Нормативный правовой акт. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) Начало и срок действия нормативных актов

Поиск в тексте

Действующий

(с изменениями на 28 октября 2019 года)

БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ

О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области

О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области


Документ с изменениями, внесенными:
Законом Брянской области от 03.04.1998 N 11-З ,
Законом Брянской области от 12.02.2001 N 2-З ,
Законом Брянской области от 17.05.2001 N 34-З ,
Законом Брянской области от 08.10.2003 N 58-З ;
Законом Брянской области от 28.12.2005 N 98-З ;
Законом Брянской области от 09.08.2006 N 70-З ;
Законом Брянской области от 04.05.2009 N 34-З ,
Законом Брянской области от 02.02.2012 N 4-З ,
Законом Брянской области от 06.02.2012 N 5-З ,
Законом Брянской области от 20.12.2012 N 93-З ,
Законом Брянской области от 31.07.2013 N 55-З ,
Законом Брянской области от 10.12.2013 N 112-З ,
Законом Брянской области от 01.08.2014 N 57-З ,
Законом Брянской области от 10.08.2015 N 68-З ,
Законом Брянской области от 06.11.2015 N 97-З ,
Законом Брянской области от 05.04.2016 N 17-З ,
Законом Брянской области от 31.01.2017 N 2-З ,
Законом Брянской области от 29.01.2018 N 4-З ,
Законом Брянской области от 29.10.2018 N 83-З ,
Законом Брянской области от 28.10.2019 N 92-З .

________________________________

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Закона

1. В соответствии с область, как субъект Российской Федерации, осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие областных законов и иных нормативных правовых актов.

2. Настоящий Закон в развитие и в соответствии с Уставом Брянской области устанавливает виды областных нормативных правовых актов, а так же определяет порядок их подготовки, принятия, вступления в силу, действия, толкования, учета и систематизации.

Статья 2. Основные принципы нормотворчества органов государственной власти области

Нормотворчество органов государственной власти области осуществляется на основе принципов разделения властей, законности, гласности, планирования и согласования действий субъектов законодательной инициативы.

Статья 3. Нормотворческие органы области

Нормотворческими органами области являются: Брянская областная Дума, Губернатор Брянской области, Правительство Брянской области, а также исполнительные органы государственной власти Брянской области, иные государственные органы области. от 20.12.2012 N 93-З)

Статья 4. Нормативный правовой акт области

Нормативный правовой акт области - официальный письменный документ, принятый (изданный) в определенной настоящим Законом форме нормотворческим органом области в пределах его компетенции, либо принятый на референдуме области, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы (правила - поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. (в ред. Закона Брянской области от 17.05.2001 N 34-З)

Статья 5. Модели типовых правовых актов

1. Нормотворческие органы области вправе утверждать и распространять модели типовых правовых актов по вопросам, отнесенным к компетенции органов местного самоуправления.

2. Модели типовых правовых актов носят рекомендательный характер и могут учитываться в местном (муниципальном) нормотворчестве.

Глава 2. ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОБЛАСТИ И ПРЕДМЕТЫ ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Статья 6. Система и виды нормативных правовых актов области

1. В систему нормативных правовых актов области входят:

а) Устав области и законы области;

б) указы Губернатора Брянской области, постановления, приказы; (в ред. Закона Брянской области от 20.12.2012 N 93-З)

в) договоры области нормативного характера.

Нормативные правовые акты области образуют законодательство области. Законодательство области является составной частью законодательства Российской Федерации.

2. Устав области обладает высшей юридической силой по отношению к законам области, иным нормативным правовым актам области.(в ред. от 28.12.2005 N 99-З)

3. Законы области - правовые акты общенормативного характера, регулирующие наиболее важные общественные отношения.

Законы области обладают высшей юридической силой по отношению к иным нормативным правовым актам области.(в ред. от 28.12.2005 N 99-З)

Законы области не должны противоречить Уставу области.

Пункт 4 утратил силу в ред. Закона Брянской области от 20.12.2012 N 93-З .

Подзаконные нормативные правовые акты не должны противоречить законам области. В случае противоречия подзаконного нормативного правового акта закону области действует закон области.

5. Губернатором Брянской области от имени области могут заключаться договоры области нормативного характера. Договоры области нормативного характера подлежат обязательному утверждению областной Думой.(в ред. от 28.12.2005 N 99-З)

6. В случае коллизии нормативных правовых актов, обладающих равной юридической силой, действуют положения акта, принятого позднее.

7. Законы области и иные нормативные правовые акты области не должны противоречить , федеральным законам.

8. Законы области и иные нормативные правовые акты области не должны противоречить международным договорам Российской Федерации, заключенным в соответствии с Конституцией Российской Федерации .

Если международным договором Российской Федерации будут установлены иные правила, нежели законом области или иным нормативным правовым актом области, на территории области применяются правила, предусмотренные международным договором Российской Федерации. (в ред. Закона Брянской области от 17.05.2001 N 34-З)

Статья 7. Законы области и предмет их регулирования

Статья утратила силу в соответствии с Законом Брянской области от 28.12.2005 N 99-З

Статья 8. Нормативные правовые акты областной Думы

Областная Дума в установленном порядке принимает Устав области, поправки к нему, законы области, а также постановления по вопросам, отнесенным к компетенции областной Думы.

Постановления областной Думы являются нормативными правовыми актами, если они сами имеют общенормативный правовой характер либо утверждают акты общенормативного правового характера. (в ред. Закона Брянской области от 17.05.2001 N 34-З)

Статья 9. Нормативные правовые акты главы администрации области

Статья 9. Нормативные правовые акты Губернатора Брянской области

1. Губернатор Брянской области по основным вопросам, входящим в его компетенцию, единолично и в соответствии с установленной процедурой издает нормативные правовые акты в форме указов. (в ред. Закона Брянской области от 20.12.2012 N 93-З)

Указы Губернатора Брянской области являются нормативными правовыми актами, если они сами имеют общенормативный правовой характер либо утверждают акты общенормативного правового характера. (в ред. Закона Брянской области от 20.12.2012 N 93-З)

Указы Губернатора Брянской области имеют более высокую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам исполнительных органов государственной власти Брянской области. В случае противоречия между ними действуют указы Губернатора Брянской области. (в ред. Закона Брянской области от 20.12.2012 N 93-З)

2. Нормативные правовые акты губернатора Брянской области не должны противоречить Конституции Российской Федерации , федеральным законам и иным правовым актам Российской Федерации, законам области.

3. В случае отсутствия губернатора Брянской области или невозможности выполнения им своих обязанностей нормативные правовые акты издаются исполняющим обязанности главы администрации области.

Статья 10. Нормативные правовые акты Правительства Брянской области и исполнительных органов государственной власти Брянской области

(в ред. Закона Брянской области от 20.12.2012 N 93-З)

1. Правительство Брянской области и исполнительные органы государственной власти Брянской области могут принимать правовые акты, имеющие общенормативный правовой характер, либо утверждающие акты общенормативного правового характера.

Нормативные правовые акты Правительства Брянской области, исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются по вопросам, отнесенным к их компетенции Уставом области, законами области, указами Губернатора Брянской области.

2. Нормативные правовые акты Правительства Брянской области, исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в порядке, предусмотренном настоящим Законом, иными законами области, указами Губернатора Брянской области, устанавливающими процедуру их принятия.

3. Нормативные правовые акты Правительства Брянской области принимаются в форме постановлений.

Нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.

4. В случае необходимости нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области могут приниматься совместно или одним из исполнительных органов государственной власти Брянской области по согласованию с другими.

Глава 3. ПЛАНИРОВАНИЕ, ПОДГОТОВКА, ОФОРМЛЕНИЕ И ПРИНЯТИЕ ПРОЕКТОВ ЗАКОНОВ ОБЛАСТИ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОБЛАСТИ

Статья 11. Плановые основы нормотворческой деятельности

1. Нормотворческая деятельность в области осуществляется на плановой основе.

2. Планы подготовки проектов законов области и иных нормативных правовых актов предусматривают разработку проектов наиболее важных и трудоемких актов и не исключают подготовки проекта вне плана по поручению нормотворческого органа области.

3. Планы подготовки проектов законов области и иных нормативных правовых актов могут быть текущими (рассчитанными на срок не более года) и перспективными (рассчитанными на срок до 2 - 4 лет).

4. В целях оперативного руководства нормотворческой деятельностью могут разрабатываться и утверждаться соответствующими нормотворческими органами области ежеквартальные и полугодовые рабочие планы (планы - графики) подготовки проектов законов области и иных нормативных правовых актов.

5. Планы подготовки проектов законов области и иных нормативных правовых актов формируются с учетом программ и планов работы федеральных органов законодательной и исполнительной власти.

Статья 12. Планы подготовки проектов законов области

1. Планы подготовки проектов законов области разрабатываются с учетом предложений субъектов права законодательной инициативы и утверждаются областной Думой.

Порядок разработки, рассмотрения и утверждения планов подготовки законов области определяется регламентом областной Думы.

2. Планы подготовки проектов законов области подлежат опубликованию.

3. Если в ходе реализации планов подготовки проектов законов области соответствующие субъекты права законодательной инициативы придут к выводу о нецелесообразности подготовки соответствующего проекта закона, они представляют мотивированное обоснование в областную Думу, которая вправе принять решение об исключении проекта из плана.

Статья 13. Организация работы по подготовке проектов законов области

1. Разработка проектов законов организуется на основе сбора информации, проведения расчетов, социологических исследований, оценки вариантов решений и выбора наилучшего из них.

2. Нормотворческие органы области, субъекты права законодательной инициативы за счет своих финансовых средств вправе заключать договоры на разработку проектов законов с государственными органами, научными учреждениями, организациями, учеными, специалистами и рабочими группами. (в ред. Закона Брянской области от 17.05.2001 N 34-З)

3. Подготовка проекта закона области может осуществляться на альтернативной или конкурсной основе. (в ред. Закона Брянской области от 17.05.2001 N 34-З)

4. Одновременно с подготовкой проекта закона области, разработчиками готовятся предложения о признании ранее действующих законодательных актов или их отдельных частей утратившими силу, об изменении и дополнении их в связи с принятием законодательного акта. (в ред. Закона Брянской области от 17.05.2001 N 34-З)

5. В подготовке проектов законов области или иных нормативных правовых актов области обязательно участие юридических служб нормотворческих органов области. (в ред. Закона Брянской области от 17.05.2001 N 34-З)

Статья 14. Подготовка альтернативных проектов закона области и иных нормативных правовых актов области

Нормотворческий орган области, субъект права законодательной инициативы вправе поручить подготовку альтернативных проектов законов области и иных нормативных правовых актов области нескольким органам, организациям, лицам или заключить с ними договоры на подготовку альтернативных проектов. (в ред. Закона Брянской области от 17.05.2001 N 34-З)

Статья 15. Подготовка проектов законов области и иных нормативных правовых актов области на конкурсной основе

1. Нормотворческий орган области или субъект права законодательной инициативы вправе объявлять конкурсы на лучший проект закона области или иного нормативного правового акта области. (в ред. Закона Брянской области от 17.05.2001 N 34-З)

2. Порядок проведения конкурса на лучший проект закона области определяется положением, утверждаемым областной Думой.

3. Порядок проведения конкурса на лучший проект нормативного правового акта Губернатора Брянской области, Правительства Брянской области, исполнительного органа государственной власти Брянской области определяется положением, утверждаемым Губернатором Брянской области. (в ред. Закона Брянской области от 20.12.2012 N 93-З)

Статья 16. Рабочая группа по подготовке проектов законов области

1. Для более эффективной и качественной подготовки, разработки проектов законов области нормотворческие органы, субъекты права законодательной инициативы могут создавать рабочие группы. В рабочие группы по согласованию могут входить: представители субъекта права законодательной инициативы, нормотворческого органа, должностных лиц местного самоуправления, общественных объединений, научных учреждений и т.д.

2. При формировании рабочей группы из представителей двух и более субъектов права законодательной инициативы или двух и более нормотворческих органов выносится совместное решение.

3. Рабочая группа создается на срок с начала подготовки проекта закона до направления его Губернатору Брянской области для обнародования. (в ред. Закона Брянской области от 28.12.2005 N 98-З)

4. Рабочая группа вправе:

а) запрашивать от нормотворческих органов или субъектов права законодательной инициативы материалы и документы, необходимые для подготовки проекта закона области;

б) рекомендовать нормотворческому органу, субъекту права законодательной инициативы направление подготовленного проекта закона области на экспертизу и общественное обсуждение;

в) вносить в проекты законов области дополнения и изменения, редакционные правки в период между заседаниями Думы.

5. После завершения подготовки проекта закона области рабочая группа согласовывает его с нормотворческим органов и направляет субъекту права законодательной инициативы.

6. По решению нормотворческого органа, субъекта права законодательной инициативы представители рабочей группы могут принимать участие в рассмотрении проекта закона области на заседании областной Думы.

Статья 17. Пояснительная записка к проекту нормативного правового акта области

1. Подготовленный проект закона области или иного нормативного правового акта области вносится в нормотворческий орган области вместе с пояснительной запиской, в которой указываются: (в ред. Закона Брянской области от 17.05.2001 N 34-З)

а) субъект правотворческой инициативы и разработчики акта; (в ред. Закона Брянской области от 17.05.2001 N 34-З)

б) обоснование необходимости принятия акта, его цели, задачи и основные положения; (пп. б) в ред. Закона Брянской области от 17.05.2001 N 34-З)

в) состояние законодательства в сфере предполагаемого правового регулирования, место будущего акта в системе действующего законодательства; (пп. в) в ред. Закона Брянской области от 17.05.2001 N 34-З)

г) перечень актов, отмены, изменения или дополнения которых потребует принятия данного акта;

д) предложения о разработке актов, принятия которых необходимо для реализации данного акта;

е) перечень органов и организаций, с которыми проект акта согласован; краткое изложение содержания разногласий и мотивированное мнение о них.

2. К проекту закона области или иного нормативного правового акта области в обязательном порядке прилагаются: (в ред. Закона Брянской области от 17.05.2001 N 34-З)

а) экспертное заключение на проект акта, если проведение экспертизы является в соответствии с федеральным законодательством и настоящим законом обязательным или такая экспертиза проводилась по инициативе нормотворческого органа области; (в ред. Закона Брянской области от 17.05.2001 N 34-З)

б) заключение Губернатора Брянской области на проект закона области в соответствии с требованиями статьи 48 Устава Брянской области. (в ред. Закона Брянской области от 31.01.2017 N 2-З)

б1) заключение об оценке регулирующего воздействия в отношении проектов нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности; (в ред. Закона Брянской области от 10.12.2013 N 112-З)

в) иные документы, предусмотренные настоящим Законом. (подпункт введен Законом Брянской области от 02.02.2012 N 4-З)

К проекту закона или иного нормативного правового акта области могут прилагаться: (в ред. Закона Брянской области от 17.05.2001 N 34-З)

а) финансово-экономические расчеты;

б) статистические данные;

в) материалы обсуждения проекта акта средствами массовой информации;

г) иные сведения, необходимые по усмотрению субъекта законодательной инициативы для обоснования вносимых предложения.

Статья 18. Представление и заключение главы администрации области по проектам законов области

Статья 18. Представление и заключение Губернатора
Брянской области по проектам законов области

(в ред. Закона Брянской области от 31.07.2013 N 55-З)

Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств области, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета, рассматриваются областной Думой по представлению Губернатора Брянской области либо при наличии его заключения, которое представляется в областную Думу не позднее, чем через двеннадцать календарных дней со дня поступления в Правительство брянской области соответствующего обращения о необходимости такого заключения. (в ред. Закона Брянской области от 31.07.2013 N 55-З)

Статья 19. Реквизиты закона области и иного нормативного правового акта области

1. Законы области и иные нормативные правовые акты области имеют следующие реквизиты: (в ред. Закона Брянской области от 17.05.2001 N 34-З)

а) символика области;

б) наименование формы акта;

в) заголовок, обозначающий предмет регулирования;

г) дата и место принятия (издания) акта; (в ред. Закона Брянской области от 17.05.2001 N 34-З)

д) удостоверительная подпись соответствующего должностного лица.

2. Реквизиты закона области имеют следующие типовые наименования с расположением их в тексте закона:

а) в верхней части закона посередине помещается символика области и ниже отдельной строкой указывается: "Закон" и еще ниже "Брянской области";

б) индивидуальное наименование закона озаглавливает текст закона и дается после приведенного выше реквизита;

в) под индивидуальным наименованием закона указывается дата его принятия областной Думой;

г) под основным текстом закона указывается должность и фамилия должностного лица, удостоверяющего текст закона: в левой части - "Губернатор Брянской области";

в правой части - инициалы и фамилия Губернаторора Брянской области;(в ред. от 28.12.2005 N 98-З)

д) текст закона завершается надписью в левой части о месте и дате подписания закона Губернатором Брянской области с указанием его регистрационного номера.(в ред. от 28.12.2005 N 98-З)

3. Реквизиты нормативных правовых актов Губернатора Брянской области, Правительства Брянской области, исполнительных органов государственной власти Брянской области устанавливаются указом Губернатора Брянской области. (в ред. Закона Брянской области от 20.12.2012 N 93-З)

Статья 20. Основные правила законодательной техники

1. Текст закона области излагается простым и ясным языком. Как правило, не допускается употребление устаревших слов и выражений, образных сравнений, эпитетов. В законе даются определения малоизвестных юридических, технических и других специальных терминов.

2. В закон области, иной нормативной правовой акт области может включаться преамбула, содержащая в себе разъяснение мотивов и целей его издания. Нормативные предписания в преамбулу не включаются. (в ред. Закона Брянской области от 17.05.2001 N 34-З)

3. В законах области нормативные предписания излагаются в виде статей, являющихся основными структурными единицами законов области. (в ред. Закона Брянской области от 29.01.2018 N 4-З)

Статья закона имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами с точкой, и, как правило, наименование. (в ред. Закона Брянской области от 29.01.2018 N 4-З)

Статья закона может состоять из пунктов, образуемых одним либо несколькими предложениями, одним абзацем либо несколькими абзацами одного предложения, и (или) частей, образуемых одним абзацем либо несколькими абзацами одного предложения. (в ред. Закона Брянской области от 29.01.2018 N 4-З)

Пункт статьи закона обозначается арабской цифрой с точкой и может включать в себя части. (в ред. Закона Брянской области от 29.01.2018 N 4-З)

Часть статьи закона или часть пункта статьи закона не имеют порядковых номеров или буквенных обозначений. (в ред. Закона Брянской области от 29.01.2018 N 4-З)

Пункт статьи закона может иметь подпункты, а часть статьи закона - пункты и подпункты, образуемые абзацами, отделяемыми друг от друга точкой с запятой, двоеточием, тире. (в ред. Закона Брянской области от 29.01.2018 N 4-З)

Подпункты пункта статьи закона, пункты и подпункты части статьи закона обозначаются арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой без точки, строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой без точки. (в ред. Закона Брянской области от 29.01.2018 N 4-З)

Статья закона, пункт статьи закона, часть статьи закона, часть пункта статьи закона, а также подпункты в пункте статьи закона, пункты и подпункты в части статьи закона начинаются с абзацного отступа. (в ред. Закона Брянской области от 29.01.2018 N 4-З)

4. Статьи близкого содержания значительных по объему законов объединяются в главы. В необходимых случаях главы могут объединяться в разделы. Разделы и главы имеют заголовки и нумеруются.

5. Положение об отмене, признании утратившими силу, изменениях и дополнениях ранее принятых законов области, их отдельных частей включаются в текст соответствующего закона области, либо в текст специального закона области о внесении изменений и дополнений в действующие законы области, при этом указываются полное наименование, номер и дата изменяемого закона.

6. Предложения и поручения отменить, изменить или дополнить ранее принятые законы области и иные нормативные правовые акты области в связи с принятием закона включаются непосредственно в текст данного закона области. (в ред. Закона Брянской области от 17.05.2001 N 34-З)

7. Правила оформления нормативных правовых актов, принимаемых (издаваемых) Губернатором Брянской области, Правительством Брянской области, исполнительными органами государственной власти Брянской области, если иное не установлено законами Брянской области, утверждаются Губернатором Брянской области в соответствии с настоящим Законом. (в ред. Закона Брянской области от 20.12.2012 N 93-З)

8. При представлении в областную Думу проекта закона области или другого нормативного правового акта области, не отвечающего требованиям статей 17 - 20 настоящего Закона, такой проект закона может быть возвращен субъекту права законодательной инициативы по решению Совета Думы председателем областной Думы, а иному субъекту, обратившемуся в областную Думу с инициативой, председателем областной Думы.
(п. 8 в ред. Закона Брянской области от 17.05.2001 N 34-З)

Статья 21. Учет разработчиков проектов нормативных правовых актов области

(в ред. Закона Брянской области от 28.12.2005 N 98-З)

Нормотворческий орган области обязан вести учет разработчиков проектов нормативных правовых актов области.

Статья 22. Экспертиза проектов законов области и иных нормативных правовых актов области

Статья 22. Экспертиза проектов законов области или
иных нормативных правовых актов области

(в ред. Закона брянской области от 09.08.2006 N 70-З)

Экспертиза проектов законов области или иных нормативных правовых актов области есть специальное независимое исследование, производимое учеными, специалистами соответствующего профиля, научными организациями, учреждениями высшего профессионального образования, общественными объединениями по поручению нормотворческих органов, разработчиков проектов законов области или иных нормативных правовых актов области с целью определения их качества и выявления возможных последствий их принятия и реализации.

Экспертиза может быть проведена также в целях обеспечения доступа общественности к процессу подготовки и обсуждения проектов законов области, иных нормативных правовых актов области.

В зависимости от предмета исследования, конкретных задач и применяемых научных познаний экспертиза проектов законов области или иных нормативных правовых актов области может быть экономической, финансовой, научно-технической, социальной, научно-правовой.

Экспертиза проектов законов в области бюджетного и налогового законодательства Брянской области является обязательной (за исключением проектов законов или их отдельных положений, касающихся вопросов, затрагивающих государственную тайну). Под проектами законов в области бюджетного законодательства следует понимать проекты, касающиеся регулирования правоотношений, возникающих в процессе формирования доходов и осуществления расходов областного бюджета, осуществления государственных заимствований Брянской области, отношений, возникающих между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проекта областного бюджета, а также иных правоотношений, закрепленных статьей 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации . Под проектами законов в области налогового законодательства следует понимать проекты, регулирующие правоотношения в процессе установления, взимания, изменения или отмены налогов и сборов.

Экспертиза проектов законов области или иных нормативных правовых актов области осуществляется научными организациями, учреждениями высшего профессионального образования соответствующего профиля, общественными объединениями, экспертами или группами экспертов, создаваемыми из числа ученых и специалистов в зависимости от содержания рассматриваемых проектов.

В качестве экспертов привлекаются организации и лица, не принимавшие ранее непосредственного участия в подготовке соответствующего проекта. В оценке проекта закона области или иного нормативного правового акта области эксперты независимы и не связаны с позицией органа, по поручению которого проводится экспертиза.

В качестве экспертов проектов законов области или иных нормативных правовых актов области не могут выступать депутаты Брянской областной Думы, разработчики проектов актов.

Экспертиза проектов законов области или иных нормативных правовых актов области производится, как правило, в месячный срок с момента ее назначения.

Экспертиза проектов законов области или иных нормативных правовых актов в области бюджетного и налогового законодательства Брянской области должна быть проведена до внесения соответствующих проектов нормативных правовых актов субъектами права законодательной инициативы в Брянскую областную Думу.

По результатам проведенных исследований эксперт (группа экспертов) составляет заключение, которое представляется разработчикам проекта и (или) в нормотворческий орган.

В экспертном заключении должна быть дана оценка представленного на экспертизу проекта закона области или иного нормативного правового акта области, возможных последствий его принятия и реализации в соответствии со спецификой проекта. В экспертном заключении также могут быть указаны замечания, предложения и рекомендации по проекту закона области или иного нормативного правового акта области.

Экспертные заключения по проектам законов области или иным нормативным правовым актам в области бюджетного и налогового законодательства подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации или в сети "Интернет" разработчиками проектов и (или) нормотворческим органом, выступающим с соответствующей законодательной инициативой, до рассмотрения соответствующих правовых актов Брянской областной Думой.

Статья 22.1. Независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов области и их проектов и обеспечение возможности ее проведения

(введена Законом Брянской области от 02.02.2012 N 4-З)

1. Независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов области и их проектов проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность, в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации.

2. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов области разработчики проектов нормативных правовых актов до направления указанных проектов в орган либо должностному лицу, уполномоченному принять (издать) соответствующий нормативный правовой акт, размещают эти проекты на своих официальных сайтах в сети Интернет.

При размещении проекта нормативного правового акта на официальном сайте в сети Интернет его разработчиком указывается период (срок) для направления независимыми экспертами заключений, который не может быть менее 5 рабочих дней со дня размещения данного проекта.

3. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы направляется разработчику проекта нормативного правового акта области в срок, установленный в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.

4. В заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны коррупциогенные факторы, выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта), и предложены способы их устранения.

5. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению разработчиком проекта нормативного правового акта. По результатам рассмотрения заключения независимому эксперту разработчиком направляется ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.

6. Данные о наличии (отсутствии) заключений независимой антикоррупционной экспертизы, а также данные об учете содержащихся в заключениях предложений либо мотивированное заключение о невозможности принятия предложений независимых экспертов отражаются в материалах, прилагаемых к проекту нормативного правового акта области при направлении его в орган либо должностному лицу, уполномоченному принять (издать) соответствующий нормативный правовой акт.

В случае внесения в Брянскую областную Думу проекта закона Брянской области до истечения срока направления независимыми экспертами заключений, предусмотренного в абзаце втором пункта 2 настоящей статьи, перечисленные данные либо мотивированное заключение о невозможности принятия предложений независимых экспертов должны быть направлены в Брянскую областную Думу до рассмотрения проекта закона Брянской области.

7. При отсутствии в срок, установленный для их направления, заключений независимой антикоррупционной экспертизы проект нормативного правового акта направляется в орган либо должностному лицу, уполномоченному принять (издать), для дальнейшего принятия (издания).

8. Проект нормативного правового акта области удаляется разработчиком с официального сайта в сети Интернет после его принятия (издания) уполномоченным органом или должностным лицом.

9. Принятые нормативные правовые акты области подлежат официальному опубликованию в порядке, определенном законодательством Брянской области.

Заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов направляются в орган или должностному лицу, принявшему (издавшему) данный нормативный акт, и рассматриваются в порядке, установленном законодательством для рассмотрения обращений граждан и юридических лиц.

Статья 22.2. Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Брянской области и экспертиза нормативных правовых актов Брянской области

(в ред. Закона Брянской области от 10.12.2013 N 112-З)

1. Проекты нормативных правовых актов Брянской области, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Брянской области обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающие, изменяющие или отменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов Брянской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой органами государственной власти Брянской области в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Брянской области, за исключением: (в ред. Закона Брянской области от 05.04.2016 N 17-З)

а) проектов законов Брянской области, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих региональные налоги, а также налоговые ставки по федеральным налогам; (в ред. Закона Брянской области от 05.04.2016 N 17-З)

б) проектов законов Брянской области, регулирующих бюджетные правоотношения; (в ред. Закона Брянской области от 28.10.2019 N 92-З)

в) проектов нормативных правовых актов Брянской области:

устанавливающих, изменяющих, отменяющих подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) на продукцию (товары, услуги), торговые надбавки (наценки) к таким ценам (тарифам) в соответствии с федеральными законами, определяющими порядок ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) на продукцию (товары, услуги), торговых надбавок (наценок) к таким ценам (тарифам); (в ред. Закона Брянской области от 28.10.2019 N 92-З)

разработанных в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на период действия режимов чрезвычайных ситуаций. (в ред. Закона Брянской области от 28.10.2019 N 92-З)

Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Брянской области проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета Брянской области.

2. Нормативные правовые акты Брянской области, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат экспертизе, проводимой в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Брянской области.

Статья 23. Условия внесения проекта закона области

1. Проект закона области, пояснительная записка к нему с приложением необходимых документов вносится одновременно субъектом права законодательной инициативы в областную Думу не менее чем за 45 календарных дней до начала заседания областной Думы с учетом требований настоящего закона области. (в ред. Закона Брянской области от 17.05.2001 N 34-З)

2. Проект закона области, внесенный в областную Думу, подлежит обязательной регистрации в общем отделе аппарата областной Думы.

Статья 24. Право субъекта права законодательной инициативы на отзыв внесенного им проекта закона области

1. Субъект права законодательной инициативы вправе отозвать внесенный им проект закона области в любое время до утверждения повестки дня заседания областной Думы.

2. После утверждения повестки дня заседания областной Думы субъект права законодательной инициативы может сделать заявление об отзыве проекта закона с письменным изложением мотивов такого отзыва. Такое заявление должно быть подписано субъектом права законодательной инициативы. Порядок принятия решения по данному вопросу определяется Регламентом областной Думы.

Статья 25. Обсуждение проекта закона области в комитетах, комиссиях областной Думы

1. Проект закона области, подлежащий рассмотрению областной Думой направляется председателем областной Думы в соответствующий комитет (комиссию) областной Думы, который назначается ответственным за рассмотрение проекта закона в областной Думе. В случае направления проекта закона области в несколько комитетов (комиссий), председатель областной Думы определяет из числа этих комитетов (комиссий) головной комитет (комиссию) по законопроекту.(в ред. от 28.12.2005 N 98-З)

2. Порядок рассмотрения проектов законов области и подготовки по ним заключений в комитетах (комиссиях) областной Думы, а также порядок направления проекта закона области для внесения на рассмотрение областной Думой определяются Регламентом областной Думы в соответствии с настоящим законом области.

Статья 26. Порядок рассмотрения проектов законов области в областной Думе

Порядок рассмотрения проектов законов области в областной Думе в соответствии с Уставом области определяется Регламентом областной Думы.

Глава 4. ОБНАРОДОВАНИЕ ЗАКОНОВ ОБЛАСТИ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОБЛАСТИ

Статья 27. Обнародование законов области

1. исключен. - Закон Брянской области от 17.05.2001 N 34-З .

1. Принятый областной Думой закон в течение пяти дней с момента его принятия передается в официальном порядке председателем областной Думы Губернатору Брянской области для обнародования. Ответственность за подлинность текста закона области, направляемого на подписание главе администрации области, возлагается на председателя областной Думы.(в ред. от 28.12.2005 N 98-З)

Текст принятого закона области исполняется в двух экземплярах на специальном бланке с указанием реквизитов, установленных статьей 19 настоящего Закона. Оба экземпляра в официальном порядке направляются в администрацию Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области с приложением двух экземпляров постановления областной Думы о принятии закона, один из которых - ксерокопия подлинного постановления. Ксерокопия закона (контрольный экземпляр) остается в общем отделе аппарата областной Думы. (в ред. Закона Брянской области от 31.07.2013 N 55-З)

2. Губернатор Брянской области обязан обнародовать закон, удостоверив обнародование закона путем его подписания, либо отклонить закон в 10-дневный срок с момента его поступления в администрацию Губернатора и Правительства Брянской области и направить его на повторное рассмотрение в областную Думу.

Подписание Губернатором Брянской области принятого закона представляет собой скрепление им своей подписью текста закона (включая приложения к нему).

Губернатором Брянской области подписывается каждый из полученных экземпляров текста закона области, при этом указывается дата подписания. Подпись Губернатора Брянской области заверяется гербовой печатью. Администрацией Губернатора и Правительства Брянской области закону присваивается номер. Один экземпляр закона области направляется в официальном порядке в областную Думу с приложением списка рассылки закона и тремя ксерокопиями рассылаемого закона.

Отклоняя закон области, Губернатор Брянской области вправе предложить новую редакцию закона в целом либо отдельных его частей (раздела, главы, статьи, пункта, части) или мотивированно сообщить о нецелесообразности или незаконности (неправомерности) принятия данного закона области.

Предложения Губернатора Брянской области к закону исполняются в двух экземплярах в соответствии с установленными нормами на официальном бланке Губернатора Брянской области. Один экземпляр вместе с текстом закона направляется в официальном порядке в областную Думу, другой - в администрацию Губернатора и Правительства Брянской области.

В случае принятия областной Думой закона в прежней редакции количеством голосов не менее 2/3 от установленного числа депутатов областной Думы Губернатор Брянской области в течение 3 дней с момента поступления закона в администрацию Губернатора и Правительства Брянской области в обязательном порядке подписывает и официально публикует отклоненный им ранее закон области. (в ред. Закона Брянской области от 20.12.2012 N 93-З)

Статья 28. Обязательность опубликования нормативных правовых актов области

1. Устав области и законы области подлежат обязательному официальному опубликованию. (п. 1 в ред. Закона Брянской области от 17.05.2001 N 34-З)

2. Любые нормативные правовые акты области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. (в ред. Закона Брянской области от 20.12.2012 N 93-З)

3. Никто не может быть подвергнут правоограничениям на основании законов области или иного нормативного правового акта, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.(в ред. Закона Брянской области от 17.05.2001 N 34-З)

Статья 29. Официальное опубликование законов области и иных нормативных правовых актов области

1. Официальным опубликованием законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается первая публикация их полных официальных текстов в информационном бюллетене "Официальная Брянщина", областной газете "Брянская учительская газета" или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru). Официальным опубликованием правовых актов Брянской областной Думы, связанных с организацией ее работы, признается также их первое опубликование в информационном бюллетене Брянской областной Думы. (в ред. Закона Брянской области от 06.11.2015 N 97-З)

Законы Брянской области и иные нормативные правовые акты Брянской области также передаются для внесения в интегрированный полнотекстовый банк правовой информации (эталонный банк данных правовой информации) "Законодательство России". Тексты законов Брянской области и иных нормативных правовых актов Брянской области, включенные в интегрированный полнотекстовый банк правовой информации (эталонный банк данных правовой информации)"Законодательство России", распространяемый органами государственной охраны в соответствии с федеральным законодательством, являются официальными. (в ред. Закона Брянской области от 06.11.2015 N 97-З)

Доступ к текстам нормативных правовых актов Брянской области, их учетным номерам, реквизитам и сведениям об источниках их официального опубликования, содержащимся в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, обеспечивается также через портал Министерства юстиции Российской Федерации "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://pravo-minjust.rn, http://право-минюст.рф). (в ред. Закона Брянской области от 29.10.2018 N 83-З)

Порядок финансирования информационного бюллетеня "Официальная Брянщина", периодичность его издания, объем, тираж, подлежащий обязательному бесплатному распространению, определяются Правительством Брянской области. (в ред. Закона Брянской области от 31.07.2013 N 55-З)

(абзац исключен на основании Закона Брянской области от 06.11.2015 N 97-З)

Подписанный Губернатором Брянской области закон Брянской области подлежит официальному опубликованию в информационном бюллетене "Официальная Брянщина" или областной газете "Брянская учительская газета" в пятнадцатидневный срок со дня подписания (пункт 1 в редакции Закона Брянской области от 04.05.2009 N 34-З).

2. исключен. - Закон Брянской областной Думы от 12.02.2001 N 2-З .

2. Официальное опубликование законов области и иных нормативных правовых актов области не полностью либо в изложении не допускается. (в ред. Закона Брянской области от 17.05.2001 N 34-З)

Об ошибках и опечатках, допущенных при официальном опубликовании законов области и иных нормативных правовых актов области, производится официальное извещение в том же издании в пятнадцатидневный срок со дня опубликования, с указанием правильного прочтения или приведением полного текста закона области или иного нормативного правового акта области в правильной редакции. С истечением указанного срока любые исправления в тексте официально опубликованного закона области и иного нормативного правового акта области могут производиться только посредством принятия нового закона области или иного нормативного правового акта области. (в ред. Закона Брянской области от 17.05.2001 N 34-З)

3. Нормативные правовые акты нормотворческих органов области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования.(в ред. от 28.12.2005 N 98-З)

4. исключен. - Закон Брянской области от 17.05.2001 N 34-З (в ред. Закона Брянской области от 17.05.2001 N 34-З)

Статья 30. Ознакомление исполнителей с законами области и иными нормативными правовыми актами области

1. Органы и должностные лица, ответственные за исполнение законов области и иных нормативных правовых актов области, обязаны: (в ред. Закона Брянской области от 17.05.2001 N 34-З)

а) знакомить с нормативными правовыми актами исполнителей (в необходимых случаях под расписку);

б) при необходимости снабжать исполнителей копиями нормативных правовых актов или выписками из них, обеспечивать иные формы доведения нормативных актов до сведения органов, организаций и лиц, на которых распространяется их действие.

2. Списки рассылки законов области и иных нормативных правовых актов области согласовываются с руководителем нормотворческого органа либо иным должностным лицом, имеющим соответствующие полномочия. (в ред. Закона Брянской области от 17.05.2001 N 34-З)

Статья 31. Немедленное обнародование законов области и иных нормативных правовых актов области

1. При необходимости немедленного обнародования законов области и иных нормативных правовых актов области их тексты могут доводиться до всеобщего сведения через средства массовой информации (радио, телевидение) и издательства. (в ред. Закона Брянской области от 17.05.2001 N 34-З)

2. Немедленное обнародование законов области и иных нормативных правовых актов области осуществляется по решению нормотворческого органа области либо его руководителя. (в ред. Закона Брянской области от 17.05.2001 N 34-З)

Статья 32. Неофициальное опубликование законов области и иных нормативных правовых актов области

Средства массовой информации и издательства вправе публиковать законы области и иные нормативные правовые акты области без согласия нормотворческого органа области, но с обязательной ссылкой на источники их официального опубликования. (в ред. Закона Брянской области от 17.05.2001 N 34-З)

Глава 5. ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНОВ ОБЛАСТИ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОБЛАСТИ

Статья 33. Порядок вступления в силу законов области

Законы области вступают в силу на всей территории области после их официального опубликования, если иной порядок их вступления в силу не установлен федеральным законом. (в ред. Закона Брянской области от 17.05.2001 N 34-З)

Статья 34. Порядок вступления в силу подзаконных нормативных правовых актов области

1. Нормативный правовой акт областной Думы вступает в силу со дня его принятия, если в самом акте не указан иной срок либо федеральным законом не установлен иной порядок его вступления в силу. (в ред. Закона Брянской области от 20.12.2012 N 93-З)

2. Нормативный правовой акт Губернатора Брянской области, Правительства Брянской области, исполнительного органа государственной власти Брянской области вступает в силу со дня его подписания, если в самом акте не указан иной срок либо законодательными актами не установлен иной порядок его вступления в силу. (в ред. Закона Брянской области от 20.12.2012 N 93-З)

Статья 35. Обратная сила закона области и иного нормативного правового акта

1. Закону области и иному нормативному правовому акту может соответствующим нормотворческим органом области быть предана обратная сила.

2. Придание обратной силы не допускается если закон области и иной нормативный правовой акт:

а) вводит новые налоги, иные обязательные платежи в бюджет или ухудшает положение налогоплательщиков;

б) устанавливает или отягчает меры административной ответственности физических и юридических лиц;

в) устанавливает обязанности граждан и юридических лиц.

Статья 36. Сроки действия закона области и иного нормативного правового акта

1. Закон области и иной нормативный правовой акт действуют бессрочно, если ими не оговорено иное.

2. Временный срок действия может быть установлен для всего закона области и иного нормативного правового акта или его частей. В этом случае в нормативном правовом акте должно быть указано, на какой срок он (или соответствующая его часть) сохраняет действие. По истечении указанного срока нормативный правовой акт автоматически утрачивает силу. До истечения установленного срока нормотворческий орган области, издавший акт, может принять решение о продлении действия акта на новый срок или о придании ему бессрочного характера.

Статья 37. Основания прекращения действия закона области и иного нормативного правового акта

Закон области и иной нормативный правовой акт прекращают свое действие в случаях:

а) истечения срока, на который было рассчитано действие временного акта;

б) принятия нового акта, исключающего действие предыдущего;

в) признания акта утратившим силу органом, принявшим этот акт;

г) признания акта соответствующим судом противоречащим закону и не подлежащим применению.

Глава 6. ТОЛКОВАНИЕ ЗАКОНОВ ОБЛАСТИ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ИХ УЧЕТ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ

Статья 38. Официальное нормотворческое толкование

1. Официальное нормотворческое толкование (далее - официальное толкование) представляет собой разъяснения норм права, даваемое нормотворческим органом, издавшим их. Официальное толкование носит обязательный характер при применении норм права.

2. Официальное толкование законов области, иных нормативных правовых актов области производится в случае обнаружения неясностей в содержании закона области, иного нормативного правового акта области, неправильной или противоречивой практики их применения.

Статья 39. Официальное толкование Устава и законов области

1. Официальное толкование вступивших в силу Устава и законов области осуществляет областная Дума как по собственной инициативе, так и по запросам субъектов права законодательной инициативы путем принятия постановления. (п. 1 в ред. Закона Брянской области от 17.05.2001 N 34-З)

2. Порядок рассмотрения запросов об официальном толковании Устава и законов области определяется Регламентом областной Думы. (в ред. Закона Брянской области от 17.05.2001 N 34-З)

3. исключен. - Закон Брянской области от 17.05.2001 N 34-З .

Статья 40. Официальное толкование нормативных правовых актов Губернатора Брянской области, Правительства Брянской области, исполнительных органов государственной власти Брянской области, иных государственных органов области

(в ред. Закона Брянской области от 20.12.2012 N 93-З)

Официальное толкование нормативных правовых актов Губернатора Брянской области, Правительства Брянской области, исполнительных органов государственной власти Брянской области, иных государственных органов области осуществляется в порядке, установленном Губернатором Брянской области.

Статья 41. Неофициальное толкование законов области и иных нормативных правовых актов

Неофициальное толкование законов области и иных нормативных правовых актов, то есть толкование, производимое организациями и лицами, не имеющими право официального толкования, не носят юридически обязательного характера.

Статья 42. Государственный учет законов области и иных нормативных правовых актов

1. Все законы области и иные нормативные правовые акты подлежат государственному систематизированному учету.

2. Государственный систематизированный учет включает централизованный сбор и регистрацию законов области, иных нормативных правовых актов области.(в ред. от 28.12.2005 N 98-З)

3. Порядок государственного систематизированного учета законов области и иных нормативных правовых актов определяется Положением, утверждаемым областной Думой по представлению Губернатора Брянской области.(в ред. от 28.12.2005 N 98-З)

Статья 43. Систематизация законов области, иных нормативных правовых актов области

В целях систематизации законов области, иных нормативных правовых актов области нормотворческие органы области периодически издают собрания и сборники законов области и иных нормативных правовых актов области.

Статья 44. Финансирование нормотворческих работ

Финансирование нормотворческих работ государственных органов области осуществляется из бюджета области на основе нормотворческих программ, планов законопроектных работ, планов проведения правовых прогнозов и иных научных и организационно - правотворческих работ.

Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 45. Порядок вступления в силу настоящего закона

Настоящий Закон области вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 46. Приведение нормативных правовых актов области в соответствии с настоящим законом области

Во исполнение статьи 42 настоящего Закона Губернатору Брянской области в трехмесячный срок с момента вступления в силу настоящего закона области предоставить областной Думе Положение о государственном систематизированном учете законов области и иных нормативных правовых актов.(в ред. от 28.12.2005 N 98-З)
Предложить главе администрации области и иным государственным органам области в трех месячный срок с момента вступления в силу настоящего Закона привести в соответствие с ним изданные ими нормативные правовые акты.

Глава администрации
области
Ю.Е.Лодкин

г. Брянск
3 ноября 1997 года
N 28-З



Текст документа сверен по:
Официальная рассылка

Гражданский кодекс РФ, наряду с принятыми в соответствии с ним федеральными законами, является основным источником гражданского законодательства в Российской Федерации. Нормы гражданского права, содержащиеся в других нормативно правовых актах, не могут противоречить Гражданскому кодексу. Гражданский кодекс РФ, работа над которым началась в конце 1992 г., и первоначально шла параллельно с работой над российской Конституцией 1993 г. - сводный закон, состоящий из четырех частей. В связи с огромным объемом материала, требовавшего включения в Гражданский кодекс, было принято решение принимать его по частям.

Первая часть Гражданского кодекса РФ, введенная в действие с 1 января 1995 г., (за исключением отдельных положений), включает в себя три из семи разделов кодекса (раздел I «Общие положения», раздел II «Право собственности и другие вещные права», раздел III «Общая часть обязательственного права»). В данной части Гражданского кодекса РФ, содержатся основополагающие нормы гражданского права и его терминология (о предмете и общих началах гражданского права, статусе его субъектов (физических и юридических лиц)), объектах гражданского права (различных видах имущества и имущественных прав), сделках, представительстве, исковой давности, праве собственности, а также об общих началах обязательственного права.

Вторая часть Гражданского кодекса РФ, являющаяся продолжением и дополнением части первой, ведена в действие с 1 марта 1996 г. Она полностью посвящена разделу IV кодекса «Отдельные виды обязательств». Основываясь на общих началах нового гражданского права России, закрепленных в Конституции 1993 г. и части первой Гражданского кодекса, часть вторая устанавливает развернутую систему норм об отдельных обязательствах и договорах, обязательствах из причинения вреда (деликтах) и неосновательном обогащении. По своему содержанию и значению часть вторая Гражданского кодекса РФ - крупный этап в создании нового гражданского законодательства Российской Федерации.

Третья часть Гражданского кодекса РФ включает в себя раздел V «Наследственное право» и раздел VI «Международное частное право». По сравнению с законодательством, действовавшим до введения в действие 01 марта 2002 г. части третьей Гражданского кодекса РФ, серьезные изменения претерпели нормы о наследовании: добавлены новые формы завещаний, расширен круг наследников, а также круг объектов, которые могут переходить в порядке наследственного преемства; введены подробные нормы, касающихся охраны наследства и управления им. Раздел VI Гражданского кодекса посвященный регулированию гражданско-правовых отношений, осложненных иностранным элементом, представляет собой кодификацию норм международного частного права. Данный раздел, в частности, содержит нормы о квалификации юридических понятий при определении применимого права, о применении права страны с множественностью правовых систем, о взаимности, обратной отсылке, установлении содержания норм иностранного права.

Четвертая часть Гражданского кодекса (введена в действие с 1 января 2008г.), полностью состоит из раздела VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». Её структура включает в себя общие положения - нормы, которые относятся ко всем видам результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации или к значительному числу их видов. Включение в состав Гражданского кодекса РФ норм о правах на интеллектуальную собственность позволило лучше скоординировать эти нормы с общими нормами гражданского права, а также унифицировать используемую в сфере интеллектуальной собственности терминологию. Принятие четвертой части Гражданского кодекса РФ завершило кодификацию отечественного гражданского законодательства.

Гражданский кодекс РФ прошел проверку временем и обширной практикой применения, однако, экономические правонарушения, часто совершающиеся под прикрытием норм гражданского права, выявили недостаточную завершенность в законе ряда классических гражданско-правовых институтов, таких как недействительность сделок, создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц, уступка требований и перевод долга, залог и др., что обусловило необходимость внесения в Гражданский кодекс РФ ряда изменений системного характера. Как было отмечено одним из инициаторов внесения таких изменений, Президентом РФ Д.А. Медведевым, «Сложившаяся система нуждается не в переустройстве, коренном изменении, … а в совершенствовании, раскрытии ее потенциала и выработке механизмов реализации. Гражданский кодекс уже стал и должен оставаться основой становления и развития в государстве цивилизованных рыночных отношений, эффективным механизмом защиты всех форм собственности, а также прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Кодекс не требует коренных изменений, но дальнейшее совершенствование гражданского законодательства необходимо…» <1>.

18 июля 2008 г. был издан Указ Президента РФ N 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации», в котором была поставлена задача разработки концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации. 7 октября 2009 г. Концепция была одобрена решением Совета по кодификации и совершенствованию российского законодательства и подписана Президентом РФ.

________
<1> См.: Медведев Д.А. Гражданский кодекс России - его роль в развитии рыночной экономики и создании правового государства // Вестник гражданского права. 2007. N 2. Т.7.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного унитарного предприятия "Уфимское приборостроительное производственное объединение" на решение от 03.02.97 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А-6466 по иску Предприятия "Уфаводоканал" к Государственному унитарному предприятию "Уфимское приборостроительное производственное объединение" о взыскании 51373168 руб.

В судебном заседании приняли участие: от истца — Хатинова Г.Э., юрист, дов. N 7/225 от 16.01.97; от ответчика — Богуславская Л.А., дов. от 03.02.97, Ахметшина Ч.Г., дов. N 2-97 от 06.01.97.

Представителям сторон права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

Ходатайство Государственного унитарного предприятия "Уфимское приборостроительное производственное объединение" о восстановлении срока подачи кассационной жалобы удовлетворить, восстановить срок на подачу кассационной жалобы.

Предприятие "Уфаводоканал" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к ГУП "Уфимское приборостроительное производственное объединение" о взыскании 51373168 руб. суммы неустойки за превышение норм ПДК при сбросе сточных вод в горканализацию.

Решением от 03.02.97 иск удовлетворен. При принятии решения суд без ссылок на нормы материального права взял за основу расчеты неустойки, представленные истцом.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

ГУП "Уфимское приборостроительное производственное объединение" с решением не согласно, просит его изменить, взыскать 19827048 руб. неустойки, в остальной части иска отказать.

Оспаривая решение, заявитель ссылается на то, что в решении отсутствуют ссылки на материальный закон, которым руководствовался суд при вынесении решения, кроме этого, не дана оценка тому, что Кабинет Министров РФ Постановлением от 08.11.95 N 399 "О взыскании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов РБ" утвердил и ввел в действие с 01.11.95 Правила, технические условия и порядок взимания платы за прием сточных вод и загрязняющих веществ, которыми предписано, что условия договоров с абонентами на 1995 год должны быть приведены в соответствие с Правилами и Порядком. При расчете неустойки в соответствии с указанным порядком ее сумма составит 19827048 руб.

Проверив законность судебного акта в порядке ст. ст. 162, 174, 175 АПК РФ суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.

Судом установлено, что между сторонами был заключен договор N 150 от 21.11.94 на отпуск воды и прием сточных вод. В мае 1996 года ответчиком была отобрана контрольная проба сточной воды на выпуске в городскую канализацию и проведен анализ отобранной пробы. По результатам анализа зафиксировано превышение норм допустимых концентраций в сточных водах по двум показателям: нефтепродуктам и меди. Истцом, в соответствии п. 3.2.2 договора, которым предусмотрена ответственность за нарушение норм качества сточных вод произведен расчет неустойки, сумма которой составила 51 373 168 руб.

Принимая решение по делу, суд, в нарушении ст. 127 АПК РФ, не указал в мотивировочной части закон и иные нормативные правовые акты, подлежащие применению к спорным правоотношениям.

Поскольку между сторонами возник спор по методике подсчета сумм неустойки, судом 19.12.96 была назначена экспертиза и производство по делу приостановлено. 31.01.97 производство по делу было возобновлено в связи с получением заключения экспертов. Однако в деле отсутствует какое-либо заключение экспертов. Из решения суда не представляется возможным установить, какой расчет принят судом во внимание при вынесении решения: расчет, составленный истцом на основании п. 3.2.2 Договора, или расчет, составленный по ответу МЧС экобезопасности РБ N 08/127 от 27.01.97, который в деле отсутствует. Таким образом, решение принято на неполно исследованных обстоятельствах по делу.

Вопрос крайне серьезный и многогранный. Все дело в том, что в нашей стране он имеет весьма размытый характер. Отметим, что в соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 4) Конституция, а также федеральные законы наделяются, вышей юридической силой. Тем не менее, во многих юридических справочниках, в разделе верховенства права, указана иерархия законодательной базы, где формируется такая структура:

1. Конституция;
  1. Кодекс;
  2. Федеральные законы;
  3. Подзаконные акты.
То есть, фактически, кодексы ставятся по юридической силе на ступень выше, чем федеральные законы. Многочисленные споры по данному вопросу привели к тому, что даже Конституционный суд вынес немалое количество определений и постановлений, которые гласили о равенстве данных понятий. Соответственно, можно сказать о том, что федеральный закон и кодекс – равнозначные по своей юридической силе понятия.

Что все-таки выше по юридической силе: кодекс или федеральный закон?

  1. Кодекс – сбор федеральный законов, которые определяют правовое регулирование в четко определенном правовом поле. В данном случае речь идет об Уголовном, Административном, Трудовом кодексе и пр.;
  2. Закон представляет собой нормативный акт, который принимается исключительно посредством регламентируемых обсуждений государственной думы, совета федерации, а также в обязательном порядке подписанный президентом. Все особенности принятия и обнародования федеральных законов четко определяется конституционными нормами.
Как вы уже поняли, кодексы – своеобразный свод федеральных законов, а это значит, что в данном случае, формируется своеобразное равенство понятий. В принципе, сам по себе кодекс представляет своеобразную общую часть закона, где указываются все понятия, связанные с тем или же иным правовым полем. Что же касается федеральных законов – это особая часть, которая уже определяет более конкретные аспекты рассмотрения дел, принятия решений, формирования наказаний.

Юридическая сила федеральных законов

В принципе, верховенство юридической силы федеральных законов определяет сама Конституция РФ. Но с другой стороны, невозможно не согласиться, что сами по себе кодексы собрали именно федеральные законы, и это в принципе, провоцирует такое осознание, что кодексы являются более существенными по своей юридической силе, нежели иные федеральные законы. Но, практика говорит о том, что данные понятия чаще всего приравниваются. Самое главное, то, что федеральные законы не могут иметь противоречий с кодексами. Кодексы – основные нормы права в четко определенном правовом поле. Но, интенсивное развитие нашего общества провоцирует необходимость все время дополнять и модернизировать уже имеющиеся нормы. Именно по этой причине и формируется острая необходимость в выпуске новых федеральных законов. И как вы понимаете, после обнародования, данные законы приобретают верховенство юридической силы и применяются на практике, дополняют основные нормативы кодексов.


Уголовный закон представляет собой систему нормативных правовых актов, которые принимаются исключительно специализированными государственными инстанциями. Данные документы в...


Права несовершеннолетних в нашей стране поставлены на весьма высокий уровень и защищаются в любом правовом поле. Во-первых, существует конвенция о правах ребенка, также права...

Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принимаемый уполномоченным органом государства.

Нормативный акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.

Начало и срок действия нормативных актов

Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.

В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:

    нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;

    время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;

    нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.

В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:

    на временные акты;

    акты неопределенно длительного действия.

Виды нормативных актов

Все нормативные акты можно разделить на следующие виды:

  • подзаконные акты;

    международные законы.

Закон

Закон – это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

Акт такого типа принимается только органами власти (законодательными или представительными) или гражданами страны через референдум.

Отметить или внести изменения в закон может только издавший его орган власти.

Акты такого типа регулируют процессы, связанные с развитием государства и общества.

Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российской Федерации: Основной Закон, или Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Подзаконные акты

Подзаконные акты издаются на основе и с целью исполнения законов и представляют собой иерархически выстроенную модель, в которой нормы должны соответствовать тем, что прописаны в источниках большей юридической силы, и быть основой для актов уровнем ниже.

Основные виды нормативных актов подзаконного характера в России делятся на:

    общефедеральные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления правительства, приказы министерств и ведомств);

    акты субъектов федерации (местные конституции, уставы, а также законы, принимаемые законодательными и исполнительными органами власти региона);

    муниципальные законы (распоряжения, решения или постановления, принимаемые мэриями, городскими советами и аналогичными структурами).

Международные законы

Особый вид нормативных актов – международные законы.

Они принимаются организациями во вне российской юрисдикции и делятся на два вида – директивы, которые дают правительству конкретных стран выбирать, как именно реализовывать принятые международные обязательства и постановления, где есть обязательные для прямого исполнения всеми государствами требования.

В Конституции России указывается, что принципы и нормы, характерные для международного права, и договоры РФ с другими государствами являются частью национальной правовой системы.

Иерархическая система нормативно-правовых актов

В общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом:

1) Конституция (Основной закон);

2) федеральные законы;

3) указы Президента;

4) постановления Правительства;

5) нормативные акты министерств и ведомств.

Особую группу образуют:

а) международные договоры России;

б) нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации.

Уровни нормативных актов

Действие нормативно-правовых актов может распространяться на нескольких уровнях.

Общефедеральные акты обязательны для исполнения на всей территории России.

Акты субъектов федерации распространяются на резидентов отдельных регионов, а также на всех лиц вне зависимости от прописки и гражданства, приезжающих в субъект или временно в нем проживающих.

Муниципальные правовые акты, которые являются главным инструментом местного самоуправления, распространяются на жителей города, округа или района, а также приезжающих туда лиц.

Также можно выделить локальные правовые акты, особенность которых заключается в узкой направленности.


Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Нормативный правовой акт: подробности для бухгалтера

  • Разработка положения об оплате труда работников учреждений спорта

    РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. При разработке... действующие нормативные правовые акты, регулирующие особенности оплаты труда, в том числе ведомственные нормативные правовые акты; ... бухгалтеров федеральных государственных учреждений – нормативными правовыми актами Правительства РФ; для руководителей, ... нормативными правовыми актами этих субъектов; для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений – нормативными правовыми актами...

  • Какие гарантии положены воспитателям, работающим с детьми с ОВЗ?

    И иным нормативным правовым актам РФ, законам и другим нормативным правовым актам субъектов РФ, нормативным правовым актам органов местного... соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов... установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст...

  • Можно ли заставить работника поделить отпуск на части?

    С трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными... установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Согласно...

  • Концептуальные основы бухучета в госсекторе

    Это установлено Стандартом, применяемыми нормативными правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет, бухгалтерскую... определению, установленному Стандартом, применяемыми нормативными правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет, бухгалтерскую... кроме случаев, установленных применяемыми нормативными правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет, бухгалтерскую... обязательств регулируются соответствующими применяемыми нормативными правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет, ...

  • Формирование учетной политики по стандарту

    Особенностями деятельности; СГС «Учетная политика»; нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и... какого-либо объекта бухгалтерского учета нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и... и формирования отчетности учреждения. Если нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и... ведения бухгалтерского учета, однозначно установленные нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и...

  • Оспаривание нормативных актов средство для защиты нарушенных прав или …?
  • Оспаривание нормативных актов по КАС РФ и правовые последствия

    Входит проверка того, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или... предлагалось установить, что «Признанный незаконным нормативный правовой акт признается недействующим с момента вступления... потребителю коммунального ресурса ввиду установления нормативным правовым актом необоснованной цены (тарифа) или норматива... тепловую энергию, признанные не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, вступившим...

  • Электронные трудовые книжки

    Соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Лицо, имеющее стаж работы... соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным... РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами; лица, имеющие стаж работы по... нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. С...

  • Зарплата руководящего состава по новому

    Установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, органов... , федеральных государственных унитарных предприятий – нормативными правовыми актами Правительства РФ; территориальных ФОМС, государственных... РФ – нормативными правовыми актами субъектов РФ; муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий – нормативными правовыми актами органов местного... субъектов РФ и муниципальным организациям нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов...

  • Обзор правовых позиций по вопросам налогообложения, отраженных в судебных актах КС и ВС РФ в IV кв. 2019 г.

    2010 года N 229-ФЗ) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В...

  • Что учесть при подаче отчета о результатах деятельности и использовании имущества?

    ...) за плату в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, с указанием категорий потребителей. 3 ...

  • Рекомендации Федерального казначейства по проведению проверок

    Объектами контроля законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих вопросы бухгалтерского учета... соответствии с положениями действующих нормативных правовых актов. 6. Отражение хозяйственных... проверяется соблюдение требований указанных нормативных правовых актов, в частности, закреплены... оформленных в соответствии с требованиями нормативных правовых актов; правильность и своевременность отражения... установленным законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ; объем, в котором...

  • О правомерности вынесения предписаний учреждениям органом государственного финансового контроля

    Бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами... бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами... определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного... для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства РФ, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа...

  • Аудит годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2018 год

    ... : при рассмотрении соблюдения аудируемым лицом нормативных правовых актов Российской Федерации рассматривать соблюдение аудируемыми... результатах. Досрочное применение правил ФСБУ Нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету могут предусматривать... досрочного применения правил предусмотрена соответствующим нормативным правовым актом. При этом согласно части 7 ... организаций Федеральным казначейством), не является нормативным правовым актом и имеет исключительно информационный характер...

  • Установлен льготный режим работы для женщин в сельской местности

    Другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ относятся к рабочему времени... до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, в... , а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего СССР, действующие на территории... для них федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ. При этом заработная плата...