История Титаника: Прошлое и Настоящее. Титаник. Правдивые факты

100 лет назад, в ночь на 15 апреля 1912 года, после столкновения с айсбергом в водах Атлантического океана затонул лайнер "Титаник", на борту которого находились более 2200 человек.

"Титаник" (Titanic) - крупнейшее пассажирское судно начала XX века, второй из трех пароходов-близнецов, произведенных британской компанией "Уайт Стар Лайн" (White Star Line).

Длина "Титаника" составляла 260 метров, ширина - 28 метров, водоизмещение - 52 тысячи тонн, высота от ватерлинии до шлюпочной палубы - 19 метров, расстояние от киля до верхушки трубы - 55 метров, предельная скорость - 23 узла. Журналисты сравнивали его по длине с тремя городскими кварталами, а по высоте - с 11‑этажным домом.

На "Титанике" имелось восемь стальных палуб, расположенных друг над другом на расстоянии 2,5-3,2 метра. Для обеспечения безопасности корабль имел двойное дно, а его корпус разделяли 16 водонепроницаемых отсеков. Водонепроницаемые переборки поднимались от второго дна до палубы. Главный конструктор корабля Томас Эндрюс заявлял, что, даже если четыре отсека из 16 будут заполнены водой, лайнер сможет продолжить свой путь.

Интерьеры кают на палубах B и C были выполнены в 11 стилях. Пассажиры третьего класса на палубах E и F были отделены от первого и второго класса воротами, находящимися в разных частях судна.

До выхода "Титаника" в его первый и последний рейс особо подчеркивалось, что на борту корабля в первом рейсе будут находиться 10 миллионеров, а в его сейфах - золото и драгоценности на сотни миллионов долларов. американский промышленник, наследник горного магната Бенджамин Гуггенхайм, миллионер с молодой супругой, помощник президентов США Теодора Рузвельта и Уильяма Говарда Тафта майор Арчибальд Уиллингем Батт, член конгресса США Исидор Штраус, актриса Дороти Гибсон, состоятельная общественная деятельница Маргарет Браун, британский модельер Люси Кристиана Дафф Гордон и многие другие известные и состоятельные люди того времени.

10 апреля 1912 года в полдень суперлайнер "Титаник" отправился в свое единственное путешествие по маршруту Саутгемптон (Великобритания) - Нью-Йорк (США) с остановками в Шербуре (Франция) и Куинстауне (Ирландия).

В течение четырех дней пути погода была ясная, а море спокойным.

14 апреля 1912 года, на пятый день пути, несколько кораблей послали сообщения об айсбергах в в районе маршрута следования корабля. Большую часть дня рация была сломана, и многие сообщения не были замечены радистами, а на другие капитан не обратил должного внимания.

К вечеру температура начала понижаться, достигнув к 22:00 нулевой отметки по Цельсию.

В 23:00 с судна "Калифорниан" поступило сообщение о наличии льдов, но радист "Титаника" оборвал радиообмен раньше, чем "Калифорниан" успел сообщить координаты района: телеграфист был занят отправкой личных сообщений пассажиров.

В 23:39 двое впередсмотрящих заметили айсберг перед лайнером и доложили об этом по телефону на мостик. Самый старший из офицеров Уильям Мэрдок дал команду рулевому: "Лево руля".

В 23:40 "Титаник" в подводной части судна. Из 16 водонепроницаемых отсеков судна шесть были прорезаны.

В 00:00 15 апреля на капитанский мостик был вызван конструктор "Титаника" Томас Эндрюс для того, чтобы оценить степень серьезности повреждений. После доклада о происшествии и осмотра судна Эндрюс сообщил все присутствующим, что лайнер неизбежно потонет.

На судне стал ощутим крен на нос. Капитан Смит приказал расчехлить спасательые шлюпки и созвать членов экипажа и пассажиров для эвакуации.

По приказу капитана радисты начали посылать сигналы бедствия, которые они передавали в течение двух часов, пока капитан не освободил телеграфистов от исполнения обязанностей за несколько минут до потопления корабля.

Сигналы бедствия , но они находились слишком далеко от "Титаника".

В 00:25 координаты "Титаника" приняло судно "Карпатия", находившееся от места крушения лайнера на расстоянии 58 морских миль, что составляло 93 километра. приказал немедленно направиться к месту бедствия "Титаника". Спеша на помощь, корабль смог достигнуть рекордной скорости в 17,5 узлов - при максимально возможной для судна скорости в 14 узлов. Для этого Рострон приказал отключить все приборы, потребляющие электроэнергию, и отопление.

В 01:30 оператор "Титаника" телеграфировал: "Мы в маленькие шлюпки". По приказу капитана Смита его помощник, Чарлз Лайтоллер, руководивший спасением людей по левому борту лайнера, в шлюпки сажал только женщин и детей. Мужчины, по мнению капитана, должны были оставаться на палубе, пока все женщины не сядут в лодки. Первый помощник капитана Уильям Мэрдок на правом борту мужчинам, если в очереди собиравшихся на палубе пассажиров не было женщин и детей.

Около 02:15 нос "Титаника" резко опустился, судно значительно сдвинулось вперед, и по палубам прокатилась огромная волна, которая смыла многих пассажиров за борт.

Около 02:20 минут "Титаник" затонул.

Около 04:00 утра, примерно через три с половиной часа после получения сигнала бедствия, "Карпатия" прибыла на место крушения "Титаника". Судно приняло на борт 712 пассажиров и членов экипажа "Титаника", после чего благополучно прибыло в Нью-Йорк. Среди спасенных были 189 членов экипажа, 129 пассажиров мужчин и 394 человек - женщины и дети.

Число погибших , по различным данным, составило от 1400 до 1517 человек. Согласно официальным данным, после катастрофы 60% пассажиров кают первого класса, 44% - кают второго класса, 25% - третьего класса.

Последняя выжившая в катастрофе пассажирка "Титаника" - , путешествовавшая на борту лайнера в возрасте девяти недель от роду, скончалась 31 мая 2009 года в 97 лет. Прах женщины был развеян над морем с причала в порту Саутгемптона, откуда "Титаник" в 1912 году отправился в свое последнее плавание.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Катастрофы всегда будоражат ума людей, даже спустя сотню лет. Интерес к любому событию сейчас может подогреть кинематограф, всего один удачный фильм и общество уже никогда не забудет о какой-либо проблеме или событии. Вот так и вошли в историю владельцы и команда Титаника, правда, не в лучшем свете. Но прежде чем говорить о кораблекрушении, нелишним было бы узнать, откуда и куда плыл Титаник?

Путешествие между континентами

Сегодня чтобы преодолеть расстояние между Европой и Америкой достаточно купить билет на самолет. Уже в тот же день с этим заветным билетом можно оказаться на другом конце глобуса, потратив часов 7-8 и не такую уж большую сумму. Но реактивные лайнеры в гражданской авиации появились не так давно, до этого дело обстояло немного иначе. Совсем уж печально, на взгляд современного обывателя, дело было до изобретения самолетов :

  • Единственный возможный вариант поездки - на корабле. Путешествие могло занять недели.
  • В конце XIX века были сконструированы пароходы, позволяющие преодолеть океан за 5 суток.
  • Но даже за этот короткий промежуток времени могло случиться что угодно, кораблекрушения не редкость и на сегодняшний день.
  • Но основные беды, мучавшие первых пилигримов, в виде цинги и инфекционных болезней, ушли на второй план.

На момент ввода в эксплуатацию Титаника существовало две основных компании, одна из них делала упор на скорость перемещения , другая на комфорт и роскошь . Посмотрев на внутренне убранство Титаника, можно сразу понять, какой из двух контор он принадлежал.

Защита непотопляемого Титаника

Все что-то слышали о непотопляемости Титаника и какой-то уникальной системе, установленной на корабле. Вся она сводилась к трем моментам :

Переборки

Второе дно

Насосы

Всего насчитывалось 16 водонепроницаемых переборок.

Находилось на высоте 160 см и защищало от любых повреждений.

Работали на электричестве, которое генерировали двигатели.

Между каждой из них были установлены чугунные двери, для команды.

Имело ячеистую структуру, которая должна была помешать затоплению.

Откачивали воду, поступающие в переборки и отсеки.

Повреждение даже нескольких отсеков не привело бы к затоплению судна.

Считалось гениальным инженерным решением, которое позволит избежать крушения корабля.

Могли справиться только с определенным количеством воды.

Теоретически, любая незначительная авария не должна была привести к быстрому затоплению корабля. Хотя сложно говорить о незначительности, когда речь идет о столкновении с айсбергом. Справиться с последствиями такого контакта вышло не под силу даже самой современной системе , которая только была на тот момент.

Маршрут Титаника и его пассажиры

Как уже было сказано, маршрут корабля пролегал из Европы в Америку. Но это не самый точный маршрут:

  • Отбыл лайнер из Саутгемптона . Если сегодня этот английский городок мало кому знаком, то еще сотню лет назад он был самым крупным портом всей Британии.
  • Первую остановку пароход совершил во Франции, посетив порт Шербур.
  • После этого Титаник зашел в порт Квинстауна, в Ирландии.
  • Это была последняя остановка корабля, дальше он должен был следовать до конечной точки, в порт Нью-Йорка.

Такой необычный маршрут в рамках Европы позволял собрать всех желающих. Как с островов, так и с материковой части континента. Отправка в Ирландию помогала выйти на нужную широту и проложить оптимальный маршрут.

В то время США представляли собой страну надежд и новых возможностей, но, несмотря на это в Америку плыли не только авантюристы и любители острых ощущений. Первым классом путешествовала аристократия, бизнесмены и промышленники. Все они отправлялись с разными намерениями :

  • Кто-то искал новых ощущений и развлечений.
  • Другие стремились заключить наиболее выгодные контракты на новых рынках сбыта.
  • Кто-то осваивал Новый Свет в поисках прибылей и возможностей для роста.

Но независимо от изначальных побуждений и желаний, всех их ждал одинаковый бесславный итог.

Причина крушения и гибели пассажиров Титаника

Так в чем же была проблема самого непотопляемого судна ? Да в том, что пробоина от айсберга в длину составила более 90 м. Несложно понять, что пробита была не одна переборка, не две и даже не три. В попытке уклониться от ледяно гиганта корабль попытался резко отклониться от курса и пройти мимо, но вместо этого получил удар по касательной. Именно такой удар и разорвал в клочья обшивку на протяжении 5 переборок. На такой уровень повреждений инженерная система рассчитана не была.

Но почему же погибло почти 70% пассажиров и членов команды? А вот здесь уже вскрывается целый ряд ошибок и преступной небрежности:

  1. Корабль шел на полном ходу, несмотря на предупреждения о наличии айсбергов в этих водах.
  2. Именно большой скоростью судна объясняются столь массивные повреждения.
  3. Вместительность шлюпок была рассчитана всего на тысячу человек, притом, что количество пассажиров превышало две тысячи.
  4. Защитная система сыграла злую шутку, сохраняя корабль на плаву без видимых изменений первое время. В течение пары часов никто даже понять не мог, что корабль тонет. В связи с этим сложно было убедить пассажиров отправиться с комфортных палуб в шлюпки.
  5. Находящиеся вблизи корабли были либо слишком далеко, либо не пришли на помощь.

Первый и последний рейс лайнера

Титаник свой единственный рейс совершил по незамысловатому маршруту. В нем было всего 4 пункта :

  1. Саутгемптон.
  2. Шербур.
  3. Квинстаун.
  4. Нью-Йорк.

Англия. Франция. Ирландия. США . Именно в такой последовательности. Вот только до конечного пункта назначения корабль так и не добрался. Как и большая часть пассажиров и экипажа.

Уже запущен проект постройки аналогичного корабля, который пройдет по тому же маршруту, откуда и куда плыл Титаник. Исторический рейс для любителей «пощекотать нервы », вот только звучит это все слишком трагично.

Видео: куда направлялся Титаник?

Ниже документальный фильм «Пункт назначения Титаника», в котором историк Антон Макаров расскажет о точке отправления легендарного корабля и о том, куда он плыл. Также будет показан момент крушения Титаника:

Идея построения самого большого судна в мире принадлежит Брюсу Исмею и Джеймсу Пиррие, которые объединили усилия двух компаний – судостроительной "Харланд энд Вольф" и трансатлантической торгово-пассажирской "Уайт Стар Лайн". 31 марта 1909 года началось строительство «Титаника» и к 1912 году его стоимость составила 7,5 миллиона долларов, что на сегодняшний день составляет сумму в 10 раз больше.

Над созданием гигантского судна трудились 3000 человек. Вес «Титаника» составлял 66 000 тон, и длина равнялась протяжности четырех городских кварталов. Лайнер был оборудован 10 метровыми спасательными шлюпками, вместительностью 76 человек и в количестве 20 штук. Так как численность пассажиров «Титаника» превышала 2 тысячи человек, то этого числа шлюпок явно было не достаточно, так как они могли спасти всего 30 % плановой загрузки людей. На «Титанике» была установлена самая современная на тот момент радиоаппаратура с высокой мощностью. Каюты отличались роскошью. Также на борту знаменитого судна находились спортзал, библиотека, рестораны и бассейны.

Первый рейс и крушение «Титаника»

31 мая 1911 года крупнейший пассажирский лайнер был спущен на воду в Белфасте (Северная Ирландия), для чего понадобилось рекордное количество паровозного масла, жира и жидкого мыла для смазки направляющих сходней. Этот процесс длился всего 62 секунды. 10 апреля 1912 корабль отплывает в свой первый и, к сожалению, последний рейс. На борту «Титаника» находилось 2207 человек, из них 898 члены экипажа и 1309 пассажиров, среди которых были известные личности, миллионеры и промышленники, писатели и актеры. 14 апреля 1912 с борта судна был замечен айсберг на расстоянии около 450 метров. «Титаник» сделал манёвр, но все равно столкнулся с преградой и получил многочисленные пробоины в длину 100 метров. Таким образом, 16 водонепроницаемых отсеков были повреждены, и под тяжестью судно очень сильно накренилось. Вода продолжала затоплять все отсеки. Через 2 часа 40 минут после удара лайнер затонул полностью.

Спасение пассажиров

Капитан корабля И. Смит боялся паники среди пассажиров. Поэтому обитателям люксов и двух первых классов стюарды мягко сообщили о небольшом повреждении лайнера и попросили выйти на палубу. Пассажиры третьего класса даже не знали об угрожающей опасности. Кроме того, обитателям нижней палубы перекрыли выход и многие из них, блуждая по коридорам корабля, так и не смогли выбраться из ловушки. То есть приоритет в спасение был отдан VIP-персонам и представителям высшего класса. Большинство пассажиров было уверенно, что «Титаник» непотопляемый и отказывались садиться в шлюпки. Капитан приложил все усилия, что уговорить их покинуть судно.

По приказу И. Смита первыми спасались женщины и дети, но среди них оказывалось немало мужчин. Первые шлюпки, которых и так не хватало, уходили наполовину заполненными. Так шлюпка №1 получила название «миллионерская» и была заполнена всего 12 людьми из положенных 40. Понимая всю драматичность ситуации и чтоб отвлечь внимание пассажиров, капитан «Титаника» попросил руководителя оркестра начать играть. Восемь профессиональных музыкантов, понимая, что играют последний раз в жизни, выдавали четкие ритмичные звуки джаза, которые заглушали звуки криков, доносившиеся с третьей палубы и выстрелы револьверов. Так при спуске последних шлюпок началась паника, и офицерам судна пришлось применить оружие. В машинном отделении до последнего не прекращалась работа. Так механики и кочегары прикладывали все усилия, чтоб лайнер был обеспечен электрическим освещением для работы радиостанции. Титаник не прекращал передавать просьбы о спасении к судам, которые оказались вблизи лайнера.

На сигнал SOS первым откликнулось судно «Карпатия», которое на предельных оборотах мчалось на помощь. В течение двух часов было подобрано 712 человек, а остальные 1495 человек погибли. Люди, которые не попали на шлюпки, прыгали в воду, надевая спасательные жилеты, но воды была ледяной, поэтому даже здоровый мужчина мог продержаться в таких условиях всего около часа. Также рядом с местом трагедии находились еще два судна. Рыболовы на шхуне «Самсон» занимались теневой ловлей тюленей, поэтому увидев белые сигнальные огни «Титаника», подумали, что это береговая охрана и поспешили удалиться от этого места. Если бы лайнер имел красные сигнальные огни, то можно было сохранить жизни большего количества людей. В то же время капитан «Калифорниэн», увидев огни, подумал о запускавшихся фейерверках на «Титанике». Радиостанция судна не работала, так как радист отдыхал после вахты. За неоказания помощи при гибели «Титаника» капитана «Калифорниэн» лишили звания.

Выжившие и погибшие

Почти все женщины и дети, проживавшие в каютах первого и второго классов, спаслись, в отличие от пассажирок и их малышей с нижних палуб, которым перекрыли выход. В процентном соотношении спаслось 20 % мужчин и 74% всех женщин. Выжило 56 детей, что составило чуть больше половины от общего количества. В 2006 году ушла из жизни американка Лиллиан Гертруд Асплунд, которая была очевидцем крушения «Титаника». На тот момент ей было пять лет, и в этой страшной катастрофе она потеряла отца и братьев. Стоит отметить, что они были пассажирами третьего класса. В шлюпке номер 15 вместе с ней спаслись ее мать и трехлетний брат. Лиллиан редко говорила о трагедии и всегда избегала вопросов и внимания общественности. В мае 2009 года в возрасте 97 лет скончалась последняя пассажирка «Титаника», которой на момент кораблекрушения было всего два с половиной года.

Гипотезы крушения

Версии о причинах крушения были абсолютно разными. Но эксперты однозначно называют несколько из них. «Титаник» был построен в кратчайшие сроки и имел много недостатков. Так при возведении корабля в некоторых местах использовали штифты из низкопробного материала, который был ломким. Поэтому после столкновения с айсбергом, корабль дал трещину в корпусе именно там, где использовались стержни из низкосортной стали. За счет огромных габаритов и веса «Титаник» был неповоротливым, поэтому ему не удалось увернуться от преграды.

Исследование останков корабля

1 сентября 1985 года были обнаружены затонувшие останки лайнера экспедицией, которой руководил доктор Роберт Баллард, директор Вудсхолского института океанологии в штате Массачусетс. Глубина залегания на дне Атлантического океана составляла 3750 метров. Затонувший корабль находился на расстоянии 13 миль к западу от координат, где «Титаник» передал сигнал SOS. Останки лайнера получили защиту Конвенции ЮНЕСКО 2001 года об охране подводного культурного наследия в апреле 2012 года, спустя сто лет после затопления. Таким образом, корабль имеет покровительство от разграбления, уничтожения и продаже. Такие меры необходимы для обеспечения должного отношения к останкам погибших. В августе 2001 года место кораблекрушения исследовалось путем погружения к «Титанику» на российских глубоководных подводных аппаратах Мир-1 и Мир-2. Инициаторами этого был режиссер Джеймс Камерон. Благодаря использованию небольших телеуправляемых подводных аппаратов «Джек» и «Элвуд» был снят уникальный материал, который лег в основу документального фильма «Призраки бездны: Титаник» (2003), где можно увидеть останки корабля изнутри. В 1997 году публика увидела фильм «Титаник», который получил награду Оскар. В создании фильмы были использованы кадры подводной съемки лайнера, запечатлевшие его интерьер и экстерьер.

Несмотря на то, что после крушения лайнера прошло много лет, эта тема до сих пор актуальна. Так миллионер из Австралии Клайв Палмер на весь мир заявил про желание построить копию затонувшего корабля и создать круизный лайнер «Титаника-2». Гипотетически объект будет готов к 2016 году. Он будет иметь четыре паровые трубы, как у его аналога, но в то же время оснащен современным ходовым и навигационным оборудованием.

Фильм "Призраки бездны" (2003)

В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года самый современный на тот момент пассажирский лайнер «Титаник», совершавший свой первый рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк, столкнулся с айсбергом и вскоре затонул. Не менее 1496 человек погибло, 712 пассажиров и членов экипажа были спасены.

Катастрофа «Титаника» очень быстро обросла массой легенд и домыслов. При этом на протяжении нескольких десятилетий место, где покоится погибший корабль, оставалось неизвестным.

Главная трудность заключалась в том, что место гибели было известно с весьма невысокой точностью — речь шла о районе в 100 километров в диаметре. С учётом того, что «Титаник» затонул в районе, где глубина Атлантики насчитывает несколько километров, поиск корабля был делом весьма проблематичным.

Титаник. Фото: www.globallookpress.com

Тела погибших собирались поднимать динамитом

Сразу после кораблекрушения родственники богатых пассажиров, погибших в катастрофе, выступили с предложением организовать экспедицию по подъёму судна. Инициаторы поисков хотели похоронить своих близких и, что уж греха таить, вернуть ценности, ушедшие на дно вместе с их владельцами.

Решительный настрой родственников наткнулся на категорический вердикт специалистов: технологий для поиска и подъёма «Титаника» с большой глубины на тот момент просто не существовало.

Тогда поступило новое предложение — сбросить на дно в предполагаемом месте катастрофы динамитные заряды, которые, по замыслу авторов проекта, должны были спровоцировать всплытие со дна трупов погибших. Эта сомнительная идея также не нашла поддержки.

Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война отложила вопрос о поисках «Титаника» на многие годы.

Интерьер веранды для пассажиров первого класса «Титаника». Фото: www.globallookpress.com

Азот и шарики для пинг-понга

Вновь о поиске лайнера заговорили лишь в 1950-х годах. Одновременно начали появляться предложения по возможным способам его подъёма — от заморозки корпуса при помощи азота до заполнения его миллионами шариков для пинг-понга.

В 1960-1970-х годах в район гибели «Титаника» отправлялись несколько экспедиций, но все они не добились успеха в силу недостаточной технической подготовки.

В 1980 году нефтяной магнат из Техаса Джон Гримм профинансировал подготовку и проведение первой большой экспедиции по поиску «Титаника». Но, несмотря на наличие самой современной аппаратуры для подводных поисков, его экспедиция завершилась неудачей.

Главную роль в обнаружении «Титаника» сыграл исследователь океана и по совместительству офицер ВМС США Роберт Баллард . Баллард, занимавшийся вопросами совершенствования малых беспилотных подводных аппаратов, ещё в 1970-х годах увлёкся подводной археологией и, в частности, тайной места гибели «Титаника». В 1977 году он организовал первую экспедицию для поиска «Титаника», но она завершилась неудачей.

Баллард был убеждён — разыскать судно возможно только при помощи новейших глубоководных батискафов. Но получить такие в своё распоряжение было весьма непросто.

Фото: www.globallookpress.com

Тайная миссия доктора Балларда

В 1985 году, не добившись результатов во время экспедиции на французском исследовательском судне Le Suroît, Баллард перебрался на американское судно R/V Knorr, с которым продолжил поиски «Титаника».

Как рассказал сам Баллард спустя много лет, экспедиция, ставшая исторической, началась с секретной сделки, заключённой между ним и командованием ВМС. Исследователь очень хотел получить для своих работ глубоководный исследовательский аппарат «Арго», однако американские адмиралы не хотели оплачивать работу техники для поиска какого-то исторического раритета. Судно R/V Knorr и аппарат «Арго» должны были выполнить миссию по обследованию мест гибели двух американских атомных подлодок «Скорпион» и «Трешер», затонувших ещё в 1960-х годах. Эта задача была секретной, и ВМС США нужен был человек, который не просто сможет выполнить необходимые работы, но и сумеет сохранить их в тайне.

Кандидатура Балларда была идеальной — он был достаточно известен, и все знали о его увлечённости поисками «Титаника».

Исследователю предложили: он сможет получить «Арго» и задействовать его для поисков «Титаника», если сначала найдёт и исследует подводные лодки. Баллард согласился.

О «Скорпионе» и «Трешере» знали лишь в руководстве ВМС США, для остальных Роберт Баллард просто исследовал Атлантику и искал «Титатник».

Роберт Баллард. Фото: www.globallookpress.com

«Кометный хвост» на дне

С секретной миссией он справился блестяще, и 22 августа 1985 года смог снова приступить к поискам лайнера, погибшего в 1912 году.

Никакая самая передовая техника не обеспечила бы ему успеха, если бы не накопленный ранее опыт. Баллард при исследовании мест гибели подлодок обратил внимание, что они оставили на дне своеобразный «кометный хвост» из тысяч обломков. Связано это было с тем, что корпуса лодок были разрушены при погружении на дно из-за огромного давления.

Учёный знал, что при погружении на «Титанике» взорвались паровые котлы, а это значило, что и лайнер должен был оставить аналогичный «кометный хвост».

Именно этот след, а не сам «Титаник», было проще обнаружить.

В ночь на 1 сентября 1985 года аппарат «Арго» нашёл на дне мелкие обломки, а в 0:48 камера зафиксировала котёл «Титаника». Затем удалось обнаружить и носовую часть судна.

Было установлено, что нос и корма переломившегося лайнера расположены поодаль друг от друга, на расстоянии примерно 600 метров. При этом и корма, и нос серьёзно деформировались при погружении на дно, однако нос всё-таки сохранился лучше.

Макет корабля. Фото: www.globallookpress.com

Дом для подводных обитателей

Новость об обнаружении «Титаника» стала сенсацией, хотя многие специалисты поспешили поставить её под сомнение. Но летом 1986 года Баллард осуществил новую экспедицию, в ходе которой не только подробно описал находящееся на дне судно, но и совершил первое погружение к «Титанику» на обитаемом глубоководном аппарате. После этого последние сомнения рассеялись — «Титаник» был обнаружен.

Последний приют лайнера находится на глубине 3750 метров. Помимо двух основных частей лайнера, по дну на площади 4,8×8 км разбросаны десятки тысяч более мелких обломков: части корпуса судна, останки мебели и отделки помещений, посуда, личные вещи людей.

Обломки корабля покрылись многослойной ржавчиной, толщина которой постоянно растёт. Помимо многослойной ржавчины, на корпусе и возле него проживают 24 вида беспозвоночных животных и 4 вида рыб. Из них 12 видов беспозвоночных явно тяготеют к обломкам кораблекрушения, поедая металлические и деревянные конструкции. Интерьеры «Титаника» почти полностью уничтожены. Деревянные элементы поглотили глубоководные морские черви. Настилы палуб покрывает слой из раковин моллюсков, с многих металлических элементов свисают сталактиты ржавчины.

Кошелёк, поднятый с «Титаника». Фото: www.globallookpress.com

От людей осталась только обувь?

В течение 30 лет, которые прошли с момента обнаружения корабля, «Титаник» стремительно разрушался. Его современное состояние таково, что ни о каком подъёме судна не может быть и речи. Корабль навсегда останется на дне Атлантического океана.

До сих пор нет единого мнения о том, сохранились ли на «Титанике» и вокруг него человеческие останки. Согласно преобладающей версии, все человеческие тела целиком разложились. Тем не менее, периодически появляется информация о том, что некоторые исследователи всё-таки натыкались на останки погибших.

Но Джеймс Кэмерон, режиссёр знаменитого кинофильма «Титаник» , на личном счету которого свыше 30 погружений к лайнеру на российских глубоководных аппаратах «Мир», уверен в обратном: «Мы видели туфли, сапоги и другую обувь на месте затонувшего судна, но наша команда ни разу не сталкивалась с человеческими останками».

Вещи с «Титаника» — выгодный товар

За время с момента обнаружения «Титаника» Робертом Баллардом к кораблю было осуществлено около двух десятков экспедиций, в ходе которых на поверхность поднято несколько тысяч предметов, начиная от личных вещей пассажиров и заканчивая куском обшивки весом в 17 тонн.

Точное число предметов, поднятых с «Титаника», сегодня установить невозможно, поскольку с совершенствованием подводной техники корабль стал излюбленной целью «чёрных археологов», любыми путями пытающихся добыть раритеты с «Титаника».

Роберт Баллард, сетуя на это, заметил: «Корабль всё ещё благородная старая дама, но уже не та дама, которую я увидел в 1985 году».

Вещи с «Титаника» уже много лет продаются на аукционах и пользуются огромным спросом. Так, в год 100-летия катастрофы, в 2012 году, с молотка ушли сотни предметов, в том числе ящик для сигар, принадлежавший капитану «Титаника» (40 тысяч долларов), спасательный жилет с судна (55 тысяч долларов), мастер-ключ стюарда первого класса (138 тысяч долларов). Что касается драгоценностей с «Титаника», то их стоимость измеряется миллионами долларов.

В своё время, обнаружив «Титаник», Роберт Баллард намеревался сохранить это место в тайне, дабы не тревожить место упокоения полутора тысяч человек. Возможно, он зря этого не сделал.


  • © www.globallookpress.com

  • © www.globallookpress.com

  • © Commons.wikimedia.org

  • © кадр из youtube

  • © Commons.wikimedia.org

  • © Commons.wikimedia.org

  • © Commons.wikimedia.org

  • © Commons.wikimedia.org
  • © Commons.wikimedia.org / Матросы, оставшиеся в живых, пытающиеся подняться на борт HMS Dorsetshire

  • ©

Много кто слышал, много кто читал, но многие до сих пор не знают настоящей и горькой правды о гибели самого крупнейшего в мире пассажирского лайнера с могучим названием «Титаник». Он принадлежал британской компании «Уайт Стар Лайн». Всего за два года судостроителям удалось сконструировать невозможное и уже 31 мая 1911 года Титаник был спущен на воду. Его первый круизный рейс обернулся огромной трагедией, известия о которой пронеслись в течение двух суток по всему миру. Что же произошло? Как утонул Титаник? Как могло оказаться на 4 км глубине самое непотопляемое судно в мире? Владельцы компании заявляли о том, что сам Бог не сможет потопить Титаник. Может он обозлился на людей?

Но перейдем к более реальным фактам. Итак, 10 апреля 1912 года из порта Саутгемптон отчалил величайший корабль всех времен и народов «Титаник» на борту которого в тот момент находились самые известные люди Великобритании. Это были и бизнесмены, актеры и актрисы, ученые и писатели и др. Титаник отправился в 7 дневное плавание через Атлантический океан в г. Нью-Йорк, останавливаясь по пути в небольших портах для сдачи и приема груза, а также высадки и посадки пассажиров. Пятый день увлекательного путешествия стал роковым для всех пассажиров лайнера. Пересекая Атлантику, около 3-00 утра, правый борт корабля был разрезан небольшим айсбергом, который не сразу был замечен смотрящим матросом. Целых пять нижних отсеков были затоплены в считанные минуты.

Через 2,5 ч. Титаник скрылся в морских глубинах. Из 2200 человек, смогли спастись только 715. Трагически погибло почти 1500 человек. А теперь встает самый интригующий вопрос, кто же виноват в этой трагедии? Бог? Судостроители? или не профессиональность капитана корабля? Но все же после многочисленных проведенных расследований, все же были собраны объективные и субъективные причины гибели Титаника, но о них мы расскажем чуть-чуть позже. Для начала следует углубиться в эти факты и разобрать более широкие причины, которые повлияли на исход событий и на гибель ни в чем не повинных людей.

Виновные в гибели Титаника

Судостроители

Начнем, пожалуй, с судостроителей, а именно с самой обшивки корабля. В 1994 г. было проведено исследование с куском обшивки затонувшего Титаника. Результаты были очень плачевными, т.к. обшивка была настолько тонкой, что даже самый небольшой кусок льдины мог бы ему нанести огромный ущерб, а если брать во внимание огромный Айсберг, то повреждения были еще не очень большие, благодаря действиям капитана корабля. Удар, нанесенный айсбергом, стал трагическим, потому что обшивка корпуса корабля включала в свой состав фосфор, который при низкой температуре заставил эту обшивку ломаться. Неумение судостроителей создавать качественную в то время сталь, а также проекты судов, делает их также виновными в данной трагедии. Также было известно, что проект строения Титаника включал использование необходимых материалов, но большая часть из них была низкого качества, либо вообще отсутствовала. Это доказывает тот факт, что некоторые люди на этом заработали большие деньги и судостроители возможно в этом и не виновны.

Радисты

Теперь о не менее важных работниках судна - радистах. В 1912 году, радиосвязь в открытом море была новинкой, и не каждый корабль мог ее себе установить. Суть в том, что радисты, по не известной причине не входили в состав команды корабля, а работали на фирму «Маркони», которая занималась передачей платных сообщений, в виде азбуки Морзе. В настоящее время их можно сопоставить с СМС- сообщениями по телефону.

Исходя из уцелевших записей, радисты успели передать 14 апреля, более 250 радиотелеграмм и сигналы, которые поступали от других кораблей, плывших также через Атлантику, радистами просто игнорировались, т.к. им было важно заработать денег. По записям радистов, которые не были приняты ими во внимание, стало известно, что «Титаник» был оповещен об опасности с точными координатами уже с 20-00 вечера 14 апреля. Поступали даже сообщения лично для капитана, в которых было написано про близлежащие айсберги, но радисты поленились доставить эту информацию капитану, и продолжали посылать платные сообщения. Но вся команда корабля была заранее проинструктирована о возможных ледниках, т.к. маршрут проходил именно через них.

Айсберг

Видео — Титаник. Загадки гибели лайнера

Как видите, утонуть Титаник все же смог, и не только по вышесказанным причинам, есть еще несколько. Возможно самая главная из них - это отсутствие бинокля у смотрящего матроса, который находился на корабле, но был закрыт в сейфе, а ключ находился у второго помощника капитана. Им был Дэвид Блэр, которого сняли с рейса по непонятным причинам. Он просто забыл передать этот ключ его сменщику, поэтому впередсмотрящий матрос не смог разглядеть опасность. Имея бинокль, беду можно было предвидеть за 6 км., а без бинокля матрос смог заметить всего за 400 метров. Стоял штиль и ночь была безлунной. Даже погодные условия в эту ночь были против судна, т.к. свет луны в любом случае смог отразиться на айсберге и выдать его заранее.

Также было известно, что айсберг был черного цвета, а это значит, что он, незадолго до этого перевернулся верх дном. Возможно, и при луне блеск айсберга мог быть и не заметен, т.к. белая его сторона находилась под водой.

Непонятен факт того, что старший помощник не заметил айсберг первым, т.к. на мостике всегда виднее, чем с «орлиного гнезда» матроса.

О маневре

Следует уточнить следующее, что капитан корабля в момент крушения на мостике отсутствовал, его заменял первый помощник Мэрдок. Результаты проведенных исследований говорят о том, что первый помощник отдал приказ «Лево руля» и сразу же после этого отдал приказ «Задний ход». Но вторая команда была выполнена с опозданием и задний ход был сделан после столкновения с айсбергом. Есть мнение, что если бы Мэрдок приказал наоборот, усилить скорость, то поворот корабля был бы не плавным, а резким. Возможно, подвел в этой ситуации и опыт команды, т.к. они не участвовали в испытании корабля после спуска на воду, а создать маневр такого огромного корабля без подготовки очень сложно. Некоторые считают, что если бы Титаник не менял курс, а протаранил бы айсберг, то остался бы невредимым, т.к. нос корабля был защищен и мог бы максимум только получить небольшую вмятину.

Рассмотрев расширенную картину обстоятельств той ночи, следует вернуться к объективным и субъективными причинам гибели Титаника.

Субъективные причины гибели Титаника

1. Правила британского кодекса о торговом мореплавании были устаревшими.в них сказано, что спасательные шлюпки ставились на корабль в зависимости от его тоннажа, а не от числа пассажиров. Это значит, что на Титанике не хватало шлюпок, поэтому не спаслось еще около 500 человек.

2. Есть сведения, что рулевой, при команде «Принять влево», повернул руль в право.

3. На борту корабля плыл директор компании Дж. Исмей, но он отдал приказ капитану плыть дальше и не предпринимать никаких действий, чтобы не понести убытки. Капитан выполнил его приказ, но вода поступала в отсеки со скоростью 350 т. в минуту.

4. На сегодняшний день, в живых после крушения не осталось никого. Те, кто спаслись, умерли своей смертью. Последний пассажир Титаника умер в 2009 году. Это была женщина, которая была на Титанике 5 летним ребенком. Только она знала истинную правду гибели судна, которую рассказали ей родные, но тайна умерла вместе с ней.

Объективные причины гибели Титаника

1. Из-за того, что айсберг перевернулся, т.к. он в это время таял, его не было видно с корабля.

2. Скорость корабля была очень высокой. В результате чего удар был максимально сильный. Вина здесь, исключительно капитана корабля.

3. Радисты, занятые отправлением платных сообщений, не передали капитану важную информацию об опасности. Учитывая, что они не входили в состав команды, это с не снимает с них ответственности.

4. Сталь Титаника в то время была не лучшего качества. Давление на нее низких температур приводило ее к хрупкости и ломкости. Вины судостроителей здесь нет, т.к. они выполняли работу с тем сырьем, которое было закуплено руководством судостроительной компании.

5. Все отсеки корабля были ограждены железными дверями, но давление воды было настолько сильным, что они просто разлетались на мелкие кусочки. Таким образом, отсек за отсеком наполнялись водой.

6. Впередсмотрящий не имел бинокля, что снизил радиус его обзора с «орлиного гнезда».

7. Корабль не имел сигнальных ракет красного цвета, запуск которых означал сигнал об опасности. В результате этого, были запущены белые ракеты, которые для соседних кораблей не имели никакого значения.

В данной статье не были рассмотрены корабли, которые пришли на помощь Титанику в ту роковую ночь, но стоит отметить тот факт, что самым близким судном, которое находилось возле Титаника, было судно с браконьерами, которые охотились в ту ночь на тюленей, но увидев запуск белых ракет, они подумали, что это сигнал о том, что им нужно остановиться и капитан этого судна приказал своей команде максимально быстро уплыть в противоположном направлении. Возможно, благодаря этим браконьерам, если бы они не уплыли, спаслось бы намного больше людей, но на их корабле отсутствовала радиосвязь.

Таким образом, разобрав самые правдивые факты о том, как утонул Титаник, можно только предполагать, какая причина все таки самая правдивая.

Гибель Титаника научные факты видео