Карта пригородных зон. Схемы железных дорог россии

Сколько людей ежедневно добирается из Подмосковья в Москву на работу и обратно? А сколько представителей нашего общества по выходным едет за город на дачу? Можете быть уверены, у любого из этих пассажиров скачана в телефон (планшет) или напечатана схема движения электричек.

Востребованность пригородных поездов

Популярность этого вида транспорта объясняется тем, что многие жители Москвы и Подмосковья не могут позволить себе автомобиль, либо не хотят стоять часами в пробках, тем более что с каждым годом они только увеличиваются. Еще несколько очевидных плюсов электропоезда - это строгое следование расписанию, рейсы идут регулярно, с небольшими интервалами.

Схема движения электричек в Москве ничуть не меньше метрополитена (который входит в десятку крупнейших метро мира). Данный факт совсем не удивителен, ведь в нашей столице функционируют девять железнодорожных вокзалов, а электропоезда постоянно отправляются с каждого из них.

Как раз для того, чтобы разгрузить пассажиропоток, Минтранс составил обособленные маршруты и распределил их между вокзалами, ввел соответствующие тарифы, оснастил всем необходимым оборудованием.

Южное направление электропоездов

Одно из самых востребованных на сегодняшний день - Курское направление. Схема движения электричек с этого вокзала захватывает многие города Московской области, а ежедневный пассажиропоток составляет примерно 140 000 человек.

Расписание здесь учитывает напряженность утренних и вечерних часов пик, добавляя в эти промежутки еще больше рейсов. Поезда отправляются и прибывают так часто, что любой пассажир сможет найти максимально удобный вариант для себя. Работа вокзала круглосуточно находится в режиме многозадачности. Не проходит и десяти минут, как на станции появляется новый рейс. Единственный перерыв на Курском вокзале, длиной пятнадцать минут - момент между прибытием последнего в текущий день поезда и отправлением первого уже в следующих часовых сутках.

Эта станция пользуется спросом не только у жителей Подмосковья, приезжающих по делам в город из области, но и у москвичей, которым удобнее добраться до своего офиса/завода/предприятия не на метро, а именно на пригородном поезде, проезжающем через многие районы Москвы.

Часто бывает, что на одной станции в поезд невозможно зайти, огромные группы людей заталкивают друг друга в вагон, что называется «как шпроты в банке», а на другой станции - ни души не зайдет. Это, в большей степени, зависит от населенности конкретного городка. Самые популярные среди пассажиров точки на схеме движения электричек Курского направления - Курский вокзал, Царицыно, Текстильщики, Подольск. Разумеется, на этих станциях расписание составляется с учетом такой высокой загруженности, и поезда останавливаются чаще. Помимо этих станций, путь электричек пролегает через Бутово, Щербинку, Львовскую, Столбовую, Чехов, Серпухов, Ясногорск, Тарусскую. В том числе, экспрессами легко можно доехать до Орла и Тулы.

Некоторые станции, например, Столбовая, Москва Товарная Курская, Каланчевская, Царицыно, Текстильщики являются пересадочными до соседних направлений РЖД или станций метро.

Восточное направление электропоездов

Среди жителей Москвы и Подмосковья не меньшей популярностью пользуется схема движения электричек Казанского направления. Ежедневный пассажиропоток приблизительно равен 330 000 человек. А на Казанский вокзал, разумеется, являющийся самой популярной точкой данного направления, каждый день прибывают и отправляются 230 электропоездов, 50 из которых экспрессы «Спутник», до станций Раменское и Люберцы. Второй по загруженности здесь является остановка в Выхино.

Схема движения электричек Казанского направления, как и Курского, характеризуется высокой интенсивностью рейсов, прибывающих и отправляющихся с конечной станции каждые восемь минут. Отсюда можно добраться до следующих подмосковных городов: Люберцы, Куровское, Егорьевск, Шатура, Раменское, Жуковский, Бронницы, Воскресенск, Озеры, Луховицы, Коломна, Черусти. Экспресс-поездом можно отправиться в Рязань.

Северо-восточное направление электропоездов

Безусловно, рассматривая данный вопрос, нельзя не отметить значимость Ярославского вокзала в схеме движения электричек Москвы и Подмосковья. Он находится по соседству с Казанским и Ленинградским, на Комсомольской площади, именуемой «Площадью трех вокзалов». Здесь пассажиропоток равен примерно 450 000 человек в сутки! Это в разы больше, чем по всем остальным маршрутам. Максимальное количество людей, движущихся по Ярославскому направлению, ежедневно держит путь до конечной остановки маршрута - Ярославского вокзала. Десять путей которого отданы именно под пригородные поезда. Далее по популярности идут Мытищи. Следом остановка в городе Пушкино. Четвертое место досталось платформе Болшево, потом идет остановка Подлипки-Дачные, Лосиноостровская, Перловская.

С Ярославского вокзала можно добраться до подмосковных городов Александров, Мытищи, Пушкино, Софрино, Хотьково, Сергиев Посад, Красноармейск, Королев, Ивантеевка, Фрязино, Щелково, Монино.

С конечных остановок, Казанского и Ленинградского вокзалов, удобно перейти на соседние маршруты РЖД, а с Ярославская вы быстро окажитесь на станции "Комсомольская" Московского метрополитена.

А как обстоят дела с пригородными поездами в Санкт-Петербурге

В Северной столице России не так много вокзалов, как в Москве. Здесь их только пять: Московский, Витебский, Финляндский и Балтийский, Ладожский. При этом схема движения электричек Санкт-Петербурга, своей масштабностью практически не отличается от рассмотренной выше московской.

Всего расписание СПб насчитывает 702 рейса, 250 из них курсируют ежедневно, а остальные - согласно расписанию. Самыми популярными запросами по данной теме в Ленинградской области являются схемы движения электричек Финляндского вокзала и Московского.

Финляндский вокзал Санкт-Петербурга

Расположенный в центре города, по адресу Площадь Ленина, дом 6, является важным звеном в жизни города, входит в состав Октябрьской железной дороги. Решением администрации транспортного комитета Санкт-Петербурга в 2010 году Финляндский вокзал становится основным Транспортно-пересадочным узлом, включающим в себя все возможные наземные варианты автомобильных и железнодорожных транспортных сообщений северо-западного направления.

Пассажиропоток здесь приблизительно равен 36000 человек в сутки. В настоящий момент вокзал принимает и отправляет только электропоезда в северо-западном и северо-восточном направлениях: Выборгское, Ириновское, Сосновское. Отсюда, регулярными рейсами можно доехать до следующих городов Ленинградской области: Зеленогорск, Белоостров, Выборг (в том числе и экспресс-поездом), Рощино, Советский, Кирилловское, Сестрорецк, Каннельярви.

Единственный экспресс-маршрут дальнего назначения - состав «Аллегро» Санкт-Петербург-Хельсинки.

Схема движения электричек Московского вокзала

Этот вокзал находится в самом сердце Санкт-Петербурга на Невском проспекте (адрес: площадь Восстания, дом 2) и имеет свою уникальную историю. Являясь точным двойником Ленинградского вокзала в Москве, позволяет в первые несколько минут почувствовать себя как дома прибывшим сюда москвичам. Оба здания были построены по проектам придворных зодчих Николая I - архитекторов Тона и Железевича. В настоящее время пассажирский терминал Московского железнодорожного вокзала именуется Главный. Иногда, можно встретить старое его название - Октябрьский.

Важными направлениями электричек данного вокзала являются восточное, московское и южное. Пассажиропоток примерно равен 27 000 человек в сутки. Ежедневно здесь курсирует больше 90 пригородных поездов: Санкт-Петербург - Тихвин, Малая Вишера, Тосно, Чудово, Мга, Волховстрой, Будогощь, Невдубстрой, Любань, Пупышево, идут частые экспрессы до Великого Новгорода.

Много воды утекло с того времени, когда я показывал предыдущую (3) версию Cхемы пригородного сообщения Московского железнодорожного узла. Но настало время показать обновленную, так как совершенству нет предела и "улучшать все можно до бесконечности" (С) А. Райкин. В промежутке между выходом этой схемы и прошлой произошло еще одно событие - ЦППК взяла за основу мою схему и переработав её выпустила собственную . Событие действительно знаковое, так как раньше были схемы одного направления, а теперь в поездах люди могут узнать о транспортной доступности всей области. Поэтому то, что схему взяли и напечатали - очень хорошо! Но в момент её выхода я выпустил критический пост, связанный с тем, что ЦППК прервало начатое сотрудничество. Сам предмет критики - был именно не партнерский подход, когда с тобой перестают общаться и не объясняют дальнейших шагов. Многие, особенно СМИ, восприняли это как повод найти сенсацию, придумав от моего имени претензии в доходах и пр., поэтому я этот пост прикрыл почти сразу, дабы избежать дальнейшего искусственного раздора.
Так как настроение было подпорчено, то довольно быстро, уже в прошлом мае, ЦППК сделало вторую версию, параллельно выпустив английскую (мне кажется для пригородного сообщения в Москве - это вообще впервые) и русскую версию (). Обновились (на мой взгляд - не в лучшую сторону) пиктограммы станций (квадрат - вообще спорное решение, а перегруженный мелкими деталями он вообще плохо читается; а остановочные пункты в виде разрывов линии вообще делают её похожей на что-то строящееся или условное, что всегда и обозначают пунктиром), поездов (стали слишком мелкие, и еще забавно, что экспрессам рисуют платформу, а обычным поездам - нет; это было моим решением за неимением лучшего варианта, но сейчас цветовое кодирование полностью бы его решило, платформа явно лишняя, или её надо нарисовать всем), линий (появились различные штрихи, обозначающие маршруты РЭКСов и Аэроэкспрессов, но на самом деле, на мой взгляд, абсолютно путающие людей), без обновления осталась схема метро и Улица Подбельского, находящаяся схематично западнее ярославского направления, Медведково в Пушкино и т.п. - это прямо гвоздь в ботинке. После обновления наши схемы остались похожими только в части колористики, ну и общего принципа расположения направлений. Это полностью автономный проект, за которым я буду с интересом наблюдать.
Еще раз хочу сказать, что раньше, сейчас и в будущем мой проект некоммерческий. Схему можно брать и использовать (как и все мои фотографии) соблюдая CC BY-ND. Если хотите что-то поменять для себя - милости прошу. Как и приветствую любые идеи.

Начиная проект три года назад я понимал, что для жителей и гостей московского региона не очень ясно, как и куда они могут добраться на рельсовом транспорте. Задачей я ставил отразить на одном листе все направления МЖД, а так же время в пути до конечных точек и конечные станции электропоездов. Удачное и привлекательное расположение элементов на схеме делает её популярной и главное - удобной в использовании. Поэтому я надеюсь - моя схема будет быть таковой и дальше. Сейчас я работаю над размещением на ней автобусного сообщения, это будет уже в 5 версии. А пока немного об эволюции

Первая версия собрала много ценных замечаний и довольно скоро появилась 2 версия.

февраль 2011 года

Третья версия.

декабрь 2011 года

Что поменялось:
- изменилось общее расположение направлений, постарался их сделать не так скученно, теперь линии не только горизонтальные и вертикальные, но и диагональные
- добавились крупные реки (как жаль на них нет регулярного речного сообщения), проект МОЖД и контуры схемы метро
- добавил схему зоны действия абонемента "Большая Москва", а так же время в движении по участкам дорог на схеме, близкой к карте. Это дает более реалистичное представление о масштабах перемещений.
- поменял пиктограммы конечных остановок поездов, сделав их в виде указателей. Таким образом, находясь рядом с одним названием, они дают возможность четко указать, к какому они относятся. К уже имевшимся РЭКС, аэроэкспресс, Спутник, обычный поезд и кольцевой, добавился дизель-поезд.
- изменил подход к отображению станций пересадок, теперь это всегда один круг, окрашенный контуром двух цветов.
Что не стал изменять:
- разделения на о.п. и станции. Много копьев об эту тему сломано. Действительно - пассажиру вообщем-то все равно, в каком статусе согласно жд классификации находится пункт остановки пригородного поезда. Но все же станция - это практически всегда верный признак того, что поезд тут останавливается чаще. А значит и выбирая из двух соседних есть шанс выбрать тот, с которого быстрее уехать. Возвращаясь морозным вечером из лыжного похода такой выбор может быть очень даже полезным;)

Традиционно я принимаю конструктивную критику.

Пригородные поезда в Москве отправляются с девяти вокзалов, каждый из которых обслуживает одно или несколько направлений. В зависимости от маршрута и времени отправления, движение электричек осуществляется ежедневно или только по определённым дням. В выходные и праздничные дни обычно предусматриваются дополнительные электропоезда. Как правило, своё движение электрички начинают около 4.00 и заканчивают после полуночи. Расписание электропоездов Москвы предусматривает курсирование по пригородным маршрутам скоростных экспрессов повышенной комфортности.

Москва-Белорусская обеспечивает движение пригородных электропоездов, курсирующих в Белорусском направлении. Электрички этого направления делают остановку на станциях: Вязьма, Гагарин, Одинцово, Кубинка, Голицыно, Звенигород, Бородино, Можайск и других. Через него следуют транзитные электропоезда Савеловского и Курского направлений. Он также обслуживает аэроэкспресс, который следует в аэропорт Шереметьево.

С Казанского вокзала отбывают пригородные поезда в Казанском и Рязанском направлениях, соответственно на Муром и Рязань. Маршрут их следования проходит через станции Люберцы, Черусти, Панки, Виноградово, Куровская, Гжель, Быково, Шатура, Раменское, Голутвин и другие.

Киевский вокзал принимает пригородные поезда киевского направления – до станций Калуга-1, Калуга-2 и обратно. Промежуточные станции – Кресты, Солнечная, Бекасово, Нара, Апрелевка, Лесной Городок и Малоярославец. Кроме того, отсюда отправляются аэроэкспрессы до аэропорта «Внуково».

Курский вокзал обеспечивает отправление и приём электропоездов двух основных направлений - Курского и Горьковского. В Курском направлении электрички ездят на юг до Тулы, делая промежуточные остановки на станциях Царицыно, Подольске, Чехове, Серпухове и других. В Горьковском направлении электропоезда следуют на восток - до Владимира. Основные станции - Реутово, Балашиха, Фрязево, Ногинск, Павловский Посад, Электрогорск, Орехово-Зуево, Петушки. Также, через Москву-Курскую курсируют транзитные пригородные поезда в Смоленском (белорусском) и Рижском направлениях. Ленинградский вокзал обеспечивает движение пригородных электропоездов Ленинградского направления, следующих до станций Химки, Крюково, Подсолнечная, Клин, Конаково, Тверь и других.

С Павелецкого вокзала отправляются пригородные электрички в Павелецком направлении до станций Бирюлево, Узуново, Ступино, Домодедово, Михнево, Кашира и других. Кроме того, с вокзала до аэропорта «Домодедово» отправляется аэроэкспресс.

Рижский вокзал отправляет пригородные составы в Рижском направлении и обратно. Основные остановки по пути следования: Волоколамск, Павшино, Румянцево, Новоиерусалимская, Дедовск, Нахабино, Шаховская и другие.

Савеловский вокзал обслуживает пригородные электрички до Дубны с остановками в населенных пунктах - Дмитров, Лобня, Долгопрудный, Талдом и других. Также производится движение аэроэкспрессов: станция Лобня – место пересадки на автобусы, следующие в аэропорт «Шереметьево». Движения автобусов и аэроэкспрессов согласовано. Расписание электричек включает и транзитные электропоезда Смоленско-Белорусского направления.

С Ярославского вокзала пригородные поезда курсируют в Ярославском направлении до населенных пунктов Московской и Владимирской областей. Маршрут следования проходит через станции Мытищи, Королёв, Пушкино, Фрязино, Щёлково, Сергиев Посад, Красноармейск, Хотьково, Александров, Балакирево и другие.

Информация о расписании электричек (пригородных поездов) по станции Москва:

Актуальное расписание электричек по станции Москва содержит всего 2940 электричек (пригородных поездов), которые соединяют Москва с такими станциями и населенными пунктами как Аэропорт Шереметьево, Голицыно, Львовская, Звенигород, Кубинка 1. Согласно расписанию, последняя электричка (пригородный поезд) отправляется в 23 ч 59 м до пункта назначения Москва-Ярославская. Ближайшие станции и остановочные пункты Окружная, Беговая, Кунцево 1. Для всех маршрутов по вышеупомянутым населенным пунктам доступна полная информация о расписании - время отправления, время прибытия, маршруты и другая полезная информация. При планировании поездки стоить обратить внимание на то, что чаще всего электрички на станции Москва отправляются или прибывают утром - 275 электропоездов (пригородных поездов, дизелей) разных направлений, такими сообщениями как Москва-Курская - Крутое, Москва-Киевская - Нара, Бирюлево-Пасс - Москва-Павелецкая. Регулярно обновляемое расписание электричек (пригородных поездов) по станции Москва отображено на этой странице.

Сеть железных дорог Российской Федерации достаточно обширна. Она состоит из нескольких секций магистралей, владеет которыми ОАО «Российские Железные Дороги». При этом все региональные дороги формально являются филиалами ОАО «РЖД», в то время как сама компания выступает монополистом в России:

Дорога пролегает по территории Иркутской и Читинской областей и республик Бурятия и Саха-Якутия. Протяженность магистрали составляет 3848 км.

Дорога проходит по двум параллельным широтным направлениям: Москва - Нижний Новгород - Киров и Москва - Казань - Екатеринбург, которые связаны между собой рокадами. Дорога связывает Центральный, Северо-Западный и Северный районы России с Поволжьем, Уралом и Сибирью. Горьковская дорога граничит с железными дорогами: Московской (ст.Петушки и Черусти), Свердловской (ст. Чепца, Дружинино), Северной (ст. Новки, Сусоловка, Свеча), Куйбышевской (ст. Красный Узел, Цильна). Общая развернутая длина дороги составляет 12066 км. Протяженность главных железнодорожных путей - 7987 км.

Ж/д проходит по территории пяти субъектов Российской Федерации - Приморскому и Хабаровскому краям, Амурской и Еврейской автономной областям, Республике Саха (Якутия). В зоне ее обслуживания находятся также Магаданская, Сахалинская, Камчатская области и Чукотка - свыше 40% территории России. Эксплуатационная длина - 5986 км.

Забайкальская железная дорога пролегает на юго-востоке России, по территории Забайкальского края и Амурской области, расположена рядом с границей КНР и имеет единственный в России прямой сухопутный пограничный железнодорожный переход через станцию Забайкальск. Эксплуатационная длина - 3370 км.

Западно-Сибирская железная дорога проходит по территории Омской, Новосибирской, Кемеровской, Томской областей, Алтайского края и частично Республики Казахстан. Развернутая длина главных путей магистрали составляет 8986 км, эксплуатационная - 5602 километра.

Дорога работает в особых геополитических условиях. Через Калининград пролегает кратчайший путь из центра России в страны Западной Европы. Дорога не имеет общих границ с Российскими железными дорогами. Развернутая длина магистрали составляет 1100 км, длина главных путей - свыше 900 километров.

Магистраль проходит через четыре крупных региона - Кемеровскую область, Хакасию, Иркутскую область и Красноярский край, связывая Транссибирскую и Южносибирскую магистрали. Образно говоря - это мост между европейской частью России, ее Дальним Востоком и Азией. Эксплуатационная длина Красноярской дороги составляет 3160 км. Общая протяженность - 4544 километров.


Ж/д протянулась от Подмосковья до Уральских предгорий, связывая центр и запад Российской Федерации с крупными социально-экономическими регионами Урала, Сибири, Казахстана и Средней Азии. Дорога представляет собой две почти параллельные линии, пролегающие с Запада на Восток: Кустаревка - Инза - Ульяновск и Ряжск - Самара, которые на станции Чишмы соединяются, образуя двухпутную линию, заканчивающуюся у отрогов Уральских гор. Две другие линии дороги Рузаевка - Пенза - Ртищево и Ульяновск - Сызрань - Саратов проходят с Севера на Юг.

В текущих границах Московская ж/д организована в 1959 году в результате полного и частичного объединения шести дорог: Московско-Рязанской, Московско-Курской-Донбасской, Московско-Окружной, Московско-Киевской, Калининской и Северной. Развернутая длина - это 13000 км, эксплуатационная длина 8800 км.

Октябрьская магистраль проходит по территории одиннадцати субъектов Российской Федерации - Ленинградской, Псковской, Новгородской, Вологодской, Мурманской, Тверской, Московской, Ярославской областей, городов Москва и Санкт-Петербург и Республики Карелия. Эксплуатационная длина - 10143 км.

Приволжская (Рязано-Уральская) железная дорога расположена на юго-востоке европейской части России в районе Нижней Волги и среднего течения Дона и охватывает территории Саратовской, Волгоградской и Астраханской областей, а также несколько станций, находящихся в пределах Ростовской, Самарской областей и Казахстана. Протяженность дороги составляет 4191 км.

Магистраль соединяет европейскую и азиатскую части России, с запада на восток тянется на полторы тысячи километров и в северном направлении пересекает Полярный круг. Проходит через Нижний Тагил, Пермь, Екатеринбург, Сургут, Тюмень. Обслуживает также Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Эксплуатационная длина - 7154 км. Развернутая длина - 13 853 км.

Магистраль берет начало в центре России и простирается далеко на север страны. Большая часть Северной магистрали эксплуатируется в суровых условиях Крайнего Севера и Заполярья. Развернутая длина - 8500 километров.


В зоне обслуживания дороги располагаются 11 субъектов Российской Федерации Южного федерального округа, она непосредственно граничит с Украиной, Грузией и Азербайджаном. Эксплуатационная длина магистрали составляет 6358 км.

Юго-Восточная железная дорога занимает центральное положение по сети железных дорог и связывает восточные районы и Урал с Центром, а также районы Севера, Северо-Запада и Центра с Северным Кавказом, Украиной и государствами Закавказья. Юго-Восточная дорога граничит с Московской, Куйбышевской, Северо-Кавказской, Южной железной дорогой Украины. Эксплуатационная длина - 4189 км.

Южно-Уральская железная дорога расположена в двух частях света - на стыке Европы и Азии. В ее состав входят Челябинское, Курганское, Оренбургское и Карталинское отделения. Несколько железнодорожных линий магистрали проходят по территории Казахстана. Юго-Восточная дорога граничит с Московской, Куйбышевской, Северо-Кавказской, Южной железной дорогой Украины. Эксплуатационная длина - 4189 км. Развернутая длина свыше 8000 км.