Конспект занятия Перелетные птицы.docx - Конспект непосредственно - образовательной деятельности "Перелетные птицы". План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему: конспект занятия Перелетные птицы

Конспект занятия. Тема: «Поговорим о птицах»

Конспект предназначен для воспитателей ДОУ.
Цели занятия:
углубить и расширить знания детей о птицах;
объяснить причину перелетов птиц;
учить отличать птиц от других животных;
обогащать и активизировать речь детей;
Воспитывать доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям, желание помогать птицам в трудный для них период.
Предварительная работа:
наблюдение за птицами на прогулке;
рассматривание иллюстрации с птицами;
разучивание подвижной игры «Птицелов»;
загадывание загадок
чтение художественной литературы о птицах.

Ход занятия:

Ребята, отгадайте, о ком пойдет речь сегодня на занятии.
Загадывание загадки:
«Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом
Если крыльями взмахнём, будем в небе голубом.
Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.
Нас зимой вы подкормите.
Дети, кто мы? назовите». (птицы)
- Каких птиц знаете? (дети по очереди называют по одной птице)
- Молодцы, много птиц знаете. Значит, вам не трудно будет отгадать мои загадки.
1. Как бы мне пошла корона! -
Важно каркнула (Ворона)

2. Кто без нот и без свирели
лучше всех наводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей)

3. Хочет - прямо полетит,
Хочет - в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поёт, поёт.(Жаворонок)

4. Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло. (Сова).

5. Стучу - голова болит,
А не стучу - голодный. (Дятел).

6. Живёт в лесу,
Ухает как разбойник,
Люди его боятся,
А он людей боится. (Филин).

7. Всё время стучит,
Деревья долбит,
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)

8.Пёстренькая птичка
В чужое гнездо снесла яичко. (Кукушка).

9. Летом за пахарем ходят,
А под зиму с криком уходят. (Грачи).

10. На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад -
Ищет в речке лягушат.
На носу повисла капля.
Узнаёте? Это... (Цапля).

11. И петь не поёт,
И летать не летает,
За что же тогда
Его птицей считают? (Страус).

12. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?.. (Соловей).

13. Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)

А что произойдёт, если у нас не будет птиц?(ответы детей)
- Что мы можем сделать, чтобы птицы не исчезли? Как мы можем им помочь?(построить скворечники, сделать кормушки и т.п.)
Чтоб от вредных насекомых
Сады цветущие не гибли зря
Всегда, в любое время года
Берегите всяких птиц, друзья.

С наступлением холодов осенью начинается перелет птиц, вот как об этом написано в стихотворении Е.Благининой:
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели, улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел,
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
Лист качается узорный,
В синей луже на воде.
Ходят грач с грачихой черные
В огороде, по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи,
Улетают, улетели, улетели и грачи.
- Ребята, о каких птицах это стихотворение? (о перелетных)
- Первыми улетают от нас быстрокрылые птицы. Это стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки. Они улетают в конце августа, т.к. пропадают многие насекомые. Эти птицы питаются насекомыми, они называются насекомоядными.
- В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружились они над родным болотом, собрались в косяки, потянулись в дальние теплые страны. Впереди летит самый сильный – вожак. Позднее всех улетают дикие гуси и утки – когда замерзают реки и озера. Эти птицы называются водоплавающие.
- Давайте попробуем полетать, как птички
Физминутка.
Летели птички
Собой невелички.
Как они летели
Все люди глядели.
Как они садились
Все люди дивились.
Сели, посидели,
Взвились, полетели
Песенки запели.
- А когда вернутся птицы? (весной)
- Поиграем в игру «Прилетели птицы!» и узнаем, какие птицы прилетят к нам весной. Я буду читать стихотворение, а вы внимательно слушайте и, если услышите слово, называющее не птицу, то нужно захлопать в ладоши.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
(дети хлопают, мухи)
А мухи – это кто? (насекомые)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Аисты, вороны,
Галки, макароны! (дети хлопают, макароны)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Сойки и ужи. (дети хлопают, ужи)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чайки, пеликаны,
Майки и орланы.
Голуби, синицы,
Цапли, соловьи,
Окуни и воробьи. (дети хлопают, окуни -рыба)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы.(дети хлопают, корова - зверь)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи
Комары, кукушки… (дети хлопают, комары - насекомые)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди, скворцы…
Все вы молодцы!

Птица-это прекрасное создание природы. Про птиц слагают много песен, стихов, легенд, сказок.
- Ребята, а какие вы знаете сказки, где встречаются птицы?(ответы детей, воспитатель дополняет)
- Я предлагаю поиграть в подвижную игру «Птицелов».
Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят:
В лесу, во лесочке,
На зеленом дубочке,
Птички весело поют.
Ой! Птицелов идет!
Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока.
Играющий становится птицеловом. Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.
- Не все птицы улетают, есть те, которые остаются с нами зимовать. Как они называются? (зимующие, оседлые)
-Каких вы знаете зимующих птиц? (перечислят зимующих птиц нашего края).
- А почему говорят, что зима трудное время для птиц? (ответы детей)
- Как можно проявить о них заботу зимой? (ответы детей)
- Что можно использовать в качестве корма для птиц зимой? (ответы детей)
- Действительно, зима – трудное время для птиц, особенно если она морозная и многоснежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом. Нужно поддержать птиц, сделать для них кормушки и не забывать приносить в них корм. Это очень полезное дело.
Релаксация.
- Полетели птицы. Летят, крыльями машут (дети поднимают руки вверх, вниз)
- Ветер поднялся, все труднее птицам лететь!
- Дождь крылья намочил, тяжелые стали крылья (дети медленно поднимают руки)
- Очень трудно птицам.
- Но наши птицы сильнее могучего ветра, сильнее холодного дождя.
- Утих ветер, сдался. Выглянуло солнышко. Опускаются уставшие птицы на землю. Устраивается стая на отдых (дети ложатся на живот, руки в стороны)
- Так устали наши птички, что не пошевелиться им!
- Согрелись наши птички. Высохли перышки.
- Крылья отдыхают. Согрело солнышко крылья, стали они теплыми.
- Ножки отдыхают. Солнышко и ножки согрело, стали ножки теплыми.
- Спинки отдыхают. И спинки согрелись, стали теплыми.
- Головки согрелись, и они теплыми стали.
- Так хорошо нашим птичкам отдыхать.
- Спасибо, вы сегодня хорошо поработали. Некоторые ребята со своими родителями и мы с вами тоже изготовили кормушки. И сейчас мы вместе выйдем на улицу и повесим их на дерево, а вы пообещайте, что каждый день будете выносить пищу и наблюдать, какие птицы прилетают к вашим кормушкам.

Марина Валеева
Конспект познавательного занятия «Перелетные птицы»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

в подготовительной группе

Тема : «Перелетные птицы »

Воспитатель :М. В. Валеева.

Цели занятия :

Закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах ;

Закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих , на основе связи между характером корма и способом его добывания;

Активизировать словарь детей (перелётные , насекомоядные, зерноядные, водоплавающие, клином, дугой);

Развивать связную речь, зрительную память, внимание;

Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.

Оборудование : демонстрационные картинки «Перелётные птицы » , иллюстрации видов перелета птиц , аудиозапись «Голоса птиц » , мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель. Ребята послушайте стихотворение «Летят перелётные птицы » Ирис Ревю

Осенним днем иду в поля, желаю

Побыть с природой вновь наедине.

Вот птиц горластых улетают стаи,

Они, друзья, не вспомнят обо мне.

Они летят туда, где жарко,

И где цветы душисты и пестры,

Где мать-природа просто, без утайки,

Раскинула зелёные ковры.

Они летят – не скажут слов прощания,

Не улыбнутся родине своей.

Они летят, но знают - возвратятся,

И машут мне приветливо : «Эгей!»

Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении? Куда же это все птицы улетают ? Как называются птицы , которые улетают в теплые края? (перелетные )

И сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах .

2. Вос-ль : как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью (потому что становится холодно, нечего кушать) .

Вос-ль : Правильно. Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают : или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми , им зимой нечем будет прокормиться и поэтому насекомоядные птицы улетают в теплые края, где много насекомых.

А как отличить насекомоядных птиц вы знаете ? По клюву : он прямой, удлинённый, заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Посмотрите на фотографии. Вот скворец, ласточка, стриж, кукушка, иволга, соловей, трясогузка. Это насекомоядные птицы . Они улетают самыми первыми.

Затем улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете. Рассмотрите на картинке овсянку, чижа, зяблика.

Позже всех улетают водоплавающие птицы - дикие утки и гуси , лебеди (рассмотреть фотографии птиц ) . Они собираются в путь, когда замерзают водоёмы.

Перелётных птиц много , но нам редко удаётся увидеть, как, собравшись в стаи, они улетают. Они летят в основном ночью : так безопаснее. Ориентируются птицы в полете по звездам . А знаете вы, что во время перелёта многие птицы придерживаются строгого порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой : журавли летят клином, гуси и цапли – шеренгой, крылом к крылу, утки выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие мелкие птички порядка не любят : летят стайками. А кукушки, орлы, ястребы, грифы и соколы летят в одиночку.

Весной перелётные птицы возвращаются к нам обратно.

Физкультурная минутка

Подвижная игра «Улетает, не улетает» (аудиозапись «Голоса птиц » ).

Воспитатель перечисляет названия птиц , а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы . Если услышат зимующую птицу или домашнюю – дети останавливаются.

Вос-ль : Молодцы,а теперь поиграем в игру «У КОГО - КТО?» (с мячом) . (Дети должны правильно назвать птенцов.)

У кукушки – кукушонок, кукушата.

У журавля - журавленок, журавлята.

У скворца - скворчонок, скворчата.

У лебедя - лебеденок, лебедята.

У грача - грачонок, грачата.

У утки - утенок, утята.

У аиста – аистенок, аистята.

У гуся – гусенок, гусята.

Игра на зрительную память и внимание «Кто улетел?»

Воспитатель прикрепляет на доску 5-6 изображений перелётных птиц и предлагает детям назвать всех птиц . Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы . Дети называют улетевшую птицу .

3. Итог. Вос-ль : О каких птицах мы беседовали ? перелетных )

Вос-ль : Что нового узнали о перелетных птицах ? (совершают перелет различными способами.)

Вос-ль : Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам (Ориентируются по звездам.)

Вос-ль : Мне понравилось как вы работали на занятии . Внимательно слушали и отвечали на мои вопросы. Молодцы!

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Л]. Форма: индивидуальное занятие. Лексическая тема: «Перелетные птицы». Цели:.

Конспект открытого комплексного занятия для детей средней группы «Перелетные птицы» Цель: ознакомление дошкольников с окружающим миром природы. Программное содержание: Образовательные задачи: - продолжать знакомить детей.

Конспект занятия во второй младшей группе «Перелетные птицы» Цель: Расширение и закрепление представление детей о перелетных птицах, о видах гнезд,их внешнем виде, образе жизни. Задачи:дать сведение.

Тема: «Осень золотая! Перелетные птицы" Цель: продолжать учить наблюдать за изменениями в природе, описывать осень по картинке, находить.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи Тема: «Перелетные птицы»Программные.

тема: «Перелетные птицы»

Цели:

1. Познакомить детей с понятиями: лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».
2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.
3. Упражнять детей:
- в образовании сложных прилагательных;
- в составлении сложноподчиненных предложений.
4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Оборудование: Иллюстрации перелетных птиц (презентация), аудиозапись голосов и пения птиц.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.

Ход занятия:

1.Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева:

Скучная картина! Тучи без конца,

Дождик так и льется, Лужи у крыльца,

Чахлая рябина мокнет под окном;

Смотрит деревушка сереньким пятном.

Что ты рано в гости, Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце Света и тепла.

Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/

Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/.

А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/.

Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок/.

Отгадайте, пожалуйста, загадки:

1. Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Кто же это? (соловей)

Послушайте как поет соловей. (аудиозапись)

2. Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда. /Кукушка/

Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. /аудиозапись/.

Отгадайте следующую загадку.

3. Под крышей я леплю гнездо,

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину. /Ласточка/ /включается аудиозапись/

4. Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту за лягушками к болоту. /Аист/ /аудиозапись/

Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным.

Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.

Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/.

У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/

Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/.

А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли. Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Физминутка «Птицы»

/загибаются пальцы обеих рук/ Пой–ка, подпевай-ка, Десять птичек – стайка, Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, Сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель, Эта птичка – скворушка, Серенькое перышко. Эта – зяблик, Эта – стриж, Эта – развеселый чиж. Ну а эта – злой орлан, Птички, птички, по домам. /руки за спину/

Упражнение «Отгадай и присядь»

Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Упражнение «Скажи одним словом»

Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом. У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/. У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/. У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/. Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/. У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/. У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/. Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/. Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/. Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др. Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

Анализ занятия:

Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?

О каких новых перелетных птицах вы узнали?

Что интересного мы узнали о кукушке?

Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы! Самым активным ребятам я даю призы (открытки, календари, книги о птицах.)