Как организовать поминальный обед? Поминки: суть, правила, скорбные слова о смерти

Главное правило состоит в том, что на поминки необходимо приходить только по приглашению, самовольное посещение считается признаком дурного тона. Придя в , стоит спокойно зайти, вымыть руки и ждать начала трапезы. Следует вести себя чинно и прилично, а значит не допускается громко разговаривать,ссориться, шуметь и негативно говорить о личности покойного.

ТАРЕЛКА С ЧЕРНОЙ ЛЕНТОЙ

Каждый садится за стол в зависимости от того места, которое он хочет занять если иное не предусмотрено специальными табличками. Исключение — свободным оставляется место, где обычно сидел умерший. Справа от этого места садятся супруг (супруга) усопшего.

В начале стола ставится прибор с вилкой и ножом. Рядом — тарелка с траурной лентой, фотография в черной рамке и зажженная свеча перед портретом. Иногда на «месте» усопшего родственники ставят накрытую хлебом рюмку со спиртным.

ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЫЧАИ НА ПОМИНКАХ

На поминках в кафе обязательны ритуальные блюда. К ним относятся кутья, блины и кисель. Кутья обычно готовится из сваренного белого риса с медом и изюмом и освящается на службе в храме. Блины разрешаются самые обычные, поджаренные на сковороде. Кисель бывает разный — из смородины, клюквы и других ягод.

ЕСЛИ ВЫ ПРОВОДИТЕ ПОМИНАЛЬНЫЙ ОБЕД ПО ПРАВОСЛАВНЫМ ТРАДИЦИЯМ, ТО ВАМ НЕОБХОДИМО ЗАПОМНИТЬ:

  1. Перед началом трапезы читается 17 кафизма из Псалтиря. Чтение происходит перед горящей свечой.
  2. Перед самым обедом читается молитва «Отче наш…».
  3. В начале трапезы пробуется кутья. Каждому гостю необходимо съесть по три небольших ложечки кутьи. Затем каждый съедает по блину и выпивает стакан киселя. После ритуальной трапезы собравшиеся приступают к традиционным блюдам.
  4. Поднимать рюмку за упокой усопшего на поминальном обеде или нет, решаете вы сами. Православная церковь не одобряет спиртного.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПОМИНАЛЬНОГО ОБЕДА

Как бы печально это ни звучало, но рано или поздно кто-то из близких нам людей навсегда покинет этот мир. Задача нас, живых - отпустить его, достойно организовать проводы в последний путь с соблюдением всех традиций. Один из главных вопросов, на который предстоит ответить, звучит так: "Как устроить поминальный обед?".

Поминки в христианских традициях

По традициям православия, поминать усопшего следует в день похорон, через 9 и 40 дней. Также по желанию можно собраться за столом в честь ушедшего родственника в день его рождения, день ангела, через год и три года после смерти. Принято проводить обряды в память об усопших и в некоторые церковные праздники. Сам поминальный обед представляет собой общую трапезу близких родственников и друзей покойного, проводимую в его доме. Желательно совместить застолье с посещением могилы усопшего. Не забывайте о том, что поминки - это не просто необходимость поесть и выпить за одним столом, но и наполненный глубоким смыслом ритуал. Во время еды следует помолиться о душе ушедшего, всем вместе вспомнить о нем и отдать дань уважения.

Как проходит поминальный обед?

Каждый гость обязан вымыть руки и лицо по приходу в дом и вытереться чистым полотенцем. За стол всех обычно сажают с фразой «просим вас разделить наше горе». По православным традициям самый близкий человек усопшего должен прочитать несколько молитв еще до начала ритуала. Но в наши дни, когда нередко проводят поминки в кафе, этот обычай не всегда соблюдают. Если за столом имеется любимое место покойника, его не занимают. В комнате желательно найти уголок для портрета усопшего, за столом или перед ним поставить стопку водки с размещенным наверху хлебом. Можно положить немного всех кушаний на отдельную тарелку и также оставить ее для того, кого уже нет рядом с нами. Начинать поминки необходимо с кутьи - это каша из риса с медом и изюмом. Ее необязательно есть много, но хотя бы по чуть-чуть должен попробовать каждый гость. Также обязательно на столе должны быть блины и кисель. Его подают в самом конце трапезы, желательно сварить питьевой жидкий.

Тонкости процесса

Проводить поминки в Великий пост можно. Считается, что и в обычные дни пища за таким столом должна быть простой и без изысков. По традициям православной церкви, на столе не должно быть крепкого спиртного, но в наши дни для поминок чаще выбирают именно водку и другие алкогольные напитки с высоким градусом. Не допускаются за столом разговоры на отвлеченные темы, шутки и напоминания о неправильных поступках усопшего. Сколько будет продолжаться поминальный обед, решают хозяева, но слишком долго засиживаться гостям считается неприличным. На 9-й и 40-й день поминки могут быть проведены на кладбище. Достаточно немного прибраться на могиле и принести свежие цветы, после чего можно на месте немного выпить, закусить простой пищей, помолиться за душу усопшего и поговорить о нем. Именно в 40-й день очень важны молитвы. Многие предпочитают даже заказывать заупокойную службу в храме. Но если у вас нет такой возможности, можете помолиться дома в одиночестве или в кругу близких родственников. Самое главное - не забывать тех, кто уже покинул этот мир, и воздавать им дань уважения.

Проведение поминок по усопшим существует в христианской церкви с самого начала ее основания. Особые дни для этого по православному обычаю — 3, 9 и 40 день после смерти. Кроме того, близкие люди поминают умерших в годовщину, день рождения, день Ангела.

Поминки после после кончины, когда, в соответствии с учением церкви о жизни за гробом, душа возносится на небо для поклонения Богу. Даже те славяне, которые при жизни нечасто посещали церковь, соблюдая посты и предаваясь молитвам, у последней черты выражают желание, чтобы их похороны и поминки проходили в соответствии с православными традициями.

Значение отпевания

Тело усопшего омывают, одевают в новую чистую одежду, покрывают саваном - белым покровом, подобным которому пользуются при крещении и означающим, что новопреставленный сохранил данный тогда обет. Провести омовение умершего должны не родные ему пожилые женщины. На покойном должен быть нательный крестик. На лоб усопшего надевают бумажный венчик с надписью: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». В руки вкладывают икону Спасителя. Гроб с покойным ставят посреди комнаты, зажигают вокруг него свечи. Перед тем как вынести тело из дома, священник совершает краткую заупокойную литию с каждением, знаменующим, что душа преставившегося, подобно кадильному фимиаму, возносится на небо. В некоторых регионах сохранился обычай при выносе тела и прощании с ним возле дома бить в колокол.

Гроб с покойным приносят в храм для отпевания, без которого душа усопшего не находит покоя.

Устанавливают его головой на запад, ногами - на восток, лицо открыто. Пришедшие с похоронной процессией в церковь держат в руках горящие свечи и молятся о том, чтобы душа прошла все испытания после смерти. Заупокойное богослужение возносит мольбу о прощении грехов, напутствует и провожает усопшего в другой мир, выказывает ему почтение. От лица покойного поются древние стихиры со словами: «Видя… лежащего безгласным и бездыханным, восплачьте!…»Настиг… страшный час смерти… уже более не поживу с вами!«…»Помолитесь!«…»Придите, дайте последнее целование!« Церковная молитва любящих близких людей за умершего должна исходить от сердца.

Церковь отказывает в отпевании не крещенным в православной церкви, самоубийцам и тем, кто при жизни позиционировал себя атеистом или являлся гонителем верующих.

Погребение и захоронение урны

При прощании целуют венчик и икону, находящуюся в гробу, просят у покойного прощения и молят простить его за то, в чем он был виновен сам. После этого икону вынимают и тело полностью накрывают покрывалом, священник крестовидно посыпает тело землей, произнося: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней», и гроб закрывают крышкой. На кладбище его опускают в могилу так, чтобы лицо усопшего было направлено к востоку. Священнослужитель бросает землю на гроб крестообразно. В ногах усопшего устанавливают крест, как символ спасения, таким образом, чтобы на него было направлено лицо покойного.

В крупных перенаселенных городах все чаще по желанию усопшего или его родственников тело кремируют. после кремации может проводиться, как и погребение в гробу: выделяется маленький участок, выкапывается могила. Панихиды и отпевание совершаются, как обычно, но молитвы с венчиком остаются у родных. При кремации в гробу не оставляют святынь. Согласно традициям православной церкви, прах должен быть предан земле. Урну захоранивают, в яму опускают молитву и венчик, предавая их тлению.

Православные похороны дают осознание значения человеческой жизни, сплачивают семью и помогают справиться с болью утраты.

Погребение совершают до захода солнца, не проводят его в день Святой Пасхи и в Рождество Христово.

После похорон семья покойного собирает его родных, близких и друзей на поминальный обед, который является продолжением богослужения и прощания. Несмотря на то что все эти хлопоты горькие, каждая семья старается организовать поминки как можно лучше, выразив этим любовь и уважение к почившему. Обычно приглашают всех, кто был на похоронах. Если накрыть стол предполагают в доме покойного, то после выноса гроба с его телом моют полы, убирают мусор, устанавливают портрет умершего, зажигают свечи. Организация поминок возможна в кафе или траурном зале ритуальной службы. Меню обсуждается и составляется заранее.

Накрывать стол нужно непраздничной посудой. Какие блюда готовят на поминки? Начинается трапеза с кутьи, кроме нее обязательно подают блины и кисель. Готовят лапшу, овощи, рыбу, мясо, сдобные булочки. В вазочки раскладывают конфеты. На поминки не нужно устраивать грандиозное застолье, чтобы столы ломились от изысканных яств. В наши дни редкая поминальная трапеза обходится без спиртных напитков, однако сладкие и игристые алкогольные напитки должны быть исключены.

Православные поминки после похорон непродолжительны, их еще называют скорбными. Уходя, гости не говорят «спасибо».

Как проводить поминки во время православного поста? Ограничения касаются только Великого поста. Если поминки пришлись на самые строгие его недели (1, 4 и 7), собирается лишь близкая родня. В будние дни Великого поста поминовение на 9 и 40 дней не делают, их переносят на субботу или воскресенье, только не на Вербное. Не будучи уверенными в правильности определения дня поминок в конкретном случае, обратитесь за советом к священнику вашей церкви. Молиться за усопших можно всегда. Поминки в пост в день похорон нужно организовывать, подавая для трапезы такие блюда:

  • суп или борщ, приготовленный не на мясном бульоне;
  • грибы с лапшой или картофелем;
  • овощи свежие, соленые или квашеные;
  • сою, фасоль, чечевицу;
  • блины и пироги, приготовленные по специальным рецептам;
  • изюм, орехи.

Постные поминки начинаются с вкушения кутьи. На Благовещенье и Вербное воскресенье можно подать рыбу. Исключается из меню мясо, молоко, яйца, животные жиры. Не допускаются алкогольные напитки. Пьют квас, кисель, компот, сок.

Поминальный этикет

На поминки без приглашения не приходят. Правила поведения на этом мероприятии основаны на скромности и уважении к покойному и его семье. Как организовать поминки, чтобы они не превратились в повод вкусно поесть и обсудить новости? Главное место за столом занимает хозяин дома, возле него размещаются родственники и близкие люди. Детей рассаживают обычно в конце стола. Приглашает приступить к трапезе один из родных покойного, чаще всего старший. Застольные речи посвящаются усопшему, его добрым земным делам и утешению родных.

У православных христиан существует традиция за поминальным столом молиться об умершем.

Правила этикета на поминках запрещают громко разговаривать, чокаться, смеяться, активно двигаться, жестикулировать, спорить, нарушать порядок выступлений и оскорблять память усопшего. За столом нельзя рыдать, причитать. Если трудно справиться с эмоциями, следует найти уединенное место. В конце поминального обеда родные встают, самая старшая женщина благодарит пришедших на поминки за добрые слова и желает всем здоровья. Уходящим раздают выпечку и конфеты с поминального стола.

Многие приметы и церемонии, связанные с похоронами и поминками, дошли до нас из далекого язычества. Ничего общего не имеют с православным христианством такие обычаи:

  • завешивание зеркал в доме, где лежит покойник, чтобы его душа не осталась по ту сторону отражающей поверхности;
  • укладывание в гроб различных предметов, любимых вещей покойного;
  • кидание монет в могилу.

Обычай ставить для умершего на столе и на могиле еду тоже языческий.

Славянские церковные поминки по усопшим проводят в родительскую, Дмитриевскую и Троицкую субботу, Радоницу. В эти дни в церкви заказывается заупокойная служба, раздается милостыня. После этого идут на кладбище, чтобы поправить могилки и пообщаться с ушедшими. Самое лучшее, что люди могут сделать для своих умерших - сердечно помянуть и молиться о них.

К сожалению, довольно часто родственники ограничиваются лишь проведением поминок в памятные даты и церковными записками об упокоении. Но одного этого мало... А вот молитва, по словам святых отцов, способна творить чудеса. В чем же заключается долг близких перед усопшим человеком, чем можно ему помочь?



ДНИ ОСОБОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ

В известные дни совершает моления об умершем и приносит Бескровную Жертву о его упокоении. Особые дни поминовений - третий, девятый и сороковой после смерти (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением о состоянии души за гробом.

Третий день . Поминовение усопшего совершается в честь тридневного Воскресения Христа и во образ Пресвятой Троицы.
Согласно Церковному преданию, первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему. Поэтому весьма своевременно церковное поминовение души, представшей пред лицом Правосудного Владыки.

Девятый день. Поминовение умершего совершается в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.
После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред Престолом Всевышнего.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного.
Вспомним пророка Моисея, который после сорокадневного поста получил от Господа Скрижали. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по Воскресении Своем.
После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основанием является то, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Для православного верующего - это воспоминания дня рождения для новой, вечной жизни.



ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ (РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ)

Церковь также установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения.Совершаемые при этом панихиды, указанные Уставом, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами.

Суббота мясопустная. Это суббота на масленичной неделе, перед Прощеным воскресением. Посвящая Неделю мясопустную воспоминаниям о Страшном суде, Церковь установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех умерших. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим и служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем.

Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и живые, и усопшие. Святой Василий Великий, составивший молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста. В будничные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается, так как ежедневно не бывает полной Литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни Великого поста, и выделены указанные субботы.

Радоница - поминовение умерших совершается во вторник после Фоминой Недели (воскресения) и служит воспоминанием о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью. Также это связано еще и с тем, что церковным Уставом первый раз после Пасхи уже разрешается совершать обычное поминовение усопших. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей.

К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбище не на Радоницу, а в первый день Пасхи, но это неверно! Ведь Пасха - это всеобъемлющая радость для верующих, в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные молитвы.



ЦЕРКОВНЫЕ ЗАУПОКОЙНЫЕ СЛУЖБЫ

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них Бескровную Жертву Богу.


  • Для этого следует перед началом Литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с именами (вписывать можно только крещеных православных христиан). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце Литургии будут опущены в Святую Чашу и омыты Кровью Сына Божия.

  • Облегчение души верующие получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников, поэтому нужно стараться просить батюшек помолиться о своих усопших близких.

  • Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения — «О упокоении», после чего крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже. Первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, О УПОКОЕНИИ митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

  • Количество имен в записке не имеет значения, но все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

  • Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в рекомендуемых суммах взноса (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в размере пожертвования.

  • Не стоит смущаться, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников во время богослужения. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор.

  • Во время заупокойной ектении можно достать свой помянник (небольшую книжечку, где записаны имена живых и усопших сродников) и помолиться о близких. Существует благочестивый обычай причащаться в дни памяти родных и близких усопших. Молитва человека, очистившего свою душу покаянием и приступившего ко Святым Христовым Таинам, особенно доходчива до Господа.

  • Можно заказать панихиду. Панихида служится после Литургии перед кануном - особым столиком с изображением распятия и подсвечником.

  • Весьма важно заказать в храме сорокоуст о упокоении - это непрестанное поминовение за Литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения - полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири. Конечно же, лучше, когда большее число людей молится о вашем родном человеке, поэтому записки можно подавать неограниченное число раз.

  • Самый простой вид жертвы за усопшего - свеча, которая ставится о его упокоении. Но весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун (специальный столик в храме) можно приносить продукты, только не мясную пищу, табак и спиртное (это не касается церковного вина). Здесь же можно оставить милостыню на нужды храма в память об усопших родных.



ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШЕГО НА ДОМАШНЕЙ МОЛИТВЕ


  • Домашняя (килейная) молитва за близких, в том числе и умерших, - долг любого христианина. Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно.

  • Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное».

  • Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. В этот период очень полезно читать Псалтирь о усопшем, хотя бы по одной кафизме в день. Можно также читать акафист о упокоении усопших.

  • Имена удобнее прочитывать по помяннику. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.


ПОМИНАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА


  • Благочестивый обычай поминать умерших не должен превращаться в простой повод родственникам собраться вместе, обсудить новости и вкусно поесть. Поминальная трапеза - это вид милостыни, которую семья умершего оказывает его родственникам, соседям и знакомым с просьбой о молитве за его душу. Поэтому православные христиане и за поминальным столом должны в первую очередь молиться об усопших.

  • Перед трапезой следует совершить литию. Для этого можно пригласить священника. Если нет такой возможности, этот чин может быть совершен церковнослужителем или мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш».

  • Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (коливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед — сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться священником во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

  • При поминовении православным христианам нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в многодневные посты - не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, строго по Уставу, поминки переносятся на ближайшую субботу. Если по каким-либо причинам это затруднительно, то дату поминок можно определить, посоветовавшись со священником.

  • От спиртного на поминальной трапезе необходимо воздержаться. Вином усопших не поминают! Вино - символ земной радости, а поминки - повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни.

  • Вместо расхожей атеистической фразы: «Пусть земля ему будет пухом» помолитесь кратко: «Упокой, Господи, душу раба Твоего новопреставленного(ую) (имя), и прости ему (ей) вся согрешения его вольная и невольная, и даруй ему Царствие Небесное».

  • За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название - поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водой или водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться православными.

  • Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Ведь изначально надо стремиться сотворить дело милостыни в память об усопшем.



По большому счету, умерший человек не нуждается ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе - все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Эти традиции - внешний символ нашей молитвы, и без нее смысла не имеют. Душа усопшего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел и помолиться за себя. Самое большее, что мы можем сделать для усопших - молитва и благие дела милосердия. Это и будет являться нашей главной и неоценимой помощью нашим близким и родным, перешедшим в мир иной.

При подготовке материала
использовались архивы газеты «Православный Симбирск»