Ли бо - биография. ДУ ФУ: биография, коротко о жизни и творчестве: ЛИ БО

Ли Бо, (второе имя – Ли Тай-бо) (701-762) китайский поэт

Родился в современной провинции Ганьсу, но детство и юность провёл в Сычуани. Писать начал в юности, привлёк внимание выдающихся поэтов. Однако экзамены, необходимые для занятия должности чиновника, сдавать отказался.

В 26 лет покинул дом и отправился странствовать. Вплоть до 738 он ходил по стране и писал стихи, воссоздавая в них картины гор, водопадов, бамбуковых рощ.

Когда ему исполнилось 40 лет, император с почётом принял его у себя во дворце, даровав высшее учёное звание. Поэта призвали на службу в Чанъань. При дворе Ли Б о не ужился и в 744 покинул столицу.

В Лояне он познакомился с поэтом Ду Фу, странствовал вместе с ним. Стихи этого периода полны возмущения против грубости и заносчивости знати. Поселился вблизи от Ду Фу и Гао Ши. Их беседы и встречи украсили мировую литературу.

В 756 мятеж полководца Ань Лу-шаня заставил императора вновь обратиться за помощью к Ли Бо. Это принесло поэту одни несчастья: входя в свиту младшего брата императора Ли Линя, он оказался замешан в готовящемся перевороте. Поэту грозила казнь, но его сослали в Елан. Пока он добирался до места ссылки, прошло три года, и поэт был прощён.

Ли Бо (Ли Тай-бо) (701-762) — китайский поэт эпохи Тан.

Ли Бо родился в Сычуани, скорее всего в 701 году, и его семья не была ни состоятельной, ни влиятельной.

Детство и юность провёл в провинции Сычуань. Отказался сдавать экзамены, необходимые для получения чиновничьей должности. Странствовал (721-38) по стране и писал стихи

В 724 году, находясь в Шаньдуне, Ли Бо создал общество «Шести бездельников из бамбуковой рощи» – явный намек на цзиньских «Семерых мудрецов из бамбуковой рощи».

Путешествуя по Хэнани и Шаньси, ему однажды случилось оказать помощь одному бедному воину, впоследствии спасшему поэту жизнь. Этим воином был ни кто иной, как Го Цзы-и, после мятежа Ань Лушаня ставший главнокомандующим армии, первым министром империи и покровителем несторианской церкви в Китае. В 738 году в Шаньдуне Ли Бо встретил своего великого современника Ду Фу, поэта, равного, а, по мнению многих китайских ученых, превосходящего Ли Бо. Они стали друзьями, и их отношения воспеты во многих стихах того и другого.

Лишь в 742 году Ли Бо впервые прибыл в танскую столицу, Чанъань, где был представлен двору ученым-даосом, которого он встретил в свое время, путешествуя по Чжэцзяну. При дворе тогда правила балом прекрасная императорская наложница Ян Гуйфэй. Ли Бо, уже знаменитого поэта, представили императору как «изгнанного бессмертного» – божественного гения в облике смертного, и Сюань-цзун немедленно дал ему синекуру, обязав писать стихи в честь дворцовых торжеств.

Похоже, это оказалось не слишком обременительным делом, ибо у Ли Бо оказалось достаточно времени, чтобы предаваться винопитию и наслаждаться обществом друзей-единомышленников. Они называли себя «восемь бессмертных винной чаши» (или просто «восемью бессмертными пьяницами»). Об этих знатных и образованных людях другой великий китайский поэт, Ду Фу, написал свое великолепное стихотворение, в котором упоминаются выдающиеся друзья Ли Бо.

В течение трех лет Ли Бо наслаждался обществом друзей и благосклонностью самого императора Сюаньцзуна , пока, в результате дворцовых интриг, не вынужден был покинуть Чанъань.

Затем Ли Бо отправился в Шаньдун, где в резиденции «тянь ши» (Небесного Наставника), духовного главы религии, изучал даосизм. Затем поэт вновь направился на юг и добрался до Нанкина, где встретил старого друга Цзуй Цзунчжи, также изгнанного в ссылку. Мятеж Ань Лушаня застал поэта в Лояне, из которого он бежал перед тем, как восставшие захватили город. Ли Бо оказался на юге, где присоединился к ставке Ли Лина, принца Юна, организовавшего сопротивление Ань Лушаню в долине Янцзы. Ли Лин, однако, попытался воспользоваться неразберихой, царившей после отречения Сюаньцзуна, и провозгласить себя императором. Его план не удался, принц был лишен титула, а Ли Бо посажен в тюрьму как его сообщник. Поэта ждала смерть, но его спасло вмешательство Го Цзыи, главнокомандующего императорскими войсками, не забывшего услуги, оказанной ему поэтом за тридцать лет до того.

Приговор отложили, но Ли Бо сослали в пограничный округ Елан (в нынешней провинции Гуйчжоу). Медленно продвигаясь к месту изгнания, он путешествовал вверх по Янцзы, подолгу останавливаясь у друзей. За три года Ли Бо добрался лишь до Ушани в провинции Сычуань, а в это время объявили всеобщую амнистию. Поэт был уже стар, а слава империи Сюаньцзуна померкла. Ли Бо поплыл обратно в Тайпин – провинция Аньхой, где служил чиновником его родственник.

Там он и умер в 761 году. По легенде Ли Бо попытался обнять отражение Луны в водах Янцзы и утонул.

ЛИ БО
(705-762)

С 618 года в Китае начинается правление династии Тан, которое длилось практически триста лет. В итоге объединения враждующих меж собой княжеств было сотворено сильное правительство.

До того времени неслыханная широта общения с наружным миром содействовало знакомству с различными до сего времени незнакомыми для Китая религиозными взорами. Эта широта содействовала религиозному терпению, а совместно с ним и свободе выражения воззрений.
Обычное почтение к литературе получила практического нрава: одним из основных предметов на экзаменах на чиновничьи должности была поэзия. Поэзия всячески поощрялась часто правителями страны, которые сами писали стихи. В политику и литературу пришли выходцы из семей средних и мелкопоместных землевладельцев, которые выросли в деревнях и были более близки к народу, чем древняя аристократическая вершина. Это не могло не воздействовать на литературу.

Миропонимание танского литератора намного расширился. Актуальный опыт поэта уже не ограничивался родным поселком и недалеким городком, а обхватывал огромную страну с неодинаковыми критериями жизни в различных ее уголках. Поэт, который все почаще был муниципальным бюрократом, и собственной службой, и творчеством обязан был участвовать в жизни страны.
Когда мы обращаемся к танской литературы, сначала мы говорим о лирическую поэзию. Она продолжила и развила величавые заслуги прошедшего и поднялась на невиданную высоту.

Преодолевая внутреннюю пустоту и красоту стихов V — VI веков, 1-ые танськие поэты хотя и были носителями этих пороков, но на их творчество уже легла печать нового: будущая простота формы и глубина поэтической мысли.
В танськие времена переживали собственный расцвет 5 — и семисловные стихи с двухрядной строфой, с обусловленным чередованием тонов, с единой рифмой. Они дали огромную возможность применению в поэзии разговорной речи. Новшество танской поэзии смешивалось с традиционностью изобразительных средств и высказывалось не только лишь в открытии новейшей, но — нередко — в углублении обычной темы. Горы и реки, залог и месяц, путник, ветла и весна — все это было и развивалось в китайской поэзии с древности, и все это приобретало в течение веков новейшую расцветку. В движении поэзии от возвышенности к обыденности и конкретности отразился тот генеральное направление поэзии танского времени, на котором были достигнуты самые большие ее победы.
Сначала танской поэзии стояли такие выдающиеся мастера, как Ван Бо, Лу Чжао-линь, Чэнь Цзи-ан, Мэн Хао-жань, Гао Ши и другие. Не считая «тихой» поэзии тех пор была и другая — поэзия битв и странствий, которая изображала человека в буйных, бурных обстоятельствах. Любой из этих различных поэтов так либо по другому предшествовал творчества собственных превосходных современников — Ли Бо и Ду Фу.

Ли Бо, узнаваемый поэт старого Китая, родился в 701 году, был родом из сегодняшней провинции Сычуань. Китайские биографы изображают Ли Бо превосходным безумцем, который черпает свое вдохновение в бокале с вином, в обществе других поэтов, которые образуют поэтическую содружество поначалу из 6 членов («6 мудрейших из Букового потока»), а потом из восьми («Восемь бессмертных Винной чаши»). Такие общества в ту эру игрались роль литературных школ. Еще в молодом возрасте поэт грезил помогать людям, и поэтому он выбрал необыкновенный путь для юного человека его поколения: не сдавал экзаменов, ушел из дома, жил в стороне от людского жилища, путешествовал, увлекался одиночеством. Ему было 40 лет, когда правитель позвал его в собственный дворец и одарил званием ханьлинь, что на данный момент мы бы считали академической степенью. Ли Бо оставался поэтом, независящим в убеждениях и поступках, а это не совпадало с придворными правилами. Через три года Ли Бо покинул столицу ради новых путешествий и встречи с поэтами Ду Фу, Гао Ши и другими. Тех пор произошел бунт Ань Лу-шаня, и через Лушань, где тормознул поэт, проходили войска Ли Линя, младшего брата правителя Су-цзуна. Ли Бо согласился пойти к нему на службу, когда Ли Лень посягнул на престол, и поэта как его приверженца, был брошен в кутузку, а потом сослан в дальний Єлан. Позже его простили, возвратили среди дороги. Через пару лет после этих событий, в 762 году, Ли Бо погиб в доме собственного родственника Ли Ян-бина, которому мы должны сборником произведений поэта. Осталось более дев’ятьсот его стихов.

Ли Бо выделялся посреди современников собственной необычностью. Он превозносил храбрых путников, защищал обездоленных и ощущал себя победителем, который не знает препядствий. Другие поэты огорчались бедами, пеняли на будничные неурядицы. Ли Бо еще в юношеском возрасте откинул от себя эти мелочные волнения и жил в непрерывном поэтическом горении, постигал в самом для себя целый мир и поэтому не страшившийся одиночества.
Сила образов стихотворений Ли Бо поражала его современников. Как поэт он находится в самой гуще, в самом тесноватом скопище народа, и его можно созидать отовсюду, и сам он лицезреет весь современный ему мир — ничто не способно укрыться от его взора. Ли Бо писал все, что находилось в кругу танской поэзии. В его «пограничных» стихах мы находим мужество, строгость и очаровательный лиризм, ощущаем романтику похода, но он пишет смелые стихи против войн, их было огромное количество в 40-50-е годы VIII века. Создатель пятидесяти 9 стихотворений «Старого», он ассоциирует себя с Конфуцием и обличает неправду. В его творчестве можно проследить связь с старой народной поэзией. Свои стихи он строил, успешно распространяя пределы правил, давал подсказку новым поэтам пути продвижения вперед, восстанавливая китайское стихосложение, приближая словарь поэзии в словаре жизни. Независимость Ли Бо была логичным развитием эталона свободы, он был уверен в собственной миссии поэта-пророка, поэта-учителя, и она добивалась от него полной самоотдачи. Поэт был величавым, но в отношении к людям не имел и тени тщеславия: его поглощают людские заботы, он дает людям утешение, просвещает их, учит сочувствию.

Лирические мотивы Ли Бо характерны для всей древнекитайской поэзии. В поэзии Ли Бо, известного стилиста собственного времени, это — воспевание вина, цветов, луны, дружбы, природы в целом.


Ли Бо - один из самых почитаемых китайских поэтов. Да что там китайских - его имя ставят в один ряд с Данте и Петраркой, Гете и Шиллером, Пушкином и Шекспиром.

Гениальный безумец Ли Бо черпал свое вдохновение в вине. Отказался от службы, уехал в горы, собрав шесть единомышленников - Шесть воспаривших у ручья в бамбуковой роще (или Шестеро беспечных из бамбуковой долины). Компания проводила время за разговорами за чаркой вина. Позже их стало восемь - Восемь пьяных бессмертных (или Восемь винных сяней).


Как говорили современники:

У поэта Ли Бо на доу вина -
Сто превосходных стихов.

Потом были долгие годы странствий и недолгая служба при дворе императора. Ли Бо был изгнан из дворца за то, что не явился к повелителю, так как был сильно пьян:
В Чанъане на рынках знают его
Владельцы всех кабаков.
Сын Неба его пригласил к себе -
Он на ноги встать не смог.

И снова странствовал, писал стихи:
Плывут облака
Отдыхать после знойного дня,
Стремительных птиц
Улетела последняя стая.
Гляжу я на горы,
И горы глядят на меня,
И долго глядим мы,
Друг другу не надоедая
* * *
Я - цзюйши из Цинляня, изгнанный сянь.
В кабаках хороню свое имя вот уже тридцать лет.
А тебе, правитель Хучжоу, чего же и спрашивать?
Я - будда Цзиньсу, его воплощение.

Под луной одиноко пью
(пер. А.И. Гитовича)
Cреди цветов поставил я
Кувшин в тиши ночной
И одиноко пью вино,
И друга нет со мной.

Но в собутыльники луну
Позвал я в добрый час,
И тень свою я пригласил -
И трое стало нас.

Но разве, - спрашиваю я, -
Умеет пить луна?
И тень, хотя всегда за мной
Последует она?

А тень с луной не разделить,
И я в тиши ночной
Согласен с ними пировать,
Хоть до весны самой.

Я начинаю петь - и в такт
Колышется луна,
Пляшу - и пляшет тень моя,
Бесшумна и длинна.

Нам было весело, пока
Хмелели мы втроем.
А захмелели - разошлись,
Кто как - своим путем.

И снова в жизни одному
Мне предстоит брести
До встречи - той, что между звезд,
У Млечного Пути.

По легенде, Ли Бо утонул в реке Гуси, притоке Янцзы, вывалившись пьяным из лодки, когда пытался поймать отражение луны в воде - достойная смерть великого поэта!

Поэт Ли Бо, любующийся луной, 13в.

Здесь о Ли Бо больше:

Жизнь Ли Бо, считающегося самым великим китайским поэтом всех времен, во многом типичная для ученого-поэта танского периода, выявляет противоречие между конфуцианским долгом и даосским идеалом отрешения от мира. Влияние даосизма пронизывает стихи Ли Бо. Даосизм в эпоху правления китайской династии Тан , оказывал на поэзию влияние не меньшее, чем конфуцианская мораль. В его учении поэты черпали вдохновение. Даосизм отвергал мир и его почести, утверждая, что истину можно обрести, лишь затворившись среди высоких гор и диких лесов, в убежище бессмертных, познавших секрет долголетия и обретших Дао. Воздействие даосизма на живопись и поэзию огромно, хотя конфуцианцы не желали признавать его.

Хотя поэт Ли Бо претендовал на происхождение от самого Ли Гао, правителя государства Западной Лян в IV веке и предка правящего императорского дома, отдаленное родство – если император признавал его – не дало семье поэта никаких особых привилегий. Ли Бо родился в Сычуани, скорее всего в 701 году, и его семья не была ни состоятельной, ни влиятельной.

Великий китайский поэт Ли Бо

По преданию, Ли Бо был развитым ребенком и уже в раннем возрасте комментировал китайских классиков. Возможно, такое усиленное изучение конфуцианства вызвало у него неприязнь, ибо еще в юности он удалился на гору Миньшань, где вместе с отшельником изучал даосизм. Кроме того, Ли Бо так и не предпринял попытки получить должность, ибо, покинув гору, он отправился не в столицу, а в путешествие по стране. В 724 году, находясь в Шаньдуне, Ли Бо создал общество "Шести бездельников из бамбуковой рощи" – явный намек на цзиньских "Семерых мудрецов из бамбуковой рощи".

Путешествуя по Хэнани и Шаньси, ему однажды случилось оказать помощь одному бедному воину, впоследствии спасшему поэту жизнь. Этим воином был ни кто иной, как Го Цзы-и, после мятежа Ань Лушаня ставший главнокомандующим армии, первым министром империи и покровителем несторианской церкви в Китае. В 738 году в Шаньдуне Ли Бо встретил своего великого современника Ду Фу , поэта, равного, а, по мнению многих китайских ученых, превосходящего Ли Бо. Они стали друзьями, и их отношения воспеты во многих стихах того и другого.

Лишь в 742 году Ли Бо впервые прибыл в танскую столицу, Чанъань, где был представлен двору ученым-даосом, которого он встретил в свое время, путешествуя по Чжэцзяну. При дворе тогда правила балом прекрасная императорская наложница Ян Гуйфэй. Ли Бо, уже знаменитого поэта, представили императору как "изгнанного бессмертного" – божественного гения в облике смертного, и Сюань-цзун немедленно дал ему синекуру, обязав писать стихи в честь дворцовых торжеств.

Единственный уцелевший каллиграфический автограф поэта Ли Бо

Похоже, это оказалось не слишком обременительным делом, ибо у Ли Бо оказалось достаточно времени, чтобы предаваться винопитию и наслаждаться обществом друзей-единомышленников. Они называли себя "восемь бессмертных винной чаши" (или просто "восемью бессмертными пьяницами"). Об этих знатных и образованных людях другой великий китайский поэт, Ду Фу, написал свое великолепное стихотворение, в котором упоминаются выдающиеся друзья Ли Бо. Из них Ли Шицзи был министром, пока не подал в отставку, чтобы укрыться от клеветы соперников; Цзинь, принц Жуян, принадлежал к правящему дому; Цзуй Цзунчжи, близкий друг Ли Бо, был историком, а Чжан Сюй – каллиграфом; Су Цзинь исповедовал буддизм, что не мешало ему наслаждаться вином; Хэ Чжичжан – друг Ли Бо, впервые обративший на него внимание императора.

В течение трех лет Ли Бо наслаждался обществом друзей и благосклонностью самого императора Сюаньцзуна , пока, в результате дворцовых интриг, не вынужден был покинуть Чанъань. Клевета и враждебность исходили как от завистников, так и от могущественного главного евнуха Гао Лиши. Говорят, что однажды во время застолья пьяный Ли Бо заставил евнуха снять с него сапоги – такое унижение Гао Лиши простить не мог. Ли Бо написал стихотворение в честь весеннего праздника в саду пионов, а Гао Лиши нашептал Ян Гуйфэй, что Ли Бо, якобы воспевая ее красоту, на самом деле сравнил ее с "Летящей ласточкой" (Фэй Янь), красавицей времен ханьской династии . Это был бы двусмысленный комплимент, ибо Фэй Янь обманула императора и была опозорена. Ян Гуйфэй возмутилась и потребовала изгнать поэта из дворца.

Покинув Чанъань, которой вскоре суждено было познать ярость воинов Ань Лушаня, Ли Бо отправился в Шаньдун, где в резиденции "тянь ши" (Небесного Наставника), духовного главы религии, изучал даосизм. Затем поэт вновь направился на юг и добрался до Нанкина, где встретил старого друга Цзуй Цзунчжи, также изгнанного в ссылку. Мятеж Ань Лушаня застал поэта в Лояне, из которого он бежал перед тем, как восставшие захватили город. Ли Бо оказался на юге, где присоединился к ставке Ли Лина, принца Юна, организовавшего сопротивление Ань Лушаню в долине Янцзы. Ли Лин, однако, попытался воспользоваться неразберихой, царившей после отречения Сюаньцзуна, и провозгласить себя императором. Его план не удался, принц был лишен титула, а Ли Бо посажен в тюрьму как его сообщник. Поэта ждала смерть, но его спасло вмешательство Го Цзыи, главнокомандующего императорскими войсками, не забывшего услуги, оказанной ему поэтом за тридцать лет до того.

Приговор отложили, но Ли Бо сослали в пограничный округ Елан (в нынешней провинции Гуйчжоу). Медленно продвигаясь к месту изгнания, он путешествовал вверх по Янцзы, подолгу останавливаясь у друзей. За три года Ли Бо добрался лишь до Ушани в провинции Сычуань, а в это время объявили всеобщую амнистию. Поэт был уже стар, а слава империи Сюаньцзуна померкла. Ли Бо поплыл обратно в Тайпин – провинция Аньхой, где служил чиновником его родственник. Там он и умер в 761 году. По легенде Ли Бо попытался обнять отражение Луны в водах Янцзы и утонул. На месте его гибели, на утесах Цайшицзи, в 15 милях от Нанкина, поставили храм.