Кем вводится режим. Режим КТО. Правовой режим контртеррористической операции. Борьба с терроризмом. Об определении КТО в разных странах

Тема 25 Режим контртеррористической операции

Вопрос 1. Понятие и правовая основа режима контртеррористической операции

Статья 11 указанного Закона устанавливает, что в целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства по решению должностного лица, принявшего решение о проведении контртеррористической операции, в пределах территории ее проведения может вводиться правовой режим контртеррористической операции на период ее проведения. Решение о введении правового режима контртеррористической операции (включая определение территории (перечня объектов), в пределах которой (на которых) такой режим вводится, и перечня применяемых мер и временных ограничений) и решение об отмене правового режима контртеррористической операции подлежат незамедлительному обнародованию.

Контртеррористическая операция проводится для пресечения террористического акта, если его пресечение иными силами или способами невозможно (ст. 12 Закона о противодействии терроризму).

Решение о проведении контртеррористической операции и о ее прекращении принимает руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо по его указанию иное должностное лицо федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности не принято иное решение.

В случае если для проведения контртеррористической операции требуются значительные силы и средства и она охватывает территорию, на которой проживает значительное число людей, руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности уведомляет о введении правового режима контртеррористической операции и о территории, в пределах которой она проводится, Президента РФ, председателя Правительства РФ, председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ, председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ, генерального прокурора РФ и при необходимости иных должностных лиц.

Пресечение террористического акта осуществляется силами и средствами органов федеральной службы безопасности, а также создаваемой группировки сил и средств.

Для проведения контртеррористической операции по решению руководителя контртеррористической операции создается группировка сил и средств. В ее состав могут включаться подразделения, воинские части и соединения Вооруженных Сил, подразделения федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами безопасности, обороны, внутренних дел, юстиции, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, и других федеральных органов исполнительной власти, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов РФ.

Статья 16 Закона о противодействии терроризму вводит особые требования для руководителей контртеррористической операции: при ведении переговоров с террористами не должны рассматриваться выдвигаемые ими политические требования.

В период режима контртеррористической операции к гражданам могут применяться следующие меры административного принуждения :

1) проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов – доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности;

2) удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;

3) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;

4) ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;

5) использование транспортных средств, принадлежащих организациям независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях – и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей;

6) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;

7) приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;

8) временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;

9) введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемичес-ких, ветеринарных и других карантинных мероприятий;

10) ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах;

11) беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом.

Важно заметить, что в отличие от военного и чрезвычайного положения режим контртеррористической операции прямо не упоминается в Конституции РФ, поэтому достаточно актуален вопрос соответствия данного режима положениям Конституции РФ (в первую очередь – ст. 55) и международным стандартам в области ограничения прав граждан.

Контртеррористическая операция считается оконченной в случае, если террористический акт пресечен (прекращен) и ликвидирована угроза жизни, здоровью, имуществу и иным охраняемым законом интересам людей, находящихся на территории, в пределах которой проводилась контртеррористическая операция. Лицо, принявшее решение о проведении контртеррористической операции, по предложению руководителя контртеррористической операции объявляет контртеррористическую операцию оконченной.

Вопрос 2. Ответственность организаций за причастность к терроризму

В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений, предусмотренных ст. 205, 206, 208, 211, 277–280, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса РФ.

Организация признается террористической и подлежит ликвидации (ее деятельность – запрещению) по решению суда на основании заявления генерального прокурора РФ или подчиненного ему прокурора в случае, если от имени или в интересах организации осуществляются организация, подготовка и совершение преступлений, предусмотренных ст. 205, 206,208,211,277–280,282.1,282.2 и 360 Уголовного кодекса РФ, а также в случае, если указанные действия осуществляет лицо, которое контролирует реализацию организацией ее прав и обязанностей.

Решение суда о ликвидации организации (запрете ее деятельности) распространяется на региональные и другие структурные подразделения организации.

Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

Статья 20. 27. Невыполнение в зоне проведения контртеррористической операции законного распоряжения лица, проводящего указанную операцию Невыполнение в зоне проведения контртеррористической операции законного распоряжения или требования лица, проводящего указанную

Из книги Правовые формы участия юридических лиц в международном коммерческом обороте автора Асосков Антон Владимирович

ГЛАВА 2. Правовые режимы деятельности иностранных юридических лиц: режим недискриминации, национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и преференциальный режим 1. Понятие правового режима деятельности иностранного юридического лица Признание

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

Статья 20.27. Невыполнение в зоне проведения контртеррористической операции законного распоряжения лица, проводящего указанную операцию Невыполнение в зоне проведения контртеррористической операции законного распоряжения или требования лица, проводящего указанную

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 20.27. Нарушение правового режима контртеррористической операции 1. Неповиновение законному требованию должностного лица органа федеральной службы безопасности о соблюдении мер и временных ограничений, установленных на территории (объекте), в пределах которой (на

Из книги Административное право [Конспект лекций. 5-е издание] автора Макарейко Николай Владимирович

Тема 13. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ 13.1. Понятие и признаки административно– правового режимаПравовой режим – особый порядок правового регулирования, выражающийся в сочетании юридических средств и направленный на создание необходимых условий для удовлетворения

Из книги Федеральный закон «О борьбе с терроризмом». Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» автора Автор неизвестен

Статья 10. Управление контртеррористической операцией 1. Для непосредственного управления контртеррористической операцией в соответствии с решением Правительства Российской Федерации создается оперативный штаб, возглавляемый представителем Федеральной службы

Из книги Административное право автора Автор неизвестен

Статья 11. Силы и средства для проведения контртеррористической операции Для проведения контртеррористической операции оперативный штаб по управлению контртеррористической операцией имеет право привлекать необходимые силы и средства тех федеральных органов

Из книги Кодекс о Правонарушениях Республики Молдова в силе с 31.05.2009 автора Автор неизвестен

Статья 12. Руководство контртеррористической операцией 1. Все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекаемые к проведению контртеррористической операции, с момента начала указанной операции подчиняются руководителю оперативного штаба по управлению

Из книги Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

Статья 13. Правовой режим в зоне проведения контртеррористической операции 1. В зоне проведения контртеррористической операции лица, проводящие указанную операцию, имеют право:1) принимать при необходимости меры по временному ограничению или запрещению движения

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Статья 16. Окончание контртеррористической операции 1. Контртеррористическая операция считается оконченной, когда террористическая акция пресечена (прекращена) и ликвидирована угроза жизни и здоровью людей, находящихся в зоне проведения контртеррористической

Из книги автора

Тема 22 Административно-правовой режим выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию Вопрос 1. Понятие, особенности и назначение административно-правового режима выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую ФедерациюАдминистративно-правовой

Из книги автора

Тема 23 Административно-правовой режим чрезвычайного положения Вопрос 1. Сущность чрезвычайного положения и обстоятельства его введенияЧрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г.

Из книги автора

Тема 24 Режим военного положения Вопрос 1. Понятие и правовые основы режима военного положенияВ соответствии со ст. 19 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» военное положение вводится на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях с

Из книги автора

Глава XVII ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА РЕЖИМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ И РЕЖИМ ПРЕБЫВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА Статья 331. Умышленное повреждение, уничтожение, перемещение знаков государственной границы, установление поддельных знаков государственной

Из книги автора

Тема 10. Режим отбывания наказаний в исправительных учреждениях различных

Начало двадцать первого века ознаменовалось, к сожалению, не только технологическими прорывами и повышением уровня жизни, но и глобализацией мирового терроризма. Если в совсем недалеком прошлом это явление было надоедливым, но далеким и не таким страшным, то сейчас терроризм может проявиться в любой момент, в любое время и в самой страшной форме. Никто не застрахован от нападения.

Государство вынужденно реагировать на эту новую и очень актуальную опасность, меняя методы и способы борьбы с терроризмом. Так появилась контртеррористическая операция КТО.

Что такое КТО?

Расшифровка КТО довольно простая. Контртеррористическая операция (КТО) - это специальный правовой режим, который действует в населенных пунктах, районах и в целых регионах страны в тот период времени, когда в них осуществляется кампания для ликвидации или обнаружения теракта, членов радикальной группировки и минимизации негативных последствий их действий против мирного населения.

Режим КТО, порядок введения, методы ведения операций, состав правоохранительных органов, которые ведут деятельность, полностью контролируются рамками закона «О противодействии терроризму» (2006 года). Понятие КТО было введено в 1998 году, когда был принят закон «О борьбе с терроризмом».

Юридическая база

Федеральный закон 2006 года определяет основные позиции противодействия терроризму, правовую и организационную базы, методы предупреждения терроризма и борьбы с ним, сокращения и (или) устранения последствий его проявлений, а также юридическую и организационную основу использования армии РФ в борьбе с терроризмом. Статьи юридического документа уточняют отдельные положения. Та же бумага определяет способы обеспечения правового режима контртеррористической операции:

  • Статья 3 обозначает комплекс специальных военных мероприятий с использованием военных машин, оружия, которые позволяют ликвидировать членов террористической группировки и спасти гражданских лиц, государственные и общественные органы.
  • Статья 7 подчеркивает, что войсковые части РФ используют оружие и боевую технику в режиме, определенном нормативными правовыми актами РФ для ликвидации угрозы террористического акта.
  • Статья 12 этого документа отмечает, что контртеррористическая операция осуществляется для недопущения террористического акта, если злоумышленников не остановить другими методами.

За кем инициатива?

Кто вводит режим КТО? Приказ о начале контртеррористической операции и о ее завершении принимает руководитель федерального органа исполнительной ветви власти в сфере поддержания безопасности или другие лица по решению компетентных органов.

Когда для организации контртеррористической операции нужны большие силы и средства и она захватывает площадь, где проживает существенное количество людей, ответственное лицо сообщает о введении правового режима контртеррористической операции и о площади, рамками которой она ограничивается, высшим должностным лицам страны всех ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной).

Некоторые КТО регулируются лично министром обороны, главой ФСБ, министерством МЧС и даже президентом РФ. Например, при теракте в Беслане практически сразу же был основан оперативный штаб, главой которого стал руководитель ФСБ РСО-Алания В. Андреев. Экстренное совещание с представителями силовых структур в Москве проводил лично Владимир Путин. Операцией руководил в том числе директор ФСБ России.

ФСБ

Итак, на практике, как правило, полномочиями введения особого правового режима КТО наделен директор ФСБ (структура, которая непосредственно отвечает за террористическую безопасность). Если уровень опасности ниже и он локализован, правом наделяются руководители территориальных структур этой службы. Региональные руководители обычно получают информацию оперативнее, чем главы подразделений на государственном уровне. Часто сначала главой КТО становится региональный руководитель, если масштаб теракта большой - эта роль переходит к главе службы на государственном уровне.

КТО (расшифровка - контртеррористическая операция) объявляется оконченной, когда теракт нейтрализован/ликвидирован и отсутствует опасность населению, имуществу и интересам граждан.

Силовая поддержка

Для проведения операции ФСБ образует силовую группировку, в которую входят как сотрудники федеральной службы безопасности, так и военнослужащие армии, нацгвардия, полиция, МЧС и работники прочих ведомств, чья сфера деятельности соответствует профилю проблемы. Могут привлекаться саперы, медики, переговорщики, кинологи и так далее.

Организацией и проведением операции руководит оперативный штаб, который образуется по постановлению руководителя КТО. Штаб определяет конкретные приемы и методы, уточняет зону контртеррористической операции.

Как это было

23 сентября 1999 года после начала процесса формирования юридической базы и резкого обострения обстановки на Северном Кавказе президент РФ Борис Ельцин подписал указ о введении режима контртеррористической операции в рамках Чеченского региона. Этот порядок был аннулирован лишь через долгих десять лет (16 апреля 2009 года) решением нового главы государства Дмитрия Анатольевича Медведева.

В рамках этих лет военные действия, покушения, полицейские операции проводились не только в Чечне, но и на территории других регионов Северного Кавказа: Ингушетии, Дагестана и Кабардино-Балкарии. При этом режим КТО неоднократно начинал действовать на отдельных территориях. Этого требовало сложившееся положение, постоянные проблемы в военной, религиозной, международной и других сферах.

Ограничения

Установление порядков КТО, согласно существующей нормативной базе, приводит к ужесточению обстановки и временным ограничениям:

  1. Проверка у граждан документов, подтверждающих их личность. Если паспорта или другой бумаги при себе не окажется, лицо конвоируют в органы внутренних дел РФ для определения личности.
  2. Эвакуация или временное переселение граждан с некоторых населенных пунктов и помещений, а также отвод машин, тракторов, военной техники и т. д.
  3. Усиление охраны селений, районов, региона в целом, если они имеют особую ценность или им угрожает опасность.
  4. Ведение проверки телефонных переговоров и других данных, поиск конфиденциальной информации, если она способствует пресечению теракта.
  5. Контроль обмена информацией и отключение связи.
  6. Применение транспортных средств, относящихся к различным структурам (кроме иностранных), а при необходимости находящихся в собственности граждан.
  7. Временное прекращение деятельности отдельных организаций, различного рода производств, если они могут способствовать проведению теракта.

Чечня

Контртеррористическая операция на Северном Кавказе, проходившая с августа 1999 года и по апрель 2009 года, получила название Второй чеченской войны. Режим КТО в Чечне требовалось ввести в кратчайший срок.

Военные действия протекали динамично и очень тяжело. Отряды боевиков, состоящие из опытных, закаленных в боях террористов, перехватив инициативу, навязывали кровопролитные схватки, совершали теракты не только в Чечне, но и в других регионах. Но этот период был достаточно непродолжительным по времени, уже на следующий год правительственные силовые структуры сначала остановили, а затем начали теснить бандитов. Основная часть КТО пришлась на тщательную методическую чистку рядов террористов.

Когда натиск врага ослабел, удалось установить контроль над территорией Чечни, и КТО стала контролироваться местными чеченскими войсками самоуправления и самообороны. С завершением военных действий на основной территории необходимость в КТО исчезла, и режим отменили.

Дагестан

В конце 1999 года было произведено большое нападение террористов из Чечни на Дагестан под общим руководством Ш. Басаева и арабского головореза Хаттаба. Основу отрядов бандитов составляли зарубежные наёмники и террористы международных организаций. Они собирались, опираясь на местное исламское население, расширить свою зону влияния и активизировать боевые действия.

Однако попытки террористов перетянуть на свою сторону население Дагестана оказались неудачными. Наоборот, местное население оказало напавшим отрядам яростный отпор. В свою очередь, федеральные власти по согласованию с ичкерийским руководством ввели режим КТО в Дагестане, спланировали провести общее наступление местных и федеральных сил против террористов. Одновременно шла ликвидация имевшихся в регионе баз и центров крайних исламистов. Это один из примеров контртеррористической операции.

Имели место боевые схватки между террористами и федеральными войсками. Обстановка завершилась тем, что исламистам, потерпевшим поражения в боях, пришлось уйти с территории Дагестана назад в Чечню. Террористы отыгрались на мирном населении, совершив несколько терактов в разных регионах нашей страны.

Активная фаза

Общество и государство отличаются слабыми местами в своей позиции - террористы всегда могут попытаться напасть на объекты, выбрав самые слабые и незащищенные. И защитить все социальные и экономические структуры, всех представителей населения силовики не могут. Это значит, если государство будет занимать только пассивную оборонительную позицию, то оно заранее проиграет, а население будет расплачиваться десятками убитых, раненых и искалеченных. Проводя различные защитные мероприятия, силовики по возможности осуществляют контртеррористические операции.

Контртеррористическая операция

Ведущая тактическая форма работы силовых структур по пресечению террористической деятельности - это проведение контртеррористической операции. Она включает в себя ряд аспектов особых действий, направленных на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции.

Формы и аспекты контртеррора

Контртеррористические операции могут иметь ряд форм, которые будут включать несколько аспектов:

  • Найти данные о деятельности участников группировки, уже находящихся в стране, также ведется поиск стоянок и прочих мест удержания схваченных людей.
  • Предотвращение террористических действий - найти, нейтрализовать или обезвредить террористические организации и уничтожить базы террористических организаций до начала терактов.
  • Реализация мероприятий, направленных на снижение стойкости и храбрости террористов, падение авторитета террористических структур и террористических способов деятельности в глазах общества.
  • Улучшить способы обеспечения безопасности россиян, остающихся на территории возможного теракта, провести эвакуацию людей и материальных ресурсов.
  • Освободить из плена и вывезти в защищенное место сотрудников силовых структур, штатских и иностранцев, насильно взятых как заложников или удерживаемых силой по прочим причинам.
  • Ликвидировать антигосударственную или террористическую работу, проводимую с целью видоизменения строя российского государства недемократическими способами.
  • Сохранить или воссоздать конституционные порядки.
  • Поймать, разоружить или ликвидировать бандформирования, разрушить базы и лагеря обучения, уничтожить особо опасных террористов и командиров террористических структур.

Главная цель деятельности правоохранительных структур при опасности теракта - предотвратить его. Методы работы сотрудников таких ведомств довольно обширны, могут применяться различные способы противодействия терроризму.

В Российской Федерации формируется законодательная база, предназначенная регламентировать порядок федерального вмешательства в рамках борьбы с терроризмом. Террористические преступления являются резонансными и в соответствии с законодательством РФ являются одним из оснований введения в действие Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении». Наряду с Конституцией РФ и Уголовным кодексом РФ Федеральный закон «О противодействии терроризму» определяет правовые и организационные основы этой борьбы в Российской Федерации.

Противодействие терроризму подразумевает деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по следующим взаимосвязанным направлениям: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Следует отметить разницу между двумя понятиями - антитеррори- стическая и контртеррористическая борьба. Понятие «антитерроризм» предполагает реакцию на уже свершившиеся теракты. Понятие «контртерроризм» предполагает активную наступательную деятельность по их предотвращению или решение проблемы до ее возникновения.

Вначале на законодательном уровне" контртеррористическая операция понималась как «специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции».

Принятый позже федеральный закон понятие контртеррористической операции сформулировал следующим образом: «комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта».

Зона проведения контртеррористической операции включает в себя «отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция».

В целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства по решению должностного лица, принявшего в рамках имеющихся полномочий решение о проведении контртеррористической операции, в пределах территории ее проведения может вводиться правовой режим контртеррористической операции на период ее проведения.

Решение о введении правового режима контртеррористической операции (включая определение территории (перечня объектов), в пределах которой (на которых) такой режим вводится, и перечня применяемых мер и временных ограничений) и решение об отмене правового режима контртеррористической операции подлежат незамедлительному обнародованию.

На территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством РФ, на период проведения контртеррористической операции допускается применение следующих административно-предупредительных и административно-пресекательных мер, носящих временный характер (ст. 11):

  • 1) проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов - доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности;
  • 2) удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;
  • 3) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;
  • 4) ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;
  • 5) использование транспортных средств, принадлежащих организациям независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей. Порядок возмещения расходов, связанных с таким использованием транспортных средств, определяется Правительством РФ;
  • 6) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;
  • 7) приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;
  • 8) временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;
  • 9) введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий;
  • 10) ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах;
  • 11) беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом;
  • 12) проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;
  • 13) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

На отдельных участках территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, может устанавливаться (вводиться) как весь комплекс мер и временных ограничений.

Контртеррористическая операция проводится для пресечения террористического акта, если его пресечение иными силами или способами невозможно.

С учетом накопленного опыта законодатель посчитал необходимым отметить, что решения о проведении контртеррористической операции и о ее прекращении принимает руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо по его указанию иное должностное лицо федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности не принято иное решение.

Впервые на законодательном уровне определено, что в борьбе с терроризмом могут применяться Вооруженные Силы РФ. Они применяются для (ст. 6):

  • ? пресечения полетов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами;
  • ? пресечения террористических актов во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации, на объектах морской производственной деятельности, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, а также для обеспечения безопасности национального морского судоходства;
  • ? участия в проведении контртеррористической операции в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;
  • ? пресечения международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.

Федеральным законом предусмотрено (ст. 7), что Вооруженные Силы РФ применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или в целях пресечения такого террористического акта.

Если воздушное судно не реагирует на радиокоманды наземных пунктов управления прекратить нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации и (или) на радиокоманды и визуальные сигналы поднятых на его перехват летательных аппаратов Вооруженных Сил РФ либо отказывается подчиниться радиокомандам и визуальным сигналам без объяснения причин, Вооруженные Силы РФ применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем принуждения его к посадке. Если воздушное судно не подчиняется требованиям о посадке и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, оружие и боевая техника применяются для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения.

При наличии достоверной информации о возможном использовании воздушного судна для совершения террористического акта или о захвате воздушного судна и при этом были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его посадки, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, Вооруженные Силы РФ применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения.

Понятие «воздушный терроризм» включает в себя захват воздушных судов и их угон; захват заложников, находящихся на борту самолетов, воздушных судов для удержания и транспортировки заложников, захваченных в других местах. Актами воздушного терроризма считается вывод из строя аэронавигационного оборудования и средств обеспечения воздушных сообщений.

Вооруженные Силы РФ по решению Президента РФ и в рамках международных обязательств осуществляют пресечение международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации (ст. 10):

  • ? посредством применения вооружения с территории Российской Федерации против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз;
  • ? использования формирований Вооруженных Сил РФ для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.
  • См.: ст. 3 Федерального закона от 25.07.1998 № 130-ФЗ (ред. от 06.03.2006)«О борьбе с терроризмом» Документ утратил силу с 1 января 2007 г. в связи с принятиемФедерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 08.11.2011) «О противодействиитерроризму».
  • См.: подп. 5 п. 5 ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ (ред. от02.11.2013) «О противодействии терроризму».

Режимы функционирования РСЧС

Существуют три режима функционирования РСЧС:
1. режим повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях.
2. режим повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС;
3. режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации ЧС.


Руководители органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил РСЧС, а также мерах по обеспечению безопасности населения. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители вышеуказанных органов отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил РСЧС.


Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются:
в режиме повседневной деятельности:
1. изучение состояния окружающей среды и прогнозирование ЧС;
2. сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
3. разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС и обеспечению пожарной безопасности;
4. планирование действий органов управления и сил РСЧС, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
5. подготовка населения к действиям в ЧС;
6. пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
7. руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
8. проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
9. осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;
10. проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в ЧС;
11. ведение статистической отчетности о ЧС, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;


в режиме повышенной готовности:
1. усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения ЧС и их последствий;
2. введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил РСЧС на стационарных пунктах управления;
3. непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых ЧС, информирование населения о приемах и способах защиты от них;
4. принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в ЧС;
5. уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС и иных документов;
6. приведение при необходимости сил и средств РСЧС в готовность к реагированию на ЧС, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
7. восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации ЧС;
8. проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;


в режиме чрезвычайной ситуации:
1. непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий;
2. оповещение руководителей органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших ЧС;
3. проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;
4. организация работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших ЧС;
5. непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
6. организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации ЧС и их последствий;
7. проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС.


При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "а" статьи 3 ФКЗ "О чрезвычайном положении" (попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления), для органов управления и сил соответствующих подсистем РСЧС устанавливается режим повышенной готовности.


При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "б" указанной статьи (чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ),- режим чрезвычайной ситуации.


Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется:
1. локальной - силами и средствами организации;
2. муниципальной - силами и средствами органов местного самоуправления;
3. межмуниципальной и региональной - силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС;
4. межрегиональной и федеральной - силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.


При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Финансирование РСЧС

Финансовое обеспечение функционирования РСЧС и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в соответствии с законодательством РФ. Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации ЧС за счет собственных средств. Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.


Выделение средств на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

Контрольные вопросы

1. Дайте общую характеристику Положению о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, каким нормативным правовым актом оно было принято?
2. Что такое Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), для чего она создана?
3. Из каких подсистем состоит РСЧС?
4. Дайте характеристику функциональным подсистемам РСЧС, приведите примеры.
5. Дайте характеристику территориальной подсистеме РСЧС, приведите примеры.
6. Назовите основные задачи РСЧС.
7. На каких уровнях действует РСЧС?
8. Как организован каждый уровень РСЧС?
9. Назовите координационные органы РСЧС.
10. Перечислите постоянно действующие органы управления РСЧС.
11. Назовите органы повседневного управления РСЧС.
12. Что относится к силам и средствам единой системы?
13. Как осуществляется информационное обеспечение в РСЧС?
14. Какие Вам известны режимы функционирования РСЧС?
15. Как функционирует РСЧС в каждом из режимов деятельности?
16. В каких режимах функционирует РСЧС в условиях чрезвычайного положения?
17. Как осуществляется финансирование РСЧС?

Предполагает в особых случаях введение режима контртеррористической операции (КТО) . Пункт 5 статьи 3 данного закона гласит: "контртеррористическая операция - комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта."

На территории или объектах, в пределах которых введен правовой режим КТО, на период проведения операции допускается применение следующих мер и временных ограничений:

  • проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов - доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности;
  • удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;
  • усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;
  • ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;
  • использование транспортных средств, принадлежащих организациям, независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей. Порядок возмещения расходов, связанных с таким использованием транспортных средств, определяется Правительством Российской Федерации;
  • приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;
  • приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;
  • временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;
  • введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий;
  • ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах;
  • беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом;
  • проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;
  • ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

На отдельных участках территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, могут устанавливаться (вводиться) как весь комплекс мер и временных ограничений, так и отдельные меры и временные ограничения.

Практика применения

23 сентября 1999 года президент РФ Борис Ельцин издал указ "О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" , предусматривающий включение в ее состав формирований всех силовых министерств и ведомств, а также подготовку контртеррористической операции на территории Чечни.

Появлению указа предшествовало вторжение базировавшихся в Чечне отрядов "Исламской международной миротворческой бригады" под командованием Шамиля Басаева и амира Хаттаба на территорию Дагестана в период с 7 по 23 августа 1999 года. В ходе напряжённых боевых действий российские федеральные силы вытеснили вооружённые формирования сепаратистов обратно в Чечню. 28 августа российские войска напали на самоуправляемый мусульманский анклав Кадарской зоны Буйнакского района республики (сёла Карамахи, Чабанмахи и хутор Кадар), что вызвало повторное вторжение моджахедов, рвавшихся на помощь единоверцам. 5 сентября 1999 года отряды Басаева и Хаттаба вновь вошли на территорию Дагестана и тяжелые бои продолжались вплоть до 14 сентября.

4, 8, 13 и 16 сентября 1999 года в нескольких городах России - Буйнакске, Москве, Волгодонске - была осуществлена серия жестоких террористических актов: взрывов жилых домов с мирными жителями. По официальным данным, эти теракты были задуманы и осуществлены представителями северокавказских вооружённых формирований - в качестве мести за действия российской армии в Дагестане. По другой версии к организации взрывов домов причастна Федеральная служба безопасности РФ, чьи сотрудники были 22 сентября 1999 года задержаны в Рязани в момент минирования жилого дома.

18 сентября 1999 года федеральные силы РФ блокировали чеченскую границу со стороны Дагестана, Ингушетии и Северной Осетии. 23 сентября начались авиационные бомбардировки столицы Чечни г.Грозного и его окрестностей.

27 сентября премьер-министр РФ Владимир Путин категорически отверг возможность встречи президентов России и ЧРИ, о которой с 20 сентября просил Аслан Масхадов .

Благодаря полномасштабной военной операции к декабрю 1999 года федеральные силы взяли под контроль всю равнинную часть территории Чеченской Республики. Вооружённые формирования сепаратистов сосредоточились в горах и закрепились в Грозном. Для борьбы с ними 26 декабря 1999 года была создана специальная группировка войско. После кровопролитных боёв, 6 февраля 2000 года федеральные силы заняли Грозный.

В результате длительных военных действий республика перешла под контроль российских силовых структур, а президентом Чечни был избран Ахмад Кадыров - отец нынешнего главы республики Рамзана Кадырова .

Режим контртеррористической операции на территории Чеченской Республики был отменён Национальным антитеррористическим комитетом, "по поручению президента РФ", 16 апреля 2009 года. Однако, на практике, режим КТО продолжает активно применяться локально, в отдельных районах Чечни, Ингушетии, Дагестана, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.

Контртеррористическая операция 1999-2009 гг. была не первой военной кампанией российских вооруженных сил в Чечне. Ранее, в декабре 1994 года, федеральные силы начали Операцию по наведению конституционного порядка в Чечне, которая закончилась в августе 1996 подписанием Хасавюртовских соглашений между РФ и ЧРИ. После подписания этих соглашений в ставшей де-факто независимой Чечне состоялись выборы, на которых президентом был избран Аслан Масхадов, ранее в ходе военных действий командовавший объединенными силами сепаратистов.