Медицинский прибор корона. Дарсонваль Корона — аппарат широкого медицинского назначения. Когда нельзя пользоваться «Короной»

Когда более ста лет назад физиолог из Франции д`Арсонваль (Jaques-Arsène d’Arsonval) изучал действие высокочастотного электричества на человека, он вряд ли мог предполагать, что когда-нибудь известные фирмы-производители будут конкурировать в производстве его аппаратов.

Наибольшей популярностью пользуется продукция «ООО СМП Карат» (Россия), Gezanne (Gezatone, Франция), «Евромедсервис» (Россия).

Вариант под маркой «Корона» изготовлен на украинском предприятии ГП «Новатор».

Немного об изготовителе

ГП «Новатор» - это радиотехнический завод в Хмельницке. Предприятие работает с 1966 года и специализируется на авиационной и космической технике. Группа специалистов имеет контакты с аналогичными производствами в России, Германии, Италии, Индии, Израиле, США, Китае.

Приборы и оборудование медицинского назначения - одно из направлений деятельности фирмы. Учитывая высокий класс основного направления, можно доверять качеству продукции.

Технические характеристики

Аппарат «Корона» по весу (850 г) вполне умещается в дамской сумке, размеры его тоже очень небольшие.

  • работает от обычной электрической сети, допускает колебания напряжения ±22 В;
  • при включении обратите внимание на световой сигнал индикации;
  • длительность непрерывной работы - не более восьми часов;
  • электрод имеет заземление;
  • оборудование соответствует ГОСТам, установленным для медицинской аппаратуры.

Что входит в комплект «Короны»

В комплект аппарата Дарсонваль Корона входят кроме генератора 3 электрода-насадки (полостной, гребешковый и грибовидный).

Они показаны для удобного подведения действия тока к очагу заболевания:

  • полостной - можно ввести в нос, горло:
  • гребешковым - следует пользоваться для лечения кожи головы и волос;
  • грибовидный - удобен для воздействия на кожу, при косметических процедурах.

Как действуют токи высокой частоты

Дарсонвализацией называется специфическое воздействие на организм электрического тока с определенными установленными параметрами: частотой 110-400 Кгц, напряжением 15-24 Кв и силой 100-200 Ма.

Между кожей человека и действующим электродом возникает электрический разряд.

Подобное воздействие вызывает физиологические изменения:

  • улучшается работа головного мозга;
  • восстанавливаются нарушенные обменные процессы и питание в тканях;
  • усиливается кровообращение;
  • повышается «работоспособность» иммунных клеток-киллеров (фагоцитов);
  • в связи с озонированием кожи резко снижается активность бактерий;
  • активируется снабжение тканей кислородом;
  • возвращается тонус венозным сосудам.

Правила проведения дарсонвализации

Соблюдение правил гарантирует эффективность метода:

Аппарат включается в течении полуминуты. Процедуры начинают с небольшой силы тока, постепенно увеличивая настройку.

Где применяется аппарат

Аппарат изготовлен для домашнего симптоматического физиотерапевтического лечения и восстановления угасающих функций. В стационарных отделениях используются другие марки оборудования.

Эффективно самостоятельное применение при:

  • неврозах, бессоннице, усталости;
  • для ухода за длительно незаживающими трофическими язвами, пролежнями;
  • для снятия болей в суставах, головных болей;
  • болезненных варикозных узлах на голенях;
  • при болях в мышцах после спортивных тренировок.

Женщины успешно пользуются аппаратом для улучшения состояния кожи, борьбы с прыщами. Для мужчин дарсонвализация головы позволяет улучшить рост волос, предотвратить облысение.

Медицинские показания к применению

Для каждого заболевания в инструкции по применению к аппарату Дарсонваль Корона определены правила и схемы использования.

Их необходимо выполнять очень точно, предварительно ознакомившись с техническими требованиями безопасности. Рассмотрим показания по профилю заболеваний.

Терапевтические болезни

Среди них:

  • головные боли, вызванные нарушенным кровоснабжением мозга;
  • неосложненная гипертония 1-2 степени (если нет поражения почек, перенесенного инсульта, инфаркта);
  • ишемическая болезнь сердца, кардиосклероз;
  • дискинезии кишечника;
  • артриты и артрозы любых суставов;
  • ангины;
  • шум в ушах, снижение слуха.

Неврологические болезни

Неврология:

  • остеохондроз позвоночника;
  • неврастения;
  • мигрень;
  • нарушения чувствительности;
  • мышечные боли;
  • радикулиты.

Из хирургии

Хирургические причины:

Лор направление

Болезни горла, уха и носа:

  • длительный насморк;
  • фарингит;
  • синуситы;
  • неврит слухового нерва.

Стоматологический профиль

Стоматологические заболевания:

  • умеренная зубная боль;
  • воспалительные болезни полости рта и десен.

Дерматалогия

Кожные болезни:

  • угри различной этиологии;
  • псориаз;
  • дерматиты;
  • экзема;
  • лишай;
  • бородавки.

Когда нельзя пользоваться «Короной»

Применять аппарат при заболеваниях следует только с разрешения лечащего врача.

Нельзя заменять лекарственные препараты дарсонвализацией.

  • при любых доброкачественных и злокачественных опухолях;
  • людям с внутренним или наружным кардиостимулятором;
  • беременным женщинам;
  • при кровотечениях любой локализации;
  • людям с индивидуальной непереносимостью электрических процедур.

В России возобновили процесс разработки одноступенчатой ракеты-носителя многоразового использования КОРОНА. Больше похожая на космический корабль разработка российских военных сможет самостоятельно взлетать с Земли и возвращаться на планету, садясь вертикально.

Ракета б/у

2017 год для космонавтики прошёл под знаком возвращаемых ступеней. Только SpaceX посадила 14 первых ступеней ракет-носителей Falcon 9. Из чуда и невероятного события это становится рутиной. И хотя экономисты ещё не сказали своего последнего слова - насколько сильно это повлияет на себестоимость запусков, - становится понятно, что возвращать первые ступени с дорогостоящими двигателями - это стратегия будущего.

А что же Россия? Мы уже писали о том, как "Роскосмос" пытается впрыгнуть в последний вагон многоразовой космонавтики, а РКК "Энергия" на свои собственные средства проводит расчёт возможности сделать многоразовыми перспективные ракеты-носители "Союз". Но неужели до настоящего времени в России никто не задумывался о многоразовости?

Это не так. Российские, советские, а затем снова российские учёные много лет рассматривали возможность создания многоразовых ракет-носителей. И в России есть ракетный центр, много лет подряд занимающийся в том числе и многоразовыми ракетами-носителями.

Это Государственный ракетный центр имени академика В. П. Макеева - российский разработчик баллистических ракет подводных лодок, один из крупнейших научно-конструкторских центров России по разработке ракетно-космической техники. Макеевский центр изначально военный, поэтому о разработках из Миасса широкой публике известно не так много.

Ход "Россиянки"

Среди работ макеевцев много лёгких и конверсионных ракет-носителей, разработанных на основе уже существующих военных межконтинентальных баллистических ракет. Это "Зыбь", "Волна" и "Штиль", разработанные в девяностых годах прошлого века. Кроме того, ракетный центр участвовал в большой разработке ракеты-носителя "Русь-М".

По идее "Русь-М" должна была стать универсальной ракетной системой, включавшей в себя носители трёх классов - от среднего до тяжёлого. Первая ступень ракеты-носителя "Русь-М" представляет собой неразделяемую в полёте "связку" из трёх автономных блоков, максимально унифицированных между собой. Такая унификация давно применяется конструкторами для удешевления - именно так работает американская Delta Heavy, готовящаяся сейчас к старту Falcon Heavy и даже перспективный российский тяжёлый носитель на основе "Союза-5".

Русь-М" не пошла, было решено остановиться на связке "Союз", "Протон" и "Ангара". Более чем 1,63 миллиарда рублей ушли в никуда.

А что же предлагали макеевцы ещё до того, как многоразовость стала "модной"? Основная их разработка - это "Россиянка", показанная в 2011 году, как раз после бесславного завершения проекта "Русь-М". Основной особенностью двухступенчатой "Россиянки" являлась возвращаемая первая ступень, которую можно использовать до 25 раз.

Возвращение ступени предполагалось осуществлять по баллистической траектории путём повторного включения штатных двигателей. То есть именно так, как у Илона Маска. Однако всё это ещё в 2011 году, до первой успешной посадки ступени Falcon 9 оставалось целых четыре года.

Увы, зелёный свет проекту макеевцев не дали. Вместо него предполагалось реализовывать многоразовость через проект "Байкал-Ангара" (многоразовый разгонный модуль), тоже оказавшийся немного мертворождённым. Шанс был упущен.

Венец творения

Шаттла" ему не требуется гигантского бака и огромных твердотопливных ускорителей для выхода в космос. Предполагается, что КОРОНА сможет вывести на низкую опорную орбиту около семи тонн полезных грузов, а затем вернуться на Землю и сесть вертикально при помощи своих двигателей. Больше всего эта ракета похожа на Delta Clipper от "Мадонелл-Дуглас", американская разработка, увы, сейчас тоже находится в замороженном состоянии.

В 2013 году проект был заморожен и вёлся только на собственные средства ракетного центра. И вот в начале 2018 года появилась информация, что финансирование проекта возобновлено, и вполне возможно, что уже вскоре мы услышим новость о создании первой пробной версии КОРОНА. Если так, то мечта о самых настоящих космических кораблях, взлетающих с Земли, а затем садящихся обратно, вскоре может оказаться на шаг ближе к реальности.

Считается, что технологии всегда развиваются постепенно, от простого к сложному, от каменного ножа к стальному — и лишь затем к фрезерному станку с программным управлением. Однако судьба космического ракетостроения оказалась не столь прямолинейной. Создание простых, надежных одноступенчатых ракет долгое время оставалось недоступным для конструкторов. Требовались такие решения, которых не могли предложить ни материаловеды, ни двигателисты. До сих пор ракеты-носители остаются многоступенчатыми и одноразовыми: невероятно сложная и дорогостоящая система используется считаные минуты, после чего выбрасывается.

Роман Фишман

«Представьте, что перед каждым перелетом вы бы собирали новый самолет: соединяли фюзеляж с крыльями, прокладывали электрокабели, устанавливали двигатели, а после приземления отправляли бы его на свалку… Далеко так не улетишь, — рассказали нам разработчики Государственного ракетного центра им. Макеева. — Но именно так мы поступаем каждый раз, отправляя грузы на орбиту. Конечно, в идеале всем хотелось бы иметь надежную одноступенчатую «машину», которая не требует сборки, а прибывает на космодром, заправляется и запускается. А потом возвращается и стартует еще раз — и еще»…

На полпути

По большому счету, ракетная техника пыталась обойтись одной ступенью еще с самых ранних проектов. В первоначальных набросках Циолковского фигурируют именно такие конструкции. Он отказался от этой идеи лишь позднее, поняв, что технологии начала ХХ века не позволяют реализовать это простое и элегантное решение. Вновь интерес к одноступенчатым носителям возник уже в 1960-х, и такие проекты прорабатывались по обе стороны океана. К 1970-м в США работали над одноступенчатыми ракетами SASSTO, Phoenix и несколькими решениями на базе S-IVB, третьей ступени РН Saturn V, которые доставляли астронавтов на Луну.


КОРОНА должна стать роботизированной и получить интеллектуальное программное обеспечение для системы управления. ПО сможет обновляться прямо в полете, а в нештатной ситуации автоматически «откатываться» к резервной стабильной версии.

«Грузоподъемностью бы такой вариант не отличался, двигатели для этого были недостаточно хороши — но все же это была бы одна ступень, вполне способная долететь на орбиту, — продолжают инженеры. — Разумеется, экономически это было бы совершенно неоправданным». Лишь в последние десятилетия появились композиты и технологии работы с ними, которые позволяют сделать носитель одноступенчатым и притом многоразовым. Стоимость такой «наукоемкой» ракеты будет выше, чем традиционной конструкции, зато она будет «размазана» на множество стартов, так что цена запуска окажется значительно ниже обычного уровня.

Именно многоразовость носителей — сегодня главная цель разработчиков. Частично многоразовыми были системы Space Shuttle и «Энергия-Буран». Многократное использование первой ступени отрабатывается для ракет SpaceX Falcon 9. В SpaceX уже осуществили несколько успешных посадок, а в конце марта попытаются запустить одну из летавших в космос ступеней еще раз. «На наш взгляд, этот подход может лишь дискредитировать идею создания настоящего многоразового носителя, — замечают в КБ Макеева. — Такую ракету все равно приходится перебирать после каждого полета, монтировать связи и новые одноразовые компоненты… и мы снова возвращаемся к тому, с чего начали».


Полностью многоразовые носители пока остаются лишь в виде проектов — за исключением New Shepard американской компании Blue Origin. Пока что ракета с пилотируемой капсулой рассчитана лишь на суборбитальные полеты космических туристов, но большинство найденных при этом решений вполне можно масштабировать и для более серьезного орбитального носителя. Представители компании не скрывают планов создать такой вариант, для которого уже разрабатываются мощные двигатели ВЕ-3 и ВЕ-4. «С каждым суборбитальным полетом мы приближаемся к орбите», — заверяют в Blue Origin. Но их перспективный носитель New Glenn тоже будет многоразовым не полностью: повторно использоваться должен лишь первый блок, созданный на основе уже испытанной конструкции New Shepard.

Сопротивление материала

Углепластиковые материалы, необходимые для полностью многоразовых и одноступенчатых ракет, применяются в аэрокосмической технике еще с 1990-х. В те же годы инженеры компании McDonnell Douglas оперативно приступили к реализации проекта Delta Clipper (DC-X) и сегодня вполне бы могли похвастаться готовым и летающим углепластиковым носителем. К сожалению, под давлением Lockheed Martin работа над DC-X была прекращена, технологии переданы NASA, где их пытались применить для неудачного проекта VentureStar, после чего многие занятые этой темой инженеры перешли на работу в Blue Origin, а сама компания была поглощена Boeing.


В те же 1990-е этой задачей заинтересовались и в российском ГРЦ Макеева. За прошедшие с тех пор годы проект КОРОНА («Космическая одноразовая ракета, одноступенчатый носитель [космических] аппаратов») пережил заметную эволюцию, и промежуточные варианты показывают, как все более простыми и совершенными становились конструкция и компоновка. Постепенно разработчики отказались от сложных элементов — таких как крылья или внешние топливные баки — и пришли к пониманию того, что основным материалом корпуса должен стать именно углепластик. Вместе с обликом менялись и масса, и грузоподъемность. «Используя даже лучшие современные материалы, невозможно построить одноступенчатую ракету массой менее 60−70 т, при этом полезная нагрузка у нее будет совсем невелика, — говорит один из разработчиков. — Но по мере роста стартовой массы на конструкцию (до определенного предела) приходится все меньшая доля, и использовать ее становится все более выгодно. Для орбитальной ракеты этот оптимум — примерно 160−170 т, начиная с этого масштаба ее применение уже может быть оправданным».

В последней версии проекта КОРОНА стартовая масса еще выше и приближается к 300 т. Такая большая одноступенчатая ракета требует использования высокоэффективного жидкостного реактивного двигателя, работающего на водороде и кислороде. В отличие от двигателей на отдельных ступенях, такой ЖРД должен «уметь» работать в очень разных условиях и на разных высотах, включая взлет и полет за пределами атмосферы. «Обычный жидкостный двигатель с соплами Лаваля эффективен лишь на определенных диапазонах высот, — поясняют макеевские конструкторы, — поэтому мы пришли к необходимости использовать клиновоздушный ЖРД». Газовая струя в таких двигателях сама подстраивается под давление «за бортом», и они сохраняют эффективность как у поверхности, так и высоко в стратосфере.


Пока в мире не существует рабочего двигателя этого типа, хотя ими занимались и занимаются и в нашей стране, и в США. В 1960-х инженеры Rocketdyne испытывали такие двигатели на стенде, но до установки на ракеты дело не дошло. КОРОНА должна оснащаться модульным вариантом, в котором клиновоздушное сопло — единственный элемент, который пока не имеет прототипа и не был отработан. Есть в России и все технологии для производства композитных деталей — их разработали и успешно применяют, например, во Всероссийском институте авиационных материалов (ВИАМ) и в ОАО «Композит».

Вертикальная посадка

При полете в атмосфере углепластиковую силовую конструкцию КОРОНы будут покрывать теплозащитные плитки, разработанные в ВИАМ еще для «Буранов» и с тех пор заметно усовершенствованные. «Основная тепловая нагрузка на нашу ракету концентрируется на ее «носке», где используются высокотемпературные элементы теплозащиты, — объясняют конструкторы. — При этом расширяющиеся борта ракеты имеют больший диаметр и находятся под острым углом к потоку воздуха. Температурная нагрузка на них меньше, что позволяет использовать более легкие материалы. В результате мы сэкономили больше 1,5 т. Масса высокотемпературной части у нас не превышает 6% от общей массы теплозащиты. Для сравнения, у «Шаттлов» на нее приходится больше 20%».


Изящная конусообразная конструкция носителя стала результатом бесчисленных проб и ошибок. По словам разработчиков, если взять только ключевые характеристики возможного многоразового одноступенчатого носителя, то придется рассмотреть порядка 16 000 их комбинаций. Сотни из них конструкторы оценили, работая над проектом. «От крыльев, как на «Буране» или Space Shuttle, мы решили отказаться, — говорят они. — По большому счету, в верхних слоях атмосферы они космическим кораблям только мешают. Входят в атмосферу на гиперзвуке такие корабли не лучше «утюга», и только на сверхзвуковой скорости переходят к горизонтальному полету и могут как следует опереться на аэродинамику крыльев».

Осесимметричная конусообразная форма не толь­ко позволяет облегчить теплозащиту, но и обладает хорошей аэродинамикой при движении на очень больших скоростях. Уже в верхних слоях атмосферы ракета получает подъемную силу, которая позволяет ей не только тормозить здесь, но и маневрировать. Это, в свою очередь, дает возможность совершить необходимые маневры на большой высоте, направляясь к месту посадки, и в дальнейшем полете останется лишь завершить торможение, скорректировать курс и развернуться кормой вниз, используя слабые маневровые двигатели.


Вспомним и Falcon 9, и New Shepard: в вертикальной посадке сегодня уже нет ничего невозможного или даже необычного. При этом она позволяет обойтись существенно меньшими силами при строительстве и эксплуатации ВПП — полоса, на которую садились те же «Шаттлы» и «Буран» должна была иметь протяженность в несколько километров, чтобы затормозить аппарат со скорости в сотни километров в час. «КОРОНА, в принципе, может даже взлетать с морской платформы и садиться на нее, — добавляет один из авторов проекта, — конечная точность посадки у нас составит около 10 м, ракета опускается на выдвижные пневматические амортизаторы». Останется лишь провести диагностику, заправить, поместить новую полезную нагрузку — и можно снова отправляться в полет.

КОРОНА до сих пор реализуется при отсутствии финансирования, так что разработчикам КБ Макеева удалось добраться лишь до завершающих этапов эскизного проекта. «Мы прошли эту стадию почти целиком и совершенно самостоятельно, без внешней поддержки. Все, что можно было сделать, мы уже сделали, — говорят конструкторы. — Мы знаем, что, где и когда должно быть произведено. Теперь надо переходить к практическому проектированию, производству и отработке ключевых узлов, а на это требуются деньги, так что сейчас все упирается в них».

Отложенный старт

Углепластиковая ракета ожидает лишь масштабного старта, при получении необходимой поддержки конструкторы готовы уже через шесть лет начать летные испытания, а через семь-восемь — приступить к опытной эксплуатации первых ракет. По их оценкам, для этого требуется сумма менее $2 млрд — по меркам ракетостроения совсем немного. При этом возврата инвестиций можно ждать уже через семь лет использования ракеты, если количество коммерческих пусков сохранится на текущем уровне, или даже за 1,5 года — если оно будет расти прогнозируемыми темпами.


Более того, наличие на ракете двигателей маневрирования, средств сближения и стыковки позволяет рассчитывать и на сложные многопусковые схемы выведения. Потратив топливо не на посадку, а на довыведение полезной нагрузки, можно довести ее до массы уже более 11 т. Затем КОРОНА состыкуется со второй, «танкерной», которая заправит ее баки дополнительным горючим, необходимым для возвращения. Но все-таки куда важнее многоразовость, которая впервые избавит нас от необходимости собирать носитель перед каждым запуском — и терять его после каждого выведения. Только такой подход может обеспечить создание стабильного двустороннего грузопотока между Землей и орбитой, а вместе с тем и начало настоящей, активной, масштабной эксплуатации околоземного пространства.

Ну а пока КОРОНА остается в «подвешенном состоянии», работа над New Shepard продолжается. Развивается и аналогичный японский проект RVT. Российским разработчикам для рывка может просто не хватить поддержки. Если у вас есть пара лишних миллиардов, это будет инвестицией куда лучшей, чем даже самая большая и роскошная яхта в мире.

Наш эксперт

Александр Вавилин Образование: Челябинский государственный университет Работа: ведущий инженер-конструктор проектного отдела ГРЦ им. Макеева

11:46 13/12/2017

0 👁 1 297

Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева на выставке в Челябинске представил свой проект – многоразовую “Корона”.

Выставка, посвященная 70-летию АО “ГРЦ Макеева”, открылась сегодня в историческом музее Южного Урала.

Главный инженер ГРЦ Владимир Осипов отметил, что здесь представлена история предприятия. За 70 лет существования ракетного центра было запущено порядка 7 тыс. ракет, при этом неуспешных пусков – единицы.

“СКБ–385 70 лет назад – это несколько человек при заводе №66 в Златоусте. Из этого выросло полноценное конструкторское бюро, целая холдинговая структура, которая обеспечивает мирное небо над нами. Сегодня у государственного ракетного центра и холдинговой структуры сформирован пакет заказов на длительную перспективу. Нам есть чем гордиться. Здесь представлен макет ракеты “Корона”. Это полностью многоразовый носитель всех ступеней”, – отметил он.

Многоразовую одноступенчатую ракету-носитель “Корона” называют уникальной разработкой ракетного центра. Но в настоящий момент это только проект.

Как отмечает Осипов, ракета сможет приземляться в точку старта после выведения полезной нагрузки на . “Многоразовость – это колоссальное достижение. В ней минимум заменяемых элементов, за счет этого мы сокращаем стоимость”, – подчеркнул он.

Ведущий специалист предприятия Валерий Горбунов рассказал, что ракета спроектирована и изготовлена так, что дает возможность запустить определенную полезную нагрузку в космос, а потом посадить ракету. Для этого у нее есть опоры, чтобы, приближаясь к , она не качалась и не падала.

“Корона” имеет стартовую массу 270-290 т и предназначена для выведения полезных грузов массой до 7 т при традиционном использовании или до 12 т при специальной схеме выведения на низкие околоземные орбиты. Она может доставлять грузы на околоземные в грузовом контейнере и возвращать их, запускать на орбиту и снимать с нее технологические модули различного назначения.

“Корона” способна вывести полезную нагрузку, а затем ее возвращают и снова готовят к запуску, который можно осуществить уже через сутки.

Многоразовая ракета может снизить стоимость запуска, по сравнению с одноразовыми , в 5-10 раз.

Для запуска и посадки используются упрощенные стартовые сооружения. Время подготовки к очередному пуску – около суток. По мнению разработчиков, ракета-носитель может использоваться в интересах пилотируемой космонавтики при строительстве модульных орбитальных станций, для доставки грузов к ним или на .

При разработке основных агрегатов РН «Корона» используется модульный принцип. Основной конструкционный материал – углепластик. Эффективность его применения подтверждена такими разработками отечественной авиационной промышленности, как вертолет Ка-52, самолет МС-21. Возможность использования углепластика для одноступенчатых ракет-носителей подтверждена рядом проектно-конструкторских работ.

По классу «Корона» близка к РН или , а по экономической эффективности может превзойти американского конкурента благодаря принятым конструктивно-компоновочным решениям, использованию нетрадиционных конструкционных материалов и модульному маршевому двигателю внешнего расширения. Двигатель с центральным телом в отличие от традиционных эффективен во всем диапазоне высот, что и делает оптимальным его применение на одноступенчатых ракетах-носителях.

Стоит отметить, что разработка “Короны” велась с 1992 года, но спустя 20 лет была приостановлена из-за нехватки финансирования.

В целом на выставке представлена информация о трех поколениях баллистических ракет подводных лодок, созданных коллективом предприятия. Это восемь базовых ракет и 16 их модификаций.

Представлен в экспозиции и фрагмент корпуса второй ступени ракеты Р-29Р. “Здесь видна “вафельная” конструкция. Раньше ракеты делались из листа нержавейки, а весь силовой набор приваривался электросваркой. Здесь технология другая, которая позволила корпус сделать легче. А раз легче корпус, можно достичь большей дальности при том же количестве топлива”, – рассказывает Валерий Горбунов.

Сотрудники ракетного центра знаковыми экспонатами выставки называют макеты ракет, потому что это “судьбы разработчиков”. На каждый комплекс уходило несколько лет работы предприятия.

В настоящий момент предприятие ведет серийное производство тех ракет, которые еще поступают на вооружение, и поддерживает боеготовность комплексов, которые находятся на вооружении в Военно-морском флоте.