Консульские работники обладающие консульским иммунитетом. Иммунитеты и привилегии дипломатических и консульских учреждений. Правовой статус почетных консулов

консул международный право

Привилегиями и иммунитетами консулов в международном праве являются "льготы и преимущества, предоставляемые государством пребывания консульским службам, консульским должностным лицам и сотрудникам консульских учреждений в целях обеспечения беспрепятственного осуществления ими своих обязанностей". Привилегии консульских учреждений и его сотрудников закрепляются в двусторонних или многосторонних консульских конвенциях, также могут быть определены местными обычаями и законами.

Привилегии и иммунитеты консульского учреждения определены Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. В документе предусмотрена обязанность властей государства пребывания предоставить все возможности для выполнения консульским учреждением своих функций (ст. 28), а также оказывать ему содействие в приобретении необходимых помещений или в подыскании помещений иным путем (ст.30).

Одной из главных привилегий является право помещать на здании консульского учреждения флаг и герб своей страны и название консульства на двух языках (представляемого государства и государства пребывания).

Существует неприкосновенность консульских помещений, где власти страны пребывания не имеют права вступать в консульские помещения без согласия консула. Также страна пребывания обязана принимать все необходимые меры для защиты консульских помещений и предотвращать любые нарушения спокойствия консульского учреждения.

Ещё одной привилегией консульского учреждения является право сношения со своим правительством, дипломатическим представительством и консульствами своей страны, где бы они ни находились, что означает свободу от всякого вмешательства и цензуры со стороны страны пребывания.

Консульская корреспонденция может содержать информацию, относящуюся к деятельности правительства представляемой страны и её органов, поэтому принцип её неприкосновенности поддерживается внутригосударственными актами и закреплена в ст.35 Венской конвенции о консульских сношениях 1963г., но с некоторой оговоркой: "Консульская вализа не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Однако в случаях, когда власти страны пребывания имеют серьезные доказательства, что в вализе содержится что-либо другое помимо корреспонденции или документов, дозволенных к провозу, они могут потребовать, чтобы данная вализа была вскрыта в их присутствии уполномоченным представителем представляемого государства. В случае, если уполномоченный представляемого государства откажется выполнить это требование, то вализа возвращается в место отправления".

Правом неприкосновенности пользуются архивы консульского учреждения в любое время и независимо от их местонахождения. Данное положение является общепризнанным в международном праве и закреплено как в международных консульских соглашениях, так и во внутригосударственных актах многих стран мира.

Консульским службам предоставлены налоговые и таможенные льготы. Все консульские помещения, если они находятся в собственности или арендуются от имени представляемой страны, освобождаются от всех налогов и сборов любого вида, за исключением уплаты за конкретные виды обслуживания. Это положение распространяется и на движимое имущество, являющееся собственностью представляемого государства или находящееся в его владении или пользовании для консульских целей.

Привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц определены Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. Основным из них является личная неприкосновенность. Конвенция налагает на страну пребывания обязанность относиться к консульским должностным лицам с должным уважением и не допускать каких-либо посягательств на их личность, свободу и достоинство (ст.40). В случае ареста, предварительного заключения какого-либо работника консульского персонала или возбуждения против него уголовного дела страна пребывания должна немедленно уведомить об этом главу консульского учреждения. Если обвинение предъявлено главе консульского учреждения, государство пребывания должно незамедлительно сообщить об этом представляемому государству через дипломатические каналы.

Иммунитет от юрисдикции. В соответствии с положениями Венской конвенции консульские должностные лица и служащие не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении служебных функций (ст.43).

Сотрудники консульской службы могут вызываться в суд для дачи свидетельских показаний, но если они отказываются давать показания, к ним не могут применяться никакие меры принуждения. Консульские должностные лица и сотрудники консульства не обязаны давать свидетельские показания по вопросам, связанным с выполнением ими своих функций, или предъявлять относящуюся к их функциям официальную корреспонденцию и документы. Свидетельские показания берутся таким образом, чтобы не мешать работе консульства.

Налоговые и таможенные льготы. Венская конвенция освобождает консульских должностных лиц и консульских служащих, а также членов их семей, проживающих вместе с ними, от всех государственных и местных налогов и сборов, включая налоги на заработную плату и на принадлежащее им движимое имущество. Из этого правила делаются исключения в отношении косвенных налогов, сборов и налогов на частное недвижимое имущество, находящееся на территории государства пребывания, налогов и сборов на частный доход, источник которого находится в государстве пребывания, и некоторых других налогов и сборов.

Консульские должностные лица и консульские сотрудники освобождаются от таможенных пошлин, налогов и сборов на предметы, предназначенные для личного пользования (личный багаж, предметы обстановки и мебель). Кроме того, личный багаж консульского должностного лица, который следует вместе с ним, освобождается от таможенного досмотра.

Иммунитеты и привилегии консулов прекращают свое действие, когда прекращаются функции работника консульского учреждения. До этого момента они продолжают действовать, даже в случае вооруженного конфликта.

В Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. уточняется, что если консульское должностное лицо или консульский служащий совершил действия при выполнении своих функций, иммунитет от юрисдикции продолжает действовать без ограничения (ст.53, п.4). Иммунитеты членов семей сотрудников консульств такие же.

Сотрудники дипломатического представительства пользуются определенными привилегиями и иммунитетами. Иммунитет - это изъятие из-под административной, уголовной и гражданской юрисдикции государства пребывания. Привилегии - это льготы, преимущества, которые рядовым иностранцам не предоставляются. Иммунитеты и привилегии в полном объеме предоставляются членам дипломатического персонала и членам их семей.

Иммунитеты и привилегии согласно преамбуле Венской конвенции о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.) предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства. Юридической природой таких иммунитетов и льгот является суверенное равенство государств; ни одно из них не может подчинить своей власти другое, а дипломатическое представительство как орган государства и его дипломатический персонал как сотрудники государственного учреждения и олицетворяют государство.

В соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. (Вена, 18 апреля 1961 г.) дипломатические иммунитеты и привилегии подразделены на две категории: иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и личные привилегии и иммунитеты главы и сотрудников представительства.

К первой категории иммунитетов относится неприкосновенность помещений представительства. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства. Запрещение вступать в помещения представительства без согласия его главы носит абсолютный характер. Из этого правила нет никаких исключений.

Согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях «на государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Помещения представительства, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и других исполнительных действий».

В статье 24 Венская конвенция о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.) установлено, что архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения. Это касается и периода разрыва дипломатических отношений и времени вооруженного конфликта между двумя государствами.

Помещения представительства обладают фискальным иммунитетом, как собственные, так и арендованные, они освобождаются от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме тех, которые являются платой за конкретные виды обслуживания.

Официальная корреспонденция дипломатического представительства неприкосновенна. Помимо обычных дипломатических курьеров иммунитетом пользуются и временные дипломатические курьеры, однако этот иммунитет сохраняется только до момента доставки ими дипломатической почты по назначению.

Венская конвенция о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.) предоставляет представительствам несколько привилегий. Первая из них относится к таможенным привилегиям. Так государство пребывания, как принято его законами и правилами, разрешает ввозить и освобождает от всех таможенных пошлин предметы, предназначенные для официального пользования представительства. Второй привилегией дипломатического представительства является его право пользоваться флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на его средствах передвижения.

К числу привилегий дипломатического представительства следует отнести и свободу сношений со своей страной, ее дипломатическими и консульскими представительствами в других государствах. В этих целях государство может пользоваться всеми подходящими средствами, включая использование дипломатических курьеров или шифрованных депеш.

Кроме перечисленных, некоторые привилегии предоставляются дипломатическим представительствам на основе международной вежливости, а также в силу сложившихся в дипломатической практике обыкновений. Так, дипломатическое представительство имеет право на внеочередную и гарантированную отправку и получение различной корреспонденции.

Ко второй категории иммунитетов и привилегий относятся личные иммунитеты и привилегии. Первым среди иммунитетов Венская конвенция о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.) называет неприкосновенность личности главы дипломатического представительства и членов дипломатического персонала. Они не могут быть арестованы или задержаны в какой бы то ни было форме. Государство пребывания должно относиться к ним с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность, свободу и достоинство.

Дипломаты пользуются иммунитетом от юрисдикции государства пребывания. Если в следственные и судебные органы этого государства поступают требования о производстве следствия и суда в отношении дипломатов, то такие дела должны быть признаны неподсудными. Иммунитет от уголовной юрисдикции обеспечивается дипломату для осуществления функций дипломатического представительства. Поэтому только правительство страны дипломата может отказаться от иммунитета.

Дипломаты пользуются также иммунитетом от гражданской юрисдикции, кроме случаев относительно: 1) вещных исков по частному недвижимому имуществу, которое находится на территории государства пребывания; 2) исков о наследовании, когда дипломат выступает как мастное лицо; 3) исков, которые относятся к любой деятельности, осуществляемой дипломатом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций. Иногда бывает так, что дипломат сам возбуждает иск в суде государства пребывания. В этом случае он отказывается от неподсудности по данному делу, и на него не распространяется судебный иммунитет в отношении встречных исков, связанных с возбужденным им делом.

Дипломаты не обязаны давать показания в качестве свидетелей, но могут это делать, если сами того пожелают. Они пользуются иммунитетом и от административной юрисдикции, их нельзя оштрафовать или подвергнуть какому-либо иному административному взысканию.

Личный багаж дипломатов не досматривается, если нет серьезных оснований предполагать, что он содержит предметы, ввоз или вывоз которых запрещен законом. Личный же багаж дипломатического работника или члена его семьи пользуется неприкосновенностью. Правда, Венская конвенция 1961 года предусматривает, что он может быть досмотрен в присутствии заинтересованного лица или его представителя, если есть серьезные основания полагать, что он содержит предметы, запрещенные к ввозу или вывозу. Практика уточнила это положение: если принято решение о досмотре, но ничего запрещенного к ввозу или вывозу не обнаружено, у дипломата появляются основания для принесения протеста по поводу нарушения неприкосновенности его личного багажа, так как власти, производившие досмотр, не смогли доказать, что у них были для этого серьезные основания.

Дипломатический агент освобождается от всех налогов, сборов и пошлин, за исключением: косвенных налогов, которые обычно включаются в цену товаров или обслуживания; сборов и налогов на частное недвижимое имущество, находящееся на территории государства пребывания, если он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства; налогов на наследство и пошлин на наследование, взимаемых государством пребывания; сборов и налогов на частный доход, источник которого находится в государстве пребывания, и налогов на капиталовложения в коммерческие предприятия в государстве пребывания; сборов, взимаемых за конкретные виды обслуживания; регистрационных, судебных и реестровых пошлин, ипотечных сборов и гербового сбора в отношении недвижимого имущества. Они освобождаются от всех трудовых, государственных и военных повинностей.

Дипломаты пользуются таможенными привилегиями. Государство пребывания разрешает дипломатам ввозить предметы, предназначенные для нужд представительства и личного пользования, а также для пользования членов их семей, без взимания таможенных пошлин, налогов и сборов.

Дипломатическими иммунитетами и привилегиями пользуются также все члены семьи дипломата, если они не являются гражданами государства пребывания. Статус административно-технического персонала приравнен к дипломатическому статусу, кроме гражданской и административной юрисдикции, а также некоторых таможенных льгот. Что касается членов обслуживающего персонала, то они пользуются иммунитетом в отношении действий, совершаемых ими при исполнении их обязанностей, и освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими по службе.

Обязанности сотрудников дипломатического представительства состоят в том, чтобы уважать законы и постановления государства пребывания и не вмешиваться в его внутренние дела. Дипломату запрещено заниматься в государстве пребывания профессиональной и коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.

История развития консульского института во многом объясняет существующие различия в консульских иммунитетах и привилегиях по сравнению с дипломатическими. Дипломатические представительства действуют и на функциональной, и на представительной основе. А вот за консульскими учреждениями нередко отрицается представительный характер, и считается, что они действуют только на функциональной основе. В то же время наблюдается и тенденция к должному учету представительных аспектов деятельности консульских учреждений. Тем не менее, определяющим в отношении консульских иммунитетов и привилегий во многом еще сохраняется функциональный подход.

Консульские учреждения в соответствии с Венской конвенцией о консульских сношениях пользуются следующими привилегиями и иммунитетами: «пользование государственным флагом и гербом, обеспечение помещениями, неприкосновенность консульских помещений, освобождение консульских помещений от налогов, неприкосновенность консульского архива и документов, свобода передвижений, свобода сношений, свобода сношений и контактов с гражданами представляемого государства».

Стоит отметить, что такой иммунитет как неприкосновенность консульских помещений уже того же иммунитета дипломатических помещений. Власти государства пребывания не могут вступать в ту часть консульских помещений, которая используется исключительно для работы консульского учреждения, иначе как с согласия главы консульского учреждения, назначенного им лица или главы дипломатического представительства представляемого государства. Тем не менее, согласие главы консульского учреждения может предполагаться в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты

Государство пребывания должно разрешать и охранять свободу сношений консульского учреждения для всех официальных целей. При сношениях с правительством, дипломатическими представительствами и другими консульскими учреждениями представляемого государства, где бы они ни находились, консульское учреждение может пользоваться всеми подходящими средствами, включая дипломатических и консульских курьеров, дипломатические и консульские вализы и закодированные или шифрованные депеши. Однако установить радиопередатчик и пользоваться им консульское учреждение может лишь с согласия государства пребывания. Официальная корреспонденция консульского учреждения неприкосновенна. Консульская вализа не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Однако в тех случаях, когда компетентные власти государства пребывания имеют серьезные основания полагать, что в вализе содержится что-то другое, кроме перечисленных корреспонденции, документов или предметов, они могут потребовать, чтобы вализа была вскрыта в их присутствии уполномоченным представителем представляемого государства. В том случае, если власти представляемого государства откажутся выполнить это требование, вализа возвращается в место отправления.

Консульский курьер при выполнении своих функций должен находиться под защитой государства пребывания. Он пользуется личной неприкосновенностью и не подлежит ни аресту, ни задержанию в какой бы то ни было форме.

В отличие от сотрудников дипломатических представительств, сотрудники консульских представительств пользуются несколько меньшими привилегиями и иммунитетами.

По общему правилу, консульские должностные лица пользуются личной неприкосновенностью и не могут быть подвергнуты задержанию или аресту, иначе как в случае преследования за совершение ими тяжкого преступления или исполнения вступившего в законную силу приговора суда. При этом понятие «тяжкое преступление» определяется по законодательству страны пребывания (Венская конвенция о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.)). В случае ареста или предварительного заключения какого-либо работника консульского персонала или возбуждения против него уголовного дела государство пребывания незамедлительно уведомляет об этом главу консульского учреждения. Если глава консульского учреждения сам подвергается таким мерам, государство пребывания уведомляет об этом представляемое государство через дипломатические каналы. Согласно статье 44 вышеуказанной конвенции консульское должностное лицо может быть вызвано в суд для дачи показаний. Однако за отказ явиться в суд к нему не могут применяться никакие меры взыскания или наказания. Консульские агенты не могут отказываться от дачи свидетельских показаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выполнением ими служебных обязанностей. В случае отказа консульских должностных лиц от дачи показаний к ним не могут применяться меры принуждения. Работники консульского учреждения не обязаны давать показания по вопросам, связанным с выполнением ими своих функций, или представлять относящуюся к их функциям официальную корреспонденцию и документы. Они также не обязаны давать показания, разъясняющие законодательство представляемого государства.

Частная резиденция консульского агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещение представительства. Консульский агент пользуется иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, кроме случаев: исков о возмещении вреда, причиненного дорожно-транспортным происшествием; вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имущество для целей представительства; исков, касающихся наследования, в отношении которых он выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или отказополучателя наследства; исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности консульского агента за пределами его официальных функций.

К привилегиям консульских должностных лиц, сотрудников консульств и членов их семей относятся: определенные налоговые льготы (как правило, на основе взаимности); таможенные привилегии (освобождение от таможенного досмотра личного багажа и уплаты таможенных пошлин); освобождение от военной и других личных повинностей; право главы консульского учреждения устанавливать флаг представляемого государства на своей резиденции и на используемых им в официальных целях транспортных средствах и другие.

Государство пребывания согласно статье 27 Венской конвенции о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.) должно, даже в случае вооруженного конфликта, оказать содействие, необходимое для возможно скорого выезда пользующихся привилегиями и иммунитетами лиц, не являющихся гражданами государства пребывания, и членов семей таких лиц, независимо от их гражданства. Оно должно, в частности, предоставить в случае необходимости в их распоряжение перевозочные средства, которые требуются для них самих и их имущества, уважать и охранять помещения представительства вместе с его имуществом и архивами, либо вверить эту охрану третьему государству.

Следует учитывать также, что некоторые двусторонние соглашения, приравнивают консульские представительства по привилегиям и иммунитетам к дипломатическим.

Сравнивая консульские привилегии и иммунитеты, стоит ещё раз упомянуть о том, что дипломатические представительства действуют и на функциональной, и на представительной основе, а вот за консульскими учреждениями нередко отрицается представительный характер, и считается, что они действуют только на функциональной основе. Статья 17 Венской конвенции о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.) проводит границу между дипломатическими и консульскими иммунитетами говоря о том, что даже выполнение дипломатических функций консульским должностным лицом не дает ему права претендовать на дипломатические привилегии и иммунитеты. Говоря о праве пользоваться государственным флагом и гербом можно отметить, что главе консульского учреждения дозволяется их размещать на его средствах передвижения, когда это связано с исполнением служебных обязанностей, в отличие от главы дипломатического представительства для которого такие ограничения не установлены (статья 29 Венской конвенции о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.), статья 20 Венской конвенции о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.)). Неприкосновенность консульских помещений может быть нарушена в случае пожара или другого стихийного бедствия, так как согласие главы консульского учреждения может в этом случае предполагаться, кроме того, допускается возможность отчуждения консульских помещений в целях государственной обороны или для общественных нужд (статья 31 Венской конвенции о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.), что для дипломатического иммунитета не допускается. В тех случаях, когда компетентные власти государства пребывания имеют серьезные основания полагать, что в консульской вализе содержится что-то другое, кроме корреспонденции, документов или предметов, они могут потребовать, чтобы вализа была вскрыта в их присутствии уполномоченным представителем представляемого государства. В том случае, если власти представляемого государства откажутся выполнить это требование, вализа возвращается в место отправления (статья 35 Венской конвенции о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.), дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию (статья 27 Венской конвенции о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.)). Личность дипломатического агента неприкосновенна. Он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме (статья 29 Венской конвенции о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.)), консульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению, иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений, а так же на основании судебных постановлений, вступивших в законную силу (статья 41 Венской конвенции о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.)). Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Он пользуется также иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции. Работники консульского учреждения должны соблюдать любые требования, предусматриваемые законами и правилами государства пребывания в отношении страхования от вреда, который может быть причинен третьим лицам в связи с использованием любого дорожного транспортного средства, судна или самолета. Дипломатический агент не обязан давать показаний в качестве свидетеля. Работники консульского учреждения могут вызываться в качестве свидетелей при производстве судебных или административных дел, правда к нему не могут применяться никакие меры принуждения или наказания, в случае отказа давать показания. Консульский служащий или работник обслуживающего персонала, за исключением вопросов, связанных с выполнением ими своих функций, не может отказываться давать показания.

Каждый работник консульского и дипломатического учреждения пользуется привилегиями и иммунитетами, с момента его вступления на территорию государства пребывания при следовании к месту своего назначения или, если он уже находится на этой территории, с момента, когда он приступил к выполнению своих обязанностей в консульском учреждении, для дипломатического работника это момент, когда о его назначении сообщается министерству иностранных дел или другому министерству, в отношении которого имеется договоренность.

Таким образом, видно, что дипломатические привилегии и иммунитеты более широки, нежели консульские. Нужно отметить, что у почетных консульских должностных лиц привилегии и иммунитеты, предусмотренные Венской конвенции о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.) ещё более ограничены.

В любом случае все лица, пользующиеся привилегиями и иммунитетами, обязаны уважать законы и постановления государства пребывания. Они также обязаны не вмешиваться во внутренние дела этого государства. Помещения представительства не должны использоваться в целях, не совместимых с функциями представительства, предусмотренными Венской конвенцией или другими нормами общего международного права, или же какими-либо специальными соглашениями, действующими между аккредитующим государством и государством пребывания.

Если функции лица, пользующегося привилегиями и иммунитетами, заканчиваются, эти привилегии и иммунитеты нормально прекращаются в тот момент, когда оно оставляет страну, или по истечении разумного срока для того, чтобы это сделать, но продолжают существовать до этого времени даже в случае вооруженного конфликта. Однако в отношении действий, совершенных таким лицом при выполнении своих функций сотрудника представительства, иммунитет продолжает существовать.

  • Понятие международного права
    • Понятие международного права и его особенности
    • Нормы международного права
      • Классификация норм международного права
      • Создание норм международного права
    • Международно-правовые санкции и международный контроль
    • Международные правоотношения
    • Юридические факты в международном праве
  • Господство (верховенство) права (Rule of Law) в современном международном праве
    • Происхождение концепции господства права
    • Юридическое содержание концепции господства права: цели, структурное наполнение, направленность регулятивного воздействия, связь с другими сопоставимыми по своей сущности концепциями
  • Принцип добросовестности как основа эффективности международного права
    • Юридическая сущность принципа добросовестности
      • Соотношение принципа добросовестности с другими принципами и институтами международного права
    • Принцип добросовестности и принцип недопустимости злоупотребления правом
      • Принцип добросовестности и принцип недопустимости злоупотребления правом - страница 2
  • Становление, общий характер, источники и система современного международного права
    • Становление и общий характер современного международного права
    • Источники международного права
      • Решения международных организаций в качестве источников международного права
    • Система международного права
    • Кодификация международного права
  • Субъекты и объект современного международного права
    • Понятие и виды субъектов международного права. Содержание международной правосубъектности
    • Государства - основные субъекты международного права
    • Международная правосубъектность наций и народностей, борющихся за свою независимость
    • Международно-правовое признание как институт права
      • Декларативная и конститутивная теории о значении международно-правового признания
      • Международные организации - вторичные субъекты международного права
    • Юридическое положение личности в международном праве
    • Объект международного права и международного правоотношения
      • Объект международного права и международного правоотношения - страница 2
  • Основные принципы международного права
    • Понятие основных принципов международного права
    • Принципы, обеспечивающие поддержание международного права и безопасности
    • Общие принципы межгосударственного сотрудничества
    • Принцип добросовестности как общий принцип права и как один из основополагающих принципов современного международного права
  • Взаимодействие международного и внутригосударственного права
    • Сфера взаимодействия международного и внутригосударственного права
    • Влияние внутригосударственного права на международное право
    • Влияние международного права на внутригосударственное право
    • Доктрины соотношения международного и внутригосударственного права
  • Право международных договоров
    • Международный договор и право международных договоров
    • Структура международных договоров
    • Заключение международных договоров
    • Действительность международных договоров
    • Действие и применение договоров
    • Толкование международных договоров
    • Прекращение и приостановление действия международных договоров
  • Право международных организаций
    • Понятие и основные признаки международной организации. Классификация международных организаций
    • Порядок создания международных организаций и прекращения их существования
    • Правосубъектность международных организаций
    • >Юридическая природа международных организаций и организация их деятельности
      • Права международных организаций
      • Характер юридических актов международных организаций
    • ООН как международная организация
      • Структура Организации
      • Всеобщая декларация прав человека
      • Вопросы прав человека
    • Специализированные учреждения ООН
      • ЮНЕСКО и ВОЗ
      • Международная организация гражданской авиации, Всемирный почтовый союз, Международный союз электросвязи
      • Всемирная метеорологическая организация, Международная морская организация, Всемирная организация интеллектуальной собственности
      • Международный фонд сельскохозяйственного развития, Генеральное соглашение по тарифам и торговле, МАГАТЭ
      • Всемирный банк
    • Региональные организации
      • Содружество Независимых Государств (СНГ)
  • Дипломатическое и консульское право
    • Понятие и источники дипломатического и консульского права
    • Дипломатические представительства
      • Сотрудники представительства
    • Консульские учреждения
      • Привилегии и иммунитеты консульских учреждений
    • Постоянные представительства государств при международных организациях
    • Специальные миссии
  • Право международной безопасности
    • Понятие нрава международной безопасности
    • Специальные принципы международной безопасности
    • Всеобщая система коллективной безопасности
    • Деятельность ООН по проведению Года диалога между цивилизациями под эгидой Организации Объединенных Наций
    • Региональные системы коллективной безопасности
    • Разоружение - ключевая проблема международной безопасности
    • Нейтралитет и его роль в поддержании международного мира и безопасности
  • Права человека и международное право
    • Население и его состав, гражданство
    • Правовое положение иностранцев
    • Право убежища
    • Международное сотрудничество по вопросам прав человека
    • Международная защита прав женщин и детей
    • Международная защита прав меньшинств
    • Право человека на достойное жилище
      • Обязательства правительств в области обеспечения прав человека на достаточное жилище
      • Институт «признания» в области обеспечения права на достаточное жилище
      • Элементы жилищных прав
      • Возможности рассмотрения жилищных прав в судебном порядке
  • Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
    • Основные формы международного сотрудничества в борьбе с преступностью и его правовые основы
    • Борьба с международными преступлениями и преступлениями международного характера
      • Распространение и торговля наркотиками
    • Правовая помощь по уголовным делам
    • Международная организация уголовной полиции - Интерпол
  • Международное экономическое право
    • Понятие международного экономического права и его источники. Субъекты международного экономического права
    • Международно-правовые основы экономической интеграции
    • Совершенствование системы международных экономических отношений и формирование нового экономического порядка
    • Специальные принципы международного экономического права
    • Основные сферы международных экономических отношений и их правовое регулирование
    • Международные организации в сфере межгосударственных экономических отношений
  • Территория в международном праве (общие вопросы)
    • Государственная территория
    • Государственная граница
    • Правовой режим международных рек
    • Демилитаризация территории
    • Правовой режим Арктики и Антарктики
  • Международное морское право
    • Понятие международного морского права
    • Внутренние морские воды и территориальное море
    • Прилежащие и экономические зоны
    • Правовой режим открытого моря
    • Понятие и правовой режим континентального шельфа
    • Правовой режим международных проливов и каналов
  • Международное воздушное право
    • Понятие международного воздушного права и его принципы
    • Правовой режим воздушного пространства. Международные полеты
    • Международные воздушные сообщения
  • Международное космическое право
    • Понятие и источники международного космического права
    • Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел
    • Международно-правовой режим космических объектов и космонавтов
    • Международно-правовая ответственность за деятельность в космическом пространстве
    • Правовые основы международного сотрудничества в использовании космоса в мирных целях
    • Значимость практических мер мирового сообщества по мирному использованию космического пространства
  • Международное право окружающей среды
    • Понятие международного права окружающей среды, его принципы и источники
    • Международные организации и конференции в области охраны окружающей среды
    • Защита среды Мирового океана, охрана атмосферы и предотвращение изменения климата, защита животного и растительного мира
    • Защита водной среды международных рек и окружающей среды полярных районов
    • Защита окружающей среды в процессе космической и ядерной деятельности
    • Международно-правовое регулирование обращения с вредными отходами
  • Международно-правовые средства разрешения международных споров
    • Сущность мирного урегулирования международных споров
    • Средства решения международных споров
    • Решение международных споров судом
      • Создание в рамках Организации Объединенных Наций нового Международного суда
      • Процедура рассмотрения споров
      • Органы и специализированные учреждения ООН, уполномоченные обращаться к Суду с просьбой о вынесении консультативного заключения
    • Решение споров в международных организациях
  • Международное право в период вооруженных конфликтов
    • Понятие права вооруженных конфликтов
    • Начало войны и его международно-правовые последствия. Участники войны (вооруженного конфликта)
    • Средства и методы ведения войны
    • Нейтралитет в войне
    • Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
    • Окончание войны и его международно-правовые последствия
    • Развитие как способ предотвращения конфликтов

Привилегии и иммунитеты консульских учреждений

Консульские учреждения в соответствии с Венской конвенцией о консульских сношениях (1963 г.) пользуются следующими привилегиями и иммунитетами.

Пользование государственным флагом и гербом . Государственный флаг представляемого государства может быть вывешен и его государственный герб укреплен на здании, занимаемом консульским учреждением и, когда это связано с исполнением служебных обязанностей, на его средствах передвижения.

Обеспечение помещениями . Государство пребывания должно либо оказать содействие представляемому государству в приобретении на своей территории помещений, необходимых для его консульского учреждения, либо оказать ему помощь в получении помещений иным путем.

Неприкосновенность консульских помещений . Власти государства пребывания не могут вступать в ту часть консульских помещений, которая используется исключительно для работы консульского учреждения, иначе как с согласия главы консульского учреждения, назначенного им лица или главы дипломатического представительства представляемого государства. Тем не менее согласие главы консульского учреждения может предполагаться в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты.

На государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты консульских помещений от всяких вторжений или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия консульского учреждения или оскорбления его достоинства.

Консульские помещения, предметы их обстановки, имущество консульского учреждения, а также его средства передвижения пользуются иммунитетом от любых видов реквизиции в целях государственной обороны или для общественных нужд. В случае необходимости отчуждения помещений для указанных выше целей принимаются все возможные меры во избежание нарушения консульских функций и представляемому государству безотлагательно выплачивается соответствующая и эффективная компенсация.

Освобождение консульских помещений от налогов . Консульские помещения и резиденция штатного главы консульского учреждения, владельцем или нанимателем которых является представляемое государство или любое лицо, действующее от его имени, освобождаются от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, за исключением тех, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания.

Неприкосновенность консульского архива и документов . Консульские архивы и документы неприкосновенны в любое время независимо от их местонахождения.

Свобода передвижений . Государство пребывания должно обеспечивать всем работникам консульского учреждения свободу передвижений и путешествий по его территории, за исключением зон, въезд в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности.

Свобода сношений . Государство пребывания должно разрешать и охранять свободу сношений консульского учреждения для всех официальных целей. При сношениях с правительством, дипломатическими представительствами и другими консульскими учреждениями представляемого государства, где бы они ни находились, консульское учреждение может пользоваться всеми подходящими средствами, включая дипломатических и консульских курьеров, дипломатические и консульские вализы и закодированные или шифрованные депеши.

Однако установить радиопередатчик и пользоваться им консульское учреждение может лишь с согласия государства пребывания. Официальная корреспонденция консульского учреждения неприкосновенна. Под официальной корреспонденцией понимается вся корреспонденция, относящаяся к консульскому учреждению и его функциям. Консульская вализа не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

Однако в тех случаях, когда компетентные власти государства пребывания имеют серьезные основания полагать, что в вализе содержится что-то другое, кроме перечисленных корреспонденции, документов или предметов, они могут потребовать, чтобы вализа была вскрыта в их присутствии уполномоченным представителем представляемого государства. В том случае, если власти представляемого государства откажутся выполнить это требование, вализа возвращается в место отправления. Все места, составляющие консульскую вализу, должны иметь видимые внешние знаки, указывающие на их характер, и могут содержать только официальную корреспонденцию и документы или предметы, предназначенные исключительно для официального пользования.

Консульский курьер снабжается официальным документом, в котором указывается его статус и число мест, составляющих консульскую вализу. За исключением случаев, когда имеется согласие государства пребывания, он не может быть ни гражданином государства пребывания, ни, если он не является гражданином представляемого государства, лицом, постоянно проживающим в государстве пребывания. При выполнении своих функций он должен находиться под защитой государства пребывания. Он пользуется личной неприкосновенностью и не подлежит ни аресту, ни задержанию в какой бы то ни было форме.

Консульская вализа может быть вверена командиру судна или гражданского самолета, направляющегося в порт или аэропорт, прибытие в который разрешено. Он снабжается официальным документом с указанием числа мест, составляющих вализу, но он не считается консульским курьером. По согласованию с компетентными местными властями консульское учреждение может направить одного из своих работников принять вализу непосредственно и беспрепятственно от командира судна или самолета.

Сношения и контакты с гражданами представляемого государства . В целях облегчения выполнения консульских функций в отношении граждан представляемого государства:

а) консульские должностные лица могут свободно сноситься с гражданами представляемого государства и иметь доступ к ним. Граждане представляемого государства имеют такую же свободу в том, что касается сношений с консульскими должностными лицами представляемого государства и доступа к ним;

б) компетентные органы государства пребывания должны безотлагательно уведомлять консульское учреждение представляемого государства о том, что в пределах его консульского округа какой- либо гражданин этого государства арестован, заключен в тюрьму или взят под стражу в ожидании судебного разбирательства или же задержан в каком-либо порядке, если этот гражданин этого потребует. Все сообщения, адресуемые этому консульскому учреждению лицом, находящимся под арестом, в тюрьме, под стражей или задержанного, также безотлагательно передаются этими органами консульскому учреждению. Указанные органы должны безотлагательно сообщать этому лицу о правах, которые оно имеет согласно настоящему подпункту;

консульские должностные лица имеют право посещать гражданина представляемого государства, который находится в тюрьме, под стражей или задержан, для беседы с ним, а также имеют право переписки с ним и принимать меры к обеспечению ему юридического представительства. Они также имеют право посещать любого гражданина представляемого государства, который находится в тюрьме, под стражей или задержан в их округе во исполнение судебного решения. Тем не менее консульские должностные лица должны воздерживаться выступать от имени гражданина, который находится в тюрьме, под стражей или задержан, если он определенно возражает против этого.

Уведомление о смерти, опеке или попечительстве и об авариях судов и самолетов . При наличии соответствующей информации у компетентных властей государства пребывания эти власти обязаны:

  • в случае смерти гражданина представляемого государства безотлагательно уведомить об этом консульское учреждение, в округе которого произошла смерть;
  • безотлагательно уведомить компетентное консульское учреждение о любом случае, когда назначение опекуна или попечителя отвечает интересам несовершеннолетнего или другого лица, не обладающего полной дееспособностью и являющегося гражданином представляемого государства. Однако предоставление этой информации не должно препятствовать применению законов и правил государства пребывания в том, что касается таких назначений;
  • если судно, имеющее национальность представляемого государства, потерпело крушение или село на мель в территориальных или внутренних водах государства пребывания или если самолет, зарегистрированный в представляемом государстве, потерпел аварию на территории государства пребывания, безотлагательно уведомить об этом ближайшее к месту происшествия консульское учреждение.

Консульские должностные лица и другие работники консульских учреждений в соответствии с Венской конвенцией имеют преимущества, привилегии и иммунитеты.

Каждый работник консульского учреждения пользуется привилегиями и иммунитетами, предусмотренными в Конвенции, с момента его вступления на территорию государства пребывания при следовании к месту своего назначения или, если он уже находится на этой территории, с момента, когда он приступил к выполнению своих обязанностей в консульском учреждении.

Члены семьи работника консульского учреждения, проживающие вместе с ним, пользуются привилегиями и иммунитетами, предусмотренными в настоящей Конвенции, с момента предоставления ему привилегий и иммунитетов или с момента вступления их на территорию государства пребывания, или же с того момента, когда они стали членами его семьи или его частными домашними работниками, в зависимости от того, что имело место позднее.

Когда функции работника консульского учреждения прекращаются, его привилегии и иммунитеты, а также привилегии и иммунитеты члена его семьи, проживающего вместе с ним, обычно прекращаются в момента, когда данное лицо оставляет государство пребывания, или по истечении разумного срока, чтобы это сделать, в зависимости от того, какой из этих моментов наступит раньше, но до этого времени они продолжают существовать, даже в случае вооруженного конфликта.

Что касается членов семьи работника консульского учреждения, то их привилегии и иммунитеты прекращаются, когда они перестают быть членами семьи работника консульского учреждения. Однако, если такие лица намереваются покинуть государство пребывания в течение разумного срока, то их привилегии и иммунитеты сохраняются до момента их отъезда.

В случае смерти работника консульского учреждения члены его семьи, проживающие вместе с ним, продолжают пользоваться предоставленными им привилегиями и иммунитетами до момента оставления ими государства пребывания или до истечения разумного срока на оставление государства пребывания.

Все лица, пользующиеся привилегиями и иммунитетами, обязаны уважать законы и правила государства пребывания. Они также обязаны не вмешиваться во внутренние дела этого государства. Консульские помещения не должны использоваться в целях, не совместимых с выполнением консульских функций.

Преимущества, привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц и других работников консульских учреждений являются следующими.

Личная неприкосновенность консульских должностных лиц . Консульские должностные лица подлежат аресту и предварительному заключению только на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений. Когда возникает необходимость задержания консульского должностного лица по указанным основаниям, судебное преследование должно быть начато против него в возможно короткий срок.

За исключением указанных случаев, консульские должностные лица могут быть заключены в тюрьму или подлежат другим формам ограничений личной свободы только во исполнение судебных постановлений, вступающих в законную силу. Если против консульского должностного лица возбуждается уголовное дело, это лицо должно явиться в компетентные органы.

Уведомление об аресте, предварительном заключении или судебном преследовании . В случае ареста или предварительного заключения какого-либо работника консульского персонала или возбуждения против него уголовного дела государство пребывания незамедлительно уведомляет об этом главу консульского учреждения. Если глава консульского учреждения сам подвергается таким мерам, государство пребывания уведомляет об этом представляемое государство через дипломатические каналы.

Иммунитет от юрисдикции . Консульские должностные лица и консульские служащие не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций (за исключением гражданского иска, вытекающего из договора, заключенного консульским должностным лицом или консульским служащим, по которому они прямо или косвенно не приняли на себя обязательств в качестве агента представляемого государства либо третьей стороны за вред, причиненный несчастным случаем в государстве пребывания, вызванным дорожным транспортным средством, судном или самолетом).

Обязанность давать свидетельские показания . Работники консульского учреждения могут вызываться в качестве свидетелей при производстве судебных или административных дел. Консульский служащий или работник обслуживающего персонала не может отказываться давать показания. Если консульское должностное лицо отказывается давать показания, к нему не могут применяться никакие меры принуждения или наказания. Орган, которому требуется показание консульского должностного лица, должен избегать причинения помех выполнению этим лицом своих функций. Он может, когда это возможно, выслушивать такие показания на дому у этого лица или в консульском учреждении или же принимать от него письменные показания.

Работники консульского учреждения не обязаны давать показания по вопросам, связанным с выполнением ими своих функций, или представлять относящуюся к их функциям официальную корреспонденцию и документы. Они также не обязаны давать показания, разъясняющие законодательство представляемого государства.

Налоговые изъятия . Консульские должностные лица и консульские служащие, а также члены их семей, проживающие вместе с ними, освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных, за исключением сборов, взимаемых за конкретные виды обслуживания, налогов и сборов на частный доход, а также ряда других.

Освобождение от таможенных пошлин и досмотра . Государство пребывания, в соответствии с принятыми в нем законами и правилами разрешает ввоз и освобождение от всех таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов, за исключением сборов за хранение, перевозку и подобного рода услуги.

Наследственное имущество работников консульского учреждения и членов их семей . В случае смерти работника консульского учреждения или члена его семьи, проживавшего вместе с ним, государство пребывания:

а) разрешает вывоз движимого имущества умершего, за исключением имущества, которое было приобретено в государстве пребывания и вывоз которого был запрещен в момент его смерти;

б) не взимает никаких государственных, районных или муниципальных налогов на наследство или пошлин на наследование с движимого имущества, которое находится в государстве пребывания исключительно в связи с пребыванием в этом государстве умершего лица в качестве работника консульского учреждения или члена его семьи.

Освобождение от личных повинностей и обложений . Государство пребывания обязано освобождать работников консульского учреждения и членов их семей, проживающих вместе с ними, от всех трудовых и государственных повинностей, независимо от их характера, а также от воинских повинностей, таких, как реквизиция, контрибуция и военный постой.

Привилегии и иммунитеты консульских учреждений и должностных лиц значительно уже дипломатических. В чем их различие? Для дипломатических представительств они, как уже говорилось выше, абсолютны. Для консульских учреждений, согласно Конвенции о консульских сношениях 1963 г., имеются такие изъятия:

В консульские помещения нельзя вступать иначе как с согласия главы консульского учреждения, назначенного им лица или главы дипломатического представительства аккредитующего государства. Однако (ст. 31-3) «согласие главы консульского учреждения может предполагаться в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты»;

Признается свобода сношений консульства со своим правительством, однако (ст. 35-3) в случае, если компетентные власти государства пребывания подозревают, что консульская вализа содержит «что-то другое, кроме корреспонденции и документов...», они могут потребовать вскрытия вализы. Если консульство согласия на это не дает, вализа возвращается в место отправления;

При выполнении своих функций консульство может обращаться:

а) в местные органы консульского округа;

б) в компетентные центральные органы государства пребывания, но только «если это допускается... законами, правилами и обычаями...» этого государства;

Консульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению «иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений». При неопределенности понятия «тяжкое преступление» есть возможность задержать консульского работника до выяснения, тяжкое ли он совершил преступление (скажем, ДТП), или не очень;

Если против консульского должностного лица возбуждено уголовное дело, это лицо «должно явиться в компетентные органы» (ст. 41-3). Причем, исключая вопросы, связанные с его служебной деятельностью, консул «не может отказываться давать показания» (ст. 44-1). Впрочем, если он откажется это делать, то «к нему не могут применяться никакие меры принуждения или наказания».

Так же, как и дипломатические представительства, которые подразделяются на посольства и миссии, консульские учреждения имеют свои классы. Они зависят от уровня установленных между странами отношений и называются:

1) генеральное консульство;

2) консульство;

3) вице-консульство;

4) консульское агентство.

Им соответствуют руководители учреждений - генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент. Нетрудно догадаться, что в генеральном консульстве имеется весь набор упомянутых должностных лиц, а в консульском агентстве, помимо агента, других работников с консульским статусом не будет.

Поскольку консульские работники, как правило, состоят в одной с дипломатами загранслужбе, они сохраняют по внутрислужебной классификации дипломатические ранги и в своем консульском статусе предстают только перед властями принимающего их государства.

Прекращаются консульские (как и дипломатические) отношения в следующих случаях:

1. Разрыв дипломатических отношений между странами. Впрочем, консульские отношения могут сохраниться.
Прекращение консульских (дипломатических) отношений может произойти и фактически, без официальных заявлений путем взаимного отзыва персонала учреждений.

2. Возникновение между государствами состояния войны.

3. Исчезновение одного из государств как субъекта международного права, например, ГДР, Чехословакия, Советский Союз и т.п.

4. При социальной революции в одном из государств, состоящем в консульских (дипломатических) сношениях с другими государствами.

Итак, поскольку все изложенное выше основывалось на правовых и обычных нормах, относящихся к консульскому институту, можно сделать вывод, что консульское право - это совокупность принципов, норм и обычаев, регулирующих статус консульского учреждения, назначение, функции, привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц.

Его источниками являются: международный договор, обычай и внутреннее законодательство государств. Консульское право и практика, как мы видели, тесно переплетаются с дипломатическим правом, поэтому в единстве надо брать и основополагающие юридические акты, к ним относящиеся. Основные из них следующие:

Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.;

Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.;

Конвенция о специальных миссиях 1973 г.;

Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.;

Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории страны пребывания;

Консульский устав государства;

Двусторонние консульские конвенции страны пребывания с иностранными государствами.

Положения, относящиеся к дипломатическим и консульским учреждениям и их персоналу, можно найти в законодательных актах, касающихся торговли, мореплавания, воздушных полетов, государственных границ, таможни, компетенции внутренних органов государства и т.п.

Предыдущая

Для успешного выполнения своих функций консульские учрежде­ния и члены их персонала наделяются консульскими иммунитетами и привилегиями.

Консульские привилегии и иммунитеты предоставляются, как это зафиксировано в преамбуле Венской конвенции о консульских сно­шениях 1963 г., «не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эф­фективного осуществления консульскими учреждениями функций от имени их государств».

История развития консульского института во многом объясняет существующие различия в консульских иммунитетах и привилегиях по сравнению с дипломатическими. Дипломатические представите­льства действуют и на функциональной, и на представительной осно­ве. А вот за консульскими учреждениями нередко отрицается предста­вительный характер и считается, что они действуют только на функ­циональной основе. В то же время наблюдается и некоторая тенденция к должному учету представительских аспектов деятельности консульских учреждений. Тем не менее, определяющим в отношении консульских иммунитетов и привилегий во многом еще сохраняется функциональный подход. Из числа иммунитетов и привилегий консульских учреждений наибольшее значение имеет неприкосновенность консульских помещений (ст. 31). В Венской конвенции о консульских сношениях содержится положение о предполагаемом согласии глав консульского учреждения на доступ в помещения представителей властей государства пребывания «в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты» (п. 2 ст. 31). Это отличает консульские учреждения от дипломатических представительств, на доступ в которые требуется явно выраженное согласие его главы.

Неприкосновенностью пользуются также архивы и документация консульского учреждения в любое время и независимо от их местонахождения (ст. 33). При этом Венская конвенция о консульских сношениях допускает возможность выдвижения со стороны властей государства пребывания требования о вскрытии консульской вализы при наличии подозрения, что в ней содержится что-либо другое, кроме разрешенных к провозу предметов или служебной переписки консульства (п. 3 ст. 35).

Иммунитетом от реквизиции пользуются как сами консульские помещения, так и предметы их обстановки, средства передвижения и все имущество (п. 4 ст. 31).

К числу привилегий консульского учреждения относятся: нало­говые льготы (кроме оплаты конкретных видов услуг); таможенные привилегии, аналогичные дипломатическим; право пользоваться кон­сульским щитом (эмблемой с изображением герба своей страны и на­именованием консульства на языке представляемого государства и го­сударства пребывания) и устанавливать флаг своей страны на здании консульства.



Иммунитеты и привилегии членов персонала консульского уч­реждения носят функциональный характер. Члены персонала не мо­гут быть подвергнуты аресту или предварительному заключению ина­че, как на основании постановлений компетентных властей в случае совершения тяжких преступлений (ст. 41).

В двусторонних консульских конвенциях вопрос о личной непри­косновенности решается по-разному. В одних воспроизводятся поло­жения Венской конвенции о консульских сношениях, в других содер­жатся положения, максимально приближающие личную неприкосновенность консульских должностных Лиц к личной неприкосновенно­сти дипломатических агентов.

Так, например, в ст. 19 Консульской конвенции между Россий­ской Федерацией и Республикой Куба, подписанной в Москве 23 марта 1998 г. и ратифицированной Россией 1 июня 1999 г., преду­сматривается следующее:

«1. Консульские должностные лица и члены их семей, проживающие вместе с ними и не являющиеся гражданами государства пребывания, пользуются иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции в государстве пребыва­ния. Консульские служащие не подлежат юрисдикции судебных или административ­ных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при вы­полнении консульских функций,

2. Однако положение пункта I настоящей статьи не применяется в отношении гражданского иска;

а) вытекающего из договоров, заключенных консульским должностным лицом или консульским служащим, по которым они прямо или косвенно не приняли на себя обязательство, в качеств агента представляемого государства; либо

б) третьей стороны за вред, причиненный несчастным случаем в государстве пребывания, вызванным дорожным транспортным средством, судном или самолетом».

При выполнении своих официальных функций консульские дол­жностные лица обладают иммунитете от гражданской и админи­стративной юрисдикции государства пребывания, кроме некото­рых гражданских исков; Но и здесь договорная практика весьма раз­лична.

Согласно ст. 44 Венской конвенции о консульских сношениях, консульское должностное лицо может быть вызвано в суд для дачи по­казаний. Однако за отказ явиться в суд к нему не могут применяться никакие меры взыскания или наказания.

В соответствии с рядом двусторонних конвенций консульские должностные лица давать показания в суде не обязаны и пользуются в этом отношении практически теми же правами, что и соответствую­щие члены персонала дипломатического представительства.

К привилегиям консульских должностных лиц, сотрудников кон­сульств и членов их семей относятся: определенные налоговые льготы (как правило, на основе взаимности); таможенные привилегии (осво­бождение от таможенного досмотра личного багажа и уплаты тамо­женных пошлин); освобождение от военной и других личных повин­ностей; право главы консульского учреждения устанавливать флаг представляемого государства на своей резиденции и на используемых им в официальных целях транспортных средствах и др.

Вопросы режима, применяемого к почетным (нештатным) консу­лам и возглавляемым ими консульским учреждениям, трактуются в главе III (ст. 58-68) Венской конвенции 1963 г.

Анализ договорной практики многих государств подтверждает вывод о том, что приближение консульских иммунитетов и привилегий к дипломатическим представляет собой перспективный вариант про­грессивного развития консульского права.