« Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство? Либералы, консерваторы и социалисты: спор о путях общественного развития Какой выбрать путь

В XVIII-XIX в. В Западной Европе оформились три основных общественно-политических течения: либерализм, консерватизм и социализм.

События

Конец XVII в. - идеи либерализма (лат. liberalism - «свободный») появляются в трактатах Джона Локка («Два трактата о правлении», «Послание о веротерпимости»). Они легли в основу философии Просвещения XVIII века и были направлены против феодализма и абсолютизма. Основные положения идеологии либерализма были оформлены в XIX веке.

Основополагающие идеи и ценности либерализма :

  • Идея абсолютной ценности человеческой личности и изначального (по рождению) равенства всех людей.
  • Свобода личности. Свобода, ограниченная рамками закона, то есть не угрожающая свободе других.
  • Индивидуализм. Отдельный человек ценится больше, чем группа или сообщество. Индивид рассматривается как самоцель и движущая сила общества, а государство - средство для достижения индивидом цели.
  • Равенство. Речь идет о равенстве возможностей, на основании которых каждый добивается разных результатов в зависимости от способностей и трудолюбия.
  • Признание определенных неотчуждаемых прав человека (на жизнь, свободу слова, печати, собраний и т.п.). Приверженность демократии, парламентаризму и идее правового государства . Идея государства - «ночного сторожа», главные функции которого охрана порядка и защита от внешней опасности.
  • Толерантность. Идея толерантности предполагает наличие плюрализма - политического и культурного разнообразия в рамках единого общества.
  • В экономике либерализм отстаивает идеи свободного рынка и свободной конкуренции.

Конец XVIII в. - появление консерватизма (от лат. conservare - «охранять», «сохранять»). Консерваторы выступали за сохранение существующих, исторически сложившихся форм общественной жизни.

Основополагающие идеи и ценности консерватизма :

  • Ориентация на традицию. Мудрость прошлого выражена и сохранена в религии, семье, морали. Опираясь на свой разум, человек обречен на ошибку, поэтому он должен опираться на традицию и опыт.
  • Прагматизм. Ориентация на опыт и практические обстоятельства.
  • Иерархия и неравенство. Консерваторы выступали за сохранение сословных различий.
  • Авторитет власти. Власть должна исходить сверху и иметь непререкаемый авторитет.

Первая половина XIX в. - появление критического утопического социализма (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн). Теории трех основных представителей утопического социализма объединяет критическое отношение к современному им обществу и мечты о его переустройстве на более справедливых началах. Критическое отношение к обществу было вызвано тяжелым положением рабочих в первой половине XIX в.: рабочий день длился от 12 до 16 часов, жили они в очень плохих условиях, часто недоедали.

  • Сенсимонизм . Анри Сен-Симон считал, что современное ему общество делится на праздных собственников и трудящихся индустриалов, которые составляют большую часть населения. Он считал, что необходим контроль над собственностью со стороны общества. Усовершенствование общества, по Сен-Симону, возможно путем проведения реформ и нравственного воспитания. По его мнению, именно христианская мораль может повлиять на собственников и их отношение к рабочим.
  • Шарль Фурье . Предлагал усовершенствование общества путем создания фаланг - объединений тружеников. В них должны были отсутствовать наемный труд и заработная плата. Доходы в них предполагалось перераспределять таким образом, чтобы гарантировать всем прожиточный минимум при сохранении имущественного неравенства (которое обусловлено величиной вложенного каждым труда).
  • Роберт Оуэн . Разрабатывал планы переустройства общества на основе отмены денег и замены частной собственности общественной. Выступал за улучшение условий труда и быта рабочих.

Участники

Эдмунд Бёрк - основоположник консерватизма. В книге «Размышления о французской революции» (1790) выразил идеи приверженности традиционному общественному порядку.

Жозеф де Местр - политический философ консервативного направления.

Джон Локк - философ-просветитель, основатель либерализма.

Иеремия Бентам - юрист, один из родоначальников либерализма.

Джон Стюарт Милль - философ, экономист, один из идеологов либерализма.

Анри Сен-Симон - французский мыслитель, представитель утопического социализма.

Шарль Фурье - французский утопический социалист.

Роберт Оуэн - английский утопический социалист.

Заключение

Идеи, выраженные в трудах либералов, консерваторов и социалистов, находили выражение в историческом и политическом процессе в Европе XIX в. Либеральная идея всеобщего равенства выразилась в борьбе за избирательную реформу, а также за свободу слова, печати и манифестаций. В результате революции 1848 г. во Франции было введено всеобщее избирательное право (для мужчин, достигших 21 года). Таким образом, Франция стала страной с самым либеральным на тот момент политическим режимом. Последователь Р. Оуэна, социалист У. Ловетт основал Лондонскую ассоциацию рабочих (1836). Идеи утопического социализма повлияли на движение чартизма в Англии, которое боролось за политические права для рабочих и улучшение их экономического положения.

Предмет: ИСТОРИЯ

Романова Наталья Викторовна

Учитель истории

Ачинский кадетский корпус

Методика проведения урока.

    Класс: 8

    Название курса: "Новая история"

    Название темы: Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство .

Цели урока:
    Познакомить с общественными течениями: либерализм, консерватизм, социализм;
    Определить, как они повлияли на развитие общества и какую роль они определили государству в общественной жизни;

    Развить речь, логическое мышление;

    Формировать умение отбирать нужную информацию и кратко ее записывать;

    Развить познавательный интерес у учащихся.

Программное обеспечение:

    Microsof Power Point , Microsoft Word .

    ООО «Кирилл и Мефодий» и библиотека электронных наглядных пособий «Новая история 8 класс»

Техническое обеспечение:

Мультимедийные проектор и экран, сканер, принтер.

План урока:

1. Изучение новой темы:

    Актуализация новой темы;

    Беседа;

    Работа с текстом;

    Работа над таблицей;

    Сценка по теме;

3. Подведение итогов.

4. Домашнее задание творческого характера .

Ход урока:

    Изучение новой темы.

    Актуализация новой темы.

Учитель:

Как развивается общество? Что предпочтительнее – революция или реформа? Какова роль государства в жизни общества? Какие права имеет каждый из нас? Эти вопросы будоражили умы философов-мыслителей многие столетия.

В середине XIX век в Европе произошёл всплеск новых идей, который привел к поразительному скачку в науке, побудил европейцев подвергнуть сомнению всю государственную и общественную систему.

Жан Жак Руссо утверждал, что «человеческий разум способен сам найти ответ на любые вопросы».

Как вы считаете, что он этим хотел сказать?

Общество в этот период перестает ощущать себя массой. Превалирует мнение, что каждый человек наделен личными правами и никто, даже государство, не вправе навязать ему свою волю.

Поднимались вопросы не только о месте человека в мире, но и о новой системе управления обществом, которую создал промышленный класс Запада.

Поэтому возникла проблема, как простроить отношения между обществом и государством.

Пытаясь решить эту проблему люди умственного труда, в XIX веке в Западной Европе определились в трех основных общественно-политических учениях.

Тема нашего урока «Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство»

С лайд 1:тема урока.

Как вы считаете, что мы должны будем узнать при изучении этой темы?

Мы должны будем познакомиться с основными общественно-политическими учениями, проследить каким образом повлияли они на развитие общества, и какую роль определили государству в общественной жизни.

Это серьезная тема, очень важно разобраться в ней, так как материал изученный сегодня пригодится вам в 9 классе.

    Беседа, работа с текстом.

Слайд 2:работа с терминами

Вопросы:

    Подумайте, что обозначают эти термины?

    Пользуясь словарем в учебнике выпишете определения в тетради?

    Работа над таблицей, работа с текстом.

Учитель:

Проследим основные принципы каждого течения с точки зрения того, какая роль отводилась государству в экономической жизни, как предлагалось решить социальные проблемы и какими личными свободами мог обладать человек (заполнять таблицу разделившись по рядам работая с текстом учебника).

Задание: 1. социализм (72-74стр. - «Почему появились социалистические учения?», «Золотой век человечества не позади нас, а впереди»)

2. консерватизм (72стр. - «Сохранять традиционные ценности»)

3. либерализм (70-72стр. - «Разрешено все, что не запрещено»)

Слайд 3: таблица.

Вопросы в процессе заполнения таблицы:

    Консерваторы: каким виделся путь развития общества представителям консерватизма?; как вы думаете, сохранилась ли актуальность их учения сегодня?

    Либералы: каким виделся путь развития общества представителям либерализма?; какие положения их учения кажутся вам актуальными для сегодняшнего общества?

    Социалисты: чем было вызвано появление социального учения?

Мы проследили основные принципы консервативного, либерального и социалистического учений.

    Сценка по теме.

Учитель:

Представьте, что мы стали свидетелями разговора трех прохожих на улице Лондона в XIX веке.

Сценка:

    Здравствуй, Уильям! Давно мы с тобой не виделись! Как у тебя дела?

    У меня все хорошо! Вот иду с мессы. А ты слышал, какие в мире дела творятся? Храни боже нашего короля!

    А я совсем недавно приехал из Франции и знаешь, на следующем заседании в парламенте, буду поднимать вопрос о защите прав бедных, чтобы предотвратить революционные настроения в стране! Мне кажется, правительство должно выбрать курс социальных реформ – это может сгладить классовое недовольства!

    Я сомневаюсь в этом. Лучше бы все оставалось как раньше! А ты, Бен, как думаешь?

    Я тоже думаю, что это не решит наших проблем! Однако, и все как было оставлять нет смысла. Я считаю, что все зло от частной собственности, ее надо отменить! Тогда не будет ни бедных, ни богатых, а, следовательно, и классовая борьба прекратится. Вот каково мое мнение!

Задание: исходя из разговора спорящих определите, кто к какому течению принадлежит. Свой ответ аргументируйте.

Существует мнение, что ни одно из общественно-политических учений не может претендовать на то, что оно является «единственным» истинно правильным. Поэтому, как оппозиция друг другу существует несколько учений. И с наиболее популярными мы сегодня познакомились.

    Закрепление изученного материала.

Задание: отметьте идеи, принадлежащие консерватизму, либерализму, социализму.

    Развитие общества может привезти к утрате основополагающих традиций и ценностей.

    На смену государству капиталистов придет государство диктатуры пролетариата.

    Свободный рынок, конкуренция, предпринимательство, сохранение частной собственности.

    Приверженность тому, что прошло испытание временем.

    Разрешено все, что не запрещено законом.

    Человек сам несет ответственность за собственное благосостояние.

    Реформы отвлекают трудящихся от главной цели – мировой революции.

    Ликвидация частной собственности приведет к исчезновению эксплуатации и классов.

    Государство имеет право вмешиваться в экономическую сферу, однако частная собственность сохраняется.

    Подведение итогов.

Вопросы:

    С какими общественно-политическими учениями вы сегодня познакомились?

    Каково было влияние этих учений на развитие общества?

(Ответ: люди стали политически активными, сами начали отстаивать свои права.)

Те социально- политические процессы, которые были начаты в XIX веке, привели к образованию во II половине XX века современных правовых европейских государств.

Мы все восхищаемся уровнем жизни, состоянием прав европейцев. И как видим это результат длительной общественной борьбы.

Слайд: итоги урока.

    Домашнее задание творческого характера.

На основе изученных вами учений попытайтесь создать свой проект возможных путей развития общества в наше время.

Конспект урока по новой истории в 8 классе по теме: « Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство?»

Цели: — познакомить учащихся с основными идейными методами осуществления идей либералов, консерваторов, социалистов, марксистов;

— выяснить, интересы каких слоёв общества отражали данные учения;

— развивать умение анализировать, сравнивать, делать вывод, работать с историческим источником;

Оборудование: компьютер, презентация, материалы для проверки домашнего задания

Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания:

Проверка знаний по теме: « Культура XIX века»

Задание: по описанию картины или художественного произведения попытайтесь отгадать о чём идёт речь и кто его автор?

1. Действие в этом романе происходит в Париже, охваченном народными явлениями. Сила бунтарей, их мужество и душевная красота раскрывается в образах нежной и мечтательной Эсмиральды, доброго и благородного Квазимодо.

2. Балерины на этой картине показаны крупным планом. Профессиональная отточенность их движений, грация и непринуждённость, особый музыкальный ритм создают иллюзию вращения. Плавные и точные линии, тончайшие нюансы голубого цвета окутывают тела танцовщиц, придавая им поэтическое очарование.

3. Драматическая повесть о всаднике, который мчится с больным ребёнком через недобрый сказочный лес. Эта музыка рисует слушателю мрачную, таинственную чащу, бешенный ритм скачки, подводя к трагическому финалу. Назовите музыкальное произведение и его автора.

4. Политическая обстановка отправляет героя этого произведения на поиски новой жизни. Вместе с героев автор скорбит о судьбе Греции, которая порабощена турками, восхищается мужеством испанцев, сражающихся с наполеоновскими войсками. Кто автор данного произведения и как оно называется?

_____________________________________________________________________________

5. Молодость и красота этой актрисы покорила не только художника, написавшего её портрет, но и многих почитателей её искусства. Перед нами личность: талантливая актриса, остроумная и блистательная собеседница. Как называется эта картина и кто её написал?

_____________________________________________________________________________

6. Книга этого автора посвящена рассказам о далёкой Индии, где он прожил много лет. Кто не помнит замечательного маленького бегемота, или захватывающую историю о том, как появился у верблюда горб или хобот у слонёнка? НО больше всего поражает воображение приключение человеческого детёныша, вскормленного волками. О какой книге идёт речь и кто её автор?

____________________________________________________________________________

7. В качестве основы этой оперы лежит сюжет французского писателя Проспера Мериме. Главный герой оперы – простодушный деревенский парень Хозе оказывается в городе, где несёт военную службу. Внезапно в его жизнь врывается неистовая цыганка, ради которой он совершает безумные поступки, становится контрабандистом, ведёт вольную и опасную жизнь. О какой опере идёт речь и кто написал эту музыку?

___________________________________________________________________________

8. На картине этого художника изображены ряды бесконечных скамеек, на которых расположились депутаты, призванные вершить справедливость, отвратительные уроды – символ косности Июльской монархии. Назовите художника и название картины.

____________________________________________________________________________

9. Однажды, снимая уличное движение, этот человек на мгновение отвлёкся и перестал крутить ручку съёмочной камеры. За это время место одного объекта занял другой. При просмотре ленты увидели чудо: один предмет « превратился» в другой. О каком явлении идёт речь и кто этот человек, который совершил это «открытие»?

___________________________________________________________________________

10. На этом полотне изображён доктор, который лечил нашего героя. Когда художник преподнёс ему в знак благодарности эту картину, доктор запрятал её на чердак. Затем накрывал двор на улице. И лишь случай помог по достоинству оценить эту картину. О какой картине идёт речь? Кто её автор?

_____________________________________________________________________________

Ключ к заданию:

« Собор Парижской богоматери». В. Гюго

« Голубые танцовщицы» Э.Дега

« Лесной царь» Ф. Шуберт.

« Паломничество Чайльда Гарольда» Д. Байрона

« Жанн Самарии» О. Ренуар

« Книга джунглей» Р. Киплинг

« Кармен» Ж. Бизе

« Законодательное чрево» О. Домье

Появление кинематографического трюка. Ж. Мельес

« Портрет доктора Рея» Винсент Ван Гог.

3. Сообщение темы и целей урока.

План урока:

1.Каким быть обществу?

2.Разрешено всё, что не запрещено.

3.Сохранять традиционные ценности.

4.Почему появились социалистические учения.

5.« Золотой век человечества не позади нас, а впереди».

6.Карл Маркс и Фридрих Энгельс.

7.Анархизм.

4. Изучение нового материала.

1) рассказ учителя:

Философов- мыслителей 19 века волновали вопросы:

1) Как развивается общество?

2) Что предпочтительнее: реформа или революция?

3) Куда движется история?

— Они искали ответы и на проблемы, возникшие с рождение индустриального общества:

1) какими должны быть взаимоотношения между государством и личностью?

2) как выстроить отношения между личностью и церковью?

3) каковы взаимоотношения между новыми классами – промышленной буржуазией и наёмными рабочими?

— Почти до конца XIX века европейские государства не вели борьбу с бедностью, не проводили социальные реформы, низшее классы не имели своих представителей в парламенте.

В XIX веке в Западной Европе оформились 3 основных общественно- политических течения:

1) либерализм

2) консерватизм

3) социализм

— Изучая новый материал, мы с вами должны будем заполнить данную таблицу.

Линия сравнения

Либерализм

Консерватизм

Социализм

Социализм

Главные принципы

Роль государства в

экономической жизни

Отношение к социальным вопросам

Пути решения социальных вопросов

— рассмотрим основные принципы либерализма.

от латинского – liberum – относящийся к свободе. Своё развитие либерализм получил в 19 веке, как в теории, так и практике.

— Давайте сделаем предположение, какие принципы они провозгласят?

Принципы:

    Право человека на жизнь, свободу, собственность, равенство перед законом.

    Право на свободу слова, печати собраний.

    Право на участие в решении государственных дел

— Считая важной ценностью индивидуальную свободу, либералы должны были определить её границы. И данная граница определялась словами: « Разрешено всё, что не запрещено законом»

— А как выдумаете, какой из двух путей развития общества они выберут: реформу или революция? Обоснуйте свой ответ.(сл.

Требования, которые выдвигали либералы:

    Ограничение деятельности государства законом.

    Провозгласить принцип разделения власти.

    Свобода рынка, конкуренции, свободная торговля.

    Ввести социальное страхование по безработице, инвалидности, пенсионное обеспечение престарелых.

    Гарантировать минимальную зарплату, ограничить продолжительность трудового дня

— В последней трети XIX века появляется новый либерализм, которые заявляли о том, что государство должно проводить реформы, защищать наименее значимые слои, предотвращать революционные взрывы, уничтожить вражду между классами, добиваться всеобщего благосостояния.

Новые либералы требовали:

Ввести страхование по безработице и инвалидности

Ввести пенсионное обеспечение престарелых

Государство должно гарантировать минимальную з/п

Уничтожить монополии и восстановить свободную конкуренцию

Английская палата вигов выдвинула из своей среды самую яркую фигуру британского либерализма – Уильяма Гладстона, который провёл ряд реформ: избирательную, школьную, огранов самоуправления и др. О них мы будем говорить подробнее, когда будем изучать историю Англии.

— Но всё же более влиятельной идеологией был консерватизм.

от латин. conservatio – охранять, сохранять.

Консерватизм — учение, возникшее в 18 веке, стремившееся обосновать необходимость сохранения старого порядка и традиционных ценностей

— Консерватизм стал усиливаться в обществе в противовес распространению идей либерализма. Главный его принцип — сохранить традиционные ценности: религию, монархию, национальную культуру, семью и порядок.

— в отличие от либералов консерваторы признавали:

    Право государства на сильную власть.

    Право на регулирование экономики.

— поскольку общество уже испытало много революционных потрясений, угрожавших сохранности традиционного порядка, консерваторы признавали возможность проведения

« охранительных» социальных реформ только как самое крайнее средство .

Боясь усиления «новолиберализма», консерваторы согласились с тем, что

1) общество должно стать более демократичным,

2) необходимо расширить избирательные права,

3) государство не должно вмешиваться в экономику

В результате лидеры английской (Бенждамин Дизраэли) и германской (Отто фон Бисмарк) консервативной партии стали социальными реформаторами – у них не было другого выхода в условиях роста популярности либерализма.

Наряду с либерализм и консерватизмом в XIX веке в Западной Европе стали популярны социалистические идеи о необходимости отмены частной собственности и защите общественных интересов и идеи уравнительного коммунизма.

— общественный и государственный строй, принципами которого являются:

1) установление политические свобод;

2) равенство в правах;

3) участие работников в управлении предприятиями, на которых они работают.

4) обязанность государства регулировать экономику.

« Золотой век человечества не позади нас, а впереди» — эти слова принадлежат графу Анри Сен – Симону. В свих книгах он излагал планы переустройства общества.

Считал, что общество состоит из двух классов – праздных собственников и трудящихся индустриалов.

— Давайте определим, кто мог относиться к первой группе, а кто ко второй?

— К первой группе относятся: крупные землевладельцы, капиталисты-рантье, военные и крупные чиновники.

— Ко второй группе (96\% населения) относятся все люди, занимающиеся полезной деятельностью: крестьяне, наёмные рабочие, ремесленники, фабриканты, купцы, банкиры, учёные, художники.

Шарль Фурье предлагал преобразовать общество с помощью объединения тружеников – фаланг, в которых сочеталось бы промышленное и сельское хозяйство. В них не будет заработной платы и наёмного труда. Все доходы распределяются в соответствии с величиной вложенного каждым « таланта и труда». В фаланге будет сохраняться имущественное неравенство. Каждому гарантируется жизненный минимум. Фаланга предоставляет своим членам школы, театры, библиотеки, организует праздники.

2) работа по учебнику

3) рассказ учителя :

Ревизионизм - идейные направления, провозглашающие необходимость пересмотра какой-либо устоявшейся теории или доктрины.

— Человеком, который пересмотрел учение К. Маркса на предмет соответствия его реальной жизни общества в последней трети 19 века, стал Эдуард Бернштейн

Эдуард Бернштейн увидел, что

1) развитие акционерной формы собственности увеличивает число собственников наряду с монополистическими объединениями сохраняются средне и мелкие собственники;

2) классовая структура общества усложняется, появляются новые слои

3) усиливается неоднородность рабочего класса – существуют квалифицированные и неквалифицированные рабочие с разной оплатой труда.

4) рабочие ещё не готовы взять на себя самостоятельное управление обществом.

Он пришёл к выводу :

Переустройство обществ может быть достигнуто путём экономических и социальных реформ, проводимых через всенародно и демократически выбранные органы власти.

Анархизм (- от греч. аnarcia) – безвластие .

— Внутри анархизма существовали самые разные левые и правые течения: бунтарские (террористические акты) и кооператоров.

— Какие черты характеризовали анархизм?

1. Верой в хорошие стороны человеческой природы.

2. Верой в возможность между людьми общения, основанного на любви.

3. Необходимо уничтожить власть, осуществляющую насилие над личностью.

видные представители анархизма

5. Подведение итога урока:

6. Домашнее задание:

Параграф 9-10, записи, таблица, вопросы 8,10 письменно.

Приложение:

— в ходе объяснения нового материала должна получиться такая таблица:

Линия сравнения

Либерализм

Консерватизм

Социализм

Главные принципы

Предоставление личности прав и свобод, сохранение частной собственности, развитие рыночных отношений, разделение властей

Сохранение строго порядка, традиционных ценностей, частной собственности и сильной государственной власти

Уничтожение частной собственности, установление имущественного равенства, прав и свобод

Роль государства в экономической жизни

Государство не вмешивается в экономическую сферу

Государственное регулирование экономики

Отношение к социальным вопросам

Государство не вмешивается в социальную сферу

Сохранение сословных и классовых различий

Государство обеспечивает предоставление социальных прав всем гражданам

Пути решения социальных вопросов

Отрицание революции, путь преобразования — реформа

Отрицание революции, реформа как крайнее средство

Путь преобразования — революция

В XIX веке в Западной Европе сформировались три основных общественно - политических учения: Консерватизм, либерализм и социализм. Каждое из данных учений по-своему объясняло, каким должно быть государство и общество.
Консерватизм - учение, которое обосновывает необходимость сохранения старых устоявшихся порядков и традиционных ценностей.Традиционными ценностями считалось следующее:1. Религия2. Монархия3. Национальная культура4. Семья5. «Порядок»Государство, по мнению консерваторов, должно быть сильным, подчинять личность, контролировать экономику. Но при необходимости можно провести и некоторые реформы.Перед вами выдающиеся политические деятели XIX века, имеющие консервативные взгляды - это английский лидер Консервативной партии и премьер-министр Бенджамин Дизраэли и Отто фон Бисмарк, первый канцлер Германской империи
Либерализм – это учение, провозглашающее право любого человека на жизнь, свободу, собственность, на равенство всех перед законом, на свободу слова, печати, собраний, на участие в решении государственных дел.…Главная ценность либерализма - индивидуальная свобода. Известная формула либералов звучит так: «Разрешено все, что не запрещено законом».Перед вами таблица, в которой отражены основные принципы либерального устройства государства:В политике это: - Разделение ветвей власти (законодательная, исполнительная, судебная)и- Реформирование всех сфер жизни.В экономике приветствовался - рынок свободной конкуренции, а государство обязано обеспечить гражданам неприкосновенность частной собственности.…Перед вами на экране выдающийся английский либерал Уильям Гладстон.
Социализм - это учение, в котором говорилось о необходимости превращения частной собственности в государственную …и защите государством общественных интересов.Можно выделить три направления в социалистическом учении:- Утопический социализм - марксизм - ревизионизм
Проводниками идей утопического социализма были Роберт Оуэн, Анри Сен-Симон, Шарль Фурье. Социалисты-утописты говорили о необходимости упразднения частной собственности и создании общества, в котором люди абсолютно равноправны. Пути создания такого общества были, увы, утопичны, то есть -…нереальны.
Развивая идеи социалистов-утопистов, философы Карл Маркс и Фридрих Энгельс создают учение, которое получило название по имени одного из них - «марксизм». В основе марксизма лежит теория социалистической революции.Алгоритм ее такой – сначала происходит:1. Обнищание народа (беднейших слоев),и2. Все большее обогащение буржуазии.3. В этот момент обостряется классовая борьба…И 4. К власти приходит пролетариат (рабочий класс). Происходит социалистическая революция…И…5. Диктатура пролетариата
Немецкий идеолог ревизионизма, социал-демократ, публицистЭдуард Бернштейн пересмотрел учение Маркса (то есть подверг «ревизии») и пришел к выводу, что социалистическое переустройство общества способно осуществиться путем реформ в условиях расширения избирательных прав граждан и развития акционерных форм собственности.

В данной статье мы разберёмся, кто такие либералы, консерваторы и социалисты в политике, а также что лежит в основе либерализма, консерватизма и социализма. Сделать мы это попытаемся довольно простым языком.

Что такое либерализм, и кто такие либералы?

Либерализм – это общественно-политическое течение, при котором существует обеспечения и защита свободы личности, снижается или уничтожается полностью давление государства и общества на каждого отдельного человека. Либерализм в первоначальном значении – это свобода мысли, снисходительность к людям. В политику он пришёл, как ответ на авторитарные режимы, где индивид был сродни таракану, раздавать которого во блага лидера было за честь.

Либералы – это последователи и сторонники либерализма. Они считают, что государство создано для того, что защищать человека от других насилия людей, влиятельных групп и давать свободу индивиду. Либералы всегда стремились ограничить наследственность власти (сделать честные выборы), расширить круг лиц, которым доступно право голоса, внедрить парламентское правление, гарантировать и защитить свободы граждан.

Что такое консерватизм, и кто такие консерваторы?

Консерватизм – это политическая идеология, которая подразумевает сохранение всего, что уже сформировалось: государственная и общественная жизнь, морально-правовые нормы нации, религии, семьи. Консерватизм – это борьба с нововведениями, если они противоречат текущему укладу.

Консерваторы – люди, которые поддерживают консерватизм. Как правило, они выступают против радикальных реформ, защищают традиционные ценности и не приемлют изменений в государственном устройстве страны.

Что такое социализм, и кто такие социалисты?

Социализм – это учения, где главным в государстве является социальная справедливость, свобода и равенство. Если сказать кратко, то все люди равны в своих правах и свободах, а также перед законом.

Социалисты – это люди, приверженцы социализма. Их устраивает только такая система, где процесс производства и распределения доходов контролируется обществом.

Честно говоря, сейчас нашей стране очень сильно не хватает некоторых черт, свойственных либерализму и социализму, а вот консерватизма можно и поменьше.