Недвижимое имущество изъятое из оборота. Режим обращения предметов, изъятых из свободного оборота. Объекты, изъятые из оборота

Изъятие из оборота ограниченного числа объектов гражданских прав мотивируется следующими причинами. Во-первых, тем, что отдельные объекты гражданских прав по своей природе не могут быть вообще отчуждаемы от личности человека. Это - права на жизнь, здоровье, личную неприкосновенность частной жизни, честь и достоинство, право на имя и другие нематериальные блага (ст.150 ГК). Во-вторых, отдельные объекты, составляющие (входящие в) государственную и муниципальную собственность, должны находиться в общественном пользовании (дороги, улицы, заповедники, национальные парки и скверы и т.д.). В-третьих, гражданские права в отношении отдельных объектов могут быть ограничены в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п.2 ст.1 ГК).

Как сказано в п.2 ст.129 ГК РФ, объекты, изъятые из оборота, должны быть прямо указаны в законе. Так, на основании ст.2 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (C изменениями и дополнениями от: 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 1 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 16, 25 октября 2006 г., 19, 24 июля 2007 г., 22 июля, 25 ноября, 25 декабря 2008 г., 17, 18 июля 2009 г.,19 мая, 27 июля, 28 декабря 2010 г., 6 апреля, 14 июня, 30 ноября, 3 декабря 2011 г., 1 марта 2012 г.) Постановлением от 30 июня 1998 г. Правительство РФ утвердило перечень указанных веществ, оборот которых запрещен в РФ. В их число, в частности, включены гашиш, героин, яд, опий и др. К этой же группе объектов относятся атомное оружие и другие средства тяжелого вооружения.

В первую очередь из оборота изымаются объекты государственной собственности, которые находятся в общественном пользовании и не могут в силу публичных интересов быть предметами гражданско-правовых сделок. Перечень объектов, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности и приватизация которых запрещена, содержит Программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 24.12.1993 № 2284 (в ред. в ред. Указов Президента РФ от 06.10.1997 N 1066 с изм., внесенными Указами Президента РФ от 14.03.1996 N 381). В перечень, в частности, входят:

недра, лесной фонд, водные ресурсы;

охраняемые или особым образом используемые природные территории с находящимися на них объектами недвижимости;

штатное и табельное военное имущество (в том числе арсеналы);

специальные полигоны для испытания вооружений и военной техники;

недвижимые объекты исторического и культурного наследия федерального значения по перечню, утверждаемому Правительством РФ;

водохозяйственные и мелиоративные системы и сооружения;

портовые гидротехнические сооружения и объекты, объекты и сооружения, входящие в системы управления движением судов;

объекты, предприятия и оборудование для захоронения твердых и жидких радиоактивных и ядовитых химических отходов, скотомогильники;

атомные станции;

стационарные объекты социального обслуживания, включая детские дома, дома ребенка, территориальные центры социального обслуживания, а также школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школы-интернаты для детей с недостатками умственного и физического развития, дома для престарелых, дома сестринского ухода, интернаты, госпитали, санатории, пансионаты для инвалидов, детей и престарелых;

объекты управления воздушным движением аэропортов и авиапредприятий, аэродромы федерального значения;

радиотелевизионные передающие центры, радиоцентры;

защищенные объекты органов государственного управления, защитные сооружения гражданской обороны;

федеральные автомобильные дороги общего пользования;

объекты непроизводственной сферы, находящиеся в ведении федеральных органов представительной власти;

крематории и кладбища;

скважины глубокого бурения, находящиеся в пределах горных отводов или площадей, по которым выданы лицензии добывающим или иным предприятиям;

метрополитен.

Запрещена также приватизация предприятий и объектов целого ряда федеральных министерств и ведомств: санитарной эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений, охраны и воспроизводства ресурсов охотничьих животных, Министерства внутренних дел, Федеральной службы контрразведки, Министерства обороны, пограничных войск, Государственного таможенного комитета Российской Федерации, объектов научной и опытно-производственной сферы, входящих в состав Российской академии наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии образования и Российской академии художеств, переданных им в установленном порядке в соответствии с указами Президента РФ по перечням, утвержденным Правительством.

Правовой режим недр, лесов, водных объектов в значительной степени является предметом соответствующих отраслей права и регулируется ГК в той степени, в какой это допускается соответственно Законом о недрах, ВК и ЛК.

Из оборота изъяты (п.4 ст.27 ЗК) земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами:

государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст.95 ЗК);

зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы;

зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;

объектами организаций федеральной службы безопасности;

объектами организаций федеральных органов государственной охраны;

объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

исправительно-трудовыми учреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями соответственно Минюста и МВД России;

воинскими и гражданскими захоронениями;

инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ.

Оборотоспособность объектов гражданских прав регулируется гражданским законодательством. Определение «оборота» как таковое в законодательстве отсутствует, однако определений оборота тех или иных объектов дано в законодательстве немало, при этом они в ряде случаев существенно отличаются одно от другого. Так, например, в Федеральном законе от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» 1 под оборотом пищевых продуктов, материалов и изделий понимаются купля-продажа (в том числе экспорт и импорт) и иные способы передачи пищевых продуктов, материалов и изделий (реализация), их хранение и перевозка. Близко по смыслу определение оборота одного из видов пищевых продуктов - этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, данное в Федеральном законе от 22.11.1995 № 171 -ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», где под оборотом понимаются закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа.

Существенно отличается определение оборота, данное в Федеральном законе от 08.01.1998 № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» , применительно к прекурсорам: оборот прекурсоров - это разработка, производство, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, приобретение, использование, ввоз на территорию РФ, вывоз с территории РФ, уничтожение прекурсоров, разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством РФ.

Как видим, если в отношении алкогольной продукции к обороту отнесены направленные на ее реализацию и обеспечивающие эту реализацию действия, то в отношении прекурсоров к обороту отнесен более широкий круг действий, который, практически, составляет весь жизненный цикл прекурсоров: от разработки, производства, переработки до их уничтожения.

Еще более широкий круг действий включен в понятие «оборот оружия». Это производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия в Российскую Федерацию и вывоз его из Российской Федерации 1 . Представляется, что такое отличие связано со степенью установленных законодательством ограничений и запретов, необходимых в демократическом обществе, в отношении конкретных видов объектов. Закономерно, что эти определения даны применительно не к обороту как таковому, а к обороту определенного вида объекта. Если же такого ограничения нет, то под оборотом, как правило, понимается на основе норм п. 1 ст. 129 ГК РФ отчуждение объектов гражданских прав, а также их переход от одного лица к другому способами иными, чем отчуждение. Именно такое понимание оборота относится к большинству объектов гражданских прав. Иными словами, суть оборота сводится к совершению действий, направленных на переход объектов от одного лица к другому. В отношении отдельных объектов такой переход может быть как запрещен, так и обусловлен определенными требованиями.

Введение ограничений оборота отдельных объектов гражданских прав - общемировая практика, которая по общему правилу имеет цели обеспечения обороны и безопасности, защиты окружающей среды, нравственности и здоровья, если эти объекты в силу своего предназначения, природы обладают высоким риском причинения вреда государству, человеку, природной среде. Кроме того, такие ограничения могут вытекать из международных обязательств государства.

Регламентация оборота российским гражданским законодательством претерпевала определенные коррективы. В первоначальной редакции ст. 129 ГК РФ было установлено, что объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Таким образом, первоначально законодатель установил три вида объектов гражданских прав в зависимости от регламентации их оборота:

  • - объекты гражданских прав, которые имеют свободный оборот;
  • - объекты гражданских прав, ограниченные в обороте;
  • - объекты гражданских прав, изъятые из оборота.

Первый из вариантов является по сути общим режимом оборота объектов гражданских прав, тогда как два других - специальные режимы, устанавливающие исключения из общего режима путем ограничения в обороте либо полного запрещения оборота.

В дальнейшем Федеральным законом от 02.07.2013 № 142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ были внесены изменения, согласно которым «объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте. Законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению».

Законодатель исключил последний вариант, устанавливающий возможность полного запрета оборота объектов гражданских прав. Это можно объяснить прежде всего тем, что при понимании оборота объектов гражданских прав, как это сделало в ряде федеральных законов, к обороту могут быть отнесены, например, хранение, уничтожение, что происходит в основном с большинством объектов гражданских прав. Если же исходить из понимания оборота только как возможности объекта свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому, то, несомненно, такой запрет сохраняется. И все же существует закон, действующий и в настоящее время, которым установлен полный запрет оборота определенного объекта. Это Федеральный закон от 22.03.2003 № 34-ФЗ «О запрете производства и оборота этилированного автомобильного бензина в Российской

Федерации» 1 , состоящий из единственной нормы: «В целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду производство и оборот этилированного автомобильного бензина в Российской Федерации запрещаются с 1 июля 2003 года». Поскольку данным Законом запрещен не только оборот, но и производство, то на территории РФ такого объекта просто не существует.

Как следует из ст. 129 ГК РФ, свойство оборотоспособности может быть ограничено только законом или в установленном законом порядке. По общему правилу такие ограничения устанавливаются законом. Это уже упомянутые Федеральные законы от 22.11.1995 № 171 -ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», от 08.01.1998 № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», а также ряд других федеральных законов, в частности Федеральные законы от 02.05.1997 № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия» , от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» .

Ограничение оборотоспособности по общему правилу осуществляется законом. Намного реже используется второй, предусмотренный ГК РФ, вариант: ограничения устанавливаются не федеральным законом, а иным нормативным правовым актом, но в предусмотренном законом порядке. При этом таким нормативным правовым актом может быть не только акт федерального уровня. В качестве примера можно сослаться на ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» , согласно которой Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, местная администрация утверждают Генеральные условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг в форме нормативных правовых актов соответственно Российской Федерации, субъекта РФ и правового акта местной администрации. При этом Генеральные условия должны включать в том числе указание на ограничения (при наличии таковых) оборотоспособно-сти ценных бумаг, а также на ограничение круга лиц, которым данные ценные бумаги могут принадлежать на праве собственности или ином вещном праве. Полагаем, что ограничение круга лиц - один из вариантов ограничения оборотоспособности, а особое указание на это в законе - желание законодателя подчеркнуть такую возможность применительно к ценным бумагам.

Учеными-пивилистами принято выделять три основные группы объектов, в отношении которых могут быть установлены ограничения оборотоспособности 1 . Это:

  • 1) объекты, которые являются таковыми в силу естественных свойств;
  • 2) государственное имущество, обладающее большой публичной значимостью;
  • 3) объекты, ограниченные в обороте из соображений общественной безопасности.

Как видим, здесь нет единого критерия, по которому объекты отнесены к ограниченным в обороте, однако все они обладают теми или иными свойствами, которые на данный момент требуют ограничений в их обороте. С изменением ситуации, развитием общественных отношений, изменением приоритетов круг объектов, ограниченных в обороте, может быть изменен (расширен или сокращен).

В настоящее время подавляющее количество ограничений оборотоспособности установлено в отдельных законодательных актах, единого закона, устанавливающего такие ограничения, не существует. Тем не менее попытка сформировать Перечень объектов, в отношении которых должны быть введены ограничения оборотоспособности, была предпринята еще в 1992 г., когда Указом Президента РФ от 22.02.1992 № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» был утвержден такой Перечень. Характерно, что речь в Указе Президента РФ шла о запрете свободной реализации объектов, а не о полном запрете их оборота.

В Перечень включены: драгоценные и редкоземельные металлы и изделия из них; драгоценные камни и изделия из них; стратегические материалы; вооружение, боеприпасы к нему, военная техника, запасные части, комплектующие изделия и приборы к ним, взрывчатые вещества, средства взрывания, пороха, все виды ракетного топлива, а также специальные материалы и специальное оборудование для их производства, специальное снаряжение личного состава

военизированных организации и нормативно-техническая продукция на их производство и эксплуатацию; ракетно-космические комплексы, системы связи и управления военного назначения и нормативно-техническая документация на их производство и эксплуатацию; боевые отравляющие вещества, средства защиты от них и нормативно-техническая документация на их производство и использование; уран, другие делящиеся материалы и изделия из них; рентгеновское оборудование, приборы и оборудование с использованием радиоактивных веществ и изотопов; результаты научно-исследовательских и проектных работ, а также фундаментальных поисковых исследований по созданию вооружения и военной техники; шифровальная техника и нормативно-техническая документация на ее производство и использование; яды, наркотические средства и психотропные вещества; спирт этиловый; отходы радиоактивных материалов; отходы взрывчатых веществ; отходы, содержащие драгоценные и редкоземельные металлы, и др.

Приведенный Перечень не является исчерпывающим, поскольку практика установления ограничений пошла по иному пути: значительная часть запретов установлена федеральными законами 1 , в том числе в отношении тех объектов, которые были включены в перечень (например, Федеральный закон «Об оружии» детально регулирует отношения, связанные с оборотом оружия).

Как уже было сказано, федеральными законами в отношении отдельных объектов гражданских прав установлены разные по объему ограничения, которые частично, а в ряде случаев полностью исключают гражданско-правовые отношения, связанные с оборотом этих объектов, что не исключает, в частности, наличия права собственности на них и совершения разрешенных законом действий.

При этом с уменьшением гражданско-правового регулирования увеличивается объем административно-правового регулирования, устанавливающего различные степени ограничений и дозволений, которые в совокупности формируют административно-правовую часть режима оборотоспособности конкретного вида объектов. Следует согласиться с С.С. Алексеевым, что в рамках любого правового режима всегда участвуют все способы правового регулирования, но в каждом режиме, и это во многом определяет его специфику, один из способов, как правило, выступает в качестве доминанты, определяющей весь его облик . Действительно, преобладающий способ правового регулирования во многом предопределяет и характер правового режима. Установление правового режима позволяет обеспечить достижение желаемого социального результата с наименьшими затратами сил, средств и времени.

Любой юридический режим, в том числе правовой режим оборо-тоспособности конкретного вида объектов, представляет собой особую систему регулятивного воздействия, которая характеризуется специфическими приемами правового регулирования, определенным сочетанием юридических средств для обеспечения того или иного желаемого состояния. Режим оборотоспособности конкретного вида объектов представляет собой режимный подход, в рамках которого систематизированы нормы по признаку объекта, позволяющие учитывать специфику, особый характер общественных отношений, создающие особый подход к их регулированию, позволяющие дифференцировать административно-правовые средства в зависимости от характера объекта, поставленных целей и задач.

Анализируя правовой режим того или иного объекта, нужно иметь представление о целях его конструирования. Основная цель правовых режимов - регламентация особым образом конкретных областей общественных отношений по поводу определенных объектов права. Любой правовой режим объекта правоотношений должен быть обоснованным и отражать характерные свойства объекта. С этим связано прежде всего то, что единого правового режима ограниченной оборотоспособности объектов не существует, есть правовые режимы ограниченной оборотоспособности отдельных видов объектов.

Правовые режимы отдельных видов объектов, ограниченных в оборотоспособности, позволяют выбрать оптимальное сочетание правовых средств для достижения поставленных задач, обеспечивающее учет специфики и особого характера групп общественных отношений, создание особых подходов к их регулированию. Возможность разного сочетания правовых средств позволяет формировать правовые режимы с разным сочетанием запретов и обязываний, льгот и дозволений, наиболее соответствующих поставленным задачам и конкретному виду объектов.

Рассмотрим введенные правовые режимы объектов, изъятых из свободного оборота, с учетом классификации, приведенной в начале настоящего параграфа 1 .

В первую группу включены объекты, которые являются таковыми в силу их естественных свойств. К ним принято относить, в частности, континентальный шельф (ст. 5 Федерального закона от ЗО. 11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» 1), недра в границах территории РФ, которые не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме (ст. 1,2 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» ); лесные участки в составе земель лесного фонда (п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ ) и др.

В отношении континентального шельфа в преамбуле к Федеральному закону о нем установлено, что Федеральный закон определяет статус континентального шельфа Российской Федерации, суверенные права и юрисдикцию Российской Федерации на ее континентальном шельфе и их осуществление, а в ст. 5 раскрывается содержание этих прав, отнесенных исключительно к Российской Федерации. Континентальный шельф, действительно, уникальный объект, и его статус не случайно определяется через понятие «суверенные права и юрисдикция Российской Федерации». Вместе с тем отдельные участки континентального шельфа могут быть использованы для разработки его минеральных ресурсов и водных биоресурсов, проведения ряда других работ. Эти права, как следует из Федерального закона, являются исключительными в том смысле, что, если Российская Федерация не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его минеральные ресурсы или водные биоресурсы, никто не может делать это без согласия Российской Федерации.

Из суверенных прав и юрисдикции Российской Федерации в отношении континентального шельфа вытекает и ряд других исключительных прав, в том числе исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей; исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, втом числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности. Разумеется свободный оборот такого объекта невозможен, он не может быть объектом купли-продажи, наследования, дарения и любых иных способов отчуждения, что не исключает, как видим, потенциальную возможность предоставления разрешений на определенные действия на отдельных участках континентального шельфа.

Федеральное законодательство устанавливает ряд случаев, когда объекты могут находиться только в федеральной собственности, из чего следуют ограничения их оборотоспособности. Типичный пример - недра, которые также относятся к уникальным объектам в силу их естественных свойств. Так, недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Соответственно законодатель установил, что участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме (ч. 1,2 ст. I 2 Закона РФ «О недрах»).

Вместе с тем право пользования недрами не запрещено, оно может быть предоставлено в соответствии со ст. 7 Закона РФ «О недрах» субъектам хозяйственной деятельности. Как установлено указанной статьей, права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. К таким законодательным актам относится в том числе Федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Судебная практика свидетельствует, что суды не допускают перехода государственной собственности на недра в частную собственность 1 .

Ко второй группе объектов, изъятых из свободного оборота, относятся объекты, обладающие большой публичной значимостью. К этой группе принадлежат, в частности, Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней России; Алмазный фонд РФ как собрание уникальных самородков драгоценных металлов и уникальных драгоценных камней, имеющих историческое и художественное значение, а также собрание уникальных ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней; золотой запас Российской Федерации, состоящий из аффинированного золота в слитках; запасы государственного резерва, относящиеся исключительно к федеральной собственности; объекты культурного наследия, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, памятники и ансамбли, включенные в Список всемирного наследия, историко-культурные заповедники и объекты археологического наследия; архивные документы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» ценности, зачисленные в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, являются федеральной собственностью. Кроме того, служебные и производственные здания, сооружения и помещения, используемые для хранения, приемки и обслуживания ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, также являются федеральной собственностью и отчуждению в любой форме, в том числе приватизации, не подлежат. Вместе с тем определенный оборот указанных объектов все же допускается: исключительно по решению Правительства РФ возможна сдача в аренду или иное обременение этих объектов.

Особый режим, установленный для этих объектов, обеспечивается, в том числе тем, что решения о сделках, направленные на пополнение и расходование ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ принимаются исключительно Президентом РФ и Правительством РФ.

В отношении драгоценных металлов и драгоценных камней, не включенных в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РФ или Алмазный фонд РФ, также установлен особый режим оборота. Упомянутым ранее Законом установлено, что государственное регулирование отношений в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения, а также заготовки лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется посредством установления целого ряда требований. К ним отнесены: лицензирование пользования участками недр, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни; преимущественное право приобретения добываемых драгоценных металлов и драгоценных камней для Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, формирования золотого запаса Российской Федерации и государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ; установление требований к учету, хранению, транспортировке драгоценных металлов и драгоценных камней и отчетности о них, а также к порядку осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями; нормативно-правовая регламентация действий организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями на внутреннем и внешнем рынках; специальный учет указанных организации и индивидуальных предпринимателей; контроль за соблюдением законодательства РФ в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения; установление особенностей порядка ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации в страны, не входящие в Таможенный союз, драгоценных металлов и драгоценных камней. Целый комплекс мер, направленных на обеспечение установленного режима, касается государственного контроля, который осуществляется по следующим направлениям: организация системы государственного контроля за качеством сортировки, классификации и оценки добытых и ввезенных на территорию РФ необработанных природных алмазов; организация государственного контроля за ценами на драгоценные камни путем утверждения обязательных классификаторов и прейскурантов цен, аналогичных действующим на мировом рынке; особый порядок таможенного контроля за ввозом на территорию РФ и вывозом с территории РФ драгоценных металлов и драгоценных камней, а также изделий из них.

Государственный контроль распространяется также на организацию подтверждения соответствия драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, что обеспечивается установлением государственной монополии на опробование и клеймение государственным пробирным клеймом ювелирных и иных бытовых изделий из драгоценных металлов, а также государственной монополии на регулирование экспорта необработанных алмазов. Кроме того, установлен перечень организаций, проводящих аффинаж драгоценных металлов.

Наряду с Государственным фондом драгоценных металлов и драгоценных камней РФ по согласованию с Правительством РФ могут создаваться государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ, которые являются собственностью субъектов РФ. На них также распространяются указанные режимные требования, однако их использование в рамках установленных требований осуществляется в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов РФ.

Алмазный фонд РФ как собрание уникальных самородков драгоценных металлов и уникальных драгоценных камней, имеющих историческое и художественное значение, а также собрание уникальных ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней также отнесен к объектам ограниченной оборотоспособности. Согласно ст. 7 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» Алмазный фонд РФ неделим, является федеральной собственностью и не подлежит отчуждению в любой форме и иному обременению, в том числе сдаче в аренду. Ценности Алмазного фонда РФ могут быть использованы исключительно в целях экспонирования или научного изучения в Российской Федерации и за пределами территории РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Зачисление ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ в Алмазный фонд РФ производится по решению Правительства РФ.

В эту же группу входят и объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации. Особый режим этих объектов, ограничения их оборота установлены Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». В отношении этих объектов допускается их оборот, но с учетом особенностей, определенных указанным Федеральным законом. Установлено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, частной собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. Однако объекты культурного наследия, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, памятники и ансамбли, включенные в Список всемирного наследия, историко-культурные заповедники и объекты археологического наследия отчуждению из государственной собственности не подлежат (ст. 50). Ограничения установлены и в отношении объектов культурного наследия религиозного назначения, которые могут передаваться в собственность только религиозным организациям в установленном порядке.

Органам государственной власти предоставлены полномочия в целях установления и обеспечения режима объектов культурного наследия. Согласно ст. 9 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» федеральные органы государственной власти устанавливают в необходимых случаях ограничения при пользовании объектами культурного наследия и земельными участками или водными объектами, в пределах которых располагаются объекты археологического наследия; осуществляют государственный контроль за сохранением, использованием и государственной охраной объектов культурного наследия; осуществляют отнесение объектов культурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации; формируют перечень не подлежащих отчуждению объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности; утверждают режимы использования территорий и зон охраны объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, и др.

При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя обязательства, являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия, которые касаются содержания объекта культурного наследия, его сохранения (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ, иные обеспечивающие его сохранность требования) (ст. 48).

При отчуждении объектов культурного наследия из государственной или муниципальной собственности обязательным условием является выполнение требования, чтобы новый собственник принял на себя обязательства по содержанию и сохранению объекта культурного наследия, по выполнению требований, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия.

Значительные ограничения в обороте имеют архивные документы. Согласно ст. 10 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» архивные документы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не подлежат приватизации, не могут быть объектом продажи, мены, дарения, а также иных сделок, могущих привести к их отчуждению, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральными законами. Между государственными органами, муниципальными органами возможна передача архивных документов в установленном порядке, но не их отчуждение. Так, передача архивных документов, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов РФ и (или) муниципальных образований осуществляется Правительством РФ по представлению специально уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти. При приватизации государственных или муниципальных предприятий образовавшиеся в процессе их деятельности архивные документы, в том числе документы по личному составу, остаются соответственно в федеральной собственности, собственности субъекта РФ и муниципальной собственности.

Третья группа объектов, ограниченных в обороте из соображений общественной безопасности, самая многочисленная, и установленные в отношении них режимы по степени ограничений и запретов существенно отличаются один от другого. К этой группе принято, в частности, относить оружие, в том числе оружие массового поражения, объекты по его хранению и уничтожению, наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в Список I, пестициды и агрохимикаты, которые не внесены в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, суда с ядерными энергетическими установками, некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и изделия, этилированный автомобильный бензин, другие объекты.

Ряд установленных режимов, ограничивающих оборотоспособ-ность объектов, непосредственно связаны с международными обязательствами Российской Федерации. Так, например, Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (заключена 16.12.1971) 1 возлагает на каждое государство - участника Конвенции обязательство «никогда, ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не накапливать, не приобретать каким-либо иным образом и не сохранять:

  • 1) микробиологические или другие биологические агенты или токсины, каково бы ни было их происхождение или метод производства, таких видов и в таких количествах, которые не предназначены для профилактических, защитных или других мирных целей;
  • 2) оружие, оборудование или средства доставки, предназначенные для использования таких агентов или токсинов во враждебных целях или в вооруженных конфликтах».

Каждое государство - участник Конвенции обязуется принять необходимые меры по запрещению и предотвращению разработки, производства, накопления, приобретения или сохранения агентов, токсинов, оружия, оборудования и средств доставки в пределах территории такого государства, территории под его юрисдикцией или под его контролем где бы то ни было. При этом представляется исключительно важной оговорка, позволяющая проводить исследования, которые предназначены для профилактических, защитных или других мирных целей.

Упомянем еще одну Конвенцию - «О запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении» (Париж, 13.01.1993) 1 . Согласно ст. 1 каждое государство - участник настоящей Конвенции обязуется никогда, ни при каких обстоятельствах:

a) не разрабатывать, не производить, не приобретать иным образом, не накапливать или не сохранять химическое оружие или не передавать прямо или косвенно химическое оружие кому бы то ни было;

b) не применять химическое оружие;

c) не проводить любых военных приготовлений к применению химического оружия;

б) не помогать, не поощрять или не побуждать каким-либо образом кого бы то ни было к проведению любой деятельности, запрещаемой государству - участнику по настоящей Конвенции.

Кроме того, каждое государство-участник обязуется уничтожить химическое оружие, любые объекты по производству химического оружия, которые находятся в его собственности или владении или которые размещены в любом месте под его юрисдикцией или контролем, а также не использовать химические средства борьбы с беспорядками в качестве средства ведения войны.

Вместе с тем термин «химическое оружие» в рамках Конвенции понимается очень широко и включает токсичные химикаты и их прекурсоры, боеприпасы и устройства, специально предназначенные для смертельного поражения или причинения иного вреда за счет токсических свойств, любое оборудование, специально предназначенное для использования непосредственно в связи с применением указанных боеприпасов и устройств, поэтому Конвенцией установлены изъятия из общих запретов. Указанные объекты разрешается применять в целях, не запрещаемых Конвенцией, к которым отнесены:

a) промышленные, сельскохозяйственные, исследовательские, медицинские, фармацевтические или иные мирные цели;

b) защитные цели, а именно цели, непосредственно связанные с защитой от токсичных химикатов и защитой от химического оружия;

c) военные цели, не связанные с применением химического оружия и не зависящие от использования токсичных свойств химикатов как средства ведения войны;

с1) правоохранительные цели, включая борьбу с беспорядками в стране.

Следует упомянуть также Конвенцию о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, Протокол о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств, Договор о нераспространении ядерного оружия (Москва - Вашингтон - Лондон, 01.07.1968) 1 . В этой сфере действуют и другие международные документы, оказывающие влияние на национальное законодательство, которое должно обеспечить выполнение международных обязательств.

Максимально жесткие ограничения установлены российским законодательством в отношении оборота химического оружия. В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об уничтожении химического оружия» химическое оружие, объекты по хранению химического оружия и объекты по уничтожению химического оружия являются объектами, изъятыми из хозяйственного оборота, находятся в исключительном ведении Российской Федерации в федеральной собственности, управление которой осуществляется Правительством РФ.

Отходы, образующиеся в процессе уничтожения химического оружия, являются объектами, ограниченно оборотоспособными, и могут передаваться Правительством РФ организациям независимо от организационно-правовых форм в целях вовлечения отходов в хозяйственный оборот в установленном порядке. Запрещается использование объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия в целях, не связанных с хранением и уничтожением химического оружия, утилизацией и захоронением отходов, образующихся в процессе уничтожения химического оружия.

Деятельность, связанная с выполнением работ и оказанием услуг по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, подлежит лицензированию. Кроме того, государство устанавливает критерии и стандарты безопасного хранения, перевозки и уничтожения химического оружия, обеспечивает контроль за их соблюдением.

Федеральный закон от 11.07.2011 № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает ограничения оборотоспообности указанных объектов. В частности, определены объекты, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности, в собственности Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (радиоактивные отходы, содержащие ядерные материалы, пункты захоронения радиоактивных отходов). Пункты долговременного хранения радиоактивных отходов, пункты временного хранения радиоактивных отходов, пункты размещения особых радиоактивных отходов и пункты консервации особых радиоактивных отходов могут находиться в федеральной собственности или в собственности российских юридических лиц. При этом на собственников возлагаются особые обязанности, обусловленные опасностью этих объектов (обеспечивать безопасное обращение с радиоактивными отходами, безопасные эксплуатацию, вывод из эксплуатации, закрытие пунктов хранения радиоактивных отходов). Пункты захоронения радиоактивных отходов относятся к объектам использования атомной энергии федерального или межрегионального значения. Выполнение работ по сооружению и эксплуатации пунктов глубинного захоронения радиоактивных отходов, закрытию таких пунктов захоронения осуществляется при наличии лицензии. Для осуществления государственного контроля ведется государственный учет радиоактивных отходов, в том числе регистрация радиоактивных отходов и пунктов их хранения, при этом реестр радиоактивных отходов, кадастр пунктов хранения радиоактивных отходов и паспорта радиоактивных отходов подлежат бессрочному хранению.

Установлен также запрет на ввоз в Российскую Федерацию радиоактивных отходов в целях их хранения, переработки и захоронения, за исключением случаев, предусмотренных Законом. Вывоз из Российской Федерации радиоактивных отходов, образовавшихся при переработке ввезенного в Российскую Федерацию отработавшего ядерного топлива, допускается только в случае, если это предусмотрено международным договором РФ.

Ограничения и запреты в оборотоспособности распространяются не только на оружие массового поражения, но и на обычное гражданское и служебное оружие, которое также представляет опасность для общества. Основным законодательным актом, установившим запреты и ограничения в отношении этих объектов, является Федеральный закон «Об оружии». Статья 6 указанного Закона имеет название «Ограничения, устанавливаемые на оборот гражданского и служебного оружия» и содержит перечень гражданского и служебного оружия, оборот которого на территории РФ запрещен: огнестрельное оружие, которое имеет форму, имитирующую другие предметы; огнестрельное гладкоствольное оружие, изготовленное под патроны к огнестрельному оружию с нарезным стволом; кистени, кастеты, су-рикены, предметы ударно-дробящего и метательного действия; оружие и иные предметы, поражающее действие которых основано на использовании радиоактивного излучения и биологических факторов; газовое оружие, снаряженное нервно-паралитическими, отравляющими, а также другими веществами, не разрешенными к применению, электрошоковые устройства и др.

Наряду с полным запретом оборота ст. 6 установлены виды оружия, хранение или использование которых вне спортивных объектов запрещено; виды оружия, ношение и перевозка которых в границах населенных пунктов запрещены. Запрещены также определенные действия с оружием, в частности, установка на гражданском и служебном оружии приспособлений для бесшумной стрельбы и прицелов (прицельных комплексов) ночного видения, а также их продажа, пересылка оружия; ношение гражданами оружия при проведении митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других массовых публичных мероприятий; продажа, передача, хранение патронов к гражданскому оружию лицам, не владеющим на законном основании таким гражданским оружием.

Производство, приобретение, торговля, коллекционирование и экспонирование оружия и патронов к нему на территории РФ подлежат лицензированию. При этом установленные требования дифференцированы в зависимости от видов субъектов. Законом определены субъекты, имеющие право на приобретение оружия, пользование им. Наряду с получением соответствующей лицензии указанные субъекты должны отвечать установленным требованиям. Так, например, гражданам РФ лицензия на приобретение оружия выдается после прохождения ими соответствующей подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием. Кроме того, установлены основания, при наличии которых гражданину в выдаче лицензии должно быть отказано (возраст, неснятая или непогашенная судимость, наличие заболеваний, включенных в перечень, и др.).

В отношении иностранных граждан также установлены ограничения на приобретение на территории РФ, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации гражданского оружия, на использование на территории РФ всех видов, типов и моделей оружия в целях обеспечения личной безопасности.

Установлены также требования к хранению гражданского и служебного оружия и патронов к нему, условия применения оружия гражданами РФ, порядок учета, ношения, перевозки транспортирования, уничтожения, коллекционирования и экспонирования оружия, что существенно снижает оборотоспособность оружия, при этом объем оборотоспособности оружия в значительной степени зависит от его вида и, как следствие, от установленных ограничений.

Не менее жесткий режим установлен в отношении наркотических средств и психотропных веществ Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах». Статьей 2 указанного Закона установлен Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации и соответственно в отношении которых установлены в разном объеме ограничения их оборотоспособности. При этом оборот рассматривается исключительно широко и включает в себя практически все возможные действия с данными объектами - это разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз на территорию РФ, вывоз с территории РФ, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ.

В зависимости от применяемых государством ограничительных мер законодатель предусмотрел следующие списки:

  • - список наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации запрещен, за исключением предусмотренных Законом случаев (список I);
  • - список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля (список II);
  • - список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля (список III);
  • - список прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля (список IV).

Последний список включает в себя:

  • - таблицу прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются особые меры контроля (таблица I);
  • - таблицу прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются общие меры контроля (таблица II);
  • - таблицу прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля (таблица III).

Как видим, исходя из степени опасности данных объектов государство устанавливает разные степени ограничения их оборота. При этом ст. 5 Закона закреплена государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также на культивирование наркосодержащих растений. Государственная монополия распространяется наследующие виды деятельности: разработка, производство, изготовление, распределение, переработка, ввоз (вывоз), уничтожение наркотических средств, психотропных веществ, а также прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ согласно спискам, культивирование наркосодержащих растений.

Государственная монополия выражается также в том, что отдельные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, могут осуществляться только государственными унитарными предприятиями, другие виды деятельности могут осуществляться входящими в муниципальную систему здравоохранения муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями.

Под специальным контролем находятся также инструменты, оборудование, используемые для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ, правила разработки, производства, изготовления, хранения, перевозки, пересылки, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования, ввоза на территорию РФ, вывоза с территории РФ, уничтожения которых определяется Правительством РФ.

Сказанным не исчерпываются виды объектов, оборот которых законодательно ограничен. Представляется необходимым выделить среди них объекты, также имеющие ограничения в обороте, но только в определенных случаях, в остальных же случаях они полностью оборотоспособны. Речь идет о некачественных и опасных пищевых продуктах, материалах и изделиях, ограничение в обороте которых установлены Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов». Статьей 3 указанного Закона установлено, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, если они не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли. Сказанное означает, что оборотоспособные при их выпуске объекты могут по истечении времени перейти в разряд необоротоспособных. Сходный запрет установлен и в отношении продукции, загрязненной радиоактивными веществами выше установленных нормативов 1 .

См.: Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».

Подводя итоги сказанного, представляется необходимым отметить следующие характеристики правового режима ограниченной оборотоспособности отдельных видов объектов.

Единого режима ограниченной оборотоспособности объектов не существует: в отношении отдельных видов объектов устанавливается свой набор правовых средств, в разной степени ограничивающих оборотоспособность объекта. Вместе с тем для режима ограниченной оборотоспособности любого объекта характерны системность используемых правовых средств, формирование целостной системы регулятивного воздействия, которая отличается специфическими приемами правового регулирования, достаточными для того, чтобы обеспечить заданное состояние объекта и достижение поставленных целей. Во всех случаях режим вводится для учета специфики и особого характера объектов, в отношении которых необходимо ограничить их оборотоспособность.

СЗРФ. 2013. №27. Ст. 3434.

  • См.: Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXVI. М., 1973. С. 45-49.
  • СЗРФ. 2011. №29. Ст. 4281.
  • 10. Несостоятельность (банкротство) юл
  • 11. Ликвидация юл
  • 12. Полное товарищество и товарищество на вере – коммерческие юл
  • 13. Общества с ограниченной и дополнительной ответственностью – коммерческие юл
  • 14. Общества с дополнительной ответственностью.
  • 15. Акционерные общества
  • 16. Унитарные государственные и муниципальные предприятия – коммерческие юл
  • 17. Производственные кооперативы как юл
  • 18. Некоммерческие юл
  • 19.Учреждение как юридическое лицо. Виды учреждений. Право оперативного управления учреждения
  • 20.Особенности участия в гражданских правоотношениях публично-правовых образований. Ответственность государства в гражданских правоотношениях.
  • 21. Понятие объектов гражданских прав (гражданских правоотношений). Виды объектов гражданских прав.
  • 22. Понятие ценных бумаг. Их классификация
  • 23.Понятие личных неимущественных прав и нематериальных благ. Их классификация. Способы защиты личных неимущественных прав.
  • 24. Защита чести, достоинства и деловой репутации. Компенсация морального вреда
  • 25. Понятия и виды сделок
  • 26.Устная и письменная форма сделки. Государственная регистрация
  • 27.Государственная регистрация сделок и последствия ее несоблюдения.
  • 28. Недействительные сделки
  • 1) По содержанию:
  • 29.Оспоримые сделки: понятие, виды, последствия совершения
  • 30. Представительство. Доверенность
  • 32. Исковая давность: понятие и виды. Течение срока исковой давности
  • 33. Понятие и содержание права собственности
  • 34.Право собственности граждан и юридических лиц
  • 34. Право собственности граждан и юридических лиц
  • 35. Право государственной и муниципальной собственности
  • 36. Общая собственность. Понятие и виды.
  • 37. Понятие и виды ограниченных вещных прав. Право хрзяйственного ведения и оперативного управления.
  • 38. Виндикационный иск.
  • 39. Негаторный иск.
  • 40. Иски об освобождении имущества от ареста. Иски о признании права собственности. Понятие истец, ответчик, содержание предъявленных требований.
  • 41. Понятие и стороны обязательства. Надлежащее исполнение обязательства.
  • 42. Множественность лиц в обязательстве.
  • 43.Перемена лиц в обязательстве.
  • 1) Возникающие по воле участников (сделки):
  • 2) Независящие от воли сторон:
  • 48. Задаток и удержание имущества должника как способы обеспечения исполнения обязательств
  • 50. Убытки как форма гражданско-правовой ответственности
  • 51.Особенности ответственности за неисполнение денежных обязательств и обязательств по передаче индивидуально-определенной вещи.
  • 52. Гражданско-правовой договор
  • 53. Свобода договора. Публичный, договор присоединения
  • 53.Порядок заключение договора. Особенности заключения договора на торгах
  • 55. Основания и порядок изменения договора Основания изменения и прекращения договоров
  • Изменение (расторжение) договора по соглашению сторон
  • Изменение (расторжение) договора в связи с существенным нарушением договора и иными обстоятельствами
  • Изменение (расторжение) договора в связи с иными обстоятельствами
  • Порядок изменения и расторжения договора Порядок изменения (расторжения) договора по соглашению сторон:
  • Порядок изменения (расторжения) договора вследствие одностороннего отказа
  • Последствия изменения или расторжения договора
  • 56. Понятие и виды купли-продажи. Условия договора.
  • 57. Договор розничной купли продажи, его виды.
  • 58. Договор поставки товаров. Порядок заключения и исполнения. Структура договорных отношений.
  • 59. Договор энергоснабжения.
  • 60. Договор продажи недвижимости.
  • 61. Особенности продажи жилых помещений.
  • 62. Договор контрактации.
  • 63. Договор мены.
  • 64.Дарение (понятие, предмет, форма договора). Пожертвование.
  • 65. Договор ренты. Пожизненное содержание с иждиванием.
  • 66. Аренда. Договор проката
  • 67.Договор аренды транспортных средств. Аренда зданий, сооружений, предприятий.
  • 68. Лизинг.
  • Гарант:
  • 70. Договор безвозмездного пользования (договор ссуды)
  • 71. Договор подряда. Договор бытового подряда.
  • 72.Договор строительного подряда.
  • 73.Договор подряда на выполнение проектных и изыскательных работ.
  • 74. Договор на выполнение научно исследовательских, опытно конструкторских и технологических работ.
  • 75. Договор транспортной экспедиции.
  • 76.Договор хранения. Виды.
  • 77. Договор поручения. Действия в чужом интересе без поручения.
  • 78.Договор комиссии.
  • 79.Понятие и элементы договора доверенного управления имуществом.
  • 80. Договор займа.
  • 81,82. Кредитный договор.
  • 83. Банковский вклад.
  • 84. Банковский счет.
  • 85. Договор страхования.
  • 86. Понятие договора коммерческой концессии и его виды
  • 87. Договор простого товарищества.
  • 88.Публиное обещание награды. Проведение игр и пари.
  • 89. Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда здоровью или жизни гражданина.
  • 90. Понятие обязательства в следствии неосновательного обогащения, условия их возникновения и исполнения.
  • 91. Авторское право.
  • 92. Понятие смежных прав и их взаимосвязь с авторскими правами. Объекты и субъекты смежных прав. Защита смежных прав.
  • 95.Открытие наследства. Наследование по закону. Особенности наследования отдельных видов имущества.
  • 21. Понятие объектов гражданских прав (гражданских правоотношений). Виды объектов гражданских прав.

    Объект гражданских правоотношений - это то, на что направлены субъективные права и обязанности его участников.

    Объекты гражданских прав необходимы для удовлетворения материальных и духовных потребностей граждан и юридических лиц. Объекты гражданских прав - вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. Оборотоспособность - возможность граждан свободно распоряжаться объектами гражданских прав путем их передачи другим лицам.

    В зависимости от оборотоспособности все вещи делятся на:

    1) вещи, не изъятые из оборота , - объекты гражданских прав, которые мог свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследования, реорганизации юридического лица) либо иным способом;

    2) вещи ограниченные в обороте , - вещи, оборот которых ограничивается законом. Ограниченные вещи принадлежат определенному кругу лиц и допускаются к обороту по специальному разрешению К ним относятся природные ресурсы, земля, валютные ценности, предметы антиквариата;

    3) вещи, изъятые из оборота, - вещи, оборот которых не допускается на основании закона, К ним относятся земля, недра, воды, ископаемые, энергетические природные и другие ресурсы.

    Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению, определяются в законе.

    Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

    Сделки с правами пользования участками лесного фонда и правами пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, осуществляются в порядке, установленном лесным законодательством РФ , а в части, не урегулированной им, - гражданским законодательством.

    Обособленные водные объекты могут переходить от одного лица другому в порядке, предусмотренном гражданским законодательством и земельным законодательством РФ. Права пользования водными объектами могут переходить от одного лица к другому лицу только на основании распорядительной лицензии , выдаваемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на выдачу лицензии управления использованием и охраной водного фонда.

    Виды объектов гражданских прав:

    1) материальные блага (объекты природного мира, вещи; вещи создаются трудом челове- ка и служатдля удовлетворения его имущест- венных интересов) и нематериальные бла- га (продукты духовного творчества; честь, достоинство, имя гражданина);

    2) ограниченные в обороте, не ограниченные в обороте, изъятые из оборота ;

    Виды вещей:

    1) движимые - вещи, не относящиеся к недви- жимости, включая деньги и ценные бумаги (ре- гистрации прав на движимые вещи не требу- ется) и недвижимые - земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т е. объек- ты, перемещение которых без несоразмерно- го ущерба их назначению невозможно,

    2) делимые (вещь можно разделить) и неде- лимые (раздел вещи в натуре невозможен без изменения ее назначения);

    3) главная вещь и принадлежность - вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной вещи и связанная с ней общим на- значением;

    4) потребляемые (вещи в процессе перестают существовать) и непотребляемые (утрачивают первоначальные свойства);

    5) родовые или индивидуально-определенные вещи, определенные родовыми признаками;

    6) сложные (разнородные вещи, образующие единое целое)

    Гражданские правоотношения возникают по поводу материальных и нематериальных благ.

    К материальным благам относятся вещи (имущество и имущественные права).

    К нематериальным благам относятся жизнь, здоровье, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, свобода передвижения, выбор места пребывания и жительства, право на имя, авторство и другие блага, не имеющие имущественного характера.

    В статье 128 ГК РФ перечисляются виды объектов гражданских прав:

      имущественные права,

      работы и услуги,

      информация,

      результаты интеллектуальной собственности,

      нематериальные блага.

    Круг объектов гражданского права весьма подвижен. Совсем недавно информация не фигурировала в их числе.

    Основной массив объектов гражданских правоотношений составляют вещи.

    Вещи – важнейшая составляющая имущества, находящегося в гражданском обороте.

    Под вещью в гражданском праве понимается любой объект материального мира.

    Вещи – важнейшая составляющая имущества, находящегося в гражданском обороте. Под вещью в гражданском праве понимается любой объект материального мира. Для юридической судьбы вещи существенное значение имеет правовой статус. Поэтому существует многообразная классификация вещей.

    По признаку оборотоспособности вещи подразделяются на не изъятые из гражданского оборота, с ограниченной оборотоспособностью и изъятые из гражданского оборота . Оборотоспособность понимается как пригодность объектов гражданских прав к свободному отчуждению и переходу от одного лица к другому. Иными словами вещи, не изъятые из гражданского оборота , могут свободно отчуждаться их владельцами и переходить из рук в руки без ограничений.

    Вещи с ограниченной оборотоспособностью могут принадлежать лишь определенным участникам гражданского оборота, или оборот этих вещей допускается в особом порядке . То есть речь идет о лицензировании и сертификации . Сведения об объектах, подлежащих лицензированию или сертификации, публикуются. К таким объектам относятся яды, оружие, боеприпасы, драгоценные металлы и камни и некоторые другие вещи. По прямому указанию в законе некоторые вещи могут быть изъяты из оборота. Изъяты из оборота такие виды продукции, работ или услуг, которые могут оказаться опасными для населения, если будет разрешена их свободная реализация .

    Вещи подразделяются на движимые и недвижимые.

    К недвижимым вещам относятся здания и сооружения, земельные участки. Право на недвижимое имущество обязательно подлежит государственной регистрации. Государственной регистрации подлежат и сделки с недвижимостью.

    Движимое имущество , как правило не надо регистрировать. К нему относятся все объекты, которые не относятся к недвижимости. В то же время следует иметь ввиду, что автотранспорт, который естественно движется, но не смотря на это, все автомашины подлежат государственной регистрации. Вот такое исключение из правил.

    Вещи бывают делимые , то есть такие, которые при делении не теряют своего назначения и присущих им свойств. Например, в магазине можно купить половину буханки хлеба. Неделимые вещи от раздробления утрачивают свое первоначальное назначения. Если табуретку распилить, то это будет уже не табуретка. При разделе имущества все это имеет юридическое значение.

    Есть вещи сложные , к которым относятся библиотека, мебельный гарнитур. Часть гарнитура, например стол, можно использовать и в отдельности, но если заключена сделка по поводу сложной вещи, то значит ее действие распространяется на все ее составные части. Если гражданин приобретает полное собрание сочинений А.С. Пушкина, но там нет одного тома, то это уже не полное собрание сочинений и об этом в договоре купли-продажи должно специально отмечено.

    Назначение нескольких вещей может быть связано между собой, когда использование одной вещи зависит от другой. Такая взаимосвязь прослеживается между замком и ключом, скрипкой и смычком и т.д. В этих случаях выделяется главная вещь и принадлежность.

    Особое место среди вещей занимают плоды, продукция и доходы . Все поступления от вещи принадлежат ее законному владельцу, которым может быть наниматель, а не собственник.

    1. Объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте.

    (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 142-ФЗ)

    2. Законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.

    (п. 2 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 142-ФЗ)

    3. Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

    4. Результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (статья 1225) не могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому. Однако права на такие результаты и средства, а также материальные носители, в которых выражены соответствующие результаты или средства, могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом.

    (п. 4 введен Федеральным законом от 18.12.2006 N 231-ФЗ)

    Комментарии к статье

    Коммент. ст. подразделяет все объекты гражданских прав на три категории в зависимости от их оборотоспособности. По общему правилу объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить к другим лицам в порядке универсального правопреемства, т. е. признаются полностью оборотоспособными, если они прямо не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Кроме того, оборот некоторых объектов гражданских прав, например нематериальных благ, исключен в силу самой природы этих объектов.

    Под объектами, изъятыми из оборота, понимаются объекты, нахождение которых в обороте прямо запрещено законом. К ним относятся прежде всего объекты государственной собственности, находящиеся в общественном пользовании, в частности дороги, реки, общественные здания и сооружения, национальные библиотеки и т. п. Не участвуют в гражданском обороте и вещи, которые в принципе могут передаваться другим лицам, но не по гражданско-правовым основаниям, а в ином порядке, в частности архивные материалы. Наконец, не могут быть предметом гражданско-правовых сделок объекты, запрещенные действующим законодательством, например порнографические издания, поддельные денежные знаки и платежные документы, самодельные наркотические средства и т. п.

    Ограничение оборота тех или иных объектов означает, что эти объекты могут принадлежать лишь определенным лицам либо для совершения сделок с ними требуется специальное разрешение. Подобные ограничения могут вводиться по соображениям государственной и общественной безопасности, охраны экономических интересов государства, обеспечения здоровья населения и т. п. Так, горные отводы для разведки и разработки месторождений минеральных полезных ископаемых являются государственной собственностью и могут предоставляться лишь во владение и пользование юридическим лицам и гражданам.

    Другие объекты, ограниченные в своем обороте, могут приобретаться и в собственность, но лишь по особым разрешениям. К ним, в частности, относятся оружие, сильнодействующие яды, наркотические средства и т. п. На территории РФ ограничен оборот валютных ценностей - иностранной валюты и внешних ценных бумаг.

    Наконец, для приобретения ряда вещей не требуется специального разрешения, но необходимо выполнение предусмотренных законом условий. Например, отчуждение и приобретение памятников истории и культуры производятся с соблюдением действующий правил о преимущественном праве их покупки государством.

    Пункт 3 ст. 129, посвященный обороту земли и других природных ресурсов, носит отсылочный характер. Пределы участия этих объектов в гражданском обороте определяются не гражданским, а земельным и природоресурсным законодательством.

    Так, земельные участки, изъятые из оборота и ограниченные в гражданском обороте, перечислены в ст. 4 и 5 ЗК. Оборот земель селькохозяйственного назначения регулируется специальным Законом об обороте земель селькохозяйственного назначения. Особенности оборота участков недр, водных объектов и участков лесного фонда определяются Законом о недрах, Водным и Лесным кодексами.