Кто осуществляет государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о гражданской службе? Государственному гражданскому служащему об основах антикоррупционного поведения Государственному гражданскому служащему об основах антикорру

· определение основных направлений государственной политики в области противодействия коррупции

· координации деятельности в области противодействия коррупции

· формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению

· создание нормативной правовой базы противодействия коррупции

544. Конфликт интересов на государственной службе – это ситуация, когда:

· личная заинтересованность государственного служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей

· государственным служащим совершено коррупционное правонарушение

· государственный служащий получает поручение, исполнение которого связано с нарушением действующего законодательства

· государственный служащий негативно оценивает реализуемую государственным органом политику или принятые руководством решения и, как следствие, не прилагает достаточного усердия и добросовестности для выполнения своих должностных обязанностей

545. Целью выявления и урегулирования конфликта интересов на государственной службе является:

· выявление коррупционных правонарушений, совершенных государственным служащим

· установление полного контроля над интересами государственных служащих

· предотвращение совершения государственным служащим коррупционных правонарушений

· профилактика индивидуальных служебных споров на государственной гражданской службе

546. Решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов принимаются:

· Председателем комиссии

· Председателем комиссии по результатам проведения открытого голосования (если комиссия не примет иное решение)

547. Государственный гражданский служащий при возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения обязан:

· Уведомить об этом своего непосредственного начальника в письменной или устной форме (по выбору государственного гражданского служащего) как только ему станет об этом известно

· Поставить в известность об этом своего непосредственного начальника в письменной форме в месячный срок со дня возникновения конфликта интересов или возможности его возникновения

· Уведомить о конфликте интересов (возможности его возникновения) как только служащему станет об этом известно, в порядке, определенном представителем нанимателя

· Направить письменное заявление в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов о проведении заседания комиссии

548. К антикоррупционным запретам, требованиям, ограничениям на государственной службе относятся:

· запрет на нахождение на государственной службе близких родственников при наличии их подчиненности друг другу

· ограничения на работу по совместительству

· ограничения на публичные высказывания в отношении деятельности государственных органов

· требование прохождения процедуры оформления допуска к информации, составляющей государственную тайну

549. В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается:

· возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в денежной форме

· возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в натуральной форме

· возможность получения гражданским служащим нематериальной выгоды

550. Государственный служащий обязан уведомить представителя нанимателя:

· обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений

· обо всех случаях обращения каких-либо лиц к другим государственным служащим в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений

· только о тех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений, которые имели место в течение рабочего времени

551. Непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов:

· влечет применение к гражданскому служащему мер дисциплинарной ответственности

· является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы

· влечет применение к гражданскому служащему мер уголовной ответственности

552. Гражданскому служащему запрещено получать вознаграждения от физических и юридических лиц:

· в связи с исполнением должностных обязанностей

· в связи с исполнением должностных обязанностей при условии, что получение вознаграждения может привести или приводит к конфликту интересов

· в связи с исполнением должностных обязанностей, если вознаграждение предоставляется в денежной форме

553. К компетенции комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов относится:

· рассмотрение обращений граждан о даче согласия на членство в политической партии

· рассмотрение заявлений государственных служащих о даче согласия на занятие иной оплачиваемой деятельности

· рассмотрение заявлений государственных служащих, желающих выкупить подарок, полученный в связи с исполнением должностных обязанностей

· рассмотрение обращений государственных служащих о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах своих супруги (супруга)

554. Стоимость подарка, полученного гражданским служащим в связи с официальным мероприятием, при которой подарок подлежит передаче в государственный орган, установлена:

· Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

· Гражданским кодексом Российской Федерации

· указом Президента Российской Федерации

555. Подарок, стоимостью свыше трех тысяч рублей, полученный гражданским служащим в связи с протокольным мероприятием:

· в обязательном порядке должен быть передан в государственный орган

· может быть выкуплен гражданским служащим после его передачи в государственный орган

· может быть оставлен гражданским служащим у себя при условии уведомления государственного органа о получении подарка

Изменения и поправки

Комментарии Российской Газеты

Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) коррупция:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;

2) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Статья 2. Правовая основа противодействия коррупции

Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Статья 4. Международное сотрудничество Российской Федерации в области противодействия коррупции

1. Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) на основе принципа взаимности сотрудничает в области противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями в целях:

1) установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям;

2) выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения;

3) предоставления в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебных экспертиз;

4) обмена информацией по вопросам противодействия коррупции;

5) координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией.

2. Иностранные граждане, лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, иностранные юридические лица, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, а также их филиалы и представительства (иностранные организации), обвиняемые (подозреваемые) в совершении коррупционных правонарушений за пределами Российской Федерации, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

Статья 5. Организационные основы противодействия коррупции

1. Президент Российской Федерации:

1) определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции;

2) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции.

2. Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает разработку и принятие федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контролирует деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.

3. Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции.

4. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

5. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц (далее - органы по координации деятельности в области противодействия коррупции). Для исполнения решений органов по координации деятельности в области противодействия коррупции могут подготавливаться проекты указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, проекты постановлений, распоряжений и поручений Правительства Российской Федерации, которые в установленном порядке представляются на рассмотрение соответственно Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также издаваться акты (совместные акты) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители которых входят в состав соответствующего органа по координации деятельности в области противодействия коррупции. При получении данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.

6. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

7. Счетная палата Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 года N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".

Статья 6. Меры по профилактике коррупции

Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

4) установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Статья 7. Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции

Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются:

1) проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;

2) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;

3) принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;

4) совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;

5) введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;

6) унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

7) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

8) обеспечение независимости средств массовой информации;

9) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;

10) совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;

11) совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;

12) обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

13) устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;

14) совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;

15) повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;

16) укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;

17) усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;

18) передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;

19) сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;

20) повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;

21) оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.

Статья 8. Обязанность государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

1. Гражданин, претендующий на замещение должности государственной или муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также служащий, замещающий должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Порядок представления указанных сведений устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые государственными и муниципальными служащими в соответствии с настоящей статьей, являются сведениями конфиденциального характера, если федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.

3. Не допускается использование сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей для установления либо определения его платежеспособности и платежеспособности его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды общественных объединений либо религиозных или иных организаций, а также в пользу физических лиц.

4. Лица, виновные в разглашении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных федеральными законами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных и муниципальных служащих могут предоставляться для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6. Проверка достоверности и полноты указанных в части 1 настоящей статьи сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется представителем нанимателя (руководителем) или лицом, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), самостоятельно или путем направления в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, запроса в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

7. Непредставление гражданином при поступлении на государственную или муниципальную службу представителю нанимателя (работодателю) сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на государственную или муниципальную службу.

8. Невыполнение государственным или муниципальным служащим обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение государственного или муниципального служащего от замещаемой должности государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Федеральными законами о видах государственной службы, а также о муниципальной службе для государственного или муниципального служащего могут устанавливаться более строгие запреты, ограничения, обязательства, правила служебного поведения.

Статья 9. Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений

1. Государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

2. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего.

3. Невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя (работодателем).

Статья 10. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе

1. Под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

2. Под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Статья 11. Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе

1. Государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

2. Государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

3. Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

4. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

5. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

6. В случае, если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового договора

1. Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы.

3. Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы требования, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет прекращение трудового договора, заключенного с указанным гражданином.

4. Работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 настоящей статьи, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения

1. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

Статья 14. Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения

1. В случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.

3. Положения настоящей статьи распространяются на иностранные юридические лица в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Президент Российской Федерации

Проблемы противодействия коррупции в структурах муниципального управления продолжают оставаться актуальными . Для борьбы с этим явлением и в развитие общих обязанностей и ограничений муниципального служащего, установленных ст. 12 и ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" , 14 статья предусматривает ряд дополнительных ситуаций, которые несовместимы с замещением должности муниципальной службы. Эти обстоятельства законодатель называет запретами, связанными с муниципальной службой.
Запреты для служащих являются не только препятствием, но и средством самореализации служащего, в них содержится не только ограничительный, но и освободительный от внешнего воздействия потенциал.
Запреты на муниципальной службе - это запрещение совершать определенную деятельность, они осуществляются, как правило, путем бездействия. Запреты ограничивают ряд конституционных прав муниципальных служащих (право заниматься предпринимательской деятельностью, допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, и т.д.), но и принимаются муниципальными служащими добровольно при поступлении на муниципальную службу. Целевое назначение запретов:
- повышение эффективности деятельности муниципальной службы и лиц, на ней занятых;
- установление препятствий возможному злоупотреблению муниципальными служащими;
- создание условий для независимости служебной деятельности в системе муниципальной службы.
По своему содержанию запреты близки к правоограничениям муниципального служащего, но имеют свою специфику. В первом случае поведение и действия служащих ограничиваются, во втором - императивно запрещаются. Запреты, связанные с муниципальной службой, - это обусловленные и установленные действующим законодательством нормы, однозначно запрещающие муниципальному служащему производить те или иные действия как на службе, так и вне ее. Они также обусловлены особенностями правового режима чиновника.
В связи с прохождением муниципальной службы для служащего существуют определенные запреты. Самая значительная группа запретов имеет целью противодействие коррупции.
К данной группе относятся следующие запреты.
1. Запрет муниципальному служащему состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией. Согласно Гражданскому кодексу РФ под коммерческими организациями понимаются организации, имеющие в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли и ее распределение между участниками организации. Закон запрещает чиновнику на платной основе участвовать в работе органов управления этих организаций. В противном случае он будет уделять основное внимание коммерческой организации, а не службе.
Муниципальные служащие, назначенные представителями государства (в случае наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями) или муниципального образования в органах управления коммерческой организации, за невыполнение или ненадлежащие выполнение возложенных на них обязанностей несут дисциплинарную ответственность, а их полномочия по представлению интересов государства или муниципального образования в органах управления коммерческих организаций могут быть прекращены. Органы местного самоуправления в основном не разрабатывают и не принимают специальных нормативных актов в части целей, принципов и организации своего представительства в хозяйствующих субъектах, в которых они участвуют.
2. Запрет муниципальному служащему заниматься предпринимательской деятельностью. Служащим запрещено заниматься деятельностью с целью извлечения прибыли, которая называется предпринимательской или коммерческой. Запрет налагается на все виды предпринимательской деятельности. Муниципальным служащим лично или через доверенных лиц запрещено: 1) заниматься производством; 2) заниматься реализацией или приобретением продукции или товаров; 3) заниматься оказанием услуг; 4) заниматься выполнением работ с целью извлечения прибыли; 5) владеть, пользоваться, распоряжаться имуществом, составляющим материальную основу предпринимательской деятельности, а именно зданиями, сооружениями, оборудованием, машинами, земельными участками, иными вещами, используемыми в производственном процессе и коммерческой деятельности. Служащим запрещено приобретать имущественные права на нематериальные объекты - товарные знаки, промышленные образцы, торговые секреты, фирменные наименования.
Смысл этого запрета - предотвратить ситуацию, когда муниципальный служащий, используя свои полномочия, работал бы только на свой бизнес, а не на орган местного самоуправления. Если он добровольно пошел на муниципальную службу, то должен получать оплату труда только из местного бюджета и на время службы забыть о своей предпринимательской деятельности. Но законом не запрещено, чтобы предпринимательской деятельностью занимались родственники муниципального служащего - например, жена, дети. Закон разрешает служащему с уведомления руководителя заниматься любой оплачиваемой непредпринимательской деятельностью - педагогической, научной, творческой. Муниципальный служащий вправе с предварительного письменного уведомления руководителя органа местного самоуправления, избирательной комиссии выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
Любые попытки прямого или скрытого участия муниципальных служащих в предпринимательской деятельности наносят значительный урон авторитету местного самоуправления и муниципальной службы, поскольку подрывают доверие населения к власти, и потому должны сурово пресекаться.
3. Запрет муниципальному служащему быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы либо которые непосредственно подчинены или подконтрольны ему, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Дело в том, что представитель действует не только от имени, но и в интересах представляемого, поэтому разрешение на представительство означало бы возможность использовать муниципальным служащим должностные полномочия в интересах частных лиц. Такое выполнение представительских функций находилось бы в прямом противоречии с правовым статусом муниципального служащего и профессиональной этикой муниципальной службы. Действительно, заинтересованность поверенного или представителя стороны или третьего лица имеет, как правило, опосредованный материально-правовой характер, потому что размер вознаграждения, на которое вправе претендовать представитель, обычно зависит от исхода (результата) дела. Следовательно, муниципальный служащий будет использовать свой должностной ресурс в пользу третьих лиц. Поэтому выполнение представительских функций на муниципальной службе запрещается.
4. Запрет муниципальному служащему получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются муниципальной собственностью и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.
Этот запрет установлен для того, чтобы муниципальный служащий за преподнесенный ему подарок не оказывал предпочтения какому-либо частному лицу на основе семейных, дружеских или иных связей, помимо служебных, а также юридическим лицам (коммерческим организациям, другим предприятиям), в которых он заинтересован, и не нарушал бы нормы профессиональной этики.
Закон регулирует вопрос получения муниципальным служащим подарков в связи с исполнением должностных обязанностей - протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. В этом случае они признаются муниципальной собственностью и передаются служащим в течение месяца по акту в муниципальный орган, где он проходит службу. Вознаграждение считается принятым в связи с исполнением должностных обязанностей, если:
- имеется договор дарения или на подарке указана должность лица, его принявшего;
- вознаграждение вручено по месту работы во время участия чиновника в официальных мероприятиях (совещаниях, переговорах), на которых он представляет орган местного самоуправления.
Муниципальному служащему нельзя получать вознаграждения косвенным путем, например при их передаче близким родственникам.
Вместе с тем данный запрет не лишает муниципального служащего права принимать символические подарки в соответствии с общепринятыми нормами вежливости и гостеприимства. При оценке подарков, принятие которых разрешается, следует руководствоваться ст. 575 ГК РФ, которая устанавливает, что муниципальным служащим в связи с их должностным положением или с исполнением ими служебных обязанностей не допускается дарение, за исключением так называемых подарков, стоимость которых не превышает 3000 руб.
5. Запрет муниципальному служащему выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц. Исключения здесь составляют служебные командировки, осуществляемые на взаимной основе по договоренности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования с органами местного самоуправления, избирательными комиссиями других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями.
Данный запрет конкретизирует предыдущий и также преследует цель предотвратить подкуп муниципального служащего. Муниципальные служащие не вправе получать средства на командировочные расходы сверх выделяемых бюджетных ассигнований от любых физических и юридических лиц и не вправе с точки зрения профессиональной этики пользоваться услугами любых организаций и граждан по оплате личных расходов во время командировок. В противном случае он будет этой стороне обязанным.
Однако муниципальному служащему не запрещено пользоваться услугами принимающей стороны - размещение, транспорт, питание, но только лишь в объеме, не превышающем уровень обычного гостеприимства.
6. Запрет муниципальному служащему использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического, финансового и иного обеспечения, другое муниципальное имущество.
Имеется в виду использование оргтехники, средств коммуникации, иных видов оборудования или муниципального имущества в рамках служебного времени или вне его, в личных интересах или в интересах других лиц. Это может быть эксплуатация компьютера (в том числе с выходом в Интернет и использованием других его функций), средств коммуникации (телефон, факс и др.), множительной техники, использование с нарушением установленного порядка финансовых средств и т.п.
Использование чиновником муниципального имущества в неслужебных, личных целях характеризует муниципального служащего как работника нечестного, корыстолюбивого, недобросовестного, пренебрегающего нормами профессиональной этики. Такие нарушения служащих не могут оставаться безнаказанными, к ним должны применяться меры дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения с муниципальной службы.
7. Запрет муниципальному служащему принимать без письменного разрешения главы муниципального образования награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.
Этот запрет носит этический характер и направлен на обеспечение независимости муниципальных служащих от иностранных государств, их должностных лиц, международных организаций, других иностранных общественных и религиозных объединений, что связано с правовым статусом муниципального служащего.
Специфика запретов как служебных обязанностей состоит в том, что муниципальный служащий в процессе служебной деятельности реализует часть компетенции органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования и в связи с этим обладает правом принимать в одностороннем порядке управленческие решения, обязательные для исполнения местным населением, не находящимся непосредственно в его служебном подчинении, что обусловливает необходимость наличия таких запретов для муниципального служащего.
Запреты для муниципального служащего имеют абсолютный характер, они не связаны непосредственно с исполнением служебных обязанностей, т.е. они действуют для служащих в течение всего времени нахождения на службе и не могут быть отменены или заменены другими положениями. Если запреты нарушаются в процессе служебной деятельности, то это обстоятельство отягчает ответственность муниципального служащего.

Литература

1. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru.
2. Кабашов С.Ю. Морально-этические и правовые основы государственного и муниципального управления. М.: Дело, 2013. 216 с.
3. Маслакова Е.А. Коррупция в органах местного самоуправления: криминологические аспекты // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2013. N 4. С. 24 - 26.
4. Попов Д.В. Проблемы противодействия коррупции // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. Серия "Право". 2013. N 10 (3). С. 60 - 66.

  • Глава 2. Меры профилактики коррупции §1. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов
  • §2. Организационные и правовые способы исключения необоснованного вмешательства в деятельность государственных служащих в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений
  • §3. Антикоррупционные ограничения, налагаемые на гражданина, ранее замещавшего должность государственной службы
  • §4. Общественный и парламентский контроль в сфере противодействия коррупции
  • Глава 3. Правовое положение государственного служащего в связи с обеспечением профилактики коррупции
  • §1. Квалификационные требования к гражданам, претендующим на замещение должностей государственной службы
  • §2. Основные права государственного служащего, связанные с осуществлением профессиональных обязанностей
  • §3. Основные антикоррупционные обязанности государственного служащего и требования к его служебному поведению
  • §4. Антикоррупционные запреты в связи с прохождением государственной службы
  • Глава 4. Конфликт интересов на государственной службе §1. Понятие и содержание конфликта интересов на государственной службе
  • §2. Полномочия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов
  • §3. Обязанности государственного служащего и представителя его нанимателя по предотвращению конфликта интересов
  • §2. Административные процедуры исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги)
  • §3. Контроль за исполнением административных регламентов и обжалование их нарушений
  • Глава 6. Предупреждение коррупционных рисков при размещении заказов для государственных нужд §1. Правовые основы предупреждения коррупции при размещении заказов для государственных нужд
  • §2. Антикоррупционное обеспечение способов размещения заказов
  • §3. Антикоррупционные требования к участникам размещения заказов и специализированным организациям
  • §4. Коррупционные риски при выполнении ниокр и их предупреждение
  • §2. Полномочия и ответственность представителей органа государственного контроля (надзора) при проведении проверки
  • §3. Плановая и внеплановая проверки. Антикоррупционные требования к их проведению
  • §4. Основные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с проверкой
  • Глава 8. Ответственность за коррупционные правонарушения §1. Ответственность физических и юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений
  • §2. Уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность за коррупционные правонарушения
  • §2. Субъекты, осуществляющие проверку и их полномочия
  • §3. Предмет проверки и основания ее осуществления
  • §4. Административные процедуры проведения проверки
  • §5. Использование результатов проверки
  • Глава 10. Антикоррупционный мониторинг §1. Предмет, задачи и цели антикоррупционного мониторинга
  • §2. Мониторинг уголовной и судебной правоприменительной практики борьбы с коррупцией
  • Сведения о применении судами максимальных санкций уголовного наказания к виновным в совершении отдельных коррупционных преступлений в 2007-2009 гг. (в %)
  • Сравнительная информация о редко и часто назначаемых видах уголовного наказания за совершение отдельных коррупционных преступлений в России в 2007-2009 гг.
  • §2. Перспективные направления общественно-государственного антикоррупционного взаимодействия
  • Практикум по усвоению учебного материала Глоссарий
  • Вопросы для самопроверки и подготовки к экзаменации
  • §4. Антикоррупционные запреты в связи с прохождением государственной службы

    Система запретов неправомерных действий (бездействия) государственных служащих в связи с осуществлением ими своей профессиональной деятельности, которые обуславливают коррупцию, установлена нормами статьи 17Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации".

    Ключевым для непосредственного предупреждения коррупционных правонарушений является запрет участия государственного служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией за исключением случаев, установленных федеральным законом.

    Перечень видов коммерческих организаций предусмотрен ст. 50ГК РФ. В их число входят: хозяйственные товарищества (в форме полного товарищества и товарищества на вере); общества (в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью); производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия.

    Следует иметь в виду, что деятельность государственных служащих, представляющих интересы государства в коммерческих организациях с государственной долей участия, осуществляется в пределах установленной компетенции, не допускающей возникновения личной заинтересованности в принятии решений или совершении действий в связи с осуществлением представительства. Сведения о таких нарушениях в настоящее время отсутствуют. Между тем отечественный опыт обеспечения уголовно-правовой охраны исполнения уставов казенного управления в конце XIX века в развивающихся сферах государственно-частного партнерства (железные дороги, экспортная промышленность, и т.д.) свидетельствуют о достаточно частых коррупционных правонарушениях чиновников, представляющих государственные интересы в этих сферах. Уголовная статистика ежегодно (с 1893 по 1917 гг.) фиксировала число совершения таких деяний от двух до трех тысяч ежегодно*(21).

    Следуя от обратного, исходя из содержания установленного запрета, государственному служащему не запрещено участвовать в органах управления некоммерческих организаций, которые могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), фондов, финансируемых собственником учреждений. Например, государственный служащий может входить в правление товарищества собственников жилья, осуществляя в нем за плату определенные функции (члена правления, бухгалтера, и т.д.) Однако при этом необходимо соблюдение общего требования о недопустимости конфликта интересов.

    Особая актуальность соблюдения запрета на участие государственного служащего в деятельности коммерческой организации возникает не в связи с непосредственным осуществлением им каких-либо управленческих, распорядительных функций в них, а в связи с латентными и нелегитимными формами их осуществления через других лиц (родственников, знакомых и иных доверенных субъектов). Как правило, именно на такой основе нивелируется установленный запрет, в том числе имеющий уголовно-правовую охрану (ст. 289УК РФ "Незаконное участие в предпринимательской деятельности").

    Антимонопольные органы нередко выявляют случаи недобросовестной конкуренции, продуцированные действиями (бездействием) должностных лиц органов государственной власти, которые обеспечивают доминирующее положение на рынке определенной группы товаров, работ или услуг. Такие случаи невозможно квалифицировать как несоблюдение рассматриваемого запрета, поскольку формально речь не идет о его нарушении (государственный служащий не получает заработную плату в организациях, которым обеспечивает преференции и не состоит в них на службе). Между тем это не означает, что коррупционный интерес государственного служащего не обеспечен гарантиями его достижения. Примечательно, что в XVI веке, а затем и в начале XX века, отечественный законодатель криминализировал скрытые условия коррупционных деяний, которые выражались в способе их совершения - "по задней лестнице, через жену, или сына или дочь" (Псковская судная грамота) или "от имени своей жены или через подставное лицо" (Уголовное уложение 1903 года).

    Не сложным в соблюдении является запрет замещения должности государственным служащим в случае: избрания или назначения на государственную должность, за исключением случаев, установленных указами Президента РФ; избрания на выборную должность в органе местного самоуправления; избрания на оплачиваемую выборную должность в органах профессионального союза. Государственная служба избранного приостанавливается на время исполнения обязанностей в указанных выше органах (организациях), а по окончании срока работы на выборной должности он восстанавливается на государственной службе.

    При оценке коррупциогенности совмещения разных видов деятельности государственным служащим важно разделять основания запрета и разрешения. Рассмотренный выше запрет имеет специальные основания - в силу указания закона и с перечислением сфер деятельности. Однако законом императивно не запрещены всевозможные случаи совмещения государственной службы с иными видами оплачиваемой деятельности, без указания на конкретную сферу. Так приходится признать, что незапрещенное совмещение государственной службы с иными видами оплачиваемой деятельности, при условии недопущения конфликта интересов, как это установлено ч. 2 ст. 14Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации", не всегда выступает достаточным основанием для предупреждения коррупции. Ранее законодатель использовал принцип конкретного обозначения сфер, в которых оплачиваемая деятельность государственного служащего допускалась, это: научная, педагогическая и творческая работа. В настоящее время законодательство не содержит указания каких-либо сфер деятельности.

    Императивным запретом для государственных служащих и лиц, замещающих государственные должности, находится осуществление предпринимательской деятельности. Критерием определения предпринимательской деятельности является установление цели - получение прибыли. К предпринимательской деятельности, следуя общим положениям ГКРФ, относятся: производство, реализация или приобретение продукции или товаров, оказание услуг, выполнение работ с целью извлечения прибыли; владение, пользование, распоряжение имуществом, составляющим материальную основу предпринимательской деятельности; приобретение имущественных прав на нематериальные объекты (товарные знаки, фирменные наименования).

    В случаях, установленных федеральным законом, запрещено приобретение ценных бумаг, по которым может быть получен доход. К ценным бумагам в данном случае относятся: облигации, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законодательно или в ином установленном порядке отнесены к числу ценных бумаг и по которым может быть получен доход (ст. 143ГК РФ). В данном случае требует пояснение понятия акции.

    Если ценные бумаги имелись у гражданина к моменту начала его деятельности в качестве государственного служащего, то он обязан на время прохождения государственной службы передать их в доверительное управление в порядке, установленном гражданским законодательством (а именно, в соответствии с нормами, определенными главой 53ГК РФ).

    Нужно отметить, что установленный Федеральным закономот 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" порядок и условия передачи в доверительное управление ценных бумаг и акций, под которыми понимаются также доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций, нельзя признать сполна отвечающим требованиям профилактики коррупции. Данное замечание объясняется тем, что использование гражданско-правовых механизмов передачи в доверительное управление ценных бумаг, собственником которых является государственный служащий, не исключает возможности распоряжения ими, поскольку не установлены специальные требования к субъектам управления ценными бумагами. Таковыми могут выступать любые лица вне зависимости от родственных или личных отношений с государственным служащим (например, его супруг (супруга), иные другие родственники).

    Учитывая фактический слабый профилактический потенциал рассматриваемой меры, в будущем целесообразно определить такой порядок передачи в доверительное управление ценных бумаг, находящихся в собственности у государственного служащего, при котором оперативное управление ими осуществляет специально уполномоченный государственный орган (например, Росимущество), либо аккредитованная иная организация.

    Государственным служащим запрещено быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в государственном органе, в котором они замещают должность, если иное не предусмотрено федеральными законами. Данный запрет следует трактовать более обширно и понимать под государственными органами также и те органы (организации, учреждения), которые непосредственно ему подчинены или подконтрольны.

    В связи с исполнением должностных обязанностей государственным служащим запрещено принимать вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, деньги, ссуды, услуги, оплата развлечений и отдыха, транспортные расходы и другие вознаграждения). Подарки, полученные государственным служащим в связи с протокольными и официальными мероприятиями, служебными командировками, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность, за исключением случаев, установленных гражданским законодательством. Данный запрет не является императивным.

    Во-первых, государственный служащий, сдавший подарок, полученный в связи с исполнением должностных обязанностей, может его выкупить в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации (в настоящее время пока не определен).

    Во-вторых, запрет в некоторой степени нивелируется разрешением (в силу положений статьи 575ГК РФ) принимать государственным служащимобычные подарки (выделено мной - А.В.), стоимость которых не превышает трех тысяч рублей. На первый взгляд здесь отмечается противоречие между нормами ГК РФ иЗаконао государственной гражданской службе, а также конкуренция статьи 575 ГК РФ состатьями 290-291УК РФ о взяточничестве.

    Впрочем, эта конкуренция растворяется при сущностном определении обычности подарка, если его представлять как выражение (знак) вежливости в заурядном для обыденного сознания содержании. Например, если речь вести о дарении букета цветов или сувенира, приуроченного к праздничным датам или событиям. Законодатель при определении условий разрешения обычных подарков, наверное, исходил из существующей социальной практики благодарения, которое не предваряет совершения действий государственным служащим и не несет в себе значения их оплаты. Судебная практика в целом исходит из такого понимания подарков в случае оценок их коррупционного содержания при разбирательстве уголовных дел о получении-даче взятки*(22).

    Содержательно данный запрет целесообразно в будущем распространять не только на получение государственными служащими подарков, но и услуг, которые нередко становятся предметом коррупционных сделок. Это может быть получение на безвозмездных или льготных условиях каких-либо нематериальных благ или необоснованных привилегий, например, в учебной или научно-педагогической деятельности (при присуждении ученых степеней, званий, подготовке учебной литературы).

    Под запретом находится выезд государственных служащих за рубеж в связи с исполнением должностных обязанностей за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами или на взаимной основе по договоренности между органами государственной власти и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями.

    Между тем, в ходе командировок государственным служащим не запрещается пользоваться услугами принимающей стороны по организации размещения, питания, предоставления транспорта в пределах, необходимых для выполнения цели поездки. Несомненно, что такие услуги могут быть приняты только в том объеме, который не превышает уровня заурядного гостеприимства. При этом нужно понимать, что национальные и культурно-ментальные критерии гостеприимства не одинаковы.

    Государственным служащим запрещено использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другого государственного имущества, а также передавать их другим лицам. Под данный запрет можно отнести использование без служебной необходимости средств коммуникации, оргтехники, автомобиля. Такого рода деяния влекут применение дисциплинарных санкций, которые налагаются независимо от привлечения к иным видам юридической ответственности.

    Запрещено разглашение или использование в целях, не связанных с государственной службой, сведений, отнесенных в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера или служебной информации, ставших известными государственному служащему в связи с исполнением должностных обязанностей. Под целями, не связанными с государственной службой, понимается использование конфиденциальной информации не по назначению, с выгодой для себя или без таковой, в интересах физических или юридических лиц.

    На практике реализацию мер по неразглашению сведений конфиденциального характера, следует сочетать с рядом условий: применительно к конкретному государственному служащему должен быть определен перечень сведений, составляющих информацию конфиденциального характера; при этом требование о неразглашении информации должно быть включено в должностной регламент служащего и в трудовой договор в качестве одной из основных его обязанностей.

    Государственным служащим запрещены публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в СМИ, в отношении деятельности государственных органов (включая те, в которых они работают), их руководителей, а также решения вышестоящего государственного органа, если это не входит в их должностные обязанности. Данный запрет нельзя считать сугубо антикоррупционным, между тем его несоблюдение опосредовано может повлечь конфликт интересов, связанный с извлечением государственным служащим личной выгоды.

    Обстоятельства несоблюдения запрета между тем должны оцениваться во всех аспектах. Например, чтение лекций, написание научных статей, безусловно, предполагают публичность производимых оценок, но при этом необходимо иметь в виду, что научно-педагогическая деятельность государственных служащих может содержать критичные положения.

    Без письменного разрешения представителя нанимателя государственным служащим запрещено принимать награды, почетные и специальные званий (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями. Нередко на практике встречаются случаи, когда заслуги государственных служащих отмечаются в виде наград со стороны общественных объединений в подконтрольной им сфере. Конечно, это может образовывать предпосылки для возникновения конфликта интересов, но исключение их развития ограничивается соблюдением выше отмеченного условия - получением разрешения представителя нанимателя государственного служащего на получение награды.

    На государственных служащих налагаются запреты по использованию преимущества должностного положения для проведения предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума. Не разрешается использование должностных полномочий в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публичное выражение отношения к указанным объединениям и организациям в качестве государственного служащего, если это не входит в его должностные обязанности.

    Запрет распространяется на создание в государственных органах структур политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствование созданию указанных структур.

    Только в случаях, предусмотренных международными договорами или законодательством Российской Федерации, государственным служащим разрешается входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории России их структурных подразделений. При соблюдении названного условия, а также при получении письменного разрешения представителя нанимателя, государственным служащим разрешено заниматься оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

    Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

    В случае несоблюдения отмеченных запретов нарушители привлекаются к ответственности, которая определяется федеральными законами. Для целей практического применения мер дисциплинарной ответственности виновных важным представляется соблюдение процедур установления факта нарушения того или иного запрета. Для этого требуется проведение служебной проверки, которая назначается по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего и осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 59Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

  • Глава 2. Меры профилактики коррупции §1. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов
  • §2. Организационные и правовые способы исключения необоснованного вмешательства в деятельность государственных служащих в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений
  • §3. Антикоррупционные ограничения, налагаемые на гражданина, ранее замещавшего должность государственной службы
  • §4. Общественный и парламентский контроль в сфере противодействия коррупции
  • Глава 3. Правовое положение государственного служащего в связи с обеспечением профилактики коррупции
  • §1. Квалификационные требования к гражданам, претендующим на замещение должностей государственной службы
  • §2. Основные права государственного служащего, связанные с осуществлением профессиональных обязанностей
  • §3. Основные антикоррупционные обязанности государственного служащего и требования к его служебному поведению
  • §4. Антикоррупционные запреты в связи с прохождением государственной службы
  • Глава 4. Конфликт интересов на государственной службе §1. Понятие и содержание конфликта интересов на государственной службе
  • §2. Полномочия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов
  • §3. Обязанности государственного служащего и представителя его нанимателя по предотвращению конфликта интересов
  • §2. Административные процедуры исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги)
  • §3. Контроль за исполнением административных регламентов и обжалование их нарушений
  • Глава 6. Предупреждение коррупционных рисков при размещении заказов для государственных нужд §1. Правовые основы предупреждения коррупции при размещении заказов для государственных нужд
  • §2. Антикоррупционное обеспечение способов размещения заказов
  • §3. Антикоррупционные требования к участникам размещения заказов и специализированным организациям
  • §4. Коррупционные риски при выполнении ниокр и их предупреждение
  • §2. Полномочия и ответственность представителей органа государственного контроля (надзора) при проведении проверки
  • §3. Плановая и внеплановая проверки. Антикоррупционные требования к их проведению
  • §4. Основные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с проверкой
  • Глава 8. Ответственность за коррупционные правонарушения §1. Ответственность физических и юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений
  • §2. Уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность за коррупционные правонарушения
  • §2. Субъекты, осуществляющие проверку и их полномочия
  • §3. Предмет проверки и основания ее осуществления
  • §4. Административные процедуры проведения проверки
  • §5. Использование результатов проверки
  • Глава 10. Антикоррупционный мониторинг §1. Предмет, задачи и цели антикоррупционного мониторинга
  • §2. Мониторинг уголовной и судебной правоприменительной практики борьбы с коррупцией
  • Сведения о применении судами максимальных санкций уголовного наказания к виновным в совершении отдельных коррупционных преступлений в 2007-2009 гг. (в %)
  • Сравнительная информация о редко и часто назначаемых видах уголовного наказания за совершение отдельных коррупционных преступлений в России в 2007-2009 гг.
  • §2. Перспективные направления общественно-государственного антикоррупционного взаимодействия
  • Практикум по усвоению учебного материала Глоссарий
  • Вопросы для самопроверки и подготовки к экзаменации
  • §4. Антикоррупционные запреты в связи с прохождением государственной службы

    Система запретов неправомерных действий (бездействия) государственных служащих в связи с осуществлением ими своей профессиональной деятельности, которые обуславливают коррупцию, установлена нормами статьи 17Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации".

    Ключевым для непосредственного предупреждения коррупционных правонарушений является запрет участия государственного служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией за исключением случаев, установленных федеральным законом.

    Перечень видов коммерческих организаций предусмотрен ст. 50ГК РФ. В их число входят: хозяйственные товарищества (в форме полного товарищества и товарищества на вере); общества (в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью); производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия.

    Следует иметь в виду, что деятельность государственных служащих, представляющих интересы государства в коммерческих организациях с государственной долей участия, осуществляется в пределах установленной компетенции, не допускающей возникновения личной заинтересованности в принятии решений или совершении действий в связи с осуществлением представительства. Сведения о таких нарушениях в настоящее время отсутствуют. Между тем отечественный опыт обеспечения уголовно-правовой охраны исполнения уставов казенного управления в конце XIX века в развивающихся сферах государственно-частного партнерства (железные дороги, экспортная промышленность, и т.д.) свидетельствуют о достаточно частых коррупционных правонарушениях чиновников, представляющих государственные интересы в этих сферах. Уголовная статистика ежегодно (с 1893 по 1917 гг.) фиксировала число совершения таких деяний от двух до трех тысяч ежегодно*(21).

    Следуя от обратного, исходя из содержания установленного запрета, государственному служащему не запрещено участвовать в органах управления некоммерческих организаций, которые могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), фондов, финансируемых собственником учреждений. Например, государственный служащий может входить в правление товарищества собственников жилья, осуществляя в нем за плату определенные функции (члена правления, бухгалтера, и т.д.) Однако при этом необходимо соблюдение общего требования о недопустимости конфликта интересов.

    Особая актуальность соблюдения запрета на участие государственного служащего в деятельности коммерческой организации возникает не в связи с непосредственным осуществлением им каких-либо управленческих, распорядительных функций в них, а в связи с латентными и нелегитимными формами их осуществления через других лиц (родственников, знакомых и иных доверенных субъектов). Как правило, именно на такой основе нивелируется установленный запрет, в том числе имеющий уголовно-правовую охрану (ст. 289УК РФ "Незаконное участие в предпринимательской деятельности").

    Антимонопольные органы нередко выявляют случаи недобросовестной конкуренции, продуцированные действиями (бездействием) должностных лиц органов государственной власти, которые обеспечивают доминирующее положение на рынке определенной группы товаров, работ или услуг. Такие случаи невозможно квалифицировать как несоблюдение рассматриваемого запрета, поскольку формально речь не идет о его нарушении (государственный служащий не получает заработную плату в организациях, которым обеспечивает преференции и не состоит в них на службе). Между тем это не означает, что коррупционный интерес государственного служащего не обеспечен гарантиями его достижения. Примечательно, что в XVI веке, а затем и в начале XX века, отечественный законодатель криминализировал скрытые условия коррупционных деяний, которые выражались в способе их совершения - "по задней лестнице, через жену, или сына или дочь" (Псковская судная грамота) или "от имени своей жены или через подставное лицо" (Уголовное уложение 1903 года).

    Не сложным в соблюдении является запрет замещения должности государственным служащим в случае: избрания или назначения на государственную должность, за исключением случаев, установленных указами Президента РФ; избрания на выборную должность в органе местного самоуправления; избрания на оплачиваемую выборную должность в органах профессионального союза. Государственная служба избранного приостанавливается на время исполнения обязанностей в указанных выше органах (организациях), а по окончании срока работы на выборной должности он восстанавливается на государственной службе.

    При оценке коррупциогенности совмещения разных видов деятельности государственным служащим важно разделять основания запрета и разрешения. Рассмотренный выше запрет имеет специальные основания - в силу указания закона и с перечислением сфер деятельности. Однако законом императивно не запрещены всевозможные случаи совмещения государственной службы с иными видами оплачиваемой деятельности, без указания на конкретную сферу. Так приходится признать, что незапрещенное совмещение государственной службы с иными видами оплачиваемой деятельности, при условии недопущения конфликта интересов, как это установлено ч. 2 ст. 14Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации", не всегда выступает достаточным основанием для предупреждения коррупции. Ранее законодатель использовал принцип конкретного обозначения сфер, в которых оплачиваемая деятельность государственного служащего допускалась, это: научная, педагогическая и творческая работа. В настоящее время законодательство не содержит указания каких-либо сфер деятельности.

    Императивным запретом для государственных служащих и лиц, замещающих государственные должности, находится осуществление предпринимательской деятельности. Критерием определения предпринимательской деятельности является установление цели - получение прибыли. К предпринимательской деятельности, следуя общим положениям ГКРФ, относятся: производство, реализация или приобретение продукции или товаров, оказание услуг, выполнение работ с целью извлечения прибыли; владение, пользование, распоряжение имуществом, составляющим материальную основу предпринимательской деятельности; приобретение имущественных прав на нематериальные объекты (товарные знаки, фирменные наименования).

    В случаях, установленных федеральным законом, запрещено приобретение ценных бумаг, по которым может быть получен доход. К ценным бумагам в данном случае относятся: облигации, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законодательно или в ином установленном порядке отнесены к числу ценных бумаг и по которым может быть получен доход (ст. 143ГК РФ). В данном случае требует пояснение понятия акции.

    Если ценные бумаги имелись у гражданина к моменту начала его деятельности в качестве государственного служащего, то он обязан на время прохождения государственной службы передать их в доверительное управление в порядке, установленном гражданским законодательством (а именно, в соответствии с нормами, определенными главой 53ГК РФ).

    Нужно отметить, что установленный Федеральным закономот 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" порядок и условия передачи в доверительное управление ценных бумаг и акций, под которыми понимаются также доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций, нельзя признать сполна отвечающим требованиям профилактики коррупции. Данное замечание объясняется тем, что использование гражданско-правовых механизмов передачи в доверительное управление ценных бумаг, собственником которых является государственный служащий, не исключает возможности распоряжения ими, поскольку не установлены специальные требования к субъектам управления ценными бумагами. Таковыми могут выступать любые лица вне зависимости от родственных или личных отношений с государственным служащим (например, его супруг (супруга), иные другие родственники).

    Учитывая фактический слабый профилактический потенциал рассматриваемой меры, в будущем целесообразно определить такой порядок передачи в доверительное управление ценных бумаг, находящихся в собственности у государственного служащего, при котором оперативное управление ими осуществляет специально уполномоченный государственный орган (например, Росимущество), либо аккредитованная иная организация.

    Государственным служащим запрещено быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в государственном органе, в котором они замещают должность, если иное не предусмотрено федеральными законами. Данный запрет следует трактовать более обширно и понимать под государственными органами также и те органы (организации, учреждения), которые непосредственно ему подчинены или подконтрольны.

    В связи с исполнением должностных обязанностей государственным служащим запрещено принимать вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, деньги, ссуды, услуги, оплата развлечений и отдыха, транспортные расходы и другие вознаграждения). Подарки, полученные государственным служащим в связи с протокольными и официальными мероприятиями, служебными командировками, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность, за исключением случаев, установленных гражданским законодательством. Данный запрет не является императивным.

    Во-первых, государственный служащий, сдавший подарок, полученный в связи с исполнением должностных обязанностей, может его выкупить в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации (в настоящее время пока не определен).

    Во-вторых, запрет в некоторой степени нивелируется разрешением (в силу положений статьи 575ГК РФ) принимать государственным служащимобычные подарки (выделено мной - А.В.), стоимость которых не превышает трех тысяч рублей. На первый взгляд здесь отмечается противоречие между нормами ГК РФ иЗаконао государственной гражданской службе, а также конкуренция статьи 575 ГК РФ состатьями 290-291УК РФ о взяточничестве.

    Впрочем, эта конкуренция растворяется при сущностном определении обычности подарка, если его представлять как выражение (знак) вежливости в заурядном для обыденного сознания содержании. Например, если речь вести о дарении букета цветов или сувенира, приуроченного к праздничным датам или событиям. Законодатель при определении условий разрешения обычных подарков, наверное, исходил из существующей социальной практики благодарения, которое не предваряет совершения действий государственным служащим и не несет в себе значения их оплаты. Судебная практика в целом исходит из такого понимания подарков в случае оценок их коррупционного содержания при разбирательстве уголовных дел о получении-даче взятки*(22).

    Содержательно данный запрет целесообразно в будущем распространять не только на получение государственными служащими подарков, но и услуг, которые нередко становятся предметом коррупционных сделок. Это может быть получение на безвозмездных или льготных условиях каких-либо нематериальных благ или необоснованных привилегий, например, в учебной или научно-педагогической деятельности (при присуждении ученых степеней, званий, подготовке учебной литературы).

    Под запретом находится выезд государственных служащих за рубеж в связи с исполнением должностных обязанностей за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами или на взаимной основе по договоренности между органами государственной власти и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями.

    Между тем, в ходе командировок государственным служащим не запрещается пользоваться услугами принимающей стороны по организации размещения, питания, предоставления транспорта в пределах, необходимых для выполнения цели поездки. Несомненно, что такие услуги могут быть приняты только в том объеме, который не превышает уровня заурядного гостеприимства. При этом нужно понимать, что национальные и культурно-ментальные критерии гостеприимства не одинаковы.

    Государственным служащим запрещено использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другого государственного имущества, а также передавать их другим лицам. Под данный запрет можно отнести использование без служебной необходимости средств коммуникации, оргтехники, автомобиля. Такого рода деяния влекут применение дисциплинарных санкций, которые налагаются независимо от привлечения к иным видам юридической ответственности.

    Запрещено разглашение или использование в целях, не связанных с государственной службой, сведений, отнесенных в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера или служебной информации, ставших известными государственному служащему в связи с исполнением должностных обязанностей. Под целями, не связанными с государственной службой, понимается использование конфиденциальной информации не по назначению, с выгодой для себя или без таковой, в интересах физических или юридических лиц.

    На практике реализацию мер по неразглашению сведений конфиденциального характера, следует сочетать с рядом условий: применительно к конкретному государственному служащему должен быть определен перечень сведений, составляющих информацию конфиденциального характера; при этом требование о неразглашении информации должно быть включено в должностной регламент служащего и в трудовой договор в качестве одной из основных его обязанностей.

    Государственным служащим запрещены публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в СМИ, в отношении деятельности государственных органов (включая те, в которых они работают), их руководителей, а также решения вышестоящего государственного органа, если это не входит в их должностные обязанности. Данный запрет нельзя считать сугубо антикоррупционным, между тем его несоблюдение опосредовано может повлечь конфликт интересов, связанный с извлечением государственным служащим личной выгоды.

    Обстоятельства несоблюдения запрета между тем должны оцениваться во всех аспектах. Например, чтение лекций, написание научных статей, безусловно, предполагают публичность производимых оценок, но при этом необходимо иметь в виду, что научно-педагогическая деятельность государственных служащих может содержать критичные положения.

    Без письменного разрешения представителя нанимателя государственным служащим запрещено принимать награды, почетные и специальные званий (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями. Нередко на практике встречаются случаи, когда заслуги государственных служащих отмечаются в виде наград со стороны общественных объединений в подконтрольной им сфере. Конечно, это может образовывать предпосылки для возникновения конфликта интересов, но исключение их развития ограничивается соблюдением выше отмеченного условия - получением разрешения представителя нанимателя государственного служащего на получение награды.

    На государственных служащих налагаются запреты по использованию преимущества должностного положения для проведения предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума. Не разрешается использование должностных полномочий в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публичное выражение отношения к указанным объединениям и организациям в качестве государственного служащего, если это не входит в его должностные обязанности.

    Запрет распространяется на создание в государственных органах структур политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствование созданию указанных структур.

    Только в случаях, предусмотренных международными договорами или законодательством Российской Федерации, государственным служащим разрешается входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории России их структурных подразделений. При соблюдении названного условия, а также при получении письменного разрешения представителя нанимателя, государственным служащим разрешено заниматься оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

    Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

    В случае несоблюдения отмеченных запретов нарушители привлекаются к ответственности, которая определяется федеральными законами. Для целей практического применения мер дисциплинарной ответственности виновных важным представляется соблюдение процедур установления факта нарушения того или иного запрета. Для этого требуется проведение служебной проверки, которая назначается по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего и осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 59Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".