Как поменять зону разрешенного использования. Изменение вида разрешенного использования земли. Как сменить с проведением общественных слушаний

В 2018 году в правила изменения вида разрешенного использования земельного участка внесли новшества. Эксперт разъясняет, как работают новые правила и какие правовые позиции поддержал ВС РФ.

Какие правила изменения вида разрешенного использования земельного участка действуют в 2018 году

Все земельные участки на территории Российской Федерации подразделяются на определенные категории в соответствии со своим целевым назначением:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов;
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

Правовой режим каждого земельного участка определяется на основании его принадлежности к той или иной категории и разрешенного вида использования в соответствии с зонированием территорий.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий, выбирается собственником земельного участка самостоятельно , без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Все существующие виды разрешенного использования земельных участков систематизированы в действующем в 2018 году Классификаторе, который утвержден Министерством экономического развития Российской Федерации ().

При этом необходимо знать, что р азрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения Классификатора, признается действительным вне зависимости от его соответствия данному Классификатору.

Данное правило закреплено ч. 11 статьи 34 . При этом до 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения или городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами, предусмотренными Классификатором.

Скачайте документы по теме:

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка

Реалии настоящего времени таковы, что многие собственники земельных участков желают изменить вид разрешенного использования своего актива, дабы увеличить его экономическую рентабельность. Если использовать землю не по назначению, владельца оштрафуют. Такой штраф можно оспорить.

Решив реализовывать проект по изменению, собственник должен знать, что в соответствии с изменениями, внесенными в текущем году в земельное и градостроительное законодательство, разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов:

  1. Основной вид разрешенного использования.
  2. Условно разрешенный вид использования.
  3. Вспомогательный вид разрешенного использования, который допустим только в качестве дополнительного по отношению к основному и условно разрешенному и осуществляемый совместно с ними.

Любое изменение вида разрешенного использования осуществляется в соответствии с правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) конкретного муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок.

В состав ПЗЗ входят в том числе градостроительные регламенты. Для каждой категории земель в пределах определенной территориальной зоны градостроительные регламенты устанавливают допустимые виды использования участков.

Итак, рассмотрим порядок изменения основного вида разрешенного использования земельного участка на примере участка с видом использования «для размещения производственного здания» (земли промышленности) на вид «объекты придорожного сервиса»:

  1. В рамках производственной территориальной зоны (П) оба данных вида разрешенного использования являются основными и, соответственно, собственник данного участка может изменить вид самостоятельно, без получения на это дополнительных разрешений и согласований ( ; ).
  2. Если сведения об участке, в отношении которого меняется вид использования, содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), собственнику участка необходимо обратиться в территориальное управление Росреестра для внесения в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Аналогична процедура и в отношении установления вспомогательного вида дополнительно к основному.

Наиболее сложна в части реализации процедура получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. Поэтому более детально остановимся на основных этапах данной процедуры. Для получения разрешения на условно разрешенный вид использования собственник земельного участка обязан обратиться в уполномоченный орган государственной власти (в каждом субъекте РФ данные органы различны).

Так, в отношении земельных участков, расположенных на территории Московской области, решение о выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка выдает Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области (Главархитектура). Свои полномочия данный орган осуществляет в соответствии с Административным регламентом от 21.12.2017 № 31-РВ-314.

При первичном обращении Главархитектура проверяет:

  • надлежащее ли лицо подало обращение;
  • не находится ли земельный участок под арестом, залогом, иными обременениями;
  • не выявилось ли наложение земель лесного фонда на границы земельного участка.

Наложением земель лесного фонда на границы земельных участков, находящихся в частной собственности, является острой проблемой на территории всей Московской области. Около 80% отказов выдается собственникам земельных участков именно по данному основания.

В случае получения отказа собственнику необходимо обратиться в Комитет лесного хозяйства с заявлением о применении, в соответствии с , лесной амнистии в отношении земельного участка.

После того, как вопрос о применении амнистии рассмотрен на заседании соответствующей комиссии и в отношении земельного участка принято положительное решение, все данные из Комитета лесного хозяйства передаются в Главархитектуру. Главархитектура Московской области обеспечивает извещение администрации городского округа о необходимости проведения публичных слушаний по данному вопросу. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом городского округа и (или) нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления.

Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит официальному опубликованию и размещается на официальном сайте городского округа.

Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения и протокол публичных слушаний в установленный срок направляются в Главархитектуру Московской области для подготовки проекта рекомендаций о предоставлении разрешения или об отказе в предоставлении. Проект в установленном порядке рассматривается на заседании Комиссии и Градостроительного совета Московской области. Главархитектура принимает решение о предоставлении разрешения или об отказе в предоставлении с учетом рассмотрения рекомендаций на заседании Комиссии.

Министерство имущественных отношений Московской области в случае принятия Главархитектурой решения о предоставлении собственнику разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка уведомляет его о размере платы за изменение вида использования, рассчитанном в соответствии с порядком, установленным Правительством Московской области.

Внимание! Изменение вида разрешенного использования земельного участка на территории Москвы и Московской области является платным! Стоимость изменения рассчитывается по определенной формуле, установленной законодательными актами данных субъектов, и применяемой на основании кадастровой стоимости данного участка до и после изменения вида использования.

При этом собственник участка не должен забывать о возможности оптимизации данной платы путем пересмотра кадастровой стоимости участка.

Собственник земельного участка обязан внести в полном объеме плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка в тридцатидневный срок со дня получения уведомления от Министерства имущественных отношений Московской области о размере такой платы.

Главархитектура Московской области в случае невнесения собственником указанной платы по истечении установленного срока на основании уведомления Министерства имущественных отношений Московской области о невнесении платы выносит решение об отмене разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и уведомляет об этом собственника земельного участка.

Заинтересованное физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Выше были рассмотрены варианты изменения вида разрешенного использования земельного участка его собственником. Что же касается изменения вида арендатором земельного участка, то он имеет право изменять вид только с согласия собственника. Наиболее актуальным это является при аренде государственных и муниципальных земель.

Как изменить вид использования, если нужного нет в градостроительном регламенте

В рамках обсуждения темы изменения вида разрешенного использования земельного участка необходимо обратить внимание, что в случае, если собственник выразил желание изменить вид использования на не предусмотренный градостроительным регламентом, то в этом случае изменение осуществляется в порядке, установленном статьями 31, 32, 33 ГрК РФ, путем принятия нормативного акта о внесении изменений в ПЗЗ.

Собственник земельного участка вправе направить в соответствующую комиссию предложение о внесении изменений в ПЗЗ в инициативном порядке либо в случаях, если в результате:

  • земельные участки не используются эффективно;
  • причиняется вред правообладателям земельных участков;
  • снижается стоимость земельных участков;
  • не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

При этом любое из данных обстоятельств необходимо надлежащим образом обосновать и подкрепить соответствующими заключениями.

Комиссия в течение 30 дней со дня поступления предложения осуществляет подготовку заключения о рекомендации внесения изменения или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения и направляет это заключение главе местной администрации.

С учетом заключения комиссии глава местной администрации в течение 30 дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в ПЗЗ или об отклонении предложения о внесении и направляет копию такого решения заявителю (ч. 5 ст. 33 ГрК РФ).

Верховный суд рассмотрел новую практику по спорам об изменении вида использования участков

Законодательство в части изменения вида разрешенного использования земельного участка в том виде, который был рассмотрен в данной статье, стало применяться только с начала 2018 года.

В частности, в Обзоре приводятся следующие наиболее актуальные правовые позиции судов.

1. Арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе требовать изменения вида разрешенного использования такого участка и внесения соответствующих изменений в договор аренды, заключенный по результатам торгов, а также изменять его самостоятельно.

Так, Общество «П» обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий администрации муниципального образования, выразившихся в отказе изменить вид разрешенного использования земельного участка со «строительство многоквартирного дома 4 - 5 этажей» на «строительство многоквартирного дома 5 - 9 этажей» и внести соответствующие изменения в договор аренды земельного участка.

Судом установлено, что спорный земельный участок по результатам торгов был предоставлен обществу «Н» для строительства 5-этажного многоквартирного дома. Впоследствии право собственности на незавершенный строительством многоквартирный дом по договору купли-продажи перешло к обществу «П».

Администрация муниципального образования и общество «П» заключили договор аренды упомянутого земельного участка для завершения строительства объекта.

Согласно пункту 1 статьи 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены - в соответствии с назначением имущества.

В силу пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой же статьи.

Пунктом 5 статьи 39.6 Земельного кодекса установлено, что предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта.

Согласно пункту 17 статьи 39.8 Земельного кодекса внесение изменений в заключенный по результатам аукциона договор аренды земельного участка в части изменения видов его разрешенного использования не допускается.

Приняв на себя права и обязанности по указанному договору, общество «П» как арендатор выразило свое согласие на использование земельного участка в соответствии с установленным видом разрешенного использования, тем самым реализовав свое право, предусмотренное пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса.

При таких обстоятельствах суды первой, апелляционной и кассационной инстанций пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявления, поскольку отсутствовали основания для изменения условий договора аренды, а также обращение общества «П» с требованием об изменении вида разрешенного использования земельного участка по существу направлено на обход предусмотренной земельным законодательством для предоставления земельных участков процедуры торгов.

2. Вспомогательный вид разрешенного использования земельного участка, установленный в градостроительном регламенте, не может быть выбран вместо основного при предоставлении земельного участка в собственность или аренду.

Гражданин обратился в суд с заявлением об оспаривании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области имущественных отношений об отказе в предоставлении в собственность земельного участка под открытую гостевую стоянку.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения определением суда апелляционной инстанции, заявленные требования удовлетворены.

Отменяя состоявшиеся по делу судебные постановления, суд кассационной инстанции указал следующее.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса вспомогательные виды разрешенного использования допускаются только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.

Аналогичные положения содержатся в правилах застройки и землепользования муниципального образования, согласно которым виды разрешенного использования, сопутствующие основным видам использования недвижимости, по отношению к последним являются вспомогательными; при отсутствии на земельном участке основного вида использования вспомогательный вид использования не считается разрешенным.

Судом установлено, что истец является собственником земельного участка из категории «земли населенных пунктов» с разрешенным видом использования «сады, огороды». К нему примыкает испрашиваемый истцом земельный участок, расположенный в зоне малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами. К числу основных видов разрешенного использования земельных участков, находящихся в указанной зоне, отнесены в том числе индивидуальные жилые дома, садоводство, огородничество, дачное строительство. Открытая гостевая стоянка является вспомогательным видом использования земельных участков в указанной зоне.

Поскольку Градостроительный кодекс исключает возможность выбора (установления) вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков вместо основных (пункт 3 части 1 статьи 37 названного Кодекса), так как вспомогательные виды разрешенного использования допускаются только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними (то есть для одного участка, а не для двух различных, когда на одном осуществляется основной вид разрешенного использования, а на другом, самостоятельном участке, вспомогательный, в отсутствие осуществления на этом же участке основного вида разрешенного использования), и истец не представил доказательств использования данного участка в соответствии с основным разрешенным видом использования, суд кассационной инстанции правомерно принял по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

3. Отказ администрации муниципального образования в установлении вида разрешенного использования земельного участка в случаях, когда вид разрешенного использования земельных участков не был определен при его предоставлении, является незаконным.

Индивидуальный предприниматель обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации муниципального образования в установлении вида разрешенного использования земельного участка, обосновывая свое требование тем, что вид разрешенного использования земельного участка не был определен при его предоставлении.

Удовлетворяя заявление, суд указал следующее.

В силу статьи 1 Земельного кодекса одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требований законодательства.

По правилам пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Разрешенное использование земельного участка представляет собой установление конкретной цели (целей) использования участка земли и определение объема прав и обязанностей лица, которому принадлежит земельный участок, на основании осуществления определенных процедур зонирования территорий.

Согласно части 6 статьи 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:

  • виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
  • предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
  • ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Вид разрешенного использования можно подтвердить иными документами, например, свидетельством о государственной регистрации права. Вид разрешенного использования земельного участка устанавливается в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков.

Таким образом, поскольку вид разрешенного использования земельного участка не был определен при его предоставлении, отказ администрации муниципального образования в установлении вида разрешенного использования земельного участка из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не соответствует закону.

Данные положения были утверждены Президиумом Верховного суда РФ 14.11.2018.

Таким образом, на основании изложенного материала можно сделать вывод, что всего за 1 год функционирования новой системы изменения вида разрешенного использования земельного участка уже наработан достаточный теоретический и практический опыт ее применения, что во многом упростит работу собственников со своими земельными активами.

Чтобы инициировать процесс изменения, нужно понимать не только суть самой процедуры, но и знать, в какие инстанции придется обращаться, сколько стоит «положительное решение», какие сроки может занять согласование, и какие документы необходимо подготовить к подаче. Алгоритм процедуры не сложен, если следовать рекомендациям экспертов.

Процесс изменения

Земельный Кодекс РФ в ст. 8 устанавливает порядок проведения процедуры изменения. Согласно закону, принять решение о внесении изменения в вид или категорию ранее разрешенного использования земучастка могут локальные админорганы, у которых есть необходимые полномочия. Заявителю нужно воспользоваться услугами земельного комитета . Если его в местной администрации нет, следует обратиться в органы районного или областного уровня.

Эксперты все же советуют обращаться за разъяснениями в комитет по земельным делам, чтобы не просто подготовить пакет документов, но и правильно его оформить. Как показывает практика, каждый административный орган самостоятельно разрабатывает градостроительный регламент, поэтому и алгоритм процесса, и перечень документов может отличаться.

Только собственник земучастка имеет право инициировать изменение вида земли или категории. Использует он это право для того, чтобы изменить вид допустимого применения, если на участке не разрешается проводить ту или иную деятельность.

Подачей документов и получением разрешения может заниматься и третье лицо, но только при наличии доверенности, подписанной владельцем земли и заверенной нотариусом.


Вся процедура, начиная от написания заявления и заканчивая выдачей разрешения на смену вида земли и ее назначения, регулируется Кодексами РФ (Градостроительным и Земельным) и статьей 2 ФЗ №172, в которой определен состав пакета документов, требуемых для инициирования процесса.

Зачем и когда нужно проводить изменения?

Нормативными актами для каждого земучастка установлена определенная цель его применения. Использовать надел не по назначению запрещено. Например, владелец приусадебного участка не может построить на нем логистический склад. Впрочем, как и собственник поля, выделенного под сельское хозяйство, не имеет права возвести на нем жилой дом или ТРЦ.

В связи с этим и разработана процедура по изменению вида и категории, которая становится актуальной, если требуется:

  • увеличить продажную стоимость земли (к примеру, надел под сельское хозяйство стоит дешевле, чем земля населенных пунктов);
  • организовать точку для торговли или производство на приватной территории, которая изначально позиционируется, как подсобный участок;
  • возвести многоэтажный жилой дом на земле, которая изначально входит в категорию «для ведения подсобного хозяйства»;
  • на наделе, предназначенном для сельхоз нужд, построить жилые дома и пр.

Не провести процедуру по изменению и при этом использовать земучасток не по назначению рискованно, так как это чревато административной ответственностью, то есть штрафом. Сумма штрафа зависит от конкретного нарушения и может варьироваться от 1% до 1,5% .

Необходимые документы

Все документы можно подавать лично, а можно выслать по почте заказным письмом. При личной подаче заявитель должен получить расписку секретаря земельного комитета, при пересылке по почте лучше использовать формат «письма заказного с уведомлением». При подаче пакета бумаг третьим лицом нужно снабдить его нотариально заверенной доверенностью.

Первый и основной документ – это заявление , составленное по определенной форме.

Форму заявления об изменении вида разрешенного использования земельного участка в формате.doc (Word)


К ходатайству нужно приложить:
  • копию паспорта заявителя, если это физлицо, и выписку из налоговой, если это юрлицо;
  • документ, который подтверждает права заявителя на земучасток (справка из ЕГРП);
  • письменное согласие собственника земучастка на изменение вида.

Экологическое заключение экспертов предоставляется по требованию земельного комитета и не всегда является обязательным для подачи.


При составлении заявления нужно в письменном виде указать следующие данные:
  • категорию земли, к которой на момент написания заявления относится участок;
  • причины перевода в другую категорию;
  • информацию о правообладателе и прочие правовые сведения.

Сроки и стоимость

Касательно сроков , то минимальный период рассмотрения «дела по смене существующего вида (категории) допустимого применения земучастка» колеблется в диапазоне от 2 до 3 недель. Но в любом случае на рассмотрение дела и принятие решения должно уйти не более 45 рабочих дней.

Заявитель должен быть готов к финансовым издержкам. За проведение процедуры изменения необходимо внести плату , которая зависит от ситуации и может варьироваться от 10% до 80% разницы между новой и прежней кадастровой стоимостью. Все расходы, которые связаны с получением разрешения на смену, несет заявитель.

После изучения заявления и документов, поданных заявителем, выдается разрешение, подписанное руководителем админоргана и позволяющее изменить вид допускаемого применения. Нужно быть готовым к тому, что вместо разрешения можно получить отказ, который должен быть оформлен в письменном виде.

Причины отказа

Существует не так много причин, по которым заявитель может получить отказ в положительном решении. Первой причиной отказа могут стать неправильно оформленные документы . Не допустить этого очень просто. Достаточно внимательно ознакомиться с перечнем необходимых к подаче бумаг и заполнять их согласно согласованным и утвержденным образцам.

Второй причиной отказа может послужить дальнейшее нецелевое применение земучастка. Чтобы избежать этого недоразумения, необходимо заранее ознакомиться с существующими категориями земель и их назначением.

Если заявитель считает, что негативное решение необоснованно, то у него всегда есть возможность обратиться в суд, чтобы обжаловать постановление. В случае принятия судом положительного решения, заявителю необходимо проинформировать кадастровую службу, чтобы внести обновленные сведения в Единый Госреестр прав на недвижимость.

Возможные сложности

Если все документы оформлены корректно, и не планируется нецелевое использование земли, то с получением разрешения не должно возникнуть проблем. За исключением тех случаев, когда речь идет о территории, смена вида и категории которой невозможна. Добиться положительного решения можно лишь, имея обстоятельства особого значения. К таким «сложным» категориям относят:
  • ценные земучастки с высоким уровнем продуктивности;
  • наделы, принадлежащие лесфонду, которые не могут быть предоставлены под другие цели.

Земельные категории и их назначение

Территориальное зонирование – это разграничение земель согласно Градостроительному и Земельному Кодексу РФ. Нормативные акты подразделяют земли следующим образом:
  • под инженерные и транспортные инфраструктуры;
  • под жилье;
  • под общественные и деловые нужды;
  • под производственные мощности;
  • особо охраняемые;
  • под нужды сельского хозяйства;
  • для отдыха (рекреации);
  • особого назначения;
  • под военное назначение;
  • иные.

Характеристика разделением на виды не ограничивается, так как существуют еще группы и подгруппы в рамках каждой категории.


Узкое разделение позволяет использовать земучасток в рамках одной категории. Например, согласно Земельному Кодексу, на земле под нужды сельского хозяйства можно построить дачный домик.

Нюансы изменения (видео)

Если после прочтения статьи у Вас остались вопросы, Вы можете посмотреть видео об особенностях изменения вида разрешенного использования земельных участков.


Провести смену вида допустимого пользования земучастка вполне возможно, и при правильном подходе это не является сложной процедурой. Касательно самой категории земли, то это проблематично, требует немалых усилий и, как правило, заканчивается не в пользу заявителя.

Есть 2 способа перевести участок в другой вид разрешенного использования:

  • На основании ФЗ от 03.2012 №172 «О переводе земельных участков в другую категорию» участку может быть присвоена любая категория земель.
  • На основании Градостроительного Кодекса ст.37-38: участок может быть переведен только в установленную Законом категорию, представленную списком.

Категории земель

Земельный Кодекс РФ дает определение категорий земли, то есть определяет предназначение земельных участков:

  1. Для нужд сельского хозяйства, под посевы, использовать по-другому запрещено Законом.
  2. Под городское и сельское строительство, земли населенных пунктов.
  3. Категория земель под строительство промышленных, энергетических объектов, строительство вышек телевещания, мобильной связи. Сюда относят земли, используемые для обеспечения госбезопасности, космических и военных объектов.
  4. Земли заповедников и других охраняемых объектов.
  5. Под лесное хозяйство.
  6. Земли, относящиеся к водным ресурсам.
  7. Земли запасного назначения.

В каждой категории может быть более точное указание вида разрешенного использования, например, под сельскохозяйственную категорию подпадают земли подпастбища, прогона скота и т.д. К самым распространенным используемым категориям относят земли сельхозназначения и населенных пунктов. Именно эти категории приходится чаще всего переводить.

Виды разрешенного использования земель

На всех землях, кроме целевого указания, установлен разрешенный вид использования, который определяет возможную деятельность на участке земли. Однако вид может быть одинаковым на разных категориях, например, для ведения личного подсобного хозяйства есть разрешение и на землях сельхозназначения и землях населенных пунктов.

В большинстве случаев частную землю разрешено использовать:

  • Под ведение сельхоз работ, в том числе и переработку продукции.
  • Для организации личного подсобного хозяйства в поле или на приусадебном участке.
  • Под разведение садов и огородов.
  • Под строительство низко этажных дачных домиков.
  • Для создания крестьянского или фермерского подворья.
  • Под строительство индивидуального капитального дома.

Может показаться, что некоторые виды имеют однотипный характер, но это не так, и они в значительной мере имеют отличия. Например, на землях под дачное строительство можно возвести дом и даже зарегистрироваться в нем, кроме занятий по огородничеству. Но на землях, отведенных под садоводство или огородничество, хотя и разрешена постройка частного дома, но регистрация в них не предусмотрена Законом.

К участкам, относящимся под индивидуальное строительство, также предусмотрены ограничения: на нем обязательно должен стоять дом, а не только сад или огород.

На землях под создание личного хозяйства можно заниматься только предусмотренным видом деятельности, но никак не строительством. Хотя можно получить разрешение, если перевести земли в другую категорию.

Что касается земель под фермерское или крестьянское хозяйство, то на них обязательно должна вестись сельскохозяйственная деятельность, причем собственник должен зарегистрироваться как ИП, и платить от полученных доходов налог в казну государства.

Стоит отметить, что право изменения категории земли есть только у ее собственника, и если что-то на земле делать нельзя, то есть возможность поменять вид разрешенного использования земли.

Кто выдает разрешение на смену использования земли

Если на вашем участке есть ограничение на вид использования, то можно получить постановление органов местного самоуправления на изменение вида.

Что нужно сделать?

  • Определить, что вы хотите изменить, какие планы реализации?
  • Необходимо с юридической точки зрения обосновать перевод земли, указать веские причины. Но все-таки целевое назначение участка должно быть сохранено, и подпадать под определенную категорию.
  • Добейтесь разрешений у своих соседей на то, что они не против вашей затеи. Также возьмите разрешения и у собственников прилегающих участков.
  • Подготовить необходимый пакет документов юридически грамотно.
  • Со всеми перечисленными документами и вашим заявлением следует обратиться к главе муниципалитета.
  • Документы следует отдавать под расписку, с составленным перечнем, при личном визите.


Если нет возможности сделать это самому, то можно отправить документы по почте заказным отправлением. Следует также сделать опись вложений, и заказать уведомление о получении. По истечении 45 рабочих дней вам должен прийти ответ: положительное решение или отказ в удовлетворении вашей просьбы, причем он должен быть мотивированным.

Если ответ пришел положительный , то следует заняться переоформлением участка по новому статусу в местном отделении кадастровой службы.

Но могут и отказать в изменении вида использования. В этом случае следует тщательно изучить причины полученного отказа. Если, например, вы собрали неполный пакет документов или написали необоснованное заявление, то можно все исправить, и опять обратиться с заявлением к главе администрации. Но обязательно укажите, что вы подается заявление повторно, с указанием ваших недочетов, и укажите, что все исправлено и направляется еще раз.

Но бывают и другие причины отказа, например, несоответствие ваших требований Градостроительному Кодексу, тогда изменить вид будет невозможно. Такое решения принимает коллегия местного самоуправления, и оно выносится в интересах всех людей, а не только в ваших.

Исключение на изменение вида целевого использования

Нельзя изменить вид разрешенной деятельности на землях, принадлежащих государству: лесного и водного хозяйства, земли заповедников и отданные для обороны страны, под космические нужды. В этих случаях никто не пойдет на разрешение использовать и по другому назначению.

Какие документы нужно представить

  1. Оригинал и копию документа, удостоверяющего личность заявителя.
  2. Заявление.
  3. Декларацию.
  4. Оригиналы и копии свидетельства о праве собственности на землю и строения, расположенных на ней.
  5. Кадастровый паспорт участка или другие документы: план межевания, заключение экспертной комиссии.
  6. Выданные ранее разрешения на ведение строительных работ.
  7. Выписка из ЕГРИП, в случае если заявление подается ИП.
  8. Выписка из ЕГРЮЛ, в случае если заявление подается юр. лицом.
  9. Доверенность, в случае если обращается представитель.
  10. Копии документов на здания.

Как правильно написать заявление

Иногда могут предложить заполнить уже имеющуюся форму, заполните все строки и графы. Если собираетесь отправлять документы почтой, то распевайте заполненное заявление.

Главное содержание заявление должно быть обоснованным, где вы подробно объясните, что не собираетесь нарушать законодательство в случае изменения вида использования. В нем также указывают номер по кадастровому учету, описание участка. Затем следует указать принадлежность участка к определенной категории. Укажите номера правоустанавливающих документов, кем и когда они были выданы, основания для возникновения права: покупка, получение в наследство или дарение.

Дайте объяснение, почему нужно изменить вид использования, можно сослаться и на соседей, которые уже получили разрешение: адреса и описание их участков. Если вы не единственный владелец, то согласие других пользователей также обязательно нужно приложить к заявлению. Для доказательства можно привести как пример полученное разрешение на ведение строительных работ на участке, что соответствует целевому предназначению и категории земель.

Что должна содержать декларация на участок

Это подробное описание ваших планов, и именно на ее основании может быть выдано разрешение на смену вида использования.

В декларации указывают:

  • Наименование органа местной власти, куда подают документы.
  • Сведения о владельце участка: полностью ФИО, постоянный адрес проживания.
  • Сжатые сведения об участке земли, с указанием категории и сведения о правообладании наделом.
  • Просьба об изменении кадастровых записей на участок и смену вида использования.
  • Пояснения, что разрешение соседей получено.
  • Число и дата составления. Подпись владельца участка.

Хотя как покажется, текст декларации схож с заявлением, но это совсем другой документ: заявление содержит просьбу, когда как декларация подается как уже полученное разрешение, то есть продолжение заявления на постановку на кадастровый учет нового вида участка.

Сроки и стоимость

В основном сроки получения разрешения зависят от коллегии административного совета, в некоторых случаях, если трудно сразу дать ответ, то срок продлится до 30 рабочих дней. А вот регистрация нового участка проходит в более сжатые сроки, но новым законодательным актам до 10 - 12 дней.

Стоимость оформления определена в Налоговом Кодексе, и для граждан составляет 2 тыс. рублей, то есть эта сумма взимается как государственная пошлина на изменение статуса участка. Но для юрлиц сумма госпошлины возрастает в разы, и составляет уже 22 тыс. рублей.

Теперь вы знаете, как происходит изменение вида разрешенного пользования , где его оформляют и какие участки подпадают под изменение.

, п. 2 ч. 3 ст. 30 ГрК РФ).

До принятия в установленном ГрК РФ порядке правил землепользования и застройки (применительно к Московской области и муниципальным образованиям, в которых по состоянию на 01.07.2016 правила землепользования и застройки не утверждены, до 31.12.2017) решение об изменении вида разрешенного использования земельных участков принимает глава местной администрации с учетом результатов публичных слушаний (п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ). Однако, если новый вид разрешенного использования предусматривает жилищное строительство, решение принимается без публичных слушаний — при условии, что новый вид не противоречит его целевому назначению.

Для изменения вида разрешенного использования земельных участков на примере городского поселения Чехов Чеховского муниципального района Московской области рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Подготовьте документы и представьте их в администрацию по месту нахождения земельного участка

К ним относятся (п. 2.6 Административного регламента, утв. Постановлением администрации городского поселения Чехов Чеховского муниципального района Московской области от 16.08.2012 N 387/9-1):

1) заявление на имя главы местной администрации об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой;

2) документ, удостоверяющий личность заявителя;

3) доверенность на право представлять интересы (при обращении представителя) с точным указанием полномочий и приложением копии паспорта;

4) копии правоустанавливающих документов на земельный участок;

5) схема расположения земельного участка (ситуационный, адресный план), позволяющая однозначно определить его местоположение и расположение соседних земельных участков;

6) выписка из Единого государственного реестра недвижимости, содержащая основные характеристики указанного в обращении земельного участка;

7) заключение (согласование) арендодателя земельного участка по вопросу изменения вида разрешенного использования в случае, если земельный участок принадлежит заявителю на правах аренды (выдается арендодателем (собственником) земельного участка);

8) копии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на здание (строение) или сооружение, расположенное на этом земельном участке, при его наличии;

9) утвержденный проект планировки территории, в границах которой расположен земельный участок.

Примечание. В зависимости от категории земельного участка указанный выше перечень документов может отличаться. Рекомендуем заранее ознакомиться с перечнем необходимых документов и формами их представления.

Документы можно представить лично (через представителя) или отправить по почте.

Вам или вашему представителю должна быть выдана (отправлена) расписка в получении документов с указанием даты и перечня принятых документов (п. 3.2.4 Регламента).

Срок рассмотрения документов составляет, как правило, не более 60 дней с учетом проведения публичных слушаний и 30 дней — при отсутствии необходимости в публичных слушаниях (п. 2.4 Регламента).

Как правило, эта услуга предоставляется бесплатно. Однако за изменение вида разрешенного использования земельного участка в пределах г. Москвы и Московской области на другой вид использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, предусмотрена плата, которая определяется законодательством г. Москвы и Московской области соответственно (ч. 1 ст. 22 Закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ; п. 1 Постановления Правительства МО от 31.12.2013 N 1190/57).

Шаг 2. Получите решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка

Для получения документов необходимо предъявить паспорт или доверенность при получении документов представителем (п. 3.7.7 Регламента).

Вам должны выдать решение главы местной администрации об изменении вида разрешенного использования земельного участка или письменный отказ в предоставлении услуги. Отказ можно обжаловать во внесудебном и в судебном порядке (разд. 5 Регламента).

Решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Сведения о необходимости внесения изменений направляются в Росреестр местной администрацией (п. 3.6.3 Регламента; п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

Шаг 3. Дождитесь внесения изменений в ЕГРН

Росреестр не позднее 15 рабочих дней с даты поступления сведений от местной администрации об изменении вида разрешенного использования земельного участка вносит соответствующие сведения в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия, о чем в течение следующих пяти дней правообладателю направляется уведомление по адресу электронной почты (если такие сведения имеются в ЕГРН или указаны в заявлении) либо почтовым отправлением в виде бумажного документа (ч. 1 , 5 ст. 34 Закона N 218-ФЗ; п. 4 Приложения N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 25.03.2016 N 173).

В случае если в установленный срок изменения не были внесены в ЕГРН, вы вправе самостоятельно обратиться в Росреестр с заявлением о внесении соответствующих сведений (ч. 1 ст. 33 Закона N 218-ФЗ).