Лицензирование тсж. Основные моменты ТСЖ: лицензия, плюсы и минусы, обязанности Будет ли тсж проходить лицензирование

Вопрос: Каким требованиям должна соответствовать управляющая организация для получения лицензии?

Ответ: Законом установлен конкретный перечень требований, которым должна соответствовать управляющая организация для получения лицензии:

1) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;

1.1) отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возникло ранее;

2) наличие у должностного лица (единоличного исполнительного органа юридического лица, руководителя юридического лица или его филиала либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих управление многоквартирным домом, а в случае заключения договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа - единоличного исполнительного органа юридического лица или индивидуального предпринимателя, которым такие полномочия переданы) лицензиата, соискателя лицензии квалификационного аттестата;

3) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

4) отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;

5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии.

Вопрос: Нужно ли получать лицензию для осуществления деятельности ТСН (ТСЖ, ЖСК, ЖК)?

Ответ: Лицензированию подлежит исключительно предпринимательская деятельность, осуществляемая на основании договора управления. Деятельность управляющих организаций, представляющих собой некоммерческие объединения граждан, осуществляющих деятельность по управлению соответствующими многоквартирными домами без заключения договоров управления, лицензированию не подлежит.

Вопрос: На какой срок предоставляется лицензия?

Ответ: Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она выдана. Срок действия лицензии продлевается по истечении пяти лет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Лицензия не подлежит передаче третьим лицам.

Вопрос: В каких случаях и в каких размерах должна уплачиваться государственная пошлина?

Ответ: За предоставление лицензии – 30 000рублей, за переоформление лицензии – 5 000 рублей.

Вопрос: Как долго может рассматриваться заявление о предоставлении лицензии?

Ответ: Максимальный срок предоставления лицензии может достигать 45 рабочих дней с момента поступления в лицензирующий орган соответствующего заявления.

Вопрос: Имеет ли право управляющая организация заключить договор управления до получения лицензии?

Ответ: Нет. Договор управления может быть заключен только с управляющей организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности.

Вопрос: Обязана ли управляющая компания уведомлять лицензирующий орган о смене адреса места своего нахождения?

Ответ: Изменение адреса места нахождения является одним из оснований для переоформления лицензии. Для этого лицензиат подает в орган государственного жилищного надзора в установленном порядке заявление о переоформлении лицензии по форме, утвержденной административным регламентом. За осуществление деятельности без переоформления лицензии при наличии к тому оснований лицензиат и его должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности.

Вопрос: В какой срок лицензиат должен подать заявление о переоформлении лицензии?

Ответ: Заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

Вопрос: Может ли деятельность, на которую предоставлена лицензия, осуществляться на территории других регионов России?

Ответ: Лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами действует в пределах только того субъекта РФ, уполномоченным органом исполнительной власти которого она выдавалась. Для управления многоквартирными домами, расположенными в других регионах, лицензиату предстоит получить лицензии в каждом отдельно взятом субъекте РФ.

Вопрос: В каких случаях может быть аннулирована лицензия управляющей организации?

Ответ:

Принудительное прекращение действия лицензии возможно только в случае ее аннулирования. Сама процедура аннулирования лицензии не проста. Законом исчерпывающе определены основания для аннулирования лицензии, а также четко упорядочен сам процесс.
Аннулировать лицензию может только суд, если в его адрес поступило соответствующее заявление органа государственного жилищного надзора. Подобные иски обязательно должны быть санкционированы лицензионной комиссией субъекта РФ. При отсутствии такого разрешения, лицензирующий орган не имеет права самостоятельно обращаться в суд. Однако и тут не все так просто. Основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии является исключение из реестра лицензий субъекта Российской Федерации по основаниям, указанным в части 5 статьи 198 Жилищного кодекса РФ, сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет пятнадцать и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд. В качестве еще одного самостоятельного основания для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с вышеуказанным требованием является отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат

Вопрос: Какие сведения и документы предоставляются для включения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта РФ? Ответ:

Требования к оформлению документов о внесении изменений в реестр лицензий субъекта РФ установлены приказом Минстроя России от
25.12.2015 № 938/пр "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации".

Заявление о внесении изменений в реестр лицензий субъекта РФ должно содержать:
а) адрес многоквартирного дома;
б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом;
в) копию договора управления многоквартирным домом;
г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия).
К заявлению обязательно прилагаются:
а) копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания;
б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым лицензиат определен победителем конкурса, в случае проведения указанного конкурса;
в) копия договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме, а в случае выбора лицензиата управляющей организацией по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом - копия договора управления, подписанного заявителем;
г) копия акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае, если лицензиат подает заявление об исключении многоквартирного дома из реестра;
д) документ, подтверждающий полномочия представителя лицензиата (в случае, если от имени лицензиата обращается его уполномоченный представитель), оформленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
е) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата).

Несоответствие заявления вышеуказанным требованиям либо отсутствие одного из документов являются основанием для отказа в удовлетворении заявления и возвращения его лицензиату.

Вопрос: Могут ли быть внесены в реестр лицензий субъекта РФ сведения о доме на основании заявления собственников помещений многоквартирного дома?

Ответ: Могут, в том случае, если собственники в установленном законом порядке отказались от услуг управляющей организации (лицензиата) и выбрали непосредственный способ управления многоквартирным домом.

27.01.2015 | Кто подлежит лицензированию?.

Всё ближе назначенный законодателем срок, до которого согласно ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 N255-ФЗ (далее – Закон 255-ФЗ) «юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление». И сроком таким установлена дата 01 мая 2015 года. Согласно той же ст.7 Закона 255-ФЗ «после 1 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается».

В «АКАТО» по-прежнему продолжают поступать многочисленные обращения с вопросами, какие всё-таки организации подлежат лицензированию. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Зачем нужно лицензирование

Идея лицензирования сферы ЖКХ появилась в 2013 году, когда саморегулирование жилищной отрасли было признано неэффективным. Сама идея несколько не укладывается в общую политику государства, направленную на максимальный уход от государственного регулирования и переход к более современным методам регулирования, одним из которых как раз и является саморегулирование. Но именно ЖКХ стало той сферой, в которой власти решили вернуться «назад» – к лицензированию.

Сразу после высказывания идеи лицензирования ЖКХ начались жаркие дебаты на всех уровнях: вопрос обсуждали и органы власти – от муниципальных до федеральных, и надзорные инстанции, и СРО, и различные объединения предприятий жилищной сферы, и экспертные сообщества. Появилось огромное число как сторонников, так и противников идеи лицензирования. Сомнения в том, что в сфере ЖКХ будет лицензирование, выражались вплоть до дня принятия закона 255-ФЗ в третьем чтении, и даже до дня подписания его президентом.

Однако, федеральным законом от 21.07.2014 N255-ФЗ были внесены изменения в ЖК РФ, и с 01 сентября Жилищный кодекс дополнился «Разделом X», регламентирующим вопросы лицензирования деятельности по управлению МКД.

Управляющие организации

Собственно, сейчас уже практически ни у кого не возникает сомнений, что управляющие организации обязаны получать лицензию на управление МКД.

Пункт 1 ст.192 ЖК РФ устанавливает: «деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также — лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее — лицензионная комиссия)».

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 21.07.2014 N255-ФЗ после 01 мая 2015 года деятельность по управлению МКД без такой лицензии запрещена.

Следовательно, управляющие организации с 01 мая 2015 года в обязательном порядке обязаны иметь лицензию на управление МКД.

Для получения лицензии соискатель обязан соответствовать лицензионным требованиям, установленным ст.193 ЖК РФ. «АКАТО» неоднократно давал разъяснения по порядку лицензирования, в том числе по вопросу одного из лицензионных требований, установленного подпунктом 2 пункта 1 ст.193 ЖК РФ («наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата») – кто конкретно и в какой срок должен сдавать квалификационный экзамен и даже предупреждал о мошенничестве в этом вопросе.

ТСЖ, ЖСК, ЖК

Законом 255-ФЗ «О лицензировании деятельности по управлению МКД» были внесены некоторые изменения и в отношении ТСЖ.

На этапе обсуждения законопроекта о лицензировании предложения о лицензировании не только УО, но и ТСЖ, ЖСК неоднократно вносились и обсуждались органами власти различных уровней, ассоциациями и объединениями предприятий и организаций жилищной сферы, различными экспертными сообществами. В конце концов в отношении ТСЖ и ЖСК победила следующая логика: «ТСЖ, ЖСК, ЖК являются некоммерческими организациями, объединениями собственников помещений. Во-первых, невозможно обязать собственников управлять своей же собственностью на основании некой лицензии. Во-вторых, непонятно к чему приведёт несоответствие ТСЖ или ЖСК лицензионным требованиям – лишение лицензии не может привести к реорганизации ТСЖ или ЖСК, запретить собственникам создавать свои объединения, товарищества также нельзя, в том числе реорганизовывать существующее ТСЖ и сразу создавать новое, и если уж жилищным законодательством предусмотрен способ управления ТСЖ, созданное в конкретном доме ТСЖ всегда имеет право именно этим домом управлять ».

В итоге, ни одним правовым актом не установлена обязанность ТСЖ, ЖСК, ЖК получать лицензию на управление МКД.

Кроме того, частью 1.3 ст.161 ЖК РФ (вступает в силу с 01.05.2015 года) прямо установлено: «1.3. Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая».

Таким образом, ни ТСЖ, ни ЖСК, ни ЖК лицензированию не подлежат!

Прогнозы и перспективы

На данный момент тяжело предугадать последствия введения лицензирования в сфере ЖКХ. Ряд политических деятелей уверенно заявляют, что лицензирование будет инструментом «очистки рынка» от недобросовестных УК. Многие эксперты полагают, что лицензирование не принесёт пользы для жилищной сферы.

Нельзя не отметить тот положительный факт, что лицензионное требование о наличии квалификационного аттестата, по крайней мере, заставило огромное количество должностных лиц соискателей лицензии более глубоко изучить жилищное законодательство, тем самым повышая свою профессиональную компетентность.

В целом же, пока ещё наличие лицензии не стало обязательным требованиям, еще не начались аннулирования/отзывы лицензий и дисквалификации должностных лиц, оценить последствия введения лицензирования для ЖКХ России довольно сложно.

Как говорится, «поживём – увидим»…

Центр дистанционного обучения «АКАТО» предлагает
претендентам на получение квалификационного аттестата
(должностным лицам соискателей лицензии,
ответственным за деятельность по управлению МКД)
воспользоваться специальным Интернет-сервисом
по подготовке к квалификационному экзамену
Подробнее > > >

Получить разъяснения актуальных вопросов ЖКХ Вы можете,
приняв участие в семинарах ЦДО «АКАТО».
Следите за расписанием мероприятий на сайте «АКАТО».
___________________________________________________________________

Дополнительная информация по телефону 8-800-700-60-58

Ликбез: почему ТСН-ТСЖ не нужна лицензия на управление многоквартирным домом..

Выкладываю сюда запись из группы ТСН «ТСЖ Краснова» Вконтакте, чтобы если кому-то стало нужно, то могл спокойно взять, т.к. группа закрытая:

Для того, чтобы окончательно вбить гвоздь в крышку гроба этой «инициативной группы» немного выдержек из Жилищного кодекса (ЖК) и Гражданского кодекса (ГК) из которых любой желающий увидит, что ТСН «ТСЖ Краснова» лицензия не нужна:

«Статья 161 ЖК. Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом

2. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 255-ФЗ, от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.»

Как мы видим, из ч. 2. ст. 161 ЖК следует, что ТСЖ не является управляющей организацией.

«Статья 192. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами

1. Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также — лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее — лицензионная комиссия).»

Как мы видим из ч. 1 ст. 192, лицензии нужны только управляющим организациям. Как мы помним, ТСЖ не является управляющей организацией.

Причём в ЖК особо оговаривается, что лицензия нужна для осуществления ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ деятельности.

ч. 1 ст. 2 ГК даёт исчерпывающее определение предпринимательской деятельности:

«предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.»

ТСН же является некоммерческой организацией, не преследующей получение прибыли:

«Статья 123.1. Основные положения о некоммерческих корпоративных организациях

1. Некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (пункт 1 статьи 50 и статья 65.1), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса.»

«5. Товарищества собственников недвижимости

Статья 123.12. Основные положения о товариществе собственников недвижимости

1. Товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.»

Т.о., т.к. ТСЖ не является управляющей организацией, а ТСН в форме ТСН не занимается предпринимательской деятельностью, лицензия на управление многоквартирным домо ТСН «ТСЖ Краснова» не нужна.

Недвижимость.

Жильцов сгоняют в ТСЖ

Однодомовые ТСЖ не будут подлежать лицензированию.

Законопроект о лицензировании управляющих компаний, внесенный в Госдуму, освобождает товарищества собственников жилья одного многоквартирного дома от необходимости получать лицензию. В результате их может стать больше. При этом некоторые эксперты считают, что как раз именно ТСЖ нужно проверять - зачастую в них нет квалифицированных сотрудников.

Товарищества собственников жилья, созданные жильцами одного дома, не будут подлежать лицензированию, которое предлагается ввести в рамках законопроекта о лицензировании управляющих компаний. Предполагается, что данный законопроект отстранит недобросовестные компании от управления жилыми домами. Руководители управляющих компаний, председатели ТСЖ нескольких многоквартирных домов или жилищных кооперативов должны будут получать квалификационный аттестат. С 1 мая 2015 года осуществлять управление многоквартирным домом без лицензии будет запрещено. Выдавать лицензию для управляющих компаний будет специальный орган - Госжилнадзор региона или Жилинспекция. Начать выдавать лицензии и проводить экзамены для руководителей компаний планируется уже с 1 сентября этого года.

При этом министр строительства и ЖКХ Михаил Мень считает, что лицензирование только даст толчок к развитию однодомовых ТСЖ. «Мое глубокое убеждение, что нужно двигаться в сторону ТСЖ, так как люди сами их создают и сами отвечают за свой дом», - заявил он.

По оценкам экспертов, отказ от лицензирования однодомовых ТСЖ может привести к увеличению их количества. «ТСЖ, созданное жильцами двух домов, рассматривается, согласно законопроекту, как скрытая УК.

Введение подобного порядка может повлиять на количество ТСЖ, управляющих одним домом, в случае если законодательно будут установлены жесткие требования для получения лицензий и для большинства ТСЖ будет объективно тяжело данным требованиям удовлетворить», - считает юрист коллегии адвокатов «Юков и Партнеры» Марк Каретин.

В случае если требования будут достаточно лояльными, юрист не прогнозирует увеличения числа ТСЖ, управляющих одним домом.

Как пояснил «Газете.Ru» исполнительный директор некоммерческого партнерства «ЖКХ-Развитие» Алексей Макрушин, по разным регионам существуют примеры ТСЖ, которые управляют сотнями домов. «Такие ТСЖ де-факто осуществляют предпринимательскую деятельность и поэтому должны лицензироваться. При этом они могут не получать лицензию, а нанять УК, которая эту лицензию имеет», - считает эксперт.

При этом сейчас, если верить подсчетам Мосжилинспекции, количество ТСЖ, работающих на рынке, активно сокращается. Так, в 2012 году количество товариществ собственников жилья в Москве сократилось с 8 тыс. до 4,3 тыс. В ходе проверок Мосжилинспекции выяснилось, что данные ТСЖ не соответствовали законодательным нормам или были фиктивными. Тогда, оценивая текущую ситуацию, Мосжилинспекция прогнозировала, что количество ТСЖ сократится до 3,5 тыс.

По оценкам некоторых экспертов, лицензирование должно распространяться и на однодомовые ТСЖ.

Как рассказал «Газете.Ru» адвокат Олег Сухов («Юридический центр адвоката Олега Сухова»), ТСЖ редко имеют надлежащий штат профессиональных сотрудников, чтобы содержать многоквартирный дом.

«Как правило, в таком случае очень много ссор и исков внутри ТСЖ и такая форма управления не приносит соответствующего результата», - пояснил «Газете.Ru» Олег Сухов. Однако в этом случае их количество может, напротив, сократиться.

В случае с ТСЖ собственникам жилья проще осуществлять контроль за его деятельностью, в любой момент они могут попросить у председателя товарищества отчет, он обязан будет отчитаться. При этом форма управления домом посредством ТСЖ дешевле. Обслуживание профессиональных управляющих компаний обходится жителям дома гораздо дороже.

«Управляющие компании, которые работают сейчас на рынке, не заинтересованы в ужесточении требований, предъявляемых к качеству оказываемых ими услуг. При этом в этой области сейчас довольно много нарушений, и ТСЖ, как правило, возникают там, где жители дома недовольны действующей УК», - рассказал «Газете.Ru» Алексей Макрушин.

Как пояснил Олег Сухов, исков в судах по оспариванию создания ТСЖ не так много - около 10% от общего количества в этой сфере.

«В большинстве случаев собственники подают иски к ТСЖ о ненадлежащем качестве услуг - собственники перестают вносить плату за услуги, так как недовольны качеством или завышенными тарифами. До того как ТСЖ требует взыскания средств, мало кто обращается в суд», - поясняет Олег Сухов.

Наиболее частая проблема в ТСЖ, в принципе как и в управляющих компаниях, - вывод средств под собственные нужды. Например, в 2012 году руководитель ТСЖ «Ленинский 52» обвинялся в том, что использовал деньги, которые жильцы переводили за коммунальные услуги, для собственных целей. По некоторым оценкам, сумма составила около 10 млн руб. В Ульяновске председатель ТСЖ «Микрорайон Свияга-10» обвинялся в нецелевом использовании более 16 млн руб.

В России любая без исключений управляющая компания обязана получать специальную лицензию на управление домом с множеством квартир и тем более, если мы говорим о какой-либо компании, которая под своим управлением имеет два и более дома. Поэтом вопрос о том, нужна ли она для ТСЖ отпадает. Лицензия будет действительна только для того региона в котором она была выдана. У руководства должен быть соответствующий аттестат, подтверждающий его квалификацию.

Для отзыва лицензии могут служить разные нарушения и жалобы от жильцов подконтрольного дома, что дает возможность отсеять недобросовестные компании, которых в данный момент уже в избытке.

Такая лицензия выдается определенными органами государства основываясь на решениях комиссии по лицензиям, и такая лицензия не подлежит передаче другой компании.

Лицензию управ компании должны получить до 1.05.2015 иначе по наступлению данной даты не смогут на законных основаниях продолжать свою деятельность. Без документа деятельность могут продолжать только ТСЖ и ЖК. С первого мая 2015 года жилищный надзор за получившими лицензию отменяется и сменяется на контроль лицензий.

Плюсы/минусы

Данный вид управлениями жилищными массивами имеет как недостатки, так и преимущества, и каждый жилец обязан их знать перед тем, как вступать. Следует взвесить все за и против , чтобы определить, чем оно выгодно.

К минусам такого вида компании можно причислить:

  1. Высокие платежи за эксплуатацию . В основном те платежи, которые есть обязательными не превышают среднестатистических по городу, но стоит помнить, что некоторые жильцы могут изъявлять желание благоустроить дом и тогда придется слегка потратиться.
  2. Плохо закрепленный законодательством механизм действий взаимно со структурами города. Если кто-то укрывается от обязательных платежей, то в идеале с него можно получить эти платежи через суд, но как показывает практика такие суды тянуться годами безрезультатно, а выплачивают в результате остальные жильцы.
  3. Также иногда происходят недоразумения с льготной группой лиц и возвратом компании разницы по платежам.

К плюсам же можно отнести:

  1. Возможности жильцов всячески влиять на решения товарищества . В таких организациях важное место занимают собрания, на которых и принимаются общие решения. Если общим решением будет пока что не тратить деньги на обустройство, то так и будет.
  2. Сокращение затрат со стороны жильцов с помощью резервов дома и качественной работы управляющих. К этому пункту относится деятельность, при которой на фасадах размещается реклама и сдаются пустующие помещения, доход от которых пополняет бюджет товарищества.

Преимущество перед управляющей компанией

Сейчас мы постараемся опередить, что лучше! Такой вид товарищества имеет множество преимуществ по сравнению с управляющей компанией. Стоит знать, что создание товариществ поощряется и часто им идут на уступки. Ввиду того что предатель, как и члены управления сами живут в этом же доме, то они действуют в интересах обычных участников и создают самые лучшие и наиболее комфортные условия для всех кто там проживает.

Неплохим преимуществом является также то, что владелец квартиры может в любой момент ознакомиться с документацией и сметой , разобравшись, за что с него берут деньги. Более того специальная комиссия проводит в финансовой документации отчитываясь после этого перед собственниками на собраниях.

Не стоит упускать тот момент что при расчете с компаниями снабжающими ресурсами за уже поставленные ресурсы идут прямо со счета товарищества что дает в результате минимальную задолженность, а то и вовсе ее отсутствие в отличие от управляющей компании.

Отличие от ЖСК, ТСН и управляющей компании

ТСЖ от ЖСК отличается на многих уровнях . Все начинается с организации – если для создания первого нужные 50% + 1 голос, то для второго это единогласное решение.

Товарищество является некоммерческим юридическим лицом, а значит доход от деятельности, направленной на достижение целей не распределяется между членами, в то время как в жилищном кооперативе все с точностью до наоборот.

Отличия от ТСН скрываются в составе учредителей – он стабилен и не меняется. Также ТСН не могут открыть счет для будущего капитального ремонта своего дома. Фактически по закону изначально товарищества должны были стать частью ТСН, а позднее переименоваться в них, но даже под страхом штрафов данная процедура не выполняется, так как все ждут поправок.

По поводу сравнения с управляющей компанией, то в данной жильцы при несоответствии услуг могут в ускоренном порядке отказаться от услуг. Если сравнивать с ТСЖ, то тут очень сложно получить какую-либо информацию об организации. Все зависит от того насколько профессиональными являются управляющие.

Информация и характеристики

С 2010 года на основании закона был утвержден стандарт раскрытия информации, об организациях, которые управляют жилыми массивами.

Какую же информацию должно открывать товарищество?

  • общую информацию;
  • важные показатели по своей деятельности – хозяйству и финансах;
  • условия по которым выполняются работы содержания и ремонта общего имущества;
  • сведения о работах, приведенных выше;
  • сведения, раскрывающие стоимость работ по содержанию и ремонту;
  • данные о ценах коммунальные ресурсы.

Если вам отказали в данной информации, то вы можете обжаловать это решение в суде.

Общие характеристики ТСЖ :

  • все без исключений платежи идут на расчетный счет дома и их распределение ведется по решению членов;
  • расход средств полностью контролируется специальной комиссией из членов товарищества;
  • все члены берегут имущество в понимании что дом в хорошем состоянии благодаря их средствам;
  • управление следит за качеством обслуживания.

Реквизиты

Кроме всего прочего, товарищество также должно предоставлять вступающим персональные данные о государственной регистрации, а также реквизиты о том, что они внесены в единый реестр юридических лиц, стоят на учете в налоговой по месту нахождения и реквизиты, на которые должны поступать оплаты за содержание и услуги. Такая информация также не должна скрываться.

Кому подчиняется?

Как и говорилось ранее эта организация создается из собственников квартир и имеет свои органы управления в виде общего собрания и председателя, которые в свою очередь подчинены правлению и решают вопросы в плане деятельности товарищества.

Если жильцов не устраивает председатель, то его переизбрание происходит все том же собрании либо через жалобу в суд.

Так что вопрос «кому подчиняется?» не можно считать не совсем правильным в данной ситуации. Если было обращение и вашу просьбу не удовлетворили, то этот отказ можно обжаловать в суде, прокуратуре либо жилищной инспекции. Эти решения закреплены в законодательстве РФ, а точней в Жилищном Кодексе.

Кто контролирует деятельность?

Важным вопросом для вступающих является то, кто же и как может контролировать деятельность товарищества. С некоторого времени на товарищество можно пожаловаться в жилищную инспекцию , которая имеет на него влияние и может проводить инспекции на основании недовольных жильцов абсолютно правомерно. В том числе они могут проверять насколько чистую правовую базу имеет создание товарищества, как и на каком основании выбирался председатель и правление ТСЖ.

Это в разы уменьшает шансы создать «липовые» организации, которые будут доставлять неудобства жильцам. Если жалобы по заявлению подтвердились, то выписывается предписание на устранение указанных нарушений. В случае если срок указан, а ничего не изменилось — комиссия передает дело во все тот же суд. По мнению многих это только увеличило количество бюрократов, но не увеличило эффективность.

Какие есть варианты структуры?

Структура товарищества не ограничивается как раньше упоминалось только председателем, которого выбрало собрание, общим собранием из вступивших жильцов и правлением, которое имеет права разрабатывать свои варианты управления и улучшения недвижимости , которая находится в общей собственности.

Сюда кроме них еще входят:

Заместитель председателя, который заменяет его при отсутствии или когда тот не может вести дела и выбирается он из правления.
Комиссия по ревизиям, которая рассказывает при ежегодном собрании о состоянии финансов. Часто привлекается независимый человек, который помогает дать более прозрачный отчет.

  1. Казначей чьи обязанности определены инструкцией. Выбор идет предпочтительно из правления. Он может выполнять также работу бухгалтера либо контролировать оного и выполнять планирование финансов.
  2. Секретарь — протоколирует собрания, заседания, следит за рабочей документацией и архивом товарищества если было такое поручение.
  3. Комитеты инициатив из членов товарищества, которые могут создаваться по мере необходимости и решать спорные вопросы и конфликты между всеми уровнями организации при проведении выборов, мероприятий в учете тех, кто получает льготы, а также в многих других вопросах.
  4. Управляющий которого нанимают на основании решения собрания членов. Для него разрабатывают специальная инструкция, в которой прописано какие именно функции он выполняет. Он несет ответственность за свою деятельность и принимает решения в рамках компетенции.

Также иногда товарищества нуждаются в узких специалистах разных областей. Они могут приглашать их либо на постоянную работу или использовать более удобный вариант – на время проведения определенный работ. Контролируют штатных председатель или управляющий.

Может иметь место помощь от управляющей компании. Плюс такого решение в том, что такая компания уже имеет всех специалистов, которые только могут понадобиться.

Что на счет обязанностей перед жильцами?

В жилищном кодексе указанно что если основывается товарищество, которое управляет многоквартирным домом, то оно несет ответственность за любую общую собственность в доме и основываясь на правилах содержания общего имущества, установленного правительством РФ, за своевременное предоставление ком. услуг перечень которых зависит напрямую оттого насколько благоустроен дом, при этом услуги должны быть соответственны требованиям.

Должен быть составлен четкий план действий на год или на следующие несколько лет чтобы жильцы наглядно понимали, чем и кто занимается. Товарищество обязано вести учет жалоб, по письменному запросу выдавать цены на услуги как по содержанию, так и коммунальные. Дом должен быть убран и отвечать санитарными требованиям, что подразумевает чистоту в подъездах и регулярные уборки. Также при отключении каких-либо услуг жильцы должны быть проинформированные за десять рабочих дней. Важным моментом остаётся .

Полномочия

Товарищество имеет свои права, которые указаны в статье 147 жилого кодекса. Порядок создания ТСЖ подразумевает наличие устава , в котором четко определены полномочия правления. Выбор в правление ведется строго по уставу, там же и указано время, на которое избираются лица, но не более чем на два года. В уставе записано как часто происходят заседания – актуальными можно читать сборы раз в месяц.

Опираясь на статью 148, правление обязано следить за тем чтоб каждый член товарищества соблюдал законы и требования устава. На него также накладывается ответственность по формированию схем расходов и доходов, а также доставление этой информации собранию в сроки.

Самым главным полномочием есть управление многоквартирным жилым массивом, а также подписание различных договором связанных с управлением. Кроме этого, на правление могут возложить и другие обязанности, которые есть в статье 138, в том числе представление интересов членов товарищества в отношениях с третьими лицами.

Техническое обслуживание

В расходы на техническое содержание дома входят на материал и инвентарь нужный для поддержания состояния, причем величина расходов основывается на объеме и качестве услуг которые запрашивают члены товарищества. Расходы для оплаты труда или годовой бюджет на оплату труда рабочим, которые содержат дом в надлежащем состоянии.

Расчет нужного количества рабочих для технического обслуживания происходит на 100 кв. м. площади . То есть где-то примерно на эту площадь два человека сантехника, один электромонтёр, три лифтера. Специальный расчет ведется для обслуживания как систем отопления и оборудования для лифтов, так и для ремонта газопроводов и домофонов если такой в доме имеется. Должен быть расчет средств на аварийные ситуации, а также на переучивание обслуживающего персонала с повышением их квалификации.

В ведении товарищества может быть как движимое имущество, так и недвижимое . При этом необязательно чтоб имущество находилось внутри дома. Это закреплено статьей 151. Во время своего существования оно имеет во владении два вида имущества – то, которое является собственностью МЖД и то, которое является собственностью товарищества внутри МЖД.

Имущество товарищества - это то, которое покупалось из , было отписано либо принималось в дар. Также под эту категорию подпадают и те вещи, которые члены организации отдали в дар для улучшения работоспособности, как, например, организационную технику. Поощряется если собственники привносят что-либо полезное в общее имущество.

Рассмотрев данные вопросы можно с уверенностью сказать, что товарищество есть самым хорошим вариантом если вы хотите жить в доме, в котором вы имеете голос при решении проблем и в котором все обслуживается и работает на приличном уровне. Кроме того, есть масса рычагов влияние на данную организацию что дает прозрачный отчет о том куда тратились ваши деньги и как дальше собираются поступать чтобы обустроить ваш дом председатель и правлении, а также возможность быстрого переизбрания оных если обязанности не выполнялись.

В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора. Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки , утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Из названных правовых норм следует, что Товарищество собственников жилья является юридическим лицом, управляющим многоквартирным домом, однако деятельность ТСЖ не является лицензируемой и на него не распространяются требования ст. 198 ЖК РФ.

Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25 декабря 2015 г. № 938/пр .

Изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее – орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр .

А согласно п. 4 с. 3 ст. 200 ЖК РФ лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Согласно разъяснениям Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.12.2006 № 14314-РМ/07 , товарищество собственников жилья обязано приступить к управлению многоквартирным домом со дня государственной регистрации ТСЖ как юридического лица.

Соответственно решения органом государственного жилищного надзора по включению многоквартирного дома в реестр лицензий , которым управляет ТСЖ, не вносятся, потому как такой реестр не ведется. Датой начала управления многоквартирным домом Товариществом является дата его государственной регистрации, вне зависимости, исключен или нет многоквартирный дом из реестра лицензий предыдущей управляющей организации.

После государственной регистрации ТСЖ и направлении Товариществом в инспекцию документации, подтверждающей совершение этого юридического действия, орган государственной жилищной инспекции в соответствии с п. 4 с. 3 ст. 200 ЖК РФ исключает из реестра лицензий прежней управляющей организации многоквартирный дом, в котором создано Товарищество собственников жилья.

Всё ближе назначенный законодателем срок, до которого согласно ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 N255-ФЗ (далее - Закон 255-ФЗ) «юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление». И сроком таким установлена дата 01 мая 2015 года. Согласно той же ст.7 Закона 255-ФЗ «после 1 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается».

В «АКАТО» по-прежнему продолжают поступать многочисленные обращения с вопросами, какие всё-таки организации подлежат лицензированию. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Зачем нужно лицензирование?

Идея лицензирования сферы ЖКХ появилась в 2013 году, когда саморегулирование жилищной отрасли было признано неэффективным. Сама идея несколько не укладывается в общую политику государства, направленную на максимальный уход от государственного регулирования и переход к более современным методам регулирования, одним из которых как раз и является саморегулирование. Но именно ЖКХ стало той сферой, в которой власти решили вернуться «назад» - к лицензированию.

Сразу после высказывания идеи лицензирования ЖКХ начались на всех уровнях: вопрос обсуждали и органы власти - от муниципальных до федеральных, и надзорные инстанции, и СРО, и различные объединения предприятий жилищной сферы, и экспертные сообщества. Появилось огромное число как сторонников, так и противников идеи лицензирования. в том, что в сфере ЖКХ будет лицензирование, выражались вплоть до дня принятия закона 255-ФЗ , и даже до дня подписания его президентом .

Однако, федеральным законом от 21.07.2014 N255-ФЗ были внесены изменения в ЖК РФ, и с 01 сентября Жилищный кодекс дополнился «Разделом X», регламентирующим вопросы лицензирования деятельности по управлению МКД.

Управляющие организации

Собственно, сейчас уже практически ни у кого не возникает сомнений, что управляющие организации обязаны получать лицензию на управление МКД.

Пункт 1 ст.192 ЖК РФ устанавливает: «деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия)».

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 21.07.2014 N255-ФЗ после 01 мая 2015 года деятельность по управлению МКД без такой лицензии запрещена.

Следовательно, управляющие организации с 01 мая 2015 года в обязательном порядке обязаны иметь лицензию на управление МКД.

Для получения лицензии соискатель обязан соответствовать лицензионным требованиям, установленным ст.193 ЖК РФ . «АКАТО» неоднократно давал разъяснения по , в том числе по вопросу одного из лицензионных требований, установленного подпунктом 2 пункта 1 ст.193 ЖК РФ («наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата») - кто конкретно и в какой срок должен сдавать квалификационный экзамен и даже предупреждал о мошенничестве в этом вопросе.

ТСЖ, ЖСК, ЖК

Законом 255-ФЗ «О лицензировании деятельности по управлению МКД» были внесены некоторые изменения и в отношении ТСЖ.

На этапе обсуждения законопроекта о лицензировании предложения о лицензировании не только УО, но и ТСЖ, ЖСК неоднократно вносились и обсуждались органами власти различных уровней, ассоциациями и объединениями предприятий и организаций жилищной сферы, различными экспертными сообществами. В конце концов в отношении ТСЖ и ЖСК победила следующая логика: «ТСЖ, ЖСК, ЖК являются некоммерческими организациями, объединениями собственников помещений. Во-первых, невозможно обязать собственников управлять своей же собственностью на основании некой лицензии. Во-вторых, непонятно к чему приведёт несоответствие ТСЖ или ЖСК лицензионным требованиям - лишение лицензии не может привести к реорганизации ТСЖ или ЖСК, запретить собственникам создавать свои объединения, товарищества также нельзя, в том числе реорганизовывать существующее ТСЖ и сразу создавать новое, и если уж жилищным законодательством предусмотрен способ управления ТСЖ, созданное в конкретном доме ТСЖ всегда имеет право именно этим домом управлять ».

В итоге, ни одним правовым актом не установлена обязанность ТСЖ, ЖСК, ЖК получать лицензию на управление МКД.

Кроме того, частью 1.3 ст.161 ЖК РФ (вступает в силу с 01.05.2015 года) прямо установлено: «1.3. Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая».

Таким образом, ни ТСЖ, ни ЖСК, ни ЖК лицензированию не подлежат!

Прогнозы и перспективы

На данный момент тяжело предугадать последствия введения лицензирования в сфере ЖКХ. Ряд политических деятелей уверенно заявляют, что лицензирование будет инструментом «очистки рынка» от недобросовестных УК. Многие эксперты полагают, что лицензирование не принесёт пользы для жилищной сферы.

Нельзя не отметить тот положительный факт, что лицензионное требование о наличии квалификационного аттестата, по крайней мере, заставило огромное количество должностных лиц соискателей лицензии более глубоко изучить жилищное законодательство, тем самым повышая свою профессиональную компетентность.

В целом же, пока ещё наличие лицензии не стало обязательным требованиям, еще не начались аннулирования/отзывы лицензий и дисквалификации должностных лиц, оценить последствия введения лицензирования для ЖКХ России довольно сложно.

Как говорится, «поживём - увидим»…

Центр дистанционного обучения "АКАТО" предлагает
претендентам на получение квалификационного аттестата
(должностным лицам соискателей лицензии,
ответственным за деятельность по управлению МКД)
воспользоваться специальным Интернет-сервисом
по подготовке к квалификационному экзамену

___________________________________________________________________

Получить разъяснения актуальных вопросов ЖКХ Вы можете,
приняв участие в семинарах ЦДО "АКАТО".
Следите за расписанием мероприятий на сайте "АКАТО".
___________________________________________________________________