Конь с розовой гривой главные. Сочинение по рассказу Астафьева «Конь с розовой гривой

Главный герой рассказа «Конь с розовой гривой» — деревенский парнишка, сирота, живущий у бабушки с дедушкой. Однажды бабушка отправила его с соседскими ребятишками собирать раннюю землянику. Она пообещала, что продаст эту землянику в городе и купит на вырученные деньги внуку красивый пряник в виде белого коня с розовой гривой.

Ребята отправились за земляникой, но ее было еще мало, и дети не утерпели и съели всю собранную ягоду. Соседские мальчишки подговорили главного героя рассказа набить в туесок травы, а сверху насыпать ягод. Так он и сделал.

А бабушка не стала пересыпать ягоды из туеска и так и повезла их в город. Весь вечер накануне и ночью парнишка хотел признаться бабушке в своей хитрости, но так и не решился.

Бабушка воспитывала внука в строгости, и когда он увидел лодку, в которой бабушка возвращалась из города, то убежал на другой край деревни и до позднего вечера не приходил домой. Но утром мальчик пошел к бабушке и попросил прощения за свой поступок, а бабушка высказала ему все, что думает о таком поведении внука. Но самым удивительным было то, что в конце этой истории бабушка достала и вручила мальчику замечательный пряник в виде белого коня с розовой гривой.

Таково краткое содержание рассказа.

Главный смысл рассказа «Белый конь с розовой гривой» состоит в том, что обманывать – это плохо. Особенно нельзя обманывать и подводить близких людей. Герой рассказа вручил бабушке туесок, в котором вместо земляники была трава, а бабушка из-за этого попала в неловкую ситуацию в городе.

Рассказ «Белый конь с розовой гривой» учит доводить любое начатое дело до конца. Уж если согласился идти собирать ягоды, то собери полный туесок. А хитрить и обманывать родных людей нельзя никоим образом.

В рассказе «Белый конь с розовой гривой» мне понравилась бабушка главного героя, которая воспитывала внука в строгости, в отличие от дедушки, который порой баловал мальчика. Бабушка хоть и отчитала внука за его неблаговидный поступок, но все-таки вручила ему обещанный пряник, и мальчик на всю жизнь запомнил доброту и справедливость своей бабушки.

Какие пословицы подходят к рассказу «Белый конь с розовой гривой»?

Кто в чем сплошает, за то и отвечает.
Обманом много не наторгуешь.
Для внука дедушка – ум, а бабушка – душа.

Читая некоторые литературные произведения, не только с интересом следишь за сюжетом, но и полностью погружаешься в описываемую эпоху, растворяешься в повествовании. Именно таков рассказ В. Астафьева «Конь с розовой гривой». Во многом этот эффект достигается благодаря тому, что автор сумел передать своеобразную колоритную речь героев.

Действие рассказа происходит в глухой сибирской деревушке, поэтому в речи героев много устаревших и просторечных слов. Речь Катерины Петровны, бабушки, особо ими богата. Будучи пожилым человеком, она употребляет слова, которые уже уходят из употребления, такие, как «дитятко», «батюшко», «сиротинка». Бабушка человек очень говорливый и общительный, поэтому в ее речи очень много обращений, таких например, как «чумовая», «заполошная, «чучело безглазое». Иногда даже кажется, что бабушка слишком уж строга, но это у нее, скорее, от избытка чувств. Катерина Петровна – человек очень эмоциональный, видно, что молчать она не любит, поэтому в ее речи так много восклицательных предложений: «Сосчитать ведь надо! Мне рупь! Другому рупь! Нечего куски выглядывать! Я всё вижу!». Видно, что бабушка – главная в доме, она привыкла говорить, что кому нужно делать: «Бери, бери, чего смотришь! Спи, не бойся!». Таким образом, читатель постепенно узнает бабушку как честную, справедливую женщину, которая очень заботится о своем внуке.

Санька, друг главного героя, тоже колоритный персонаж. Он пользуется авторитетом у ребятишек благодаря своей удали и нахальству. Эта удаль отражается и в речи Саньки, он использует такие словечки, как «ништяк», «слабо», «ша!». Когда ребята играют у пещеры, где якобы обитает нечистая сила, Санька забегает в устье дальше всех, и даже не боится «домовнихи». Выбежав из пещеры, он очень эмоционально рассказывает про чету домовых и про то, как он «домовнихе» «камнем в глаз залимонил». Ребята с изумлением выслушивают храбреца, особенно маленькая Танька в восторге от того, что Санька не побоялся «жмеев». А вообще Санька еще и вредный. Понимая, что Витю ждут неприятности после проделки с земляникой, он смеется над другом: «Нам-то ништяк! Ха-ха! А тебе-то хо-хо!». Этот злорадный хохот показывает, что на самом деле Санька другу совсем и не сочувствует.

Речь персонажей рассказа Астафьева очень колоритна и отражает речевые особенности деревенских людей. Также по их словам можно многое рассказать об их своеобразных ярких характерах.

    • В рассказах Виктора Астафьева очень часто поднимается тема детства. Читая рассказ «Конь с розовой гривой», сразу погружаешься в чарующий мир, где земляника кажется особо вкусной, где так хочется завоевать авторитет у ребятишек из соседнего двора, и так боишься рассердить бабушку. Название рассказу дал прекрасный пряничный конь, о котором мечтает герой повествования. Этот конь необычайно красив, у него розовая грива и розовые копытца, а сам он белый-белый. Его можно прятать за пазуху и слышать, как он там […]
    • Рассказ Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» погружает читателя в легкий и волнующий мир детства. Сюжет рассказа реалистичен от начала и до конца, однако читателя не покидает ощущение сказки, волшебства происходящего. От первого до последнего слова повествование исполнено любви и доброты. Автор доносит до читателя идею о том, что самые важные в жизни уроки – именно такие уроки доброты. Повествование ведется от первого лица. Главный герой, маленький мальчик, мечтает о розовом пряничном коне. Этот конь – […]
    • В огромном количестве произведений русской литературы 20 века присутствует тема сохранения природы, писатели и поэты задают себе и внимательному читателю вопрос: что для нас природа? Что мы готовы сделать для того, чтобы сохранить ее первозданный вид? Проблема преумножения богатств и сбережения ресурсов стоит перед всем человечеством сравнительно недавно. Ведь именно в 20 веке мы стали остро ощущать это на себе. Над ее решением трудятся лучшие умы планеты, о ней пишут самые талантливые писатели. В рассказах […]
    • Каждому человеку приходится проходить в своей жизни через этап взросления. Для кого-то это проходит постепенно, незаметно, день за днем. Кто-то же взрослеет быстро, столкнувшись с жизненными трудностями. Герою рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро» пришлось за несколько дней повзрослеть, потому что он оказался один на один с тайгой. Мальчик вынес бесценные уроки из этих дней, проявив мужество, отвагу и сообразительность. В этом рассказе автор описывает, как главный герой, подросток, справился с трудностями, […]
    • Тема взаимоотношений природы и человека так или иначе прослеживается во всех произведениях Виктора Астафьева. Писатель глубоко и тонко чувствует, как важно человеку беречь природу, относиться уважительно к ее законам. В рассказе «Васюткино озеро» природа предстает как чувствующее ранимое существо, живущее своей собственной жизнью, с которой неразрывно связана жизнь человека. С развитием цивилизации человек все больше и больше теряет связь со своими корнями, с источником жизни. Алчность и ненасытность приводят […]
    • Тема взаимодействия человека и природы не раз поднималась в творчестве Виктора Астафьева. В его рассказе «Васюткино озеро» два главных действующих лица: Васютка и тайга. Эта идея отражена даже в названии: Васютка выступает как представитель людского рода, а озеро становится символом тайги. На протяжении всего рассказа автор доносит до читателя идею о том, что, будучи сыном природы, человек обязан соблюдать ее законы. Того, кто их нарушает, неминуемо ждет суровое наказание. В самом начале рассказа Васюткин […]
    • Рассказ Виктора Астафьева «Васюткино озеро» описывает приключения мальчика, который потерялся в тайге. Главный герой, подросток, продержался почти пять суток в условиях, в которых даже взрослому крепкому мужчине пришлось бы тяжело. Что же помогло Васютке выжить в тайге? Васютка отправляется за кедровыми орешками, по привычке взяв с собой ружье, краюшку хлеба, нож и спички. Зайдя довольно глубоко в лес, мальчик с удилением замечает глухаря – редкую добычу. Когда Васютка, погнавшись за глухарем, окончательно […]
    • В творчестве А. Куприна тема любви затрагивается неоднократно, но в рассказе «Гранатовый браслет» это чувство показано особенно ярко, красочно и трагично. Яркими красками писатель показывает мучительную и неразделенную любовь к некому идеалу, большое и трепетное чувство, которое сопротивляется с бездуховностью этого мира. Писатель обращается в этом рассказе к одной из самых важных тем. Для него любовь – это загадка, раскрыть которую дано не каждому. Тема любви показана в рассказе как противостояние обыденности. […]
    • «Война и мир» – русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л. Н. Толстой проработал над романом почти шесть лет: с 1863 по 1869 гг. С самого начала работы над произведением внимание писателя привлекли не только исторические события, но и частная семейная жизнь. Для самого Л. Н. Толстого одной из его главных ценностей была семья. Семья, в которой он вырос, без которой мы не знали бы Толстого‑писателя, семья, […]
    • В творчестве раннего Горького наблюдается сочетание романтизма с реализмом. Писатель критиковал «свинцовые мерзости» российской жизни. В рассказах «Челкаш», «Супруги Орловы», «Однажды осенью», «Коновалов», «Мальва» он создал образы «босяков», людей, сломленных существующим строем в государстве. Эту линию писатель продолжил в пьесе «На дне». В рассказе «Челкаш» Горький показывает двух героев, Челкаша и Гаврилу, столкновение их взглядов на жизнь. Челкаш – бродяга и вор, но при этом он презирает собственность и […]
    • Первое, имевшее огромный успех собрание стихотворений Некрасова 1856 г., открывалось программой, творческим манифестом – «Поэт и гражданин». Не только первое место к книге, но и особый шрифт призваны были подчеркнуть значение этого произведения. Здесь новый поэт предстает перед нами как реальность «во плоти и крови», со своим мироощущением и характером. Он вступает в диалог, который, как подчеркивает Некрасов, происходит в трудное и бурное время, в «годину горя». Гражданин напоминает Поэту о суровости и […]
    • На прошлых выходных мы с родителями ходили в зоопарк. Этого дня я ждал всю неделю. На улице была чудесная осенняя погода, светило теплое солнышко, дул легкий ветерок. Настроение у всех было отличное. При входе в зоопарк мы купили билеты, различные лакомства для животных и прошли внутрь. Наш поход начался с осмотра вольеров с волками. Некоторые из них ходили по клетке и скалили свои острые клыки. Другие спали и никак на нас не реагировали. Постояв немного у их вольеров, мы пошли дальше. В нашем зоопарке очень […]
    • Давным-давно окончилась Великая Отечественная война. Она была безжалостной и самой кровавой войной двадцатого столетия. Но и сейчас среди нас живут те, кто помнит ту войну, это ветераны. Их осталось совсем мало. В то время, когда они были юными, чуть-чуть старше нас, они защищали Родину от жестокого врага в Советской армии. Мне интересны рассказы ветерана Леонида Ивановича Куликова о воинской службе и о Великой Отечественной войне. Теперь Леонид Иванович полковник в отставке, у него весь китель в наградах: […]
    • Творчество А. С Пушкина предопределило развитие русской литературы, заложило основы современного русского языка. Композиция повести «Выстрел» интересна и непроста благодаря своей многоуровневости, которую создают несколько рассказчиков и сложно построенный сюжет. Сам А. С. Пушкин, который находится на верхней ступени композиционной лестницы, формально передает авторство Ивану Петровичу Белкину. Мнимое «авторство» приводит к созданию многоуровневого текста, а это в свою очередь позволяет глубже и шире охватить […]
    • Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в I860 году в небольшом приморском городке Вентноре, в Англии. «...Дело было в августе месяце 1860 года, когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей»...» Это было трудное для писателя время. Только что произошел его разрыв с журналом «Современник». Поводом послужила статья Н. А. Добролюбова о романе «Накануне». И. С. Тургенев не принял содержащихся в ней революционных выводов. Причина же разрыва была глубже: неприятие революционных идей, «мужицкого демократизма […]
    • Когда меня спрашивают, что я знаю о войне, я всегда теряюсь. Дело не в том, что я знаю о войне больше или меньше, чем обычный школьник. Мы изучаем историю в школе, многие литературные произведения посвящены войне. Конечно, я помню даты начала и окончания Первой и Второй мировых войн. Дело в том, что я искренне думаю, что война – это самое ужасное изобретение человечества, и об этом тяжело говорить. Нет большего зла, чем война. Ей нет оправдания, но всегда есть причина. Достоевский говорил о том, что не нужно […]
    • Каждый из нас имеет право на счастливое будущие, на право выбирать и судить, иметь свое место в обществе. На эту тему было написано уйму художественной и научной литературы, многие из них ставшие бестселлерами. Будущее может нести разрушительные последствия, но так же может добавлять в нашу жизнь множество более хороших и светлых вещей. Мы - ключ к светлому будущему, но как же этим воспользоваться? Мы должны все изменить! Изменить прямо сейчас. Для этого нам просто нужно быть добрее, научится с достоинством […]
    • М. Е. Салтыков‑Щедрин – русский сатирик, создавший множество замечательных произведений. Его сатира всегда справедлива и правдива, он бьет точно в цель, вскрывая проблемы современного ему общества. Вершин выразительности автор достиг в своих сказках. В этих небольших по объему произведениях Салтыков‑Щедрин обличает злоупотребления чиновничества, несправедливость порядков. Его огорчало, что в России прежде всего заботятся о дворянах, а не о народе, к которому он сам проникся уважением. Все это он показывает в […]
    • Стародум – дядя Софьи. Его фамилия означает, что герой следует принципам эпохи Петра I (старой эпохи): «Отец мой непрестанно мне твердил одно и тоже: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время». В комедии Стародум появляется поздно (в конце1 явления). Он избавляет (вместе с Милоном и Правдиным) Софью от тирании Простаковой, дает оценку ей и воспитанию Митрофана. Также Стародум провозглашает принципы разумного государственного устройства, нравственного воспитания и просвещения. Воспитание […]
    • Писать о Пушкине – увлекательное занятие. Это имя в русской словесности обросло множеством культурологических наслоений (взять хотя бы литературные анекдоты Даниила Хармса или фильм режиссёра-мультипликатора Андрея Юрьевича Хржановского «Трилогия» по рисункам Пушкина, или оперу «Пиковая дама» Петра Ильича Чайковского). Однако наша задача скромнее, но не менее интересная: охарактеризовать тему поэта и поэзии в его творчестве. Место поэта в современной жизни куда менее значительно, чем в ХIХ веке. Поэзия – это […]
  • На вопрос Какие главные герои в рассказе Астафьева "Конь с розовой гривой"? заданный автором Маша Ипатова лучший ответ это Главные герои рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"-это Бабушка, Виктор (главные герой рассказа и внук бабушкин) и ребятишки: Санька и Танька Левонтьевы. Здесь даже не малого места в рассказе занимает сам "пряник" конь с розовой гривой.
    Приятно было помочь!!!;))
    Источник: Из личного опыта Григорьевой ольги

    Ответ от торос [гуру]
    Витя, его бабушка с дедушкой, приятель Вити Санька


    Ответ от теософия [новичек]
    Витя и все остальные


    Ответ от Вровень [новичек]
    В этом рассказе, самые главные герои, это мальчик сирота, его бабушка и друзья, Санька, Машка и старший сын из семьи Леонтьевны
    А, лучше прочитайте рассказ сами, он очень интересен и поучителен!


    Ответ от Avgust [новичек]
    как звали бабушку


    Ответ от Виктория лещенко [активный]
    Артем, ее звали Катерина Петровна


    Ответ от Арина Катева [новичек]
    Витя


    Ответ от Никита терз [новичек]
    спосибо


    Ответ от Костя Гусев [новичек]
    витя бабушка дедушка санька


    Ответ от Антон Банников [новичек]
    витя бабушка дедушка санька


    Ответ от Ольга Артемьева- [новичек]
    Витя, Бабушка, Сашка и дедушка.


    Ответ от Любовь Карманова [новичек]
    Витя, бабушка Катерина Петровна, дедушка, Санька, Таня и ее старший брат.


    Ответ от Маргарита Соколова [новичек]
    Ярослав а сам то не правильно пишешь


    Ответ от Миша Зуб [новичек]
    ыпвып


    Ответ от Artem Zm [новичек]
    спс


    Ответ от Анна Шульц [новичек]
    спасибо
    вывручили


    Ответ от Лейсан Густова [новичек]
    .


    Ответ от [email protected] [новичек]
    Бабушка послала меня на увал за земляникой вместе с соседскими ребятишками. Пообещала: если наберу полный туесок, она продаст мои ягоды вместе со своими и купит мне «пряник конём». Пряник в виде коня с гривой, хвостом и копытами, облитыми розовой глазурью, обеспечивал почёт и уважение мальчишек всей деревни и был их заветной мечтой.
    На увал я пошёл вместе с детьми нашего соседа Левонтия, который работал на лесозаготовках. Примерно раз в пятнадцать дней «Левонтий получал деньги, и тогда в соседнем доме, где были одни ребятишки и ничего больше, начинался пир горой», а жена Левонтия бегала по селу и отдавала долги. В такие дни я всеми способами пробирался к соседям. Бабушка не пускала. «Нечего этих пролетариев объедать», - говорила она. У Левонтия меня охотно принимали и жалели как сироту. Заработанные соседом деньги кончались быстро, и тётка Васёна снова бегала по селу, одалживала.
    Жило левонтьевское семейство бедно. Вокруг их избы не было никакого хозяйства, даже мылись они у соседей. Каждую весну они окружали дом жалким тыном, и каждую осень он шёл на растопку. На бабушкины попрёки Левонтий, бывший матрос, отвечал, что «любит слободу».
    С левонтьевскими «орлами» я и пошёл на увал, зарабатывать на коня с розовой гривой. Я уже набрал несколько стаканов земляники, когда левонтьевские ребята затеяли драку - старший заметил, что остальные собирают ягоды не в посуду, а в рот. В результате вся добыча была рассыпана и съедена, а ребята решили спуститься к Фокинской речке. Тут-то они и заметили, что у меня земляника осталась. Съесть её меня «на слабо» подбил левонтьевский Санька, после чего я вместе с остальными отправился на речку.
    О том, что посуда моя пуста, я вспомнил только к вечеру. Возвращаться домой с пустым туеском было стыдно и боязно, «бабушка моя, Катерина Петровна, не тётка Васёна, от неё враньём, слезами и разными отговорками не отделаешься». Санька меня и научил: натолкать в туес травы, а сверху рассыпать горсть ягод. Вот эту «обманку» я и принёс домой.
    Бабушка меня долго хвалила, а ягоды пересыпать не стала - решила прямо в туеске в город на продажу везти. На улице я рассказал всё Саньке, и он потребовал от меня калач - как плату за молчание. Одним калачом я не отделался, таскал, пока Санька не наелся. Ночью я не спал, мучился - и бабушку обманул, и калачи украл. Наконец, решил утром встать и во всём признаться.
    Проснувшись, я обнаружил, что проспал - бабушка уже уехала в город. Я жалел, что дедушкина заимка так далеко от села. У дедушки хорошо, тихо, и он бы меня в обиду не дал. От нечего делать я пошёл с Санькой на рыбалку. Через некоторое время я увидел большую лодку, выплывающую из-за мыса. В ней сидела бабушка и грозила мне кулаком.
    Домой я вернулся только к вечеру и сразу юркнул в кладовку, где была «налажена» временная «постель из половиков и старого седла». Свернувшись калачиком, я жалел себя и вспоминал о маме. Как и бабушка, она ездила в город торговать ягодой. Однажды перегруженная лодка перевернулась и мама утонула. «Ее затянуло под сплавную бону», где она зацепилась косой. Я вспомнил, как мучилась бабушка, пока река не отпустила маму.
    Проснувшись утром, я обнаружил, что с заимки вернулся дедушка. Он зашёл ко мне и велел попросить у бабушки прощения. Вдоволь посрамив и пообличав, бабушка усадила меня завтракать, а после всем рассказывала, «чего утворил её малой».
    А коня бабушка мне всё же привезла. С тех пор много лет прошло, «нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я всё не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой».


    Ответ от Вячеслав Ваданюк [новичек]
    виктор и бабушка


    Ответ от Алиса Агеева [новичек]
    Рассказ Астафьева «Конь с розовой гривой» повествует об одном эпизоде из детства мальчика. Рассказ заставляет улыбнуться над проделкой главного героя и одновременно оценить замечательный урок, который преподала бабушка своему внуку. Маленький мальчик отправляется собирать землянику, и бабушка обещает ему за это пряничного коня с розовой гривой. Для тяжелого полуголодного времени такой подарок просто великолепен. Но мальчишка попадает под влияние своих друзей, которые съедают свои ягоды и его упрекают «в жадности».
    Но за то, что ягоды так и не были собраны, последует суровое наказание от бабушки. И мальчишка решается на мошенничество - он набирает в туесок травы, а сверху закрывает ее ягодами. Мальчик хочет утром признаться бабушке, но не успевает. И она уезжает в город, чтобы продать там ягоды. Мальчик боится разоблачения, и после возвращения бабушки он даже не хочет идти домой.
    Но потом возвратиться все-таки приходится. Как стыдно ему слышать сердитую бабушку, которая уже рассказала всем вокруг о его мошенничестве! Мальчик просит прощения и получает от бабушки того самого пряничного коня с розовой гривой. Бабушка преподала своему внуку хороший урок и сказала: «Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато еще когда это
    бабушку...» И действительно, автор говорит: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! а я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой».
    Прочитайте хотябы это


    В своем сочинении «Конь с розовой гривой» автор затронул тему детства, тот самый период, когда даже земляника кажется по-особенному вкусной, когда так хочется завоевать авторитет среди других ребят и при этом так не хочется расстраивать своих родных и близких.

    Рассказ Астафьева Конь с розовой гривой

    В рассказе Астафьева «Конь с розовой гривой» главный герой – мальчик-сирота, который проживает с бабушкой и дедушкой. Однажды бабушка попросила внука нарвать землянику, которую она продаст, а на вырученные деньги купит такой заветный сладкий пряник. Не просто пряник, а пряник в виде коня с розовой гривой. С таким пряником точно станешь любимцем во дворе, да еще и заслужишь уважение соседских ребят.

    Мальчик с удовольствием идет в лес, уже предвкушая, как будет есть пряник, но все пошло наперекосяк. Мальчишки по двору, с которыми он все время играл, стали просить у него ягоды, обзывая его жадным. К тому же они постоянно его отвлекают играми, а между тем, вечер уже наступает и мальчик не успевает набрать лукошко ягод. Но, чтобы получить желаемое, он идет на обман. Вместо ягод, он наполняет корзину травой и только сверху бросает ягоды.

    Такой поступок не дает ему покоя и он хочет во всем признаться утром, но не успевает. Бабушка уже уехала в город, а вернувшись, всем соседям рассказала, как подвел ее внук. Ребенок долго не решался встретиться с бабушкой, но муки переживаний не дают ему покоя и он уже только рад получить от бабушки наказание. Встретившись с бабушкой и получив от нее выговор, ребенок просит прощение, а бабушка, чтобы мальчик навсегда запомнил урок, еще и коня сладкого подарила. Что-что, а такой урок и любовь бабушки ребенок навсегда запомнил, как и всегда будет помнить бабушкин пряник.

    Произведение учит нас быть ответственными, показывает наши ошибки. Здесь мы видим, как плохо идти на обман, как становится неприятно от того, что причинил боль своими близким людям. Кроме того, автор призывает в своей работе не делать ошибки, а если и совершили какую-то в жизни ошибку, нужно ее признать и обязательно исправить. Только осознав ошибку и признав ее, не повторишь подобное вновь, а значит, не причинишь боль своим родным и близким.

    Кузнецова Яна, 6 класс.

    Исследовательская работа, цель которой - анализ речевых характеристик героев, определение их роли в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой".

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Роль речевых характеристик в создании образов героев в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

    Вступление.

    Речь любого человека имеет большое значение. По ней можно судить о его уровне воспитанности, образованности, словарном запасе и даже темпераменте. Я решила доказать это на примере рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

    Целью моего исследования является анализ речевых характеристик героев, определение их роли в рассказе.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    • изучить реплики главных героев рассказа;
    • определить роль речевых характеристик в создании образов героев;
    • охарактеризовать героев на основе анализа особенностей их речи.

    Основная часть.

    В П. Астафьев - выдающийся русский писатель двадцатого века. Его произведения поражают своей искренностью и душевностью. Среди них значительное место занимают произведения, посвящённые его детству. К ним относится рассказ «Конь с розовой гривой».

    Главные герои рассказа – простые люди: бабушка Катерина Петровна, её внук – в будущем автор рассказа, дядя Левонтий и его дети. В изображении их характеров

    В. П. Астафьев использует многочисленные приёмы создания литературного образа:

    1. описание природы;
    2. портрет героя;
    3. изображение окружающего быта;
    4. описание отношений героев друг к другу;
    5. речь героев .

    Объект моего исследования – речь героев рассказа. Из неё складывается речевая характеристика, в которой «писатель обобщает такие особенности речи людей, которые говорят читателю об уровне культуры и принадлежности к определённой речевой среде, исторической эпохе, раскрывают его духовный мир, его психологию» .

    Изучив реплики героев рассказа, я поделила лексические единицы на группы (диалектизмы, жаргонизмы, просторечные и устаревшие слова, фразеологизмы, поговорки) и представила исследование в виде таблицы.

    Герои рассказа

    Диалектизмы

    Жаргонизмы

    Просторечные слова

    Устаревшие слова

    Поговорки

    Фразеологизмы

    Бабушка

    рупь,

    восподь,

    каторжанец,

    ихняя,

    чё

    трескать

    потакал,

    потатчик,

    чумовая,

    пролетарьи,

    горемычный

    дитятко,

    батюшко

    В кармане –вошь на аркане.

    возьму в оборот

    Санька

    не подманишь,

    вглыбь,

    лешак,

    побёг,

    тама,

    гибель

    ништяк,

    Ша,

    залимонил,

    слабо,

    слопает,

    ша

    дрожмя дрожит

    Дядя Левонтий

    угнетат,

    Жисть,

    бадога,

    слобода,

    выдь,

    отсюдова

    Таким образом, больше всего в речи героев диалектизмов, их используют все герои рассказа , так как с рождения живут в одной местности. Автор тем самым показывает самобытную жизнь сибирской деревни, особенность речи людей.

    Все диалектизмы, используемые в рассказе, можно поделить на четыре группы.

    1. Лексико-фонетические диалектизмы. Они отличаются от литературных слов фонетической структурой: слобода – свобода, восподь – господь, рупь – рубль, бегишь – бежишь, угнетат – угнетает, выдь – выйди, чё - что.

    2. Лексико-словообразовательные диалектизмы. Они отличаются от литературных слов словообразовательными особенностями: не подманишь – не заманишь, каторжанец – каторжанин, ихняя – их, лешак – леший, отсюдова – отсюда.

    3. Лексические диалектизмы. Это диалектные названия каких-либо предметов, имеющие в литературном языке синонимы: шурунёт – испугает, бадога – поленья.

    4. Лексико-семантические диалектизмы. Они имеют диалектное значение литературных слов: гибель – много.

    Речевая характеристика бабушки Катерины Петровны.

    Основными составляющими языка бабушки являются просторечные и диалектные слова. Она, как представитель отживающего свой век поколения, употребляет устаревшие слова: дитятко, батюшко . В речи её много обращений: чумовая, чучело безглазое, дитятко, сиротинка . Употребление большого количества обращений характеризует бабушку как общительного, разговорчивого человека. Все эти слова имеют эмоциональную окраску. Так, обнаружив, что «заполошная» тётка Васеня возвращает ей денег больше, чем нужно, бабушка справедливо возмущается: «Как ты с деньгами-то обращаешься, чучело безглазое !» Обращаясь к своему внуку Вите, Катерина Петровна употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: дитятко, сиротинка, батюшко. Она любит своего внука, но, воспитывая его, вынуждена быть строгой, требовательной, беспокойной. Эти свойства её характера отражены и в речи, почти все предложения сопровождаются восклицательной интонацией («Сосчитать ведь надо! Мне рупь! Другому рупь! Нечего куски выглядывать! Не спишь ведь, не спишь! Я всё вижу!») Бабушка – главная в доме, она привыкла командовать, поэтому в её репликах много глаголов в повелительном наклонении («Да постой ты, чумовая! Бери, бери, чего смотришь! Спи, не бойся!») Однако, разговаривая с покупательницей земляники в городе, бабушка показывает умение говорить правильно, деликатно, как и полагается культурному человеку: «Пожалуйста, милости прошу. Ягодки-то, говорю, сиротинка горемычный собирал…»

    Особую выразительность речи бабушки придаёт употребление фразеологизма. Возмущаясь обманом внука, она грозится «взять в оборот» левонтьевских детей, которые научили Витю обманывать её. Катерина Петровна прекрасно знает ещё один пласт народной речи – поговорки. «У них самих в кармане – вошь на аркане», - так подчёркивает она бедность и неустроенность семьи Левонтьевых. И лишь один раз в речи бабушки встречается слово жаргонной лексики: «Ладно уж, умойся да садись трескать !» Употребление этого слова оправдано. Оно произнесено в кульминационный момент, когда Витя признавался в своём поступке и просил прощения. Чувства переполнили бабушку.

    Речевая характеристика Саньки.

    В речи Саньки звучат жаргонизмы. Он предлагает Вите съесть ягоды, упрекает его в жадности. «Слабо!» - говорит он. Утешая Витю после совершённого проступка, он употребляет жаргонное слово ништяк. Этим он желает подчеркнуть свою взрослость, самостоятельность. Санька – смелый и безрассудный. «А домовниха худая, глядит жалобливо и стонет. Да меня не подманишь, подойди только – схватит и слопает. Я ей камнем в глаз залимонил!..» - рассказывает он о посещении тёмной пещеры. Употребление слова домовниха в этом предложении подчёркивает его суеверность, показывает хорошее знание фольклора данной местности и богатое воображение. Всю жизнь он провёл в деревне, о чём свидетельствует большое количество диалектных слов в его речи. Она не содержит сложных синтаксических конструкций, но яркая, выразительная. Особый колорит ей придают междометия («Ха-ха! А тебе-то хо-хо!») и фразеологизм («В мохе весь, серый, дрожмя-дрожит – студёно ему.») Употребление междометий в указанном предложении демонстрирует его злорадный смех над Витей, поэтому можно сделать вывод, что Санька обладает вредным характером.

    Речевая характеристика дяди Левонтия.

    Образ дяди Левонтия автор рисует только в начале рассказа. Из первой реплики дяди Левонтия, произнесённой им в рассказе, мы узнаём, что это добродушный человек, любящий свободу и море: «Я, Петровна, слободу люблю! Хорошо! Как на море! Ничего глаз не угнетат!» Он жалеет Витю, по-доброму относится к нему («Он сирота, а вы всё ж при родителях!») Но у него есть отрицательная черта – пьянство: «Когда ни придёшь… ночь, полночь… «Пропа… пропащая ты голова, Левонтий!» - скажет и… опохмели-и-ит…» Отрывистость фраз, паузы свидетельствуют о том, что он говорит это в нетрезвом состоянии. Лексический состав его языка беден, не отличается выразительностью. Являясь представителем данной местности, дядя Левонтий в своей речи использует диалектные слова.

    Заключение.

    Наблюдения над особенностями речи героев помогают понять индивидуальные особенности их характеров, отношение к окружающим, уровень культуры, раскрывают их духовный мир. Так, бабушка Катерина Петровна представляется нам справедливым, честным человеком. Она любит внука, ответственно относится к его воспитанию. Её речь выразительна, богата, эмоциональна, что свидетельствует о её высоком культурном уровне.

    Речевая характеристика Саньки особенно удачно раскрывает образ озорного деревенского мальчишки, безрассудного, грубоватого, немного вредного. Он старается казаться взрослым, самостоятельным. Санька обладает богатым воображением.

    Его отец, дядя Левонтий, изображается добрым, но пьющим человеком. Об этом свидетельствуют особенности его речи.

    Таким образом, В.П. Астафьев, настоящий мастер речевой характеристики, прекрасно знал все пласты лексики русского языка. Это позволило ему создать незабываемые образы героев в рассказе «Конь с розовой гривой».