На что нужно обратить родителям, если ребенок приносит плохие оценки. Я сделала страшную ошибку, велев дочери быть отличницей

- Ирина Евгеньевна, Вы не только профессиональный психолог и психотерапевт, но и мама четверых детей, поэтому проблема школьных оценок Вам хорошо знакома. Что делать родителям? Ругать ребенка? Наказывать?

Хочу напомнить, что «плохие отметки» - понятие строго индивидуальное: одни родители ругают за двойки, другие - за четверки. Если годовые оценки школьника стали для родителей неприятным сюрпризом, мне хочется спросить: а где были эти родители в середине учебного года? Разве они не видели, как учится их ребенок? Сейчас во всех школах существуют электронные журналы, в них выставляются все оценки, у родителей есть к ним доступ, и они в любой момент могут посмотреть успеваемость ребенка по всем предметам. Почему же они начинают ругать его после окончания учебного года, когда исправить ситуацию уже невозможно?

Если родителей не устраивают оценки, нужно выяснить, почему это происходит: поговорить с учителем, позаниматься с ребенком и понять, в чем его трудности. Но делать это нужно в течение учебного года, а в конце года ругать ребенка за плохие отметки бессмысленно.

Очень важно отмечать достижения ребенка и хвалить его за них, поэтому по окончании учебного года будет полезно сравнить те оценки, которые улучшились за последнее время, и похвалить ребенка за эти достижения. Если успеваемость упала, причину этого нужно выяснять комплекс-но: может быть, ребенок много болел, что-то запустил или недопонял? Или у него не сложились отношения с учителем? У детей могут быть особенности развития - например дислексия или дисграфия. Выяснять это должны родители вместе с учителем: сам ребенок не может понять, почему снизилась его успеваемость, и разобраться в этом следует взрослым. Родители, которые в течение года внимательно следят за учебой ребенка, заранее знают, какие годовые оценки он получит. Но если в этом случае по непонятным причинам итоговые отметки оказались неожиданно плохими, нужно идти в школу и разбираться с учителем, а не с ребенком.

- Некоторые родители ругают детей даже за четверки. Можно ли добиваться от ребенка отличной успеваемости по всем предметам?

Это абсолютно недопустимо: четверка - хорошая отметка. Неко-торые родители считают, что их ребенок должен учиться на пятерки. Но кому и почему он это должен? Родители должны четко разграничивать свои желания и желания ребенка: взрослые хотят, чтобы он был отличником? А хочет ли этого сам ребенок? А самое главное - способен ли он усваивать все школьные предметы на «отлич-но»? Родители должны честно ответить себе на эти вопросы и отделять свои личные амбиции от требований к школьнику. Родители, которые ругают ребенка за четверки, забывают о том, что такой «педагогический» подход калечит детскую психику: получив четверку, ребенок плачет и боит-ся идти домой.

- Но иногда родители видят, что ребенок учится вполсилы.

Я бы сказала, что в этом случае ребенок просто экономит свои силы, и это можно объяснить. У школьников большие нагрузки: им приходится рано вставать и быть дисциплинированными, но их организм растет, мозг активно формируется, а гормональный фон меняется. В результате у них вырабатывается много энергии, которую приходится сдерживать, и все это очень влияет на отношение к учебе. Но есть и другой фактор: в течение учебного года у детей накапливается усталость. Осенью дети начинают учиться активно: они отдохнули, загорели и набрались сил, поэтому результаты первой четверти бывают хорошие. Ближе к Новому году активность снижается, а к весне внутренние ресурсы школьников истощаются: появляется авитаминоз, снижается иммунитет, работоспособность падает. Ребенок неосознанно начинает экономить свои силы, и оценки в последней четверти могут быть хуже, чем в первой.

Если родители считают, что их ребенок учится вполсилы, они должны выяснить, почему это происходит и для чего он экономит свои силы: может быть, ему интереснее заниматься чем-то другим или играть в компьютерные игры? Но для учебы вполсилы могут быть и другие причины - например, пропущенный материал, который не был выучен своевременно, мешает усваивать следующие темы. В результате у ребенка возникают непосильные для него трудности, с которыми он не может справиться самостоя-тельно. В этом случае родители должны помочь ему дополнительными занятиями, а не ругать.

- А может быть, ребенок просто ленив и не хочет хорошо учиться?

Если ребенок экономит свои силы, это не лень - это своеоб-разное приспособление ребенка к жизни. Он не планирует быть ленивым, у него это получается неосознанно и он сам от этого страдает. Ребенок не хочет плохо учиться, он боится учителей и побаивается немилости родителей, но при этом почему-то экономит свои силы или переключается на что-то простое и легкое, где у него больше возможностей стать успешным и добиться каких-либо достижений - например на компьютерные игры.

- Нужно ли наказывать ребенка за плохие годовые отметки путем лишения его каких-либо удовольствий - например обещанной экскурсии, туристической поездки или путевки в летний лагерь?

Нельзя. Такое наказание будет нечестным поступком по отношению к ребенку: он все равно трудился, старался, рано вставал, много работал. Родители должны присмотреться к своему ребенку, выяснить причины его проблем и помочь с усвоением трудного для него материала.

- Если родители недовольны годовыми оценками школьника, то как мотивировать ребенка на более успешную учебу в будущем?

Нельзя забывать, что сами дети тоже расстраиваются из-за плохих отметок и стараются их исправить. Если в классе хорошие отметки считаются чем-то важным и ценным, то у ребенка будет стимул учиться как можно лучше. Но самая главная мотивация - интерес к учебе: если ребенку интересно, он будет учиться хорошо. Подарки, покупки, поездки и прочие материальные поощрения - это плохая стимуляция, а деньги в качестве стимула к учебе вообще недо-пустимы.

Что делать родителям, если ребенок принес "двойку"

Склонив голову, жутко расстроенный ученик, не торопясь, шагает из школы домой.
Портфель с тяжелой «двойкой», жирно выведенной в дневнике, еле волочется за хозяином. Мысли о том, что дома попадет, разными картинками пестрят в голове. Как это страшно для ребенка! «Ладно, на прошлой неделе не сдержался, поведение подкачало – соседу по голове книгой дал, «двойку» заслуженно получил, – размышляет школьник. – А сегодня, – вел себя примерно, и руку поднимал, подумаешь, примеры неправильно решил. А ведь так хотелось порадовать родителей…»
Сколько детских слез пролито из-за плохих отметок. Что делать, если сын или дочка принесли в дневнике «двойку»? Как на это реагировать родителям: ругать, наказывать, лишать чего-то или выяснить, в чем причина? Об этом поговорим с психологом Натальей Леонидовной ПАРШИНОЙ, директором Центра психолого-медико-социального сопровождения «Зюзино».

Оценки или отметки?
Начнем с того, что оценка и отметка – понятия разные. Оценка – это мнение, суждение, высказывание о качествах чего-нибудь. Отметка же – установленное условное обозначение степени знаний и результатов деятельности ученика, выставляемая преподавателем.
Результаты усилий ребенка всегда следует замечать и отмечать, позитивно подкрепляя их. Это делать необходимо, чтобы дети приобретали уверенность в своих силах, в себе, понимая: то, что не получается сегодня, получится завтра. Право ошибаться, умение брать ответственность за свои поступки нужны по жизни. Они помогут ребенку в будущем достигать желаемых целей. К тому же, если мы не научим ребенка оценивать свои поступки, тогда он просто не узнает, что такое хорошо, а что – плохо, что в какой степени допустимо и что – нет.
Грузинский педагог, психолог Ш.А. Амонашвили предложил альтернативный существующему в традиционной школе подход к оцениванию. Он советовал отмечать у школьника то, что получается лучше всего. Таким образом, показывая пробелы и то, к чему должен стремиться ученик. «Так и надо, как получилась эта буква» и эту букву обводят, ставят в пример.
Современные школы, как правило, подчеркивают то, что не получилось у ребенка, и снижают за это оценки.

Очень важно!
Родители должны доверять учителям, прислушиваться к их советам и со спокойствием принимать проблемы своих детей.

За знаниями?
Чтобы ребенок ходил в школу не за отметками – не следует делать трагедии из «двойки», не надо и слишком радоваться «пятеркам». Ваш ребенок ходит в школу не за баллами, а за знаниями. Это и есть главная цель обучения. Отметки – не плата за работу, они только указывают на то, какой период пройден гладко, а где необходимо еще поработать. Некоторые родители чрезмерно увлекаются школьными отметками, у детей появляется «отметочная психология», девизом которой становится лозунг: «Пятерка» – любой ценой!». Дети начинают списывать, зубрить, подгонять ответ и очень огорчаются, когда получают «двойки» и «тройки».
«Два» и «три», как же себя вести?
Отнеситесь к этому спокойно, разберитесь, в чем дело. Может быть, ребенок что-то забыл сделать или доделать. Надо спросить: «Ты не смог выполнить задание, потому что не знал, как? Или отвлекался? Будешь теперь внимательнее следить за тем, что говорит учитель, правда?» Целиком полагаться на сознательность ребенка не стоит. Последите несколько дней, как у него идут дела, все ли уроки сделаны. Не исключено, что ребенок плохо усвоил материал. Тогда стоит самостоятельно позаниматься с ним, но делать это надо с осторожностью. Не все родители оказываются хорошими педагогами. Когда сын или дочь запутались в предмете, родитель, который нервничает, только ухудшает положение. Если «двойка» поставлена за неряшливость в тетради, родителям достаточно выразить свои огорчения и надежду, что ребенок будет стараться писать аккуратнее. Кстати, обилие помарок в тетради может свидетельствовать об определенных учебных трудностях ребенка, разобраться в которых поможет специалист – психолог или логопед. Специалисты помогут найти более короткий и безболезненный путь преодоления обидных помарок. Если вы будете заставлять ребенка десять раз переписывать текст, это может разрушить интерес к учебе (особенно у маленьких школьников). Будьте осторожны!

Будь уверенной совой!
Бывает, что ребенок получает низкие оценки за устные ответы, хотя знает заданный материал. Ответить ему мешает волнение, которое возникает каждый раз, когда его вызывают к доске. Такого ребенка не следует ругать за плохие отметки, его необходимо ободрить. А при домашней подготовке устных ответов можно «потренировать» ребенка, например, поиграв в театр. Ему стоит попробовать представить, что отвечает он не дома, а у доски, и говорит голосом не растерянного кролика, а уверенной совы из всеми любимой сказки о Винни-пухе. Соответственно и постарается почувствовать себя спокойно и уверенно.
Обсуждение учителя под запретом
Бывает, что дети высказывают обиду в адрес учителя. Родители, естественно, всегда стараются принять сторону ребенка, защитить его. Но главное, что всегда надо помнить взрослым, учитель не должен обсуждаться в присутствии ребенка. Ребенок может воспользоваться вашим мнением и начнет хитрить, не выполнять требования. Сомнения в действиях учителя помогут найти быстрое оправдание нерадивым и не очень прилежным ученикам своему собственному безответственному отношению к учебе. А доверие и взаимопонимание между родителями и учителем поспособствуют присвоению ответственности за собственные поступки.
Главное умение, которое должно быть сформировано у школьника в начальной школе – умение учиться. Оно предусматривает и прилежание, и аккуратность, и усидчивость, и умение нести ответственность за свои поступки. Кроме этого, школьник должен овладеть определенными учебными навыками, найти способы, с помощью которых он сможет быстрее запоминать, усваивать необходимый материал, концентрировать свое внимание в нужное время, выделять главное в прочитанном и многое другое.

Совет психолога:
Как помогать ребенку:
* На первых порах выполняйте домашнее задание вместе с ребенком, если он не справляется сам. Это для него очень важно. Но никогда не предлагайте своей помощи больше, чем это нужно ребенку.
* Напоминайте об уроках без криков и угроз. Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через час-два после возвращения из школы. Ребенок должен отдохнуть от занятий. Отрегулируйте режим дня ребенка. Приучите его самостоятельно следить за временем.
* Оборудуйте рабочее место ребенка, поставьте удобный стол, повесьте лампу (источник света должен находиться слева или спереди, если ребенок правша, чтобы тень не падала на тетрадь), расписание уроков, интересные стихи и пожелания школьнику перед началом выполнения уроков.
* Приучайте ребенка к порядку – учебные принадлежности должны всегда находиться на своем рабочем месте, а не валяться на кухонном столе или на телевизоре.
* Родители требуют, чтобы ребенок сделал сразу все уроки. Но необходимо помнить, что школьнику через 30–40 минут необходимо сделать 5–10-минутный перерыв. Лучше при этом, если ребенок займется физическими упражнениями.
* Если ребенок посещает группу продленного дня, он все задания выполняет в школе. Поэтому дома он должен отдохнуть, развлечься, что-то сделать вместе с родителями.
* Если ребенок что-то делает не так, не спешите его ругать. То, что вам кажется простым и понятным, для него пока кажется трудным.
* Учите вашего ребенка не отвлекаться во время выполнения уроков. Если ребенок отвлекается, спокойно напоминайте ему о времени, отведенном на выполнение уроков.
* Старайтесь как можно раньше приучить ребенка делать уроки самостоятельно и обращаться к вам только в случае необходимости.
* Научите ребенка выполнять любое дело, в том числе и домашние задания, с удовольствием, без злобы и раздражения. Это сохранит и ваше здоровье.
* Радуйтесь успехам вашего школьника, и мудро поучайте в случаях неудач.
* Сделайте так, чтобы у ребенка не было сомнений в том, что вы его любите не зависимо ни от успехов, ни от неудач. Будьте ему другом и союзником.

Хвалить или наказывать?!
Вольно или невольно родители стремятся в ходе воспитания передать ребенку свою систему ценностей, научить сына или дочь пониманию того, что такое хорошо, а что такое плохо. Одно из самых доступных родительских средств на этом пути – наказание. Часто наказание применяется в качестве «регулятора успеваемости». Здесь родителям следует проявить осмотрительность. Плохие отметки не всегда свидетельствуют о нежелании ребенка учиться хорошо. Прежде всего, родители должны разобраться: ребенок плохо учится потому что не хочет или потому что не может. Если ребенок учится плохо, потому что не успевает, например, за темпом класса, ему нужна дополнительная помощь. Понять истинные причины школьных трудностей, если помощи внутри школы не достаточно, помогут специалисты центров для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Бывает и по-другому: ребенок может учиться хорошо, но почему-то не получается. При таком положении дел также важно понять, почему это происходит. Причины могут быть разные. Наиболее часто встречающиеся – недостаточный самоконтроль маленького школьника. В этом случае скорей осознать последствия не очень прилежного поведения поможет отказ от поощрений, например, запрет на просмотр мультфильма. Ребенок только приступил к учебе в школе, и не следует ждать от него безупречного прилежания, – не все дети к этому способны, особенно, если до школы мама постоянно подсказывала, как и что делать. Обучение в школе требует от ребенка определенного уровня самостоятельности. Ребенок постепенно учится контролировать свои поступки и нести ответственность за их последствия.

Если проблемы плохого поведения, стойкой неуспеваемости не получается решить с помощью специалистов школы, обратитесь за помощью в ближайший центр для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Кстати, в Москве таких центров более 50. Не нужно бояться и стесняться обращаться за помощью к специалистам!

Мир ли в доме?
«Двойки» могут свидетельствовать о психологическом неблагополучии школьника. Например, он может страдать от ревности к младшему члену семьи. При таком положении дел двойки «помогут» школьнику переключить внимание родителей от младшего брата или сестры на себя. Такое бессознательное поведение поможет вернуть уверенность в том, что с рождением малыша старшего ребенка меньше любить не стали.
Эмоциональное состояние ребенка может влиять на успеваемость. Во время уроков, охваченный переживаниями по поводу болезни близких людей или предстоящим отъездом родителей школьник может отвлекаться и не слушать объяснения учителя. У особенно чувствительных детей может меняться почерк, буквы начинают «плясать», становятся различной величины, строчка вдруг заканчивается за полями… В этом случае ребенку нужны поддержка, внимание.

Домашнее задание
Не все дети имеют свою отдельную комнату. Но собственное рабочее место им необходимо. На первых порах первокласснику нужна помощь для уточнения распорядка дня, определения последовательности приготовления уроков. Кроме того, на первых порах дети часто делают ошибки и помарки, быстро утомляются, не могут сосредоточиться. Им необходимо помочь в соблюдении режима дня, в чередовании этапа подготовки уроков и отдыха. Родители должны подбадривать ребенка, объяснять, если что-либо ему непонятно, но не выполнять за ребенка работу. Нужно, конечно, требовать, чтобы домашнее задание выполнялось чисто и аккуратно, но заставлять переписывать работу несколько раз не стоит. Добившись даже небольших успехов, можно закрепить их на следующий день. Рывки никогда не приносят успеха.
Постепенно ребенку будет требоваться меньше времени для организации занятий. Позже прямое участие в занятиях вы замените своим присутствием, то есть будете контролировать качество выполнения заданий. Но главное – продолжать интересоваться жизнью школьника, уметь радоваться его успехам, помогать при трудностях.

Хвалить за «пятерки»?
Хвалить, конечно, надо, но не за отметки, а за интерес к учебе и к миру. И не столько хвалить, сколько поддерживать интерес школьника к освоению окружающего мира. На самом деле этот интерес – дело вполне естественное для всех детей, начиная с первых дней жизни, каждый родитель это знает.

Прислушивайтесь
к детям, а вдруг
это правда?!
Мама, папа, не кричите,
Двойку снова я несу,
Озверел опять учитель,
Я сейчас все объясню.
Я таблицу умноженья
Ему с места отвечал.
Проявлял он раздраженье,
Без причины нервничал.
Мой сосед по парте – Вася,
Заслонив рукою свет,
С калькулятором игрался,
Проверяя мой ответ.
Вдруг, как звери в зоосаде,
Наш учитель заорал,
Друга Васю он ограбил,
Калькулятор отобрал.
От учительского крика
Я сейчас же все забыл,
А учитель этот мигом
Двойку мне в дневник влепил.

Учебный год приближается к концу, наступает время подводить школьные итоги. Что делать, если оценки плохие?

Плохая оценка стала фактом. Уже нет смысла кричать, размахивать руками, пить сердечные капли, упрекать чадо в безделье и глупости. Год заканчивать или получать аттестат надо по-любому. и на первом фланге борьбы за него должны стоять родители.

Средние классы

Если вы родитель учащегося средних классов, вам полезно знать: школе не нужны неуспевающие ученики. Считается, что это показатель плохой работы учителей, и директора образовательного учреждения за это точно не похвалят. Поэтому если ваше чадо запустило учебу, имейте в виду, что выход из этой ситуации можно найти.
Первое, что вы должны сделать, - это поговорить с классным руководителем. Он поможет понять ситуацию и подскажет, в какое время лучше подойти к учителю-предметнику. Желательно это сделать вместе с ребенком: так вы сможете правильно оценить его взаимоотношения с преподавателем. Ведь нередко бывает так, что дома родители видят свое дитя с одной стороны, а в школе его знают совсем другим. Продемонстрируйте педагогу заинтересованность, свою и ребенка, в положительной оценке и узнайте, что можно сделать, чтобы ее получить. Есть разные способы: написание рефератов, подготовка устных тем и дополнительных заданий, переписывание контрольных работ.
Допустим, разговора с учителем не получилось: он и ваш ребенок остались по разные стороны баррикад. Тогда обратитесь за помощью к завучу или директору. Знания учащегося могут проверить они сами или созданная по вашей просьбе независимая комиссия. Но в таком случае знания на самом деле должны быть.
Если все-таки двойки избежать не удалось, ребенка переведут в следующий класс условно. Вам предложат написать заявление на имя директора школы с просьбой перенести аттестацию на осень и дадут план занятий на каникулах. Ну а вы, в свою очередь, должны будете позаботиться не только о хорошем отдыхе ребенка, но и о его тщательной подготовке к школе. Если в школе предусмотрены занятия для неуспевающих учеников в июне, ваш ребенок будет ходить в так называемую летнюю школу.

Старшие классы

Гораздо сложнее обстоит дело со старшеклассниками, а именно с выпускниками. Из-за неуда или академической задолженности, учащегося могут не допустить до экзаменов. Но если он будет готов погасить свои долги по предмету, такую возможность школа ему обязательно предоставит.
Действовать нужно по той же схеме, что и с учащимся средних классов. Обязательно обратитесь к классному руководителю за консультацией. Он поможет оценить ситуацию и подскажет, можно ли что-то сделать на данном этапе. Даже при самом плохом раскладе
(двойки поставили, до экзаменов не допустили) ребенка не отправят из школы со справкой. Аттестат он все равно получит. Правда, обойдется это уже не малой кровью. Скорее всего, его оставят на второй год или переведут на самообразование с последующей сдачей экзаменов.

Пойти по другому пути

Все родители мечтают о том, чтобы их ребенок был самым лучшим. Они стремятся отдать его в лучшую школу, помогают поступить в лучший вуз и закончить его с отличием. Вот только нередко желания самих детей идут вразрез с родительскими. Что, если ваш отпрыск совсем не хочет покорять школьные высоты?
Иногда бывает сложно признаться себе в том, что ребенок попросту не тянет программу этого учебного заведения или программу 10-го и 11-го классов. Ему не по силам учиться в престижной гимназии, специализированном классе или, наконец, просто в школе после 9-го класса. Быть может, стоит задуматься о техникуме или колледже, где он будет чувствовать себя гораздо лучше?
Если вы будете настаивать на своем, то вряд ли добьетесь чего-то, кроме постоянного стресса как для себя, так и для ребенка. В некоторых случаях стоит набраться смелости, здраво оценить ситуацию и понять, что шаг в сторону - это не поражение. Это просто другой путь, и зачастую не хуже.
На будущее имейте в виду, что периодически стоит заглядывать в дневник ребенка. Так вы сможете отслеживать его оценки, замечания. И даже если возникнут какие-то проблемы с учебой, они для вас не станут неожиданностью.

Бытует школьный стереотип: чтобы состояться в жизни, нужно быть отличником, или, по крайней мере, учиться хорошо. С другой стороны, на слуху имена известных личностей, которые были круглыми двоечниками: Уинстон Черчилль, Билл Гейтс, Александр Пушкин, наконец.

Сегодня мы расскажем о первой встрече «Разрушителей мифов» с экспертами и психологами, родителями и школьниками, которую провел профориентационный сервис «Профилум» , чтобы понять: что школе и родителям делать с троечниками?

Отношение родителей к оценкам, которые дети получают в школе, неоднозначно. Кто-то считает, что тройки - это плохо, другие уверены, что именно троечники составят будущий креативный класс. Школьникам часто говорят, что плохие оценки, в том числе «тройки» станут препятствием в жизни: ты плохо сдашь ЕГЭ, не поступишь в хороший вуз и непонятно, как будешь жить дальше. Так ли это на самом деле?

Истории двух Дим

Дима, закончил школу несколько лет назад

В средней и младшей школе всё было очень гладко, но в старших классах у учителей и родителей возникли большие сложности с тем, чтобы объяснить, как те или иные знания пригодятся мне в будущем. На любые вопросы мне отвечали «это понадобится в университете» или «так надо». К счастью, моя старшая школа была специализированной, нам давали программирование, алгоритмику уровня 1-2 курса вуза. Эти предметы вёл специалист из реальной компании, и мне было очень легко с ним, я понимал, для чего всё это нужно. Были и бесполезные знания, например, на географии мы изучали экономику Судана. Зачем она мне?

Второкласснику Диме в школе вообще ничего не нравится, и поэтому он ходит в школу, «чтобы не расстраивать маму».

Мама второклассника Димы

Я перевела сына в другой класс, где задают меньше. Но, к сожалению, Дима потерял желание учиться, потому что класс был значительно слабее, а программа была уже пройдена. Частично мы решили проблему интереса к учебе игровой формой обучения дома. В игровой форме Дима все очень хорошо усваивает.

Роль школы меняется

Это лишь два примера того, почему дети могут получить плохие оценки, в том числе компромиссные «тройки». Школьные отметки - это лишь косвенный показатель знаний. Настоящая проблема - в отсутствии мотивации усваивать материал. В этом случае родители ищут возможность дать ребенку лучшее образование, подойти к этому вопросу нестандартно.

Марк Сартан

руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа»

Школа должна отвечать на запросы родителей. Есть ли сегодня у нас выбор, в какую школу отдавать ребенка? Фактически нет! Поэтому родителям приходится доделывать то, что не смогли учителя. Но сам факт, что родители задаются вопросом «что делать?», если у ребенка «плохие оценки», говорит о том, что проблему можно решить.

Роль школы в жизни людей за прошедшие годы изменилась. Раньше те, кто не справлялся, отправлялись «на камчатку», а потом исключались из школы. Сегодня же ребенка нельзя даже оставить на второй год, хотя некоторые родители даже просят об этом в воспитательных целях.

Людмила Петрановская

Шансы людей, умеющих только сидеть на месте и выполнять простые алгоритмические операции, оказываются нулевыми, так как машины уже сегодня во многих аспектах оказываются эффективнее людей. Школьникам нужен новый подход, новые знания. При этом проблема отсроченного педагогического результата, когда школьник не понимает, зачем ему дают те или иные знания, компенсируется оценками, которые заменяют мотивацию. Но поколению цифровых аборигенов, которые учатся пользоваться сенсорным экраном раньше, чем говорить, увлекаются киберспортом и видеоблогами, нужен совершенно иной подход. В отличие от прошлых поколений, они могут задаваться вопросами: «Зачем мне это надо?», и стараться заставить их учиться плохими оценками практически бесполезно.

Нина Добрынченко-Матусевич

лидер Родительской лиги, активная мама троих детей

Сегодня образование уже не является социальным лифтом и само по себе не может никого никуда вытащить. Люди осознают эту ситуацию, но реагируют по старинке. Они предлагают вернуть ту систему образования, которая помогала нам и нашим родителям, только сделать её сильнее и лучше. Вместо этого нужно создавать новые форматы обучения и оценки полученных знаний.

Статистика показывает, что российские оценки сильно оторваны от реальности. Если в США каждый балл в школе даёт прирост к зарплате на 7%, то в России наблюдается снижение зарплаты на 7% с увеличением среднего балла - из-за уклона карьеры в академическую среду, где уровень оплаты труда ниже. В нашей стран большее значение имеет наличие опыта работы. Как показали исследования ВШЭ, если человек где-то работал во время учебы, его зарплата оказывается выше на 33%. При этом работа во время учебы, как правило, не влияет на успеваемость.

Оценка развращает и школу, и систему образования

В целом, как отмечают психологи, оценки часто превращаются в лейтмотив: в большинстве случаев никого не интересует, что действительно знает ребенок - важно, какие оценки он приносит.

Мария Волошина

практикующий психолог в системе образования

Выбрать учителя для ребенка - это практически недоступная опция. Важно понять, как в настоящей реальности поддержать родителя и ребенка. Помощь школьного психолога для родителя заключается в том, чтобы помочь ему «отлепить» оценку от ребенка. Помочь родителю понять, какой вообще его ребенок, чем он хорош? - такие вопросы вводят родителей в ступор. Хорошо, когда родитель вместе с ребенком садится и начинает разбираться, видит прогресс, работает над ошибками

Чтобы оценки были объективными, должны быть чёткие критерии, чтобы результат можно было понять и оспорить. Например, в западных странах колледжи ранжированы по средним зарплатам выпускников, абитуриентам хорошо известно, какой балл нужно набрать по итогам обучения в школе, и это позволяет говорить о взвешенной роли оценок в жизни человека.

Людмила Петрановская

В психологическом контексте мы должны понимать, что при использовании оценки для выражения субъективного отношения неизбежно формируется страх плохой оценки ребенка. Нужно отделить зёрна от плевел, ставить оценку действиям, знаниям, поступков человека от оценки самого человека. Педагоги должны оценивать конкретные действия детей в рамках образовательного процесса. Нужно оценивать, как ребенок познаёт, как он коммуницирует с внешним миром.

Какой должна быть оценка?

Чтобы оценка не была сдерживающим фактором в развитии ребенка, родителям, учителям и самим детям нужно изменить отношение к ошибкам, так как они являются элементом естественного этапа обучения. По мнению психологов, существует три уровня мотивации: увлечённость, преодоление, избегание. И если сегодня «тройка» может сформировать в человеке именно паттерн избегания, нужно всячески работать над тем, чтобы подобная отметка стимулировала к преодолению, а ещё лучше - к увлеченному изучению предмета.

Вот полное видео дискуссии.

Любой родитель, воспитывающий ребенка-школьника, хотя бы раз сталкивался с проблемой — наказывать или нет сына или дочь за плохие оценки? Прежде чем хвататься за ремень, что в принципе недопустимо в воспитании, или лишать ребенка компьютера за принесенную из школы двойку, попробуйте разобраться в себе. Почему этот факт вас так задевает? Также не будет лишним прояснить причины плохой успеваемости чада.

Важность отметок в школе

Учеба в жизни ребенка школьного возраста играет важную роль, но далеко не главную. Чаще всего плохие оценки расстраивают больше родителей. Психологи советуют не акцентировать излишнее внимание на двойках, если ребенок лишь изредка получает плохие отметки. Но если низкая успеваемость в школе приобрела систематический характер, стоит принять меры. Прежде всего нужно выяснить причину такого поведения и объективность отметок. Нередки случаи, когда плохие оценки ставятся ученикам несправедливо. Но если двойки вполне заслуженные, стоит подумать, почему вас так ранит этот факт?

Практически все родители мечтают, чтобы их дети учились в школе на «хорошо» и «отлично». Они переживают за будущее и карьеру своего чада, и это нормально. Но стоит ли придавать цифрам в дневнике такое большое значение? Не будем вспоминать великих гениев-двоечников, но факт остается фактом — успеваемость в школе не является 100% счастливым билетом в безбедное и успешное будущее. Гораздо важнее развивать способности и таланты ребенка.

Некоторые психологи советуют нанимать репетиторов или самостоятельно уделять внимание изучению именно тех предметов, к которым у ребенка есть склонности. Развивая свои таланты, сын или дочь смогут глубже познать предметы, которые в будущем помогут им в карьере. Успевать по всем предметам на «5» чаще всего не имеет смысла. Это лишь ввергает ребенка в дополнительный стресс и мотивирует не на получение качественных знаний, а на механическую охоту за красивыми отметками в дневнике.

Причины плохой успеваемости в школе

Если ребенок плохо учится, причин может быть несколько:

  • Школьник потерял мотивацию и интерес к учебе.
  • Плохие отметки могут стать следствием демонстративного поведения ребенка.
  • Учитель преподносит материал недостаточно компетентно.
  • Ребенок находится в хроническом стрессе.

  • Школьнику тяжело даются новые знания, нет навыков эффективного усвоения информации.
  • Напряженные отношения с учителем или сверстниками.
  • Родители придают завышенное значение отметкам.

Устранив причины плохой успеваемости в школе, вы сможете значительно улучшить ситуацию с отметками.

Наказывать ли за плохие оценки?

Мы подошли к самому главному — наказывать ли ребенка за плохие оценки? И вообще, как реагировать на успеваемость в школе? Психологи советуют не наказывать ребенка за двойки, а реагировать на лень и расхлябанность. Если вы видите, что ребенок раньше учился на «хорошо» и «отлично», а теперь стал скатываться вниз, стоит срочно найти причину такого поведения, пока ситуация не усугубилась.

Если главные причины плохих отметок — излишняя увлеченность компьютерными играми, продолжительные прогулки с друзьями на улице, то стоит ограничить именно это, а не ругать за двойки. Выясните причину потери мотивации к учебе и только после этого принимайте превентивные меры.

Стоит помнить, что все дети разные. Для кого красная отметка в дневнике — большой стресс, для кого-то — незначительное событие, которому не стоит придавать значение. Особенно остро на отрицательные оценки реагируют младшие школьники. Постоянное наказывая ребенка за двойки без выяснения причин, и не поддерживая его морально, вы вгоняете его в еще большее напряжение.

Закончил четверть на «5»? Держи планшет!

Не стоит также заниматься профилактикой двоек, поощряя хорошую успеваемость материальными благами и другими бонусами. Такое поведение родителей вынуждает ребенка механически получать отметки в школе, не углубляясь в предметы. Все мы помним свое детство и товарищей, которые выпрашивали у учителей хорошие оценки слезами, манипуляциями и другими нездоровыми способами.

Хвалите ребенка за успехи, сравнивая его «сегодняшнего» со «вчерашним». Не ставьте в пример более успешных сверстников, это ранит детскую психику и душевно отдаляет вас от ребенка. Чаще употребляйте в речи слово «зато». «Да, ты плохо рисуешь, зато по математике одни пятерки», «Да, ты получил тройку, зато в этот раз сделал уже меньше ошибок» и т. д.

Помните, что мотивация к учебе зависит от отношения учителя к своему предмету, отношения родителей к учебе и личностного стимула школьника. Альянс этих факторов дает отличные результаты. Не контролируйте излишне школьника, особенно в младших классах. Не стоит делать за него уроки, только проверяйте выполнение заданий.

Пусть школа не будет тяжкой повинностью, а мотивация к учебе — избеганием наказания за двойки. Тогда ребенок сможет развить в себе здоровый интерес к новым знаниям, получая при этом истинное удовольствие от учебы.

Вы только что прочитали статью на нашем сайте. Оцените ее пожалуйста по шкале от 1 до 5 в комментариях. И, если не сложно, напишите пару слов о том, что Вы думаете о современном образовании.