Место земельного права в системе социальных наук

Обсуждение предмета и метода земельного права, равно как и дискуссия о самостоятельности земельного права как отрасли российского права ведется уже несколько десятилетий. В отличие от трудового или семейного права, вопрос о самостоя­тельности которых ставился еще до октябрьской революции 1917 г., аналогичный вопрос относительно земельного права впервые возник лишь в связи с отменой частной собственности на землю. Гражданским кодексом 1922 г. земля была изъята из гражданского оборота, объявлена исключительной собственностью государства (ст. 21 и 53) и перестала оцениваться на деньги. Вследствие этого земель­ные отношения утратили товарно-денежный характер, в них стал преобла­дать элемент управления, свойственный административному праву. Колоссальная экономическая ценность земли и значение в связи с этим земельных отношений обусловили образование отдельного пра­вового регулирования, выразившегося сначала в создании Земельного кодекса 1922 г., а затем Основ земельного законодательства, по­служивших базой образования самостоятельной отрасли земельного права.

В период существования советской юридической науки вопрос о самостоятельности земельных отношений и земельного права не вызывал особых дискуссий. В трудах советских ученых подчеркивалось, что земельное право является самостоятельной отраслью права, «отпочковавшейся» от гражданского и административного права (реже как являющейся подотраслью природоресурсового права). При этом все отрасли права признавались элементами аналогичного порядка, занимающими один и тот же уровень в системе права. Следовательно, как писал В.Д. Сорокин, «нет никаких оснований для утверждения приоритета одной отрасли перед другой, скажем земельного права перед финансовым, административного перед трудовым и т.д. Поэтому каждая отрасль в качестве элемента одного и того же порядка в системе права обладает равным положением и не может рассматриваться как отрасль первого или второго ранга. Единственное исключение в силу особенностей своего предмета составляет конституционное (государственное) право…».

Такой подход во многом был обусловлен тем, что еще в 1938 г. в докладе об основных задачах науки советского социалистического права А.Я. Вышинский (который занимал тогда пост Генерального прокурора страны и одновременно считался главным ученым-юристом) в директивном порядке определил отрасли советского права: государственное, административное, гражданское, трудовое, земельное, колхозное, уголовное, процессуальное и международное. Список был исчерпывающим, и названные им отрасли составили альфу и омегу системы социалистического права.

Дискуссии советского периода затрагивали, по большей части, достаточно локальные вопросы предмета земельного права, уточняя круг общественных отношений, регулируемых его нормами. В частности, предлагалось различать предмет земельного права в узком и широком смысле. Представители узкого подхода доказывали самостоятельность лесных, водных и горных отношений, говоря о формировании новых самостоятельных отраслей советского права – горного, водного и лесного.

Сторонники широкого понимания земельного права (В.К. Григорьев, Л.И. Дембо) предлагали включать в его предмет не только собственно земельные отношения, но и отношения по поводу использования недр, лесов и вод. Характерно, что широкий подход к предмету земельного права до сих пор еще встречается в научной и учебной литературе.

Не менее интересными были дискуссии о рассмотрении земельных отношений как части хозяйственных (И.В. Павлов). Данная позиция получила в целом отрицательную оценку, ибо предполагала смешение предмета земельного и сельскохозяйственного права, однако объектом земельных отношений является «только земля как объект исключительной государственной собственности, а не хозяйство, основные орудия и средства производства».

На современном этапе развития земельно-правовой науки единого подхода к пониманию земельного права и его предмета также не сложилось. Существует несколько концептуальных подходов к данному вопросу.

1) По мнению С.А. Боголюбова, В.В. Никишина, В.В. Устюковой и др., «земельное и иные отрасли природоресурсного права стали подотраслями экологического права, его составной частью».

2) По мнению В.В. Петрова, Ю.Г. Жарикова, А.С. Пиголкина, природоресурсное право подразделяется на отдельные самостоятельные подотрасли, такие как земельное право, водное право, лесное право, горное право, воздушное право (защита воздушной массы), охрана дикого животного мира и дикого растительного мира. К подотраслям природоресурсного права должна относиться еще одна подорасль – природоохранное (экологическое) право.

3) По мнению О.И. Крассова, Р.К. Гусева, земельное право как самостоятельная отрасль права – это система правовых норм, регулирующих земельные общественные отношения в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, а также защиты земельных прав и предусмотренных законом земельных интересов граждан и юридических лиц.

4) По мнению Л.А. Грось, В.А. Дозорцева, земельные отношения распались на регулируемые гражданским и административным правом и нет оснований для признания земельного права самостоятельной отраслью права, так как земля попала в сферу действия гражданского права, являясь объектом экономического оборота.

Исходя из разных подходов к пониманию места земельного права в системе права, существует и ряд точек зрения по поводу предмета земельного права. В самых общих чертах, можно условно выделить «широкий» и «узкий» подход к определению общественных отношений, регулируемых нормами земельного права. Сторонники «широкого» подхода идут по пути пообъектного выделения и перечисления общественных отношений, урегулированных нормами земельного права. В результате одни авторы выделяют четыре таких сферы (Е.В. Сырых), другие шесть (Р.К. Гусев) и т.д.

Сторонники «узкого подхода» не детализируют в определении предмета земельного права все сферы общественных отношений, регулируемых его нормами. Например, Е.С. Болтанова понимает под предметом земельного права «совокупность имущественных и неимущественных общественных отношений, возникающих в области государственного управления, использования и охраны земель, урегулированных нормами земельного права».

Действительно, не все земельные отношения являются имущественными, однако обозначение земельных отношений, не носящих имущественного характера (например, по ведению мониторинга земель) в качестве неимущественных терминологически не совсем удачно, ибо под последними традиционно понимаются личные неимущественные отношения, тесно связанные с имущественными - отношения в области интеллектуальной собственности (патентного и авторского права), а также отношения по поводу таких нематериальных благ, как жизнь и здоровье, честь и доброе имя, неприкосновенность частной жизни, деловая репутация и некоторые другие (ст. 150 ГК РФ).

На наш взгляд, говорить о наличии самостоятельной отрасли права можно в случае, если существует определенная сфера общественной жизни, достаточно обширная, обладающая ярко выраженной качественной спецификой и социальной значимостью, причем в данной сфере действует достаточно большое число правовых норм, в основном не вписывающихся ни в одну из традиционных отраслей права, но составляющих единую систему со своей внутренней структурой, с особым сочетанием методов правового регулирования, собственными источниками, принципами и правовым режимом.

Сфера жизнедеятельности, регулируемая нормами земельного права, обладает своей качественной спецификой по следующим причинам. Конституция России провозглашает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст.9).

Земля является важнейшим, «стержневым» компонентом окружающей среды, от состояния которой прямо зависит и состояние других природных объектов. Эта особенность земли как природного объекта заключается в ее невосполнимости по сравнению с другими природными ресурсами: уничтоженные леса могут быть восполнены; сокращение запасов пресной воды приведет к техническому решению проблемы опреснения вод мирового океана; ресурсы недр исчерпаемы, но есть альтернативные источники энергии и т.д.

Значение земли как природного объекта проявляется и в том, что все иные природные объекты с ней теснейшим образом связаны (леса произрастают на землях лесного фонда; водные объекты протекают по землям водного фонда). И если любые объекты недвижимости (здания, строения, сооружения) по большому счету могут быть демонтированы и восстановлены на новом месте, то земельные ресурсы не переносимы и невозобновимы.

Поэтому, как отмечалось в научной литературе, «основной особенностью земли как объекта земельных отношений является ее неотделимость от природы, то, что земля - объективная экономическая категория и как объект земельных отношений существует без всякого содействия со стороны человека, будучи всеобщим предметом труда и основным (главным) средством производства в сельском хозяйстве». Учитывая данные свойства и особенности земли, законодатель определяет (ст.3 Закона об охране окружающей среды), что одним из основных экологических принципов является научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды, что имеет самое непосредственное отношение и к земле как части природы.

Решение данной задачи достигается, в том числе, и особым отраслевым сочетанием методов правового регулирования земельных отношений (притом, что метод имеет здесь не основное, а вспомогательное значение), которые представляет собой совокупность приемов, способов воздействия правовых норм и правил на конкретные общественные отношения. В научной литературе уже поднимался вопрос об особых (специфических) методах регулирования земельных отношений.

В теории права выделяют два основных метода правового регулирования – императивный и диспозитивный. Часто их связывают с двумя блоками правовых норм и правовых отраслей или двумя правовыми режимами – публичным (административное право, процессуальные отрасли и некоторые другие) и частным (гражданское право и некоторые другие).

Императивный метод регулирования земельных отношений применяется к отношениям, которые складываются в сфере государственного управления землей (ведение государственного земельного кадастра, мониторинга, земельного контроля и т.д.), при обнаружении земельных правонарушений, при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд, при установлении ограничений по использованию земель и т.д.

Диспозитивный метод регулирования земельных отношений основан на признании возможности инициативы и самостоятельности в выборе той или иной модели поведения участниками земельных отношений, а также на рав­ноправии сторон. Он применяется, например, при осуществлении сделок с землей, а также при выборе правообладателем земельного участка варианта его разрешенного использования.

Взаимодействие данных методов прямо вытекает из главного принципа земельного законодательства, суть которого заключается в том, что регулирование отношений по использованию и охране земель осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, природном ресурсе и недвижимом имуществе. Именно это триединство понимания земли предопределяет сложную нормативную регламентацию отношений по ее использованию и охране императивными и диспозитивными методами. Такая специфика не может быть отражена только нормами гражданского или административного права, нацеленными на решение несколько иных задач. Для этого действует внутренне сбалансированная система земельных законодательных актов Российской Федерации и ее субъектов. При этом земельное законодательство, выделенное в отдельную отрасль Конституцией России как предмет совместного ведения (ст.72), находится в динамической взаимосвязи с иными отраслями законодательства.

Важнейшее значение имеет закрепление в Конституции России, акте прямого действия и высшей юридической силы, норм, регулирующих земельные отношения. Наряду с уже упоминавшимися ст.ст.9 и 72, большое практическое значение представляет ст.36 Конституции, согласно которой граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю; владение, пользование и распоряжение землей осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Кроме конституционного, существует весьма тесная связь и взаимовлияние земельного и гражданского, градостроительного, административного законодательства, а также земельного, экологического и природоресурсовых отраслей законодательства (водного, лесного, горного).

Основное сходство земельного и иных природоресурсовых отраслей права (водного, горного, лесного), за которыми мы признаем самостоятельное значение, состоит в том, что они находятся на «одной горизонтали», то есть регулируют однородные общественные отношения по рациональному использованию соответствующего природного ресурса, что обусловливает единство целей, задач и принципов. При этом все они тесно взаимосвязаны с экологическим правом, нормы которого регулируют отношения по охране каждого природного объекта. Соблюдение экологических требований и норм в ходе природопользования (водо-, недро-, лесо-, землепользования) и позволяет говорить о выполнении хозяйствующим субъектом экологических правил, а, следовательно, о рациональном использовании природного ресурса.

Указанное сходство и обусловило появление п.2 ст.3 ЗК РФ, согласно которому к земельным отношениям законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, об охране окружающей среды, об особо охраняемых природных территориях и объектах, иные специальные федеральные законы применяются в случае, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

В числе отличий можно выделить порядок предоставления лесов, вод или недр в пользование хозяйствующему субъекту на основании лицензий (для землепользования лицензии не требуется), отношения собственности на природные ресурсы (например, недра находятся исключительно в государственной собственности, а на земельные участки реально существует многообразие форм собственности), специфику охраны от негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности (например, меры по охране лесов от пожаров совсем не актуальны для охраны земель и наоборот). При этом если законодатель допускает изъятие лесных, водных или ресурсов недр в порядке общего или специального природопользования, то изъятие плодородного слоя почвы запрещено и влечет меры юридической ответственности.

Нахождение земли в трех измерениях обусловливает и особенности взаимодействия земельного и гражданского права. Регулируя имущественные отношения, включая и недвижимость, гражданское законодательство не в состоянии отразить и учесть специфику земельных участков как разновидности природных объектов. Поэтому гражданское право определяет лишь внешнюю сторону бытия земельных участков как объектов недвижимого имущества, формулируя общие требования к порядку заключения сделок с недвижимостью, форме договора, действительности сделок, обязательности государственной регистрации и т.д.

Соответствующую специфику отражают нормы земельного права, как в части оборотоспособности земельных участков различного целевого назначения, так и в части приобретения земельных участков в собственность или на ином праве. Динамика взаимодействия норм ГК РФ и ЗК РФ видна на примере ст.2 ЗК РФ, согласно которой нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать ЗК РФ. Данная норма имеет огромное практическое значение, главным образом, в части коллизий норм ЗК РФ и ГК РФ. Например, гражданин, которому земельный участок принадлежит на праве пожизненного наследуемого владения, желает передать его другим лицам в аренду либо безвозмездное срочное пользование (п.1 ст. 267 ГК РФ). Однако п.2 ст. 21 ЗК РФ данные действия запрещает.

При этом согласно п.1 ст. 2 ЗК РФ, нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать ЗК РФ, а согласно п.2 ст. 3 ГК РФ, нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ. В результате правоприменитель поставлен в ситуацию, когда ему необходимо четко определить, какие же именно отношения в данном случае возникают (гражданские или земельные) для применения конкретной нормы (учитывая при этом, что земля - это не только природный объект, но и разновидность недвижимого имущества, а гражданское законодательство регулирует имущественные отношения), что не всегда просто.

Рассматривая проблему взаимодействия земельного и гражданского права не следует, однако, преувеличивать специфичность и самостоятельность земельных отношений. Например, Б.В. Ерофеев предлагал называть сделки с земельными участками «земельно-правовыми». Такая позиция получила ряд обоснованных критических отзывов в научной литературе. Так, Н.А. Сыродоев писал, что «следуя такой логике, сделки с участками недр надо называть недро-правовыми, участком леса – лесо-правовыми и т.д. Однако попытка замкнуться в рамках одной отрасли, отказаться от общих понятий и терминов может привести к абсурду. Ведь есть общеправовые, как бы сквозные понятия, хотя они и исследуются преимущественно в рамках одной отрасли права». К числу таковых принадлежит как понятие «сделка», так и ее разновидность «договор».

Проблема взаимодействия земельного и градостроительного законодательства наиболее ярко стала прослеживаться после вступления в силу нового ГрадК РФ. С этого момента развитие отношений по использованию и охране земель и иных природных ресурсов во многом определяется документами территориального планирования, в которых должна отражаться экологическая, социально-экономическая и иная перспектива развития территории (а не отдельной категории земель), включающей земельные участки и иные природные ресурсы в масштабах Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования.

Вопросы предоставления и изъятия земель, равно как и многие другие, будут непосредственно предусматриваться при формировании каждого последующего уровня территориального планирования (от федерального к муниципальному), а затем и градостроительного зонирования. Таким образом, в части определения «условий и порядка пользования» земельными участками всех категорий (главным образом категории земель поселений) надлежит руководствоваться градостроительным законодательством, а в части «владения и распоряжения» - земельным и гражданским законодательством. Другими словами, градостроительное законодательство определяет посредством территориального планирования и градостроительного зонирования перечень территориальных зон муниципального образования, для которых градостроительными регламентами определено как можно использовать земельный участок, из каких имеющихся параметров и видов использования собственник (землепользователь, арендатор) может выбрать устраивающий его вариант.

Взаимодействие земельного и административного права проявляется в вопросах регулирования отношений по управлению земельным фондом. Нормы административного права применимы к отношениям по государственному управлению земельными ресурсами, привлечению виновных в совершении земельных правонарушений к административной ответственности. При этом в ходе государственного управления земельным фондом государственные органы осуществляют ряд специфических функций, характерных только для этого вида государственного управления (ведение государственного земельного кадастра, проведение мониторинга земель и т.д.).

Подводя итоги, сформулируем определение земельного права.

Земельное право – самостоятельная отрасль российского права, нормы которой регулируют качественно однородные и обладающие социальной значимостью общественные отношения в сфере использования и охраны земли как природного объекта, природного ресурса и объекта недвижимости в целях обеспечения устойчивого развития России и оптимального сочетания интересов общества, граждан и правообладателей земельных участков.

Отсюда следует, что нормы земельного права регулируют две большие группы общественных отношений: по использованию земель, включающие предоставление земель на различных правовых титулах и изъятие земельных участков; ответственности за земельные правонарушения; особенности правовых режимов отдельных категорий земель и т.д. и по охране земель, включающие специальные экологические требования ко всем правообладателям земельных участков, соблюдение и исполнение которых позволяет обеспечить рациональное использование земель.

Принципы земельного права

Принципы права – это его основные начала, руководящие идеи и положения, определяющие общую направленность и конкретное содержание правового регулирования в данной сфере. Принципы права распространяют свое действие на более обширную область общественной жизни, нежели правовые нормы. Как правило, один принцип находит свое отражение и воплощение в целом ряде отдельных норм.

В сочетании со сферой жизнедеятельности, методами, источниками и правовыми режимами, принципы, свойственные той или иной отрасли права, создают особый режим правового регулирования, который является наиболее комплексной характеристикой данной отрасли. Принципы отрасли права самым отчетливым образом выражают ее специфику: вполне достаточно ознакомиться с этими принципами, чтобы, не зная ничего другого о данной отрасли, составить себе адекватное представление об ее системе, социальном назначении, целях и задачах, средствах их решения.

По выражению Г.А. Волкова, «принципы земельного права как элемент основных начал правового регулирования земельных отношений могут формироваться из смысла и содержания правовых норм, политических норм, на основании судебных решений, а также как достижения науки, выраженные в правовой доктрине. Однако принципы земельного права, закрепленные непосредственно в правовых нормах закона, становятся нормами-принципами».

Принципы права служат ориентиром правотворческой и правоприменительной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Соблюдение принципов земельного права обеспечивает нормальное и единообразное развитие и функционирование всей российской правовой системы в целом. Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ в своих постановлениях часто напоминают о необходимости использования принципов права, поскольку последние могут являться источником права при обнаружении в нем пробелов.

Как отмечалось в научной литературе, по большому счету, принципы права выполняют две основные функции: 1) служат основой для конструирования иных правовых положений, активно определяют их содержание; 2) препятствуют проникновению в законодательство таких положений, которые не соответствуют принципам, имеют иные, чем официально проводимые принципы права, основы.

Принципы права подразделяются на группы в зависимости от того, распространяются ли они на всю систему права (общеправовые принципы), несколько отраслей (межотраслевые), на одну отрасль права (отраслевые принципы), на один правовой институт (внутриотраслевые принципы). В зависимости от источников права, закрепляющих эти принципы, различают конституционные принципы и принципы, установленные в федеральных законах.

Большинство принципов земельного права носит межотраслевой характер, то есть выступает в качестве базовых исходных начал в развитии двух и более отраслей российского права. Так, в числе таковых можно отметить принцип платности использования природных ресурсов, который прослеживается не только в земельном, но и водном, лесном и ином природоресурсовом законодательстве, а также в законодательстве о налогах и сборах.

Не менее важным межотраслевым принципом, вытекающим из гражданского и земельного законодательства, является публичность проведения торгов; из градостроительного, экологического и земельного законодательства вытекает принцип гласности принятия решений о намечаемой хозяйственной деятельности и предоставлении земельного участка для нее и т.д.

Отмеченный межотраслевой характер принципов земельного права позволяет сделать вывод о том, что во многих случаях это межотраслевое соединение происходит на стыке земельного и экологического законодательства. Это объясняется тем, что земля является не только природным ресурсом и объектом хозяйственной деятельности, но и природным объектом, составной частью окружающей среды, нуждающимся в мерах по охране от антропогенного воздействия.

Первый принцип земельного законодательства, провозглашающий учет земли как основы жизни и деятельности человека является прямым продолжением конституционного принципа, сформулированного в ст. 9 Конституции России, согласно которому «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». При этом характерно, что сформулированный в ст.1 ЗК РФ межотраслевой принцип воспринимает «землю» в трех качествах:

Как природный ресурс - компонент природной среды, который может быть использован при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и пространственно-территориального базиса для размещения различных объектов;

Как природный объект – часть естественной экологической системы, сохраняющий свои природные свойства. Признание за участком таких качеств и позволяет создавать особо охраняемые природные территории;

Как недвижимое имущество , то есть объект гражданских прав, который может принадлежать субъектам на различных вещных и обязательственных правах и находиться в гражданском обороте.

Конкретные варианты хозяйственного использования земельного участка, особенности его охраны и возможность нахождения в гражданском обороте, то есть сочетание всех трех его характеристик прямо зависит от нахождения земельного участка в составе одной из семи существующих категорий земель единого земельного фонда России. Как отмечал А.К. Голиченков, «воспринятое в ЗК РФ многозначное понимание земли находится в русле формирующегося в законодательных актах новейшего природоресурсного законодательства представлений о том, что земля, недра, воды, леса, животный мир являются объектами общественных отношений особого рода, отличными от других объектов материального мира, по поводу которых возникают общественные отношения, регулируемые правом».

Баланс между двумя формами бытия земельного участка – использованием и охраной – определяет второй принцип земельного права, закрепляя приоритет охраны земельного участка перед его использованием. Данный принцип прямо вытекает из ч. 2 ст. 36 Конституции России, согласно которой владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Данный принцип детализируется в главе II «Охрана земель», а также во многих других статьях ЗК РФ. Включение его в ст.1 ЗК РФ обусловлено особой значимостью земель для жизнедеятельности человека, невосполнимостью данного природного объекта. Именно поэтому ЗК РФ выделяет специальную категорию земель с особым правовым режимом – земли особо охраняемых территорий и объектов, а также возлагает на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, соответствующие обязанности по охране земель, ограничивающие их права на земельный участок (ст. 42 ЗК РФ). За нарушение вытекающих из данного принципа правовых норм может наступать юридическая ответственность (например, уголовная ответственность за порчу земель - ст. 254 УК РФ).

В соответствии с третьим принципом земельного права, устанавливается приоритет охраны жизни и здоровья человека, а для обеспечения данного блага предусмотрены соответствующие требования к видам деятельности и решениям, в не зависимости от размера финансовых затрат. Данный принцип корреспондирует положениям Конституции России (ст. 41-42), а также принципам охраны окружающей среды, сформулированных в ст. 3 Закона об охране окружающей среды. Речь идет, во-первых, о принципе «соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду», и, во-вторых, о принципе «обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека». Достижение сформулированной данным принципом ЗК РФ задачи осуществляется посредством проведения природоохранных мер и возложения обязанностей на органы власти, граждан и юридических лиц, предусмотренных главами II, V, VI ЗК РФ, главами III, V, VII Закона об охране окружающей среды, а также иными нормативно-правовыми актами.

Наиболее важным представляется упоминание о второстепенности понесенных расходов, позволяющих предотвратить негативное воздействие на здоровье человека. Однако данное положение представляется необходимым понимать в контексте принципа «научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды», указанного ст. 3 Закона об охране окружающей среды. Иное понимание данного положения будет означать игнорирование объективных экономических реалий с позиций правового идеализма.

Принцип четвертый, регулирующий участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, подробно детализируется как в самом ЗК РФ (ст. 23, 31, 34 и т.д.), так и в актах экологического и градостроительного законодательства. При этом ЗК РФ весьма узко трактует возможность участия в решении земельных вопросов объединений граждан, упоминая лишь общественные и религиозные организации (объединения). Закон об охране окружающей среды занимает в данном вопросе более демократическую позицию, говоря об «общественных и иных некоммерческих объединениях», ибо в состав последних кроме общественных и религиозных организаций входят и иные разновидности некоммерческих юридических лиц. Так как вопросы охраны земель и вопросы охраны окружающей среды соотносятся как часть и целое, данный принцип земельного права следует толковать расширительно.

Экологическое законодательство предусматривает для некоммерческих экологических объединений ряд возможностей для участия в принятии решений, в том числе, касающихся вопросов охраны земель. В их числе организация и проведение в установленном порядке слушаний по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан; организация и проведение общественной экологической экспертизы ; подача в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также в суд обращений об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду; предъявление в суд исков о возмещении вреда окружающей среде; организация собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, сбора подписей под петициями, внесение предложений о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды и т.д.

Не менее широкие возможности граждан и их объединений в решении вопросов в сфере использования земель, представлены в градостроительном законодательстве (ст.28 ГрадК РФ).

Пятый принцип земельного законодательства устанавливает единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Уяснить смысл данного принципа лучше всего через рассмотрение категории «главная вещь и принадлежность». Согласно ст. 135 ГК РФ, вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное. Таким образом, из данной нормы следует вывод о том, что главная вещь может быть использована по своему назначению без принадлежности, но принадлежность должна служить главной вещи и в отрыве от нее использоваться не может. Поэтому принадлежность и следует судьбе главной вещи.

Земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимости также могут быть рассмотрены в качестве главной вещи и принадлежности. Однако, в отличие от ст. 135 ГК РФ, предусматривающей диспозитивную норму о возможности предусмотреть договором «иное», ЗК РФ предусматривает «иную» возможность установления соотношения судьбы земельного участка и объектов недвижимости на нем только федеральным законом.

Данный принцип является новеллой земельного законодательства. До вступления в силу ЗК РФ законодатель занимал другую позицию в отношении юридической судьбы земельного участка и объекта недвижимости на нем, предусматривая возможность купли-продажи земельного участка без недвижимости (ст. 553 ГК РФ) и недвижимости без земельного участка (ст. 552 ГК РФ). Столь же непоследователен был и ЗК РСФСР 1991 г. (ст. 37), предусматривавший возможность перехода права собственности на недвижимость без земельного участка. В таких случаях устанавливалось, что новому собственнику недвижимости автоматически переходит право пользования земельным участком и выдается соответствующий документ о правах на землю. Следовательно, по старому ЗК земельный участок (принадлежность) следовал судьбе главной вещи (недвижимости).

От подобного подхода к пониманию главной вещи и принадлежности законодатель отказался в ЗК РФ (что можно только приветствовать), поскольку земельный участок, являясь объектом недвижимости, одновременно является и объектом окружающей среды, ее неотъемлемой составной частью, и эта последняя характеристика является главной. Именно поэтому юридическая судьба недвижимости на участке зависит от принадлежности земельного участка к той или иной категории земель и вытекающего отсюда правового режима земельного участка. Изменение целей использования земельного участка в результате изменения находящихся на нем объектов недвижимости не допускается иначе, как в случаях и порядке, предусмотренных земельным, экологическим и иным законодательством.

Правовое единство земельного участка и находящихся на нем объектов проявляется и в том, что собственнику принадлежат находящаяся на участке древестно-кустарниковая растительность (ст. 20 ЛК РФ), обособленные водные объекты (ст. 40 ВК РФ), иные посадки и посевы (п.2 ст. 40 ЗК РФ). Наконец, земельный участок с расположенными на нем объектами недвижимости может подпадать под особый правовой режим использования, предусмотренный специальными законами.

Ключевые слова

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО / ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО / ПРЕДМЕТ ОТРАСЛИ ПРАВА / ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ЗЕМЛЯ КАК ПРИРОДНЫЙ ОБЪЕКТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы - Краснова И. О.

Похожие темы научных работ по праву, автор научной работы - Краснова И. О.

  • О соотношении норм гражданского и земельного законодательства при регулировании оборота земельных участков

    2011 / Елисеева Инга Александровна
  • Правовой режим охотничьих угодий

    2013 / Анисимов Алексей Павлович
  • Проблемы правового обеспечения публичности установления ограничений прав на земельные участки и другие объекты недвижимости на примере правового режима лечебно-оздоровительных местностей и курортов

    2019 / Романова Ольга Александровна
  • Система принципов земельного права в современных условиях

    2014 / Тютюник Аэлита Сергеевна
  • Недвижимое имущество как предмет договора лизинга

    2010 / Кабанова И. Е.
  • Судебные споры о праве собственности на доли в праве собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения («Земельные доли»)

    2012 / Грачкова Ю. Л.
  • Право застройки в современном российском гражданском праве и некоторых зарубежных правопорядках, перспективы его развития в России

    2012 / Круглова О. А.
  • Земля и земельный участок как объекты земельных правоотношений: проблемы терминологии

    2019 / Землякова Галина Леонидовна
  • Реализация принципа определенности вещных прав в контексте реформы гражданского законодательства

    2016 / Махиня Евгений Александрович

About the issue on the place of land use law in the Russian legal system

In the article the author turns to the ongoing scientific discussion about correlation of the land law with other branches of law. This discussion acquires ever growing significance today in the context of work on the amendments to the civil and land legislation. By these amendments it is intended, in fact, to reduce the area of legal regulation of the land legislation and to shift certain provisions that are now set in the land legislation into the civil law. Within the discussion the author analyses views of leading representatives of the science of land law, environmental law and civil law and suggests her own arguments about the land law as a constitutive part of the environmental law with relatively autonomous place. For this purpose the article defines the system and subject of land law, analyses the term “land” as an object of land relationships. It is stated that land as a natural object makes part of the one nature, and such understanding should have priority over treating land as a real estate. Therefore, all relationships in respect to land should be regulated on the basis of principles, methods and approaches that determine the development of environmental law and land law as its part with due consideration of successful legal constructions used in the civil legislation relating to real estate.

Текст научной работы на тему «К вопросу о месте земельного права в Российской правовой системе»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗЕМЕЛЬН ОГО ПРАВА

И.О. Краснова*

К ВОПРОСУ О МЕСТЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ

Ключевые слова: земельное право, гражданское право, экологическое право, предмет отрасли права, земельные правоотношения, земля как природный объект.

Krasnva I.O. About the issue on the place of land use law in the Russian legal system

In the article the author turns to the ongoing scientific discussion about correlation of the land law with other branches oflaw. This discussion acquires ever growing significance today in the context of work on the amendments to the civil and land legislation. By these amendments it is intended, in fact, to reduce the area of legal regulation of the land legislation and to shift certain provisions that are now set in the land legislation into the civil law. Within the discussion the author analyses views of leading representatives of the science of land law, environmental law and civil law and suggests her own arguments about the land law as a constitutive part of the environmental law with relatively autonomous place. For this purpose the article defines the system and subject of land law, analyses the term “land” as an object of land relationships. It is stated that land as a natural object makes part of the one nature, and such understanding should have priority over treating land as a real estate. Therefore, all relationships in respect to land should be regulated on the basis of principles, methods and approaches that determine the development of environmental law and land law as its part with due consideration of successful legal constructions used in the civil legislation relating to real estate.

Вопрос о месте земельного права в системе российского права остается дискуссионным. Начало ожесточенных споров приходится на 90-е годы, т.е. на период перехода к рыночным отношениям, когда земля, как собственно и другие природные объекты, перешла в сферу особого сочетания интересов, главным образом частных имущественных и публичных экологических, поставив вопрос об отнесении земельно-правовых норм к гражданскому, экологическому отраслям права либо признания этой отрасли самостоятельной. В 90-х годах сталкивалось несколько мнений по этому вопросу. Так, была распространена точка зрения, в соответствии с которой земельное право признается самостоятельной отраслью права, стоящей в одном ряду с гражданским, административным, конституционным и другими отраслями права1. Согласно другой, более поздней точке зрения земельное право не

© Краснова И.О., 2012.

* Доктор юридических наук, профессор кафедры.

рова, М., 1998. С. 8), земельное право составляет «отдельную отрасль национальной правовой системы». Авторы учебника «Земельное право» (под ред. С.А. Боголюбова. М., 1998, С. 5) также считают, что «земельное право занимает самостоятельное место в общей системе права».

является самостоятельной отраслью, а входит в систему экологического права2. В цивилистической науке высказывалось мнение, что земельное право как самостоятельная структурная единица не существует, а нормы, касающиеся земли, распределены между гражданским, административным, конституционным, экологическим, уголовным и другими отраслями права3.

В настоящее время теории 1990-х немного изменились, а некоторые теоретики поменяли свои пристрастия. Так, теория, выраженная цивилистами, сегодня звучит более мягко, хотя, по сути, остается основой цивилистического подхода к пониманию места земельного права. По мнению Е.А. Суханова, земельное право существует; но формируется по остаточному принципу, т.е. в ее систему входит лишь то, что остается после гражданского и административного отраслей права4. На таком понимании строится и Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации, в соответствии с которой отношения собственности на землю и другие природные ресурсы должны исключительно регулироваться Гражданским кодексом5. Следует при этом иметь в виду, что с отношениями собственности прямо связаны и отношения землепользования, а порой и многие иные отношения по поводу земли, разделить которые путем самостоятельного правового регулирования в отдельных нормативных правовых актах невозможно. По сути, при таком подходе говорить о земельном праве как самостоятельной структурной единице в российской системе права не приходится.

Более поздние учебники земельного права уже отказываются от идеи самостоятельности земельного права, а утверждают о наличии системной взаимосвязи земельного права с экологическим, исходя из признания земли частью природы.

Идея полной самостоятельности земельного права уже потеряла поддержку в науке.

Для того чтобы разобраться в достоинствах и недостатках различных точек зрения и сделать свой выбор, следует вернуться к таким понятиям, как «отрасль права», «предмет отрасли права», «система отрасли права».

Система российского права слагается из структурных элементов, включающих отрасли, институты и нормы права. Основным критерием, по которому при-

2 БринчукМ.М. Экологическое право: учебник. М.: Городец, 2009. С. 47.

3 В.А. Дозорцев утверждает, что поскольку «земельные отношения распались на регулируемые гражданским и земельным правом, то основания для признания земельного права самостоятельной отраслью перестали существовать, теперь земля попала в сферу действия гражданского права, являясь объектом экономического оборота» (Дозорцев В.А. Проблемы совершенствования гражданского права Российской Федерации при переходе к рыночной экономике // Государство и право, 1994. № 1. С. 26).

4 Суханов Е.А. Проблемы совершенствования кодификации российского гражданского законодательства // Сб. статей, посвященный 80-летию со дня рождения профессора В.А. До-зорцева «Актуальные вопросы российского частного права». Статут, 2008. Размещен в базе данных «КонсультантПлюс».

5 Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации». Одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.09.

нято выделять отрасль права, является наличие самостоятельного предмета правового регулирования, не совпадающего с предметом правового регулирования других отраслей.

Предметом любой отрасли права выступает обособленная группа общественных отношений, выделяемых в зависимости от наличия особого объекта общественных отношений либо по признаку особого субъектного состава, либо выделения особой сферы жизнедеятельности общества и др. Соответственно могут быть выделены гражданские (имущественные и личные неимущественные отношения), административные (отношения с участием органов государственной власти), аграрные (в сфере сельского хозяйства). Отношения в рамках каждой отрасли регулируются на основе собственных принципов, которые определяют то, каким образом следует регулировать те или иные общественные отношения. В рамках данной схемы могут быть обособлены и земельные отношения, так как здесь имеется свой самостоятельный предмет - земельные отношения как отношения по поводу земли.

/■~\ и и и и

неоднородная. Она - часть единой окружающей природной среды, выступающей в единстве и взаимосвязи со всеми другими элементами природы, часть материальной среды, стоящей вне общества. Одновременно земля объявлена недвижимым имуществом наряду со зданиями и сооружениями, воздушными и морскими судами, другими объектами материального мира, вошедшими в структуру общества. Такая правовая неоднородность земли позволяет разделить земельные отношения, по крайней мере, на две части - экологические и гражданские. Отсюда есть основания утверждать, что земельных отношений как самостоятельной группы отношений не существует, а все их многообразие можно поделить между гражданским и экологическим правом или же, еще более детально закрепить за административным правом исполнительно-распорядительную деятельность органов государственной власти по поводу земли, за финансовым правом - все денежные аспекты земельных отношений, за гражданским правом отношения, связанные с оборотом земель, а отношения по охране земель оставить экологическому праву. Соответственно все

эти группы отношений будут регулироваться на основе собственных принципов соС» и Г>

ответствующей отрасли и в соответствии с провозглашенной целью. Земля в этом случае будет разорвана между порой противоборствующими и несовместимыми интересами.

Наконец, если более внимательно подойти к определению назначения и роли земли как объекта земельных отношений, ее правовых и естественно-научных характеристик, то можно подвергнуть сомнению адекватность предыдущих позиций. Прежде всего земля - часть единого мира природы. Это явление объективно и не зависит от желаний или решений людей. Земля существует и развивается по законам природы, не подвластным человеку. Человек не создавал землю, как он создавал здания и сооружения. Она досталась ему в процессе эволюционного развития природы. Как бы землю ни называли, какие бы ни давали ей юридические определения, она не

перестает быть частью природы. Российское право не отрицает этого и Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к компонентам окружающей среды относит землю наряду с другими природными объектами - недрами, лесами, животным миром и т. д. Все компоненты природы, отдельные экосистемы, окружающая среда в целом являются объектами охраны окружающей среды. Это означает, что при реализации любых отношений по поводу земли как части окружающей среды, в том числе отношений собственности, устанавливаются экологические требования, в том числе ограничения прав собственности и пользования, исходя из экологических интересов и на основе принципов экологического права.

Одновременно земельные участки были объявлены недвижимостью6, общественные отношения по поводу которой должны подчиняться правилам, установленным в интересах защиты неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав. Позднее не земля, а лишь земельные участки были включены в состав объектов недвижимого имущества (ГК ст. 130), что, однако, не меняет существа вопроса. В любом случае земельный участок - это не что-то совершенно иное, а всего лишь индивидуально отграниченная в процессе учетной деятельности часть земли. Став недвижимой вещью по воле законодателя, земля и земельный участок как часть земли не перестала быть частью природы, в то время как, оставаясь частью природы, объектом экологических отношений, она может и не быть недвижимой вещью и тем самым уйти из сферы регулирования гражданского права. То есть стоит изменить волю законодателя и отказаться от признания земельного участка недвижимой вещью, и вопрос о месте земельного права и его соотношения с гражданским будет решен без дискуссий. Изменить же понимание земли как части природы - вне воли законодателя. Это -объективный закон природы, непонимание и игнорирование которого при регулировании земельных отношений может повлечь опасные социальные и экономические последствия. Как сегодня в век научно-технического прогресса, так и в обозримом будущем земля останется незаменимой основой жизни людей и источником природных благ. Ее полезная значимость для людей на долгие годы может быть обеспечена только при условии регулирования земельных отношений, в том числе отношений собственности, на основе принципов и целей экологического права.

Надо отметить, что российское законодательство отражает такое соотношение экологического (и земельного) и гражданского права. В частности в ст. 36 Конституции РФ закреплено, что свобода владеть, пользоваться и распоряжаться землей ограничивается интересами охраны окружающей среды, связанными с недопущением причинения экологического ущерба.

В данной статье Конституции РФ экологические интересы, включающие интересы, связанные с обеспечением рационального использования и охраны земель,

6 Указ Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 года. Утратил силу с 25 февраля 2003 года в связи с изданием Указа Президента РФ «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации».

ставятся выше, чем свобода владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками, находящимися в частной собственности. Исходя из этих рассуждений, можно сделать вывод о том, что земельные отношения являются частью экологических, а земельное право - частью экологического права. Другими составными частями - подотраслями экологического права, стоящими в одном ряду с земельным правом, являются лесное, водное, горное, атмосферное, фаунистическое право. Объектами соответствующих общественных отношений являются леса, воды, недра, атмосферный воздух, животный мир, другие компоненты природы, которые обладают равной общественной значимостью и во взаимодействии с землей образуют единый мир природы.

Следуя сложившейся терминологии, а также в соответствии с выработанной выше позицией относительно места земельного права в системе российского права, земельное право будет правильнее именовать подотраслью экологического права. Вместе с тем в научной и учебной юридической литературе в интересах удобства, лаконичности, с учетом сложившейся привычки вполне допустимо пользоваться термином «отрасль земельного права», не забывая, однако, что этот термин многозначен и может отражать по крайней мере одну из трех позиций, обсужденных выше - земельное право как подотрасль экологического права, земельное право как часть гражданского права, земельное право как самостоятельная отрасль. В контексте данного учебника нередко будет использоваться словосочетание «отрасль земельного права», в котором будет заложено убеждение в том, что земельное право не обладает самостоятельностью наравне с конституционным, административным и другими отраслями права, не входит в систему гражданского права, а является составной единицей экологического права.

Зависимое место земельного права как подотрасли экологического права не препятствует выделению земельного права в качестве самостоятельной учебной

/" и 1 V-/ ГЛ и

дисциплины либо самостоятельной сферы научных исследований. Значительный нормативный материал, земельная реформа, занявшая важное место в системе экономических и политических реформ России, существенные изменения в системе и структуре земельного права заставляют уделить особое внимание изучению громадного и сложного массива нормативных правовых и научных источников, обширной практике реализации земельного законодательства в рамках учебной и научной дисциплины «Земельное право». Изучение земельного права в полном объеме по курсу «Экологическое право» создало бы дисбаланс в распределении учебного материала, значительно удлинило бы курс, хотя как альтернатива построения курса «Экологическое право» не может быть вычеркнута. Таким образом, выделение самостоятельного учебного курса «Земельное право» и ведение научных исследований по тематике земельного права вполне оправдано сегодняшними практическими потребностями. При возникновении необходимых условий также самостоятельно может преподаваться курс лесного права, водного права, горного права и других подотраслей экологического права. Но преподавание самостоятельного учебного курса не следует соотносить с признанием независимости одноименной отрасли права.

Доцент кафедры земельного и экологического Покатова Вера Павловна

Вопросы к экзамену на сайте

УМК по земельному праву 2011 г. на сайте

Учебник по земельному праву Ансимова или Болтановой или Боголюбова (старьё)

Земельный кодекс Российской Федерации

Кружок по четвергам, 407 ауд., 15:30, Красикова Алена Анатольевна

Предмет и система земельного права

ЗП – самостоятельная отрасль, т.к. она имеет свою концепцию, состоящую из трех элементов: объект правового регулирования, цели и задачи правового регулирования, а также принципе земельного законодательства.

Земля как триединый объект и правовое регулирование земельных отношений с учетов этого триединства

В отличие от ГП в ЗП земля рассматривается как объект природы, хозяйствования и собственности. Такой подход закреплен в Конституции РФ и в принципах земельного законодательства статьи 1 ЗК РФ.

Земля как объект природы – основной элемент экологической системы, с которым связаны другие элементы – вода, недра и т.д. – и от состояния которой зависит состояние всей экосистемы. Как объект природы земля обладает рядом признаков, таких как: естественное происхождение, естественное плодородие, незаменимость, пространственная ограниченность, неуничтожаемость и т.д.

Земля находится в экологических связях с другими объектами. Как объект природы земля выполняет экологическую функцию, т.е. является основой жизни (человек не может жить без земли). Данный экологический аспект закреплен в ст.9 Конституции РФ. Он должен учитываться в законодательстве следующим образом:

1. Регулируя земельные отношения, необходимо обеспечивать не только охрану земель, но и охрану всего природного комплекса;

2. Регулируя отношения по использованию и охране земли, необходимо обеспечить рациональное использование и охрану вод, лесов, недр.

3. Учитывая, что земли РФ делятся на категории (ст.7 ЗК РФ), устанавливая правовой режим той или иной категории, необходимо учитывать особенности использования и охраны тех объектов природы, которые там находятся, а также влияние природного комплекса на земли.

Земля как объект хозяйствования (пользования) :

1. Земля как средство производства – в сельском и лесном хозяйстве;

2. Земля как пространственный базис – основа для размещения объектов.

Земля как объект собственности

Земля всегда имеет собственника. Вопрос собственности имеет первостепенное значения для построения всей системы земельных правоотношений. Решение вопроса собственности влияет на управление, на права и обязанности, на охрану земель. Как объект права собственности земля участвует в гражданском обороте.

Земля как недвижимое имущество. Земля как территория

Данные понятия не являются тождественными. Отношения по поводу земли как недвижимости регулируются нормами гражданского и земельного права. В ГК РФ дается понятие недвижимости (ст.130), а также глава 17, регулирующая отношения собственности на землю.

Отношения по поводу земли как территории урегулированы нормами земельного, административного, конституционного, муниципального права. То есть земля как территория – объект властных полномочий (например, территория РФ, территория МО «город Екатеринбург»). Таким образом, земля – это условное понятие в рамках той или иной территории.

Земельные споры – споры, возникающие между собственниками или пользователями земельных участков.

Земельное право как отрасль российского права, как наука, как учебная дисциплина

ЗП как отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих земельные правоотношения.

Наука ЗП изучает не только нормы, но и предмет, принципы, теорию права собственности, пользования, управления, охраны земель.

Как учебная дисциплина ЗП изучает основные положения юридической науки ЗП, земельное законодательство и практику его применения.

Под системой ЗП понимают совокупность взаимосвязанных между собой земельных институтов, которые расположены в определенной последовательности в зависимости от выполняемой ими роли в регулировании общественных земельных отношений. Все институты группируются в Общую и Особенную часть ЗП. Нормы Общей части регулируют наиболее общие и наиболее важные земельные отношения, такие как собственности, охрана, управление и т.д. Общая часть также содержит принципы ЗП. Институты Общей части влияют на содержание институтов Особенной части, в которой урегулированы правовые режимы отдельных категорий земель.

Этапы развития ЗП как отрасли права (не как отрасли законодательства!):

1. До 1917 г. нормы, регулирующие земельные отношения, содержались прежде всего в ГП;

2. С 1917 г. ЗП становится самостоятельной отраслью, которая рассматривается в широком смысле (входили воды, леса, недры). В 1930-е гг. сделана попытка ЗП земельно-колхозным правом. Такая ситуация длится до 1960 г.

3. С 1960 г. ЗП рассматривается в узком смысле, т.к. водное, горное, лесное право отделяются от земельного.

4. На сегодняшний день существуют следующие тенденции (гипотезы):

a. ЗП – часть ГП;

b. ЗП должно быть частью экологического права;

c. ЗП – часть несформированного права недвижимости (необходимо выделить новую самостоятельную отрасль права);

d. ЗП как самостоятельная отрасль.

Предмет, метод и задачи ЗП

Предмет ЗП составляют земельные правоотношения. ЗО – общественные отношения, возникающие по поводу земли, выступающей в триединстве.

В ЗК РФ есть статья 3, в которой перечислены виды земельных отношений:

1. Отношения по использованию земли;

2. Отношения по охране земель;

3. Отношения собственности на землю;

4. Отношения по управлению в области использования и охраны земель.

Кроме этого, можно выделить отношения юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.

Земельные правоотношения – земельные отношения, урегулированные нормами ЗП.

Структура земельных правоотношений, как и других прочих, состоит из трех элементов: субъект, объект, содержание.

Субъекты земельных правоотношений: РФ, субъекты РФ, ФЛ, ЮЛ, МО. В ЗК РФ смотри ст.5.

Объекты земельных правоотношений (их перечень дается в ст.6 ЗК РФ):

1. Земля как природный объект и природный ресурс;

2. Земельные участки;

3. Части земельных участков.

Ряд ученых считает, что этот перечень неполный и предлагает дополнить его такими объектами, как земельный фонд и земельная доля.

Земельный фонд можно рассматривать как объект управленческих отношений и отношений по охране земель.

Земельная доля также не указана в законе, хотя на землю возможно долевое право собственности. Земельную долю можно продать, сдать в аренду и т.п., следовательно, такая форма должна быть закреплена в законодательстве.

Что касается земельных участков – в ЗК РФ есть глава 1.1, которая и посвящена земельным участкам.

Земельный участок – часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

Статья 11.2 посвящена образованию земельных участков.

Требования к образуемым и измененным земельным участкам содержатся в ст.11.9.

Классификация земельных правоотношений:

1. По институтам:

a. Правоотношения собственности;

b. Пользования;

c. Управления;

d. Охраны;

2. По целевому назначению (в зависимости от категории земель) – 7 категорий в ст.7 ЗК РФ;

3. В зависимости от содержания норм:

a. Материальные;

b. Процессуальные;

c. Процедурно-процессуальные;

Задачи земельного права

К сожалению, ЗК РФ не сформулировал отдельной статьей задачи ЗП. Это обуславливается тем, что не все согласны с самостоятельностью ЗП как отрасли права. Это вопрос политический (мнение В.В. Круглова).

Несмотря на это, задачи вытекают из принципов ЗП:

1. Обеспечение рационального использования земель;

2. Охрана земель;

3. Восстановление земель.

Что касается метода ЗП, он напрямую связан с предметом. Предмет отрасли требует определенных способов регулирования, т.е. метода. Каков предмет, таков и метод.

Чтобы обеспечить охрану земель и их рациональное использование, т.к. это прежде всего основа жизни человека, необходимо осуществлять эффективное управление в земельной сфере, дабы учитывать общественные интересы, поэтому методы регулирования земельных правоотношений должно быть императивными, обязательно должны присутствовать элементы административного права. Но не следует забывать, что исключительно императивные методы не оправдали себя во времена Союза ССР. В настоящее время земля включена в гражданский оборот, рассматривается как имущество, хотя и особого рода, применяются приемы диспозитивного характера. Таким образом, метод правового регулирования земельных правоотношений – императивно-диспозитивный и направлен он на то, чтобы обеспечить сочетание экономических и экологических интересов при регулировании земельных правоотношений.

Принципы земельного права

Принципы ЗП – элемент концепции ЗП. Они являются базой для правового регулирования, т.е. нормы, содержащиеся в земельном законодательстве не должны противоречить принципам.

Принципы необходимы также для правоприменения и государственного управления. Кроме того, принципы позволяют отграничить ЗП от других отраслей.

В теории права выделяют две группы принципов:

1. Принципы-идеи;

2. Принципы-нормы.

Принципы-нормы ЗП содержатся в ст.1 ЗК РФ.

На экзамене необходимо знать только формулировку самого принципа. Расшифровку можно от себя.

Место земельного права в системе российского права и его взаимодействие с другими отраслями права

Земельное право – самостоятельная отрасль, которая регулирует множество различных земельных отношений. В силу этого ЗП взаимодействует с другими отраслями. Прежде всего, с конституционным правом (ст.ст.9, 36, 42, 58 и др. Конституции РФ).

В регулировании отношений по охране земель, по юридической ответственности за нарушение земельного законодательства участвуют нормы АП, УП, ЭП, а также ГП в регулировании отношений собственности.

Тема 1. Предмет земельного права

Общая часть

План

1. Понятие земельного права и его место в системе права России

2. Принципы земельного права

3. Система земельного права

4. Источники земельного права

Обсуждение предмета и метода земельного права, равно как и дискуссия о самостоятельности земельного права как отрасли российского права ведется уже несколько десятилетий. В отличие от трудового или семейного права, вопрос о самостоя­тельности которых ставился еще до октябрьской революции 1917 г., аналогичный вопрос относительно земельного права впервые возник лишь в связи с отменой частной собственности на землю. Гражданским кодексом 1922 г. земля была изъята из гражданского оборота, объявлена исключительной собственностью государства (ст. 21 и 53) и перестала оцениваться на деньги. Вследствие этого земель­ные отношения утратили товарно-денежный характер, в них стал преобла­дать элемент управления, свойственный административному праву. Колоссальная экономическая ценность земли и значение в связи с этим земельных отношений обусловили образование отдельного пра­вового регулирования, выразившегося сначала в создании Земельного кодекса 1922 г., а затем Основ земельного законодательства, по­служивших базой образования самостоятельной отрасли земельного права.

В соответствии с современным уровнем развития юридической науки считается, что самостоятельной отрасль права является в случае, когда существует определенная сфера общественной жизни, достаточно обширная, обладающая ярко выраженной качественной спецификой и социальной значимостью, причем в данной сфере действует достаточно большое число правовых норм, в основном не вписывающихся ни в одну из традиционных отраслей права, но составляющих единую систему со своей внутренней структурой, с особым сочетанием методов правового регулирования, собственными источниками, принципами и правовым режимом.

Сфера жизнедеятельности, регулируемая нормами земельного права, обладает своей качественной спецификой по следующим причинам. Конституция России провозглашает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст.9).

Земля является важнейшим, «стержневым» компонентом окружающей среды, от состояния которой прямо зависит и состояние других природных объектов. Эта особенность земли как природного объекта заключается в ее невосполнимости по сравнению с другими природными ресурсами: уничтоженные леса могут быть восполнены; сокращение запасов пресной воды приведет к техническому решению проблемы опреснения вод мирового океана; ресурсы недр исчерпаемы, но есть альтернативные источники энергии и т.д.



Значение земли как природного объекта проявляется и в том, что все иные природные объекты с ней теснейшим образом связаны (леса произрастают на землях лесного фонда; водные объекты протекают по землям водного фонда). И если любые объекты недвижимости (здания, строения, сооружения) по большому счету могут быть демонтированы и восстановлены на новом месте, то земельные ресурсы не переносимы и невозобновимы.

Поэтому «основной особенностью земли как объекта земельных отношений является ее неотделимость от природы, то, что земля - объективная экономическая категория и как объект земельных отношений существует без всякого содействия со стороны человека, будучи всеобщим предметом труда и основным (главным) средством производства в сельском хозяйстве». Учитывая данные свойства и особенности земли, законодатель определяет (ст.3 Закона об охране окружающей среды), что одним из основных экологических принципов является научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды, что имеет самое непосредственное отношение и к земле как части природы.

Решение данной задачи достигается, в том числе, и особым отраслевым сочетанием методов правового регулирования земельных отношений (притом, что метод имеет здесь не основное, а вспомогательное значение), которые представляет собой совокупность приемов, способов воздействия правовых норм и правил на конкретные общественные отношения.

В теории права выделяют два основных метода правового регулирования – императивный и диспозитивный. Часто их связывают с двумя блоками правовых норм или двумя правовыми режимами – публичным (административное, уголовное право) и частным (гражданское право).

Императивный метод регулирования земельных отношений применяется к отношениям, которые складываются в сфере государственного управления землей (ведение государственного кадастра недвижимости, мониторинга земель, земельного контроля и т.д.), при обнаружении земельных правонарушений, при резервировании или изъятии земель для публичных нужд, при установлении ограничений по использованию земель и т.д.

Диспозитивный метод регулирования земельных отношений основан на признании возможности инициативы и самостоятельности в выборе той или иной модели поведения участниками земельных отношений, а также на рав­ноправии сторон. Он применяется, например, при осуществлении сделок с землей, а также при выборе правообладателем земельного участка варианта его разрешенного использования.

Взаимодействие данных методов прямо вытекает из главного принципа земельного законодательства, суть которого заключается в том, что регулирование отношений по использованию и охране земель осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, природном ресурсе и недвижимом имуществе. Именно это триединство понимания земли предопределяет сложную нормативную регламентацию отношений по ее использованию и охране императивными и диспозитивными методами. Такая специфика не может быть отражена только нормами гражданского или административного права, нацеленными на решение несколько иных задач. Для этого действует внутренне сбалансированная система земельных законодательных актов Российской Федерации и ее субъектов. При этом земельное законодательство, выделенное в отдельную отрасль Конституцией России как предмет совместного ведения (ст.72), находится в динамичной взаимосвязи с иными отраслями законодательства.

Важнейшее значение имеет закрепление в Конституции России, акте прямого действия и высшей юридической силы, норм, регулирующих земельные отношения. Наряду с уже упоминавшимися ст.ст.9 и 72, большое практическое значение представляет ст.36 Конституции, согласно которой граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю; владение, пользование и распоряжение землей осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Кроме конституционного, существует весьма тесная связь и взаимовлияние земельного и гражданского, градостроительного, административного законодательства, а также земельного, экологического и природоресурсовых отраслей законодательства (водного, лесного, горного).

Основное сходство земельного и иных природоресурсовых отраслей законодательства (водного, горного, лесного) состоит в том, что они находятся на «одной горизонтали», то есть регулируют однородные общественные отношения по рациональному использованию соответствующего природного ресурса, что обусловливает единство целей, задач и принципов. При этом все они тесно взаимосвязаны с экологическим законодательством, нормы которого регулируют отношения по охране каждого природного объекта. Соблюдение экологических требований и норм в ходе природопользования (водо-, недро-, лесо-, землепользования) и позволяет говорить о выполнении хозяйствующим субъектом экологических правил, а, следовательно, о рациональном использовании природного ресурса. Указанное сходство обусловило появление п.2 ст.3 ЗК РФ, согласно которому к земельным отношениям законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, об охране окружающей среды, об особо охраняемых природных территориях и объектах, иные специальные федеральные законы применяются в случае, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

В числе отличий можно выделить особенности целей предоставления лесных участков, водных объектов или участков недр в пользование хозяйствующему субъекту, отношения собственности на природные ресурсы (например, недра находятся исключительно в государственной собственности, а на земельные участки реально существует многообразие форм собственности), специфику охраны от негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности (например, меры по охране лесов от пожаров совсем не актуальны для охраны земель и наоборот). При этом если законодатель допускает изъятие лесных, водных или ресурсов недр в порядке общего или специального природопользования, то изъятие плодородного слоя почвы запрещено и может повлечь меры юридической ответственности.

Нахождение земли в трех измерениях обусловливает и особенности взаимодействия земельного и гражданского права. Регулируя имущественные отношения (в том числе по использованию недвижимого имущества), гражданское законодательство не в состоянии отразить и учесть специфику земельных участков как разновидности природных объектов. Поэтому гражданское право определяет лишь внешнюю сторону бытия земельных участков как объектов недвижимого имущества, формулируя общие требования к порядку заключения сделок с недвижимостью, форме договора, действительности сделок, обязательности государственной регистрации и т.д.

Соответствующую специфику отражают нормы земельного права, как в части оборотоспособности земельных участков различного целевого назначения, так и в части приобретения земельных участков в собственность или на ином праве. Важно подчеркнуть, что в силу ст.2 ЗК РФ нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать ЗК РФ. Данная норма имеет большое практическое значение, главным образом, в случае возникновения коллизий норм ЗК РФ и ГК РФ.

Проблема взаимодействия земельного и градостроительного законодательства наиболее ярко стала прослеживаться после вступления в силу нового ГрадК РФ. С этого момента развитие отношений по использованию и охране земель и иных природных ресурсов во многом определяется документами территориального планирования, в которых должна отражаться экологическая, социально-экономическая и иная перспектива развития территории (а не отдельной категории земель), включающей земельные участки и иные природные ресурсы в масштабах Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования.

Вопросы предоставления и изъятия земель, равно как и многие другие, будут непосредственно предусматриваться при формировании каждого последующего уровня территориального планирования (от федерального к муниципальному), а затем и градостроительного зонирования. Таким образом, в части определения «условий и порядка пользования» земельными участками всех категорий (главным образом категории земель населенных пунктов) надлежит руководствоваться градостроительным законодательством, а в части «владения и распоряжения» - земельным и гражданским законодательством. Другими словами, градостроительное законодательство определяет посредством территориального планирования и градостроительного зонирования перечень территориальных зон муниципального образования, для которых градостроительными регламентами определено как можно использовать земельный участок, из каких имеющихся параметров и видов использования собственник (арендатор) может выбрать устраивающий его вариант.

Взаимодействие земельного и административного законодательства проявляется в вопросах регулирования отношений по управлению земельным фондом. Нормы административного права применимы к отношениям по государственному управлению земельными ресурсами, привлечению виновных в совершении земельных правонарушений к административной ответственности. При этом в ходе государственного управления земельным фондом государственные органы осуществляют ряд специфических функций, характерных только для этого вида государственного управления (ведение государственного кадастра недвижимости, мониторинга земель и т.д.).

Подводя итоги, сформулируем определение земельного права.

Земельное право – самостоятельная отрасль российского права, нормы которой регулируют качественно однородные и обладающие социальной значимостью общественные отношения в сфере использования и охраны земли как природного объекта, природного ресурса и объекта недвижимости в целях обеспечения устойчивого развития России и оптимального сочетания интересов общества, граждан и правообладателей земельных участков.

Отсюда следует, что нормы земельного права регулируют две большие группы общественных отношений: по использованию земель, включающие предоставление земель на различных правовых титулах и изъятие земельных участков; ответственности за земельные правонарушения; особенности правовых режимов отдельных категорий земель и т.д. и по охране земель, включающие специальные экологические требования ко всем правообладателям земельных участков, соблюдение и исполнение которых позволяет обеспечить рациональное использование земель.


Земельное право РФ российского права. Разграничение действия норм гражданского, земельного и других отраслей права в части, касающейся регулирования земельных отношений, осуществляется в связи с тем, что земля объективно выступает одновременно в нескольких значениях и, следовательно, объектом различных видов общественных отношений, в том числе земельных и имущественных
1. Разграничение норм земельного и гражданского законодательства:
1)по предмету правового регулирования: предмет гражданского права - имущественные и личные неимущественные отношения, предмет земельного права - земельные отношения, которые представляют собой комплекс имущественных и управленческих отношений. Разграничение осуществляется, когда решается вопрос о возможности или невозможности применения к однородным с гражданскими земельными отношениями норм Гражданского кодекса РФ
2)по методу правового регулирования: отношения по использованию земли в определенной части могут регулироваться нормами гражданского и земельного законодательства; с другой стороны, земля выступает и как объект властных полномочий. Разграничение осуществляется, когда земельные отношения регулируются в административном порядке и к ним невозможно применение норм Гражданского кодекса РФ
3) земля является, с одной стороны, объектом окружающей природной среды, а с другой – объектом недвижимости, с которым закон допускает совершать различные сделки. Земля - объект товарного оборота, поэтому возможность применения к земельным отношениям норм гражданского права значительно расширяется. Но при эгом необходимо учитывать особенности земельных отношений и требования земельного и иного специального законодательства
4) правила купли-продажи земли также допускают применение норм гражданского законодательства при совершении этих сделок между собственником земельного участка и его новым приобретателем, при проведении конкурсов и аукционов по продаже земли. Однако земельное законодательство устанавливает и ряд запретов, например на продажу и передачу в частную собственность земельных участков, имеющих важное природоохранное назначение, на приобретение иностранными физическими и юридическими лицами участков земель сельскохозяйственного назначения
2. Разграничение земельного и административного законодательства. Нормы административного права применяются к тем земельным отношениям, участники которых находятся в положении власти и подчинения (например, самовольное занятие земли)
Связь земельного права, регулирующего отношения по поводу использования земли, с водным, лесным, горным правом обусловлена тем, что земля важнейшая часть всей биосферы, вместилище всех других связанных с ней природных объектов: лесов, вод, животного и растительного мира, полезных ископаемых и иных ценностей. Без использования земли практически невозможно использование других природных ресурсов

  • Место Земельного права в правовой системе РФ . Земельное право РФ тесно связано с другими отраслями российского права .


  • Для этого периода было характерно сословное землевладение До аграрной реформы 1861 г. Крестьяне не о. Место Земельного права в правовой системе РФ . Земельное право РФ тесно связано с другими отраслями российского права .


  • Для этого периода было характерно сословное землевладение До аграрной реформы 1861 г. Крестьяне не о. Место Земельного права в правовой системе РФ . Земельное право РФ тесно связано с другими отраслями российского права .


  • Место Земельного права в правовой системе РФ . Земельное право РФ тесно связано с другими отраслями российского права .
    После 1917 г. ситуация резко изменилась права на Землю приобрели совершенно иное содержание.


  • Для этого периода было характерно сословное землевладение До аграрной реформы 1861 г. Крестьяне не о. Место Земельного права в правовой системе РФ . Земельное право РФ тесно связано с другими отраслями российского права .


  • Место Земельного права в правовой системе РФ . Земельное право РФ тесно связано с другими отраслями российского права .
    Одним из видов вещных прав на землю является право постоянного бессрочного пользования ЗК РФ предост... подробнее ».


  • Место Земельного права в правовой системе РФ . Земельное право РФ тесно связано с другими отраслями российского права . Разграничение действия норм.


  • Место Земельного права в правовой системе РФ . Земельное право РФ тесно связано с другими отраслями российского права .
    права и обязанности собственников земли и землепользователей.


  • Место Земельного права в правовой системе РФ . Земельное право РФ тесно связано с другими отраслями российского права .
    землепользования, а также провозглашающих права и обязанности собственников земли и землепользователей.


  • Место Земельного права в правовой системе РФ . Земельное право РФ тесно связано с другими отраслями российского права .
    землепользования, а также провозглашающих права и обязанности собственников земли и землепользователей.

Найдено похожих страниц:10