Общая характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Примеры чрезвычайных ситуаций. Землетрясение, ураган, наводнение Чрезвычайные ситуации за 5 лет

Это сложившаяся в результате бедствия обстановка, во время которой могут погибнуть или пострадать люди, возникнуть материальный ущерб и т.п.

Классификация ЧС по степени распространения

Для того чтобы точно определить степень угрозы и ущерб во время аварии, спасатели составили целую классификацию. Один из параметров - место распространения ЧС. Если из-за взрыва или другого бедствия пострадали менее 10 человек, авария считается локальной. Если факторы, спровоцировавшие ее, находятся за территорией РФ, но затрагивают ее, то речь идет о трансграничной аварии. Между локальными и трансграничными располагаются местные, территориальные, региональные и федеральные ЧС.

Классификация ЧС по причинам возникновения

В зависимости от того, что стало причиной аварии, их разделяют на:

    ЧС техногенного характера.

    Природные, т.е. возникшие в результате природных явлений: смерчей, ветров и т.п.

    Экологические, из-за которых приходят в негодность почвы, нарушается состав атмосферы и т.п.

Классификация ЧС техногенного характера

Сегодня это самый часто встречающийся вид аварий. Все угрожающие положения, которые возникают в результате деятельности человека, относятся к ЧС техногенного характера. Это могут быть:

    Пожары, возникшие из-за небрежности или в результате человеческой деятельности.

    Взрывы (в быту, на производстве и т.д.). Следует отметить, что именно эти две ЧС техногенного характера наносят максимальный ущерб хозяйству страны. Они не только ведут к гибели людей и прямому материальному ущербу, но могут загрязнять выбросами атмосферу или гидросферу, делать непригодной к использованию почву. Техногенные чрезвычайные ситуации, произошедшие на химических, биологических и т.п. предприятиях могут привести к заражению большого количества людей.

Как предотвратить техногенные ЧС

Для предотвращения таких аварий необходимо тщательно соблюдать технику безопасности, внимательно следить за состоянием сетей, коммуникаций, приборов, машин, технологий.

Чрезвычайная ситуация техногенного характера - это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определённой территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.

Промышленная катастрофа - крупная промышленная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей либо разрушения и уничтожение объектов, материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьёзному ущербу окружающей природной среде.

Согласно классификации, принятой в МЧС России, чрезвычайные ситуации техногенного характера подразделяются на: пожары, взрывы, угрозы взрывов; обрушения зданий; транспортные; с выбросом химически опасных веществ; с выбросом радиоактивных веществ; с выбросом боевых отравляющих веществ; на электроэнергетических системах; на коммунально-энергетических системах; на очистных сооружениях; гидродинамические.

В настоящее время опасность техносферы для населения и окружающей природной среды обусловливается наличием в промышленности и энергетике большого количества радиационно-опасных, химически опасных, пожаро- и взрывоопасных производств и технологий.

Существует большое количество объектов экономики, производственные аварии на которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного характера. К таким объектам относятся радиационно-опасные, химически опасные, взрывопожароопасные объекты, газо- и нефтепроводы, транспорт, гидротехнические сооружения, объекты коммунального хозяйства.

В число чрезвычайных ситуаций техногенного характера входят:

  • чрезвычайные ситуации с выбросом радиоактивных веществ , возникающие в результате аварии на радиационно-опасном объекте (радиационно-опасный объект -это объект, на котором хранят, перерабатывают или транспортируют радиоактивные вещества, при аварии на котором может произойти облучение людей ионизирующим излучением или радиоактивное загрязнение окружающей среды);
  • чрезвычайные ситуации с выбросом химически опасных веществ, возникающие в результате аварии на химически опасном объекте (химически опасный объект - это предприятие или организация, на которых хранят, перерабатывают, используют или транспортируют опасные химические вещества и при аварии на которых может произойти гибель людей или химическое загрязнение окружающей среды);
  • пожары, взрывы, угрозы взрывов . Возможны чаще всего на пожаровзрывоопасных объектах (пожаровзрывоопасный объект-это предприятие, в процессе деятельности которого производятся, хранятся, транспортируются, утилизируются легковоспламеняющиеся горючие жидкости, твёрдые горючие вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом в количестве, достаточном в случае воспламенения создать угрозу жизни и здоровью людей, а также угрозу экологической безопасности на территории, прилегающей к объекту).

В стране имеется свыше 8 тыс. пожаровзрывоопасных объектов. Наиболее часто аварии с взрывами и пожарами происходят на предприятиях химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности. Аварии на таких предприятиях приводят к серьёзным последствиям: разрушению промышленных и жилых зданий, поражению производственного персонала и населения, значительным материальным потерям;

  • гидродинамические чрезвычайные ситуации , возникающие при аварии на гидродинамически опасных объектах 1 . Гидротехнические сооружения располагаются, как правило, в черте или выше крупных населённых пунктов. Гидротехнические сооружения являются объектами повышенного риска;
  • транспортные чрезвычайные ситуации , возникающие при транспортных катастрофах. По видам транспорта, на котором произошла катастрофа, различают железнодорожные, автомобильные, авиационные, морские катастрофы. Транспорт является источником опасности не только для его пассажиров, но и для населения, проживающего в зонах транспортных магистралей, поскольку по ним перевозится большое количество легковоспламеняющихся, химических, радиоактивных, взрывчатых и других веществ, представляющих при аварии угрозу жизни и здоровью людей. Такие вещества составляют в общем объёме грузоперевозок 12%.

1 Гидродинамически опасный объект - это гидротехническое сооружение, при разрушении которого возможно образование гидродинамической аварии с волнами прорыва и затоплением больших территорий. Серьёзную опасность для населения, техносферы и природной среды представляют аварии таких гидротехнических сооружений, как плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоподъёмники и др.

Выводы

  1. С развитием техносферы в жизнь человека вторглись техногенные бедствия - чрезвычайные ситуации техногенного характера (аварии и катастрофы на объектах экономики).
  2. Анализ опасностей техногенного характера и причин их возникновения свидетельствует о том, что возникают они в процессе хозяйственной деятельности человека, а главная причина их возникновения обусловлена человеческим фактором, т. е. в большинстве своём они являются рукотворными.
  3. Анализ опасностей техногенного характера и их причин, проведённый специалистами МЧС России, позволяет сделать вывод, что основные причины аварий и промышленных катастроф обусловлены рос^рм сложности производства с применением как новых технологий, требующих высоких концентраций энергии, так и опасных для жизни человека веществ, которые оказывают ощутимое воздействие на окружающую природную среду; снижением надёжности производственного оборудования, транспортных средств, несовершенством и устарелостью производственных технологий; человеческим фактором, выражающимся в нарушениях технологий производства, трудовой дисциплины, в низком уровне профессиональной подготовки.

Вопросы

  1. Какие крупные транспортные катастрофы, повлёкшие человеческие жертвы, произошли на территории Российской Федерации в последние годы?
  2. Какими факторами обусловлена опасность техносферы для населения и окружающей среды?
  3. Как аварии в техносфере скажутся на безопасности жизнедеятельности человека?
  4. Как, на ваш взгляд, можно снизить отрицательное влияние человеческого фактора на обеспечение безопасности в транспортных ситуациях?

Задания

  1. Найдите в справочной литературе, средствах массовой информации и Интернете примеры техногенных чрезвычайных ситуаций, имевших место в регионе вашего проживания.
  2. Составьте перечень основных мероприятий, которые были проведены для защиты населения при какой-то одной техногенной чрезвычайной ситуации в вашем регионе.

Потенциальные опасности, угрожающие жизни и здоровью человека, существовали всегда. Но к началу третьего тысячелетия экономический и социальный ущерб от техногенных ЧС стал приобретать огромные масштабы и даже катастрофический характер. Особенно актуальна и сложна эта проблема для современной России, где ежедневно в среднем происходят две серьезные аварии на трубопроводах, раз в неделю - на транспорте, ежемесячно - в промышленности. В среднем за год в результате аварий и катастроф в России ежегодно погибают примерно 50 тыс. чел. и 250 тыс. чел. получают серьезные ранения.

Большое число техногенных ЧС, имевших место в России, объясняются весьма прозаическими причинами. С одной стороны, имеется множество крупных производств, потенциально опасных для населения и окружающей среды. С другой стороны, уровень износа оборудования, технологической дисциплины и контроля в результате стремительного падения производства приблизился к критической черте. Экономический кризис усугубил существующую ситуацию, а к проблеме безопасности присоединились серьезные экологические проблемы.

В начале XXI в. наметился подъем в экономике за счет освоения новых безопасных и малоотходных технологий. Будем надеяться, что новое поколение специалистов поспособствует дальнейшему развитию экономики страны, создаст безопасные условия жизнедеятельности, не нарушая экологии Земли.

Общая характеристика и классификация. Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения связаны с производственной деятельностью человека и могут протекать с загрязнением и без загрязнения окружающей среды. К техногенным ЧС, вызывающим загрязнение окружающей среды, относятся аварии на промышленных предприятиях с выбросом радиоактивных, а также химически и биологически опасных веществ.

К авариям с выбросом или угрозой выброса радиоактивных веществ относятся аварии, происходящие на атомных станциях, ядерных установках исследовательских центров, атомных судах, а также на предприятиях ядерно-оружейного комплекса. В результате таких аварий может возникнуть сильное радиоактивное загрязнение местности или акватории.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ (ХОВ) случаются на химически опасных объектах (ХОО) страны, а также на базах и складах временного хранения боевых химических отравляющих веществ (БХОВ). В результате происходит химическое загрязнение территорий за пределами их санитарно-защитных зон (СЗЗ), групповое поражение персонала и населения. Одновременно может произойти негативное влияние на экологию, что вызовет необходимость проведения дегазации местности и санитарной обработки зданий и населения.

К авариям с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ относят аварии, повлекшие заражение обширных территорий биологически опасными веществами при выбросе их производственными предприятиями и исследовательскими учреждениями, осуществляющими разработку, изготовление, переработку и транспортировку бактериальных средств.

К ЧС без загрязнения окружающей среды относят аварии, сопровождаемые взрывами, пожарами, обрушениями зданий (сооружений), нарушением систем жизнеобеспечения, разрушением гидротехнических систем, нарушением транспортных коммуникаций и т. п.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера весьма разнообразны как по причинам их возникновения, так и по масштабам. Их классификация представлена на рис. 4.2.

Аварии на радиационно опасных объектах (РОО). В настоящее время практически в любой отрасли хозяйства и науки используются радиоактивные вещества и источники ионизирующих излучений. Атомная наука и техника имеют большое значение для развития экономики, но вместе с тем представляют и большую опасность для людей и окружающей среды, о чем свидетельствуют происшедшие аварии.

К авариям, сопровождающимся выбросом или угрозой выброса радиоактивных веществ, относят прежде всего аварии на атомных электростанциях (АЭС).Они нередко происходят с разрушением производственных сооружений и радиоактивным загрязнением территории за пределами СЗЗ. Это наиболее опасный случай. Бывают аварии с радиоактивным загрязнением территории в пределах СЗЗ, а также с выбросом (утечкой) радиоактивных веществ в пределах производственных помещений атомной электростанции. На предприятиях ядерно-топливного цикла бывают утечки радиоактивных газов. На атомных судах случаются аварии с радиоактивным загрязнением акватории порта и прибрежной территории. Аварии на ядерных установках инженерно-исследовательских центров могут привести к радиоактивному загрязнению производственных помещений, а также территории установки как в пределах СЗЗ, так и за ее пределами. Возможны аварийные ситуации во время промышленных и испытательных взрывов , сопровождающиеся сверхнормативными выбросами радиоактивных веществ в окружающую среду. Падение летательных аппаратов с ядерными энергетическими установками на борту могут вызвать последующее радиоактивное загрязнение местности (к счастью, пока подобных случаев не было). Незначительные загрязнения местности радиоактивными веществами возможны при утечке ионизирующих излучений, авариях на транспорте , перевозящем радиоактивные препараты, и в некоторых других случаях.

К РОО относятся АЭС, предприятия по изготовлению ядерного топлива, переработке отработанного топлива и захоронению радиоактивных отходов, научно-исследовательские и проектные организации, имеющие ядерные реакторы, ядерные энергетические установки на транспорте.

В результате аварий на РОО возникают обширные зоны радиоактивного загрязнения местности и облучаются персонал и население. Степень опасности и масштабы таких аварий определяются количеством и активностью выброшенных радиоактивных веществ, а также энергией и качеством сопровождающих их распад ионизирующих излучений. Радиационное воздействие на персонал и население в зоне радиоактивного загрязнения характеризуется величинами доз внешнего и внутреннего облучения людей.

Под внешним облучением понимается прямое облучение человека от источников ионизирующего излучения, расположенных вне его тела, главным образом от источников у-излучения и нейтронов. Внутреннее облучение происходит за счет ионизирующего излучения от источников, находящихся внутри человека. Эти источники образуются в критических (наиболее чувствительных) органах и тканях. Внутреннее облучение происходит за счет источников α-, b- и g-излучения.

Для лучшей организации защиты персонала и населения производится заблаговременное зонирование территорий вокруг РОО. Устанавливаются три зоны. Во-первых, зона экстренных мер защиты . Это территория, на которой доза облучения всего тела за время формирования радиоактивного следа или доза внутреннего облучения отдельных органов может превысить верхний предел, установленный для эвакуации. Во-вторых, зона предупредительных мероприятий . Сюда относится территория, на которой доза облучения всего тела за время формирования радиоактивного следа или доза облучения внутренних органов может превысить верхний предел, установленный для укрытия и йодной профилактики.

В-третьих, зона ограничений . В нее включают местность, на которой доза облучения всего тела или отдельных его органов за год может повысить нижний предел для потребления пищевых продуктов. Зона вводится по решению государственных органов.

Аварии на химически опасных объектах (ХОО). Это объекты народного хозяйства, производящие, хранящие или использующие аварийно-химические опасные вещества (АХОВ). К ХОО относятся:

предприятия химической, нефтеперерабатывающей промышленности;

предприятия пищевой, мясомолочной промышленности, хладокомбинаты, продовольственные базы, имеющие холодильные установки, в которых в качестве хладагента используется аммиак;

водоочистные и другие очистные сооружения, использующие в качестве дезинфицирующего вещества хлор;

железнодорожные станции, имеющие пути отстоя подвижного состава с сильно действующими ядовитыми веществами (СДЯВ);

железнодорожные станции выгрузки и погрузки СДЯВ;

склады и базы с запасом ядохимикатов и других веществ для дезинфекции и дератизации.

Химически опасными веществами называются токсичные химические вещества, применяемые в промышленности и в сельском хозяйстве. Они при разливе или выбросе загрязняют окружающую среду и могут привести к гибели или поражению людей, животных и растений. Наиболее распространенные ХОВ - хлор, аммиак, сероводород, синильная кислота, фосген и др.

Аварии на ХОО с выбросом в окружающую среду СДЯВ способны повлечь за собой групповое поражение обслуживающего персонала и населения на прилегающей территории, нежелательные генетические последствия у человека. Все это может потребовать проведения дегазационных и других специальных мероприятий на значительных территориях.

Основными путями проникновения АХОВ внутрь организма являются органы дыхания (ингаляционный путь) и кожа (резорб-тивный путь). Кроме того, возможно попадание АХОВ в организм через раневые поверхности и желудочно-кишечный тракт - пер-орально. Во всех случаях АХОВ разносятся кровью по всем органам и тканям. Это может привести к патологическим изменениям, потере работоспособности и даже гибели человека. Важнейшей характеристикой АХОВ является токсичность. Наибольшее число аварий происходит на предприятиях, производящих, хранящих и транспортирующих хлор, аммиак, ацетилен, минеральные удобрения, гербициды, продукты органического и нефтеорганичес-кого синтеза. Поражающим фактором при выбросе ХОВ является химическое загрязнение . Утечка ХОВ происходит при авариях вследствие взрывов, разрушения и повреждения резервуаров и технологических трубопроводов. Это может привести к загрязнению воздушного и водного бассейнов, больших территорий и вызвать гибель либо тяжелые заболевания людей и животных.

Токсичностью называют степень ядовитости. Она характеризу­ется пороговой концентрацией, пределом переносимости, смер­тельной концентрацией (смертельной дозой). Пороговая концент­рация - это наименьшее количество вещества, которое может вызвать негативный физиологический эффект. При этом поражен­ные ощущают первичные признаки поражения, но сохраняют ра­ботоспособность. Пределом переносимости считается максимальная концентрация, которую человек может выдержать определенное время без устойчивого поражения. В промышленности в качестве предела переносимости используется предельно допустимая кон­центрация (ПДК), регламентирующая допустимую степень за­грязнения АХОВ воздуха рабочей зоны. ПДК определяется как мак­симально допустимая концентрация АХОВ, которая при посто­янном воздействии на человека в течение рабочего дня не может вызвать даже через длительный промежуток времени патологи­ческих изменений или заболеваний, обнаруживаемых при помо­щи современных методов диагностики.

Поражающая сила АХОВ определяется их физико-химически­ми свойствами. Особое значение имеют агрегатное состояние ве­щества, растворимость его в воде и органических растворителях, плотность вещества и его летучесть, удельная теплота испарения и теплоемкость жидкости, давление насыщенных паров, темпе­ратура кипения и др. Эти характеристики необходимы для оцен­ки безопасности производства, хранения и перевозок АХОВ, при прогнозировании и оценке последствий химически опасных ава­рий.

Безопасность функционирования химических предприятий за­висит от многих факторов:

физико-химических свойств сырья и продуктов;

характера технологического процесса;

конструкции и надежности оборудования;

условий хранения и транспортировки ХОВ;

состояния контрольно-измерительных приборов и средств автоматизации;

подготовленность и практические навыки персонала;

эффективности средств противоаварийной защиты.

Аварии на объектах коммунального хозяйства . Наиболее распро­страненными являются аварии в системах водоснабжения, кана­лизации, газо-, энерго- и теплоснабжения. Сейчас отмечается низ­кий уровень подготовки систем жизнеобеспечения и эксплуата­ции в холодный период года (на уровне 70 - 80 %). Особую трево­гу вызывает создание запасов топлива для котельных, дизельных электростанций и других коммунальных объектов (в отдельных регионах от 1,5 до 20 % от необходимого минимального 100-дневно­го запаса).

Такое положение дел негативно сказывается на безаварийном функционировании систем жизнеобеспечения. Отмечаемое в по­следние годы увеличение аварийности прежде всего связано со значительным физическим износом основных фондов коммуналь­ной инженерной инфраструктуры городов. К нарушениям в рабо­те жизненно важных инженерных систем и аварийным ситуациям нередко приводят и стихийные бедствия . Коммунальные службы не всегда готовы противостоять сильным морозам, в результате многие инженерные системы размораживаются. Большое количе­ство жилых домов, школ, больниц, детских садов остаются без тепла и света. Во многих регионах не созданы достаточные запасы материально-технических средств для оперативного устранения ава­рийных ситуаций на системах жизнеобеспечения (насосного обо­рудования, труб с утеплителем, установок для отогрева сооруже­ний, замороженных коммуникаций и др.). Важной причиной не­достаточной готовности, помимо устаревшей материально-техни­ческой базы, является нехватка финансовых средств.

Аварии на транспорте. Сегодня любой вид транспорта представ­ляет потенциальную опасность. Технический прогресс одновре­менно с комфортом и скоростью передвижения снизил степень безопасности жизнедеятельности человека. Транспортной аварией (ТА) называют аварию на транспорте, повлекшую за собой ги­бель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреж­дений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде. Обычно ТА раз­личают по видам транспорта. Таковы железнодорожная авария, авиационная катастрофа, дорожно-транспортное происшествие (ДТП), аварии на водном транспорте, авария на магистральном трубопроводе и др. Поражающие факторы, сопровождающие все ТА, зависят как от вида транспорта, так и от вида транспортиру­емого груза.

Значительное место в общем объеме грузоперевозок занимает железнодорожный транспорт. Он обеспечивает до 47 % пассажир­ских перевозок, а также до 50 % доставок грузов. Среди последних большое количество опасных. Поэтому железнодорожный транс­порт считается отраслью народного хозяйства с повышенным рис­ком возникновения аварийных ситуаций.

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорож­ном транспорте являются:

неисправности пути;

поломки подвижного состава;

выход из строя средств сигнализации и блокировки;

ошибки диспетчеров;

невнимательность и халатность машинистов;

сход подвижного состава с рельсов;

столкновения;

наезды на препятствия на переездах;

пожары и взрывы непосредственно в вагонах;

повреждение железнодорожных путей в результате размывов, обвалов, оползней, наводнений;

изношенность технических средств.

Благодаря внедрению комплекса профилактических и органи­зационно-технических мероприятий число происшествий на же­лезных дорогах в последние годы существенно сократилось.

В гражданской авиации России также случаются авиационные происшествия и катастрофы, влекущие за собой гибель людей и разрушения воздушных судов. Среди причин авиакатастроф выде­ляются ликвидация централизованной государственной системы управления и обеспечения безопасности полетов, распад единой государственной системы Аэрофлота, рост числа мелких коммер­ческих организаций-перевозчиков, снижение дисциплины, над­зора и контроля за безопасностью полетов в целом, ошибки пи­лотов, ошибки диспетчерских служб, неисправности авиацион­ной техники (старение, низкие темпы замены на новые виды), погодные условия.

Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения на автомобильном транспорте .

Крупными автомобильными катастрофами считаются такие, в которых погибли четыре и более человек. Статистика показы­вает некоторое снижение их количества. Однако продолжает ос­таваться высокой тяжесть катастроф (численность потерь насе­ления и ущерб, связанный с ними). По данным Минтранса Рос­сии, в 2001 г. произошло около 160 тыс. ДТП. Более 180 тыс. чел. ежегодно получали травмы и увечья.

Данное положение объясняется конкретными причинами. Сре­ди них на первом месте много лет стоит неудовлетворительное техническое состояние автомобильных дорог и подвижного со­става. В частности, у нас сохраняется большое количество пересе­чений дорог на одном уровне, в том числе и с железными дорога­ми. В последние годы многократно возросло количество автомо­бильного транспорта, находящегося в личном пользовании. Име­ет место неконтролируемое нарастание объемов грузовых перево­зок, выполняемых большегрузными автомобилями (автопоезда­ми) с нагрузками на ось, превышающими допустимый уровень. Распространенными причинами являются нарушения водителя­ми правил дорожного движения, которые отчасти объясняются плохой подготовкой водителей, отчасти их недобросовестностью. Так, широко распространены превышение скорости на опасных участках дорог, выезды на полосу встречного движения, управле­ние автотранспортным средством в нетрезвом состоянии.

В последние годы участились кораблекрушения и аварийные происшествия на водном транспорте . Основные причины этих аварий связаны с нарушениями правил судовождения, пожар­ной безопасности, технической эксплуатации, ошибками ка­питанов, лоцманов и членов экипажа, а также с износом мате­риальной части и оборудования судов, портов и других объек­тов морских и речных пароходств, низкой обновляемостью парка за счет судов нового поколения. Немаловажное значение имеют погодные и климатические условия (ураганы, штормы, тума­ны, льды и т.д.). Большое влияние на аварийность оказывают ошибки при проектировании и строительстве судов, столкно­вения и опрокидывания судов, посадка их на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное размещение и плохое закреп­ление грузов.

Распространенным способом транспортирования ХОВ и неф­тепродуктов является трубопроводный (нефтегазопроводов имеет­ся более 200 тыс. км, промысловых трубопроводов - 350 тыс. км). Магистральный аммиакопровод Тольятти-Одесса имеет протя­женность 2,1 тыс. км и пропускную способность 3 млн т в год. Основными причинами аварий на трубопроводах являются изно­шенность труб, отсутствие должного технического контроля за состоянием магистральных трубопроводов, интенсификация экс­портных поставок и поставок внутри страны по трубопроводам, сроки эксплуатации которых достигли 35 - 40 лет.

Аварии на гидротехнических сооружениях. Гидротехнические со­оружения - это объекты, создаваемые с целью использования кинетической энергии воды (ГЭС), охлаждения систем в техно­логических процессах, мелиорации, защиты прибрежных терри­торий (дамбы), забора воды для водоснабжения и орошения, ры-бозащиты, регулирования уровня воды, обеспечения деятельнос­ти морских и речных портов, для судоходства (шлюзы).

Следует различать такие понятия, как запруда, плотина, гид­роузел. Запруда обычно создает подъем воды, но не имеет стока или он весьма ограничен. Плотина - сооружение, тоже создаю­щее напор воды, но почти с постоянным ее стоком. Гидроузел представляет собой систему сооружений и водохранилища, свя­занные единым режимом водоперетока. Весьма опасно разруше­ние плотин. В таких случаях действуют два фактора: волна прорыва и зона затопления, каждый из которых имеет свою характеристи­ку и для людей представляет опасность. Прорыв может произойти из-за воздействия сил природы (землетрясения, урагана, обвала, оползня), конструктивных дефектов, нарушения правил эксплу­атации, воздействия паводков, разрушения основания, недоста­точности водосбросов, а в военное время - в результате воздей­ствия средств поражения. При прорыве в плотине или в другом сооружении образуется проран , от размеров которого зависят объем, скорость падения воды и параметры волны прорыва - основного поражающего фактора этого вида аварий.

Разрушительное действие волны прорыва заключается главным образом в движении больших масс воды с высокой скоростью и таранного действия всего того, что перемещается вместе с водой (камни, доски, бревна, различные конструкции). Высота и ско­рость волны прорыва зависят от гидрологических и топографи­ческих условий реки. Например, для равнинных районов скорость волны прорыва колеблется от 3 до 25 км/ч, а для горных и пред­горных мест имеет величину порядка 100 км/ч. Лесистые участки замедляют скорость и уменьшают высоту волны. Прорыв плотин приводит к затоплению местности и всего, что на ней находится. Строить жилые и производственные здания здесь запрещено.

Причины крупных аварий гидротехнических сооружений раз­личны, но чаще всего они происходят из-за разрушения основа­ния. Частота возникновений аварий по различным причинам при­водится ниже, %:

Разрушение основания…………….40

Недостаточность водосброса……...23

Слабость конструкции…………….12

Неравномерная осадка……………. 10

Высокое давление на плотину……. 5

Военные действия…………………. 3

Оползание откосов………………… 2

Дефекты материала………………… 2

Неправильная эксплуатация………. 2

Землетрясения……………………… 1

Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах (ПВОО ). Пожа­ро- и взрывоопасные объекты - это предприятия, на которых про­изводятся, хранятся, транспортируются вещества и материалы, способные или приобретающие при определенных условиях спо­собность к возгоранию или взрыву. Это прежде всего производ­ства, где используются взрывчатые и имеющие высокую степень возгораемости вещества, а также железнодорожный и трубопро­водный транспорт, как несущий основную нагрузку при доставке жидких, газообразных пожаро- и взрывоопасных грузов.

Характер пожаров на предприятиях зависит от того, какие го­рючие вещества и материалы перерабатываются, транспортиру­ются или хранятся в отдельных зданиях и помещениях.

Проектирование производственных зданий и помещений, вы­бор производственного оборудования, электрических установок, систем вентиляции и отопления, противопожарных взрывов, пу­тей эвакуации работающих при пожаре и другие вопросы, свя­занные с обеспечением пожарной безопасности, решаются в за­висимости от категории помещений по пожаро- и взрывоопасности. В соответствии с общероссийскими нормами технологиче­ского проектирования помещения по взрывопожарной и пожар­ной опасности разделяют на пять категорий в зависимости от хра­нимых материалов. Из них две взрывопожароопасные (А, Б) и три пожароопасные (В, Г, Д).

1. горючие газы;

2. легковоспламеняющиеся жидкости;

3. вещества и материалы, способные взрываться и гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом;

4. горючие пыли и волокна, легко воспламеняющиеся жидко­сти с температурой вспышки более 28 °С;

5. горючие жидкости;

6. паровоздушные смеси, при воспламенении которых разви­вается избыточное давление в помещении, превышающее 5 кПа.

1. горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и труд­ногорючие вещества и материалы, способные при взаимодействии
с водой, кислородом или друг с другом гореть, не взрываясь;

2. негорючие вещества и материалы в горячем, раскаленном
или расплавленном состоянии, процесс обработки которых со­провождается выделением лучистой теплоты, искр и пламени;

3. горючие газы, жидкости и твердые вещества, которые сжи­гаются или утилизируются в качестве топлива;

4. негорючие вещества и материалы в холодном состоянии.
Все строительные материалы и конструкции из них делятся

на несгораемые, трудносгораемые и сгораемые.

К несгораемым относятся такие материалы, которые под воз­действием огня или высокой температуры не воспламеняются, не тлеют и не обугливаются.

Трудносгораемыми считаются те материалы, которые под воз­действием огня или высокой температуры с трудом воспламеня­ются, тлеют или обугливаются и продолжают гореть лишь при наличии источника огня.

Сгораемые - это такие материалы, которые под воздействием огня или высокой температуры воспламеняются или тлеют и про­должают гореть и тлеть после удаления источника огня.

Пожары на крупных промышленных предприятиях и в насе­ленных пунктах подразделяются на отдельные и массовые: от­дельные обычно бывают пожары в здании или сооружении; массо­вые представляют собой совокупность отдельных пожаров, охва­тивших более 25 % зданий. Сильные массовые пожары при опре­деленных условиях могут перейти в огненный шторм .

Опасными факторами пожара (ОФП) являются:

открытый огонь и искры;

повышенная температура окружающей среды и предметов;

токсичные продукты горения, дым;

пониженная концентрация кислорода;

падающие части строительных конструкций, агрегатов, уста­новок.

К поражающим факторам взрыва относятся ударная воздушная волна, тепловое излучение, а также осколочные поля, создавае­мые летящими обломками взрывающихся объектов.

Ударная воздушная волна- это область резкого сжа­тия воздуха, которая в виде сферического слоя распространяется во все стороны от места взрыва с огромной скоростью. Основными критериями, характеризующими ее разрушающее и поражающее действие, являются избыточное давление во фронте ударной вол­ны, давление скоростного напора и продолжительность действия.

При встрече с преградой ударная волна образует давление от­ражения, которое, взаимодействуя с избыточным давлением, мо­жет увеличить его в два и более раз. Поэтому взрывы внутри поме­щений оказывают значительно большее разрушающее действие, чем на открытой местности. Помимо избыточного давления, пре­грады на пути движения ударной волны испытывают динамиче­ские нагрузки, создаваемые потоком движущегося воздуха - дав­лением скоростного напора. Продолжительность действия удар­ной волны находится в прямой зависимости от силы взрыва, а производимые ею разрушения - от продолжительности действия избыточного давления.

Поражающее действие теплового излучения в очаге по­ражения определяется величиной теплового потока. Возникающие в результате взрывов пожары приводят к ожогам, а горение пласт­масс и некоторых синтетических материалов - к образованию и созданию различных концентраций ХОВ, цианистых соединений, фосгена, сероводорода и др.

Поражающее действие осколочных полей определяется количеством летящих осколков от взрывающихся объектов, кине­тической энергией и радиусом их разлета. При пожарах и взрывах люди получают термические повреждения (ожоги тела, верхних дыхательных путей, глаз) и механические повреждения (перело­мы, ушибы, черепно-мозговые травмы, осколочные ранения, комбинированные поражения).

При пожарах чаще всего наблюдается поражение людей оки­сью углерода (при содержании в воздухе 1 % окиси углерода - почти мгновенная потеря сознания и смерть), реже - цианисты­ми соединениями, бензолом, окислами азота, углекислотой и другими токсичными продуктами. К поражающим факторам по­жаров относят также задымление , затрудняющее ориентирование, и сильный моральный психологический эффект.

Наиболее опасны пожары в административных зданиях, внут­ренние стены которых облицованы панелями из горючего материала, а потолки - сгораемыми древесными плитами. Во многих случаях возникновению возгорания способствует неудовлетвори­тельная огнестойкость древесины и других строительных материа­лов, особенно пластиков.

Потенциальные опасности, угрожающие жизни и здоровью человека, существовали всегда. Но к началу третьего тысячелетия экономический и социальный ущерб от техногенных ЧС стал при­обретать огромные масштабы и даже катастрофический характер. Особенно актуальна и сложна эта проблема для современной Рос­сии, где ежедневно в среднем происходят две серьезные аварии на трубопроводах, раз в неделю - на транспорте, ежемесячно - в промышленности. В среднем за год в результате аварий и катас­троф в России ежегодно погибают примерно 50 тыс. чел. и 250 тыс. чел. получают серьезные ранения.

Большое число техногенных ЧС, имевших место в России, объясняются весьма прозаическими причинами. С одной сторо­ны, имеется множество крупных производств, потенциально опас­ных для населения и окружающей среды. С другой стороны, уро­вень износа оборудования, технологической дисциплины и конт­роля в результате стремительного падения производства прибли­зился к критической черте. Экономический кризис усугубил су­ществующую ситуацию, а к проблеме безопасности присоедини­лись серьезные экологические проблемы.

В начале XXI в. наметился подъем в экономике за счет освоения новых безопасных и малоотходных технологий. Будем надеяться, что новое поколение специалистов поспособствует дальнейшему развитию экономики страны, создаст безопасные условия жизне­деятельности, не нарушая экологии Земли.

Общая характеристика и классификация. Чрезвычайные ситуа­ции техногенного происхождения связаны с производственной деятельностью человека и могут протекать с загрязнением и без загрязнения окружающей среды. К техногенным ЧС, вызываю­щим загрязнение окружающей среды, относятся аварии на про­мышленных предприятиях с выбросом радиоактивных, а также химически и биологически опасных веществ.

К авариям с выбросом или угрозой выброса радиоактивных веществ относятся аварии, происходящие на атомных станциях, ядерных установках исследовательских центров, атомных судах, а также на предприятиях ядерно-оружейного комплекса. В результа­те таких аварий может возникнуть сильное радиоактивное загряз­нение местности или акватории.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных ве­ществ (ХОВ) случаются на химически опасных объектах (ХОО) страны, а также на базах и складах временного хранения боевых химических отравляющих веществ (БХОВ). В результате происхо­дит химическое загрязнение территорий за пределами их санитарно-защитных зон (СЗЗ), групповое поражение персонала и насе­ления. Одновременно может произойти негативное влияние на экологию, что вызовет необходимость проведения дегазации мес­тности и санитарной обработки зданий и населения.

К авариям с выбросом (угрозой выброса) биологически опас­ных веществ относят аварии, повлекшие заражение обширных тер­риторий биологически опасными веществами при выбросе их про­изводственными предприятиями и исследовательскими учрежде­ниями, осуществляющими разработку, изготовление, переработ­ку и транспортировку бактериальных средств.

К ЧС без загрязнения окружающей среды относят аварии, сопровождаемые взрывами, пожарами, обрушениями зданий (со­оружений), нарушением систем жизнеобеспечения, разрушени­ем гидротехнических систем, нарушением транспортных комму­никаций и т. п.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера весьма разно­образны как по причинам их возникновения, так и по масштабам. Их классификация представлена на рис. 4.2.

Рис. 4.2. Общая классификация ЧС техногенного происхождения

Аварии на радиационно опасных объектах (РОО). В настоящее время практически в любой отрасли хозяйства и науки использу­ются радиоактивные вещества и источники ионизирующих излу­чений. Атомная наука и техника имеют большое значение для раз­вития экономики, но вместе с тем представляют и большую опас­ность для людей и окружающей среды, о чем свидетельствуют происшедшие аварии.

К авариям, сопровождающимся выбросом или угрозой выбро­са радиоактивных веществ, относят прежде всего аварии на атом­ных электростанциях (АЭС). Они нередко происходят с разруше­нием производственных сооружений и радиоактивным загрязне­нием территории за пределами СЗЗ. Это наиболее опасный случай. Бывают аварии с радиоактивным загрязнением территории в пре­делах СЗЗ, а также с выбросом (утечкой) радиоактивных веществ в пределах производственных помещений атомной электростан­ции. На предприятиях ядерно-топливного цикла бывают утечки ра­диоактивных газов. На атомных судах случаются аварии с радиоактивным загрязнением акватории порта и прибрежной террито­рии. Аварии на ядерных установках инженерно-исследовательских центров могут привести к с радиоактивному загрязнению произ­водственных помещений, а также территории установки как в пределах СЗЗ, так и за ее пределами. Возможны аварийные ситу­ации во время промышленных и испытательных взрывов , сопро­вождающиеся сверхнормативными выбросами радиоактивных ве­ществ в окружающую среду. Падение летательных аппаратов с ядерными энергетическими установками на борту могут вызвать последующее радиоактивное загрязнение местности (к счастью, пока подобных случаев не было). Незначительные загрязнения местности радиоактивными веществами возможны при утечке ионизирующих излучений, авариях на транспорте, перевозящем радиоактивные препараты, и в некоторых других случаях.

К РОО относятся АЭС, предприятия по изготовлению ядерно­го топлива, переработке отработанного топлива и захоронению радиоактивных отходов, научно-исследовательские и проектные организации, имеющие ядерные реакторы, ядерные энергетиче­ские установки на транспорте.

В результате аварий на РОО возникают обширные зоны радиоактивного загрязнения местности и облучаются персонал и насе­ление. Степень опасности ^масштабы таких аварий определяются количеством и активностью выброшенных радиоактивных веществ, а также энергией и качеством сопровождающих их распад иони­зирующих излучений. Радиационное воздействие на персонал и население в зоне радиоактивного загрязнения характеризуется ве­личинами доз внешнего и внутреннего облучения людей.

Под внешним облучением понимается прямое облучение челове­ка от источников ионизирующего излучения, расположенных вне его тела, главным образом от источников γ- излучения и нейтро­нов. Внутреннее облучение происходит за счет ионизирующего из­лучения от источников, находящихся внутри человека. Эти источ­ники образуются в критических (наиболее чувствительных) орга­нах и тканях. Внутреннее облучение происходит за счет источни­ков α -, ß - и γ-излучения.

Для лучшей организации защиты персонала и населения про­изводится заблаговременное зонирование территорий вокруг РОО. Устанавливаются три зоны. Во-первых, зона экстренных мер защи­ты . Это территория, на которой доза облучения всего тела за вре­мя формирования радиоактивного следа или доза внутреннего облучения отдельных органов может превысить верхний предел, установленный для эвакуации. Во-вторых, зона предупредительных мероприятий. Сюда относится территория, на которой доза облу­чения всего тела за время формирования радиоактивного следа или доза облучения внутренних органов может превысить верх­ний предел, установленный для укрытия и йодной профилактики.

В-третьих, зона ограничений. В нее включают местность, на кото­рой доза облучения всего тела или отдельных его органов за год может повысить нижний предел для потребления пищевых про­дуктов. Зона вводится по решению государственных органов.

Аварии на химически опасных объектах (ХОО). Это объекты народного хозяйства, производящие, хранящие или использую­щие аварийно-химические опасные вещества (АХОВ). К ХОО от­носятся:

предприятия химической, нефтеперерабатывающей промыш­ленности;

предприятия пищевой, мясомолочной промышленности, хладокомбинаты, продовольственные базы, имеющие холодильные установки, в которых в качестве хладагента используется аммиак;

водоочистные и другие очистные сооружения, использующие и качестве дезинфицирующего вещества хлор;

железнодорожные станции, имеющие пути отстоя подвижного состава с сильно действующими ядовитыми веществами (СДЯВ);

железнодорожные станции выгрузки и погрузки СДЯВ;

склады и базы с запасом ядохимикатов и других веществ для дезинфекции и дератизации.

Химически опасными веществами называются токсичные хими­ческие вещества, применяемые в промышленности и в сельском хозяйстве. Они при разливе или выбросе загрязняют окружающую среду и могут привести к гибели или поражению людей, живот­ных и растений. Наиболее распространенные ХОВ - хлор, ам­миак, сероводород, синильная кислота, фосген и др.

Аварии на ХОО с выбросом в окружающую среду СДЯВ спо­собны повлечь за собой групповое поражение обслуживающего персонала и населения на прилегающей территории, нежелатель­ные генетические последствия у человека. Все это может потребо­вать проведения дегазационных и других специальных мероприя­тий на значительных территориях.

Основными путями проникновения АХОВ внутрь организма являются органы дыхания (ингаляционный путь) и кожа (резорб-тивный путь). Кроме того, возможно попадание АХОВ в организм через раневые поверхности и желудочно-кишечный тракт - пер-орально. Во всех случаях АХОВ разносятся кровью по всем органам и тканям. Это может привести к патологическим изменениям, потере работоспособности и даже гибели человека. Важнейшей ха­рактеристикой АХОВ является токсичность. Наибольшее число аварий происходит на предприятиях, производящих, хранящих и транспортирующих хлор, аммиак, ацетилен, минеральные удобрения, гербициды, продукты органического и нефтеорганичес-кого синтеза. Поражающим фактором при выбросе ХОВ является химическое загрязнение . Утечка ХОВ происходит при авариях вслед­ствие взрывов, разрушения и повреждения резервуаров и технологических трубопроводов. Это может привести к загрязнению воздушного и водного бассейнов, больших территорий и вызвать гибель либо тяжелые заболевания людей и животных.

Токсичностью называют степень ядовитости. Она характеризу­ется пороговой концентрацией, пределом переносимости, смер­тельной концентрацией (смертельной дозой). Пороговая концент­рация - это наименьшее количество вещества, которое может вызвать негативный физиологический эффект. При этом поражен­ные ощущают первичные признаки поражения, но сохраняют ра­ботоспособность. Пределом переносимости считается максимальная концентрация, которую человек может выдержать определенное время без устойчивого поражения. В промышленности в качестве предела переносимости используется предельно допустимая кон­центрация (ПДК), регламентирующая допустимую степень за­грязнения АХОВ воздуха рабочей зоны. ПДК определяется как максимально допустимая концентрация АХОВ, которая при посто­янном воздействии на человека в течение рабочего дня не может вызвать даже через длительный промежуток времени патологи­ческих изменений или заболеваний, обнаруживаемых при помо­щи современных методов диагностики.

Поражающая сила АХОВ определяется их физико-химически­ми свойствами. Особое значение имеют агрегатное состояние ве­щества, растворимость его в воде и органических растворителях, плотность вещества и его летучесть, удельная теплота испарения и теплоемкость жидкости, давление насыщенных паров, темпе­ратура кипения и др. Эти характеристики необходимы для оцен­ки безопасности производства, хранения и перевозок АХОВ, при прогнозировании и оценке последствий химически опасных аварий.

Безопасность функционирования химических предприятий за­висит от многих факторов:

физико-химических свойств сырья и продуктов;

характера технологического процесса;

конструкции и надежности оборудования;

условий хранения и транспортировки ХОВ;

состояния контрольно-измерительных приборов и средств автоматизации;

подготовленность и практические навыки персонала;

эффективности средств противоаварийной защиты.

Аварии на объектах коммунального хозяйства. Наиболее распространенными являются аварии в системах водоснабжения, канализации, газо-, энерго- и теплоснабжения. Сейчас отмечается низ­кий уровень подготовки систем жизнеобеспечения и эксплуата­ции в холодный период года (на уровне 70 - 80 %). Особую трево­гу вызывает создание запасов топлива для котельных, дизельных электростанций и других коммунальных объектов (в отдельных регионах от 1,5 до 20 % от необходимого минимального 100-дневно­го запаса).

Такое положение дел негативно сказывается на безаварийном функционировании систем жизнеобеспечения. Отмечаемое в по­следние годы увеличение аварийности прежде всего связано со значительным физическим износом основных фондов коммуналь­ной инженерной инфраструктуры городов. К нарушениям в рабо­те жизненно важных инженерных систем и аварийным ситуациям нередко приводят и стихийные бедствия . Коммунальные службы не всегда готовы противостоять сильным морозам, в результате многие инженерные системы размораживаются. Большое количество жилых домов, школ, больниц, детских садов остаются без тепла и света. Во многих регионах не созданы достаточные запасы материально-технических средств для оперативного устранения ава­рийных ситуаций на системах жизнеобеспечения (насосного обо­рудования, труб с утеплителем, установок для отогрева сооруже­ний, замороженных коммуникаций и др.). Важной причиной не­достаточной готовности, помимо устаревшей материально-техни­ческой базы, является нехватка финансовых средств.

Аварии на транспорте. Сегодня любой вид транспорта представ­ляет потенциальную опасность. Технический прогресс одновре­менно с комфортом и скоростью передвижения снизил степень безопасности жизнедеятельности человека. Транспортной аварией (ТА) называют аварию на транспорте, повлекшую за собой ги­бель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреж­дений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде. Обычно ТА раз­личают по видам транспорта. Таковы железнодорожная авария, авиационная катастрофа, дорожно-транспортное происшествие (ДТП), аварии на водном транспорте, авария на магистральном трубопроводе и др. Поражающие факторы, сопровождающие все ТА, зависят как от вида транспорта, так и от вида транспортиру­емого груза.

Значительное место в общем объеме грузоперевозок занимает железнодорожный транспорт . Он обеспечивает до 47 % пассажир­ских перевозок, а также до 50 % доставок грузов. Среди последних большое количество опасных. Поэтому железнодорожный транс­порт считается отраслью народного хозяйства с повышенным рис­ком возникновения аварийных ситуаций.

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорож­ном транспорте являются:

неисправности пути;

поломки подвижного состава;

выход из строя средств сигнализации и блокировки;

ошибки диспетчеров;

невнимательность и халатность машинистов;

сход подвижного состава с рельсов; столкновения;

наезды на препятствия на переездах;

пожары и взрывы непосредственно в вагонах; повреждение железнодорожных путей в результате размывов, обвалов, оползней, наводнений;

изношенность технических средств.

Благодаря внедрению комплекса профилактических и органи­зационно-технических мероприятий число происшествий на же­лезных дорогах в последние годы существенно сократилось.

В гражданской авиации России также случаются авиационные происшествия и катастрофы, влекущие за собой гибель людей и разрушения воздушных судов. Среди причин авиакатастроф выде­ляются ликвидация централизованной государственной системы управления и обеспечения безопасности полетов, распад единой государственной системы Аэрофлота, рост числа мелких коммер­ческих организаций-перевозчиков, снижение дисциплины, над­зора и контроля за безопасностью полетов в целом, ошибки пи­лотов, ошибки диспетчерских служб, неисправности авиацион­ной техники (старение, низкие темпы замены на новые виды), погодные условия.

Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения на автомобильном транспорте .

Крупными автомобильными катастрофами считаются такие, в которых погибли четыре и более человек. Статистика показы­вает некоторое снижение их количества. Однако продолжает оста­ваться высокой тяжесть катастроф (численность потерь населения и ущерб, связанный с ними). По данным Российского статисти­ческого ежегодника в дорожно-транспортных происшествиях в 2005 г. погибли 34 тыс. чел., получили травмы и увечья 274,9 тыс. чел. Данное положение объясняется конкретными причинами. Среди них на первом месте много лет стоит неудовлетворительное техническое состояние автомобильных дорог и подвижного состава. В частности, у нас сохраняется большое количество пересечений дорог на одном уровне, в том числе и с железными дорогами. В пос­ледние годы многократно возросло количество автомобильного транспорта, находящегося в личном пользовании. Имеет место неконтролируемое нарастание объемов грузовых перевозок, вы­полняемых большегрузными автомобилями (автопоездами) с на­грузками на ось, превышающими допустимый уровень. Распрост­раненными причинами являются нарушения водителями правил дорожного движения, которые отчасти объясняются плохой под­готовкой водителей, отчасти их недобросовестностью. Так, широ­ко распространены превышение скорости на опасных участках до­рог, выезды на полосу встречного движения, управление авто­транспортным средством в нетрезвом состоянии.

В последние годы участились кораблекрушения и аварийные происшествия на водном транспорте . Основные причины этих аварий связаны с нарушениями правил судовождения, пожар­ной безопасности, технической эксплуатации, ошибками ка­питанов, лоцманов и членов экипажа, а также с износом мате­риальной части и оборудования судов, портов и других объек­тов морских и речных пароходств, низкой обновляемостью парка за счет судов нового поколения. Немаловажное значение имеют погодные и климатические условия (ураганы, штормы, туманы, льды и т.д.). Большое влияние на аварийность оказывают ошибки при проектировании и строительстве судов, столкновения и опрокидывания судов, посадка их на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное размещение и плохое закреп­ление грузов.

Самым распространенным способом транспортирования ХОВ и нефтепродуктов является трубопроводный (по состоянию на 2005 г. протяженность нефтепроводов - 48 тыс. км, газопроводов - 160 тыс. км, нефтепродуктов - 160 тыс. км). Основными причина­ми аварий на трубопроводах являются изношенность труб, отсут­ствие должного технического контроля за состоянием магистраль­ных трубопроводов, интенсификация экспортных поставок и по­ставок внутри страны по трубопроводам, сроки эксплуатации ко­торых достигли 35 - 40 лет.

Аварии на гидротехнических сооружениях . Гидротехнические сооружения - это объекты, создаваемые с целью использова­ния кинетической энергии воды (ГЭС), охлаждения систем в технологических процессах, мелиорации, защиты прибрежных территорий (дамбы), забора воды для водоснабжения и ороше­ния, рыбозащиты, регулирования уровня воды, обеспечения деятельности морских и речных портов, для судоходства (шлю­зы).

Следует различать такие понятия, как запруда, плотина, гид­роузел. Запруда обычно создает подъем воды, но не имеет стока или он весьма ограничен. Плотина - сооружение, тоже создаю­щее напор воды, но почти с постоянным ее стоком. Гидроузел представляет собой систему сооружений и водохранилища, свя­занные единым режимом водоперетока. Весьма опасно разруше­ние плотин. В таких случаях действуют два фактора: волна прорыва и зона затопления , каждый из которых имеет свою характеристи­ку и для людей представляет опасность. Прорыв может произойти из-за воздействия сил природы (землетрясения, урагана, обвала, оползня), конструктивных дефектов, нарушения правил эксплу­атации, воздействия паводков, разрушения основания, недоста­точности водосбросов, а в военное время - в результате воздей­ствия средств поражения. При прорыве в плотине или в другом сооружении образуется проран, от размеров которого зависят объем, скорость падения воды и параметры волны прорыва - основного поражающего фактора этого вида аварий.

Разрушительное действие волны прорыва заключается главным образом в движении больших масс воды с высокой скоростью и таранного действия всего того, что перемещается вместе с водой (камни, доски, бревна, различные конструкции). Высота и ско­рость волны прорыва зависят от гидрологических и топографи­ческих условий реки. Например, для равнинных районов скорость волны прорыва колеблется от 3 до 25 км/ч, а для горных и пред­горных мест имеет величину порядка 100 км/ч. Лесистые участки замедляют скорость и уменьшают высоту волны. Прорыв плотин приводит к затоплению местности и всего, что на ней находится. Строить жилые и производственные здания здесь запрещено.

Причины крупных аварий гидротехнических сооружений раз­личны, но чаще всего они происходят из-за разрушения основа­ния. Частота возникновений аварий по различным причинам при­водится ниже, %:

Разрушение основания........... 40

Недостаточность водосброса. 23

Слабость конструкции............ 12

Неравномерная осадка........... 10

Высокое давление на плотину 5

Военные действия.................... 3

Оползание откосов.................. 2

Дефекты материала................. 2

Неправильная эксплуатация... 2

Землетрясения......................... 1

Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах (ПВОО). Пожа­ро - и взрывоопасные объекты - это предприятия, на которых про­изводятся, хранятся, транспортируются вещества и материалы, способные или приобретающие при определенных условиях спо­собность к возгоранию или взрыву. Это прежде всего производ­ства, где используются взрывчатые и имеющие высокую степень возгораемости вещества, а также железнодорожный и трубопро­водный транспорт, как несущий основную нагрузку при доставке жидких, газообразных пожаро- и взрывоопасных грузов.

Характер пожаров на предприятиях зависит от того, какие го­рючие вещества и материалы перерабатываются, транспортиру­ются или хранятся в отдельных зданиях и помещениях.

Проектирование производственных зданий и помещений, вы­бор производственного оборудования, электрических установок, систем вентиляции и отопления, противопожарных взрывов, пу­тей эвакуации работающих при пожаре и другие вопросы, свя­занные с обеспечением пожарной безопасности, решаются в за­висимости от категории помещений по пожаро- и взрывоопасности. В соответствии с общероссийскими нормами технологиче­ского проектирования помещения по взрывопожарной и пожарной опасности разделяют на пять категорий в зависимости от хранимых материалов. Из них две взрывопожароопасные (А, Б) и три пожароопасные (В, Г, Д).

1) горючие газы;

2) легковоспламеняющиеся жидкости;

3) вещества и материалы, способные взрываться и гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом;

4) горючие пыли и волокна, легко воспламеняющиеся жидко­сти с температурой вспышки более 28 °С;

5) горючие жидкости;

6) паровоздушные смеси, при воспламенении которых разви­вается избыточное давление в помещении, превышающее 5 кПа.

1)горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы, способные при взаимодействии с водой, кислородом или друг с другом гореть, не взрываясь;

2)негорючие вещества и материалы в горячем, раскаленном или расплавленном состоянии, процесс обработки которых со­провождается выделением лучистой теплоты, искр и пламени;

3)горючие газы, жидкости и твердые вещества, которые сжи­гаются или утилизируются в качестве топлива;

4)негорючие вещества и материалы в холодном состоянии.

Все строительные материалы и конструкции из них делятся на несгораемые, трудносгораемые и сгораемые.

К несгораемым относятся такие материалы, которые под воз­действием огня или высокой температуры не воспламеняются, не тлеют и не обугливаются.

Трудносгораемыми считаются те материалы, которые под воз­действием огня или высокой температуры с трудом воспламеня­ются, тлеют или обугливаются и продолжают гореть лишь при наличии источника огня.

Сгораемые - это такие материалы, которые под воздействием огня или высокой температуры воспламеняются или тлеют и про­должают гореть и тлеть после удаления источника огня.

Пожары на крупных промышленных предприятиях и в насе­ленных пунктах подразделяются на отдельные и массовые: от­дельные обычно бывают пожары в здании или сооружении; массо­вые представляют собой совокупность отдельных пожаров, охва­тивших более 25 % зданий. Сильные массовые пожары при опре­деленных условиях могут перейти в огненный шторм.

Опасными факторами пожара (ОФП) являются:

открытый огонь и искры;

повышенная температура окружающей среды и предметов;

Токсичные продукты горения, дым;

пониженная концентрация кислорода;

падающие части строительных конструкций, агрегатов, уста­новок.

К поражающим факторам взрыва относятся ударная воздушная волна, тепловое излучение, а также осколочные поля, создавае­мые летящими обломками взрывающихся объектов.

Ударная воздушная волна - это область резкого сжа­тия воздуха, которая в виде сферического слоя распространяется во все стороны от места взрыва с огромной скоростью. Основными критериями, характеризующими ее разрушающее и поражающее действие, являются избыточное давление во фронте ударной вол­ны, давление скоростного напора и продолжительность действия. При встрече с преградой ударная волна образует давление от­ражения, которое, взаимодействуя с избыточным давлением, мо­жет увеличить его в два и более раз. Поэтому взрывы внутри поме­щений оказывают значительно большее разрушающее действие, чем на открытой местности. Помимо избыточного давления, пре­грады на пути движения ударной волны испытывают динамиче­ские нагрузки, создаваемые потоком движущегося воздуха - дав­лением скоростного напора. Продолжительность действия удар­ной волны находится в прямой зависимости от силы взрыва, а производимые ею разрушения - от продолжительности действия избыточного давления.

Поражающее действие теплового излучения в очаге по­ражения определяется величиной теплового потока. Возникающие в результате взрывов пожары приводят к ожогам, а горение пласт­масс и некоторых синтетических материалов - к образованию и созданию различных концентраций ХОВ, цианистых соединений, фосгена, сероводорода и др.

Поражающее действие осколочных полей определяется количеством летящих осколков от взрывающихся объектов, кине­тической энергией и радиусом их разлета. При пожарах и взрывах люди получают термические повреждения (ожоги тела, верхних дыхательных путей, глаз) и механические повреждения (перело­мы, ушибы, черепно-мозговые травмы, осколочные ранения, комбинированные поражения).

При пожарах чаще всего наблюдается поражение людей оки­сью углерода (при содержании в воздухе 1 % окиси углерода - почти мгновенная потеря сознания и смерть), реже - цианисты­ми соединениями, бензолом, окислами азота, углекислотой и другими токсичными продуктами. К поражающим факторам по­жаров относят также задымление , затрудняющее ориентирование, и сильный моральный психологический эффект.

Наиболее опасны пожары в административных зданиях, внут­ренние стены которых облицованы панелями из горючего материала, а потолки - сгораемыми древесными плитами. Во многих случаях возникновению возгорания способствует неудовлетвори­тельная огнестойкость древесины и других строительных материа­лов, особенно пластиков.

1.2 Крупнейшие техногенные катастрофы в современной России

Среди крупнейших техногенных катастроф в новейшей истории России - аварии на шахтах и электростанциях, гибель воздушных и морских судов, пожары и обрушения крыш зданий.

В результате взрыва метана на шахте "Зыряновская" в Кемеровской области погибли 67 человек. Сообщалось, что авария произошла во время пересменки в очистном забое. Основной причиной был назван человеческий фактор: комбайнер раздавил шахтерский самоспасатель (средство индивидуальной защиты от токсичных продуктов горения), который спровоцировал взрыв неожиданно появившегося в забое газа метана с последующим взрывом угольной пыли.

За неделю до взрыва на шахте произошла вспышка газа, в результате которой пять рабочих получили ожоги. Однако эксплуатация рудника не была остановлена. Специалисты отмечают, что никто из руководящего состава шахты по итогам расследования наказан не был. На протяжении десяти последующих лет авария в Новокузнецке оставалась самой крупной катастрофой в Кузбассе.

Во время военно-морских учений российского флота в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка К-141 "Курск" с крылатыми ракетами. По официальной версии, на подлодке, которая была спущена на воду в мае 1994 года, произошел взрыв торпеды по причине утечки компонентов топлива. Возникший через две минуты после первого взрыва пожар повлек за собой детонацию торпед, находившихся в первом отсеке лодки.

Второй взрыв привел к еще более значительным разрушениям. В результате все 118 членов экипажа погибли. В результате операции подъема подлодки, завершенной год спустя, были найдены и захоронены 115 тел погибших моряков. "Курск" считался лучшей подводной лодкой Северного флота. В числе прочих версий гибели "Курска" утверждалось, что он мог быть торпедирован американской подводной лодкой.

Самолет авиакомпании "Владивосток Авиа", совершавший рейс по маршруту Екатеринбург-Иркутск потерпел катастрофу при заходе на посадку. В результате трагедии погибли 144 человека. В заключении государственной комиссии причиной катастрофы были названы ошибочные действия экипажа. В процессе выполнения посадочного маневра была потеряна скорость, после чего командир утратил возможность управления самолетом

Пять лет спустя, 9 июля 2006 года, при посадке в том же аэропорту Иркутска самолет авиакомпании "Сибирь" не сумел остановиться на взлетно-посадочной полосе, выкатился за ее пределы и врезался в гаражный комплекс. Следствие установило проблемы воздушного судна с двигателем из-за ошибки экипажа. Из 203 человек, находившихся на борту, погибли 124 человека.

Пожар в одном из корпусов общежития Российского университета дружбы народов вспыхнул ночью, когда большинство студентов спали. Очагом возгорания была комната, которая на момент возгорания была пуста. Огонь распространился на четыре этажа. Студенты и работники вуза, выпрыгивая из окон на этих этажах, серьезно пострадали, некоторые разбились насмерть. Пожар унес жизни 44 человек, преимущественно иностранных студентов, около 180 человек попали в больницу с ожогами и телесными повреждениями. Виновными в возгорании судом были признаны шесть человек, в том числе проректор по административно-хозяйственной деятельности университета и главный инженер университета, а также инспектор Госпожнадзора Юго-Западного Административного округа Москвы, получивший самое суровое наказание - два года лишения свободы в колонии-поселении.

В результате обрушения крыши спортивно-развлекательного комплекса на юго-западе Москвы погибли 28 человек, в том числе восемь детей, еще около 200 человек получились травмы различной степени тяжести. В момент аварии в аквапарке, открытом в июне 2002 года, находились, по разным данным, от 400 до тысячи человек, многие из которых праздновали День всех влюбленных.

Среди основных версий обрушения, которые рассматривались следствием, назывались нарушения при проектировании и строительстве здания, а также его неправильная эксплуатация. Прокуратура столицы пришла к выводу о виновности главного конструктора проекта аквапарка Нодара Канчели, однако затем прекратила уголовное дело по амнистии.

Обрушение крыши рынка, по данным комиссии, стало следствием неправильной эксплуатации

Рано утром в Москве рухнула крыша Басманного рынка на площади примерно в 2000 кв. метров. Погибли в общей сложности 66 человек, десятки людей удалось извлечь из-под обломков живыми. Спустя два месяца после катастрофы комиссия правительства Москвы вынесла решение о том, что происшедшее - следствие систематической неправильной эксплуатации здания на протяжении всего срока его службы.

Проектировщиком перекрытий рынка являлся Нодар Канчели, конструктор "Трансвааль-парка", крыша которого обрушилась двумя годами ранее. Комиссия установила, что крыша рынка обрушилась из-за обрыва одного из тросов-вантов, на которых она держалась. А сам обрыв стал следствием нескольких причин, среди которых была коррозия ванта и внеплановая перестройка здания.

Авария на шахте "Ульяновская" в Кемеровской области унесла жизни 110 человек. Удалось спасти 93 шахтеров. Российская федеральная служба по экологическому, технологическому и ядерному надзору объявила, что на шахте "Ульяновская" были допущены "грубейшие нарушения правил безопасности".

Губернатор области Аман Тулеев заявил, что в день аварии на шахте устанавливалось оборудование, призванное выявлять и локализовывать утечки газа. Почти все руководство шахты спустилось под землю для проверки работы системы и погибло при взрыве. Спустя три года следственный комитет при прокуратуре, проведя дополнительное расследование, возбудил еще одно уголовное дело по факту аварии на "Ульяновской". Аварий с таким количеством жертв ранее никогда не случалось на шахтах СССР и России.

Самолет компании "Аэрофлот-Норд", совершавший рейс по маршруту Москва-Пермь, потерпел катастрофу при заходе на посадку. В результате столкновения с землей погибли все находившиеся на борту люди - 88 человек, в том числе 7 детей. Среди погибших оказался советник президента, герой России генерал-полковник Геннадий Трошев.

Эта катастрофа стала первой для самолета Boeing 737 на территории России. Системной причиной происшествия был назван "недостаточный уровень организации летной и технической эксплуатации самолетов Boeing 737 в авиакомпании". К тому же, по результатам судмедэкспертизы, был установлен факт наличия этилового алкоголя в организме командира корабля перед смертью.

Крупнейшая в России и шестая в мире гидроэлектростанция - Саяно-Шушенская - была остановлена 17 августа, когда в машинный зал хлынула вода. Три из десяти генерирующих гидроагрегатов были полностью уничтожены, а все остальные повреждены.

Восстановительные работы по ГЭС на реке Енисей, как ожидается, займут несколько лет и в лучшем случае завершатся в 2014 году. Крупнейшая в истории российской и советской гидроэнергетики авария привела к гибели 75 человек. Комиссия российской Госдумы, расследовавшая причины аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, назвала имена около 20 работников станции, причастных, по ее мнению, к трагедии.

Депутаты рекомендовали уволить, среди прочих, генерального директора ГЭС Николая Неволько и главного инженера Андрея Митрофанова. В декабре 2010 года уже бывшему директору ГЭС Неволько было предъявлено обвинение в "нарушении правил техники безопасности и иных правил охраны труда, повлекшем смерть двух и более лиц".

Большинство посетителей пермского ночного клуба не сумели выбраться на улицу

Крупнейший по числу жертв пожар в истории постсоветской России произошел в пермском ночном клубе "Хромая лошадь". По версии следствия, он начался во время пиротехнического шоу, когда искры попали на потолок, сделанный из сухих деревянных прутьев, и вызвали возгорание. В клубе мгновенно началась давка, по причине которой выбраться из тесного помещения удалось не всем.

Пожар в "Хромой лошади" повлек смерть 156 человек, несколько десятков человек получили ожоги различной степени. В связи с инцидентом был уволен ряд должностных лиц и чиновников пожарного надзора, а правительство Пермского края в полном составе сложило с себя полномочия. В июне 2011 года испанские правоохранительные органы выдали своим российским коллегам Константина Мрыхина, которого следствие называет соучредителем клуба. Кроме него по делу проходят еще восемь человек.

На одной из крупнейших угольных шахт мира, расположенной в Кемеровской области, с разницей в несколько часов произошли два взрыва метана, в результате которых погиб 91 человек. В общей сложности около 360 шахтеров оказались заблокированными под землей, большинство горняков удалось спасти.

В декабре 2010 года 15 человек, находившихся в шахте в момент аварии и числившихся пропавшими без вести, решением суда были признаны погибшими. Премьер-министр Владимир Путин заявил, что органы Ростехнадзора не раз предъявляли претензии к состоянию оборудования на "Распадской", но руководство шахты никак на них не реагировало.

Директор шахты Игорь Волков, которому были предъявлены обвинения в нарушении правил безопасности, ушел в отставку. Руководство "Распадской" оценило свой ущерб в 8,6 млрд рублей.

Двухпалубный дизель-электроход "Булгария", который шел из города Болгар в Казань, затонул в трех километрах от берега. Одним из факторов, предположительно приведших к катастрофе, называют перегруженность корабля. По некоторым сведениям, после произведенной переделки судно было рассчитано на перевозку 140 пассажиров. Однако билетов на речную прогулку 10 июля было продано гораздо больше. Четвертую часть тех, кто был на борту, составляли дети.

К утру 14 июля обнаружены тела 105 погибших в результате крушения, судьба еще 24 остается неизвестной. 79 пассажиров и членов экипажа спаслись. В связи с гибелью "Булгарии" Васильевский суд Казани уже арестовал двух человек, которых подозревают в "оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности" - Светлана Инякина, генеральный директор компании "АргоРечТур", которая являлась субарендатором теплохода "Булгария", и Яков Ивашов, старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра.

По данным Всероссийского Центра Монитогинга и Прогнозирования Чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера центра «Антистихия», за 10 месяцев 2011 г. произошло 156 техногенных чрезвычайных ситуаций (без учета техногенных пожаров в жилом секторе и на объектах экономики), что на 11% выше показателей аналогичного периода 2010 г. (140 ЧС) и на 65% ниже среднемноголетних значений (449 ЧС)).

Количество погибших (668 чел.) в результате чрезвычайных ситуаций техногенного характера за этот же период увеличилось на 60% по сравнению с 2010 г. (418 чел.) и на 14% ниже среднемноголетних показателей (773 чел.).

Количество пострадавших в результате техногенных ЧС составило 962 чел., что на 35% выше, чем в 2010 г. (715чел.) и на 0,2% ниже среднемноголетних значений (964 чел.).

Из наиболее значимых техногенных ЧС 2011 года следует отметить:

В 16.30 в международном зале аэропорта «Домодедово» произошел взрыв неустановленного взрывного устройства. Всего в результате теракта пострадало 192 человека, из них 33 иностранных граждан, в том числе погибло 36 человек, из них 9 иностранных граждан, было госпитализировано 135 человек, из них 23 иностранных гражданина.

В 11.42 (мск) 26.05.2011 г. в н.п. Урман Иглинского района Республики Башкортостан на складах произошло возгорание складов с боеприпасами с последующими взрывами, в результате чего сгорело 40 построек (в том числе 12 жилых одноэтажных домов и 2 жилых 2-х этажных 8-ми квартирных барачных дома, хозяйственные постройки). Пострадало 12 человек, в том числе госпитализировано 3 человека и 9 человекам оказана помощь амбулаторно. Эвакуировано 2700 человек (в том числе 700 детей).

10 июля 2011 г., Приволжский ФО, Республика Татарстан. В 13.58 10.07.2011 г. на р. Волге возле н.п. Сюкеево Камско-Устьинского района Республики Татарстан затонул теплоход «Булгария», следовавший по маршруту «Болгары - Казань». На борту находилось всего 185 человек, из них 148 пассажиров, 31 член экипажа, 6 незарегистрированных пассажиров. Спасено 80 человек.

В 16.00 при взлете с аэропорта Туношна самолет Як-42 упал в воду в районе слияния р. Волга и р. Туношна, следовавшего по маршруту «Ярославль - Минск», с возгоранием. На борту находилось 45 человек (экипаж - 8 человек и 37 пассажиров (хоккейная команда клуба «Локомотив» г. Ярославль). Пострадало 45 человек, из них 44 человека погибло.

Аварии и катастрофы

В результате аварии или катастрофы на объектах нефтяной, химической и газовой промышленности может произойти загазованность атмосферы, розлив нефтепродуктов, агрессивных жидкостей. Наиболее опасны аварии на предприятиях, производящих...

Безопасность жизнедеятельности

В большинстве случаев техногенные аварии связанны с неконтролируемым, самопроизвольным выходом в окружающее пространство вещества и/или энергии. Самопроизвольное высвобождение энергии приводит к промышленным взрывам, а вещества - к взрывам...Генезис техногенных катастроф

Преступность - весьма сложное общественное явление, самым непосредственным образом связанное с обществом, но вместе с тем достаточно самостоятельное, способное оказывать на него серьезное влияние...

Характеристика чрезвычайных происшествий

Современное производство все усложняется. В его процессе чаще применяются ядовитые и агрессивные компоненты. На малых площадях концентрируется все большее количество энергетических мощностей...

Чрезвычайные происшествия и стихийные бедствия. Факторы снижения жизнедеятельности

Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения: группы и виды

ЧС техногенного характера (техногенная ЧС) - это неблагоприятная обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, которое может привлечь или повлекла за собой человеческие жертвы...

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

ЧС техногенного характера, которые могут возникнуть в мирное время - это промышленные аварии с выбросом опасных отравляющих химических веществ (ОХВ); пожары и взрывы, аварии на транспорте: железнодорожном, автомобильном, морском и речном...

Эндогенные катастрофы

Эндогенными катастрофами являются землетрясения и вулканические извержения, остальные относятся к экзогенным катастрофам. Эндогенные катастрофы оказывают прямое влияние на экзогенные. Установлена и обратная связь...