Краткая биография андрея вознесенского. Основные темы и проблемы ранней поэзии А. Вознесенского

Современная русская литература

Андрей Андреевич Вознесенский

Биография

Андрей Андреевич Вознесенский (родился 12 мая 1933 года в Москве - умер 1 июня 2010 года в Москве).

Отец - Андрей Николаевич Вознесенский (1903−1974), участник строительства крупнейших гидроэлектростанций - Братской, Ингурской. Фамилия ясно указывает на происхождение из духовного сословия. Прапрадед Андрея Андреевича, Андрей Полисадов был архимандритом, настоятелем Благовещенского муромского собора на Посаде.

Мать - Антонина Сергеевна Вознесенская, урожденная Пастушихина (1905−1983) - тоже из Владимирской области. Здесь, в Киржаче, провел часть детства будущий поэт. Во время войны эвакуированные из Москвы мать с Андреем жили в зауральском Кургане.

Супруга - Зоя Борисовна Богуславская, известная писательница, кино- и театральный критик, инициатор и координатор премии «Триумф».

Тяга к поэзии проявилась у Андрея Вознесенского еще в юности. Детские стихи Андрей Андреевич никогда не упоминает, хотя, очевидно, они уже обнаруживали талант. Недаром Борис Леонидович Пастернак, получив их по почте от четырнадцатилетнего мальчика, пригласил его к себе и затем приблизил.

Андрей окончил Московский архитектурный институт (1957) и получил специальность архитектора. Но его жизнь уже полностью принадлежала литературному творчеству. В 1958 г. его стихи появляются в периодике, а начиная с поэмы «Мастера» (1959), поэзия Вознесенского стремительно ворвалась в поэтическое пространство современности, получив признание миллионов читателей. «Ваше вступление в литературу- стремительное, бурное, я рад, что до него дожил» - так писал Пастернак из больницы.

В то время поэтические вечера в зале Политехнического музея стали собирать полные залы, поэты привлекали многотысячные аудитории на стадионы, стали кумирами миллионов. И одним из первых в этой замечательной плеяде был Андрей Вознесенский. Его сборники моментально исчезали с прилавков, каждое новое стихотворение становилось событием.

В 1960 году выходят первые сборники стихов поэта - «Парабола» и «Мозаика». Пребывание в США (1961) отразилось в цикле стихов «40 лирических отступлений из поэмы «Треугольная груша» (1962).

Уже тогда наиболее прозорливые знатоки поняли, что в лице Вознесенского Россия получила нечто ранее не бывавшее. Уже тогда они говорили, что остросовременная, новаторская, во многом экспериментальная поэзия Андрея Вознесенского воплощает в себе своеобразный синтез лирики и философского начала, музыкальности и бьющей в набат тревоги. Необычный ритм стиха, дерзкие метафоры, тематические «порывы» ломали устоявшиеся каноны «благополучной» советской поэзии. Именно поэтому еще громче и чаще слышались злобные вопли советских ортодоксов и просто завистников. Сохранился плакат, выпущенный огромным тиражом, где рабочий выметает метлой «идеологический мусор», в котором наиболее заметна книжечка с названием «Треугольная груша»

В марте 1963 года Н. С. Хрущев, Первый секретарь ЦК КПСС и Председатель Совета Министров СССР собрал в Кремле «представителей художественной интеллигенции». На трибуну был вызван Вознесенский. Он не успел сказать и нескольких слов, когда Хрущев обрушился на молодого поэта с яростной руганью, с угрозами выслать его из страны. По стране началась кампания проработок и разоблачений. Вознесенский решил на всякий случай не появляться в Москве, скитаясь по стране, где всегда находились его почитатели.

Ему повезло, что еще до хрущевской ругани он успел побывать за границей. После снятия Хрущева у Вознесенского с властью складываются двойственные отношения. Его выпускают за границу, но только изредка, далеко не на все приглашения, которые он получает. Его печатают, но чаще не печатают. Каждый его сборник моментально исчезает из магазинов (часть тиража просто забирает себе номенклатура). За три десятка лет критика писала о нем считанные разы.

Но несмотря на замалчивание, неизменным оставалось восторженное почитание поклонников - от «шестидесятников» до современной молодежи - проявляющееся во всегда переполненных залах, где проходили выступления поэта, в ценах «черного рынка» на сборники, в переписанных от руки текстах, в сочинениях смелых десятиклассников.

Перу А. А. Вознесенского принадлежит два десятка сборников прозы и стихов, в том числе «Треугольная груша», «Антимиры» (1964), «Ахиллесово сердце» (1966), «Взгляд» (1972), «Дубовый лист виолончельный» (1975), «Витражных дел мастер» (1976), «Соблазн» (1978), «Избранная лирика» (1979), «Безотчетное» (1981), «Прорабы духа» (1984), «Ров» (1986), «Аксиома Самоиска» (1990), «Видеомы» (1992) (тираж 1000 экземпляров), «Casino «Россия»» (1997), «На виртуальном ветру» (1998), «Страдивари сострадания» (1999), а также «Девочка с персингом», «Жуткий кризис «Суперстар»», «Гадание по книге"и другие. В 1993 году в журнале «Дружба народов» опубликован безразмерный молитвенный сонет «Россия воскресе». В 1983 году вышло собрание сочинений в 3-х томах. В настоящее время издательство «Вагриус» приступило к выпуску 5-томного собрания сочинений поэта.

Цикл стихов Вознесенского «Антимиры» (1964) был поставлен в виде сцен и песен Театром на Таганке, где впервые на сцену с гитарой вышел В.Высоцкий. На Таганке был поставлен также спектакль «Берегите ваши лица», снятый сразу же после премьеры.

Рок-опера «Юнона и Авось» (музыка Алексея Рыбникова) в Ленкоме и в других театрах России, ближнего и дальнего зарубежья приобрела огромную популярность, стала классикой жанра.

На стихи поэта написаны многие популярные эстрадные песни, в том числе «Миллион алых роз» (муз.Р.Паулса), «Песня на «бис» (муз.Р.Паулса), «Начни сначала» (муз.Е.Мартынова), «Плачет девочка в автомате» (муз.Е.Осина), «Новые московские сиртаки» (О.Нестеров), а также много романсов на музыку М.Таривердиева.

Последние годы, найдя применение своей «академической» специальности, А. Вознесенский работал в жанре визуальной поэзии. Всегда стремившийся к синтезу искусств, он соединил чтение стихов с музыкой и демонстрацией так называемых видиом. Выставки этих произведений - видиом- с успехом прошли в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, в Париже, Нью-Йорке, Берлине. Его авторские вечера проходили во многих городах планеты.

Андрей Вознесенский - автор эссе и статей по вопросам литературы и искусства. Много и плодотворно занимался переводами, активно участвовал в организации авторских вечеров молодых поэтов. В 1979 году он принял участие в выпуске неофициального альманаха «Метрополь».

А. А. Вознесенский был вице-президентом Русского Пен-центра, его усилиями и инициативой был создан музей Бориса Пастернака в Переделкино. Он был избран академиком и почетным членом десяти академий мира, в том числе Российской академии образования, Американской академии Литературы и искусства, Баварской академии искусств, Парижской академии братьев Гонкур, Европейской академии поэзии и других.

Андрей Вознесенский - лауреат Государственной премии СССР (1978, за сборник «Витражных дел мастер»), дважды удостаивался американских премий. На Парижском фестивале «Триумф» (1996) газета «Нувель Обсерватер» назвала А. А. Вознесенского «самым великим поэтом современности».

Вознесенский Андрей Андреевич(1933 - 2010) – известный поэт, прозаик, публицист ХХ века. В 14 лет послал свои произведения Б.Л. Пастернаку, после чего великий поэт пригласил к себе юнца и поспособствовал развитию его таланта. По образованию Андрей Вознесенский архитектор, по призванию – поэт. В литературу он просто ворвался, после того, как все начали зачитываться его поэмой «Мастера»(1959). Сборники его лирики «Парабола» и «Мозаика» мгновенно раскупали почитатели его творчества и зачитывали до дыр.

Его поэзию называли синтезом лирики и философии, музыки и тревоги. Он пошел против всех устоявшихся канонов «благополучия» поэзии СССР. Сам Хрущев за это грозился ему высылкой из страны. Нельзя его отношения с властью назвать однозначными. Его скудно печатают, рьяно критикуют, иногда выпускают за границу. Зато поклонники почитают, переписывают сборники от руки и с удовольствием слушают его выступления.

А.А. Вознесенский написал 20 сборников прозы и поэзии. Сегодня издательством «Вагриус» готовится выпуск пятитомника сочинений великого поэта ХХ века.

Стихи поэта стали известными популярными песнями. За одну только «Миллион алых роз» можно было считать поэта великим автором песен.

Был женат на Зое Борисовне Богуславской, которая также принадлежала к писательской среде. Еще она занималась критикой кино и театра. Это она инициировала, а потом координировала премию «Триумф».

В последние года Вознесенский осваивал жанр визуальной поэзии, писал так называемые «видиомы». Их выставляли в музеях известных европейских столиц, а также в Нью-Йорке. Еще А. Вознесенский писал эссе и статьи, освещавшие ключевые моменты литературы и искусства, многочисленны его переводы, много организовано авторских вечеров. В 1979 году поэт участвовал в издании неофициального альманаха «Метрополь».

Будучи вице-президентом Русского Пен-центра, считая Б. Пастернака своим наставником, Вознесенский создал музей поэта. В разные годы его избирали академиком и почетным членом 10 мировых академий.

В 1978 году Андрей Вознесенский был удостоен Государственной премии Советского Союза. Два раза удостаивался американских премий.

Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве. Раннее детство провел в родном городе матери Киржаче Владимирской области. Был эвакуирован с матерью в Курган во времена Великой Отечественной войны. После возвращения в Москву, где ходил в школу, уже в 14 лет пишет первые стихи.

После школы поступает в архитектурный институт, после окончания института Вознесенский так и не работал по специальности.

В 1958 году выходят в свет первые стихи, а в 1960-м был опубликован первый сборник «Мозаика». Спустя некоторое время выходит второй сборник «Парабола». Поэта стали приглашать на вечера, где были такие же поэты, гонимые в советском государстве.

В особенности был недоволен поэтом Никита Хрущев, «спасло» же Вознесенского требование Джона Кеннеди, оставить его в покое. Стихотворения Андрея Вознесенского стали переводить и выпускать за границей.

В 1962 году выходит третий сборник «Треугольная груша», вызвавший новые недовольства со стороны власти. Поэт подвергается жесточайшей критике, а произведения его передаются только «из-под полы». Несмотря на это поэт каждый год выходят новые сборники.

Первой супругой поэта была его коллега Белла Ахмадулина, но вместе прожили они недолго. Музой же для поэта почти на протяжении всей жизни была Зоя Богуславская. Брак с Зоей не подарил поэту детей, на смертном одре рядом с Андреем Вознесенским была именно Зоя Богуславская.

В 1995 году у поэта обнаружили болезнь Паркинсона. В 2006 году произошел первый инсульт, осложнением которого были трудности с передвижением и паралич руки. В 2010-ом еще один инсульт, после которого поэт потерял голос. Весной была перенесена операция, но третий инсульт случился в первые теплые деньки, этот удар Вознесенский уже не пережил. Похоронен литератор на Новодевичьем кладбище.

Читать биографию Вознесенского Андрея Андреевича

Мы знаем Андрея Вознесенского прежде всего как замечательного поэта, в творчестве которого отобразилась целая эпоха. Коренной москвич, он появился на свет в мае 1933 года. Его отец был талантливым инженером, всю жизнь занимался строительством гидроэлектростанций, возглавлял институт. В начале войны семья была вынуждена эвакуироваться в Курган, жили в семье простого рабочего. Вознесенский вспоминал, какие добрый и чуткие люди их окружали.

Еще в школе начал писать стихи, с удовольствием их читал друзьям и любимой девушке. Восхищался творчеством Пастернака, поэтому только представилась возможность, написал письмо со своими стихами. Так началась дружба четырнадцатилетнего мальчишки и знаменитого поэта. Много позже о своем друге напишет эссе «Мне четырнадцать лет». Под влиянием отца отучился в архитектурном институте и будучи талантливым человеком оставил свой след как архитектор и художник В поэзии Вознесенский искал свой путь, увлекался Маяковским и Кирсановым, его стихи этого периода отличается удивительной самобытностью, которая сразу привлекла читателя.

Уже в 1959 году выходит в печать сборник «Мозаика» и попадает под цензуру, второй сборник «Парабола» ждала та же участь. Поэта обвиняют в неправильном видении истории и формализме, жестоко критикуют. Однако Вознесенский часто выезжает с гастролями за рубеж, становится очень популярным поэтом.

В личной жизни мастер оказался счастливым человеком, жена была его музой, верным другом и помощницей все 46 лет совместной жизни.

Целый цикл стихов поэт посвящает проблеме отношения человека и природы. "Роща”, "Бобровый плач”, "Песнь вечерняя”, "Не трожь человека, деревце!. Не бей человека, птица!” – каждая строчка взывает, требует остановиться, пересмотреть свою отношение ко всему живому. Выходит книга стихов «Треугольная груша», поэма «Лонжюмо». Книга стихов «Антимиры» звучит с театральной сцены. Сам Владимир Высоцкий пишет музыку к стихам и исполняет «Песню акына». Во времена оттепели Вознесенский много пишет, активно печатается, получает государственную премию. Открывается еще один талант поэта, он становится знаменитым песенником, целые поколения росли с его песнями. Пишет либретто к рок-опере «„Юнона“ и „Авось“», романсы в постановке замечательно исполняет Николай Караченцев.

С взрослением приходит новое восприятие мира, интимная лирика перестает быть главной темой в творчестве Вознесенского. Он раскрывает себя как гражданин и человек, остро чувствующий трагедию времени и общества. В 90-е мастер остро чувствует как распадается государство, духовная основа общества. Результатом стала поэма «Рапсодия распада», обращается к христианской морали, пишет поэму «Андрей Полисадов», в честь своего прадеда-священника. Много экспериментирует с формой, становится на позиции пост авангардизма.

Вознесенский не любит шумную Москву. Предпочитает жить и работать на лоне природы в Переделкино. В память об учителе Борисе Пастернаке дважды в год устраивает литературные вечера. Здоровье поэта ухудшается, перенес несколько инсультов и в 78 лет умер, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Ершов Петр Павлович

    Известный писатель Петр Ершов родился в 1815 году 22 февраля. Он родился в семействе чиновника в поселке Безруково. Свое детство писатель провел в поселке Березово. Семья часто переезжала из – за должности отца Ершова

  • Рэй Брэдбери

    Рэй Брэдбери, известнейший автор научно-фантастических произведений, чьи книги переведены более чем на 40 языков мира, родился 22 августа 1920 в городе Уокиган, штат Иллинойс, США, в семье наладчика телефонных линий и шведской иммигрантки

  • Зинаида Гиппиус

    В 1869 году 20 ноября в семье обрусевшего немца и дворянина Николая Гиппиус родилась дочь Зинаида. Родиной будущей мадонны декаданса стал небольшой городок Белёв, расположенный в Тульской губернии.

  • Гоген Поль

    Наверное, практически для каждого творца и подлинного художника биография имеет довольно высокое значение. Формирование взглядов, наличие насыщенного опыта – подобные факторы и формируют творческую индивидуальность.

  • Игорь Васильевич Курчатов

    Игорь Курчатов – советский физик, создавший основы атомной энергетики, изобрёл первую в СССР атомную бомбу. Игорь Васильевич Курчатов появился на свет 21 февраля 1903 года в Симском Заводе.

Андрей Вознесенский – советский поэт-шестидесятник, публицист, поэт-песенник. Несмотря на прохладное отношение власти к творчеству поэта, в 1978 году Андрей Андреевич удостоился Государственной премии СССР. Вошел в плеяду классиков XX столетия.

Андрей Андреевич Вознесенский родился в мае 1933 года в столице. Его отец – инженер-гидротехник по специальности, строил знаменитые Братскую и Ингурскую гидроэлектростанции. Позже он стал профессором и возглавил Институт водных проблем.

Ранние детские годы будущий поэт провел в городке Киржаче Владимирской области, откуда была родом мама Антонина Сергеевна. В семье также подрастала старшая сестра Андрея – Наташа.

Грянувшая Великая Отечественная война и последовавшая эвакуация заставили 8-летнего Андрея вместе с мамой перебраться в Курган, где мальчик ходил в школу. Позже Вознесенский поделился, что эвакуация хотя и забросила его в дыру, но «какая добрая это была дыра».


В Москве Андрей Андреевич закончил одну из старейших столичных школ, в которой также учился . Стихи мальчик начал писать рано, а в 14 лет отважился послать некоторые из них своему любимому поэту . Тот оценил произведения юного коллеги очень высоко, и они подружились. Влияние Пастернака на Вознесенского было огромным.

После получения аттестата Андрей Вознесенский стал студентом архитектурного института. В престижный вуз Андрей отправился по настоянию Пастернака, который боялся, что преподаватели литературного института загубят талант Вознесенского. В 1957-ом, получив диплом о высшем образовании, поэт отметил это событие строками: «Прощай, архитектура! Пылайте широко, коровники в амурах, сортиры в рококо!..» . По специальности Вознесенский не работал никогда.

Литература

Творческая биография Андрея Вознесенского развивалась стремительно. В 1958 году впервые были опубликованы его стихи. Они оказались яркими, насыщенными метафорами, звуковыми эффектами и усложненной ритмической системой. В каждой строчке сквозил подтекст, что было непривычным и новым для того времени. Влияние на поэзию Андрея Андреевича оказал не только Борис Пастернак, но и творчество и футуриста Семена Кирсанова.


Дебютный сборник поэзии Вознесенского увидел свет в 1960-ом. Он получил название «Мозаика». За критику власти и советского строя молодой поэт сразу же оказался в опале. Его произведения были поставлены в один ряд с такими же «неформатными» стихами «шестидесятников» и . Редактор, позволивший издать сборник Вознесенского, был с треском выгнан с должности, а тираж едва удалось сберечь от уничтожения.

Однако все неприятные обстоятельства, сопутствовавшие выходу первой книги, не испугали Вознесенского. Спустя несколько месяцев вышел второй сборник, названный «Парабола». Он тут же превратился в библиографическую редкость, хотя был издан огромным тиражом. Андрея Андреевича начали приглашать на закрытые вечера, где свои произведения читали такие же опальные коллеги. Вместе с тем поэты, воспевающие советский строй, делали Андрея Вознесенского героем стихотворных карикатур.


На Вознесенского ополчился . Он вознамерился выгнать неудобного литератора из страны, но после личной просьбы генсек оставил поэта в покое. Среди поклонников Вознесенского был Роберт Кеннеди. Он даже переводил произведения советского поэта на английский язык.

По просьбе Кеннеди Андрея Андреевича начали выпускать за рубеж. В Америке Вознесенский познакомился с коллегой Алленом Гинзбергом, знаменитым драматургом и голливудской кинодивой , которой затем посвятил стихотворение. Побывал поэт во многих странах Европы, где его талант почитали, а стихи любили.


В 1962 году Вознесенский выпустил новый сборник, названный «Треугольная груша», что вызвало новую волну негодования представителей власти. Поэта критикуют и унижают, в газетах выходят разгромные статьи критиков, зато народ его любит. Произведения Андрея Вознесенского перепечатывают и выпускают в «самиздате», передавая друг другу «из-под полы».

Поэт работает не покладая рук. Каждый год Вознесенский радует почитателей новым сборником великолепной поэзии. Поэт-романтик воспевает чувство любви в стихах «Не возвращайтесь к былым возлюбленным», «Сон», «Романс», «Вальс при свечах». Каждый раз эмоции, рождающиеся в строках произведений о любви, словно маятник стремятся то к полюсу вселенской любви, то к полюсу всеобъемлющего трагизма.


В 1981 году на всю Москву прогремела ленкомовская постановка рок-оперы «Юнона и Авось» на либретто Андрея Вознесенского и музыку . Вокальные номера «Я тебя никогда не забуду», «Аллилуйя» производили на зрителей оглушительное впечатление. Зал с первых дней показа спектакля был переполнен. Несколько осложнила ситуацию публикация в иностранной прессе статьи о постановке, после которой советское правительство долго не выпускало театральную труппу на гастроли с рок-оперой за рубеж, а также препятствовало распространению пластинки.

Рок-опера «Юнона и Авось» оказалась не первым театральным воплощением поэзии Вознесенского. В театре на Таганке с аншлагами шла постановка поэтического цикла «Антимиры» на музыку и .


Потомкам поэт оставил 8 поэм, среди которых значатся «Лонжюмо», «Оза», «Ров». Произведение «Андрей Полисадов» литератор посвятил своему прадеду, муромскому архимандриту. Последняя поэма, безразмерный молитвенный сонет «Россия воскресе», появилась в 1993 году на страницах издания «Дружба народов». В литературное наследие Вознесенского входят также мемуарная проза и публицистика. Единственное крупное прозаическое произведение Андрея Андреевича «Прорабы духа» появилось в 1984 году.

Сегодня Андрей Вознесенский знаком стихами, превратившимися в популярные музыкальные хиты «Плачет девочка в автомате», «Верни мне музыку», «Подберу музыку», «Танец на барабане». А песня в исполнении «Миллион алых роз» по праву считается главным шлягером советской эпохи. На стихи Вознесенского создавали свои шедевры композиторы , .

Вознесенский вместе с семьей жил в знаменитом поселке «Переделкино». Его дом находился в близком соседстве с дачей Пастернака. В свое время дому-музею Вознесенским был подарен портрет наставника, который Андрей сделал еще в 7 классе на уроке труда, используя маленькое фото Пастернака. Ежегодно благодарный ученик в день рождения и день смерти учителя посещал его дачу. Пережить Пастернака Вознесенскому удалось на 50 лет и два дня.

Личная жизнь

Первой супругой Андрея Вознесенского стала Белла Ахмадуллина. Поэтесса ушла от мужа Евгения Евтушенко именно к нему. Но прожили Вознесенский и Ахмадуллина недолго. Есть версия, что сборник «Треугольная груша» получил название из-за этого любовного треугольника.


Личная жизнь Андрея Вознесенского почти полвека была связана с другой женщиной, преданной музой и хранительницей семейного очага Зоей Богуславской – прозаиком, драматургом и поэтессой. На момент знакомства поэта с будущей супругой Зоя была состоявшимся литератором, в благополучном браке у нее подрастал сын. Но любовь к поэту оказалась сильнее.


Есть слухи о еще одном романе Вознесенского, на который его супруге Зое одно время приходилось закрывать глаза. Поговаривают, что Андрей Андреевич был влюблен в актрису . Якобы стихи из рок-оперы «Юнона и Авось» «Я тебя никогда не забуду» посвящены именно этой женщине. Этот роман был описан в одной из повестей .


Тем не менее, большую часть жизни поэт прожил с Зоей Богуславской. В этом браке не было общих детей. Но Зое Борисовне суждено было находиться с супругом до последних минут его жизни.

Смерть

Первый тревожный звоночек для поэта прозвучал в 1995 году. У Андрея Вознесенского нашли первые признаки болезни Паркинсона. У литератора начали слабеть мышцы горла, рук и ног.


В 2006-ом у Вознесенского случился первый инсульт, следствием которого стал паралич руки и проблемы с ногами. В 2010-ом – новый инсульт и полная потеря голоса. Весной поэта прооперировали в Мюнхенской клинике. Но в первый же летний день, когда Андрей Андреевич уже был в Переделкино, грянул третий инсульт, которого поэт не смог пережить. Умирал Андрей Андреевич на руках у жены, которой перед смертью нашептывал новые стихотворные строки.

Похоронили знаменитого литератора на Новодевичьем кладбище, где покоятся тела его родителей.

Библиография

  • 1960 – «Мозаика»
  • 1960 – «Парабола»
  • 1964 – «Антимиры»
  • 1972 – «Взгляд»
  • 1974 – «Выпусти птицу!»
  • 1976 – «Витражных дел мастер»
  • 1984 – «Иверский свет»
  • 1990 – «Аксиома самоиска»
  • 1996 – «Не отрекусь»
  • 2000 – «Моя Россия»
  • 2004 – «Возвратитесь в цветы!»
  • 2008 – «Тьмать»

Андрей Вознесенский – знаменитый и талантливый автор стихов и песен, которые знал и любил весь Советский Союз, родился в Подмосковье 12.05.1933 г.

Детство

Андрей Вознесенский – интеллигент в третьем поколении. Его отец был одним из крупнейших советских инженеров, руководил строительством нескольких гидроэлектростанций, был доктором технических наук.

Прадед был служителем церкви, носил титул архимандрита. И хотя «поповское происхождение» во времена становления Советской власти не приветствовалось, мальчик всегда помнил о том, что его предки были интеллигентными, образованными и уважаемыми людьми и старался им соответствовать.

Мама была из простой семьи, но тоже получила базовое образование. Хотя она почти всю жизнь не работала, посвятив себя мужу и сыну. Во время войны их эвакуировали в далекий уральский город Курган.

Вспоминая об том времени, Вознесенский всегда подчеркивал, что именно тогда, когда было тяжелее всего, люди бережно и внимательно относились друг к другу. Эти годы научили его ценить даже то малое, что имеешь и не бояться искренне проявлять свои чувства.

Литературное восхождение

Литературные способности мальчика раскрылись очень рано. Писать стихи он начал с самого детства. Рифмы складывались непринужденно сами собой, и даже в ранних произведениях уже присутствовал сложный ритмический рисунок. Андрей часто писал для школьной стенгазеты, но больше сочинял для себя.

Родители поощряли его творчество, но посоветовать или покритиковать не могли – оба они были далеки от литературы.

Пытаясь получить объективную оценку своего творчества, еще в подростковом возрасте Андрей отправил письмо уже находящемуся на пике популярности любимому своему поэту Борису Пастернаку и попросил честно высказать свое мнение о вложенных в письмо стихах.

К своему удивлению, он очень быстро получил ответ, в котором Пастернак подтвердил, что мальчик действительно талантлив. Знаменитый поэт написал, что несказанно рад знакомству с юным дарованием и с удовольствием будет продолжать общение.

Умение наблюдать и размышлять, которое было привито мальчику с детства, с одной стороны и сделало его известным, так как его стихи всегда отличались точность, ясностью, нестандартными образами.

С другой же оно сослужило ему плохую службу, поскольку многое звучало как критика сталинского режима. В стихах ему удалось отразить несоответствие звучавших со всех сторон призывов и лозунгов повседневным реалиям советского пространства.

В опале

Хотя Вознесенский по настоянию отца получил архитектурное образование, душа и мысли его были заняты литературой. Первые публикации состоялись уже после получения диплома. И сразу же на него обрушилась критика советской цензуры. Впрочем, до того, как ситуация крайне обострилась, успели выйти два его поэтических сборника.

Редактор первого из них поплатилась за это своей должностью. Практически весь тираж второго молниеносно убрали с открытой продажи.

Однако в те годы поэзией увлекались многие, часто устраивались литературные чтения и поэтические вечера. Поэты собирались на Арбате и в здании Московского политеха. Вознесенский быстро стал популярным. Познакомился с другими молодыми и талантливыми авторами, которые тоже подвергались жестокой критике и гонениям: Евтушенко, Ахмадулиной.

И если в годы Хрущевской оттепели на многое закрывали глаза, то в начале 60-х любое проявление инакомыслия тут же ставило человека под прицел спецслужб. Тогда в СССР началась волна массовой эмиграции. Уехало множество талантливых ученых, артистов, музыкантов, деятелей литературы и искусства. Попал под эту «зачистку» друг и наставник Вознесенского Борис Пастернак.

В 1963 году началась откровенная травля поэта. Тем более, что за два года до этого он выезжал в США для проведения творческих вечеров среди русских эмигрантов. О поэте ходили разные слухи. Одни считали его прислужником КГБ, который просто подстрекал своими бунтарскими стихами проявить несогласие с режимом других литераторов. Другие же убеждены в том, что спецслужбы реально травили и преследовали его по приказу самого Хрущева.

Так или иначе, долгие годы, вплоть до начала 70-х его сборники издавались исключительно за границей, публичные выступления в СССР не приветствовали, хотя невыездным он тоже не был. На этот период литературные и поэтические вечера за границей стали для него настоящей отдушиной и не позволили сдаться и забросить свое творчество.

Песенное творчество

Прекрасные, ритмичные, лиричные стихи поэта легко ложились на любую музыку. Кстати, первый такой опыт у Вознесенского состоялся в сотрудничестве с другим гениальным бардом неподражаемым Владимиром Высоцким.

Скандально известный Театр на Таганке в 1965 году поставил целый спектакль, основой для которого стал сборник стихов Вознесенского «Антимиры». Один из них Высоцкий положил на музыку и так родилась первая песня.

Страстным поклонником творчества поэта был популярный латышский композитор, автор бесчисленного количества хитов Раймонд Паулс. В творческом тандеме, который просуществовал не один десяток лет было написано огромное количество всенародно любимых произведений, многие из которых вошли в репертуар советской примадонны Аллы Пугачевой: «Миллион алых роз», «Танец на барабане» и др.

Настоящий фурор среди зрителей произвела первая советская рок-опера «Юнона и Авось», созданная гениальным режиссером Марком Захаровым. Либретто в опере было написано Андреем Вознесенским, а музыка – композитором-песенником Алексеем Рыбниковым. Премьера состоялась в 1981 году в театре Ленинского комсомола, и это произведение до сих пор не сходит со сцены и все так же тепло принимается зрителями.

Жизнь и смерть поэта

Всю свою жизнь поэт любил одну-единственную женщину – театроведа, литературного критика Зою Богуславскую. Они прожили в браке неполные пятьдесят лет до самой смерти поэта. Вознесенский любил жизнь во всех ее проявлениях – с удовольствием путешествовал, вел физически активную жизнь, любил плавать, кататься на лыжах.

Все его предки ушли из жизни в достаточно преклонном возрасте, и сам Вознесенский долго сохранял ясность ума и активность. Но в конце 90-х самочувствие поэта резко ухудшилось. Жена настояла на проведении всестороннего обследования, которое и выявило у него тяжелое генетическое заболевание – болезнь Паркинсона, поражающее нервную систему.

Более 10 лет поэт, постепенно слабея, самоотверженно боролся с недугом, и все это время любящая супруга находилась с ним неотлучно. Сначала он потерял голос, затем ослабели мышцы рук и ног. В последние месяца поэту было трудно даже передвигаться самостоятельно. Первого июня 2010 года одного из самых выдающихся наших современников не стало. Похоронен он на Новодевичьем кладбище, рядом с могилой отца.

Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве. Отец -- Андрей Николаевич Вознесенский (1903--1974), инженер-гидротехник, доктор технических наук, профессор, директор Гидропроекта, Института водных проблем АН СССР, участник строительства Братской и Ингурской гидроэлектростанций, заслуженный деятель науки и техники Узбекской ССР; мать -- Антонина Сергеевна (1905--1983), урожд. Пастушихина была родом из Владимирской области. Прапрадед Андрея Андреевича, Андрей Полисадов был архимандритом, настоятелем Благовещенского муромского собора на Посаде.

В Киржаче Владимирской области Вознесенский провел часть детства. Во время Великой Отечественной войны Андрей с матерью были эвакуированы из Москвы и жили в городе Кургане в семье машиниста. Андрей учился в 1941--1942 годах в школе № 30. Позднее, вспоминая эту пору, Андрей Андреевич написал: «В какую дыру забросила нас эвакуация, но какая добрая это была дыра».

После возвращения из эвакуации учился в одной из старейших московских школ (ныне Школа № 1060). В четырнадцатилетнем возрасте послал свои стихи Борису Пастернаку, дружба с которым в дальнейшем оказала сильное влияние на его судьбу. Окончил в 1957 году Московский архитектурный институт. 46 лет прожил в браке с писательницей, кино- и театральным критиком Зоей Богуславской.

Первые стихи поэта, сразу отразившие его своеобразный стиль, были опубликованы в 1958 году. Его лирика отличалась стремлением «измерить» современного человека категориями и образами мировой цивилизации, экстравагантностью сравнений и метафор, усложнённостью ритмической системы, звуковыми эффектами. Он ученик не только Маяковского и Пастернака, но и одного из последних футуристов -- Семёна Кирсанова. Вознесенский написал стихотворение «Похороны Кирсанова», позже положенное на музыку под названием «Памяти поэта» большим поклонником Кирсанова Давидом Тухмановым (песню исполнял Валерий Леонтьев).

Первый сборник Вознесенского -- «Мозаика» -- был издан во Владимире в 1959 году, и навлёк на себя гнев властей. Редактора Капитолину Афанасьеву сняли с работы и даже хотели уничтожить тираж. Второй сборник -- «Парабола» -- вышел в Москве и сразу стал библиографической редкостью. Одно из лучших стихотворений этого периода -- «Гойя», нестандартно отразившее трагедию Великой Отечественной войны, -- было обвинено в формализме.

В то время устраивались многочисленные встречи с поэтами. Проходили ставшие известными вечера в Политехническом музее, где звучали строки Вознесенского:

Пожар в Архитектурном

Пылайте широко

Коровники в амурах

Райклубы в рококо.

Вознесенский наряду с Евтушенко и Ахмадулиной вызывал резкое неприятие у некоторой части советской литературной общественности. Это неприятие выражалось и в стихах -- например, в стихотворении Николая Ушакова «Модный поэт», 1961:

Он сменною модой недельной

когда-то пленял молодёжь.

Так что ж ты, цветок рукодельный,

сегодня не модно цветёшь?

Или в стихотворении Игоря Кобзева «Комсомольским активистам», 1963:

Им служат оружьем трясучие джазы

И разный заморский абстрактный бред.

У них, говорят, появился даже

Собственный свой популярный поэт…

На улице Горького в «Окнах сатиры» уже в 60-х годах изображён рабочий, выметающий «нечисть» метлой, -- и среди сора-нечисти был изображён Вознесенский со сборником «Треугольная груша».

В марте 1963 года на встрече с интеллигенцией в Кремле Никита Хрущёв подверг поэта резкой критике. Под аплодисменты большей части зала он кричал: «Можете сказать, что теперь уже не оттепель и не заморозки -- а морозы… Ишь ты какой Пастернак нашелся! Мы предложили Пастернаку, чтобы он уехал. Хотите завтра получить паспорт? Хотите?! И езжайте, езжайте к чертовой бабушке. Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам!»

Не менее резкое неприятие вызывал Вознесенский у представителей неподцензурной литературы, которых советская власть не допускала в печать, вынуждая публиковать свои произведения исключительно в самиздате, -- например, Всеволод Некрасов обращался к Вознесенскому с такими стихами:

Не ке ге бе

Не ке ге бе Ву

Понимаешь

Намекая на то, что бунтарская позиция Вознесенского санкционирована КГБ СССР.

Вознесенский неоднократно выезжал в различные зарубежные страны для выступлений: 1961 -- Польша; 1961, 1966, 1968, 1971, 1974, 1977, 1984 -- США; 1962, 1966, 1969, 1976, 1977, 1983 -- Италия; 1962, 1963, 1973, 1982, 1984 -- Франция; 1967, 1977, 1983 -- ФРГ; 1971 -- Канада; 1964, 1966, 1977, 1981 -- Великобритания; 1973 -- Австралия; 1968 -- Болгария; 1981 -- Мексика и мн. др. Он стал одним из самых популярных русских поэтов в США. Вознесенский сдружился с поэтом-битником Алленом Гинзбергом, стал другом семьи Артура Миллера. Его встреча с Мэрилин Монро позднее запечатлелась в строках:

Я Мэрлин, Мэрлин.

Я героиня

Самоубийства и героина.

Другие стихи ещё более откровенны:

В Америке, пропахшей мраком,

Камелией и аммиаком.

Пыхтя, как будто тягачи,

За мною ходят стукачи…

Невыносимо быть распятым,

До каждой родинки сквозя,

Когда в тебя от губ до пяток,

Повсюду всажены глаза…

Пусти, красавчик Квазимодо,

Душа болит кровоточа

От пристальных очей свободы

И нежных взоров стукача.

Через год после сборника «Треугольная груша» вышла посвящённая Ленину поэма Вознесенского «Лонжюмо». Стихотворный сборник «Антимиры» послужил основой знаменитого спектакля Театра на Таганке в 1965 году. Для этого спектакля Владимир Высоцкий написал музыку и спел «Песню акына» на стихотворение Вознесенского.

В 1970-е Вознесенского стали издавать достаточно хорошо, он выступал по телевидению и получил в 1978 году Государственную премию СССР, но в том же году принял участие в неподцензурном альманахе «Метрополь» (1978).

Вознесенский -- автор архитектурной части монумента «Дружба навеки» (совместно с Ю. Н. Коноваловым), установленного в 1983 году в память двухсотлетия добровольного присоединения Грузии к России на Тишинской площади в Москве. Скульптурная часть памятника выполнена З.Церетели.

Вознесенский дружил со многими деятелями искусства, о встречах с которыми вспоминал в статьях и мемуарно-биографических книгах. Он был собеседником Сартра, Хайдеггера, Пикассо, встречался с Бобом Диланом.

На стихи поэта написаны популярные эстрадные песни: «Плачет девочка в автомате», «Верни мне музыку», «Подберу музыку», «Танец на барабане», «Песня на „бис“» и главный хит «Миллион алых роз», где поэт в стихах пересказал новеллу Паустовского о любви художника Пиросмани к французской актрисе. С автором четырёх последних песен Раймондом Паулсом Вознесенский сотрудничал очень много. Рок-опера «Юнона и Авось», написанная на либретто Вознесенского Алексеем Рыбниковым, была поставлена в 1981 году Марком Захаровым в Московском театре имени Ленинского комсомола и до сих пор не сходит со сцены. Наиболее известен романс «Я тебя никогда не забуду», основанный на стихотворении «Сага».

Жил и работал в подмосковном Переделкино, по соседству с дачей-музеем Бориса Пастернака, где два раза в год, 10 февраля (день рождения Пастернака) и 30 мая (день смерти поэта) проводил поэтические чтения. Встречам с Пастернаком посвящена книга Вознесенского «Мне четырнадцать лет».

Первый инсульт поэт пережил за 4 года до смерти. В 2010 году Андрей Вознесенский перенёс второй инсульт, после которого он окончательно не оправился.

Андрей Андреевич Вознесенский скончался 1 июня 2010 года после продолжительной болезни на 78-м году жизни у себя дома в Москве. Отпевание поэта по православному обряду состоялось в полдень 4 июня в церкви святой мученицы Татьяны при МГУ. Андрея Вознесенского похоронили 4 июня 2010 года на Новодевичьем кладбище в Москве рядом с родителями.