Новые штрафы за нелегальный извоз. Штрафы за нелегальное такси — работа без лицензии Наказание перевозку пассажиров без лицензии


Согласно требованиям российского федерального законодательства, пассажирские перевозки могут выполнять только частные или юридические лица, получившие соответствующую . Такие меры направлены на повышение качества обслуживания пассажиров, на обеспечение надлежащего технического состояния транспортных средств и предотвращение ДТП. Если выполняется перевозка пассажиров без лицензии, данное нарушение наказывается штрафом и даже конфискацией авто.

Любая организация – и частная, и государственная – для выполнения пассажирских перевозок должна располагать лицензией на данный вид деятельности. Что касается простых граждан, то они могут получить лицензию только на выполнение перевозок на легковом автомобиле – такси. Каждая организация-заявитель перед получением лицензии – ее выполняет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. Если не соблюдаются установленные законом требования, в выдаче лицензии могут отказать.

Если лицензия успешно получена, у юридического лица возникают новые обязательства:

  1. Прохождение регулярных проверок, подтверждающих возможность продолжать деятельность в сфере пассажирских перевозок.
  2. Выполнение всех обязательных требований по организации и выполнению перевозок, для любого транспорта (лицензии выдаются не только на автомобильные, но и на водные, железнодорожные перевозки).

Как было указано выше, проверками деятельности занимается уполномоченная Федеральная служба. Контроль перевозчиков может быть плановым и внеплановым. Первый проводится каждые два года (но не чаще), второй – при обнаружении серьезных нарушений. Как правило, внеплановые проверки проводятся оперативно – уже в течение нескольких дней после выявления нарушения. Дополнительный контроль осуществляют другие государственные структуры – Госавтоинспекция, таможня и т.д.

В зависимости от серьезности и обстоятельств обнаруженного , компания-перевозчик может понести административную ответственность в виде штрафа. Также возможен отзыв лицензии, после чего выполнение пассажирских перевозок станет для компании невозможным.

Как избежать ответственности за пассажирские перевозки без лицензии?

Чтобы ответить на этот вопрос, в первую очередь необходимо разобраться, что по закону считается пассажирскими перевозками. Существует три фактора, указывающих на необходимость получения лицензии:

  • В автобусе или микроавтобусе перевозится более 8 человек. Естественно, что транспортное средство должно быть рассчитано на такое количество пассажиров.
  • Транспортное средство используется в коммерческих целях. Если цели использования – личные или организационные (например, предприятие организует сотрудникам служебный транспорт до места работы), лицензия не требуется.
  • Перевозки выполняются по определенному маршруту (кроме случаев, когда речь идет о заказных услугах).

Для железнодорожного, водного или авиационного транспорта лицензия обязательна во всех случаях. Если уполномоченные службы обнаружили нарушение, а деятельность перевозчика не относится ни к одному из указанных выше пунктов, избежать ответственности не удастся.

Наказанию в виде могут быть подвергнуты водитель, организация, а также лица, ответственные за перевозку. Если будет обнаружено повторное нарушение, наказание не ограничится штрафом – по закону государство имеет право конфисковать транспортное средство.

Штрафы за пассажирские перевозки без лицензии

Штрафные санкции за нарушение законодательства о пассажирских перевозках достаточно высокие. Для частного или должностного лица (допустившего перевозку) – 50 тысяч рублей, для – 100 тысяч, для организации – 400 тысяч. Данные штрафы распространяются в том числе и на водителей такси.

Повторное нарушение может привести к временным ограничениям на деятельность транспортной организации, а также к конфискации предмета правонарушения – транспортного средства. Единственная возможность избежать наказания – в судебном порядке доказать, что нарушения не было, так как выполнявшиеся пассажирские перевозки по закону возможны без лицензирования.

Дополнительные штрафные санкции применяются к компаниям такси и к частным лицам, осуществляющим пассажирские перевозки на легковом авто. Штраф может быть применен в следующих случаях:

  1. В салоне нет информации о правилах работы перевозчика, о на транспортные услуги.
  2. Пассажиру не предоставляется документ (чек), подтверждающий оплату услуги.
  3. На автомобиле нет обозначения «такси».

Как и в других случаях, наказание несет не только водитель, но и транспортная компания, а также должностные лица.

Заказные перевозки пассажиров

Для выполнения заказных пассажирских перевозок необходимо соответствующее данного вида деятельности. Основанием является договор фрахтования – он оформляется либо как заказ-наряд, либо письменно в свободной форме. Суть фрахтования в том, что сам автомобиль остается во владении собственника, тогда как фрахтователь получает только вместимость транспортного средства. Эта вместимость может использоваться как для транспортировки грузов, так и для перевозки пассажиров.

В договоре указывается список лиц, которые будут перевозиться по заказу. Если такого списка нет (то есть, выполняется перевозка неопределенного круга лиц), не разрешается взимание платы с пассажиров. На транспортом средстве обязательно размещаются таблички с надписью «Заказной».

Несмотря на то, что лицензия при заказных пассажирских перевозках не нужна, в некоторых случаях могут быть применены штрафные санкции:

  • Отсутствие , заключенного в письменной форме (то есть, если он вообще не был оформлен указанным способом).
  • У водителя нет договора при себе.
  • Взимание платы с пассажиров, если это не предусмотрено договором.
  • Допуск пассажиров, которые не указывались в списке.
  • Допуск пассажиров, у которых нет необходимых для поездки документов.

Заказные перевозки – один из немногих вариантов пассажирских перевозок, не требующий оформления лицензии. Главное – строго соблюдать все установленные законом правила для такой категории услуг.

Получение лицензии на пассажирские перевозки

Чтобы получить лицензию, необходимо обратиться в Ространснадзор – это ведомство, ответственное за лицензирование транспортной деятельности. Предварительно следует и подготовить заявление, в соответствии с установленной формой. Необходимо отметить, что для частных лиц и организаций форма заявления различается. Заявка рассматривается в срок, не превышающий 45 дней.

Для получения лицензии организация должна соответствовать ряду установленных законом требований – медицинский осмотр водителей, наличие подходящих для пассажирских перевозок транспортных средств, наличие допусков ТС к дорожному движению.

Если требования по организации и выполнению пассажирских перевозок соблюдаются, лицензия будет действовать неограниченно долго. В ряде случаев может потребоваться переоформление:

  • изменился тип транспортной деятельности
  • организация сменила юридический адрес, поменяла название
  • изменилась организационная форма компании

Наличие лицензии и строгое выполнение правил пассажирских перевозок – гарантия того, что водитель, организация или ответственные лица не будут привлечены к . Учитывая высокие штрафы за перевозки без лицензии, намного дешевле будет подготовиться к лицензированию и пройти его.

Напишите свой вопрос в форму ниже

Перевозка пассажиров может приносить неплохой доход, если эта деятельность оформлена должным образом. Те же, кто возит людей нелегально, должны готовиться к наказанию и убыткам. Санкционных мер может быть применено несколько, это зависит от того, какие статьи КоАП нарушил водитель.

Читайте в этой статье

Общие требования к такси

Чтобы перевозить пассажиров, необходимо иметь разрешение на этот вид деятельности. Оно требуется для подтверждения безопасности такси для людей, возможности платить налоги. Работать таксистом на законном основании можно при соблюдении условий:

  • авто должно быть в хорошем техническом состоянии, что подтверждается ТО каждые полгода;
  • водитель обязан быть достаточно опытным, то есть его стаж – минимум 5 лет;
  • транспортное средство следует снабдить всеми атрибутами такси: шашечками, световым сигналом оранжевого или желтого цвета, счетчиком;
  • на видном месте корпуса можно указать контактный телефон;
  • в салоне нужно поместить правила перевозки пассажиров;
  • люди, пользующие такси, по первому требованию должны получать чек или квитанцию;
  • для перевозки детей младше 12 лет нужно специальное кресло.

Наказание за езду без страховки

Полис для таксистов обходится немного дороже, чем для тех, кто пользуется авто только в личных целях. Но наказание за его отсутствие налагается все равно по статье 12.37:

Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

Если действующий полис есть, но забыт дома, выплата составит 500 р.

За незаконное такси

Если водитель решился украсить машину опознавательными знаками такси, но не удосужился получить лицензию, отвечать он будет по статье 12.4 КоАП:

  • наличие незаконного светового сигнала повлечет за собой выплату 5000 р. для водителя, 20000 р. – для должностного лица, 500000 р. – для юрлица;
  • аналогичные суммы штрафов потребуют, если на авто нанесены шашечки такси.

Фонарь и наклейка при этом конфискуются. А если на незаконном такси есть сразу оба опознавательных знака, придется платить 2 штрафа. Ведь в данном случае нарушены 2-й и 3-й разделы статьи 12.4.

За отсутствие путевого листа

Путевой лист – еще один документ, который обязан предъявлять сотруднику ГИБДД таксист. Это регламентируется разделом 6 частью 2 «Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Отсутствие же документа является нарушением, санкция за которое следует по статье 12.3 КоАП:

Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе … в случаях, предусмотренных законодательством, путевого листа или товарно-транспортных документов, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

За езду без детского кресла

По правилам дети младше 12 лет должны перевозиться с соблюдением особых мер безопасности. Это автокресло или иные приспособления, которые позволяют пристегнуть ребенка. Нарушение требования вынуждает применять раздел 3 статьи 12.23 КоАП. В соответствии с ней:

  • водитель выплатит 3000 р.;
  • должностное лицо – 25000 р.;
  • юрлицо – 100000 р.

Если человек работает в организации, занимающейся перевозкой пассажиров, является наемным сотрудником, ему грозит минимальная сумма штрафа. Но те, кто получил лицензию, рассматриваются законом как юридические лица. И они за перевозку ребенка без кресла отдадут 100000 р.

В административной практике было такое, что таксистам в этих случаях инкриминировали часть 2 пункт Б статьи 238 Уголовного Кодекса. Там указана ответственность за оказание услуг, не соответствующих условиям безопасности. И водители за перевозку ребенка без автокресла получали штраф в 300000 р., а также клеймо уголовника.

О том, какой штраф за перевозку ребенка до 12 лет в такси без автокресла, смотрите в этом видео:

За парковку

Для стоянки легковых такси в городах есть специально отведенные места, обозначаемые знаком. В остальном правила парковки те же, что для обычных машин. Их нарушения караются по статьям 12.16 и 12.19 КоАП:

  • за игнорирование разметки или знака о запрете паркинга – 1500 р., а в Москве – 3000 р.;
  • за оставление авто на тротуаре – 1000 р., в столице – 3000 р.;
  • за паркинг на месте для инвалидов – 5000 р.;
  • за стоянку на автобусной, троллейбусной остановках – 1000 р., в Москве – 3000 р.;
  • если такси брошено во втором ряду проезжей части – 2000 р.;
  • за паркинг на пешеходном переходе – 1000 р., для Москвы – 3000 р.

За выделенную полосу

Работающее легально такси с шашечками, световым приспособлением, счетчиком имеет право перемещаться по выделенной для общественного транспорта полосе. Но практика показывает, что если его , водителю приходит требование в 1500 р., а в Москве 3000 р. Таковы суммы за незаконную езду по «выделенке», указанные в статье 12.17 КоАП.

Но если у таксиста есть лицензия, ему следует пытаться опротестовать наказание в суде. Иногда удается выиграть дело и не платить штраф.

Как избежать штрафа

Сотрудники ГИБДД бывают особенно пристрастными к таксистам, нарушающим ПДД. Ведь эти водители отвечают не только за свою жизнь, но и пассажиров. Поэтому избежать штрафов можно только уважением к законам, то есть:

  • регистрацией в налоговой службе;
  • покупкой лицензии;
  • приготовлением машины к перевозке пассажиров, в том числе детей;
  • соблюдением ПДД.

Как получить лицензию

Для приобретения разрешения на работу таксистом на собственном авто нужно:

  • обратиться в транспортное ведомство по месту регистрации с заявлением;
  • передать туда ксерокопии паспорта, ПТС, документа, подтверждающего право собственности на авто;
  • зарегистрироваться как ИП и предоставить бумаги об этом в транспортное ведомство;
  • подождать около месяца.

Предположим, между АО-1(Исполнитель) и АО-2 (Заказчик) заключен договор на оказание услуг по предоставлению транспортных средств. В рамках действия данного договора Исполнитель предоставил Заказчику автобус ПАЗ для перевозки людей от места их фактического проживания к месту работы (строительная площадка) и обратно. Лицензии на осуществление пассажирских перевозок у АО-1 нет.

Является ли деятельность в рамках договора оказания услуг по предоставлению транспортных средств лицензируемой?

Что должно лицензироваться?

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии).

Перечень видов деятельности, требующих получения лицензии, установлен Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ ).

В соответствии с подп. 24 п. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам , либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) .

В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280 (далее - Положение), в состав деятельности по перевозке пассажиров включаются регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении, а так же регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении .

При этом согласно разделу II Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» под регулярными перевозками пассажиров и багажа понимаются перевозки, осуществляемые по расписаниям, которые в свою очередь составляются для каждого остановочного пункта, входящего в маршрут движения транспортного средства .

Целью лицензируемой деятельности по перевозке пассажиров по публичному договору перевозки пассажиров для перевозчика является оказание пассажиру услуги по перевозке по соответствующему маршруту перевозки за плату за данную услугу на основании публичного договора перевозки пассажиров, а для пассажира - получение платной услуги по перевозке. То есть, плата по данному договору взимается с пассажира перевозчиком за оказываемую публичную услугу перевозки. Сторонами данного договора являются перевозчик и пассажир. Заключение договора удостоверяется билетом (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 мая 2012 г. № 15АП-2773/12) .

В рассматриваемой ситуации, по условиям договора заказчик (АО-2) поручает, а исполнитель (АО-1) оказывает услуги по предоставлению транспортных средств, находящихся в собственности исполнителя для работы обособленного подразделения АО-2. Заказчик обязан своевременно предоставлять заявку на предоставление транспортного средства. В свою очередь, исполнитель на основании полученной заявки обязан передать транспортное средство в технически пригодном состоянии. Кроме того, исполнитель берет на себя расходы по страхованию транспортного средства.

В чем проблема таких ситуаций

К сожалению, исходя только из таких сведений, дать однозначную правовую квалификацию отношениям сторон достаточно сложно.

В первую очередь, напрашивается вывод, согласно которому указанные отношения являются арендными (предмет договора - предоставление транспортных средств собственником во временное пользование другого лица). В то же время, фактически исполнитель по заявке заказчика предоставляет ему транспортное средство (автобус) с водителем, который обеспечивает перевозку сотрудников заказчика к месту работы и обратно. Такой договор может быть квалифицирован как договор аренды транспортного средства с экипажем (т.е. с предоставлением услуг по управлению транспортным средством) либо как договор перевозки.

Отличительной чертой договора аренды транспортного средства с экипажем является то, что транспортное средство в любом случае передается во владение и пользование арендатора на весь срок аренды (ст. 632 ГК РФ). При этом водитель, являющийся работником арендодателя, подчиняется распоряжениям арендатора, касающимся эксплуатации транспортного средства (куда ехать, с какой целью и т.д.). Если же транспортное средство во владение заказчика не передается на весь срок действия договора, используется только для доставки работников заказчика из одной точки в другую, а все остальное время находится во владении исполнителя, то, на наш взгляд, такой договор скорее отвечает признакам договора перевозки, нежели договора аренды транспортного средства с экипажем.

Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации не исключено, что отношения между сторонами будут квалифицированы как отношения, в рамках которых исполнитель оказывает заказчику услуги по перевозки граждан (сотрудников заказчика).

Однако, как мы отметили выше, не любая деятельность, в рамках которой владелец транспортного средства оказывает другому лицу (другим лицам) услуги по перевозке пассажиров, подлежит лицензированию. Для этого необходимо, чтобы перевозки осуществлялись не по заказам других лиц, а регулярно, т.е. осуществлялись по расписаниям, которые составляются для каждого остановочного пункта, входящего в маршрут движения транспортного средства . Кроме того, данная деятельность должна осуществляться со взиманием платы с пассажиров.

Между тем, в данном случае исполнитель оказывает услугу по перевозке именно по заявкам заказчика. Какое-либо заранее утвержденное расписание движения транспортных средств для каждого остановочного пункта отсутствует. Плата за оказание услуг по перевозке вносится исполнителем, а не пассажирами.

Исходя из этого, по нашему мнению, даже при квалификации отношений сторон как отношений по оказанию услуг по перевозке пассажиров, данная деятельность АО-1 в соответствии с законом лицензированию не подлежит.

Перевозка пассажиров различными видами транспортных средств должна осуществляться на основании разрешительной лицензии.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Чтобы получить лицензию компания – перевозчик должна иметь определенный набор транспортных средств, достаточное количество квалифицированных водителей и дополнительного персонала, а так же предоставить в контролирующую организацию набор документов, подтверждающих все основные факторы.

Существует ли ответственность за отсутствие лицензии, и какое наказание предусмотрено законами, читайте далее.

Что относится

Чтобы перевозка не считалась незаконной, требуется одновременное выполнение следующих условий:

  • организация – перевозчик обязана иметь лицензию за занятие предпринимательской деятельностью, связанной с пассажирскими перевозками. Выдачей разрешений занимается Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, а точнее региональные подразделения этой организации, которые имеются в каждом областном центре РФ;

Чтобы получить лицензию компания или индивидуальный предприниматель (физическое лицо не может получить разрешение ни при каких условиях) должны полностью соответствовать требованиям, предъявляемым законодательными актами РФ к организациям, осуществляющим перевозки людей.

  • перевозка, осуществляемая по предварительному заказу, должна производиться на основании письменного договора фрахтования, заключенного между организатором перевозки и пассажиром. Исключение составляют легковые такси, при заказе которых договор фрахтования может заключаться в устном виде;

Приложением к договору аренды транспортного средства являются: путевой лист с указанием маршрута движения, список пассажиров, документы об оплате и так далее.

  • если перевозка является регулярной, то в дополнение к основным документам должно быть приложено согласование маршрута, выписанное Департаментом транспорта.

При согласовании маршрута с региональными властями каждому транспортному средству предоставляется номер, а водителю маршрутная карта, которая четко определяет время отправления из начальной точки маршрута, время прибытия в промежуточные пункты, указанные как остановки, время прибытия в пункт назначения.

Водителю так же предоставляется информация об опасных местах в пути следования, о размещении пунктов питания и отдыха пассажиров, о наличии заправочных станций и лечебных учреждений.

Если хотя бы одно из вышеперечисленных условий не выполняется, то перевозка считается незаконной.

Размеры штрафов за незаконную перевозку

Статьи за незаконную перевозку пассажиров предусматривают наложение на водителей, должностных лиц и организаторов перевозки определенные виды штрафных санкций.

Автобусом

Если организация или ИП занимаются незаконными перевозками пассажиров на маршрутах автобусами, то могут быть наложены следующие штрафные санкции:

Нарушение Штраф для водителя, руб. Штраф для ответственного (должностного) лица, руб. Штраф для организации, руб.
Отсутствие лицензии 5 000 5 000 ИП – 100 000
Юрлицо в любой форме – 400 000
Повторное нарушение, заключающееся в отсутствии лицензии 50 000 + конфискация автотранспорта ИП -100 000
Юрлицо – 400 000
Использование незарегистрированного маршрута 4 000 4 000 500 000
Выявление повторного правонарушения из пункта 3 5 000 50 000 1 000 000
Отклонение от заданного маршрута 1 000 1 000 2 000

Такси

Если нарушения выявлены при выполнении заказных перевозок автотранспортом, то:

Правонарушение/Размер штрафа, руб. Для водителя Для должностного лица Для компании
Деятельность без лицензии 5 000 5 000 Юрлицо – 400 000
ИП – 100 000
Повторное нарушение пункта 1 50 000 + Конфискация транспортного средства Юрлицо – 400 000
ИП – 100 000
Заключение договора фрахтования в устной форме 5 000 50 000 200 000
Непредоставление договора на перевозку уполномоченным на проведение проверок лицам 5 000
Дополнительное взимание оплаты услуги с пассажиров (заказ должен быть оплачен предварительно организатором перевозки) 5 000 50 000 200 000
Допуск в автобус лиц, не указанных в представленном списке 5 000 50 000 200 000

Частным легковым авто

Для нелегальных таксистов, занимающихся извозом на легковом автомобиле, предусмотрены штрафы:

Описание правонарушения/Размер штрафных санкций, руб. Водитель Ответственное лицо Компания
Работа без разрешительного документа 5 000 5 000 ИП – 100 000
Организация – 400 000
Отсутствие в автомобиле информации, требуемой правилами перевозок 1 000 10 000 30 000
Невыдача пассажиру документа о приемке оплаты за проезд 1 000 10 000 30 000
Отсутствие на автотранспорте обязательных опознавательных знаков (фонарь оранжевого цвета, схема в виде шашечек) 3 000 10 000 50 000
Незаконная установка знаков, предусмотренных правилами 2 500 20 000 500 000
Управление автотранспортом с незаконно установленными схемами и фонарями 5 000

Морским транспортом

Незаконная перевозка людей морем может быть наказана:

Описание нарушения/Штраф, руб. Ответственные лица ИП Организации
Перевозка без разрешения 20 000 20 000 100 000
Нарушения условий, предусмотренных лицензией 75 000 75 000 200 000
Отсутствие договора фрахтования или его заключение в ненадлежащем виде 50 000 + штраф для капитана судна в размере 5 000 рублей 200 000 + штраф для капитана судна в размере 5 000 рублей

Каким законом регулируются наказания

Деятельность компаний – перевозчиков на территории РФ регулируется рядом законодательных актов:

  • (дата принятия – 04.05.2011, дата последнего изменения – 30.12.2015) о необходимости лицензирования деятельности. В соответствии с нормативным документом обязательному лицензированию подлежат пассажирские перевозки на всех видах транспортных средств;
  • деятельность легковых такси регулируется , принятым в апреле 2011 года. Документ вводит необходимость получения разрешений для таксистов, требования к легковому автотранспорту и водителям, осуществляющим перевозки людей;
  • правила перевозки людей автомобильными видами транспорта регулируются (Устав автотранспорта) и , описывающим правила использования регулярных и заказных автобусов;
  • деятельность компаний, осуществляющих доставку пассажиров водными судами, регламентируется Кодексом мореплавания;
  • отдельные документы так же приняты для железнодорожного и воздушного транспорта;
  • описание правонарушений и размеры штрафных санкций за совершенные деяния предусматриваются различными статьями Кодекса об административных правонарушениях. Именно этого документа должны придерживаться все контролирующие органы при определении наказания за действия, совершенные правонарушителями.

КоАП регламентирует:

  • деятельность организаций без разрешительных документов ();
  • нарушения и наказания, предусмотренные в области перевозок легковыми такси ();
  • правонарушения, которые можно совершить в области перевозок любыми видами автотранспорта, осуществляемых по предварительному заказу ().

Документ предусматривает не только возможность наложения штрафных санкций и применение дополнительных мер, направленных на обеспечение законности деятельности компаний – перевозчиков и безопасности пассажиров.

В качестве дополнительных мер могут применяться:

  • изъятие транспортного средства, ставшего предметом совершенного правонарушения. Процедура изъятия и возможность ее применения регулируются рассматриваемого документа;
  • задержание транспортного средства (). Задержание производится на небольшой промежуток времени до выяснения всех обстоятельств, сопутствующих правонарушению или до полного устранения выявленных недочетов в работе или техническом состоянии транспорта;
  • ограничение деятельности или введение временного запрета на определенный вид деятельности ().

Каждое дополнительное наказание должно сопровождаться составлением ряда документов, основным из которых является протокол.

Возможные последствия

Незаконная перевозка сопровождается нарушением отдельных законодательных актов РФ, поэтому имеет определенные последствия, как для нарушителей, которыми являются перевозчики, так и для пассажиров.

Для владельца транспорта

Для компании, являющейся владельцем транспортного средства и занимающейся незаконной деятельностью последствия, которые наступают после выявления правонарушения, могут быть:

  • в виде штрафных санкций. Однако небольшие суммы штрафа не способны возыметь на нелегалов должного действия, так как перекрываются стоимостью предоставляемых услуг;

В Правительстве постоянно принимаются меры по легализации заказных и регулярных перевозок, которые в первую очередь основываются на повышении суммы штрафных санкций. С начала 2018 года рассматривается законопроект о повышении штрафов, но до настоящего времени судьба его пока неизвестна.

  • в виде конфискации транспорта. Такая мера уже предусмотрена КоАП и используется в полной мере;
  • в виде ограничения деятельности компании не только в области пассажирских перевозок, но в других отраслях. При выявлении правонарушения проводится комплексная проверка организации, до завершения которой будут заморожены деятельность компании и все, принадлежащие ей банковские счета.

В связи с возможными негативными последствиями можно сделать вывод, что целесообразнее оформить все документы и разрешения на пассажирские перевозки до начала деятельности.

Для пассажира

Для пассажира, пользующегося услугами незаконных перевозчиков, последствия могут наступить в виде:

  • неполучения комплексной услуги, предусмотренной договором фрахтования. Как правило, при выявлении правонарушения транспортное средство задерживается, что приводит к невозможности дальнейшего передвижения людей и доставки их в оговоренный пункт назначения;
  • задержек в доставке. Данный аспект особенно важен при использовании регулярных перевозок, совершаемых по заданному маршруту;

При заключении фиктивного договора аренды транспорта компания не несет ответственности за своевременную доставку людей в пункт назначения и доказать обратное обстоятельство в суде, с целью взыскания компенсации, будет невозможно.

  • морального и материального ущерба. Нарушение правил перевозки людей может повлечь не только наличие материального ущерба, но и причинение вреда здоровью.

Официальные перевозчики обязаны производить страхование пассажиров, что влечет выплату определенной денежной суммы при наступлении страхового случая.

Нелегальные перевозчики договоров страхования не заключают, следовательно, взыскать сумму ущерба за причинение вреда здоровью или при порче имущества пассажира невозможно.

Сегодня на рассмотрение Госдумы внесен законопроект, устанавливающий административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси без разрешения .

Соответствующие изменения предлагается внести в ч. 1 и ч. 2 , предусматривающие административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности в сфере транспорта без лицензии, распространив действие этой статьи и на случаи осуществления предпринимательской деятельности в области транспорта без разрешения.

Напомним, ч. 1 упомянутой устанавливает в виде санкции за указанное правонарушение наложение административного штрафа :

  • на граждан и должностных лиц – в размере 50 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – в размере 100 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – в размере 400 тыс. руб.

Такое административное наказание, по мнению разработчиков законопроекта, будет стимулировать нелегальных перевозчиков легковым такси к получению разрешения на осуществление соответствующей деятельности и к выполнению установленных для нее требований.

Кроме того, в соответствии с пояснительной запиской к документу, сдерживающим фактором осуществления перевозки пассажиров и багажа легковым такси без специального разрешения будет являться и санкция ч. 2 , которая предусматривает, что повторное совершение указанного административного правонарушения влечет как наложение административного штрафа, так и конфискацию транспортного средства .

Нормы, регламентирующие получение разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, содержатся в Федеральном законе от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ . Согласно закона такое разрешение выдается уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ на срок не менее пяти лет и действует только на территории данного субъекта.

Стоит отметить, что в действующей редакции ч. 2.1 закреплено, что перевозка пассажиров и багажа водителем, не имеющим при себе разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере 5 тыс. руб.

Помимо этого, ч. 2 устанавливается административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если они обязательны. За такое правонарушение, согласно статье, граждан ждет штраф в размере от 2 тыс. до 2,5 тыс. руб. с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Однако, по мнению авторов законопроекта, такие санкции для физических лиц, осуществляющих перевозку пассажиров и багажа легковым такси без специального разрешения, незначительны, а используемое в качестве такси транспортное средство не признается орудием производства и не подлежит конфискации.

Необходимость внесения рассматриваемых изменений их разработчики объясняют тем, что перевозка пассажиров и багажа легковым такси на незаконном основании без специального разрешения, без проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, а также без проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств создает угрозу для жизни пассажиров.

С полным текстом законопроекта № 447293-6 и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.