Как стать оратором упражнения. Ораторское искусство - упражнения для совершенствования речи. Упражнение «Читаем и повторяем»

Умение красиво разговаривать стоит того, чтобы потратить часть своего времени на обучение. В голове мгновенно возникает оратор, каждому слову которого внимает большое количество людей. На самом деле всё обстоит несколько иначе. Как научиться красиво говорить – вопрос, который должен вызывать живой интерес у практически каждого человека.

Многообразие ежедневных контактов

Каждый из нас живёт среди людей. Новый день приносит множество контактов. Среди них - общение со старыми знакомыми, коллегами по работе, родными людьми и случайными встречными. Поэтому для многих из нас вопрос, как научиться красиво говорить, очень важен. Если нас слушают и правильно понимают, то мы быстро получаем желаемое.

Это могут быть короткие диалоги, касающиеся бытовых тем:

  1. Покупки хлеба в магазине.
  2. Заказа официанту.
  3. Расчёта с курьером.

Немаловажное значение имеет общение в семье, которому обычно не уделяется особенного значения. Ведь такие диалоги происходят в непринуждённой атмосфере. Уже сложнее выступить на собрании перед сослуживцами, рассказывая им об особенностях нового проекта. Поэтому вопрос, как научиться красиво говорить, волнует практически каждого.

Какие из выступлений имеют наибольшую важность

Самыми сложными нам представляются выступления на рабочем месте. От собраний или важных встреч зависит наша карьера, то есть заработок и уровень жизни. Немаловажное значение имеет репутация и успешность среди коллег.

Но как же сделать так, чтобы выступление оказалось интересным? Нужно уметь привлечь внимание слушателей. Но интересной и актуальной темы для этого недостаточно. Как научиться красиво говорить, – волнует многих строящих карьеру людей. Очень сложно разработать хороший проект. И просто представить его неудачно. Это возможно только потому, что для презентации не хватает коммуникативных навыков.

Чтобы предмет разговора был интересен слушателям, нужно изъясняться грамотно и понятно. А ведь в большинстве своём люди разговаривают по-разному. Для некоторых свойственно испытывать сложности при общении. В результате предмет разговора несложно привести в тупик.

За собой способны увлечь люди, которые умеют правильно высказывать мысли. Нужно стремиться научиться преподносить информацию собеседникам красочно. В этом также состоит ораторское искусство. Наилучшими помощниками и здесь являются книги.

Расширение словарного запаса

Чтобы чувствовать себя свободно при выражении мыслей, легко находить нужные слова, следует заниматься самообучением и обогащением словарного запаса. Для этой цели можно использовать такое подручное средство, как телевизор. Только с этой целью предпочтительнее находиться дома в одиночестве. Нужно лишь включить новостную передачу и подражать диктору. Также следует выдерживать все паузы. В результате словарный запас увеличится, а речь станет более ровной.

С целью очистки речи очень удобно использовать диктофон, который сейчас есть в любом мобильном телефоне. Нужно сделать запись разговора с приятелем, а затем прослушать её. Следует выявить все ненужные слова и подсчитать их количество.

Так как мы учимся красиво говорить, нужно постараться избавиться от всех лишних слов. Сделать это довольно непросто. Работа над собой предполагает контролирование каждого сказанного слова. С течением времени получится сделать свою речь правильной.

Избавление от страха перед публикой

Общение перед аудиторией малознакомых слушателей или с коллегами часто омрачается стеснением, волнением, ощущением скованности. Но даже на торжестве высказать вслух поздравление очень сложно. На Дне рождения, свадьбе, юбилее несложно испытать волнение, выступая перед гостями. Мы учимся красиво говорить, поэтому нужно обдумать свою речь заранее, записать её на бумаге. Это позволит её запомнить и лучше выступить перед публикой.

На тему своей деятельности человек часто способен рассказать очень многое. В этом случае формирование словарного запаса осуществляется непроизвольно и за счёт ежедневного повторения похожих фраз и терминов.

Простое упражнение

Для этого упражнения требуется зеркало. Нужно стать перед ним и рассказать о произошедших за день событиях. Разговаривать нужно только с собой, поэтому предпочтительнее находиться дома в одиночестве.

Предпочтительнее записать выступление на видео. Таким образом, при его просматривании можно будет выявить все ненужные и отталкивающие жесты. После этого следует поработать над их устранением. После целенаправленных усилий получится красиво говорить. Упражнения, направленные на улучшение коммуникативных навыков, не требуют большого количества времени. Но работать нужно регулярно и целенаправленно.

Не стоит придерживаться исключительной серьёзности. Следует задуматься о том, каким образом люди будут воспринимать мимику оратора. Выражение лица должно быть в меру официальным и располагающим. Не стоит забывать о приятной лёгкой улыбке. Чтобы достичь результата, нужно посвятить тренировке несколько дней как минимум.

Важность техники речи

Выступление должно звучать красиво. Без улучшения работы речевого аппарата немыслимо повышение уровня речевой культуры. Слушателей не должны раздражать скомканные фразы, несвязная речь, а также проблемы с правильным сочетанием слов. Впечатление от подобной речи, мягко говоря, малоприятное. Смысл сказанного полностью искажается, поэтому слушатели быстро теряют интерес к оратору.

Техника речи должна быть проработана, поэтому нужно укрепить голос и дыхание. При этом огромное значение имеет вырабатывание хорошей дикции и правильного произношения.

Упражнения для развития дыхания предполагают его экономное расходование. Для этой цели можно использовать тексты из художественных книг. Вдохи следует делать после окончания предложений. При этом они не должны быть слышными.

Работа с произношением звуков

Техника речи существенно развивается при выполнении ряда упражнений. Они представлены разнообразными сочетаниями гласных звуков. Например:

  1. и, о, ы, у, э, а.
  2. и-э, и-а, и-о, и-у.
  3. а-о, а-у, а-и, а-ы.
  4. э-о, э-у, э-а, э-и.
  5. у-о, у-и, у-ы, у-а.
  6. о-ы, о-и, о-э, о-у.

Выполнение упражнений состоит в том, чтобы отыскать правильное голосоначало. Оно представляет собой ясные и чистые звуки, произношение которых не требует напряжения. Темп при этом должен быть различным. Выполняя упражнение, голос следует понижать и повышать. Так как говорить красиво и грамотно нужно многим из нас, то предпочтительнее потратить время на регулярное выполнение простых заданий.

Упражнения, улучшающие технику речи, также следует делать с сонорными согласными звуками н, м, в, л, которые сочетаются с гласными э, о, а, и, у, ы. Примеры:

  1. ми, ма, мо, мэ, му, мы.
  2. ли, лу, лэ, ло, лы, ла.
  3. ни, ну, но, нэ, ны, на.
  4. мммомм, мммымм, мммумм.
  5. мммимм, мммамм, мммэмм.
  6. ллломм, лллымм, лллумм.
  7. лллимм, ллламм, лллэмм.
  8. ннномм, нннымм, нннумм.
  9. нннимм, нннамм, нннэмм.

Использование скороговорок

Чтобы улучшить красоту дикции, следует вспомнить о скороговорках. Сначала они должны читаться без участия голоса. Следует лишь совершать правильные движения при помощи языка и губ. Затем упражнение нужно произнести вслух. Темп должен быть выбран абсолютно разный. При этом текст нужно сочетать с правильным дыханием. То есть после прочтения скороговорки нужно делать неслышный вдох.

  1. Купи кипу пик.
  2. Стоит копна с подприкопенком.
  3. Ткет ткач ткань.
  4. Ложечка моя желобовыгибистая.

Что значит красиво говорить, если не владеть своим голосом в совершенстве? Для этого, разумеется, нужно потрудиться. К выполнению упражнений следует относиться с должным вниманием. Но результат оправдает все трудозатраты. Ведь действительно приятно красиво разговаривать на служебных собраниях, корпоративных мероприятиях и просто в кругу знакомых. Нельзя делать себе поблажки, следует относиться к репетициям с должной долей серьёзности. Если упражнение не выполнено правильно, то его нужно повторять до того момента, пока не начнёт получаться.

Надеемся, данная статья оказалась для вас полезной и интересной, и вы узнали, как научиться красиво говорить.

Предлагаем вам практиковать ораторское искусство, упражнения для жестов можно выполнять самостоятельно. Когда вы общаетесь с одним или несколькими собеседниками, оставьте руки свободными и обратите внимание на то, какие жесты вам свойственны. Что делают ваши руки во время разговора, какие движения повторяются чаще остальных? Проанализируйте свои ощущения и поведение, постарайтесь понять, из какой точки начинаются жесты? Как бы вы сами оценили их: это уверенные и широкие движения или мелкие и суетливые, что они могут сказать о вас? Если можно привлечь окружающих – сделайте это, пусть они выскажут свое мнение о жестах оратора в вашем исполнении. В итоге, определите свой уровень умения жестикулировать – эти сведения вам непременно пригодятся.

Ораторское искусство: упражнение «Зеркало»

Его можно назвать ключом к практике грамотного владения жестами. Закрытые и открытые жесты могут быть отшлифованы с его помощью, а суть в следующем:

Ищем образец, который обычно жестикулирует в манере, нам несвойственной, и пытаемся перенять его движения. Прекрасно, если это будет харизматичный лидер и хороший оратор. Если ваши жесты энергичны и быстры, то для «отзеркаливания» нужно выбрать человека спокойного и солидного. Хотя почему человека? Любимый мультперсонаж тоже подойдет! Подобрали образец? Теперь пытаемся копировать его жесты, сначала пусть это будут только жесты рук, подсмотренные за короткое время (полминуты – минуту). Потом увеличиваем временные отрезки, а к движениям рук подключаем походку и мимику. Старайтесь упражняться незаметно для сторонних наблюдателей, на специальном тренинге в кругу единомышленников или дома, при просмотре видео.

В упражнении «Зеркало» возможны варианты, оно поможет не только освоить основные принципы использования жестов , но и потренироваться в применении каждого из них. Так, широту и открытость жестикуляции можно отработать, если принять за образец двух ораторов: симпатичного вам и отталкивающего. Тщательно изучив применение ими жестов, повторяем, заучиваем и запоминаем полюбившиеся движения.

Ораторское искусство: упражнения для симметричности жестов

Недостаток симметричности успешно корректируется практикой, тем более, что упражнений, помогающих выработать красивые, симметричные жесты немало, рассмотрим некоторые из них.

  1. «Левша». Название говорит само за себя – суть упражнения в том, чтобы на пару часов сделать основной ту руку, которая в жестикуляции почти не используется. Делаем левой (или правой) рукой все – моем посуду, держим компьютерную мышку, одеваемся и жестикулируем. Постепенно увеличиваем время «леворукости» и заменяем одну руку другой уже на целый день.
  2. Второе упражнение – это небезызвестное нам «Зеркало», теперь нам нужно постараться повторить все до одного жесты выбранного оратора в зеркальном отражении – он поднял правую руку – мы левую, и наоборот.

Еще одно полезное упражнение называется «пантомима». Оно заключается в сопровождении речи максимумом описательных жестов. Можно его усложнить и для каждого слова в монологе придумать свой жест.

Если ваша проблема — это быстрые, мельтешащие жесты, то поможет упражнение «Король», созданное для формирования солидности и плавности речи и жестикуляции.

Представьте, что вы играете роль короля. Какой он? Какие жесты ему свойственны, какие движения и манера речи? Примеряем царскую осанку и плавность перемещений, манеру спокойно и с достоинством говорить, ведь каждое королевское слово – на вес золота.

Ораторское искусство: упражнения для конгруэнтности

Отработать соответствие жестов их содержанию, то есть конгруэнтность, поможет любое из упражнений, предназначенных для тренировки ораторского мастерства. Можно дополнить наш арсенал тренировок веселым упражнением «Сурдопереводчик» (точнее его обратной версией). Суть его в том, что слушая партнера, мы должны изобразить содержание речи жестами прямо противоположными. А если партнеров под рукой не оказалось, тренируйте креативность при помощи телевизора.


Многие из нас хотели бы обладать ораторским талантом: умение красиво и убедительно разговаривать и представлять свои идеи может значительно улучшить жизнь каждого. Но какие шаги нужно сделать на пути к выдающимся ораторским способностям? Здесь на помощь приходят специальные упражнения.

Запишите свой голос

Возьмите любой текст на 200-300 слов и попробуйте его с выражением прочитать на диктофон. После этого прослушайте запись и выделите ошибки и недочёты. Внимание следует обратить на следующие моменты:

  1. Хватает ли вам воздуха? Сколько вы можете проговорить на одном вдохе? Вы вдыхаете быстро, и это никак не отражается на чтении, или делаете большие неуместные паузы? Какие ещё проблемы с дыханием вы замечаете?
  2. Правильно ли вы расставляете акценты в речи? От того, как вы ставите смысловое ударение, во многом зависит понимание речи слушателями.
  3. Не монотонна ли ваша речь? Речь не должна быть однообразной. Причём повтор одних и тех же интонаций из раза в раз тоже считается однообразием. Даже если вы очень живо прочитаете предложение, но повторите свои интонации в двух-трёх последующих, это будет звучать скучно и безынтересно.
  4. Нет ли у вас проблем с дикцией, произношением? Если есть, то на что следует обратить внимание?

Само по себе это упражнение не развивает никакие ваши навыки, но оно помогает вам определиться с дальнейшими упражнениями. Чтобы избавиться от слабых мест, нужно узнать, где они.

Правильное дыхание

Каждый оратор должен уметь правильно дышать. И в этом вам помогут два упражнения:

Делайте глубокий вдох на протяжении 6 секунд (можете считать про себя или воспользоваться секундомером). На секунду задержите дыхание, после чего делайте медленный выдох на протяжении 8 секунд. Для усложнения можете отсчитывать секунды на выдохе вслух.

Второе упражнение называется «Свеча»: вам необходимо дыханием держать «пламя» в определённом положении. Это достигается равномерным выдохом. Старайтесь удерживать «пламя» как можно дольше. Конечно же, использовать настоящую свечу вовсе не обязательно, но на первых порах вы можете использовать свечку, чтобы понять принцип упражнения.

Артикуляция

Артикуляция – это работа речевого аппарата при произношении. Список упражнений для развития артикуляции вы можете взять .

Очень полезно произносить отдельные звуки. Возьмите алфавит и чётко произносите каждую букву 5-7 раз. Произнося согласные, избегайте добавления к ним каких-либо гласных звуков. Проблемным буквам уделяйте больше внимания.

Перед выступлениями и репетициями всегда разминайте свой речевой аппарат артикуляционными упражнениями.

Дикция

Для её развития вы можете использовать и отдельно труднопроизносимые слова, например, «Эйяфьядлайёкюдль», «покровительствовавшие», «трансцендентный». Стремитесь произносить их не только достаточно быстро, но и без затруднений, свободно.

Подойдите к зеркалу

Ораторское искусство не ограничивается речью. Помимо этого вы должны уметь держать зрительный контакт с аудиторией. Для этого подойдите к зеркалу и начните рассказывать текст своего выступления, глядя себе в глаза.

Ни на пол, ни в потолок, ни в сторону – в глаза. Потом, когда вы научитесь контролировать свой взгляд, не отвлекаясь от своей речи, можете пробовать переводить взгляд (ведь смотреть в одну точку тоже плохо). Наметьте себе зону, в которой якобы сидят слушатели. Во время своего выступления скользите взглядом по воображаемому зрительному залу и следите, чтобы ваш взгляд не уходил в сторону.

Но в выступлении у зеркала есть и другое важное преимущество: вы видите своё лицо. А значит, можете регулировать его выражения. Ваше лицо должно выражать какие-то эмоции, оно не должно быть пассивным. Также оно не должно выражать ваш или неуверенность. Возможно, в некоторых моментах вам нужно выразить какую-то яркую эмоцию – обязательно отрепетируйте её перед зеркалом.

Теперь обратите внимание на другие части тела. Руки должны быть на виду у слушателей, чуть согнуты в локтях (ладони в промежутке от нижней границы рёбер до ключиц). Конечно, допустимы исключения, но держать руки в карманах точно не стоит.

Слушатели считывают , поэтому ваша поза и ваши жесты очень сильно влияют на выступление. Расставьте ноги на ширине плеч, сами плечи расправьте, выпрямьтесь. Даже репетируя дома, всегда следите за каждым своим движением. Учитесь и привыкайте владеть своим телом.

Также не забывайте, что если сцена и формат выступлений вам позволяют немного передвигаться в течение выступления, то лучше делать это. Вообще чем активнее вы себя ведёте на сцене (в пределах разумного, конечно), тем интереснее за вами наблюдать. И это тоже нужно отрабатывать перед зеркалом.

Если есть возможность, записывайте каждое своё выступление на публике. Потом делайте критические заметки типа «здесь я слишком волнуюсь», «этот жест выглядит очень некрасиво», «у меня проблемы с произношением шипящих» и т.д. Исходя из своих наблюдений, делайте коррективы и выполняйте соответствующие упражнения.

Грамотное наблюдение за собой и честное выделение ошибок, с последующей работой над ними, может сделать из вас выдающегося оратора.

Зрительный контакт – одна из ключевых тем на тренинге ораторского искусства. Если во время разговора не смотришь собеседнику в глаза, ни о каком эффективном (да и просто нормальном) общении не может быть и речи.

Смотреть нужно обязательно – это аксиома ораторского искусства. Но остается вопрос, как смотреть. Этой темой в очередной раз заинтересовались ученые – о результатах исследования пишет журнал Royal Society Open Science.
По сути, ученые подтвердили то, что было известно уже давно: взгляд не должен быть ни слишком коротким, ни слишком долгим. Когда человек сразу же отводит глаза, это может восприниматься как недоверие, стеснение или скрытность; в то же время слишком пристальный взгляд заставляет человека чувствовать себя как на допросе.
Но на этих выводах исследователи не остановились. Во время эксперимента участникам показывали видео – актер, смотрящий с экрана на зрителей. В тот момент, когда возникал дискомфорт, добровольцы должны были нажать на кнопку. Это позволило установить примерную продолжительность идеального визуального контакта – 3,3 секунды.
Это, конечно, не говорит о том, что с завтрашнего дня нужно начинать засекать время и брать секундомер на встречи. Главное, не забывать о золотом правиле: естественный взгляд – это когда смотришь в глаза собеседнику, а потом взгляд отводишь, потом снова смотришь и т.д. Отработать этот навык можно как на тренинге ораторского искусства, так и самостоятельно.

Тренинг ораторского искусства — возможность получить базовые знания, отработать ключевые навыки общения, выступления, презентации… Но чтобы эти навыки не остались в стенах аудитории, очень важно стараться сразу же использовать услышанное и увиденное в реальной жизни.

«Но у меня нет большой аудитории для тренировок», — такой аргумент приходится слышать постоянно. Большая аудитория — это, конечно, идеальный вариант, но не единственный. Чтобы отработать основные навыки, которые и составляют ораторское искусство, достаточно двух-трех слушателей. А вот они есть у каждого (если речь не об абсолютно одиноком человеке).

Первое — разумеется, семья: самые близкие люди могу стать идеальными «подопытными кроликами». Хотя бы просто потому что они вынуждены нас терпеть. А если серьезно, им даже понравится, — неоднократно в этом убеждался на примере моих учеников. Итак, возвращаемся с работы и вместо «- Как дела? — Нормально!» рассказываем жене (мужу, маме, папе, сестре, другу…) о том, что интересного произошло за день. Самое главное, чтобы монолог был подготовлен. То есть мы изначально продумываем, что расскажем. Наверное, звучит странно: неужели к разговору с родственниками нужно готовиться? Но в этом как раз и суть: когда мы просто болтаем, обмениваясь короткими предложениями, — это не тренировка. Если же мы выбрали тему, продумали текст (не 2-3 предложения, а хотя бы минутное повествование) — это уже полноценное упражнение.

И самое интересное, что у многих людей благодаря этому упражнению не только совершенствуется ораторское искусство, но и улучшаются отношения в семье. Один из моих учеников рассказывал, что жена к длинным вечерним беседам вначале отнеслась настороженно, не понимая, что происходит: раньше из мужа и слова не вытянешь, а теперь приходит на кухню, часами готов беседовать. Даже спрашивала, не случилось ли что. А потом их посиделки превратились в традицию: и супруги уже не представляют вечера без разговора на кухне.

Еще один парень говорил, что его мама была счастлива, когда он, наконец, стал рассказывать о своей жизни. Как-то она призналась, что раньше очень обижалась, когда тот по телефону произносил только привычное «нормально». Теперь они любят поболтать, причем не только о работе, но и обсудить новости.

Точно так же слушателями могут выступать друзья, коллеги по работе — то есть аудитория есть всегда. Главное, оглянуться.

Флипчарт – конечно, штука полезная, но запросто может убить презентацию. Потому что даже таким, казалось бы, простым инструментом нужно уметь пользоваться – на тренинге ораторского искусства мы обязательно уделяем внимание и этой теме.

Много раз на самых разных презентациях приходилось наблюдать довольно забавные картинки. Например, ведущий динамично рассказывает, аудитория ловит каждое его слово, но… наступает момент, когда нужно что-то изобразить на флипчарте. Оратор берет фломастер, пытается провести прямую линию, но получается волна во время 7-балльного шторма. Он старательно все стирает, снова пробудет изобразить прямую… И все это в полной тишине – слышно только пыхтение «художника», утомившегося после 77-ой попытки. В итоге, то ораторское искусство, которое во время презентации продемонстрировал выступающий, перечеркнуто одной (точнее 77-ю) линиями.

Рисунок во время презентации – то, что нужно обязательно продумать заранее. Причем желательно не использовать слишком сложные схемы, тем более, если не хватает таланта чертежника или художника. Но даже если рисунок простой, всегда лучше потренироваться: изобразить его дома раз 5-6 и убедиться, что справишься с ним даже с закрытыми глазами. Это позволит избежать и еще одной проблемы, которая часто возникает во время презентаций. Выступающий рисует схему, потом говорит: «Ой, не так!» И начинает заново. Потом уже в готовом рисунке что-то меняет, исправляет – и снова молчание, и снова напряженное пыхтение.

Ну а если даже тренировки не помогают и прямые линии никак не ложатся на лист, есть очень простой вариант – заранее тонким карандашом наметить рисунок, а во время презентации просто обвести его фломастером. Многие участники, отрабатывая взаимодействия с флипчартом на тренинге ораторского искусства, выбирают именно такой способ и удивляются, как это они раньше сами до этого не додумались.

В детстве мы обожали игру «Города» – она всегда приходила на помощь, когда от остальных развлечений уставали. На даче вечером садимся на лавочке и начинаем: Москва – Амстердам – Минск – Краснодар – Рига…

Принцип этой игры лег в основу упражнения, которое мы постоянно выполняем на тренингах ораторского искусства. Один из участников произносит любое предложение, например, «Когда поступил в университет, тогда первые и стал задумываться над тем, как научиться говорить красиво». С последнего слова – «красиво» – должен начать свое предложение следующий участник: «Красиво – значит, понятно, логично, эмоционально, а главное, просто». Теперь на «просто»: «Просто потому что без всего этого, без ораторского искусства не добьешься успеха». Для четвертого участника задача – придумать предложение, которое начинается со слова «успех»: «Успех во многом зависит от того, как ты умеешь себя показать, то есть от мастерства самопрезентации».

Идеальный вариант – если получается не просто придумать предложение на определенное слово, но и логично продолжить мысль предыдущего участника тренинга ораторского искусства.

Как-то после корпоративного тренинга ораторского искусства мне написал один из участников: «Я делаю, как вы говорили, выполняю упражнения, но все равно звонки получаются не очень эффективными». Договорились, что побуду рядом, когда он в очередной раз будет беседовать с клиентом по телефону. И вот менеджер набирает очередной номер и быстро-быстро начинает произносить текст. Причем такой спринтерский темп он сохраняет на протяжении всего разговора. После окончания беседы задаю только один вопрос:

— Клиент говорил быстро или медленно?
— Не знаю, как-то не обратил внимание…

В этом и проблема: чтобы собеседнику было комфортно, нужно постараться подстроиться под темп его речи – это одно из базовых правил ораторского искусства. Клиент говорил спокойно, медленно, и вполне возможно, что такой быстрый темп менеджера его просто раздражал. Ну а раздражение – не самое лучшее начало для успешной продажи.

Большинство людей, кстати, подстраиваются интуитивно – это даже и тренировать не нужно. Просто когда с тобой беседуют тихим голосом, ты тоже начинаешь говорить тише; собеседник сбавил темп – поступаешь так же. Если же сама собой подстройка не происходит, ее нужно тренировать. На тренинге ораторского искусства мы используем такое упражнение:

Вот пример. Выделенные предложения читаем медленно, остальные – быстро.

Как научиться говорить красиво? Это очень долгий, длинный путь. Но пройти его можно гораздо быстрее, если ты занимаешься каждый день, если регулярно выполняешь упражнения. И пусть не все получается с первого раза, пусть ораторское искусство не постигается за один день, нужно спокойно двигаться к своей цели. Нужно быть настойчивым и упрямым, стремиться вперед, не замечая преграды. И тогда уже совсем скоро окружающие заметят изменения и уже у тебя начнут спрашивать: «Как научиться говорить красиво?»

Как часто приходится наблюдать (в том числе на тренингах ораторского искусства) выступления, которые могли бы стать отличными, но провалились, только потому что оратор не смотрел на слушателей! Успешной речи без зрительного контакта быть не может. Во-первых, аудитория воспринимает бегающие глаза или взгляд в пол/потолок как признак неуверенности в себе. Во-вторых, когда не смотришь на слушателей, не может быть полноценного эмоционального посыла, потому что эмоция следует именно за взглядом: смотришь в стенку – туда она и отправится.

Поэтому если приходится выступать перед аудиторией, зрительному контакту уделить внимание нужно обязательно. Это одна из основных составляющих ораторского искусства. Начинаем с диагностики: сами себе отвечаем на несколько вопросов.

  1. Когда я общаюсь с человеком один на один, смотрю ли я ему в глаза?
  2. Когда я иду по улице, не отвожу ли я испуганно взгляд, встретившись с кем-то глазами?
  3. Смотрю ли я на слушателей, когда выступаю перед аудиторией?
  4. Если смотрю, то замечаю ли лица или взгляд просто скользит по рядам?

Теперь по порядку.

  1. Конечно, во время диалога в глаза собеседнику смотреть нужно — об этом написано во всех книгах о том, как научиться говорить красиво. Понятно, что не пялится все время: естественное поведение – это когда мы смотрим в глаза, потом отводим взгляд, потом опять смотрим в глаза… Если так не получается, приступаем к тренировке. И здесь единственный вариант – себя заставить. Вначале сложно, не очень комфортно, но со временем такой зрительный контакт становится привычным.
  2. Пугаться, встретившись с прохожим взглядом, тоже не нужно. Нормальное поведение: смотрю на человека, а потом спокойно перевожу взгляд не в землю, а вперед – в направлении движения.
  3. Если во время выступления оратор смотрит в пол или потолок, нужно заставить себя обратить взгляд на аудиторию. Здесь только первый шаг сложный — так говорят все участники тренингов ораторского искусства. Потому что сделав его, понимаешь: ничего страшного в глазах слушателей нет.
  4. Зачастую выступающий вроде и смотрит на аудиторию, но при этом его взгляд бегает с лица на лицо. В итоге, и он не замечает конкретных слушателей, и те, в свою очередь, не чувствуют, что оратор обращается именно к ним. А главное, повторюсь, это считывается аудиторией как признак неуверенности в себе. Решаем эту проблему так же, как и предыдущие – заставляем себя посмотреть в глаза одному из слушателей (при этом рассказываем именно ему!), потом – второму, потом – третьему. Обычно на каждом человеке мы задерживаемся на 2-3 секунды. Но многим вначале проще увеличить это время до 5 секунд, чтобы избежать скользящего взгляда, а уже потом, когда визуальный контакт станет привычным, можно свободно регулировать временной промежуток.

Носки под углом 30 градусов, вектор силы от груди, одна нога чуть впереди, на нее – 60% веса тела… Это о классической позе оратора, описание которой кочует из статьи в статью. Все, конечно, правильно: классика есть классика. Но!

Как-то на наш тренинг ораторского искусства в Минске пришел 30-летний парень: широченные плечи, штаны цвета хаки, берцы. Во время выступления ноги у него были на одной линии, на ширине плеч, и мне бы в голову не пришло просить его одну ножку поставить чуть вперед, потом создать уголочек 30 градусов и в придачу, как написал один из авторов, подкорректировать позу «микродвижениями, причем не более, чем на несколько сантиметров». Представляю, как забавно бы это выглядело.

Поза этого парня – часть его (хотел написать «имиджа», но к нему это слово явно не походит) образа. Настоящий, стопроцентный мужик! И этим он привлекателен: мужская часть слушателей смотрит на него с уважением, женская – с восторгом. Так зачем вмешиваться и пытаться навязать ему что-то «правильное»?!

Или еще один пример. В статьях о том, как научиться говорить красиво, пишут, что нужно в большей степени опираться на переднюю ногу, как бы подаваясь навстречу аудитории. Если сделать наоборот, то возникнет ощущение, что вы отклоняетесь от слушателей, словно отстраняетесь от них. И опять все верно, но! Вот на фото Стив Джобс во время презентации: стоит, чуть отклонившись назад. И что? Разве создается ощущение, что кто-то от кого-то отстранился?!

Секрет правильной позы прост! Выступающему должно быть комфортно – это главный критерий. Так что, задумываться о своей позе стоит, если, например, не знаешь, куда деть руки, если ноги все время двигаются в произвольном направлении и никак не можешь их контролировать. В подобных случаях нужно попробовать разные варианты, и, возможно, как раз классический окажется самым подходящим.

А когда тело само знает, как ему себя вести, лучше не мешать.

Мне много раз приходилось бывать на самых разных научных конференциях. Слушаешь человека пятнадцать минут, внимательно слушаешь, но ответить потом, что хотел сказать оратор, не получается. А все потому что автор сам для себя не осознал, что он хочет сказать. Он выбрал тему, написал работу, но не сделал главного – не сформулировал в одном предложении основную идею выступления.

Научиться это делать и призвано упражнение «Главная мысль» – кстати, на тренингах ораторского искусства мы выполняем его регулярно. Итак, выбираем фильм и пытаемся в одном предложении рассказать, о чем он. Причем вариантов должно быть много, ведь на сюжет можно посмотреть с разных сторон.

Например, «Ирония судьбы». О чем это кино? Это история о том, как случай может полностью изменить жизнь. Или пропаганда алкоголя: напился – и получил красавицу-жену, да еще и с квартирой. Или просто новогодняя сказка, которая стала таким же атрибутом Нового года, как мандарины и оливье. Вариантов может быть несколько десятков.

Таким образом, вот и еще один ответ на вопрос, как научиться говорить красиво, – всегда нужно четко понимать, зачем ты вышел к аудитории. И это понимание должно выражаться в одном простом предложении.

А вот и еще один ответ на вопрос «Как научиться говорить красиво?». Красиво – это эмоционально, это ярко, это немонотонно.

Как раз с этим у многих и возникают проблемы. Человек не умеет менять темп, интонацию – в итоге, слушатели, даже очень заинтересованные, через пару минут (а то и раньше) начинают отвлекаться. Потому что ничего не цепляет, монотонная речь убаюкивает. А если аудитория не слушает, то о каком ораторском искусстве может идти речь?!

Наша задача – разбить монотонность, заставить себя правильно использовать паузы, четко расставлять логические ударения. Одно из упражнений, помогающих с этой задачей справиться, – «Музыка слов». Включаем красивую мелодию и пытаемся под нее читать разные тексты. При этом музыка не звучит параллельно, она становится частью чтения, мы четко ловим такты, чтобы они идеально совпадали с фразами.

Начать можно со стихов, а уже потом то же самое делать с текстами на самые разные темы. Упражнение заставляет уйти от монотонности, потом этот навык переносится и на другие выступления (уже без музыки) – и мы становимся на шаг ближе к тому, что называется «ораторское искусство».

«Как научиться говорить красиво?» — именно с таким вопросом большинство людей приходит на тренинг ораторского искусства. При этом под «говорить красиво» многие подразумевают «как в книгах». Но книги – это, во-первых, письменная речь, которая живет по совсем другим законам: писать и говорить – абсолютно разные вещи. Во-вторых, когда человек хочет говорить, как герои книг, он чаще всего имеет в виду классическую литературу. Но написаны эти произведения были много лет назад, с тех пор мир изменился, люди изменились, язык изменился. Говорить сегодня языком классики – это как пользоваться почтовыми голубями вместо телефона и Интернета.
Но это не значит, что не нужно стараться научиться говорить красиво. Нужно, конечно! Просто важно понимать, что красиво – не значит, сложно, витиевато. Красиво – это четко, последовательно, логично, эмоционально…

И просто! Это не говорит о том, что нужно использовать предложения из трех слов, — речь о другом: выражаться нужно так, чтобы тебя сразу понимали, чтобы мысль была определенная и ясная. Это и есть современное ораторское искусство.

Научиться даже сложные мысли выражать просто поможет упражнение «Проще не бывает». Берем классическое произведение, читаем отрывок и пытаемся пересказать его своими словами. Например, фрагмент из романа «Война и мир» Льва Толстого.

«Когда он в первый день, встав рано утром, вышел на заре из балагана и увидал сначала темные купола, кресты Ново-Девичьего монастыря, увидал морозную росу на пыльной траве, увидал холмы Воробьевых гор и извивающийся над рекою и скрывающийся в лиловой дали лесистый берег, когда ощутил прикосновение свежего воздуха и услыхал звуки летевших из Москвы через поле галок и когда потом вдруг брызнуло светом с востока и торжественно выплыл край солнца из-за тучи, и купола, и кресты, и роса, и даль, и река, все заиграло в радостном свете, – Пьер почувствовал новое, не испытанное им чувство радости и крепости жизни.
И чувство это не только не покидало его во все время плена, но, напротив, возрастало в нем по мере того, как увеличивались трудности его положения.
Чувство это готовности на все, нравственной подобранности еще более поддерживалось в Пьере тем высоким мнением, которое, вскоре по его вступлении в балаган, установилось о нем между его товарищами. Пьер с своим знанием языков, с тем уважением, которое ему оказывали французы, с своей простотой, отдававший все, что у него просили (он получал офицерские три рубля в неделю), с своей силой, которую он показал солдатам, вдавливая гвозди в стену балагана, с кротостью, которую он выказывал в обращении с товарищами, с своей непонятной для них способностью сидеть неподвижно и, ничего не делая, думать, представлялся солдатам несколько таинственным и высшим существом. Те самые свойства его, которые в том свете, в котором он жил прежде, были для него если не вредны, то стеснительны – его сила, пренебрежение к удобствам жизни, рассеянность, простота, – здесь, между этими людьми, давали ему положение почти героя. И Пьер чувствовал, что этот взгляд обязывал его».

Иллюстрация: kinopoisk.ru.

  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_validate() should be compatible with views_handler::options_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_submit() should be compatible with views_handler::options_submit($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter_boolean_operator::value_validate() should be compatible with views_handler_filter::value_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_boolean_operator.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_style_default::options() should be compatible with views_object::options() in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_style_default.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_validate() should be compatible with views_plugin::options_validate(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_submit() should be compatible with views_plugin::options_submit(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Declaration of views_handler_argument::init() should be compatible with views_handler::init(&$view, $options) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_argument.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.

Поэтами рождаются, ораторами делаются

Цицерон

Знаменитое изречение Цицерона открывает великую истину. Всему можно научиться.

Дар красноречия не дается от рождения, он приобретается, благодаря упорному труду и постоянным тренировкам.

Таким образом, чтобы по-настоящему постичь ораторское искусство, упражнения и тренировки должны быть систематическими и постоянными. Специалисты рекомендуют проводить их не менее одного раза в неделю.

Умелого владения речью и свободного выражения мыслей можно добиться с помощью не очень сложных, но регулярных упражнений. Рекомендуется выполнять их 20-30 раз в течение дня.

Громкое чтение вслух

Взяв любую газетную или журнальную статью, нужно читать ее вслух громко, обращаясь к воображаемой аудитории. При чтении необходимо стараться немного забегать вперед, запоминая написанное небольшим отрывком, чтобы затем воспроизвести его.

Воспроизведение смысла прочитанного

Отрывок, состоящий из двух-пяти предложений, прочитывается и пересказывается. При этом преследуется цель - запоминать детали, для чего используется по возможности дословный пересказ. Необходимо пытаться формулировать мысли и речь, рассказывая прочитанное своими словами.

Развитие речевого мышления

Приемы ораторского искусства включают в себя такое понятие, как «речевое мышление», конкретно это означает, что предложение или фраза строятся на основе ключевых слов или ключевых предложений. Эти слова побуждают оратора строить предложения и раскрывать мысль вокруг основных ключевых слов.

Таким образом, ключевые слова становятся некими неподвижными точками, вокруг которых происходит свободное движение других слов. Менеджер находит точки опоры и «вращает» вокруг них мысль в разных формулировках. Находить эти ключевые слова и их новые формулировки и есть то самое занятие в данном упражнении.

Модификацией этого упражнения служит еще одно: прочитать вслух половину предложения и продолжить его своими словами. Здесь же полезен тренинг на дефиницию — формулировку понятий. Данное упражнение позволит менеджеру, как и любому оратору, научиться, как можно более конкретно формулировать определение предмета, выявляя и определяя его сущность точно, ясно и емко.

Рассказывание историй

Взяв любую историю, анекдот или заметку необходимо рассказать их ярко, живо, образно и увлекательно. Это может быть история жизни или одного прожитого дня. Например, один день из жизни менеджера. Для длинного рассказа можно мысленно разработать краткий план.

Начало рассказа или истории всегда должно быть интригующим, заинтересовывающим и иметь оттенок напряжения. Во время кульминации рассказа напряжение достигает пика, а окончание истории дает слушателю возможность расслабиться и перевести дыхание, при этом, напряжение спадает.

Не стоит заострять внимание на ошибках или заминках в речи. Скорее всего, слушатели не заподозрят в них произвольных пауз, поэтому те будут выглядеть естественно. Но после все же стоит позаботиться и устранить возникшие помехи.

Перефразирование делового сообщения

Задание заключается в том, чтобы воспроизвести в свободной форме своими словами суть и содержание газетной заметки или статьи на основе выбранных из нее ключевых слов. Статья перефразируется несколько раз. При этом необходимо сжать ее содержание, уместив в одно предложение и расширить его, добавив собственное мнение.

Речь должна быть связной, плавной, без вынужденных и неоправданных задержек, пауз. В упражнении необходимо добиться перефразирования хотя бы десяти предложений. К этому же упражнению можно отнести описание картины и изображенных на ней образов, деталей, взаимных связей между ними.

Тематическое сообщение

Выбрав какую-либо тему, например, хобби, необходимо сделать пятиминутное сообщение по этой теме. Обращаясь к воображаемым слушателям, нужно чередовать, произнося речь один раз вслух, а другой раз — мысленно, про себя.

В упражнении лучше придерживаться следующей тактики: в начале сообщения использовать ключевые слова, а заканчивать его в свободной форме. При этом не стоит сосредотачиваться на правильности построения фраз, а сделать акцент на плавном и спокойном течении речи. Если произошла ошибка в сказанном слове или предложении, не останавливаться, спокойно закончить предложение. Для того чтобы отследить ошибки, лучше наговаривать сообщение на диктофон.

Ораторское мастерство и искусство речи, упражнения риторики подразумевают постоянное пополнение словарного запаса. Это очень важная часть тренировки. Богатый лексикон поможет сделать язык, речь и ее стиль разнообразным и уникальным.

Изучение речи других ораторов

Наблюдение, слушание и постоянное изучение речи других ораторов — хорошая практика. Слушая доклады, дискуссии, передачи, проповеди, менеджеру следует анализировать услышанное с позиции содержания и с позиции характеристики речи.

К первой позиции относится анализ подачи содержания, соответствия плану, логичность изложения, образность, стилистические приемы. Ко второй принадлежат оценка силы голоса, высоты тембра, ударения, насколько плавно оратор произносит речь, его артикуляции и жестикуляции.

Анализ речи

Слушать речи ораторов, известных политиков, знаменитых личностей, приняв за основу анализа риторические средства — одно из полезных и эффективных тренингов. При этом следует обращать внимание на:

  • то, как оратор делает вступление и заключение;
  • употребляет сравнения;
  • образность речи;
  • наличие повторов, преувеличений и противопоставлений;
  • игру слов.

При этом непременно нужно замечать то, где и как происходит увеличение напряжения речи и его спад, а также следить за другими средствами воздействия речи, употребляемыми оратором.

Практика через дискуссии

Самым эффективным методом были и остаются практические упражнения, ораторское мастерство оттачивается на дискуссиях. Можно начать практиковаться в кругу друзей или коллег, лишь кратковременно вступая в полемику и высказываясь по поводу тех или иных вопросов.

Такая практика поможет постепенно перейти к выступлениям перед более широкой и менее знакомой аудиторией. Менеджер или торговый агент должен учиться говорить, дискутировать, выслушивать оппонентов и отстаивать свою точку зрения.

Выступление с докладом

Вот и подошло время настоящего выступления или первой серьезной речи. Подготовка самостоятельного делового сообщения — еще один способ, как развить ораторское искусство. При подготовке делового сообщения лучше выбрать хорошо знакомую тему.

На протяжении подготовки, а также в процессе всего выступления, необходимо постоянно задаваться вопросом, какими риторическими средствами можно дополнить речь, чтобы она выглядела наглядно, органично, пластично и доступно. Может быть, нужно представить аудитории карты, схемы или графики.

Нужно постараться сделать привлекательное и несухое начало, чтобы слушатели с первых слов начинали вслушиваться в речь и приходили в состояние напряженного внимания. Для этого менеджер или торговый агент должен постоянно ставить себя на место слушателя.

Например, голые цифры не будут говорить слушателю о многом, но если предоставить наглядный пример и связать эти цифры с жизнью, они оживут, обретут «плоть и кровь», заденут, затронут, тогда слова будут цеплять. А ведь этого и должен добиться оратор.

Пользуясь техникой побуждения к размышлению, хорошим началом будет неожиданный вопрос или утверждение. Это вызовет в слушателе, во-первых, интерес, во-вторых, даст толчок поразмышлять над услышанным. По мере того, как менеджер или любой другой оратор будет приводить факты, необходимо также и давать решение обсуждаемой проблемы, если в речи таковая затрагивается.

Если в докладе или деловом сообщении менеджер начинает приводить свое личное мнение, значит, он перешел к речи с выражением мнения. В таком случае необходимо разграничивать, что относится к деловому сообщению, а что является личным мнением и интерпретируется собственно докладчиком.

Выразительная речь — должна стать одним из основных инструментов не только мастеров красноречия, но и каждого торгового агента или менеджера. Развивать риторические способности необходимо постоянно. Помогут усовершенствовать ораторское искусство упражнения видео онлайн.