Какие программы изучают в школе. Обзор школьных программ для первоклашек. Какую выбрать, отвечает эксперт. Качество образования в начальной школе

Здравствуйте, друзья! Приветствую вас на страницах блога! Не кажется ли вам, что когда наши родители отправляли нас в первый класс, то им было намного проще, чем нам с вами? Основной заботой была покупка школьной формы, портфеля и всех необходимых принадлежностей. Перед нами же сегодня стоит более серьезный и ответственный выбор. Помимо всего прочего нужно определиться еще и с тем, по какой программе будет учиться ребёнок, как и чему его будут учить в школе.

Сентябрь не за горами, а бедные родители в суматохе и тревоге штудируют сайты о программах обучения для младших школьников, просматривают отзывы и в порыве отчаяния на различных форумах спрашивают: «А какая лучше?»

Чтобы уберечь вас от подобной ситуации и придать уверенности в будущем вашего ребенка, я постаралась в этой обзорной статье доступно и просто рассказать про основные программы обучения в начальных классах наших Российских школ на 2016—2017 учебный год. И обязательно посмотрите видео в конце статьи, узнаете много нового)

План урока:

«Школа 2100»

Это одна из немногих программ, которая является непрерывной, то есть дети могут обучаться по ней, начиная с детского сада и вплоть до одиннадцатого класса. существует уже 20 лет и широко распространена в российских школах.

В ходе обучения дети осваивают большой объем материала. Программа предполагает самостоятельную деятельность учеников, когда учитель не учит, а направляет и контролирует процесс обучения. При этом педагог находит индивидуальный подход к каждому. В обучении присутствует творческое начало.

«Школа России»

Это программа, по которой учились еще наши родители и некоторые из нас. На дворе уже 21 век, а она до сих пор остается актуальной.

Программа не зря называется . Если вы хотите, чтобы ваш ребенок стал частью поколения истинных патриотов, то эта программа будет идеальным решением данного вопроса. Обучение в частности направлено на то, чтобы развить в каждом ребенке интерес к той стране, в которой он живет, вызвать стремление к ее дальнейшему изучению и познанию. Программа предполагает воспитание человека, который будет возвеличивать свою Родину, любить и уважать людей, а также с трепетом, любовью и осторожностью относиться к природе.

Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова

Стоит сразу отметить, что обучения достаточно сложная. Ее слоганом можно сделать поговорку «Терпение и труд все перетрут». Информация не дается ученикам в готовом виде – учащиеся должны научиться самостоятельно находить ее, изучая причины того или иного явления.

Система не предусматривает выставление отметок. Вместо этого учитель предоставляет родителям информацию об учебных и творческих успехах их ребенка в виде портфолио. Основной упор не на результат, а на способ его достижения. Это эффективно, так как позволяет лучше запомнить информацию, которую ученик «прожевывает» и «проглатывает» самостоятельно.

«Перспективная начальная школа»

Педагоги, обучающие по данной программе, в своей работе особое внимание уделяют индивидуальности каждого ребенка. При этом они учитывают, сколько лет ученикам, какой уровень развития они имеют, а главное – их интересы. Общеизвестно, что абсолютно каждый из нас талантлив, нужно лишь дать этому таланту толчок. Задача педагога – разбудить способности ребенка и направить их по правильному течению.

Перспективная начальная школа предполагает, что во время обучения дети играют роли не только тех, кто чему-то учится, но и организаторов учебных действий. Важно то, что ученики работают и самостоятельно, наедине с собой, и в группах. Особое внимание уделено процессу поиска информации. Программа также предполагает соединение учебных предметов в одной дисциплине, что позволяет сформировать целостную картину мира.

«Начальная школа XXI век»

Занимаясь , дети учатся быть самостоятельными, у них формируется умение контролировать себя без чьей-то помощи и правильно себя оценивать (что тоже очень важно). Педагог старается проводить занятия в диалоге, предоставляя своим ученикам право на собственное мнение, не наказывая и не порицая за ошибки. Так что здесь не стоит бояться того, что у вашего ребенка разовьется так называемый «синдром отличника».

Оценивается не сам результат, а то, как ученик к нему пришел. Обучение также предполагает выработку умения аргументировать свое мнение уже в школе, начиная с первых дней за партой.

«Перспектива»

Уже само название программы обещает родителям многое. Главная задача – это воспитать в ребенке духовно-развитую личность, личность гражданина.

У младших школьников с первого класса формируется система ценностей гуманизма, нравственности. «Перспектива» направлена на пробуждение в каждом ребенке интереса к познанию чего-то нового, что в итоге перерастает в самостоятельность. Учитель, прежде чем дать готовую информацию, показывает проблему, решение которой и будет новым знанием.

«Планета знаний»

Обучение построено следующим образом. Перед учениками ставятся задачи, и не простые задачи, а творческие. Дети должны научиться решать их самостоятельно, но не без помощи учителя, который направляет и контролирует своих учеников.

Учащиеся должны овладеть первичными навыками поиска информации, научиться последовательно действовать при решении проблем, находить причины и способы их устранения. На « » информации много (не зря же она так называется), и задача педагога – помочь освоить их «космическим путешественникам», впервые оказавшимся в открытом космосе знаний.

Система Занкова

Процесс обучения проходит не традиционно, когда учитель рассказывает, а дети запоминают. Задача педагога заключается в том, чтобы осваивание нового материала проходило в творческой форме. На основе данных учителем примеров ученики должны «докопаться» до истины самостоятельно. Именно поэтому особое внимание уделено практическому применению полученных знаний. Однако и теоретическая часть не остается в стороне и имеет не меньшее значение в процессе обучения.

Несмотря на высокий уровень трудности, система предполагает быстрое освоение материала.

Российский литературовед Михаил Гаспаров в одной из своих работ сказал, что школа должна отвечать требованиям, которые будут актуальны через 20 лет. И наша задача – выбрать ту школу и ту программу, которая справится с данной задачей, если конечно вам предоставят право такого выбора. Так же стоит учитывать особенности вашего ребенка, уровень его развития и интересы.

Лично я отдаю предпочтение «Школе России». По этой программе уже четвертый год учится моя дочь. А в следующем году по ней же будет учиться мой сын. И я всем довольна.

Тема, касающаяся программ обучения настолько актуальна, что ей даже целые телепередачи посвящают. Одна из них ниже. Смотрите видео. Очень много информации.

И помните, ШколаЛа всегда рядом и всегда готова помочь добрым советом.

Всего Вам доброго!

Всегда ваша, Евгения Климкович!

Уже определились с выбором школы. А вот по какой программе будут учиться дети? Разбираемся вместе с «О!»
Каждая школа вправе создавать свою собственную программу, правда, в основе должна быть только определенная учебная литература, утвержденная Минобрнауки Р Ф. Все учебники сгруппированы по предметным линиям и входят в учебно-методические комплексы (УМК).

«Школа России»

Эта программа самая распространенная и самая легкая, её часто сравнивают с советской школой. По программе « » могут обучаться даже те дети, которые к первому классу не освоили письмо и счёт. Главное назначение УМК — воспитательное, а задачи этому соответствуют: развитие у школьника таких качеств, как толерантность, доброта, ответственность. Ну и, конечно, методика обучает ребёнка осознанному чтению, счёту и письму.

Главным минусом программы многие называют её простоту, а также то, что во время обучения школьники практически не задействуют логическое мышление и воображение.

«Начальная школа ХХI века»

Этот учебно-методический комплекс гораздо сложнее «Школы России»: легко обучаться смогут те дети, которые уже умеют вполне (но не обязательно писать). Здесь ребенок — исследователь, равноправный участник образовательного процесса наряду с учителем. Школьники учатся сами искать ответы на вопросы, никакого механического заучивания. Также к плюсам можно отнести довольно плавный период адаптации ребёнка к школе — объём изучаемого материала повышается постепенно, в игровой форме с помощью заданий на смекалку и фантазию.

Из минусов — запутанная, порой непоследовательная подача материала, большое количество учебных пособий и тетрадей.

«Перспективная начальная школа»

Основная идея УМК — развитие ребёнка на основе поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, склонностей). В процессе образования школьник выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. На уроках дети часто разбиваются по группам, выполняя совместно разные задания. Это можно отнести к плюсам — программа подразумевает успешное обучение детей с разными способностями и успеваемостью.

Из минусов — поверхностное изложение материала, быстрый темп обучения, недостаточно хорошо проработанные учебники (встречаются ошибки, непонятные формулировки).

«Планета знаний»

Инновационное направление в обучении! Учебники представляют собой совокупность взаимосвязанных компонентов, объединённых едиными целями, задачами, подходами к организации учебного материала. Основная особенность УМК заключается в целостности программы. Она проявляется в единых ценностных приоритетах, в единстве дидактических подходов, а также структуры учебников и рабочих тетрадей по всем классам и предметам. Кроме того, у учебников, которые входят в программу, есть , что позволяет вести уроки по всем предметам первого класса с использованием современных технологий.

Некоторые родители школьников считают главным минусом поверхностную подачу материала, а также постоянное возвращение к пройденным темам с добавлением новых знаний.

«РИТМ»

УМК «РИТМ» расшифровывается как «Развитие. Индивидуальность. . Мышление». Комплекс учебников сочетает в себе как современные подходы к образовательному процессу, так и проверенные практикой методики. Судя по отзывам, главный плюс этой программы — высокая мотивация у школьников постигать новые знания. Кроме того, возможен по-настоящему индивидуальный подход к каждому ребёнку за счет того, что задания отличаются уровнем сложности и вариативностью.

К минусам можно отнести тот факт, что задания в учебниках порой неточно сформулированы, поэтому тут главную роль играет учитель, который должен изучить массу методических рекомендаций по данной программе.

«Перспектива»

Автор программы — лауреат Премии Президента Р Ф в области образования Л. Г. Петерсон. создана на основе современных достижений в области психологии и педагогики и при этом бережно хранит связь с лучшими традициями классического школьного образования России.

Преимущество обучения по УМК «Перспектива» в том, что система построения учебного материала позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового. Из минусов — довольно сложная программа по математике, которая будет легко усваиваться только теми детьми, которые еще до школы научились считать и выполнять простейшие математические действия.

Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова

Образовательная система имеет уже более чем 40-летнию историю: сначала она существовала в виде разработок и экспериментов, а в 1996 году система Эльконина-Давыдова была признана одной из государственных. Особое место уделяется теоретическим знаниям и логической стороне обучения. Уровень преподаваемых предметов — предельно сложный.

Система обучения Эльконина-Давыдова предполагает формирование у выпускников начальной школы большого набора навыков. Ребенок должен научиться искать недостающую информацию при столкновении с новой задачей, осуществлять проверку собственных гипотез. Кроме того, система предполагает, что младший школьник самостоятельно будет организовывать взаимодействие с учителем и другими учениками, анализировать и критически оценивать собственные действия и точки зрения партнеров.

Основной принцип этой системы — научить детей получать знания, искать их самостоятельно, а не заучивать школьные истины. Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова подойдёт тем, кто хочет развивать в ребёнке не столько способность к анализу, сколько умение необычно, глубоко мыслить.

УМК «Школа России»

15. Комплект учебников «Школа России» представляет собой целостную модель начальной школы, построенную на единых концептуальных основах и имеющую полное программно-методическое обеспечение.Комплект реализует Федеральный компонент содержания образования и охватывает все образовательные области.

3.Методические материалы по теме «Использование современных образовательных технологий в работе учителя начальных классов» и составить перечень Интернет - источников. Составить таблицу.

Ведущая идея Ведущие методы обучения, приёмы Особенности использования в образовательном процессе
1.Технология проблемного обучения 2.Здоровьесберегающая технология. 3.Информационно-коммуникационная технология 4.Игровые технологии 5.Метод проектов на уроках в начальной школе. 6.Обучение в сотрудничестве (групповая работа) 7.Система инновационной оценки «портфолио» -Решение проблемных задач и заданий -Беседа -Рассказ -Психофизическая тренировка (элементы аутотренинга, настрой на урок) - Психогимнастика -Алгоритмическая разминка -Представление наглядного материала (презентация, работа с интерактивной доской) -Игровая ситуация -Познавательные игры -Деловая игра -Ролевая игра - -Учебный турнир -Групповое исследование -Дискуссии -«Американская мозайка» - Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение познавательных проблем, разрешая, которые они активно усваивают новые знания. На сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным. Проблемное обучение – наиболее эффективное средство формирования мировоззрения, поскольку в процессе проблемного обучения складываются черты критическою, творческого, диалектического мышления. Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ. Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков. Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника. Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища. На таких уроках ни один ребенок не остается в стороне. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, делают попытки включиться в работу группы. Нельзя думать, что эта работа приносит результаты с первых уроков. Для этого требуется серия таких уроков и кропотливый труд учителя. Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности

4.Познакомиться и проанализировать организацию проектной деятельности учащихся в системе работы учителя начальных классов. Разработать методические рекомендации для учителя начальных классов по организации проектной деятельности младших школьников.

Проект – итоговая творческая самостоятельная работа, выполняемая под руководством преподавателя.

Проектная деятельность:

Формирует умение планировать свою деятельность;

Вырабатывает умение ставить цель своей работы;

Формирует способность к анализу, сравнению вариантов;

Формирует умение оптимального выбора необходимого оборудования, материалов;

Вырабатывает способность к самоанализу, самооценке.

Защита проекта

Проектная деятельность предусматривает обязательную защиту проекта, которая:

Дает возможность самореализации;

Способствует формированию навыков публичного общения.

Защита должна осуществляться перед аудиторией и может сопровождаться компьютерной презентацией, демонстрацией модели, музыкальными заставками. При необходимости для защиты можно представить схемы, иллюстрации, эскизы, чертежи.

Требования к защите проекта:

1) четко сформулировать цель и задачи проекта;

2) обосновать необходимость изготовления данного изделия и его значимость;

3) представить информацию о процессе изготовления изделия (в т.ч. возникавшие трудности и пути их преодоления);

4) дать характеристику изделия, рассказать об особенностях (конструкция, материалы, технология);

5) выделить наиболее важные результаты работы.

1. Предложите темы проектов с различными доминирующими методами (научно-исследовательский, социальный, творческий, информационный, практико-ориентированный, игровой и т.п.)

2. Охарактеризуйте и дополните проекты по другим признакам (характер контактов, характер координации проектов, продолжительность, число участников). Выберите один наиболее актуальный (по результатам обсуждения в группе слушателей курсов).

3. Укажите проблему, сформулируйте цели т задачи проекта, учебный материал по предмету и межпредметные связи (в форме дидактических единиц), которые должны быть задействованы в ходе выполнения проекта.

4. Продумайте практическую или теоретическую значимость проекта.

5. Укажите, какие развивающие цели вы ставите (интеллектуальное, нравственное, культурное развитие учащихся).

6. Перечислите, какие методы творчества будут использованы при выполнении проекта.

7. Укажите, как данный проект вписывается в классно-урочную и внеурочную деятельность.

8. Подумайте, как могут быть оформлены результаты проекта.

9. Обозначьте формы контроля этапов выполнения проекта.

10. Предложите критерии оценки успешности проекта.

11. Продумайте, как данный проект может влиять на социальную адаптацию и профессиональное самоопределение подростка, на мотивацию к труду в избранной сфере (только для старшеклассников)

12. Подумайте, какой психолого-педагогический эффект возможен в результате выполнения данного проекта.

5. Написать доклад (с использованием ИКТ) по любой актуальной проблеме в начальном общем образовании.

В школьные годы ребенок переживает несколько переходных периодов, требующих от него приспособления к новым условиям. При переходе из одной ступени обучения в другую возрастают требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности у учеников определенных учебных знаний, учебных действий.

Переход из начальной в среднее звено школы традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.

Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков.

К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы.

К четвертому классу у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше. Это зависит от

особенностями детей, их работоспособности, специфики познавательного развития, переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.

Не следует также забывать, что жизнь детей не ограничивается стенами школы. За ее пределами ребенок может быть погружен в такие занятия, которые позволят ему проявить свою умелость, добиться успеха, обрести уверенность в себе.

Итак, рассмотрим основные трудности, которые испытывают дети при переходе из 4-го в 5-й класс.

В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе классный руководитель – учителя-предметники. И одной из наиболее часто встречающихся проблем является адаптация к новым учителям, что сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом.

Также обнаруживается несогласованность действий учителей начальных классов и учителей- предметников.

Начальная школа призвана готовить учащихся к обучению в школе более высокой ступени. Адаптация младших школьников в новых условиях жизни и деятельности на 2-ступени общего образования напрямую связана с их психологической готовностью к переходу в 5-ый класс.

А формирование психологической готовности учащихся зависит от взаимодействия двух смежных ступеней образования. Речь идет о психолого-педагогической преемственности в работе учителей начальных классов и учителей-предметников.

1.Прежде всего следует установить систематические деловые контакты между учителем начальных классов и учителями-предметниками.

Подготовка учащихся к основной школе требует творческого содружества педагогов

2.Следует практиковать совещания по обмену опытом работы. Обращаться к проблеме «пятых классов» на педагогических совещаниях, заседаниях совместных мероприятиях учащихся начальных классов и пятиклассников

3.Проведение конкурсов учителями-предметниками у учащихся начальных классов.

4. Проведение уроков у пятиклассников учителями начальных классов, у учащихся начальных классов учителями-предметниками. 5.Желательно как можно раньше определить классных руководителей и нагрузку учителей предметников у будущих пятиклассников.Вовремя проведенная тарификация дает возможность учителям-предметникам познакомиться со своими будущими учениками, а также с «педагогическим подчерком» их первого учителя.

6.Необходимо учитывать личные особенности учителя начальных классов и будущего классного руководителя.

В свою очередь учителям начальных классов необходимо учитывать стиль работы учителей 2-й ступени, знать характер их требований, методы и приемы работы.

7.Немаловажно значение для осуществления преемственности имеет знание учителями младших классов программ и учебников 5 класса, а учителями-предметниками - соответствующих программ и учебников начальной школы. Преемственность можно обеспечить лишь в том случае, если учитель хорошо представляет себе «вчера - сегодня - завтра» знаний, умений и навыков конкретных учеников конкретного класса.

Учителю начальных классов необходимо знать темы, которые вызывают наибольшие затруднения у пятиклассников.

Опережающее обучение - немаловажный фактор психологической подготовки к переходу на 2-ю ступень образования.

Задача учителей-предметников - обратить внимание учителей начальных классов на типичные ошибки, которые допускают учащиеся в 5 классе, назвать сложные темы и разделы программы.Всё это надо решать на совместных МО.

Владеет ИКТ

Умеет управлять мотивацией

Открыт к инновациям

Постоянно учится

Самостоятельный

Целеустремленный

ПОРТРЕТ РОДИТЕЛЯ

Портрет современного родителя:

Занятой, не имеющий свободного времени и желания заниматься проблемами семьи

Пассивный;

Неуверенный в успехе ребенка;

Имеющий низкую общую культуру;

Не обладающий педагогическими знаниями;

Перекладывающий воспитание на третье лицо;

Портрет идеального родителя:

Уделяющий время воспитанию и расположенный к общению с ребенком;

Активный участник – партнер ребенку в учебном процессе;

Уверенный в успехе ребенка;

Стремящийся повысить свой культурный уровень;

Стремящийся к получению педагогических знаний для адекватного и позитивного взаимодействия с ребенком;

Расположен к сотрудничеству с детьми и способен устанавливать с ними партнерские отношения;

Родитель- наставник, советчик, друг;

Ориентирован не только на себя, но и на ребенка.

3. Какие образовательные технологии успешно реализуют основные идеи системно-деятельностного подхода, лежащего в основе ФГОС начального общего образования? Аргументируйте свой ответ.

· ИКТ в профессиональной деятельности учителей начальных классов.

· Технологии работы с текстом.

· Технология работы в группах: феномен учебного сообщества.

· Технология уровневой дифференциации

· Технология оценивания предметных и метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС.

· Разработка проекта урока на основе системно-деятельностного подхода

Использование системно - деятельностного подхода ориентировано прежде всего на формирование информационно - коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: ИКТ, игровые технологии (деловые и ретроспективные игры, интеллектуальные турниры), технология критического мышления, технология «Дебаты», технология исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию универсальных учебных действий.

Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей учащихся:
- готовность к разрешению проблем,
- технологическая компетентность,
- готовность к самообразованию,
- готовность к использованию информационных ресурсов,
- готовность к социальному взаимодействию,
- коммуникативная компетентность.

4. Как должно измениться учебное занятие в образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО, если какие-либо изменения, по-вашему, вообще необходимы?

Так что же для нас современный урок?
Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность.
Что главное в уроке?
Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.
Время «готовых» уроков постепенно отходит.
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.
Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.

Анализ УМК для начальной школы (по выбору).

УМК «Школа России»

2. «Школа Росcии» - это учебно-методический комплект для 4-летней начальной школы.Научный руководитель комплекта - Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук. В качестве единого целостного комплект «Школа России» работает с 2001 года.«Школа России» - это один из самых известных и востребованных учебно-методических комплектов для обучения в начальной школе. УМК постоянно обновляется и является надёжным инструментом реализации стандарта второго поколения.Ведущей целевой установкой УМК «Школа России» на протяжении всех лет было и является: «Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека – гражданина и патриота России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к своей семье, к природному и культурному достоянию своей малой Родины, своей многонациональной страны и всего человечества»

3. Учебно-методический комплекс «Школа России» сегодня - это: Мощный потенциал для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Реальная возможность достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих задачам современного образования. Эффективное сочетание лучших традиций российского образования и проверенных практиками образовательного процесса инноваций. Постоянно обновляющаяся, наиболее востребованная и понятная учителю образовательная система для начальной школы.

4. Система учебников «Школа России» в Федеральном перечне учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе вобщеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год Приказ №2080 от 24 декабря 2010 г.

5. Ведущие задачи, способствующие реализации целевой установки УМК «Школа России»: Создание условий для организации учебной деятельности, развития познавательных процессов,творческих способностей, эмоциональной сферы младшего школьника. Развитие и укрепление интереса к познанию самого себя и окружающего мира. Воспитание любви к своему городу (селу), к своей семье, к своей Родине, к ее природе, истории, культуре. Формирование опыта этически и экологически обоснованного поведения в природной и социальной среде. Формирование ценностного отношения к человеку, к природе, к миру, к знаниям.

6. Основополагающими принципами комплекса «Школа России» являются: 1.Принцип деятельностиОсновным механизмом реализации целей и задач современного образования является включение ребенка в учебно-познавательную деятельность. В этом и заключается принцип деятельности.Обучение, реализующее принцип деятельности, называют деятельностным подходом. 2.Принцип целостного представления о мире Принцип единой картины мира в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности в традиционной системе, но здесь речь идет не только о формированиинаучной картины мира, но и о личностном отношении учащихся к полученнымзнаниям, а также об умении применять их в своей практической деятельности. 3.Принцип преемственности Этот принцип означает преемственность между всеми, ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

7. 4.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения. Реализация указанного принципа поможет педагогу выстраиватьвыверенные траектории личностного развития ребенка в соответствии с его способностями и возможностями. 5.Принцип творчества Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Речь здесь идет не о простом "придумывании" заданий по аналогии, хотя и такие задания следует всячески приветствовать. Здесь, прежде всего, имеется в виду формирование, у учащихся способности самостоятельно находить раньше задач, самостоятельное "открытие" ими новых способов действия. Умение создавать новое,находить нестандартное решение жизненных проблем стало сегодня неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека.Поэтому развитие творческих способностей, исследовательского поведения приобретает а наши дни общеобразовательное значение.

8. 6.Принцип психологической комфортности Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая способствует сохранению и укреплению здоровья детей. 7.Принцип вариативности Этот принцип обеспечивает право учителя на самостоятельность ввыборе учебной литературы, форм и методов работы, степень их адаптациив учебном процессе. Однако это право рождает и большую ответственность учителя за конечный результат своей деятельности - качество обучения.

9. Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств,формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смыслпоставленной задачи, планировать учебную работу,контролироватьи оценивать ее результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, ихинтересы и склонности. Он дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов эвристическогохарактера, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность учащихся. При этом демонстрируетсявозможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога, что хорошо согласуется с задачей формирования толерантности.

10. Учебники и учебно-методические пособия: В комплект входят учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие требованиям к современной учебной книге. При этом в нем бережно сохранены лучшие традиции русской школы, учитывающие известные принципы дидактики, в частности учет возрастныхособенностей детей, постепенное нарастание трудности в предъявлении учебного материала и др. Учебник «Русская азбука» отвечает всем современным требованиям обучения детей в начальной школе. В период обучения грамоте ведется работа по развитию

11. фонетического слуха детей, обучению первоначальному чтению и письму, расширению и уточнению представлений детей об окружающей действительности, обогащению словаря и развитию речи. Иллюстративный материал помогает расширить и уточнить представления учащихся о мире, природе, обществе, обогатить и активизировать словарный запас детей, развить их творческое воображение.Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Шанько А.Ф. Русская азбука. Учебник. 1 класс. Горецкий В.Г., Федосова Н. А. Пропись к Русской азбуке. 1 класс. В 4-х частях. Т. Г. Рамзаева. Русский язык. Учебник. Т. Г. Рамзаева, Л. П. Савинкина. Русский язык. Рабочая тетрадь. Красочные, реалистичные, легко узнаваемые рисунки помогут учителю грамотно организовать мотивационный компонент урока и развить познавательные интересы младших школьников. Системный подбор упражнений, формулировки инструкций позволяют реально активизировать мыслительную деятельность учащихся, помогают им овладевать такими действиями, как анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение и абстрагирование. Авторы делают акцент на систему заданий проблемно- поискового характера, причем, с одной стороны, эти задания объективнодоступны младшим школьникам, а с другой стороны, запрограммированная в них познавательная трудность вызывает у детей дополнительный интерес.

12. Климанова Л.Ф. Литературное чтениeГлавной задачей начальной школы является формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам,умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию,интереса к книге и художественному произведению как искусству слова.Эта задача успешно решается в процессе общения с художественной литературой,которая, как и всякое искусство, полифункциональна: она пробуждаетэстетические чувства, ставит перед человеком нравственно-мировоззренческиевопросы и расширяет познавательные горизонтычитателя.

13. Моро М.И. и др. Математика. Учебник. Моро М.И., Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь. В 2-х частях.В основе учебников авторов М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой и др.сохранена продуманная и теоретически обоснованная методическая системаобучения математике младших школьников, при том, что реализованпринципиально новый для начальной школы курс математики, который являетсяинтегрированным - в нем объединены арифметический, алгебраический игеометрический материал.

14. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. В 2-х частях. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. В 2-х частях. Плешаков А.А. Окружающий мир. Проверим себя. Тетрадь для учащихся. Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир. Тесты.Особенность курса состоит в том, что познание окружающего мира предлагается каксовместный проект, который реализуется через взаимодействие взрослого и ребенкав семье. Этот проект включает в себя следующую совместную деятельность:чтение познавательной литературы, наблюдения, экологические действия, прогулки ипутешествия и множество других ситуаций. В поддержку этой деятельности в комплектвключены книги: «Зелёные страницы», атлас-определитель«От земли до неба», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики».Эти книги создавались не только для работы на уроке, но в большей степени дляработы в семье, что является отличительной чертой комплекта.

Выбирая школу для ребенка, родители учитывают множество факторов: месторасположение, традиции, образовательный уклон школы, отзывы. Теперь этот список пополнился еще одним немаловажным пунктом: программа обучения.

В настоящее время предлагаются разнообразные рабочие программы для каждого звена школы с 1-11 класс . Как правило, общеобразовательные учреждения выбирают несколько образовательных программ, особенно в начальных классах, и параллельные классы обучаются по разным УМК.

На сегодняшний день родителям важно знать: как выбрать подходящую образовательную программу и чем они отличаются? Особенно актуально этот вопрос встает в начальной школе, ведь от этого зависит, как успешно ребенок будет учиться.

Оговоримся сразу: некорректно делить программы на "плохие и хорошие". Все программы начальной школы по ФГОС одобрены Министерством Образования РФ. Просто они рассчитаны на разные способы восприятия и учитывают особенности мышления ребенка. Общее одно: все программы позволяют ученику освоить необходимый минимум знаний для начальной школы. Разница - в подаче материала, в организации учебной деятельности, в разнообразии упражнений.

Образовательные программы для начальной школы

1. Программа "Школа России" (под ред. А. Плешакова) - одна из старейших и проверенных временем программ. С советских времен программу не раз усовершенствовали, адаптировали к реалиям нового времени.

Рассчитана на всех детей и позволяет тщательно проработать навыки письма, чтения и счета.

2. Программа "Начальная школа XXI века " (под ред. Н. Ф. Виноградовой). Материал сложный, рассчитан на эрудированных детей. Программа учит самостоятельности, идет большая работа над воспитанием заинтересованности в учебном процессе, умении правильно организовать учебу. Есть много дополнительных материалов и упражнений, направленных на развитие памяти, логики, кругозора, фантазии. Каждый ученик может учиться в выбранном темпе, так как предусмотрены задания разных уровней сложности и разных направленностей.

Основная цель программы: научить ребенка учиться.

3. Программа "Начальная перспективная школа" . Особенности: нет необходимости зубрить правила, теоремы и аксиомы. Акцент делается на развитие логики, интеллекта и аналитического мышления. Предусмотрены дополнительные часы по рисованию, музыке, физ.культуре.

Подойдет любому ребенку, вне зависимости от его уровня подготовленности к школе.

4. Программа "Школа 2100" (под ред. А. А. Леонтьева). Это программа завоевывает все больше поклонников. Несомненный плюс программы: непрерывность образования, так как по ней можно заниматься, начиная с 3-летнего возраста и до окончания школы.

Особенность программы: учебный материал дается по максимуму, разнообразно, разноуровнево. Ученик сам выбирает, какой объем знаний будет достаточен. Используется индивидуальный подход к каждому ребенку.

Подходит для всех детей.

5. "Гармония" (под ред. Н. Б. Истомина). Программа подразумевает тесное сотрудничество с родителями. Многие темы предлагается обсуждать вначале дома. Большое внимание уделяется развитию навыков самообразования.

Приоритет отдается самостоятельной работе учащихся. Активно задействованы приемы наблюдения, выбора, преобразования и конструирования. Весь материал подается разнопланово, учитывается собственный опыт учащихся, практическая направленность знаний.

Подходит для детей с аналитическим мышлением и склонностью к техническим наукам.

6. "Планета знаний" - ориентирована на развитие творческих способностей. В ходе учения школьники сочиняют сами сказки, ставят спектакли, выполняют проекты, делают презентации.

Дает необходимый минимум знаний, умений и навыков. Все сверх программы - по желанию учащихся.

Подходит для детей с гуманитарным уклоном.

7. Программа начальной школы "Перспектива". Здесь большое внимание уделяется вопросам воспитания детей как граждан своей страны, становлению нравственных позиций.

Многие задания направлены на развитие логики и воображения. Используется огромное количество дополнительного материала, по каждому предмету - несколько пособий. Принцип обучения - диалектический. Подача материала - доступная, хотя порой и скучноватая.

Подходит для всех детей, вне зависимости от их подготовленности к школе.

8. Программа Л. В. Занкова . В систему включено огромное количество материала. Все уроки равнозначны, уделяется огромное внимание развитию логики, аналитического мышления, навыкам самостоятельной работы. Есть факультативы по информатике, экономике, иностранным языкам. Обучение ведется в быстром темпе.

Подходит для детей, хорошо подготовленных к школе.

9. Программа Эльконина - Давыдова . Довольно неоднозначная программа, но очень интересная для детей. Большое внимание уделяется теоретическому мышлению, построению задач, проблемных вопросов и поиску их разрешения. Обучение идет медленно. Из минусов можно отметить лишь расхождение в некоторых изучаемых терминах. Так, например, глаголы авторы учебников называют словами действия, а существительные - словами-предметами. Это создает определенные трудности в старших классах.. Надеемся, что она поможет вам в работе!

УМК - это комплекс учебной, методической, нормативной документации, средств контроля и обучения, которые нужны для обеспечения качественной реализации основных и дополнительных программ.

После разработки учебно-методического комплекса осуществляется его апробация в учебной деятельности. В случае необходимости в УМК ФГОС вносят коррективы.

Компоненты

Среди составных частей учебно-методического комплекса выделяют:

  • логическое изложение материала образовательной программы;
  • применение современных методов и технических приспособлений, которые позволяют учащимся в полной мере усваивать учебный материал, отрабатывать практические навыки;
  • соответствие научным сведениям в конкретной области;
  • обеспечение связи между разными предметными дисциплинами;
  • простота применения учащимися и педагогами.

УМК - это готовый комплекс пособий и тетрадей, которые использует в своей профессиональной деятельности современный педагог.

В настоящее время в нашей стране есть две системы обучения: развивающая и традиционная.

Классические варианты

Традиционная школьная программа:

  • «Планета знаний».
  • «Школа России».
  • «Перспектива».
  • «Школа 2000».
  • «Начальная школа 21 века».

Развивающие варианты

Например, школьная программа Д.Б. Эльконина и Л. В. Занкова является типичным примером развивающего обучения. Данные материалы стали востребованными в начальной школе после того, как в отечественное образование были введены федеральные образовательные стандарты нового поколения.

«Школа России»

Проанализируем некоторые варианты УМК. Начальная школа при традиционной программе использует комплекс под редакцией А. Плешакова (издательство «Просвещение»).

Автор подчеркивает, что его система разработана для России. Основное предназначение данного УМК - это развитие у школьников познавательного интереса к историческим и культурным корням своего народа. Программа предполагает тщательную отработку навыков основной учебной деятельности: письма, счета, чтения. Только при их постоянном оттачивании и совершенствовании можно рассчитывать на успешность ребенка на средней ступени обучения.

Курс В. Г. Горецкого, Л. А. Виноградовой направлен на развитие коммуникативных навыков и грамоты. Данный УМК - это комплект, который отвечает всем современным требованиям ФГОС в начальной школе.

В процессе обучение малышей грамоте педагог ведет целенаправленную работу по совершенствованию фонетического слуха, обучению письму и чтению, увеличению и конкретизации представлений учеников об окружающей реальности. Например, УМК по русскому языку состоит из «Русской азбуки» и двух видов прописей:

  • Пропись Н. А. Федосовой и В. Г. Горецкого;
  • «Чудо-пропись» В. А. Илюхиной.

В качестве отличительных характеристик данных пособий отметим не только возможность формирования навыков каллиграфического, грамотного письма, но и их коррекция на различных этапах обучения и в разных возрастных категориях.

Комплекс по математике

С целью развития познавательных способностей детей младшего школьного возраста были внесены изменения в УМК по математике. Существенно модернизировали тематику задач, ввели геометрический материал. Кроме того, появились задачи, которые позволяют развивать логическое мышление и творческую фантазию детей.

Существенное значение уделяется анализу, сравнению, сопоставлению и противопоставлению понятий, поиску отличий и сходств в анализируемых фактах. В комплект включены учебные пособия и книги нового поколения, которые в полной мере отвечают требованиям стандартов второго поколения.

Выпусков УМК «Школа России» занимается издательство «Просвещение». В составе данного комплекта книги Горецкого, Плешакова, Моро и других авторов:

  • азбука;
  • русский язык;
  • литературное чтение;
  • английский язык;
  • немецкий язык;
  • математика;
  • окружающий мир;
  • информатика;
  • основы духовно-нравственных культур народов России;
  • музыка;
  • изобразительное искусство;
  • физическая культура;
  • технология.

УМК «Перспектива» под редакцией Л. Ф. Климановой

Выпускается этот учебно-методический комплекс с 2006 года. В его составе учебники по следующим дисциплинам:

  • русский язык;
  • обучение грамоте;
  • математика;
  • технология;
  • окружающий мир;
  • литературное чтение.

Создан этот УМК на концептуальной базе, которая отражает все современные достижения в сфере педагогики и психологии. При этом сохранена связь с классическим школьным российским образованием. УМК гарантирует доступность знаний и полное усвоение программного материала, способствует всестороннему развитию учеников начальных классов, в полной мере учитывает возрастные особенности детей, их потребности и интересы.

Отдельное внимание в учебно-методическом комплексе «Перспектива» уделяется формированию нравственных и духовных ценностей, ознакомлению подрастающего поколения с культурным и историческим наследием России и других стран мира. В учебниках ребятам предлагаются задания для групповой, парной и самостоятельной работы, для проектной деятельности.

Есть и материалы, которые вполне можно исподбзовать для внеурочной и внеклассной деятельности.

В УМК разработана удобная система навигации для родителей, учеников и педагогов, помогающая работать с предлагаемой информацией, организовывать последовательность действий, планировать самостоятельную домашнюю работу, формировать навыки саморазвития и самосовершенствования.

Обучение грамоте имеет духовно-нравственную и коммуникативно-познавательную направленность. Основной целью курса является формирование навыков письма, чтения, речи. Особое внимание уделяется развитию коммуникативных умений.

Заключение

Для повышения эффективности новой обучающей системы ее разработчики подбирали материал в соответствии с особенностями познавательных интересов учеников начальных классов. Именно поэтому в книгах так много занимательных и игровых упражнений, представлены разные коммуникативно-речевые ситуации.

Инновационные учебно-методические комплексы, разработанные для начальной школы, в полной мере способствуют выполнению педагогами задач, поставленных перед ними обществом.

Российские учителя, вооружившись современными техническими средствами, наглядными пособиями, комплектами учебников, сборниками заданий и упражнений, осуществляют планомерную работу по формированию гармонически развитой личности, у которой не появится проблем с социализацией.

Специальные учебно-методические комплексы в рамках федеральных стандартов нового поколения разработаны для каждой учебной дисциплины, изучаемой на средней и старшей ступени обучения. Их разработчики учли не только возрастные особенности школьников, но и новые достижения науки.