Лекция - Субъекты МЧП. Субъекты мчп − Правовое положение иностранных юридических лиц в России

Введение

Виды субъектов международного частного права

Правовое положение физических и юридических лиц, как субъектов МЧП

Дееспособность и правоспособность иностранных граждан

Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования

Взаимность и реторсии

Правовое положение российских граждан за рубежом

Правовое положение юридических лиц

Правовое положение иностранных юридических лиц

Государство как субъект МЧП

Международная межправительственная организация как субъект МЧП

Заключение

Список используемой литературы


Введение .

Возрождение в России частного права открывает новые страницы в истории одной из его наиболее жизнестойких ветвей – международного частного права.

Международное частное право возникло и сложилось в силу объективного существования в мире около двухсот правовых систем, каждая из которых устанавливает «свои» нормы для регулирования одних и тех же общественных отношений. В тех случаях, когда помимо национальных субъектов права – физических и юридических лиц одного государства – в правовых отношениях участвует «иностранный элемент», появляется необходимость в дополнительном правовом регулировании. Игнорирование иностранной правовой системы и подчинение отношений только одному правопорядку не может обеспечить объективного, адекватного конкретным жизненным обстоятельствам, правового регулирования.

В каждом государстве, важнейшим регулятором общественных отношений является право, а право – это система юридических норм, которая фиксирует определенные отношения; охраняет общеобязательные правила поведения, а также закрепляет права и обязанности лиц.

Международное частное право призвано регулировать взаимоотношения между субъектами МЧП. Особенность положения субъектов МЧП состоит в том, что они выступают не только носителями прав и обязанностей, но и играют главную роль в создании и реализации международно-правовых норм.

В своей работе я попытаюсь раскрыть правовое положение субъектов МЧП, которыми, прежде всего, являются физические и юридические лица, а иногда – государства, их основные особенности. На основе изученного материала, постараюсь определить, какое место занимают субъекты в международном частном праве.

Виды субъектов международного частного права.

Субъекты международного частного права (МЧП) - это участники гражданских правоотношений, осложненных «иностранным элементом» .

Под иностранным элементом понимаются имущественные отношения, где субъектом выступает сторона, имеющая иностранное подданство; субъекты принадлежат одному государству, а объект находится за границей; возникновение, изменение или прекращение отношений, связанных с юридическим фактом, имеющим место за границей.

К числу субъектов международного частного права относятся:

Физические и юридические лица, как субъекты международного частного права являются участниками правоотношений по МЧП независимо от того, кто является другой стороной в правоотношении: МЧП будет регулировать отношения как между двумя физическими или между двумя юридическими лицами, так и между физичес-ким или юридическим лицом, с одной стороны, и государством или другим субъектом международного публичного права - с другой.

Государства; нации и народы, борющиеся за независимость и создание собственной государственности; международные межправительственные организации; государственно-подобные образования, как субъекты МЧП только тогда будут входить в состав правоотношения, регулируемого нормами МЧП, когда будет выполнено следующее условие: контрагентом по сделке (или другой стороной в пра-воотношении) будет физическое, либо юридическое лицо. Правоотношения, в которых участниками являются два государства, или две межправительственные организации, или государство и межправительственная организация, не будут регулироваться нормами МЧП. Они бу-дут находиться в сфере действия международного публичного нрава.

Следовательно, если в правоотношении с одной стороны участвует субъект международного публичного права, то другой стороной для того, чтобы правоотношение регулировалось нормами МЧП, может быть только физическое либо юридическое лицо.

В моей работе будут рассмотрены основные субъекты МЧП, которые имеют свое правовое положение, их я рассмотрю ниже, раскрыв специальные юридические категории. Для физических лиц такими категориями будут дееспособность и правоспо-собность; для юридических - личный статус и «национальность»; при характеристике субъектов международного публичного права категори-ями, раскрывающими особенности их участия в гражданско-правовых отношениях международного характера, являются государственный суверенитет, суверенитет народов и наций .

Правовое положение физических и юридических лиц, как субъектов МЧП.

Дееспособность и правоспособность иностранных граждан.

В МЧП Российской Федерации вопрос о право- и дееспособ-ности возникает либо применительно к иностранным гражданам, находя-щимся на территории Российской Федерации, либо применительно к рос-сийским гражданам, пребывающим за рубежом. Укачанные юридические категории также подходят для характеристики апатридов и бипатридов. В законодательстве РФ имеются нормы, одновременно характеризующие правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов). Что касается бипатридов, то этот «вид» физических лиц сравнительно недавно стал предметом регулирования в законодательстве РФ, в МЧП РФ он ещё не получил закрепления. Учитывая это, ниже речь преимущественно будет идти о правовом положе-нии иностранных граждан и лиц без гражданства.

Прежде чем вести речь о коллизионных привязках, формулирующих выбор права при определении право- и дееспособности, нужно четко оп-ределить, что включают в себя понятия «иностранные граждане» и «лица без гражданства». В соответствии с Законом СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» 1981г. (действующим до принятия, российского закона) к иностранным гражданам относятся лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства своей принадлежности к иностранному государству. К лицам без гражданства предъявляют-ся два требования: 1) чтобы они не были гражданами РФ и 2) не принад-лежали к иностранному государству. Кроме того, аналогичное содержание указанных понятий дается в Законе о гражданстве РФ от 28.11.91г. (в ред. Федерального Закона от 6.02.95г.).

Понятие «иностранные лица» содержится также в Федеральном Законе России «О государственном регулировании внешнеторговой деятель-ности» от 13.10.95г. Для целей регулирования внешнеторговой деятель-ности этим понятием применительно к физическим лицам обозначаются лица, не имеющие постоянного или преимущественного места жительства на территории Российской Федерации и не зарегистрированные в ка-честве предпринимателей.

Иностранные граждане подразделяются на постоянно проживающих и временно находящихся на территории России. Учитывая это обстоятельство, к определению право- и дееспособности иностранцев следует подходить дифференцированно. Вместе с тем, ни в Основах, ни в проекте ГК Российской Федерации нормы, регламентирующие право- и дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Рос-сии, не содержат какой-либо дифференциации. Следовательно, особенно-сти правового положения постоянно проживающих и временно находя-щихся в РФ иностранцев будут закреплены в специальных двусторонних, соглашениях. Как правило, в таких вопросах, как трудовая деятельность, реализация права на жилье, социальное и медицинское обеспечение, обра-зование, иностранцы, постоянно проживающие в России, пользуются в полном объеме теми же правами, что граждане РФ.

Иностранцы и лица без гражданства пользуются в России граждан-ской правоспособностью наравне с российскими гражданами.

Такое положение закреплено в российском законодательстве (ст.160 Основ ГЗ) и выражает принцип национального режима. В силу этого режима иностранным гражданам и юридическим лицам предоставляется такой же режим, какой предоставляется отечественным гражданам и юридическим лицам. Поскольку на иностранных физических и юридических лиц распространяются те права и преимущества, которыми в данной стране пользуются местные физические и юридические лица, все они ставятся в равное положение. Однако закон за-крепляет возможность устанавливать изъятия из этого принципа . Такие изъятия содержатся во многих российских законах и касаются возможно-сти для иностранцев или занимать некоторые должности, или иметь оп-ределенные (в том числе, имущественные) права. Так, например, иностранцы не могут быть судьями, прокурорами, они не могут занимать должности в органах государственной власти и управления, в экипажах морских и воздушных судов.

В ряде российских законов для иностранцев содержатся ограничения для осуществления права на занятие определенными видами деятельнос-ти. Так, например, в области предпринимательской деятельности к ино-странцам предъявляются дополнительные требования: иностранцам пре-доставляется право заниматься предпринимательской деятельностью в России при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйствен-ной деятельности в стране их гражданства .

В Федеральном Законе «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» 1995г. иностранным гражданам (а также лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам) предоставляется пра-во заниматься архитектурной деятельностью на территории РФ только в случае, если это предусмотрено в соответствующем международном до-говоре; в противном случае они могут принимать участие в архитектур-ной деятельности только совместно с архитектором - гражданином РФ (или российским юридическим лицом).

В соответствии с Законом РФ «Об авторском праве и смежных пра-вах» 1993г., за иностранцем признается авторское право на произведе-ние, впервые выпущенное в свет за пределами территории Российской Федерации, лишь при наличии соответствующего международного до-говора.

Не все ограничения, установленные для иностранцев в российском законодательстве, можно считать обоснованными. Так, например, в соответствии с Федеральным Законом от 15.11.95г. «О сельскохозяйственной кооперации», иностранцы не могут быть членами сельскохозяйственного кооператива; в соответствии с Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11.03.92г., иностранный гражданин не может быть частным детективом. Иностранцы не могут быть также аттестованы и зарегистрированы в качестве патентного поверенного (Положение о патентных поверенных, утвержденное Поста-новлением Правительства РФ от 12.02.93г.); они не наделены правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием (Положение об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденное Постановлением Прави-тельства РФ от 23.06.93г.).

В отличие от гражданской правоспособности иностранцев, которая определяется российским законодательством, гражданская дееспособ-ность определяется их личным законом. Это значит, что вопросы, определяющие способность человека вступать в брак, приобретать собственность, осуществлять трудовую дея-тельность, совершать различного рода сделки, регулируются по праву государства, гражданином которого является иностранец (или по праву его места жительства). Для лиц без гражданства гражданская дееспособ-ность устанавливается по праву постоянного места жительства.

В российском законодательстве определены ситуации, при которых гражданская дееспособность иностранцев и лиц без гражданства будет определяться только по российскому праву.

Из указанного классического принципа определения дееспособности иностранцев по личному закону существуют исключения.

Во-первых, это касается сделок, совершаемых иностранцами (лицами без гражданства) на территории РФ. Это означает, что иностранец, за-ключая в России договор мены, купли-продажи, залога, займа и другие сделки, не может впоследствии оспаривать их действительность, ссыла-ясь на то, что в момент заключения сделки он не достиг установленного законодательством государства, гражданином которого он является, со-ответствующего возраста или были выявлены какие-либо другие препят-ствия для участия в сделке.

Во-вторых, по российскому праву будет определяться гражданская дееспособность иностранцев (лиц без гражданства) в отношении обяза-тельств, возникающих вследствие причинения вреда в Российской Феде-рации.

И, наконец, в-третьих, российский законодатель подчинил российско-му праву решение вопросов о признании в РФ иностранцев или лиц без гражданства ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими и объявлении их умершими.

Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования.

Иностранные физические и юридические лица на территории принимающего государства обладают соответствующими правами и несут определенные обязанности. Условия предоставления прав отражают два вида режима, распространенных в мировой практике. Такими режимами являются:

  • национальный режим - наделение иностранных физических и юридических лиц такими же правами и обязанностями, какие имеют собственные граждане и юридические лица;
  • режим наибольшего благоприятствования-предоставление физи-ческим и юридическим липам одного иностранного государства такого же объема прав и полномочий, которыми обладают граждане и юриди-ческие лица, любого другого иностранного государства.

Как уже упоминалось выше, национальный режим чаше всего применяется в отношениях с иностранными физическими лицами. Норма о предоставлении национально-го режима включается во многие международные договоры об оказании правовой помощи. Она закреплена в Конституции РФ, в Законе о право-вом положении иностранных граждан в СССР 1981г. и во многих других законодательных актах: данная норма реализуется в положении о том, что иностранные граждане в РФ пользуются такими же правами, что и российские граждане.

Принцип национального режима действует в отношении права собственности иностранцев. На них распространяются все общие правила нашего законодательства в отношении собственности граждан. Это касается круга предметов, которые вообще могут принадлежать иностранцам, и пределов осуществления иностранцами их права собственности. Например, если иностранец везет в РФ оружие, то ни законность приобретения оружия за рубежем, ни правомерность владения им, когда он жил в другой стране, не являются основанием для владения оружием в РФ. Иностранец может владеть оружием в РФ лишь при выполнении условий, установленных нашим законодательством.

Предоставление национального режима иностранцам означает не только уравнение их с нашими гражданами в области гражданских прав, но и возложение на иностранцев как участников гражданских правоотношений обязанностей, вытекающих из правил нашего законодательства.

Например, согласно ст. 444 ГК РСФСР, из факта причинения вреда жизни, здоровью и имуществу гражданина или организации возникает обязательство по возмещению вреда. Такое

В научной и учебной литературе вместо понятия «субъекты» часто используется термин «лица», употребление которого связано с историческими традициями, заимствованны-ми ещё из римского права

Подробнее о международной правосубъективности наций и народов, государственно-подобных образовании, межправительственных организаций см. в учебнике «Международное публичное право» под ред. проф. К.А. Бекяшева в гл.5 «Субъекты международного права». М.: Проспект, 1998.

Положение государственно-подобных образований; наций и народов, борющихся за свободу и независимость, в отношениях, регулируе-мых МЧП аналогично положению меж-правительственных организаций.

Из последних публикаций по вопросам правового положения иностранных физичес-ких лиц в Российской Федерации см.: Ануфриева А., Скачков Н. Иностранные физические лица: правовое положение в России. // Российская юстиция № 6,7. 1997; Дмитриев Ю.А., Корсик К А. Правовое положение иностранцев в Российской Федерации. М.: Манус-крипт, 1997.

Введение 3
1. Виды субъектов международного частного права 4
2. Правовое положение физических и юридических лиц, как субъектов МЧП 6
2.1. Дееспособность и правоспособность иностранных граждан 6
2.2. Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования 9
2.3. Взаимность и реторсии 10
2.4. Правовое положение российских граждан за рубежом 13
2.5. Правовое положение юридических лиц 14
2.6. Правовое положение иностранных юридических лиц 17
3. Государство как субъект МЧП 20
4. Международная межправительственная организация как субъект МЧП 24
Заключение 26
Список используемой литературы 27

Введение.

Возрождение в России частного права открывает новые страницы в истории одной из его наиболее жизнестойких ветвей – международного частного права.

Международное частное право возникло и сложилось в силу объективного существования в мире около двухсот правовых систем, каждая из которых устанавливает «свои» нормы для регулирования одних и тех же общественных отношений. В тех случаях, когда помимо национальных субъектов права – физических и юридических лиц одного государства – в правовых отношениях участвует «иностранный элемент», появляется необходимость в дополнительном правовом регулировании. Игнорирование иностранной правовой системы и подчинение отношений только одному правопорядку не может обеспечить объективного, адекватного конкретным жизненным обстоятельствам, правового регулирования.

В каждом государстве, важнейшим регулятором общественных отношений является право, а право – это система юридических норм, которая фиксирует определенные отношения; охраняет общеобязательные правила поведения, а также закрепляет права и обязанности лиц.

Международное частное право призвано регулировать взаимоотношения между субъектами МЧП. Особенность положения субъектов МЧП состоит в том, что они выступают не только носителями прав и обязанностей, но и играют главную роль в создании и реализации международно-правовых норм.

В своей работе я попытаюсь раскрыть правовое положение субъектов МЧП, которыми, прежде всего, являются физические и юридические лица, а иногда – государства, их основные особенности. На основе изученного материала, постараюсь определить, какое место занимают субъекты в международном частном праве.

1. Виды субъектов международного частного права.

Субъекты международного частного права (МЧП) - это участники гражданских правоотношений, осложненных «иностранным элементом» .

Под иностранным элементом понимаются имущественные отношения, где субъектом выступает сторона, имеющая иностранное подданство; субъекты принадлежат одному государству, а объект находится за границей; возникновение, изменение или прекращение отношений, связанных с юридическим фактом, имеющим место за границей.

К числу субъектов международного частного права относятся:

1) физические лица (граждане; лица без гражданства – апатриды; иностранные граждане; лица, имеющие двойное гражданство - бипатриды);

2) юридические лица (государственные организации, частные фирмы, предприятия, научно-исследовательские и иные организации);

3) государства;

4) нации и народы, борющиеся за свободу и независимость, и создание собственной государственности в лице своих руководящих органов (к их числу относится, например, Организация Освобождения Палестины);

5) международные межправительственные организации;

6) государственно-подобные образования, являющиеся субъектами международного публичного права (к ним относятся вольные города и Ватикан - резиденция главы римско-католической церкви) .

Физические и юридические лица, как субъекты международного частного права являются участниками правоотношений по МЧП независимо от того, кто является другой стороной в правоотношении: МЧП будет регулировать отношения как между двумя физическими или между двумя юридическими лицами, так и между физичес­ким или юридическим лицом, с одной стороны, и государством или другим субъектом международного публичного права - с другой.

Государства; нации и народы, борющиеся за независимость и создание собственной государственности; международные межправительственные организации; государственно-подобные образования, как субъекты МЧП только тогда будут входить в состав правоотношения, регулируемого нормами МЧП, когда будет выполнено следующее условие: контрагентом по сделке (или другой стороной в пра­воотношении) будет физическое, либо юридическое лицо. Правоотношения, в которых участниками являются два государства, или две межправительственные организации, или государство и межправительственная организация, не будут регулироваться нормами МЧП. Они бу­дут находиться в сфере действия международного публичного нрава.

Следовательно, если в правоотношении с одной стороны участвует субъект международного публичного права, то другой стороной для того, чтобы правоотношение регулировалось нормами МЧП, может быть только физическое либо юридическое лицо.

В моей работе будут рассмотрены основные субъекты МЧП, которые имеют свое правовое положение, их я рассмотрю ниже, раскрыв специальные юридические категории. Для физических лиц такими категориями будут дееспособность и правоспо­собность; для юридических - личный статус и «национальность»; при характеристике субъектов международного публичного права категори­ями, раскрывающими особенности их участия в гражданско-правовых отношениях международного характера, являются государственный суверенитет, суверенитет народов и наций .


2. Правовое положение физических и юридических лиц, как субъектов МЧП.

2.1. Дееспособность и правоспособность иностранных граждан.

В МЧП Российской Федерации вопрос о право- и дееспособ­ности возникает либо применительно к иностранным гражданам, находя­щимся на территории Российской Федерации, либо применительно к рос­сийским гражданам, пребывающим за рубежом. Укачанные юридические категории также подходят для характеристики апатридов и бипатридов. В законодательстве РФ имеются нормы, одновременно характеризующие правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов). Что касается бипатридов, то этот «вид» физических лиц сравнительно недавно стал предметом регулирования в законодательстве РФ, в МЧП РФ он ещё не получил закрепления. Учитывая это, ниже речь преимущественно будет идти о правовом положе­нии иностранных граждан и лиц без гражданства.

Прежде чем вести речь о коллизионных привязках, формулирующих выбор права при определении право- и дееспособности, нужно четко оп­ределить, что включают в себя понятия «иностранные граждане» и «лица без гражданства». В соответствии с Законом СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» 1981г. (действующим до принятия, российского закона) к иностранным гражданам относятся лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства своей принадлежности к иностранному государству. К лицам без гражданства предъявляют­ся два требования: 1) чтобы они не были гражданами РФ и 2) не принад­лежали к иностранному государству. Кроме того, аналогичное содержание указанных понятий дается в Законе о гражданстве РФ от 28.11.91г. (в ред. Федерального Закона от 6.02.95г.).

Понятие «иностранные лица » содержится также в Федеральном Законе России «О государственном регулировании внешнеторговой деятель­ности» от 13.10.95г. Для целей регулирования внешнеторговой деятель­ности этим понятием применительно к физическим лицам обозначаются лица, не имеющие постоянного или преимущественного места жительства на территории Российской Федерации и не зарегистрированные в ка­честве предпринимателей.

Иностранные граждане подразделяются на постоянно проживающих и временно находящихся на территории России. Учитывая это обстоятельство, к определению право- и дееспособности иностранцев следует подходить дифференцированно. Вместе с тем, ни в Основах, ни в проекте ГК Российской Федерации нормы, регламентирующие право- и дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Рос­сии, не содержат какой-либо дифференциации. Следовательно, особенно­сти правового положения постоянно проживающих и временно находя­щихся в РФ иностранцев будут закреплены в специальных двусторонних, соглашениях. Как правило, в таких вопросах, как трудовая деятельность, реализация права на жилье, социальное и медицинское обеспечение, обра­зование, иностранцы, постоянно проживающие в России, пользуются в полном объеме теми же правами, что граждане РФ.

Иностранцы и лица без гражданства пользуются в России граждан­ской правоспособностью наравне с российскими гражданами.

Такое положение закреплено в российском законодательстве (ст.160 Основ ГЗ) и выражает принцип национального режима. В силу этого режима иностранным гражданам и юридическим лицам предоставляется такой же режим, какой предоставляется отечественным гражданам и юридическим лицам. Поскольку на иностранных физических и юридических лиц распространяются те права и преимущества, которыми в данной стране пользуются местные физические и юридические лица, все они ставятся в равное положение. Однако закон за­крепляет возможность устанавливать изъятия из этого принципа . Такие изъятия содержатся во многих российских законах и касаются возможно­сти для иностранцев или занимать некоторые должности, или иметь оп­ределенные (в том числе, имущественные) права. Так, например, иностранцы не могут быть судьями, прокурорами, они не могут занимать должности в органах государственной власти и управления, в экипажах морских и воздушных судов.

Введение

Субъектами МЧП выступают субъекты различной юридической природы, а именно как субъекты международного права (государства, международные межправительственные организации), так и субъекты национального права (физические и юридические лица).

Появление государств, а затем системы государств осуществление ими не только внутренних, но и внешних функций привело к развитию международного сотрудничества в различных областях. Эти отношения регулируются нормами международного публичного права и международного частного права. В отличие от отношений, которые регулируются международным публичным правом (главное место занимают политические взаимоотношения государств - обеспечения мира, безопасности и т.д.) отношения, регулируемые международным частным правом выделяются в особую группу частноправовых отношений, которые имеют международный характер, это, прежде всего имущественные отношения и связанные с ними неимущественные отношения (в области авторского, патентного права).

Необходимо отметить, что если в международном публичном праве основными субъектами являются государства, то в международном частном праве основным субъектом является не государство, хотя государство и может выступать в этом качестве, а отдельные лица - физические и юридические.

Цель работы - изучение правового положения государства как участника гражданско-правовых отношений по международному частному праву.

международное частное право государство

Субъекты международного частного права: виды, краткая характеристика

Субъекты международного частного права (МЧП) - это участники гражданских правоотношений, осложненных "иностранным элементом".

Под иностранным элементом понимаются имущественные отношения, где субъектом выступает сторона, имеющая иностранное подданство; субъекты принадлежат одному государству, а объект находится за границей; возникновение, изменение или прекращение отношений, связанных с юридическим фактом, имеющим место за границей.

К числу субъектов международного частного права относятся:

1) физические лица (граждане; лица без гражданства - апатриды; иностранные граждане; лица, имеющие двойное гражданство - бипатриды);

Лицо без гражданства (апатрид) не состоит в гражданстве данного государства и не имеет юридически значимых доказательств принадлежности к гражданству другого государства. Правовое положение апатрида в первую очередь определяется законом государства проживания. При переезде апатрида в другое государство его связь с прежним государством автоматически прекращается и возникает новая связь с государством, где оказался. Права и обязанности апатрида, приобретенные в прежнем государстве, автоматически не возобновляются. Они признаются только в том случае, если в новом государстве действует закон относительно перехода этих прав и обязанностей или это государство выполняет соответствующие международные обязательства. Что касается граждан иностранных государств, то они подчиняются не только правопорядку страны пребывания, но сохраняют права и обязанности по отношению к своему государству. У иностранных граждан как граждан определенного государства существуют юридически регулируемые правоотношения с этим государством независимо от места нахождения данных граждан. Подобное государство, требуя лояльности от своих граждан, обязано обеспечить им установленные законом права и защиту как на собственной территории, так и за рубежом. Государство распространяет свою власть на граждан, даже если они находятся за пределами его территории. В связи с этим граждане этого государства, находясь за его пределами в качестве иностранцев, пользуются по отношению к государству своего гражданства рядом прав, например правом на формирование органов государственной власти, и соответственно несут ряд обязанностей, например обязанность несения военной службы и соблюдения законов своего государства. Такие права и обязанности отсутствуют у граждан одного государства, находящихся на территории другого государства, по отношению к последнему. Отсутствуют они и у лиц, не имеющих какого - либо гражданства, в отношении любого государства.

2) юридические лица (государственные организации, частные фирмы, предприятия, научно-исследовательские и иные организации);

Государство определяет пределы и основные направления деятельности юридического лица как носителя прав и обязанностей, обладающего такой же юридической и экономической реальностью, какой обладают физические лица в качестве субъектов права. Поскольку юридическое лицо является производным явлением права (и в то же время его существенным элементом), а право всегда связанно с государством, которое территориально всегда ограничено, то возникает необходимость в "прикреплении" этого юридического лица к определенному государству. Независимо от понимания природы юридического лица, для целей гражданского оборота оно всегда обладает достаточной для признания в качестве субъекта права степенью самостоятельности и независимости.

Выяснение национальной принадлежности (личного закона юридического лица) требуется для определения:

статуса организации в качестве юридического лица;

организационно-право вой формы юридического лица;

требований к наименованию юридического лица;

вопросов создания, реорганизации и ликвидации юридического лица,

в том числе вопросов правопреемства;

порядка приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;

внутренних отношений, в том числе отношения юридического лица

с его участниками

способности юридического лица отвечать по своим обязательствам. Соответствующие положения содержатся в ч.2 ст.1202 ГК РФ.

для определения режима деятельности иностранного юридического лица на территории РФ (таможенное и налоговое обложение, правовой режим).

3) государства;

4) нации и народы, борющиеся за свободу и независимость, и создание собственной государственности в лице своих руководящих органов (к их числу относится, например, Организация Освобождения Палестины);

5) международные межправительственные организации;

6) государственно-подобные образования, являющиеся субъектами международного публичного права (к ним относятся вольные города и Ватикан - резиденция главы римско-католической церкви).

Государства; нации и народы, борющиеся за независимость и создание собственной государственности; международные межправительственные организации; государственно-подобные образования, как субъекты МЧП только тогда будут входить в состав правоотношения, регулируемого нормами МЧП, когда будет выполнено следующее условие: контрагентом по сделке (или другой стороной в пра­воотношении) будет физическое, либо юридическое лицо. Правоотношения, в которых участниками являются два государства, или две межправительственные организации, или государство и межправительственная организация, не будут регулироваться нормами МЧП. Они бу­дут находиться в сфере действия международного публичного нрава.

Следовательно, если в правоотношении с одной стороны участвует субъект международного публичного права, то другой стороной для того, чтобы правоотношение регулировалось нормами МЧП, может быть только физическое либо юридическое лицо.

Цель изучения данной лекции заключается в усвоении комплекса знаний о субъектах международного частного права и в определении правового положения физических лиц как субъектов международного частного права.

Исходя из этого, основными задачами являются: определение субъектов международного частного права; определение правоспособности иностранных граждан; лиц без гражданства и беженцев на территории КР.

Понятие и виды субъектов МЧП

Международное частное право призвано регулировать взаимоотношения между субъектами МЧП. Особенность положения субъектов международного частного права состоит в том, что они выступают не только носителями прав и обязанностей, но играют главную роль в создании и реализации международно-правовых норм.

Субъекты международного частного права - это участники гражданских правоотношений, осложненных «иностранным элементом».

К числу субъектов международного частного права относятся:

  • · физические лица (граждане; лица без гражданства - апатриды; иностранные граждане; лица, имеющие двойное гражданство - бипатриды);
  • · юридические лица (государственные организации, частные фирмы, предприятия, научно-исследовательские и иные организации);
  • · государства

В отличие от физических и юридических лиц («полноправных» субъектов МЧП), государство, будет субъектом МЧП только при участии с другой стороны в сделке физического или юридического лица. Это не значит, что государство с государством не может заключить договор купли-продажи или любые другие договоры. Важно понимать, что межгосударственное общение определяется нормами международного публичного права. В случае возникновения спора, он будет решаться, например, в соответствии со ст.33 Устава ООН в Международном суде ООН, который рассматривает межгосударственные споры. Применимым будет международное публичное право, при этом сам вопрос о выборе «компетентной» национальной правовой системы не возникнет.

Участие государства в отношениях, регулируемых МЧП, имеет свою специфику. Это связано с особой природой и сущностью государства - обладанием государственным суверенитетом как признаком, характеризующим государство. Государственный суверенитет означает верховенство государства в решении всех внутренних и внешних вопросов в пределах своей территории и компетенции, независимость одного государства от другого в решениях, действиях, ответственности, правовом регулировании. Независимость лежит в основе принципа суверенного равенства государств, который закреплен в Уставе ООН и ряде других международных соглашений как один из основных общепризнанных принципов международного права. В силу суверенного равенства каждое государство пользуется международным и иммунитетом - изъятием из-под действия национальной правовой системы. Различают несколько видов иммунитета государств:

  • · судебный иммунитет (неподсудность одного государства судам другого государства);
  • · иммунитет от предварительного обеспечения иска (невозможность наложения ареста на государственную собственность или запрещения совершать определенные действия государственным органам иностранного государства в порядке обеспечения исковых требований);
  • · иммунитет от исполнения судебных решений (невозможность принудительного исполнения решения, вынесенного в отношении иностранного государства или государственных органов);
  • · иммунитет государственной собственности (означает неприкосновенность государственного имущества: в отношении государственного имущества в мирное не могут быть применены какие-либо меры по изъятию, национализации со стороны другого государства).

Вышеперечисленные виды иммунитетов обладают общей чертой: необходимостью получить согласие государства для осуществления определенных действий со стороны другого государства. Без согласия государства весьма затруднительно привлечь его в качестве ответчика к участию в судебном разбирательстве, или наложить арест на имущество, или принудительно исполнить решение.

  • · нации и народы, борющиеся за свободу и независимость, и создание собственной государственности в лице своих руководящих органов (к числу относится, например, Организация Освобождения Палестины);
  • · международные межправительственные организации

Международные межправительственные организации (ММО), относясь к субъектам международного публичного права, большей частью вступают в отношения не гражданско-правового характера. Их участие в сделках, также как и участие государства в отношениях, регулируемых МЧП, возможно лишь при условии участия со стороны «контрагента» физического или юридического лица. В процессе своей деятельности ММО заключают различного рода договоры, опосредующие их существование и исполнение уставных целей. Так, например, они могут заключать договоры об аренде помещения, купли-продажи товаров и оборудования, договоры подряда, маркетинга и другие. Особенно показательно участие в гражданско-правовых отношениях международных межправительственных организаций системы ООН. Секретариатом ООН были разработаны специальные правила по заключению контрактов и представлены типовые договоры, предусматривающие определенную процедуру заключения контрактов.

Помимо участия в качестве субъекта МЧП, ММО ООН оказывают активное содействие в развитии МЧП. Так, в системе ООН функционирует Комиссия по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), в рамках которой был разработан целый ряд проектов международных конвенций (в том числе, о международных чеках, о международных простых и переводных векселях). Коллизионным вопросом, возникающим в связи с деятельностью ММО, является выбор применимого права при регулировании гражданско-правовой сделки. Этот выбор может касаться как формы сделки, так и установления ее содержания. Как правило, эти вопросы решаются в договорах, заключаемых ММО с юридическими и физическими лицами, участвующими в сделке. Выбор правового регулирования имеет место и при взаимоотношениях ММО с государствами, на территории которых находятся соответствующие штаб-квартиры этих организаций.

С одной стороны, налицо взаимодействие двух субъектов международного публичного права, которое должно регулироваться международным публичным правом - соответствующими международными договорами. С другой стороны, многие вопросы гражданско-правового характера не регламентированы ни во внутренних нормах ММО, ни в международных договорах. Это обстоятельство делает необходимым решать вопросы, являющиеся специфическими и существующие в рамках МЧП: в частности, делать выбор компетентного правопорядка. В договорах, заключаемых ММО с государством, содержится отсылка к применимому праву. Очень часто таким правом «объявляется» национальное право государства места нахождения штаб-квартиры организации. Так, например, Международной Организацией Труда, Всемирной Организацией Здравоохранения в 1940-60-е годы были заключены договоры на аренду зданий в Женеве. В договорах содержалась норма, указывающая, что рассмотрение споров будет осуществляться по швейцарскому праву.

Аналогичные ссылки на национальное право имеются в договорах МВФ и штата Нью-Йорк, ЮНЕСКО и французского правительства. Однако, это правило действует не всегда, поскольку ММО, обладая международным иммунитетом, часто не считают нужным «зависеть» от конкретной правовой системы. При таком решении вопроса применимым будет «комплексное» право: некоторые правоотношения будут регулироваться по-прежнему национальным правом страны пребывания штаб-квартиры организации; другие -внутренними правилами, выработанными самой организацией.

· Государственно-подобные образования, являющиеся субъектами международного публичного права (к ним относятся вольные города и Ватикан - резиденция и главы римско-католической церкви).

Физические и юридические лица, как субъекты международного частного права являются участниками правоотношений по МЧП независимо от того, кто является другой стороной в правоотношении: МЧП будет регулировать отношения как между двумя физическими или юридическим лицом, с одной стороны, и государством или другим субъектом международного публичного права - с другой.

Государства; нации и народы, борющиеся за независимость и создание собственной государственности; международные и межправительственные организации; государственно-подобные образования, как субъекты МЧП только тогда будут входить в состав правоотношения, регулируемого нормами МЧП, когда будет выполнено следующее условие: контрагентом по сделке (или другой стороной в правоотношении) будет физическое, либо юридическое лицо. Правоотношения, в которых участниками являются два государства, или две межправительственные организации, не будут регулироваться нормами МЧП. Они будут находиться в сфере действия международного публичного права. Следовательно, если в правоотношении с одной стороны участвует субъект международного публичного права, то с другой стороны для того, чтобы правоотношение регулировалось нормами МЧП, может быть только физическое либо юридическое лицо.

К субъектам МЧП относятся (или по крайней мере могут ими быть) практически все акторы международных отношений. Все субъекты подразделяют на две большие категории: основные и не основные . К основным относятся все не суверенные акторы международных отношений (физические лица и юридически, транснациональные корпорации, международные неправительственные организации, общественные организации, субъекты федераций, административные единицы унитарных государства, общественные организации, парламентарии, религиозные организации, политические партии и др.). К не основным относятся те субъекты, которые при вступлении в международные отношения не всегда являются субъектами соответствующего права. Государства, международные межгосударственные организации, которые являются основными субъектами публичного и межгосударственного права являются субъектами МЧП в том случае, когда они вступают в отношения с другими - основными субъектами (не суверенными). Специфическим статусом обладают международные межгосударственные организации, которые, по сути, создаются другими не основными участниками – государствами. От части их можно отнести скорее не к участникам международного публичного прав, а к субъектам права транснационального.

Физические лица являются одной из самых многочисленных категорий субъектов МЧП. Они обладают различным статусом: собственные граждане , иностранные граждане и апатриды . Можно выделить и таких физических лиц, обладающих специфическими признаками как беженцы, диссиденты и др. Однако все они относятся больше к подкатегориям граждан, иностранных граждан или апатридов, нежели обладают относительно самостоятельным статусом по отношению к ним. Собственные граждане – те лица, которые имеют паспорт гражданина данного государства. Все остальные – или иностранцы (граждане или поданные другого государства) или лица, не имеющие гражданства какого-либо из признанных государств (апатриды). Граждане обладают соответствующим правовым режимом, который установлен для них данным государством. Правовой режим представляет собой совокупность норм права, которые определяют правовое положение соответствующего лица. Иностранные граждане всегда находятся под двойной юрисдикцией. Они обязаны соблюдать нормы государства – место его пребывания (независимо от того – постоянно или временно он там находится). При этом иностранный гражданин не теряет правовой связи со своим собственным государством (это может проявляться, например, во время проведения выборов в государстве иностранного гражданина или в его патронаже посольством или консульством на иностранной территории). У апатридов , по сути, нет государства, которое бы их защитило. Поэтому их правовой статус определяется только нормами государства – места его пребывания. Правовой режим иностранцев устанавливается самостоятельно каждым государством и является их собственной компетенцией. Главное – чтобы такой режим не умолял их права и не нарушал общепринятые международные стандарты, которые закреплены в основополагающих международных договорах и конвенциях. В доктрине выделяют четыре основных вида правовых режимов иностранцев: национальный режим , режим наибольшего благоприятствования , преференциальный режим и специальный режим . Большинство государств в своем законодательстве пытаются указать, что иностранцы пользуются национальным режимом (обладают таким же объемом прав и обязанностей, как и собственные граждане – в частности, в РФ). Однако на практике это далеко не так. Поэтому сомнительным и, по сути, фиктивным является установление государством национального режима для иностранцев. Режим наибольшего благоприятствования является договорным режимом (предусматривается в международном договоре). Он фактические, по сути, является международным). Как правило, такой режим предоставляется в области воздушных сообщений, в морском судоходстве, в торговых отношениях и т.д. Международными договорами устанавливается формулировка такого режима, как «наиболее благоприятствующего» по сравнению с национальным режимом. Ввиду этого он является очень неопределённым по своему содержанию. Также неопределённым является круг лиц, в отношении которых такой режим устанавливается. Он никогда не распространяется на все права и обязанности и носит ограниченный характер (устанавливается для определённой области правого регулирования). Преференциальный режим предполагает для иностранцев определённые привилегии или льготы на территории данного государства. На сегодняшний день, такого режима практически ни где не существует. В основном, примеры использования такого режима можно черпать из истории (например, в свое время в Китае). Преференциальный режим может устанавливаться в приграничных областях сопредельных государств. Там граждане имеют определенные преференции (безвизовый режим, свободный доступ для пересечения границы, возможность трудиться) на сопредельной территории иностранного государства. Но при этом устанавливаются четкие границы, в которых такой режим применяется. Соответственно, им пользуется лишь ограниченное количество людей, которое проживает на соответствующей территории прилегающего государства. Поэтому преференциальный режим имеет, как правило, ограниченное действие. Ввиду того, что формально декларированный национальный правовой режим не действует в отношении иностранцев, имеет смысл говорить о специальном правовом режим. По сути, специальным правовым режимом и обладают иностранные граждане и апатриды.

Юридическое лицо также является основным субъектом МЧП. Однако буквально понятие юридического лица используется не во всех государствах (например, во многих используется термин корпорация), поэтому в дальнейшем обозначение таких лиц «юридическими» будет номинальным. Ввиду этого на практике возникает множество проблем, связанных с детерминированием и регламентацией таких субъектов МЧП. Несмотря на это, все эти организационно-правовые формы обладают общими чертами : представляют собой объединение физических лиц ; самостоятельно выступают в хозяйственном обороте под своим именем (в том числе и в международных отношениях); государство не отвечает по их обязательствам, а они не отвечают по обязательствам государства ; регистрация производится по законам государства, где они создаются . Юридические лица представляют собой институционные образования (искусственно созданные субъекты). Условно выделяют юридические лица частного (как правило, созданные для извлечения прибыли) и публичного права (к ним относят, как правило, созданные не для извлечения прибыли – некоммерческие организации, публичные органы). Первые, в свою очередь, в тех странах, где существует отдельно торговый кодекс, можно подразделить на юридические лица гражданского и юридические лица торгового права. Юридические лица частного права можно разделять и по другим критериям: по собственности (государственные, с частным капиталом, с иностранным капиталом и со смешанным капиталом); по организационно-правовой форме (ООО, АО и т.д.) и другие. Особую категорию составляют так называемые «совместные » предприятия, которые совмещают в себе национальный и иностранный капитал. Они могут создаваться двумя путями: по внутреннему праву (юридические лица по российскому праву – создаются по закону об иностранных инвестициях и их правовой режим несколько отличен от режима для российских юридических лиц; для них ухудшений в правовом положении быть не может, особый порядок валютного регулирования, особые таможенные правила и др.); по международному договору (или международные хозяйственные организации (МХО); в зависимости от договора – двусторонние и многосторонние ). Нельзя отнести МХО к международным межгосударственным организациям, так как они создаются для получения прибыли, поэтому и отнести их к субъектам международного публичного права мы не можем. Однако МХО являются основными участниками международного частного права. Деятельность таких организаций, за исключением ряда правоотношений (например, трудовых правоотношений, которые регулируются законодательством страны в котором находится предприятие), регулируется заключенным международным (двусторонним или многосторонним) договором и прилагаемым к нему уставом (для создаваемой организации). Все возникающие споры, связанные с МХО, рассматриваются только государствами-участниками соответствующего международного договора. Отдельно стоит отметить юридические лица, создаваемые международными организациями (например, Экономическое Сообщество Западноафриканских Государств, в которых участвуют на ряду с государствами, организации и физические лица – в том числе капиталом). На практике примеров таких юридических лиц практически нет. Особым видом юридического лица является «Европейская компания» (Регламент Совета ЕС № 2157/2001 от 8.10.2001 г.) – представляет собой публичное общество с ограниченной ответственностью, уставный капитал должен быть не менее 120 000 евро. Структура такой организации может быть двухуровневой (общее собрание акционеров, наблюдательный и исполнительный орган) или одноуровневой (управляющий орган). Члены органов Европейской компании назначаются на срок свыше 6 лет, решения принимаются простым большинством голосов. Основной идеей создания такой организационно-правовой формы было стремление к тому, чтобы деятельность такой компании регулировалась исключительно правом ЕС. Однако, реализация такой идеи не удалась и, фактически, деятельность Европейской компании регулируется и правом ЕС и правом страны-участницы. Кроме того, в Регламенте остался неурегулированным вопрос об участии работников в управлении предприятием. Впоследствии, ЕС был также принят Регламент о «Европейском кооперативе». У юридических лиц, как у других субъектов МЧП, имеются как права, так и обязанности. Соответственно, в предусмотренных случаях они будут нести и ответственность. Ввиду двойного регулирования деятельности юридических лиц в МЧП, уголовную (в российском праве в отношении организаций не предусматривается), гражданской и административную (в том числе налоговая) ответственность они будут нести в определённых случаях как по нормам международного права (например, санкции Совета Безопасности ООН), так и по нормам внутреннего права. Международная ответственность, если обратиться к практике, как правило, касается не государств, а физических и юридических лиц этих стран. Нормы об ответственности организаций в МЧП вытекают ни только принципов международного права, но и непосредственно закреплены в некоторых международных конвенциях (например, Конвенция о борьбе с коррупцией). В частности, в рамках ООН в 1999 г. было принято, так называемое, «Глобальное Соглашение» (Global Compact), которое содержит 10 основных принципов функционирования бизнес-сообщества (в том числе транснациональных корпораций). Однако этот и другие подобные международные акты непосредственно ответственности не предусматривают. Несмотря на это, другие члены бизнес-сообщества, в случае нарушения принципов одним из них, будут вводить определенные санкции экономического характера (прекращение торговли, расторжение договоров и др.) в отношении нарушителя. Таким образом, ответственность юридических лиц в МЧП может содержаться в обычной норме. Кроме того, ответственность организаций может быть также предусмотрена актами саморегулирования юридических лиц (различными, заключаемыми между ними договорами, контрактами и соглашениями).

Термин транснациональные корпорации появился достаточно давно, однако общего и единообразного толкования этого определения нету. Первые транснациональные корпорации появились в 19 веке в результате вывоза капитала из США в Великобританию (компании «Зингер», «Кольт»). Активное появление и распространение таких корпораций началось после Второй мировой войны. На данный момент, считается, что 80 % международного торгового оборота дают транснациональные корпорации. Общими чертами таких организаций являются: международные объединения производства и капиталов ; управление из единого центра (холдинговая компания); ответственность холдинга за деятельность дочерних предприятий . Можно выделить основные критерии организации (юридического лица), которые дают основание причислять ее к транснациональным-корпорациям: число стран, в которых действует корпорация (минимум составляет от двух до шести и более стран); определенное число стран, в которых размещены производственные мощности корпорации; определенный размер капитализации, которого достигла корпорация; минимум доли иностранных операций в доходах или продажах корпорации (как правило, 25 %); владение не менее 25 % голосующих акций в трех или более странах; интернациональный состав персонала и высшего руководства корпорации. Ввиду существенного влияния таких корпораций на мировом рынке, их выделяют среди остальных юридических лиц в особый субъект МЧП. Некоторые определяют их в качестве конгломерата юридических лиц (так как их юридический статус в различных правовых системах определяется по-разному). Однако, не стоит упускать тот факт, что фактическое руководство всем этим конгломератом осуществляется «головной фирмой» корпорации, которая также несет ответственность за деятельность созданных ею предприятий. При этом их существование несет как негативные, так и позитивные последствия для экономик стран, в которых они действуют. Структура транснациональной корпорации, в общем, представляет собой следующее: головная фирма (президент, совет директоров, оперативные службы), региональные центры (например, европейский, североамериканский и т.д.), зональные центры (например, восточноевропейский), предприятия (непосредственно расположенные в самых разных уголках планеты). Помимо «Глобального соглашения», международным сообществом были приняты и другие международные акты, положения которых были посвящены транснациональным корпорациям (например, «Хартия экономических прав и обязанностей государств» 1979 г.). Вопросами транснациональных корпорация занималась также МОТ (так называемая, «Трехсторонняя декларация»), ОЭСР и др. Многие из указанных выше актов, принятых в отношении деятельности ТНК, в основном не обладают юридической обязательностью и носят, как правило, декларативный характер. Таки образом деятельность ТНК с правовой точки зрения особым образом полноценно не регламентирована и по большей части регулируется теми же нормами, что и деятельность всех юридических лиц в МЧП. В частности, их деятельность регулируется в основном внутренним правом и нормами обычного права. Однако, в последнее время количество актов специального регулирования в отношении таких образований стало расти (например, судебные прецеденты по делам, связанным с «Бхопальской катастрофой» в части ответственности «головной фирмы» за непосредственно расположенные в регионах предприятия). Это обусловлено в том числе значительным влиянием ТНК на различные глобальные проблемы (надлежащие условия труда, экологическая состояние и др.). Данный факт говорит о наличии определенной тенденции, свидетельствующей о все большем признании в правовом сообществе ТНК в качестве самостоятельного субъекта МЧП.

Во внутреннем и международном праве государства обладают определенными иммунитетами и привилегиями . Считается, что есть три вида иммунитетов: судебный (государству иск предъявить нельзя), иммунитет от предварительного обеспечения исков , иммунитет от предварительного исполнения решений . Наличие этих иммунитетов говорит о том, что в отношении государства, по общему правилу, нельзя: предъявить иск; в случае подачи иска, осуществить предварительное обеспечение; в случае вынесения решения, предварительно исполнить. На данный момент нельзя говорить, что данные иммунитеты государства являются абсолютными (теория абсолютного иммунитета ). В частности, в соответствии с частью 1 статьи 401 ГПК РФ, предъявление иска к иностранному государству и принятие по отношению к его имуществу мер по обеспечению иска, обращение взыскания на это имущество в порядке исполнения решений суда не допускаются (если только компетентные органы соответствующего государства не дадут своего согласия). Однако существует и теория функционального иммунитета государства, которая появилась в США. В отношении иностранных государств в отечественном АПК такая концепция имеет свое проявление (статья 251). Такой же подход разделяет и проект единого процессуального кодекса гражданского судопроизводства. Регламент института международного права «О компетенции судов в делах против иностранных государств и государей» от 1891 года допускал иски к предприятиям, являющимся собственностью государства. Длительное время единственным актом на международном уровне, посвященном данной проблематике, является Европейская конвенция об иммунитетах государств, принятая Советом Европы в 1972 году (на данный момент его участниками является только 8 европейски государств; РФ подписала ее в 2006 года, но в силу она не вступила). В 2004 была открыта для ратификации конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств, но на настоящий момент она в силу так и не вступила (недостаточное количество ратификаций). В соответствии со статьей 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты РФ выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. В соответствии со статьей 2014 ГК РФ к гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом, с участием государства правила настоящего раздела применяются на общих основаниях, если иное не установлено законом. Однако, стоит особо отметить, что субъекты РФ (и другие территориальные публично-правовые образования в РФ и других государства) в международном праве такими государственными иммунитетами не обладают.

Международные межгосударственные организации относятся к числу неосновных субъектов МЧП и их правовое положение во многом сходно положением государств (в частности, они обладают соответствующими иммунитетами), так как осуществляя основную деятельность в качестве субъектов публичного права. Совсем иным правовым положением обладают международные неправительственные организации. Иммунитеты и привилегии у них отсутствуют. Стоит отметить, что на сегодняшний день не существует договорных правил в отношении таких организаций (Страсбургская конвенция о признании юридическими лицами международных неправительственных организаций от 24 апреля 1986 года). Вся их деятельность регулируется исключительно обычными нормами.

_____________________________________________________________________________