Образ родины в изобразительном искусстве. Цели и задачи данной работы. Нести свой крест – быть верным долгу

Тема Родины традиционна для русской литературы, каждый художник обращается к ней в своем творчестве. Но, конечно, интерпретация этой темы всякий раз различна. Она обусловлена и личностью автора, его поэтикой, и эпохой, которая всегда налагает свою печать на творчество художника.

Особенно остро звучит в переломные, критические для страны времена. Драматическая история Древней Руси вызвала к жизни такие исполненные патриотизма произведения, как «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели русской земли», « о разорении Рязани Батыем», «Задонщина» и многие другие. Разделенные веками, все они посвящены трагическим событиям древнерусской истории, полны скорби и вместе с тем гордости за свою землю, за мужественных ее защитников. Поэтика этих произведений своеобычна. В значительной степени она определяется влиянием фольклора, во многом еще языческим мироощущением автора. Отсюда обилие поэтических образов природы, тесная связь с которой чувствуется, например, в «Слове о полку Игореве», яркие метафоры, эпитеты, гиперболы, параллелизмы. Как средства художественной выразительности все это будет осмысливаться в литературе позже, а пока можно сказать, что для неизвестного автора великого памятника - это естественный способ повествования, не осознаваемый им как литературный прием.

То же можно заметить и в «Повести о разорении Рязани Батыем», написанной уже в тринадцатом веке, в которой очень сильно влияние народных песен, былин, сказаний. Восхищаясь храбростью ратников, защищающих землю русскую от «поганых», автор пишет: «Это люди крылатые, не знают они смерти... на конях разъезжая, бьются - один с тысячью, а два - с десятью тысячами».

Просвещенный восемнадцатый век рождает новую литературу. Идея укрепления русской государственности, державности довлеет и над поэтами. Тема Родины в творчестве В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова звучит величественно, гордо.

«Зря на Россию чрез страны дальны», Тредиаковский славит ее высокое благородство, веру благочестивую, изобилие и силу. Его Отечество для него - «сокровище всех добр». Эти «Стихи, похвальные России» изобилуют славянизмами:

Твои все люди суть православны

И храбростью повсюду славны;

Чада достойны таковой мати,

Везде готовы за тебя стати.

И вдруг: «Виват Россия! виват другая!» Этот латинизм - веяние новой, Петровской эпохи.

В одах Ломоносова тема Родины приобретает дополнительный ракурс. Славя Россию, «сияющую в свете», поэт рисует образ страны в ее реальных географических очертаниях:

Воззри на горы превысоки.

Воззри в поля свои широки,

Где Волга, Днепр, где Обь течет...

Россия у Ломоносова - «пространная держава», покрытая «всегдашними снегами» и глубокими лесами, вдохновляет поэтов, рождает «собственных и быстрых разумом Невтонов».

А. С. Пушкину, в целом в своем творчестве отошедшему от классицизма, в этой теме близок такой же державный взгляд на Россию. В «Воспоминаниях в Царском Селе» рождается образ могучей страны, которая «венчалась славою» «под скипетром великия жены». Идейная близость к Ломоносову подкрепляется здесь и на языковом уровне. Поэт органично использует славянизмы, придающие стихотворению возвышенный характер:

Утешься, мать градов Россия,

Воззри на гибель пришлеца.

Отяготела днесь на их надменны высь.

Десница мстящая творца.

Но вместе с тем Пушкин привносит в тему Родины и лирическое начало, не свойственное классицизму. В его поэзии Родина это еще и «уголок земли» - Михайловское, и владенья дедовские - Петровское и дубравы Царского Села.

Лирическое начало явственно ощущается и в стихах о Родине М. Ю. Лермонтова. Природа русской деревни, «погружая мысль в какой-то смутный сон», развеивает душевные тревоги лирического героя.

Тогда смиряется души моей тревога Тогда расходятся морщины на челе, И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога!..

Любовь Лермонтова к Родине иррациональна, это «странная любовь», как признается сам поэт («Родина»). Ее нельзя объяснить рассудком.

Но я люблю - за что не знаю сам?

Ее степей холодное молчанье.

Ее лесов безбрежных колыханье.

Разливы рек ее подобные морям...

Позже о похожем своем чувстве к Отчизне почт» афористично скажет Ф. И. Тютчев:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить...

Но есть в лермонтовском отношении к Родине и другие краски: любовь к ее безбрежным лесам и спаленным жнивам сочетается в нем с ненавистью к стране рабов, стране господ («Прощай, немытая Россия»).

Этот мотив любви-ненависти получит развитие в творчестве Н. А. Некрасова:

Кто живет без печали и гнева

Тот не любит отчизны своей.

Но, конечно, этим утверждением не исчерпывается чувство поэта к России. Оно гораздо многограннее: в нем и любовь к ее неоглядным далям, к ее простору, который он называет врачующим.

Все рожь кругом, как степь живая.

Ни замков, ни морей, ни гор...

Спасибо, сторона родная,

За твой врачующий простор!

В чувстве Некрасова к Родине заключены боль от сознания ее убожества и в то же время глубокая надежда и вера в ее будущее. Так, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» есть строки:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная, Матушка-Русь!

А есть и такие:

В минуту унынья, о родина-мать!

Я мыслью вперед улетаю.

Еще суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю.

Сходное чувство любви, граничащее с ненавистью, обнаруживает и А. А. Блок в стихах, посвященных России:

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?

Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!

Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться...

Вольному сердцу на что твоя тьма

В другом стихотворении он восклицает: «О моя, жена моя!» Такая противоречивость характерна не только для Блока. В ней отчетливо выразилась раздвоенность сознания русского интеллигента, мыслителя и поэта начала двадцатого века.

В творчестве таких поэтов, как Есенин, звучат знакомые мотивы поэзии девятнадцатого века, осмысленные, конечно, в другом историческом контексте и другой поэтике. Но так же искренно и глубоко их чувство к Родине, страдающей и гордой, несчастной и великой.

Актуальность: В настоящее время школа переживает очень сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются учебные планы, новые подходы к отражению содержания учебных дисциплин. В центр внимания работников образования поставлена результативность обучения, которая связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий.

Особые надежды возлагаются на гуманитарную сферу образования, на обращение к национально-культурным традициям и их возрождение в контексте общечеловеческой культуры.

Литература – один из предметов гуманитарного цикла, единственный школьный предмет, который изучается до 11 класса. Чем богаче и разнообразнее мир, окружающий ребёнка, тем богаче и разнообразнее его личность.

Цель уроков литературы – воспитать внимательного читателя, пробудить любовь к художественному слову. Она помогает ученику почувствовать единство мира и человека. Задача словесника – выявить общечеловеческие ценности, способствовать воссоединению целостного мировосприятия.
Решению этих задач во многом поможет интеграция учебных предметов.

Новизна: Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся. Дети воспринимают различные виды искусства обособленно. Вместе с тем, такие виды искусства, как живопись, музыка и литература, тесно взаимосвязаны позволяет каждому ученику воспринимать мир в его единстве. Межпредметные связи формируют потребность в расширении круга чтения, прививают интерес к другим видам искусства. Каждый вид искусства отражает реальность по-своему. Всю полноту многокрасочности мира может передать только живопись. Музыка выражает человеческие чувства. Описать конкретные события способна литература. Ни одно из искусств, взятое изолированно от других видов, не может дать исчерпывающую информацию о мире. Интеграция помогает глубже развивать эстетические особенности детей.

Цели и задачи данной работы:

  • Рассмотреть, что такое нетрадиционные формы уроков литературы, их функции, разновидность, особенности

  • Выяснить, что такое межпредметная интеграция, ее разновидности

  • Рассмотреть интегрированный урок как форму нетрадиционного урока литературы в школе

  • Показать практическое применение интеграции на примере урока литерату

1.Нетрадиционные формы урока, понятие и функции.

Современные школьники с каждым годом всё меньше и меньше читают. Отсюда и безграмотность, и бедная речь. Нужно постараться сделать всё, чтобы урок литературы был интересным, чтобы ребятам захотелось встретиться с произведениями писателей и поэтов и после урока. Для этого необходимо создать творческую атмосферу. Каждый ученик должен почувствовать нужность на уроке, проявить свою активность, способности, интересы. Пробудить интерес учащихся к урокам литературы помогут нетрадиционные формы уроков.

Нетрадиционные формы урока - это урок, который не относится ни к одной из известных классификаций, ему присуща большая вариативность структуры, он основан на творчестве, импровизации, на взаимодействии ученика и учителя, при их увлеченности совместной творческой деятельностью.

Для целенаправленного и систематического развития интеллекта и творческого мышления учащихся при организации нетрадиционной формы урока применяются современные педагогические технологии, такие как: развивающего обучения, игровые, проблемного, дифференцированного, информационного и проектного. А осуществить их можно через нетрадиционные уроки.

Нетрадиционные формы урока - это, с одной стороны, возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности и выявить познавательный интерес. С другой стороны, нетрадиционная форма урока - это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

Что же дают нетрадиционные формы урока?

Нетрадиционные формы урока формируют новые знания, закрепляют умения, осуществляют контроль навыков. Так, на интегрированных уроках, как на разновидности нетрадиционной формы урока, происходит систематизация знаний, их обобщение и повторение. На нетрадиционных уроках с применением игровых технологий происходит дедуктивный и индуктивный процесс формирования знаний.

В таблице приведены основные нетрадиционные формы урока.

Нетрадиционные формы урока

Типы уроков

Виды уроков

Принцип создания

Урок изучения нового материала

Концерт,
Спектакль,
Путешествие,
Турнир,
Конференция,
Видеоурок и др.

Воспроизведение типичных атрибутов изучаемой эпохи, эффектный способ преподнесения темы.

Повторительно-обобщающий урок

Интервью,
Суд,
Дискуссия,
Исторический портрет,
Проблемный урок и др.

Создание эффекта личного присутствия через анализ деятельности исторических лиц.

Контрольный урок

КВН,
Аукцион,
Викторина,
Конкурс знатоков,
Олимпиада и др.

Игровые способы проверки знаний и умений.

О.В.Трофимова дает следующее определение:

Нетрадиционная форма урока - это интерактивные формы урока, характеризующиеся субъект - субъектной позицией в системе учитель-ученик, многообразием видов деятельности субъектов, базирующихся на активных методах обучения.

Функции нетрадиционных форм урока заключаются в развитии интеллектуальных и творческих способностей учащихся посредством нестандартных методов обучения, активизации познавательной деятельности и формировании навыков общения и ориентации в изучаемом предмете.

1.1.Нетрадиционные формы урока литературы, основные особенности.

Урок литературы - это начало какого-то литературного маршрута, открытие какой-либо эстетической, нравственной, философской проблемы. И путей повышения интереса обучающихся к моему предмету множество:

Нетрадиционные формы урока литературы - это и уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известные в общественной практике как исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

Нетрадиционные формы урока литературы также уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия:

    паломничество в места, связанные с жизнью и творчеством классиков,

    уроки – путешествия (например, урок – путешествие в Царское село),

    литературная прогулка,

    литературная гостиная,

    спектакли (например, постановка отрывка из романа в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин", посвящённую дню памяти поэта).

2.Интегрированный урок как форма нетрадиционного урока литературы. 2.1. Задачи преподавания литературы.

Литература – сфера прекрасного. Она должна очищать и облагораживать человека силой художественного слова. Исходя из вышесказанного, можно выдвинуть ряд задач в преподавании литературы:

  • воспитать всесторонне развитого человека;

  • активизировать мыслительную деятельность учащихся;

  • формировать обобщённые знания и умения;

Воспитывать эстетически подготовленного читателя, учить языку искусства.
Решению этих задач во многом поможет интеграция учебных предметов.
2.2. Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся. Дети воспринимают различные виды искусства обособленно. Вместе с тем, такие виды искусства, как живопись, музыка и литература,родная литература тесно взаимосвязаны. Такие уроки развивают нравственную культуру, творческие способности учащихся. Выявляется интерес детей к искусству в целом. Ученики становятся более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и умеют аргументированно её отстаивать.
Самое главное – у ребёнка развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа. Думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.

Интеграция помогает ученику видеть богатство и разнообразие мира. Интеграция-(от латинского integer – целый, восстановление.)
Интеграция является относительно новым веянием в образовательном процессе (это понятие в российскую педагогику пришло в 80-е годы и стало обозначать форму межпредметных связей) и становится востребованным в современной школе, где развернуты активные поиски инновационных педагогических технологий.
При интеграции появляется возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии показать, как всё в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения отдельного предмета. Интеграция должна способствовать воссоединению целостности мировосприятия – единство мира и человека, живущего в нем и его познающего.

Принято выделять внутрипредметную и межпредметную интеграцию.
Известно, что многие школьные предметы издавна имеют интегративный характер, здесь уместно говорить о внутрипредметной интеграции: литература и русский язык, литература и родная литература, химия и биология, история и общество, физика и математика.
Внутрипредметная интеграция необходима, т.к. ученики, к сожалению, каждый предмет воспринимают изолированно, и наша задача показать, что это неверное восприятие, что, наоборот, всё взаимосвязано.
Межпредметная интеграция - это не просто соединение близких понятий из разных предметов для прочных знаний, это объединение разных предметов при изучении одной темы, целого блока тем в одно целое на основе общего подхода.

2.3. ЦЕЛИ, КОТОРЫЕ СТАВЯТСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ:
Познавательные (содержательно – информационные). Научить искать связи между фактами, событиями, явлениями, делать выводы.
Развивающие (информационно – деятельностные). Научить анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать.
Научить ребят извлекать нравственные уроки из осмысления произведений и событий, явлений литераторами, историками, искусствоведами.

Одним из самых существенных результатов интегрированных уроков является единство в формировании у школьников ценностей, изучаемых в разных предметах: язык и речь, культура, взаимоотношения людей, физическое и нравственное здоровье.

3. Интегрированные уроки литературы.

Прежде всего, это внутрипредметная интеграция. Школьный курс литературы сам по себе уже является интегрированным, т.к. содержит в себе науку о литературе (литературоведение), читательский опыт учащихся, основы сочинительства, т.е. явления разного порядка, связанные между собой на основе целеполагания.

3.1.Интеграция русского языка и литературы.

Государственный образовательный стандарт по русскому языку ориентирован не только и не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников, умение грамотно думать и хорошо говорить и писать в разных условиях общения. Поэтому естественной становится интеграция русского и литературы и создание русской словесности, предмета, синтезирующего знания учащихся по языку с проникновением в мир художественной литературы. Такие уроки дают замечательную возможность закреплять знания, полученные на уроках русского языка, и углублять мотивацию к учению. В основе таких уроков - интересный текст, способствующий духовному развитию ученика, соответствующий возрастным особенностям школьника, вместе с тем содержащий что-то новое в интеллектуальном и эмоциональном плане, насыщенный орфографически, грамматически, пунктуационно и по возможности актуальный на момент использования

3.2.Интеграция литературы и истории.

Изучение биографии писателя или фактов, описанных в произведении, требуют опоры на определённую историческую эпоху, на информацию об исторических деятелях. Как раскрыть образ Пугачёва в повести Пушкина «Капитанская дочка» без опоры на исторический материал о Пугачёвском бунте и личности предводителя?

На таких уроках уместно использовать исследовательский метод обучения, давая учащимся индивидуальные и групповые опережающие задания. Это позволяет не только расширять знания, но и воспитывать познавательный интерес, повышая мотивацию обучения.

3.3.Интеграция литературы и искусства.

Уроки литературы, посвященные теме Родины, «Тема Родины в искусстве…» предполагают знакомство не только с творчеством русских поэтов, художников, композиторов, но и мордовских. Описывая природу, художник использует краски, поэт – слова и образы, композитор – ноты.
Как правило, все учащиеся получают задание приготовить сообщение о художниках, композиторах, чьи произведения будут представлены на уроке. При этом достигаются следующие цели: расширение кругозора, развитие у детей образного мышления, эстетического вкуса, умения сравнивать и анализировать. Решается и коммуникативная задача – воспитание умения слушать собеседника, формирование умения работать в группах, умения прислушиваться к мнению других.
Используя такую форму работы, удаётся провести аналогии в тематике художественных произведений и произведений живописи, показать, как представлена одна и та же тема в литературе и живописи, музыке.

4. План-конспект интегрированного урока литературы в 7 классе

« Тема Родины в искусстве.»

Я люблю свою землю

Родные края.

Земля моя –радость,

Земля моя-гордость.

Любимая песня моя.

(В. Харитонов)

Цели и задачи урока:

1. Обучающие:

    расширять знания учащихся о творчестве поэтов, художников, музыкантов по теме урока;

    закреплять умения определять способы создания образов с помощью художественных выразительных средств;

2. Развивающие:

Развивать интерес к предмету через использование нетрадиционной формы урока;

    создать условия для формирования и развития коммуникативной компетенции учащихся;

    способствовать развитию эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования;

    развитие речевых навыков;

    развивать интерес к искусству - помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроения, чувства поэтов, художников, музыкантов;

    развивать навыки защиты проекта;

3. Воспитательные:

    воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в группах;

    воспитывать любовь к родной природе.

Форма урока:

Интегрированный урок с использованием ИКТ.
Оборудование урока: презентация; фотографии и портреты поэтов, художников, композиторов; рисунки учащихся; выставка книг; музыкальные записи; тетради; рефлексия урока.

Оформление урока:

на доске тема урока, эпиграфы; ФИО поэтов и их портреты; на стендах рисунки учащихся; выставка книг по данной теме.
Методические приемы: рассказ учащихся, выразительное чтение стихотворений и их анализ, прослушивание музыкальных произведений, анализ репродукций, устное рисование, разгадывание кроссворда, взаимооценивание.

Опережающие задания:

Весь класс был поделён на 3 группы и занимался творчеством поэтов, художников, композиторов.

Каждая группа подготовила :

    краткий рассказ по биографии и творчеству поэта, художника, композитора;

    иллюстрации к стихотворению, музыкальному произведению;

    музыкальное оформление выступления;

    презентации и показ её на уроке;

    выразительное исполнение стихотворения;

    анализ стихотворений по плану:

Название.

Тема, основная мысль.

Художественные выразительные средства.

1.Приготовить записи композиций о Родине, о природе, монтаж из портретов поэтов, художников, композиторов, пишущих о Родине, о природе.

2.Провести предварительную беседу с учащимися с целью выяснения, какие произведения о Родине знакомы им, рекомендовать литературу по биографии мастеров искусства.

3.Распределить учащихся заранее по творческим группам:

1-я группа - “лирики” - готовят выразительное чтение стихов о Родине. На столе: книги о Родине, о природе, листы бумаги, ручки.

2-я группа - “художники” - знакомят с биографией художников, пишущих о природе. На столе: таблица “Тема Родины в искусстве”, листы бумаги, карандаши.

3-я группа - “композиторы” - знакомят с биографией композиторов, пишущих о Родине, о природе. На столе: таблица “Тема Родины в искусстве”, портреты композиторов, листы бумаги, ручки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Беседа по вопросам

Учитель: Сегодняшнее занятие хотелось бы начать с хорошо знакомой вам песни (Исполнение песни) .

Какое слово вы считаете ключевым в этой песне и почему? (Родник, так как повторяется на протяжении всей песни).
– Назовите однокоренные слова к лексеме «родник».
(Род, родственник, родственный, родина…)
– Какое общее лексическое значение у всех этих слов?
(Что-то близкое, родное, дорогое каждому человеку).

3. Запись темы

– Сегодня на уроке пойдет речь о теме Родины в различных видах искусства. Давайте запишем тему. (Тема Родины в искусстве).

– Что вы понимаете под словом «родина»? (Край, который нужно беречь от врагов, природа, близкие нам люди…)

У: Действительно, понятие «родина» складывается из множества составляющих. Вот как сказал об этом Марк Бернес в песне « …» (слушаем запись одного куплета) .

4. Запись подтемы

У: Охватить все эти компоненты на одном уроке невозможно, поэтому мы поговорим только об одной маленькой части, составляющей понятие Родины, – природе нашего родного края. (Образ природы родного края)

5. Обсуждение эпиграфа

У: Прочитаем эпиграф к сегодняшнему уроку:

У-Как вы понимаете эти слова? (Ответы уч-ся)

– Тема нашего занятия “Тема Родины в искусстве. ”, мы поговорим о том, какое значение в творчестве каждого поэта и композитора занимает образ родины, какие чувства они вкладывали в свои стихи, песни, картины.Что для них было дорогим и важным, какие воспоминания они сохранили о своей родине

Писатели, художники, музыканты, и каждый по-своему показал её в своих произведениях. Именно об этом мы и будем говорить сегодня на уроке.

    Поговорим о мастерах искусства, послушаем стихи, музыку, всмотримся в картины о Родине,о природе.

    В начале урока задание - заполнить лист, записать фамилии мастеров искусства, о которых шла речь на уроке.

    В конце урока подведем итоги, кто из вас самый внимательный

    Литература

    Живопись

Ребята, какие стихи о Родине вы знаете?

Работа 1-ой группы.

Выразительное чтение, наизусть стихотворений И.А. Бунина, А.К. Толстого.

III . Анализ стихотворения (беседа по вопросам).

Стихотворение А.К. Толстого "Край ты мой, родимый край"

1. Чем восхищается поэт?

2. Какие слова - образы ассоциируются со словом "воля"?

Стихотворение И.А. Бунина "Родина"

1. Какое время года рисует поэт?

2. Что такое эпитет?

3. Какими эпитетами сопровождаются слова: небо, даль, туман?

4. Почему стихотворение названо "Родина"?

5. М.Трошкин “Моя Мордовия”

Мордовия!

Зову тебя я милой и

Самой дорогой страной.

Ведь ты меня

Вспоила и вскормила,

И мне земли

Не надо другой!-

О чём пишет в своём стихотворении поэт?

Почему Мордовия для поэта самая дорогая страна?

М.Беан Ты ведь тоже Россия Край Мордовский Родной

Кто же “главный герой” в произведениях? (Ответ уч-ся)

– Давайте подберём синонимы к слову Родина! (Отчизна, Отечество, родной край, страна отцов).

Родина у разных поэтов лишена черт индивидуальности, рисуемые картины схожи. Как писал С.Есенин «Нет поэта без родины».Это картины “малой родины”, родины “сельской”, “деревенской”. Термин “Родина” имеет как широкое, так и узкое понятие. В широком значении родина – это представление в объёме всей страны, а в узком значении – это место, где ты родился, вырос, живёшь. Подумайте, какая ещё тема является также близкой и важной для темы родины, которая от неё просто неотделима? (Тема природы).

Мы с вами изучили много стихотворений в разделе под названием ‘Природа”. Назовите произведения, которые вам запомнились, поразили вас. Чем они вам понравились?

В поэзии начала 19 века при изображении родного пейзажа очень часто использовались названия деревьев. Дуб – символизировал силу и крепость; липа – дворянскую усадьбу, дом, уют. У Есенина – клён и берёза. Берёза – связь с темой судьбы русского человека, его жизни и смерти. (Звучит стихотворение С. Есенина “Белая берёза”).

Послушайте песню на родном языке, написанную нашими земляками. «Акша келунясь»

Многие поэты и писатели по ряду различных причин вынуждены были покинуть свою Родину, уехать за границу. Но жизнь на чужбине была тяжела, постоянные воспоминания о стране, которую они покинули, о родине, с которой связана их жизнь и судьба. Воспоминания о детстве, о том месте, где они родились, где жили. Они не могли забыть свою Родину и в своих стихотворениях постоянно обращались к ней. Давайте проследим на примере поэта “серебряного века”, как сильна была тоска по Родине.

М. И. Цветаева (1922 – 1939) – годы эмиграции. М. И. Цветаева не могла не вернуться в Россию. Она это сделала не только потому, что жила за границей в ужасной бедности, а потому что знала – дом её стихов – Россия.

“Тоска по Родине! Давно

Разоблачённая морока!

Мне совершенно всё равно –

Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой

Брести с кошёлкою базарной

В дом, и не знающий, что – мой,

Как госпиталь или казарма.

УЛ: А теперь определите фамилию поэта который любил следующее время года по подсказкам.

  • Он не любил весну: Скучна мне оттепель; вонь, грязь, весной я болен.

    Он не любил лето: Ох, лето красное! Любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

    К зиме он относился более благосклонно: Суровою зимой я более доволен, люблю ее снега.

    Он обожал осень: Люблю я пышное природы увяданье. (А.С. Пушкин) (Портрет А.С. Пушкина)

– Что было связано в жизни Пушкина с осенью? (В жизни Пушкина был период под названием – Болдинская осень. Это самое плодотворное время для поэта ).
– Какое художественное средство использовал Пушкин в словосочетании «пышное увяданье»?
(Оксюморон) .
– Для чего оно было использовано?
(Чтобы показать противоречие между обычным отношением к осени и отношением к ней автора) .

У: Благодаря чему именно стихотворный, а не прозаический текст возможно положить на музыку? (Благодаря ритму, ритмический рисунок можно изобразить и для стихотворения, и для музыкального произведения)

12. , И.Шишкин «Ранняя осень»):

14. Итоги урока Изображение природы является замечательным проявлением любви к отчизне..Прослушивание песни

Обобщение по теме урока. Выводы. Сегодня на уроке мы увидели, с какой любовью, наблюдательностью, мастерством писали русские поэты, художники, какие точные, красочные слова и выражения, краски и звуки использовали. Поэты обладали удивительным даром: рисовать словами так же, как художники рисуют карандашом и кистью, а музыканты – звуками.

Заключительное слово учителя. Стихи, живопись и музыка нам помогают открывать красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Мир искусства - великое чудо. Но откроется оно, как и чудо, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному. Постарайтесь же стать такими!

8. Рефлексия урока. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного опросника.

Имена каких мастеров искусства сегодня прозвучали? Какая группа оказалась более внимательной? (Проверка таблиц ).

Сегодня на уроке мы проследили взаимосвязь музыки, литературы, изобразительного искусства в создании темы Родины.

9.Творческое задание.

Мы с вами, конечно, не писатели. Но давайте попытаемся сделать свои открытия. Напишите своё сочинение о родине. Пейзажная зарисовка – сочинение - миниатюра. Звучит музыка. Учащиеся пишут творческие работы.

5. Заключение.

Литература – нравственно-этический и эстетический курс. Она позволяет каждому ученику воспринимать мир в его единстве. Межпредметные связи формируют потребность в расширении круга чтения, прививают интерес к другим видам искусства. Каждый вид искусства отражает реальность по-своему. Всю полноту многокрасочности мира может передать только живопись. Музыка выражает человеческие чувства. Описать конкретные события способна литература. Ни одно из искусств, взятое изолированно от других видов, не может дать исчерпывающую информацию о мире. Интеграция помогает глубже развивать эстетические особенности детей. Не секрет, какое место в нашей жизни занимает музыка: кто-то любит рок, кому-то ближе лёгкая музыка. Но есть «вечная» музыка, которую называют классической. Ребята, слушая эти произведения, параллельно с темой урока усваивают и музыкальные ценности. Музыка должна быть неотъемлемой частью урока литературы. Литературу и живопись объединяет повествовательность художественных картин.

Интеграция позволит разнообразить анализ произведения, приобщить школьников к тайнам творческого процесса, активизировать познавательную деятельность учащихся.

Школа призвана развивать творческие способности учеников, а этого можно достичь путём интеграции предметов гуманитарного цикла.
Интеграция предметов в современной школе находится в постоянном поиске новых педагогических решений. В словаре Ожегова: «Интегрировать – объединять в одно целое». Следовательно, интеграция – объединение всех частей в единое целое, качественно новое.

School4-perm.narod.ru, 2009: http: // www. school4-perm.narod.ru].

Г.Д. Глейзер и В.С. Леднёв раскрывают пути интеграции в содержании образования

Интеграция в организации обучения рассматривается в трудах С.М. Гапеенкова и Г.Ф. Федорец

Методология, теория и методика интегративного подхода рассматривается в трудах М. Пак

Источники:

[Электронный ресурс] // Библиотека мордовской литературы. – Электрон. текст. данные. – [Б. м., Б. г.]. – Режим доступа: . – Загл. с экрана. – Последнее посещение сайта 06.08.2012.

Малькина, М. И. Бебан Максим Афанасьевич [Текст] // Мордовия: энциклопедия: в 2-х т. / гл. ред. А. И. Сухарев. – Саранск, 2003. – Т. 1: А-М. – С. 154.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Леонов С.А. Литературное образование на современном этапе: Проблемы и поиски // Проблемы современного филологического образования. - М, 2001. - С. 14.

4 Леонов С.А. Интегрированный урок литературы. - М., 1999.

5 Леонов С. А. Речевая деятельность на уроках литературы в старших классах. М„ 1999. С. 97-116.

Городилова Г.Г. Роль и место наглядности в процессе развития речевых навыков и умений. М., 1978. - 88 с.

63. Горчак А.Н. Картина как средство развития речи. М.; Л., 1965. -116 с.

64. Горячева Р.Н. Алгоритм учебно-речевой деятельности «учитель- ученик» как условие эффективности интегрированного урока литературы: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Самара, 2000. -20 с.

65. Горячева Р.Н. Интегрированный урок литературы. -Самара, 2002.-90 с.

Мордва: Историко-этнографические очерки. – Саранск: 1981.

Мордовский (мокшанский) поэт, прозаик, баснописец.

М. А. Бебан (настоящая фамилия Бябин) родился в селе Керетине ныне Ковылкинского района Республики Мордовия в крестьянской семье. Окончил в 1939 г. Мордовский педагогический институт. В годы Великой Отечественной войны был на фронте.

Первое стихотворение «Микита-тракторист» публиковано в 1930 г. в газете «Мокшень правда. Среди поэм М. А. Бебана наиболее популярны «Мезень колга морайхть нюдихне» («О чем поют свирели»), «Лятфнемат» («Воспоминания).

Широко известен и как мастер басенного жанра. Лучшие басни вошли в поэтические сборники «Моя весна» (1957), «Нюди и кенди» («Свирель и оса», 1960) и другие.

Заметное место в творчестве М. Бебана занимает проза. Из-под его пера вышло немало очерков, рассказов, изданных в сборнике «Шить мархта вихцок» («Вместе с солнцем», 1968). Он – автор романа «Тундань нармотть» («Птицы весенние», 1962). Ряд книг посвятил детям: «Жар-птица», «Карпатская сказка» (1958), «Якстерь чавронканят» («Красные жаворонки», 1971).

Член Союза писателей СССР с 1934 г. Заслуженный писатель Мордовии (1983).

Сходство и различие между литературной и музыкальной речью

Образ Родины в русской музыке и литературе

Россия, Россия, нет слова красивей...

Родина, Россия, Русь! Трепетно и вдохновенно воспевают писатели и композиторы образ Отчизны, Родины-матери. Именно произведения искусства помогают нам

почувст­ вовать и понять свое отношение к Родине, учат бережно относиться к природе, ценить людей, сохранять культуру своего народа.

Прочитай отрывок из рассказа В. Белова.

Тихая моя родина, ты <...> врачуешь душу своей зеленой ти­шиной.

Но будет ли предел тишине! Как хитрая лисичка, вильнула хвостом

моя тропа затерялась в траве, а я выхожу не к моло дым березам,

а белым сказкам моей земли. Омытые июльскими дождями, они стыдливо

по­ лощут ветками, приглушая двухнотный, непонят но откуда слышимый

голос кукушки: «Ук-ку, ук- ку!» - словно дует кто-то коротко иритмично... И вновь трепетно нарастает березовый шелест.

Я сажусь у теплого стога и думаю,

что вот от­ машет время еще

какие то полстолетия и березы понадобятся

одним лишь

песням, а песни тоже ведь умирают,

как и люди.

И мне чудится в шеле сте берёз укор вечных свидетельниц человеческо го горя и радости.

Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники, розги, полозья,

копили певучесть для па­ стушьих рожков...

Я обнимаю родную землю, слышу теплоту

ро­димой травы...

Обрати внимание, содержание этого отрывка многозначно. Его метафоричность (скрытое сравнение) - вся природа одушевлена, наделена человеческими свойствами – близка музыке, в которой мы не видим человека, но чувствуем его присутствие благодаря выразительным возможностям музыкального искусства передавать чувства и эмоции. Весь текст - о тишине, и в то же время он наполнен звуками, создаётся впечатление, что ты сам слышишь жизнь природы, погружаешься всеми своими чувствами в эту атмосферу. Здесь всё звучит, дышит музыкой.

Взаимосвязь музыки, литературы, живописи.

Послушай музыку С.В.Рахманинова фрагмент третьего фортепианного концерта.

Послушай «Вечернююмузыку» современного композитора Валерия Гаврилина из симфонии - действа«Перезвоны».

Послушай музыку П.И.Чайковского Симфония№4 (2 часть)

Какими чувствами наполнена эта музыка?

Рассмотри картину «Стога. Сумерки» И. Левитана


2. В чём, по-твоему, проявляется музыкальность лириче­ ского размышления писателя В.Белова?

3. Задание: Найди музыкальные терми­ ны в его тексте. Созвучен ли этому литературному фраг­ менту живописный пейзаж «Стога. Сумерки» И. Левитана?

Литературная и музыкальная речь

Самый распространённый жанр музыкально – литературного творчества – песня.

Именно на примере песни становятся очевидным сходство и различие между литературной речью и речью музыкальной.

Выразительная речь звучит порой так музыкально , такие в ней убедительные паузы и акценты, так точно выделены главные, наиболее важные по смыслу слова! Такая речь красива, зрима…Кажется, вот-вот перейдёт она в мелодию

Ответь на вопрос: Что является более значимым в вокальных произведениях: музыка или поэзия?

Прочитай стихотворение в прозе И.Тургенева «Деревня» так, чтобы тот, кто слушает тебя, почувствовал настроение, увидел всё то, о чём говорится. Подумай, почему свой маленький рассказ писатель назвал «стихотворение в прозе».

Последний день июня месяца; на тысячу вёрст кругом Россия – родной край. Ровной синевой залито всё небо; одно лишь облачко на нём – не то плывёт, не то тает. Безветрие, теплынь…Жаворонки звенят…И дымком-то пахнет, и травой…Глубокий и пологий овраг…По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали, на конце-крае земли и неба – синеватая черта большой реки…

Сюжеты всех художественных произведений различны. Но их роднит поэтическое мировосприятие, высокое чувство любви к Родине, которое рождает ответственность каждого из нас за её судьбу. .Художественно-поэтическая мысль этих произведений во многом сходна. Она ярко выражается и в жанре русской народной песни, образный строй и музыкально – поэтический язык которой складывался веками. Не случайно до сегодняшнего дня народная протяжная лирическая песня волнует нас и дорога нам.

Подумай, как в песне соотносятся слова и мелодия ? Близка ли эта песня народной?