Изъятыми из гражданского оборота являются. Список предметов изъятых из гражданского оборота относятся. Объекты, изъятые из оборота

1. Объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 142-ФЗ)

2. Законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 142-ФЗ)

3. Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

4. Результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (статья 1225) не могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому. Однако права на такие результаты и средства, а также материальные носители, в которых выражены соответствующие результаты или средства, могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом.

(п. 4 введен Федеральным законом от 18.12.2006 N 231-ФЗ)

Комментарии к статье

Коммент. ст. подразделяет все объекты гражданских прав на три категории в зависимости от их оборотоспособности. По общему правилу объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить к другим лицам в порядке универсального правопреемства, т. е. признаются полностью оборотоспособными, если они прямо не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Кроме того, оборот некоторых объектов гражданских прав, например нематериальных благ, исключен в силу самой природы этих объектов.

Под объектами, изъятыми из оборота, понимаются объекты, нахождение которых в обороте прямо запрещено законом. К ним относятся прежде всего объекты государственной собственности, находящиеся в общественном пользовании, в частности дороги, реки, общественные здания и сооружения, национальные библиотеки и т. п. Не участвуют в гражданском обороте и вещи, которые в принципе могут передаваться другим лицам, но не по гражданско-правовым основаниям, а в ином порядке, в частности архивные материалы. Наконец, не могут быть предметом гражданско-правовых сделок объекты, запрещенные действующим законодательством, например порнографические издания, поддельные денежные знаки и платежные документы, самодельные наркотические средства и т. п.

Ограничение оборота тех или иных объектов означает, что эти объекты могут принадлежать лишь определенным лицам либо для совершения сделок с ними требуется специальное разрешение. Подобные ограничения могут вводиться по соображениям государственной и общественной безопасности, охраны экономических интересов государства, обеспечения здоровья населения и т. п. Так, горные отводы для разведки и разработки месторождений минеральных полезных ископаемых являются государственной собственностью и могут предоставляться лишь во владение и пользование юридическим лицам и гражданам.

Другие объекты, ограниченные в своем обороте, могут приобретаться и в собственность, но лишь по особым разрешениям. К ним, в частности, относятся оружие, сильнодействующие яды, наркотические средства и т. п. На территории РФ ограничен оборот валютных ценностей - иностранной валюты и внешних ценных бумаг.

Наконец, для приобретения ряда вещей не требуется специального разрешения, но необходимо выполнение предусмотренных законом условий. Например, отчуждение и приобретение памятников истории и культуры производятся с соблюдением действующий правил о преимущественном праве их покупки государством.

Пункт 3 ст. 129, посвященный обороту земли и других природных ресурсов, носит отсылочный характер. Пределы участия этих объектов в гражданском обороте определяются не гражданским, а земельным и природоресурсным законодательством.

Так, земельные участки, изъятые из оборота и ограниченные в гражданском обороте, перечислены в ст. 4 и 5 ЗК. Оборот земель селькохозяйственного назначения регулируется специальным Законом об обороте земель селькохозяйственного назначения. Особенности оборота участков недр, водных объектов и участков лесного фонда определяются Законом о недрах, Водным и Лесным кодексами.

Полностью оборотоспособные объекты гражданских прав.

Они могут быть объектами (товарами) различных гражданских прав (вещных, обязательственно-правовых) и принадлежать всем субъектам гражданского права. Первую группу составляют объекты гражданских прав полностью оборотоспособные. Такие объекты могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом. При универсальном правопреемстве имущество как единое целое, в том числе имущественные права и обязанности, переходит от одного лица к другому лицу (другим лицам), например при наследовании, реорганизации юридического лица. При сингулярном правопреемстве к одному лицу переходят только отдельные права и обязанности другого. В таком порядке переходят права и обязанности в результате совершения сделок по отчуждению имущества, уступке прав и переводе долга (см. комментарий к гл. 24 ГК), передаче имущества в аренду и т.п.

В комментируемой статье установлена презумпция полной оборотоспособности объектов гражданских прав. Ограничения и запрет оборотоспособности допускаются лишь в случаях, прямо указанных в законе.

Ограниченные в обороте объекты

К вещам, ограниченным в обороте, относятся те виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам гражданского оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению. Перечень или порядок определения таких объектов устанавливается законом (см. коммент. к ст. 129).

В комментируемой статье назван ряд ограниченных в обороте объектов, которые могут входить в наследственную массу: оружие, сильнодействующие и ядовитые вещества, наркотические и психотропные средства.

2. В соответствии с положениями Федерального закона от 13.12.96 N 150-ФЗ "Об оружии" (в ред. от 08.12.2003) под оружием понимаются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, а также подачи сигналов. Оружие делится на гражданское (сюда относится в том числе газовое, охотничье, сигнальное и другое оружие), служебное (предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и частных детективных и охранных агентств), боевое ручное стрелковое и холодное (предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач, принятое на вооружение Минобороны России, МВД России, ФСБ России и другими государственными службами). В соответствии со ст. 13 Закона "Об оружии" гражданам на праве собственности могут принадлежать отдельные виды гражданского оружия. Оружие подлежит регистрации в органе внутренних дел по месту жительства, а на его хранение и ношение, коллекционирование или экспонирование выдается лицензия (разрешение).

Разрешение на хранение и ношение наградного оружия гражданами Российской Федерации выдается органами внутренних дел по месту жительства.

К наркотическим средствам и психотропным веществам относятся вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.06.98 N 681, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г. (вступила в силу для СССР в 1964 г.)

Ограничены в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки :

В пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в п. 4 ст. 27 ЗК;

В пределах лесного фонда, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

Занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда;

Занятые особо ценными объектами культурного наследия народов России, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

Предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в п. 4 ст. 27 ЗК;

Не указанные в п. 4 ст. 27 ЗК в границах закрытых административно-территориальных образований;

Предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;

Предоставленные для нужд связи;

Занятые объектами космической инфрастуктуры;

Расположенные под объектами гидротехнических сооружений;

Предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;

Загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли. Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом об обороте земель (вступил в силу 27 января 2003 г.).

Объекты, изъятые из оборота

Изъятие из оборота ограниченного числа объектов гражданских прав мотивируется следующими причинами. Во-первых, тем, что отдельные объекты гражданских прав по своей природе не могут быть вообще отчуждаемы от личности человека. Это - права на жизнь, здоровье, личную неприкосновенность частной жизни, честь и достоинство, право на имя и другие нематериальные блага (ст. 150 ГК). Во-вторых, отдельные объекты, составляющие (входящие в) государственную и муниципальную собственность, должны находиться в общественном пользовании (дороги, улицы, заповедники, национальные парки и скверы и т.д.). В-третьих, гражданские права в отношении отдельных объектов могут быть ограничены в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 2 ст. 1 ГК).

Как сказано в п. 2 ст. 129 ГК РФ, объекты, изъятые из оборота, должны быть прямо указаны в законе. Так, на основании ст. 2 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"(C изменениями и дополнениями от: 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 1 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 16, 25 октября 2006 г., 19, 24 июля 2007 г., 22 июля, 25 ноября, 25 декабря 2008 г., 17, 18 июля 2009 г., 19 мая, 27 июля, 28 декабря 2010 г., 6 апреля, 14 июня, 30 ноября, 3 декабря 2011 г., 1 марта 2012 г.) Постановлением от 30 июня 1998 г. Правительство РФ утвердило перечень указанных веществ, оборот которых запрещен в РФ. В их число, в частности, включены гашиш, героин, яд, опий и др. К этой же группе объектов относятся атомное оружие и другие средства тяжелого вооружения.

В первую очередь из оборота изымаются объекты государственной собственности, которые находятся в общественном пользовании и не могут в силу публичных интересов быть предметами гражданско-правовых сделок. Перечень объектов, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности и приватизация которых запрещена, содержит Программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 24.12.1993 № 2284 (в ред. в ред. Указов Президента РФ от 06.10.1997 N 1066 с изм., внесенными Указами Президента РФ от 14.03.1996 N 381). В перечень, в частности, входят:

Недра, лесной фонд, водные ресурсы;

Охраняемые или особым образом используемые природные территории с находящимися на них объектами недвижимости;

Штатное и табельное военное имущество (в том числе арсеналы);

Специальные полигоны для испытания вооружений и военной техники;

Недвижимые объекты исторического и культурного наследия федерального значения по перечню, утверждаемому Правительством РФ;

Водохозяйственные и мелиоративные системы и сооружения;

Портовые гидротехнические сооружения и объекты, объекты и сооружения, входящие в системы управления движением судов;

Объекты, предприятия и оборудование для захоронения твердых и жидких радиоактивных и ядовитых химических отходов, скотомогильники;

Атомные станции;

Стационарные объекты социального обслуживания, включая детские дома, дома ребенка, территориальные центры социального обслуживания, а также школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школы-интернаты для детей с недостатками умственного и физического развития, дома для престарелых, дома сестринского ухода, интернаты, госпитали, санатории, пансионаты для инвалидов, детей и престарелых;

Объекты управления воздушным движением аэропортов и авиапредприятий, аэродромы федерального значения;

Радиотелевизионные передающие центры, радиоцентры;

Защищенные объекты органов государственного управления, защитные сооружения гражданской обороны;

Федеральные автомобильные дороги общего пользования;

Объекты непроизводственной сферы, находящиеся в ведении федеральных органов представительной власти;

Крематории и кладбища;

Скважины глубокого бурения, находящиеся в пределах горных отводов или площадей, по которым выданы лицензии добывающим или иным предприятиям;

Метрополитен.

Запрещена также приватизация предприятий и объектов целого ряда федеральных министерств и ведомств: санитарной эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений, охраны и воспроизводства ресурсов охотничьих животных, Министерства внутренних дел, Федеральной службы контрразведки, Министерства обороны, пограничных войск, Государственного таможенного комитета Российской Федерации, объектов научной и опытно-производственной сферы, входящих в состав Российской академии наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии образования и Российской академии художеств, переданных им в установленном порядке в соответствии с указами Президента РФ по перечням, утвержденным Правительством.

Правовой режим недр, лесов, водных объектов в значительной степени является предметом соответствующих отраслей права и регулируется ГК в той степени, в какой это допускается соответственно Законом о недрах, ВК и ЛК.

Из оборота изъяты (п. 4 ст. 27 ЗК) земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами:

Государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 ЗК);

Зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы;

Зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;

Объектами организаций федеральной службы безопасности;

Объектами организаций федеральных органов государственной охраны;

Объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

Объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

Исправительно-трудовыми учреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями соответственно Минюста и МВД России;

Воинскими и гражданскими захоронениями;

Инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ.

Общие вопросы оборотоспособности объектов гражданских прав регулируются ст. 129 ГК РФ. Она вступила в силу с 1 января 1995 года (Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие Гражданского кодекса Российской Федерации"). Федеральным законом от 18.12.2006 N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" эта статья была дополнена п. 4. Наконец, Федеральным законом от 02.07.2013 N 142-ФЗ "О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 142-ФЗ) внесены изменения в п. п. 1 и 2 этой статьи, которые вступили в силу с 1 октября 2013 года.
Действующая редакция ст. 129 исследовалась в доктрине. В числе публикаций хочу отметить работу профессора В. Хохлова .
В п. п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ - в редакции, действовавшей с 1 января 1995 года по 30 сентября 2013 года, - указывалось на то, что объекты гражданских прав в зависимости от их оборотоспособности, то есть способности находиться в гражданском обороте, делятся на три категории:
- объекты, находящиеся в свободном обороте;
- объекты, изъятые из оборота;
- объекты, ограниченно оборотоспособные.
Поскольку приведенная классификация является всеохватывающей (невозможно представить иные объекты, не попадающие в одну из трех групп) и она применима не только к объектам гражданских прав, но и ко всем мыслимым объектам, очевидно, что круг объектов гражданских прав ею не был ограничен.
Изменениями в п. п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ (Закон N 142-ФЗ) установлено, что объекты гражданских прав по их оборотоспособности делятся на следующие две категории:
- объекты, находящиеся в свободном обороте, и
- объекты, ограниченные в обороте.
Куда же делись "объекты, изъятые из оборота"? Ответ может быть таким: либо они исключены из числа объектов гражданских прав, либо включены в категорию ограниченно оборотоспособных объектов.
Конечно, можно предположить, что таких объектов вообще не существует, но мы знаем, что это не так.
Категория "объекты, ограниченно оборотоспособные" действительно получила более широкое толкование. Ранее к этой категории относились только те объекты, которые "могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению". Ныне же указывается, что в эту категорию способны входить и иные объекты: "...могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности, могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению".
Если пытаться включить объекты, изъятые из оборота, в круг ограниченно оборотоспособных, надо ответить на вопрос о том, относятся они к одной из двух указанных в ГК РФ разновидностей ограниченно оборотоспособных объектов либо составляют какую-то новую их разновидность. Разумеется, объекты, изъятые из оборота, не могут быть отнесены к объектам, "совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению". Сложнее обстоит дело с вопросом о том, будут ли считаться изъятыми из оборота "объекты, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота".
Положительно отвечают на этот вопрос авторы комментария к ст. 129 ГК РФ , допускающие существование объектов гражданских прав, "которые могут принадлежать только одному лицу, в связи с чем их оборотоспособность сведена "на нет", то есть ее не существует".
Этого же мнения придерживается и С. Гришаев , который полагает, что "объекты, изъятые из оборота, были заменены на объекты, которые могут принадлежать лишь определенным участникам гражданского оборота".
С этими мнениями трудно согласиться.
Исключение из ст. 129 ГК РФ категории "необоротоспособные объекты" не могло автоматически расширить содержание категории "объекты, ограниченные в обороте", поскольку они могут принадлежать лишь определенным лицам.
Необходимо обратить внимание и на чисто лингвистическую разницу между понятиями "ограничить" и "запретить" ("изъять"): "ограничить" означает "стеснить определенными условиями", "поставить в какие-нибудь рамки", а "изъятие" - "исключить", "устранить", "отступить [от нормы]". Это разные понятия.
Таким образом, из действующей редакции п. п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ вытекает, что "объекты, изъятые из гражданского оборота" не входят в круг объектов гражданских прав. Конечно, из этого не следует, что такие объекты не охраняются правом вообще. Вероятнее всего, они охраняются, но не гражданским (частным) правом, а публичным правом. Более того, такие объекты могут защищаться гражданским правом в случаях правонарушения. Кстати, при этом возникает вопрос: должны ли не охраняемые гражданским правом, однако защищаемые по нормам гражданского права объекты включаться в категорию объектов гражданских прав? Судя по тому, что в настоящее время "нематериальные блага", защищаемые гражданским правом (п. 2 ст. 2 ГК РФ), входят в число объектов гражданских прав (ст. 128 ГК РФ), на этот вопрос следует ответить положительно.
Нормы, содержащиеся в п. 3 ст. 129 ГК РФ, касаются оборотоспособности земли и других природных ресурсов. Не буду их анализировать, а перейду к п. 4, введенному в Кодекс при принятии части четвертой ГК РФ и действующему с 1 января 2008 года. Он не был изменен Законом N 142-ФЗ, который исключил из числа объектов гражданских прав объекты, изъятые из оборота. Пункт 4 ст. 129 ГК РФ состоит из двух предложений: "Результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (статья 1225) не могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому. Однако права на такие результаты или средства, а также материальные носители, в которых выражены соответствующие результаты или средства, могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом".
Содержащаяся в п. 4 ст. 129 отсылка к ст. 1225 ГК РФ означает, что в данном случае "результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации" должны пониматься узко и строго: это только такие объекты, на которые могут возникать "интеллектуальные права" (обязательно включающие "исключительное право"). В этом же узком и строгом значении следует понимать словосочетание "результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации", употребленное в ст. ст. 2 и 128 ГК РФ.
Из первого предложения п. 4 следует, что, поскольку результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации не могут ни отчуждаться, ни иными способами переходить от одного лица к другому, очевидно, что они относятся к объектам, изъятым из оборота. Вместе с тем эти объекты, как указано в ст. 128 ГК РФ, являются объектами гражданских прав. Поскольку вплоть до 30 сентября 2013 года в число объектов гражданских прав входили и объекты, изъятые из оборота, первое предложение п. 4 ст. 129 ГК РФ выглядело нормально и логично.
Но с даты вступления в силу Закона N 142-ФЗ (1 октября 2013 года) оно лишилось логического обоснования. Единственным "оправданием" этой нормы в современных условиях является то, что, хотя названные результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, являющиеся объектами не материальными, а идеальными, в силу этого не могут отчуждаться или иными способами переходить к другим лицам, тем не менее на них возникают исключительные права, а последние как раз могут отчуждаться или иным способом переходить к другим лицам. То есть оборотоспособность исключительных прав на упомянутые объекты как бы "оправдывает" включение самих этих объектов в круг объектов гражданского права.
Но на некоторые средства индивидуализации возникают гражданские (исключительные) права, которые не могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому. В ГК РФ предусмотрено, что исключительное право на фирменное наименование не может быть отчуждено, а право использования фирменного наименования не может быть предоставлено другому лицу (ст. 1474).
Не допускается также распоряжение исключительным правом на наименование места происхождения товара, в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования этого наименования (ст. 1519 ГК РФ).
Таким образом, на исключительное право на фирменное наименование, а также на исключительное право на наименование места происхождения товара не распространяется действие нормы из п. 4 ст. 129 ГК РФ. Поэтому сами фирменные наименования и наименования мест происхождения товара не должны рассматриваться как объекты гражданского права.
Завершая рассмотрение п. 4 ст. 129, хочу отметить, что из второго предложения п. 4 вытекает, что включение в ГК РФ результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации в круг объектов гражданских прав объясняется (или "оправдывается") также тем, что "материальные носители, в которых выражены соответствующие результаты или средства, могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом".
Эта норма имеет значение ("работает") только применительно к селекционным достижениям, а также к признаваемым изобретениями некоторым видам штаммов микроорганизмов и к культурам клеток растений и животных. Лишь у названных результатов интеллектуальной деятельности сам результат, являющийся нематериальным, не может быть отделен от материального носителя, в котором он выражен .
В отношении остальных результатов интеллектуальной деятельности, а также средств индивидуализации указанная норма буквально "притянута за уши", ибо в соответствии с п. 1 ст. 1227 ГК РФ "интеллектуальные права не зависят от права собственности и иных вещных прав на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации". Кроме того, по общему правилу "переход права собственности на вещь не влечет переход или предоставление интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, выраженные в этой вещи" (п. 2 ст. 1227),
В заключение хочу отметить, что вопрос об отнесении того или иного объекта к числу объектов гражданских прав в зависимости от оборотоспособности объекта заслуживает дальнейших исследований.

Библиографический список

1. Хохлов В.А. Общие положения об обязательствах: Учебное пособие. М.: Статут, 2015.
2. Комментарий к ГК РФ. Часть первая от 30.11.1994 N 51-ФЗ (постатейный) / Алешина Н.А., Баринов Н.А., Бевзюк Е.А. [и др.] // СПС "КонсультантПлюс", 2014.
3. Гришаев С.П. Эволюция законодательства об объектах гражданских прав // СПС "КонсультантПлюс", 2015.
4. Гаврилов Э., Синельникова В. Право на селекционное достижение в общем контексте права интеллектуальной собственности // Хозяйство и право. 2015. N 2.
5. Гаврилов Э.П. Вещные права в четвертой части ГК РФ после 30 сентября 2014 года // Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2014. N 7.

Под правовым режимом имущества понимается наличие особых правил реализации правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Правовой режим отдельных видов имущества существенно различается.

Важная характеристика правового режима объектов гражданских прав - их оборотоспособность. По этому критерию недвижимость делится на три категории. В соответствии со ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации (Части I, II, III) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 26.06.2008) / М.: СЗ РФ, 2008. С.51.

  • · не ограниченные в обороте объекты , которые могут свободно отчуждаться и переходить к от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (например, наследование, реорганизация юридического лица);
  • · ограниченно обороноспособные объекты , которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается лишь по специальному разрешению, такие объекты не могут отчуждаться;
  • · изъятые из гражданского оборота объекты (земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами В соответствии с п.4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (Часть I) от 25.10.2001 г. №136-ФЗ (в ред. от 28.02.2007) // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст.36).

Объекты, изъятые из оборота, должны быть прямо указанны в законе. Ограниченно обороноспособные объекты также определяются в порядке, установленном законом. Обычные объекты недвижимости - здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения - свободно участвуют в обороте, если они не исключены из оборота законом.

Из гражданского оборота в первую очередь изымаются объекты государственной собственности, которые находятся в общественном пользовании и не могут в силу публичных интересов быть предметом гражданско - правовых сделок. Перечень объектов, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности и приватизация которых запрещена, содержит Программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 24.12.1993 г № 2284 (в ред. от 16.08.2004 г.). Собрание актов Президента и Правительств Российской Федерации.1994. № 1.Ст.2; СЗ РФ. 1996. № 12. Ст.1064; 1998. № 29. Ст. 3538; 2000. № 31. Ст.3952; № 32. Ст. 3343; 2002. № 14. Ст. 1255; 2003. № 32. СТ.3172; № 47. Ст. 4520; 2004. Ст,3540. В перечень, входит:

  • - недра, лесной фонд, водные ресурсы;
  • -охраняемые или особым образом используемые природные территории с находящимися на них объектами недвижимости;
  • - штатное или табельное военное имущество;
  • - специальные полигоны для испытания вооружений и военной техник;
  • - недвижимые объекты исторического и культурного наследия по перечню, утвержденному правительством РФ;
  • - водохозяйственные и мелиоративные системы и сооружения;
  • - портовые гидротехнические сооружения и объекты, объекты и сооружения, входящие в системы управления и движения судов;
  • - объекты, предприятия и оборудования для захоронения твердых и жидких радиоактивных и ядовитых химических отходов, скотомогильники;
  • - автономные станции;
  • - стационарные объекты социального обслуживания, включая детские дома, дома ребенка, территориальные центры социального обслуживания, а также школы - интернаты для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школы - интернаты для детей с недостатками умственного и умственного и технического развития, дома для престарелых, дома сестринского ухода, интернаты госпитали, санатории, пансионаты для инвалидов, детей престарелых;
  • - объекты управления воздушным движением аэропортов и авиапредприятий, аэродромы федерального значения;
  • - радиотелевизионные передающиеся центры, радиоцентры;
  • - защищенные объекты органов государственного управления, защитные сооружения гражданской обороны;
  • - федеральные автомобильные дороги общего пользования;
  • - объекты непроизводственной сферы находящиеся в ведении и федеральных органов представительной власти;
  • - крематории и кладбища;

скважины глубокого бурения, находящиеся в пределах горных отводов или площадей, по которым выданы лицензии добывающим или иным предприятиям;

Метрополитен.

Запрещена также приватизация предприятий и объектов целого ряда федеральных министерств и ведомств: санитарной эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений, охраны и воспроизводства ресурсов охотничьих животных, МВД России, Федеральной службы безопасности, Министерства обороны России, пограничных войск, Федеральной таможенной службы России, объектов научной и опытно - производственной сферы, входящих в состав Российской академии наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии образования и Российской академии художеств, переданных им в установленном порядке в соответствии с указами Президента РФ по перечням, утвержденным Правительствам РФ,

Статьей 30 Закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21 декабря 2001 годаФЗ РФ от 21.12.2001 г. № 178 - ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в ред. от 05.02.2007) // СЗ РФ.2007 № 7. Ст. 834. также запрещена приватизация следующих используемых объектов социально - культурного и коммунально-бытового назначения:

  • - объектов органов социальной защиты населения, в том числе детских домов, домов ребенка, домов для престарелых, интернатов, госпиталей и санаториев для инвалидов, детей и престарелых;
  • - объектов здравоохранения, образования, культуры, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения;
  • - детских оздоровительных комплексов (дач, лагерей);
  • - жилищного фонда и объектов его инфраструктуры;
  • - объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения.

При регулировании оборота объектов, имеющих жизненно важное значение для общества, применяется принцип невосполняемых природных ресурсов. Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

В соответствии со ст. 260 Гражданского кодекса собственник земельного участка свободно владеет, пользуется и распоряжается, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограниченны в обороте.

Таким образом, обороноспособность земельных участков определяется земельным, лесным, водным и другим природоресурсным законодательством. Изъятые из оборота земли не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Понятие оборотоспособности объектов гражданских прав

Понятие объекта гражданского права гласит, что объект - это то, по поводу чего возникают гражданские правовые отношения. Самые распространенные виды объектов - различные вещи, в том числе и деньги, ценные бумаги, права на вещи, результаты интеллектуальной деятельности, информация и нематериальные блага.

Оборотоспособность объектов гражданских прав - это понятие, подразумевающее возможность проведения сделок, которые нацелены на передачу объектов в рамках гражданско-правовых отношений.

Объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться либо переходить в порядке преемства и иными способами (аренда).

Отчуждение происходит в результате дарения, продажи, обмена. Правопреемство осуществляется по наследству или в результате реорганизации юридических лиц.

Отдельным пунктом является оборотоспособность земли и других природных ресурсов (по данному вопросы суды рассматривают большее количество дел). Такая оборотоспособность регулируется рядом законодательных актов Российской Федерации. Так, согласно Конституции РФ, земля и природные ресурсы могут быть в государственной, частной и прочих видах собственности.

Интересным является и вопрос оборотоспособности результатов интеллектуальной деятельности. Законодательство не дает четкого ответа на этот вопрос и суд, при рассмотрении таких дел учитывает обстоятельства в рамках норм гражданского законодательства.

Заключительный вывод об оборотоспособности делает суд при оценке законодательных норм.

Виды оборотоспособности объектов гражданских прав

Виды объектов гражданских прав делятся на:

  • объекты с полной оборотоспособностью;
  • объекты с ограниченной оборотоспособностью;
  • необоротоспособные объекты.

1. Полностью оборотоспособные объекты - это понятие, включающее объекты в свободном отчуждении. Они могут свободно переходить в собственность от одного лица к другому путем преемства или другим способом. При универсальном преемстве к другому лицу переходят отдельные права и обязанности. Эта процедура производится в результате совершения сделок по отчуждению имущества, прав или перевода долга, а также по аренде имущества. Оборотоспособность объектов обладает полной презумпцией, а значит ограничение и запрет на нее не могут быть распространены, если это не установлено законом.

2. Понятие ограниченно оборотоспособных объектов предполагает следующие ограничения: установление конкретных видов объектов, которые обладают индивидуальной оборотоспособность и принадлежат одному лицу. Установление таких видов объектов, сделки по которым производятся только по специальному решению, возлагается на суд. Данный документ - это правовое основание для заключения сделки.

В список ограниченных входят объекты, указанные в законе. Это шифровальная техника, яды и наркотики, радиоактивные вещества, психотропные средства, оружие и т.д. Также ограничиваются в обороте следующие виды земельных участков:

  • участки в составе лесного фонда;
  • участки в составе особо охраняемых природных территорий;
  • участки в зоне водных объектов в государственной собственности;
  • участки, занятые ценными объектами культурного наследия;
  • участки, занятые объектами оборонной безопасности;
  • участки, предоставленные для транспортных нужд, производства ядовитых веществ, подвергшиеся радиации или биогенному загрязнению.

3. Объекты, изъятые из оборота - это понятие, включающее объекты, которые не могут быть отчуждены ни при каких обстоятельствах. Это такие виды объектов, как:

  • право на жизнь и здоровье человека;
  • право на личную неприкосновенность;
  • честь и достоинство;
  • право на имя;
  • другие нематериальные блага (ст.150 ГК).

Отдельные виды объектов, которые входят в состав государственной собственности, также не могут отчуждаться.

Это объекты в общественном пользовании: дороги, улицы, скверы и т.д.

Третья группа неотчуждаемых объектов - это виды объектов, гражданские права на которые ограничены в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороноспособности государства.

При этом виды объектов, которые изъяты из оборота, должны быть четко прописаны в законе. Так, на основании Федерального закона от 8 января 1998 г. №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» Правительство страны утвердило виды запрещенных препаратов: гашиш, героин, яды, амфетамины и прочее.

В перечень необоротоспособных также включены следующие виды объектов:

  • лесные, земельные и водные ресурсы;
  • особо охраняемые природные территории, заказники и заповедники;
  • полигоны для испытания военной техники, авиатехники;
  • объекты культурного наследия, исторические памятники;
  • объекты для захоронения радиоактивных и ядовитых отходов, химически активных веществ;
  • атомные электростанции, химические заводы;
  • стационарные социальные объекты (дома престарелых, детские дома, школы-интернаты, больницы и т.д.).

Таким образом, если изъятие из оборота объектов не регламентировано законом в строгой мере, то конечно решение о возможности оборотоспособности принимает суд.

Ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав

Ограниченные в обороте объекты являются самой спорной группой объектов гражданских прав. Процедура ограничения прав производится судом. Это значит, что по истинным нормам законодательства такие объекты не могут быть строго отнесены к оборотоспособным или необоротоспособным средствам.

Суд при рассмотрении конкретного дела выдает специальное разрешение. Если имущество оказалось в собственности лица, а суд решил, что оно необоротоспособно, то такая собственность должна быть отчуждена собственником самостоятельно в течение 12 месяцев. В противном случае имущество будет продано принудительно, а стоимость возмещена собственнику в сумме, определенной судом.

Таким образом, оборотоспособность объектов гражданских прав регулируется нормами гражданского законодательства. Решение о том, законны ли права на ту или иную собственность граждан, принимает суд. Именно поэтому при приобретении спорного имущества необходимо тщательно изучить нормы законодательства.