Известный геолог. §10. Природные ресурсы земной коры. Это я могу

Воспитателем многих поколений русских геологов, создателем замечательного геологического музея и кабинета в Петербургском университете, уникальные собрания коллекций которых известны всему миру, был профессор Петербургского университета, член - корреспондент Академии наук А. А. Иностранцев.

А. А. Иностранцев родился в семье военного в Петербурге 24 июля 1843 года. Образование он получил в Петербургской классической гимназии, где преобладали гуманитарные науки, греческий и латинский языки и литература, история Древней Греции и Рима, Средних веков, Древней Руси, древнерусская литература. Но, несмотря на гуманитарный уклон образования, юноша полюбил естествознание, что в конечном итоге и привело А. А. Иностранцева в Петербургский университет. А. А. Иностранцев поступил на отделение естественных наук физико - математического факультета, где преподавались главным образом химия, ботаника, зоология и геология. Общее число предметов и экзаменов по этим предметам было невелико, и у студентов оставалось довольно много времени для специализации. На первом курсе химию естественникам читал Д. И. Менделеев. Его лекции производили неизгладимое впечатление не только глубиной и единством теории и практики, характерными для этого великого ученого, но и подлинным вдохновением. Под влиянием Д. И. Менделеева А. А. Иностранцев увлекся химией и добился больших успехов.

Успехи в химии были столь значительны, что Д. И. Менделеев рекомендовал А. А. Иностранцева на должность лаборанта в частную лабораторию уральского промышленника П. П. Демидова. В этой лаборатории А. А. Иностранцев выполнил среди других работ анализы известняков и фосфоритов.

Главное же значение в окончательном выборе специальности имело близкое знакомство с профессором П. А. Пузыревским и профессором Э. К. Гофманом. Молодой профессор П. А. Пузыревский, воспитанник Петербургского университета, уже побывал на Везувии в период оживления его вулканической деятельности. Профессор Э. К. Гофман участвовал в качестве геолога в знаменитом трехлетнем плавании (1823–1826) шлюпа «Предприятие» под командованием капитана О. Коцебу; к этому времени он провел ряд геологических экспедиций в Восточную Сибирь, Финляндию, Северный и Средний Урал и был директором Минералогического общества; секретарем общества был Пузыревский.

Еще студентом А. А. Иностранцев начал работать при кафедре минералогии и помогать пополнению кафедры новыми сборами. На старшем курсе на А. А. Иностранцева были возложены обязанности хранителя Минералогического кабинета.

Весной 1867 года университет был окончен, и А. А. Иностранцев взялся за кандидатскую диссертацию «Петрографический очерк острова Валамо». Эта работа по изучению горных пород с применением микроскопа ознаменовала начало новой эпохи в развитии петрографии в России. Это была первая работа с применением микроскопа в то время, когда и за границей «микроскопическая петрография» еще только зарождалась. Уже в декабре 1867 года молодой ученый с успехом доложил свою работу на первом съезде русских естествоиспытателей и врачей. Одновременно с научной работой А. А. Иностранцев занимается в университете преподаванием и пополнением вновь организуемого геологического и палеонтологического музея, хранителем которого он был назначен в 1868 году. В том же году, т. е. всего через два года после окончания университета, он уже защитил магистерскую диссертацию «Геогностическое строение западного берега Ладожского озера» (геогнозия - историческая геология) и приступил к чтению лекций. В 1870 году он стал доцентом палеонтологии и геологии. В следующем году он отправился в полуторагодичную заграничную командировку, которую использовал для многочисленных геологических экскурсий по Италии (Альпы), в районах Праги и Вены и для интенсивной работы в музеях Женевы, Цюриха, Мюнхена, Вены и Праги. А. А. Иностранцев ознакомился с постановкой преподавания, музейного дела и научной работы в иностранных университетах и музеях. Эта поездка дала ему возможность установить научные связи со многими выдающимися иностранными геологами того времени.

В 1873 году, вскоре после возвращения из?за границы, А. А. Иностранцев защитил свою докторскую диссертацию «Геологическое исследование на севере России в 1869 и 1870 гг.» и был избран профессором по кафедре геологии Петербургского университета. А. А. Иностранцев был первым профессором геологии в вырастившем его университете и занимал кафедру геологии 49 лет - до самой своей кончины.

Он неустанно работал над пополнением кафедры учебными и научными материалами, над постановкой научной работы и вовлечением в эту работу молодежи. Всю свою жизнь он посвятил обогащению созданного им геологического и палеонтологического музея новыми ценными коллекциями и воспитанию кадров ученых - геологов. Впоследствии кафедра настолько выросла, что разделилась на несколько самостоятельных кафедр.

В те времена, когда А. А. Иностранцев сам учился в университете, весь геологический музей помещался… в двух шкафах! Легко себе представить, сколько сил и энергии надо было затратить ученому - энтузиасту на создание богатейшей коллекции, собрания образцов которой пользуются мировой известностью. В основу вновь созданного музея легла обширная палеонтологическая коллекция выдающегося русского естествоиспытателя профессора Э. И. Эйхвальда (1795–1876), в течение пятидесяти лет собравшего и описавшего массу замечательных остатков ископаемых организмов. Впоследствии к этому драгоценному собранию, являющемуся украшением университета, А. А. Иностранцев присоединил сборы профессора Киевского университета А. С. Роговича (1812–1872), многочисленных своих учеников, свои личные многолетние сборы, а также пожертвования путешественников. Создание кафедры геологии и большого музея при ней дало возможность поставить на большую высоту научную работу по геологии и ее преподавание. Многие из учеников д. Д. Иностранцева выросли в крупнейших ученых и сами имеют талантливых учеников - «научных внуков» А. А. Иностранцева. Имя А. А. Иностранцева тесно связано с историей геологического образования в России еще и потому, что им был создан первый русский общий курс геологии (в двух томах), выдержавший несколько изданий. По этому курсу учились многие поколения русских геологов. А. А. Иностранцев состоял также профессором Петербургских высших женских курсов, Технологического института, Военно - медицинской академии, Военно - инженерной академии, Академии Генерального штаба.

Полувековая научная работа А. А. Иностранцева очень обширна и охватывает разные стороны геологии и смежных наук. А. А. Иностранцевым опубликовано свыше ста оригинальных работ, не считая не поддающихся учету мелких статей и заметок в журналах, газетах, энциклопедических словарях. Им отредактировано очень много переводов и отдельных крупных изданий специального и научно - популярного характера. Значительное число работ по петрографии, минералогии, исследования геологического строения севера Европейской России, работы в области метаморфизма горных пород, стратиграфии, гидрогеологии, первое описание коренного месторождения платины на Урале, ряд палеонтологических работ, обстоятельное исследование стоянки доисторического человека на побережье Ладожского озера, обогатившее Петербургский университет и его геологический музей всемирно известными коллекциями орудий и других изделий и остатками охоты первобытного человека, - таков далеко не полный перечень научного наследия А. А. Иностранцева.

А. А. Иностранцев вел полевые геологические исследования на побережье Ладожского озера, в Карелии, Крыму, Донбассе, на Кавказе, Урале, Алтае.

Со своими учениками он часто совершал экскурсии большей частью в Финляндию и Олонецкую губернию, поражая всех своей неутомимостью и энергией даже в преклонные годы.

При первой встрече всегда подтянутый, несколько медлительный в разговоре А. А. Иностранцев казался сухим и холодным. При ближайшем с ним знакомстве его глубокая привязанность к любимой науке обнаруживала в нем подлинного энтузиаста, увлекавшего ею своих учеников.

А. А. Иностранцев никогда не замыкался в теоретической и педагогической деятельности. Он принимал активное участие в разрешении практических вопросов и мероприятий (артезианская вода и водоснабжение Петербурга, изучение минеральных вод на Кавказе и др.), в организации геологических исследований в связи с вопросом о постройке некоторых железных дорог. Организация геологических работ на Алтае, работа по созданию проекта Геологического комитета, научная жизнь Общества естествоиспытателей при Петербургском университете - все это проходило с участием А. А. Иностранцева.

Заслуги А. А. Иностранцева были высоко оценены научной общественностью в России и за границей. А. А. Иностранцев был членом - корреспондентом Академии наук, почетным членом многих научных обществ - Петербургского общества естествоиспытателей, Киевского общества естествоиспытателей, Харьковского общества любителей естествознания. Московского общества любителей естествознания, антропологии и географии и др.

До конца своей жизни А. А. Иностранцев сохранил бодрость и работоспособность и скончался 81 декабря 1919 года.

Основные события жизни

1862 г. - А. А. Иностранцев поступил в Петербургский университет на отделение естественных наук физико - математического факультета.

1867 г. - А. А. Иностранцев окончил университет и взялся за кандидатскую диссертацию «Петрографический очерк острова Ва- ламо».

1868 г. - А. А. Иностранцев назначен хранителем геологического и палеонтологического музея.

1868 г. - А. А. Иностранцев защитил магистерскую диссертацию.

1870 г. - А. А. Иностранцев стал доцентом палеонтологии и геологии.

1873 г. - А. А. Иностранцев защитил докторскую диссертацию и был избран профессором по кафедре геологии Петербургского университета.

Владимир Прохорович Амалицкий (1860–1917)

В. П. Амалицкий родился 13 июля 1860 года в селении Старики Волынской губернии. Отец В. П. Амалицкого умер рано, когда мальчику было всего 3 года, и мать его после смерти мужа осталась почти без средств к существованию. Её брат, петербургский врач Полубинский, помогал ей воспитывать маленького Владимира. Мальчик был перевезен в Петербург в семью дяди и поступил в гимназию.

С детства В. П. Амалицкий отличался любовью к природе и интересом к естественным наукам, хотя успехами в гимназии особенно не выделялся. Окончив гимназию, В. П. Амалицкий поступил в Петербургский университет на физико - математический факультет, объединявший в то время все естественные науки. Уже на втором курсе он избрал своей специальностью геологию, возглавлявшуюся в университете двумя крупнейшими учеными - В. В. Докучаевым и А. А. Иностранцевым.

В 1883 году В. П. Амалицкий окончил университет со степенью кандидата и был оставлен при кафедре. Одновременно он получил от В. В. Докучаева предложение участвовать в руководимой им большой экспедиции по исследованию земель Нижегородской губернии.

В пределах Нижегородской губернии распространены преимущественно отложения пермской системы - не морские, а образовавшиеся на поверхности материков (в больших озерах и дельтах рек того времени), так называемые материковые, или континентальные, отложения. В морских отложениях обычно в изобилии встречаются раковины беспозвоночных; некоторые пласты переполнены ими. Континентальные отложения, напротив, бедны органическими остатками. Они встречаются здесь довольно редко. Там, где пласты пород вскрываются на земной поверхности, - в оврагах, обрывах долин рек, холмах, выемках дорог и т. д., или, как их называют геологи, в обнажениях, - морские пласты, содержащие ископаемые, почти всегда попадают в разрез, и ископаемые легко в них обнаруживаются. В континентальных породах участки, содержащие ископаемые, гораздо реже попадают в разрез, не вскрываются обнажениями и потому гораздо труднее доступны изучению.

Во времена В. П. Амалицкого эта особенность распространения остатков ископаемых животных в континентальных породах не была известна. Отсутствие ископаемых объяснялось тем, что эти породы якобы отлагались в условиях, непригодных для жизни, - в пустынях, мертвых озерах и т. д. Континентальные толщи назывались «мертвыми», «безжизненными», «немыми». Геологи обычно избегали изучать континентальные отложения, находили их неинтересными, не обещающими важных научных данных, хотя их загадочность в смысле происхождения и возраста неоднократно привлекала внимание исследователей.

Обширное распространение континентальных пермских пород на северо - востоке Европейской России поразило молодого В. П. Амалицкого. Его ум не мог примириться с утвердившимся мнением о мертвом, безжизненном характере пород на таких больших пространствах.

Молодой ученый смело принялся за поиски остатков ископаемых животных и растений в «пестроцветных» глинах, песчаниках и песках Окско - Волжского бассейна. Поиски увенчались успехом. В. П. Амалицкий нашел множество раковинок пресноводных моллюсков - антракозид. «Немые», «мертвые» отложения «заговорили».

В. П. Амалицкий из геолога превращается в палеонтолога. Он изучает найденные им остатки, сравнивает с описанными Ранее в других странах находками.

В 1887 году В. П. Амалицкий стал магистром геологии и хранителем Геологического кабинета Петербургского университета. В 1889 году он начал свою многолетнюю педагогическую деятельность чтением курса палеонтологии в том же университете. На следующий год В. П. Амалицкий получил кафедру геологии в Варшавском университете. В первый же год молодой профессор стал любимцем студентов.

В. П. Амалицкий совершает поездку в Вологодскую и Олонецкую губернии, продолжает исследование ископаемых моллюсков - антракозид.

В 1892 году В. П. Амалицкий защитил в Петербургском университете диссертацию на степень доктора геогнозии «Материалы к познанию фауны пермской системы России».

В. П. Амалицкий в 1894 году выехал в Англию. Там он много работал в Британском музее, изучая ископаемую фауну Южной Африки и Индии.

После этой поездки прежние догадки превратились в уверенность. В. П. Амалицкий занимается сравнением геологической истории России и Южной Африки, Австралии и Индии. Громадные расстояния между нашей страной и южными материками не смущают ученого. Он понимает, что растительность и животный мир в верхнепермское время были одинаковы на этих так удаленных друг от друга областях древней суши.

Утверждения В. П. Амалицкого показались его современникам фантастическими. Они представляли полную противоположность установившемуся мнению о резком различии животных и растений на северных и южных материках в эпоху перми. Казалось невероятным, чтобы далеко на севере, в центре северной пермской материковой области, вдруг оказалась фауна и флора, типичная для Южного полушария.

Не смущаясь отсутствием поддержки, уверенный в правильности своего прогноза, В. П. Амалицкий составляет программу исследований и немедленно приступает к ее исполнению на собственные средства. Детей у В. П. Амалицкого не было; все свободное от преподавания каникулярное время он вместе с женой проводит в исследовании пермских отложений северо - востока Европейской России. В небольшой лодке с двумя гребцами В. П. Амалицкий плавал по Сухоне, Северной Двине и Вытегре, тщательно обследуя все выходы пермских пород. Начиная с 1895 по 1898 год каждое лето В. П. Амалицкий проводил под открытым небом, ночуя под незамысловатым навесом прямо в лодке, шаг за шагом проходя сотни километров береговых обнажений.

Главным делом геолога В. П. Амалицкого было исследование жизни материков далекого прошлого. Он открыл для науки огромный и разнообразный животный мир, погребенный в континентальных отложениях пермской эпохи на территории России. В этих отложениях, ранее считавшихся «немыми», «мертвыми» и «безжизненными», он нашел поразившие весь мир остатки ископаемых животных и растений.

Возвращаясь из своей экспедиции в конце лета 1895 года, В. П. Амалицкий задержался на два дня в Нижнем Новгороде. В одном из оврагов, врезавшихся в береговой обрыв, ученый заметил выступ твердого песчаника с мелкими гальками. Внимательно присматриваясь к породе, В. П. Амалицкий неожиданно обнаружил, что кроме галек песчаник содержит еще плотные скатанные обломки костей такого же темно - коричневого цвета, как и гальки. Усердные поиски дали обнадеживающий результат: было собрано несколько позвонков, обломков черепов и зубов. Эта находка очень подбодрила В. П. Амалицкого. Он вернулся в Варшаву и с нетерпением стал ожидать следующего лета, чтобы снова продолжить поиски драгоценных остатков древней жизни, затерянных в массах «немых» пестроцветных пород на берегах рек Севера.

В 1896 году В. П. Амалицкий находит на реке Сухоне новые палеонтологические остатки - отпечатки листьев настоящих глоссоптерисов, раковины антракозид и обломки костей пресмыкающихся.

К следующему году количество находок пермской фауны возросло. На Северной Двине В. П. Амалицкий обнаружил рыхлые пески, содержащие пласты твердого песчаника. Большинство пластов оказалось пустыми. Но В. П. Амалицкий продолжал настойчиво работать, по его выражению, «полученного щебня хватило бы на большой участок хорошего шоссе». Его труд был вознагражден замечательным открытием. Ученый обнаружил кости животных, парных тем, что обитали в Южной Африке.

Настойчивость и упорный труд ученого начали приносить все более ценные плоды. В 1898 году В. П. Амалицкий нашел на Малой Северной Двине челюсть звероподобного пресмыкающегося с хорошо сохранившимися зубами. Животное оказалось крупным травоядным пресмыкающимся - парейазавром. До сих пор парейазавры были известны только из пермских отложений Южной Африки. Это была победа.

Отношение ученых к идеям В. П. Амалицкого сразу переменилось. На раскопки были ассигнованы необходимые средства.

В 1899 году В. П. Амалицкий начал раскопки на Малой Северной Двине. Вначале раскопки не обещали большого успеха. Собранные с поверхности ископаемые были немногочисленны. Отчаявшись найти кости, В. П. Амалицкий вскоре наткнулся на череп парейазавра. Оказалось, что в этом месте находился целый скелет около 4 метров длины, лежавший на спине. Было найдено еще несколько скелетов, лежавших тесно друг к другу. Сначала были вскрыты три скелета, принадлежавшие крупным хищным пресмыкающимся - горгонопсиям, а под ними еще три скелета травоядных парейазавров. Всего было найдено 5 цельных скелетов, 5 скелетов менее полных и много костей и черепов, принадлежащих как рептилиям, так и древним земноводным - стегоцефалам. Общий вес добытых костей составил около двадцати тонн.

Небывалый успех раскопок В. П. Амалицкого поразил ученых всего мира. Стало очевидным богатство наших континентальных отложений остатками древних позвоночных животных. На продолжение раскопок и организацию изучения добытого материала была ассигнована сумма в пятьдесят тысяч рублей.

Но возникли новые задачи и новые трудности. Кости, добытые раскопками, необходимо было изучить. Нужно было освободить их от крепкого песчаника. Для подобной работы, длительной и дорогой, требовавшей искусства, осторожности и терпения, в России не имелось ни одного специалиста. В. П. Амалицкому пришлось создавать первую в России палеонтологическуто препараторскую лабораторию. Ученый при - влек опытных рабочих - каменотесов. Но из 12 человек, работавших в лаборатории В. П. Амалицкого, только два сделались хорошими препараторами. Немало ценных находок в коллекции В. П. Амалицкого было испорчено.

В 1908 году Амалицкий был избран директором Варшавского политехнического института. Необычайная энергия В. П. Амалицкого под гнетом непосильной нагрузки начала иссякать. Обычно веселый и добрый, В. П. Амалицкий становился раздражительным. Его угнетали тревоги за судьбу своего дела, отсутствие достойных преемников. Коллекции, насчитывающие уже тысячи костей, заполнили все имеющиеся у В. П. Амалицкого помещения. Крайне интересные находки требовали показа их в настоящем музейном помещении. В. П. Амалицкий решил передать все коллекции в Академию наук.

К сожалению, дело с перевозкой и передачей коллекций затянулось на четыре года. Война, начавшаяся в 1914 году, помешала работе В. П. Амалицкого. Раскопки и научная обработка коллекций остановились. В. П. Амалицкий должен был заняться эвакуацией из Варшавы на восток своей лаборатории с коллекциями. Он пробовал развернуть Варшавский политехнический институт в Москве, но потерпел неудачу. Тогда он переехал с институтом и со всеми своими коллекциями в Нижний Новгород, где попытался в 1916 году наладить научную и педагогическую работу. Однако В. П. Амалицкий тяжело заболел и был направлен для лечения в Кисловодск. Состояние больного все ухудшалось. 28 декабря 1917 года Владимир Прохорович Амалицкий умер в Кисловодске в возрасте 57 лет.

Так рано оборвалась полная труда, многогранной деятельности на новых для науки путях жизнь В. П. Амалицкого.

Вклад В. П. Амалицкого в науку трудно переоценить. Он открыл совершенно новую огромную область пермской эпохи на северных материках. Более двадцати полных или почти полных скелетов пермских земноводных и пресмыкающихся, большей частью новых, ранее неизвестных науке форм, десятки Черепов и тысячи отдельных костей составили Северо - Двинскую галерею - это сокровище русской науки, получившее мировую известность. Работы В. П. Амалицкого явились центром, вокруг которого начали развиваться русская палеонтология Позвоночных, создаваться Палеонтологический музей и Пале - онтологический институт. Северо - Двинская галерея была переведена в Москву, где является ныне основным отделом Палеонтологического музея Академии наук.

Основные события жизни

1883 г. - В. П. Амалицкий окончил Петербургский университет.

1887 г. - В. П. Амалицкий стал магистром геологии и хранителем Геологического кабинета Петербургского университета.

1892 г. - В. П. Амалицкий защитил в Петербургском университете диссертацию на степень доктора геогнозии.

1894 г. - Поездка в Англию. Работа в Британском музее.

1895–1898 гг. - Экспедиции В. П. Амалицкого по исследованию пермских отложений северо - востока Европейской России.

1899 г. - Начало раскопок на Малой Северной Двине.

1908 г. - В. П. Амалицкий избран директором Варшавского политехнического института.

Владимир Иванович Вернадский (1863–1945)

В. И. Вернадский родился 12 марта 1863 года в Петербурге, в семье профессора - экономиста. В 1881 году он окончил гимназию. О гимназических годах у Владимира Ивановича остались неприятные воспоминания. Классическая гимназия, по его словам, была классической только по названию. «Главным несчастьем было то, - писал в 1916 году В. И. Вернадский, - что в общем преподавателями древних языков в это время в России были или, как у нас, чужие люди, сторонние русской жизни и интересов нашей страны и потому бессознательно добросовестно исполнявшие антинациональную официальную программу, или чиновники - полицейские, которым никакого Дела не было до идейных заданий школы, более или менее добросовестно исполнявшие предписание такого же, как и они, начальства. Несомненно, других исполнителей для полицейской классической системы и нельзя было найти».

Интересы талантливой части гимназической молодежи сосредоточивались в различных кружках, работа в которых оставляла глубокий след в жизни их участников. По этому поводу И. Вернадский писал: «Странным образом стремление к естествознанию дала мне изуродованная классическая гимназия, благодаря той внутренней подпольной, неподозревавшейся жизни, какая в ней шла в тех случаях, когда в ее среду попадали живые, талантливые юноши - натуралисты». В те годы В. И. Вернадский интересовался историей, философией и славянскими языками.

Совершенно по - другому пошла его жизнь после поступления в Петербургский университет на естественное отделение физико - математического факультета. Состав профессоров Петербургского университета того времени был блестящим. В нем читали лекции Менделеев, Меншуткин, Докучаев, Сеченов, Костычев, Иностранцев и другие. В воспоминаниях В. И. Вернадского о студенческих годах мы читаем: «На лекциях многих из них - на первом курсе на лекциях Менделеева, Бекетова, Докучаева - открылся перед нами новый мир, и мы все бросились страстно и энергично в научную работу, к которой мы были так несистематично и неполно подготовлены прошлой жизнью. Восемь лет гимназической жизни казались нам напрасно потерянным временем, тем ни к чему не нужным искусом, который заставила нас проходить вызывавшая глухое наше негодование правительственная система». Эти мысли получали яркое выражение в лекциях Д. И. Менделеева… Дмитрий Иванович Менделеев, по словам В. И. Вернадского, пробуждал «глубочайшие стремления человеческой личности к знанию и к его активному приложению».

Выдающийся ученый В. И. Вернадский создал геохимию, науку об истории химических элементов - атомов Земли и космоса. Он был творцом биогеохимии - науки о роли организмов в истории химических элементов Земли и о взаимосвязи организмов с земной корой. В. И. Вернадский работал во многих областях естествознания: минералогии, кристаллографии, геохимии, биогеохимии, радиогеологии, гидрогеологии, метеоритике, почвоведении - и везде оставил глубокий след.

В 1885 году В. И. Вернадскому была присвоена степень кандидата естественных наук. Начало научной деятельности В. И. Вернадского протекало в кругу лиц, группировавшихся вокруг выдающегося русского ученого - почвоведа В. В. Докучаева, которого он считал своим учителем. В. В. Докучаев в это время создавал новую отрасль естествознания - почвоведение, науку о почве.

После окончания университета с 1886 по 1888 год В. И. Вернадский был хранителем Минералогического музея Петербургского университета. В 1888 году его командируют за границу для проведения работы по минералогии и кристаллографии. В течение двух лет он работал в Италии, Германии, а главным образом во Франции у профессоров Фукэ и Лешателье.

В 1890 году В. И. Вернадский возвратился в Россию и принял участие в экспедиции В. В. Докучаева. Осенью этого же года он был утвержден доцентом Московского университета. В 1891 году в Петербургском университете В. И. Вернадский защитил диссертацию на звание магистра, а в 1897 году он получил степень доктора.

В 1898 году В. И. Вернадский был назначен профессором Московского университета, где и работал до 1911 года. За двадцатилетний период работы в Московском университете он создал учебники по минералогии и кристаллографии, в корне перестроил преподавание этих дисциплин.

В 1906 году В. И. Вернадский был избран адъюнктом Академии наук, а в 1909 году - академиком. В 1911 году он оставил Московский университет и переехал в Петербург.

С тех пор по день смерти его научная деятельность протекала преимущественно в Академии наук.

Научная деятельность В. И. Вернадского по исследованию минералов и химических элементов Земли может быть условно разделена на три периода. В первый период ученый занижался минералогией и кристаллографией. Во второй, на основе огромных материалов минералогии, создает науку геохимию. Ь третий (это последние 15–20 лет жизни) В. И. Вернадский Нецело занят вопросами биохимии.

Ученые до В. И. Вернадского преимущественно изучали минералы с точки зрения их внешних свойств - формы, цвета, твердости, размера и т. п. Очень мало внимания уделялось выяснению причин и условий образования минералов, их взаимодействию друг с другом, а также их внутренним свойствам, их строению.

В. И. Вернадский умел находить в минералах огромное количество сокрытой информации о том, что происходит внутри Земли. Это было огромным шагом вперед. Учефный с успехом искал и находил причины процессов минералообразова- ния и изучал сам эти процессы. «Я положил в основу широкое изучение минералогических процессов земной коры, обращая основное внимание на процесс, а не только на исследование продукта процесса (минерала), на динамическое изучение процессов, а не только на статическое изучение их продуктов, причем, - после некоторых колебаний, - остановился для своей исследовательской работы главным образом на минералогии, а не на кристаллографии».

В. И. Вернадский дал наиболее полное и правильное определение минералогии как науки и минерала как предмета исследования этой дисциплины. Он писал: «Минералогия представляет собой химию земной коры, она имеет задачей изучение как продуктов природных химических процессов, так называемых минералов, так и самих процессов. Она изучает изменение продуктов и процессов во времени, в различных естественных областях земной коры».

Обобщив огромный фактический материал по минералам, В. И. Вернадский разработал и выдвинул свою теорию, которую впоследствии знаменитый французский химик Лешателье назвал гениальной.

Современные исследования подтвердили основные положения теории В. И. Вернадского и тем самым показали, что научная мысль минералогов и кристаллохимиков благодаря его трудам, благодаря его поразительной силе научного предвидения шла правильным путем. Благодаря работам Владимира Ивановича Вернадского минералогия, содержащая бесчисленное количество разрозненных фактов, превратилась в подлинную науку.

Исследования В. И. Вернадского помогли определить, где и какие элементы можно встретить вместе в породах и минералах. В. И. Вернадский поставил на научную основу поиски месторождений полезных ископаемых.

В его работах отображены колоссальные процессы перемещения химических элементов земной коры во времени и пространстве, изменения их сочетаний друг с другом, т. е. представлена вся их история.

Не остался без внимания ученого химический состав земной коры. Он уточнил имевшиеся данные, разбил все элемента по их участию в сложении земной коры на десять групп.

Характерной чертой В. И. Вернадского как ученого является его поразительная способность подмечать явления, правильно оценивать научную значимость новых открытий и использовать их для дальнейшего развития науки.

Так, например, в связи с открытием радиоактивности В. И. Вернадский обратил внимание на роль радиоактивных элементов в жизни нашей планеты. В научных кругах геологов и ученых, имеющих дело с Землей, шли и идут споры об источниках энергии, определяющих процессы, протекающие в земной коре. Ряд исследователей считают, что в основе этой деятельности лежит тепловая энергия, сохранившаяся от той стадии развития Земли, когда Земля была еще в расплавленном состоянии; другие видят источники этой энергии в процессах сжатия Земли, в силу ее остывания и т. п. В. И. Вернадский считал, что основной энергетический источник всех процессов, идущих в земной коре, заключается в процессах радиоактивного распада. «Тепло, - пишет он, - освобождающееся под влиянием непрестанного разрушения атомов определенных радиоактивных элементов (действительно, имеющего место), совершенно достаточно для объяснения всех этих грандиозных явлений».

Перейдя к изучению истории химических элементов в земной коре, В. И. Вернадский создал новую науку - геохимию.

В ходе работы В. И. Вернадский впервые обратил внимание на роль живого вещества - растительных и животных организмов - в истории химических элементов на Земле. В связи с этим последние 20 лет своей жизни В. И. Вернадский отдал изучению химического состава и распространенности животных и растительных организмов. Он исследовал их участие в реакциях и перемещениях химических элементов в земной коре (биосфере), что и привело его к созданию новой науки - биогеохимии, имеющей колоссальное научное и народнохозяйственное значение.

Исходя из данных биогеохимии, В. И. Вернадский утверждал, что «связь состава организма с химией земной коры и то огромное первенствующее значение, которое имеет живое вещество в механизме земной коры, указывают нам, что разгадка жизни не может быть получена только путем изучения самого живого организма. Для ее разрешения надо обратиться к первоисточнику - земной коре».

Одной из больших заслуг В. И. Вернадского является то, что он учил рассматривать процессы в земной коре и жизнь Земли в целом как части космоса.

Разрабатывая важнейшие теоретические проблемы, В. И. Вернадский никогда не забывал о необходимости практических выводов из достижений своей науки. Он заботился о приумножении производительных сил России, о необходимости ее самостоятельного развития.

«Для нас, - писал В. И. Вернадский, - выяснилось многое во время войны, и прежде всего стало ясно всем то, что раньше было ясно немногим, - наша экономическая зависимость от Германии, носящая совершенно недопустимый характер. То, что это сделалось ясным для русского общества, очевидно, является фактом величайшей важности, ибо последствием такого сознания неизбежно будет изменение положения дел.

Одним из главнейших факторов такого освобождения является использование своими силами своего достояния».

Он критиковал положение дел в России с позиций ученого. Он указывал, что в нашей стране добывается только 31 химический элемент из 61, используемых техникой Первой мировой войны. Он, как и Д. И. Менделеев, ратовал за изучение производительных сил России и заявлял, что в недрах России имеются все виды полезных ископаемых. Утверждая это, В. И. Вернадский исходил из того, что на территории нашей необъятной страны имеются остатки почти всех геологических формаций и что в ее недрах протекали и протекают геологические, в том числе и рудообразующие, процессы, присущие всем остальным частям суши земного шара.

Теоретические положения В. И. Вернадского о наличии руд алюминия, калия и других полностью подтвердились последующими геологическими исследованиями.

В. И. Вернадский много сделал в области изучения истории русской науки. Он на свои средства провел большую работу по сбору рукописных материалов М. В. Ломоносова. Собранные материалы он передал Академии наук; он провел большое исследование по освещению роли и значения М. В. Ломоносова в русской и мировой науке.

В. И. Вернадский пользовался исключительным авторитетом как в России, так и за границей.

Одна из главных работ В. И. Вернадского - «Очерки геохимии» - переведена на французский, немецкий, японский языки и выдержала несколько изданий.

В. И. Вернадский был членом Французской и Чехословацкой академий наук, состоял членом ряда научных заграничных обществ.

Он являлся вице - президентом Международной комиссии по определению возраста Земли радиоактивными методами.

В последние годы здоровье В. И. Вернадского начало сильно ухудшаться. Но он никогда не прекращал научной работы, большую часть времени работая дома. В 1943 году умерла Наталья Егоровна - жена Владимира Ивановича, смерть которой он переживал очень тяжело. С ней он прожил более 55 лет и ей, как он сам отмечал, был многим обязан в своей научной деятельности.

Основные события жизни

1881 г. - В. И. Вернадский окончил гимназию.

1882 г. - В. И. Вернадский поступил в Петербургский университет на естественное отделение физико - математического факультета.

1885 г. - В. И. Вернадскому присвоена степень кандидата естественных наук.

1886–1888 гг. - В. И. Вернадский служит хранителем Минералогического музея Петербургского университета.

1888 г. - В. И. Вернадского командируют за границу для проведения работы по минералогии и кристаллографии.

1890 г. - В. И. Вернадский возвратился в Россию и принял участие в экспедиции В. В. Докучаева.

1891 г. - В Петербургском университете В. И. Вернадский защитил диссертацию на звание магистра.

1897 г. - В. И. Вернадский получил степень доктора.

1898 г. - В. И. Вернадский был назначен профессором Московского университета.

1906 г. - В. И. Вернадский избран адъюнктом Академии наук.

1909 г. - В. И. Вернадский становится академиком.

1911 г. - В. И. Вернадский оставил Московский университет и переехал в Петербург, где стал работать в Академии наук.

Лишь после Великой Октябрьской социалистической революции началось планомерное изучение недр нашей Родины. Выступая в 1920 г. на I Всероссийском учредительном съезде горнорабочих, Владимир Ильич Ленин подчеркнул важность горной промышленности, без которой невозможно развитие всего народного хозяйства.

Перед советскими геологами была поставлена задача скорейшего выявления новых минеральных богатств, столь необходимых развивающемуся Советскому государству.

В 1922 г. в Петрограде проходил I Всероссийский геологический съезд, который признал целесообразным сконцентрировать все горнопоисковые работы в Геологическом комитете. Позже по инициативе академиков И. М. Губкина и А. Д. Архангельского создается Московское отделение Геологического комитета. Геологические исследования становятся целенаправленными и централизованными. По указанию В. И. Ленина составляется развернутая программа геологических работ, организуются специальные комиссии по вопросам развития естественных производительных сил. По личной инициативе В. И. Ленина, начиная с 1919 г., разворачиваются геологические работы на Курской магнитной аномалии (КМА), которая полтора столетия представляла собой загадку для геологов. Была создана особая комиссия по изучению КМА, во главе которой стоял И. М. Губкин, а геологическим отделом руководил А. Д. Архангельский. В 1923 г. скважины обнаружили запасы неглубокозалегающей богатой железной руды. Одновременно было изучено геологическое строение осадочных толщ и фундамента крупного района Восточно-Европейской платформы.

В начале 20-х годов была образована Комиссия по изучению химического сырья зал. Кара-Богаз-Гол, которую возглавил академик Н. С. Курнаков. В то время этот уникальный залив Каспийского моря служил источником сырья для химической промышленности Советской России.

Продолжаются исследования недр Волго-Уральского региона, давно привлекавшего внимание геологов-нефтяников. Открытия здесь, начиная с 1929 г., нефтяных и газовых месторождений во многом обязаны опять-таки деятельности академиков И. М. Губкина и А. Д. Архангельского. На примере изучения этого региона И. М. Губкиным впервые была обоснована возможность применения метода аналогий в нефтегазовой геологии. Он исходил из того, что районы, имеющие принципиальное сходство в современном геологическом строении и в истории развития, обладают похожими условиями образования и территориального размещения месторождений полезных ископаемых. Следовательно, закономерности пространственного размещения залежей того или иного сырья, выявленных в хорошо изученных районах, можно распространять на слабо исследованные в геологическом смысле, но принципиально тождественные регионы.

Используя метод аналогий, И. М. Губкин на основе сравнений геологического строения Волго-Уральского района с хорошо исследованной территорией Великих равнин Северной Америки научно обосновал возможность открытия нефтяных и газовых месторождений в недрах степных пространств между Волгой и Уралом. В одной из своих работ он писал: "...Мы полагаем, что на беспредельной великой равнине европейской части Союза мы найдем условия залегания нефти, аналогичные условиям Великих равнин Мид-Континента Соединенных Штатов, а вместе с ними встретим условия, аналогичные тем, которые представляют американские пески, получившие мировую известность...". Этот прогноз блестяще подтвердился, и уже к началу Великой Отечественной войны здесь добывалось до 2 млн. т нефти в год.

А. Д. Архангельский в своих исследованиях большое место уделил тектонике юга и юго-востока Восточно-Европейской платформы. С 1922 по 1941 г. им опубликовано пять различных тектонических схем, в которых рассматривалась зона контакта древней платформы с расположенной южнее более молодой Туранской плитой. На схемах показывалось также и геологическое строение закаспийских степей. Блестящий анализ последовательного изменения взглядов А. Д. Архангельского о геологии этих районов дан академиком А. Л. Яншиным в 1951 г. * . Примечательно, что в наши дни многие ведущие геологи, изучающие строение Среднеазиатской платформы, возвращаются к первоначальной точке зрения А. Д. Архангельского, высказанной им еще в 1922 г. Поистине, как сказал Бертольд Брехт устами Галилео Галилея, "наука добывает знания путем сомнений".

* (Взгляды А. Д. Архангельского на тектонический характер юго-восточного обрамления Русской платформы и современное представление по этому вопросу. - Сб. памяти академика А. Д. Архангельского. М., Изд-во АН СССР, 1951, с. 23-26. )

Большой вклад в дело изучения недр нашей Родины внесли ученые Академии наук. В 1934 г. Академия наук СССР из Ленинграда переезжает в Москву. Геологические исследования сосредоточиваются в Геологическом институте АН СССР (ГИН), директором которого в то время был А. Д. Архангельский. По его инициативе организуются экспедиции в Казахстане (1936-1938 гг.), в восточных районах Русской низменности (1939-1940 гг.). В 1939 г. создается комплексная геолого-геофизическая экспедиция по Восточно-Европейской равнине.

Не остается без внимания советских геологов и Сибирь. Изучением ее занимались многие московские и ленинградские геологи. Наибольший вклад внесли исследования выдающихся советских геологов - академиков В. А. Обручева и Н. С. Шатского.

Геологическая съемка, проводимая по всей территории страны, способствовала обобщению геологического материала. Результаты таких комплексных обобщающих исследований сказывались уже в первые годы Советской власти. В 20-х годах открываются крупные месторождения калийных солей в Приуралье (Верхнекамское), апатитов и нефелиновых пород на Кольском полуострове (Хибины), меди в Центральном Казахстане (Коунрадское), устанавливаются новые золотоносные районы в Сибири, выявляются сурьмяно-ртутные месторождения в Средней Азии. Советские геологи (Д. В. Наливкин, А. Д. Архангельский, Н. С. Шатский и др.) разрабатывают основы геологического районирования и в 1937 г. к XVII сессии Международного геологического конгресса издается первая геологическая карта всей территории СССР.

В предвоенные годы продолжались работы по геологической съемке, поискам и разведке месторождений полезных ископаемых. На юге европейской части страны, на Урале и в Сибири выявляются новые залежи железных руд, на юге Урала - крупные промышленные скопления хрома и никеля, в Казахстане, Восточной Сибири, на Кавказе и Урале - месторождения меди, свинца, цинка, золота, вольфрама, молибдена. Изучаются Карагандинский и Донецкий угольные бассейны, открываются залежи каменного угля на Печоре. К началу войны издается уточненная и более детальная геологическая карта Советского Союза.

Великая Отечественная война временно задерживает штурм недр нашей Родины. Советские геологи вместе со всем народом встали на защиту Отечества, а те, кто оставался в тылу, неустанно занимались поисками необходимого стране сырья.

Послевоенные годы знаменуются повышением активности геологоразведочных работ. С целью координации и руководства обширными геологическими исследованиями в 1946 г. создается Министерство геологии и охраны недр СССР (теперь Министерство геологии СССР). Геологическая съемка полностью покрывает оставшиеся "белые пятна" на севере и северо-востоке нашей Родины. Начинают применяться новые аэрогеологические, геофизические методы изучения недр, опорное бурение. В результате были не только познаны неизвестные до того особенности строения глубоких горизонтов земного шара, но и выявлены новые месторождения полезных ископаемых. В период 1950-1963 гг. на территории Волго-Урала открыты новые залежи нефти и газа, в том числе нефтяное месторождение Ромашкино (Татарская АССР). В 1953 г. получены мощные газовые фонтаны в Средней Азии (Газли) и Западной Сибири (Березово); в 1962 г. выявлены нефтяные месторождения в Восточной Сибири (Марковское) и на Мангышлаке (Жетыбай). В Кустанайской области разведуются новые месторождения железных магнетитовых руд. В 1954 г. открывается первая кимберлитовая трубка с алмазами на западе Якутии. На Украине выявляется Самотканское месторождение титансодержащих песков; в Белоруссии - Старобинское месторождение калийных солей. Залежи бокситов и цветных металлов обнаруживаются в Казахстане, на Салаирском кряже и Саянском хребте. Все эти открытия носили принципиальный характер: они послужили основой будущих экономических успехов Советской державы.

В 1956 г. была переиздана геологическая карта СССР под редакцией академика Д. В. Наливкина, вышла в свет первая тектоническая карта Советского Союза, составленная под руководством академика Н. С. Шатского. Эти карты явились обобщением большого фактического материала, полученного уже в послевоенные годы.

Наряду с большими практическими достижениями советских геологов в послевоенные годы следует отметить их существенный вклад в развитие геологической теории. Одним из фундаментальных научных трудов, где обобщены многочисленные данные по геологическому строению недр нашей Родины и соседних государств, явилась тектоническая карта Евразии масштаба 1:5000000, составленная большим коллективом геологов и геофизиков под руководством академика А. Л. Яншина. Карта охватывает территорию, значительно превышающую площадь Советского Союза. Это позволило в значительной степени унифицировать подход к геологическим объектам и явлениям, выработать единый взгляд на внутреннее строение огромной части земного шара. Тектоническая карта Евразии уже более 15 лет служит основой для развития теоретической и прикладной геологии Европейского и Азиатского материков.

Успехи отечественной геологии позволили создать надежную сырьевую базу, обеспечивающую развитие народного хозяйства Советского Союза ускоренными темпами. В настоящее время наша страна располагает всеми известными науке полезными ископаемыми. Изменилась и география размещения месторождений. Если до 1945 г. они были сосредоточены в основном на юге европейской части страны, на Урале, Кавказе, в некоторых горных районах Сибири, то теперь ценное сырье найдено в отдаленных уголках севера, северо-востока страны, в Западной и Восточной Сибири. Всего же за годы Советской власти геологами открыто и разведано более 20 тысяч месторождений различных полезных ископаемых.

Любовь к «прекрасному миру камня» проявилась у Александра Евгеньевича Ферсмана едва ли не в младенческую пору и прошла через всю жизнь, как единодушно признают исследователи жизни, творчества и научной деятельности ученого - О.Баян в книге «Разведчик недр» (Л., 1959) и Д.И.Щербаков в своем труде «А.Е.Ферсман и его путешествия» (М., 1953).

Сам Ферсман пишет: «…я очень хочу вас увлечь в этот мир, хочу, чтобы вы начали интересоваться горами и каменоломнями, рудниками и копями, чтобы вы начали собирать коллекции минералов, чтобы вы захотели отправиться вместе с нами из города, подальше, к течению реки, к ее высоким каменистым берегам, к вершинам гор или скалистым берегам моря, туда, где ломают камень, добывают песок или взрывают руду. Там всюду мы найдем, чем заняться; и в мертвых скалах, песках и камнях мы научимся читать великие законы природы, по которым построена вселенная».

Увлечь в этот мир ученый хочет вас, наши юные читатели. И именно для детей и молодежи А.Е.Ферсман в 1926 году написал книгу «Занимательная минералогия», которая при жизни автора переиздавалась 12 раз.

Третье издание (М., 1953 год) представлено в нашем Музее детской книги.

Вы, наверно, спросите, а что может быть увлекательного в камне? Камень - это мертвая часть природы: булыжник мостовой, простая глина, известняк тротуаров, драгоценный камень в витрине музея, железная руда на заводе и соль в солонке.

Александр Евгеньевич Ферсман ответил бы вам так: «…Каждый камень живет своей жизнью - растет, изменяется со временем, сохраняет отпечатки растений и животных, которых уже нет, откладывается в животных организмах (желчный, молочный, мочевой и другие камни).

Но, конечно, самое замечательное происходит в громадных печах и домнах заводов – таинственный процесс сгорания, плавления, улетучивания камня. Из невзрачного темного булыжника можно извлечь сверкающее серебро, из красной рудной массы добыть жидкую ртуть, а простой колчедан превратить в тяжелую жидкость серной кислоты».

Разве не интересно? Не увлекательно? Как вы считаете?.. И если, прочитав книгу Ферсмана «Занимательная минералогия» или биографические очерки о нем Щербакова Д.И. «Ферсман и его путешествия» и Баян О. «Разведчик недр», которые есть в нашем Музее детской книги, вы хоть немного загоритесь желанием узнать мир камня, то книги сделали свое дело и написаны не зря.

Но прежде, чем вы заинтересуетесь минералогией и ее исследованиями, давайте узнаем немного о биографии самого выдающегося искателя и исследователя минеральных богатств нашей страны Александра Евгеньевича Ферсмана.

А.Е.Ферсман родился 27 октября (8 ноября) 1883 года в Санкт-Петербурге. Его отец, по образованию архитектор, после турецкой кампании остался на военной службе, так как слабое зрение не позволяло ему работать по специальности.

Мать Александра – образованная женщина - любила естественные науки, была хорошей пианисткой и художницей. Брат ее, оказавший большое влияние Александра Евгеньевича, химик по специальности, жил в Крыму, недалеко от Симферополя, на берегу реки Салгир. Здесь, в Тотайкое, где семья Ферсманов проводила обычно лето, шестилетний Саша начал собирать коллекции камешков. Этот интерес к камню получал большую поддержку со стороны матери и дяди.

Так уж получилось: одни дети в детстве любят машинки всякие, другие собирают бабочек и жучков, а Сашина самая любимая игрушка, самое глубокое детское увлечение – камешки. Начитавшись сказок о «подземном царстве», Саша воображал, что где-то глубоко под землей, за неведомыми запертыми дверями находятся пещеры, полные сверкающих самоцветов.

Но как проникнуть туда? Где найти таинственный ключ? Эта мысль не оставляла мальчика.

Как-то раз Саша вместе с сестрой Верой пробирались по темному ходу каменоломни. Осторожно ступая по скользким камням, прислушиваясь к мелодичным звукам падающих капель, к неясным шорохам и стукам, он старательно нащупывал небольшие пустоты, заполненные кристаллами. При каждой находке он радостно восклицал:

Опять тальянчики (кварц с хорошо образованными гранями - Ю.У.)! Да сколько их тут!

Вера, а Вера, – вдруг обратился он к сестре, - как ты думаешь, может быть, здесь уже начинается подземное царство?

Не успела Вера обдумать, что ей сказать, как Саша сам ответил себе.

Нет. Оно ведь заперто, а ключ мне не найти.

А вдруг и найдешь! – сказала Вера, желая ободрить брата.

В самом деле?! – обрадовался Саша – Может быть, он лежит где-нибудь здесь под камнем. Давай поищем!

Нам пора домой, - уклончиво ответила Вера. Она знала, что никакого подземного царства не существует, а, значит, и никакого ключа от него нет. Но ей не хотелось объяснять это брату, разбивать дорогую для него мечту. Вера была уже не рада, что невольно подала ему эту нелепую мысль. Ведь, не найдя ключа, Саша будет очень огорчен. Что сделать, чтобы избежать этого?

И вдруг ей пришла счастливая, как ей показалось, мысль. В нянином ящике лежит никому не нужный большой ржавый ключ. Она возьмет его и подложит под камень. Вот обрадуется Саша, когда найдет!

Саша действительно необычно обрадовался находке. Раскрасневшийся, возбужденный он прибежал домой с криком:

Нашел, нашел ключ! Теперь увижу все самые красивые камни! Только я не знаю, где дверь в подземное царство. Пойдем, мама, со мной, покажи мне ее, - и он тянул за руку мать.

Та ничего не понимала:

Какой ключ? Где он?

Вот! – и Саша с сияющим видом торжественно поднял над головой свою находку.

Да ведь это старый выброшенный ключ от нашего чулана, - сказала Мария Эдуардовна, - где ты его взял?

Это я подложила его в «пещере» под камень, - виновато потупившись, ответила Вера. – Я хотела порадовать Сашу.

Мальчик понял, что его обманули. Он выронил ключ, опустился на пол и залился горькими слезами.

Мать подняла Сашу с пола, усадила к себе на колени и, вытирая слезы платком, ласково, но уверенно сказала:

Не горюй, родной! Ключ от подземных богатств ты непременно найдешь. Учись. Ищи этот ключ в науке. Она даст его тебе.

Прошло много лет напряженной учебы и исканий… Теперь Ферсман-студент с улыбкой вспоминал свои детские радости и огорчения.

Особенно большое значение для дальнейшей научной деятельности Александра Евгеньевича и укрепления его интереса к минералогии имел Московский университет, куда он пришел в 1902 году из Новороссийского (Одесского) университета. Кафедра минералогии Московского университета возглавлялась в то время Владимиром Ивановичем Вернадским, сыгравшим исключительную роль в истории этой науки и в судьбе Ферсмана.

Владимир Иванович подошел к столу Ферсмана и, вскинув на лоб большие очки, близорукими глазами пристально стал всматриваться в штуф кварца (Штуфы – крупные куски породы, состоящие из разных минералов. – Ю.У.). Ферсман с трепетом ждал вопросов. Он знал, что профессор не пропустит ни одного, даже мелкого включения.

А что это за темный кристаллик? – спросил Вернадский.

Турмалин, – ответил Ферсман (Турмалин – минерал очень сложного состава, содержащий редкий элемент бор, применяется как сырье в электропромышленности, а также в ювелирном деле. – Ю.У.).

А желто-красный?

Монацит. (Минерал, содержащий редкие элементы, добывается из россыпей. – Ю.У.).

А вот эту золотисто-желтую полосочку заметили? Что это?

Циркон. (Минерал, содержащий редкие элементы, используется в медицине, металлургической промышленности, керамике. – Ю.У.).

И вы уверены в этом?

Совершенно уверен.

По каким признакам определили?

Ферсман дал подробный, обоснованный ответ. Вернадский остался доволен своим талантливым учеником. Он предугадал в Ферсмане будущего крупного минералога. Беда только в том, что ради минералогии Ферсман иногда запускал другие предметы. И Вернадский с отеческой заботой спросил:

А как у вас с ботаникой? Кажется, тройка? Подтянитесь. В дипломе вы должны иметь круглые пятерки.

По окончании университета, в 1907 году, Александр Евгеньевич отправился в научную командировку за границу. Он работал в Гейдельберге в кристаллографической лаборатории, где написал большую монографию об алмазах.

После двухлетней заграничной командировки Ферсман возвратился в университет. Он преподает, работает в Геологическом музее, принимает участие в первой своей научной экспедиции на Урал. Затем была Средняя Азия, Хивинская тундра и много других, порой нехоженых земель. Вся жизнь прошла в дороге.

Рассматривая фотографии Александра Евгеньевича Ферсмана, очень трудно представить себе, что этот тучный, массивный человек обладал юношеской легкостью в движениях, что такой с виду «кабинетный» ученый в жилетке и с цепочкой на животе прошагал тысячи километров по местам, которые можно с полным правом назвать труднодоступными районами планеты.

Во время путешествий поражала нетребовательность и невзыскательность Александра Евгеньевича. Он мог передвигаться на чем угодно, спать в любой обстановке и питаться крайне ограниченным количеством самой простой пищи.

Александр Евгеньевич любил ездить в поезде. Вагонная обстановка не только не мешала его личной работе, но, видимо, даже способствовала ей, так как можно было освободиться от постоянно окружавших его людей. Он любил говорить, что, будучи создан природой в «форме шарообразного тела», вынужден постоянно «катиться».

Не один десяток лет упорного труда и собирания материала в разных местах нашей Родины, главным образом на Урале, а также и за границей, привели Александра Евгеньевича, наконец, к новым для науки выводам, имеющим мировое значение.

«Ключ», о котором говорила мама в детстве Саше, найден. Ферсман открыл новые законы перемещения химических элементов в земле. Значение этих законов и явилось тем «ключом» от недр, который Ферсман много лет искал.

Теперь этот ключ ваш, и для того, чтобы им воспользоваться, учитесь, наблюдайте за природой, собирайте коллекцию необычных камней и минералов. И если вас заинтересовала минералогия, наука, которой всю жизнь занимался А. Е. Ферсман, дерзайте!

Александр Евгеньевич дает начинающему минералогу советы:

1. Собирай минералы в природе и наблюдай их там.

2. Собирай и наблюдай минералы, которыми пользуется рядом находящийся завод.

3. Составляй коллекцию минералов.

4. Посещай минералогические музеи.

5. Выращивай дома кристаллы.

6. Читай книги по минералогии.

Когда заинтересуешься камнем и захочешь им заняться посерьезнее: минералогия требует знания химии, физики и геологии, и хороший минералог должен быть хорошо знаком с этими основными науками. Прежде всего, надо заняться химией, чтобы сделаться минералогом, - таков основной совет.

И самое главное, будь активен и энергичен, и ты проникнешь в тайны минералогии.

В небольшом рассказе о большой жизни А. Е. Ферсмана молодые годы занимают, быть может, неподобающе обширное место. Но это делается умышленно. На примере жизни Александра Евгеньевича особенно хорошо видно, как важен прочный фундамент, который закладывается в юные годы под здание дальнейшей жизни. Этот достойный подражания пример жизни полезен для каждого молодого человека, какую бы профессию он не избрал.

Ферсман прожил большую, красивую, полную интереса жизнь, насыщенную пафосом труда.

На его письменном столе осталось лежать предисловие к большому труду, подводившему итоги его горячей любви к камню. В нем он писал:

«Я хочу увлечь читателя в новый мир – мир камня и в ряде бесхитростных очерков раскрыть богатства камней великой страны самоцветами и цветными камнями. Подобно красоте благоухающих цветов, красоте линий, тонов и форм, создаваемых творческим гением человека, я вижу в самом камне заложенные в нем элементы красоты. Мне хочется извлечь сырой, казалось бы, неприглядный материал из недр земли и на солнечном свете сделать его доступным человеческому созерцанию и пониманию. Я хотел рассказать в моих очерках не только то, что узнал, вычитал и выяснил, сколько то, что сам пережил, что видел собственными своими глазами, с чем сроднился в своих многочисленных поездках по Уралу, Алтаю, Забайкалью, Крыму и островам Средиземного моря. Да, впервые я увлекся самоцветами больше тридцати лет назад, когда судьба занесла меня на остров Эльбу. Здесь среди южной ласкающей природы Средиземного моря дивный розовый турмалин так прекрасно гармонировал с серой гранитной породой, а сверкающей красной сталью геманит ярко блестел и ослеплял глаза. Потом много лет все мои часы и думы были заняты алмазом. Тысячи, десятки тысяч природных кристаллов проходили через мои руки. Величайшие законы кристаллографии вытекали из мельчайших деталей строения алмазов, и широкие проблемы зарождения камня в глубинных расплавах земли увлекали меня к другим драгоценным камням. И эти же интересы, полные любви к камню и самоцвету, уже с 1912 года перенесли меня в дебри Урала, и в течении почти двадцати лет каменные богатства недр Алтая, Забайкалья и Уральского хребта приковали мое внимание, давая материал для исследований».

Российские ученые и последователи Ферсмана продолжают начатое им дело. Они открывают неизвестные ранее закономерности в природе, находят все новые и новые богатства в недрах нашей земли. С теплым чувством благодарности вспоминают они о Ферсмане.

Заслуги Ферсмана перед Отечеством велики. В Ильменском заповеднике, в Хибинах установлены мемориальные доски памяти ученого.

Академик

Александр Евгеньевич

8/09-1883г. 20/05-1945г.

Крупнейший советский минералог и геохимик,

один из первых организаторов Ильменского заповедника

имени В. И. Ленина.

Работал в Ильменских горах в период с 1912 по 1942.

В нескольких музеях и научно-исследовательских институтах учреждены стипендии его имени. А. Е. Ферсман был ученым-практиком. В память о нем Академия наук каждые три года присуждает премию имени Ферсмана молодым ученым - минералогам и геохимикам - за лучшие работы, имеющие не только теоретическое, но, главным образом, практическое значение.

Ферсман всегда горячо звал молодежь в науку, но самым боевым призывом является пример его собственной жизни, полной самоотверженного труда на благо любимой Отчизны.

Есть люди, с именем которых ассоциируются важные события и свершения целой исторической эпохи. В науке к числу таких людей можно отнести выдающегося ученого, неутомимого искателя природных богатств академика Александра Евгеньевича Ферсмана (1883-1945 гг.). Это был блестящий ученый-естествоиспытатель, геохимик и минералог, кристаллограф и геолог, географ и краевед. Всю свою жизнь А.Е. Ферсман отдал поискам и внедрению в народное хозяйство минеральных ресурсов страны, развитию науки, подготовке молодых специалистов, пропаганде научных знаний.

А.Е. Ферсман очень много путешествовал: себя он называл «пожирателем пространств ». Только в путешествиях по Крыму, с которым он прямо или косвенно был связан на протяжении 55 лет своей жизни, он преодолел, по нашим подсчетам, более 13 тысяч километров! Истинный землепроходец и краевед, он исследовал все ландшафты Крымского полуострова: минералы и пещеры Главной горной гряды, грязевые сопки Керченского холмогорья, лечебные грязи (илы) Сакского региона... В Крыму написаны его первые научные статьи (1905 г.). Крыму академик А.Е. Ферсман посвятил и свою последнюю прижизненную опубликованную работу (1944 г.).

А.Е. Ферсман родился в Петербурге, обучался в Одесском университете, окончил Московский, однако именно в Крыму родилась у него и осталась на всю жизнь любовь к камню.. Без преувеличения можно сказать, что ученый был создан Крымом. Александр Евгеньевич называл Крым своим «первым университетом».

«Он научил меня , - писал ученый, - интересоваться природой и любить ее. Он научил меня работать, раскрывать тайны природных богатств, и не в быстром осмотре, проезжая на автомобиле или на лошади, а упорно, ползая на четвереньках, в течение многих дней изучая одну и ту же скалу, следя за всеми извилинами исследуемых едва заметных жил, строя по отдельным мелочам и деталям картину прошлого и фантазируя о будущем».

По существу первые шаги в науку будущий академик сделал здесь в возрасте 7-10 лет. На небольшой каменистой горке к юго-востоку от Симферополя, в долине Салгира, вблизи дачи, где его родители проводили лето, целые дни пропадал любознательный Саша Ферсман. Как тут все было интересно! Разноцветная галька в русле реки, кусочки изверженных пород лакколитоподобных массивов - «неудавшихся» крымских вулканов - каждый красивый камешек, каждый необычный минерал был открытием для юного природоведа. Вот совершенно потрясающая находка - жилка сверкающего горного хрусталя в серо-зеленых диабазовых скалах! За ней следовали новые и новые удивительные образцы, так что детская коллекция росла с каждым днем... «Много лет подряд занимала нас наша горушка под Симферополем» , - писал впоследствии, вспоминая о своих детских и юношеских годах, академик А.Е. Ферсман.

Шли годы. Любовь к камню, страсть к минералам, словно магнит, увлекали будущего ученого все дальше от дома. Особенно богатыми были минералогические сборы в Курцовской каменоломне вулканических пород в 6-7 километрах от Симферополя (с. Курцы, ныне с. Украинка). Юный Ферсман много раз доверху наполнял свой рюкзак замечательными образцами. Чего только не было там - и тонкие, ломкие иголки люблинита, и небольшие кристаллы ярко-зеленого эпидота, и красивые розоватые сростки уэлльсита, и зеленые корки пренита. И первым настоящим научным открытием стало обнаружение «горной кожи» - редкого минерала палыгорскита.

Небольшие экскурсии за камнем вскоре уступили место продолжительным походам и поездкам по Крыму - к выходам вулканических пород у мыса Фиолент близ Балаклавы, древнему вулкану Карадаг у Коктебеля, на гору Кастель у Алушты, в Феодосию, Керчь, Евпаторию, Саки... В ферсмановской коллекции минералов появились образцы удивительных карадагских камешков - полудрагоценные халцедон, сердолик, агат, яшмы, а рядом - керченские железные руды, мраморовидные известняки Главной Крымской гряды, белые и розовые кристаллы соли. Вместе с расширением маршрутов экскурсий и объема коллекций формировался географический кругозор, укреплялось призвание к науке о минералах.

В 1905 году, будучи студентом Московского университета, под руководством академика В.И. Вернадского А.Е. Ферсман готовит и публикует первую научную работу с описанием минералов Крыма. За нею следует целая серия статей (1906-1910) о барите и палыгорските, леонгардите и ломонтите, уэлльсите и цеолитах.

При таком стремительном научном взлете молодой ученый оставался очень скромным человеком. Об этом свидетельствует содержание его письма к В.И. Вернадскому. В 1906 г. Александр Евгеньевич писал своему учителю:

«Прежде всего я кончил статью о баритах; все написал и приготовил ее для печати. Получилось нечто скучное и растянутое. Может быть, прислать ее Вам? Больше всего я сидел над палыгорскитом. Почти два месяца я провозился с этим минералом и пришел к некоторым результатам. Хотя статья о палыгорските и написана мной, тем не менее я не решаюсь послать ее Вам, так как многое в ней является слишком смелым и недоказанным в характеристике палыгорскита как самостоятельного минерального вида. Закончив полный анализ этого минерала из Симферополя.., я надеюсь по Вашем приезде только прочесть ее (статью) Вам...»

Остается добавить, что все эти работы вскоре были опубликованы в академических изданиях.

Уже став профессором, А.Е. Ферсман за заслуги в минералогическом познании Крыма в 1911 г. был избран членом Крымского общества естествоиспытателей и любителей природы. К нему, уже признанному знатоку Крыма, академик В.И. Вернадский обращается в 1912 г. с просьбой «достать для Академии минералы Крыма». А.Е. Ферсман вскоре отвечает: «Везу с собой массу палыгорскита из Курцов, напал на хорошую, чистую жилу...». Кстати, впоследствии минералами из месторождений, открытых ученым, пополнились многие геологические музеи страны и мира.

Каждого исследователя всегда влекут новые идеи, новые перспективы, а подготовка научных статей требует много интеллектуальных сил и времени. В 1913 г. А.Е. Ферсман пишет: «Палыгорскиты мои, слава богу, закончились печатанием, и я могу заняться своей геохимией». В те годы ученый уже приступил к разработке основ этой молодой науки, и мы по праву считаем Александра Евгеньевича - вместе с академиком В.И. Вернадским - ее основоположником. В 1914 г. «Записки Крымского общества естествоиспытателей» публикуют первую научную работу А.Е. Ферсмана в этой области - «Химическая жизнь Крыма в ее прошлом и настоящем».

В последующие годы А.Е. Ферсман занимался исследованием соляных озер Крыма (ему, в частности, первому удалось установить хронологию Сакского озера), Керченских железорудных месторождений, грязевых вулканов, месторождений кила - крымской глины. Теперь ученому приходилось на основе геолого-минералогического анализа решать задачи хозяйственного использования природных богатств Крыма. Чудесные кристаллы синего вивианита в железных рудах Камышбуруна (близ Керчи) теперь привлекали его внимание не своей красотой, а тем, что свидетельствовали о значительном содержании фосфора в руде. Становилась реальной перспектива использования фосфористых руд в металлургии. Голубовато-зеленый кил оказался интересен своими отбеливающими свойствами и возможностью использования его для сухой рафинации нефтяных и жировых продуктов. Эти и другие вопросы нашли отражение во многих научных трудах А.Е. Ферсмана.

Академик обычно принимал непосредственное участие в трудоемких полевых исследованиях наравне с другими, без скидки на ранги. Его ученик, известный исследователь соляных богатств Крыма профессор А.И. Дзенс-Литовский так описывает работу на Сакском озере:

«С раннего утра мощная фигура Александра Евгеньевича маячила на озере, дамбах и перемычках озера и соляных бассейнов... С геологическим молотком в руке, двадцатикратной лупой на груди и оттопыренными карманами, набитыми образцами озерного гипса и друзами различных солей, он босиком, засучив брюки, бродил по колено в соляной рапе озера».

В годы индустриализации страны особенно ярко проявилось умение ученого увязывать научные исследования с решением практических задач.

«Мы не хотим быть фотографами природы, земли и ее богатств , - писал А.Е. Ферсман. - Мы хотим быть исследователями, творцами новых идей, завоевателями природы, борцами за ее подчинение человеку, его культуре и его хозяйству».

Десятилетняя упорная, поистине героическая исследовательская работа в условиях Заполярья, в Хибинах, приводит А.Е. Ферсмана к открытию здесь богатейших залежей апатита, нефелина и других полезных ископаемых, на базе которых выросли мощные промышленные предприятия. В Средней Азии, в центральной части пустыни Каракум, геолог обнаруживает большие запасы исключительной по качеству серы. Он руководит многочисленными экспедициями по исследованию Урала, Сибири и других районов страны.

А.Е. Ферсман был ректором первого в стране Географического института в Ленинграде, а позднее - деканом географического факультета университета, организатором и руководителем Уральского филиала Академии наук.

Очень часто в своих лекциях, научных докладах и статьях А.Е. Ферсман обращался к примерам из природы Крыма, с увлечением рассказывал о его минеральных богатствах и геохимической жизни. Профессор А.И. Дзенс-Литовский, слушавший удивительно богатые по содержанию ферсмановские лекции, приводит отрывки из них:

«Среди всех картин химического прошлого Крыма особенно интересны те моменты, когда нарушилось равновесие земной коры и глубокие разломы открыли вход расплавленным массам. С них, собственно, и начинаются в Крыму наиболее интересные страницы геохимии, которая протекает уже в наши дни...».

«Еще слишком мало исследована эта химическая жизнь Крыма. Изучение минералогии Крыма только начинается, и систематическое исследование горных пород ждет вас...».

Эти слова выдают настоящего ученого: много знающего, но не удовлетворенного достигнутым, жаждущего новых открытий и нацеливающего на них молодое поколение.

Будучи человеком огромной эрудиции, А.Е. Ферсман опубликовал 1500 научных работ по разным отраслям знаний. Из них 36 написаны на крымские темы.

А.Е. Ферсман - автор ряда книг, ставших настольными для наших школьников: «Занимательная минералогия», «Занимательная геохимия», «Воспоминания о камне», «Рассказы о самоцветах», «Путешествия за камнем» и других. Написанные в живой, увлекательной форме, они отразили глубокую любовь их автора к минералам и минералогии. Не случайно писатель А.Н. Толстой назвал А.Е. Ферсмана «поэтом камня».

Даже в годы, когда деятельность академика А.Е. Ферсмана уже не была непосредственно связана с Крымом, он неоднократно бывал здесь, посещая месторождения минеральных ресурсов. В начале 1930-х годов в составе совета Крымской комплексной экспедиции по изучению соляных озер им была предпринята новая поездка в Крым. Кроме целевых экспедиционных проблем, его заинтересовал тогда вопрос о наличии пресных подземных вод в песчано-ракушечных прибрежных косах. В 1939 г. ученый проводит геохимические исследования крымских месторождений минералов. Тогда же в «Докладах Академии наук СССР» была опубликована его статья «К геохимии и минералогии Крыма».

За годы работы в Крыму он первым нашел и описал несколько десятков минералов. Это был существенный вклад в собрание более чем трехсот минеральных видов, известных здесь сегодня.

Нельзя забывать и о том, что А.Е. Ферсман (совместно с В.И. Вернадским) внес существенный вклад в подготовку нового поколения отечественных географов и геологов - исследователей Крымского полуострова. Среди них можно назвать С.В. Альбова, П.А. Двойченко, А.И. Дзенс-Литовского, А.И. Моисеева, П.М. Мурзаева, Б.А. Федоровича, Д.И. Щербакова и других. О том, как оценивал учитель своих учеников, как способствовал их научному росту, мы можем судить, например, по впервые публикуемым нами отрывкам из отзыва А.Е. Ферсмана о научной деятельности минералога-крымоведа П.М. Мурзаева (1938 г.).

«П. М. Мурзаев принадлежит к молодому поколению минералогов и окончил Крымский университет в 1924 году... Он прошел хорошую школу профессора С.П. Попова, который выработал в нем, с одной стороны, точное наблюдение природных явлений, умение их описывать и изучать существующими методами минералогии, - с другой.

Первые его работы, связанные с изучением минералов Крыма, как раз характеризуют его как точного минералога, владеющего всеми методами научной работы. В других работах «Мурзаев показал себя как опытный геолог-геохимик, умеющий справляться с картированием и геологической съемкой... удачно справился с очень сложной темой...

На основании изложенного, исходя из ширины научных интересов П.М. Мурзаева, я считаю его вполне подходящим для занятия кафедры профессора в одном из наших университетов».

До самого конца жизни А.Е. Ферсман не утратил научного интереса к краю, вдохновившему его на научный поиск. В 1944 г., радуясь освобождению Крыма от фашистских оккупантов и стремясь помочь быстрейшему восстановлению его хозяйства, разрушенного войной, он опубликовал в журнале «Природа» статью об ископаемых богатствах полуострова. Публикация подытоживала накопившиеся к тому времени свежие данные о местных минеральных ресурсах.

В этой работе А.Е. Ферсман отмечает, что на Крымском полуострове имеются 47 химических элементов таблицы Менделеева (в более поздней своей работе «Геохимический очерк Крыма», опубликованной посмертно, в 1959 г., он насчитывает 54 элемента). Ученый подразделяет их на 4 группы: элементы преобладающего значения, второстепенного геохимического значения, малого значения и элементы, наличие которых требует подтверждения. Здесь же он производит классификацию элементов «с чисто промышленной точки зрения» , определяющей характер поисковых и разведочных работ. Далее А.Е. Ферсман характеризует полезные ископаемые Крыма, выделяя три важнейшие группы: железные руды, разнообразные соли озер, орнаментовочные и строительные материалы. Он классифицирует их по экономическому значению на ископаемые: 1) всесоюзного или общемирового значения (железные руды, строительные материалы; соли магния, натрия, калия, кальция, хлора, брома и йода); 2) общего значения для юга СССР (флюсовые известняки, трасы, изверженные породы, кил, ракушечники, цементные мергели, глины зеленые, поделочные халцедоны, агаты и яшмы); 3) местного значения (уголь, нефть, асфальт, горючие газы и др.); 4) неизвестного значения (гелий, фосфориты, трепел и др.). Ученый с гордостью отмечает:

«в Крыму... открыто и изучено около 200 месторождений полезных ископаемых, начиная с самоцветов для украшений и кончая ценнейшими известняками для мраморов Московского метро и чистыми известняками для флюсов металлургических заводов».

А.Е. Ферсманом поставлена задача освоения и активной охраны замечательной крымской природы, в том числе минеральных ее богатств.

В заключение статьи, которую мы цитируем, ученый-патриот пророчески писал:

«И теперь, когда наш прекрасный Крым пережил тяжелые годы нашествия варваров и оккупацию, он с его живительным солнцем и морем скоро сумеет залечить свои раны, и снова Крым превратится... в богатейший музей природы».

В память о замечательном ученом поселок близ Симферополя, где он начинал свой путь в науку, называется ныне Ферсманово, а близлежащий карьер в вулканических породах на берегу Симферопольского водохранилища - Ферсмановским. В Карадагском природном заповеднике оригинальная стенка-дайка древнего вулкана носит имя А.Е. Ферсмана. На здании школы-интерната в Ферсманово в 1973 г. в честь академика была установлена мемориальная доска, текст которой гласит: «Здесь в детские и юношеские годы жил академик Александр Евгеньевич Ферсман (1883-1945 гг.) - выдающийся советский минералог и геохимик». А старый «Ферсмановский дом» - архитектурный памятник на правобережье Салгирской долины в пос. Ферсманово, хорошо заметный с трассы Симферополь-Алушта и несколько напоминающий «Ласточкино гнездо» - сильно обветшал и ждет реставрации, с надеждой, что здесь мог бы разместиться в будущем Ферсмановский минералогический музей Крыма.

Вспомните

Какие полезные ископаемые вам известны?

Существуют топливные полезные ископаемые – торф, уголь, нефть (осадочное происхождение).

Рудные полезные ископаемые – руды цветных и черных металлов (магматическое и метаморфическое происхождение).

Нерудные полезные ископаемые – горно-химическое сырье, строительные материалы, минеральные воды, лечебные грязи.

Это я знаю

1. Что такое земельные ресурсы? Минеральные ресурсы?

Земельные ресурсы – территория, пригодная для расселения людей и размещения объектов их хозяйственной деятельности.

Минеральные ресурсы – природные вещества земной коры, пригодные для получения энергии, сырья и материалов.

2. Каково значение минеральных ресурсов в жизни человека?

Минеральные ресурсы – основа современного хозяйства. Из них получают топливо, химическое сырье, металлы. От количества и качества минеральных ресурсов во чаще всего зависит благосостояние страны.

3. Чем обусловлено размещение полезных ископаемых?

Размещение полезных ископаемых обусловлено их происхождением.

4. Какие закономерности можно установить в размещении полезных ископаемых?

Месторождения руд черных и цветных металлов, золота, алмазов приурочены к выходам кристаллического фундамента древних платформ. Месторождения нефти, углей, природного газа приурочены к мощным осадочным чехлам платформ, предгорным прогибам, шельфовым зонам. Руды цветных металлов так же встречаются в складчатых областях.

5. Где сосредоточены основные нефтегазоносные месторождения?

Основные нефтегазоносные районы сосредоточены в шельфовых зонах – Северное море, Каспийское море, Мексиканский залив, Карибское море; осадочных чехлах платформ – Западная Сибирь; предгорных прогибах – Анды и Уральские горы.

7. Выберите верный ответ. Полезные ископаемые осадочного происхождения приурочены в основном: а) к щитам платформ; б) к плитам платформ; в) к складчатым областям древнего возраста.

Б) к плитам платформ

Это я могу

8. Используя схему «Образование горных пород» (см. рис. 24), объясните, какие превращения происходят с горными породами в результате круговорота веществ.

В результате круговорота веществ, происходит превращение одних полезных ископаемых в другие. Первичными можно считать магматические горные породы. Они образовались из излившейся на поверхность магмы. Под действием различных факторов магматические породы разрушаются. Обломочные частицы переносятся и осаждаются в других местах. Так формируются осадочные горные породы. В складчатых областях происходит смятие горных пород в складки. При этом часть из них погружаются на глубину. Под действием высоких температур и давления они переплавляются и превращаются в метаморфические горные породы. После разрушения метаморфических горных пород вновь образуются осадочные породы.

Это мне интересно

9. Считается, что в каменном веке почти единственным полезным ископаемым был кремень, из которого изготавливали наконечники стрел, топоры, копья, рубила. Как, по вашему мнению, изменились с течением времени представления людей о многообразии полезных ископаемых?

Представления людей о многообразии полезных ископаемых с каменного века очень быстро менялись. После кремня люди очень быстро нашли медь. Наступил медный век. Однако медные изделия для использования были непрочными и мягкими. Прошло еще немного времени, и люди познакомились с новым металлом - оловом. Олово - очень хрупкий металл. Мы можем предположить, что произошло так, что кусочки меди и кусочки олова попали в огонь или костер, где они расплавились и смешались. В результате появился сплав, объединяющий в себе лучшие качества как олова, так и меди. Так и была найдена бронза. Период бронзового века - это время, начиная с конца четвертого- до начала первого тысячелетия до нашей эры.

Как мы все знаем, железо в чистом виде не встречается на Земле - его нужно добыть из руды. Для этого руду нужно нагреть до очень высокой температуры, и только после этого из нее можно выплавить железо.

То, что века были названы в честь полезных ископаемых, говорит о их огромном значении. Использование все новых полезных ископаемых открывает для человека новые возможности и может коренным образом изменить все хозяйство.

С тех прошло очень много времени и сейчас люди используют огромное количество минеральных ресурсов для разных целей. Разведка и добыча минеральных ресурсов актуальная задача для хозяйства во все времена.

10. Известный отечественный геолог Е.А. Ферсман писал: «Мне хочется извлечь сырой, на первый взгляд неприглядный материал из недр Земли… и сделать его доступным человеческому созерцанию и пониманию». Раскройте смысл этих слов.

Минеральные ресурсы, при извлечении из их из земной коры чаще всего имеют вид далекие от внешнего вида продукта, который из него получают. Они действительно представляют собой неприглядный материал. Но при правильном подходе, переработке из этого материала можно извлечь много ценного для человека. Ферсман говорил о ценности недр Земли, о необходимости их изучения и разумного подхода к этому.