Конкретный способ измерения изучаемого психологического феномена. Основные методы исследования в психологии

Психология - это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.

Психология, как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики.

Сам термин «Психическое» происходит от греческого слова «псюхе», что значит «душа».

Основные задачи психологии – это:

1) качественное изучение психических явлений;

2) анализ формирования и развития психических явлений;

3) изучение физиологических механизмов психических явлений;

4) содействие внедрению психологических знаний в практику жизни и деятельности людей.

Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.

Поведение человека с нормальной психикой всегда обусловлено воздействия объективного мира. Отражая внешний мир, человек не только познают законы развития природы и общества, но и оказывает на них определенное воздействие, чтобы приспособить окружающий мир к наилучшему удовлетворению своих материальных и духовных потребностей. В реальной деятельности человека его психические проявления (процессы и свойства) не возникают спонтанно и изолировано друг от друга. Они тесно взаимосвязаны между собой в едином акте социально обусловленной сознательной деятельностью личности. В процессе развития и формирования человека как члена общества, как личности многообразные психические проявления, взаимодействующие между собой, постепенно превращаются в устойчивые психические образования, которые человек направляет на разрешение встающих перед ним жизненно важных задач. Следовательно, все психические проявления человека обусловлены его жизнью и деятельностью как общественного существа, как личности. Современная психология рассматривает психику как свойство особой формы организованной материи, как субъективный образ объективного мира, как идеальное отражение реальной действительности в мозгу. Физиологические процессы, проходящие в мозгу человека, являются основой психической деятельности, но они не могут быть отождествлены с нею. Психика всегда имеет определенное содержание, т.е. то, что она отражает в окружающем человека мире. Поэтому психику человека следует рассматривать не только с точки зрения их содержания.

Современная психология представляет собой ряд научных дисциплин, находящихся на разных степенях формирования, связанных с различными областями практики. Как же классифицировать эти многочисленные отрасли психологии? Одна из возможностей классификации содержится в сформулированном выше принципе развития психики в деятельности. Исходя, из этого в качестве основания классификации отраслей психологии может быть избрана психологическая сторона:

1.конкретной деятельности;

2. развития;

3. отношения человека (как субъекта развития и деятельности) к обществу (в котором осуществляется его деятельность и развитие).

Если принимать первое основание классификации, то можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности.

Общая психология -Теоретические основы психологии, определяет основные понятия данной науки (психология познавательных процессов и психология личности)

Психофизиология -Наука, возникшая на стыке двух наук, - психологии и физиологии. Она исследует взаимосвязь между психическими явлениями и их телесными проявлениями

Возрастная психология -Особенности изменения психики по мере развития и взросления человека

Педагогическая психология -Закономерности обучения и воспитания

Медицинская психология -Психику больного человека, а также особенности пограничных состояний между здоровьем и болезнью

Социальная психология -Особенности взаимодействия людей и психологию целых групп и больших масс людей. Психологические явления и процессы,обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям

Психодиагностика -Разрабатывает методы, позволяющие изучать психику человека, причем делать это максимально обосновано и достоверно

-Психотерапия- Занимается поиском и совершенствованием методов лечения людей психологическими методами, без применения фармакологических препаратов

2. Методы исследования в психологии, их классификация.

Метод -- это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (

Методология (от греч. methodos -- путь исследования, logos -- наука) - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология -- учение о научном методе вообще и о методах отдельных наук. Это культура научного исследования.

Методы (от греч. methodos -- путь исследования или познания) -- это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения; это и есть пути познания, посредством которых познается предмет любой науки.

Метод это способ познания чего-либо: психического процесса, деятельности, качеств личности и прочих, необходимых для психолога аспектов изучения человека. В психологии существует весьма большое количество методов и отдельных разновидностей.

Методы: 1.Основные,2. вспомогательные

Основные методы:

Наблюдение. Исследователь просто наблюдает, не изменяя ход ситуации. Отличается множеством разновидностей: открытое или скрытое, включенное или невключенное, лабораторное или естественное и так далее.

Эксперимент. В этом случае исследователь вмешивается в ситуацию. Он может создать определенные условия для эксперимента или окружить испытуемого специальной аппаратурой. А может включать испытуемого в деятельность незаметно для него самого.

Тест кратковременное задание. По итогам выполнения можно судить об уровне имеющихся знаний.

Существует несколько подходов к классификации методов психологического исследования.

Б. Г. Ананьев выделяет следующие 4 группы методов, т.е. организационные методы включают:

1 -Сравнительный метод (сопоставление различных групп испытуемых по возрастам, видам деятельности и др.), лонгитюдный метод (обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени) и комплексный (в исследовании участвуют представители разных наук, один объект изучают разными средствами), объединяющий в себе достоинства обоих вышеназванных методов.

2. Эмпирические методы -- это методы сбора первичной информации включают:

* обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение);

* различные виды эксперимента (лабораторный, полевой, естественный, констатирующий, формирующий);

* психодиагностические методы (тесты стандартизованные, тесты проективные, беседа, интервью, анкеты, опросники, социометрия);

* праксиметрические методы -- это приемы анализа процессов и продуктов деятельности): хронометрия, циклография, профессиограмма, оценка продуктов деятельности;

* моделирование:

* биографический метод.

3 . Методы обработки данных включают: методы количественного (статистический) и качественного (дифференциация материала по группами) анализа, позволяющие установить скрытые от прямого восприятия закономерности.

4 . Интерпретационные методы , предполагающие различные приемы объяснения закономерностей, выявленных в результате статистической обработки данных, и их сопоставление с ранее установленными фактами. Они включают

* генетический метод -- предполагает исследование генетических связей (филогенетический, онтогенетический, генетический и социогенетический). так называемое исследование «вглубь»;

* структурный (классификация, тапологизация) метод: психография, типологическая классификация, психологический профиль -- исследование «вширь».

Методологические принципы - кратко сформулированные теоретические положения, обобщающие достижения науки в определенной области и служащие основанием для дальнейших исследований.

МЕТОДИКА - (греч. methodike). 1) то же, что методология. 2) часть педагогики, излагающая правила обучения различным предметам

Метод (гр. Способ познания) – путь к чему-либо, способ достижения цели, определённым образом упорядоченная деятельность субъекта в любой ее форме.

Ф-ия метода - внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта.

Метод исследования- общий путь который выбирает исследователь для получения интереса его интересуемой информации


Психология, как и любая другая наука, имеет свои методы. Методы научных исследований - это приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий. Развитие любой науки зависит от того, насколько используемые ею методы совершенны, насколько они надежны и правильны. Все это справедливо и по отношению к психологии.

Явления, изучаемые психологией, настолько сложны и многообразны, настолько трудны для научного познания, что на протяжении всего развития психологической науки ее успехи непосредственно зависели от степени совершенства применяемых методов исследования. Психология выделилась в самостоятельную науку лишь в середине ХIХ в., поэтому она очень часто опирается на методы других, более «старых» наук - философии, математики, физики, физиологии, медицины, биологии и истории. Кроме этого психология использует методы современных наук, таких как информатика и кибернетика.

Следует подчеркнуть, что любая самостоятельная наука имеет только ей присущие методы. Такие методы есть и у психологии. Все они могут быть разделены на две основные группы: субъективные и объективные.

Субъективные методы основываются на самооценках или самоотчетах испытуемых, а также на мнении исследователей о том или ином наблюдаемом явлении или полученной информации. С выделением психологии в самостоятельную науку субъективные методы получили первоочередное развитие и продолжают совершенствоваться в настоящее время. Самыми первыми методами изучения психологических явлений были наблюдение, самонаблюдение и опрос.

Метод наблюдения в психологии является одним из самых старых и на первый взгляд наиболее простых. Он основывается на планомерном наблюдении за деятельностью людей, которое проводится в обычных жизненных условиях без какого-либо преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя. Наблюдение в психологии предполагает полное и точное описание наблюдаемых явлений, а также их психологическое толкование. Именно в этом заключается главная цель психологического наблюдения: оно должно, исходя из фактов, раскрыть их психологическое содержание.

Наблюдение - это метод, которым пользуются все люди. Однако научное наблюдение и наблюдение, которым пользуется большинство людей в повседневной жизни, имеют ряд существенных различий. Научное наблюдение характеризуется систематичностью и проводится на основе определенного плана с целью получения объективной картины. Следовательно, научное наблюдение требует специальной подготовки, в ходе которой приобретаются специальные знания и содействующие объективности психологической интерпретации качества.

Наблюдение может проводиться в разнообразных вариантах. Например, достаточно широко применяется метод включенного наблюдения. Данный метод используется в тех случаях, когда психолог сам является непосредственным участником событий. Однако если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, что позволяет более объективно судить о происходящих событиях. Включенное наблюдение по своему содержанию очень близко к другому методу - самонаблюдению.

Самонаблюдение , т. е. наблюдение за своими переживаниями, является одним из специфических методов, применяемых только в психологии. Следует отметить, что данный метод помимо преимуществ обладает целым рядом недостатков. Во-первых, наблюдать свои переживания очень трудно. Они или изменяются под влиянием наблюдения, или совсем прекращаются. Во-вторых, при самонаблюдении очень трудно избежать субъективизма, поскольку наше восприятие происходящего имеет субъективную окраску. В-третьих, при самонаблюдении трудно выразить некоторые оттенки наших переживаний.

Тем не менее, метод самонаблюдения очень важен для психолога. Сталкиваясь на практике с поведением других людей, психолог стремится понять его психологическое содержание, обращается к своему опыту, в том числе и к анализу своих переживаний. Поэтому, для того чтобы успешно работать, психолог должен научиться объективно оценивать свое состояние и свои переживания.

Самонаблюдение часто применяется в условиях эксперимента. В этом случае оно приобретает наиболее точный характер и его принято называть экспериментальным самонаблюдением. Характерной чертой его является то, что опрос человека проводится при точно учитываемых условиях опыта, в те моменты, которые наиболее интересуют исследователя. В данном случае метод самонаблюдения очень часто используется совместно с методом опроса.

Опрос представляет собой метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. Есть несколько вариантов проведения опроса. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Выделяют три основных вида опроса: устный, письменный и свободный.

Устный опрос , как правило, применяется в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за реакциями и поведением испытуемого. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, поскольку вопросы, задаваемые исследователем, могут корректироваться в процессе исследования в зависимости от особенностей поведения и реакций испытуемого. Однако данный вариант опроса требует больше времени для проведения, а также наличия специальной подготовки у исследователя, поскольку степень объективности ответов очень часто зависит от поведения и личностных особенностей самого исследователя.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей за сравнительно небольшое время. Наиболее распространенная форма данного опроса - анкета. Но ее недостатком является то, что нельзя предвидеть реакцию испытуемых на ее вопросы и изменить в ходе исследования ее содержание.

Свободный опрос - разновидность письменного или устного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов заранее не определяется. При опросе данного типа можно достаточно гибко менять тактику и содержание исследования, что позволяет получить разнообразную информацию об испытуемом. В то же время стандартный опрос требует меньше времени и, что самое главное, полученная информация о конкретном испытуемом может быть сопоставлена с информацией о другом человеке, так как в данном случае перечень вопросов не меняется.

Попытки количественной оценки психологических явлений стали предприниматься начиная со второй половины ХIХ в., когда возникла необходимость сделать психологию более точной и полезной наукой. Но еще раньше, в 1835 г., вышла в свет книга создателя современной статистики А. Кетле (1796-1874) «Социальная физика». В этой книге Кетле, опираясь на теорию вероятностей, показал, что ее формулы позволяют обнаружить подчиненность поведения людей некоторым закономерностям. Анализируя статистический материал, он получил постоянные величины, дающие количественную характеристику таких человеческих актов, как вступление в брак, самоубийство и др. Эти акты ранее считались произвольными. И хотя сформулированная Кетле концепция была неразрывно связана с метафизическим подходом к общественным явлениям, она вносила ряд новых моментов. Например, Кетле высказал идею о том, что если среднее число является постоянным, то за ним должна стоять реальность, сопоставимая с физической, благодаря чему становится возможным предсказывать разнообразные явления (в том числе и психологические) на основе статистических законов. для познания этих законов безнадежно изучать каждого человека в отдельности. Объектом изучения поведения должны быть большие массы людей, а основным методом - вариационная статистика.

Уже первые серьезные попытки решить проблему количественных измерений в психологии позволили открыть и сформулировать несколько законов, связывающих силу ощущений человека с выраженными в физических единицах стимулами, воздействующими на организм. К ним относятся законы Бугера-Вебера, Вебера-Фехнера, Стивенса, представляющие собой математические формулы, при помощи которых определяется связь между физическими стимулами и ощущениями человека, а также относительный и абсолютный пороги ощущений. Впоследствии математика широко вошла в психологические исследования, что в определенной степени повысило объективность исследований и способствовало превращению психологии в одну из наиболее целесообразных с практической точки зрения наук. Широкое внедрение математики в психологию определило необходимость разработки методов, позволяющих многократно проводить однотипные исследования, т. е. потребовало решить проблему стандартизации процедур и методик.

Основной смысл стандартизации заключается в том, что для обеспечения наименьшей вероятности ошибки при сравнении между собой результатов психологических обследований двух людей или нескольких групп необходимо прежде всего обеспечить использование одинаковых методов, стабильно, т. е. независимо от внешних условий, измеряющих одну и ту же психологическую характеристику.

К числу таких психологических методов относятся тесты. Его популярность обусловлена возможностью получения точной и качественной характеристики психологического явления, а также возможностью сопоставить результаты исследования, что в первую очередь необходимо для решения практических задач. От других методов тесты отличаются тем, что имеют четкую процедуру сбора и обработки данных, а также психологической интерпретацией полученных результатов.

Принято выделять несколько вариантов тестов: тесты-опросники, тесты-задания, проективные тесты.

Тест-опросник как метод основан на анализе ответов испытуемых на вопросы, которые позволяют получить достоверную и надежную информацию о наличии или выраженности определенной психологической характеристики. Суждение о развитии данной характеристики осуществляется на основе количества ответов, совпавших по своему содержанию с представлением о ней. Тест-задание предполагает получение информации о психологических характеристиках человека на основании анализа успешности выполнения определенных заданий. В тестах этого типа испытуемому предлагается выполнить определенный перечень заданий. Количество выполненных заданий является основанием для суждения о наличии или отсутствии, а также степени развития у него определенного психологического качества. Большинство тестов по определению уровня умственного развития относится именно к этой категории.

Одну из самых первых попыток разработать тесты сделал Ф. Гальтон (1822- 1911). На Международной выставке в Лондоне в 1884 г. Гальтон организовал антропометрическую лабораторию (в дальнейшем переведенную в Южно-Кенсингтонский музей в Лондоне). Через нее прошло свыше девяти тысяч испытуемых, у которых измерялись наряду с ростом, весом и т. д. различные виды чувствительности, время реакции и другие сенсомоторные качества. Тесты и статистические методы, предложенные Гальтоном, в дальнейшем получили широкое применение для решения практических вопросов жизни. Это было началом создания прикладной психологии, получившей название «психотехника».

В 1905 г. французский психолог А. Вине создал один из первых психологических тестов - тест для оценки интеллекта. В начале ХХ в. французское правительство поручило Бине составить шкалу интеллектуальных способностей для школьников, с тем чтобы использовать ее для правильного распределения школьников по ступеням обучения. Впоследствии различными учеными создаются целые серии тестов. Их направленность на оперативное решение практических задач обусловила быстрое и широкое распространение психологических тестов. Например, Г. Мюнстерберг (1863-1916) предложил тесты для профессионального отбора, которые создавались следующим образом: первоначально они проверялись на группе рабочих, достигших лучших результатов, а затем им подвергались вновь принимаемые на работу. Очевидно, что предпосылкой этой процедуры служила идея взаимозависимости между психическими структурами, необходимыми для успешного выполнения деятельности, и теми структурами, благодаря которым испытуемый справляется с тестами.

В период Первой мировой войны использование психологических тестов приобрело массовый характер. В это время США активно готовились к вступлению в войну. Однако они не имели такого военного потенциала, как прочие воюющие стороны. Поэтому еще до вступления в войну (1917 г.) военные власти обратились к крупнейшим психологам страны Э. Торндайку (1874-1949), Р. Йерксу (1876-1956) и Г. Уипплу (1878-1976) с предложением возглавить решение проблемы применения психологии в военном деле. Американская психологическая ассоциация и университеты быстро развернули работу в этом направлении. Под руководством Йеркса были созданы первые групповые тесты для массовой оценки пригодности (в основном по интеллекту) призывников к службе в различных родах войск: армейский тест «альфа» для грамотных и армейский тест «бета» для неграмотных. Первый тест был похож на вербальные тесты А. Бине для детей. Второй тест состоял из невербальных заданий. Были обследованы 1 700 000 солдат и около 40000 офицеров. Распределение показателей делилось на семь частей. В соответствии с этим по степени пригодности испытуемые делились на семь групп. В первые две группы входили лица с самыми высокими способностями к исполнению обязанностей офицеров и подлежащие направлению в соответствующие военные учебные заведения. Три последующие группы имели среднестатистические показатели способностей исследуемой совокупности лиц.

В это же время разработка тестов как психологического метода осуществлялась и в России. Развитие данного направления в отечественной психологии того времени связано с именами А. Ф. Лазурского (1874-1917), Г. И. Россолимо (1860-1928), В. М. Бехтерева (1857-1927) и П. Ф. Лесгафта (1837-1909).

Сегодня тесты - это наиболее широко используемый метод психологического исследования. Все же необходимо отметить тот факт, что тесты занимают промежуточное положение между субъективными и объективными методиками. Это обусловлено большим разнообразием тестовых методик. Существуют тесты, основанные на самоотчете испытуемых, например тесты-опросники. При выполнении данных тестов испытуемый может сознательно или неосознанно повлиять на результат тестирования, особенно если он знает, как будут интерпретироваться его ответы. Но существуют и более объективные тесты. К их числу прежде всего необходимо отнести проективные тесты. Данная категория тестов не использует самоотчеты испытуемых. Они предполагают свободную интерпретацию исследователем выполняемых испытуемым заданий. Например, по наиболее предпочтительному для испытуемого выбору цветовых карточек психолог определяет его эмоциональное состояние. В других случаях испытуемому предъявляют картинки с изображением неопределенной ситуации, после чего психолог предлагает описать события, отраженные на картинке, и на основе анализа интерпретации испытуемым изображенной ситуации делается вывод об особенностях его психики. Однако тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню профессиональной подготовки и опыту практической работы психолога, а также требуют наличия достаточно высокого уровня интеллектуального развития у испытуемого.

Объективные данные можно получить с помощью эксперимента - метода, основанного на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Главным достоинством эксперимента является то, что он позволяет надежнее других психологических методов делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого феномена с другими феноменами, научно объяснить происхождение явления и его развитие. Имеются две основные разновидности эксперимента: лабораторный и естественный. Они отличаются друг от друга условиями проведения эксперимента.

Лабораторный эксперимент предполагает создание искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство может быть лучше всего оценено. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их такими, какие они есть. Одним из первых метод естественного эксперимента стал использовать русский ученый А. Ф. Лазурский. Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению людей. Однако следует иметь в виду, что результаты естественного эксперимента не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строгого контроля за влиянием разнообразных факторов на изучаемое свойство. С этой точки зрения лабораторный эксперимент выигрывает в точности, но при этом уступает в степени соответствия жизненной ситуации.

Еще одну группу методов психологической науки образуют методы моделирования. Их следует отнести к самостоятельному классу методов. Они применяются, когда использование других методов затруднено. Их особенностью является то, что, с одной стороны, они опираются на определенную информацию о том или ином психическом явлении, а, с другой стороны, при их использовании, как правило, не требуется участия испытуемых или учета реальной ситуации. Поэтому бывает очень сложно отнести разнообразные методики моделирования к разряду объективных или субъективных методов.

Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими и т. д. В математическом моделировании используют математическое выражение или формулу, в которой отражена взаимосвязь переменных и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемых явлениях. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании для решения психологических задач понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.

Развитие компьютеров и программного обеспечения для них дало толчок к моделированию психических явлений на основе законов работы ЭВМ, так как оказалось, что мыслительные операции, используемые людьми, логика их рассуждений при решении задач близки к операциям и логике, на основе которых работают компьютерные программы. Это привело к попыткам представить и описать поведение человека по аналогии с работой компьютера. В связи с этими исследованиями стали широко известны имена американских ученых д. Миллера, Ю. Галантера, К. Прибрама, а также российского психолога Л. М. Веккера.

Помимо указанных методов существуют и другие методики изучения психических явлений. Например, беседа - вариант опроса. От опроса метод беседы отличается большей свободой проведения процедуры. Как правило, беседа проводится в непринужденной обстановке, а содержание вопросов изменяется в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого. другим методом является метод изучения документов, или анализ деятельности человека. Следует иметь в виду, что наиболее эффективное изучение психических явлений осуществляется при комплексном применении различных методов.

Мы не будем подробно рассматривать историю отечественной психологии, но остановимся на наиболее значимых этапах ее развития, поскольку психологические школы России давно снискали заслуженную славу во всем мире.

Особое место в развитии психологической мысли в России занимают труды М. В. Ломоносова. В своих работах по риторике и физике Ломоносов развивает материалистическое понимание ощущений и идей, говорит о первичности материи. Особенно ярко эта идея была отражена в его теории света, которая впоследствии была дополнена и развита Г. Гельмгольцем. По мнению Ломоносова, необходимо различать познавательные (умственные) процессы и умственные качества человека. Последние возникают из соотношения умственных способностей и страстей. В свою очередь, источником страстей он считает действия и страдания человека. Таким образом, уже в середине ХУIII в. были заложены материалистические основы отечественной психологии.

Становление отечественной психологии происходило под влиянием французских просветителей и материалистов ХУIII в. Это влияние отчетливо заметно в работах Я. П. Козельского и психологической концепции А. Н. Радищева. Говоря о научных работах Радищева, необходимо подчеркнуть, что в своих трудах он устанавливает ведущую роль речи для всего психического развития человека.

У нас в стране психология как самостоятельная наука начала развиваться в ХIХ в. Большую роль в ее развитии на данном этапе сыграли труды А. И. Герцена, который говорил о «деянии» как существенном факторе духовного развития человека. Следует отметить, что психологические воззрения отечественных ученых во второй половине ХIХ в. в значительной степени противоречили религиозной точке зрения на психические явления.

Одной из наиболее ярких работ того времени явилась работа И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». Эта работа внесла значительный вклад в развитие психофизиологии, нейропсихологии, физиологии высшей нервной деятельности. Следует отметить, что Сеченов был не только физиологом, чьи труды создали естественнонаучную основу для современной психологии. Сеченов с ранней молодости увлекался психологией и, по мнению С. Л. Рубинштейна, был крупнейшим русским психологом того времени. Сеченов-психолог не только выдвинул психологическую концепцию, в которой определил предмет научного познания психологии - психические процессы, но и оказал серьезное влияние на становление в России экспериментальной психологии. Но, пожалуй, наибольшее значение его научной деятельности заключается в том, что она оказала влияние на исследования В. М. Бехтерева и И. П. Павлова.

Труды Павлова имели огромное значение для мировой психологической науки. Благодаря открытию механизма образования условного рефлекса были сформированы многие психологические концепции и даже направления, в том числе бихевиоризм.

Позднее, на рубеже веков, экспериментальные исследования были продолжены такими учеными, как А. Ф. Лазурский, Н. Н. Ланге, Г. И. Челпанов. А. Ф. Лазурский много занимался вопросами личности, особенно изучением характера человека. Кроме того, он известен своими экспериментальными работами, в том числе предложенным им методом естественного эксперимента.

Начав разговор об эксперименте, мы не можем не назвать имя Н. Н. Ланге - одного из основателей экспериментальной психологии в России. Он известен не только тем, что занимался изучением ощущения, восприятия, внимания. Ланге создал при Одесском университете одну из первых в России лабораторий экспериментальной психологии.

Одновременно с экспериментальной психологией в России в конце ХIХ - начале ХХ в. развиваются и другие научные психологические направления, в том числе общая психология, зоопсихология, психология ребенка. Психологические знания стали активно использоваться в клинике С. С. Корсаковым, И. Р. Тархановым, В. М. Бехтеревым. Психология стала проникать в педагогический процесс. В частности, широкую известность получили работы П. Ф. Лесгафта, посвященные типологии детей.

Особенно заметную роль в истории отечественной дореволюционной психологии сыграл Г. И. Челпанов, который был основателем первого и старейшего в нашей стране Психологического института. Проповедуя позиции идеализма в психологии, Челпанов не мог заниматься научными исследованиями после Октябрьской революции. Однако на смену основателям отечественной психологической науки пришли новые талантливые ученые. Это С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, которые не только продолжили исследования своих предшественников, но и вырастили не менее знаменитое поколение ученых. К их числу относятся Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин. Основные труды этой группы ученых относятся к периоду ЗО- 60-х годов ХХ в.



Наука - прежде всего исследование, поэтому характеристика науки не исчерпывается определением ее предмета, она включает и определение ее метода. Методы - это способы, посредством которых познается предмет науки. Психология, как и каждая наука, употребляет не один, а целую систему частных методов или методик.

В отечественной психологии выделяются следующие четыре группы методов: организационные, эмпирические, методы обработки данных и методы коррекции.

Организационные методы включают сравнительный метод, лонгитюдный метод, метод поперечных срезов. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности.

К познанию особенностей и закономерностей психического развития можно подойти посредством двух основных типов исследования: поперечных срезов и продольных (лонгитюдных).

Лонгитюдный метод - это многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Цель лонгитюдных исследований - регистрировать соматическое и психическое развитие личности.

Лонгитюдный метод по сравнению с методом поперечных срезов обладает рядом преимуществ:

Лонгитюдное исследование позволяет проводить обработку данных поперечно по отдельным возрастным периодам;

Лонгитюдные исследования определяют индивидуальную структуру и динамику развития каждого человека;

Только лонгитюдное исследование позволяет анализировать взаимоотношения и взаимосвязи между отдельными компонентами развивающейся личности, позволяет решить вопрос о критических периодах в развитии.

Основным же недостатком лонгитюдных исследований являются значительные затраты времени, требуемые на их организацию и проведение.

Суть поперечных или срезовых исследований психического развития состоит в том, что заключения об особенностях развития делают на основании исследований одних и тех же характеристик в сравниваемых группах людей различного возраста, разных уровней развития, с различными свойствами личности. Основным преимуществом этого метода является быстрота исследования - возможность получения в течение короткого времени результатов. Однако исследования в чисто поперечных срезах статичны и не дают возможности сделать заключение о динамике процесса развития, о его непрерывности.

Сравнительный метод заключается в рассмотрении отдельных механизмов поведения и психологических актов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов. Наибольшее распространение этот метод, называемый “сравнительно-генетический”, получил в зоопсихологии и в детской психологии.

Эмпирические методы - наблюдение за отдельными фактами, их классификация, установление закономерных связей между ними; включают в себя наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий); психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседы); анализ продуктов деятельности; биографический метод.

Группа эмпирических методов в психологии традиционно, начиная с тех пор, как психология выделилась в самостоятельную науку, считается основной.

Наблюдение выступает в психологии в двух основных формах - как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное наблюдение.

Познание собственной психики посредством самонаблюдения всегда осуществляется в той или иной степени опосредованно через наблюдение внешней деятельности.

Объективное наблюдение должно исходить из единства внутреннего и внешнего, субъективного и объективного. Это самый простой и наиболее распространенный из всех объективных методов в психологии. Научное наблюдение непосредственно соприкасается с житейским наблюдением. Необходимо поэтому прежде всего установить общие основные условия, которым вообще может удовлетворять наблюдение, чтобы быть научным методом.

Первое основное требование - наличие четкой целевой установки.

В соответствии с целью должен быть определен план наблюдения, зафиксированный в схеме. Плановость и систематичность наблюдения составляют самую существенную черту его как научного метода. И если наблюдение исходит из четко осознанной цели, то оно должно приобрести избирательный характер. Наблюдать все вообще в силу многообразия существующего совершенно невозможно. Всякое наблюдение поэтому носит избирательный, частичный характер.

Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается в том, что оно позволяет изучать психические процессы в естественных условиях. Однако объективное наблюдение, сохраняя свое значение, по большей части должно дополняться другими методами исследования. К процедуре наблюдения предъявляются следующие требования:

а) определение задачи и цели;

б) выбор объекта, предмета и ситуации;

в) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации;

г) выбор способа регистрации наблюдаемого (как вести записи);

д) обработка и интерпретация полученной информации.

Основной недостаток метода наблюдения заключается в том, что психологическое состояние, личностные особенности наблюдателя могут влиять на результаты наблюдения. Определенную трудность представляет интерпретация данных.

Наблюдение используется, в первую очередь, когда требуется минимальное вмешательство в естественное поведение, взаимоотношения людей, когда стремятся получить целостную картину происходящего.

Экспериментальный метод - это исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает следующее:

Исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него;

Экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление;

В эксперименте имеется возможность неоднократного воспроизведения результатов;

В результате эксперимент устанавливает допускающие математическую формулировку количественные закономерности.

Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать допустимыми для объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психологического процесса.

Эксперимент как метод возник в области психофизики и психофизиологии и получил широкое распространение в психологии. Но изменился сам характер эксперимента: от изучения соотношения отдельного физического раздражителя и соответствующего ему психического процесса он перешел к изучению закономерностей протекания самих психических процессов в определенных объективных условиях. Против лабораторного эксперимента выдвигались три соображения. Указывалось на искусственность эксперимента, аналитичность и абстрактность.

Своеобразным вариантом эксперимента, представляющим как бы промежуточную форму между наблюдением и экспериментом, является метод так называемого естественного эксперимента . Его основная тенденция - сочетать экспериментальность исследований с естественностью условий. Логика этого метода такова: экспериментальному воздействию подвергаются условия, в которых протекает изучаемая деятельность, сама же деятельность наблюдается в ее естественном протекании. Вместо того, чтобы проводить изучение явлений в лабораторных условиях, исследователи стараются учесть влияние и подобрать естественные условия, соответствующие их целям. Роль естественного эксперимента велика при изучении познавательных возможностей человека на различных возрастных этапах и при выяснении конкретных путей формирования личности.

И наконец, экспериментальный метод включает и эксперимент как средство воздействия, изменения психологии людей. Такая разновидность экспериментального метода называется формирующим экспериментом. Его своеобразие заключается в том, что он одновременно служит и средством исследования, и средством формирования изучаемого явления. Для формирующего эксперимента характерно активное вмешательство исследователя в изучаемые им психические процессы.

Психодиагностические методы . Цель современной психологической диагностики заключается в том, чтобы фиксировать и описывать психологические различия как между людьми, так и между группами людей, объединенных по каким-либо признакам.

В число диагностируемых признаков в зависимости от задач исследования могут входить психологические различия по возрасту, полу, образованию и культуре, по психическим состояниям, психофизическим особенностям и т.п.

Одним из видов психодиагностического метода являются психологические тесты. Английское слово “тест” означает “проба” или “испытание”. Тест - это краткое, стандартизированное испытание, не требующее, как правило, сложных технических приспособлений, поддающееся стандартизации и математической обработке данных. С помощью тестов стремятся выявить определенные способности, навыки, умения (или их отсутствие), наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности.

К числу наиболее распространенных средств познания явлений психологии относятся всевозможные опросы . Цель опроса состоит в получении информации об объективных и субъективных фактах со слов опрашиваемых.

Все разнообразие методов опроса можно свести к двум основным типам: 1) опрос “лицом к лицу” - интервью, проводимое исследователем по определенному плану; 2) заочный опрос - анкеты, предназначенные для самостоятельного заполнения.

В стандартизированном интервью формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Методика нестандартизированного интервью , наоборот, характеризуется полной гибкостью и варьируется в широких пределах. Исследователь, который руководствуется лишь общим планом интервью, имеет право сам в соответствии с конкретной ситуацией формулировать вопросы и изменять порядок пунктов плана.

Анкетирование (заочный опрос) имеет также свою специфику. Считается, что к заочному опросу целесообразнее прибегать в случаях, когда необходимо выяснить отношение людей к острым дискуссионным или интимным вопросам либо опросить большое число людей в сравнительно небольшой срок.

Метод беседы является вспомогательным средством для дополнительного освещения изучаемой проблемы. Беседа должна быть всегда планово организована в соответствии с задачами исследования, но не должна носить шаблонно-стандартный характер.

Метод изучения продуктов деятельности широко используется в исторической психологии, в детской психологии.

Разновидностью методов изучения продуктов деятельности является биографический метод . Материалом здесь служат письма, дневники, биографии, продукты детского творчества, почерки и т.д.

Во многих случаях в психологических исследованиях используется не один, а несколько методов, каждый из которых дополняет другие, раскрывая новые стороны психической деятельности.

К методам психологической коррекции принадлежат: аутотренинг, групповой тренинг, способы терапевтического воздействия.

Современная психология различными путями оказывает воздействие на практическую деятельность людей. Психологическая помощь чаще всего и эффективнее всего оказывается в ситуации не только существующего объективно, но и субъективно переживаемого неблагополучия. Это переживание может быть острым и выражаться в глубоком недовольстве собой, окружающими, жизнью в целом, а иногда и в страдании. В таких случаях требуется оказание не только консультативной, но и психотерапевтической помощи. И здесь необходимо говорить о коррекционных методах работы психолога. В настоящее время психокоррекционные методы - это довольно обширный набор приемов, программ и методов воздействия на поведение людей; включают аутотренинг, групповой тренинг.

Зарождение и внедрение метода аутогенных тренировок связывают с именем немецкого психотерапевта И.Г. Шульца. Благодаря его работам во всех странах аутогенная тренировка получила широкое распространение прежде всего как метод лечения и профилактики различного рода неврозов и функциональных нарушений в организме. В дальнейшем практический опыт показал, что аутогенная тренировка - действенное средство психогигиены и психопрофилактики, а также управления состоянием человека в экстремальных условиях. В аутогенных тренировках используются три основные пути воздействия на состояние нервной системы:

1) выработка умения полностью расслаблять мышцы тела;

2) использование активной роли представлений, чувственных образов;

3) регулирующая и программирующая роль слова, произносимого не только вслух, но и мысленно.

Комплекс упражнений, составляющий суть аутогенных тренировок, и является тем средством, которое не только способствует росту резервных способностей человека, но и постоянно совершенствует деятельность программирующих механизмов мозга.

Под групповым тренингом обычно понимают своеобразные формы обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также формы соответствующей их коррекции. Что касается методов социально-психологического тренинга , то здесь существует множество классификаций, но, по сути, все они выделяют две большие, частично пересекающиеся области - групповые дискуссии и игры. Метод групповой дискуссии используется в основном в форме анализа конкретных ситуаций и в форме группового самоанализа. Среди игровых методов социально-психологического тренинга наиболее широкое значение получил метод ролевых игр.

В настоящее время практика группового тренинга представляет собой бурно развивающуюся отрасль прикладной психологии. Социально-психологический тренинг в нашей стране используется для подготовки специалистов различного профиля: руководителей, учителей, врачей, психологов и т.п. Он применяется для коррекции динамики супружеских конфликтов, улучшения отношений между родителями и детьми и т.п.

Методы обработки данных - это анализ материала; включают в себя количественный (применение математической статистики, обработка данных на ЭВМ) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.

Метод исследования - это, вообще говоря, способ, с помощью которого приобретаются новые знания. Какие экспериментальные методы используются в психологии? Наблюдение, тестирование, опрос, беседа, интервью.

Наблюдение - один из основных эмпирических методов психологического исследования. Он состоит в сознательном, преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений. Цель наблюдения заключается в том, чтобы изучить специфические изменения наблюдаемого объекта в определенных условиях, а также отыскать смысл данного феномена, выявляемый без особых усилий. Существует несколько видов наблюдения, которые отличаются друг от друга способами организации.

  • 1. Включенное наблюдение", наблюдатель оказывается членом группы, которая стала объектом изучения. В этом случае наблюдатель организует жизнь группы, но сам в ней никак не выделяется.
  • 2. Случайное наблюдение , в котором, как в жизни, наблюдатель обнаруживает факт, буквально поражающий его, поскольку в этом факте, как считает исследователь, проявляется главная причина психического процесса, становится явственной его некоторая закономерность.
  • 3. Организованное или систематическое наблюдение, когда специально продумывается план, схема наблюдения за другим человеком и ориентация на его конкретные качества.
  • 4. Хаотичное наблюдение : отсутствует периодичность и систематичность, меняются средства (в том числе технические) и способы наблюдения. Таким видом наблюдения могут быть дневниковые записи.

Итак, наблюдение - это общий термин, который используется для описания любой ситуации, когда наблюдатель регистрирует поведение участников эксперимента. Термин «наблюдение» можно использовать для описания метода сбора данных (т.е. мы наблюдаем, как кто-то делает что-то) или как схему исследований. При попытке дать точное определение этому термину мы автоматически противопоставляем наблюдение экспериментальному исследованию, так как наблюдение не требует манипуляций с независимой переменной. Таким образом, различные виды неэкспериментальных исследований можно классифицировать как наблюдательные. Ниже приводятся наиболее распространенные категории наблюдения.

Контролируемое

наблюдение

Наблюдение за участниками происходит в обстановке, которая до некоторой степени находится под контролем наблюдателя

Естественное наблюдение

Поведение изучается в естественной обстановке. Пример - наблюдение за детьми, играющими па школьном дворе

Активное

и пассивное наблюдение

Наблюдатель принимает участие в деятельности изучаемой группы (активное наблюдение), либо наблюдает извне и старается быть незаметным (пассивное наблюдение)

Структурное наблюдение

Наблюдение упорядочивается по отдельным категориям. Например, событие можно регистрировать каждый раз, когда оно происходит (выборка по событиям), либо регистрировать определенные события, происходящие в данный период времени (выборка по временному интервалу)

Приведу пример из практики своей ученицы Ирины Вольцингерд, которая вела в качестве психотерапевта девочку Лену (имя изменено). Наблюдение бывает внешним и внутренним (самонаблюдение).

Внешнее наблюдение ведет экспериментатор. Он описывает внешность ребенка, его реакции, проблемы: «Лена - 11 лет, пропорционально сложена, худенькая, высокая. В настоящий момент увлекается математикой, посещает математический кружок в МГУ. До этого занималась бальными танцами, но так как она переросла своего партнера и ему не нашли замену, танцы пришлось временно оставить. Лена не очень расстраивается по этому поводу, ссылаясь на то, что у нее и так много уроков, очень много домашних заданий и она от этого устает».

Однако зачем нужны такие наблюдения? Нужно сказать о том, что беспокоит маму Лены. Ее мама вышла замуж вторично. Девочка очень привязалась к отчиму. Но почему-то стала ненавидеть отца и избегать его. Когда отец приходит в школу, она в панике прячется от него. Может ли психолог понять суть проблемы, если он ограничится общими психологическими знаниями или философскими размышлениями? Ясное дело, нет. Для этого важно применить разнообразные психологические приемы.

Вот как описывает экспериментатор первое впечатление от пациентки (мамы Лены): «Уверенность в себе, некоторая надменность, снисходительность по отношению к врачу, убежденность в своей правоте, упрямство. Физическое строение пациентки: среднего роста, пропорционально сложенное тело, полнота. Физическая активность на низком уровне: неразвитость мышечной системы по сравнению с костяком. Мышечное напряжение обнаруживается вокруг плечевого пояса и в основании шеи, также напряжены мышцы спины. Привычная реакция: сжимание губ - можно интерпретировать как “Я лучше знаю!” - проявляется в разговоре, когда пациентка рассказывает о чем-либо, или как сосательный рефлекс».

Психолог обычно ведет запись своих бесед. Экспериментальный метод используется для исследования причинно-следственных связей между психическими явлениями. Можно назвать даже определенные этапы такого метода. Сначала идет формулировка проблемы, затем разрабатывается методика, планируется сам эксперимент. Психолог проводит серию опытов и собирает количественные характеристики. На заключительном этапе данные анализируются, подвергаются математической обработке.

Тестирование - это методу позволяющий исследовать качества личности. Нередко экспериментатор ставит задачи, которые помогают пациенту проявить свои знания, умения, привычки, уровень воспитанности, аккуратность, возможности умственного развития. Тестирование широко применяется при определении профессиональной подготовки и при выявлении способностей человека. С помощью теста можно проникнуть во внутренний мир пациента.

По диагностической направленности различают дифференциально- психометрические тесты (направленные на оценку отдельных параметров познавательных процессов человека), тесты способностей (общих и специальных), тесты достижений. Тесты часто используются в различных областях практической психологии.

Тест в психодиагностике - методика , представляющая собой серию однотипных стандартизированных кратких испытаний, которым подвергается субъект. Сумма полученных результатов переводится в стандартные единицы и является характеристикой уровня измеряемого психологического качества. От других средств диагностики отличается соответствием требованиям валидности, надежности и репрезентативности. Надежность теста - это его «помехоустойчивость», независимость его результатов от действия случайных факторов. Выделяют ретестовую надежность - соответствие результатов двух тестирований одной и той же выборки через некоторый промежуток времени. Соответствие теста измеряемому психологическому качеству называется валидностью теста.

Тесты на умственное развитие. Чрезвычайно объемна категория тестов, предназначенных для определения интеллекта и успешности поведения человека. Интеллектуальный тест Стэнфорда-Бине и поздний текст Векселя на определение детского интеллекта (WISP) использовались для определения специфических аспектов умственного развития детей дошкольного и школьного возраста. В тестах обычно измеряются отдельные параметры человеческого интеллекта - например, вербальные или арифметические навыки. На основании этих тестов технически возможно определить более общий показатель умственного развития (КУР), хотя практическая польза такого определения остается спорной. Расцвет тестов на умственное развитие пришелся на 60-е годы прошлого столетия, когда по их результатам принимались решения, имевшие большое значение для образования и карьеры многих людей. Сейчас подобные решения редко принимаются на основе интеллектуального тестирования, хотя сами тесты стали более совершенными и ориентированными на конкретные навыки.

Приведем описание теста, который психолог использовала в работе с Леной. Психолог предложила девочке нарисовать несуществующее животное. По своему характеру такой тест называется проективным. Лена нарисовала «маленькую лягушенцию». А вот интерпретация психолога:

«Изображенное животное - это отношение к собственной персоне и к своему “Я”, представление о своем положении в мире, как бы сопоставление себя по значимости с этим животным». В данном случае, по мнению психолога, «вредная лягушенция» - представитель самой Лены.

Голова (положение анфас) трактуется как эгоцентризм, т.е. как крайнее проявление эгоизма. Жирная линия подбородка - сильное напряжение в этой части, что можно трактовать как подавление своих эмоций; на рисунке сама «лягушенция» говорит об этом: «А я вредная! Ха-ха-ха!», также напряжение появляется в те моменты, когда Лена хочет сдержать слезы.

Глаза - резкая прорисовка радужки - это символ присущего человеку переживания страха. Ресницы - истероидно-демонстративные манеры поведения. Заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Дополнительные детали - усы: щетинки и два больших уса, направленных вверх, - защита от окружающих. В сочетании с утолщенным нижним контуром головы это защита против насмешек, непризнания, боязнь осуждения. Несущие опорные части фигуры (ноги-лапы) выглядят тонкими и слабыми, хрупкими по отношению к самой фигуре. Соединение ног с корпусом - точно, тщательно. Это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног-лап - конформность (пассивное принятие чужих мнений) суждений, их стандартность, банальность.

Крылья - энергия охвата деятельности, уверенность в себе, «саморас- пространение» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих.

Хвост - повернут влево, символизирует отношение к своим мыслям, решениям, к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная окраска этого отношения выражена направлением хвоста вверх. Сам хвост затемнен, он расположен в той же части человекоподобной фигуры, где можно было бы изобразить сексуальный признак. Вопрос: можно ли трактовать эго как фиксацию на проблеме секса, если учесть, что до этого на рисунках Лены уже было подобие этой фигуры?

Подробное истолкование теста приведено сознательно. Теперь можно сказать и о сути проблемы. Лена, как показал общий опыт психотерапии, подверглась сексуальному насилию со стороны отца. Читатель может изумиться: неужели такое возможно? Психологи знают, что в психологической практике это далеко не редкий случай. По мировой статистике, каждый двадцатый ребенок может подвергнуться тем или иным формам сексуального насилия по стороны близких родственников.

Вполне понятно, что у психолога нет возможности вести с ребенком разговор на эту тему впрямую. Это может не только травмировать девочку, но даже разрушить весь процесс психотерапии. Вот здесь и приходят на помощь разного рода тесты, интервью и другие психологические методы. В данном случае с помощью эксперимента психолог не только сумела раскрыть суть проблемы, но и в общих чертах восстановить картину самого события.

Метод изучения продуктов деятельности (рисунки, лепка из пластилина, выжигание, выпиливание и т.п.) широко используется в детской психологии.

Психологи также имеют на вооружении статистические методы , позволяющие подвергнуть математической обработке результаты наблюдений и измерений. Например, при интервьюировании на улице случайных прохожих. Статистические методы позволяют установить зависимости между наблюдаемыми переменными. Это и дает возможность проследить причинно-следственные связи.

Эксперимент - в психологии один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще и психологического исследования в частности. Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством наблюдателя в ситуацию. В широком смысле психолог-экснериментатор манипулирует некоторыми аспектами ситуации, а затем наблюдает результаты этого воздействия на некий аспект поведения.

Различные виды исследований психических процессов с помощью эксперимента обозначаются как экспериментальная психология. Именно практические опыты сыграли огромную роль в преобразовании психологических знаний. На основе экспериментальных данных психология сделала попытку выделиться из философии и сформироваться как самостоятельная наука.

Еще в середине прошлого века в физиологических лабораториях проводились различного рода опыты. Исследовались элементарные психические функции ощущения, восприятия. Известный психиатр С. С. Корсаков по поводу Вундта заметил, что ему удалось сделать значительный шаг в истории психологии потому, что он был физиологом. У Вундта учились многие специалисты из других стран, которые затем возвращались на родину и там открывали экспериментально-психологические лаборатории.

Экспериментальная психология поначалу изучала обычные психические процессы нормального взрослого человека. При этом широко использовался такой психологический метод, как самонаблюдение. Однако вскоре психологи стали проводить опыты и над животными. Затем в сферу их внимания попали душевнобольные дети. Почти все психологи на стыке веков, сыгравшие значительную роль в развитии своей науки, были экспериментаторами. Первую лабораторию экспериментальной психологии в России создал известный невролог и психиатр В. М. Бехтерев.

Можно назвать три основных категории эксперимента.

1. Лабораторные эксперименты. Главной характеристикой лабораторных экспериментов оказывается способность исследователя контролировать и изменять наблюдаемые переменные. Благодаря этой способности он может устранять многие внешние переменные, которые в ином случае повлияли бы на результат эксперимента. К внешним переменным можно отнести шум, жару или холод, отвлекающие факторы либо характер самих участников эксперимента.

Лабораторный эксперимент имеет свои преимущества. Благодаря способности экспериментатора нейтрализовать воздействие внешних переменных можно установить причинно-следственные связи. В лабораторных условиях у экспериментатора имеется возможность оценить поведение с большей точностью, чем в естественной обстановке. Лаборатория позволяет исследователю упростить сложные ситуации, возникающие в реальной жизни, разбивая их на простые составные части.

Однако лабораторные эксперименты имеют и некоторые недостатки. Лабораторные условия плохо соотносятся с реальной жизнью, поэтому результаты таких экспериментов нельзя экстраполировать на внешний мир. Участники могут реагировать на лабораторную обстановку, либо подстраиваясь иод требования эксперимента (настоятельная характеристика), либо действуя неестественным образом из-за беспокойства о суждениях экспериментатора (предчувствие оценки). Экспериментатору часто приходится вводить в заблуждение участников, чтобы избежать указанных выше искажений при лабораторных исследованиях. Это рождает серьезные вопросы, связанные с этикой подобных исследований.

2. Полевые эксперименты. В этой категории экспериментов искусственная лабораторная установка заменяется более естественной. Участники не знают о своем участии в эксперименте. Вместо того чтобы ждать, пока требуемые условия не возникнут сами но себе, исследователь создает интересующую его ситуацию и смотрит, как люди реагируют на нее. В качестве примера можно привести наблюдение за реакцией прохожих на чрезвычайную ситуацию в зависимости от одежды и внешнего вида «жертвы», т.е. замаскированного экспериментатора.

В пользу таких экспериментов свидетельствует тот факт, что, сосредоточиваясь на поведении в естественной обстановке, экспериментатор укрепляет внешнюю валидность своих открытий. Поскольку субъекты не знают о своем участии в эксперименте, снижается вероятность предчувствия оценки. Экспериментатор сохраняет контроль над независимой переменной и, следовательно, по-прежнему способен устанавливать причинно- следственные отношения. Но вот аргументы против. Поскольку многие манипуляции с независимой переменной имеют довольно тонкую природу, они могут оставаться незамеченными для участников, в то же время тонкие реакции участников могут остаться незамеченными экспериментатором.

По сравнению с лабораторной обстановкой, экспериментатор почти не имеет возможности контролировать воздействие внешних переменных, которые могут нарушить чистоту причинно-следственных отношений. Поскольку участники не знают о своем участии в эксперименте, возникают проблемы этического характера, такие как вторжение в личную жизнь и отсутствие осведомленного согласия.

Примером полевого исследования можно считать изучение американским психологом Э. Эриксоном жизни двух индейских племен - сиу и юроков. Автор писал о том, что в этих племенах детей воспитывают по-разному. Благодаря воспитанию дети сиу вырастали мужественными, физически сильными, спокойными и уверенными в себе, а давление общественного мнения в виде обвинения в постыдных поступках формировало их реальное социальное поведение, но не воздействовало, по выводам Э. Эриксона, на телесные функции и фантазии. То есть индейцы сиу боялись внешнего осуждения, но не внутреннего голоса совести, как это было характерно для их белых врагов. Эриксон сделал также ряд интересных наблюдений о юроках. «Они скупы, жадны, алчны и сварливы; они тратят много сил на то, чтобы избежать загрязнения и дурных поступков. Типичный юрок считает, что ему достаточно сконцентрироваться на мысли о лососе, и он может увидеть, что на самом деле делается в реке. Если расценивать подобное поведение с точки зрения психопатологии, то такого человека следует считать психотиком» .

3. Естественные эксперименты. Эта категория экспериментов считается «настоящей», так как независимая переменная не находится под прямым контролем экспериментатора, и он не может руководить действиями участников на различных стадиях эксперимента. При проведении естественного эксперимента независимая переменная контролируется неким внешним агентом (например, школа или больница), а психолог может изучать лишь полученный результат.

Аргументы за. Поскольку происходит исследование разных реальных жизненных ситуаций, психолог получает возможность изучать проблемы, представляющие общественный интерес, что может иметь важные практические последствия.

Аргументы против. В связи с тем что экспериментатор практически не властен над изучаемыми переменными, установление причинно- следственных связей носит весьма спекулятивный характер. Поскольку на поведение влияют разные факторы, неизвестные или неподконтрольные исследователю, естественные эксперименты крайне трудно повторить в тех же условиях.

Игра как метод. Психологи обращаются также и к игре как психологическому методу. Анна Фрейд подчеркивала, что взрослому трудно осознать, что ребенок не сразу научается отличать игрушки от неигрушек. До

1-2 лет ребенок пытается играть со всеми попадающими в его ноле зрения предметами. Он внезапно обнаруживает нечто в мире, что отличается от его тела и тела матери. Ребенок открывает для себя, что его движения могут изменять нечто в окружающем мире, причем без помощи мамы. Ребенок начинает и сам играть.

Наблюдая за детьми, Анна Фрейд сделала немало открытий, связанных с детской психологией. Она показала, что первая «игра» грудного ребенка - не что иное, как поиск удовольствия при помощи рта, пальцев, поверхности кожи, зрения и т.д. Это удовольствие он ищет либо в собственном теле (аутоэротика), либо в теле матери (во время или после кормления), что для ребенка одно и то же. А. Фрейд отмечала, что заменой материнского или собственного тела становится «переходный объект», обычно какой- нибудь мягкий предмет, например пеленка или подушка, покрывало или игрушечный медвежонок, т.е. первая игрушка, которая заполняется смесью нарциссического и объектного либидо. Пристрастие само собой сдвигается с переходного объекта на другие похожие игрушки, обычно на игрушечных зверей, которые в качестве символических объектов заполнены либидо и агрессией и раскрывают для детской двойственности дальнейшие возможности выражения.

Пристрастие к игрушечным зверям постепенно отходит на второй план и сохраняет свое значение только вечером, в постели, как помощь при засыпании, когда переходный объект в силу своего двойственного заполнения (нарциссического и объектного) выступает посредником при переходе от активного интереса к внешнему миру к погружению в сон.

Анна Фрейд показывает также, как можно, используя наблюдение за игрой детей, раскрывать проблемы психологического развития ребенка .

Психологи обращаются к игре как феномену не только для изучения психологии ребенка. Лучше всего об этом рассказано в книгах американского психотерапевта и психолога Эрика Бёрна (1910-1970) «Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений» и «Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы». Пересказывать эти работы - дело неблагодарное. Они чрезвычайно занимательны и популярны.

Берн предложил своеобразное истолкование человеческой психики, которая, по его мнению, имеет особую структуру. В ней можно проследить определенные переживания, которые характерны для ребенка до шести лет. Бёрн назвал эту часть структуры психики «Ребенок». Вторая часть психики - «Родитель». Это закрепившиеся в нашем мировосприятии родительские ценности, традиции, нормы поведения. Наконец, в психике можно выделить и ту сферу, где человек самостоятельно воспринимает мир. Это у Бёрна называется «Взрослый». Итак, каждый человек имеет свой жизненный сценарий, общие контуры которого намечаются в ранние детские годы.

Бёрн разработал свой метод анализа психических процессов - трансактный анализ. По мнению исследователя, вступая во взаимодействие, человек неизбежно демонстрирует три основных состояния. Я выхожу из-за стола и приближаюсь к своей пациентке. «Как дела, Марина?» - спрашиваю. Она отвечает беспечно: «Прекрасно». Собственно говоря, мы собрались для серьезной беседы, я как раз собирался подвергнуть пациентку суровому испытанию. Она явно не готова к эксперименту. Ее «прекрасно» звучит легкомысленно. Это голос Ребенка...

Ребенок несет в себе комплексы, связанные с ранними впечатлениями и переживаниями. Психологи различают Ребенка «естественного» и «адаптированного». Естественный Ребенок отличается склонностью к веселью, активному движению, фантазии, импульсивности и раскованности. Один из моих пациентов хмуро жалуется на то, что ему трудно общаться с женщинами. «Ну и что, - говорю я беспечно, - у меня то же самое». Глаза моего собеседника вспыхивают неподдельным восторгом: «Правда? Вы тоже?» Но бывает еще и адаптированный Ребенок. Он выступает в таких разновидностях, как «бунтующий» (против Родителя), «соглашающийся» и «отчуждающий».

Теперь иной персонаж - Родитель. Он раскрывается в таких проявлениях, как контроль, запреты, идеальные требования, догмы, санкции, забота, могущество. Я внимательно смотрю на свою пациентку. Мне откровенно не нравится, что она не готова сегодня к серьезной работе. На мой вопрос она ответила как Ребенок. Меня это не устраивает, и я делаю ей замечание. Во мне говорит Родитель.

Родитель содержит в себе нормы и предписания, некритически усваиваемые индивидом как в детстве, так и на протяжении всей жизни. Именно они диктуют ему линию поведения. Многие автоматические, стандартные формы поведения сложились у Родителя в результате подсознательного желания не рассчитывать каждый шаг. Родитель может быть «заботящийся». Вот я сейчас, во время сеанса, пытаюсь дать советы своей пациентке. Я осуществляю опеку, психологическую поддержку. Но чаще Родитель - это олицетворение запретов и санкций. Вот молодая мамаша вывела своего ребенка гулять. «Если будешь так себя вести, - назидательно говорит она, - больше на прогулку не пойдешь». Неужели мама и в самом деле лишит свое чадо свежего воздуха? Нет, конечно, это она демонстрирует свою деспотическую волю и власть.

Теперь о Взрослом. Это состояние проявляется в независимости, разумности, возможности трезво оценить ситуацию. Я усаживаюсь возле своего пациента и предлагаю ему еще раз подумать над принятым решением. Мой собеседник убежден, что жизнь кончена. Он вынашивает планы самоубийства. Я обращаюсь к его способности размышлять. Неужели случившееся выглядит такой трагедией? Попробуем преодолеть узость взгляда на проблему.

Психологи нередко используют игру для анализа психологических состояний. Вот, например, игра под названием «Скандал». Классический вариант этой игры разыгрывается между деспотичным отцом и дочерью- подростком. Отец пришел с работы и вступает в контакт с чадом. Кто-то в шутку сказал: «Нельзя грубить девочке, она может ответить». Итак, отец и дочь постепенно втягиваются в ссору.

Можно назвать три возможных финала. Отец уходит в свою комнату, хлопнув дверыо. Дочь идет к себе, дверь участвует в том же качестве. Наконец, оба уходят в собственные комнаты и снова не без участия двери. Так обычно разрешается конфликт между отцом и дочерью. Это житейская игра. Они могут жить под одной крышей только в том случае, если есть возможность сорвать злобу и хлопнуть дверью.

«В испорченных семьях игра может принять мрачную и отталкивающую форму, - пишет Берн, - отец поджидает дочь, ушедшую на свидание, чтобы после возвращения тщательно ее осмотреть, ее одежду и убедиться в том, что она осталась невинной. Малейшее подозрительное обстоятельство нередко вызывает ужасный скандал, в результате которого дочь могут выгнать из дома среди ночи. В конце концов события развиваются в худшем для семьи направлении и подозрения отца оправдываются. Тогда он устраивает скандал и выкладывает все матери, которая беспомощно наблюдала за развитием событий» .

Многообразные игровые ситуации используются в психологии для выявления общих закономерностей поведения. Не будь огромного эмпирического материала, психология вряд ли смогла бы претендовать на собственный статус. В этом принципиальное отличие психологии от философии. Многие выводы психология сделала не в результате теоретического предположения или размышления. Она представляет свои открытия в виде обобщения огромной психотерапевтической практики.

Современная психология как наука пытается выработать более точные способы получения достоверных знаний о свойствах и качествах человека. Отсюда стремление создать новые методы. Большой популярностью пользуются разного рода опросники , анкеты и направленные интервью , т.е. специальные приемы, позволяющие получить достоверные данные об отдельных качествах сознания человека. Все методы получения психологического знания основываются на том, что наблюдатель или исследователь ставит перед собой задачу выявить то или иное качество человека, создает для этого условия и выделяет это качество, фиксируя его как свойство психического, свойство сознания

Психологическое исследование включает следующие этапы:

1) формулировку проблемы;

2) выдвижение гипотезы;

3) проверку гипотезы;

4) интерпретацию результатов проверки.

В основном о методах психологии говорят в связи с третьим этапом - проверкой гипотезы.

Под методом следует понимать способ организации деятельности. В широком смысле к способам относятся и самые общие принципы, и вполне конкретные приемы обращения с тем или иным предметом.

В психологии для подтверждения или опровержения правомерности гипотезы используются следующие методы: наблюдение, эксперимент, беседа, психодиагностическое исследование.

Наблюдение.

Один из наиболее типичных способов работы исследователя - слежение за объектом (человеком, группой) в ожидании, когда интересующие исследователя явления проявятся таким образом, что их можно будет зафиксировать и описать.

Способ работы, при котором исследователь, не вмешиваясь в события, лишь отслеживает их изменение, называется наблюдением. Наблюдение является одним из основных методов психологического исследования на этапе получения эмпирических данных. Невмешательство исследователя является наиболее важной характеристикой метода. Однако этот принцип определяет как достоинства, так и недостатки метода наблюдения.

Достоинством метода является то, что объект наблюдения, в основном, не ощущает себя таковым (т.е. не знает, что за ним наблюдают) и в обычных для него ситуациях - на работе, на уроке, в игре и др. ведет себя естественно.

Недостатками метода являются:

Во-первых, исследователь в какой-то мере может предвидеть, что в ситуации, которую он наблюдает, могут происходить некоторые изменения, но он не в состоянии их контролировать. Влияние неконтролируемых факторов существенно может менять общую картину, в которой зачастую теряется та гипотетическая связь между явлениями, обнаружение которой составляет цель исследования;

Во-вторых, исследователь по различным причинам не может зафиксировать все изменения ситуации и выделяет те, которые считает для себя наиболее важными. Что именно выделяется и как оценивается, зависит от субъективных факторов исследователя;

В-третьих, исследователь, стремясь найти подтверждение своей гипотезы, может бессознательно игнорировать противоречащие ей факты.

Чтобы избежать подобной субъективности, наблюдение проводится не одним, а несколькими исследователями, ведущими независимые протоколы, применяются технические средства (аудио- и видеотехники), составляются специальные шкалы оценки поведения объекта (с обоснованием критериев оценки) и др.

Эксперимент.

Эксперимент отличается от наблюдения тем, что предполагает организацию ситуации исследования, что позволяет осуществлять то, что невозможно в наблюдении - относительно полный контроль переменных.


Под переменной понимается любая реальность, которая может изменяться в экспериментальной ситуации. Если в наблюдении исследователь не в состоянии часто даже предвидеть изменения, то в эксперименте эти изменения возможно планировать. Манипулирование переменными - одно из важных преимуществ экспериментатора перед наблюдателем.

Если исследователя интересует какая-либо связь явлений между собой, то в эксперименте можно, создав определенную ситуацию, внести новый элемент и определить, возникнет ли то изменение в ситуации, которого исследователь ожидает как следствие произведенного им изменения; в наблюдении исследователь вынужден ждать возникновения изменения, которое может и не наступить.

Переменная, которую изменяет исследователь в эксперименте, называется независимой переменной, а переменная, изменяющаяся при действии независимой переменной, называется зависимой.

Гипотеза, проверяемая в эксперименте, формулируется как предполагаемая связь между независимой и зависимой переменной; для проверки ее исследователь должен ввести независимую переменную и выяснить, что будет происходить с зависимой. Но для того, чтобы делать вывод о правомерности исходной гипотезы, необходимо контролировать и другие переменные, которые косвенно могут оказывать влияние на зависимую переменную. Контроль переменных (если не всех, то многих) эксперимент позволяет осуществить.

Эксперимент бывает четырех видов : лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий.

Недостатком метода является тот факт, что трудно организовать экспериментальное исследование таким образом, чтобы испытуемый не знал о том, что является таковым. Поэтому у испытуемого возможно появление скованности, сознательной или бессознательной тревоги, боязни оценки и прочее.

Беседа.

Беседа предусматривает выявление интересующих исследователя связей на основе эмпирических данных, полученных в реальном двухстороннем общении с испытуемым. Однако при проведении беседы перед исследователем встает ряд трудно разрешимых проблем, касающихся откровенности испытуемого, его отношения к исследователю.

При недостаточном психологическом контакте с исследователем у испытуемого может возникнуть боязнь «потерять лицо», подозрительность, недоверие и стремление уйти из ситуации с помощью стандартных, стереотипных ответов, которые, по мнению испытуемого, соответствуют принятым нормам.

Наоборот, при хорошем отношении к исследователю у испытуемого может появиться бессознательное стремление угодить ему, «порадовать» ожидаемым ответом. Сам же исследователь, как и в ситуации наблюдения, не свободен от субъективности: в ходе живого общения с испытуемым бывает трудно абстрагироваться от личностного отношения к нему, что может привести к соответствующим последствиям.

Успех беседы зависит от квалификации исследователя, предполагающей умение установить контакт с испытуемым, дать ему возможность максимально свободно выражать свои мысли и «отделять» личные отношения от содержания беседы.

Некоторые ведущие психологи мира использовали беседу как один из основных методов в своей практической деятельности («клиническая беседа» Ж. Пиаже , «психоаналитическая беседа» З. Фрейда).

Психодиагностика - метод психологического исследования.

На основе психодиагностического исследования проверяются, как правило, гипотезы о зависимостях между различными психологическими характеристиками. Выявив их особенности у достаточного количества испытуемых, появляется возможность на основании соответствующих математических процедур установить их взаимосвязь. В этих целях используются психодиагностические методы, которые позволяют выявлять и измерять индивидуальные особенности.

Требования к психодиагностическому исследованию те же, что к эксперименту - контроль переменных.

В некоторых случаях наблюдение и психодиагностика входят составной частью в эксперимент. Естественно, что во время эксперимента за испытуемым наблюдают, что изменение его состояния может регистрироваться средствами психодиагностики. Однако как метод исследования ни наблюдение, ни психодиагностика в данном случае не выступают.

Психодиагностика, кроме того, является самостоятельной областью психологии, и в этом случае исследователь ориентируется не на исследование, а на обследование. Психодиагностика как область психологии ориентирована на измерение индивидуально-психологических особенностей личности. Психодиагностика - это наука и практика постановки психологического диагноза.

Современная психодиагностика используется в таких практических областях, как:

1) здравоохранение;

2) расстановка кадров, подбор и профориентация;

3) прогнозирование социального поведения, например, стабильности брака, законопослушности;

4) консультативная психотерапевтическая помощь;

5) образование;

6) судебная психолого-психиатрическая экспертиза;

7) прогнозирование психологических последствий изменения среды;

8) психология личности и межличностных отношений.

Широкое использование психодиагностики отмечается в консультативной и психотерапевтической практике. По своим целям консультативное и психотерапевтическое вмешательство совпадает с тем, которое используется при лечении больных - избавление человека от страданий и ликвидация причин, его вызвавших.

В какой бы форме не осуществлялась психологическая помощь - в форме психологического консультирования или в форме немедицинской психотерапии - она базируется на глубоком проникновении в личность обратившегося за помощью, в его чувства, переживания, ус-тановки, картину мира, структуру взаимоотношений с окружающими. Для такого проникновения могут использоваться специальные психодиагностические методы.

Основными методами психодиагностики являются тестирование и опрос, методическим воплощением которых являются, соответственно, тесты и опросники , которые называются методиками.

Методики обладают следующими особенностями :

1) они позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки;

2) они представляют информацию не вообще о человеке, а прицельно о тех или иных его особенностях (интеллекте, тревожности и т.д.);

3) информация поступает в виде, позволяющем дать качественное и количественное сравнение индивида с другими людьми;

4) информация, полученная с помощью психодиагностических методик, полезна с точки зрения выбора средств вмешательства, прогноза его эффективности, а также прогноза развития, общения, эффективности той или иной деятельности индивида.

Тестирование.

Тестирование предполагает, что обследуемый выполняет заданную деятельность (это может быть решение задач, рисование, рассказ по картине и др.), т.е. проходит определенное испытание. На основании результатов испытаний исследователь делает выводы о наличии, особенностях, уровне развития тех или иных свойств у испытуемого. Отдельные тесты представляют стандартные наборы заданий и материала, с которым работает испытуемый; стандартной является процедура предъявления заданий и процедура оценки результатов.

Тесты весьма разнообразны. Существуют тесты вербальные (словесные) и невербальные (рисунчатые). Обычно выделяют две группы тестов - стандартизированные и проективные.

Тест, ориентированный на оценку, называется стандартизированным тестом.

Среди стандартизированных тестов наиболее распространены:

а) тесты интеллекта ;

б) тесты специальных способностей . О специальных способностях можно говорить в двух планах :

Как о способностях в какой-либо области психической деятельности (перцептивные способности - способности в области восприятия;

Способности в области памяти;

Способности к логическому мышлению) либо как о способностях к определенному виду деятельности (лингвистические, музыкальные, способности к управленческой деятельности, педагогические и т.п.);

в) тесты креативности , предназначенные для измерения творческих способностей.

Однако есть тесты, ориентированные на иное: они выявляют не оценочные показатели (как, например, уровень развития какого-либо свойства), а качественные особенности личности, не оцениваемые по какому-либо критерию. Иными словами, ответы испытуемого не оцениваются как правильные или неправильные, а показатели - как высокие или низкие. К этой группе тестов относятся проективные тесты.

Проективные тесты основаны на том, что в разнообразных проявлениях индивида, будь-то творчество, интерпретация событий, высказывания и т.д., воплощается его личность, в том числе скрытые, неосознаваемые побуждения, стремления, конфликты, переживания. Материал, который предъявляется обследуемым, может толковаться ими разнообразными способами.

Главным оказывается не объективное его содержание, а субъективный смысл, то отношение, которое он вызывает у обследуемого. Ответные действия обследуемых не толкуются как правильные или неправильные. Они составляют для диагноста ценность как таковые, как индивидуальные проявления, позволяющие делать выводы о личностных особенностях.

Опросники.

Опросниками называют методики, материал которых представляют вопросы, на которые обследуемый должен ответить, либо утверждения, с которыми он должен или согласиться или не согласиться.

Ответы даются либо в свободной форме (опросники «открытого типа») или выбираются из вариантов, предлагаемых в опроснике (опросники «закрытого типа»).

Различают опросники-анкеты и личностные опросники.

Опросники-анкеты предполагают возможность получения информации об обследуемом, не отражающей непосредственно его личностные особенности. Таковыми могут быть биографические опросники, опросники интересов и установок (например, опросник, выявляющий предпочтительный выбор из перечня профессий, или опросник, выявляющий установку-отношение к определенной социальной группе).

Личностные опросники предназначены для измерения личностных особенностей.

Среди них выделяют несколько групп:

а) типологические опросники разрабатываются на основе определения типов личности и позволяют отнести обследуемых к тому или иному типу, отличающемуся качественно своеобразными проявлениями;

б) опросники черт личности, измеряющие выраженность черт - устойчивых личностных признаков: мотивов, ценностей, установок, интересов.

Анализ методов психологического исследования показывает, что они не являются изолированными и могут входить составной частью один в другой.