Меры пресечения нарушений требований пожарной безопасности. Обзор правоприменительной практики, типовых и массовых нарушений обязательных требований в области пожарной безопасности и гочс! Нарушения в области чрезвычайных ситуаций

Пожарная безопасность – комплекс мер, направленных на минимизацию риска возникновения пожаров. Нарушение правил пожарной безопасности с высокой вероятностью спровоцирует возникновение пожара, вследствие чего может быть нанесен ущерб имуществу других людей, жизни и здоровью граждан, а также охраняемой законодательством экологической системе.

Государством предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Существует 3 вида ответственности, которую могут понести граждане за совершение указанного правонарушения: дисциплинарная, административная и уголовная.

Кто несет ответственность

Ответственность за нарушение правил несут все категории граждан, которые находятся в зоне действия правил и возложили на себя обязанность их соблюдать.

Сюда относятся собственники имущества, а также лица, уполномоченные им распоряжаться, лица, ответственные за соблюдение правил, прописанных в нормативных документах по пожарной безопасности (арендаторы и арендодатели). Не должны уклоняться от ответственности должностные лица в пределах своей компетенции, в частности руководители федеральных и местных органов управления.

Во время введения противопожарного режима, ответственность несут любые лица, нарушившие специальные правила, введенные на время действия режима.

Дисциплинарная

К дисциплинарной ответственности могут быть привлечены исключительно должностные лица. Суть дисциплинарного наказания, как правило, состоит в вынесении выговора, замечании, либо увольнении по соответствующей статье. Наиболее подходящую меру пресечения определяет работодатель.

К дисциплинарной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности привлекаются сотрудники, которые не соблюдали соответствующие правила при исполнении рабочих обязанностей. С перечнем правил и возлагаемыми на него обязанностями по поддержанию пожарной безопасности работник должен быть предварительно предупрежден, пройдя обязательный инструктаж.

Административная

К административной ответственности привлекают в связи со следующими правонарушениями:

  • нарушение правил;
  • несоблюдение требований к водоснабжению и наличию первичных средств пожаротушения;
  • несоблюдение требований к эвакуационному плану, обустройству путей эвакуации, расположению и работе средств тушения пожара, наличию противодымовой защиты, извещателей;
  • нарушение, ставшее причиной повреждения или уничтожения чужой собственности, нанесения легкого или среднего вреда здоровью граждан;
  • нарушение, ставшее причиной нанесения тяжкого вреда здоровью или смерти граждан (для юридических лиц);
  • не включение информации о показателях пожарной опасности в документацию при производстве или поставке товаров;
  • отсутствие проходов и проездов к строению;
  • нарушения на железнодорожном, морском, водном и воздушном транспорте;
  • повторное совершение указанных правонарушений.

За указанные правонарушения предусмотрены такие виды наказания, как предупреждение, штраф, административное приостановление деятельности. Последняя мера наказания применяется только в отношении юридических лиц и ИП.

Диапазон штрафов для граждан, не исполняющих служебные обязанности – от тысячи до 5 тысяч рублей. Для должностных лиц размер минимального штрафа – 6000, а максимального – 50 000 рублей. Предприниматели при нарушении важных пунктов правил вынуждены заплатить от 30 до 50 тысяч рублей. Также возможна приостановка их деятельности на срок до 90 суток для исправления выявленных инспектором ошибок.

Для юридических лиц предусмотрены наказания в виде взыскания штрафа размером от 90 до 500 тысяч рублей (до 1 миллиона рублей при нанесении тяжкого вреда здоровью либо смерти сотрудника вследствие пожара) и приостановления деятельности на срок до 90 дней. Конкретный размер штрафа определяется в зависимости от тяжести административного правонарушения.

При первом нарушении инспектор на свое усмотрение может выдать предупреждение и через некоторое время провести повторную проверку или сразу назначить меру наказания. При повторении одного и того же правонарушения меры наказания ужесточаются.

Перечисленные виды правонарушений и меры наказания указаны в статьях 11.16, 14.1, 177, 179, 19.4, 19.5, 19.6, 19.7, 19.19, 19.20, 19.26, 20.4 КоАП РФ.

Уголовная

К уголовной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности ответственные лица могут быть привлечены за осуществление следующих преступлений:

  • нарушения, повлекшие повреждение или уничтожение чужой собственности;
  • умышленное уничтожение или повреждение чужой собственности путем инициации пожара из хулиганских побуждений;
  • то же деяние, совершенное по неосторожности;
  • то же деяние, повлекшее крупный ущерб;
  • нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее причинение крупного вреда здоровью граждан;
  • нарушение, ставшее причиной смерти человека;
  • нарушение, ставшее причиной смерти более чем одного человека.

За совершение указанных преступлений предусмотрены такие меры наказания, как штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности, обязательные, исправительные и принудительные работы, арест, ограничение и лишение свободы. Данный вид ответственности применяется только в отношении к гражданам, должностным лицам, ИП и собственникам организаций, но не в отношении юридических лиц (организаций).

Максимальный размер штрафа составляет 120 тысяч рублей, срок отработки обязательных работ – 360 часов, исправительных – 3 года, принудительных – 5 лет. Максимально возможный срок ареста в соответствии с законодательством – 6 месяцев, а ограничения свободы – 3 года. При особо тяжких последствиях нарушения (нанесение тяжкого вреда здоровью или смерть человека) указанные меры наказания не применяются. Наиболее суровым наказанием является лишение свободы на срок до 7 лет. Оно может дополнительно совмещаться с лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Состав указанных преступлений и определенные меры наказания указаны в статьях 167, 168, 219 УК РФ.

Нарушения в лесах

Статьей 8.32 КоАП РФ отдельно предусмотрены меры наказания за нарушение правил в лесах. В список дел, запрещенных кодексом, входит поджигание «горючих материалов» (сухие ветки, листья, трава) в лесу и на участках, примыкающих к нему. Также нельзя осуществлять запрещенные действия, введенные во время объявления противопожарного режима. Если такие действия станут причиной нанесения тяжкого вреда здоровью, наказание ужесточается.

Пожарная безопасность в нашей стране регулируется рядом законов и правил, но с их исполнением, мягко скажем, дело обстоит неважно.

Весной 2018 года прокатилась волна пожаров в торговых центрах России. Внимание общественности было привлечено максимальное. Налицо повсеместное катастрофическое нарушение требований пожарной безопасности (ТПБ).

Очевидно, что нужно проводить работу по повышению противопожарной грамотности и сознательности не только среди ответственных лиц на каждом объекте, но и всех граждан. Внесем и мы свою лепту в это дело.

Согласно статье 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21 декабря 1994 года (на момент написания статьи изучалась последняя редакция от 29 июля 2018 года) за несоблюдение правил пожарной безопасности ответственность несут:

  • собственники, владельцы (пользователи, распорядители, арендаторы) имущества;
  • руководство федеральных служб и агентств;
  • руководство органов местного самоуправления;
  • лица, назначенные ответственными за сохранение пожарной безопасности (в установленном порядке);
  • должностные лица в пределах своих компетенций.

За нарушение ТПБ в домах (квартирах, комнатах), находящихся в государственной, муниципальной, ведомственной собственности ответственность несут ответственные квартиросъемщики (арендаторы), если иное не прописано в договоре.

Все выше обозначенные лица за выявленные нарушения привлекаются к разным видам ответственности.

Виды ответственности

За правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе несоблюдение ТПБ, предусмотрено три вида ответственности:

  • уголовное наказание,
  • административное наказание,
  • дисциплинарное взыскание.

В Уголовном кодексе РФ предусмотрены наказания за нарушение ТПБ в статье 219.

В пункте 1 рассматривается нарушение ТПБ ответственным лицом по неосторожности, которое повлекло тяжкий вред здоровью пострадавших.

Для виновных предусмотрено:

  1. Штраф от 80 000 руб., либо заработная плата (иной доход) осужденного за полгода.
  2. Ограничение свободы до трех лет.
  3. Лишение свободы до трех лет плюс лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности (или без таковых).

В пункте 2 статьи 219 УК РФ рассматривается то же деяние, но уже если оно повлекло смерть по неосторожности.

Виновные наказываются на срок до пяти лет лишением свободы. Их также могут лишить права заниматься определенными видами деятельности либо занимать определенные должности на срок до трех лет.

В пункте 3 предусмотрено наказание за деяние, описанное в пункте 1, но имевшее отягчающее последствие, а именно наступила смерть двух или более человек. В таком случае виновный будет наказан лишением свободы на срок до семи лет.

Вдобавок виновному могут также запретить заниматься определенными видами деятельности либо занимать определенные должности на срок до трех лет.

В Кодексе РФ об административных правонарушениях (статья 20.4 КоАП РФ) предусмотрены наказания как для физических, так и для юридических лиц.

По обыкновению административное наказание реализуется при помощи предупреждений и денежных взысканий.

Штрафы за нарушение пожарной безопасности определены по степени отклонения от ТПБ, по уровню сложности ситуации, по степени значимости в обществе виновных лиц.

В части первой (20.4 статьи) обозначены нарушения ТПБ в обычных жизненных условиях (исключаются случаи, описанные в статьях 8.32 и 11.16 КоАП и в частях 6, 6.1 и 7 данной статьи):

  • Для граждан предусмотрено предупреждение или штраф от 2 до 3 тысяч рублей.
  • Для должностных лиц штрафы от 6 до 15 тысяч рублей.
  • Для предпринимателей — от 20 до 30 тысяч рублей.
  • Для юридических лиц — от 150 до 200 тысяч рублей.

Во второй части (ст. 20.4 КоАП) рассматриваются те же действия, но уже в других условиях. А именно, когда властями (федеральными или местными) объявлен особый противопожарный режим (статья 30 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994, № 69-ФЗ):

  • Для граждан предусмотрен штраф от 2 до 4 тысяч рублей.
  • Для должностных лиц штрафы от 15 до 30 тысяч рублей.
  • Для предпринимателей — от 30 до 40 тысяч рублей.
  • Для юридических лиц — от 200 до 400 тысяч рублей.

В шестой части рассматриваются нарушения ТПБ, которые повлекли возникновение пожара. Если причинен легкий или средний вред здоровью людей, если повредилось или уничтожилось имущество чужое, то штрафная градация следующая:

  • Для граждан от 4 до 5 тысяч рублей.
  • Для должностных лиц от 40 до 50 тысяч рублей.
  • Для юридических лиц — от 350 до 400 тысяч рублей.

В части 6.1 статьи 20.4 обозначены нарушения ТПБ, повлекшие тяжкий вред здоровью или смерть людей на пожаре.

За эти деяния (бездействия) предусмотрены административные штрафы для юридических лиц от 600 тысяч до 1 млн рублей.

В части 7 рассматриваемой статьи предусмотрена ответственность производителей (поставщиков) продукции, в техдокументации к которой должна содержаться информация о пожарной опасности.

Если производитель или поставщик реализует опасные вещества, материалы, изделия, но не информирует потребителей о степени их опасности и мерах предосторожности обращения с ними (в случае наличия обязанности), то его нарушение наказывается штрафом:

  • Для должностных лиц штрафы от 15 до 20 тысяч рублей.
  • Для юридических лиц — от 90 до 100 тысяч рублей.

Девятая часть данной статьи КоАП предусматривает ответственность эксперта, который оценивает пожарный риск и нарушает при этом заведенный порядок.

Как оценивать соответствие продукции или объектов противопожарной защиты требованиям пожарной безопасности прописано в разделе VII «Технического регламента о ТПБ» (№ 123-ФЗ от 22 июля 2008 года).

Если эксперт, проводя независимую оценку (аудит пожарной безопасности), делает ложное заключение, то его деяние влечет наложение штрафа или дисквалификацию.

Для должностных лиц предусмотрены административные штрафы от 15 до 20 тысяч рублей. Дисквалификация налагается на срок от 1 года до 3 лет.

Дисциплинарная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности

Дисциплинарная ответственность реализуется в рамках отдельно взятой организации (предприятия) согласно Трудовому кодексу РФ.

Если на предприятии работник обязан выполнять соответствующие требования пожарной безопасности, которые возложены на него работодателем, а он их не соблюдает, то его ждет замечание, выговор или увольнение (в зависимости от степени тяжести нарушений).

Материальная ответственность также может возлагаться на виновного в пределах его среднего заработка или в полном размере.

Человеку свойственно, пока «петух жареный не клюнет» или «гром не грянет», не задумываться о пожарной безопасности.

Практика показывает, что большинство из нас думают, что за него кто-то где-то уже позаботился, все предусмотрел для защиты его от пожара . А беспощадная огненная стихия приходит нежданно.

Об этом надо помнить и в пределах своей компетенции (дома, на рабочем месте, в общественных местах) всегда оценивать возможный риск пожара и прилагать максимальные усилия по его предотвращению.

Чтобы не плакать потом перед экраном телевизора, в лучшем случае, от осознания своего бессилия перед огнем.

Таким образом, чтобы в полной мере применять меры по противопожарной защите, каждый здравомыслящий человек должен изучить основные нормы и правила пожарной безопасности.

Следует знать, что на законодательном уровне пожарная безопасность рассматривается в нескольких аспектах:

  • ТПБ к зданиям и сооружениям;
  • ТПБ к транспорту;
  • ТПБ к хозяйственной деятельности и промышленности;
  • ТПБ к образовательным и культурным учреждениям;
  • ТПБ в лесах.
  • ТПБ к иным объектам.

В каждой отрасли, на каждом объекте есть свои специфические пожароопасные моменты.

Сложно сказать, что не является нарушением, просто нужно четко представлять себе, что нарушением правил пожарной безопасности является.

Иными словами, нарушением не является соблюдение всех правил предосторожности.

Взрослому человеку нужно самому изучить самые элементарные общие требования. Специфические вопросы можно оставить профессионалам и непосредственно ответственным лицам.

В быту опасность может подстерегать при обращении с электроприборами, с газовой плитой, с открытым огнем, в том числе при курении.

Распространенная установка дополнительных дверей в подъездах может помешать при случае пожара спасателям. Неисправные электропроводка, розетки, выключатели также потенциальные пожарообразователи.

На производстве или в общественных местах всегда есть ответственные за пожарную безопасность. Их задача выполнять свои обязанности.

Неравнодушный и грамотный человек не пройдет мимо замеченных опасностей.

Любое заинтересованное лицо может обратиться с жалобой в МЧС . Адрес и телефон территориального органа можно узнать на сайте данной службы.

Жалоба подается только в то отделение, которое соответствует местонахождению нарушения. Территориальное управление будет пересылать в территориальный орган, а это — потеря времени.

Жалоба в МЧС оформляется в установленном порядке. Ниже на рисунке 1 представлен образец жалобы одного юридического лица на другое юридическое лицо.

Рисунок 1 — Жалоба о нарушении ТПБ (образец).

Обычные граждане могут поступить проще. На рисунке 2 показан образец обращения физического лица с жалобой на индивидуального предпринимателя.

Рисунок 2 — Жалоба физлица на нарушение правил пожарной безопасности.

Обратите внимание:

  1. Следует указать полные реквизиты подателя жалобы. Анонимки не принимаются.
  2. Сухо и по существу нужно описать суть проблемы, приводя доказательства (фото, ссылки на законы и нормативы).
  3. Обязательно нужно обозначить просьбу или требование к МЧС (например, привлечь виновных к ответственности, обязать устранить нарушение, провести проверку).
  4. Заявление заканчивается датой, подписью и описью приложений.

Способы подачи жалобы в МЧС:

  • лично в рабочее время;
  • по почте заказным письмом, прилагая все доказательства;
  • в электронном виде через интернет-портал МЧС;
  • посредством телефонной связи.

На рассмотрение жалобы ведомство имеет 30 дней . За этот период проводится внеплановая проверка обозначенного объекта и в письменном или в устном виде сообщается заявителю результат проведенной работы.

Таким образом, если Вы изучили требования пожарной безопасности, то не составит труда выявить их нарушение, а затем привлечь пожарные органы к приведению ситуации в норму.

И да помогут вам федеральные законы:

  1. «О пожарной безопасности» (№69-ФЗ от 21.121994);
  2. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (№123-ФЗ от 22.07.2008);
  3. «О добровольной пожарной охране» (№100-ФЗ от 06.05.2011).
нарушений требований пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Меры пресечения нарушений требований пожарной безопасности и нормативные правовые основы их применения. Административная ответственность юридических и физических лиц за нарушения требований пожарной безопасности. Виды административных правонарушений и административных наказаний за нарушения требований пожарной безопасности. Права и полномочия государственных инспекторов по пожарному надзору по применению мер пресечения нарушений требований пожарной безопасности.

Порядок производства по делам об административных правонарушениях в Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях. Ведение делопроизводства по делам об административных правонарушениях. Контроль за производством по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности. Приостановление полной или частичной работы предприятий (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатации зданий, сооружений, помещений, проведения отдельных видов работ. Виды, порядок и правила оформления документов. Порядок приведения предписания о приостановлении эксплуатации объекта контроля (надзора) в исполнение. Контроль за устранением нарушений требований пожарной безопасности. Порядок разрешения дальнейшей эксплуатации объекта контроля (надзора). Порядок снятия с производства, прекращения выпуска и приостановления реализации товаров (работ, услуг) не соответствующих требованиям пожарной безопасности.
Тема 3.3.5. Лицензирование деятельности в области пожарной безопасности.

Нормативное правовое регулирование лицензирования деятельности в области пожарной безопасности. Виды деятельности в области пожарной безопасности, подлежащие лицензированию и их состав. Основные лицензионные требования и условия, которым должен соответствовать соискатель лицензии. Специализированные требования к соискателю лицензии по составам видов деятельности в области пожарной безопасности.

Участники лицензирования в области пожарной безопасности. Функции федерального лицензирующего органа и независимых экспертных организаций по лицензированию в области пожарной безопасности. Центры обеспечения лицензионной деятельности в области пожарной безопасности: цель, функции, порядок создания и аккредитации.

Порядок организации работы по оценке возможности соискателей лицензий выполнять заявленные виды деятельности в области пожарной безопасности. Перечень необходимых документов, представляемых соискателем лицензии и их регистрация. Обязанности экспертной организации при приеме и рассмотрении документов, поступивших от соискателя лицензии. Проведение оценки возможности соискателей лицензий выполнять заявленные виды деятельности в области пожарной безопасности.

Порядок подготовки проектов решений лицензирующего органа о предоставлении (об отказе в предоставлении) лицензий и доведение решений до сведения соискателей лицензий. Основания для отказа в предоставлении лицензии. Предоставление документов, подтверждающих наличие лицензии. Переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий. Порядок уплаты лицензионного сбора за рассмотрение документов, предоставление лицензий и переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий. Организация ведения реестра лицензий.

Организация контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий. Порядок подготовки, проведения и оформления результатов проверок лицензиатов. Решения, принимаемые по результатам проверки лицензиата. Порядок вынесения предупреждения лицензиату, приостановления или возобновления действия лицензии, направления заявления об аннулировании лицензии в суд. Разрешение споров между лицензирующим органом и лицензиатом о лицензиате лицензирующего органов с налоговыми органами по вопросам лицензирования деятельности в области по­жарной безопасности.
Тема 3.3.6. Подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности.

Основные понятия, цели и принципы подтверждения соответствия. Формы подтверждения соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности на территории Российской Федерации. Добровольное и обязательное подтверждение соответствия, принятие декларации о соответствии. Знаки соответствия. Знак обращения на рынке.

Оценка соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности. Формы оценки соответствия объектов. Схемы подтверждения соответствия продукции требованиям пожарной безопасности. Порядок проведения сертификации. (положения «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» ФЗ-123 от 22.07.2008г.)

Права и обязанности заявителя в области обязательного подтверждения соответствия. Условия ввоза на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия. Признание результатов подтверждения соответствия.

Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов. Объекты государственного контроля (надзора). Полномочия, права и обязанности органов государственного контроля (надзора) и ответственность их должностных лиц. Информация о нарушении требований технических регламентов и отзыв продукции.

Тема 3.3.7. Государственный статистический учет и отчетность по пожарам и их последствиям.

Организация единой государственной системы статистического учета пожаров и их последствий. Официальный и ведомственный учет пожаров и их последствий. Порядок учета пожаров. Порядок учета и определения материального ущерба от пожаров. Порядок учета пострадавших от пожаров людей. Документы, составляемые по учету пожаров и их последствиям, требования к их оформлению. Контроль за учетом пожаров и их последствиями.

Порядок ведения государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям. Анализ пожаров и их последствий. Разработка мероприятий по устранению причин и условий, способствующих возникновению пожаров.
Итоговый контроль по дисциплине (вопросы к зачету).


  1. Организация и функционирование Единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

  1. Система обеспечения пожарной безопасности: понятие, основные
элементы и основные функции.

  1. Виды надзорной деятельности в сфере компетенции МЧС России и
основные направления их осуществления.

  1. Государственный пожарный надзор: понятие, цель, основные задачи
и направления деятельности.

  1. Система органов ГПН и их функции.

  2. Категории государственных инспекторов по пожарному надзору, их
полномочия, права, обязанности и ответственность.

  1. Организация деятельности государственных инспекторов по
пожарному надзору в органах ГПН.

  1. Учет и анализ деятельности по осуществлению ГПН.

  2. Планирование работы государственных инспекторов.

  3. Порядок распределения обязанностей среди государственных
инспекторов по пожарному надзору.

  1. Контроль за организацией и осуществлением ГПН.

  2. Полномочия органов государственной власти и органов местного
самоуправления в области пожарной безопасности.

  1. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.

  2. Основные направления взаимодействия органов ГПН с органами
государственной власти и органами местного самоуправления в области пожарной безопасности.

  1. Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности.

  2. Организационно-технические мероприятия по обеспечению
пожарной безопасности в населенных пунктах и объектах.

  1. Ответственность в области пожарной безопасности.

  2. Деятельность администрации объекта по обеспечению пожарной
безопасности.

  1. Организация работы пожарно-технических комиссий.

  2. Организация и формы проведения мероприятий по контролю.

  3. Проверки: виды, периодичность, планирование, порядок подготовки
и проведения.

  1. Порядок оформления результатов проверок.

  2. Контроль за выполнением мероприятий, предложенных
предписаниями ГПН.

  1. Правонарушения в области пожарной безопасности и виды
административных наказаний.

  1. Права и полномочия государственных инспекторов по пожарному
надзору при назначении административных наказаний.

  1. Порядок назначения административного наказания за нарушение
требований пожарной безопасности.

  1. Правила и порядок оформления документов административного дела

  2. Порядок вручения постановления об административном
правонарушении в области пожарной безопасности.

  1. Порядок обжалования административного наказания.

  2. Административное приостановление деятельности в области
пожарной безопасности.

  1. Временный запрет деятельности.

  2. Порядок учета пожаров.

  3. Документы по учету пожаров: требования и порядок их составления.

  4. Порядок учета и определения материального ущерба от пожаров.

  5. Порядок учета пострадавших при пожарах.

  6. Контроль за учетом пожаров и их последствиями.

  7. Порядок ведения государственной статистической отчетности по
пожарам и их последствиям.

  1. Цели и назначение противопожарной пропаганды и обучения в
области пожарной безопасности.

  1. Виды, средства, формы и методы проведения противопожарной
пропаганды.

  1. Организация и формы обучения в области пожарной безопасности.

  2. Место и роль добровольной пожарной охраны в обеспечении
пожарной безопасности населенных пунктов и предприятий.

  1. Взаимодействие органов ГПН с добровольными пожарными
организациями в области пожарной безопасности.

  1. Анализ пожаров и последствий от них.

  2. Порядок создания и организации деятельности фондов пожарной
безопасности.

  1. Виды деятельности в области пожарной безопасности, подлежащие
лицензированию.

  1. Участники лицензирования деятельности в области пожарной
безопасности, их права и обязанности.

  1. Лицензионные требования и условия.

  2. Порядок проведения оценки возможности соискателя выполнять
заявленные виды деятельности в области пожарной безопасности.

  1. Порядок предоставления лицензии на деятельность в области
пожарной безопасности.

  1. Контроль за выполнением лицензионных требований и условий.

  2. Ответственность лицензиата за нарушение лицензионных
требований и условий.

  1. Основные понятия, цели, принципы и формы подтверждения
соответствия продукции на территории Российской Федерации.

  1. Взаимодействие органов ГПН со службами органов внутренних дел
и органами государственного контроля (надзора) при осуществлении ГПН.

  1. Оформить предписание по результатам проверки объекта контроля
(надзора).

  1. Составить протокол о временном запрещении деятельности.

  2. Оформить протокол об административном правонарушении в
области пожарной безопасности.

  1. Составить постановление о назначении административного
наказания за нарушение требований пожарной безопасности.

  1. Составить план-график осуществления ГПН на месяц.

  2. Заполнить карточку учета пожара.

  3. Составить отчет о пожарах и их последствиям по установленной
форме.

по дисциплине №3 «Организация деятельности ГПС МЧС России»


  1. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004 г. – 592 с.

  2. Уголовный кодекс РФ. – М., «Издательство ЭЛИТ», 2004 г. – 160 с.

  3. Закон Российской Федерации от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности».

  4. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

  5. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

  6. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

  7. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

  8. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

  9. Федеральный закон от 22 августа 2004 г № 122 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

  10. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

  11. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195–ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ).

  12. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

  13. Федеральный закон от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной бехзопасности»

  14. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

  15. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 г. № 625 «О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности».

  16. Постановление Госкомстата России от 7 июня 2002 года № 134 «Об утверждении статистического инструментария для организации МЧС России статистического наблюдения за пожарами и последствиями от них».

  17. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. № 820 «О государственном пожарном надзоре» (утверждено Положение о государственном пожарном надзоре).

  18. Постановление Правительства Российской Федерации от 11февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

  19. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 2002 г. № 595 «О лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов».

  20. Приказ МЧС России от 1 октября 2004 г. № 458 «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

  21. Приказ МЧС России от 10 июля 2001 г. № 309 «Об утверждении Положения о Государственной экспертизе проектов МЧС России».

  22. Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (утверждено Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чре звычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий).

  23. Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в уголовном, гражданском, арбитражном процессе.-М., Право и закон, 2004.

Дисциплина 4. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГПС МЧС РОССИИ
Пояснительная записка
Нормальное функционирование любой социальной системы невозможно без регулирования правовых вопросов ее деятельности. Основы законодательного регулирования деятельности ГПС МЧС России изучаются слушателями на дисциплине «Правовое регулирование деятельности ГПС МЧС России».

Теоретические знания закрепляются при проведении семинарских и практических занятий, которые проводятся параллельно с изучением теории.

Цель:

– получение слушателями знаний и навыков правового характера, необходимых для осуществления профессиональной деятельности, получение ими знаний по ос­новам Российского права, организационно-правовым аспектам деятельности ГПС МЧС России.

ЗАДАЧИ:

Изучение основ Российской правовой системы и законодательства;

Получение основ законодательства в области пожарной безопасности;

Формирование основ организации и функционирования судебных и иных правопри­менительных и правоохранительных органов;

Обучение основам организации и функционирования МЧС Росси и правовым нормам в сфере про­фессиональной деятельности.


  • воспитание уважительного отношения к закону.
ЗНАТЬ:

  • основы Российской правовой системы и законодательства;

  • основы законодательства в сфере пожарной безопасности;

  • основы организации и функционирования судебных и иных правопри­менительных и правоохранительных органов;

  • правовые нормы в сфере про­фессиональной деятельности;

  • основы административно-процессуальной деятельности ГПС МЧС России;

  • основы уголовно-процессуальной деятельности ГПС МЧС России;
УМЕТЬ:

  • применять правовые нормы при осуществлении административно-правовой и уголовно-процессуальной деятельности;

  • составлять процессуальные документы, необходимые при административном расследовании пожаров;

  • использовать полученные знания в правоприменительной деятельности.
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

Об организации и основных направлениях деятельности других органов государственного контроля (надзора) в Российской Федерации;

Об организации и функционировании Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

О государственной экспертизе, контроле (надзоре) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения безопасности людей на водных объектах.

Программа рассчитана на 24 часа, из которых лекции составляют 12 часов. Для закрепления и контроля теоретических знаний и получения практических навыков предусматривается проведение практических и семинарских занятий в количестве 8 часов.

Изучение курса завершается зачетом.
содержание ДИСЦИПЛИНЫ.
Тема 4.1.Система законодательства в области пожарной безопасности.

Понятие законодательства в области пожарной безопасности. Основные положения Закона «О пожарной безопасности». Организационная структура ГПС МЧС России. Виды пожарной охраны. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Права и обязанности предприятий в области пожарной безопасности. Правовые и социальные гарантии сотрудников ГПС МЧС России. Виды юридической ответственности за нарушение норм и требований пожарной безопасности.

Основная

Ответственность за нарушение

Действия в случае пожара

1. Каждый работник, гражданин обнаруживший пожар или заго­рание (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.), обязан:

а) немедленно сообщить об этом в пожарную службу;

б) приступить к тушению очага пожара имеющимися средства­
ми пожаротушения (огнетушитель, пожарный кран и т.п.);

в) принять меры по вызову администрации к месту пожара.

2. Представитель администрации или другое должностное лицо, прибывшие к месту пожара, обязаны:

а) проверить, вызвана ли пожарная служба;

б) поставить в известность о пожаре нанимателя;

в) выделить для встречи пожарных подразделений лицо, хорошо
знающее расположение подъездных путей и водоисточников;

г) удалить из помещения или опасной зоны людей, не занятых в
ликвидации пожара;

д) в случае угрозы для жизни людей организовать их спасение;

е) при необходимости вызвать другие аварийные службы (ме­-
дицинскую, энергосети, горгаз и др.):

ж) прекратить все работы, не связанные с мероприятиями до
ликвидации пожара;

з) организовать отключение электроэнергии, остановку транспор-­
тирующих устройств, агрегатов, аппаратов, перекрытие газовых ком­
муникаций, остановку систем вентиляции, приведение в действие сис­-
темы дымоудаления и т.д.;

и) обеспечить мероприятия по защите людей, принимающих уча­стие в тушении пожара, от возможного обрушения конструкций, по­ражений электрическим током, отравлений, ожогов.

3. Представитель администрации, руководивший тушением пожара, по прибытии на пожар подразделений пожарной службы обязан сообщить старшему пожарной службы все сведения об очаге пожара, мерах, предпринятых по его ликвидации, о наличии в здани ях и помещениях пожаро- и взрывоопасных материалов, баллонов с га­зом, а также о наличии людей, нуждающихся в помощи, занятых в ликвидации очагов горения.

4. Представитель строительной организации при включении его в состав штаба пожаротушения обязан:

а) консультировать руководителя тушения пожара по специфи-­
ческим особенностям горящего объекта, а также информировать его о
наличии и местонахождении взрывоопасных и токсичных веществ,
баллонов с газом и электроустановок;

б) обеспечить штаб рабочей силой и инженерно-техническим
персоналом для выполнения работ, связанных с тушением пожара и
эвакуацией имущества.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопас­ности на предприятиях несут персонально их руководители, по от­раслям - руководители республиканских органов государственного управления, а по городам и другим населенным пунктам - местные исполнительные и распорядительные органы.


В жилых помещениях государственного, общественного фонда, фонда жилищно-строительных кооперативов ответственность за наруше­ние требований пожарной безопасности возлагается на квартиросъемщи­ков, а в жилых квартирах, домах, дачах и иных строениях, принадлежа­щих гражданам на правах частной собственности, - на их собственников.

Лица, нарушающие или не выполняющие Закон РБ «О пожарной безопасности», стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, а также лица, виновные в возникновении пожаров, несут дисципли­нарную, материальную, административную и уголовную ответствен­ность в соответствии с законодательством РБ.

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении взыскания в виде замечания, выговора, строгого выговора и даже увольнения (ст. 198-204 ТК).

Для работников транспорта, таможенной службы и других ка­тегорий с особыми условиями труда дисциплинарная ответственность устанавливается Правительством РБ (ст. 204 ТК).

Работник может быть привлечен к материальной ответствен­ности, если по его вине предприятие понесло материальный ущерб (ст. 400 ТК, Положение по осуществлению Госпожнадзора и постанов­ление МЧС от 25.06.03 г. №26).

Административная ответственность проявляется мерами административного принуждения и пресечения (ст. 170 Кодекса РБ об административных правонарушениях (КоАП)).

К мерам административного принуждения относятся: преду­преждение или наложение штрафа на должностных лиц, работников и граждан за нарушение правил пожарной безопасности или невы­полнение предписаний и постановлений.

К мерам административного пресечения относятся: приоста­новка работы предприятия, ремонта объектов; запрет эксплуатации зданий, машин, приборов и других устройств, функционирующих с нарушениями требований пожарной безопасности; запрет на выпуск, реализацию и использование продукции, не соответствующей проти­вопожарным требованиям.

Право применения данных мер предоставлено работникам ор­ганов Государственного пожарного надзора (ст. 204 КоАП). Сумма штрафных санкций, а также компетенция по применению мер адми­нистративного пресечения зависят от статуса работника органов Го­сударственного пожарного надзора .

Административные взыскания от имени органов Государствен­ного пожарного надзора могут налагать:

Главный государственный инспектор РБ по пожарному надзору
и его заместители. Применяемые санкции: для граждан - предупре-­
ждение или штраф в размере до 7 базовых величин и для должностных
лиц - предупреждение или штраф в размере до 30 базовых величин;

Старшие государственные инспекторы РБ по пожарному над-­
зору, главные государственные инспекторы областей и г. Минска по
пожарному надзору и их заместители. Применяемые санкции: для
граждан - предупреждение или штраф в размере до 5 базовых вели­
чин и на должностных лиц- предупреждение или штраф в размере
до 20 базовых величин;

Старшие государственные инспекторы областей и г. Минска по
пожарному надзору. Применяемые санкции: для граждан - предупре-­
ждение или штраф в размере до 3 базовых величин и на должностных
лиц - предупреждение или штраф в размере до 15 базовых величин;

Главные государственные инспекторы городов и районов по
пожарному надзору. Применяемые санкции для граждан - преду-­
преждение или штраф в размере до 2 базовых величин и на должно­
стных лиц - предупреждение или штраф б размере до 10 базовых
величин;

Государственные инспекторы городов (районов) по пожарно­-
му надзору. Применяемые санкции: для граждан - предупреждение
или штраф в размере до 1 базовой величины и на должностных лиц -
предупреждение или штраф в размере до 5 базовых величин.

Кроме административных мер воздействия, предусмотрена так­же и уголовная ответственность, определенная в соответствующих статьях УК РБ .

Ст. 304 УК регламентирует следующее:

1. Нарушение правил пожарной безопасности лицом, ответст­-
венным за их выполнение, повлекшее возникновение пожара, совер-­
шенное в течение года после наложения административного взыска­
ния за нарушение правил пожарной безопасности,

- наказывается штрафом, или исправительными работами
на срок до одного года, или арестом на срок до трех месяцев с лише­-
нием права занимать определенные должности или заниматься оп­
ределенной деятельностью или без лишения.

2. Нарушение правил пожарной безопасности лицом, ответст­-
венным за их выполнение, повлекшее по неосторожности возникно-­
вение пожара, причинившего тяжкое или менее тяжкое телесное по­
вреждение либо ущерб в крупном размере,

- наказывается исправительными работами на срок до двух
боды на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок с
лишением права занимать определенные должности или занимать­
ся определенной деятельностью или без лишения.

3. Деяние, предусмотренное частью второй настоящей статьи,
повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение
тяжкого телесного повреждения двум или более лицам,

- наказывается лишением свободы на срок до семи лет с ли­-
шением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью или без лишения.

Умышленное уничтожение либо повреждение имущества, со­вершенные общеопасным способом, коим является поджог, либо по­влекшие причинение ущерба в крупном размере (сумма в двести пятьдесят и более раз превышает базовую величину, установленную на день совершения преступления),

- наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет
или лишением свободы на срок от трех до десяти лет (ст. 218 УК).

Уничтожение либо повреждение имущества по неосторожности, повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере (сумма в ты­сячу и более раз превышает базовую величину, установленную на день совершения преступления),

- наказываются исправительными работами на срок до двух
лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением сво­-
боды на срок до двухлет (ст. 219 УК).

Уничтожение либо повреждение леса в результате неосторожного обращения с огнем, несоблюдения правил производства взрывных ра­бот, нарушения правил эксплуатации других источников повышен­ной опасности, нарушения порядка заготовки и вывозки древесины, повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере (в данном случае ущерб, в двести пятьдесят и более раз превышающий базовую

величину, установленную на день совершения преступления),

- наказываются штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельно­стью или без лишения (ст. 276 УК).