Как можно проверить использование опекуном денежных средств опекаемого? Плановые проверки опекунов: как часто проходят и на что уделяют особое внимание? Внеплановые проверки из-за обращений

Здравствуйте Юлия.

Для того чтобы прояснить ситуацию, необходимо обратиться с заявлением в орган опеки и попечительства, так как контроль за расходованием средств опекаемого осуществляют именно они по закону.

Статья 37 Гражданского кодекса РФ:

1. Опекун или попечитель распоряжается доходами подопечного, в том числе доходами, причитающимися подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Суммы алиментов, пенсий, пособий, возмещения вреда здоровью и вреда, понесенного в случае смерти кормильца, а также иные выплачиваемые на содержание подопечного средства, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, подлежат зачислению на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем в соответствии с главой 45 настоящего Кодекса, и расходуются опекуном или попечителем без предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Опекун или попечитель предоставляет отчет о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, в порядке, установленном Федеральным законом «Об опеке и попечительстве». Случаи, при которых опекун вправе не предоставлять отчет о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, устанавливаются Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

2. Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других действий, влекущих уменьшение имущества подопечного.

Порядок управления имуществом подопечного определяется Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

3. Опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.

4. Опекун распоряжается имуществом гражданина, признанного недееспособным, основываясь на мнении подопечного, а при невозможности установления его мнения - с учетом информации о его предпочтениях, полученной от родителей такого гражданина, его прежних опекунов, иных лиц, оказывавших такому гражданину услуги и добросовестно исполнявших свои обязанности.

Каковы требования к опекунам/приемным родителям? Куда и какие документы надо подать, чтобы получить заключение о возможности быть опекуном/приемным родителем?

В соответствии со ст. 35 Гражданского кодекса РФ , ст. 146 Семейного кодекса РФ и ст. 153 Семейного Кодекса РФ опекунами\приемными родителями могут быть совершеннолетние дееспособные лица, за исключением :

  • лиц, лишенных или ограниченных судом в родительских правах;
  • лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности, мира и безопасности человечества ( );
  • лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления ( );
  • лиц, не прошедших психолого-педагогической и правовой подготовки согласно п. 6 ст. 127 Семейного кодекса РФ .

Требования к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и форма свидетельства о прохождении такой подготовки на территории РФ утверждены Приказом Минобразования и науки РФ от 20.08.2012 № 623 .

Сама программа и порядок ее прохождения утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ. Карту школ приемных родителей (ШПР) в г. Москве можно найти в списке разделов слева.

Важно отметить, что требование прохождения ШПР не распространяется на близких родственников ребенка, а также на кандидатов, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей. Согласно ст. 14 Семейного кодекса РФ близкими родственниками ребенка являются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дедушки с бабушками), а также полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры.

Обратите внимание, что мачехи и отчимы, желающие принять ребенка под опеку, от прохождения ШПР не освобождены.

  • лиц, больных хроническим алкоголизмом или наркоманией, а также лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;

Перечень заболеваний, при наличии которых лица по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права, установлен Постановлением Правительства РФ от 14.02.2013 № 117 "Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью" .

  • лиц, состоящих в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лиц, являющихся гражданами указанного государства и не состоящих в браке;
  • лиц, отстраненных от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), а также бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине .

В п. 4 , установлен закрытый перечень документов, необходимых для получения заключения о возможности быть опекуном или приемным родителем:

(1) заявление (форма );

(2) автобиографию ( );

(3) справку с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев или иной документ, в т.ч. справку с места работы супруга (супруги) усыновителя с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев или иной документ, подтверждающий доход супруга (супруги) (действует в течение 1 года с момента выдачи) ( );

(4) выписку из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копию финансового лицевого счета с места жительства (действует в течение 1 года с момента выдачи) ( );

(5) справку органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан (действует в течение 1 года с момента выдачи) ( );

(6) медицинское заключение лечебной организации о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в порядке и по форме, установленным Минздравом РФ (действует в течение 6 месяцев с момента проставления гербовой печати и подписи главврача) ( );

Обратите внимание, что Правилами не предусмотрена возможность требовать медицинское заключение у членов семьи кандидата. Однако - согласно п. 4 Письма Минобразнауки от 31.08.2010 № 06-364 "О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних" - в тех случаях, "когда у специалиста, проводящего обследование условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном или приемным родителем, возникают сомнения в возможности и безопасности пребывания ребенка в семье, специалист должен сделать соответствующую запись в акте обследования условий жизни" кандидата, который в дальнейшем может стать причиной для отказа. Автору сайта известен один случай, когда женщина не смогла получить положительное заключение о возможности быть опекуном, т.к. ООП стало известно о наличии гепатита С у ее супруга.

(7) копию свидетельства о браке (если кандидат состоит в браке);

(8) документ о прохождении подготовки гражданина, выразившего желание стать опекуном\приемным родителем (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, либо которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей) (как указано в разделе 4 Рекомендаций по организации и осуществлению деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утв. Письмом Минобразования и науки РФ от 24.08.2012 № ИР-713/07 , срок действия свидетельства о прохождении ШПР не ограничен )();

(9) копию пенсионного удостоверения, справки из территориального органа Пенсионного фонда РФ или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение - только для лиц, основным источником доходов которых являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты (образец пенсионного удостоверения );

(10) письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном\приемным родителем, на прием ребенка (детей) в семью.

Все документы кандидат подает в орган опеки и попечительства по месту своего жительства - эти функции выполняют либо органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, либо органы местного самоуправления муниципальных образований (п. 1 ст. 35 Гражданского кодекса РФ и п.1 ст. 6 ). Полный перечень органов опеки и попечительства в различных регионах РФ вы найдете на сайте интернет-проекта Минобразования РФ .

Процедура общения кандидата в опекуны с органами опеки детально прописана в Правилах подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 .

В частности, в пп. 8 и 9 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 , устанавливается, что обследование условий жизни кандидата производится в течение 3 дней со дня представления документов, предусмотренных Правилам, а сам акт обследования условий жизни кандидата оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования условий жизни кандидата. В течение 10 дней со дня представления документов, перечисленных выше, и на основании акта обследования жилья кандидата орган опеки и попечительства выдает заключение о возможности или невозможности гражданина быть опекуном (попечителем) . Одновременно заявителю возвращаются все представленные документы (в ООП остаются копии).

Вниманию кандидатов, которые хотели бы получать вознаграждение за свой труд! Для того, чтобы в будущем заключить договор о создании приемной семьи, кандидаты в приемные родители должны получить "заключение о возможности быть опекуном (попечителем), исполняющим обязанности возмездно" .

Заключение о возможности или о невозможности гражданина быть опекуном направляется (вручается) органом опеки и попечительства заявителю в течение 3 дней со дня его подписания. Согласно п. 11 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 , заключение о возможности гражданина быть опекуном действительно в течение 2 лет со дня его выдачи и является основанием для обращения кандидата не только в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, но и в любой другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

(Интересно отметить, что орган опеки несет ответственность за вред, причиненный личности или имуществу подопечного вследствие неисполнения или несвоевременного исполнения им обязанности по назначению опекуна (п. 8 ст. 11 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" ). Под вредом в данном случае следует понимать и физические или нравственные страдания ребенка. На практике, конечно, компенсация подобного вреда проблематична, но вот напоминание сотруднику опеки о таком положении закона может помочь ускорить дело. Возмещение вреда, причиненного проволочками самому кандидату в опекуны, в законодательством не предусмотрено).

Кстати, согласно п 4. ст. 6 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" органы опеки могут передавать полномочия по подбору и подготовке кандидатов иным образовательным, медицинским, социальным или общественным организациям. Порядок работы этих организаций подробно описан в Правилах осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 . В частности:

  • подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, осуществляются организациями в соответствии с Правилами подбора кандидатов в опекуны (п. 7),
  • заявление кандидата и иные документы, а также акт обследования условий жизни кандидата передаются организацией в течение 5 рабочих дней со дня представления указанных документов в орган опеки для принятия решения о назначении опекуна либо об отказе в назначении опекуна (п. 7),
  • подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, осуществляется организациями на безвозмездной для граждан основе (п. 8).

Текущая страница: 8 (всего у книги 16 страниц) [доступный отрывок для чтения: 11 страниц]

Шрифт:

100% +

Кто имеет преимущественное право быть опекуном недееспособного лица?

Преимущественное право быть опекунами гражданина, признанного недееспособным, перед всеми другими лицами имеют его бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети и внуки, братья и сестры (ч. 5 ст. 10 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»).

Может ли быть недееспособному назначено несколько опекунов?

Закон позволяет органу опеки и попечительства исходя из интересов лица, нуждающегося в опеке, назначить ему несколько опекунов.

В этом случае представительство и защита прав и интересов подопечного осуществляются одновременно всеми опекунами.

Если ведение дел подопечного поручается опекунами одному из них, это лицо должно иметь доверенность от остальных опекунов. Обязанности по обеспечению подопечного уходом и содействию в своевременном получении им медицинской помощи (а в отношении несовершеннолетнего, признанного недееспособным, также обязанности по его обучению и воспитанию) распределяются между опекунами в соответствии с актом органа опеки об их назначении либо договором об осуществлении опеки. В случае если указанные обязанности не распределены, опекуны несут солидарную ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение (ч. 6–9 ст. 10 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»).

Может ли одно и то же лицо быть назначено опекуном нескольких подопечных?

Закон устанавливает право органов опеки и попечительства при необходимости, исходя из интересов подопечных, назначить одно и то же лицо опекуном нескольких подопечных. При этом в акте о назначении лица опекуном второго и следующих подопечных орган опеки обязан указать причины, по которым опекуном не может быть назначено другое лицо.

В случае возникновения противоречий между интересами подопечных одного и того же опекуна при осуществлении им законного представительства орган опеки обязан назначить каждому из подопечных временного представителя для разрешения возникших противоречий (ч. 10 ст. 10 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»).

Как и в какие сроки производится назначение опекуна? Учитывается ли при этом желание недееспособного?

Опекун назначается органом опеки и попечительства по месту жительства гражданина, нуждающегося в опеке, в течение 1 месяца с момента, когда органу опеки стало известно о необходимости установления опеки над гражданином. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун может быть назначен по месту жительства опекуна (ст. 35 ГК РФ).

Важным законодательным положением является правило, в соответствии с которым, если лицу, нуждающемуся в опеке, в течение месяца опекун не назначен, исполнение обязанностей опекуна временно возлагается на орган опеки по месту выявления лица. Эта норма направлена на недопущение случаев, когда лицу, признанному недееспособным, опекун по разным причинам так и не назначается.

При назначении опекуна должны учитываться отношения, существующие между ним и недееспособным лицом, а если это возможно – и желание недееспособного.

Основанием возникновения отношений между опекуном и подопечным является акт органа опеки о назначении опекуна. В нем может быть указан срок действия полномочий опекуна, определенный периодом или указанием на наступление определенного события.

Акт о назначении или об отказе в назначении опекуна может быть оспорен в суде заинтересованными лицами.

Может ли опекун сохранять свой правовой статус при помещении подопечного в психоневрологический интернат?

Временное пребывание подопечного в образовательной, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной организации в целях получения медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания подопечного в течение периода, когда опекун по уважительным причинам не может исполнять свои обязанности в отношении подопечного, либо пребывание подопечного в местах отбывания наказания не прекращает права и обязанности опекуна (ч. 4 ст. 11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»).

Следовательно, временное (на срок до 6 месяцев) помещение подопечного в ПНИ не влечет за собой прекращения прав и обязанностей его опекуна.

При помещении подопечного под надзор в медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, или иную организацию орган опеки освобождает ранее назначенного опекуна от исполнения им своих обязанностей, однако, при условии, если это не противоречит интересам подопечного (п. 1 ст. 39 ГК РФ).

Таким образом, опекун, длительное время обеспечивавший уход за подопечным, защиту его прав и интересов автоматически не теряет правовой статус опекуна по отношению к своему подопечному, помещенному в ПНИ на постоянное пребывание. Орган опеки вправе сохранить за опекуном его обязанности, если будет установлено, что это в большей мере будет соответствовать интересам подопечного, нежели передача опекунских обязанностей ПНИ.

Недееспособным гражданам, не имеющим опекунов и помещенным под надзор в перечисленные выше организации, опекуны не назначаются. Исполнение обязанностей опекунов возлагается в этом случае на указанные организации (п. 4 ст. 35 ГК РФ, ч. 5 ст. 11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»).

Не приводит ли к конфликту интересов наделение опекунскими функциями учреждения, в котором находится недееспособный гражданин?

Практика передачи опекунский функций учреждению, в которое помещен недееспособный гражданин, приводит к возникновению конфликта интересов: одно и то же учреждение предоставляет гражданину услуги по его медицинскому и социальному обслуживанию и одновременно, исполняя функции по защите прав и законных интересов такого гражданина, контролирует качество предоставляемых ему услуг.

В зарубежном законодательстве, например в гражданском законодательстве Эстонии, установлен запрет на назначение в качестве опекуна сотрудника медицинского, социального или образовательного учреждения, в котором проживает подопечный. Аналогичный запрет существует и в отношении выполнения таких функций самим учреждением.36
Э.Пилт, Д.Бартенев Реформы законодательства в сфере дееспособности и опеки в Эстонии: уроки для России // Независимый психиатрический журнал, 2011, № 1. С. 59–63

Кто должен быть извещен об установлении опеки над недееспособным лицом?

Установив опеку над гражданином, признанным недееспособным, органы опеки и попечительства в течение 5 дней обязаны сообщить об этом в налоговые органы по месту своего нахождения (ст. 85 Налогового Кодекса РФ). Это же правило распространяется и на лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения, которые осуществляют функции опекунов. Указанные сведения необходимы налоговым органам для того, чтобы иметь информацию о том, кто представляет и защищает интересы данного налогоплательщика. В налоговые органы должны передаваться также сведения о передаче имущества подопечного в доверительное управление37
См. приложение № 1 к приказу ФНС России от 22 ноября 2010 г. № ММВ-7-6/632@ «О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 17 сентября 2007 г. № ММ-3-09/536@»

Орган опеки и попечительства обязан также в 3-дневный срок со дня установления опеки над недееспособным гражданином направить сведения о проживающих в жилом помещении и находящихся под опекой членах семьи собственника данного жилого помещения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Государственная регистрация – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество (ст. 131 ГК РФ). Она осуществляется путем внесения записи в Единый государственный реестр. При получении от органов опеки указанных выше сведений орган, осуществляющий государственную регистрацию, вносит записи об этом в графу «Особые отметки» Единого государственного реестра (п. 6 ст. 12 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Федеральный закон, однако, не содержит указаний о том, каковы правовые последствия наличия данной отметки и каков порядок ее использования. Представляется, что по замыслу законодателя, ее наличие должно служить основанием для приостановления государственной регистрации и затребования регистратором у лица, подавшего заявление о госрегистрации, дополнительных доказательств наличия у него законных оснований для регистрации прав на имущество.

Данная мера должна служить охране имущественных прав недееспособных граждан и позволять предотвращать совершение неправомерных сделок с принадлежащей им недвижимостью.

Что такое предварительная опека? В каких случаях она устанавливается?

В случае если в интересах недееспособного ему необходимо немедленно назначить опекуна, орган опеки вправе принять акт о временном назначении опекуна (акт о предварительной опеке).

Таким опекуном может быть назначено совершеннолетнее дееспособное лицо при соблюдении всего двух условий: предоставления лицом документа, удостоверяющего личность, и обследования органом опеки условий его жизни. При этом Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» не указывает, каков должен быть результат такого обследования. Проведения предварительной проверки сведений о личности опекуна (нравственные качества, способность к выполнению опекунских обязанностей, судимость) в этом случае не требуется, что, по нашему мнению, может привести на практике к принятию органами опеки опрометчивых решений и опасным ситуациям для самих недееспособных граждан.

На случаи назначения временных опекунов должно распространяться универсальное, с нашей точки зрения, правило, предусмотренное п. 3 ст. 35 ГК РФ, о необходимости учета при назначении опекуна отношений, существующих между ним и недееспособным, а если это возможно – и желание недееспособного.

Временно назначенный опекун наделяется всеми правами и обязанностями опекуна, за исключением права распоряжаться имуществом подопечного от его имени (давать согласие на совершение подопечным сделок по распоряжению своим имуществом). Последнее разъяснение (приведенное Федеральным законом в скобах) вызывает недоумение: недееспособные подопечные никаких сделок совершать не вправе – все необходимые от их имени сделки согласно п. 2 ст. 32 ГК РФ совершают их опекуны.

Обнаруживается и другое противоречие между ГК РФ и Федеральным законом «Об опеке и попечительстве», а также внутреннее несоответствие между статьями этого закона. Из ч. 5 ст. 12 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», косвенно вытекает, что продолжительность предварительной опеки составляет 1 месяц. Если временно назначенный опекун не будет назначен опекуном в общем порядке до истечения месяца своего временного назначения, предварительная опека прекращается. В то же время в законе затем указывается, что при наличии исключительных обстоятельств этот срок может быть увеличен до 2-х месяцев. Однако, как следует из ч. 3 ст. 11 закона и п. 1 ст. 35 ГК РФ, если недееспособному не назначен опекун в течение месяца, исполнение обязанностей опекуна временно возлагается на орган опеки. Во всех так называемых исключительных случаях орган опеки, как представляется, должен брать на себя бремя опекунских обязанностей по защите прав недееспособных.

Федеральный закон «Об опеке и попечительстве», кроме того, допускает образование некоторого неучтенного промежутка времени между моментом, когда органу опеки стало известно о необходимости установления опеки, и моментом установления предварительной опеки. Этот временной зазор приводит к фактическому превышению отведенного органу опеки месячного срока для назначения опекуна в общем порядке.

Может ли опека осуществляться по договору на возмездных условиях?

Обязанности по опеке над недееспособными гражданами исполняются безвозмездно, за исключением случаев, предусмотренных ст. 16 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».

Исходя из интересов недееспособного гражданина, орган опеки и попечительства вправе заключить с опекуном договор об осуществлении опеки на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта РФ. Порядок и сроки заключения договора, а также предельный размер вознаграждения опекуна за счет доходов от имущества подопечного установлены Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. 927.

Договор заключается как в отношении одного недееспособного гражданина, так и в отношении нескольких подопечных. Не допускается заключение договора через представителя опекуна. Договор заключается по месту жительства подопечного (в случаях, установленных законом, – по месту жительства опекуна) в течение 10 дней со дня принятия органом опеки и попечительства по месту жительства подопечного решения о назначении опекуна.

В случае если при заключении договора между сторонами возникли разногласия, орган опеки и попечительства, получивший от опекуна письменное предложение о согласовании спорных условий, в течение 6 дней со дня получения предложения принимает меры по согласованию условий договора либо в письменной форме уведомляет опекуна или попечителя об отказе в его заключении.

В случае изменения места жительства подопечного договор расторгается, и орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного заключает новый договор.

Предельный размер вознаграждения, выплачиваемого опекуну по договору за счет доходов от имущества подопечного, не может превышать 5 % дохода от имущества подопечного за отчетный период, определяемого по отчету опекуна о хранении, об использовании имущества недееспособного гражданина и управлении этим имуществом.

По просьбе опекуна, добросовестно исполняющего свои обязанности, орган опеки вместо выплаты вознаграждения вправе разрешить ему безвозмездно пользоваться имуществом подопечного в своих интересах. О согласии на это самого подопечного в законе не упоминается. В договоре об осуществлении опеки должны быть указаны состав имущества подопечного, в отношении которого разрешено безвозмездное пользование, и срок пользования им. Орган опеки вправе досрочно прекратить пользование таким имуществом при неисполнении или ненадлежащем исполнении опекуном своих обязанностей, а также при существенном нарушении опекуном имущественных прав и интересов подопечного.

Безвозмездное пользование опекуном жилым помещением, принадлежащим подопечному, допускается при удаленности места жительства опекуна от места жительства подопечного, а также при наличии других исключительных обстоятельств.

Предусмотрена ли законом профессиональная опека?

В федеральном законодательстве такое понятие отсутствует. Однако потребность в прошедших подготовку профессиональных опекунах для одиноких недееспособных граждан вполне очевидна.

Некоторый опыт введения института профессиональной опеки имеется на региональном уровне. Так, согласно Закону Архангельской области от 19 ноября 2010 г. № 226-17-03 «О профессиональной опеке над недееспособными гражданами в Архангельской области» такая форма опеки предназначена для недееспособных граждан, над которыми не установлена опека в предусмотренные законом сроки ввиду отсутствия совершеннолетних дееспособных граждан, желающих ее осуществлять. Такая опека осуществляется в соответствии с актом органа опеки и попечительства о назначении профессионального опекуна и заключенным с ним договором. Опекун получает вознаграждение из средств областного бюджета.

В соответствии с Правилами установления профессиональной опеки над недееспособными гражданами, утвержденными постановлением Правительства Архангельской области от 24 мая 2011 г. № 162-пп, профессиональная опека устанавливается над недееспособными гражданами, имеющими жилые помещения, пригодные для проживания, при отсутствии у них медицинских противопоказаний, установленных для предоставления нестационарного социального обслуживания. При этом такие гражданине должны относиться к одной из следующих категорий: являться одинокими или утратившими социальные вязи либо иметь близких родственников, которые, однако, по состоянию здоровья или иным обстоятельствам не могут исполнять опекунские обязанности.

Ответ на вопрос о том, кто и в каком порядке осуществляет подготовку профессиональных опекунов, в законодательстве Архангельской области сформулирован предельно лаконично. Как указано в законе, соответствующую подготовку проводят органы опеки и попечительства, а организует такую работу областное министерство здравоохранения.

Каковы обязанности опекуна? Можно ли опекуну запретить совершать определенные действия?

Опекун выступает в защиту прав и интересов своего подопечного в отношениях с любыми лицами, в т. ч. в судах, без специального полномочия (ст. 31 ГК РФ, ч. 5 ст. 37 ГПК РФ) на основании акта органа опеки и попечительства о его назначении в качестве опекуна. Опекун может обратиться за юридической помощью к адвокату или другому лицу, избранному им в качестве представителя. В этом случае в судебном заседании могут участвовать два представителя недееспособного гражданина – законный и избранный.

Будучи представителем подопечного в силу закона, опекун совершает от его имени и в его интересах все необходимые сделки (ст. 32 ГК РФ). Опекун в письменной форме дает согласие на обработку персональных данных своего подопечного, включающую сбор, накопление, хранение, обновление, изменение, использование, распространение и другие действия (п. 6 ст. 9 Федерального закона от 25 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»).

Статья 36 ГК РФ обязывает опекунов заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы. Опекун обязан извещать орган опеки о перемене своего места жительства или места жительства подопечного. Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, опекун обязан ходатайствовать перед судом о признании подопечного дееспособным и о снятии с него опеки.

Если больной находится дома, опекун должен следить за тем, чтобы в отношении него регулярно осуществлялось диспансерное наблюдение, чтобы подопечный выполнял все требования врача, а при необходимости был помещен на стационарное лечение. Если больной госпитализирован, опекун должен периодически навещать его, представлять его интересы перед администрацией больницы, следить за сохранностью и содержанием его жилья. Защищая интересы своего подопечного, он в то же время обязан следить за тем, чтобы сам подопечный не нарушал чужих прав и свобод. Опекун должен стремиться приобщить больного к трудовой деятельности с учетом его личностных особенностей, а также способностей и возможностей путем формирования новых и восстановления утраченных навыков, постепенного вовлечения в более активный труд с расширением круга интересов. Правильное осуществление опеки оказывает положительное влияние на реабилитацию больного.

Опекун имеет право и обязан : подавать заявления о выплате причитающихся подопечному пенсий, пособий; подавать иски в суд о взыскании алиментов с лиц, обязанных по закону содержать подопечного, о признании права собственности недееспособного лица, об истребовании его имущества из чужого незаконного владения, о вселении подопечного, о выселении лиц, не имеющих права проживать в жилом помещении подопечного; предъявлять требования о возмещении вреда, причиненного здоровью подопечного или его имуществу, о компенсации морального вреда, подавать заявления о предоставлении подопечному жилого помещения и пр.

Доходы подопечного расходуются опекуном исключительно в интересах подопечного. Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать сделки по отчуждению, в т. ч. обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделки, влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любые другие сделки, влекущие уменьшение имущества подопечного (ст. 37 ГК). Согласие органа опеки понадобится также на отчуждение жилого помещения собственника, в котором проживает находящийся под опекой член его семьи, если при этом затрагиваются его права и охраняемые законом интересы (п. 4 ст. 292 ГК РФ).

Без предварительного разрешения органа опеки и попечительства опекун вправе ежемесячно расходовать на содержание подопечного его денежные средства в пределах установленной законом величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации (п. 1 ст. 37 ГК РФ в ред. Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 363-ФЗ).

Статья 575 ГК РФ, находясь в противоречии со ст. 37 ГК РФ, не допускает дарение от имени недееспособных их опекунами, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 тыс. рублей.

Опекун, его супруг и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна и их близкими родственниками.

На опекуна возложено исполнение обязанности недееспособного по уплате таможенных пошлин, налогов и пеней за счет денежных средств последнего. Статья 332 1 Таможенного кодекса РФ предусматривает особенности исполнения указанных обязанностей.

Специальные полномочия опекуну недееспособного гражданина предоставлены Семейным кодексом РФ. Опекун вправе подавать в суд иск о признании недействительным брака, заключенного с недееспособным лицом (п. 1 ст. 28

СК РФ), о расторжении брака с недееспособным лицом (п. 2 ст. 16 СК РФ). Опекун вправе от имени подопечного заключать соглашение о месте жительства детей бывших супругов и порядке общения с ними (п. 3 ст. 65 СК РФ) и др.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» опекун дает информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство (или отказывается от него) в отношении своего подопечного, который по своему состоянию не способен выразить свою волю. При тех же условиях согласие (просьба) опекуна требуется для оказания недееспособному лицу психиатрической помощи согласно ч. 2 ст. 4 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Ходатайство опекуна необходимо для выезда подопечного за пределы России. В соответствии со ст. 23 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным, по ходатайству родителей, усыновителей или опекунов может выехать из Российской Федерации в сопровождении совершеннолетнего лица, способного обеспечить безопасность недееспособного гражданина и безопасность окружающих людей.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» недееспособное лицо, являющееся иностранным гражданином или лицом без гражданства, по заявлению опекуна, имеющего гражданство РФ, принимается в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.

На основании ст. 6 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранному гражданину, признанному недееспособным в соответствии с законодательством иностранного государства, по заявлению его опекуна – гражданина России может быть выдано разрешение на временное проживание в

Российской Федерации без учета утвержденной Правительством РФ квоты.

В интересах подопечного орган опеки в акте о назначении опекуна либо в договоре об осуществлении опеки может указать отдельные действия, которые опекун совершать не вправе, в т. ч. может запретить опекуну изменять место жительства подопечного, а также в целях учета индивидуальных особенностей личности подопечного установить обязательные требования к осуществлению прав и исполнению обязанностей опекуна (ч. 4 ст. 15 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»).

1. Требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя, устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации, а при установлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних граждан также Семейным кодексом Российской Федерации.

2. В целях получения сведений о личности предполагаемого опекуна или попечителя орган опеки и попечительства вправе требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а также запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях. Орган опеки и попечительства вправе требовать предоставления только той информации о гражданине, которая позволит установить его способность исполнять обязанности опекуна или попечителя. Перечень документов, предоставляемых гражданином, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем, сроки предоставления таких документов определяются Правительством Российской Федерации.

2.1. Документы и информация, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваются органами опеки и попечительства в указанных органах и организациях, если такие документы и информация не были представлены самостоятельно гражданином, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем.

3. Документы или копии документов и иная необходимая для установления опеки или попечительства информация предоставляются по требованию органов опеки и попечительства безвозмездно.

4. Сведения о личности предполагаемого опекуна или попечителя, полученные органом опеки и попечительства, относятся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных к персональным данным граждан (физических лиц).

5. Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами.

6. У каждого гражданина, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один опекун или попечитель, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Одно и то же лицо, как правило, может быть опекуном или попечителем только одного гражданина. Передача несовершеннолетних братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам этих детей.

7. Орган опеки и попечительства исходя из интересов лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может назначить ему нескольких опекунов или попечителей, в том числе при устройстве в семью на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

8. При назначении нескольких опекунов или попечителей представительство и защита прав и законных интересов подопечного осуществляются одновременно всеми опекунами или попечителями. В случае если ведение дел подопечного поручается опекунами или попечителями одному из них, это лицо должно иметь доверенности от остальных опекунов или попечителей.

9. При назначении нескольких опекунов или попечителей обязанности по обеспечению подопечного уходом и содействию в своевременном получении им медицинской помощи, а в отношении несовершеннолетнего подопечного также обязанности по его обучению и воспитанию распределяются между опекунами или попечителями в соответствии с актом органа опеки и попечительства об их назначении либо договором об осуществлении опеки или попечительства. В случае, если указанные обязанности не распределены, опекуны или попечители несут солидарную ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

10. Орган опеки и попечительства при необходимости исходя из интересов подопечных может назначить одно и то же лицо опекуном или попечителем нескольких подопечных. В акте о назначении лица опекуном или попечителем второго и следующих подопечных орган опеки и попечительства обязан указать причины, по которым опекуном или попечителем не может быть назначено другое лицо. В случае возникновения противоречий между интересами подопечных одного и того же опекуна или попечителя при осуществлении ими законного представительства орган опеки и попечительства обязан назначить каждому из подопечных временного представителя для разрешения возникших противоречий.