЧС, угрозе войны;

3) чрезвычайный режим – функционирование системы при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время, а также в случае применения современных средств поражения.

Законодательно-правовые акты в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера

Обеспечение безопасности жизнедеятельности – задача первостепенного приоритета для личности, общества и государства. Основополагающим законом, регламентирующим организацию работ по профилактике ЧС, порядку действий в ЧС и ликвидации их последствий, является Федеральный закон «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера » (1994 г.) :

1) в главе I «Общие положения» Закона разъясняются его основные положения, цели, определяются единая государственная система предупреждения и ликвидаций ЧС, границы зон ЧС, основные принципы защиты населения и территорий от ЧС. Отдельная статья связана с обеспечением гласности и информации о ЧС;

2) глава II посвящена полномочиям органов государственной власти и самоуправления РФ;

3) глава III – принципам государственного управления в области защиты населения и территорий от ЧС;

4) глава IV определяет права и обязанности граждан в рассматриваемой области и принципы социальной защиты пострадавших от ЧС;

5) глава V связана с подготовкой населения к ЧС;

6) глава VI – с порядком финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;

7) глава VII – с порядком проведения государственной экспертизы, надзора и контроля в рассматриваемой области;

8) глава VIII посвящена международным договорам по защите от ЧС.

Основным видом нормативно-технической документации по ЧС является система стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (БЧС). Она включает в себя 10 групп стандартов.

Стандарты группы О устанавливают:

1) основные положения комплекса стандартов БЧС;

2) основные термины и определения в области обеспечения безопасности в ЧС;

3) классификацию ЧС;

4) классификацию продукции, процессов, услуг и объектов народного хозяйства по степени их опасности;

5) номенклатуру и классификацию поражающих факторов и воздействий источников ЧС;

6) основные положения и правила метрологического обеспечения контроля состояния сложных технических систем в ЧС.

Государственное управление в ЧС определено «Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)», объединяющей органы управления субъектов Федерации, Федеральные органы исполнительной власти, органов местного самоуправления и органы управления ЧС организаций.

Основные задачи подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций:

1) обучение всех групп населения правилам поведения и основным способам защиты от чрезвычайных ситуаций;

2) обучение приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

3) ознакомление с правилами пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;

4) подготовка учащихся образовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, осуществляемая в учебное время по образовательным программам защиты от чрезвычайных ситуаций.

0

1. Организационная структура РСЧС

В 1992 году функции по защите населения и территорий России между Российской системой предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) и Гражданской обороной (ГО) были поделены, РСЧС решает задачи в мирное время, а ГО - в военное время.

При этом в мирное время силы и средства Гражданской обороны могут привлекаться для ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.

В феврале 1994 года был принят Федеральный закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», который стал законодательной основой РСЧС. В роли ее управляющего и организующего центра выступило Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС).

Окончательно Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС была организована МЧС России в ноябре 1995 года.

Система РСЧС структурно состоит из следующих подсистем:

Функциональных (создаются федеральными органами власти),

Ведомственных.

РСЧС имеет пять уровней:

Федеральный,

Региональный,

Территориальный,

Местный,

Объектовый.

Каждый уровень РСЧС имеет:

о координирующие органы,

Органы управления,

Силы и средства РСЧС,

Системы связи и оповещения,

Резервы финансовых и материальных ресурсов.

2. Основные задачи РСЧС

Основными задачами РСЧС являются:

Проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, а в случае возникновения чрезвычайной ситуации - защита жизни, здоровья людей, ценностей и окружающей среды;

Формирование и внедрение правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территории;

Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях;

Ликвидация чрезвычайных ситуаций;

Создание и обеспечение готовности сил и средств РСЧС;

Выполнение мероприятий Гражданской обороны (ГО);

Оказание гуманитарной помощи и др.

При этом координирующими органами РСЧС являются:

На федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;

На региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов Российской Федерации, - региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий;

На территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта РФ, - комиссии по ЧС органов

исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

На местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), - комиссии по ЧС органов местного самоуправления;

На объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, - объектовые комиссии по ЧС (создаются в случае необходимости при наличии соответствующей материальнотехнической базы).

Органами повседневного управления РСЧС являются:

Пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС всех уровней;

Дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.

Специально подготовленные силы и средства Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются для ликвидации ЧС в порядке, определенным Президентом РФ.

3. Режимы функционирования РСЧС

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливаются режимы функционирования РСЧС.

При этом режим повседневной деятельности включает:

Осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды (ОПС), обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;

Планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных (иди сельскохозяйственных) объектов и отраслей экономики в ЧС;

Совершенствование подготовки органов управления по делам ГО, ЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам - защиты и действиям при ЧС;

Создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

Осуществление целевых видов страхования.

Режим повышенной готовности предусматривает:

Принятие на себя соответствующими комиссиями по ЧС непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование, при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработку предложений по ее нормализации;

Усиление дежурно-диспетчерской службы;

Усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды (ОПС), обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;

Принятие мер по защите населения и окружающей среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов;

Приведение в состояние повышенной готовности сил и средств, уточнение планов и действий. Режим чрезвычайной ситуации (ЧС) включает:

Организацию защиты населения;

Выдвижение оперативных групп в район ЧС;

Организацию ликвидации ЧС;

Определение границ зоны ЧС;

Организацию работ по обеспечению устойчивости функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;

Осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.

4. Силы и средства РСЧС; организация ликвидации последствий ЧС Для ликвидации ЧС создаются специальные фонды и материальные резервы.

Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась ЧС, под непосредственным руководством соответствующей комиссии по ЧС (КЧС).

Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно, указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей КЧС.

Она может взять на себя координацию или руководство ликвидацией этой ЧС и оказать необходимую помощь.

При недостаточности имеющихся сил и средств в установленном порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти. В отдельных случаях для ликвидации ЧС и ее последствий может быть образована правительственная комиссия.

Постановлением Правительства Российской Федерации определен перечень сил и средств РСЧС. Одна их часть предназначена для наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды (ОПС), обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, санитарноэпидемиологической обстановкой и другими сферами жизни и деятельности. Вторая - для ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС).

В настоящее время намечен ряд мероприятий направленных на укрепление служб МЧС.

Скачать реферат: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера.