"Нести свой крест": значение фразеологизма и примеры. Крест как символ страданий. Что значит «нести свой крест»

Нести свой крест

Нести свой крест
Первоисточник - Библия. В Евангелии от Иоанна говорится о том, что Иисус сам нес крест, на котором его должны были распять (гл. 19, ст. 17): «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа».
Иносказательно: терпеливо выполнять свой долг, обязанности: мужественно переносить удары судьбы, ее невзгоды.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Нести свой крест" в других словарях:

    См. терпеть... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999 … Словарь синонимов

    Нести свой крест - крыл. сл. Нести свой крест. Тяжелый крест Так говорят о тяжелой судьбе, тяжелых страданиях кого либо. Выражение это возникло на основе евангельской легенды об Иисусе, несшем крест, на котором его должны были распять (Иоанн, 19, 17) … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Книжн. Высок. терпеливо переносить страдания, невзгоды, мириться со своей печальной участью. ФСРЯ, 212; ЗС 1996, 151; БМС 1998, 315 … Большой словарь русских поговорок

    нести свой крест - Терпеливо переносить страдания, испытания, тяжёлую судьбу … Словарь многих выражений

    Так говорят о тяжелой судьбе, тяжелых страданиях кого либо. Выражение это возникло на основе евангельской легенды об Иисусе, несшем крест, на котором его должны были распять (Иоанн, 19, 17). Словарь крылатых слов. Plutex. 2004 … Словарь крылатых слов и выражений

    Сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? креста, чему? кресту, (вижу) что? крест, чем? крестом, о чём? о кресте; мн. что? кресты, (нет) чего? крестов, чему? крестам, (вижу) что? кресты, чем? крестами, о чём? о крестах 1. Крест это предмет,… … Толковый словарь Дмитриева

    Выдерживать, терпеть, нести свой крест Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    Толковый словарь Ушакова

    КРЕСТ, креста, муж. 1. Предмет христианского культа, представляющий собой длинный вертикальный стержень, пересеченный у верхнего конца перекладиной (по евангельскому преданию на кресте из двух бревен был распят Иисус Христос). Нательный крест.… … Толковый словарь Ушакова

    КРЕСТ, креста, муж. 1. Предмет христианского культа, представляющий собой длинный вертикальный стержень, пересеченный у верхнего конца перекладиной (по евангельскому преданию на кресте из двух бревен был распят Иисус Христос). Нательный крест.… … Толковый словарь Ушакова

Книги

  • Царский Путь Креста Господня , Тобольский И.. 412 стр. Многие люди часто задаются вопросами: почему с ними происходят те или иные неприятности, для чего им посылаются скорби? На эти вопросы отвечает книга Царский путь Креста Господня. В…
  • Царский путь Креста Господня , . Многие люди часто задаются вопросами: почему с ними происходят те или иные неприятности, для чего им посылаются скорби? На эти вопросы отвечает книга «Царский путьКреста Господня». В ней…

Каждый несёт свой крест

Нести свой крест — принимать посланные судьбой испытания покорно, терпеливо, без злобы, отчаяния, ненависти и зависти к окружающим, с осознанием того, что жизнь — не сахар, что всего в ней поровну — радостей и горечи, что черная полоса обязательно сменится светлой, а случившееся — это рок; от него не убежишь, не скроешься; не отчаиваться, не взирая на удары провидения, продолжать жить

Род проходит и род приходит, а земля пребывает вовеки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит… Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь… Что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем (Книга Екклезиаста)

Происхождением фразеологизм «нести свой крест» обязан Новому Завету

14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!
15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.
16 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.
17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;
18 там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса
(Еванглие от Иоанна гл. 19)

30 и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.
31 И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.
32 Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его.
33 И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место...
38 Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую

26 И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом.
27 И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем
28 Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших....,
32 Вели с Ним на смерть и двух злодеев
33 И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону

21 И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его
22 И привели Его на место Голгофу, что? значит: Лобное место
23 И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял
24 Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять
25 Был час третий, и распяли Его

Чтобы сгладить противоречия, Церковь придумала: Иисус таки нёс крест, а когда изнемог, на помощь ему призвали Симона

Синонимы выражения «нести свой крест»

  • Терпеть
  • Страдать
  • Терзаться
  • Мучиться

Употребление крылатого выражения в литературе

«Ах, как они понимают друг друга. Нет, нелегко им нести свой крест. Угрюмая судьба их свела с невыносимым экземпляром » (Л. Зорин «Юпитер»)
«Умей нести свой крест и веруй. Я верую, и мне не так больно, и когда я думаю о своем призвании, то не боюсь жизни. » (Б. Акунин «Чайка»)
«Она, то есть я, говорит Треплову: «Я теперь знаю, понимаю, Костя, что в нашем деле? все равно, играем мы на сцене или пишем, ? главное, не слова, не блеск, не то, о чем я мечтала, а уменье терпеть. Умей нести свой крест и веруй. Я верую, и мне не так больно, и когда я думаю о своем призвании, то не боюсь жизни » (Е. Маркова «Отречение»)
«Что же, должен я развестись или нести свой крест? ..» («Ю. Безелянский «В садах любви»)
«Верушка притуманилась. - Каждый должен нести свой крест, Имре. Общество не прощает дезертирства » (Ю. Нагибин «Блестящая и горестная жизнь Имре Кальмана»)

ЧТО ЗНАЧИТ «НЕСТИ СВОЙ КРЕСТ»? Нести крест свой – это значит выбирать не то, что получается, не то, что легче, а то, что лучше. То, что Богу угодно, то, что по совести, то, что приносит пользу ближнему. Несение креста – это дело прежде всего внутреннее. Господь больше всего обличал внешнее, показное благочестие, фарисейство. Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Разбойников было два со Спасителем на Голгофе, физически они страдали одинаково, а главное – вера, смирение, покаяние – то есть спасение – было внутри. Можно нести свой крест в мыслях, в чувствах. Это очень важная часть нашей духовной жизни – борьба с помыслами. Не осуждать никого даже в мыслях, а молиться. Не распускаться, не капризничать, не раздражаться, а терпеть. Не ругать даже погоду... Не обижаться, а принимать укоры и каяться. Не говорить лишнего, а молчать. Не упрямиться, а уступать. Не унывать, а радоваться. Выбирать все время, постоянно благую часть, которая не отымется (Лк. 10, 42), уйдет с нами в будущую жизнь. Когда мы не злимся, не даем сдачи, не огрызаемся, не надуваемся, даже не думаем ничего в свою защиту, не осуждаем про себя никого, когда мы страдаем, терпим – пусть даже самое малое, - это очень много. Мы не оставляем своего креста. Мы живем. Каждый миг этого страданья – это как чистое золото души, как драгоценные крупицы святости - жизни христианской, евангельской, небесной – уже на земле. Жаль, что мы помолчим-помолчим – а потом всё и выскажем. Потерпим-потерпим, - а потом сорвемся. Вроде не думаем, не осуждаем, изо всех сил стараемся во всем видеть хотя бы долю своей вины, - а потом опять накатывают старые и новые обиды, и жалко себя, и так очевидны немощи ближнего… И – бросили терпеть, и не думать, не говорить, и все труды насмарку, все одним махом разрушено, креста уже нет. Возгордился – и сошел со креста. Осудил – и сошел со креста. Бросил терпеть – и сошел со креста. Можно очень долго терпеть, а потом сойти со креста мгновенно. Дьявол, конечно, все время хочет сделать так, чтобы мы сошли со креста. Так и Спасителю говорили: Сниди со Креста (Мф. 27, 40). Всё для этого делает: лишь бы только раздражились, осудили, ослабили, оставили пост, молитву, хранение ума, сердца, языка…Кайся – и снова бери крест. Другого пути нет. Несение креста – как сама жизнь – может быть только постоянным. Поэтому апостол Павел заповедовал нам: Всегда радуйтеся. Непрестанно молитеся. О всем благодарите (1 Сол. 5, 16-18). Крест можно нести только с Божией помощью. Потому батюшка Николай Гурьянов просил: «Господи, помилуй, Господи, прости, Помоги мне, Боже, крест мой донести». Крест нужно донести до конца. Претерпевый до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22). Верный в мале, и во мнозе верен есть (Лк. 16, 10). Жизнь протекает в мелочах вроде бы, но сам выбор – это главное в течении нашей жизни. Из этого выбора она вся и составляется – как из минут составляются годы и вся жизнь, это и определяет ее качество. Благой выбор – это путь жизни. Когда мы несем свой крест, мы действительно живем, мы идем путем Жизни Вечной. Крест – это путь на Небо. Крест – Животворящий. Быть верным своему кресту бывает очень трудно. Даже когда требуется малое наше страдание – например, промолчать на какую-то напраслину, на недоверие, на холодность, равнодушие, раздражение, или ответить спокойно, доброжелательно, – бывает трудно. Проглотить, потерпеть. Не физическое страдание – а всего лишь вот такое страдание души – оно может быть очень велико, даже если речь не идет о чем-то важном: какая-то обидная, может быть очень обидная (для нас) мелочь (если смотреть на нее со стороны). Это незлобие – это несение креста. Но даже если и «клевета ядовитая» (по Лермонтову), даже если явная несправедливость: тебе, допустим, приписали какие-то низкие намерения, которых у тебя не было, у тебя были даже какие-то высокие соображения – и это можно стерпеть, понести как крест, как страдание, остаться яко нем не отверзаяй уст своих (Пс. 37, 14). Смириться, сказать себе: а разве не было такого, что ты думал нечто дурное, а никто об этом и не догадался? Да сколько угодно! Но эта несправедливость тебя устраивала? Понеси и другую. Разве не было такого, что ты когда-то думал, говорил о ком-то, воспринимал кого-то хуже, чем они есть? Наверняка это было, теперь ты можешь почувствовать, каково им это было. Даже предательство, любой чужой грех можно понести по-христиански, обратив на себя: вот какую боль причинял я, делая так, и еще хуже, ближнему. Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 6, 2). Ни один человек не относится к тебе хуже, чем ты есть, потому что ни один человек не заглядывал, не мерил твою бездну греховную – один Господь о ней знает. Какая же любовь Божия: знать это всё про нас, до дна – и все таки любить нас куда больше, чем мы любим друг друга, терпеть, прощать без конца… Страдать за нас! И прежде всего – страдать от нашей нелюбви: к Богу, друг к другу, от нашей безграничной неблагодарности. Крест – это правда, это мудрость. Грех, гордость – это принятие дьявольской лжи, это глупость. Крест – это то, что выше всех земных соображений, земной справедливости. Он поднимается и нас поднимает над землей. До него тянуться надо. Крест – это чудо, это неземное на земле, в самых простых обстоятельствах, в посте. Это небесные плоды земных усилий. Страсти невозможно уговорить, убедить, ущипнуть – можно только плоть распять со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24). Страсть чревоугодия распинается постом. Гордость – смирением, терпением. Это мучительно для гордости. Но иначе с ней не справиться. Только несением креста. Без поста, без креста нет истинной веры. «Русский народ – один из тех немногих народов, которые любят сущность христианства, крест, - писал французский историк Леруа-Волье, - он не разучился ценить страдание; он воспринимает его положительную силу, чувствует действенность искупления и умеет вкушать его терпкую сладость». Радости, удовольствия, комфорт, которые в наше время возведены в ранг высших ценностей жизни, - они ведь на самом деле ничего не стоят, они ничего не создают, они потребляются – и всё. А создает, строит жизнь несение креста, препятствует распространению зла, именно оно не дает ему хода – тем, что не дает сдачи, не передает зло дальше, не умножает его, а гасит в себе, страдая. Отвергнуться себя, взять крест свой (Мк. 8, 34) – этот евангельский призыв – это важнейшая тайна жизни, открытая нам Господом. Господь, Творец жизни, открыл нам, как она Им устроена. Истина эта не очевидна для нас, грешных людей, она противоположна тому, что видится снаружи, тому, что видит плотское мудрование, так называемый «здравый смысл». «Здравый смысл» считает, что чем больше человек приобретает, получает, тем больше он имеет, тем он богаче. Но имеет ведь не он сам, это всего лишь его окружает, это то, что вне него: одежда, мебель, деньги… Даже пища, которую он съедает, не проникает в его душу, а только в тело, а человек-то ведь – это прежде всего его душа. А душа его обогащается по-другому. Она устроена иначе. Она устроена по-евангельски. Об этом знает Господь, ее Создатель. И Он говорит нам, что когда человек заботится о приобретении благ, душа его, то есть он сам, беднеет, пустеет, остается ни с чем. Но вот когда мы отвергаемся себя, преодолеваем, отдаем что-то, забывая о себе, не считаем, что «имеем право на свой кусочек счастья», не думаем о человеческой «справедливости» (недостижимой для нас в силу нашего неведения – несравнимости для нас людей), - то тогда с душой происходит чудо, открытое нам Господом: душа обогащается, наполняется, оживает, крепнет, светлеет, приближается к Богу. Мы несем свой крест – и потому уподобляемся Спасителю, наш малый крест соединяется с непобедимым Крестом Господним, таинственно берет его силу. То есть всё происходит наоборот по отношению к тому, как видит жизнь мiр сей, прелюбодейный и грешный (Мк. 8, 38). Он страдает от эгоизма – и на него-то и надеется, за него-то и держится, никак не хочет, не решается от него отвергнуться. Боится, что потеряет себя. И теряет все больше и больше. Бояться не нужно, раз Сам Господь призывает нас к этому. Он – податель всякого блага. Он поможет. Будь что будет. Великое дело – решимость. Не бойся потерять – найдешь. Отвержение себя – это тайна любви. Любовь – это тайна. Настоящая любовь – это самопожертвование: другой для тебя важнее, чем ты сам. И тогда-то и начинаешь по-настоящему быть. Без любви тебя нет в этом мiре, ты замкнут на себе, ты потребитель. Без любви нет человека, нет семьи, нет Церкви, нет страны. Любовь – это жизнь, без любви ее нет, жизнь не имеет никакого смысла. Пост учит нас отвергаться себя, не делать всё только для себя, для своего удовольствия, по-своему, не потакать себе даже по мелочам, начиная с выбора блюд. Не отвлекаться на всякие ненужности – например, посмотреть, кто идет за окном (какая разница? Ну, допустим, Павел Иванович Чичиков – тебе какое дело?) Пост вроде бы отнимает у нас что-то: этого не ешь, того не делай… А на самом деле он куда больше нам дает – причем, самое главное: укрепляет душу, учит ее отвергаться себя. И мы потом опытно открываем для себя, как много дает это святое время. Как говорил мудрый Гоголь, еще в Петербурге воспевший Великий пост: «Я своих скорбных минут ни за какие счастливые не отдам». Это можно даже детям объяснять: когда ты сам съел яблоко или конфету, – порадовался твой рот, твое тело. Но когда ты отдал, подарил яблоко или конфету другому, даже если тебе самому хотелось бы это съесть, – порадовалась твоя душа. А душа наша важнее, чем тело, и радости ее выше, радостнее. Душа – главное в нас. Бывает и иной крест - болезней, невзгод, скорбей, несправедливых обид. И его тоже можно нести, а можно тащить. Можно благодарить за испытания Бога или, по крайней мере, раз за разом повторять: «Достойное по делам моим приемлю». И можно без конца малодушествовать, роптать, твердить без умолку: «За что мне все это?!». Забывая, что каков бы ни был посланный нам крест, все одно - древо, из которого он сделан, выросло на почве нашего сердца. И о том забывая, что из орудия казни претворил его Господь в орудие спасения. Не только Свой Крест, стоявший некогда на Голгофе, но и каждый из наших маленьких, едва приметных крестиков. Путь христианина – это всегда крестоношение. Это не путь удобства и комфорта. Что мы носим на груди? Никакой другой знак, а именно крест Христов. И он каждый день напоминает нам, что дорога к нашему воскресению лежит только через крест. Мы часто ропщем, не выдерживая тяжести жизненных трудностей, но Господь Сам знает, что нам по силам и что мы можем понести, что нам будет полезно в данное время. Я думаю, лучше об этом расскажет одна христианская притча о крестах. Решил один человек, что у него слишком тяжелая жизнь. И обратился к Богу с такой просьбой: «Господи, мой крест слишком тяжел, и я не могу его нести. У всех людей, которых я знаю, кресты гораздо легче. Не мог бы Ты заменить мой крест на более легкий?» И сказал Бог: «Хорошо, Я приглашаю тебя в хранилище крестов: выбери себе крест сам». Пришел человек в хранилище и стал примерять себе кресты. И все они кажутся ему слишком тяжелыми и неудобными. Перебрав все кресты, он заметил у самого входа крест, который показался ему меньше других, и сказал Богу: «Позволь мне взять этот крест, он кажется мне самым подходящим». И тогда Господь ответил ему: «Ведь это и есть твой крест, который ты оставил у дверей, перед тем как стал мерить все остальные». Пост – Великий не только по продолжительности, но и по своему духовному содержанию, по своей духовной глубине. Крест открывает нам суть поста: это очень малое, совсем посильное для нас лишение, но по сути – участие в великом: в страданиях Спасителя. Высшее страдание, драгоценнее всех человеческих страданий, и самых острых, как страдание оскорбляемой любви (например, любви матери, оскорбляемой детьми), – это страдание Спасителя, несоизмеримое ни с каким нашим, человеческим страданием, даже самым сильным. Страдания ребенка за родителей. Страдание невиновного за виноватого. Страдание чистого за грехи грешника. Страдание родителей, видящих, как их дети делают глупости, от которых потом будут страдать… Таковы наши отношения с Богом постоянно, только неизмеримо сильнее. Как же нам нужно благоговейно лобызать Крест Господень – Крест Его страдания за нас, страдания чистейшего, непостижимого, не смешанного ни с чем греховным, ни с какой нашей человеческой слабостью души. Крест выносится нам на поклонение посреди поста – напоминая и о том, что пост – это подвиг, и о том, что впереди – Воскресение. Священник Николай Булгаков

Писатели и поэты, пытаясь украсить свои произведения красивым словом, часто заимствовали некоторые выражения из Библии. Красота требует жертв и литературная интерпретация порой искажала истинный смысл, заложенный в первоисточнике. А христиане, которые мало читают Библию, как попугайчики, не задумываясь, перенимают эти искаженные трактовки.

В этой статье мы поговорим о том, что на самом деле означают слова "нести свой крест" .

Сегодня они воспринимаются как синоним трудностей выпадающих на долю человека, которые тот должен мужественно претерпевать до смерти, чтобы за это получить награду.

  • У кого-то сын алкоголик,
  • кто-то инвалид с детства,
  • а кто-то всю жизнь бедный,

и все они якобы несут свой крест.

Отчасти это согласуется со словами апостола Иакова, что мы с великой радостью должны претерпевать различные испытания.

2. С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, 3. зная, что испытание вашей веры производит терпение… (Послание Иакова 1:2,3)

Однако нужно остерегаться паранаидального мышления и во всем видеть испытания от Бога. Если попал ты под трамвай и тебе отрубило ноги, то не Бог тебе их отпилил, чтобы потом смотреть с небес, будешь ли ты нести этот свой крест. Просто невнимательный пешеход встретился с невнимательным водителем - время и случай.

Также, говоря о тяготах как о кресте, мы неправомерно приписываем их себе в заслугу, как некую праведную деятельность, христианский подвиг веры.

Но что на самом деле имел ввиду Иисус, когда побуждал всех, кто хочет идти за ним брать крест?

24. Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною , 25. ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; 26. какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? 27. ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его. (Св. Евангелие от Матфея 16:24-27)

Давайте рассмотрим контекст. Немного ранее Господь собрал учеников и начал открывать им, что ему необходимо идти в Иерусалим, чтобы быть схваченным, казненным и затем воскреснуть.. Апостол Петр, которому мама в детстве вместо сказок читала истории о Данииле, избавленном от пасти Львов и о том, как Бог спас трех друзей из огненной печи и о многих других чудесных избавлениях, подумал, что Иисус, возможно, упал духом или что-то в этом роде, и по-дружески решил его ободрить, сказав, что ничего страшного не случится, ведь Бог с тобой и он защитит тебя как и всегда этот делал для своих праведников.

Господь резко осадил Петра, а затем сказал ему, что тот перечит замыслу Бога, и добавил, что не только он (Иисус) умрет, но такая судьба ожидает и многих его учеников. Никто не должен служить Богу в надежде спасти плоть. И лишь потеряв душу ради него, они обретут ее в истинном смысле. Ученики должны также как и их учитель осознанно пойти на смерть за веру, если так понадобится и именно этот смысл Иисус вкладывал в слова "нести свой крест". Но давайте поразмышляем подробнее и попытаемся разобраться, почему же Петр не понял Господа.

Как я уже говорил ранее, в Библии в Ветхом Завете очень много случаев чудесного избавления от смерти. Но если честно, то все эти спасенные в конце концов состарилсь и умерли. Поэтому воздействие Бога было скорее временным отдалением неизбежного.

Истинное спасение заключалось в том, что Иисус Христос, придя на землю, отдаст жизнь за наши грехи и таким образом искупит человечество и избавит от власти смерти.

И только Веруя в него мы можем спастись.

Но что значит верить? Нельзя просто так сказать "Верю" и думать, что Бог автоматически даст долгие годы жизни и богатство, как Аврааму, жен и детей, как Иакову, и будет отгонять врагов.

Вспомните историю с Иовом. Сатана упрекает Бога в том, что тот оградил его от всех бед и именно поэтому Иов старается быть праведным. В результате Бог допускает, чтобы сатана испытал Иова через страдания.

Мораль этой истории тесно пересекается с нами и мы должны понимать, что мало сказать Верю, что вера без дел мертва, что нужно еще на делах показать, чего ты стоишь на самом деле.

  • Бог показал свою любовь тем, что отдал сына своего единородного за мир, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

16. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. (Св. Евангелие от Иоанна 3:16)

  • Иисус проявил свою любовь тем, что добровольно согласился умереть за тех, кто его гнал, чтобы этой смертью они имели жизнь.

6. Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. 7. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. (Послание к Римлянам 5:6,7)

  • И если мы хотим быть истинными Сынами Божьими, то подражая Христу, должны возлюбить мир, посвятить себя делу проповеди, чтобы каждый мог уверовать. Понимая, что не все нас будут слушать, что будем сталкиваться с преследованиями, мы не замолчим, не отречемся, но с радостью будем верны даже до смерти, благославляя гонящих нас и моля Бога о том, чтобы простил им грехи. Вот это и есть истинное понимание того, что значит "нести крест".

Болезни, нищета и войны - обычные явления нашего мира. С этим сталкиваются все люди на земле. Поэтому если мы чудом от этих бед не избавлены, то это не крест, а данность - каждому своя. Духовные богатства такими страданиями не заработаешь.

9. Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; 12. и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения . 21. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. (Первое послание Петра 2:9,12,21)

Я уже неоднократно упоминал, что люди неверующие, безбожники и атеисты, сами того не подозревая, очень часто цитируют слова Священного Писания, которые вошли в общечеловеческое употребление в виде афоризмов, фразеологизмов, поговорок и т. д.
Одно из таких выражений – «нести свой крест».

И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
(Мар.8:34)

В общеупотребительном значении, это выражение означает идти к своей цели, преодолевая все препятствия и испытания, встречающиеся на пути, безропотно переносить трудности, жизненные невзгоды, исполнять свой долг и т. д.
В определенном смысле все эти значения верны. Ибо абсолютно каждый человек сталкивается в жизни с проблемами, трудностями, испытаниями, которые ему нужно преодолевать. Нет ни одного человека, которому бы не приходилось это делать. Нет ни одной человеческой жизни, в которой бы не было проблем. В этом смысле, каждый человек несет свой жизненный крест – кто-то полегче, кто-то потяжелее, но несут все.

Однако, в устах Христа слова о несении своего креста звучат несколько иначе. Они звучат, как необходимое условие следования за Ним. Крест, о котором говорит Иисус, крест, который должен возложить на себя каждый, кто желает быть учеником Христа, кто желает следовать за Ним в Царство Божие. Это необходимое условие следования за Христом, которое весьма прямо и однозначно дает понять, что это следование, этот путь не будет легкой и веселой прогулкой.

Христос был предельно честен со Своими учениками. Христос предельно честен и с нами, со всеми, кто является христианином или желает им стать. Христос не обещает нам бархатную ковровую дорожку или путь устланный розами. Христос предельно честно обещает трудный и тяжелый путь с крестом на плечах. И на этих честных обещаниях Христа построено наше богословие, которое мы называем «Теологией Креста» — противоположность современным неопротестантским учениям о «преуспевании, процветании, богатстве и славе», которыми Христос, якобы, должен обеспечить каждого, кто последовал за Ним.

Лукавая проповедь о пути без креста.

В последнее время, появилось великое множество лукавых делателей, имеющих вид служителей Христовых, которые учат совершенно иному, чему учил Христос, и обещают совершенно иное, что обещал Христос — а именно, комфортное и беззаботное христианство, в котором можно прекрасно обойтись и без отвержения себя, своих эгоистических желаний и вожделений, и без несения креста своего.

Никто не может утверждать, что его обманным путем побудили следовать за Иисусом. Иисус никогда не пытался подкупать людей, обещая им легкий путь. Он не обещал людям покоя и благоденствия. Заявить человеку, что он должен быть готов нести свой крест, значило сказать ему, что он должен быть готов к тому, что на него будут смотреть как на преступника, что он должен быть готов умереть.

Этимология выражения «Нести крест свой».

Ведь само выражение «Нести свой крест» происходило от одной особенности казни через распятие, которую практиковали римляне.
Преступник, осужденный на казнь, должен был нести на себе тяжелую деревянную перекладину, именуемую «патибулум», к которой прибывали руки казнимого.
И когда человека вели по улице с патибулумом на плечах, все видели, что это ведут преступника, ведут на страшную и позорную казнь. И многие, пытаясь усилить страдания осужденного на смерть, кидали в него камнями, плевали, обливали нечистотами.

И вот именно это предлагает нам сделать Христос – взять и возложить на себя свой крест, свой патибулум, орудие казни, и сделаться в глазах этого мира преступниками, изгоями.
И все, что будет делать этот мир — это только лишь пытаться усилить тяжесть нашего креста. Не нужно ждать от мира того, что он будет помогать нам его нести.

Различие христианского и светского смыслов несения креста.

И согласитесь, если посмотреть на слова Христа именно в таком ключе, то их смысл очень отличается от того, какое значение вкладывается в это выражение людьми неверующими.
Да, и верующие, и неверующие в равной степени несут крест житейских, бытовых проблем.
Однако, взять свой крест по Христу – это значит добровольно возложить на себя дополнительные трудности и испытания, связанные именно со следованием за Христом, связанные с христианской жизнью.

Ведь с того самого момента, как мы встали на путь следования за Христом, мы, по сути, встали на путь войны, ибо у нас появилось три сильных, злобных и жестоких врага – дьявол, мир, и плоть.
А любая война — это трудное, суровое и опасное дело, где нет никакого место праздности, благоденствию и комфорту.

Да, Господь совершенно не против, что-бы, кто-то был успешен, кто-то жил в достатке, а кто-то даже и в изобилии. Однако, совершенно не это является главным в христианстве. Не это является целью жизни христианина.

Наша цель – следование за Христом, и выше мы уже рассмотрели два условия, без выполнения которых следовать за Ним просто невозможно – отвергнуться себя и взять свой крест.
Да не обольстит вас никто тем, что в христианстве есть какие-то «обходные пути», которыми можно достичь Царства Божьего без выполнения этих условий.