Из начальной школы в среднюю – как помочь ребенку адаптироваться. Особенности развития личности ребенка в начальной школе

– Каковы типичные проблемы младших школьников?

– Если мы говорим про городских школьников, то первая и основная проблема – это выученная несамостоятельность, несформированность блока планирования. Коротко это называется «учебная несамостоятельность, портящая отношения».

– Откуда она берется?

– Есть несколько причин, которые приводят к тому, что ребенок не может делать уроки сам, и в связи с этим родителям приходится сидеть с ним за уроками, что сильно портит отношения между родителем и ребенком. Сейчас ничто не настраивает ни родителя, ни ребенка на то, чтобы формировать самостоятельность. Она не возникает самотеком.

Во-первых, немалый вклад в это вносит школьная программа – она часто перенасыщена и подстроена не под возраст детей и их способности, а под амбиции образовательного учреждения.

Когда мы с вами учились, никому в голову не приходило сидеть с ребенком за уроками, за исключением случаев перехода в другую более сильную школу или поступления куда-то. Все было устроено так, что с программой можно было справиться. А сейчас все устроено так, что с программой можно справиться только в том случае, если все встанут на уши. И я говорю об обычных детях без образовательных способностей, без дисграфии, без нарушения внимания, без вегетативных нарушений.

Программа по части предметов сформирована так, что их невозможно освоить без взрослого. Например, первоклассник или второклассник, который начинает учить иностранный язык, получает учебник, в котором все задания даны на английском, а он еще не умеет читать по-английски. Очевидно, что без участия взрослого он их выполнять не сможет. Когда мы учились, такого не было.

Во-вторых, не только изменилась программа по наполняемости, но изменился подход учителей. В прошлом году в одной из сильных московских школ только одна учительница первых классов из четырех сказала родителям: «Не вздумайте помогать детям делать уроки, они пришли учиться сами», все остальные сказали: «Родители, вы поступили в первый класс. По математике у нас такая-то программа, по русскому – такая-то, в этой четверти мы занимаемся сложением, в следующей – вычитанием…» И это тоже, конечно, формирует учебную несамостоятельность.

Сегодня школа часть ответственности перевешивает на родителей, и считается, что в этом есть какой-то плюс. Кроме того, учителя страшно задерганы ФГОСами и прочими штуками. У них нет задачи формировать эту учебную самостоятельность – у них много других задач и сложностей: это и большие классы, и огромная отчетность…

Поколение учителей, настроенное на формирование самостоятельности, сходит с рабочей арены.

Еще один фактор, способствующий ухудшению ситуации в начальной школе, – после значительных изменений в образовании повсеместно увеличилось количество учащихся в одном классе. Это огромная разница для учителя – учить в первом классе 25 детей или 32 или даже 40. Это очень сильно влияет на способы работы учителя. Поэтому одна из серьезных проблем начальной школы – большие классы и сопутствующие изменения способов работы учителя, и как результат – более частое эмоциональное выгорание учителей.

Учителя, которые учились еще при СССР, были готовы на многое, подходили к профессии как к служению, сейчас сходят с трудовой арены по возрасту. Есть огромный дефицит кадров. Профессия учителя долго не была престижной, и привлекать в эту профессию молодых специалистов начали только сейчас. Отчасти поэтому даже лучшие школы сегодня переживают жесточайший образовательный кризис.

Старое поколение, может, было эмоционально выгоревшим, уставшим, но очень профессиональным. А из молодых учителей в возрасте 22-32 лет, настроенных на получение максимального заработка при минимальных усилиях, совсем немногие останутся в школе. Поэтому учителя часто уходят, меняются.

Екатерина Бурмистрова. Фото: Facebook

– Какой вклад в формирование несамостоятельности вносят родители?

– У родителей, прежде всего, появилось много свободного времени. Сегодня часто, если семья может себе позволить, чтобы мама не работала, она сидит с ребенком всю начальную школу. И, конечно, ей нужно чувствовать себя востребованной. И совместное выполнение домашних заданий частично инспирировано тем, что у взрослых теперь больше свободного времени, чем раньше. Нельзя сказать, что это плохо – это время можно потратить на что-то прекрасное, но оно часто уходит именно на уроки, и из-за этого отношения не улучшаются.

– Какие есть еще причины?

Еще одна – в том, что мы растим головастиков. Мы делаем огромный упор на развитие интеллектуальных способностей. Этому способствует большой объем самых разных предложений, особенно в Москве, можно столько всего выбрать – только успевай возить. И в результате мы загружаем детей больше, чем нужно. Это общая тенденция, и это проявляется не на осознанном уровне – так делают все.

– Какие симптомы того, что ребенок страдает учебной несамостоятельностью?

– Ребенок не помнит сам, что ему задано. И для этого созданы все условия: бумажный дневник остался в прошлом – у нас теперь есть учительские блоги, родительские чаты, группы, электронные дневники, где все это выложено.

Ребенок не вспоминает, что надо вовремя сесть за уроки. Часто причина в том, что все настолько плотно в его графике, что сразу после школы он куда-то едет, а потом еще куда-то, и когда он попадает домой, он просто не в состоянии ни про что вспомнить.

Только очень зрелые дети способны в 7-8 вечера вспомнить про уроки, поэтому родителям приходится напоминать. А это классический признак школьной самостоятельности. Самостоятельный человек должен взять задачу, вспомнить о том, что он должен ей заняться, и спланировать время, когда это будет сделано. В первом классе этот навык только формируется, но ко второму-третьему классу он уже должен быть. Но он не возникает самотеком, и в современной школе ничто и никто это не формируют.

Ребенок в принципе не обучен отвечать за свое время. Он не бывает один – мы везде его возим. Теперь ни у кого нет ключа на шее – мы везде водим его за руку, возим на машине. Если он опаздывает в школу, то это не он опоздал, а мама застряла в пробке. Он не может спланировать, во сколько ему выйти и сколько необходимо времени, чтобы что-то сделать, потому что ему просто не нужно этому учиться.

– Как это все лечить?

– Лечить болезненно, никто не любит этих рекомендаций, и обычно к психологам попадают, когда уже дошли до предела, довели отношения до такого состояния, что совместное выполнение домашних заданий превращается в многочасовую муку. До этого родители не готовы слушать никаких рекомендаций специалистов. А рекомендации такие: надо пережить пике вниз, серьезный спад успеваемости, и научить ребенка чувствовать ответственность за его время и уроки.

– Грубо говоря, вы перестаете контролировать процесс выхода из дома, напоминать ему, чтобы он делал домашнее задание, и сидеть с ним за уроками, и мужественно переживаете временный вал двоек?

– Если коротко, то да. У меня целый курс есть про учебную самостоятельность. Желательно при этом объяснить учителю, что у вас будет это пике вниз, но не с каждым педагогом можно об этом договориться: отнестись к этому процессу с пониманием способен один учитель из десяти, потому что общая тенденция школы другая. Сегодня научить ребенка учиться не является задачей школы.

Проблема в том, что в начальной школе ребенок еще небольшой, и вы можете практически силой усадить его за уроки и удержать. Сложности часто начинаются позже, в 6-7-м классе, когда это уже большой человек, иногда выше мамы с папой, у которого уже другие интересы, начинаются пубертатные штучки и оказывается, что он совершенно не умеет распределять время и уже не готов вас слушаться. Он хочет самостоятельности, но совершенно к ней не способен.

Я сгущаю краски, и до острого противостояния с родителями доходит не всегда, но довольно часто. Пока родители могут, они его удерживают, контролируют, направляют. Как говорится, главное – довести ребенка до пенсии.

– Какие еще есть проблемы у детей начальной школы?

– Связанная с несамостоятельностью проблема – перегруженность ребенка, когда в него впихнуто все, что можно впихнуть. Я каждый год встречаюсь с мамами, которые говорят: «У моего ребенка расписание сложнее, чем у меня», причем говорят об этом с гордостью.

Это определенная часть общества, где мама убивается и водит ребенка везде сама, или где есть водитель, который везде возит и ждет ребенка в машине. У меня есть простой маркер ненормальности нагрузки: я спрашиваю: «Сколько времени в неделю ваш ребенок гуляет?» Если речь идет про начальную школу, родители часто говорят: «Какой гуляет? Он в каникулы гуляет». Это показатель ненормальной нагрузки. Еще один хороший вопрос: «Во что любит играть ваш ребенок?» – «В Lego». – «Когда он играет в Lego?» – «В каникулы»…

Кстати, эта перегрузка расписания увеличивает количество нечитающих детей.

Если ребенок еще не стал фанатом чтения, не успел зачитать, не открыл для себя чтение, то в условиях интеллектуальной и организационной перегрузки, придя домой, он будет больше всего хотеть отключить мозг, который все время работает.

Здесь есть прямая связь, и когда детей разгружаешь, они начинают читать. У перегруженного ребенка мозг все время в напряжении. Когда мы с вами, взрослые люди, лишаем себя полноценного регулярного сна, мы лучше от этого работать не начинаем – мы начинаем работать совершенно по-другому, и многим приходится пройти через опыт жестокой бессонницы и нервно-психического истощения, прежде чем они перестают экспериментировать с количеством сна.

Нагрузка – это то же самое. Если мы систематически перегружаем неокрепшее существо, которое активно растет, оно не начинает учиться лучше. Поэтому вопрос нагрузки – очень тонкий и индивидуальный. Есть дети, которые готовы нести большую нагрузку, и им прекрасно, они только хорошеют от этого, а есть те, кто берет нагрузку, несет ее, но постепенно от этого невротизируется. Надо смотреть на поведение ребенка, на его состояние вечером и к концу недели.

– Какое состояние должно заставить родителей задуматься и пересмотреть нагрузку ребенка?

Это зависит от его психологического типа. Меланхолики будут страдать, тихо плакать и болеть, потому что это самый уязвимый и истощаемый тип, они будут уставать только от количества народу в классе и от шума в рекреации. Холерики будут кричать и закатывать истерики к концу недели.

Самый опасный тип – это те дети, которые без внешних проявлений переутомления несут нагрузку, пока она не доводит их до соматического срыва, пока они не покроются экземой и пятнами. Эта выносливость опаснее всего. С ними нужно быть особенно аккуратными. Они действительно много могут, они очень результативны, позитивны, но у них не всегда срабатывают внутренние предохранители, и родители часто спохватываются, когда ребенок уже в плохом состоянии. Их надо учить чувствовать нагрузку.

Это индивидуальные показатели, но есть и общие: ребенок в начальной школе должен гулять хотя бы трижды в неделю по часу. Причем именно гулять, а не то, что мне иногда говорят родители: «А мы гуляем, когда идем с одного занятия на другое». Есть вообще ситуации, когда ребенок и его мама живут в режиме подвига: «Я в машине кормлю его супом из термоса, потому что он же должен обедать полноценно».

Я слышу такое достаточно много, причем это часто позиционируется как большое достижение. Людьми движут лучшие побуждения, и они не чувствуют перенасыщения расписания. А ведь детство – это время, когда много сил уходит просто на рост и взросление.

– Есть ли функциональные проблемы у современных младшеклассников, которые мешают им в их школьной жизни?

– Как ни странно, при всем современном уровне информированности и грамотности, достаточно часто встречается неотслеженная минимальная мозговая дисфункция, ММД. Это комплекс небольших нарушений, которые никак не диагностируются до того, как они проявились, но при этом страшно мешают. Это не совсем гиперактивность и не совсем дефицит внимания – это меньшие вещи, но ребенок с ММД плохо обучаем в формате обычного класса. Также бывают недиагностируемыми всякие речевые нарушения, которые очень влияют на освоение письма, чтения, иностранного языка, всяческие дислексии и дисграфии.

– Откуда это берется?

– Это, может, всегда и было, но до школы не очень мешало и не особенно проявлялось. Причина – возможно, в простимулированных родах и во вмешательстве в роды – при поиске того, откуда это взялось, смотрят на пренатальные факторы и всегда что-то там находят.

ММД – это нарушения нашего времени, которых наравне с аллергиями и онкологией стало больше.

Некоторые из них мешают ребенку учиться в общеобразовательном формате.

В редких школах действуют системы поддержки, работают логопеды, психологи, которые могут помочь ребенку адаптироваться, зато есть огромное количество детей, которые в середине первого, второго, третьего класса выдавливаются из обычных школ, потому что не могут там учиться, им трудно. Это означает, что вовремя не позвали логопеда, психолога, не сходили к нейропсихологу, не пролечились.

– Минимальная мозговая дисфункция – это психофизиологические нарушения, но есть и еще одна социально-педагогическая проблема, которая в большей степени проявляется в Москве и других больших городах: сегодня есть немало детей, которые не привыкли жить в социуме и не обучены правилам взаимодействия. Они плохо обучаются в формате большого класса, просто потому, что их никогда к этому не готовили.

– То есть они не гуляли во дворе, не ходили в обычный сад, все время были с няней и мамой?

– Да, и все всегда подстраивались под них. Может, у них были прекрасные репетиторы, у них отличные знания и учебные навыки, но они не привыкли работать в формате групп. Обычно в школах, где есть конкурс, таких детей отслеживают и стараются не брать или брать с условиями, а в частных школах таких детей много. И они могут сильно портить работу класса.

– Есть ли новые проблемы, связанные с тем, что дети много времени проводят с планшетами, телефонами и телевизорами?

– Да, есть еще один тип проблемы – довольно новый и мало исследованный в русскоязычном пространстве, но вот уже несколько лет в школу приходят поколения, которые больше привыкли смотреть, чем слушать. Это дети, которые основные истории услышали не из прочитанных родителями книг и не от родных, а посмотрели, и для них визуальная форма подачи информации стала основной. Это гораздо более простая форма, и нужно приложить гораздо меньше сил, чтобы что-то усвоить из видео. Эти дети в школе не могут слушать, они две минуты слушают и отключаются, у них плывет внимание. У них нет органических нарушений – они просто не приучены к принятой в школе форме подачи информации.

Это формируется нами, родителями – часто ребенка удобно «выключить», поставив ему мультики, и мы таким образом формируем не слушателя, не деятеля, а зрителя, пассивно потребляющего визуальную информацию.

Чем меньше будет экрана до школы, тем выше вероятность, что с вашим ребенком этого не произойдет.

– Если говорить о самых маленьких, первоклашках, есть ли признаки того, что ребенок слишком рано пошел в школу?

– Если ребенок пошел в школу слишком рано, то через полтора-два месяца, когда должно стать легче, становится, наоборот, сложнее. Эти пациенты ежегодно приходят в октябре-ноябре: ребенку надоела школа, ушла мотивация, сначала он хотел идти в школу и пошел с удовольствием, но выдохся, разочаровался, ему ничего не интересно, появились соматические расстройства, он не реагирует на обращения учителя.

По первоклашкам это очень видно. Они должны научиться к октябрю-ноябрю правильно реагировать на общие формы обращения, когда учитель говорит: «Дети, взяли карандаши».

Дети, которые эмоционально готовы к школе, берут карандаши при общей форме обращения. А если им даже в ноябре говорят: «Все взяли карандаши, и Маша тоже взяла карандаш», значит, такая способность к самостоятельной работе в группе у ребенка еще не созрела. Это признак того, что он пошел в школу рано.

– Если ребенок, наоборот, пересидел лишний год дома или в детском саду, как это будет выглядеть?

– Ему тоже будет скучно, но по-другому: он чувствует себя умнее других. И тут нужно думать, как подобрать ребенку нагрузку, чтобы он мог оставаться в классе. Если тех, кто пошел в школу рано, можно забрать и вернуть через год, чтобы была пауза, то этим детям надо подбирать в формате класса индивидуальные задания, чтобы им было интересно, и совсем не каждый учитель готов этим заниматься.

– Есть ли признаки того, что ребенку в начальной школе плохо?

– Конечно. Обычно ребенку сложно в период адаптации, в первые полтора-два месяца, когда он или только пришел в первый класс, или пошел в новый класс, в новую школу, сменил коллектив, учителя. По идее, дальше должно становиться легче.

– Чего у ребенка не должно быть при нормальном учебном процессе?

– Невроза, тотальной подавленности, апатии. Есть ряд невротических признаков, которых быть не должно: грызение ногтей, выдирание волос, сгрызание одежды, появление нарушений речи, запинок, заиканий, болей по утрам в животе, головных болей, тошноты, которые бывают только по утрам и проходят, если ребенка оставляют дома, и так далее.

После 6-7 недель адаптации не должно быть говорения во сне, не должен меняться характер сна. Мы говорим о младших школьниках, потому что в подростковом возрасте гораздо сложнее определить, где причина – школа, а где – какие-то их личные переживания.

Следующий материал – о том, с чем сталкиваются родители детей, которые учатся в средней школе.

Ксения Кнорре Дмитриева

Из опыта консультирования известно немало случаев, когда родители бывают в состоянии недоумения от поведения своего ребенка в школе.

Пример: Семилетний Алеша в домашних условиях ведет себя покладисто, дружелюбно, выполняет требования родителей, занимается самостоятельно уроками, да и вообще помогает маме по уходу за младшей сестрой. Но однажды, мама пошла на родительское собрание, где классный руководитель Алеши был в негодовании от его поведения, манер общения и способов взаимодействия. У мамы в голове не укладываются эти вещи.

И ведь действительно, как, один ребенок может вести себя различным образом в разных ситуациях? Ответ прост: может.

Вся тонкость такого амбивалентного поведения в различных условиях заключается в том, что придя в школу, перед ребенком встали новые условия и требования, которых не было в предыдущие 6-7 лет. Это обстоятельство накладывает весомый отпечаток и, к сожалению, не все дети способны принять новые правила поведения. В школе возникают запреты на общение во время урока, отвлечение на незначимые признаки и ставятся требования на выполнение четкого ряда задач. Часто, дети оказываются не готовы к такому режиму, и в результате, не могут сформировать адекватные взаимоотношения с педагогами.

Для того чтобы предотвратить эти ситуации, мы должны помнить о важности подготовки ребенка к школе. Спешу заверить, что детский сад, не всегда способен дать то, что оказывается необходимо в школе. Поэтому, в дошкольном возрасте велика значимость общения и совместной деятельности родителей и ребенка. Не стоит забывать, что ведущим типом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра. Через нее вы можете ставить перед ребенком задачи, которые будут способствовать развитию ответственности и произвольности, что необходимо для учеников младшего звена. Например, в качестве игры, вы можете построить сюжет, где необходимым условием будет выполнить определенное действие.

Также, не бойтесь привлекать ребенка к трудовой и хозяйственной деятельности. Вам может показаться, что он еще очень мал или выполнит задание плохо, однако, любой опыт будет полезен для его становления ответственности. Ребенку необходимо чувство значимости, которое вы можете поддержать в нем, путем назначения важных заданий. Безусловно, если, например, 10 тарелок будете мыть вы, это получиться намного быстрее и продуктивнее. Однако в обучении и воспитании ребенка важен не столько результат и скорость, сколько сам процесс.

Ребенок должен научиться орудовать средствами для того, чтобы в полной мере овладеть ими. В отношении процесса школьного обучения, вы также можете помочь ребенку. Объясните ему, для чего нужна школа, что там делают, как себя надо вести. Ответьте на все «Почему?» ребенка. Продумайте и опробуйте с ним схему выполнения домашнего задания, ведь важно помнить о том, что учителя дают материал, но ведь они не могут отследить процесс выполнения домашнего задания. И в этом случае, на помощь ребенку должны прийти вы. Не надо делать за ребенка задания, помогите ему сориентироваться в задаче и найти верный способ ее решения.

Таким образом, для родителей важно помнить, что для успешного становления процесса обучения необходима продуманная работа в период дошкольничества и помощь в адаптации к школе с первого дня обучения. Для ребенка важным взрослым вплоть до периода подросткового возраста являются родители, которым необходимо помочь своему ребенку в становления личности, поведения и эмоций!

Почему ребенок иногда категорически отказывается идти на занятия? Именно об этом мы и поговорим сегодня, а заодно попытаемся выяснить, почему дети в начальной школе чаще всего "теряют" всякое желание учиться, чем приобретают жажду знаний.

"Ты уже взрослый, ты первоклассник!" - говорят родители своим детям, и с улыбкой отправляют их в начальную школу. Не менее радостные первоклашки подхватывают яркие ранцы, и, сжимая в потных ладошках букеты, делают первые шаги по дороге во взрослую жизнь. Казалось бы, все замечательно - дети с радостью идут в школу 1 сентября, а родители готовятся с гордостью рассказывать всем знакомым о достижениях своего чада. Тогда почему уже 1 октября ребенок категорически отказывается идти на занятия, а мамы и папы сердито рассказывают ему о пользе обучения?

Именно об этом мы и поговорим сегодня, а заодно попытаемся выяснить, почему дети в начальной школе чаще всего "теряют" всякое желание учиться, чем приобретают жажду знаний.

Занятия в начальной школе: какие проблемы могут возникнуть у детей

Для первоклассников занятия в школе это не только узнавание чего-то нового и первый шаг к взрослению, но и тревоги, проблемы, волнения и стрессы, которые могут возникнуть по нескольким причинам:

  • взаимоотношения с одноклассниками;
  • отсутствие контакта с преподавателем;
  • недостаточная успеваемость;
  • переутомление;
  • учебные нагрузки.

Каждый из этих факторов (как и их совокупность) может стать серьезной проблемой, способной на долгое время отбить у ребенка охоту к обучению. Поэтому очень важно уделить должное внимание подготовке ребенка к школе, которая обязательно должна включать в себя непринужденные беседы о пользе занятий. Если же Вы упустили момент, и Ваш ребенок уже стал первоклассником, избежать возможных проблем можно, следуя некоторым нашим рекомендациям.

Первый класс: как избежать проблем?

Взаимоотношения с одноклассниками

Очень часто дети жалуются родителям на насмешки со стороны одноклассников. Причины насмешек могут быть самыми разными: особенности речи или фигуры, ношение очков или скоб и т.д. Конечно же, изменить одноклассников Вашего ребенка Вы не сможете. Но Вы можете оказать влияние на его восприятие возможных насмешек.

Если ребенок вернулся из школы в слезах потому, что его обозвали "очкариком", то не нужно драматизировать ситуацию, и с возмущением обвинять других детей в жестокости и непонимании. Не давайте злости на одноклассников пустить корни в сердце Вашего ребенка. Лучше всего спокойно объяснить ребенку, что, например, очки являются очень модным аксессуаром, а многие знаменитости даже носят очки без диоптрий не имея проблем со зрением. То есть, постарайтесь найти положительные моменты в тех особенностях Вашего ребенка, которые вызвали насмешки.

Отсутствие контакта с преподавателем

От взаимоотношения с первым учителем во многом зависит дальнейшее обучение ребенка не только в начальной школе . Очень важно понимать, что практически каждый ребенок испытывает безотчетный страх перед учителем. Даже если у Вашего ребенка опытный и понимающий педагог, без Вашей помощи добиться контакта с Вашим ребенком ему будет очень сложно. Необходимо объяснить первокласснику, что строгость и требовательность педагога обусловлена не его отношением к ребенку, а стремлением к дисциплине и получению ребенком соответствующих знаний. Ребенок должен понять, что учитель может сердиться и нервничать, если была нарушена дисциплина на уроке или не было выполнено домашнее задание. То есть, учитель сердится не потому, что ребенок плохой, а потому что было проигнорировано его замечание или указание.

Недостаточная успеваемость

Низкая оценка для первоклассника (даже если это не полноценные отметки, а "тучки и "солнышки") это настоящая трагедия, способная существенно сказаться на его самооценке. При этом родители достаточно часто усугубляют ситуацию насмешками, руганью и замечаниями типа "Опять все испортил!". Такая реакция со стороны родителей может привести к печальным последствиям: ребенок эмоционально закрывается и у него пропадает интерес к учебе.

Чтобы избежать этого лучше всего посочувствовать ребенку, внимательно выслушать его, постараться понять почему у ребенка не получается то или иное задание, и вместе с ним преодолеть трудности. Однако ни в коем случае не делайте домашнее задание вместо ребенка. Конечно же, отметку за него он получит хорошую, а вот стремиться к самостоятельному получению новых знаний он точно перестанет.

Переутомление

Отправляя ребенка в школу , многие родители даже не задумываются о том, что у первоклассника не только меняется распорядок дня, но и увеличивается нагрузка. Если до школы основной его деятельностью были игры, то в школе он принимает участие в учебном процессе, который предполагает усидчивость и концентрацию внимания и памяти. И, конечно же, в школе нет тихого часа, чтобы отдохнуть.

Поэтому хорошо подумайте, прежде чем записывать ребенка в группу продленного дня. Если Ваш ребенок привык днем спать, то лучше всего в первые месяцы обучения сразу же после занятий забирать его домой, где он в привычной для него обстановке сможет отдохнуть, и набраться сил для выполнения домашнего задания. Это позволит первокласснику избежать переутомления и позволит ему постепенно привыкнуть к школьным будням.

Учебные нагрузки

Причиной нежелания первоклассника ходить в школу может стать учебный материал, который не поддается его понимаю. В этом случае родителям очень важно проявлять искренний интерес к тому, что происходит на уроках и внимательно следить за первыми успехами первоклассника в школе. После уроков расспрашивайте своего ребенка о том, чем он занимался на том или ином уроке, что ему понравилось и что не получилось. Благодаря доверительному общению с ребенком, Вы сможете сразу же определить, к каким именно предметам у Вашего ребенка есть склонности, а какие скучны и даются ему с трудом.

Не ожидайте, что с первого же дня занятий в школе Ваш ребенок начнет быстро читать и аккуратно писать. Не заставляйте его исписывать несколько страниц в наказание за некрасиво написанную букву или часами читать за медленное прочтение домашнего задания. Будьте терпеливы и поощряйте его за каждую красиво написанную букву или быстро прочитанное слово.

Особое внимание уделите занятиям, направленным на стимулирование интереса к познанию нового. Это может быть совместный просмотр познавательных мультфильмов или документальных фильмов, прочтение интересных книг или развивающие игры.

Хвалите своего ребенка и помогайте ему справляться с трудностями. Именно помогайте, а не решайте за него! И тогда, Ваш первоклассник с удовольствием будет ходить в школу, овладевать новыми знаниями и чувствовать себя абсолютно счастливым.

Большинство из вас уже знают, в какую школу пойдет ребенок, что за учитель будет закладывать образовательные основы и знания ваших детей.

Но, что будет в реальности итогом начального образования наших чад, сейчас предположить достаточно трудно. Посему, обо всем по порядку:

Начальная школа.

Для начала давайте разберемся, какое значение имеет начальная школа в дальнейшем образовании наших детей? Ответ прост:

Начальная школа имеет определяющее значение для всего последующего образовательного процесса, в который входят ваши дети!

Поэтому в идеале начальная школа не должна быть ни излишне сложной, - ни излишне слабой. Она должна быть сильной, а учитель должен быть настоящим профессионалом. И главное: она должна быть одинаково сильной для всех детей. Распределение по способностям в начальной школе не допустимо (за исключением случаев врожденной одаренности, которые крайне редки).

Именно по итогам начальной школы вы будете оценивать уровень способностей и интеллектуальную направленность своего ребенка на этап средней школы и старшей. А за ними и на всю оставшуюся жизнь. Но это в идеале, а как там дело обстоит в реальности?

Что значит для начальной школы, точнее: программы обучения в начальной школе, быть не слишком сложной и не слишком слабой?

Как-то раз один замечательный учитель математики, учебник для начальной школы которого, до сих пор остается не превзойденным с моей точки зрения, мне сказал: «Что важно в начальной школе? - Русский, математика и чтение! Все остальное совершенно лишнее и мешает развитию образовательного навыка у ребенка. А Вы посмотрите, что сейчас делается?» (Б.П. Гейдман).

На тот момент (начало 2000-х) действительно программы начальных школ пестрили предметным многообразием в ущерб основным предметам. Дети, прошедшие такие программы к окончанию средней школы теряли мотивацию к учебе, процесс образования в школе становился для них обузой. А вынужденное участие родителей в подготовке рефератов не по возрасту, презентаций и прочего, дезориентировали ребенка в границах самостоятельности в деле осуществления собственного учебного процесса.

Теперь о том, что такое слабая начальная школа, (она «заступила на пост» с программой министерства образования и науки «Школа 2000). Кидаться в крайности - это наша любимая национальная забава. Но вернемся к теме: Речь идет о примитивности программ основных предметов начальной школы под видом лозунга «у детей должно быть детство» . «Детство» у таких детей, как правило, сводится к планшету, компьютеру и телевизору в «нон стопе». Последствия реализуются на этапе переходного возраста, когда авторитет родителей перестает быть доминирующим.

Примитивность программ обучения сводится к упрощенной программе по математике, очень маленьким домашним заданиям по русскому языку. Ну и, соответственно, чтению на уровне скорости и навыка, не предусматривающего проверку осмысления прочитанного, т.е. искусственного занижения интеллектуальных возможностей ребенка.

Но как оно должно быть, если все это формируется «по - уму»?

Русский язык : программа по русскому языку рассчитана на то, чтобы ребенок получил навык автоматической грамотности. Этому способствует логопедическое здоровье ребенка, за которым родители должны следить на дошкольном этапе, и базовая теория русского языка в начальной школе, закрепленная большими домашними заданиями, объем которых предполагает установления навыка правописания, переходящего в автоматизм.

Смело могу сказать, что основы русского языка, основной объем грамотного письма, закладываются в начальной школе. Упущение этого этапа очень трудно компенсируется: Расчет на репетиров по русскому в старшей школе, может и не оправдаться совсем. Поэтому к русскому родителям надо быть особенно внимательными.

Математика : Прежде всего, напомню азы того, что такое математика. Математика - это язык любой науки. То явление жизни, что на обычном языке объясняется большим объемом текста, на языке математики может быть представлено одной формулой. Поэтому без математики нет науки, чтобы ни говорили разного рода «гуманитарии».

Именно этому свойству математики и учатся наши дети, загибая пальчики в устном счете, решая задачки на скорость парохода по течению реки и против течения и т.д. Навык понимания соответствия математической записи реальному явлению жизни должны освоить наши дети в начальной школе, и тогда в средней школе не будет проблем с естественнонаучными предметами.

Отдельно хочу остановиться на том, нужна ли математика девочкам? - Просто необходима. И не затем, чтобы потом «высушить мозги», как любят говаривать малосведущие, в вопросах организации образования, люди. А затем, чтобы научиться искусству «интеллектуальных многоходовок». Именно этот навык - первейшая задача математики. Здесь суть опасности примитивных программ по математике в начальной школе, в которых отсутствует «задачка с подковыркой», отсутствует «неоднозначность» пути решения и возможного конечного ответа.

Ребенок, решая примеры и задачки по математике, должен научиться замечать «детали», скрытые в условии задачи или примере, который решается двумя действиями, уравнениями и прочее. Осваивая такие задачки, ученик получает огромное удовольствие от процесса познания, чем закрепляется мотивация на обучение и ощущение горизонтов человеческого знания на всю оставшуюся жизнь.

Чтение : Теперь о чтении - пожалуй, самый главный навык, который Ваш ребенок должен освоить за время начальной школы. От него зависит успешное освоение и математики и родного языка. Нужно не просто научить ребенка читать - нужно научить ребенка читать осмысленно, т.е. в процессе чтения ученик должен осмыслить максимум содержания написанного. Это не так просто, как кажется. Учитель для этого дает задания на пересказ текста и заучивания стихов. Так же в начальной школе практикуются изложения и маленькие домашние сочинения.

Для начала тексты должны быть простыми и емкими по смыслу: «мама мыла раму» . Ребенок мгновенно представляет себе процесс, ему это обеспечивает содержательная емкость и краткость предложения. Поэтому за текстами, которые даются детям для чтения на первых порах, надо особенно следить. Не плохо, если ваш малыш пришел в школу читающим, и у него есть возможность углублять навык осмысленного чтения легкими пересказами и заучиванием небольших стихов.

Если вашему малышу трудно дается учение наизусть, попробуйте с ребенком пересказать стишок, который он учит. Описание стихотворного образа очень важно для осмысленного запоминания и тренировки осознанной памяти. Помогайте ребенку тем, что показывайте ему стихотворные образы в реальной жизни. Для этого очень хорошо читать «пейзажную классику», которой вдоволь у русских поэтов и писателей. Сейчас все это продается в стихотворных сборниках для детей в серии «Времена года». Тем более, что все эти стихи и рассказы будут в программе по чтению начальной школы все четыре года и потом перейдут на пятый класс в программу по литературе. ...

Что касается всех остальных предметов, принятых в начальной школе : изобразительное искусство, музыка, окружающий мир, физкультура - все они необходимы и учат ребенка восприятию миру через язык классического творчества и радость движения. То, что школьная программа упорядочивает эти процессы «заданиями» с конкретным содержанием - это правильно, ибо упорядочивание процесса усвоения восприятия окружающего мира языком познания с включением всех его видов (зрительного, тактильного, слухового, кинетического (движение тела)), - это основная методологическая задача образования по отношению к подрастающему поколению.

Что касается нововведений последнего времени в школьные программы для начальной школы типа информатики, истории и иностранного языка: Информатика - это реальность нашего времени, от нее никуда не деться, да и не надо. Но нужна ли она ребенку на первых этапах обучения? - Мое мнение - НЕТ. Почему?

Во-первых, дети на уровне примитивного пользователя и так осваивают новые социальные навыки с раннего детства достаточно легко, а глубинная суть информатики, которая ложиться потом в основы профессионального программирования - это математика. И сегодня формируются программы по математики для начальной школы, которые учитывают этот фактор. Поэтому отдельный предмет в начальной школе - это лукавство, заигрывание с не сведущими родителями. Что касается логики, выделенной в отдельный предмет, еще одной предвестницы информатики: хорошая программа по математике ее в себя включает, но выделенная в отдельный предмет, она лишней не будет. Главное, чтобы не в ущерб основным предметам.

Теперь об иностранном языке : наш век подразумевает английский. От этого никуда не деться. Поэтому грамотные школы вводят его со второго класса. И здесь есть свои нюансы: первоклассники начала 90-х оказались в свое время в крайне сложной ситуации, когда к моменту поступления в ВУЗ вдруг выяснилось, что на английском они пишут и читают грамотнее, чем на русском. Их «продвинутые» матери бросились нанимать репетиров по русскому, которым предстояло не только научить подростка грамотному письму, но еще и искусству сочинения. Естественно, все кончилось взятками при поступлении - тогда это было не проблемой. Как же так вышло?

«Постсоветские матери», алчущие западных благ и пережившие их недоступность в своей молодости, бросились компенсировать своим чадам это интенсивным обучением иностранному языку в ущерб русскому. А школы, оказавшиеся в зависимости от «воли матери» радостно ответили на запрос. Это было большой ошибкой.

Иностранный язык, безусловно, нужен, но акцент в начальной школе должен был быть сделан на грамматику, а не на лексику. И даже, если ребенок готов к усвоению и того и другого, доминанта родного языка и языка национального общения, должна быть в начальной школе выше, чем объемы иностранного, если, конечно, вы не собираетесь менять гражданство и страну проживания. Или уже не живете на несколько стран.

Там, где учителю удалось правильно расставить акценты в пользу грамматики иностранного языка и частого повторения одного и того же основополагающего правила восприятия иностранной речи, ученикам в средней школе ничего ни стоило «повесить» на это богатую лексику. Те дети, у кого основы процесса соотношения усилий на освоение русского и английского языков были нарушены, получали проблемы.

Что касается всего остального: истории и прочего . В начальной школе эти направления учитываются программой «Родной речи», и умножаются программами по внеклассному чтению на лето. Поэтому перегруз различными научными направлениями в начальной школе не просто не нужен, но и опасен. Ведь любая наука строится по своей логике как предметной, так и теоретической - детям до 10 лет она не нужна. Потом они освоят ее легко, если предыдущие этапы их обучения были составлены правильно.

Что еще хочу отметить: Планируя образование своих детей, мы очень часто ориентируемся на собственный опыт, и тем самым, ограничиваем разнообразие дорог, которые наш ребенок способен освоить. Например, «математикой у нас никто не занимается», или «я в школу не ходила, и ничего! - ходила в школу искусств» и т.д. Чаще всего, дети таких родителей повторяют их дороги. Но акцентировать это при ребенке не стоит, его будущее не предсказуемо, ограничивать его собственными возможностями не честно. Дайте время своему чаду, и понаблюдайте - можете совершить открытие. Или просто, делайте, как чувствуете, но при ребенке не высказывайте свою позицию.

В свое время я отдала ребенка в музыкальную школу, не имея к этому сама ни малейшей склонности - процесс был сложный, но ребенок получил музыкальное образование, хоть и не стал профессиональным музыкантом. Это позволило моей дочери обрести музыкальный вкус, чувство музыкальной грамотности и многократно расширило ее кругозор. Выяснилось.,что у нее есть и слух, и голос и все, что нужно для игры на фортепьяно. Я уж молчу про эффект от занятий музыкой, который заключается в том, что в процесс музицирования включены все инструменты освоения действительности: мышление, моторика пальцев рук, ритм ноги для педали, зрение и слух.

Кстати, если Вам не очень повезло со школой и контингентом в классе, или ваш ребенок слишком умен для своего возраста, но у вас нет возможности это реализовать традиционным процессом образования - занятия любым видом искусства, особенно музыкой - это спасение!

Вот так, дорогие родители, выглядит в самом общем виде процесс обучения вашего дитя в начальной школе. Последнее, на что хотелось бы обратить внимание в этой теме: Не позволяйте ставить на своих детях эксперименты по типу: «Зачем нам устный счет, если есть калькулятор?» Или: «Зачем нам письмо, когда есть клавиатура?» - Это глупость страшная и не поправимая. Вступая в процесс обучения, ребенок осваивает все этапы становления знания человечества об окружающем мире. Среди них этап становления речи, этап становления письма, этап становления математической формализации жизни, и как следствие образования науки.

Вспомните, как развивается эмбрион в утробе матери: он проходит все основные этапы эволюции, прежде, чем превратиться в человека. Так же и образование вашего чада проходит все этапы формирования культурно - исторического опыта нации. Ничего лишнего здесь нет и быть не может. А если наш мозг и эволюционирует в смысле познавательных процессов, то очень медленно. И когда дети начнут рождаться «с определенным навыком чтения и речи», никто не может предсказать. Время биологической эволюции исчисляется миллионами, миллиардами лет. Поэтому все по порядку, - «бежать через ступени» смысла нет.