Нормативно-правовая база инклюзивного образования. Особенности правового регулирования инклюзивного образования в современной россии Нормативные документы по инклюзивному образованию в доу

Информацию предоставила Е. И. Енина,

методист МКОУДО «ИМЦ»

С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ».

Документ фактически расширяет госгарантии бесплатного обучения, а также укрепляет связь между образовательными программами и современным рынком труда. Кроме того, закон призван открыть дорогу для обучения детям-инвалидам в обычных школах. Закон об образовании от 2013 года отдает предпочтение инклюзивному обучению для детей с ограниченными возможностями. Однако они смогут получить образование и в специализированных учреждениях.

Об инклюзивном образовании у нас в стране всерьёз заговорили в конце первого десятилетия нынешнего века. В 2009 году был создан Институт проблем инклюзивного образования при Московском городском психолого-педагогическом университете. В 2010-м концепция инклюзивного образования нашла отражение в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» Дмитрия Медведева; в 2012-м – в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Владимиром Путиным, и, наконец, в новом законе «Об образовании».

Согласно закону, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), учась в специальном учреждении для инвалидов, изолирован от реального общества, что еще больше ограничивает в развитии. Он, как и любой другой ребенок, нуждается в образовании, воспитании и общении со сверстниками. Инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями развития ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми.

У здоровых детей, проходящих через инклюзивное образование, появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания, они становятся общительными и терпимыми, что особенно актуально для общества с крайне низким уровнем толерантности. Инклюзивное образование резко снижает иерархические проявления в учебном коллективе.

Но внедрение инклюзивного образования в России сталкивается с рядом трудностей. Не разработана всероссийская программа социальной интеграции детей с особенностями развития, повышения уровня толерантности, самосознания и помогающего поведения со стороны здоровых людей. Существует серьезная проблема совмещения темпов преподавания и объема знаний, доступных детям с ОВЗ и детям здоровым. Ребенок с особенностями развития должен помещаться в ту среду, которая на данный момент соответствует возможностям его обучения. Трудно и медленно выстраиваются контакты детей с ОВЗ и детей здоровых. Отсутствует специальное медицинское сопровождение в учебном заведении, отсутствует автотранспорт для учеников с ОВЗ, который позволял бы им добираться до места учебы и домой. Слабо работает законодательство, регламентирующее права детей-инвалидов, не эффективны программы по трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями.

Тем не менее, Валентина Матвиенко, председатель Совета Федераций, об инклюзивном образовании говорит следующее: «Ведь инклюзивное образование - это не просто совместное обучение и воспитание детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, с одной стороны, и детей, не имеющих таких ограничений, - с другой. Совместное обучение здесь не самоцель, а средство, способ исправления социальной несправедливости в отношении детей с отклонениями в физическом и психическом здоровье».

Нормативно-правовая база инклюзивного (интегрированного) образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Федеральная:

  1. «Об образовании в Российской Федерации» - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
  2. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ с дополнениями и изменениями
  3. «О порядке и условиях признания лица инвалидом» - Постановление правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 247)
  4. «Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». Приложения N2 и N3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4.08.2008 г. N 379н
  5. «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» - Приказ министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 августа 2005 г. N 535
  6. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» - Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р
  7. «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» - Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288 (в ред. от 10 марта 2009 г.)
  8. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» – Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р
  9. «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) – Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 N 29/1524-6

10. «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» - Письмо Минобразования РФ от 16 января 2002 года N 03-51-5ин/23-03

11. «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» - Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666

12. «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов с задержкой психического развития» - Письмо Минобразования РФ от 30 мая 2003 г. N 27/2887-6

13. «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» - Письмо Минобразования РФ от 03.04.2003 N 27/2722-6

14. «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2009 года № 95

15. «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения) - Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6

16. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» – Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06

17. «Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования» - Приказ Минздравсоцразвития России № 593 от 14 августа 2009 г.

18. «О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» - Инструктивное письмо Минобразования РФ от 21 февраля 2001 г. N 1

19. «Методические рекомендации о деятельности 10 - 12 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной трудовой подготовкой» - Письмо Минобразования РФ от 19 июня 2003 г. N 27/2932-6

20. «Об утверждении формы документов государственного образца об основном общем, среднем (полном) общем образовании и документов об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения» - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 ноября 2005 г. N 281

21. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373

22. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - Утверждена Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271

23. «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Опубликовано 5 мая 2012 г.

24. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599

25. «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761

26. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597

27. «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» Письмо Заместителя министра МИНОБРНАУКИ РОССИИ ИР-535/07 от 07.06.2013 года.

28. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» . Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015.

29. «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва

    • Всеобщая декларация прав человека — принята Генеральной Ассамблеей ООН от12.1948 г
    • Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в сфере образования — принята12.1960 г.
    • Декларация о правах умственно отсталых лиц — принята резолюцией (XXVI) Генеральной Ассамблеи от12.1971 г.
    • Декларация ООН о правах инвалидов — принята резолюцией 3447 (ХХХ) Генеральной Ассамблеи от12.1975 г.
    • Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин — принята резолюцией 34/180 Генеральной Ассамблеи от12.1979 г.
    • Конвенция ООН о правах ребенка — международный правовой документ, определяющий права детей вгосударствах-участниках. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от10.1989 г. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.1990 г.
    • Всемирная декларация об образовании для всех — принята03.1990 г.
      Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов — приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи от 20.12.1993 г.
    • Саламанкская декларация о принципах политики и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями — Саламанка, Испания,06.1994 г.
    • Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод — принят03.1952 г. (с изменениями от 11.05.1994 г.). Ратифицирован Российской Федерацией 30.03.1998 г. и вступил в силу для Российской Федерации 05.05.1998 г.
    • Конвенция о правах инвалидов — принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 12. 2006 г.

Федеральные документы:

  • Конституция Российской Федерации— высший нормативный правовой акт РФ. Принята народом РФ 12.1993 г. Вступила в силу со дня официального опубликования 25.12.1993 г.
  • Закон от12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — является основным Федеральным законом, обеспечивающим образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Содержит ряд статей (2,3, 5, 11, 42, 44, 55, 58, 60, 79 и др.), закрепляющих право детей на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.
  • Закон от07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013 г.) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» — занимает центральное место в нормативно-правовом обеспечении образования. Устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ. В законе выделены основные направления обеспечения прав ребенка, организационные основы гарантий прав ребенка, представлены государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, меры по защите прав ребенка на охрану здоровья, на отдых, на профессиональную подготовку и др.
  • Закон от11.1995 г. № 181-ФЗ (ред. 04.01.1999 г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» — определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
    Закон Российской Федерации от 03.05.2012 г. N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
  • Указ Президента РФот 2 октября 1992 г. N 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» (с изменениями и дополнениями) .
  • Национальная образовательная инициатива«Наша новая школа» — утверждена Президентом РФ 02.2010 г. Новая школа — это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
  • Указ Президента РФот 06.2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» . В контексте Указа реализуются две программы: «Здоровье» и «Образование». Ключевые принципы: защита прав каждого ребенка; максимальная реализация потенциала каждого ребенка; сбережение здоровья каждого ребенка; особое внимание уязвимым категориям детей; обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей; партнерство во имя ребенка.
  • Указ Президента РФот 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
  • Указ Президента РФот 7 мая 2012 г. № 597 «О МЕРОПРИЯТИЯХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ».
  • Государственная программа РФ«Развитие образования» на 2013-2020 годы — утверждена постановлением Правительства РФ от 04.2014 г. № 295.
  • Постановление Правительства РФот 27 июля 1996 г. N 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» .
  • Постановление правительства РФот 20 февраля 2006 г. N 95 (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.2008 N 247)
  • Распоряжение Правительства РФот 17 ноября 2008 года № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года».
  • Приказ Министерства образования инауки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования».
  • Приказ Министерства труда исоциальной защиты РФ от 17 декабря 2015 г. N 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (с изменениями и дополнениями).
  • Приказ Министерства образования инауки РФ от 24 марта 2009 года № 95 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
  • Приказ Министерства образования инауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  • Приказ Министерства образования инауки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

ДОКУМЕНТАЦИЯ

ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Коллегиальное заключение ПМПК (его необходимо изучить)

Индивидуальная программа реабилитациии абилитации ребенка-инвалида (выдаетсяМСЭ, для ребенка с инвалидностью).

Нормативно-правовая база инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.Перечень основных нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию обучения детей с ОВЗ http://krcppms.ru/biblioteka/spetsialistam/ Документация ФГОС ОВЗ и Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования 19-20.08.2015г. Материалы к республиканскому семинару

Социальный паспорт ребенка-инвалида (для ребенка с инвалидностью).

Локальные акты:

«Об открытии класса/группы с инклюзивным обучением» (или о продолжении функционирования класса/группы с инклюзивным обучением);

«О создании психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) в образовательном учреждении»;

«О распределении функциональных обязанностей членов консилиума (ПМПк) в образовательном учреждении».

«О распределении рабочего времени тьютора» (определено время сопровождения обучающихся с ОВЗ, проведения индивидуальных занятий, оформления документации, проведения индивидуальные консультации)

ДОГОВОРЫ:

с родителями (законными представителями) на предоставление образовательных услуг;

согласие родителей на проведение диагностических, коррекционных, реабилитационных и развивающих услуг;

с территориальной психолого-медико-педагогической комиссией (ТПМПК), с ГБУ ОО КРЦ ППМСС.

ПОЛОЖЕНИЯ:

о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения

(в котором прописывается основные задачи и направления деятельности, состав и организация работы, обязанности членов ПМПк, ответственность членов ПМПк, направлениявзаимодействия с ТМПМк);

об инклюзивном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях (в котором прописывается организация инклюзивного образования, организация образовательного процесса, кадровое обеспечение и организация работы команды специалистов; создание специальных условий, необходимых для организации УВП);

об адаптированных рабочих программах учебных предметов (общие положения (основные понятия), структура адаптированной рабочей программы, основные требования, контроль уровня обученности, требования к уровню обученности);

об оценивании обучающихся с ОВЗ по адаптированной образовательной программе.

ПРОТОКОЛЫ:

заседания ПМПк, в том числе по организации инклюзивного обучения (не реже чем 3 раза за учебный год; сентябрь, декабрь, май. В случаях необходимости заседания можно осуществлять чаще). Отчет о перспективе развития (отчет о перспективе развития (копию) на бумажном и электронном носителе предоставляете в ТПМПК специалисту, курирующему инклюзивное образование).

Дневник наблюдений (первые полгода ведется обязательно, дальше по следующим параметрам (достижения ребенка с ОВЗ и возникающие проблемы).

Индивидуальный учебный план по необходимости.

Общее расписание уроков (в классе и индивидуально), специальных и дополнительных услуг для ребенка с ОВЗ.

(далее - ИМЛ) (социальные данные о ребенке, описание имеющихся условий: кадровых, материально-технических (включая учебно-методическое и информационное обеспечение)(в соответствии с рекомендациями ПМПК). Индивидуальный маршрутный лист подписывают заведующий ИРЦ ГБУ ОО КРЦ ППМСС ипедагог-психологИРЦ ГБУ ОО КРЦ ППМСС (по адресу г. Симферополь, ул. Александра Невского, 15), копию на бумажном и электронном носителе необходимо предоставить в ИРЦГБУ ОО КРЦ ППМСС, по адресу: [email protected] . С ИМЛ в обязательном порядке должны быть ознакомлены родители (законные представители).

Заполненный последний лист ИМЛ «Результаты и эффективность проделанной работы» отправляется в ИРЦ в мае ежегодно .

Бланк ИМЛ: http://krcppms.ru/biblioteka/spetsialistam/ Индивидуальный маршрутный лист

Индивидуальная программа развития (составляется по желанию ПМПк ОО)

Развернутая психолого-педагогическая характеристика составляетсяпосле комплексного сбора данных (от 2-х недель до 1 месяца), а такжетаблица сильных и слабых сторон развития ребенка с особыми потребностями, и таблицас указанием приоритетных сфер, целей и ответственными специалистами).

Адаптированная образовательная программа по предметам (рабочие программы по предметам с календарно-тематическим планированием)

Коррекционно-развивающие программы (составляются с учетом рекомендаций специалистов ПМПК, согласно кадровому обеспечению специалистами (социальным педагогом, педагогом - психологом, логопедом, дефектологом) Коррекционно- развивающие программы могут быть составлены самостоятельно или адаптированы несколькими авторскими программами (для педагогов - психологов могут использоваться программы получившие гриф Федерации психологов образования России «Рекомендовано для использования в образовательных учреждениях») Все коррекционно-развивающие программы согласовываются с методистами «Информационно-методического Центра».

План развития инклюзивного образования в образовательном учреждении.

Портфолио ребенка.

Отчеты о проделанной работе предоставляются два раза в год (декабрь, май) в ИРЦ (включает развернутую характеристику ребенка, таблицу с сильными и слабыми сторонами развития по сферам, таблицу с приоритетными сферами, целями и ответственными специалистами, отчет каждого специалиста о проделанной работе, в котором должна быть видна динамика и прогресс в развитии ребенка за отчетный период, если прогресса нет, то указаны причины и пути решения)

При оформлении отчета обязательно указывать:

ФИО ребенка, образовательную организацию, класс/группу,ФИО специалистов, составлявших характеристику, программы и отчеты, документы должны быть подписаны у руководителя ОО.

Примерный

перечень локальных актов образовательной организации

по ФГОС НОО ОВЗ И ФГОС О УО:

О создании в общеобразовательном учреждении рабочей группы по введению ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО (приказ о создании рабочей группы по введению ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО и утверждении положения о рабочей группе);

Внесение изменений в Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации в части введения комплексного подхода к оценке результатов образования: предметных, метапредметных, личностных в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО (протокол(ы) заседания(й) органов, на котором(ых) рассматривались вопросы внесения изменений в Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации, приказ о внесении изменений в положение, положение с указанием изменений и дополнений);

Приказы по общеобразовательному учреждению :

О разработке адаптированных основных образовательных программ по уровням образования при наличии в ОО отдельных классов для обучающихся с ОВЗ (по категориям);

О разработке адаптированных образовательных программ и/или индивидуальных учебных планов для каждого обучающегося с ОВЗ при совместном обучении (инклюзивное образование);

Об утверждении адаптированных основных образовательных программ по уровням образования при наличии в ОО отдельных классов для обучающихся с ОВЗ (по категориям);

Об утверждении адаптированных образовательных программ и/или индивидуальных учебных классов для каждого обучающегося с ОВЗ при совместном обучении (ежегодно);

Об утверждении программы внеурочной деятельности;

Об утверждении программы ОО по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников;

Об утверждении списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе, перечень УМК;

О проведении внутришкольного контроля по реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО, ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО;

О внесении изменений в должностные инструкции учителей, заместителя директора по УВР, курирующего реализацию ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО; педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога, педагога дополнительного образования, работающих с обучающимися с ОВЗ;

Об утверждении плана методической работы (раздел плана в части сопровождения введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО);

Об утверждении плана-графика повышения квалификации членов педагогического коллектива по вопросам внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО;

о проведении расчетов и механизмов формирования расходов, необходимых для реализации АООП для обучающихся с ОВЗ (согласованный с учредителем).

Внесение изменений и дополнений в соответствующие разделы Устава, основного нормативного локального акта ОО.

В Уставе образовательной организации должна содержаться, наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в том числе ФЗ "О некоммерческих организациях" (ст. 14), следующая информация:

1) тип образовательной организации;

2) учредитель или учредители образовательной организации;

3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности, в том числе и адаптированные основные общеобразовательные программы;

4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

В Уставе образовательной организации указываются:

порядок принятия решений органами управления и выступления от имени образовательной организации,

порядок утверждения положения о структурных подразделениях,

порядок участия в управлении образовательной организацией обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся,

права, обязанности и ответственность иных работников образовательной организации и иные положения.

Корректировку других локальных актов образовательного учреждения, необходимо проводить в точном соответствии с изменениями, внесенными в Устав. Перечень локальных актов, в которые необходимо внести изменения, связанные с введением ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО, определяется тем перечнем локальных актов, которые отражены в Уставе образовательной организации.

Образовательная организация вправе создавать новые локальные акты, отражающие специфику реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО в конкретном образовательном учреждении :

Положение об информационном сопровождении внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО.

Положение о взаимодействии с родительской общественностью ОО в части внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО.

Положение о рабочих программах отдельных учебных предметов, коррекционных курсах, программах внеурочной деятельности в ОО в связи внедрением ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО.

Договор образовательной организации с родителями (законными представителями) обучающихся с ОВЗ.

Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательного учреждения, отражающей результативность внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО и качество образовательных услуг, оказываемых обучающимся с ОВЗ.

Положение о создании ресурсного центра по методическому и психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ из иных образовательных организаций, в том числе и оказании платных дополнительных образовательных услуг.

Информацию предоставила Е. И. Енина,

методист МКОУДО «ИМЦ»

С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ».

Документ фактически расширяет госгарантии бесплатного обучения, а также укрепляет связь между образовательными программами и современным рынком труда. Кроме того, закон призван открыть дорогу для обучения детям-инвалидам в обычных школах. Закон об образовании от 2013 года отдает предпочтение инклюзивному обучению для детей с ограниченными возможностями. Однако они смогут получить образование и в специализированных учреждениях.

Об инклюзивном образовании у нас в стране всерьёз заговорили в конце первого десятилетия нынешнего века. В 2009 году был создан Институт проблем инклюзивного образования при Московском городском психолого-педагогическом университете. В 2010-м концепция инклюзивного образования нашла отражение в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» Дмитрия Медведева; в 2012-м – в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Владимиром Путиным, и, наконец, в новом законе «Об образовании».

Согласно закону, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), учась в специальном учреждении для инвалидов, изолирован от реального общества, что еще больше ограничивает в развитии. Он, как и любой другой ребенок, нуждается в образовании, воспитании и общении со сверстниками. Инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями развития ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми.

У здоровых детей, проходящих через инклюзивное образование, появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания, они становятся общительными и терпимыми, что особенно актуально для общества с крайне низким уровнем толерантности. Инклюзивное образование резко снижает иерархические проявления в учебном коллективе.

Но внедрение инклюзивного образования в России сталкивается с рядом трудностей. Не разработана всероссийская программа социальной интеграции детей с особенностями развития, повышения уровня толерантности, самосознания и помогающего поведения со стороны здоровых людей. Существует серьезная проблема совмещения темпов преподавания и объема знаний, доступных детям с ОВЗ и детям здоровым. Ребенок с особенностями развития должен помещаться в ту среду, которая на данный момент соответствует возможностям его обучения. Трудно и медленно выстраиваются контакты детей с ОВЗ и детей здоровых. Отсутствует специальное медицинское сопровождение в учебном заведении, отсутствует автотранспорт для учеников с ОВЗ, который позволял бы им добираться до места учебы и домой. Слабо работает законодательство, регламентирующее права детей-инвалидов, не эффективны программы по трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями.

Тем не менее, Валентина Матвиенко, председатель Совета Федераций, об инклюзивном образовании говорит следующее: «Ведь инклюзивное образование - это не просто совместное обучение и воспитание детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, с одной стороны, и детей, не имеющих таких ограничений, - с другой. Совместное обучение здесь не самоцель, а средство, способ исправления социальной несправедливости в отношении детей с отклонениями в физическом и психическом здоровье».

Нормативно-правовая база инклюзивного (интегрированного) образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Федеральная:

  1. «Об образовании в Российской Федерации» - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
  2. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ с дополнениями и изменениями
  3. «О порядке и условиях признания лица инвалидом» - Постановление правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 247)
  4. «Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». Приложения N2 и N3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4.08.2008 г. N 379н
  5. «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» - Приказ министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 августа 2005 г. N 535
  6. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» - Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р
  7. «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» - Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288 (в ред. от 10 марта 2009 г.)
  8. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» – Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р
  9. «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) – Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 N 29/1524-6

10. «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» - Письмо Минобразования РФ от 16 января 2002 года N 03-51-5ин/23-03

11. «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» - Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666

12. «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов с задержкой психического развития» - Письмо Минобразования РФ от 30 мая 2003 г. N 27/2887-6

13. «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» - Письмо Минобразования РФ от 03.04.2003 N 27/2722-6

14. «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2009 года № 95

15. «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения) - Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6

16. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» – Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06

17. «Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования» - Приказ Минздравсоцразвития России № 593 от 14 августа 2009 г.

18. «О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» - Инструктивное письмо Минобразования РФ от 21 февраля 2001 г. N 1

19. «Методические рекомендации о деятельности 10 - 12 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной трудовой подготовкой» - Письмо Минобразования РФ от 19 июня 2003 г. N 27/2932-6

20. «Об утверждении формы документов государственного образца об основном общем, среднем (полном) общем образовании и документов об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения» - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 ноября 2005 г. N 281

21. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373

22. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - Утверждена Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271

23. «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Опубликовано 5 мая 2012 г.

24. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599

25. «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761

26. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597

27. «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» Письмо Заместителя министра МИНОБРНАУКИ РОССИИ ИР-535/07 от 07.06.2013 года.

28. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» . Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015.

29. «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва

Международная научно-практическая конференция

«Инклюзивное образование: методология, практика, технология»

Правовые основы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России

руководитель юридической группы

РООИ «Перспектива»

Международное законодательство

Международное законодательство в области закрепления права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования имеет более чем полувековую историю развития. Среди относящихся к нашей теме документов можно назвать Всеобщую декларацию прав человека (1948г.), Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования (1960г.), Конвенцию ООН о правах ребёнка (1989г.), Стандартные правила по созданию равных возможностей для людей с инвалидностью (1993г.), Саламанкскую Декларацию.

Все перечисленные документы закрепляют основные принципы равного доступа к образованию, вводят запрет на проявление любой дискриминации в области образования, провозглашают право каждого человека с инвалидностью на получение образования в общей системе образования.

Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов. В статье 24 Конвенции говорится: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».


В соответствии с Конвенцией, образование должно быть направлено на:

· развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;

· обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества.

· доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица;

· предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения;

· создание условий для освоения социальных навыков;

· обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.

В случае ратификации Конвенции, Российской Федерацией, положения международного документа станут неотъемлемой частью российского законодательства. Россия примет на себя обязательства по включению всех вышеназванных положений в правовые нормы , регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации.

По последней информации, Россия планирует ратифицировать Конвенцию о правах инвалидов в 2013 году.

Развитие инклюзивного образования в других странах

Развитие законодательства и системы инклюзивного образования в каждой стране происходит по-разному. К примеру, Италия в 70-х годах начинала процесс внедрения инклюзии путем т. н. «шоковой терапии», когда практически одномоментно были закрыты специальные (коррекционные) и психоневрологические учреждения и детей с инвалидностью просто включили в обычную школьную среду. В итоге количество детей с особыми потребностями, которые учатся в массовых школах Италии, превышает 90%, в то время как в США – 45%.

Необходимо заметить, что в Италии к качественному академическому образованию детей с ограниченными возможностями здоровья перешли лишь спустя десятилетия. Если в начале во главу угла ставилась социализация ребенка, то только в 1992 году принят закон, устанавливающий необходимость качественного обучения академическим дисциплинам.

Законодательство играет существенную роль в выстраивании политики исполнительных органов власти в сфере образования. К примеру, в Штатах принят закон «Ни одного отстающего ребенка» (No Child Left Behind (NCLB)), который обязывает все штаты обеспечить индивидуальный прогресс всех учащихся (в том числе детей с особыми образовательными потребностями), т. е. непрерывное и существенное улучшение успеваемости. Указанный закон также обязывает учителей использовать научно-обоснованные обучающие программы, включающие разные подходы и лучшие практики.

Как показывает международный опыт, различия в подходе к инклюзивному образованию в разных странах носят исторический, культурный и религиозный характер. С учетом географических размеров нашей страны, этнокультурном, религиозном многообразии, различный подход к правовому регулированию инклюзивного образования в регионах неизбежен.

Необходимо признать, что подобная «дикая инклюзия», реализуемая без нормативно-правового обеспечения, фактически имеет место в нашей стране. Мне кажется, что это обстоятельство необходимо отразить в резолюции конференции.

Сравнительно-правовой анализ положений Конвенции о правах инвалидов и норм российского законодательства показал, что в целом принципиальных противоречий между нормами нет.


Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Принцип равноправия включает также запрещение дискриминации по состоянию здоровья. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего и начального профессионального образования .

В свою очередь, родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. Указанные права закреплены Семейным Кодексом РФ и законом «Об образовании»

Определяя принципы государственной политики в области образования, Закон «Об образовании» 1992 г . устанавливает: общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Закон об образовании гарантирует гражданам возможность получения образования независимо от состояния здоровья и социального положения (ст. 5 Закона об образовании).

· Положение о классах инклюзивного (включенного) обучения в общеобразовательном учреждении;

· «Концепция развития инклюзивного образования в Центральном административном округе города Москвы»

· «Положение о деятельности государственного образовательного учреждения ЦАО г. Москвы в режиме Окружного Ресурсного центра по инклюзивному образованию».

Указанные документы являлись в своем роде новаторскими, поскольку были разработаны в отсутствие федерального и московского законодательства.

Следующим шагом было принятие закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в г. Москве», который:

· закрепляет право лиц с ОВЗ на получение образования любого уровня;

· дает определение терминам «ограничение возможности здоровья» и «инклюзивное образование»;

· исключает некорректные выражения и словосочетания в отношении инвалидов;

· устанавливает норму о недопущении дискриминации лиц с ОВЗ во всех сферах жизни;

· устанавливает обеспечение образовательного процесса на основе индивидуальной программы реабилитации;

· предусматривает обеспечение образовательного процесса помощниками педагога (тьюторами) и сурдопереводчиками;

· предусматривает специальную подготовку педагогических и иных работников, участвующих в обучении (воспитании) лиц с ограниченными возможностями здоровья;

· устанавливает порядок доплат педагогам и их помощникам

Несмотря на прогрессивность закона, на сегодняшний день отсутствуют механизмы межведомственного взаимодействия в реализации прав лиц с ограниченными возможностями здоровья в области образования, также отсутствует обеспечение финансирования дополнительных педагогов, тьюторов (сопровождающих), создания специальных условий.

Включить в проект нового закона «Об образовании в Российской Федерации» отдельную главу, комплексно регулирующую вопросы образования лиц с ОВЗ.

Указанная глава должна содержать только основные принципы реализации инклюзивного образования в Российской Федерации. Более детальное регулирование должно осуществляться на региональном уровне с учетом географических, этнокультурных и иных особенностей.

Необходимо на федеральном уровне включить в законодательство термин «инклюзивное образование» и предусмотреть четкие механизмы предоставления разумного приспособления и адаптации учебного процесса к индивидуальным образовательным потребностям для каждого учащегося, обучения педагогов и помощников педагогов (тьюторов) методикам работы с детьми с различными формами инвалидности. Также необходимо предусмотреть развитие ресурсных центров в каждом районе как «очагов инклюзии».

Считаю необходимым включить в резолюцию необходимость введения упрощенного порядка лицензирования образовательных учреждений, реализующих инклюзивное обучение детей с ОВЗ.

В заключение хотел бы подчеркнуть, что принципы инклюзии нашли поддержку на самом высоком уровне. Инклюзивный подход сформулирован в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной 4 февраля 2010 года Президентом Российской Медведевым: «Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации ».