Не согласен с экспертизой по 44 фз. Методические рекомендации по экспертам (44-ФЗ). Как автоматизировать процесс госзакупок

При приемке товаров (услуг, работ) заказчик должен провести экспертизу результатов исполнения контракта. Осуществить ее с помощью экспертов или своими силами? Что лучше?

После того, как поставщик выполнил взятые на себя контрактные обязательства, заказчик осуществляет их приемку. При этом он должен провести экспертизу (экспертную оценку) результатов исполнения контракта. В данной статье будут рассмотрены вопросы, касающиеся того, в каких случаях проведение экспертизы является обязательным условием, в чьи обязанности входит ее проведение и каким образом оформляются ее результаты.

Экспертиза по Закону № 44: при каких обстоятельствах и для чего она проводится

Экспертиза по Закону № 44 проводится, чтобы проверить результаты исполнения поставщиком (подрядчиком) контрактных обязательств, касающихся их соответствия условиям подписанного контракта. Обязанностью заказчика является обеспечение проведения экспертизы при приемке поставленных товаров (услуг, работ) по заключенному договору. Это регламентировано Законом № 44 (статья 94, часть 3).

Однако предусматриваются и исключения. Это относится к исполнению поставщиком контрактных обязательств, если договор был заключен до вступления в силу норм Закона № 44. Так, если контракт предусматривает поэтапное исполнение обязательств, то приёмка и экспертная оценка результатов проводится после окончания каждого из этих этапов.

Даже если контракт не содержит условий об исполнении контрактных обязательств поэтапно, однако по факту приемку и оплату товаров (услуг, работ) проводят периодически, то обязанностью заказчика является обязательное проведение экспертизы при каждой приемке результатов (данное требование содержится в Письме МЭР Российской Федерации №Д28и-2919 от 31 декабря 2014 года).

Каким образом проводить экспертизу: самостоятельно либо привлекая экспертов?

Если закупка проводится у одного единственного поставщика, заказчик должен привлечь экспертов. Это регламентировано Законом № 44 (статья 94, часть 4).

Однако предусматриваются исключения.

  • В случае закупки услуг экспертных организаций (экспертов).
  • В случае осуществления закупок по основаниям, которые предусматривает Закон № 44, (часть 1 статьи 93, пункты 1-9, 14-15, 17-23, 25-26, 28-30, 32-33, 36, 40-42, 44-45).
  • При проведении закупок в целях обеспечения федеральных нужд (предусмотрено статьёй 93 Закона № 44).
  • Если в качестве предмета закупки выступает разработка проектной документации по объектам капитального строительства либо результаты инженерно-геологических изысканий, которые прошли экспертизу (негосударственную либо государственную).
  • Обязанностью заказчика также является привлечение экспертов в других случаях, при условии, что данные случаи регламентированы документами, принятыми Правительством России.

В остальных случаях заказчиком самостоятельно принимается решение, касающееся привлечения экспертов либо проведения экспертной оценки своими силами.

Экспертиза с привлечением экспертов.

  1. Экспертные организации (эксперты) привлекаются к проведению экспертизы лишь на основании контрактов, которые заключены с учетом требований Закона № 44.
  2. У экспертных организаций (экспертов) есть право запрашивать у поставщиков и заказчиков дополнительные материалы, которые непосредственно относятся к условиям исполнения контрактных обязательств, а также этапам их исполнения.
  3. Оформляются результаты экспертизы путем составления заключения, подписываемого представителем экспертной организации (экспертом). Если по итогам проведенной экспертизы были установлены какие-либо нарушения требований контракта, которые не препятствуют приемке, то заключение может содержать предписания по устранению этих нарушений (в этом случае обязательно нужно указывать сроки их устранения).

Экспертиза, проводимая силами заказчика

Руководителем организации издается приказ о формировании экспертной комиссии. В её состав должно быть включено не меньше пяти человек. В приказе указываются предмет контракта, являющийся объектом проведения экспертной оценки, его номер, а также этапы и конкретные сроки её проведения.

Исполнение контракта: приемка результатов

Приёмку осуществляют в сроки, а также в порядке, оговоренном в контракте. В ходе проведения экспертизы экспертами, заказчик должен учесть выводы, которые представлены в заключении по итогам экспертизы. Если эксперты привлечены не были, то документ, подтверждающий приемку товаров, который оформлен и подписан заказчиком, является также документом, свидетельствующим о проведении экспертной оценки непосредственно заказчиком. Это может быть приемо-сдаточный акт или какой-либо другой документ, где перечислены все поставленные товары (оказанные услуги, выполненные работы), а также зафиксированы претензии сторон (если таковые имеются).

Если выявленное по итогам приемки результатов работ несоответствие не является препятствием исполнения контракта в целом, либо исполнитель его уже устранил, то заказчик принимает работы (товары, услуги). Однако если заказчик полагает, что результаты исполнения контракта не соответствуют предъявляемым требованиям (основанием для этого может быть экспертное заключение), то он вправе отказаться подписывать документ. В этом случае в сроки, оговоренные контрактом, он обязан направить поставщику мотивированный отказ в письменной форме.

Помимо этого, обязанностью заказчика является формирование отчета, где должна содержаться вся информация об исполнении либо ненадлежащем исполнении контрактных обязательств (по каждому из этапов).

Однако предусматриваются исключения в отношении контрактов, заключенных на «малые» закупки (пункт 4 Закона № 44), закупки для учреждений культуры в сумме не более 400000 рублей (пункт 5 Закона № 44 и пункты 23, 44 статьи 93). Составленный по итогам проведенной экспертизы отчет нужно разместить в информационной системе. К нему необходимо приложить документ, подтверждающий приемку результатов экспертизы либо обоснованный отказ. Если же экспертиза проводилась экспертами, то в ЕИС должно быть размещено также заключение по её итогам.

Ситуация : Правомерно ли проводить экспертизу силами заказчика, если контракт расторгнут в одностороннем порядке?

Проводить экспертизу в такой ситуации правомерно. Такой вывод вытекает из Решения по делу № А63-6507/2014 от 17 марта 2015 года, которое было принято Арбитражным судом Северо-Кавказского округа.

Расторжение договора в одностороннем порядке инициировано заказчиком по причине ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств. Данные о нем включены в РНП (реестр недобросовестных поставщиков). С этим решением поставщик не был согласен, поэтому обжаловал его в суде. По мнению поставщика, проведение экспертной оценки товара силами заказчика – это незаконная экспертиза, не являющаяся неопровержимым доказательством, поскольку проводилась она сотрудниками заказчика, которых можно считать заинтересованными лицами. Этот вывод суд признал ошибочным, поскольку экспертиза товара собственными силами была проведена заказчиком на основании норм Закона № 44 (статья 94). Помимо этого, к делу приобщено заключение экспертизы, которую проводил заказчик, и у поставщика нет никаких доказательств ее опровержения.

Таким образом, если нужно принять решение, касающееся того, проводить ли экспертизу самостоятельно, либо с привлечением экспертных организаций (экспертов), нужно руководствоваться положениями Закона № 44, учитывая при этом условия заключенного контракта.


Учреждение – заказчик вправе провести силами своих сотрудников экспертизу для проверки результатов исполнения контракта. Привлекать экспертов или экспертные организации для этих целей надо только в том случае, если это прямо предусмотрено , (далее – Закон №44-ФЗ).

Для подтверждения факта самостоятельного проведения экспертизы достаточно оформить документ о приемке, подписанный сотрудниками учреждения, – отдельный документ о проведенной экспертизе составлять не надо (). А еще при оформлении приемки обязательно учитывайте требования приказов Минфина России по составлению первичных учетных документов.

1. Если приобретаете основные средства.

Всероссийская конференция с участием представителей Минфина

"Учет и отчетность, правовые
и финансовые вопросы деятельности бюджетных, казенных и автономных учреждений"

Учетной политикой может быть предусмотрен такой порядок оформления операций:

  1. Дебет 0 106 ХХ 310 Кредит 0 302 31 730 – на основании Приходного ордера на приемку материальных ценностей () отражена приемка имущества;
  2. Дебет 0 101 ХХ 310 Кредит 0 106 ХХ 310 – на основании Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов () отражен перевод вложений в состав основных средств (объект признан пригодным к эксплуатации).

Этот порядок оформления документов позволит свести риски разногласий с ревизорами к минимуму.

Во-первых, на сегодняшний день в , по-прежнему остается упоминание об акте, как о документе, которым оформляется решение комиссии о принятии к учету основных средств.

Во-вторых, специалисты Минфина России полагают, что для оприходования нефинансовых активов достаточно отгрузочных документов поставщика (). Однако , составлены так, что позволяют некоторым ревизорам выдвигать следующее требование: "В любых ситуациях при поступлении НФА в оговоренных учетной политикой случаях обязательно составляйте акт, а в остальных – приходный ордер".

В-третьих, если приемку и экспертизу согласно проводит комиссия, оформление итогов ее работы актом – вполне уместное решение, которое можно закрепить в учетной политике.

2. Если оплачиваете работы или услуги.

При приемке и экспертизе результатов выполненных работ или оказанных услуг, оформляйте акт по форме, предусмотренной контрактом. Он должен содержать все обязательные реквизиты первичного документа, перечисленные в и . При оплате строительных работ предусматривайте в контракте требование об оформлении акта по .

Дата: 09.11.2017

В соответствии с 44-ФЗ для проверки предоставленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, заказчик обязан провести экспертизу. Проводить такую экспертизу заказчик может как своими силами, так и с привлечением экспертов или экспертных организаций на основании контрактов, заключенных в рамках того же 44-ФЗ 1 .

При этом закон определяет случаи, в которых заказчик обязан привлекать для проведения экспертизы именно внешние экспертные ресурсы 2 . К таким случаям относятся следующие закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя):

  1. Поставка культурных ценностей (в том числе музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение), предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофонда и аналогичных фондов.
  2. Производство товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляются учреждением и предприятием уголовно-исполнительной системы в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Правительством РФ 3 .
  3. Заключение учреждением, исполняющим наказания, контракта на поставку товара для государственных нужд при приобретении указанным учреждением сырья, материалов, комплектующих изделий для производства товара, выполнения работы, оказания услуги в целях трудоустройства осужденных на основании договоров, заключенных с юридическими лицами, при условии, что приобретение указанным учреждением таких сырья, материалов, комплектующих изделий осуществляется за счет средств, предусмотренных этими договорами.
  4. Заключение контракта на оказание услуг по участию в мероприятии, проводимом для нужд нескольких заказчиков, с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), который определен заказчиком, являющимся организатором такого мероприятия.
  5. Признание определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом несостоявшимся и принятие заказчиком решения о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по согласованию с ФАС (только при закупке для нужд субъекта РФ и муниципальных нужд).
  6. Заключение контракта, предметом которого является приобретение для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, определенных в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в целях приобретения объектов недвижимого имущества в государственную или муниципальную собственность.
  7. Заключение федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ.
  8. Заключение организациями, осуществляющими образовательную деятельность и признанными в соответствии с законодательством об образовании федеральными или региональными инновационными площадками, контрактов на поставки оборудования (в том числе его техническую эксплуатацию), программного обеспечения, необходимых для внедрения научно-технических результатов и результатов интеллектуальной деятельности, с обладателем исключительных прав на такие оборудование и программное обеспечение за счет средств, выделенных на развитие инновационной инфраструктуры в системе образования.
  9. Осуществление закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Минпромторгом РФ 4 .
  10. Заключение органами исполнительной власти, органами местного самоуправления контрактов на приобретение жилых помещений, соответствующих условиям отнесения к жилью экономического класса, установленным Минстроем РФ 5 , с юридическим лицом, заключившим в соответствии с ГК РФ договор об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договор о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, по цене и в сроки, которые определены договором об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договором о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, при условии, что договором об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договором о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса предусмотрено заключение государственных и (или) муниципальных контрактов.
  11. Заключение органами исполнительной власти, органами местного самоуправления контрактов на приобретение жилых помещений, соответствующих условиям отнесения к жилью экономического класса, установленным Минстроем РФ5, с лицом, заключившим в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», договор безвозмездного пользования земельным участком для строительства жилья экономического класса, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в том числе строительство жилья экономического класса, договор аренды земельного участка для строительства жилья экономического класса, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в том числе строительство жилья экономического класса, или договор аренды земельного участка для строительства в минимально требуемом объеме жилья экономического класса, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматриваются в том числе строительство в минимально требуемом объеме жилья экономического класса и иное жилищное строительство, по цене и в сроки, которые определены любым из этих договоров, при условии, что им предусмотрено заключение государственных и (или) муниципальных контрактов.
  12. Осуществление субъектами РФ за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», закупки работ или услуг по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации для строительства объектов, используемых для обработки, утилизации отходов, объектов обезвреживания отходов, строительству и оснащению таких объектов у организаций, включенных в перечень, утвержденный Правительством РФ.

Отметим, что закон дает право Правительству РФ определить иные случаи обязательной внешней экспертизы результатов контракта, но на момент подготовки данной статьи таких случаев установлено не было.

Таким образом, заказчик по своему усмотрению может проводить экспертизу результатов исполнения контракта самостоятельно или с привлечением внешних экспертных ресурсов, но внешняя экспертиза обязательна только в некоторых случаях закупки у единственного поставщика.

Следует учитывать, что дополнительно закон освобождает заказчика от проведения обязательной внешней экспертизы, если через закупку у единственного исполнителя была проведена закупка услуг самих внешних экспертов (экспертных организаций), а также в случае, если при закупке у единственного подрядчика результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно в соответствии с положениями законодательства РФ 6 .

Обратим внимание, что, хотя отсутствие экспертизы результатов исполнения контракта не является административным правонарушением, оно может быть основанием для предъявления заказчикам претензий со стороны контрольных органов.

Также следует указать, что если при закупках малого объема у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) 7 заказчик не заключает контракт в письменном виде (например, товар приобретается за наличный расчет по кассовому и товарному чеку), то экспертиза поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги не проводится 9 .

Наконец, важным моментом является то, что экспертиза проводится не только в конце исполнения всего контракта, но и по каждому его отдельному этапу, предусматривающего осуществление заказчиком соответствующей оплаты. Так, например, если поставка товара и оплата осуществляются ежемесячно, то заказчик должен осуществлять экспертизу тоже ежемесячно 10 .

Экспертиза результатов исполнения контракта собственными силами заказчика

Согласно мнению Минэкономразвития РФ если заказчик не привлекает экспертов, экспертные организации для приемки ТРУ, то документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика, является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке ТРУ 11 . Таким образом, документальное подтверждение проведения требуемой законом экспертизы осуществляется очень просто: если заказчик, например, подписывает акт сдачи-приемки ТРУ, то этим самым он одновременно подтверждает и проведение экспертизы результатов исполнения контракта собственными силами, отдельный документ о проведенной экспертизе не составляется 12 .

Но, конечно же, такая ситуация имеет место только в случае, если заказчик удовлетворен результатами исполнения контракта. В противном случае итоги экспертизы должны быть включены заказчиком в письмо поставщику (подрядчику, исполнителю) об отказе от приемки ТРУ по контракту - здесь эти итоги выступают в качестве мотивировочной составляющей такого отказа 13 . Кроме того, экспертизу своими силами заказчик вправе произвести и для одностороннего расторжения контракта 14 .

Экспертиза результатов исполнения контракта с привлечением внешних экспертных ресурсов

Для проведения экспертизы заказчик должен осуществить закупку соответствующих услуг у экспертов или экспертных организаций в рамках 44-ФЗ. Например, в сентябре-октябре 2017 г. Администрация Становлянского муниципального района Липецкой области провела электронный аукцион для закупки услуг по экспертизе результата выполненной работы по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения с НМЦК в размере 133 тыс. руб.. В аукционе приняли участие две экспертные организации - МУП «Горэлектросеть» г. Липецка и ООО «АТИ Липецка», которое и стало победителем аукциона, предложив цену контракта в размере 130 тыс. руб. 15

В соответствии с 44-ФЗ к экспертам и экспертным организациям должны предъявляться определенные требования 16 . Например, эксперты (физические лица) не должны иметь имущественных интересов в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза; экспертные организации не должны быть юридическими лицами, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем 20 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем 20 % вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц; и т.д. При этом от эксперта или экспертной организации требуется письменное уведомление как заказчика, так и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы 17 . В свою очередь в случае выявления в составе экспертов или экспертных организаций лиц, выполнение которыми экспертизы является недопустимым, заказчик должен принять незамедлительные меры, направленные на привлечение для проведения экспертизы иного эксперта или иной экспертной организации 18 .

Обратим внимание, что на практике привлечение заказчиком к проведению экспертизы тех экспертных организаций, которые не соответствуют установленным в законе требованиям, а также отсутствие со стороны этой организации соответствующего уведомления поставщика о допустимости проведения этой организацией экспертизы, может быть основанием для критичного отношения контрольных органов и судов к достоверности такой экспертизы 19 .

Для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта, а результаты такой экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству РФ 20 . В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.

Экспертное заключение должно учитываться приемочной комиссией при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов исполнения контракта 13 .

Заключение экспертов (экспертных организаций) является приложением к отчету об исполнении контракта и размещается заказчиком вместе с этим отчетом в ЕИС 22 .

Следует отметить, что экспертиза результатов исполнения контракта с привлечением внешних экспертных ресурсов может проводиться заказчиком не только при приемке предусмотренных контрактом ТРУ, но и в ходе исполнения контракта, если заказчик не удовлетворен ходом его исполнения и намерен в одностороннем порядке расторгнуть контракт, при этом если такая экспертиза проведена, то решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы в экспертном заключении будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта 22 .

1 Ч. 3 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

2 Ч. 4. ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3 Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 № 1292 «Об утверждении перечня товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, закупка которых может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)».

4 Приказ Минпромторга РФ от 01.12.2008 № 373 «Об утверждении Положения о регистрации Министерством промышленности и торговли Российской Федерации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства».

5 Приказ Минстроя России от 14.11.2016 № 800/пр «Об утверждении условий отнесения жилых помещений к жилью экономического класса».

6 Ст. 49 ГК РФ

7 См., например, Представление Счетной палаты РФ от 28.10.2016 № ПР 11-265/11-04 «О результатах контрольного мероприятия «Проверка законности и эффективности расходования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2014 - 2015 годах и истекшем периоде 2016 года» в Администрации Смоленской области.

8 В соответствии с п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

9 См. Письмо Минэкономразвития России от 26.12.2016 № ОГ-Д28-15314.

10 См., например, Письмо Минэкономразвития России от 20.03.2017 № ОГ-Д28-3108.

11 См., например, Письмо Минэкономразвития России от 20.03.2017 № ОГ-Д28-3108, См. Письмо Минэкономразвития России от 21.02.2017 № Д28и-846.

12 См. Письмо Минэкономразвития России от 21.02.2017 № Д28и-846.

13 Ч. 7 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

14 См., например, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.03.2015 № Ф08-1182/2015 по делу N А63-6507/2014.0146300004517000035.

15 www.zakupki.gov.ru - закупка № 0146300004517000035.

16 См. п. 15 ст. 3 и ч. 2-5 и 8 ст. 41 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

17 Ч. 3 ст. 41 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

19 См., например, Решение Челябинского УФАС России от 04.12.2014 по делу № РНП-74-173/2014, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10.04.2017 N Ф06-19324/2017 по делу N А49-14735/2015.

20 Ч. 5 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

21 Ч. 10 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

22 Ч. 10-11 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Многие заказчики не обратили внимание на одно из изменений, внесенных 504-м федеральным законом в 44-й закон, которое действует с 01.07.2018 г. С этой даты внешняя экспертиза, то есть экспертиза с привлечением стороннего эксперта или экспертной организации обязательная для электронных процедур, которые признаны несостоявшимися.

Новые основания для заключения контракта по итогам несостоявшейся закупки

504-ФЗ внес многие изменения в 44-й закон ( смотрите на нашем сайте) и в том числе дополнил 93 статью этого закона новыми пунктами, а именно п. 25.1, 25.2 и 25.3, согласно которым контракт с единственным поставщиком (исполнителем) заключается, если торги в электронной форме не состоялись. При этом п. 25 изменен и электронный аукцион исключен из этого пункта и перенесен теперь в п. 25.1 ч. 1.

Согласно положениям ч. 3 ст. 94 заказчик обязан проводить экспертизу при приемке исполнения по контракту. Такая экспертиза проводится либо силами заказчика (внутренняя экспертиза) либо путем привлечения экспертов или экспертных организаций (внешняя экспертиза).

Часть 4 закон устанавливает перечень случаев, когда внешняя экспертиза является обязательной, в том числе случаи закупки у единственного поставщика (исполнителя). Там же предусмотрены исключения, когда при закупке у единственного поставщика (исполнителя) внешняя экспертиза может не проводиться.

Одним из таких исключений является п. 25 ч. 1 ст. 93. Однако п. 25.1 - 25.3 в перечне исключений не предусмотрены. Из чего следует вывод, что при закупках по этим пунктам внешняя экспертиза является обязательной.

Что это значит для заказчиков? Это означает, что по электронным процедурам (электронные аукционы, конкурсы, запросы котировок, запросы предложений в электронной форме), которые признаны несостоявшимися, должны проводится внешние экспертизы для приемки исполнения по контрактам.

Такие неутешительные выводы. Есть надежда, что это ошибка законодателя, а не сознательное решение. Возможно этот момент был упущен при подготовке изменений в 44-й закон и рано или поздно будет исправлен. Но пока изменения не внесены у заказчиков возникает дополнительная обязанность.

Кто проводит внешнюю экспертизу?

В связи с этим заказчикам предстоит решить ряд вопросов. От вопроса о том, за счет каких средств ее проводить, до вопроса, куда обращаться за ее проведением.

Выбор экспертов регулируется закона и по большей части содержит перечисление ограничений для привлечения лиц в качестве экспертов. Далеко не каждое лицо, работающее в той или иной сфере, может быть признано экспертом. Согласно экспертом, экспертной организацией может быть лицо, обладающее специальными познаниями, квалификацией, опытом. Изучив правоприменительную практику, мы увидели, что нередко данные услуги оказывают эксперты ТПП, а суды принимают их заключения в качестве доказательств. О том, к каким экспертным организациям обращаются заказчики, с какими затруднениями могут столкнуться заказчики при привлечении к приемке внешних экспертов, читайте , которые пополняются по мере появления новых данных.

Р.S.: похоже наши предположения оказались верными. Минфин подготовил законопроект, по которому внешняя экспертиза становится необязательной для таких закупок, также как и ранее. В помимо этого предлагается много других важных изменений, в том числе отмена извещений и отчетов-обоснований по закупкам у единственного поставщика.

Внешнюю экспертизу должны отменить до конца года

До конца года внешнюю экспертизу по несостоявшимся закупкам отменят. 18.12.2018 назначено второе чтение законопроекта. Ознакомиться с ним и с нашими комментариями к нему можно .

19.12.2018 г. в Государственной Думе.

Ответ Минфина на вопрос о том, кто может провести внешнюю экспертизу

Мы направили в Минфин перечень ваших вопросов о том, кто может провести экспертизу в том или ином случае. И вот какой ответ мы получили.

Здравствуйте! С 01.07.2018 г. вступили в силу изменения, внесенные в закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ, согласно которым заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации при приемке товаров, работ, услуг в случае, если контракт заключен по результатам несостоявшегося электронного аукциона (п. 25.1 ч. 1 ст. 93).

С учетом того, что закон № 44-ФЗ содержит только общее определение эксперта, экспертной организации как лица, обладающего специальными познаниями, опытом, квалификацией, прошу разъяснить:

1) Если на электронных торгах выиграл один поставщик на лекарственный препарат для государственной медицинской организации, кто может составить внешнюю экспертизу? Может ли ее осуществить университет с привлечением работников кафедры фармакологии или фармации медицинского университета?

2) Можно ли привлечь для проведения внешней экспертизы для приемки компьютерного оборудования какого-нибудь продавца, реализующего такого рода оборудование?

3) Какие эксперты могут проводить внешнюю экспертизу для контрактов на оказание образовательных услуг? По каким критериям их можно отобрать?

4) Приобретается квартиры для детей сирот. В аукционе участвует один поставщик. Нужна ли внешняя экспертиза и какие требования в экспертам?

5) Согласно ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ эксперты, экспертные организации привлекаются на основании контрактов, заключенных в соответствии с данным законом. Можно ли привлечь эксперта, экспертную организацию на основании безвозмездного договора?

Здравствуйте! По итогам несостоявшихся электронных торгов заключен контракт на оказание услуг по полису ОСАГО. Согласно ст. 94 закона о контрактной системе необходимо провести экспертизу исполнения контракта с привлечением экспертов или экспертных организаций. Прошу разъяснить:

1) Кто может быть экспертом при проведении экспертизы страховых услуг?

2) Какими документами эксперты или экспертные организации могут подтвердить свой статус или наличие специальных познаний, опыта в данной области?

3) Можно ли привлечь в качестве экспертной организации другую страховую организацию?

Наш комментарий

К сожалению, как видите, мы не получили ответы от регулятора контрактной системы на конкретно поставленные вопросы. И пока обязанность по проведению внешней экспертизы, как это обещает Минфин, не отменена, мы рекомендуем следующее.

Если с вами случилась такая беда, что закупки не состоялись и контракт заключен с единственным участником, то требования закона о проведении внешней экспертизы нужно выполнять. Наиболее безопасным вариантом в таком случае будет обращение в экспертную организацию. Есть рекомендации договариваться учреждениями по профилю (например, для экспертизы приемки лекарств привлекать сотрудников другого медицинского учреждения), но такая экспертиза может быть поставлена под сомнение проверяющими органами. А если требование о проведении внешней экспертизы не выполнено, то это грозит привлечением к административной ответственности и другими негативными последствиями.

Как найти нужную экспертную организацию? Перечень таких организаций можно обнаружить на сайтах арбитражных судов. Обратившись к нему, вы можете выбрать подходящую для экспертизы компанию и заключить с ней контракт. В этих организациях вам подскажут, какой именно эксперт (эксперт-товаровед или другой) должен оценить результаты исполнения контракта и есть ли такие эксперты в данной организации. Что касается оплаты, то она может зависеть от объема работы эксперта (количества часов, которые потребуются на проведение экспертизы и подготовку заключения).

Чтобы в последующем заключение эксперта не было оспорено, при заключении контракта полагаем целесообразным предусмотреть в нем условия о предоставлении экспертной организацией документов, подтверждающих опыт, квалификацию эксперта (например, документы о высшем образовании, профессиональной переподготовке в качестве эксперта, о стаже работы по специальности, о стаже работы экспертом и т.д.).

В июле 2019 года внешняя экспертиза станет не обязательной

18.04.2019 г. ГосДума приняла , одним из нововведений которого стала отмена обязательной внешней экспертизы. Данное изменение вступит в силу через 90 дней с момента после того как закон будет опубликован. Об этих и других изменениях смотрите в следующем видео.

О том, могут ли привлечь за нарушение обязанности по проведению внешней экспертизы до момента вступления закона в силу, читайте в специальной статье по нижеприведенной ссылке.

С момента вступления в силу 44-ФЗ у заказчиков появилась новая обязанность – проведение экспертизы полученных по контракту результатов. Предусмотрен вариант «экономный», когда экспертизу могут выполнить собственные сотрудники. В каких случаях это можно делать, рассмотрим в статье.

Понятие экспертизы по 44-ФЗ

Законодательство о госзакупках не дает ответа на вопрос, что такое экспертиза по 44-ФЗ . Если исходить из текста 44-ФЗ, то экспертиза проводится для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов на соответствие условиям заключенного контракта.

В документации о закупке обязательно должны быть указаны показатели, позволяющие определить это соответствие (п.2 ст.33). Проведение такой экспертизы обязательно.

«Внутреннюю» экспертизу заказчик может провести практически всегда. Исключение из этого правила - закупка у единственного поставщика (ч. 4 ст. 94 44-ФЗ), когда заказчик обязан привлекать внешних экспертов. Но и в этом случае можно проводить экспертизу своими силами для:

  • ряда неконкурентных закупок;
  • закупок на услуги экспертов;
  • закупок на подготовку проекта объекта капстроительства и результаты инженерных изысканий, которые прошли государственную или негосударственную экспертизу.

Как провести экспертизу своими силами по 44-ФЗ

Для того, чтобы провести внутреннюю экспертизу Вам необходимо:

  1. разработать локальный нормативный документ по порядку проведения внутренней экспертизы (положение) и утвердить его;
  2. издать приказ о назначении ответственных за проведение экспертизы - отдельных сотрудников или комиссию.

При проведении экспертизы своими силами заказчик вправе возлагать проведение экспертизы ТРУ на приемочную комиссию или создать отдельную комиссию по проведению экспертиз (письмо МЭР от 09.09.2016 № Д28и-2396). Но также никто не запрещает возложить обязанности экспертов на отдельных сотрудников.

Экспертиза осуществляется до подписания приемо-сдаточных документов, и, соответственно, до окончательного расчета по контракту (этапу контракта).

Каким документом оформляются результаты внутренней экспертизы

Если вы хотите найти утвержденный бланк по внутренней экспертизе по 44-ФЗ, то его не существует. Минэкономразвития РФ предлагает для этих целей использовать документы о приемке ТРУ, надлежаще оформленные и подписанные заказчиком (акт сдачи-приемки, товарная накладная, счета-фактуры и т.д.).

Предполагается, что на этих документах должны быть соответствующие надписи о проведенной экспертизе. Отчет по экспертизе в этом случае не составляется (письма от 09.09.2016 № Д28и-2396 и №Д28и-2449, от 19.08.2016 № Д28и-2162, от 31.12.2014 № Д28и-2919). При большом желании можно оформлять отдельный документ по результатам проведения экспертизы, но крепить в ЕИС его не надо. Каким образом вы будете поступать, необходимо утвердить в Порядке проведении внутренней экспертизы.

Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

Образец внутренней экспертизы по 44-ФЗ

В случае, если Вы будете делать надписи на существующих документах, предлагаем для удобства использовать штамп с соответствующим текстом. Например,
«Экспертиза проведена. Результаты, исполнения соответствуют условиям контракта №___ от ____. Фактов ненадлежащего исполнения не выявлено.
Ответственный____
».

При оформлении отдельного заключения, прежде всего, необходимо проставить обязательные реквизиты документа:

  • название документа,
  • дату,
  • номер,
  • место составления.