Какие есть партии? Политические партии России: список, особенности развития партий, их лидеры и программы

На сегодня существует несколько «беспартийных» государств. Это, как правило, по форме правления абсолютные монархии: Оман, Объединённые Арабские Эмираты, Иордания, Бутан (до 2008 г.). В этих странах существует либо прямой запрет на политические партии (Гана, Иордания), либо отсутствуют соответствующие предпосылки для их создания (Бутан, Оман, Кувейт). Сходной может быть ситуация при влиятельном главе государства, когда разрешенные партии играют небольшую роль (Ливия на рубеже XX-XXI вв.).

Цвета и эмблемы партий

Во всём мире политические партии ассоциируют себя с теми или иными цветами (по большей части затем, чтобы выделяться на выборах). Красный , как правило, является цветом левых партий: коммунистов, социалистов и т. п. Цвета консервативных партий - синие и чёрные . Исключение: в США цвет республиканской партии - красный, а демократической - синий.

Цели политических партий

Любая партия непосредственно ставит перед собой задачу овладеть политической властью в стране или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления .

В Российской Федерации, согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона «О политических партиях», основными целями партий являются:

  • формирование общественного мнения ;
  • политическое воспитание и образование граждан;
  • выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
  • выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах различного уровня.

Прочие цели определяются политической программой партии.

Наименования политических партий

Наименование партии может отражать партийную идеологию (Коммунистическая партия, Союз Правых Сил), основную цель (задачу) деятельности партии (Российская сетевая партия поддержки малого и среднего бизнеса, Партия Возрождения России); социальную (Партия пенсионеров), национальную (Русская партия), религиозную (Христианский демократический союз) или иную группу, интересы которой партия отстаивает. Название партии может отражать историю её возникновения, как это было в случае с «Единой Россией»: первоначальное наименование партии, «Всероссийская политическая партия „Единство и Отечество - Единая Россия“» отразило в себе названия учредителей - объединений «Единство», «Отечество» и «Вся Россия». Названием может быть и просто запоминающийся бренд, не несущий особой смысловой нагрузки. Существуют также иные подходы к именованию партий, например, использование начальных букв имен или фамилий основателей («Яблоко» - Я влинский, Б олдырев, Л укин).

Наименование российской политической партии состоит из двух частей: указание на организационно-правовую форму «политическая партия» и название партии. Интересно, что часто встречается тавтология в наименованиях политических партий, например Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации ». Наименование некоторых партий не содержит в названии слова «партия» (Политическая партия «Русское национальное единство »). Наименования партий также могут быть краткими и ёмкими, как например Воля (политическая партия). Тавтология в наименовании, видимо, связана с периодом, когда отсутствовал закон о политических партиях, и не была упорядочена процедура создания политической партии. Партии существовали тогда в форме политических общественных объединений и соответственно их наименования содержали в себе указание только на эту организационную форму. Для того чтобы показать, что объединение является политической партией, а не иной общественной организацией, непосредственно в название политического общественного объединения включалось слово «партия». Некоторые политические партии носили «исторические» названия, например Коммунистическая партия или Социал-демократическая партия России . Для политических партий характерно указание на свою организационно-правовую форму непосредственно в названии партии.

Политическая партия может использовать в своём наименовании слова «Россия», «Российская Федерация» и образованные на их основе слова и словосочетания. При этом она освобождается от уплаты государственной пошлины за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и их производных (п. 1) ч. 1 статьи 333.35 Налогового кодекса РФ). В Республике Беларусь наоборот установлен запрет на использование в названии политической партии слов «Республика Беларусь», «Беларусь», «национальный» и «народный», если иное не определено Президентом Республики Беларусь (абзац 4 статьи 14 Закона Республики Беларусь от 5 октября 1994 г. «О политических партиях» ). Закон о политических партиях не содержит запрета на использование названий других государств, то есть название политической партии может даже совпадать с названием иностранного государства, хотя данный запрет установлен в отношении символики политических партий. Законы стран СНГ о политических партиях этот вопрос обходят стороной. В отдельных европейских государствах (Великобритания , Словения , Хорватия) установлено что наименование политической партии не может содержать названий иностранных государств. Например, в Великобритании политическая партия в своем наименовании может использовать только слова «Британия», «британский», «Англия», «английский», «национальный», «Шотландия», «шотландцы», «шотландский», «Соединённое королевство», «Уэльс», «уэльский», «Гибралтар», «гибралтарский» и их производные комбинации. Такой разброс связан в первую очередь с тем, что в Великобритании разрешено создавать региональные политические партии.

Наименование партии может иметь смысловую нагрузку, а может представлять произвольный набор слов. Нет и ограничения относительно длины наименования (например, в Ирландии партии может быть отказано в регистрации из-за чрезмерно длинного названии: как правило, оно не должно состоять из более чем 6 слов).

Международные политические объединения

Организация и структура политической партии

В разных странах существуют разные подходы к организации работы политических партий. В России и многих других странах существует фиксированное членство, в то же время в США фиксированного членства в партиях нет. В России структура партии строится по примерно одинаковой системе на трёх уровнях: партия - региональные отделения - местные отделения. На уровне самой партии высшим органом является съезд, формирующий постоянно руководящие органы, на уровне региона - собрание (конференция) и руководящие органы регионального отделения. Определённые требования к структуре и руководящим органам содержит закон № 95-ФЗ «о политических партиях», предписывающий наличие региональных отделений, коллегиальных органов управления и руководящую роль съезда.

Закон «О политических партиях» (ст. 3, п. 1) определяет, среди прочего, что политическая партия должна иметь региональные отделения не менее, чем в половине субъектов Российской Федерации, иметь не менее пятидесяти (с 2010 года - сорока) тысяч (с 2 апреля 2012 года - 500) членов, её руководящие и иные органы должны находиться на территории Российской Федерации.

В России политические партии обладают правом выдвигать кандидатов на любые выборные должности и в любые представительные органы, и исключительным правом выдвигать списки кандидатов при проведении выборов в Государственную думу , а также при проведении выборов в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации по пропорциональной системе. Согласно статье 30 Конституции РФ, политические партии создаются свободно, без каких-либо разрешений на учредительном съезде или конференции партии. Членство в партии, согласно той же статье, добровольно, и никто не может быть принужден к вступлению в партию или лишен возможности выхода из неё. Свобода вступления в партию ограничена законом в отношении некоторых должностных лиц (судей, военнослужащих).

Наряду со свободой создания и деятельности партий, их равенством, государственной поддержкой, правовой статус партий включает их обязанности перед обществом и государством, финансовую прозрачность, соответствие программных установок и деятельности конституционному правопорядку. Конституция запрещает создание и деятельность политических партий, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (статья 13, часть 5).

  • В Мексике существуют федеральные партии, партии штатов и муниципальные партии. Партии штатов могут баллотироваться только в своём штате, а муниципальные партии только в своём муниципалитете, при этом они могут иметь несколько регистраций в разных штатах и муниципалитетах. При этом партия автоматически теряет регистрацию, если на выборах не проходит в парламент соответствующего уровня.
    • Автономов А. С. Правовая регламентация деятельности партий в капиталистических и развивающихся странах // Сов. государство и право. 1990. N 6.
    • Анчуткина Т. А. Правовые основы парламентской деятельности политических партий в Российской Федерации // Теоретические проблемы российского конституционализма / Под общ. ред. Т. Я. Хабриевой. М., 2000.
    • Байрамов А. Р. Правовое регулирование деятельности политических партий в современных условиях: Автореф. дис. : канд. юрид. наук. М., 1993.
    • Бекназар-Юзбашев Т. Б. Партия в буржуазных политико-правовых учениях. М.: Наука, 1988.
    • Гамбаров Ю. С. Политические партии в их прошлом и настоящем. СПб., 1904.
    • Даниленко В. Н. Политические партии и буржуазное государство. М., 1984.
    • Даниленко В. Н. Правовой статус политических партий буржуазных стран. М., 1986.
    • Дюверже М. Политические партии: Пер. с фр. М.: Академический проект, 2000.
    • Евдокимов В. Б. Партии в политической системе буржуазного общества. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1980.
    • Евдокимов В. Б. Политические партии в зарубежных странах (политико-правовые аспекты): Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Свердл. юрид. ин-та, 1992.
    • Заславский С. Е. Правовые формы организации политических партий в России // Законодательство и экономика. 1997. N 1-2.

    Это специфический способ взаимодействия государства и общества. Связующим звеном между ними выступают политические партии и общественно-политические движения. Являясь элементом гражданского общества, они позволяют ему эффективно воздействовать на политику государства.

    Политическая партия - это организованная группа граждан, выражающая интересы тех или иных социальных слоев и стремящаяся к реализации своих целей путем борьбы за государственную власть и ее использование .

    Что отличает партию от других общественно-политических организаций и групп давления?

    1. Организационная оформленность: устойчивые внутрипартийные отношения и наличие разветвленной структуры на общенациональном, региональном и местном уровнях (выборные центральные органы и сеть региональных отделений).

    2. Открытая нацеленность на власть. Этот признак отличает партии не только от общественных движений, но и от групп давления. Последние порой обладают реальной властью, но не афишируют этого, предпочитая озвучивать свои интересы через партийных лидеров.

    3. Поиск массовой опоры: непосредственно активных членов и избирателей. Это требует от партии проведения агитационной работы, пропаганды своих доктрин.

    4. Идеологичность партийных доктрин. Правда, в современной практике широко распространен феномен электоральных партий, в которых идеология отступает на задний план, а главными функциями становятся выдвижение кандидатов и мобилизация избирателей в поддержку кандидата. По мнению известного французского политолога М. Дюверже , таковыми являются демократическая и республиканская партии США - своего рода команды специалистов по завоеванию голосов и административных постов. Но в любом случае партия предлагает своим последователям определенную систему ориентаций в отношении стратегии развития общества.

    5. Наличие программной цели - определенного проекта развития общества. Программа отражает интересы отдельной социальной группы, либо претендует на выражение интересов более широких масс.

    Эти черты отличают реальную партию не только от общественных движений, но и от карликовых партий, партий-«однодневок», столь характерных для стран, осуществляющих переход к демократии.

    Несмотря на наличие значительной литературы, посвященной партиям, единства в понимании их сущности нет.

    Наиболее распространенными являются следующие подходы:

    - классовый . Становление партий связывается с выделением больших социальных групп (классов), а сами партии представляют собой наиболее активную и организованную часть какого-либо класса, выражающую его интересы . Этот взгляд на партию получил обоснование в работах К. Маркса , Ф. Энгельса и В. Ленина . Сегодня классовый подход встречает все больше критики, что связано с размыванием самих классов;


    - идеологический . Становление партий связывается с выделением групп, основанных не столько на общности социально-экономического положения, сколько на общности взглядов. Сама же партия, как писал Б. Констан, являет собой группу людей, признающих одну и ту же политическую доктрину ;

    - институциональный . Партия понимается как организация, действующая в системе государства (М. Дюверже);

    - функционально-прагматический . Становление партий связывается с постановкой цели завоевания власти, сами они трактуются как группы людей, ставящих перед собой цель прихода к власти . Именно данный подход доминирует в современной политологии .

    Партии призваны выражать и защищать специфические интересы определенных групп и слоев общества. В этом смысле партийные образования существовали уже в Древнем мире. В частности, о них упоминает Аристотель , выделяющий среди граждан Афинского государства партии жителей горы, равнины и побережья. Аналогичные группировки существовали в Риме. В Риме впервые возникает и сам термин «партия», что в переводе с латинского означает «часть» - часть какой-либо большой общности.

    Для всех партий указанного периода были характерны следующие черты: сословный характер, немногочисленность, неустойчивость (любое изменение ситуации вело к распаду группы), организационная неоформленность, слабая связь с массами (группировки носили элитарный характер). Аналогичные аморфные группировки возникали и в период европейского Средневековья . Например, известна борьба партий «черных» (феодалов-нобилей) и «белых» (богатых горожан) во Флоренции в ХI веке. Буржуазные революции дали импульс для появления множества партий в форме политических клубов. Они отличались от аристократических группировок большей организационной оформленностью и идеологическими ориентациями. Так, Французская революция 1789 г. привела к формированию политических клубов фельянов, жирондистов и якобинцев.

    Существенное влияние партий на политику стало ощущаться лишь к середине XIX века. В это время формируются первые массовые партии в таких странах как, США (1828 г. - Демократическая партия, 1854 г. - Республиканская партия) и Великобритания (1850 г. - Либеральная партия, 1867 г. - Консервативная партия). В других странах партии появляются позднее. Общей тенденцией развития партий в Европе и США являлось формирование первоначально буржуазных и лишь затем рабочих партий. Иначе ситуация складывалась в России. Здесь первой возникает рабочая партия (РСДРП). Она была образована в 1898 году. Буржуазные партии появляются лишь после царского манифеста от 17 октября 1905 г., легализовавшего общественные организации в стране.

    Усилению роли партий в политическом процессе в XIX-XX вв. способствовало несколько причин:

    Формирование элементов демократизма в сфере общественного управления. Только система, допускающая разноголосицу мнений (идеологический плюрализм), могла стать основой для политических партий;

    Осознание большими социальными группами (буржуазия , пролетариат , крестьянство, интеллигенция, жители колоний, нации и т.д.) общности своих внутренних интересов и стремление их реализовать;

    Расширение избирательных прав граждан, оформление политического плюрализма, а также необходимость проведения избирательных кампаний и агитации за конкретных кандидатов.

    Обозначенные факторы способствовали тому, что партии, обретя совершенно новые черты (обзаведясь управленческим аппаратом, местными организациями, институтом фиксированного членства, уставами и программами), превратились из второстепенных вспомогательных организаций в один из значимых элементов политических отношений. Они занимают центральное место в организации избирательных кампаний, в мобилизации электората в поддержку конкретных лидеров и программ.

    С XIX в. обозначились и основные способы формирования партий. Партии могут возникнуть:

    Из электоральных структур: ассоциаций по регистрации избирателей (Либеральная и Консервативная партии Великобритании), комитетов в поддержку конкретных кандидатов (Республиканская и Демократическая партии США); избирательных блоков («Яблоко», СПС, «Единство»);

    Из парламентских фракций (например, фракция Государственной Думой «Народный депутат» была преобразована в Народную партию Российской Федерации);

    По инициативе общественных организаций: профсоюзов, экологических, молодежных движений и др. Типична в этом плане история британской лейбористской партии, созданная по инициативе Конгресса тред-юнионов (профсоюзов) в 1899 г. В создании собственных партий бывают заинтересованы и другие организованные корпоративные группы интересов - союзы предпринимателей, аграрные объединения, религиозные, этнические общины.

    Кроме этого, в литературе выделяют и другие способы формирования партий.

    В зависимости от того, как инициируется создание партии, выделяют:

    - путь «сверху» . В данном случае члены партии рекрутируются из чиновников государственного аппарата, членов политической элиты, из парламентских групп или партийных функционеров, после раскола какой-либо партии;

    - путь «снизу» . Существенную роль играют массы, ориентирующиеся на ту или иную доктрину или лидера;

    - комбинированный путь , совмещающий черты двух первых способов.

    Значимость партий для политической жизни раскрывается в функциях, которые они выполняют в отношении общества и государства.

    В их числе:

    Активизация и интеграция крупных общественных слоев;

    Артикуляция, т.е. преобразование расплывчатых мнений людей в конкретные пакеты требований и их озвучивание и агрегация интересов, т.е. согласование требований представляемых слоев населения, их оформление в политические программы;

    Политическая социализация и формирование общественного мнения;

    Разработка политической идеологии и программ развития общества;

    Рекрутирование в политическую элиту и выдвижение лидеров. Во многих государствах правительства и представительные органы формируются из членов крупных политических партий, а президенты и премьер-министры, как правило, возглавляют правящие партии;

    Мобилизация избирателей на выборах;

    Участие в борьбе за государственную власть посредством выборов;

    Осуществление государственного управления с приходом к власти или контроль за деятельностью власти;

    Рекрутирование новых членов партии.

    Говоря о столь значительной роли партий в политической жизни общества, следует отметить, что часть западных исследователей уже с начала 70-х гг. поднимают вопрос о кризисе партий. Под кризисом понимается снижение влияния на общество, что проявляется в сокращении их численности и в потере избирателей, традиционно голосовавших за эти партии.

    Падению роли партий способствует ряд факторов:

    Снижение накала социальных конфликтов,

    Ослабление классового раскола общества;

    Возросшая социальная и географическая мобильность и, как следствие, фрагментация классов и ослабление групповой солидарности;

    Конкуренция со стороны СМИ, которые сильно потеснили в осуществлении таких функций, как мобилизация электората в период избирательных кампаний, политическая социализация и формирование общественного мнения;

    Падение интереса к традиционным идеологиям. Люди часто голосуют за имидж лидера, а не за идеологическую доктрину партии;

    Конкуренция со стороны новых движений и корпоративных структур, ориентированных на решение отдельных проблем, посредством которых человек пытается выразить актуальные для него культурные, эстетические, профессиональные, половозрастные и другие интересы.

    Но ставить вопрос об уходе партий с политического пространства было бы преждевременно. Как справедливо замечает отечественный политолог К. Г. Холодковский, их история будет продолжена, хотя сами партии потеряли монопольное положение на этом пространстве.

    Существенное влияние на определение роли партий в политике оказывает государство. Оно может либо поднимать, либо принижать статус партий, тем самым упрощая или усложняя их деятельность. Отношения партий и государства, как правило, регулируются законом, гарантирующим их взаимные права и обязанности.

    В наиболее общем виде к правам партий относят:

    Право выдвигать кандидатов на выборные должности;

    Право критики правительства;

    Право свободно распространять информацию о своей деятельности;

    Право на свободу внутрипартийной жизни;

    Право на государственные дотации и компенсации в период избирательных кампаний;

    Право на обладание имуществом.

    Наиболее общими обязанностями партий являются:

    Обязанность признавать легальность существующего строя;

    Обязанность соблюдать конституцию ;

    Обязанность соблюдать правила, регламентирующие деятельность партий.

    В структурном плане партия представляет собой сложный организм, состоящий из следующих компонентов:

    - высший лидер и штаб , которые выполняют руководящую роль: принимают важнейшие решения; концентрируют в своих руках всю информацию о деятельности партии; манипулируют сознанием и поведением партийных масс;

    - бюрократический аппарат , осуществляющий связи между выше- и нижестоящими партийными структурами и исполняющий приказы руководства. Иногда бюрократический аппарат может обосабливаться от прочих звеньев партии и даже брать партийное руководство в свои руки. Классический пример: выдвижение в 20-е гг. в РКП(б) секретариата ЦК во главе со Сталиным на первое место в структуре партии;

    - активные члены партии , участвующие в ее жизни, способствующие реализации партийной программы, пропагандирующие ее идеи, но не входящие в бюрократию;

    - пассивные члены партии , которые, входя в ее состав, практически не участвуют в жизни организации, не способствуют реализации партийной программы;

    - социальная база партии , т.е. те слои населения, которые ориентируются на нее и могут поддерживать ее в финансовом отношении. Часть социальной базы партии, которая не только поддерживает ее программу, но и постоянно голосует за нее на выборах, называется электоратом данной партии.

    Политика играет в жизни современного человека весьма важную роль. Хорошо это или нет - решать каждому индивидуально. Однако человек, который хочет быть хозяином своей жизни и в любой ситуации быть компетентным, должен знать, и что гораздо важнее, понимать базовые политические понятия.

    Сегодня мы познакомимся с простейшим из них - политической партией. Итак, структура и функции, а также другие важнейшие характеристики.

    Определение

    В переводе с латинского языка слово «партия» означает «группа» или «часть». Оно было впервые использовано еще в древнем мире. К примеру, Аристотель говорил о партиях жителей горных районов, равнины или побережья. Кроме того, он называл данным термином группы политиков, находящийся в составе ближайшего окружения правителя.

    Это понятие также использовалось при описании группы людей, в чьих руках находится управление государством. А в том виде, в котором политические партии привык видеть простой обыватель, они стали появляться в XVIII-XIX вв., во время становления парламентаризма.

    Трактовка Вебера

    В современной политической науке принята эволюция политических партий, которую предложил М. Вебер. Согласно его наработкам, первой стадией становления партии является «аристократический кружок». По мере развития он перерастает в «политический клуб», а затем в «массовую партию».

    По мнению Вебера, сущностными признаками всякой политической партии были:

    1. Стремление к использованию власти в соответствии с видением решения проблем (политические и прочие), которое присуще только данной партии.
    2. Идейно-политическая ориентация.
    3. Добровольные начала и самодеятельность.

    Различные подходы

    Знакомясь с политической наукой, можно наткнуться как минимум на несколько подходов по определению политической партии. С точки зрения либерального подхода, она является идеологическим объединением. А институциональный подход видит партию как организацию, функционирующую в государственной системе.

    Тем временем традиционный подход связывает определение партии с избирательным процессом, продвижением кандидатов, предвыборной гонкой, а также стремлением заполучить законодательную и исполнительную власть.

    Ну и, наконец, марксистский подход смотрит на такое понятие, как политическая партия, с точки зрения классовых позиций. Партия, в данной трактовке, является наиболее сознательной и активной частью класса, интересы которого она отстаивает.

    Юридический подход

    Его стоит рассмотреть отдельно. Юридический подход регламентирует:

    1. Политический статус партии, и ее функции.
    2. Непрерывный характер деятельности.
    3. Обязательное участие в выборах.
    4. Уровень участия в политической жизни государства.
    5. Степень организации.
    6. Возможность сравнения с иными политическим институтами.
    7. Число членов.
    8. Название.

    С точки зрения юридического подхода союзы избирателей, всяческие ассоциации и прочие непостоянно действующие партиями не являются.

    Он также предполагает, что в органах исполнительной власти - важнейшая процедура, которая является не иначе как официальным признанием партии и предоставляет ей государственную защиту.

    Только пройдя официальную процедуру регистрации, организация может выдвигать себя на выборы, заручаться государственным финансированием и получить прочие возможности, которыми обладают узаконенные политические партии. Таблица с классификацией партий будет приведена немного ниже.

    Признаки партии

    На сегодняшний день в политологии можно встретить такие признаки этих организаций:

    1. Любая партия несет определенную идеологию, или, по крайней мере, ориентацию, картину мира.
    2. Партия является организацией или объединением людей, устойчивым с течением времени.
    3. является завоевание власти. Здесь стоит отметить, что при отдельная партия не может получить полноценную власть, а лишь участвует в реализации властных функций.
    4. Любая партия стремиться заручится поддержкой избирателей, вплоть до принятия активнейших из них в свои ряды.

    Любая партия имеет внутреннюю и внешнюю структуру. Итак, к внутренней структуре относятся рядовые члены и руководство. Последнее, в свою очередь, делится на функционеров и высшее руководство. Политические партии, структура которых построена другим образом, практически не встречаются.

    Функционерами называют партийных активистов, которые трудятся на всех уровнях, в местных и центральных органах объединения. Они организовывают работу различных звеньев партии и распространяют ее идеологию. К высшему руководству относятся лидеры, идеологи, наиболее опытные и авторитетные деятели, которые определяют вектор развития организации, цели и пути их достижения. Ну а рядовыми членами партии называют тех, кто работает в первичных организациях и выполняет задание руководства.

    К внешней структуре относят электорат, то есть людей, которым близки идеи партии и которые готовы отдать за эти идеи свой голос на выборах. На этом базируются практически все политические партии. Структура каждой организации может иметь незначительные отличия, но в целом она выглядит именно таким образом.

    Финансирование

    Важнейшим аспектом развития любой партии является ее финансирование. Как правило, источниками материального обеспечения выступают:

    1. Взносы членов партии.
    2. Спонсорские средства.
    3. Средства, вырученные с собственной деятельности.
    4. Бюджетные средства (в период предвыборной кампании).
    5. Зарубежное финансирование (запрещено в ряде стран).

    Цели

    Как правило, политические партии, структура и суть которых нам уже знакома, преследуют в своей деятельности такие цели:

    1. Формирование общественного мнения.
    2. Выражение гражданской позиции.
    3. Политическое воспитание и образование народа.
    4. Выдвижение (внедрение) своих представителей в органы государственной власти и местного самоуправления.

    Функции партии

    Чтобы более конкретно понять, какое место занимают политические партии в политической системе, стоит рассмотреть их функции. Они бывают: политическими, социальными и идеологическими.

    Политические:

    1. Борьба за власть.
    2. Рекрутирование лидеров и правящей элиты.

    Социальные:

    1. Социализация граждан.
    2. Социальное представительство.

    Идеологические:

    1. Создание идеологии.
    2. Пропаганда.

    Функции политических партий дают возможность определить задачи, которые они решают. Во-первых, партия является неким связующим звеном между народом и государственными органами. Тем самым она нивелирует стихийные формы политической активности граждан.

    Во-вторых, партия выступает весьма эффективной формой преодоления гражданской пассивности и апатии к политике. В-третьих, партия обеспечивает мирный путь распределения или перераспределения политической власти и позволяет избежать общественного потрясения.

    Классификация

    Теперь рассмотрим, какими бывают политические партии. Таблица с классификацией нам в этом поможет:

    Идеалы и программные установки

    Монархическая, фашистская, либеральная, конфессиональная, социал-демократическая, националистическая, коммунистическая.

    Социальная среда деятельности

    Моносредная, универсальная (всеобщая), промежуточная.

    Отношение к социальной действительности

    Консервативная, революционная, реформистская, реакционная.

    Социальная сущность

    Буржуазная, мелкобуржуазная, пролетарская, крестьянская.

    Внутреннее строение

    Демократическая, тоталитарная, массовая, кадровая, открытая, закрытая.

    Основным документом, которому подчиняются все отделения той или иной организации, является устав партии. Он включает в себя информацию о:

    1. Целях и задачах партии.
    2. Атрибутах партии.
    3. Условиях членства.
    4. Структуре партии.
    5. Порядке кадровых операций.
    6. Источниках финансирования и так далее.

    Заключение

    Сегодня мы с вами узнали, что собой представляют политические партии в политической системе. Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что партия представляет собой организацию, нацеленную на завоевание власти с целью продвижения интересов того или иного класса населения. Политические партии, структура которых, если и отличается, то незначительно, сильно зависят от поддержки, как со стороны электората, так и со стороны спонсоров.

    Политические партии современной России


    Введение


    Политическая Партия - политическая организация, выражающая интересы общественного класса или его слоя, объединяющая их наиболее активных представителей и руководящая ими в достижении определенных целей.

    Партия - высшая форма классовой организации. Она может возникнуть только в ходе осознания идеологами класса его коренных интересов и их выражения в форме определенной концепции или программы. Партия организует класс или социальную группу, придает их действиям организованный и целенаправленный характер.

    Партия является носителем идеологии класса, в значительной мере обусловливающей руководящие принципы политики, организационного строения и практической деятельности партии, которые конкретизируются в программе и уставе партии. В буржуазном классовом обществе существует несколько партий, каждая из которых выражает интересы своего класса. В социалистическом и тем более в коммунистическом обществе, в котором нет антагонистических классов, партия должна быть одна - коммунистическая, руководящая развитием общества в соответствии с научно обоснованной программой.

    В России существует множество партий; демократических, коммунистическо-социалистических, националистических и т.д. Все они защищают чьи-то интересы.

    Партии бывают правые, левые, центристские. Одни защищают интересы какого-то класса или классов, другие являются защитниками наций и народов, есть партии верхушечные, есть партии низовые.

    Цель моей работы - изучить политические партии партийную систему современной России.

    Задачи - просмотреть функции, структуру и классификацию политических партий, проанализировать сущность и разновидности партийных систем, рассмотреть процесс становления многопартийной системы в России.


    1. Партийные системы, их типология


    В процессе исторического развития в одних странах образовалась одна политическая партия, в других - две, в ряде же стран возникли три и больше партий. Конкретно - исторические условия, сложившиеся в той или иной стране (классовый состав населения, исторические традиции, политическая культура, национальный состав и т.д.), детерминировали количество и характер появившихся и функционирующих в ней политических партий. Находясь в рамках одного общества, эти партии не отгораживаются друг от друга. Они постоянно взаимодействуют, оказывают влияние на принятие тех или иных государственных решений, в той или иной степени участвуют в управлении делами социума. Совокупность этих партий и характер их отношений между собой, а также с государством и другими политическими институтами, характерными для данного политического режима, принято называть политической системой.

    Партийные системы бывают однопартийными, двухпартийными и многопартийными. Отнесение партийной системы той или иной страны к одному из перечисленных типов определяется не количеством партий, функционирующих в этой стране, а наличием совокупности определённых признаков. При классификации политических систем необходимо учитывать три основных показателя:

    )число партий;

    )наличие или отсутствие доминирующей партии или коалиции;

    )уровень соревновательности между партиями.

    Однопартийная система -это такая система, где реальной возможностью осуществления государственной власти обладает одна партия. При этом может быть две разновидности однопартийной системы. Одна из них представляет абсолютную монополию одной партии, где исключается существование других партий. (Такие системы существуют на Кубе, в КНДР, Вьетнаме, Лаосе и др.). Другая разновидность заключается в существовании наряду с партией, обладающей монополией на власть, других политических партий. Однако роль последних незначительна, так как их деятельность жестко регламентируется. В обществе осуществляется тотальный идеологический и организационный контроль со стороны государственной партии. Хотя внешне такие системы походят на многопартийную, на самом же деле - это однопартийные системы (в КНР).

    Двухпартийная система - это система, характеризующаяся наличием двух крупных партий, каждая из которых имеет шанс завоевать на выборах большинство мест в законодательном собрании или большинство голосов избирателей на выборах исполнительной ветви власти. Другими словами, это такая система, где монопольное положение в политике страны занимают две основные партии, которые попеременно сменяют друг друга у власти. Когда одна из них находится у власти и выступает в качестве правящей, другая в это время пребывает в качестве оппозиционной. В результате победы на выборах оппозиционной партии они меняются местами. Двухпартийная система отнюдь не означает отсутствия других партий. Но эти другие не мешают двум главным партиям управлять попеременно. Например, за всю историю существования двухпартийной системы в США более 200 кандидатов третьих партий пытались добиться избрания на пост президента страны, однако лишь 8 из них сумели завоевать более миллиона голосов избирателей, но ни разу их представитель не был избран президентом. В США и Великобритании две основные партии собирают до 90% голосов избирателей, лишая остальных доступа к власти.

    Разновидностью двухпартийной системы является двухсполовинная система (2 1/2 партий) или «две плюс одна партия». Суть этой разновидности состоит в том, что если ни одна из конкурирующих и способных сформировать правительство партий не имеет большинства в парламенте, то одной из них приходиться вступать в коалицию с третьей немногочисленной, но постоянно представленной в парламенте. Так, в ФРГ двум основным конкурирующим партиям - СДПГ и ХДС/ХСС приходиться прибегать к союзу с партией свободных демократов. Вынуждены добиваться поддержки «третьей партии», её электората ведущие партии Австрии, Австралии, Канады и ряда других стран. В целом же надо отметить, что при двухпартийной системе создаётся относительно стабильное правительство.

    Многопартийная система - это система, в которой более двух партий имеют достаточно сильную организацию и влияние, чтобы воздействовать на функционирование институтов. Определяя систему как трёх-, четырёх-, пятипартийную, политологи имеют в виду количество партий, получивших парламентское представительство. Многопартийные системы функционируют в Германии, Франции, Италии, Швеции, Бельгии и некоторых других странах. При многопартийной системе партии занимают разные идейно-политические или идеологические позиции: от крайне правых до крайне левых.

    Многопартийные системы позволяют учитывать разнообразие политических симпатий и общественных движений, хотя в известной мере затрудняют спокойную парламентскую поддержку правительства. Как правило, при таких системах нет доминирующих партий, к власти могут приходить разные партии, в том числе и не имеющие поддержки даже относительного большинства избирателей (Франция, Италия). Иногда складывается ситуация, при которой относительно невлиятельная партия может приобрести ключевую роль. Поэтому в этих странах остро стоит проблема политических и парламентских союзов. Многопартийность является благоприятной для общества, поскольку располагает механизмом цивилизованного прихода партий к власти, а через их конкуренцию обеспечивает выдвижение альтернативных вариантов развития общества.


    2. Партийная система современной России


    Известно, что первые политические партии в России возникли в конце XIX в. (социал-демократическая партия, партия социалистов-революционеров). Однако появление политической системы в стране относится к началу XX в., когда Манифест 17 октября 1905 г. даровал населению гражданские свободы, в том числе свободу союзов (что означало и свободу создания политических партий). До начала 20-х гг. в России существовала многопартийная система, в 20-80-е гг. - однопартийная, в конце 80-х-начале 90-х гг. начался процесс формирования многопартийной системы. Начало становления многопартийности не было простым. В 1991 г. Президентом Российской Федерации была приостановлена, а затем и прекращена на территории России деятельность Коммунистической партии. В конце 1992 г. решением Конституционного Суда была доказана правомерность существования Коммунистической партии. Таким образом, начало пути к многопартийности было в общем-то драматическим, связанным с запретом политической партии. В начале 90-х гг. формировались новые подходы в организации политической жизни. В марте 1991 г. началась регистрация партий, а к концу 1991 г. было зарегистрировано уже 26 партий. Ныне в министерстве юстиции в качестве зарегистрированных значится более 70 партий, хотя, по различным данным, в стране существует значительно больше - несколько сот и даже тысяч. Однако возникновение большого количества партий ещё не означает образования многопартийной системы. Существуют определённые признаки многопартийной системы. Одной из основных является представление партией части общества, класса или слоя, выражения их интересов, потребностей и стремлений. Современное российское общество находится в аморфном состоянии. В нём плохо обозначено структурирование интересов различных общественных сил, их слабое осознание на политическом уровне. На сегодняшний день нельзя утверждать, что рабочий класс или крестьянство или другие социальные группы осознали свои социальные интересы. Из существующих партий многие мало чем отличаются друг от друга своими программами. Они не столько озабочены выражением и реализацией интересов своего электорального слоя, сколько «голым интересом власти». Образование таких партий часто носит искусственный характер и обусловлено стремлением политической самореализации индивидов (выступающих в роли лидеров), которые вербуют своих сторонников под ту или иную абстрактную идею. Эти идеи представляют собой заимствования из политического словаря Запада или дореволюционной России. Трудности с образованием партийной системы связаны не только с отсутствием в обществе необходимого уровня социально-политической дифференциации, но и с особенностями преодоления прежней однопартийной системы. Дело в том, что в условиях советского строя коммунистическая партия не была нормальной политической партией в общепринятом смысле слова. Она в сущности не просто слилась с государственными структурами, она полностью поглотила государство и общество. Государственные структуры оказались лишь бледными отражениями партийных структур. В результате образовался своеобразный гибрид партия - государство. С крахом тоталитарной системы перед страной встала проблема создания новой государственности и соответствующей ей партийной системы.

    Затрудняет создание многопартийной системы и неразвитость политической культуры, отсутствие последовательной государственной политики, направленной на формирование дееспособных партий и совершенствование законодательной базы. Создаётся впечатление, что верхние эшелоны власти не заинтересованы в становлении сильных партий, так как им выгодно иметь диалог с разрозненной оппозицией. Исполнительная власть сознательно проводит политику «деполитизации», чтобы не допустить большого влияния партий на население. Поэтому говорить о сформировавшейся многопартийной системе в России явно преждевременно. Она, на мой взгляд, находится на стадии формирования. Идёт процесс её становления. Показателем этого являются образующиеся механизмы регулирования взаимоотношений между партиями, между партиями и властными структурами, между партиями и обществом.

    3. Классификация политических партий


    Мир политических партий чрезвычайно разнообразен. Здесь находится место самым различным объединениям - от традиционно сильных консерваторов в Великобритании до партии любителей пива в Польше. В основу классификации партий могут быть положены разные критерии: социальный состав, идеологическая приверженность, принципы организации и др.

    Если, например, за основу классификации берется характер и задачи их деятельности, то все существующие партии обычно сводятся к следующим типам:

    oРеволюционные, стоящие за глубокие, коренные изменения в общественных отношениях.

    oРеформаторские, выступающие за умеренные изменения в общественных отношениях.

    oКонсервативные, стоящие на позициях сохранения основных черт современной жизни.

    oРеакционные, ставящие перед сбой задачи восстановления старых структур.

    В зависимости от участия в осуществлении власти, партии подразделяются на правящие и оппозиционные.

    По условиям деятельности партии могут подразделяться на легальные, полулегальные и нелегальные.

    Весьма распространенным является способ классификации партий по признаку прогрессивности или консервативности политических программ. Те партии, которые отстаивают более или менее прогрессивные общественно-политические цели, принято называть левыми, защищающие существующие, устоявшиеся общественные порядки, получили название правых, а те партии, которые занимают промежуточное положение, нередко называют партиями центра.

    По принципам организации партии можно разделить на кадровые и массовые. Кадровые партии отличаются немногочисленностью и опираются, прежде всего, на профессиональных политиков, финансовую элиту, которая способна обеспечить материальную поддержку. Эти партии ориентированы чаще всего на участие и победу на выборах. В их рядах насчитывается большое количество парламентариев. Примерами кадровой партии можно являются Демократическая и Республиканская партии США, Консервативная партия Великобритании, Христианско-демократический союз в Германии и др.

    Массовые партии многочисленны. В финансовом смысле они ориентируются на членские взносы, чаще всего имеют ярко выраженную идеологическую направленность, занимаются пропагандой и воспитанием масс. К ним относятся социалистические и коммунистические партии.

    С точки зрения внутреннего устройства партии делятся на партии с сильной и партии со слабой структурой. Партии с сильной структурой ведут строгий учет численности, контролируют деятельность своих членов, устанавливают жесткую партийную дисциплину. Депутаты парламента от этой партии должны согласовывать свою позицию со позицией партии по всем вопросам. Напротив, партии со слабой структурой не слишком заботятся об учете своих членов и не требует о своих парламентариев строгого соблюдения партийных директив.

    Помимо приведенных, существует множество других классификаций. Любую партию можно отнести сразу к нескольким типам. Она одновременно может быть партией мировоззренческой, массовой, левой, обладающей сильной структурой и т.д., т.е. существует целый ряд возможных комбинаций, и о какой конкретно идет речь - должно уточнятся в процессе анализа каждой конкретной партии.


    4. Единая Россия


    Всероссийская политическая партия «Единая Россия», зарегистрированная Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2001 года, сегодня является крупнейшей политической партией страны.

    По состоянию на 1 января 2012 года, согласно данным Минюста РФ, численность партии «Единая Россия» составляет 2 113 767 человек. Партия имеет 82 631 первичку и 2 595 местных отделений во всех регионах страны.

    Руководящие органы

    Высшим руководящим органом партии, согласно Уставу, является съезд.

    Председателем партии является действующий премьер-министр Дмитрий Медведев. Бюро высшего совета состоит из 18 человек и входит в состав Высшего совета, который составляют 91 член партии.

    В период между съездами высшим руководящим органом партии «Единая Россия» является Генеральный совет. В его компетенцию входит взаимодействие с органами власти и институтами местного самоуправления, принятие предложений по важнейшим социально-политическим вопросам, а также назначение и снятие с должности главы Центрисполкома по рекомендациям председателя партии.

    Постоянно действующим руководящим органом партии «Единая Россия» является Президиум Генерального совета, который является частью последнего. В его состав входят 27 членов партии. Президиум Генерального совета «Единой России» осуществляет руководство политической деятельностью партии. В его компетенцию входит разработка разного рода документов, включая проекты предвыборных программ. По решению Президиума может быть созван внеочередной съезд партии, созданы и ликвидированы региональные отделения. Также Президиум Генерального совета утверждает бюджет партии, списки кандидатов в депутаты Госдумы и кандидатуру в президенты страны от партии на президентских выборах.

    Деятельностью Президиума Генсовета партии руководит Секретарь, который уполномочен от имени партии делать заявления прессе, ставить подписи на официальных и финансовых партийных документах. С 15 сентября 2011 года на этой должности утвержден Сергей Неверов.

    Центральный исполнительный комитет - это постоянно действующий исполнительный орган партии. ЦИК отвечает за реализацию утвержденных планов, программ и мероприятий различного рода, он ответственен за проведение избирательных кампаний и т.п. ЦИК подотчетен в своей деятельности Президиуму Генерального совета.

    Центральная контрольно-ревизионная комиссия состоит из 31 члена партии «Единая Россия». ЦКРК осуществляет контроль за хозяйственной и финансовой деятельностью структурных подразделений, ЦИК и других органов управления, а также контроль за исполнением членами партии Устава и решений руководящих органов. ЦКРК подотчетна съезду партии.

    Партийная идеология

    Лидеры партии «Единая Россия» описывают партийную идеологическую платформу, как центризм и консерватизм, которые предполагают прагматизм, государственническую позицию и противопоставление партии другим движениям, настроенным более радикально. Консервативная модернизация - вот основа партийной идеологии. «Единая Россия» поддерживает общий политический курс президента Российской Федерации и его Правительства.

    Представленность «Единой России» в Государственной Думе

    Впервые «Единая Россия» приняла участие в парламентских выборах в 2003 году и сразу же получила 306 мест в Госдуме, сформировав тем самым парламентское большинство. В 2007 году от «Единой России» в Госдуму попали 315 депутатов, что позволило партии сформировать фракцию с конституционным большинством. В ходе последних выборов в декабре 2011 года «Единая Россия» несколько сдала позиции, утратив преимущество конституционного большинства, однако полученные 238 депутатских мандатов позволяют партии власти утверждать законопроекты без поддержки оппозиционных фракций.

    КПРФ

    Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) фактически является наследницей КПСС, однако, так как любая деятельность КПСС на территории России запрещена с 1991 года, юридически КПРФ ничего общего с предыдущей партией власти не имеет. Официально КПРФ зарегистрирована как левая политическая партия.

    КПРФ участвовала во всех парламентских выборах и была представлена в Госдумах всех шести созывов, а также в региональных парламентах.

    Согласно данным Министерства юстиции, по состоянию на 1 января 2012 года КПРФ имеет 81 региональное отделение, а ее численность составляет 156 528 членов. Политическая партия с момента регистрации в Министерстве юстиции является юридическим лицом и действует на основании устава и программы.

    Руководящие органы

    Высшим органом КПРФ является съезд партии. На съезде избирается Центральный комитет - руководящий политический орган - и его председатель, коим с 1993 года является Геннадий Зюганов. В региональных отделениях органом власти является региональный комитет, а его главой - первый секретарь.

    Центральный комитет выполняет разработку важнейших для партии документов, опираясь на программу партии и решения съездов.

    Для решения организационных и политических задач между пленумами ЦК КПРФ избирается Президиум ЦК КПРФ. Организовывает текущую деятельность партии и осуществляет контроль за исполнением решений вышеуказанных органов секретариат, который избирается Центральным комитетом и подотчетен только ему.

    Высшим контролирующим органом партии является Центральная контрольно-ревизионная комиссия, которая следит за соблюдением устава членами партии, рассматривает их апелляции. Состав ЦКРК формируется посредством тайного голосования на съезде партии.

    Партийная идеология

    Как идеологический наследник КПСС, КПРФ указывает своей основной целью отстаивание прав людей наемного труда и национальные интересы государства. Согласно программе партии, КПРФ стремится к построению в России «обновленного социализма 21 века». Также в программе указано, что в своих действиях партия опирается на марксистко-ленинское учение, адаптируя его к современным условиям.

    Представленность в Государственной Думе

    КПРФ имела представительства в Государственной Думе всех шести созывов, а также выставляла своего кандидата на всех выборах Президента страны, где он неизменно занимал второе место.

    На первых парламентских выборах в 1993 году партия набрала 12,4% голосов, получив 42 мандата. В 1995 году КПРФ набрала 22,3% голосов избирателей и заняла 157 депутатских кресел. На выборах в Госдуму третьего созыва в 1999 году партия получила свой максимум - 24,29% голосов, однако количество депутатских мандатов сократилось до 113. В 2003 году коммунисты несколько потеряли популярность и набрали 12,61% голосов, получив 51 мандат в Госдуме четвертого созыва. В 2007 году КПРФ получила 57 мандатов, набрав 11,57% голосов избирателей. На последних парламентских выборах в декабре 2011 года партия получила 19,19% голосов избирателей, заняв 92 депутатских кресла.

    ЛДПР

    Либерально-демократическая партия России является прямой наследницей ЛДПСС - первой и единственной оппозиционной партии Советского Союза. Неофициально партия существует с декабря 1989 года. 12 апреля 1991 года ЛДПСС была зарегистрирована Министерством юстиции СССР. Путем преобразования ЛДПСС 14 декабря 1992 года официально появилась ЛДПР. Бессменным председателем партии с 31 марта 1990 года является Владимир Вольфович Жириновский.

    ЛДПР, наряду с КПРФ, имела представительства в Государственной Думе всех шести созывов, а также принимала участие во всех Президентских выборах.

    В ЛДПР состоят 212 156 членов. Партия имеет 83 региональных отделения и 2399 местных отделений.

    Руководящие органы

    Согласно уставу, высшим руководящим органом является Съезд, который назначается по решению Высшего Совета не реже, чем раз в четыре года. Между съездами функции руководящего органа выполняет Высший Совет, в чьи обязанности входит принятие решений по текущим кадровым, политическим, организационным и другим вопросам. Высший Совет также следит за выполнением решений, принятых Съездом. Высший Совет избирается на очередных съездах раз в четыре года.

    На Съезде партии также сроком на четыре года избирается Председатель ЛДПР. В его компетенцию входит определение политического курса, тактики и увеличение роли партии в общественно-политической жизни страны. Председатель является официальным представителем партии и уполномочен действовать и давать заявления от лица ЛДПР. Также Председатель назначает членов исполнительного органа ЛДПР - Центрального Аппарата и его руководителя.

    Центральная Контрольно-ревизионная комиссия является контролирующим органом ЛДПР. В ее обязанности входит контроль за использованием финансовых и иных ресурсов партии. ЦКРК избирается Съездом на четыре года и подотчетна только ему.

    Партийная идеология

    В партийной программе ЛДПР указано, что партия выступает за демократию и либерализм. Коммунистическая и марксистская идеологии ЛДПР не приемлет. С момента своего создания ЛДПР позиционирует себя как оппозиционная партия. Однако многие политологи не соглашаются с этим, впрочем, как и с указанными в официальных документах политическими направлениями. Так, например, в сфере социальной деятельность ЛДПР больше отражает идеи патриотизма и национализма, а в экономической сфере ЛДПР больше привлекает теория смешанной экономики.

    Основным представителем интересов своих граждан, по мнению ЛДПР, должно выступать государство, и интересы отдельных личностей должны быть им подчинены. ЛДПР выступает за возрождение России как государства державного без деления на субъекты по национальному признаку.

    Представленность ЛДПР в Государственной Думе

    Как уже было сказано выше, ЛДПР - это одна из двух партий, которая имела представительство во всех шести созывах Нижней палаты Парламента. В 1993 году ЛДПР заняла первое место на парламентских выборах, получив 22,92% голосов избирателей и 64 мандата в Думе. В Госдуму второго созыва в 1995 году вошел 51 депутат от ЛДПР, когда партия набрала 11,18% голосов. В 1999 году ЛДПР получила 5,98% голосов избирателей, заняв всего 17 депутатских кресел. В 2003 году партия набрала 11,45% голосов, что позволило ей получить 36 депутатских мандатов. В 2007 году ЛДПР получила 40 мандатов, т. к. за нее проголосовало 8,14% избирателей. В Госдуму шестого созыва в 2011 году от ЛДПР вошло 56 депутатов, партия набрала 11,67% голосов избирателей.

    «Патриоты России»

    Партия «Патриоты России» возникла в результате раскола КПРФ, в качестве политической партии зарегистрирована в июле 2005 года. Партия «Патриоты России» создана на основе «Российской партии труда», а также других общественных и политических объединений, входящих в состав коалиции «Патриоты России», таких как Народно-патриотический союз России, Евразийская партия, партия «СЛОН». В «Патриотах России» состоят 86 394 человека. Партия имеет 79 региональных и 808 местных отделений.

    Руководящие органы

    Лидером партии является Председатель, должность которого с апреля 2005 года занимает Геннадий Семигин. Высшим органом управления является Съезд партии. Руководящим органом, действующим на постоянной основе, является Центральный политический Совет. Контрольно-ревизионная комиссия выполняет функцию контролирующего органа.

    Партийная идеология

    «Патриоты России» позиционируют себя как умеренно левая партия. Своей основной стратегической целью они считают создание в России общества, в котором в равной степени будут сочетаться и политическая стабильность, и социальная справедливость, и устойчивое экономическое развитие. Партия выступает резко против любых проявлений национализма, шовинизма, радикализма и экстремизма. «Патриоты России» стремятся к объединению оппозиции на основе патриотизма, социализма, центристских и социал-демократических взглядов.

    В Государственной Думе партия не представлена, но имеет 19 мест в региональных парламентах.

    «Яблоко»

    Несколько необычное для российской политической сцены название политической партии «Яблоко» становится более понятным, если знать ее предысторию. В 1993 году при формировании Государственной Думы Российской Федерации Первого созыва была создана фракция «Яблоко». Она сформировалась на базе избирательного блока Явлинского, Болдырева и Лукина. Из аббревиатуры заглавных букв фамилий лидеров и было создано название фракции, а затем, с 1995 года, и партии.

    «Яблоко» является партией социального либерализма, выступающей за развитие России по европейскому пути. «Яблоко» входит в состав нескольких Европейских и международных организаций. Так, например, с 1998 года объединение «Яблоко» являлось наблюдателем, а с 2002 года стало полноправным членом Либерального Интернационала.

    В период, когда «Яблоко» из избирательного блока преобразовалось в общественное объединение, в его составе произошли некоторые изменения. В 1994 году блок покинула часть Республиканской партии во главе со своим лидером В. Лысенко, но на правах региональной организации присоединилась Региональная партия Центра из Санкт-Петербурга.

    В январе 1995 года состоялся Учредительный съезд, где главой Центрального совета был избран Григорий Явлинский.

    Во время правления Бориса Ельцина «Яблоко» играло роль демократической оппозиции, выражая неодобрение и неприятие политического и социально-экономического курса, проводимого Президентом. В 1999 году, когда проходило голосование по процессу импичмента, начатого КПРФ, фракция «Яблоко» поддержала коммунистов по ряду обвинений, как то развязывание военных действий в Чечне и вооруженном разгоне Верховного Совета в 1993 году. Но другие статьи обвинения фракция не поддержала.

    Однако, не смотря на критику политического курса и практически всех принимаемых правительством решений, «Яблоко», тем не менее, всегда выказывало готовность к конструктивному диалогу с властями. Такое происходило, когда исполнительная власть стремилась к усилению своей поддержки в обществе.

    Тем не менее, когда Григорию Явлинскому и некоторым его сторонникам в 1996 году предложили войти в состав правительства, «Яблоко» выдвинуло ряд условий, которые по ряду объективных причин выполнены не были. Явлинский потребовал внесения серьезных изменений в социально-экономическую политику, прекращения военных действий на территории Чечни, а также отставки ряда политиков, занимающих ключевые правительственные посты. Те же, кто принимал предложения правительства, незамедлительно из партии исключались.

    С избранием в 2000 году президентом Российской Федерации Владимира Путина политическая обстановка в стране резко поменялась. Теперь главу государства поддерживала основная часть россиян, однако, среди «яблочников» поддержки он не снискал. Более того, с 2001 года партия уходит в жесткую оппозицию, выступает с критикой в адрес Правительства Михаила Касьянова.

    В 2002 году Минюст РФ зарегистрировал «Яблоко» как демократическую партию. В 2006 году, когда к партии присоединились «Солдатские матери» и «Зеленая Россия» название было изменено на Российскую объединенную демократическую партию «Яблоко».

    После того, как в 2003 году «Яблоку» не удалось преодолеть необходимый барьер и войти в состав Госдумы, оппозиционность партии приобрела тотальный характер. А с приходом к власти Дмитрия Медведева еще более усилилась. «Яблоко» обвинило власти в тоталитаризме.

    В 2006 году партия «Яблоко» вошла в состав ЕЛДР - Европейской партии либералов, демократов, реформаторов. С 2008 года председателем партии является Сергей Митрохин.

    Представленность «Яблока» в государственной Думе.

    «Яблоко» входило в состав Госдумы первых четырех созывов. В 1993 году фракция «Яблоко» набрала 7,86% голосов и получила 27 мест в Думе. В 1995 году «Яблоко» получило 45 депутатских мандатов в Госдуме второго созыва. На третьих парламентских выборах в Госдуму III созыва партия «Яблоко», заключив альянс со Степашиним, включило его во главу своего избирательного списка. На выборах в 1999 году партия набрала 5,93% голосов и получила 21 депутатское кресло.

    В 2003 году во время предварительного подсчета голосов, Владимир Путин лично позвонил Явлинскому среди ночи и поздравил его с преодолением 5%-го барьера. Позже оказалось, что поздравления были преждевременными: партия набрала лишь 4,3% голсов избирателей и в Думу не попала. Однако, ее кандидаты смогли пройти по 4 одномандатным округам.

    Выборы в 2007 году для партии были провальными - всего 1,59% голосов. В 2011 году «Яблоко» в Госдуму также не попало. Согласно официальным источникам, партия набрала 3,43% голосов, хотя некоторые независимые организаторы же утверждают, что реально за «Яблоко» проголосовало порядка 4,5% избирателей.

    Сравнительный анализ программ ведущих политических сил

    Ведущую роль в политической жизни России в настоящее время играют коммунисты, бюрократы (центристы) и демократы.

    Это противоборствующие силы и, следовательно, в их программных документах по-разному оцениваются политические, экономические и социальные аспекты жизни общества. Рассмотрим некоторые из них.


    Главные ценностиОтношение к государствуЭкономический разделСоциальный раздел«Единая Россия»Свобода, закон, справедливость и согласие (однако, в дальнейшем понятие «свобода» как бы «исчезает» из Программы)«Сильное государство». Сильная президентская власть, сотрудничество всех ветвей власти и повышение политической ответственности депутатов всех уровнейОбеспечение законности и честной конкуренции. Качество управления госсобственностью. Приоритет - высокотехнологичной отрасли, науки и промышленности. Нет упоминания о частной собственности! Раздел слабыйСильная социальная политика, высокая степень социальной защиты, эффективная система социальных гарантий. Отказ от излишеств государственного патернализмаКПРФНародовластие, справедливость, равенство, патриотизм, ответственность гражданина перед обществом и общества перед гражданином, единство прав и обязанностей человека, социализм и в будущем коммунизмПравительство национального спасения в последующем, с приходом к власти обрезывает правительство народного доверия подотчётное высшим представительным органам власти страны (Советам)Гос. регулирование экономическими процессами. Восстановление общенародной, либо коллективной собственности. Недопущение частной собственности на землю. Монополия внешней торговли на стратегически важные товарыПринятия законов о занятости и борьбе с безработицей, обеспечение на деле реального прожиточного минимума; возврат гражданам гарантированные права на труд, отдых, жилище, бесплатное образование и т.д.ЛДПРСвобода личности, право частной собственности, конкурентная рыночная экономика и др.Демократизация политической системы. Возможность наличия правящей партии (как на Западе)Демократы - частная собственность, конкурентная рыночная экономика. Либералы: отрицают какую-либо роль государства в экономике и не имеют в числе своих целей социальное государствоГосударство обязано поддерживать слабых - стариков, обездоленных, детей, инвалидов, жертв воин, природных и техногенных катастроф«Патриоты России»Общенациональные идеалы и приоритеты, имеющие наивысшую значимость для российского общества, государства и подавляющего большинства гражданВеликая, сильная, влиятельная в мире, процветающая Россия, в которой обеспечены духовное развитие, благополучие и счастье всех гражданСправедливое решения вопросов собственности в интересах народа, рациональное использования природных ресурсов и созданного в стране производственного потенциала, внедрения передовых достижений науки, техники и технологииСоциальной защиты всех граждан страны, общедоступная медицина и здоровый образ жизни людей, общедоступное образование«Яблоко»Достойное существование человека - его свобода, здоровье, благополучие, безопасность и возможность развивать свои способностиДемократическая, процветающая Россия, способная сохранить свою целостность и единствоОтветственность государства за создание общества равных возможностей и предотвращение «провалов рынка»; социальное гос-воСоздание механизмов социальной поддержки для тех, кто лишён доступа к рыночному распределению благ

    Заключение


    Партии являются основным элементом политической системы общества. Они выступают носителями конкурирующих друг с другом политических курсов, служат выразителями интересов, потребностей и целей определенных социальных групп, связующим звеном между гражданским обществом и государством. Задача партий - превратить множество частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в их совокупный политический интерес. Через партии и избирательные системы происходит формализация участия граждан в политической жизни. Партии принимают активное участие в функционировании механизма политической жизни. Партии принимают активное участие в функционировании механизма политической власти или оказывают опосредованное влияние на него.

    Немаловажной чертой деятельности партий является их идеологическое воздействие на население, значительна их роль в формировании политического сознания и культуры.

    Партия должна побуждать к движению вперед. Ей необходимо хорошо осмыслить и определить интересы социальной группы, которую она представляет, она обязана четко представлять формы и методы движения к осуществлению этих интересов.

    Партии должны постоянно обновляться. Они должны быть привлекательными для молодежи и представителей новых профессий, воспитывать кадры, которые хорошо понимают и представляют требования и нужды людей, а также самостоятельно оценивать изменения в политике и принимать соответствующие решения.

    Партия должна не только уметь прислушиваться к выражаемым требованиям, но и активно действовать, чтобы выявить и защищать эти требования ее сторонников расширять их ряды.

    Политические партии выиграют, если будут развиваться как демократические и плюралистические организации, основанные на принципе большинства и ответственности. Деятельность политических партий является реальным показателем процесса становления гражданского общества, демократизации политической системы, развития самоуправления. И чем результативнее становится их работа, тем зрелее и прочнее становится гражданское общество.


    Библиографический список:


    1.Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник для вузов. 2-е изд. - М., 1997. - С. 207

    2.Виноградов В.Д. Многопартийность в России: реальность или утопия? // Вестник Санкт - Петербургского университета. 1993. Сер 6. Вып.2.-С. 42

    .Политический словарь [Электронный ресурс] #"justify">.Библиотека в библиотеке [Электронный ресурс] #"justify">.ФБ.ру [Электронный ресурс] #"justify">.Избираем.ру [Электронный ресурс] #"justify">партия многопартийный дума программа


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

    Политические партии

    Полити́ческая па́ртия - имеющее устойчивую структуру и постоянный характер деятельности независимое общественное объединение, выражающее политическую волю своих членов и сторонников, ставящее своими задачами участие в определении политического курса данного государства, в формировании органов (в т.ч. представительных) государственной власти и управления .

    На сегодня существует несколько «беспартийных» государств. Это, как правило, по форме правления абсолютные монархии: Оман, Объединённые Арабские Эмираты, Иордания, Бутан (до 2008 г.). В этих странах существует либо прямой запрет на политические партии (Гана, Иордания), либо отсутствуют соответствующие предпосылки для их создания (Бутан, Оман, Кувейт). Сходной может быть ситуация при влиятельном главе государства, когда разрешенные партии имеют небольшую роль (Ливия на рубеже XX-XXI вв.).

    Партии и направления

    Политические партии нередко ассоциируются с политическим спектром. В одном из них (часто упоминается при описании политических партий Испании , Италии и т. п.) «левыми » именуются сторонники радикальных перемен, а «правыми » - консерваторы и основоположники идеи сохранения традиций. Более распространена шкала, в которой «левыми» считают коммунистов , социалистов и социал-демократов , а «правыми» - либералов , консерваторов и фашистов (к последним причисляют и национал-социалистов , приверженцы которого также иногда именуются ультраправыми ). К центристским партиям относят те, которые поддерживают список правил, относящихся к разным частям политического спектра. В большинстве партий существуют фракции, поддерживающие взгляды, несколько отличающиеся от официальной политики партии.

    Цвета и эмблемы партий

    Митинг сторонников Виктора Януковича в Донецке, 2004

    Во всём мире политические партии ассоциируют себя с теми или иными цветами (по большей части затем, чтобы выделяться на выборах). Красный , как правило, является цветом левых партий: коммунистов, социалистов и т. п. Цвета консервативных партий - синие и чёрные . Исключение: в США цвет республиканской партии - красный, а демократической - синий.

    Наименования политических партий

    Наименование партии может отражать партийную идеологию (как например, Либерально-демократическая или Коммунистическая партии); основную цель (задачу) деятельности партии (Российская сетевая партия поддержки малого и среднего бизнеса, «Партия Возрождения России»); социальную, национальную («Русская партия»), религиозную и иную группу, чьи интересы отстаивает (Аграрная партия или партия «Автомобильный клуб России»), просто запоминающийся бренд, не несущий особой смысловой нагрузки, начальные буквы имен или фамилий основателей партии ("Яблоко" - Я влинский, Б олдырев, Л укин)

    Наименование российской политической партии состоит из двух частей: указание на организационно-правовую форму “политическая партия” и название партии. Интересно, что часто встречается тавтология в наименованиях политических партий, например Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации », Политическая партия «Российская экологическая партия «Зелёные». Наименование некоторых партий подобрано удачно и не содержит в названии слова “партия” (Политическая партия “Русское национальное единство ”). Наименования партий также могут быть краткими и емкими, как например Воля (политическая партия). Тавтология в наименовании, видимо, связана с периодом, когда отсутствовал закон о политических партиях, и не была упорядочена процедура создания политической партии. Партии существовали тогда в форме политических общественных объединений и соответственно их наименования содержали в себе указание только на эту организационную форму. Для того чтобы показать, что объединение является политической партией, а не иной общественной организацией, непосредственно в название политического общественного объединения включалось слово «партия». Некоторые политические партии носили «исторические» названия, например Коммунистическая партия или Российская социал-демократическая рабочая партия . Для политических партий характерно указание на свою организационно-правовую форму непосредственно в названии партии.

    Политическая партия может использовать в своём наименовании слова «Россия», «Российская Федерация» и образованные на их основе слова и словосочетания. При этом она освобождается от уплаты государственной пошлины за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и их производных (п. 1) ч. 1 статьи 333.35 Налогового кодекса РФ). В Республике Беларусь наоборот установлен запрет на использование в названии политической партии слов "Республика Беларусь", "Беларусь", "национальный" и "народный", если иное не определено Президентом Республики Беларусь (абзац 4 статьи 14 Закона Республики Беларусь от 5 октября 1994 г. «О политических партиях» ). Закон о политических партиях не содержит запрета на использование названий других государств, то есть название политической партии может даже совпадать с названием иностранного государства, хотя данный запрет установлен в отношении символики политических партий. Законы стран СНГ о политических партиях этот вопрос обходят стороной. В отдельных европейских государствах (Великобритания , Словения , Хорватия) установлено что наименование политической партии не может содержать названий иностранных государств. Например, в Великобритании политическая партия в своем наименовании может использовать только слова «Британия», «британский», «Англия», «английский», «национальный», «Шотландия», «шотландцы», «шотландский», «Соединённое королевство», «Уэльс», «уэльский», «Гибралтар», «гибралтарский» и их производные комбинации. Такой разброс связан в первую очередь с тем, что в Великобритании разрешено создавать региональные политические партии.

    Наименование партии может иметь смысловую нагрузку, а может представлять произвольный набор слов. Нет и ограничения относительно длины наименования (например, в Ирландии партии может быть отказано в регистрации из-за чрезмерно длинного названии: как правило, оно не должно состоять из более чем 6 слов).

    Международные политические объединения

    Организация и структура политической партии

    В разных странах существуют разные подходы к организации работы политических партий. В России и многих других странах существует фиксированное членство, в то же время в США фиксированного членства в партиях нет. В России структура партии строится по примерно одинаковой системе на трех уровнях - партия - региональные отделения - местные отделения. На уровне самой партии высшим органом является съезд, который формирует постоянно руководящие органы, на уровне региона - собрание (конференция) и руководящие органы регионального отделения.

    Примечания

    Ссылки

    • Журавлев В. В., Королев А. А. Партии для общества или общество для партии? Диалог на «Круглом столе» в ИГИ МосГУ // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 2. - С. 59-68.
    • Бордига А. Партия и класс

    Wikimedia Foundation . 2010 .