Как избежать аварии? Рекомендации водителям. Определение технической возможности предотвратить столкновение Не предотвратил дтп

Самый коварный пункт ПДД

Расследуя дела о дорожно-транспортных происшествиях, хочу рассмотреть один из самых коварных пунктов правил дорожного движения, пункт 10.1, который большинство автомобилистов когда-то читали, сами того не замечая, соблюдают его практически каждый день, но его содержание помнят смутно, зато заучивают его наизусть, когда происходит какое-то происшествие, потому что очень часто именно этот пункт правил ложится в основу обвинения водителей. Он относится к разделу «Скорость движения» и совсем нестрашен по формулировке: «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства».

Каждый день, чтобы избежать ДТП, водитель, сам того не осознавая, выполняет требования данного пункта. К примеру, когда Вы начинаете выезжать из гаража, и ветром закрывает ворота; при движении по автодороге Вас подрезал другой автомобиль; перед Вами внезапно остановился автомобиль; проезжую часть, по которой Вы движетесь пересекает другое транспортное средство либо пешеход, чтобы избежать ДТП, Вы выполняя требования указанного пункта, снижаете скорость вплоть до остановки транспортного средства.

Сложной для восприятия водителя оказывается последнее предложение пункта - там, где идет речь о возникновении опасности. Едва водитель ее обнаружил, правила предписывают ему тормозить, а если потребуется - тормозить до полной остановки транспортного средства. Что это значит на практике? Например, вы едете по главной, а с второстепенной выезжает другое транспортное средство. Вы решаете поучить негодяя, и совершаете столкновение. Виноват тот, кто выехал с второстепенной? На самом деле, не совсем так, если водитель, двигающийся по главной имел возможность остановиться до места столкновения и не остановился, то в ДТП будет виноват водитель, двигавшийся по главной. Увидел опасность - тормози. Впрочем, любой нормальный водитель предпочтет избежать ДТП, чем «таранить» кого-то.

Представим эту же ситуацию, только дистанция до автомобиля-нарушителя недостаточна для остановки. Вы можете затормозить, ударив вторую машину либо сманеврировать и попытаться увернуться от столкновения. Как поступить? Это очень скользкий вопрос. Правила не запрещают Вам маневрировать, но если вы совершили новое ДТП, например, столкнулись со встречным автомобилем или наехали на пешехода, то ответственность за новое ДТП может лечь на Вас, так как п. 10.1 требовал от вас тормозить и ничего не говорил о предотвращении ДТП другим способом. Как поступать в данной ситуации однозначно ответить нельзя, все зависит от конкретной дорожно-транспортной ситуации. Однако в любом случае, если вы, экстренно тормозя, протаранили нарушителя, у вас будет шанс доказать свою правоту. Если вы спровоцировали новое ДТП, то можете стать виновным, к тому же, это ДТП нередко оказывается еще более тяжелым, чем столкновение, которого вы пытались избежать.

Пункт 10.1 практически всегда фигурирует в делах о сбитых пешеходах. Пешеходы нередко выскакивают под колеса в неположенных местах и самым неожиданным образом. Но требования правил таковы, что неправота пешехода отнюдь не означает невиновности водителя. Во всех случаях при наезде на пешехода водитель попадает под подозрение. Почему? Потому что есть п. 10.1. Обнаружив опасность, водитель обязан тормозить вплоть до остановки, и неважно, прав пешеход или нет.

Вкратце, расскажем о том, как происходит расследование происшествий со сбитым пешеходом. По всем таким происшествиям, определяется техническая возможность водителя остановиться до места наезда. То есть, обнаружив опасность, имел ли водитель достаточную дистанцию, чтобы выполнить остановку транспортного средства до места наезда. Допустим, следователь установил, что момент возникновения опасности, когда пешеход вступил на проезжую часть, автомобиль находился от точки наезда на расстоянии 50 метров. Далее следователь установил, что при времени реакции водителя, времени срабатывания тормозного механизма и времени потраченного на тормозной путь, остановочный путь составил 40 метров. Поскольку это расстояние меньше, чем удаление от точки наезда (50 метров) водителя признают виновным. То есть водитель физически мог остановиться, но по каким-то причинам не смог (отвлекся, перепутал педали, растерялся). В основу обвинения ляжет п. 10.1. Если же остановочный путь будет больше удаления автомобиля от точки столкновения в момент возникновения опасности, то водитель будет признан не виновен.

Кроме того, п. 10.1 правил требуют от нас не только не превышать максимальную скорость движения, но и ехать со скоростью соответствующей дорожным условиям. Допустим, вы едете 60 км/час в населенном пункте, где это разрешено, и сбиваете пешехода, но видимость в направлении движения Вам ограничивает темное время суток, туман либо дождь. Следователь экспертным путем может установить, что безопасная скорость по условиям видимости составляла 30 км/ч, следовательно Вы могли двигаться со скоростью не 60 км/ч., а только не более 30 км/ч. В дальнейшем следователем, техническая возможность остановиться до места наезда будет определяться при движении со скоростью 30 км/ч. Так как скорость движения будет меньше, то и остановочный путь автомобиля будет меньше. Кроме того, остановочный путь автомобиля может оказаться меньше расстояния удаления автомобиля от точки наезда в момент возникновения опасности. Таким образом, будет доказано, что именно езда со скоростью, превышающей безопасную для данных условий, стала причиной наезда, и вы окажитесь виновным. Подведя итог, хочу отметить, что уважение к другим участникам дорожного движения, высокая концентрация внимания на дороге, добросовестное соблюдение правил дорожного движения - это залог безопасности на дороге.

Будьте осторожны на дорогах!

А.В.Лариков, врио начальника СО МО МВД России «Варгашинский»

Каждый, кто садится за руль автомобиля, стремится не попадать в ДТП. Однако для этого мало просто соблюдать ПДД. В этой статье мы расскажем, как избежать аварий на дороге.

Важно понимать, что ничто не убережет вас от ДТП, если его спровоцировал другой участник движения. Спасти может только реальный опыт вождения, которого нет у начинающих водителей. Остается только слушать советы ”бывалых”.

Ехать как все

То есть двигаться со скоростью остальных машин в потоке, стараясь избегать перестроений. Начинающие водители обычно так не делают — едут слишком медленно, нарушая ровное течение потока. В результате соседи по трафику вынуждены совершать обгон ”слабого звена”, из-за чего возрастает риск столкновений.

Более уверенные в себе начинающие водители считают, что нужно ездить быстрее скорости потока, поэтому обгоняют при любой возможности и часто становятся виновниками аварий. Ведь с ростом количества перестроений растет вероятность столкновений. Особенно когда отсутствует серьезный опыт вождения.

Держать дистанцию

Это позволит получить больше времени на реакцию, когда возникнет дорожный инцидент. При этом не стоит забывать о движении со скоростью потока.

Доверять интуиции

Двигаясь в потоке, не стоит расслабляться – нужно постоянно контролировать другие автомобили периферическим зрением. Опытные водители заранее готовы к перестроению других участников движения, поскольку отмечают малозаметные “шатания” по полосе и незначительные смещения перед маневром.

Вычислять странных персонажей

Обычно это ”дерганые” водители, “болтающиеся” по полосе и совершающие резкие маневры. От них лучше держаться подальше – обогнать или отстать на приличное расстояние.

Не забываем также о правиле ДДД (“дай дураку дорогу”). Старайтесь не лезть на скоростной дороге в левый ряд без надобности – он необходим только для обгона медленных автомобилей. Здесь любят носиться нервные ”отморозки”, которым вы будете постоянно мешать. Если человек сильно спешит, пропустите – он еще найдет свой столб.

Предупреждать о маневрах

Совершайте их плавно, заранее предупреждая других водителей ”поворотниками”, убедившись, что тебя видят и ты никому не мешаешь. Внезапные перестроения всегда становятся неприятным сюрпризом для соседей. Чтобы избежать столкновения, им приходиться задействовать тормоза и водительский опыт.

Смотреть в зеркала

Поворот налево даже на пустынной дороге – это всегда рискованный маневр. Сзади может внезапно появиться “гонщик” с намерением обогнать вас слева. Поэтому нужно всегда следить за левым зеркалом, совершая левый поворот.

Не обгонять по правой

В городских условиях опережение потока по крайней правой полосе – это довольно опасный маневр. Любителей обогнать всех рано или поздно ожидает другой автомобиль, сворачивающий в боковой съезд из основного потока.

Внимательно проезжать перекрестки

Проблема в том, что половина водителей не соблюдает правила приоритета. Даже при движении по главной, нужно быть готовым к тому, что кто-то выскочит с второстепенной дороги.

Осторожности требуют также регулируемые перекрестки со светофором. Крайне нежелательно совершать маневр первым и последним. Первые рискуют столкнуться с желающим проскочить на ”желтый”. Будучи последним, вы уподобляетесь таким же водителям. Лучше переждать лишний цикл – это быстрее и дешевле, чем потом ремонтировать машину.

Остерегаться таксистов

Ради лишней копейки эти персонажи готовы нарушить любой пункт ПДД. Увидев на обочине голосующего, они перестают обращать внимание на других участников движения. Тем более что от очередной царапины транспортные средства этих “камикадзе” хуже не становятся.

Поведение за рулём и манера повседневной езды, действительно, могут сильно повлиять на вероятность попадания в - так, если Вы часто и агрессивно ускоряетесь а также часто резко тормозите , то такая вероятность значительно выше, а если Вы наизусть знаете все слепые зоны Вашего автомобиля, правильно настроили зеркала заднего вида, в том числе салонное, то вероятность попасть в ДТП сильно снижается. Давайте рассмотрим основные принципы использования машины и управления ей, чтобы узнать, как избежать ДТП.

  1. Постоянный контроль над автомобилем начинается с удобного положения за рулём, когда Вы можете добраться до всех нужных элементов управления им, и Вам не мешают посторонние предметы. Никогда не оставляйте бутылки от чего-либо под водительским сиденьем и, тем более, под ногами - если бутылка закатится под педаль тормоза и заблокирует её , результат может оказаться плачевным.
  2. Настройте зеркала машины так, чтобы Вы могли видеть максимальное пространство сзади автомобиля. Настройте боковые зеркала так, чтобы заднюю часть машины было видно лишь едва - это сократит или совсем нейтрализует слепую зону автомобиля, когда помеха не совсем сзади, а немного сбоку от Вашего автомобиля.
  3. Возьмите за привычку всегда управлять рулём обеими руками - далеко не все маневры в экстренной ситуации при угрозе ДТП можно совершить одной рукой на руле.
  4. Не пренебрегайте проблемами со зрением - если Вы плохо видите, но считаете, что видите хорошо на дороге, то знайте, что это совсем не так.
  5. Автомобиль может дать сбой и привести к аварии в ряде способов, например, при лопнувшей покрышке, изношенных тормозах , сломанном стеклоочистителе и т.д. Чтобы избежать этих неожиданных ситуаций, регулярно проверяйте и обслуживайте должным образом Ваш автомобиль.
  6. При движении в плотном потоке транспортных средств, по возможности контролируйте свою полосу движения на несколько автомобилей вперёд - не всегда это возможно, но таким образом Вы сможете избежать ДТП, заранее приняв меры, такие как торможение или объезд препятствия.
  7. Не держитесь слепой зоны других автомобилей - немного позади едущего параллельно рядом с Вашим автомобилем.
  8. Каждый автомобиль имеет слепые зоны, наиболее частые из которых пространство немного позади и сбоку от автомобиля, не видимое в боковое зеркало заднего вида, около полуметра в высоту и около метра в длину пространство сразу за автомобилем и пространство за передней стойкой кузова машины. Всегда вертите головой и знайте все слепые зоны Вашей машины. Так, если двигаться вперёд с определённой скоростью, то из-за левой передней стойки не будет видно пешехода, двигающегося относительно Вас слева направо и траекторию движения которого пересекает Ваш автомобиль.
  9. Многие ДТП происходят из-за переоценки возможностей автомобиля водителем - если, к примеру, Вы разозлились на кого-то (подрезавшего Вас, например), то не стоит сильно маневрировать и чрезмерно увлекаться педалями акселератора и тормоза - это может сыграть злую шутку с Вами.
  10. Большинство автомобильных аварий происходят из-за нарушения водителя пунктов 9.10 и 10.1 ПДД. Сделайте из этого правильные выводы!
  11. Вождение особенно опасно по ряду причин. Одна из них - это плохая видимость дороги. Два - это то время, когда водители чувствуют наибольшую усталость. Три - вечером и ночью у Вас наибольшие шансы на встречу с пьяным водителем.
  12. Плохие погодные условия, такие как лёд, снег , туман и дождь, на самом деле опасны независимо от того, какой тип автомобиля у Вас, оборудован ли он ABS и ESP или насколько хорошо Вы водите.
  13. Превышение скорости на самом деле гораздо опаснее и бесполезнее, чем Вы, вероятно, думаете: если Вы и выиграете во времени на 10%, то риск попасть при этом в ДТП увеличивается по меньшей мере на 50%. Кроме того, значительно увеличиваются (речь здесь, правда, о скоростях выше 100-110 км/ч), износ многих узлов автомобиля, в том числе покрышек, последствия попадания мелких камней и гравия на лако-красочное покрытие машины и ещё целый ряд рисков.
  14. Помните всегда, что дети не осознают опасность и потому их поведение нередко может быть непредсказуемым. Научитесь понимать и прощать ошибки других людей, особенно, детей и их родителей - мать может отвернуться лишь на мгновение, когда её ребёнок уже успеет выскочить на дорогу или вовсе убежать от неё (да-да, нередко дети бегают очень быстро), не понимая всей сути опасности. Данный пункт прямо перекликается с пунктом 10 этой статьи.
  15. Держитесь подальше автомобилей, которые едут агрессивно - нередко такие водители на самом деле никакие не профессионалы вождения, но ездить спокойно им мешает социальная нереализованность или что-то другое в их психологических отклонениях.
  16. Вы когда-нибудь проезжали на красный свет, когда сильно торопились? Знайте, что некоторые делают это очень часто просто по привычке или из-за нетерпения. Помните, что, если Вы успеваете проехать перекрёсток на жёлтый сигнал светофора, то кто-то начинает трогаться, не дождавшись зелёного - далеко не всегда Вы сможете успеть вовремя друг друга увидеть и, тем более, успеть принять всевозможные меры, чтобы избежать ДТП.
  17. Не игнорируйте боковой ветер - он, действительно, может перевернуть автомобиль и, кроме того, значительно отклонить заднюю часть - это особенно рискованно при движении на большой скорости по трассе и в летнее время перед грозой.
100 способов избежать аварии. Спецкурс для водителей категории В Каминский Александр Юрьевич

Глава 5. КАК ИЗБЕЖАТЬ ДТП? ВЫВОДЫ

После всего написанного хорошо бы сделать выводы, вспомнить ключевые факторы безопасности вождения и закрепить их.

Итак, первое: помните об основах безопасного вождения.

1. Понятие безопасности движения принято разделять на два понятия: активная безопасность и пассивная безопасность. Активная «отвечает» за предотвращение ДТП, пассивная - за снижение тяжести последствий ДТП.

2. Все ДТП можно условно разделить на две категории:

ДТП, происходящие из-за потери водителем контроля над автомобилем;

ДТП, происходящие из-за потери водителем контроля над дорожной обстановкой.

3. Как следствие, понятие активной безопасности тоже можно условно разделить на два:

«автомобильная» активная безопасность, отвечающая за контроль над автомобилем;

«дорожная» активная безопасность, отвечающая за контроль над дорожной обстановкой.

4. Обеспечение этих видов безопасности требует от вас совершенно разных навыков:

Контроль над автомобилем подразумевает качественную технику вождения - правильную посадку, действия с органами управления, навыки приемов управления в штатных и критических ситуациях;

Контроль над дорожной обстановкой вы сможете осуществлять с помощью тактически грамотного поведения на дороге - наблюдения, прогнозирования, сохранения защитного пространства, правильного выбора скорости.

5. Избежать ДТП - важнее, чем попасть в него, но остаться невредимым. Другими словами, активная безопасность - на первом месте.

6. Активную безопасность можно определить как возможность в любой момент совершить экстренный маневр, который позволил бы избежать ДТП.

Вы имеете возможность совершить экстренный маневр лишь при одновременном соблюдении четырех следующих условий:

Наличие свободного дорожного пространства вокруг автомобиля;

Наличие запаса динамики автомобиля;

Наличие запаса сцепления шин с дорогой;

Вы физически и психологически готовы к экстренной ситуации.

7. Выполнение первого и четвертого условий практически полностью зависит от вас, выполнение второго и третьего условий зависит как от вашего водительского мастерства, так и от конструктивных особенностей автомобиля.

8. При условии грамотного вождения спортивный автомобиль дает возможность обеспечить наибольшую активную безопасность за счет высокой динамичности и управляемости, а также за счет низко расположенного центра тяжести.

9. Автомобиль внедорожного типа обеспечивает наименьшую активную безопасность среди легковых автомобилей из-за высоко расположенного центра тяжести. Это делает его менее маневренным, неустойчивым в поворотах и склонным к опрокидыванию.

10. Пассивную безопасность, то есть безопасность при столкновении, обеспечивают не размеры машины как таковые, а способность кузова поглощать удар, зависисящая от грамотности проектировки кузова и качества материалов, из которых изготовлены детали.

Чем больше способны сминаться детали кузова, тем безопаснее автомобиль с точки зрения столкновения.

11. Тяжесть последствий столкновения прямо пропорциональна массе и квадрату скорости автомобиля. Чем выше скорость движения перед столкновением, тем тяжелее последствия. Ведущие мировые автопроизводители гарантируют жизнь водителю при столкновениях с суммарной скоростью (то есть скорость машины плюс скорость машины, идущей навстречу) не более 64 км/ч. При более высоких скоростях не помогут ни ремни, ни подушки безопасности, ни длинный капот, ни высокая посадка.

12. Современный автомобиль не дает вам права расслабляться. Безопасность вождения требует от вас всегда быть начеку, независимо от того, каким автомобилем вы управляете.

Ваша безопасность за рулем автомобиля находится только в ваших руках.

Второе: избегайте ошибок в технике вождения.

1. Выработайте единые шаблоны действий с органами управления, которые были бы эффективны в критических ситуациях. Каждое повторяющееся действие всегда выполняйте правильным способом и используйте как можно меньше вариантов, если правильных более одного.

2. Соблюдайте правильную посадку. Так вы можете быть готовы к экстренной ситуации и способны справиться с ней в случае ее возникновения (четвертое условие активной безопасности). Неправильная посадка может помешать вам эффективно действовать в случае возникновения критической ситуации, что повышает риск возникновения ДТП.

3. Вырабатывайте плавную манеру вождения. Чем плавнее вы ведете машину, чем более ровно и мягко она передвигается по дороге, тем больше вы имеете запаса сцепления с дорогой и тем движение безопаснее (третье условие активной безопасности).

Чем резче водитель ведет машину, тем меньше он имеет запаса сцепления с дорогой и больше вероятность срыва колес в скольжение.

4. Выбирайте нужную передачу в нужный момент времени. При установившемся движении в свободных условиях допустимо движение на повышенной передаче (в режиме низких оборотов коленвала). В экстренных случаях (например, обгон по встречной полосе) движение на повышенной передаче является грубейшей ошибкой. Правильным же и наиболее безопасным при обгоне было бы движение с ускорением на пониженной передаче (второе условие активной безопасности) - в зоне высоких оборотов коленвала и с полностью нажатой педалью газа.

5. Избегайте длительного движения накатом - движения при разъединении трансмиссии с помощью включения нейтральной передачи или выжима педали сцепления. Самое безопасное движение - движение с включенной передачей. Движение накатом можно использовать кратковременно на время переключения передачи или при торможении перед самой остановкой машины.

6. Избегайте торможения при повернутых передних колесах, а также поворота руля при торможении. Шины могут делать в полной мере что-то одно: либо тормозить, либо поворачивать. Наиболее безопасное сочетание торможения (или ускорения) и поворота - совершение этих действий по очереди. Одновременное использование этих действий опасно, так как резко уменьшает запас сцепления шин с дорогой и может привести к скольжению машины.

7. На входе в поворот поворачивайте руль один раз и на минимальный угол, достаточный для движения по траектории постоянного радиуса. Если машина движется по дуге на пределе сцепления, то доворот руля приведет к скольжению шин и потере устойчивости или управляемости машины. Наиболее безопасным является движение в повороте с постоянным или уменьшающимся углом поворота колес.

8. Задавайте взгляду правильное направление. Смотрите в ту точку дороги, в которую вы хотите привести автомобиль через несколько секунд. Не смотрите туда, куда вы не хотите привести машину.

Третье: избегайте тактических ошибок.

1. Помните, чем больше пустоты вокруг вашей машины, тем безопаснее ваше движение. Создание такой зоны безопасности вокруг машины, «жировой прослойки», - ваша задача.

2. Сохраняйте защитное пространство спереди и сзади от вашего автомобиля - соблюдайте безопасную дистанцию до автомобиля, идущего впереди (и сзади). Если вы достигаете его не менее чем за 2 секунды при движении по летнему асфальту, то дистанцию можно считать безопасной. И не менее чем за 4 секунды по скользкой зимней дороге.

Если вы вообще избегаете бесполезных и незапланированных торможений, то дистанцию также можно считать идеальной, как и вашу манеру езды в этом случае.

3. Сохраняйте защитное пространство по сторонам от вашего автомобиля - соблюдайте безопасный боковой интервал. В соседних рядах по бокам не должно быть постоянных «соседей». Машины сбоку от вас, а также вы сбоку от других машин, могут быть только во время обгонов и торможений.

4. Включайте фары ближнего света во время движения в любое время суток и в любую погоду.

Регулярно используйте указатели поворота.

5. Наблюдайте за дорогой, задавайте правильное направление для взгляда. Ваш взгляд должен «блуждать» по дороге и за ее пределами во всех направлениях от вашей машины. В данную секунду он должен быть направлен в то место, откуда наиболее вероятно появление препятствия и откуда его появление наиболее опасно для вас.

6. Будьте готовы к появлению препятствия из «мертвой зоны». Проезжая мимо таких зон (припаркованные автомобили, зеленые насаждения, постройки и т. п.), снижайте скорость и увеличивайте боковой интервал.

7. Не ждите, что другие участники движения будут соблюдать ПДД. Такое убеждение является тактической ошибкой водителя и часто приводит к авариям. Допущение возможности появления нарушителя на своем пути - еще одна составляющая активной безопасности.

8. Анализируйте дорожную ситуацию и прогнозируйте ее развитие. Чем на большее число «ходов» вы можете прогнозировать, тем более ожидаемым для вас будет ее изменение и тем лучше вы готовы к этим изменениям (четвертое условие активной безопасности).

9. Выбирайте оптимальную скорость относительно транспортного потока, в котором вы движетесь. Если вы не делаете незапланированных торможений, скорость вашего движения идеальна.

10. Выбирайте безопасную скорость относительно того участка дороги, по которому вы едете.

Скорость должна быть различной в разных условиях видимости и тем меньше, чем меньше расстояние видимости. Она должна быть такой, чтобы в случае внезапного появления из невидимой части дороги препятствия на вашем пути вы могли безопасно остановить машину. А при одной и той же видимости дороги скорость должна быть тем ниже, чем более скользкая дорога под колесами.

11. Перед тем как оказаться на пути другого автомобиля, оценивайте не только расстояние до него, но и скорость. Автомобиль, движущийся вдалеке с большой скоростью, намного опаснее автомобиля, который движется недалеко от вас с маленькой скоростью.

Четвертое: следите за исправным состоянием вашего автомобиля.

1. Регулярно (один раз в неделю, по выходным дням) проверяйте следующее:

Уровень масла в двигателе;

Уровень тормозной жидкости в бачке и состояние главного тормозного цилиндра на предмет подтеков;

Уровень омывающей жидкости в бачке;

давление в шинах.

Проверять уровень масла следует при остывшем двигателе, не менее чем через 10 минут после остановки двигателя. Проверять давление в шинах следует также при остывших шинах - не менее чем через 2 часа по окончании поездки.

2. Возите с собой канистру с жидкостью стеклоомывателя, соответствующей сезону.

3. Следите за исправностью следующего:

Рулевого управления (отсутствие люфта);

Фар и других внешних световых приборов;

Стеклоочистителей;

Топливной системы (отсутствие запаха бензина или солярки);

Различных узлов и соединений, их герметичностью (отсутствие луж и подтеков под машиной);

Зеркал заднего вида;

Ремней безопасности;

Подголовников сидений.

При обнаружении какой-либо неисправности из этого списка сразу же устраните ее.

4. Устанавливайте шины и колеса тех размеров, которые рекомендованы заводом-изготовителем.

Допустима установка более низкопрофильных шин на колеса большего диаметра, не более чем на один дюйм превышающие заводские показатели. Если же вы хотите кардинально изменить параметры шин и колес, то это требует более глубокого тюнинга автомобиля. В этом случае не допускайте самодеятельности и обратитесь к профессионалам.

5. Поддерживайте шины в хорошем состоянии. Ставьте новые шины, как только износились старые. Если ваши шины не изнашиваются быстрее, заменяйте их на новые максимум через 5 лет.

6. Используйте четыре одинаковые шины на всех четырех колесах. Недопустимо устанавливать шины с разным рисунком протектора на одну ось. Недопустимо устанавливать на одну из осей шипованные шины, а на другую - нешипованные.

7. Летом используйте летние шины, а зимой - зимние.

8. Перед поездкой осматривайте колеса на предмет их целости, наличия воздуха в шинах, а также на предмет возможного отсутствия болтов крепления.

9. Имейте с собой в машине следующие аксессуары:

Медицинская аптечка;

Знак аварийной остановки;

Огнетушитель;

Набор инструмента с баллонным и свечным ключами;

Домкрат;

Насос или компрессор;

Манометр;

Запасное колесо (или «докатка»);

Два противооткатных упора;

Буксировочный трос;

Переносная лампа или фонарь;

Светоотражающий жилет;

Жидкий герметик для ремонта шин;

Провода для запуска двигателя от внешнего источника (для «прикуривания»);

Жидкость стеклоомывателя, соответствующая сезону;

Щетка для снега и скребок для льда (зимой);

Перчатки из материи;

Влажные салфетки для очистки рук, стекол и фар, по желанию - и для интерьера машины;

Солнечные очки;

Атлас автомобильных дорог той местности, по которой вы часто ездите.

Пятое: помните, что качество дорог неидеально.

1. Во время движения уделяйте внимание состоянию дороги и будьте готовы к неожиданностям.

2. Помогайте дорожным службам содержать дороги в надлежащем состоянии. Если вы заметили чужеродный предмет, лежащий посреди дороги, уберите его. Так вы поможете многим водителям избежать неприятностей.

3. В случае ДТП по вине дорожных служб помните, что по закону они обязаны возместить вам ущерб. Вызывайте сотрудника ГАИ и оформляйте ДТП, чтобы использовать эти документы для возмещения ущерба.

Шестое: садитесь за руль в хорошем самочувствии.

1. Если вам предстоит важная поездка, найдите возможность выспаться перед ней. Сон за рулем - прямой путь к ДТП с тяжелыми последствиями.

2. Помните, что вероятность попасть в ДТП тесно связана с работоспособностью - чем больше утомление и ниже работоспособность, тем выше риск ДТП. Отдыхайте перед поездкой. Обязательно делайте перерывы в длительной поездке. Максимально допустимое время беспрерывного вождения - 4,5 часа. Максимально допустимое время вождения в сутки - 9 часов.

3. Старайтесь избегать поездок за рулем в плохом самочувствии. Если же поездку отложить невозможно, то учитывайте возможные последствия, будьте особенно аккуратны, перестраховывайтесь во всем - в скорости, во времени, в дистанции. Оставляйте себе больше времени на оценку ситуации и принятие решения. Помните, что многие лекарства замедляют реакцию.

4. Воздерживайтесь от курения во время поездки.

5. Поддерживайте комфортную температуру в салоне автомобиля, 22–24 градуса. Не злоупотребляйте возможностями климатической системы, если она есть в вашей машине.

Седьмое и самое главное: будьте спокойны, находясь за рулем.

Ведите себя учтиво по отношению к другим участникам движения. Не злите их.

1. Эмоциональное равновесие за рулем - необходимое условие для грамотного применения имеющихся у вас водительских знаний и навыков. Эмоциональное равновесие за рулем - неотъемлемая составляющая безопасного вождения.

2. Агрессивное состояние водителя за рулем - одно из самых опасных явлений на дороге и, можно сказать, является прямым путем к ДТП.

3. Важно не только самому находиться в состоянии спокойствия, но и вести себя на дороге так, чтобы не вызывать агрессию у других участников движения.

Водительская этика - не просто «бонус», а мощный инструмент для поддержания безопасности не только вашего движения, но и окружающих вас участников движения.

4. Помните, вы не в состоянии контролировать дорожное движение, только свою реакцию на него. Если вы не можете изменить ситуацию - измените свое отношение к ней. Чтобы не обмануться в ожиданиях, не ждите от людей многого и не воспринимайте желательные для вас поступки окружающих как должное.

5. Повлиять на окружающий мир, изменить его можно только одним способом - изменением собственного поведения на дороге в лучшую сторону.

6. Помните, что спешка практически не дает выигрыша во времени. Время в пути, к сожалению, определяется не вашей скоростью движения, а скоростью потока, дорожными условиями и режимом работы светофоров. Чтобы избежать спешки и стресса от ощущения опоздания, выезжайте к месту назначения заблаговременно.

7. Главная ваша цель как водителя - перемещение из пункта А в пункт Б, а главное условие достижения цели - безопасность, а не минимальное время достижения пункта назначения. Мастерство водителя заключается в безопасности, а не в скорости.

8. Если вы попали в пробку - слушайте успокаивающую музыку.

9. Помните, что большинство хамских, на ваш взгляд, поступков не направлены на вас лично, не имеют целью вас оскорбить, а являются следствием обычной невнимательности или спешки человека.

Если кто-то совершил такой поступок по отношению к вам, постарайтесь найти логическое, а не эмоциональное объяснение этому. Постарайтесь оправдать человека.

Нельзя садиться за руль в состоянии раздражения. В случае возникновения у вас стрессового состояния (агрессии, расстройства, испуга и т. д.) до того, как вы сели за руль, отложите поездку до наступления спокойствия.

10. Если вы испытали стресс во время поездки (внезапная опасная дорожная ситуация, неприятный телефонный звонок или разговор с сотрудником ГАИ), остановите машину и попытайтесь успокоиться. Используйте для этого упражнения, предложенные в Приложении 1 к книге.

11. Еще один проверенный способ успокоения - высказывание эмоций вслух. Называйте обидчика любыми словами и так громко, как вам нравится, но чтобы вас не видели и не слышали окружающие люди.

12. После того как вы почувствовали восстановление эмоционального равновесия, можно продолжать поездку.

13. Чтобы вызвать раздражение другого водителя, достаточно быть невнимательным и безразличным к другим водителям, вести себя так, как будто вы на дороге единственный водитель и никого вокруг вас нет.

14. Если вы своими действиями демонстрируете людям, что вы их видите, что вам не наплевать на них и что вы заботитесь об их безопасности, то никогда не вызовете у них раздражения.

Если вы своими действиями или, наоборот, бездействием нарушаете планы других участников движения, создаете им помехи, то наверняка вызываете у них агрессию.

15. Если вы, двигаясь в своем режиме, создаете помеху какому-либо участнику движения, вам следует понять, может ли он самостоятельно, без вашей помощи продолжить движение в нужном ему режиме. Если он этого сделать не может, измените режим движения так, чтобы устранить помеху.

16. Раздражение водителя может вызвать нерациональный порядок проезда. При разъезде с другим водителем оценивайте время проезда каждого из вас. Если ему для проезда нужно меньше времени, чем вам, пропустите его вперед.

17. Таким образом, чтобы не вызывать агрессии у других участников движения, будьте внимательными к ним и относитесь к ним как к своим союзникам.

Смотрите вперед, по сторонам и в зеркала заднего вида, обращайте внимание на других участников движения, наблюдайте за их намерениями и не мешайте им их осуществлять. А еще лучше - помогайте им их осуществлять.

Обозначайте свои намерения, делайте свои планы понятными другим участникам движения.

18. Женщины в своем большинстве ведут себя за рулем менее агрессивно и более ответственно. Значит, женщина потенциально более безопасный водитель, чем мужчина.

19. Помните, что для начинающего водителя, который почувствовал свою машину, характерно состояние самоуверенности, которое часто приводит к ДТП. Это состояние возникает, как правило, через 40 000 км пробега, или через 1–2 года стажа.

20. Не обольщайтесь кажущейся безопасностью современного автомобиля. Такой настрой вынудит вас быть собранным водителем и повысит вашу безопасность.

21. Старайтесь избегать разговоров по телефону во время движения. Если звонят вам, либо пропускайте входящие звонки, чтобы перезвонить позже, либо останавливайте машину у обочины для разговора, который вы не хотите откладывать.

22. Воздерживайтесь от музыки за рулем. Если и слушать ее, то на свободной загородной трассе, и негромко, и не особо энергичную и не особо быструю. Самые неудачные условия для прослушивания музыки - интенсивное движение в крупном мегаполисе. Самые опасные в дороге стили музыки - тяжелый рок, альтернатива, металл.

Это были основные выводы, которые, я надеюсь, помогут вам в автомобильной жизни и сделают ее приятнее и безопаснее. Кроме того, в Приложении 2 в конце книги я привожу таблицу «Условия активной безопасности», где перечислены четыре условия и все факторы, которые влияют на безопасность вождения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях автора Ильин Андрей

Глава вторая Как избежать мгновенной смерти, или Общая схема действий в первые минуты

Из книги Женщина. Руководство для мужчин автора Новоселов Олег Олегович

Из книги Справочник настоящего мужчины автора Кашкаров Андрей Петрович

Из книги Как путешествовать автора Шанин Валерий

Как избежать провала В начале 1990-х гг. шенгенской визы еще не было, а границ между западноевропейскими странами уже не было. Не успеешь оглянуться, как случайно из Германии заедешь во Францию или Австрию. Именно так, ненароком, я однажды оказался во Франции. С непривычки

Из книги Как совершить кругосветку. Советы и инструкции для осуществления мечты автора Ёрдег Элизабетта

Избежать столкновения У побережья риск столкновения с другой лодкой временами очень больой, потому что в странах третьего мира мириады лодок плавают в прибрежной зоне и часто не имеют огней.Раз у побережья Индии мы оказались в окружении сотен невидимых лодок. Ветер был

Из книги Женщина. Учебник для мужчин [Вторая редакция] автора Новоселов Олег Олегович

Из книги Женщина. Учебник для мужчин. автора Новоселов Олег Олегович

ГЛАВА 9. Выводы и перспективы Подобно тому как прирост населения всегда считался признаком здоровья нации и цивилизации в целом, депопуляция есть признак болезни народа и общества. В нынешних условиях отсюда следует, что западная цивилизация, несмотря не все свое

Из книги Большая энциклопедия дачника автора Вечерина Елена Юрьевна

Как избежать перерастания рассады Переросшая рассада – это не очень хорошо, так как у слишком большого побега корневая система становится слишком развитой и имеющейся в горшке земли для питания ей будет не хватать. В результате вместо сильной, здоровой коренастой

Из книги Амстердам. Путеводитель автора Бергманн Юрген

Как избежать неприятностей За исключением Квартала красных фонарей, где в темное время бывает небезопасно (конечно, не для ночных бабочек, а для посетителей этого квартала), Амстердам достаточно спокойный город. В дневное время проблемы в «красных фонарях» могут

Из книги Азбука безопасности в чрезвычайных ситуациях. автора Жаворонков В.

3. 24. КАК ИЗБЕЖАТЬ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ В России в 1995 году было зарегистрировано почти 14 тысяч изнасилований. Однако о реальном количестве преступлений можно судить по таким цифрам: В 1993 году из 785 изнасилованных, обратившихся в Санкт-Петербургский центр помощи

Из книги Справочник мастера малярных работ автора Николаев Олег Константинович

Из книги Экономическая журналистика автора Шевчук Денис Александрович

Глава 7. Выводы и краткий ликбез по основам экономической журналистики Что такое журналистикаВо-первых, профессиональная деятельность по сбору, переработке и периодическому распространению актуальной социальной информации; во-вторых, всю многообразную продукцию этой

Из книги Цифровая фотография без Photoshop автора Газаров Артур Юрьевич

Из книги Секреты быстрого плавания для пловцов и триатлетов автора Таормина Шейла

Глава 8 Итог Делаем выводы и «назначаем козырь» Мы подошли к концу теоретической части книги, но меня по-прежнему беспокоит один вопрос. Я несколько переживаю, что мне удалось настолько убедить вас, что ключевой фактор – это подводная часть гребка, что вы, начав ее

Из книги Уроки чемпиона мира по бодибилдингу. Как построить тело своей мечты автора Спасокукоцкий Юрий Александрович

Травмы ног и как их избежать Самые серьезные травмы возможны именно при тренинге ног – может быть задет позвоночник и коленный сустав. Именно поэтому к тренингу ног необходимо отнестись с особой щепетильностью.Если в самом начале тренинга мышц верха тела я даю

Из книги Водить как Стиг автора Коллинс Бен

Как избежать аквапланирования Аквапланирование почти всегда происходит на высокой скорости, поэтому риск столкнуться с этим эффектом присутствует в основном на шоссе или автострадах. Таким образом, чтобы избежать аквапланирования, нужно снизить скорость.Во время