Объекты культурного наследия учет изменений в кадастре. Как поставить на кадастровый учет объект недвижимости? Жилой дом, в т. ч. многоквартирный

Если муниципальное образование не приняло к учету обелиски воинам, ждите предписания от прокуратуры. Ведь по закону администрация должна вести учет памятных мест и содержать их в надлежащем состоянии.

Учет памятных мест

Прокуратура заставляет администрации принимать в казну муниципального образования братские могилы и памятники погибшим воинам, порой даже через суд. Это связано с тем, что по закону местные власти обязаны содержать такие объекты и реставрировать их (ст. 11 Закона РФ № 4292-1).

  • Важная статья:

Причем воинские захоронения, мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших, которые пришли в негодность, администрации также обязаны восстановить за счет местного бюджета (ст. 7 Закона РФ № 4292-1).

Пример 1:

Прокуратура района провела проверку исполнения органами местного самоуправления Семилукского сельского поселения законодательства об увековечении памяти погибших при защите Отечества.

Выяснилось, что в селе Семилуки расположено воинское захоронение, которое включает братскую могилу, скульптуру из гипса, обелиск с установленной на нем плитой из металла с фамилиями воинов, погибших в годы войны. Однако какая-либо техническая документация в отношении воинского захоронения отсутствует, кадастровый учет военно-мемориального объекта не проводился, право собственности в отношении данного объекта не оформлено.

Прокурор вынес представление, в котором сообщил, что администрации необходимо оформить техническую документацию в отношении воинского захоронения.

Однако чиновники не выполнили это требование. Прокурор обратился в суд, который обязал администрацию в течение 6 месяцев поставить на государственный кадастровый учет военно-мемориальный объект (решение Семилукского районного суда от 17 июня 2015 г. по делу № 2-822/2015).

Внесите объект в реестр

Учет памятных мест начинается с внесения их в реестр. Отдельные захоронения, в том числе военные, относятся к объектам культурного наследия. Поэтому требования прокуратуры поставить на учет бесхозяйные объекты культурного наследия корректны, если при этом не упомянут бюджетный учет.

Обычно объекты, которые выявила прокуратура, не учтены в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ. Поэтому, прежде чем решать вопросы бухгалтерского учета, необходимо подать в региональный орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении объекта, указанного прокуратурой, в реестр.

Вместе с заявлением подают:

  • материалы и сведения о местонахождении объекта, которые содержат адрес объекта или, при его отсутствии, описание местоположения объекта;
  • информацию об историко-культурной ценности объекта;
  • фотографии объекта;
  • другие сведения об объекте, если они есть.

Составьте паспорт захоронения

На каждое воинское захоронение устанавливают мемориальный знак и составляют паспорт (ст. 5 Закона № 4292-1). Паспорт составляет администрация совместно с военкоматом (см. образец). В паспорте указывают:

  • наименование, местонахождение, дату возникновения, категорию объекта;
  • сведения об учете объекта культурного наследия и земельных участков в границах его территории в государственном кадастре объектов недвижимости;
  • описание предмета охраны;
  • графическое отображение границ территории объекта культурного наследия и т. д.

Образец. Паспорт воинского захоронения

Зарегистрируйте бесхозяйную недвижимость

После того как составили паспорт, объект необходимо зарегистрировать как бесхозяйную недвижимость. Правила учета бесхозяйных вещей и приобретения их в собственность закреплены в гражданском законодательстве. Органы местного самоуправления могут сами принимать нормативные правовые акты, которые будут действовать наряду с федеральным законодательством. Акты муниципалитетов регулируют порядок организации работы администраций с бесхозяйным имуществом на территории муниципального образования.

Чтобы зарегистрировать бесхозяйное захоронение, орган местного самоуправления подает соответствующее заявление в Росреестр. Если в течение года со дня постановки бесхозяйного имущества на учет никто не заявит о своих правах на него, орган управления муниципальным имуществом может обратиться в суд. На основании решения суда Росреестр зарегистрирует право муниципальной собственности на бесхозяйное имущество и отразит это в ЕГРН. Запись о снятии объекта с учета вносится в ЕГРН одновременно с записью о государственной регистрации права собственности.

Учет памятных мест на балансе

Учитывают бесхозяйное имущество на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» до признания права муниципальной собственности на него. А после объект отражают на счете 0 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны». Рассмотрим учет на примере.

Пример 2:

Суд удовлетворил иск районного прокурора к городской администрации и департаменту муниципального имущества о принятии мер к постановке на учет объекта культурного наследия – воинского захоронения.

На объект установили новый обелиск, изготовили паспорт и поставили объект на учет по оценочной стоимости – 1 млн руб.

ДЕБЕТ 01
– 1 млн руб. – принят к забалансовому учету бесхозяйный объект до момента признания судом права муниципальной собственности на этот объект.

По истечении года суд вынес решение об обращении объекта в собственность органа местного самоуправления. Бухгалтер департамента муниципального имущества отразил в учете:

КРЕДИТ 01
– 1 млн руб. – списан объект с забалансового учета;

ДЕБЕТ 1 108 51 310
КРЕДИТ 1 401 10 180

– 1 млн руб. – принят объект в состав казны по уточненной оценке.

Здание находилось в составе имущества казны в течение шести месяцев. Затем орган местного самоуправления передал этот объект в оперативное управление департаменту культуры:

ДЕБЕТ 1 401 20 241
КРЕДИТ 1 108 51 410

– передано воинское захоронение с обелиском на баланс департамента культуры муниципального образования.

По материалам журнала

1. Региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона (далее - объект, обладающий признаками объекта культурного наследия).

Порядок проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, устанавливается федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Организация проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, может осуществляться также иными заинтересованными физическими или юридическими лицами.

Работы по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, за исключением объектов археологического наследия, могут осуществляться физическими или юридическими лицами самостоятельно в соответствии с государственными программами, а также по заказам физических или юридических лиц за счет средств заказчика. Работы по выявлению объектов археологического наследия осуществляются в соответствии со статьей 45.1

2. Федеральный орган охраны объектов культурного наследия, муниципальный орган охраны объектов культурного наследия, физическое или юридическое лицо (далее - заявитель) вправе направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в реестр с приложением сведений о местонахождении объекта (адреса объекта или при его отсутствии описания местоположения объекта) и его историко-культурной ценности.

В случае обнаружения места захоронения жертв массовых репрессий орган местного самоуправления направляет в региональный орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в реестр с приложением сведений о местонахождении объекта (адреса объекта или при его отсутствии описания местоположения объекта) и его историко-культурной ценности.

3. Региональный орган охраны объектов культурного наследия, в который направлено заявление о включении в реестр объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, организует в срок не более девяноста рабочих дней со дня регистрации в региональном органе охраны объектов культурного наследия указанного заявления работу по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе с привлечением специалистов в области охраны объектов культурного наследия.

Порядок организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

4. По истечении срока, установленного пунктом 3 настоящей статьи, региональный орган охраны объектов культурного наследия принимает решение о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень и в срок не более трех рабочих дней со дня принятия решения информирует о принятом решении заявителя с приложением копии такого решения.

5. Объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого в региональный орган охраны объектов культурного наследия поступило заявление о его включении в реестр, является выявленным объектом культурного наследия со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия.

Выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр.

6. Заявитель вправе обжаловать в судебном порядке отказ регионального органа охраны объектов культурного наследия во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо бездействие указанного органа охраны объектов культурного наследия, выразившееся в непринятии в установленные сроки решения в отношении указанного объекта.

7. Орган регистрации прав по межведомственному запросу регионального органа охраны объектов культурного наследия обязан предоставить на безвозмездной основе информацию о собственнике и (или) об ином законном владельце объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, иную информацию об указанных объектах, о земельном участке, в границах которого располагается выявленный объект археологического наследия, в объеме сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

8. Региональный орган охраны объектов культурного наследия не позднее трех рабочих дней со дня получения информации от органа регистрации прав уведомляет собственника и (или) иного законного владельца объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, о включении указанного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия с приложением копии решения о включении объекта в указанный перечень, а также о необходимости выполнять требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия, определенные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае угрозы ухудшения состояния выявленного объекта культурного наследия региональным органом охраны объектов культурного наследия могут быть установлены требования к содержанию и использованию указанного объекта в соответствии с пунктом 4 статьи 47.3 настоящего Федерального закона. Данные требования, а также иные меры по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия указываются в предписании, направляемом региональным органом охраны объектов культурного наследия собственнику или иному законному владельцу выявленного объекта культурного наследия.

В случае несогласия собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия с требованиями, установленными предписанием регионального органа охраны объектов культурного наследия, собственник или иной законный владелец выявленного объекта культурного наследия может обжаловать указанные требования в суд.

9. Собственник или иной законный владелец выявленного объекта культурного наследия обязан выполнять определенные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия.

10. Снос выявленного объекта культурного наследия запрещен.

11. Региональный орган охраны объектов культурного наследия не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия направляет копию решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия в орган регистрации прав.

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Обязанность собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия по выполнению указанных в пунктах 8 и настоящей статьи требований к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия возникает с момента получения данным лицом предусмотренного пунктом 8 настоящей статьи уведомления.

13. Порядок формирования и ведения перечня выявленных объектов культурного наследия, состав сведений, включаемых в указанный перечень, устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

14. Формирование и ведение перечня выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляются региональным органом охраны объектов культурного наследия.

15. Региональный орган охраны объектов культурного наследия исключает выявленный объект культурного наследия из перечня выявленных объектов культурного наследия на основании решения о включении такого объекта в реестр или об отказе во включении такого объекта в реестр, принятого в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

16. Объекты археологического наследия считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения лицом, получившим разрешение (открытый лист) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия.

Выявленные объекты археологического наследия включаются в перечень выявленных объектов культурного наследия решением регионального органа охраны объектов культурного наследия в течение трех рабочих дней со дня поступления сведений об объекте археологического наследия в порядке, установленном пунктом 11 статьи 45.1 настоящего Федерального закона.

Уведомление о выявленном объекте археологического наследия направляется соответствующим органом охраны объектов культурного наследия собственнику земельного участка и (или) пользователю земельным участком, на котором или в котором обнаружен объект археологического наследия, в орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого обнаружен данный объект археологического наследия, орган регистрации прав в течение тридцати дней со дня поступления в указанный орган охраны объектов культурного наследия информации, предусмотренной пунктом 11 статьи 45.1 статьей 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию объекта археологического наследия, в том числе соблюдать предусмотренный пунктом 5 статьи 5.1 настоящего Федерального закона особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается выявленный объект археологического наследия.

За последнюю пару лет система кадастровой деятельности в РФ претерпела ряд изменений. Внести данные о квартире или земельном участке в Единый реестр стало проще, удобнее и быстрее.

Что это значит?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Кадастровый учет (КУ) - это внесение информации об объекте недвижимости (ОН) в Единый государственный реестр.

Необходимость процедуры постановки обусловлена тем, что:

  • без нее невозможно последующее оформление прав гражданина на недвижимость;
  • с помощью Единого реестра государство контролирует объекты и землю на территории страны, планирует градостроительные и землеустроительные работы;
  • данные нужны для определения размера налогов.

Нормативная база

Нормативную основу ведения учета в России составляют ФЗ № 221 от 24.07.2007 г. и ФЗ № 218 от 03.07.2015 г.

Последний принес изменения в КУ.

Так, постановка на кадастровый учет объекта недвижимости теперь связана с госрегистрацией прав собственности на этот ОН. Вместо ГКН данные об объекте фиксируются в Едином госреестре недвижимости, а вместо кадастрового паспорта выдаются выписки из ЕГРН.

Определения и особенности отдельных объектов недвижимости, подлежащих КУ, содержат Гражданский, Земельный и Градостроительный кодексы РФ.

Какое имущество подлежит постановке?

Открытый список ОН, которые нужно ставить на КУ, содержит п. 7 ст. 1 ФЗ № 218.

По общему правилу, учитывается недвижимость, неразрывно связанная с землей: ее невозможно перенести без потери или изменения функционального назначения.

Так, для строений основной признак подлежащего КУ объекта - наличие фундамента. Если сарай нужно учитывать, то теплицу, торговую палатку, дачный туалет - нет.

Земельный участок (в т. ч. дачный, лесной, в водоохранной зоне)

Участок выделяется из государственных или муниципальных земель и ставится на кадастровый учет на основании межевого плана и правоустанавливающих документов (договора купли, ренты, дарения).

Если ЗУ граничит с соседними участками, уже учтенными, необходимо оформить акт согласия на проведение границ. Участок выделяется из другого ЗУ и ставится на КУ, если есть обременение: залог, рента и т. д. Его площадь должна быть не меньше, чем предусмотрено в ЗК РФ и градостроительных актах.

Земля в особых зонах (водоохранных, природоохранных и т. д.) ставится на КУ органами власти и вносится в ЕГРН как муниципальная/государственная.

Жилой дом, в т. ч. многоквартирный

Жилой дом ставится на КУ на основании технического плана.

В новостройке можно учесть здание в целом одновременно с отдельными помещениями (квартирами) в ней. С другими «групповыми» ОН, например гаражным блоком, это сделать не получится.

Жилой дом, находящийся в долевой собственности, ставится на КУ только при волеизъявлении всех владельцев недвижимости.

Квартиры, комнаты и жилые помещения

Ставятся на учет, если помещение или его часть обладает двумя признаками: изолированностью и обособленностью. Необходим технический план.

Дачные (садовые) домики и строения (летние кухни, бани, сараи)

Дачный дом ставится на учет после подготовки технического плана и декларации об ОН как «индивидуальный жилой дом».

Иные садовые строения учитываются, если они относятся к объектам капитального строительства - например, если баня имеет фундамент.

Летние кухни, гаражи-ракушки обычно не считаются ОКС. Для КУ кадастровый инженер должен подготовить акт осмотра.

Нежилые помещения, здания и их части

Ставятся на учет как нежилые здания.

В случае хозяйственных вспомогательных построек, на которые не нужно разрешение, КУ будет проходить на основе технического плана или акта осмотра, сформированного по декларации об ОН.

Вспомогательные сооружения (сарай, хозблок, хозпостройки, скважины, водонапорная башня, водопроводная сеть)

Ставятся на КУ, если относятся к объектам капитального строительства.

Это может определить кадастровый инженер, он и готовит акт осмотра/техплан для Росреестра.

Скважина учитывается, если ее глубина составляет более 50–100 м, то есть доходит до низколежащих слоев воды.

Гаражи, гаражные боксы, кооперативы и машиноместа

Гараж в блоке учитывается как помещение, стоящий по отдельности - как строение. Необходим технический план, а на землю под ним - межевой и правоустанавливающие документы.

Машиноместа подлежат КУ с 2020 г. Они неразрывно связаны со зданием, в котором выделяются.

Застройщик ставит на КУ весь участок под стоянку в целом. Затем каждый жилец на основании договора купли учитывает и регистрирует права на свое машиноместо по отдельности.

Иное имущество

С 2020 г. в ГК появились положения о новых ОН, которые необходимо ставить на учет.

Единый недвижимый комплекс включает здания, сооружения, линейные объекты, стоящие на одном земельном участке, прочно связанные друг с другом технологически или физически (ст. 133.1 ГК РФ).

Имущественный комплекс - предприятие вместе со всем, что используется в коммерческой деятельности: землей, зданиями, сооружениями, инвентарем, правами и обязанностями и т. д. (ст. 132 ГК РФ).

Что еще нужно ставить на КУ:

  • Газопровод. Учитывается как ОН (линейный) только после введения в эксплуатацию в качестве единого неделимого объекта, даже если он проходит по территории разных муниципальных образований (судебная практика по последнему утверждению спорна). Для КУ необходим также межевой план и правоустанавливающие документы на землю под ним.
  • Мост. Относится к линейным объектам. Ставится на КУ на основании техплана после ввода в эксплуатацию (нужен акт об этом).
  • Муниципальная автомобильная дорога. Ставится на КУ согласно техплану. Необходим акт и разрешение на ввод в эксплуатацию, иначе Росреестр не будет рассматривать ее как ОН.
  • Придомовая территория. Постановка на КУ земли под домом, в том числе придомовой территории, - это обязанность застройщика. Выделение доли и ее учет одним из жильцов недопустимо.
  • Трансформаторные подстанции. Ставятся на КУ как сооружение (если ТП - это металлическая будка) или как здание (если стены ТП кирпичные). Нужен техплан, разрешение на ввод в эксплуатацию, межевой план земли и правоустанавливающие документы на нее.
  • Гражданское кладбище. Ставится на ЗУ как земельный участок или как сооружение (комплекс из других объектов - дорог, будок, площадок, ЛЭП). Уточнять необходимо в Росреестре. В первом случае нужен межевой, во втором - технический план.
  • Объект незавершенного строительства. Можно поставить на КУ, если степень достроенности позволяет с уверенностью сказать, что это самостоятельный ОН, отделенный от других зданий или помещений (обзор судебной практики ВС от 30.11.2016 г.).
  • Разрушенные здания и сооружения необходимо поставить на учет на основании техплана, если планируются ремонтные работы и дальнейшая эксплуатация объекта.
  • Памятники. Ставятся на учет, только если они занесены в Единый госреестр объектов культурного наследия.
  • Заборы и ограждения. Могут быть классифицированы как ОН («вспомогательное сооружение»), только если они имеют признаки объекта недвижимости, например прочную связь с землей. В большинстве случаев заборы и мощения расцениваются как элементы благоустройства и не учитываются в ЕРГН.

Основания

Основаниями для постановки на КУ объекта без параллельной регистрации прав на него считаются:

  • изменение характеристик недвижимости;
  • ликвидация объекта, если он не был учтен;
  • образование новых ОН после проведения комплексных кадастровых работ;
  • объект - многоквартирный дом, машиноместа в нем, квартиры;
  • образование земельного участка из государственной, муниципальной собственности или путем изъятия ЗУ у владельца.

В остальных случаях недвижимость учитывается одновременно с регистрацией прав собственности.

Где узнать, оформлена ли недвижимость?

Перед началом процедуры кадастрового учета следует убедиться, что сведений о нем еще нет в ЕГРН.

Существует несколько способов узнать, поставлен ли дом, участок или квартира на КУ:

  • Лично путем запроса в Росреестр или МФЦ. Для этого нужен паспорт заявителя, адрес недвижимости. Ответ придет через несколько дней.
  • С помощью кадастрового инженера или частных посредников. В этом случае процедура проверки займет не более суток.
  • Самостоятельно на публичных кадастровых картах. Минус этого способа - редкое обновление карт, неполнота информации.

Постановка на кадастровый учет объекта недвижимости в 2020 году

Порядок, сроки, основания постановки ОН на кадастровый учет рассмотрены в гл. 3 ФЗ № 218.

С 2020 г. обязанность вести КУ возложена на Федеральную службу госрегистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Кто может это сделать?

Обратиться в Росреестр с ходатайством о первоначальной постановке недвижимости на учет могут:

  • владелец ОН или земельного участка, на котором стоит объект;
  • лицо, которому выделен ЗУ для строительства по гражданскому договору;
  • орган федеральной или региональной власти, Госкорпорация «Росатом»;
  • кадастровый инженер (часто, помимо договора, требуется доверенность на него);
  • юридическое или частное лицо, в пользу которого установлено обременение объекта.

Куда обращаться?

Собранные документы нужно подать:

  • лично или заказным письмом в отделение Росреестра или МФЦ (список уполномоченных центров указан на сайте службы). С 2020 г. отменяется территориальная привязка к месторасположению объекта;
  • через сайты госуслуг или Росреестра.

Правила, порядок и пошаговая инструкция

Собрав документы, необходимо обратиться в территориальный отдел Росреестра или МФЦ в приемные дни.

Приняв заявление, сотрудник должен выдать гражданину расписку и указать срок и дату постановки. При подаче онлайн-заявки эта информация поступает на e-mail.

Процедуру постановки можно отслеживать с помощью электронного сервиса на сайте Росреестра.

Для этого необходим регистрационный номер запроса. Он придет заявителю на e-mail после проверки возможности учета ОН.

Документы

Постановка объекта на кадастровый учет происходит на основании заявления гражданина и пакета сопутствующих документов.

Для каждого ОН существуют свои нюансы при сборе необходимых бумаг.

Общими для всех случаев являются следующие:

  • заявление, заполненное без помарок и исправлений согласно прилагающимся документам;
  • паспорт гражданина или его представителя с доверенностью;
  • оригинал правоподтверждающего документа (договор купли, ренты, дарения, справка о вступлении в наследство);
  • технический или межевой план, план-карта, или акт обследования ОН (электронным документом, заверенным цифровой подписью кадастрового инженера);
  • справка о категории и целевом назначении земель.

Бланк заявления о постановке объекта недвижимости на КУ можно скачать здесь:

Образец заполнения данного документа:

Технический, межевой планы и акты готовятся кадастровым инженером - представителем юрлица или ИП, имеющим лицензию и допуск СРО.

Перечень специалистов, обладающих нужной квалификацией, опубликован на сайте Росреестра.

Сроки

По регламенту, срок постановки на учет должен занимать не более 5 дней (20, если параллельно проводится госрегистрация).

При подаче документов через МФЦ или письмом время увеличивается на 2 суток.

Сколько стоит процедура?

Потратиться придется на услуги кадастрового инженера.

Сколько стоит в среднем подготовка плана в Москве в зависимости от сложности случая и типа недвижимости:

  • для квартиры начинается от 7–10 тыс. руб.;
  • для отдельного строения или жилого дома - от 25 тыс. руб.;
  • для промышленного здания - от 50 тыс. руб.

Госпошлина и налоги

Госпошлина за постановку объекта недвижимости на учет не взимается. Если КУ проходит параллельно с регистрацией прав собственности, граждане облагаются сбором согласно ст. 333.33 НК РФ.

Получение документов

По итогам процедуры заявитель получает выписку из ЕГРН. В ней содержатся:

  • полное описание (площадь, назначение, категория, точный адрес и иные характеристики);
  • собственник(и);
  • действующие обременения и ограничения прав;
  • кадастровая стоимость и т. д.

Что дальше?

Выписка из ЕГРН - основа для оформления прав собственности на недвижимость, если эта процедура не была проведена вместе с постановкой на учет.

Свидетельство выдает также Росреестр. Уведомлять ФНС не нужно: это сделает регистратор по межведомственным каналам.

Возможные причины отказа и приостановления

Росреестр приостанавливает постановку на учет, если:

  • заявитель подал неполный комплект документов или в бумагах содержатся ошибки, помарки, исправления;
  • участок не подлежит КУ (находится в заповедниках, на землях специального и стратегического назначения);
  • право заявителя на постановку на учет спорно;
  • гражданин не предоставил экспертам Росреестра доступ к объекту недвижимости;
  • неправильно проведено межевание и др. (всего 51 основание, см. ст. 26 ФЗ № 218).

На устранение ошибок отводится ограниченное время (до 3 месяцев). Если гражданин не успевает это сделать, ему отказывают в постановке.

Как решить вопрос через суд?

Незаконный отказ можно оспорить в апелляционной комиссии Росреестра или через суд. При этом первое должно обязательно предшествовать второму.

На подачу жалобы в комиссию у заявителя есть 30 дней.

Срок подачи иска - 3 месяца с решения апелляционной комиссии. К иску необходимо приложить документы, которые собирались в процессе постановки на КУ, а также мотивированное письмо об отказе.

Как составить и куда направить иск?

Описательная, мотивировочная и просительная части иска составляются по плану:

  • с чем обращался гражданин в кадастровую палату (фактические обстоятельства дела);
  • когда и почему был получен отказ (мотивировка Росреестра);
  • почему решение госрегистратора незаконно;
  • просьба отменить решение Росреестра, поставить на КУ.

К иску необходимо приложить документы, которые собирались в процессе постановки на КУ, а также мотивированное письмо об отказе.

Обратиться в суд может как сам гражданин, так и кадастровый инженер от его имени. При этом если последний действует как ИП или представитель юрлица, иск нужно подать в арбитражный суд, если как частник - в суд общей юрисдикции.

Отделение выбирается по месту прописки заявителя, нахождения ОН или органа Росреестра, который отказал в учете.

Часто задаваемые вопросы

Можно ли поставить на учет землю без межевания?

В 2020 г. такая практика существовала: в ГКН отмечалось, что ЗУ не имеет четких границ.

В 2020 г. для постановки земли на учет обязателен межевой план, содержащий информацию о площади, границах, опорных точках участка. То есть без межевания не обойтись.

С 2020 г. земельный участок, на котором не проводилось межевание, нельзя будет продать, поменять, передать в наследство, даже если у хозяина на руках уже есть оформленные ранее правоустанавливающие документы.

Как оформить самовольную постройку?

размер шрифта

ПРИКАЗ Росохранкультуры от 21-06-2010 100 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ПАСПОРТА ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО... Актуально в 2018 году

XI. Сведения об учете объекта культурного наследия и (или) земельных участков в границах его территории в государственном кадастре объектов недвижимости

1.1. В случае если в государственный кадастр недвижимости внесены сведения об объекте культурного наследия, являющемся индивидуально-определенным зданием, строением, помещением, указывается:

"Сведения об объекте культурного наследия внесены в государственный кадастр недвижимости.".

После этой фразы указывается кадастровый номер объекта недвижимости (здания, сооружения, помещения) или государственный учетный номер, присвоенный такому объекту недвижимости органом (организацией) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации (далее - инвентарный номер):

"Зданию (сооружению, помещению) присвоен кадастровый номер (инвентарный номер) 00:00:00:00".

1.2. В случае если в государственный кадастр недвижимости внесены сведения об объекте культурного наследия, являющемся индивидуально-определенным земельным участком или состоящем из нескольких таких земельных участков, указывается:

"Сведения об объекте культурного наследия, являющемся земельным участком, внесены в государственный кадастр недвижимости. Земельному участку присвоен кадастровый номер 00:00:00:00." или "Сведения об объекте культурного наследия, состоящем из двух (трех, четырех и т.д.) земельных участков (смежных земельных участков), внесены в государственный кадастр недвижимости. Земельным участкам (смежным земельным участкам) присвоены кадастровые номера 00:00:00:00, 00:00:00:00 (и т.д.).".

1.3. В случае если в государственный кадастр недвижимости внесены сведения об объекте культурного наследия, являющемся учтенной частью объекта недвижимости, указывается:

"В государственный кадастр недвижимости внесены сведения об объекте культурного наследия, являющемся частью здания (сооружения, помещения, земельного участка) кадастровый номер 00:00:00:00, которой присвоен учетный номер 00.".

1.4. В случае если в состав объекта культурного наследия входят несколько индивидуально-определяемых зданий, сооружений, помещений, земельных участков, сведения о всех или некоторых из которых внесены в государственный кадастр недвижимости, указывается:

"По имеющимся данным на 10 октября 2010 г. (указывается дата регистрации кадастрового плана территории, дата кадастровой справки, дата оформления паспорта или иная соответствующая дата) в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о следующих объектах недвижимости, входящих в состав объекта культурного наследия: ".

После этой фразы со следующей строки перечисляются через точку с запятой индивидуальные наименования учтенных объектов недвижимости с указанием их вида и кадастровых номеров (инвентарных номеров). В случае если учтенный объект недвижимости имеет индивидуальное наименование по данным Реестра, отличающееся от его индивидуального или обобщенного наименования в соответствии со сведениями, внесенными в государственный кадастр недвижимости, последнее наименование указывается сразу после наименования по данным Реестра в скобках. Пример записи:

"Флигель, начало XIX в. (дом), здание кадастровый номер 00:00:00:00; гостиная (комната), помещение инвентарный номер 00:00:00:00; плотина, сооружение кадастровый номер 00:00:00:00; старая аллея (лесной участок), земельный участок кадастровый номер 00:00:00:00"; городище, земельный участок кадастровый номер 00:00:00:00" и т.п.

1.5. В случае если объект культурного наследия в государственном кадастре недвижимости не учтен, указывается:

"По имеющимся данным на 10 октября 2010 г. (указывается дата регистрации кадастрового плана территории, дата кадастровой справки, дата оформления паспорта или иная соответствующая дата) сведения об объекте культурного наследия в государственный кадастр недвижимости не внесены.".

1.6. В случае отсутствия у регионального органа охраны объектов культурного наследия сведений об учете объекта культурного наследия в государственном кадастре недвижимости указывается, что региональный орган охраны объектов культурного наследия "на дату оформления паспорта не располагает сведениями о государственном кадастровом учете данного объекта культурного наследия.".

2. Сведения о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков в границах (границе) территории объекта культурного наследия указываются после сведений об учете объекта культурного наследия с новой строки следующим образом <*>.

<*> В случаях, предусмотренных подпунктом 1.2, сведения о земельном участке или земельных участках в границах (границе) территории объекта культурного наследия повторно не указываются. Заполнение раздела XI ограничивается только записью, указанной в подпункте 1.2.

2.1. В случае если границы (граница) территории объекта культурного наследия совпадают с местоположением границы земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, указывается:

"Сведения о земельном участке в границах (границе) территории объекта культурного наследия внесены в государственный кадастр недвижимости.".

После этой фразы указывается кадастровый номер соответствующего земельного участка:

"Земельному участку присвоен кадастровый номер 00:00:00:00.".

2.2. В случае если границы (граница) территории объекта культурного наследия совпадают с местоположением внешних границ смежных земельных участков или границ нескольких земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, указывается:

"Сведения о земельных участках в границах (границе) территории объекта культурного наследия внесены в государственный кадастр недвижимости. Земельным участкам (смежным земельным участкам) присвоены кадастровые номера 00:00:00:00, 00:00:00:00 (и т.д.).".

2.3. В случае если в границах (границе) территории объекта культурного наследия расположен один земельный участок или часть земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, указывается:

"В государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке кадастровый номер 00:00:00:00, расположенном в границах (границе) территории данного объекта культурного наследия." или "В государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке кадастровый номер 00:00:00:00, часть которого расположена в границах (границе) территории данного объекта культурного наследия.".

В случае если в границах (границе) территории объекта культурного наследия расположена только учтенная в государственном кадастре недвижимости часть земельного участка, указывается:

"В государственный кадастр недвижимости внесены сведения о расположенной в границах (границе) территории данного объекта культурного наследия части земельного участка кадастровый номер 00:00:00:00, которой присвоен учетный номер 00.".

2.4. В случае если в границах (границе) территории объекта культурного наследия расположены несколько земельных участков <*>, сведения о всех или некоторых из которых внесены в государственный кадастр недвижимости, указывается:

<*> В том числе указываются те земельные участки, которые расположены в границах (границе) объекта культурного наследия частично.

"По имеющимся данным на 10 октября 2010 г. (указывается дата регистрации кадастрового плана территории, дата кадастровой справки, дата оформления паспорта или иная соответствующая дата) в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о расположенных в границах (границе) территории объекта культурного наследия земельных участках, которым присвоены кадастровые номера 00:00:00:00, 00:00:00:00" (и т.д.).

2.5. В случае если земельные участки (земельный участок) в границах (границе) территории объекта культурного наследия в государственном кадастре недвижимости не учтены, указывается:

"По имеющимся данным на 10 октября 2010 г. (указывается дата регистрации кадастрового плана территории, дата кадастровой справки, дата оформления паспорта или иная соответствующая дата) сведения о земельных участках (земельном участке) в границах (границе) территории объекта культурного наследия в государственный кадастр недвижимости не внесены.".

2.6. В случае отсутствия у регионального органа охраны объектов культурного наследия сведений об учете земельных участков (земельного участка) в границах (границе) территории объекта культурного наследия в государственном кадастре недвижимости, указывается, что региональный орган охраны объектов культурного наследия "на дату оформления паспорта не располагает сведениями о государственном кадастровом учете земельных участков (земельного участка) в границах (границе) территории данного объекта культурного наследия.".