Как играть в игру рука на бумаге. Методическая разработка (младшая группа) на тему: «Игры с бумагой». (картотека игр)

Рекомендовано для детей от 4 лет

Правила:

  • выигрывает тот, кто сумел раньше построить ряд из трех одинаковых символов (крестиков или ноликов);
  • правильно построенный ряд может быть горизонтальным, вертикальным или по диагонали.
Как играть:

Каждый из участников выбирает свой символ и возможность ходить первым, жеребьевкой или обоюдным согласием. Теперь, строго по очереди, каждый из ребят рисует свой символ на одной из 9 клеточек заранее начерченного квадрата. Самый быстрый побеждает.


Правила:

  • игра рассчитана на двух человек;
  • слова образуются из горизонтально идущих букв, вертикально и даже справа-налево;
  • побеждает тот, кто написал последнее слово.
Как играть:

В тетради рисуется большой квадрат, внутри которого совместными усилиями придумывается и записывается какое-нибудь сложное и длинное слово. Теперь игроки по очереди, также определенной жребием или договором, начинают дописывать буквы к имеющемуся слову так, чтобы образовалось новое слово. То, что получилось, перечеркивается и больше в игре не участвует. Полностью или частично это слово использовать уже нельзя. Очередность и придуманные слова фиксируются на свободной части листа. Заполнить квадрат надо полностью либо до момента, когда фантазия участников не иссякнет.

Рекомендовано для детей от 8 лет

Правила:

  • играют всегда двое, у каждого ручка и лист бумаги;
  • кораблики рисуются таким образом, чтобы между ними было расстояние хотя бы в одну клетку;
  • количество и форма кораблей одинаковы у каждого игрока и являются стандартными.
Как играть:

Каждый участник рисует свой квадрат, стороны которого равны 10 клеточкам. Делать это надо так, чтобы противник не увидел расположение кораблей. Теперь в получившемся поле надо нарисовать 4 корабля из одной клетки, три из 2-х клеток, два из 3-х клеток и один из 4-х клеток. Сверху игрового квадрата пишется алфавит по порядку, а слева (или справа) – последовательность цифр от 1 до 10. Теперь игроки по очереди называют координаты точки пересечения буквы и цифры, а следовательно, возможное нахождение там корабля противника. Победа за игроком, сумевшим раньше товарища вычислить все его корабли.

Рекомендовано для детей от 7 лет

Правила:

  • игра проходит с участием двух человек;
  • в игре побеждает тот участник, который быстрее "выяснил" задуманное число приятеля.
Как играть:

Каждый игрок на листе бумаги записывает придуманное 4-х значное число, при этом ни одна цифра в нем не должна повторяться. Также на листочке он рисует три столбика: в первом записывает предложенные варианты сопернику, второй столбик – с надписью "коровы", третий – с надписью "быки". Итак, каждый по очереди предлагает возможный вариант задуманного числа соперника. Тот, в свою очередь, называет количество "быков и коров". Если загаданной цифры в предложенной комбинации нет, это означает "0" по всем параметрам. Если совпадает 1 или более цифр, но они стоят не в той последовательности, какую задумал соперник, тогда это означает "1 корова" или более. Сложнее точно угадать расположение и значение числа, за это дается "1 бык" или более.

Рекомендовано для детей от 7 лет

Правила:

  • можно играть вдвоем или компанией;
  • непременный атрибут для каждого участника – листок бумаги и ручка (карандаш);
  • цель игроков – убрать из своего списка все буквы.

  • Как играть:

    Перед началом игры каждый участник записывает на своем листке все 33 буквы русского алфавита. Посредством жеребьевки определяется игрок, который начнет "гонку". На отдельном листе он записывает крупными печатными буквами придуманное слово, теперь этими буквами он воспользоваться уже не сможет, поэтому зачеркивает их в своем списке. Следующий игрок составляет слово, при этом одна буква "берется" из первого и т.д. Каждый игрок сокращает свой список на используемые буквы. Побеждает тот, кто придумал последнее слово.

    Игра: «Смятая бумага»

    Предложить ребенку лист бумаги, помять ее (нужно помнить, что мы учим детей не мять и не рвать книги). А вот листочек бумаги можно помять, порвать и скатать в комочки, тогда может получиться снежок; их можно бросать в цель, катать, складывать в корзину, можно приклеивать, получив снеговую тучу или даже снеговика.

    Итак, сначала ребенку можно дать мягкие сорта бумага, например салфетки. Сминая кусочки бумаги, ребенок с помощью взрослого может научиться делать цветы, собрать браслет на нитку. Тем самым уже в 3-х летнем возрасте мы приучаем ребенка к творчеству.

    Игра «Колобок»

    Предложить ребенку поиграть в «колобка». Для этого нужно смять кусочек бумаги и скатать его в шарик. Катать по полу «колобки» и сделать их целое семейство (папа- самый большой, мама – поменьше и малыш – самый маленький). Так мы и ручку развиваем и величины изучаем.

    Игра «Найди сюрприз»

    Завернуть в бумагу небольшой предмет. Для детей 3-4 лет можно взять мишку, собачку и обыграть: «Привет, Тимошка! Я принес тебе сюрприз. Хочешь посмотреть что здесь?»

    Дать ребенку развернуть сверток, изобразить радость вместе с ребенком.

    Игру можно усложнить. Подарок нужно не только открыть, но и угадать по описанию, что это. Например: «Этот сюрприз круглый, резиновый, он может катиться и прыгать. Что это? Молодец – это мячик!!!»

    Игра « Обед для кукол»

    Приготовить обед для игрушек. Рассадите кукол, зверушек, поставьте перед ними тарелочки и чашечки. Ребенок пусть отрывает пальчиками маленькие кусочки от целого куска бумаги. Получаются «конфетки» или пирожки. Дети складывают их в тарелки и угощают своих гостей. С детьми постарше можно посчитать порванные части, сравнить у кого больше всех конфет, у кого меньше всех.

    Игра «Тропинка»

    Для данной игры подойдет любая бумага: страницы из журнала, тетради, туалетная бумага. Вместе с детьми соорудите тропинку, выкладывая листы друг возле друга. Например, от дивана к столу, от стола к шкафу и т.д. Дорога может быть не только прямой, но и извилистой, с резкими поворотами, причем разной ширины. Задача не выйти за ее пределы. На другом конце тропинки положите приз, который ребенок получит, успешно до него добравшись.

    Игра «Веселая полянка»

    Положите перед ребенком чистый лист бумаги. Смажьте его клеем. Дайте ребенку цветную бумагу, покажите как ее можно разорвать на кусочки и наносить на лист. Пусть кусочки будут самые разнообразные – и маленькие и неровные, и длинные полоски. Разрешите ребенку украсить «полянку» по своему усмотрению.

    Игра « На что это похоже?»

    Предложить ребенку нарвать много кусочков бумаги. Рассмотрите эти части. Сравните их – какая самая большая, какая самая маленькая? А на что похож этот кусочек? На рыбку, лошадку, мишку? Можно дорисовать глазки, ушки и прочие детали, так будет еще увлекательней.

    Игра «Угадай пальчиками» (3-4 года)

    Эта игра является продолжением игры «Чудесный мешочек». Дайте ребенку потрогать и поводить пальчиками по глянцевой, бархатной бумаге, картону. Расскажите ребенку о свойствах, называю эту бумагу. После того как ребенок запомнит эти ощущения с ним можно поиграть в такую игру. Попросите его закрыть глаза и определить на ощупь какая это бумага. Возьмите его пальчик и скажите что это самолетик. Полетели и сели. На какую полянку сели? Или можно сложить различную бумагу в «волшебный» мешочек. Предложите достать по одному листу бумаги, о которой вы говорите (описываете).

    Игра « Бахрома для шарфика»

    Вырежьте несколько полос бумаги, напоминающие форму шарфа. Раскрасьте их. Сделайте небольшие надрезы по краям. Аналогичная игра «Дорожки»

    чтобы не наступить на снежинки или не промочить наши «ножки». «Ходим» указательным и средним Игра «Рулончики»

    Интересной забавой для малышей является скатывание бумаги в рулончики. Хотя это не так просто, как кажется на первый взгляд. Скатали? Теперь пофантазируйте – это и подзорная труба, с помощью которой мы рассматриваем звезды, и бинокль, и дудочка, и сладкие рулетики, которыми мы накормим куклу Катю и т.д.

    Игра « Дождь и снег»

    Сделать из порванных кусочков «снег» или «дождь». Подбрасывайте их вверх и наслаждайтесь полетом «снежинок».

    — Когда же у нас лежит снег? Правильно зимой. Наши пальчики решили пойти погулять. А на улице много снега. Давайте походим нашими пальчиками так, пальчиками, переступая через «снег», поднимая высоко ножки-пальчики. Считаем по пути «снежинки: «одна, две, три…».

    Игра «Полет в космос»

    Возьмите пластиковую бутылку. Она будет у вас ракетой, которая полетит в космос. Предложите посадить в нее «пассажиров». Пусть ребенок засовывает порванные кусочки в горлышко бутылки. Предварительно их можно будет скомкать в шарики.

    Игра «Снежные войны»

    Зима – одно из любимых времен года детворы. И неудивительно: можно играть в снежки, кататься на салазках, коньках, лыжах. Для «снежных» игр приготовьте бумагу, сомните ее в комочки. Сделайте каждому участнику игры по 10 снарядов. Постройте укрепления, обстреливайте «противника» снежками. Кто попал, тот и побеждает.

    Игра « Самый меткий »

    Соревнование на меткость. Для этой игры нужно скомкать из бумаги мячики и попытаться попасть ими в корзину, коробку. Постепенно увеличивать расстояние. Каждому участнику сделать снаряды разного цвета (красные, желтые, синие). После окончания матча посчитайте, кто же оказался победителем – забросил наибольшее количество мячей в корзину.

    Игра « Волшебный сгиб»

    А еще интересно бумагу сгибать. Можно согнуть лист в любом месте, проведя по сгибу пальчиками. Предложить ребенку сгибать лист по линиям, которые можно нарисовать заранее. Таким образом, можно получить конверт для писем (а почтальон будет разносить письма игрушкам), геометрические фигуры. Для завершения этой игры можно смастерить бумажный самолетик, кораблик, лягушку и т.д.

    Игра «Классики»

    Выложите квадрат из листов цветной бумаги (три по вертикали и три по диагонали) По команде прыгаем на черный, красный, синий, розовый, коричневый цвет. Вот так веселье: не только мышцы развиваем, но и закрепляем цвета.

    Сложные упражнения предполагают более разнообразные действия с геометрическими фигурами.

    Игра «Фокусники»

    Квадрат пригласил в гости друзей и показал фокус. Он встал на уголок, сложился пополам, разделив верхний и нижний углы «дорожкой»с интересным названием «диагональ». Приложил к ней сначала поочередно верхние стороны, а потом все четыре одновременно и превратился в ромб с уголками. Пусть дети поиграют с новой фигурой, развернут и внимательно посмотрят на разнообразие линий и форм на плоскости квадрата

    Игра продолжается под названием « Кто больше найдет квадратов, прямоугольников и треугольников?» по мере нахождения и определения формы дети заштриховывают фигурки. Из отдельных работ можно составить коврик. Затем фокус показывает прямоугольник. Он превращается в треугольник.

    Игра « Комната смеха»

    Закрепит умение ребят складывать бумагу, создаст веселое настроение, разовьет воображение. Вначале вы беседуете с детьми о том, какие бывают зеркала: прямые и кривые. Объясните, что в прямом зеркале лицо отражается таким, какое оно есть, а в кривом зеркале отражение искажается. Лицо получается слишком длинным, широким, узким, т.е. очень смешным. От такого изображения люди начинают смеяться.

    Вы просите детей представить, что они попали в комнату смеха, и изобразить свое лицо в кривом зеркале. Для основы хорошо использовать тонкий картон разной формы, в соответствии с которой дети выполняют мелкие детали, складывая квадрат, прямоугольник или треугольник. Для волос используются подкрученные полоски бумаги.

    Игра «Сложи меня»

    Квадрат показывает новый необычный способ его складывания. «Познакомьте мои противоположные углы и отправьте их домой, — говорит он.- Посмотрите внимательно, они образовали две пересекающиеся «дорожки» с интересным названием «диагонали». К месту их пересечения приходят все углы. Им стало скучно жить по одному».

    Квадрат поворачивается в другую сторону и просит повторить все действия. Еще раз перевернулся, и все углы опять сбежались к центру. « Спасибо, дети. Теперь я стал маленький и толстенький. С одной стороны треугольники, а с другой квадраты. Это мои карманы»

    Спросите детей, сколько образовалось квадратов, треугольников, сколько их вместе, сколько щелей?

    Игра «Секрет»

    Организуется на основе многослойного треугольника или квадрата. На всех плоскостях дети рисуют эпизоды из сказок, действия персонажей, затем вместе составляют сказку. Рисунки держатся в секрете.

    Игра «Веселые полоски»

    Детям нравится играть с полосками бумаги. Превращения полосок вызывают и восхищение и смех. Из них могут получиться дорожки, забор, травка, ниточки, волосы, усы, борода, завитушки, спиралька, цепочки, гирлянды, крышки, букет, пирамидка, колечко, баранка, руль, обручи, пружинка, буквы, гармошка, лесенка, ступеньки. Помогите детям установить это сходство через обыгрывание результатов работы и оформление композиций. Для активации мышления можно использовать загадки.

    Дидактические игры и элементарные опыты с бумагой можно использовать для развития мышления детей, ориентировки их в окружающем мире.

    Игра « Где меня используют?»

    Расширит жизненный опыт детей, обогатит словарь. Ребята узнают, что название бумаги связано с ее предназначением: чертежная используется для черчения, писчая – для письма, рисования и печатания на машинке; бумажные обои делают квартиру и другие помещения теплыми, красивыми и уютными; есть промокательная бумага, оберточная, копировальная т.д. Пусть ребята немного подумают и ответят: почему бумагу делают разных видов, с чем это связано?

    В опытах зак5репляются знания детей о фактуре бумаги: гладкая и шероховатая, тисненная и гафрированная, писчая, тонкая, прозрачная, мягкая, рыхлая, плотная. Дети смотрят через бумагу на свет, рвут, мнут и растягивают ее вдоль и поперек, подвешивают груз, прокалывают иголкой и шилом, прошивают на машинке, делают из разных ее видов хлопушки, кораблики, которые спускают в воду. На практике они убеждаются в разном качестве бумаги: хлопушка, выполненная из мягкой бумаги, не стреляет, а кораблики «терпят крушение».

    Следовательно, фактура бумаги определяет и ее название, и вид.

    Игра « Что я могу»

    Познакомит детей с пластическими свойствами бумаги, которая складывается оставляя след; легко скручивается или сопротивляется, растягивается, рвется. Можно бумагу смять, разорвать, разрезать ножницами и ножом.

    Радость детям приносят и открытия: оказывается, бумага может защищать от солнечного света, холода, сохранять тепло.

    Налейте теплую воду в две емкости, одну из которых заверните в газетную бумагу, через некоторое время сравните температуру воды.

    Полезно обратить внимание детей на то, что бумага теряет свои изначальные качества под воздействием солнечных лучей: выгорает, высыхает и становится ломкой; клей делает бумагу более жесткой, толстой; промасленная тонкая бумага становится прозрачной, на ней уже невозможно писать и рисовать. Но зато она становится водоотталкивающей, а следовательно, и более прозрачной.

    Игра « Какая прочнее?»

    В этой игре дети проверяют свойства бумаги в воде. Заставляют ребят задуматься над такими загадками и вопросами: можно ли из бумаги построить дом? Дышит ли бумага? Можно ли бумагу мыть? На чем люди писали до появления бумаги? Есть ли у бумаги день рождение?

    Дошкольникам будет интересно узнать, как изготавливают бумагу: делают ее из древесины, соломы, тряпья и старой, бывшей в употреблении бумаги – макулатуры. Все эти материалы размалывают на специальных машинах, добавляют мел, красители, клей, затем размешивают и получают однородную массу, из которой в специальных машинах выжимают воду, далее ее равномерно распределяют, прессуют, сушат, а потом режут на большие и маленькие листы. Маленькие сшивают в тетради и блокноты, а большие скатывают в рулоны. На изготовление бумаги люди затрачивают много труда, поэтому бумагу, как и другие материалы и вещи, нужно беречь.

    Родители не раз оказываются в ситуации, когда приходится проводить время в ожидании. И если взрослый человек может отвлечь себя, то чем занять ребенка, если под рукой нет ни книжки, ни игрушек? Возьмите тетрадный листок – игры на бумаге с ручкой на двоих для детей это так увлекательно, что время пролетит незаметно!

    КРЕСТИКИ-НОЛИКИ

    Кто не помнит эту игру? За неимением ручки или бумаги подойдет, например, запотевшее стекло или прибрежный песок. Принцип прост – игроки рисуют первым составит из трех своих фигурок прямую линию, тот побеждает. Существует много других вариантов игры – например, неограниченное поле, где нужно составить из пяти фигурок прямую линию. Такая игра на двоих никогда не надоедает.

    Отрезки с ручкой на двоих

    Многие игры на бумаге становятся не только развлечением, но и частью учебного процесса. С помощью этой игры можно познать азы геометрии. Суть игры такова: на листке бумаги рисуют хаотично несколько точек – чаще всего останавливаются на пятнадцати, но возможен и любой другой вариант. Каждый игрок соединяет две точки так, чтобы они превратились в ровную линию.

    Существует два запрета: нельзя своей линией пересекать уже нарисованную и нельзя включать в отрезок третью точку.

    Ладони

    Замечательная игра на бумаге для двоих, которая разовьет память и наблюдательность. Перед началом игры каждый из игроков на листе бумаги ручкой обводит контур ладони.

    Внутри рисунка пишутся цифры – например, от 1 до 30. Игра состоит в в том, что каждый из игроков должен на своем поле найти загаданное противником число. Пока он это делает, второй игрок на своем листке рисует крестики. Проигрывает тот, у кого останется больше свободного поля.

    Точки

    Интересная игра для двоих, развивает тактические навыки. Смысл игры в том, что два игрока на одном тетрадном клетчатом листе рисуют поочередно точки, на пересечении тетрадных клеток. Первые ходы каждый игрок начинает с центра, а далее в любом направлении.

    Если точка окружена, ход не возможен, игрок ставит новую точку. Цель – создать замкнутый контур, вокруг точек противника, захватывая новые клетки. Побеждает тот, в чьих владениях окажется больше захваченных клеток. Советуем использовать ручки разных цветов. Крайние точки на листе не окружаются. Когда не остается свободных мест для точек игра считается законченной.

    Морской бой

    Кто из нас в детстве не играл в морской бой? Пора рассказать об этой увлекательной игре детям! Суть игры заключается в том, что у игроков есть два поля, обозначенных буквами по горизонтали и цифрами по вертикали. Игровое поле – это квадрат размером 10 х 10, в нем расставляют корабли (прямоугольники) размером от одной до четырех клеток.

    Когда корабли расставлены, начинают игру произнося координаты например А 1, в данном случае - корабль убит.

    Игрок должен успеть потопить корабли противника, угадывая их расположение по координатам, пока не потопили весь его флот. «Морской бой» - занимательная и долгая игра.

    Две клетки

    Освоив игру с ручкой, можно ее так усовершенствовать, что она превратится во что-то новое. Возможно, эта игра покажется вам вторичной, но и может неплохо развлечь ребенка.

    На листе бумаги рисуют квадрат – например, 8 х 8. Два игрока, имеющие ручки с разноцветными стержнями, рисуют в нем линии длиной в две клетки, по центру клеток. Проигрывает тот, кому негде будет нарисовать очередную линию, ведь пересекать уже нарисованные отрезки нельзя.

    Змейка

    Суть такова – очерчивают игровое поле в виде квадрата, линии горизонтальные - проходят по линии клетки, а вертикальные - по центру клеток. Каждый из детей берет ручки разных цветов и в произвольных местах поля ставит точку – это голова «змеи». Важно учесть что один из игроков рисует точку по линии клеток, а второй по центру клеток. как на рисунке.

    Теперь каждый ход нужно увеличивать длину ее тела, рисуя линию на 1 клетку больше, проводя полосочки по линии клеток и по центру. Проигрывает тот, чья змея первой достигает максимума – как всегда, пересекать саму себя, змею противника нельзя или границы квадрата нельзя.

    Надеемся, что из перечисленных игр вы найдете что-то интересное и это научит вашего ребенка проводить время с пользой, азартно играя с другом в игры на бумажных листках. Такие игры не только развивают навыки общения, но и другие полезные качества – тактическое и пространственное мышление, память, фантазию и заодно учат ребенка развлекаться разными способами.

    Уверен, что хоть сейчас гаджетное время, но всегда бывают ситуации, когда кроме друзей и листика бумаги у вас ничего не будет. Так что запоминайте или записывайте! Тут будут как и всем известные игры, так и надеюсь что для кого то новые.

    2. Быки и коровы

    Первый игрок задумывает четырехзначное число, так чтобы все цифры числа были разные. Цель второго игрока - отгодать это число. Каждый ход, отгадывающий называет число, тоже четырехзначное и с разными цифрами. Если цифра из названного числа есть в отгадываемом числе, то эта ситуация называется корова. Если цифра из названного числа есть в отгадываемом числе и стоит в том же месте, то эта ситуация называется бык.

    Например, первый игрок задумал 6109, а второй игрок назвал 0123. То первый игрок должен сказать: один бык и одна корова (1б,1к).

    Свое слово задумывает каждый партнер. Ходят по очереди. Выигрывает тот, кто раньше отгадает число соперника.

    3. Виселица

    «Палач» - еще одна популярная головоломка, созданная специально для двух игроков. Для этой игры вам понадобятся чистая бумага и ручка.

    Первый игрок задумывает слово. Это должно быть существующее слово, и игрок должен быть уверен, что другой игрок знает это слово и знаком с его написанием. Он изображает ряд пустых мест, необходимых для написания слова. Затем рисует следующую схему, которая изображает виселицу с петлей.

    Игра начинается, когда второй игрок предлагает букву, которая может входить в это слово. Если он угадывает, первый игрок пишет ее в нужном незаполненном месте. Если в слове такой буквы нет, он пишет эту букву в стороне и начинает дорисовывать виселицу, добавляя к петле круг, изображающий голову. Противник продолжает отгадывать буквы до тех пор, пока не отгадает все слово. За каждый неправильный ответ первый игрок добавляет одну часть туловища к виселице.

    Если туловище нарисовано раньше, чем противник может угадать слово, первый игрок побеждает. Если противник отгадывает слово правильно до того, как туловище нарисовано полностью, побеждает он, и тогда наступает его черед задумать слово.

    4. Крестики-нолики на бесконечном поле

    Освободиться от предопределенности результата в Крестиках-ноликах позволяет расширение поля игры.

    На бесконечном поле (вполне подойдет лист бумаги) играющие по очереди ставят свой знак (крестик или нолик). Игра заканчивается, когда один из играющих выигрывает или если поле заканчивается.

    Выигрывает тот, кому удается выстроить пять своих знаков по одной линии, прямой или диагональной.

    Если вы играете в компьютерные игры, то без труда сможете предположить, создатели каких из них отдали этому расширенному варианту крестиков-ноликов немало времени.

    5. Морской бой

    Целью данной игры является уничтожение объектов (кораблей) противника. Играют двое человек. События игры происходят на 2-х квадратных полях размером 10х10. Одно из полей Ваше, другое соперника. На нем вы расставляете собственные объекты (корабли) и по ним наносит удары противник. На другом поле располагает свои объекты (корабли) противник.

    Ваши вооруженные силы, как и силы противника содержат следующие объекты (корабли):

    1 палубный (размером 1 клетка) - 4 штуки

    2-х палубный (размером 2 клетки) - 3 штуки

    3-х палубный (размером 3 клетки) - 2 штуки

    4-х палубный (размером 4 клетки) - 1 штука.

    Объекты (корабли) не могут расставляться вплотную, то есть между двумя соседними объектами (кораблями) должна быть как минимум одна свободная клетка (учтите, противник также не может располагать объекты (корабли) вплотную).

    Когда все приготовления закончены и объекты (корабли) расставлены пора начинать битву.

    Первым ходом обладает игрок, объекты (корабли) которорого расположены на левом поле. Вы выбираете на поле противника клетку и «стреляете» в этот квадрат. Если вы потопили корабль противника, то соперник должен сказать «убил», если вы ранили корабль (то есть вы попали в корабль имеющий больше чем одну палубу), то соперник должен сказать «ранил». В случае попадания в корабль соперника, Вы продолжаете «стрельбу».

    Игра заканчиваеся, когда один из ее участников теряеет все корабли.

    6. Точки

    Точки - игра на смекалку для двух или четырех человек. Однако лучше всего играть только вдвоем. Для этой игры вам понадобится чистая бумага и столько ручек, сколько игроков. Цель игры в том, чтобы соединить нарисованные линии в квадраты, тот игрок, который создаст наибольшее число квадратов, выигрывает игру.

    Для начала создайте поле на чистом листе бумаги, нарисуйте горизонтальные и вертикальные линии из маленьких точек на одинаковом расстоянии друг от друга. Очень быстрая игра состояла бы из десяти вдоль и десяти точек поперек. Вы моете сделать поле как угодно большим или маленьким, в зависимости от уровня игры и числа игроков.

    Как только поле создано, каждый игрок по очереди делает ход, рисуя по одной линии сразу, соединяющей две точки. Точки можно соединять по горизонтали или по вертикали, но иногда - по диагонали. Как только игрок заканчивает квадрат, он ставит свои инициалы внутри квадрата и получает следующий ход, и так далее, пока ему удается создавать квадрат с помощью одной дополнительной линии.

    В этой игре возможны две стратегии: во-первых, можно мешать противникам создавать квадраты. Во-вторых, можно формировать поле так, чтобы иметь возможность создавать большое число квадратов с помощью одной дополнительной линии.

    7. Балда

    Первый игрок пишет букву, следующий добавляет букву спереди или сзади написанной буквы и т.д. Проигрывает тот, в результате подстановки кого получилось целое слово. Буквы нужно подставлять не абы как, добавляя очередную букву, вы должны иметь в виду какое-то определенное слово, в котором встречается написанная Вами комбинация букв. Если тот, кто должен сделать очередной ход, не может придумать ни одного слова с комбинацией букв, которая сложилась перед его ходом, он должен сдаться. В этом случае игрок, который написал последнюю букву, должен сказать, какое слово он имел в виду, если слово он назвать не может, то проигрывает сам, если назвал – проигрывает тот, кто сдался. Тот, кто проигрывает первый раз получает букву Б, второй раз – А и т.д., пока не получится слово Балда. Тот, кто первым станет Балдой, проигрывает окончательно.

    Естественно, играть можно не только на бумаге, но и устно.

    8. Танчики

    Два игрока рисуют по 7-10 ?танчиков? или?звездолетов?, каждый на своей половине двойного тетрадного листа (лучше не в клеточку, а в линейку или пустого А4). Расставив армию, игроки начинают обстреливать друг друга следующим образом: выстрел рисуется на своей половине поля, затем лист складывается ровно посередине, и выстрел, видимый напросвет, отмечается на второй половине поля. Если он задел танк, тот подбит (второе?подбивание? фатально), а если попадал точно в него, танк сразу уничтожен.

    Каждый удачный выстрел дает право на следующий; в некоторых версиях игры, нельзя стрелять следующим выстрелом в тот же танк.

    После предварительной пристрелки, игра очень быстро переходит в стадию?блиц-крига?, а точнее, стремительной развязки. Побеждает, естественно, тот, кто первым расстрелял армию соперника.

    9. Заграждения

    Простая тактическая игра, суть которой в позиционной борьбе за пространство. На поле 8х8 (т.е. размера шахматной доски), игроки один за другим чертят небольшие линии, которые перекрывают 2 любых клетки подряд: т.е. например игрок 1 проводит вертикальную линию, занимающую e2 и e3.

    Игрок 2 делает то же самое, но его линия не может пересекать или соприкасаться с уже существующими?заграждениями?. По мере заполнения поля, остается все меньше свободного пространства, и в конце необходим трезвый расчет, чтобы закончить игру. Игрок, который не может больше поставить свою черту, т.к. все уже загорожено, проигрывает.

    10. Ободки

    Простая и довольно веселая игра, построенная на тех же принципах, что и парад монет, но совсем другая по форме.

    На небольшом поле (это может квадрат или прямоугольник произвольного размера, не особенно важно) игроками расставляется порядка 15-20 точек в самых разных местах, хотя более-менее равномерно.

    Затем первый игрок чертит ободок округлой, но произвольной формы, который проходит минимум через 1 точку. Максимум в классической версии неограничен, хотя я бы рекомендовал давать максимум 4 точки в ободке.

    Следующий игрок чертит свой ободок, единственное ограничение? он не может пересекаться с уже начерченными. Ободки могут чертиться внутри ободков, или, наоборот, окружать уже существующие, главное, чтобы не пересекались. Через некоторое время остается совсем мало места, и тот, кто чертит последний ободок, проигрывает.

    Вариацией этой игры является правило чертить ободки, охватывающие только 1 или 2 точки, не более.

    11. Цифровые войны

    В этой игре главным действующим лицом является ластик. Стирать придется постоянно, это же война, и неизбежны потери. Многие циферки погибнут ради вашей победы!

    Игра очень быстрая и вариативная, и, в общем, весьма простая.

    Вы пишете ряд цифр от 0 до 9, в любой последовательности, в любых комбинациях. Длина может быть такая, какую вам захочется, рекомендую начать с 20. Например, это может быть ряд 5,3,6,9,0,8,4,6,1,3,2,4,8,7,0,9,5 ? или какой угодно иной.

    Своим ходом игрок может сделать одно из двух возможных в игре действий:

    Изменить в меньшую сторону одну из цифр, максимум до 0 (отрицательных величин в игре нет);
    стереть любой ноль и все цифры справа него, сократив таким образом длину полосы.

    Проигрывает тот, кто уничтожает последний ноль.

    12. Точки и квадраты

    Автор этой игры, популяризатор математики и наук Мартин Гарнер, считал ее?жемчужиной логических игр?. Не разделяя его мнения, тем не менее, вполне можно назвать игру одной из лучших тактических игр, интересных в любом возрасте.

    Игровое поле? ряды точек от 3х3, до 9х9. Начинать лучше с малого поля, и почувствовав вкус, наращивать размер. Правила очень просты: играющие соединяют две точки линией, и когда игрок может закрыть квадрат, он ставит в него свой знак (например, первую букву своего имени).

    Замыкая квадрат, игрок получает право на дополнительный ход, до тех пор, пока не проставит линию, которая ничего не замыкает. В конце игры подсчитывается, кто замкнул больше квадратиков, и определяется победитель.

    При кажущейся простоте, игра представляет неплохое пространство для комбинаторной игры, особенно на полях 5х5 и больше. Суть выигрышной тактики? заставить поле полузакрытыми конструкциями, пожертвовать, несли необходимо, несколькими квадратиками в пользу оппонента, а затем, когда ставить уже практически некуда, вынудить его сделать невыгодный ход (ничего не закрывающий) ? и после того закрыть большинство квадратиков одной серией.

    13. Тройка

    Простейшая словесная игра, по принципу крестиков-ноликов, только с буквами.

    На поле 3х3 (потом попробуйте и другие размеры), двое игроков ставят по одной любой букве, и выигрывает тот, у кого к концу партии (когда все поля будут заполнены) получится написать по диагонали, вертикали или горизонтали больше общеизвестных слов из 3 букв.

    Игра полезна для детей, которые учатся писать. Для взрослых в ней нет довольно малая соревновательная ценность, но игроков с юмором ждет масса удовольствия. Для детей, можно играть в вариант?кто первый создаст слово, а не у кого слов будет больше.

    14. Гонки

    Более сложная и длинная игра, построенная на том же принципе, что и другие бумажные игры на координацию: движении ручки, стоящей вертикально, по листу от легкого щелчка.

    На листе (одинарном или двойном) чертится гоночная трасса (Race), в виде двух изгибающихся, неровных кругов, повторяющих очертания друг друга, шириной в 2-3-4 клетки (зависит от количества участников). Затем в произвольном месте получившегося кольца проводится линия старта/финиша, с которой стартуют гоночные машины.

    Короткими аккуратными росчерками, гонщики движутся по кольцу, преодолевая изгибы и специальные препятствия, вылетая в кювет, снова выходя на поле, и в результате, кто-то из них приходит к финишу первым, и пожинает лавры.

    Каждый раз, когда линия гонщика касается границы трассы или пересекает ее, в месте пересечения ставится крест, и гонщик пропускает следующий ход, разворачивая свою машину, чтобы она могла продолжить заезд. Таких пересечений у каждой машины в запасе 5 шт. (5 очков жизни), и шестое столкновение становится фатальным.

    Помимо этого, на трассе могут быть какие угодно препятствия? например, зоны повышенной опасности: влетев в такую зону, машина получает больше повреждений, и теряет два очка жизни. Или специальные препятствия, которые выступают из краев, и делают проход более узким, лоибо наоборот, стоят в середине, и заставляют машины протискиваться в

    Возможно так же ввести touch points точки, вернее, небольшие кружки, в которые машина обязательно должна попасть, проезжая мимо (т.е., через которые обязательно должна пройти линия). На рисунке изображены сразу все перечисленные усложнения трассы, и видно, что гонка еще далека от завершения.

    Можно придумывать и вводить собственные правила, новые препятствия, а если участников 4 и больше, можно даже устроить гоночную серию, сделав несколько трасс, и в промежутках между ними позволяя игрокам закупать снаряжение, на сумму очков в зависимости от занятого места. Например, купить дополнительные очки жизни или атакующие шипы, и снимать по 1 очку жизни с машины, которую обгоняешь.

    15. Гольф

    Игроки стартуют с двух точек рядом друг с другом внизу двойного листка, стоящего вертикально (см. рисунок).
    Каждый играет ручкой своего цвета, и задача каждого? за минимальное количество ударов (линий от ручки, скользящей по листу) завести мяч в лунку. Лунка находится на противоположном конце поля, т.е. сверху листа. И человеку с хорошей координацией требовалось максимум 4-5 ударов чтобы загнать линию в лунку.

    Но в продвинутых версиях Гольфа путь к ней не так-то прост, потому что от длинных прямых линий защищают холмы, выполняющие роль буфера и не позволяющие игроку. При попадании в холм, противник исполняет откат т.е. пуляет линию нарушившего в любую сторону, и тот вынужден продолжать свою серию ударов с места, куда эта линия пришла. Или, возможно, к трассе попавшего в холм приписывается 1 или 2 лишних хода.

    Игры с ручкой, бумагой и карандашом хороши тем, что, с одной стороны, они очень интересны и увлекательны (поэтому и дети и взрослые участвуют в них с большим удовольствием), а с другой, – они еще и очень полезны (развивают мышление, воображение и память). А еще (что большой плюс для родителей) эти игры исключают беготню участников любого возраста, дикие прыжки по всей квартире, громкие крики, звон разбитой посуды…

    Так что, научите своих детей таким играм!

    И время от времени и сами играйте с ними!

    Дорисуем

    Для игры вам понадобится заранее подготовить одинаковые, но недорисованные рисунки – хвост или голову какого-нибудь животного, часть предмета мебели и проч. Помогите вашим друзьям раскрыть свои таланты – предложите им дорисовать изображение.

    Победителей можно выбирать по нескольким номинациям: достоверность, художественность, оригинальность и проч.

    Эрудит на бумаге

    Для этой игры, как видно из названия, понадобится лист бумаги в клетку.

    Жребием выбирается тот, кто будет ходить первым; он придумывает слово и пишет его в середине листа.

    Остальные игроки добавляют по одной букве так, чтобы образовалось новое слово. Слова читаются не как в кроссворде – только по вертикали или горизонтали, а могут «поворачивать» в любую сторону – вправо, влево, вверх и вниз.

    В получившемся новом слове подсчитываются буквы, и за каждую букву игроку начисляется одно очко. Если игрок не может придумать ни одного нового слова, он пропускает ход.

    Выигрывает тот, у кого к концу игры больше очков. Игру можно закончить по желанию или играть до тех пор, пока есть место на листке.

    Мозаика

    Вырежьте из бумаги прямоугольник и разрежьте его на десять частей разной формы. Перемешайте кусочки. А теперь снова составьте из них исходный прямоугольник.

    Можно из старых цветных открыток или из страниц старого яркого журнала сделать самодельные «паззлы». А можно воспользоваться и покупными паззлами (только пусть количество деталей будет не слишком большим, чтобы успеть собрать паззл до запланированного времени отхода ко сну).

    Догадайся, кто такой?

    Один из играющих рисует на листе бумаги любую «каляку-маляку», а другой придумывает, на кого похожа эта фигура. Можно фантазировать и дорисовывать различные части, чтобы стало похоже на что-то конкретное.

    Интересно потом придумать имя, если получился человечек, или кличку, если у вас получилось животное или диковинное существо.

    Феодалы

    Для этой игры понадобится клетчатый тетрадный лист и ручки разного цвета.

    Можно на листке рамочкой обозначить игровое поле, тогда на рамочку залезать нельзя. Но можно этого и не делать.

    Игровое поле – это земля, пока что ничья. Задача игроков – захватить как можно больше земли в свое феодальное пользование. Игроки ходят по очереди. Выбрать, кто ходит первым, можно с помощью считалки или кубика из настольной игры.

    Ходы – это точки, которые ставят игроки на пересечениях клеток. За один ход можно поставить одну точку. Чтобы не запутаться, у каждого игрока должна быть ручка или карандаш определенного цвета.

    Чтобы захватить территорию, нужно окружить точки противника, то есть составить кольцо из своих точек вокруг одной или нескольких его точек, или даже вокруг уже захваченной им территории.

    Кольцо должно быть замкнутым, то есть все точки его должны находиться между собой на расстоянии стороны или диагонали клетки. Когда кому-то удается окружить землю противника, он останавливает игру и соединяет точки кольца линией, обводя захваченную территорию. После этого ему полагается приз – дополнительный ход. Окружать пустое пространство нельзя.

    Когда все поле оказывается занято, игра заканчивается. Феодалы подсчитывают площадь своих земель, и побеждает тот, кому удалось захватить больше.

    Запри клетку

    Игровое поле – квадрат пять на пять клеток; обводить его не надо, а углы клеток для большей наглядности можно отметить точками.

    Двое соперников ходят по очереди, и каждый из них за один ход может соединить черточкой две соседние точки. Через несколько ходов на игровом поле можно будет увидеть клетки, огражденные такими черточками с трех сторон. Кому удастся теперь закрыть клетку, обозначив черточкой четвертую сторону, тот отмечает эту замкнутую клетку первой буквой своего имени (или любым условным знаком). Может получиться так, что одна черточка замкнет сразу две смежные клетки – тогда отмечают обе. Игра продолжается до тех пор, пока остаются еще незамкнутые клетки.

    У кого к концу игры окажется больше клеток, тот и победил.

    Игровое поле может быть и больше – можно взять квадрат шесть на шесть или семь на семь клеток.

    Самолетики

    Возьмите обычный тетрадный листок (в клетку или линейку – роли не играет).

    На нем нарисуйте две группы самолетиков – красные и синие.

    После чего начинается перестрелка. Стреляют так. На «свой» самолетик ставится ручка «своего цвета». Придерживают ее за тыльную часть указательным пальцем левой руки. После небольшой наводки, щелчком ручки, стреляют, оставляя за собой след выстрела, в сторону ближайшего вражеского аэроплана.

    Стрельба сопровождается различного рода звуковыми эффектами.

    Ученая муха

    Возьмите лист бумаги, начертите квадрат шестнадцать на шестнадцать клеток. Муху можно сделать из нитки или бумаги, а можно просто взять небольшую пуговку, которая будет символизировать муху.

    Поместите вашу «муху» на какую-либо клетку игрового поля. Теперь вы будете ей приказывать, на сколько клеточек и в каком направлении нужно перемещаться.

    После того как вы отдали мухе несколько приказаний (например: одна клеточка вверх, две влево, одна вниз), ребенок должен показать то место, куда пришла в результате ученая муха. Если место указано верно, то передвиньте муху на соответствующую клеточку.

    (Потом, соответственно, ваш партнер дает мухе инструкции, а вы их выполняете, и т. д.)

    Винегрет

    В эту веселую игру лучше играть вдвоем.

    Возьмите тетрадный лист. На первой строке листочка напишите какой-нибудь вопрос своему другу. Например: «На кого ты хочешь быть похож?» Затем загните листок так, чтобы не было видно вопроса, и на завороте напишите только начало этого вопроса: «На кого?» Отдайте ли сток другу. Он должен ответить только на тот вопрос, что видит, не отгибая листка. Написав ответ, он снова заворачивает его и пишет свой вопрос, к примеру: «Где ты любишь играть?» Затем загибает, пишет на завороте: «Где?», отдает листок вам, и т. д., пока листок не кончится. Тогда вы разворачиваете листок и читаете, что получилось.

    Например, вот какой забавный диалог может получиться у вас:

    – Куда ты ходишь по вечерам?

    – На кухню.

    – С кем ты любишь играть?

    – С кошкой и мышкой.

    – Кто ты?

    – Тетя Мотя.

    – Чем тебя мама в детстве кормила?

    – Тряпкой.

    Составь новые слова

    У каждого из игроков должен быть листочек и ручка. Лучше сесть так, чтобы не видеть, что пишут остальные.

    Придумайте слово подлиннее, например «тракторист» или «раскладушка». Чем больше в нем будет разных букв, тем дольше и интереснее будет играть.

    Пусть каждый напишет это слово у себя на листочке.

    А теперь за определенное время (например, пять минут) составьте как можно больше слов, которые «спрятались» в данном слове. Можно брать только те буквы, которые есть в исходном слове, и ровно столько раз, сколько они в нем встречаются.

    Например, из слова ТРАКТОРИСТ: рак, рот, торт, крот, рис, кот, тост, стирка, старт… (но не «актриса» – ведь есть только одна буква «А»).

    Чем длиннее слово, тем выше оно ценится. Мы иногда даже усложняем себе задачу, договариваясь писать только слова от четырех букв и длиннее.

    Когда истечет время, подводятся итоги. Каждый по очереди читает вслух все свои слова. Если данное слово есть еще у кого-то, то все, у кого оно есть, вычеркивают его. Тот, у кого в конце концов осталось больше невычеркнутых, то есть уникальных, слов – победитель.

    Футбол на столе

    На клетчатом тетрадном листке нарисуйте футбольное поле (существенны только границы, ворота и центр).

    Начинающий из центра проводит непрерывную линию из трех частей, каждая из которых проходит либо по стороне (одной) клетки, либо по диагонали. Потом противник из конечной точки проводит свою такую же линию. Удобно использовать ручки разного цвета. Пересекать и касаться уже проведенных линий и границ поля нельзя.

    Цель – загнать линию в ворота противника.

    Если игрок не может сделать свой ход (нет места), то его противник бьет «штрафной удар» – из последней точки проводится прямая линия длиной в шесть клеток в любом из восьми направлений, при этом если конечная точка оказывается на уже нарисованном месте, то штрафной удар продолжается (опять в любом направлении).

    Перепутанные буквы

    В эту игру лучше играть вдвоем.

    Загадайте по одному слову. Это должно быть имя существительное, лучше не очень короткое – например из восьми букв. Переставьте в нем буквы как попало и запишите на листок бумаги. Затем обменяйтесь листками и попытайтесь понять, что же за слово загадал ваш партнер. С непривычки бывает непросто догадаться, например, что «иностранное» слово «сельнипа» – это «апельсин».

    Чем больше букв в загаданном слове, тем труднее его восстановить, но зато какой простор для фантазии! Хотите потренироваться? Угадайте, что означают слова: шарканда, шакиш, сокбира, турарот, репьюмокот.

    Морской бой

    Для этой игры каждому игроку понадобится листок из тетради в клетку, на котором нужно нарисовать два абсолютно идентичных друг другу квадрата со сторонами по десять клеток.

    В каждом квадрате пронумеруйте левый столбец от 1 до 10, а верхнюю строку – от «А» до «К».

    Вся армада располагается на боевом квадрате с выполнением одного непременного условия: корабли не должны соприкасаться ни бортами, ни углами.

    Право первого хода можно определить с помощью простой считалки.

    А дальше каждый по очереди пытается угадать, где именно находится корабль или часть корабля противника, называя координату – точку пересечения любого горизонтального ряда (обозначенного цифрой) и вертикального (обозначенного буквой).

    – A-3!

    – Мимо!

    – Д-4?

    – Попал!

    – Д-5!?

    – Убит.

    «Выстрелы» и потопленные корабли противника фиксируются на втором квадрате. На первом отображаются попадания противника.

    Для того чтобы побеждать в «Морском бое», нужно хорошо знать и умело применять на практике ряд технических и тактических хитростей.

    При уничтожении вражеского корабля зарисовывайте все прилегающие к нему поля точками – туда уже можно не стрелять, а круг поиска остальных кораблей сужается.

    Главное в ответственном морском сражении – правильно расставить корабли. Можно расставлять их впритык к границам игрового поля, растягивать в линию, рассеивать.

    Важно правильно стрелять. Не просто угадывать, а стрелять «по системе». Например в шахматном порядке. Или «прочесать» все игровое поле по диагонали.

    Виселица

    Старая, но весьма интересная игра. Один из участников загадывает слово и пишет на бумаге его первую и последнюю буквы, а также отмечает место для остальных, чтобы можно было понять общее количество букв. Рядом со словом схематично рисуется виселица с петлей. Второй игрок угадывает остальные буквы слова. Если он угадал правильно, буква вписывается на нужное место.

    Неверно названная буква пишется рядом с виселицей, в то же время в петле рисуется круг – голова. Следующая ошибка – рука, нога, туловище и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока слово не будет угадано, либо игрок не будет полностью «повешен».

    НАМ НИГДЕ НЕ БУДЕТ СКУЧНО!


    ©2015-2019 сайт
    Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
    Дата создания страницы: 2016-04-26