Как должен мыслить лидер: советы от бывшего преподавателя Гарвардской школы бизнеса

Как думают лидеры ? Какие мысли гарантируют развитие лидерских качеств ? Что нужно сделать, как изменить свое мышление, чтобы стать не просто лидером, а человеком, умеющим достигать поставленных целей, идти по жизни с улыбкой и вести за собой людей? Именно эти вопросы мы затронем в данной статье.

Итак, что нужно для того, чтобы стать лидером? Правильное мышление, целенаправленные действия, положительный опыт. Впрочем, эту формулу можно использовать для достижения любой поставленной цели, нужно только знать с чего начать. Нужно только понимать, как думают лидеры. А затем необходимо контролировать свои мысли,

помня о необходимости развития лидерских качеств и постоянно себя мотивировать. Тогда и действия будут соответствовать выбранному направлению. Сложно может быть только на первом этапе, когда придется ломать стереотипы мышления.

Теперь зададим направление наших мыслей для развития личных лидерских качеств и узнаем как и о чем думают лидеры.

  1. Лидеры всегда настроены на лучшее , их мысли всегда позитивны, так как им известно правило: «без веры в успех не будет успеха». Другими словами, без веры в то, что поставленную задачу можно решить, задача не будет решена. Когда у человека есть вера в достижимость цели, в его голове возникают положительные картины успеха, настроение его улучшается, создавая, таким образом, благоприятную атмосферу в коллективе.
  2. Лидеры умеют решать проблемы , имеют разнообразный опыт их решения, а в случае возникновения проблем — несколько путей выхода из сложной ситуации. Они умеют разбивать одну сложную проблему на несколько простых и объяснять людям, что все на самом деле просто.
  3. Лидеры умеют улыбаться и радоваться каждому дню. Улыбка очищает сознание от негатива и дарит радость каждой прожитой минуты. Улыбка вызывает доверие, улыбка открывает путь к общению и дружбе. Да и в конце концов улыбка делает жизнь не такой серьезной.
  4. Лидеры смотрят на жизнь как на игру и не относятся к ней серьезно, хотя внешне проявляют серьезность. Если мы не будем воспринимать себя и других слишком серьезно, мы сможем прощать ошибки и себе и другим. Кроме этого, лидеры не придают слишком большой важности текущим проблемам, и именно поэтому проблемы не могут взять верх над их сознанием.
  5. Лидеры мыслят образно . Образное мышление позволяет видеть глобальные перспективы, строить долгосрочные планы и добиваться большего. Глобальные цели дают людям смысл в жизни и привлекают последователей.
  6. Лидеры думают о своих достижениях и благодарны жизни за то, что у них уже есть. Подобная философия позволяем им отталкиваться от того, что уже есть и дает силы идти дальше не переживая о том, чего у них пока нет и что им еще предстоит достигнуть. Лидер — руководитель всегда указывает подчиненным на их достижения, поддерживает их веру в себя и мотивирует на выполнение поставленных задач и развитие лидерских качеств.
  7. Лидеры умеют думать и представлять результаты своего труда. Такая картинка дает им силы работать над проектом, идти вперед, придумывать, модернизировать, реализовывать, достигать. Лидеры верят в свое дело, представляют успех и процветание и неуклонно идут к этому успеху. Они понимают, что сегодняшний день создает успех завтрашнего дня, поэтому они много и неуклонно работают.
  8. Лидеры знают, что неудач не бывает , знают, что исход ситуации зависит только от нашего к ней отношения. Лидеры ценят опыт, который они получают в результате неудавшейся попытки, корректируют свои действия и с уверенностью идут дальше. Лидеры знают, что без разнообразного опыта нет победы.
  9. Лидеры умеют делать выбор , так как не бояться ошибаться. Они знают, что большинство ошибок можно исправить, а вот прошедшее время вернуть не удастся, поэтому свой выбор они делают быстро не зацикливаясь на ситуации и не давая волю эмоциям. А после того, как сделали выбор, сразу начинают действовать.

Как думают лидеры — позитивно, радостно, уверенно. Благодаря позитивному отношению они сметают неприятности на своем пути, превращая их в бесценный фундамент для дальнейших достижений. Лидер постоянно говорит себе о том, что может сделать многое и это многое делает, так как не сомневается в своих силах и способностях, таким образом достигая большего, чем другие, и становясь примером для подражания.

Однако, свободно апеллируя этим понятием, немногие могут внятно объяснить, каким должно быть лидерское мышление.

Начнем с того, что лидеры бывают разные. В психологии существует даже разработанная типология лидеров. Но какими бы ни были лидеры, принципы, определяющие их мышление, являются неизменными. Какими-то из них конкретный лидер может и не владеть или владеть в меньшей степени. В этом случае ему есть над чем работать и к чему стремиться!

Давайте рассмотрим основные принципы лидерского мышления. Проверьте себя — какими из них обладаете вы.

1. Лидер стремится взять ответственность на себя

Это желание проистекает из воли и стремления к власти. Сам лидер может этого и не осознавать. Но ему жизненно необходимо за что-то отвечать.

Пример: рабочее совещание отдела, сотрудники презентуют руководителю свою новую идею. Идея хорошая, но сырая и нуждается в грамотной проработке. Закономерен вопрос руководителя: кто возьмется детально проработать этот проект, довести его конца и нести ответственность за его успех или неудачу?

Как вы думаете, много ли найдется смельчаков? Вероятно, немного. Лидеры — «товар» штучный. Но тот, кто не побоится, кто готов к трудностям — у того все получится. В противоположность лидерам, люди-исполнители, постоянно осуществляют «бегство от свободы», они стараются загнать себя в такие рамки, где от них не потребуют принимать решения. Они скорее будут в подчинении у лидера, который будет указывать им весь алгоритм действий и возьмет на себя результаты их работы, чем сами решатся возглавить какое-либо начинание.

2. Лидер в своем мышлении свободен от стереотипов и рамок

Мышление лидера не имеет границ и ограничений. Он открыт для всего нового и прогрессивного. Он не живет по правилам, он сам устанавливает эти правила.

3. В своих ошибках лидер никого не винит, кроме себя

До тех пор, пока вы будете искать источники своих проблем и ошибок в других людях или во внешних обстоятельствах, вы не сможете ничего достигнуть. Я знаю реальный пример, когда менеджер компании на вопрос руководителя о причинах срыва заказа с перспективным клиентом честно призналась ему в том, что она допустила ошибку, объяснив далее, почему ничего подобного больше не произойдет, и… получила повышение в должности.

Невероятно? Вовсе нет! И зачастую это оправданно: во-первых, сотрудница столкнулась с неординарной ситуацией и теперь имеет ценный опыт, во-вторых, она признала ошибку и больше её не допустит, а в-третьих, она честно во всем призналась, не стала перекладывать ответственность на мифические обстоятельства извне, а значит её можно характеризовать как лидера, которому можно доверить серьезные проекты.

4. Постановка амбициозных целей, нацеленность на достижение результата

Лидер умеет ставить цели и достигать их. Однако цели его, как правило, «высокие» — они не лежат в плоскости получения выгоды здесь и сейчас. Поговорка «После меня — хоть потоп» явно не соответствует лидерскому мышлению. Лидеры всегда стремятся сделать что-то такое, что будет производить долговременный эффект. И готовы терпеть лишения и отказываться от сиюминутных благ сегодня, чтобы хорошо было завтра.

5. Умение находить общий язык с людьми и заражать их своей энергией

Не все лидеры обладают этим умением. Думаю, многие из вас могут перечислить двух-трех знакомых лидеров, которые, обладая авторитарным характером, не способны слушать других людей. Считая свою позицию единственно правильной, они отказывают другим в альтернативном мнении. Таким лидерам сложнее добиваться поставленных целей. Ведь лидер не может все задачи решать сам — он должен уметь делегировать полномочия. А как ему их делегировать, если его команда нелояльна к нему?

Конечно, под страхом увольнения можно заставить человека работать, но заставить вкладывать в работу свою «душу» можно только нематериальной мотивацией. Получается, что лидеру будет гораздо проще, если он научится общаться с людьми и понимать их. Очень важно уметь не только слушать, но и слышать других. Также не помешает умение убеждать и «зажигать» аудиторию. И без владения ораторским искусством здесь не обойтись.

6. Оптимизм и уверенность в своих силах

Лидер всегда с оптимизмом смотрит в будущее — он уверен в своих силах. Нельзя сказать, что он ничего не боится. Ничего не боятся, как известно, только дураки. Лидер же прекрасно понимает, что при достижении своих целей он неизбежно столкнется с препятствиями. Но он может и готов их преодолевать. Само по себе наличие препятствий только укрепляет стремление лидера к своей цели.

Мышление же человека-исполнителя проследим на следующем примере: представьте себе наемного менеджера, который сетует на то, что у него есть идеи для открытия собственного бизнеса, но в стране ситуация сложная, налоги высокие, коррупция ну и т. п. Бойко рассуждая о проблемах, он не предпринял ни одного шага, чтобы попытаться осуществить свои замыслы. Он не понимает, что его проблемы имеют место быть только в его голове. Нарисовав себе безвыходную ситуацию, он, тем самым, просто ищет оправдание своему бездействию. В свою очередь, лидер понимает, что есть лучший способ побороть страх — сделать то, чего боишься. Рискуйте — и не пожалеете о своем решении!

7. Постоянное стремление к саморазвитию

Лидер всегда осознает, что ему не хватает опыта и знаний. Одновременно он понимает, что на сегодняшний день поток имеющейся информации настолько огромен, что охватить его целиком — занятие совершенно бесперспективное. Из всего этого «информационно шума» он умеет взять только то, что ему действительно нужно на данный момент. В своем саморазвитии лидер движется одновременно в двух направлениях — это личностный и профессиональный рост.

Стремление лидера передать свои знания другим людям с трудом поддается объяснению. Лидер в этой жизни больше склонен отдавать, чем получать. Именно стремление отдавать толкает известных бизнесменов к чтению лекций в вузах (вспомним знаменитую речь Стива Джобса перед выпускниками Стэнфорда) и к значительным пожертвованиям на благотворительность. Другой пример: в любой компании вы легко найдете человека, который всегда будет рад взять над кем-нибудь шефство или осуществлять кураторство — это и есть лидеры.

В целом, лидерское мышление — позитивное мышление. Необходимо научиться объективно оценивать сложившиеся обстоятельства: не преувеличивать проблемы и не принижать своих способностей. Успех в бизнесе и в личной жизни напрямую зависит от того, как вы мыслите. Людям свойственно видеть будущее в мрачных тонах, раздувать масштаб трудностей и недооценивать себя. Но несмотря на это, люди стремятся получать от жизни только самое лучшее. Быть посредственностью никто не хочет.

В искусстве лидерского мышления таится ключ к решению многих проблем. Не огорчайтесь, если обнаружите, что владеете не всеми составляющими лидерского мышления. Помните — развивать в себе лидерский потенциал никогда не поздно. Однако, начав это делать, останавливаться уже ни в коем случае нельзя. Потому как лидеры никогда не стоят на месте, они знают, что нет предела совершенству.

Положительные благоприятные образы. приучили себя к той способности, которая дает им возможность видеть все события в том варианте, в каком они есть в действительности. У обычного человека есть такая плохая привычка, как постоянно унижать свои собственные достоинства и значительно преувеличивать свои скромные недостатки. Он всю широкую перспективу рассматривает в темном свете и почти не в то, что это может воплотиться. Но вот всякие проблемы такой человек рассматривает очень серьезно. Вырисовывает в своем сознании все события в темных окрасках, испытывает , и одновременно верит, что так оно и произойдет.

Проще говоря, живет в своих воображаемых проблемах. Лидеры же рассматривают свои проблемы такими, какими они есть в действительности, а перспективы видят преувеличенно. По факту, если проблемы рассматривать, как обычные мелкие ситуации, они очень быстро и просто решаются. Разница всего лишь в восприятии: если возникшую проблему воспринять негативно, начать упорную борьбу по ее избавлению, то другие проблемы прибегут к Вам, словно подмога первой проблемы. Вот эти другие дополнительные проблемы все и усложняют, причем намного.

В целом лидеры не пользуются таким словом, как «проблема» . Слово «проблема» создает в сознании негативный образ, из-за которого притягиваются другие негативные события и ситуации. Лидеры убрали из своего словаря слово «проблема» . Вместо этого мерзкого слова лидеры используют такое слово, как «ситуация» или «задача» . Например, предложение: «у меня возникла сложная проблема» лидеры заменяют на: «сложилась довольно интересная ситуация, которую мне надо решить прямо сейчас» . Заметьте, как мерзко звучит первое предложение и как хорошо звучит второе предложение.

Лидеры очень внимательно следят за употреблением слов, которые создают в сознании негативные образы. Как я уже говорил, разум мыслит только образами, а слова - это всего лишь инструмент для передачи этого образа другим людям. Слова не могут точно передать тот образ, который возник в сознании. Вот и получается, для того, чтобы передать образ другому человеку, его сначала надо закодировать словами, то есть сказать, а другим людям воспринять эти слова и раскодировать образ. Слова это посредники. И для того, чтобы передать какой-либо образ, Вы можете употребить очень много вариантов слов. Лидеры умеют передавать слова в положительном варианте. Один и тот же образ способен деморализовать другого человека или наоборот его мотивировать. Это зависит от того, какими словами Вы его передаете. Представьте себе такую картину: лидер своей команде говорит: «У нас возникли проблемы» . И чтобы он не сказал дальше, вся картина будет в темных окрасках. Это как начать рисовать картину не на белом холсте, а на бледно сером. Совсем другое дело сказать так: «Мы убедились, что предыдущая идея сработала не так, как нам хотелось, Однако, есть возможность сделать это по-другому».

у нас возникли проблемы у нас возникла интересная ситуация
это не сработает мы должны приложить максимум усилий, чтобы это для нас заработало
возникшая ситуация слишком сложная ситуация проста в решении, надо просто подумать и придумать лучший способ ее решения
рынок уже заполнен на 80% рынок занят, но не полностью. Еще 20% свободно
я очень молод/стар мой возраст – мое преимущество
они имеют все преимущества перед нами разумеется, они имеют преимущества, но ни один не может иметь абсолютное превосходство
я ошибся я получил бесценный опыт
я снова проиграл я проиграл очередную битву, но война не закончена

Как мыслят лидеры

1. Лидеры пользуются только положительными благоприятными образами , так как хорошо знают, что сознание воспринимает только образы, и стремятся создать картину, которая благоприятна для работы. В темном или тревожном состоянии добиться результативной работы просто невозможно.

2. Лидеры вникают в саму суть проблемы и пытаются подать ее таким образом, словно эта проблема очень проста в решении . Если тигра уменьшить до размера котенка, он уже не будет страшным. Зачастую, люди завышают сложность проблемы, что влечет за собой реальное усложнение.

3. Лидеры часто улыбаются . Попробуйте одновременно улыбнуться и думать о чем-то негативном. У Вас ничего не получится. Или улыбка с лица исчезнет, или мысли изменятся в положительную сторону. Другого не дано.

4. Лидеры порой кажутся серьезными, но в глубине души они далеко несерьезны. Не надо быть серьезным . Серьезность усиливает важность и увеличивает размеры проблем. Улыбка делает все наоборот, разряжает обстановку, ослабевает важность, в результате чего ситуация решается намного легче. Важность блокирует доступ к рациональному мышлению. Чем для Вас важнее задача, тем сильнее Ваше переживание. В моменты переживаний очень трудно адекватно воспринимать и реагировать на возникшие проблемы и, тем более правильно их решать. Лидеры это прекрасно осознают и поэтому для подчиненных они стараются уменьшить серьезность возникшей проблемы.

5. Лидеры используют глобальные образы . Они формируют огромное и строят масштабные вместо меленьких и ничтожных. Глобальные образы могут гораздо сильнее мотивировать людей, чем никудышные.

6. Вместо того, чтобы думать о том, как далеко и долго еще идти, лидеры думают о том, сколько уже пройдено . К это тоже применимо. Если Вы будете думать о том, сколько еще нужно выполнить работы, чтобы реализовать свои цели, Вы их никогда не достигнете. Когда Вы думаете о том, чего у Вас еще нет, Вы впустую тратите свою энергию и погружаетесь в негатив. Когда Вы думаете наоборот, то есть, когда Вы думаете, сколько уже Вы сделали, то энергия прибавляется, так как Вы радуетесь от количества проделанной работы. Лидеры это хорошо знают и показывают своим людям, как много они сделали.

7. Лидеры заглядывают в будущее, чтобы посмотреть на то, какими дела могут стать, а не то, какие они есть . Каждый предприниматель, который когда-то начинал собственное дело, видит его с начала зарождения до полного рассвета, и ради этого он готов и готов преодолеть любые препятствия. То, что есть сейчас - это лишь переходной этап к цели. Вся Ваша настоящая жизнь происходит у Вас в разуме, а реальность - это только отражение ситуаций и событий разума.

8. Лидеры положительно воспринимают все происходящие события . Лидеры рассматривают все ситуации в благоприятном варианте, даже если это совсем не так. Каждая проблема, тобишь ситуация несет в себе зернышко следующей победы. Наша жизнь складывается из принятых решений и сделанных выборов. Мы не можем выбрать ситуации, которые будут с нами происходить, но мы можем выбрать реакции на эти ситуации. Если Вы негативно реагируете, Вы привлечете к себе еще больше таких же негативных ситуаций. Реагируя позитивно, Вы превращаете негативные ситуации в позитивные. А если лидер не умеет поддержать в непростые времена атмосферу позитива, то какой он тогда лидер?

Лидер, лидерство, как стать лидером, мышление лидера

Нравится

Ключевые компетенции лидера: мышление лидера или лидерство в мышлении.

Критичный читатель может совершенно справедливо заметить: «А не одно ли это и то же?» И будет совершенно прав в своих сомнениях – так уж устроен наш язык, что простая перестановка слов, может вызвать серьёзное искажение смысла. Так давайте разбираться в этой ситуации на этом примере.

Поводом для появления этой статьи, стал отзыв одного знакомого. Я отослал ему на рецензию статью из июльского номера «Компетенций». Статья о теоретическом обосновании лидерства как явления. Суть его критики, в общем, сводилась к тому, что должен ли лидер уметь казаться лучшим среди своих людей, или на самом деле необходимо быть лучшим. Тогда появляется и вопрос о подлинном лидерстве или его изображении. То есть, переведя этот вопрос на управленческий язык мы получаем: (в том числе идеи собственной высокой компетентности в любой области) достаточно ли только этого навыка, или необходимо действительно обладать высокой компетентностью во всех сферах действия группы.

Ключевые компетенции лидера - быть или казаться?

Вернемся к понятийному аппарату, использованному в уже упомянутой статье:

Лидерство – положение индивида в группе определённое признанием высоких результатов деятельности другими членами группы
Лидерство – процесс внутреннего управления, основанный на инициативе членов группы
Итак, очевидно, что 1 определение это «…казаться…», 2 –«…быть…». Потому что – 1 это продажа идеи о собственном превосходстве, а 2 это управлением состоянием инициативности (направленности и качество) членов группы - это что мы привыкли считать истинным лидерством.

Как ни странно, но при таком подходе изначальное противоречие сливается в единую ключевую компетенцию лидера под условным названием «убедительность» и означает умение продать идею. При чём совершенно неважно какую, о собственной богоподобности как это делали фараоны Древнего Египта, или необходимости пожертвовать собой в борьбе за чужие идеалы как это делают современные лидеры, призывая митингующих на баррикады.

Компетенции лидера - мышление или восприятие?

Вернемся к нашему частному случаю с которого начали, и разберёмся с ним. Присвоим дефениции:

1.Мышление лидера – мышление при котором все решения обладают позитивной (конструктивной) направленностью – мышление при котором анализ ситуации приводит к заключению с возможностях.
2.Лидерство в мышлении – превосходство в мышлении.
Первое определение широко распространено и критично уже давно не воспринимается хотя для человека знакомого с когнитивными процессами на лицо понятийная путаница. Разберёмся- когнитивных процессов 5: внимание, восприятие, мышление, воображение, память – всё не больше, не меньше. Убавить или прибавить значит пойти против современной науки. Так вот определение №1 это определение восприятия как когнитивного процесса, не мышления - плохое неточное определение, но именно восприятия. В итоге все тренинги в парадигме этого определения учат лидерскому восприятию, а не мышлению. Это тоже открывает свои большие перспективы, это тоже весьма полезно - и это неоспоримо. С практической же точки зрения для нас (HR и T@D менеджеров) это не позволяет развивать лидерство как компетенцию целиком – поскольку кроме этого есть ещё что-то кроме этой составляющей. Полезный итог этого построения – лидер должен иметь особое лидерское восприятие действительности, то есть воспринимать сложившуюся ситуацию как поле будущей деятельности – оперативное пространство, и видеть окружающий мир как набор возможностей для достижения целей (его лидера).

Что же касается определения №2 то здесь всё достаточно просто – лидер должен, хотя бы периодически демонстрировать окружению своё превосходство в мышлении. Для этого уже очень давно человечеством разработаны и разрабатываются интеллектуальные инструменты, которые позволяют без воздействия на мозг с целью усилить его производительность, получать превосходные (относительно средних) результаты при решении задач на мышление. Тренинги на эту тему на рынке хоть и редко, но встречаются и нам (HR и T@D менеджерам) решить задачу по развитию мыслительного аппарата руководителей всех уровня на данный момент несложно.

В модели компетенций лидера обычно эта область называется «Креативность» (мне не понятно почему, но почему-то так), «Мышление руководителя» и тому подобное. Вывод: лидеру необходимо обладать превосходством в мышлении, но только лишь для того, что демонстрировать своё процессное превосходство в решении задач группы (обоснование ищите, в статье о лидерстве в июльском номере «Компетенций»).

Общее резюме всех наших построений:

Ключевые компетенции лидера:

1.Уметь продавать идеи.
2.Видеть окружающий мир как набор возможностей для достижения целей.
3. Обладать превосходством в мышлении.
И это ещё не всё…..

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Стратегии мышления лидера в условиях неопределенности

Предназначение лидера в организации состоит в первую очередь в определении целей и задач конкретной организации, а также координации, обеспечении межличностных контактов с подчиненными и выборе оптимальных и в идеале - эффективных путей решения актуальных проблем.

Этимологически понятие «лидер» происходит от английского lead (вести), и, с содержательной точки зрения, лидер - это ведущий, идущий впереди. Лидер - член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации, основная функция которого заключается в постановке целей. Среди важнейших свойств лидера - адекватное отношение к себе и другим, способность выражать положительное отношение к другим, снижать уровень конфликтности в группе, готовность к диалогу, слушанию другого. Решение лидером глобальных задач организации, в том числе в области развития человеческих ресурсов организации в целом, возможно, когда оно (решение указанных задач) основано на:

Профессиональных знаниях лидера;

Вере в ценность собственной личности, независимо от ситуации;

Способности лидера к стратегическому мышлению;

Готовности к риску и изменениям в лучшую сторону.

Не случайно в научной литературе подчеркивается богатство сторон лидера и различные типологии лидеров по выраженности качеств или в зависимости от роли. Так, в зависимости от качеств выделяют несколько типов лидеров:

Деловой лидер - характеризующийся такими качествами, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт и т.п.;

Эмоциональный лидер - характеризующийся симпатией, харизмой, притягательностью . Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу психологического комфорта;

Ситуативный лидер - характеризующийся чертами делового и эмоционального лидера. При этом его важнейшей отличительной особенностью является быстрота в принятии решения, основанная на мгновенной оценке ситуации в условиях раплекс - ной среды.

Имеются и другие типологии лидерства в зависимости от ролей лидера. В частности, Л.И. Уманский на основе анализа организаторской деятельности школьников выделяет шесть основных ролей лидера, выраженность одной из которых определяет тип лидера. Так, лидер-организатор, как правило, выполняет функцию групповой интеграции; лидер-инициатор - это тот, кто выдвигает новые идеи; лидер-генератор определяет эмоциональный настрой группы; лидер-эрудит - тот, кто эрудирован, обладает обширными знаниями; лидер-эталон, служащий образцом подражания; лидер-мастер, т.е. умелец в определенном виде деятельности .

Множество типологий лидеров свидетельствует о том, что лидер выполняет разнообразные роли, каждая из которых требует наличия конкретных знаний, навыков, или лидерского капитала, основой которого является стратегическое мышление. Мышление в психологии определяется как познавательный процесс, заключающийся в обобщенном и опосредованном отражении действительности во всех ее многообразных связях и отношениях.

Стратегическое мышление понимается как способность человека прогнозировать результаты и последствия своей деятельности, определяющая уровень личностной зрелости человека, прозорливость, мудрость, дальновидность. Существует точка зрения, согласно которой это особый тип системного мышления, включающий рациональный и творческий компоненты и основывающийся на определенных принципах, интегрирующих стратегическую деятельность.

М. Линдгрен и Х. Бандхольд предлагают принципы стратегического мышления, концепции, модели и инструменты сценарного планирования для улучшения результатов деятельности для большинства компаний и организаций . Одним из семи важных принципов, развивающих стратегическое мышление, по их мнению, является принцип парадоксального мышления. Первым, кто предложил парадоксы (апории), был Евбулид, живший в Милете в IV в., самая известная его апория (парадокс) известна как «Лжец». Суть ее в том, что человек произносит: «Я лгу», или «То, что я сейчас говорю, является ложью», или же «Это высказывание ложно». Если высказывание ложно, то говорящий сказал правду и сказанное им не является ложью. Если же высказывание не является ложным, а говорящий утверждает, что оно ложно, то это его высказывание ложно. Таким образом, если говорящий лжет, он говорит правду, и наоборот. «Критянин приплывает в Грецию и говорит нескольким грекам на берегу: «Все критяне лжецы!» Сказал ли он при этом правду или солгал? Через неделю критянин вновь приплыл в Грецию и сказал: «Все критяне лжецы, а все, что я говорю, - правда». И хотя те, кто стояли на берегу, не знали того, что он сказал неделей ранее, они были в замешательстве. Если кто-то говорит: «Я всегда говорю неправду», говорит ли он правду в этом случае?

Кратко можно выразить парадокс так: «Если некто говорит, что он лжет, он говорит правду или лжет?»

Парадокс «Лжец» произвел громадное впечатление на современников Евбулида. Существует даже легенда, что некий Филит из Косса, отчаявшись разрешить этот парадокс, покончил с собой, а известный древнегреческий логик Диодор Кронос, дав обет не принимать пищу до тех пор, пока не найдет решение «Лжеца», умер, так и не разрешив проблему.

Этот парадокс решен был Гегелем, заменившим «или» на «и». Свое полное разрешение парадокс получил только в логике ХХ в. благодаря введению понятия метаязыка и запрету применять предикаты «истинно» либо «ложно» (термины метаязыка) к языку, на котором формулируется высказывание.

Реализация стратегического и парадоксального мышления, расширяющего видение в организационной деятельности, по мнению М. Линдгрена и Х. Бандхольда, должна быть связана с традициями, компетенциями и культурой организации. Лидер такой организации должен генерировать энергию персонала, сохраняя структуру свободной, чтобы изменения могли произойти, и одновременно жесткой, чтобы бросать вызов будущему, обладать гибким сценарным мышлением, предвидящим перспективу. Иначе говоря, лидер должен видеть процессы, происходящие внутри организации, и ее связи с внешним миром и искать собственный гибкий путь в будущее. Но для того, чтобы получить импульс движения, надо сконцентрировать усилия на нескольких тщательно выбранных областях. Сценарное мышление такого лидера организации должно быть направлено помимо развития лидерского потенциала на поиск лидерских условий, соответствующего времени, практических навыков, оценку ситуации, анализ состояния ресурсов.

1. Провести анализ своих ранее предпринятых действий;

2. Выделить действия, которые были успешными;

3. Проанализировать текущее состояние организации, выделить сильные и слабые аспекты деятельности;

4. Систематизировать информацию для постановки новых целей и задач;

5. Найти ресурсы для реализации целей;

6. Корректировать цели по мере их достижения и изменения ситуации;

7. Приобретать новые знания и компетенции в смежных областях деятельности организации.

Организационное стратегическое мышление требует от лидера внимания к таким элементам сценарного мышления, как видение, способность прогнозировать развитие ситуации и результат; ценности, базовые приоритеты и принципы и желание отстаивать их; оценка возможностей приближения к цели и самомотивации. Основные приемы развития сценарного мышления связаны с развитием дискурсивного мышления, умением задавать вопросы. Вопросы должны вызвать эмоционально значимые образы с достаточным осознанием деталей конкретных организационных целей, причинно-следственных связей. Если лидерские условия осознаны и учитывают параметры места и времени, общественной ситуации, ресурсов и практики, то построение сценарного плана становится естественным. Лидер на основе своего видения и ценностей составляет сценарный план или развернутый сценарий возможных действий для решения конкретной организационной цели. При этом сценарное видение основывается на принципе свободы выбора лидером действий и приемов в сценарном плане и обратной связи.

Принцип свободы выбора определяется жизненным сценарием самого лидера. Его элементами являются: «1) родительские указания; 2) подходящее личностное развитие; 3) решение в детском возрасте; 4) действительная «включенность» в какой-то особенный метод, несущий успех или неудачу; 5) убеждающая установка» . В конечном итоге сценарная формула по Э. Берну имеет следующий вид: «РРВ - Пр - Сл - ВП - Итог, где РРВ - раннее родительское влияние, Пр - программа, Сл - склонность следовать программе, а ВП - важнейшие поступки».

К. Штайнер, продолжая развивать идеи Э. Берна, также считал, что сценарии закладываются в психику ребенка в возрасте до шести лет и мы имеем дело именно с детскими переживаниями, во многом еще неподконтрольными сознанию взрослого .

Таким образом, базовые установки и социальная активность лидера закладываются в лидерский капитал личности с раннего детства и определяют принцип свободы выбора. При этом помимо лидерского капитала и лидерских условий, успех лидерского сценария в решении организационных целей должен опираться на доверие к себе и другим. Именно оно определяет личностные качества лидера, включая настойчивость, смелость, способность воспринимать новое, развивать стратегическое мышление, лидерский капитал, заложенный в жизненном сценарии лидера, и последовательно осваивать лидерские условия через опыт и профессионализм.

В процессе диагностики лидерства очень важно учитывать мотивацию стремления конкретного лидера к власти. В специальной литературе выделяют такой тип лидеров, которые стремятся к власти ради компенсации низкой самооценки (возможно, сформированной еще в детский период жизни). Так, по мнению А. Джорджа, подобные лидеры испытывают эйфорические чувства, спряженные с получением власти, что снижает адекватность самооценки. В частности, данным исследователем предлагается следующий перечень сдвигов:

1. Чувство незначительности заменяется чувством уникальности;

2. Чувство моральной неполноценности заменяется чувством превосходства;

3. Чувство слабости заменяется чувством превосходства;

4. Чувство посредственности заменяется чувством обладания высшими способностями;

5. Чувство интеллектуальной неадекватности заменяется чувством интеллектуального превосходства и компетенции .

Организация должна располагать надежными инструментами для минимизации риска от прихода к власти лидера, обретающего эйфорические чувства, компенсирующие его изначально низкую самооценку.

Лидерский капитал, лидерские условия, приятие себя и других, доверие к миру, адекватная самооценка позволят успешно выбрать и разработать такой сценарий управления организацией, который, говоря словами К. Штайнера, «с любовью, с радостью и с разумом» будет раскрывать последовательность действий и конкретных шагов по преодолению неопределенности и раплексной среды для достижения организационных целей не только в сценарном плане, но в реальной действительности.

Литература

лидер неопределенность организационный

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений / Пер. А.П. Грузберга. - К.: РЗУЫВ, 2004.

2. За пределами игр и сценариев / Сост. Клод М. Штайнер и Кармен Керр; пер. с англ. Ю.И. Герасимчик. - Минск: Попурри, 2008.

3. Имидж лидера. Психологическое пособие для политиков / Под ред. Е.В. Егоровой-Гантман. - М.: Об-во «Знание» России, 1994.

4. Линдрен М, Бандхольд Х. Сценарное планирование. Связь между будущим и стратегией. - М.: Олимп-бизнес, 2009.

5. Смольков В.Г. Сущность и типология социального лидерства // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - №6.

6. Уманский Л.И. Организаторская деятельность школьников. - М.: Просвещение, 1980.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и основные составляющие внешней среды современного предприятия, направления и этапы анализа его макро- и микросреды. Ситуационный анализ и выбор стратегии организации. Менеджмент в условиях неопределенности внешней среды, принципы управления.

    курсовая работа , добавлен 27.06.2014

    Инновационная стратегия как одна из основных средств достижения целей организации в условиях высокого уровня неопределенности ожидаемых результатов деятельности. Виды инновационных стратегий, а также их особенности в условиях переходной экономики России.

    курсовая работа , добавлен 07.02.2011

    Разработка стратегии деятельности организации. Анализ факторов внешней среды. Сбор информации о социальных, экономических, политических и технологических тенденциях. Анализ неопределенности обстановки. Менеджмент в условиях неопределенности среды.

    реферат , добавлен 13.01.2012

    Управление отношениями с клиентами в условиях каждого из четырех уровней неопределенности. Привязка стратегического анализа к четырем уровням неопределенности. Стратегическая позиция и действия менеджмента на каждом уровне. Внутренние и внешние стратегии.

    реферат , добавлен 27.12.2009

    Анализ и принятие управленческих решений в условиях определенности, в условиях риска, в условиях неопределенности. Общие модели и методы принятия решений в условиях определенности, неопределенности и риска. Эффективность работы персонала.

    реферат , добавлен 15.12.2006

    Понятия неопределенности и риска. Процесс влияния неопределенности и риска на деятельность организации. Научные методы принятия решений, рекомендуемые в условиях неопределенности и риска. Разработка управленческих решений на примере ЗАО "Молочный рай".

    курсовая работа , добавлен 17.10.2010

    Источники неопределенности ожидаемых условий на предприятии, возможности и особенности принятия решений в данной ситуации, выбор оптимальной стратегии действий. Технология и этапы принятия управленческого решения в условиях неопределенности спроса.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2009

    Критерии принятия управленческих решений в условиях неопределенности рыночной среды. Содержание и виды рисков при реализации управленческих решений. Классификация рисков, способы оценки их степени. Борьба с рисками в торговой организации "Молочный рай".

    курсовая работа , добавлен 16.06.2015

    Понятие и классификация управленческих решений и рисков. Типовой процесс анализа, прогнозирования и оценки ситуации, выбора и согласования наилучшего альтернативного варианта достижения поставленной цели. Принятие решения в условиях неопределённости.

    курсовая работа , добавлен 24.07.2014

    Базовые качества успешного лидера. Сравнительный анализ руководителя и лидера организации. Основные управленческие теории. Социально-психологический портрет лидера коммерческой организации ООО "Тесляр". Результаты опроса сотрудников о роли лидера.