Какие элементы составляют экономическую основу местного самоуправления. Понятие экономической основы местного самоуправления, её состав. Создание муниципальной и других форм собственности

Должностная инструкция монтера пути 3-го разряда

УТВЕРЖДАЮ



М.П.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ монтера пути 3-го разряда 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность монтера пути 3-го разряда "______________" (далее - "Организация").
1.2. Монтер пути 3-го разряда назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Организации.
1.3. Монтер пути 3-го разряда подчиняется непосредственно _____________.
1.4. На должность монтера пути 3-го разряда назначается лицо, имеющее ________ профессиональное образование и стаж работы по специальности ____ лет (без предъявления требований к стажу работы).
1.5. Монтер пути 3-го разряда должен знать:
- виды материалов для устройства верхнего строения пути;
- нормы содержания пути с деревянными шпалами;
- правила регулирования положения конструкций верхнего строения пути (кроме скоростных участков и участков на железобетонном основании);
- способы и приемы производства работ с применением ручного электрифицированного, пневматического инструмента общего назначения и гидравлических приборов;
- правила содержания гидравлических приборов;
- порядок ограждения мест производства работ установленными сигналами;
- способы и приемы выполнения работ при сооружении земляного полотна с применением ручного инструмента и приспособлений;
- способы строповки рельсов, пакетов, шпал, брусьев и контейнеров со скреплениями.
1.6. В своей деятельности монтер пути 3-го разряда руководствуется:





1.7. В период временного отсутствия монтера пути 3-го разряда его обязанности возлагаются на ____________________.

2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Монтер пути 3-го разряда осуществляет выполнение простых работ по монтажу, демонтажу и ремонту конструкций верхнего строения пути.
Смазка и подтягивание стыковых болтов.
Погрузка, выгрузка и раскладка шпал, брусьев, рельсов и звеньев рельсошпальной решетки с помощью кранов.
Укладка шпал по эпюре.
Сверление отверстий в шпалах электроинструментом.
Одиночная замена элементов рельсошпальной решетки.
Выгрузка балласта из полувагонов.
Регулировка рельсовых зазоров гидравлическими разгоночными приборами.
Регулировка рельсошпальной решетки в плане гидравлическими рихтовочными приборами.
Выправка пути по ширине колеи и уровню.
Монтаж рельсовых стыков.
Ограждение мест производства работ сигнальными знаками.
Отделка балластной призмы.
Закрепление болтов.
Добивка костылей на перегоне.
Ремонт шпал в пути и в местах складирования.
Устройство прорезей и шлаковых подушек.
Замена балласта ниже подошвы шпал.
Укладка звеньев рельсошпальной решетки на земляное полотно с помощью путеукладчиков.
Обслуживание шпалопитателя звеносборочной линии.

3. ПРАВА
Монтер пути 3-го разряда имеет право:



4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Монтер пути 3-го разряда несет ответственность:


5. УСЛОВИЯ РАБОТЫ
5.1. Режим работы монтера пути 3-го разряда определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Организации.
5.2. В связи с производственной необходимостью монтер пути 3-го разряда обязан выезжать в служебные командировки (в т.ч. местного значения).



инструкцию)

"___"__________ ___ г.

СОГЛАСОВАНО:

Начальник юридического отдела

(подпись) (Ф.И.О.)

"___"__________ ___ г.


(подпись) (Ф.И.О.)

"___"__________ ___ г.

Должностная инструкция монтера пути 4-го разряда

Составлена в _____ экз. Утверждаю
_______________________________
(инициалы, фамилия)


______________
_________________________________ _______________________________
(наименование работодателя, (руководитель или иное лицо,
его организационно-правовая уполномоченное утверждать
форма, адрес, телефон, адрес должностную инструкцию)
электронной почты, ОГРН, ИНН/КПП)

"__"___________ ____ г. N _____ "__"___________ ____ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ монтера пути 4-го разряда 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность монтера пути 4-го разряда "________________" (далее - "Организация").
1.2. Монтер пути 4-го разряда назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом Руководителя Организации.
1.3. Монтер пути 4-го разряда подчиняется непосредственно _______________________ Организации.
1.4. На должность монтера пути 4-го разряда назначается лицо, имеющее _________________ профессиональное образование и стаж работы по специальности _____ лет (без предъявления требований к стажу работы).
1.5. Монтер пути 4-го разряда должен знать:
- нормы содержания пути на участках с железобетонными шпалами, плитами и блоками;
- устройство и требования, предъявляемые к содержанию пути на участках с рельсовыми цепями и автоблокировкой;
- правила производства работ по монтажу, демонтажу и регулированию положения конструкций верхнего строения пути с применением электрического и пневматического инструмента и механизмов;
- устройство, правила эксплуатации электрорельсорезных, электросверлильных станков и путевого электрического и пневматического инструмента;
- правила регулировки положения конструкций верхнего строения пути на участках с железобетонным основанием.
1.6. В период временного отсутствия монтера пути 4-го разряда его обязанности возлагаются на __________________________.

2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Монтер пути 4-го разряда осуществляет:
Выполнение работ средней сложности по монтажу, демонтажу и ремонту конструкций верхнего строения пути.
Крепление рельсов к шпалам и брусьям вручную и костылезабивателями.
Крепление рельсов к подкладкам клеммными болтами при раздельном скреплении.
Резка рельсов электрорельсорезными станками.
Сверление отверстий в рельсах электросверлильными станками.
Крепление подкладок к железобетонным шпалам шуруповертами и электроключами.
Регулировка рельсовых зазоров гидравлическими разгоночными приборами на участках пути с железобетонными шпалами, плитами и блоками.
Регулировка положения рельсошпальной решетки в плане гидравлическими рихтовочными приборами на участках пути с железобетонными шпалами.
Промер и выправка пути по ширине колеи и уровню на участках с железобетонными шпалами, плитами и блоками с применением гидравлического и электрического инструмента и на участках с деревянными шпалами с применением электрического инструмента.
Одиночная замена элементов рельсошпальной решетки на участках с железобетонными шпалами, плитами и блоками.
Содержание в исправности и ремонт рельсовой цепи автоблокировки.
Сборка и разборка промежуточных и стыковых рельсовых скреплений с помощью электроинструмента.
Монтаж и демонтаж железобетонного настила переезда, изолированных рельсовых стыков и водоотводного железобетонного лотка.
Осмотр и содержание стрелочных переводов. Одиночная замена дефектных деталей скрепления на стрелочных переводах.

3. ПРАВА
Монтер пути 4-го разряда имеет право:
3.1. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности монтера пути 4-го разряда.
3.2. Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения оперативных вопросов производственной деятельности, входящих в компетенцию монтера пути 4-го разряда.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Монтер пути 4-го разряда несет ответственность за:
4.1. Невыполнение своих функциональных обязанностей.
4.2. Недостоверную информацию о состоянии выполнения работы.
4.3. Невыполнение приказов, распоряжений и поручений Руководителя Организации.
4.4. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности Организации и ее работникам.
4.5. Необеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

5. УСЛОВИЯ РАБОТЫ
5.1. Режим работы монтера пути 4-го разряда определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Организации.
5.2. В связи с производственной необходимостью монтер пути 4-го разряда обязан выезжать в служебные командировки (в т.ч. местного значения).
5.3. В соответствии с _______________ работодатель проводит оценку эффективности деятельности монтера пути 4-го разряда. Комплекс мероприятий по оценке эффективности утвержден _____________________ и включает в себя:
- ___________________________
- ___________________________
- ___________________________

Должностная инструкция разработана на основании _______________________
__________________________________________________________________________.
(наименование, номер и дата документа)

Руководитель структурного
подразделения
_____________________________ _____________________
(инициалы, фамилия) (подпись)

"__"___________ ____ г.

Согласовано:
юридическая служба
_____________________________ _____________________
(инициалы, фамилия) (подпись)

"__"___________ ____ г.

С инструкцией ознакомлен:
(или: инструкцию получил)
_____________________________ _____________________
(инициалы, фамилия) (подпись)

"__"___________ ____ г.

Должностная инструкция монтера пути 5-го разряда

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель "_________________"
_________________ (____________)
"___"___________________ ____ г.
М.П.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ монтера пути 5-го разряда 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность монтера пути 5-го разряда "______________" (далее - "Организация").
1.2. Монтер пути 5-го разряда назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Организации.
1.3. Монтер пути 5-го разряда подчиняется непосредственно ______________.
1.4. На должность монтера пути 5-го разряда назначается лицо, имеющее ________ профессиональное образование и стаж работы по специальности ____ лет (без предъявления требований к стажу работы).
1.5. Монтер пути 5-го разряда должен знать:
- конструкцию, нормы содержания бесстыкового пути и стрелочных переводов;
- правила производства монтажа бесстыкового пути;
- требования, предъявляемые к качеству укладки верхнего строения пути.
1.6. В своей деятельности монтер пути 5-го разряда руководствуется:
- нормативными актами по вопросам выполняемой работы;
- Правилами внутреннего трудового распорядка;
- приказами и распоряжениями руководителя Организации, непосредственного руководителя;
- настоящей должностной инструкцией;
- правилами по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защите.
1.7. В период временного отсутствия монтера пути 5-го разряда его обязанности возлагаются на ___________.

2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Монтер пути 5-го разряда осуществляет выполнение сложных работ по монтажу, демонтажу и ремонту конструкций верхнего строения пути.
Подбор рельсов по длине и проверка укладки их по угольнику и шаблонам.
Регулировка положения концов сварных рельсовых плетей бесстыкового пути.
Замена дефектного участка рельсовой плети бесстыкового пути.
Регулировка рельсошпальной решетки в плане гидравлическими приборами на участках пути с железобетонными плитами и блоками.
Промер и выправка пути по ширине колеи и уровню на участках пути с железобетонными плитами и блоками.
Регулировка пути на пучинистых местах.
Ввод рельсовых плетей в расчетный интервал температур на бесстыковом пути.
Исправление просадок пути подсыпкой.
Монтаж и установка контррельсов.
Монтаж и демонтаж уравнительных приборов.
Монтаж противоугонных устройств.
Одиночная замена элементов рельсошпальной решетки на участках бесстыкового пути.

3. ПРАВА
Монтер пути 5-го разряда имеет право:
3.1. Требовать от руководства Организации оказания содействия в исполнении своих обязанностей.
3.2. Знакомиться с проектами решений руководства Организации, касающимися его деятельности.
3.3. Вносить предложения руководителю Организации и непосредственному руководителю по вопросам своей деятельности.
3.4. Получать служебную информацию, необходимую для выполнения своих обязанностей.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Монтер пути 5-го разряда несет ответственность:
4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в соответствии с действующим трудовым законодательством.
4.2. За правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности, - в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством.
4.3. За причинение материального ущерба - в соответствии с действующим законодательством.

5. УСЛОВИЯ РАБОТЫ
5.1. Режим работы монтера пути 5-го разряда определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Организации.
5.2. В связи с производственной необходимостью монтер пути 5-го разряда обязан выезжать в служебные командировки (в т.ч. местного значения).

_________________________________ _____________ _______________________
(должность лица, разработавшего (подпись) (Ф.И.О.)
инструкцию)

"___"__________ ___ г.

СОГЛАСОВАНО:

Начальник юридического отдела
(юрисконсульт) ____________ _______________________________
(подпись) (Ф.И.О.)

"___"__________ ___ г.

С инструкцией ознакомлен: _____________ ____________________
(подпись) (Ф.И.О.)

"___"__________ ___ г.

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Моториной Е.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства материалы дела по иску публичного

акционерного общества «Волгоградэнергосбыт» (ИНН 3445071523, ОГРН 1053444090028,

400001, г. Волгоград, ул. Козловская, 14) в лице Волжского управления к обществу с

ограниченной ответственностью «Первая жилищная компания» (ИНН 3435911981, ОГРН

1123435005539, 404121, Волгоградская область, город Волжский, улица им Генерала

Карбышева, 5А) о взыскании задолженности в размере 50 000 руб., без вызова сторон

Публичное акционерное общество «Волгоградэнергосбыт» (далее ПАО

«Волгоградэнергосбыт», истец) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области

с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Первая жилищная компания»

размере 50000 руб.

Дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Исковые требования мотивированы не своевременной оплатой ответчиком

поставленного ресурса.

Ответчик в отзыве на заявление объема и факта поставки ресурса не оспаривал,

ходатайствовал о снижении размера подлежащей взысканию госпошлины до

максимального размера.

До вынесения решения по делу, истец в порядке ст. 49 АПК РФ увеличил исковые

требования до 344 073,43 рублей.

Уточненные требования приняты судом к рассмотрению определением от

Изучив представленные доказательства, оценив фактические обстоятельства дела,

Установил:

Между ПАО «Волгоградэнергосбыт» (Гарантирующий поставщик) и ООО «Первая

ЖК» (Покупатель) заключен договор энергоснабжения № 2014234/15 от 25.05.2015.

Согласно п. 1.1 договору, истец принял на себя обязательство осуществлять

продажу электрической энергии Покупателю в точках поставки, определенных

Приложению 3 (3а) к договору, а также самостоятельно или через привлеченных третьих

лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно

связанные с процессом снабжения энергией Покупателя, а Покупатель обязуется

оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги.

Договорной объем потребления электрической энергии (мощности) на год с

разбивкой по месяцам и уровням напряжения определен приложением 1 к договору.

В пунктах 7.2 договора установлено, что оплата приобретенной энергии

осуществляется Покупателем в срок до 15 числа месяца, следующего за расчетным, на

основании акта приема-передачи. Расчетным периодом является один календарный месяц.

Решил:

Ходатайство ответчика об уменьшении размера государственной пошлины

удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Первая жилищная

компания» (ИНН 3435911981, ОГРН 1123435005539, 404121, Волгоградская область,

город Волжский, улица им Генерала Карбышева, 5А) в пользу публичного акционерного

общества «Волгоградэнергосбыт» (ИНН 3445071523, ОГРН 1053444090028, 400001, г.

Волгоград, ул. Козловская, 14) в лице Волжского управления основной долг по договору

энергоснабжения №2014234/15 от 25.05.2015 в сумме 344 073 руб. 43 коп. за расчетный

период ноябрь 2018г., расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в срок, не

превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, путем подачи апелляционной

жалобы в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд

Волгоградской области.

Судья Е.В. Моторина

84RS0001-01-2019-000101-19

Именем Российской Федерации

РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ

Дудинский районный суд Красноярского края, в составе председательствующего -судьи Улановой О.К., рассмотрев в порядке упрощенного производства гражданское дело №2-184/2019 по иску прокурора Таймырского района в интересах Волошиной Светланы Федоровны к Таймырскому муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида «Сказка» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы и денежной компенсации за нарушение сроков выплаты,

Руководствуясь статьей 232.4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Исковые требования прокурора Таймырского района в интересах Волошиной Светланы Федоровны к Таймырскому муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида «Сказка» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы и денежной компенсации за нарушение сроков выплаты удовлетворить.

Взыскать с Таймырского муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Сказка» (647000, Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий район, г.Дудинка, ул.Матросова, дом 10 «В», ИНН 8401010770, КПП 840101001, ОГРН 1048400003200), в пользу Волошиной Светланы Федоровны, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженки, гражданки Российской Федерации, зарегистрированной по месту жительства по адресу: :

Недоначисленную и невыплаченную заработную плату:

за июль 2018 года в размере 5682 руб. 47 коп.,

за август 2018 года в размере 7353 руб. 77 коп.,

за июль 2018 года в размере 434 руб. 71 коп.,

за август 2018 года в размере 448 руб. 58 коп.;

а всего 13 919 (тринадцать тысяч девятьсот девятнадцать) руб. 53 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение пятнадцати дней, со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения суда по заявлению лиц, участвующих в деле, их представителей - со дня принятия решения в окончательной форме.

Разъяснить сторонам, что ходатайство об изготовлении мотивированного решения может быть подано в течение 5 дней с момента подписания резолютивной части.

Решение суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не поданы апелляционные жалоба, представление.

Судья О.К. Уланова

В соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Самостоятельность органов самоуправления должна опираться на экономическую основу в виде земли и природных ресурсов, муниципальных предприятий, иных объектов местного хозяйства, создающих источники местных доходов. Вместе с тем реформирование системы местного самоуправления на принципах самоорганизации, самообеспечения предполагает активную работу по расширению финансирования муниципальной экономики, поиску новых источников финансовой поддержки экономических программ муниципальных образований.

Наличие собственной экономической основы дает возможность муниципальным образованиям эффективно использовать принадлежащее им имущество. Муниципальный бюджет должен служить укреплению экономической самостоятельности муниципального образования, активизации его хозяйственной деятельности, позволяет развивать инфраструктуру на подведомственной территории, выявлять и использовать резервы финансовых ресурсов. А категория имущественных прав муниципальных образований, включенная в понятие экономической основы местного самоуправления Федеральным законом 2003 г., предполагает - в рамках закона - их участие в хозяйственном обороте, выпуск ценных бумаг, привлечение объектов государственной и иных форм собственности для решения задач местного самоуправления.

Формирование экономической основы местного самоуправления тесно связано с общеэкономическими преобразованиями в Российской Федерации. На начальном этапе экономических реформ их нормативная база была весьма бедной. В основном для проведения мероприятий по внедрению и развитию рыночных отношений использовалось союзное и зарождающееся новое российское законодательство (Законы РСФСР от 24 декабря 1990 г. "О собственности в РСФСР", от 25 декабря 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности", от 21 ноября 1990 г. "О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям", постановление Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республики в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и др.)

Далее формируются более стабильные правовые основы регулирования экономической деятельности в Российской Федерации в целом и применительно к местному самоуправлению. В этом плане особо надо выделить Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества" (действует в ред. от 1 декабря 2007 г.). На уровне субъектов РФ появились акты о формировании, управлении и распоряжении муниципальной собственностью, о поддержке предпринимательства. Важное значение имело принятие Налогового кодекса РФ и Бюджетного кодекса РФ, а непосредственно для местного самоуправления - Федерального закона 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федерального закона 1997 г. "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации". Федеральный закон 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" учитывает опыт предшествующего регулирования и создает правовую основу совершенствования экономической основы местного самоуправления в современных условиях.

§ 2. Муниципальная собственность (муниципальное имущество)

Общие положения

Напомним, что согласно ч. 2 ст. 8 Конституции РФ: "В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности". Это конституционное положение позволяет видеть, что муниципальная собственность существует на равных основаниях как с частной, так и с государственной и другими формами собственности.

Как указывалось выше, в соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" находящееся в муниципальной собственности имущество является составной частью экономической основы местного самоуправления. А часть 2 ст. 49 в продолжение приведенной нормы Конституции РФ гласит, что муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.

Федеральный закон 2003 г. использует два понятия - "муниципальная собственность" и "муниципальное имущество". Каково их соотношение? При ответе на этот вопрос надо учитывать два существенных фактора.

Во-первых, исходя из общего понятийного аппарата Гражданского кодекса РФ имущество - это конкретные виды материальных (и духовных - но в данном случае это не так важно) объектов, которые могут находиться в той или иной собственности. Одни и те же имущественные объекты могут находиться в разных формах собственности (хотя законодатель может установить нахождение отдельного имущества только в конкретной форме собственности). Исходя из такого подхода муниципальное имущество следует считать материальным содержанием муниципальной собственности.

Во-вторых, допустима такая ситуация, когда собственник какого-то имущества передает его в пользование муниципального образования на постоянно или на определенный срок, однако не отказывается от своих прав собственника. Муниципальное образование с согласия собственника может пользоваться переданными объектами точно так же, как и муниципальным имуществом, не обладая (по общему правилу), конечно, правом их передачи иным пользователям и изменения формы собственности. Таким образом, на соответствующий период это имущество имеет режим, во многом сходный с муниципальным имуществом.

Федеральный закон 2003 г. о возможности второй ситуации ничего не говорит. В экономическую основу местного самоуправления он включил лишь имущество, находящееся в муниципальной собственности. И все-таки имущество, переданное иным собственником в пользование муниципального образования (например, от государства вместе с отдельными переданными государственными полномочиями), также может играть немаловажную роль в экономических составляющих местного самоуправления.

Федеральный закон выделяет несколько видов муниципальных имущественных объектов в зависимости от их целевого назначения. Это имущество, предназначенное:

1) для решения вопросов местного значения;

2) для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

3) для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;

4) для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

Вместе с тем Закон 2003 г. не разделяет по объектам муниципальное имущество между названными его категориями. Это означает, что любой муниципальный имущественный объект может использоваться по каждому из названных целевых назначений. Конечно, в какой-то мере для решения вопросов местного значения больше подходят муниципальные унитарные предприятия, а для обеспечения деятельности органов местного самоуправления - кабинеты, столы, компьютеры и т.д. Но ведь и на предприятии нужны помещения, оргтехника и т.п.

Закон 2003 г. не поручает органам государственной власти субъектов РФ разграничивать собственность между муниципальными образованиями разных уровней, а сам предпринимает попытку такого разграничения. Закон делит объекты муниципальной собственности на две группы: имущество, находящееся в собственности поселений; имущество, находящееся в собственности муниципальных районов. Что касается городского округа, в его муниципальной собственности по Закону могут быть все виды имущества из обеих групп.

Содержащийся в Законе перечень объектов по каждому уровню муниципальных образований является не "минимально необходимым", а "максимально возможным". В ст. 50 Закона даются достаточно длинные перечни объектов, находящихся в муниципальной собственности соответственно поселений и муниципальных районов. Но ч. 2 и 3 ст. 50, где это сделано, начинаются со слов о том, что в собственности поселений, районов "могут находиться" и далее следуют перечни объектов. При такой формулировке становится ясно, что это перечни не обязательных, а возможных объектов, т.е. одно муниципальное образование может иметь весь набор объектов, перечисленных в Законе, у другого чего-то может не быть.

Однако муниципальные образования не могут иметь в собственности никакого иного имущества, если оно не попадает в перечень объектов, названных в Законе. Согласно ч. 5 ст. 50 такое имущество не может оставаться в собственности муниципальных образований, даже если оно и было в силу каких-то обстоятельств получено. В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных переданных государственных полномочий, для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений либо не относящееся к видам имущества, перечисленным в этой статье Закона, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.

Собственность сельских и городских поселений

В собственности сельских и городских поселений могут находиться (ч. 2 ст. 50):

имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;

автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог;

жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;

пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения;

имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров;

имущество библиотек поселения;

имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

имущество, предназначенное для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта;

имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;

имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;

имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами;

пруды, обводненные карьеры на территории поселения;

имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения;

имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

имущество, предназначенное для развития малого и среднего предпринимательства в поселении, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В приведенный список объектов собственности сельских и городских поселений вносились изменения и дополнения.

Например, в 2004 г. в перечень включили имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения; в 2005 г. - имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья; в 2007 г. - имущество, предназначенное для развития малого и среднего предпринимательства в поселении, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В 2005 г. обоснованно отнесли имущество библиотек поселения. Кроме того, в 2005 г. в Законе появилась формулировка "объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации".

Были уточнены формулировки, связанные с содержанием вопроса местного значения. Например, в начальной редакции к собственности поселений относилось "имущество, предназначенное для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта". В 2005 г. слово "массовый" было отнесено к спорту. Первоначально в собственность поселений включались "обособленные водные объекты на территории поселения". В 2006 г. эту несколько туманную формулировку заменили на "пруды, обводненные карьеры на территории поселения".

Кое-что изъяли из собственности поселений. Так, вначале к ней относились "леса, расположенные в границах населенных пунктов поселения". В 2006 г. это положение исключили из Закона.

Собственность муниципальных районов

Согласно ч. 3 ст. 50 Федерального закона 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных районов могут находиться:

имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района;

автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог;

пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района;

имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;

имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;

имущество, предназначенное для оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;

имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг;

имущество межпоселенческих библиотек;

земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами;

пруды, обводненные карьеры, расположенные на территориях двух и более поселений или на межселенной территории муниципального района;

имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района;

имущество, предназначенное для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;

имущество, предназначенное для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта;

имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья;

объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

имущество, предназначенное для содействия развитию малого и среднего предпринимательства на территории муниципального района, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Состав собственности муниципальных районов также не остался неизменным после принятия Закона 2003 г.

Во-первых, с 2004 г. здесь появились новые объекты - имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района. С 2005 г. была усилена роль районов в культурном обслуживании населения, и появились в их собственности "имущество, предназначенное для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры", а также "объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в случаях, установленных законодательством Российской Федерации". Было признано целесообразным развивать не только в поселениях, но и районах физкультуру и спорт. Поэтому в их собственности теперь может быть "имущество, предназначенное для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта". Как и поселения, районы должны заниматься чрезвычайными ситуациями и безопасностью людей, поэтому им дано право иметь в собственности "имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья". К собственности районов отнесли "имущество, предназначенное для содействия развитию малого и среднего предпринимательства на территории муниципального района, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства".

Во-вторых, уточнены отдельные виды имущества, находящегося в собственности, в связи с новым формулированием вопросов местного значения для муниципальных районов. В частности, раньше это были автомобильные дороги общего пользования между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, с ноября 2007 г. - автомобильные дороги "местного значения вне границ населенных пунктов в границах поселения" (т.е. более предметно обозначена собственность района). Для оказания скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи в собственности района в 2006 г. обозначили кроме амбулаторно-поликлинических также и стационарно-поликлинические учреждения.

По начальной редакции Закона 2003 г. собственностью района были межпоселенческие библиотеки и библиотечные коллекторы, по редакции от 31 декабря 2005 г. - имущество межпоселенческих библиотек. Вместо несколько общей формулировки о том, что к собственности района относятся "обособленные водные объекты на территории муниципального района, расположенные на межселенной территории муниципального района", в редакции от 3 июня 2006 г. говорится: "пруды, обводненные карьеры, расположенные на территориях двух и более поселений или на межселенной территории муниципального района", - тем самым район как бы нацеливается на создание подобных искусственных водоемов.

В-третьих, отдельные виды имущества исключены из собственности района, поскольку он лишился соответствующего вопроса местного значения. Например, с января 2007 г. утратила силу норма об отнесении к собственности района имущества, предназначенного для организации и осуществления экологического контроля.

Собственность городских округов

В ч. 2 и 3 ст. 50 Федерального закона 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" названы объекты, которые находятся в собственности поселений и муниципальных районов. А далее в ч. 4 ст. 50 записано: "В собственности городских округов могут находиться все виды имущества, перечисленные в частях 2 и 3 настоящей статьи".

Таким образом, поскольку городской округ близок к городскому поселению, у него могут быть те же виды имущества, что и у городского поселения. Вместе с тем, городской округ во многих отношениях равен в правах с муниципальным районом, поэтому округ может обладать объектами собственности, которые Закон отнес к муниципальному району.

Возникновение, осуществление и прекращение права муниципальной собственности

Особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества устанавливаются федеральным законом.

Управление муниципальной собственностью отнесено к компетенции органов местного самоуправления, которые в соответствии с нормами гражданского законодательства осуществляют права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, действуя от имени муниципального образования. В ряде случаев эти права осуществляет непосредственно население муниципального образования.

Органы местного самоуправления наделены Федеральным законом 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ч. 2 ст. 51) правом передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта РФ) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования.

Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет. Более подробно порядок соответствующих операций определяет Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в ред. 2007 г.).

Управление органов местного самоуправления объектами муниципальной собственности позволяет либо получать доходы от нее, либо требует произведения расходов. Пункт 1 ст. 215 Гражданского кодекса РФ объявляет субъектами права муниципальной собственности городские, сельские поселения и другие муниципальные образования. На основе этой нормы можно сделать следующие выводы. Во-первых, к субъектам муниципальной собственности относятся различные муниципальные образования в целом, а не их органы местного самоуправления. Во-вторых, муниципальная собственность не является разновидностью государственной, так как ее субъекты не считаются государственными образованиями. Однако она относится к публичной, а не к частной собственности, поскольку ее субъекты - муниципальные образования - публично-правовые образования.

От имени соответствующего муниципального образования его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять в соответствии с п. 2 ст. 215 и ст. 125 Гражданского кодекса РФ органы местного самоуправления, но это не делает их собственниками соответствующего имущества. Как и органы государственной власти, органы местного самоуправления выступают в имущественном обороте в качестве самостоятельных юридических лиц - муниципальных учреждений, обладающих самостоятельным вещным правом оперативного управления на закрепленное за ними имущество (ст. 296 Гражданского кодекса РФ). Частью этого имущества - денежными средствами - они будут отвечать по своим обязательствам*(141). При осуществлении ими правомочий собственника - муниципального образования - они получают возможность распоряжаться имуществом муниципального образования, составляющим его казну. И именно имущество казны, в первую очередь средства соответствующего бюджета, составляют базу самостоятельной имущественной ответственности такого муниципального (публичного) собственника по его долгам.

В субъектах РФ был принят комплекс правовых актов, закреплявших государственное регулирование отношений собственности на уровне региона. К ним относятся законы: определяющие порядок формирования муниципальной собственности, управление и распоряжение ею; регулирующие порядок передачи объектов собственности субъектов РФ в иные формы собственности (в том числе посредством приватизации); разграничивающие собственность, в том числе муниципальную, и др.

С момента вступления Федерального закона 2003 г. в силу все эти акты требуют отмены, поскольку субъекты РФ вправе осуществлять регулирование местного самоуправления лишь по тем вопросам, которые прямо указаны в этом Законе, а права регулировать вопросы управления муниципальной собственностью субъектам не предоставлено.

По концепции Закона 2003 г. к ведению представительных органов муниципальных образований отнесено "определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности" (ст. 35). Это означает, что данные органы принимают нормативные акты по указанному вопросу на основе норм Конституции РФ и федеральных законов, т.е. минуя уровень субъектов РФ. Как указывалось выше, органы местного самоуправления вправе распоряжаться муниципальным имуществом, включая приобретение, отчуждение, приватизацию, однако в рамках, установленных федеральным законом.

Закон (ст. 35) наделил представительные органы муниципальных образований правом определения порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений. Соответствующие нормативные акты далее предполагают и правоприменительные действия: органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

В целом федеральное законодательство в основном путем принятия правовых актов, относящихся к гражданско-правовой сфере, детально регулирует отношения собственности. Муниципальные же образования в этой сфере практически не осуществляют собственного правового регулирования, хотя, как было сказано, федеральное законодательство (как прежнее, так и новое) не только не запрещает, но и прямо предписывает органам местного самоуправления осуществлять такое регулирование.

При регулировании институтов собственности в гражданско-правовой сфере возможно только на уровне Российской Федерации, поскольку в соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство отнесено к сфере предметов исключительного ведения Российской Федерации. Вместе с тем на уровне местного самоуправления возможно принятие правовых актов, регулирующих порядок управления муниципальной собственностью. Это может оказать непосредственное влияние на становление самостоятельного местного самоуправления, поскольку позволит сформировать источники доходов местных бюджетов, определить статьи расходов, провести муниципальную приватизацию, привлечь инвестиции под объекты муниципальной собственности, образовать муниципальные унитарные предприятия, которые также могут стать источником доходов для муниципального образования.

Вопросы управления муниципальной собственностью

Системное управление муниципальной собственностью складывается из четырех основных методов: организационно-правовых, организационно-экономических, финансовых и учетно-аналитических*(142).

Организационно-правовой метод заключается в издании органами и должностными лицами местного самоуправления правовых актов, регулирующих вопросы управления муниципальной собственностью. Это могут быть, например, решения об участии в обществах и товариществах, решения о развитии коммунальной инфраструктуры муниципального образования, о развитии муниципального транспорта и др. Как представляется, в целом данный метод является универсальным, поскольку не только организационные, но и экономические и финансовые методы управления собственностью объективируются и формализуются посредством принятия правовых решений.

Организационно-экономический метод предполагает управление муниципальной собственностью. Оно обычно рассредоточено по отраслевым органам местного самоуправления - в зависимости от того, каким целям служит муниципальное имущество. Сюда же относятся ведение реестров имущества, планирование его использования, инвентаризация, аудит и проч.

Финансовый метод тесно увязан с экономическим и предполагает учет и планирование доходов и расходов муниципальных образований, в том числе в зависимости от объемов муниципальной собственности (хотя и не только с данным фактором - см. следующий параграф).

Учетно-аналитический метод позволяет определить, какого рода деятельность муниципального образования и какого рода объекты собственности (включая муниципальную) приносят доход, а какие - влекут расходы; прогнозировать их соотношение и с учетом этого предложить оптимальный план развития муниципального образования.

Введение

В современных условиях перехода России на демократические, рыночные принципы организации общества и государства как никогда остро встает вопрос о выборе наиболее эффективных для нашей страны форм самоорганизации и самоуправления населения на местах. От правильности выбора этих форм во многом зависит ее настоящее и будущее, так как именно в недрах местного самоуправления, непосредственно опирающегося на инициативу и активность граждан в решении актуальных для конкретной территории социально-экономических, политических, демографических, экологических проблем, кроется потенциал, способный обеспечить устранение многих кризисных явлений в жизни российского общества, а также придать ему дополнительные стимулы для развития.

В свою очередь само местное самоуправление может стать по настоящему действенным инструментом разрешения местных проблем только в том случае, если оно имеет прочные экономические основы функционирования. Последние служат материальным обеспечением всех реализуемых на муниципальном уровне проектов, и потому несут на себе двоякую нагрузку, являясь одновременно и средством улучшения качества жизни населения муниципальных образований, и источником повышения эффективности самой муниципальной экономики.

К сожалению, на данный момент в России экономические основы местного самоуправления пока не получили должного развития, что нашло отражение в крайней ограниченности муниципальной налоговой базы, преимущественно затратном характере объектов муниципальной собственности, преобладании регулирующих доходных источников в структуре местных бюджетов и т.д. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40.

Объект работы - экономические основы местного самоуправления.

Предмет работы - муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления.

Цель работы - анализ экономических основ местного самоуправления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие и структуру экономических основ местного самоуправления

2. Изучить нормативно-правовое регулирование муниципальной собственности

3. Исследовать объекты муниципальной собственности поселения.

Экономические основы местного самоуправления: понятие и структура

Финансово-экономические основы местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципальных образований.

Органы местного самоуправления осуществляют деятельность по планомерному и целенаправленному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) муниципальных образований, прежде всего в правовой форме; они могут принимать нормативные правовые акты, регулирующие финансовую деятельность в пределах соответствующих территорий.

Общие начала финансовой деятельности органов местного самоуправления регулируются на уровне Конституции Российской Федерации, устанавливающей основные принципы организации и деятельности общества и государства и оказывающей существенное влияние на развитие российского законодательства. В целом правовое регулирование финансовой деятельности органов местного самоуправления осуществляется на уровне Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

Анализ положений нормативных правовых актов органов местного самоуправления в финансовой сфере позволяет распределить их на две группы:

Общие, регулирующие основы организационно-финансовой деятельности органов муниципальной власти (уставы муниципальных образований, положения о структуре финансовых органов местного самоуправления);

Специальные, регулирующие правоотношения в бюджетно-налоговой сфере (положения о местных бюджетах; постановления, положения и решения, касающиеся вопросов местного налогообложения и т.п.).

В своей нормотворческой деятельности органы муниципальной власти обязаны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными актами федеральных органов исполнительной власти и законодательством соответствующего субъекта Федерации, что в некоторой степени ограничивает их самостоятельность.

Финансово-экономические основы, обеспечивая хозяйственную самостоятельность местного самоуправления, служат, прежде всего, удовлетворению потребностей населения муниципальных образований, созданию условий его жизнедеятельности. Вместе с тем укрепление и развития финансово-экономических основ местного самоуправления оказывает влияние на экономическое и финансовое положение в стране в целом. Но при этом следует учитывать, что финансовая и экономическая самостоятельность муниципальных образований во многом обусловлена состоянием экономики нашего общества, его финансов.

Европейская Хартия о местном самоуправлении устанавливает:

а) органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций;

б) финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставляемым им конституцией или законом полномочиям;

в) по меньшей мере, часть финансовых средств органов местного самоуправления должна поступать за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом;

г) финансовые системы, на которых основываются средства местных органов самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, чтобы следовать, насколько это возможно, за изменением издержек, возникающих при осуществлении компетенции местных органов;

д) защита более слабых, в плане финансов, органов местного самоуправления требует ввода процедур финансового выравнивания или эквивалента мер, предназначенных для корректировки результатов неравномерного распределения потенциальных источников финансирования местных органов и лежащих на них расходов. Такие процедуры или меры не должны ограничивать свободу выбора органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Эти положения Европейской Хартии о местном самоуправлении можно рассматривать в качестве общих принципов, которые должны определять экономическую и финансово-налоговую политику демократического государства применительно к местным органам власти, получая отражение в законодательстве данной страны.

местный самоуправление муниципальный собственность

В развитии местного самоуправления важное значение имеет обеспечение его деятельности соответствующими материальными ресурсами. Конституция РФ закрепила за органами местного самоуправления права на самостоятельное управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов.

Финансово-экономические гарантии деятельности, связанной с самостоятельным и под свою ответственность решением населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, находят свое отражение в гл. 8 «Экономическая основа местного самоуправления» Закона об общих принципах организации местного самоуправления. В соответствии с этим экономическую основу местного самоуправления составляют: Федеральный Закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 10.07.2012) // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003. - №40. - Ст.3822.

1) находящееся в муниципальной собственности имущество;

2) средства местных бюджетов;

3) имущественные права муниципальных образований.

Рассмотрим их подробнее.

Муниципальная собственность - одна из основных форм собственности, установленных Конституцией РФ наряду с частной и государственной, субъектами права которой выступают муниципальные образования, а права по владению, пользованию и распоряжению осуществляют органы местного самоуправления. Система муниципального управления: учебник / Под ред. В.Б. Зотова. - СПб.: Питер, 2005. - С.49.

Порядок ее образования, владения, пользования и распоряжения закреплены в ГК РФ, ФЗ № 131-ФЗ и других нормативных правовых актах. Согласно ст. 215 ГК РФ муниципальная собственность - это имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям - муниципальным районам, городским округам, внутригородским территориям городов федерального значения.

Муниципальная собственность это публичная собственность населения территориального коллектива каждого отдельного муниципального образования. Конституционное признание муниципальной собственности в качестве основы самостоятельности местного самоуправления находит свое выражение:

В равной её правовой защите наряду с другими формами собственности (ст.8);

В праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью.

В соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления в состав муниципальной собственности входят:

1) средства местного бюджета и внебюджетные фонды;

2) имущество органов местного самоуправления;

3) муниципальные земли и природные ресурсы;

4) муниципальные предприятия, организации, банки и другие кредитно-финансовые организации;

5) жилищный фонд и нежилые помещения;

6) учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта и другое движимое и недвижимое имущество.

Муниципальная собственность признается и защищается равным образом наряду с государственной. Состав муниципальной собственности определяется Закон об общих принципах организации местного самоуправления, в соответствии с осуществляемыми органами местного самоуправления полномочиями: такой перечень регулирует ст. 50, предусматривая, что в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления вопросов местного значения, отдельных переданных государственных полномочий и участия в реализации непереданных государственных полномочий, а также для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, такое имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения) либо отчуждению (Приложение 1) .

Имущество, находящееся в собственности муниципального образования делится на две части: 1) одна закрепляется за муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, 2) другая, согласно ч. 3 ст. 215 ГК РФ - средства местного бюджета и незакрепленное за предприятиями имущество - составляет муниципальную казну муниципального образования.

В состав муниципальной казны включаются отдельные здания и сооружения, имущественные комплексы предприятий, движимое имущество и иное имущество, поступающее в казну в результате перераспределения муниципального имущества, создания нового, изъятого у муниципальных учреждений и предприятий и поступившее в собственность муниципального образования по другим законным основаниям, а также имущественные права.

Имущество муниципального образования в основном формируется по следующим основаниям: публичные - передача, разграничение государственной собственности, приватизация и т.п.; частные - участие муниципального образования в гражданском обороте. Наиболее распространенными способами формирования муниципальной собственности в настоящих условиях являются:

а) муниципализация - передача безвозмездно или за выкуп имущества из государственной и частной собственности в муниципальную собственность;

б) покупка - приобретение имущества на стоимостной основе;

в) дарение;

г) строительство новых объектов и др.

Средства местного бюджета - это следующая составная часть экономической основы местного самоуправления. ФЗ № 131-ФЗ предусматривает:

а) муниципальное образование имеет собственный местный бюджет - бюджет муниципального образования (свод доходов и расходов), формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления. Местный бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления, а также отдельных переданных государственных полномочий;

б) бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района - консолидированный бюджет муниципального района - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на территории;

в) в качестве составной части бюджетов поселений предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями; порядок разработки, утверждения исполнения определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно;

г) органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств;

д) формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных БК РФ, ФЗ №131-ФЗ и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ;

е) полномочия местной администрации поселения по формированию, исполнению и (или) контролю за исполнением бюджета поселения могут полностью или частично осуществляться на договорной основе местной администрацией муниципального района;

ж) органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законодательством, представляют в федеральные органы государственной власти и (или) субъектов РФ отчеты об исполнении местных бюджетов;

з) в местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им ФЗ законами субъектов РФ, осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов;

и) проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию либо органы местного самоуправления обеспечивают жителям возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

Как было отмечено, со стороны государства муниципальные образования могут получать доходы в виде финансовой помощи: дотаций, субвенции, субсидий. Дотации - это бюджетные средства, предоставляемые местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов. Дотации не имеют целевого назначения и могут использоваться органом местного самоуправления по собственному усмотрению. Субвенции - это бюджетные средства, выделяемые на конкретные цели и на определенный срок муниципальным образованиям из федерального бюджета РФ, бюджета субъекта РФ и подлежащие возврату в соответствующий бюджет в случае неиспользования их по целевому назначению в установленный срок. Расходование этих средств контролируется государственными органами. Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые местному бюджету РФ, субъектом РФ на условиях долевого финансирования целевых расходов.

К неналоговым доходам бюджета муниципального образования относятся так называемые средства самообложения - разовые платежи граждан для решения конкретных вопросов местного значения. Вопросы введения и использования средств самообложения решаются местным референдумом. Муниципальные образования могут привлекать и заемные средства, в т.ч. за счет выпуска муниципальных ценных бумаг, в установленном порядке.

Имущественные права муниципального образования представляют собой следующие три основных правомочия:

1) право владения - право фактического обладания муниципальным имуществом, которое создает возможность непосредственного воздействия на него; законным (титульным) владельцем муниципального имущества может быть не только муниципальное образование, а наниматель (арендатор) по договору имущественного найма, лицо, которому имущество передано по договору о безвозмездном пользовании, залогодержатель, перевозчик (в отношении переданного ему для транспортировки муниципального имущества), хранитель имущества, комиссионер и др.;

2) право пользования, которое заключается в праве потребления муниципального имущества - эксплуатация имущества, получение плодов и доходов, приносимых им, и др., границы которого определяются законом, договорами или иными правовыми основаниями. Законодательство запрещает пользование имуществом в ущерб интересам других лиц. Правом пользования муниципальным имуществом могут обладать не только собственники имущества, но и его законный владелец-несобственник - арендатор, квартиросъемщик и др., а также лица, не являющиеся ни собственником, ни владельцем (лица, в пользу которых установлен сервитут и др.);

3) право распоряжения муниципальным имуществом - право, позволяющее органам местного самоуправления передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ (субъекта РФ) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Они вправе совершать такие сделки, как купля-продажа, поставка, дарение, аренда и др. Распоряжением имущества определяется юридическая судьба вещи, т.е. либо прекращается, либо приостанавливается право собственности на нее. Собственник может передавать свое имущество в доверительное управление иным лицам.

Ст. 51 Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, конкретизируя порядок владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, установила также, что порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с ФЗ. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты. Реализуя права собственников, органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Они определяют их цели, условия и порядок деятельности, утверждают уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом. Имущественные права тесно связаны с обязательствами. Если, например, муниципальное образование, заключает договор аренды муниципального имущества, то у него возникают и определенные обязательства как у арендодателя.

Таким образом, местное самоуправление - это организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Важнейшими основами местного самоуправления считаются экономические основы местного самоуправления. Значение экономических основ местного самоуправления велико, т.к. именно они обеспечивают хозяйственную самостоятельность органов местного самоуправления, служат удовлетворению потребностей населения, способствуют социально-экономическому развитию муниципального образования.

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.

В собственности муниципальных образований может находиться:

Имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом вопросов местного значения;

Имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

Имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;

Имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами. Органы управления муниципалитетов наделяются имущественными правами.

Эффективность функционирования механизма местного самоуправления в первую очередь определяется его финансово-экономическими возможностями. Понятие «финансово-экономические возможности» многогранно, объемлет массу разных по характеру, степени значимости и возможности решения проблем.

К параметрам экономической деятельности на уровне местного самоуправления относятся: основные принципы организации местных финансов, источники формирования и направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы финансового и бюджетного планирования в муниципальных образованиях; взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами органов государственной власти, предприятиями, гарантии финансовых прав органов местного самоуправления и их ответственность за выполнение финансовых обязательств.



Финансово-экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, в том числе земельные ресурсы, местный бюджет и иные местные финансовые и прочие ресурсы, формирующиеся и использующиеся в интересах населения муниципальных образований. Состояние финансово-экономической основы местного самоуправления во многом обусловлено состоянием экономики: государства в целом, его финансов. Признание и гарантированность государством местного самоуправления предполагает, что государство берет на себя определенные обязательства по созданию экономических, финансовых и иных условий, необходимых для развития местного самоуправления.

Европейская Хартия о местного самоуправления закрепляет в ст.9 общие принципы организации финансово-экономической самостоятельности органов местного самоуправления: органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут распоряжаться при осуществлении своих функций; финансовые средства должны быть соразмерны предоставленным им конституцией или законом полномочиями, часть финансовых средств должна формироваться из местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом, финансовые системы должны быть достаточно разнообразными и гибкими, чтобы следовать за изменением издержек, возникающих при осуществлении компетенции местных органов. Защита более слабых в финансовом отношении органов местного самоуправления требует процедур финансового выравнивания или эквивалентных мер, для корректировки результатов неравномерного распределения потенциальных источников финансирования местных органов и лежащих на них расходов. Такие меры не должны ограничивать свободу выбора органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Эти положения должны определять финансово-налоговую политику демократического государства, применительно к местным органам власти, получая отражение в законодательстве данной страны.

До 90-х годов в ХХ веке в России субъектом экономического развития территории (в т.ч. и города, поселка, деревни…) выступало только государство. Ныне в сложившихся экономических отношениях на территории муниципальных образований, особенно городов и крупных районов требуется участие и государства и предприятий различных форм собственности. Однако обоснование и прогноз социально-экономического развития муниципального образования, контроль за процессом развития и ответственность за его результаты являются правом и обязанностью органов местного самоуправления конкретной территории. Эти структуры (государство, местное самоуправление, субъекты хозяйственной и иной деятельности) образуют управляющую систему муниципального образования.

Управление хозяйством представляет собой целенаправленное, упорядочивающее воздействие на процессы экономической деятельности всех хозяйствующих субъектов. Его результаты во многом зависят от отношений собственности, кооперации труда, рыночной системы и государственного регулирования экономики. Главная фигура в управлении - человек, руководитель. От его опыта, знаний, квалификации зависит качество управленческой деятельности и, следовательно, и конечные результаты процесса.

Главной целью органов управлениямуниципального образования является эффективное использование всех доступных ресурсов и их привлечение на территорию, что позволяет эффективнее решать задачу создания благоприятных условий жизни населения.

Но экономическое развитие конкретной территории не может быть изолированным. Оно во многом и существенно определяется как экономической системой страны, так и системой управления экономикой, существующей в конкретный период истории.

Планирование - центральное звено управления экономикой доперестроечных времен. До перестроечных времен основными рычагами управления социально-экономическими процессами являлось плановое ведение хозяйства.

К положительным сторонам плановой экономики нужно отнести: способность к значительной концентрации ресурсов, высокая маневренность, быстрота действия приказа, возможность макроэкономического планирования и прогнозирования и т.п. Условия хозяйствования, благоприятные для проявления этих преимуществ: относительная простота структуры производства, преобладание экстенсивного типа экономического роста, сравнительно небольшой срок, в течение которого действует энтузиазм, порожденный социалистической идеей и выступающий стимулом к труду.

Огосударствление экономики оправдывает себя в основном при чрезвычайных обстоятельствах, оно способно быстро сосредоточить материальные и людские ресурсы на решающих участках хозяйства. Однако, приказные методы не отвечают задачам мирного хозяйственного строительства.

Эффективность и мобильность рыночной экономики основываются на том, что при свободном предпринимательстве, конкурентном взаимодействии спроса и предложения удовлетворение спроса адекватным предложением ведет к повышению цен на дефицитные товары и услуги. В конкурентной экономике это приводит к расширению производства соответствующих товаров и услуг. Если же конкурентная среда отсутствует, то предприятиям-монополистам выгоднее поднимать цены на товары и услуги, а не расширять их производство.

Существуют и другие факторы, препятствующие расширению производства и предложения, в частности, отсутствие резервных мощностей, новых технологий, свободных денежных средств. Современная рыночная система являет собой сочетание разных форм предпринимательской деятельности и государственного регулирования.

В новых условиях существенно изменились и функции местных органов власти. Так, например, планирование дополнилось такой функцией как прогнозирование.

Многие муниципальные образования (особенно города) приступили к разработке стратегических планов экономического развития. Целью экономического развития городов является создание условий для качественного (достойного) проживания жителей в муниципальном образовании. Это, прежде всего: возможность найти работу; получить комплекс услуг, позволяющих максимально удовлетворить жизненные потребности. Для достижения этих целей нужно решить ряд задач:

1. Обеспечение функционирования городских предприятий, которые позволят обеспечить занятость городских жителей и сформировать устойчивую налоговую базу.

2. Обеспечение эффективного использования городских ресурсов (финансовые средства, недвижимость, земельные ресурсы) муниципального образования.

Сегодня в России появился интерес к проблеме экономического развития городов. Российские города, которые активно работают в сфере местной экономической политики, уже осознали необходимость принятия документов, которые определяют возможности будущего города, задают ориентиры для городского руководства и иных организаций, находящихся в экономическом пространстве города.

Разработка стратегических планов и проектов, представляет собой самый современный метод местного управления, который способен решать проблемы развития и продвигать города на передовые позиции в условиях растущей конкуренции за инвестиционные ресурсы, привлечение новейших передовых производств.

Стратегическое планирование, стратегия устойчивого развития - это первый шаг к стабильному экономическому состоянию. Но более важно реализовать разработанный план, удержать конкурентоспособность территории на длительный период.

Каждое муниципальное образование определяет структуру органа, занимающегося экономическим развитием своей территории. Это могут быть департаменты, управления, комитеты, отделы, специалисты в финансовых или других подразделениях. Но главные управленческие функции этих структур типичны: анализ, прогноз, разработка программ, их внедрение, передача опыта, работа с предприятиями и др.

Рассмотрим пример управления развитием экономики города с населением от 300 до 600 тыс. человек. Структура его представлена на схеме.

Основными задачами управления развитием экономики являются:

Формирование и проведение экономической политики, направленной на комплексное социально-экономическое развитие города.

Определение форм и методов воздействия на экономику города, обеспечивающих эффективное использование производственного и научного потенциала, трудовых, материальных и финансовых ресурсов города с целью повышения уровня жизни населения города.

Формирование благоприятного инвестиционного климата на территории города.

Организация работы по формированию и исполнению муниципального заказа в рамках действующего законодательства.

Совершенствование организации труда, форм и систем оплаты труда работников администрации и ее структурных подразделений.

Формирование плана развития муниципального сектора экономики.

Но управлять необходимо не только развитием экономики, но и теми повседневными экономическими процессами, которые осуществляются в муниципальном образовании.

Управление (департамент) экономики муниципального образования

Широкий круг экономических проблем, решаемых органами местного самоуправления, реализация муниципальной экономической политики требуют создания соответствующих организационных структур. За последние годы для выполнения новых экономических функций в местных администрациях появились новые организационные структуры: по управлению имуществом, земельными ресурсами, по инвестиционной политике, по налоговой, ценовой и тарифной политике, но работе с промышленными и предпринимательскими структурами, по муниципальному заказу, по казначейскому исполнению бюджета, по внешним экономическим связям и т. п. Реже встречаются такие новые структуры, как служба стратегического развития, единая служба управления недвижимостью, структурные подразделения, отвечающие за привлечение и эффективное использование заемных средств. Эти новые подразделения должны так или иначе сочетаться с прежними организационными структурами администраций.

В связи с развитием рыночной инфраструктуры на территории муниципальных образований возникают такие финансово-экономические институты различных форм собственности, как банки, страховые компании, пенсионные фонды, лизинговые компании, залоговые фонды, аудиторские, консалтинговые фирмы и т. п., взаимодействие с которыми для местной администрации необходимо.

Функционирование в составе администрации и вне ее множества разнообразных (в том числе новых) организационных структур, так или иначе воздействующих на формирование муниципальной экономической политики, поставило вопрос о том, кто отвечает за эту политику в целом, обеспечивая ее координацию, целенаправленность и эффективность.

Из всего многообразия существующих структур местных администраций и методов координации экономической политики муниципального образования можно выделить четыре принципиальные схемы.

Децентрализованная. Планово-экономическая служба, финансовая служба, управление имуществом, управление инвестициями, работа с промышленностью и предпринимателями являются независимыми друг от друга структурными подразделениями и находятся в подчинении непосредственно главы администрации и разных его заместителей. Роль координатора экономической политики при этом неизбежно ложится на главу администрации.

В основном децентрализованная, по с усиленным комитетом (управлением, департаментом) экономики. В ведение последнего передаются некоторые дополнительные функции: инвестиционная политика, работа с предпринимательством, потребительский рынок и т. п.

Частично централизованная на уровне заместителя главы администрации по экономике с координирующими функциями. В его ведении находятся вопросы собственно экономики, промышленности и т. п., иногда - весь блок вопросов перспективного развития муниципального образования, использования земель, взаимодействия с банковскими и иными коммерческими структурами. Но управление имуществом и финансовый орган местного самоуправления этому заместителю не передаются.

Полностью централизованная - первый заместитель главы администрации управляет всем экономическим блоком, включая экономику, финансы и недвижимость.

Большинство муниципальных образований использует вторую и третью из названных схем в различных модификациях. Однако наиболее рациональной представляется полностью централизованная схема управления экономическим блоком, поскольку при этой схеме в муниципальном образовании создаются наилучшие условия для системного планирования и координации экономической политики, включая:

Целевую направленность муниципальной экономики на повышение качества и эффективности оказания муниципальных услуг населению;

Выделение на решение этой задачи всех ресурсов территории, включая объекты муниципальной собственности и ресурсы хозяйствующих субъектов;

Обеспечение поддержки немуниципалыюго сектора экономики;

Увязку экономического и финансового планирования;

Увязку решения текущих и перспективных задач.