Мнение выборного профсоюзного органа образец. Мотивированное мнение профсоюза при сокращении — образец. На практике оформление документации выглядит так

Права профсоюзов закреплены в Трудовой Кодекс РФ (ТК РФ) и в Федеральном законе № 10-ФЗ от 12.01.1996 "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»".

В ряде вопросов эти документы противоречат друг другу, поэтому согласно ТК РФ (ст. 5) в случае противоречий между настоящим Кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс. Эта же норма продублирована в ст. 423 ТК РФ: "впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты РФ, а также законодательные акты бывшего СССР… применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу."

Практически это означает следующее: если в ТК РФ по локальным приказам администрации лишь учитывается мнение профсоюза, а в Законе о профсоюзах речь идет о согласовании приказов, то действует ТК РФ. Но если какая-то норма, имеющаяся в Федеральном Законе, в ТК РФ не прописана вообще, действует ФЗ.

Согласно ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется, кроме трудового законодательства, иными нормативно правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Принятые в соответствии с законодательством, локальные нормативные акты имеют обязательную силу для внутренней деятельности предприятия при рассмотрении любых трудовых споров.

Защита профсоюзами социально-трудовых прав и интересов работников осуществляется в различных формах. Участие профсоюза в рассмотрении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников способствует установлению наиболее благоприятных для работников условий труда.

Согласно ст.371 ТК РФ В управленческой деятельности организации существует ряд ситуаций, когда работодателю необходимо учитывать мнение соответствующего профсоюзного органа и принимать решение с учетом мнения профсоюза в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ .

Нарушение процедуры принятия локальных нормативных актов, т.е. принятие их без согласования с профсоюзом влечет негативные последствия для работодателя – соответствующий локальный нормативный акт будет считаться не подлежащим применению (ст. 8 ТК РФ).

При взаимодействии работодателя с представительным органом работников следует иметь в виду, следующее: в соответствии с ч. 1 ст. 373 ТК РФ необходимо учитывать мнение только той первичной профсоюзной организации, которая представляет интересы всех или большинства работников. Первичная профсоюзная организация представляет интересы всех работников, если она объединяет более половины работающих у данного работодателя либо имеет поручение общего собрания (конференции) на такое представительство.

Существует законодательно закрепленный перечень ситуаций, которые можно объединить в 2 основных раздела, когда организация обязана учесть мнение профсоюза:

I. При принятии локальных нормативных актов (ст. 372 ТК РФ)

II. При расторжении трудовых договоров по инициативе работодателя (ст. 373 ТК РФ)

I . Рассмотрим процедуру учета мотивированного мнения выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Процедура учета мотивированного мнения выборного представительного органа работников включает в себя несколько этапов:

1. Администрация направляет проект локального нормативного акта и обоснование (может быть представлено, например, в виде сопроводительного письма) необходимости его принятия в выборный орган первичной профсоюзной организации, т.е. в профком, с просьбой сообщить свое мотивированное мнение по данному локальному акту.

2. Согласно ч. 2 ст. 372 ТК РФ выборный профсоюзный орган должен направить работодателю мотивированное мнение по проекту локального акта в течении 5 рабочих дней.

В этот период профком должен организовать изучение всех представленных документов, при необходимости получить консультации специалистов, организовать заседание, на котором будет выработано по нему аргументированное решение и утвержден документ, отражающий мотивированное мнение данного профсоюзного органа. В мотивированном мнении профсоюзного органа могут быть выражены согласие на принятие локального акта либо несогласие с представленным проектом или изложены предложения по его совершенствованию.

3. Таким образом, документ может содержать три варианта принятия локального нормативного акта: согласие с предложенным проектом локального нормативного акта, предложения по его совершенствованию или отрицательное мнение по проекту документа.

- При положительном мнении профкома, который поддерживает принятие локального акта, он утверждается приказом директора, с указанием, с какого времени этот акт начинает действовать. На документе необходимо указывать, что мнение профсоюза учтено.

При этом работодателям необходимо всегда помнить, что если локальным нормативным правовым актом изменяются условия труда работников (режим работы, системы оплаты труда и премирования, льготы, гарантии и т.д.), то вводить их можно не ранее чем через два месяца, поскольку с ними нужно будет ознакомить работников (ст. 74 ТК РФ).

- При наличии отрицательного мнения или замечаний по совершенствованию проекта со стороны выборного профсоюзного органа работодатель либо может согласиться с мнением профсоюзного органа и утвердить локальный нормативный акт в редакции, предложенной профсоюзным комитетом, либо в течение 3 дней после получения указанного мнения обязан провести дополнительные консультации с выборным профсоюзным органом в целях достижения взаимоприемлемого решения.

- При недостижении согласия в ходе трехдневных переговоров по проекту локального нормативного акта между профкомом и представителем работодателя составляется протокол разногласий, в котором отражаются позиции сторон. После подписания указанного протокола работодатель вправе принять локальный нормативный акт самостоятельно, а профсоюзный комитет имеет право защитить права сотрудников и обжаловать принятый документ в трудовой инспекции или суде (ч. 3, 4 ст. 372 ТК РФ). Одновременно выборный профсоюзный орган работников имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, предусмотренном ТК (гл. 61). Безусловно, лучше до суда конфликт не доводить, а разрешить проблему в ходе переговоров.

Представители работодателя часто не хотят считаться с профсоюзами, даже не имея достаточных оснований. Поэтому, в результате и государственные инспекторы, и органы прокуратуры признают незаконными локальные нормативные акты, принятые работодателями. Трудовую инспекцию, обязана в течение одного месяца со дня ее получения провести проверку и по ее результатам вынести решение. В случае, если будут выявлены нарушения трудового законодательства, инспекция выдаст работодателю предписание об отмене указанного локального акта, которое будет являться обязательным для исполнения (ч. 5 ст. 372 ТК РФ).

Перечень локальных нормативных актов, принимаемых с учетом мнения профсоюза, установлен ТК РФ, но содержится в разных статьях и их поиск часто вызывает затруднения. Поэтому приводим полный перечень случаев, когда, согласно ТК РФ, локальные нормативные акты принимаются с учетом мнения профсоюза.

Случаи, когда учитывать мнение профсоюза обязательно

Введение и отмена режима неполного рабочего времени

ст. 74*

Установление порядка проведения аттестации работников

ст.81

Привлечение работников к сверхурочным работам в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 99

ст. 99*

Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем

ст. 101

Разделении рабочего дня на части, с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы

ст. 105*

Определение порядка и условий выплаты работникам (за исключением работников, получающих оклад или должностной оклад) за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, дополнительного вознаграждения

ст. 112*

Привлечение работников к работам в нерабочие праздничные дни в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 113

ст. 113*

Установление с учетом производственных и финансовых возможностей работодателя дополнительных отпусков для работников

ст. 116*

Утверждение графика отпусков

ст. 123*

Введение системы оплаты и стимулирования труда, в т.ч. повышении оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу

ст. 135

Утверждение формы расчетного листка

ст. 136

Определение порядка премиальных выплат

ст. 144

Установление конкретных размеров повышенной оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда

ст. 147

Установление конкретных доплат за работу в выходные и нерабочие праздничные дни

ст. 153

Установление конкретных размеров заработной платы за работу в ночное время

ст. 154

Введение и применении систем нормирования труда

ст. 159

Принятие локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда

ст. 162

Введение мер, предотвращающих массовые увольнения работников

ст. 180*

Утверждение правил внутреннего трудового распорядка

ст. 190

Определение форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, утверждении перечней необходимых профессий и специальностей

ст. 196

Разработка и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников

ст. 212*

Установление норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающих по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения

ст. 221*

Утверждение порядка применения вахтового метода

Увеличение продолжительности вахты до 3 месяцев

Утверждение графика работы на вахте

Установление надбавки за вахтовый метод работы

ст. 297*

ст. 299*

ст. 301*

ст. 302*

Определение размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Определение размера, условий и порядка компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

ст. 325*

ст. 326*

Кроме того, в ряде случаев ТК РФ предусматривается участие соответствующего представительного органа работников при решении целого комплекса социально-трудовых вопросов, в частности:

Возможность досрочного снятия с работника дисциплинарного взыскания по ходатайству представительного органа работников

ст. 194

Создание по инициативе представительного органа работников комитета (комиссии) по охране труда

ст. 218*

ТК РФ устанавливает порядок учета мотивированного мнения выборного профсоюзного орган для двух случаев:

При принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права

ст. 372

При принятии администрацией приказов, в частности об увольнении работников - членов профсоюза

ст. 373*

* - согласование с ППО, в остальных случаях с представительным органом (более половины работников в профсоюзе или работниками делегированы полномочия ППО)

Этот перечень может быть расширен в коллективном договоре.

II. Рассмотрим процедуру учета мотивированного мнения выборного представительного органа работников при расторжении трудовых договоров по инициативе работодателя

Согласно ст. 373 мнение профсоюза учитывается при увольнении в связи с:

· сокращением штатов (ст. 81 п. 2);

· отсутствия нужной квалификации (ст. 81 п. 3б);

· неоднократных дисциплинарных нарушений (ст. 81 п. 5).

При этом работодатель направляет в профсоюз не только проект приказа, но и "копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения".

Важно отметить, что увольнение по сокращению штатов, несоответствию должности или за дисциплинарные взыскания руководителей профкомов и их заместителей возможно лишь при согласии профсоюза. Законом не запрещено, чтобы весь актив профсоюза получить должности председателей и зампредседателей (ст. 376). Причем, такая же гарантия на протяжении двух лет распространяется на бывших профлидеров (ст. 377). Так что принцип ротации кадров должен быть запущен в ход.

Сохраняется право на помещение для заседаний, а в организациях численностью более ста человек – и на комнату для постоянной работы (ст. 377).

Причем помещение, естественно, обеспеченное отоплением и электроэнергией. Сохраняется право на пользование средствами связи и необходимым оборудованием.

Кроме того, определенные права профсоюзов предусмотрены теми статьями ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»" 10-ФЗ от 12.01.1996, которые не противоречат ТК РФ.

В первую очередь следует отметить, что профсоюзы неподотчетны и неподконтрольны органам государственной власти и местного самоуправления, работодателям, другим профсоюзам и общественным организациям (ст. 5 ФЗ), самостоятельно разрабатывают и утверждают уставы, положения о первичных профсоюзных организациях, образуют профсоюзные органы и деятельность в целом (ст. 7 ФЗ).

Важно отметить, что профсоюз может осуществлять профсоюзную деятельность без образования юридического лица (ст. 8 ФЗ), то есть без регистрации в Управлении юстиции. В таком случае он не может обладать обособленным имуществом, счетом в банке или быть истцом (ответчиком) в суде (ст. 48 ГК РФ), но в полном объеме осуществляет обычную профсоюзную деятельность, то есть реализует право на коллективный договор или учет мнения.

Кроме того, согласно ст. 11 ФЗ профсоюз даже без образования юридического лица может выступать в органах власти, включая суд, в интересах своих членов. В этом случае он не является стороной процесса (то есть истцом или ответчиком выступает работник), но представляет интересы работника. Та же ст. 11 ФЗ дает право представителям профсоюзов беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов.

Важно отметить, что работодатели, органы исполнительной власти и местного самоуправления обязаны вести коллективные переговоры с профсоюзами по социально-трудовым вопросам (ст. 13 ФЗ).

Это, кстати, продублировано в ст. 19 ФЗ, согласно которой в случае, если профсоюз обнаружил нарушение законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, работодатели обязаны в недельный срок сообщить профсоюзу о принятых мерах.

Наконец, члены выборных профсоюзных органов, включая уполномоченных по охране труда, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию или переведены на другую работу без предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа (ст. 25 ФЗ). Тот факт, что этой нормы нет в ТК РФ, не означает противоречия между законами, поскольку в ТК РФ нет и прямого отказа от согласования приказов о дисциплинарных взысканиях, как, например, произошло с отказом от согласования увольнений рядовых членов профсоюза при сокращении штатов.

Какой-либо утвержденной формы мотивированного мнения не существует, поэтому профсоюзный комитет может представить его в виде любого письменного документа (выписки из протокола заседания, отдельного документа и т. д.).

1. Примерный образец обращения работодателя к выборному органу первичной профсоюзной организации о получении мотивированного мнения и обоснования к нему

2. Примерный образец мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации по проекту локального нормативного акта

3. Примерный образец протокола разногласий к проекту локального нормативного акта

4. Выписка из протокола №___ заседания профсоюзного комитета (по проекту локального нормативного акта)

5. Обращение о даче мотивированного мнения выборного профсоюзного органа в соответствии со статьей 373 Трудового кодекса РФ

6. Выписка из протокола №___ заседания профсоюзного комитета (по вопросу прекращения трудового договора)



График отпусков в организации составляется по определенным правилам. Формируется он один раз в год, утверждается с той же периодичностью с помощью приказа.

Разрешено вносить изменения, связанные с , это оформляется , ратифицированным руководителем организации. Если на предприятии имеется профсоюз, график должен быть согласован с этим органом .

График формируется по пожеланиям работников , а также соответственно условиям, в которых протекает рабочий процесс. Локальными актами, а также коллективным договором может быть установлено максимальное число людей, одновременно находящихся в из одного подразделения. Это делается для того, чтобы не страдал рабочий процесс на предприятии.

Интересы работников защищаются через комитет профсоюза. При принятии определенных решений работодатель обязан учитывать мнение профкома . Это положение установлено статьями ТК РФ.

Создавая график отпусков, администрация предприятия обязана учитывать мотивированное мнение выборного органа по ст. 123 ТК РФ . Все локальные нормативные акты согласовываются с профсоюзом . Расписание ежегодных отпускных периодов относится именно к таким документам (ст. 372 ТК РФ).

При наличии профсоюза заполняется специальная графа формы Т-7 под наименованием «мотивированное мнение выборного профсоюзного органа». Указывается дата, когда профсоюз обозначил свое отношение к графику.

Пошаговый порядок согласования с профсоюзом выглядит так:

  1. Проект графика направляется в профсоюз с сопроводительным письмом.
  2. Дата передачи проекта фиксируется. От нее начинает исчисляться срок предоставления от имени профсоюза мотивированного решения. При вручении документов представитель выборного органа должен выдать письменное подтверждение.
  3. Исходя из того, что единой формы документа (мотивированного мнения) не существует, профсоюзный комитет представляет его в форме любого документа в письменной форме. Это может быть выписка из протокола заседания, либо иного созданного документа.
  4. Дальнейшие действия работодателя зависят от того, какое мнение выскажет профсоюз.

Образец мотивированного мнения профкома

Закон не содержит единой формы мотивированного решения профсоюза организации по поводу отпусков.

Мнение может быть сформировано в произвольной форме. Но оно должно быть основано на нормах закона.

В частности, соответствие графика статье 123 ТК РФ по соблюдению работодателем очередности предоставления отпусков. Эта статья устанавливает приоритет в предоставлении отпуска отдельной категории работников .

К ним относятся:

  • не достигшие 18 лет;
  • совместители;
  • супруги женщин, которые находятся в отпуске по беременности и родам;
  • усыновители одного ребенка или детей не старше трехмесячного возраста;
  • сотрудники (жены и мужья военнослужащих) и т.д.

Скачать образец мотивированного мнения профсоюза по графику отпусков — :

Как оформляется протокол профсоюзного собрания об утверждении?

Если стороны (работодатель и профсоюз) пришли к единому решению, работодатель принимает график отпусков с помощью , а профсоюз составляет протокол . Формально этого не нужно делать, но многие профсоюзы используют протокол как письменное подтверждение своего мнения.

ВАЖНО : Если стороны (работодатель и профсоюза) не достигают договоренности по поводу графика отпусков, их разногласия также оформляются протоколом. Это обязательно.

Скачать образец протокола профсоюза о принятии графика отпусков — :

Какую надпись ставить, если нет профкома?

Если в организации отсутствует профсоюз, учет его мнения не производится .

Таким образом, работодатель утверждает график отпусков в той редакции, которую он считает наиболее целесообразной, но с учетом положений закона.

Все решения, которые принял работодатель без учета мнения профсоюзной организации, будут считаться законными, поскольку согласовывать какие-либо вопросы просто не с кем.

Дело в том, что создание выборного органа – это полностью инициатива работников . И если работники не изъявили желание создать на предприятии, в компании выборный орган, которые будет защищать их трудовые интересы, работодатель не обязан делать это за них .

График отпусков на предприятии относится к локальным актам. Если профсоюз отсутствует, то этот нормативный акт локального характера проходит внутреннее согласование с иными службами у работодателя. Это может быть генеральный директор компании, председатель правления юридического лица, президент компании и т.д.

Права профсоюзов закреплены в Трудовой Кодекс РФ (ТК РФ) и в Федеральном законе № 10-ФЗ от 12.01.1996 "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»".

В ряде вопросов эти документы противоречат друг другу, поэтому согласно ТК РФ (ст. 5) в случае противоречий между настоящим Кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс. Эта же норма продублирована в ст. 423 ТК РФ: "впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты РФ, а также законодательные акты бывшего СССР… применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу."

Практически это означает следующее: если в ТК РФ по локальным приказам администрации лишь учитывается мнение профсоюза, а в Законе о профсоюзах речь идет о согласовании приказов, то действует ТК РФ. Но если какая-то норма, имеющаяся в Федеральном Законе, в ТК РФ не прописана вообще, действует ФЗ.

Согласно ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется, кроме трудового законодательства, иными нормативно правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Принятые в соответствии с законодательством, локальные нормативные акты имеют обязательную силу для внутренней деятельности предприятия при рассмотрении любых трудовых споров.

Защита профсоюзами социально-трудовых прав и интересов работников осуществляется в различных формах. Участие профсоюза в рассмотрении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников способствует установлению наиболее благоприятных для работников условий труда.

Согласно ст.371 ТК РФ В управленческой деятельности организации существует ряд ситуаций, когда работодателю необходимо учитывать мнение соответствующего профсоюзного органа и принимать решение с учетом мнения профсоюза в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ .

Нарушение процедуры принятия локальных нормативных актов, т.е. принятие их без согласования с профсоюзом влечет негативные последствия для работодателя – соответствующий локальный нормативный акт будет считаться не подлежащим применению (ст. 8 ТК РФ).

При взаимодействии работодателя с представительным органом работников следует иметь в виду, следующее: в соответствии с ч. 1 ст. 373 ТК РФ необходимо учитывать мнение только той первичной профсоюзной организации, которая представляет интересы всех или большинства работников. Первичная профсоюзная организация представляет интересы всех работников, если она объединяет более половины работающих у данного работодателя либо имеет поручение общего собрания (конференции) на такое представительство.

Существует законодательно закрепленный перечень ситуаций, которые можно объединить в 2 основных раздела, когда организация обязана учесть мнение профсоюза:

I. При принятии локальных нормативных актов (ст. 372 ТК РФ)

II. При расторжении трудовых договоров по инициативе работодателя (ст. 373 ТК РФ)

I . Рассмотрим процедуру учета мотивированного мнения выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Процедура учета мотивированного мнения выборного представительного органа работников включает в себя несколько этапов:

1. Администрация направляет проект локального нормативного акта и обоснование (может быть представлено, например, в виде сопроводительного письма) необходимости его принятия в выборный орган первичной профсоюзной организации, т.е. в профком, с просьбой сообщить свое мотивированное мнение по данному локальному акту.

2. Согласно ч. 2 ст. 372 ТК РФ выборный профсоюзный орган должен направить работодателю мотивированное мнение по проекту локального акта в течении 5 рабочих дней.

В этот период профком должен организовать изучение всех представленных документов, при необходимости получить консультации специалистов, организовать заседание, на котором будет выработано по нему аргументированное решение и утвержден документ, отражающий мотивированное мнение данного профсоюзного органа. В мотивированном мнении профсоюзного органа могут быть выражены согласие на принятие локального акта либо несогласие с представленным проектом или изложены предложения по его совершенствованию.

3. Таким образом, документ может содержать три варианта принятия локального нормативного акта: согласие с предложенным проектом локального нормативного акта, предложения по его совершенствованию или отрицательное мнение по проекту документа.

- При положительном мнении профкома, который поддерживает принятие локального акта, он утверждается приказом директора, с указанием, с какого времени этот акт начинает действовать. На документе необходимо указывать, что мнение профсоюза учтено.

При этом работодателям необходимо всегда помнить, что если локальным нормативным правовым актом изменяются условия труда работников (режим работы, системы оплаты труда и премирования, льготы, гарантии и т.д.), то вводить их можно не ранее чем через два месяца, поскольку с ними нужно будет ознакомить работников (ст. 74 ТК РФ).

- При наличии отрицательного мнения или замечаний по совершенствованию проекта со стороны выборного профсоюзного органа работодатель либо может согласиться с мнением профсоюзного органа и утвердить локальный нормативный акт в редакции, предложенной профсоюзным комитетом, либо в течение 3 дней после получения указанного мнения обязан провести дополнительные консультации с выборным профсоюзным органом в целях достижения взаимоприемлемого решения.

- При недостижении согласия в ходе трехдневных переговоров по проекту локального нормативного акта между профкомом и представителем работодателя составляется протокол разногласий, в котором отражаются позиции сторон. После подписания указанного протокола работодатель вправе принять локальный нормативный акт самостоятельно, а профсоюзный комитет имеет право защитить права сотрудников и обжаловать принятый документ в трудовой инспекции или суде (ч. 3, 4 ст. 372 ТК РФ). Одновременно выборный профсоюзный орган работников имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, предусмотренном ТК (гл. 61). Безусловно, лучше до суда конфликт не доводить, а разрешить проблему в ходе переговоров.

Представители работодателя часто не хотят считаться с профсоюзами, даже не имея достаточных оснований. Поэтому, в результате и государственные инспекторы, и органы прокуратуры признают незаконными локальные нормативные акты, принятые работодателями. Трудовую инспекцию, обязана в течение одного месяца со дня ее получения провести проверку и по ее результатам вынести решение. В случае, если будут выявлены нарушения трудового законодательства, инспекция выдаст работодателю предписание об отмене указанного локального акта, которое будет являться обязательным для исполнения (ч. 5 ст. 372 ТК РФ).

Перечень локальных нормативных актов, принимаемых с учетом мнения профсоюза, установлен ТК РФ, но содержится в разных статьях и их поиск часто вызывает затруднения. Поэтому приводим полный перечень случаев, когда, согласно ТК РФ, локальные нормативные акты принимаются с учетом мнения профсоюза.

Случаи, когда учитывать мнение профсоюза обязательно

Введение и отмена режима неполного рабочего времени

ст. 74*

Установление порядка проведения аттестации работников

ст.81

Привлечение работников к сверхурочным работам в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 99

ст. 99*

Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем

ст. 101

Разделении рабочего дня на части, с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы

ст. 105*

Определение порядка и условий выплаты работникам (за исключением работников, получающих оклад или должностной оклад) за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, дополнительного вознаграждения

ст. 112*

Привлечение работников к работам в нерабочие праздничные дни в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 113

ст. 113*

Установление с учетом производственных и финансовых возможностей работодателя дополнительных отпусков для работников

ст. 116*

Утверждение графика отпусков

ст. 123*

Введение системы оплаты и стимулирования труда, в т.ч. повышении оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу

ст. 135

Утверждение формы расчетного листка

ст. 136

Определение порядка премиальных выплат

ст. 144

Установление конкретных размеров повышенной оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда

ст. 147

Установление конкретных доплат за работу в выходные и нерабочие праздничные дни

ст. 153

Установление конкретных размеров заработной платы за работу в ночное время

ст. 154

Введение и применении систем нормирования труда

ст. 159

Принятие локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда

ст. 162

Введение мер, предотвращающих массовые увольнения работников

ст. 180*

Утверждение правил внутреннего трудового распорядка

ст. 190

Определение форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, утверждении перечней необходимых профессий и специальностей

ст. 196

Разработка и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников

ст. 212*

Установление норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающих по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения

ст. 221*

Утверждение порядка применения вахтового метода

Увеличение продолжительности вахты до 3 месяцев

Утверждение графика работы на вахте

Установление надбавки за вахтовый метод работы

ст. 297*

ст. 299*

ст. 301*

ст. 302*

Определение размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Определение размера, условий и порядка компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

ст. 325*

ст. 326*

Кроме того, в ряде случаев ТК РФ предусматривается участие соответствующего представительного органа работников при решении целого комплекса социально-трудовых вопросов, в частности:

Возможность досрочного снятия с работника дисциплинарного взыскания по ходатайству представительного органа работников

ст. 194

Создание по инициативе представительного органа работников комитета (комиссии) по охране труда

ст. 218*

ТК РФ устанавливает порядок учета мотивированного мнения выборного профсоюзного орган для двух случаев:

При принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права

ст. 372

При принятии администрацией приказов, в частности об увольнении работников - членов профсоюза

ст. 373*

* - согласование с ППО, в остальных случаях с представительным органом (более половины работников в профсоюзе или работниками делегированы полномочия ППО)

Этот перечень может быть расширен в коллективном договоре.

II. Рассмотрим процедуру учета мотивированного мнения выборного представительного органа работников при расторжении трудовых договоров по инициативе работодателя

Согласно ст. 373 мнение профсоюза учитывается при увольнении в связи с:

· сокращением штатов (ст. 81 п. 2);

· отсутствия нужной квалификации (ст. 81 п. 3б);

· неоднократных дисциплинарных нарушений (ст. 81 п. 5).

При этом работодатель направляет в профсоюз не только проект приказа, но и "копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения".

Важно отметить, что увольнение по сокращению штатов, несоответствию должности или за дисциплинарные взыскания руководителей профкомов и их заместителей возможно лишь при согласии профсоюза. Законом не запрещено, чтобы весь актив профсоюза получить должности председателей и зампредседателей (ст. 376). Причем, такая же гарантия на протяжении двух лет распространяется на бывших профлидеров (ст. 377). Так что принцип ротации кадров должен быть запущен в ход.

Сохраняется право на помещение для заседаний, а в организациях численностью более ста человек – и на комнату для постоянной работы (ст. 377).

Причем помещение, естественно, обеспеченное отоплением и электроэнергией. Сохраняется право на пользование средствами связи и необходимым оборудованием.

Кроме того, определенные права профсоюзов предусмотрены теми статьями ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»" 10-ФЗ от 12.01.1996, которые не противоречат ТК РФ.

В первую очередь следует отметить, что профсоюзы неподотчетны и неподконтрольны органам государственной власти и местного самоуправления, работодателям, другим профсоюзам и общественным организациям (ст. 5 ФЗ), самостоятельно разрабатывают и утверждают уставы, положения о первичных профсоюзных организациях, образуют профсоюзные органы и деятельность в целом (ст. 7 ФЗ).

Важно отметить, что профсоюз может осуществлять профсоюзную деятельность без образования юридического лица (ст. 8 ФЗ), то есть без регистрации в Управлении юстиции. В таком случае он не может обладать обособленным имуществом, счетом в банке или быть истцом (ответчиком) в суде (ст. 48 ГК РФ), но в полном объеме осуществляет обычную профсоюзную деятельность, то есть реализует право на коллективный договор или учет мнения.

Кроме того, согласно ст. 11 ФЗ профсоюз даже без образования юридического лица может выступать в органах власти, включая суд, в интересах своих членов. В этом случае он не является стороной процесса (то есть истцом или ответчиком выступает работник), но представляет интересы работника. Та же ст. 11 ФЗ дает право представителям профсоюзов беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов.

Важно отметить, что работодатели, органы исполнительной власти и местного самоуправления обязаны вести коллективные переговоры с профсоюзами по социально-трудовым вопросам (ст. 13 ФЗ).

Это, кстати, продублировано в ст. 19 ФЗ, согласно которой в случае, если профсоюз обнаружил нарушение законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, работодатели обязаны в недельный срок сообщить профсоюзу о принятых мерах.

Наконец, члены выборных профсоюзных органов, включая уполномоченных по охране труда, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию или переведены на другую работу без предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа (ст. 25 ФЗ). Тот факт, что этой нормы нет в ТК РФ, не означает противоречия между законами, поскольку в ТК РФ нет и прямого отказа от согласования приказов о дисциплинарных взысканиях, как, например, произошло с отказом от согласования увольнений рядовых членов профсоюза при сокращении штатов.

Какой-либо утвержденной формы мотивированного мнения не существует, поэтому профсоюзный комитет может представить его в виде любого письменного документа (выписки из протокола заседания, отдельного документа и т. д.).

1. Примерный образец обращения работодателя к выборному органу первичной профсоюзной организации о получении мотивированного мнения и обоснования к нему

2. Примерный образец мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации по проекту локального нормативного акта

3. Примерный образец протокола разногласий к проекту локального нормативного акта

4. Выписка из протокола №___ заседания профсоюзного комитета (по проекту локального нормативного акта)

5. Обращение о даче мотивированного мнения выборного профсоюзного органа в соответствии со статьей 373 Трудового кодекса РФ

6. Выписка из протокола №___ заседания профсоюзного комитета (по вопросу прекращения трудового договора)

«В помощь работодателю и профсоюзному активу Мотивированное мнение Выборный орган первичной организации Профсоюза всегда является представительным...»

В помощь работодателю и профсоюзному активу

Мотивированное мнение

Выборный орган первичной организации Профсоюза всегда является представительным органом работников, иной представительный орган, согласно статье 372 ТК РФ, может представлять интересы работников организации только при отсутствии в них первичной организации Профсоюза, представляющей всех или большинство работников данного работодателя. При этом иной представительный орган работников может представлять их интересы только при принятии работодателем решений в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, в частности, ст. 135, 147, 154, 162, 190, 196.

Кроме случаев, предусмотренных Кодексом, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников также в случаях, предусмотренных:

Другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

Коллективным договором;

Соглашениями, принимаемыми на всех уровнях социального партнерства (ч. 2 ст. 8 ТК РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 8 ТК РФ принятие решений работодателем по СОГЛАСОВАНИЮ (а не с учетом мнения) с выборным органом первичной организации Профсоюза может быть при принятии локальных нормативных актов, если это будет предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Решения работодателя, принимаемые по согласованию с профсоюзным органом работников, могут иметь место не только в случаях, когда они тесно связаны с условиями коллективного договора, - например, при принятии правил внутреннего трудового распорядка, положений о доплатах и надбавках стимулирующего характера, положений о премировании, - но и при расторжении трудового договора в соответствии с п. 2, 3 и 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ:



С работниками, являющими членами Профсоюза;

С руководителями (их заместителями) выборных коллегиальных органов организаций Профсоюза, структурных подразделений организации, не освобожденных от основной работы;

С руководителем выборного органа первичной организации Профсоюза в течение 2-х лет после окончания срока их полномочий.

Кодекс устанавливает обязанность учета мотивированного мнения выборного органа первичной организации Профсоюза в случаях:

п\пНормы Трудового кодекса РФ Номера статей

1. при принятии локальных нормативных актов ч. 2 ст. 8 ТК РФ

2. введение (отмена) режима неполного рабочего времени на срок до шести месяцев в случае возникновения угрозы массовых увольнений работников ч. 5, 7 ст. 74 ТК РФ

3. при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ «работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее, чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, - не позднее, чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях» ст. 82 ТК РФ

4. при увольнении работников, являющихся членами Профсоюза, по п. 2, 3, 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ ст. 373 ТК РФ

5. при проведении аттестации, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (в организации коллективным договором может быть установлен иной порядок обязательного участия выборного органа первичной профсоюзной организации в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателяч. 3 ст. 82 ТК РФ

6. при привлечении к сверхурочным работам в случаях, не предусмотренных Кодексом ч. 4 ст. 99 ТК РФ

7. при составлении графиков сменности ч. 3 ст. 103 ТК РФ

8. при принятии локального нормативного акта о разделении рабочего дня на части ст. 105 ТК РФ

9. при установлении перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем, который устанавливается коллективным договором, соглашением или локальным нормативным актом ст. 101 ТК РФ

10. при привлечении работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни в случаях, не предусмотренных Кодексом ч. 5 ст. 113 ТК РФ

11. при установлении порядка и условий предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска за счет средств работодателя, которые определяются коллективным договором или локальными нормативными актами ч. 2 ст. 116 ТК РФ

12. при установлении очередности предоставления оплачиваемых отпусков, которая определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем организации не позднее, чем за две недели до наступления календарного года ч. 1 ст. 123 ТК РФ

13. при принятии локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда ч. 4 ст. 135 ТК РФ

14. при утверждении работодателем формы расчетного листка ч. 2 ст. 136 ТК РФ

15. при установлении иных периодов для расчета средней заработной платы, не предусмотренной нормами ТУ РФ, если это не ухудшает положение работников ч. 6 ст. 139 ТК РФ

16. при установлении новых условий оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений ч. 5 ст. 144 ТК РФ

17. при установлении повышения заработной платы за работу во вредных и тяжелых условиях труда ч. 3 ст. 147 ТК РФ

18. при установлении конкретных размеров оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день ч. 2 ст. 153 ТК РФ

19. при установлении конкретных размеров повышения оплаты труда за работу в ночное время ч. 3 ст. 154 ТК РФ

20. при применении систем нормирования труда абз. 2 ст. 159 ТК РФ

21. при принятии локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда ст. 162 ТК РФ

22. при угрозе массовых увольнений ч. 4 ст. 180 ТК РФ

23. при утверждении Правил внутреннего трудового распорядка ч. 1 ст. 190 ТК РФ

24. при наложении дисциплинарного взыскания, которое применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка ч. 3 ст. 193 ТК РФ

25. при досрочном снятии дисциплинарного взыскания на основании ходатайства представительного органа работников ч. 2 ст. 194 ТК РФ

26. при применении мер дисциплинарного воздействия к руководителям организаций и структурных подразделений организаций на основании заявления представительного органа работников ст. 195 ТК РФ

27. при утверждении формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечня необходимых профессий и специальностей ч. 3 ст. 196 ТК РФ

28. при разработке и утверждении правил и инструкций по охране труда для работников абз. 22 ч. 2 ст. 212 ТК РФ

29. при установлении норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающих по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов при наличии финансовых средств ч. 2 ст. 221 ТК РФ

30. при установлении степени вины застрахованного при расследовании несчастного случая с застрахованным, если установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда здоровью ч. 8 ст. 229.2 ТК РФ

31. при рассмотрении результатов расследования несчастных случаев на производстве и принятии мер, направленных на предупреждение несчастных случаев на производстве ч. 9 ст. 230 ТК РФ

I. Порядок учета мнения выборного органа первичной организации Профсоюза при принятии локальных нормативных актов «Статья 372. Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов.

Работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.»Локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 ТК РФ порядка учета мнения выборного органа первичной организации Профсоюза, не подлежат применению (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).

В статье 372 ТК РФ указывается на следующие обстоятельства при которых:

Работодатель направляет соответствующие материалы в выборный орган первичной организации Профсоюза в случаях, предусмотренных ТК РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также коллективным договором и соглашениями любых уровней социального партнерства;

Работодатель направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему перед принятием решения;

Работодатель направляет соответствующие материалы в выборный орган первичной организации Профсоюза, проект такого локального акта, который содержит нормы трудового права;

Работодатель направляет в выборный орган первичной организации Профсоюза не только проект локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, но и соответствующее обоснование к нему;

Работодатель направляет соответствующие материалы в тот выборный орган первичной организации Профсоюза, который представляет интересы всех или большинства работников данной организации.

Примерный образец

Обращение работодателя к выборному органу первичной организации Профсоюза о получении мотивированного мнения и обоснования по нему

Дата и исходящийномер документа

________________________

ОБРАЩЕНИЕ

о даче мотивированного мнения выборного органа

первичной организации Профсоюза в соответствии

со ст. 372 ТК РФ

Направляет проект

(наименование организации)

____________________________________________________________

(наименование локального нормативного акта)

и обоснование по нему с приложением всех необходимых документов.

Прошу в течение пяти рабочих дней направить в письменной форме мотивированное мнение по данному проекту нормативного акта.

Приложение на ______________листах.

Полномочный представитель

работодателя _________ __________________________

Примечание: обращение печатается на фирменном бланке организации и должно быть зарегистрировано с указанием исходящего номера и даты.

При определении выборного органа первичной организации Профсоюза, представляющей интересы всех или большинства работников данного работодателя – организации, следует руководствоваться статьями 29 – 31 ТК РФ, имея в виду, что этот выборный профсоюзный орган:

может представлять в данном случае не только работников – членов Профсоюза, но и работников, не являющихся членами Профсоюза, которые уполномочили этот выборный орган первичной организации Профсоюза представлять свои интересы на условиях, установленных данной первичной организацией Профсоюза;

полномочия выборного органа первичной организации Профсоюза определяются Положением о первичной организации Профсоюза, принятым в соответствии с Уставом Профсоюза или общим положением о первичной организации Профсоюза;

этот выборный орган первичной организации Профсоюза должен быть коллегиальным.

Согласно статьи 30 Трудового кодекса РФ, первичные организации Профсоюза и их органы ПРЕДСТАВЛЯЮТ в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами Профсоюза, а в случаях и порядке, которые установлены Кодексом, - интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в Профсоюзе при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.

Работники, не являющиеся членами Профсоюза, могут уполномочить орган первичной организации Профсоюза представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной организацией Профсоюза.

Выборный орган первичной организации Профсоюза, получив проект локального нормативного акта вместе с обоснованием по нему, должен рассмотреть их и не позднее 5 рабочих дней со дня получения проекта локального нормативного акта и направить работодателю свое мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

Мотивированное мнение выборного органа первичной организации Профсоюза может быть выражено в виде согласия с проектом локального нормативного акта либо может не содержать согласия с ним, либо содержать предложения по его совершенствованию.

Если мотивированное мнение выборного органа первичной организации Профсоюза своевременно направленное работодателю, не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может не согласиться с этим мнением профсоюзного органа. Тогда он обязан в течение 3-х дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с профсоюзным органом с целью достижения взаимоприемлемого решения, для исключения в дальнейшем проведения коллективного трудового спора либо обжалования принятого решения в соответствующий орган по труду или в суд.

Порядок принятия локального нормативного акта

1. Перед принятием решения об утверждении локального нормативного акта

Работодатель направляет в выборный орган первичной профсоюзной организации проект локального нормативного акта и обоснование по нему Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее 5 рабочих дней со дня получения проекта рассматривает его на своем заседании (т.е. коллегиально, с соблюдением кворума) и направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме

2. Мотивированное мнение профкома не содержит согласия либо содержит предложения по совершенствованию проекта локального нормативного акта

Работодатель может согласиться с ним либо в течение 3-х дней после получения мотивированного мнения проводит дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации в целях достижения взаимоприемлемого решения Выборный орган первичной профсоюзной организации принимает участие в дополнительных консультациях, проводимых по инициативе работодателя

3. Согласие по проекту локального нормативного акта недостигнуто, что должно быть оформлено протоколом разногласий

Работодатель имеет право принять локальный нормативный акт Выборный орган первичной профсоюзной организации имеет право:

Обжаловать принятый работодателем локальный нормативный акт в государственную инспекцию труда или суд;

Начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном статьей 401 ТК РФ

ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ

мотивированного мнения выборного органа

первичной организации Профсоюза по проекту

локального нормативного акта

Дата, _________________________

Исходящий номер документа (наименование выборного профоргана)

_____________________________________________________________

(должность. Ф.И.О. представителя работодателя)ВЫПИСКА ИЗ РЕШЕНИЯ

______________________________________________________________

(наименование выборного органа первичной организации Профсоюза)

о мотивированном мнении по вопросу принятия работодателем ______________________________

____________________

Профком полномочным составом рассмотрел обращение работодателя (письмо №_____ от «____»________________20___г.) по проекту _____________________________________________

(наименование проекта локального нормативного акта)

на заседании «____»_____________20___г.

На основании статей 371, 372 ТК РФ проверено соблюдение работодателем норм, предусмотренных ТК РФ, иными нормативными правовыми актами, условий коллективного договора и оглашений при подготовке проекта ____________________________________________

____________________________________________________________________________________

(наименование проекта локального нормативного акта)

и утверждено следующее мотивированное мнение:

представленный работодателем проект ______________________________________________

(наименование проекта локального нормативного акта)

и приложенные к нему документы, подтверждают (не подтверждают) правомерность его принятия.

Проект соответствует (не соответствует) требованиям, установленным статьями _______ ТК РФ (или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, регулирующих принятие данного нормативного акта), пунктам (статьям) ___________________соглашения, пунктам (статьям) ________________ коллективного договора, не ухудшает (ухудшает) положение работников.Иные замечания и дополнения к проекту по содержанию, срокам введения, предлагаемых изменениях и т.д. ________________________________________________________________________________________________________________________________

На основании изложенного считаем возможным (невозможным) принятие работодателем ________________________________________

(наименование проекта локального нормативного акта)

Председатель

профкома ___________________ _____________________

(подпись) (Ф.И.О.)

Мотивированное мнение выборного органа первичной организации Профсоюза ___________________________ от «___»____________20__г.

(наименование выборного органа)

получил(а).______________________________________________________

«_____» _________________20__г. __________________________

(подпись)

Примечание: если возможность принятия локального нормативного акта связана с необходимостью изменения его редакции, то мотивированное мнение может содержать измененную редакцию проекта, утвержденную выборным органом первичной организации Профсоюза.

При не достижении согласия между работодателем и выборным органом первичной профорганизации в ходе трехдневных дополнительных консультаций возникшие разногласия по содержанию проекта локального нормативного акта оформляются протоколом разногласий. После составления протокола разногласий и подписания его полномочными представителями работодателя и выборного органа первичной профорганизации работодатель вправе принять локальный нормативный акт.

В случае отказа от составления протокола разногласий либо отказа от его подписания полномочными представителями работодателя или выборного органа первичной профорганизации составляется соответствующий акт.

Принятый работодателем, таким образом, локальный нормативный акт может быть обжалован выборным профсоюзным органом в государственную инспекцию труда или в суд. В этом случае выборный профсоюзный орган работников имеет право начать процедуру коллективного трудового спора.

II. Порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя

«Статья 373. Порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя

При принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с п. 2, 3 или 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается.

В случае, если выборный орган первичной профсоюзной организации выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный орган первичной профсоюзной организации проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда. Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

Соблюдение вышеуказанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы выборный орган первичной профсоюзной организации права обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодателя - обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.

Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

В указанный период не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность).»Согласно ч. 2 ст. 82 ТК РФ, увольнение работников, являющихся членами Профсоюза, по п. 2, 3 и 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной организации Профсоюза в соответствии с порядком, установленным ст. 373 ТК РФ.

В случае принятия работодателем решения об увольнении работника по указанным основаниям он направляет проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия такого решения, в выборный орган первичной организации Профсоюза.

Под выборным органом соответствующей первичной организации Профсоюза следует понимать выборный орган той первичной организации Профсоюза, в которой состоит на учете работник - член Профсоюза.

ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ

обращения работодателя к выборному органу первичнойорганизации Профсоюза для получения мотивированного мнения

Дата и исходящий ________________________________

номер документа ________________________________

(наименование выборного органа первичной организации Профсоюза)

ОБРАЩЕНИЕ

о даче мотивированного мнения выборного органа первичной

организации Профсоюза в соответствии со ст. 373 ТК РФ

___________________________________

(наименование организации (филиала или иного обособленного направляет проект приказаструктурного подразделения)

о расторжении трудового договора с _________________________________

(ФИО работника полностью, должность, профессия, отдел, отделение)

В соответствии с (п. 2, 3, 5) ст. 81 ТК РФ и обоснование по нему ____________________________________________________________________________________

(перечисляются все прикладываемые документы, служащие основанием для правомерности издания приказа)

Прошу в течение семи рабочих дней направить в письменной форме мотивированное мнение по проекту данного приказа.

Приложение: на _________листах.

Полномочный представитель

Работодателя ___________ ____________________________________

(подпись) (фамилия и инициалы)

Примечание: обращение печатается на фирменном бланке войсковой части (организации) и должно быть зарегистрировано с указанием исходящего номера и даты.

Законодатель установил дополнительную защиту для работников – членов Профсоюза при расторжении трудового договора с ними по инициативе работодателя в случаях, указанных в ст. 373 ТК РФ. Практика показывает, что при увольнении работников именно в этих случаях работодатель чаще всего проявляет субъективизм. Особенно это касается увольнения по п. 5 ст. 81 ТК РФ, когда незначительные нарушения дисциплины труда, и часто весьма сомнительные, работодатель необоснованно принимает решение об увольнении работника.

Неслучайно в п. 53 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ» указывается, что суд, являющийся органом по разрешению индивидуальных трудовых споров, в силу ч. 1 ст. 195 ГПК РФ должен вынести законное и обоснованное решение, обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания вытекающих из статьей 1, 2, 15, 18, 19, 54 и 55 Конституции РФ и признаваемых РФ, как правовым государством, общих принципов юридической, а следовательно, и дисциплинарной ответственности – таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм.

В этих целях работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, предшествующее поведение работника, его отношение к труду.

После получения проекта приказа и копий документов, являющихся основанием для принятия решения об увольнении работников, выборный орган первичной организации Профсоюза (далее – профком) в течение семи рабочих дней должен рассмотреть данный вопрос, подготовить свое мотивированное мнение в письменной форме и направить его работодателю.

Мнение профкома должно быть выражено именно по тому вопросу, который указан в проекте приказа. Оно должно быть мотивированным, то есть в нем должны быть изложены доводы для обоснования позиции профсоюзного органа по данному вопросу.

Если же мнение профкома не будет мотивированным либо не будет представлено в семидневный срок, оно не будет учитываться работодателем при принятии им окончательного решения.

Примерный образец оформления мотивированного мнения

выборного органа первичной организации Профсоюза

по проекту приказа (распоряжения) работодателя

Дата и исходящий номер документа _____________________________________________________ ____________________________________________________________________________________

(наименование организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения) ______________________________________________________________________(должность, Ф.И.О. представителя работодателя)

ВЫПИСКА ИЗ РЕШЕНИЯ

________________________________________________________________

(наименование выборного органа первичной организации Профсоюза)

о проекте мотивированного мнения по вопросу принятия работодателем

________________________________________________________________

Рассмотрел полномочным составом

Обращение

(наименование органа первичнойпрофорганизации)

№____ от «___»__________20__г. по проекту _____________________________________________ ____________________________________________________________________________________

(наименование проекта приказа (распоряжения) работодателя)

обоснование к нему и документы, подтверждающие законность его издания работодателем.

На заседании «___»___________20__г.__________________________________________

(наименование профоргана)

на основании ст. 371, 373 ТК РФ проверено соблюдение работодателем действующих норм трудового законодательства, коллективного договора при подготовке проекта приказа (распоряжения) о расторжении трудового договора с ________________________________ ____________________________________________________________________________________

в соответствии с (п. 2, 3, 5) ст. 81 ТК РФ утверждено следующее мотивированное мнение:

МОТИВИРОВАННОЕ МНЕНИЕ

________________________________________________________________

(наименование выборного органа первичной профорганизации)

по проекту _________________________________________________________

(наименование проекта приказа (распоряжения) работодателя)

Представленный работодателем проект приказа (распоряжения) о расторжении трудового договора с ___________________________________________________________________________

(Ф.И.О. работника полностью, должность, профессия, отдел, иное подразделение или место работы увольняемого работника)

в соответствии с (п. 2, 3, 5) ст. 81 ТК РФ и приложенные к нему документы подтверждают (не подтверждают) правомерность его принятия.

Проект приказа (распоряжения) соответствует (не соответствует) требованиям установленным статьями ________________Трудового кодекса РФ, статьями ___________________иного федерального закона (содержащего нормы трудового права, регулирующие принятие данного приказа (распоряжения)), статьями ______________________законов субъекта РФ (содержащего нормы трудового права, регулирующие принятие данного приказа (распоряжения)), пунктам ______Соглашения, пунктам Коллективного договора, не нарушает (нарушает) условий трудового договора работника.

Проект приказа (распоряжения) учитывает (не учитывает) дополнительные обстоятельства, связанные с трудовой деятельностью работника в организации (филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении), индивидуального предпринимателя, не учтенные работодателем при подготовке проекта приказа (распоряжения) о расторжении трудового договора с___________________________________________________________________________

На основании изложенного ________________________ считаем возможным (невозможным) (наименование профоргана)

принятие работодателем решения об издании приказа (распоряжения) о расторжении трудового договора с___________________________________________________________________________

(Ф.И.О. работника полностью, должность, профессия, отдел, иное подразделение или место работы увольняемого работника)

в соответствии с (п. 2, 3, 5) ст. 81 ТК РФ

Председатель профоргана _______________ ____________________

(подпись, печать) (Ф.И.О.)

Мотивированное мнение профоргана________________________________

(наименование профоргана)

(Ф.И.О. представителя работодателя)

«____» 20__г. получил (а) _________________________________________

(подпись)

В региональных и территориальных Соглашениях могут предусматриваться следующие условия, улучшающие положение работников:

Увольнение по инициативе работодателя членов выборных профсоюзных органов всех уровней;

Принятие локальных нормативных актов, расторжение трудовых договоров, требующих учёта мотивированного мнения выборного профсоюзного органа с согласия выборного органа первичной организации Профсоюза.

Различие между «мотивированным мнением первичной профсоюзной организацией» и «согласием первичной профсоюзной организацией» означает, что мнение профсоюзного органа обязательно должно учитываться при принятии решения работодателем, хотя и не является дня него юридически обязательным.

В то же время обязанность согласования с профсоюзным органом предписывает работодателю до совершения определенных действий перечисленных в соглашении получить предварительное согласие профсоюзного органа на совершение данных действий. В том случае, если профсоюзный орган не согласен в совершении предполагаемых действий, работодатель не вправе их совершать.

На основании изложенного можно сделать вывод, что юридическая сила (степень обязательности) учета мнения или согласия выборного органа первичной организации Профсоюза по смыслу Трудового кодекса РФ заключается:

Во-первых, во всех случаях, где говорится об учете мнения представительного органа работников или о его согласии работодатель обязан принимать решения с учетом мнения или согласия соответствующего выборного органа первичной организации Профсоюза.

Если работодатель не обратился к выборному органу первичной организации Профсоюза, т.е. не выполнил свою обязанность, то его решение по вопросу, по которому он обязан выяснить мнение профсоюзного органа, не имеет юридической силы, так как нарушается порядок принятия решения.

Во-вторых, выборный орган первичной организации Профсоюза должен рассмотреть обращение работодателя на своем заседании, т.е. коллегиально, с соблюдением кворума. В случае нарушения этого порядка решение профкома не имеет юридической силы.

В-третьих, выборный орган первичной организации Профсоюза вправе пригласить на свое заседание представителей работодателя и специалистов. До заседания профкома председатель, члены профкома могут обратиться к работодателю с предложением о проведении переговоров (консультаций) по поводу предстоящего решения.

В-четвертых, заседание профкома должно быть оформлено протоколом, в котором необходимо показать число избранных в его состав членов, количество присутствующих на заседании профкома и их фамилии (для определения наличия кворума), мнение, к которому пришли на заседании и его обоснование (мотив).

При обосновании своего мнения профком должен ссылаться на действующее законодательство, коллективный договор, соглашение, при определенных обстоятельствах - на трудовой договор конкретного работника, а также на обстоятельства, фактически сложившиеся в организации к моменту принятия решения работодателем и выборным органом первичной организации Профсоюза.

В-пятых, обязательна письменная форма, фиксирующая мнение выборного органа первичной организации Профсоюза. В противном случае будет считаться, что это мнение не выражено.

Выборным профсоюзным органам (профкомам) следует иметь в виду, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации решения профкомов, как и приказы (распоряжения) работодателей, могут быть обжалованы в судебном порядке заинтересованными лицами.
журавлем. Вот вздумала однажды лиса угостить журавля и пошла звать его к себе в гости.-Приходи куманек! Приходи, дорогой! Уж я как тебя угощу!Идет журавль на званый пир. А лиса наварила ман...»

«Изх. № София,.03.2016 г. ДОМИНИСТЕРСКИЯ СЪВЕТНА РЕПУБЛИКА БЪЛГАРИЯДОКЛАД от Даниел Митов, министър на външните работи Относно: проект на ПМС за одобряване на допълнителни разходи по бюджета на МВнР за 2016 г. и проект на РМС за възлагане на министъра на външните работи да сключи договор за покупка в полза на държава на 29/48 ид.части о...»

«Утверждено Приказом генерального директора государственного унитарного предприятия Архангельской области "Фармация" № ПРК0000337 от 03.05.2012 года Документация об открытом аукционе на право заключения договора купли-продажи недвижимого имущества, находящегося в собственности Арханге...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - различные ресурсы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Выдержка из комментария к Трудовому кодексу РФ

Подготовленного ФНПР,

Академией труда и соц.отношений.

Примерный образец обращения работодателя

к выборному органу первичной профсоюзной организации

для получения мотивированного мнения

Дата и исходящий номер документа

_____________________________________

(наименование первичной профорганизации)

ОБРАЩЕНИЕ

Работодателя о даче мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со статьей 373 Трудового кодекса РФ

__________________________________________________________направляет проект приказа

(наименование организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения)

о расторжении трудового договора с _________________________________________________

(Ф.И.О. работника полностью, должность, профессия,

отдел, иное подразделение или место работы увольняемого работника)

в соответствии с (п. 2, 3, 5) статьи 81 Трудового Кодекса РФ и обоснование по нему с приложением следующих документов:_________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________( перечисляются все прикладные документы, служащие основанием для правомерности издания приказа, распоряжения)

Прошу в течение семи рабочих дней направить в письменной форме мотивированное мнение по проекту данного акта (приказа, распоряжения).

Приложение на ______ листах.

Полномочный

Представитель работодателя ____________ __________________

(подпись) (фамилия и инициалы)

Примечание: обращение печатается на фирменном бланке организации и должно регистрироваться с указанием исходящего номера и даты.

Законодатель установил дополнительную защиту для работников - членов профсоюза при расторжении трудового договора с ними по инициативе работодателя в случаях, указанных в ст.373 ТК. Практика показывает, что при увольнении работников в этих случаях работодатель чаще всего проявляет субъективизм. Особенно это касается увольнений по п.5 ст.81 ТК, когда за незначительные нарушения, работодатель необоснованно принимает решение об увольнении работника.

В п. 53 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004г. №2 "О применении судами РФ Трудового кодекса РФ" указывается, что суд, в силу ч.1 ст.195 ГПК РФ должен вынести законное и обоснованное решение; обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания или о восстановлении на работе и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания вытекающих из статей 1, 2, 15, 17, 18,

19, 54 и 55 Конституции РФ и признаваемых РФ, как правовым государством, общих принципов юридической и дисциплинарной ответственности - таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, гуманизм.

Работодателю необходимо представить доказательства, того, что работник совершил дисциплинарный проступок, и того, что при наложении взыскания учитывались его тяжесть, обстоятельства, при которых он был совершен, предшествующее поведение работника, его отношение к труду.

После получения проекта приказа и копий документов, являющихся основанием для принятия решения об увольнении работников, выборный орган первичной профорганизации в течение семи раб.дней должен рассмотреть вопрос, подготовить свое мотивированное мнение в письменной форме и направить его работодателю.

Мнение выборного органа первичной профорганизации должно быть выражено именно по тому вопросу, который указан в проекте приказа. Оно должно быть мотивированным, то есть в нем должны быть изложены доводы для обоснования позиции по данному вопросу.

Если же мнение выборного профсоюзного органа не будет мотивированным либо не будет представлено в семидневный срок, оно не будет учитываться работодателем при принятии им решения.

Примерный образец оформления мотивированного мнения

выборного органа первичной профсоюзной организации

по проекту приказа (распоряжения) работодателя

Дата и исходящий номер документа _______________________________

(наименование организации

________________________________

(должность, Ф.И.О. представителя работодателя)

ВЫПИСКА ИЗ РЕШЕНИЯ

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(наименование выборного органа первичной профсоюзной организации)

о проекте мотивированного мнения по вопросу принятия работодателем

__________________________________________________________________________________

________________________________________ рассмотрел полномочным составом Обращение

(наименование органа первичной проф. организации)

№__ от «__»____________200_г. по проекту __________________________________________

(наименование проекта приказа (распоряжения) работодателя)

обоснование к нему и документы, подтверждающие законность его издания работодателем

На заседании «__»___________200_г._____________ ______________________

(наименование профоргана)

на основании статей 371, 373 Трудового Кодекса РФ проверено соблюдение работодателем действующих норм трудового законодательства, коллективного договора при подготовке проекта приказа (распоряжения) о расторжении трудового договора с _________________________________________________________________________________ (Ф.И.О. работника, должность, профессия, отдел или место работы увольняемого работника)

в соответствии с (п.2, 3, 5) статьи 81 Трудового Кодекса РФ утверждено следующее мотивированное мнение:

МОТИВИРОВАННОЕ МНЕНИЕ

__________________________________________________________________________________

(наименование выборного органа первичной профорганизации)

по проекту ________________________________________________________________________

(наименование проекта приказа (распоряжения) работодателя)

Представленный работодателем проект приказа (распоряжения) о расторжении трудового договора с ______________________________________________________________

(Ф.И.О. работника, должность, профессия, отдел, место работы увольняемого работника)

в соответствии с (п. 2, 3, 5) статьи 81 Трудового кодекса РФ и приложенные к нему документы подтверждают (не подтверждают) правомерность его принятия.

Проект приказа (распоряжения) соответствует (не соответствует) требованиям установленным статьями ___________ Трудового Кодекса РФ, статьями ______________ иного федерального закона (содержащего нормы трудового права, регулирующие принятие данного приказа (распоряжения)), статьями _______________ законов субъекта РФ (содержащего нормы трудового права, регулирующие принятие данного приказа (распоряжения)), пунктам _____________ Соглашения, пунктам _________________ Коллективного договора, не нарушает (нарушает) условий трудового договора работника.

Проект приказа (распоряжения) учитывает (не учитывает) дополнительные обстоятельства, связанные с трудовой деятельностью работника в организации (филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении), индивидуального предпринимателя, не учтенные работодателем при подготовке проекта приказа (распоряжения) о расторжении трудового договора с __________________________________

На основании изложенного___________________________________ считаем возможным

(наименование профоргана)

(невозможным) принятие работодателем решения об издании приказа (распоряжения) о расторжении трудового договора с __________________________________________________

(Ф.И.О. работника, должность, профессия, отдел, место работы увольняемого работника)

в соответствии с (п. 2,3,5) статьи 81 Трудового Кодекса РФ.

Председатель

профоргана _________________ ___________________

(подпись, печать) (Ф.И.О.)

Мотивированное мнение профоргана _________________________________ от

(наименование профоргана)

«__»_________200_г. получил (а) _______________________________________

(Ф.И.О. представителя работодателя)

«__»_________ 200_г. _________________________

(подпись)

Если соответствующий выборный профсоюзный орган выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя об увольнении работника, он в течение 3 рабочих дней после направления работодателю своего мотивированного мнения по своей инициативе должен провести с работодателем или его представителем дополнительные консультации. При этом результаты этих консультаций необходимо оформить протоколом.