Общая характеристика информационно-правовых норм. Конституции российской федерации 1 информационно правовые нормы понятие структура виды


Волгоградский государственный колледж управления и новых технологий
Реферат
НА ТЕМУ: «НОРМЫ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ»
Выполнила студентка группы К06-Н
Атрощенко К. С.
Проверила преподаватель:
Шиндряева И. В.
Волгоград 2010
Содержание

1.Особенность информационно-правовых норм
2.Виды информационно-правовых норм
3.Состав информационно-правовых норм
4. Классификация информационно-правовых норм
1. Особенность информационно-правовых норм

Особенность информационно-правовых норм состоит в том, что они регулируют обособленные группы общественных отношений применительно к особенностям информационной сферы.
Информационно-правовым нормам присущи все основные, характерные черты норм, составляющих правовую систему. Как и нормы других отраслей права, они содержат описания правил поведения (или алгоритмов поведения), которые устанавливаются государством в определенном порядке, форме и вводятся в действие в установленный законодательством срок. Информационно-правовые нормы задают содержание прав и обязанностей субъектов -- участников правоотношений, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.
Отличие информационно-правовых норм от норм других отраслей права в том, что они регулируют отношения, возникающие в информационной сфере в связи с реализацией информационных прав и свобод и осуществлением информационных процессов при обращении информации. В зависимости от вида и формы представления информации, субъектов, действующих в информационной сфере, особенностей их поведения, информационно-правовые нормы могут разделяться на императивные и диспозитивные.
Совокупность норм информационного права формируется на основе конституционных информационно-правовых норм, которые регулируют отношения, связанные с реализацией информационных прав и свобод. Это, в первую очередь, право каждого на производство, передачу, распространение, получение, поиск и потребление информации законным способом, право на свободное творчество, преподавание, другую интеллектуальную защищаемую законом деятельность.
2. Виды информационно-правовых норм

В зависимости от их содержания информационно-правовые нормы могут быть материальными и процессуальными .
Материальные информационно-правовые нормы устанавливают структуру элементов и частей информационной сферы. Они определяют содержание государственной политики в информационной сфере, закрепляют комплекс обязанностей, прав, а также ответственность участников информационных процессов, в том числе материальное содержание юридических прав и обязанностей участников информационных правоотношений. Эти нормы устанавливают правовой статус субъектов в информационной сфере в части их обязанностей и ответственности за организацию и обеспечение процессов обращения информации, в том числе формирование информационных ресурсов и предоставление пользования ими в соответствии с действующим законодательством.
Процессуальные информационно-правовые нормы по своему назначению регламентируют процедуру (порядок, правила) реализации обязанностей и прав, установленных материальными информационными нормами в рамках регулируемых информационных отношений, так, этими нормами устанавливается порядок лицензирования и сертификации в информационной сфере, формирования информационных ресурсов, поиска и получения информации из этих ресурсов, другие процедуры правового регулирования общественных отношений в информационной сфере.
3. Состав информационно-правовых норм

Как и нормы других отраслей права, информационно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции .
Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникать информационные правоотношения, и указывает на круг субъектов -- участников этих правоотношений. Например, при установлении порядка получения информации от государственных структур определяются условия обращения потребителя к этому органу и выдачи информации этим органом.
Основу информационно-правовой нормы составляет диспозиция, которая содержит предписание о том, как должны поступать субъекты правоотношений, устанавливаются их права и обязанности. Так, в соответствии с Федеральным законом «О библиотечном деле» устанавливаются права и обязанности читателя и библиотекаря по предоставлению информационных услуг, по пользованию такими услугами.
Защита прав и обеспечение исполнения установленных правил производятся с помощью санкций. Санкции информационно-правовых норм весьма разнообразны. В зависимости от вида информации, характера нанесенного ущерба, условий возникновения правонарушения это могут быть гражданско-правовая, административная или уголовная ответственность.
В конкретной статье нормативного правового акта могут не присутствовать все три составляющих информационно-правовой нормы. Однако они могут содержаться либо в других статьях данного акта, либо в других актах.
4. Классификация информационно-правовых норм

Информационно-правовые нормы могут классифицироваться в зависимости от способов их воздействия на субъектов правоотношений. Здесь действуют две группы норм -- диспозитивные и императивные .
Диспозитивные информационно-правовые нормы применяются при регулировании отношений в области защиты нематериальных благ, имущественных прав, личных неимущественных прав в информационной сфере. Это -- достоинство личности, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, связанные с производством, преобразованием и потреблением информации. Диспозитивные информационно-правовые нормы имеют свою специфику, определяемую особенностями и юридическими свойствами информации и информационных объектов, что отличает их от других норм диспозитивного характера.
Примеры диспозитивных норм.
Гражданский кодекс РФ статья 128 «Виды объектов гражданских прав». К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» статья 16 «Имущественные права». Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом».
Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» статья 6 «Информационные ресурсы как элемент состава имущества и объект права собственности» . Информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и как элемент состава имущества находятся в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений. Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируются гражданским законодательством Российской Федерации. Российская Федерация и субъекты Российской Федерации являются собственниками информационных ресурсов, создаваемых, приобретаемых, накапливаемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также полученных путем иных установленных Законом способов.
Государство имеет право выкупа документированной информации у физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к государственной тайне.
Собственник информационных ресурсов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, вправе распоряжаться этой собственностью только с разрешения соответствующих органов государственной власти.
Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» статья 6 «Право собственности на информационные продукты и средства международного информационного обмена». Документированная информация, информационные ресурсы, информационные продукты, средства международного информационного обмена относятся к объектам имущественных прав собственников и включаются в состав их имущества.
Отношения, связанные с правом собственности на российские информационные продукты и средства международного информационного обмена, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.
Отношения, связанные с правом собственности, возникающие в результате оказания или получения информационной услуги, определяются договором между собственником или владельцем информационных продуктов и пользователем. Оказание информационной услуги не создает для пользователя право авторства на полученную документированную информацию. Информационные продукты являются товаром, если это не противоречит международным договорам Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.
Императивные информационно-правовые нормы устанавливают, в первую очередь, обязанности органов государственной власти и местного самоуправления по производству и распространению информации, создаваемой этими структурами в порядке обеспечения конституционных гарантий информационных прав граждан на информацию и исполнения этими органами своей компетенции в этой части. Устанавливают функции и компетенцию органов государственной власти в области информационной безопасности, по формированию государственных (муниципальных) информационных ресурсов, по созданию государственных информационно-телекоммуникационных систем и других подобных информационных сис и т.д.................

  • Понятие, виды и значение совокупности преступлений. Отграничение идеальной совокупности от конкуренции уголовно-правовых норм.
  • Предельно допустимые концентрации вредных для человека газов в воздухе. Сравнение российских и немецких норм.
  • Информационно-правовая норма - это установленное государством правило поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в информационной сфере в связи с реализацией информационных прав и обязанностей субъектов и осуществлением информационных процессов при обращении информации (процессов производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации).

    Как и нормы других отраслей права, информационно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции .

    Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникать информационные правоотношения, и указывает на круг субъектов - участников этих правоотношений. Например, при установлении порядка получения информации от государственных структур определяются условия обращения потребителя к этому органу и выдачи информации этим органом.

    Основу информационно-правовой нормы составляет диспозиция , которая содержит предписание о том, как должны поступать субъекты правоотношений, устанавливаются их права и обязанности. Так, в соответствии с Федеральным законом «О библиотечном деле» устанавливаются права и обязанности читателя и библиотекаря по предоставлению информационных услуг, по пользованию такими услугами.

    Защита прав и обеспечение исполнения установленных правил производятся с помощью санкций. Санкции информационно-правовых норм весьма разнообразны. В зависимости от вида информации, характера нанесенного ущерба, условий возникновения правонарушения это могут быть гражданско-правовая, административная или уголовная ответственность.

    В конкретной статье нормативного правового акта могут не присутствовать все три составляющих информационно-правовой нормы. Однако они могут содержаться либо в других статьях данного акта, либо в других актах.

    1.В зависимости от вида и формы представления информации, субъектов, действующих в информационной сфере, особенностей их поведения, информационно-правовые нормы могут разделяться на императивные и диспозитивные(нормы-определения; нормы-принципы, нормы-цели)

    2.В зависимости от их содержания информационно-правовые нормы могут быть материальными и процессуальными .

    Материальные информационно-правовые нормы устанавливают структуру элементов и частей информационной сферы. Они определяют содержание государственной политики в информационной сфере, закрепляют комплекс обязанностей, прав, а также ответственность участников информационных процессов, в том числе материальное содержание юридических прав и обязанностей участников информационных правоотношений. Эти нормы устанавливают правовой статус субъектов в информационной сфере в части их обязанностей и ответственности за организацию и обеспечение процессов обращения информации, в том числе формирование информационных ресурсов и предоставление пользования ими в соответствии с действующим законодательством.

    Процессуальные информационно-правовые нормы по своему назначению регламентируют процедуру (порядок, правила) реализации 1язанностей и прав, установленных материальными информационными нормами в рамках регулируемых информационных отношений, так, этими нормами устанавливается порядок лицензирования и сертификации в информационной сфере, формирования информационных ресурсов, поиска и получения информации из этих ресурсов, другие процедуры правового регулирования общественных отношений в информационной сфере.

    2.Информационно-правовые нормы можно классифицировать по сфере их применения (по масштабу действия):

    · нормы федерального уровня и действия;

    · нормы субъектов Российской Федерации;

    · нормы органов местного самоуправления.

    3.По объему регулирования информационно-правовые нормы подразделяются на нормы:

    · общего действия, распространяющие действие на все сферы и отрасли правового регулирования, регламентирующие важнейшие стороны информационной деятельности. Это, в первую очередь, статутные нормы, устанавливающие обязанности органов государственной власти и местного самоуправления по исполнению ими конституционных обязанностей по пред оставлению информации потребителям;

    · межотраслевые, регулирующие информационные отношения, возникающие между группами государственных органов, по обеспечению информационных процессов;

    · отраслевые, действующие в пределах сферы ведения конкретного органа государственной власти;

    · на уровне органа местного самоуправления, действующие в пределах территорий.

    1. Информационная норма: понятие, особенности, виды Информационно-правовые нормы регулируют обособленную группу общественных отношений применительно к особенностям информационной сферы. Информационно-правовая норма задает содержание прав и обязанностей субъектов, участвующих в правоотношении.

    Особенности информационно-правовых норм способствуют реализации информационных прав и свобод, а также реализуют информационные процессы при обращении информации. Структура информационно-правовых норм не отличается от классического определения и представляет собой:

    Гипотезу;

    Диспозицию;

    Санкцию.

    Выделим виды информационно-правовых норм по способу воздействия.

    2. Императивные:

    а) нормы-определения (ст. 2 Закона об информации);

    государственном земельном кадастре");

    в) нормы-цели (преамбула Закона);

    г) нормы-санкции (КоАП, УК РФ);

    д) обязывающие нормы (Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов").

    Виды информационно-правовых норм:

    Материальные;

    Процессуальные;

    по масштабу действия:

    Федеральные;

    Субъектов Федерации;

    Местные.

    Особенность информационно-правовых норм состоит в том, что они регулируют обособленные группы общественных отношений применительно к особенностям информационной сферы.

    Информационно-правовым нормам присущи все основные, характерные черты норм, составляющих правовую систему. Как и нормы других отраслей права, они содержат описания правил поведения, которые устанавливаются государством в определенном порядке, форме и вводятся в действие в установленный законодателем срок. Информационно-правовые нормы задают содержание прав и обязанностей субъектов - участников правоотношений, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

    Отличие информационно-правовых норм от норм других отраслей права в том, что они регулируют отношения, возникающие в информационной сфере в связи с реализацией информационных прав и свобод и осуществлением информационных процессов при обращении информации.

    Классификация информационно-правовых норм следующая:

    1. В зависимости от вида и формы представления информации, субъектов - императивные и диспозитивные.

    2. В зависимости от их содержания информационно-правовые нормы могут быть материальными и процессуальными.

    Материальные информационно-правовые нормы устанавливают структуру элементов и частей информационной сферы. Эти нормы устанавливают правовой статус субъектов в информационной сфере в части их обязанностей и ответственности за организацию и обеспечение процессов обращения информации, в том числе за формирование информационных ресурсов и предоставление пользования ими в соответствии с действующим законодательством.


    Процессуальные информационно-правовые нормы по своему назначению регламентируют процедуру (порядок, правила) реализации обязанностей и прав, установленных материальными информационными нормами в рамках регулируемых информационных отношений.

    3. Как и нормы других отраслей права, информационно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

    Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникать информационные правоотношения, и указывает на круг субъектов - участников этих правоотношений. Например, при установлении порядка получения информации от государственных структур определяются условия обращения потребителя к этому органу и выдачи информации этим органом.

    Основу информационно-правовой нормы составляет диспозиция, которая содержит предписание о том, как должны поступать субъекты правоотношений, устанавливаются их права и обязанности.

    Защита прав и обеспечение исполнения установленных правил производятся с помощью санкций.

    4. В зависимости от способов их воздействия на субъектов правоотношений действуют две группы норм - диспозитивные и императивные.

    5. По сфере их применения (по масштабу действия):

    Нормы федерального уровня и действия;

    Нормы субъектов РФ;

    Нормы органов местного самоуправления.

    6. По объему регулирования:

    Общего действия, распространяющие действие на все сферы и отрасли правового регулирования, регламентирующие важнейшие стороны информационной деятельности;

    Межотраслевые, регулирующие информационные отношения, возникающие между группами государственных органов, по обеспечению информационных процессов;

    Отраслевые, действующие в пределах сферы ведения конкретного органа государственной власти;

    На уровне органа местного самоуправления, действующие в пределах территорий.

    Общая характеристика информационно-правовых норм. Понятие, содержание и структура информационных правоотношений. Классификация информационных правоотношений. Информационные правоотношения, возникающие при производстве, передаче, поиске, распространении, получении и потреблении информации. Информационные правоотношения, возникающие при создании и применении информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения. Информационные правоотношения, возникающие при создании и применении средств и механизмов информационной безопасности.

    4.1. Информационно-правовые нормы

    Информационно-правовые нормы регулируют общественные отношения в соответствии с особенностями информационной сферы. Как нормы других отраслей права, они содержат описания правил поведения, которые устанавливаются государством в определенном порядке, форме и вводятся в действие в установленный законодателем срок. Информационно-правовые нормы задают содержание прав и обязанностей субъектов – участников правоотношений, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства .

    Основным отличием информационно-правовых норм от норм других отраслей права является то, что они регулируют отношения, возникающие при реализации информационных прав и свобод граждан, а также информационные процессы при обращении информации.

    В зависимости от способа воздействия на субъектов информационных правоотношений информационно-правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные .

    Поскольку информация отнесена Гражданским кодексом к объектам гражданских прав, то диспозитивные нормы используются при регулировании информационных правоотношений. Они определяют порядок отношений в информационной сфере при защите субъектами правоотношений своих имущественных и личных неимущественных прав, а также нематериальных благ. К данным правам относятся право на имя, право авторства, достоинство личности, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п. Используемые в информационных правоотношениях диспозитивные нормы отличаются от других норм диспозитивного характера, что обусловлено особой природой информации.

    Поскольку деятельность в информационной сфере в основном происходит на основе правил, установленных государством, то при регулировании информационных правоотношений используются также императивные нормы. Ониопределяют обязанности органов государственной власти и местного самоуправления по производству и распространению информации, устанавливают их функции и компетенцию в области информационной безопасности, по формированию государственных (муниципальных) информационных ресурсов, по созданию государственных информационно-телекоммуникационных систем и т.п. Нормы императивного характера определяют порядок поведения всех участников информационных правоотношений в информационной сфере и их ответственность за нарушение данного порядка. Они обеспечивают защиту прав субъектов персональных данных, установление государственной политики в информационной сфере, защиту прав потребителей информации в информационной сфере и т.д.

    Информационные императивные нормы подразделяются на нормы-определения, нормы-принципы, нормы-цели, компетенционные нормы, нормы-запреты и нормы санкции.

    Нормы-принципы закрепляют основные начала организации и деятельности субъектов информационных правоотношений (законность, независимость, гласность).Нормы-цели закрепляют обязательную нормативную ориентацию видов информационной деятельности.Компетенционные нормы очерчивают легальные пределы деятельности субъектов информационных правоотношений.Нормы-запреты признают общественно вредными и недопустимыми с правовой точки зрения определенные действия субъектов информационных правоотношений.Нормы-санкции определяют наказание за правонарушение или преступление.

    Основой информационно-правовых норм является Конституция РФ, которая гарантирует право каждого на производство, передачу, распространение, получение, поиск и потребление информации законным способом, право на свободное творчество, преподавание, другую интеллектуальную защищаемую законом деятельность.

    Материальные информационно-правовые нормы устанавливают материальное содержание юридических прав и обязанностей участников информационных правоотношений. Они закрепляют структуру информационной сферы, права и обязанности участников информационных отношений в данной сфере, правовой статус этих участников, ответственность за нарушение информационного законодательства. Материальные информационно-правовые нормы также определяют содержание государственной политики в области информации.

    Процессуальные информационно-правовые нормы регламентируют порядок реализации обязанностей и прав, установленных материальными информационно-правовыми нормами. Они устанавливают порядок сертификации и лицензирования в информационной сфере, формирования информационных ресурсов, поиска и получения информации из этих ресурсов и т.п.

    В состав информационно-правовой нормы входит гипотеза, диспозиция и санкции.

    Гипотеза указывает на условия действия информационно-правовой нормы. Она указывает на условия и обстоятельства, при которых могут возникать правоотношения в информационной сфере, а также определяет круг субъектов информационных правоотношений.

    Диспозиция устанавливает содержание самого правила поведения. Она является основной частью для большинства информационно-правовых норм и устанавливает порядок поведения субъектов информационных правоотношений, их права и обязанности.

    Санкции предусматривают последствия нарушения информационно-правовой нормы или норм, определяют виды и меру ответственности нарушителей. В зависимости от вида информации, характера нанесенного ущерба, условий возникновения правонарушения это могут быть гражданско-правовая, административная или уголовная ответственность. Посредством санкций обеспечивается защита прав субъектов информационных правоотношений и исполнение ими установленных правил.

    Информационно-правовые нормы могут содержать все три составляющих информационно-правовой нормы или только две из них – как правило, гипотезу и диспозицию. В последнем случае санкции могут содержаться в других статьях этого законодательного или нормативного акта или в других законах.

    1.
    Стоит отметить, что особенность информационно-правовых норм состоит в том, что они регулируют обособленные группы общественных отношений при­менительно к особенностям информационной сферы.

    Информационно-правовым нормам присущи все основные, ха­рактерные черты норм, составляющих правовую систему. Как и нормы других отраслей права, они содержат описания правил поведения (или алгоритмов поведения), кᴏᴛᴏᴩые устанавливаются государством в оп­ределенном порядке, форме и вводятся в действие в установленный за­конодателем срок. Информационно-правовые нормы задают содержа­ние прав и обязанностей субъектов - участников правоотношений, исполнение кᴏᴛᴏᴩых обеспечивается принудительной силой государ­ства.

    Отличие информационно-правовых норм от норм других отраслей права в том, что они регулируют отношения, возникающие в информа­ционной сфере в связи с реализацией информационных прав и ϲʙᴏбод и осуществлением информационных процессов при обращении ин­формации. Учитывая зависимость от вида и формы представления информа­ции, субъектов, действующих в информационной сфере, особенно­стей их поведения, информационно-правовые нормы могут разделять­ся на императивные и диспозитивные.

    Совокупность норм информационного права формируется на ос­нове конституционных информационно-правовых норм, кᴏᴛᴏᴩые ре­гулируют отношения, связанные с реализацией информационных прав и ϲʙᴏбод. Это, в первую очередь, право каждого на производство, передачу, распространение, получение, поиск и потребление инфор­мации законным способом, право на ϲʙᴏбодное творчество, препода­вание, другую интеллектуальную защищаемую законом деятельность.

    2 Учитывая зависимость от их содержания информационно-правовые нормы могут быть материальными и процессуальными

    Материальные информационно-правовые нормы устанавливают струк­туру элементов и частей информационной сферы. Стоит заметить, что они определяют со­держание государственной политики в информационной сфере, закреп­ляют комплекс обязанностей, прав, а также ответственность участников информационных процессов, в т.ч. материап.мое олержание юридических прав и обязанностей участников информационных право­отношений. Эти нормы устанавливают правовой статус субъектов в ин­формационной сфере в части их обязанностей и ответственности за орга­низацию и обеспечение процессов обращения информации, в том числе за формирование информационных ресурсов и предоставление пользо­вания ими в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с действующим законодательством.

    Процессуальные информационно-правовые нормы по ϲʙᴏему на­значению регламентируют процедуру (порядок, правила) реализации обязанностей и прав, установленных материальными информацион­ными нормами в рамках регулируемых информационных отношений. Так, данными нормами устанавливается порядок лицензирования и сер­тификации в информационной сфере, формирования информацион­ных ресурсов, поиска и получения информации из данных ресурсов, дру­гие процедуры правового регулирования общественных отношений в информационной сфере.

    3. Как и нормы других отраслей права, информационно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

    Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при кᴏᴛᴏᴩых могут возникать информационные правоотношения, и указывает на круг субъектов - участников данных правоотношений. К примеру, при уста­новлении порядка получения информации от государственных струк­тур определяются условия обращения потребителя "к ϶ᴛᴏму органу и выдачи информации данным органом.

    Основу информационно-право вой нормы составляет диспозиция, кᴏᴛᴏᴩая содержит предписание о том, как должны поступать субъекты правоотношений, устанавливаются их права и обязанности. Так, в со­ответствии с Федеральным законом «О библиотечном деле» устанав­ливаются права и обязанности читателя и библиотекаря по предостав­лению информационных услуг, по пользованию такими услугами.

    Защита прав и обеспечение исполнения установленных правил производятся с помощью санкции. Санкции информационно-право­вых норм весьма разнообразны. Учитывая зависимость от вида информации, характера нанесенного ущерба, условий возникновения правонаруше-

    124 Глава 4. Информационно-правовые нормы и информационные правоотношения

    4.1. Информационно-правовые нормы. Общая характеристика

    ния ϶ᴛᴏ могут быть гражданско-правовая, административная или уго­ловная ответственность.

    В конкретной статье нормативного правового акта могут не при­сутствовать все три составляющих информационно-правовой нормы. При этом они могут содержаться либо в других статьях данного акта, ли­бо в других актах.

    4. Информационно-правовые нормы могут классифицироваться в зависимости от способов их воздействия на субъектов правоотношений. Здесь действуют две группы норм - диспозитивные и императивные.

    Диспозитивные информационно-правовые нормы применяются при ре­гулировании отношений в области защиты нематериальных благ, имуще­ственных прав, личных неимущественных прав в информационной сфе­ре. Это - достоинство личности, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие не-материапьные блага, связанные с производством, преобразованием и по­треблением информации. Диспозитивные информационно-правовые нормы имеют ϲʙᴏю специфику, определяемую особенностями и юри­дическими ϲʙᴏйствами информации и информационных объектов, что отличает их от других норм диспозитивного характера.

    Примеры диапозитивных норм.

    Гражданский кодекс РФ

    «Статья 128. Виды объектов гражданских прав

    К объектам гражданских прав ᴏᴛʜᴏϲᴙтся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в т.ч. имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельно­сти, в т.ч. исключительные права на них (интеллектуальная соб­ственность); нематериальные блага».

    «Статья 16. Имущественные права

    «Статья 6. Информационные ресурсы как элемент состава имуще­ства и объект права собственности

    1. Информационные ресурсы могут быть государственными и негосу­дарственными и как элемент состава имущества находятся в собственно­сти граждан, органов государственной власти, органов местного само-

    управления, организаций и общественных объединений. Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируют­ся гражданским законодательством Российской Федерации.

    3. Российская Федерация и субъекты Российской Федерации явля­ются собственниками информационных ресурсов, создаваемых, при­обретаемых, накапливаемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также полученных пу­тем иных установленных Законом способов.

    Государство имеет право выкупа документированной информации у физических и юридических лиц в случае отнесения ϶ᴛᴏй информации к государственной тайне.

    Собственник информационных ресурсов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, вправе распоряжаться ϶ᴛᴏй соб­ственностью только с разрешения ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих органов государ­ственной власти».

    «Статья 6. Право собственности на информационные продукты и средства международного информационного обмена

    1. Документированная информация, информационные ресурсы, информационные продукты, средства международного информаци­онного обмена ᴏᴛʜᴏϲᴙтся к объектам имущественных прав собствен­ников и включаются в состав их имущества.

    Отношения, связанные с правом собственности на российские ин­формационные продукты и средства международного информацион­ного обмена, регулируются гражданским законодательством Россий­ской Федерации.

    2. Отношения, связанные с правом собственности, возникающие в результате оказания или получения информационной услуги, опреде­ляются договором между собственником или владельцем информаци­онных продуктов и пользователем. Оказание информационной услуги не создает для пользователя право авторства на полученную докумен­тированную информацию.

    3. Информационные продукты будут товаром, если ϶ᴛᴏ не про­тиворечит международным договорам Российской Федерации и зако­нодательству Российской Федерации».

    Императивные информационно-правовые нормы устанавливают, в первую очередь, обязанности органов государственной власти и мест­ного самоуправления по производству и распространению информа­ции, создаваемой данными структурами в порядке обеспечения конститу-

    126 Глава 4. Информационно-правовые нормы и информационные правоотноше

    4.1. Информационно-правовые нормы Общая хараюерисшка

    ционных гарантий информационных прав граждан на информацию и исполнения данными органами ϲʙᴏей компетенции в ϶ᴛᴏй части. Уста­навливают функции и компетенцию органов государственной власти в области информационной безопасности, по формированию государ­ственных (муниципальных) информационных ресурсов, по созданию государственных информационно-телекоммуникационных систем и других подобных информационных систем органов местного само­управления. Обеспечивают регулирование отношений по поводу от­ветственности за правонарушения в информационной сфере. В эту группу входят также нормы, обеспечивающие защиту прав субъектов персональных данных, установление государственной политики в ин­формационной сфере, защиту прав потребителей информации в ин­формационной сфере и другие аналогичные нормы.

    Приведем примеры императивных информационно-правовых норм1.

    Нормы-определения (дефиниции), даваемые как в пределах тема­тических статей, так и путем нормативного закрепления понятий.

    Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите ин­формации»

    «Статья 2. Отметим, что термины, используемые в настоящем Федеральном за­коне, их определения

    информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, яв­лениях и процессах независимо от формы их представления;

    информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного само­управления, организаций, общественных объединений на базе фор­мирования и использования информационных ресурсов...».

    Нормы-принципы, кᴏᴛᴏᴩые закрепляют нормативно-ориентирую­щее значение основных начал организации и деятельности субъектов права (законность, независимость, коллегиальность, гласность и т.п.)

    «Статья 5. Принципы осуществления деятельности по ведению го­сударственного земельного кадастра

    1 См.: Тихомиров ЮЛ. Публичное право. М., 1995. С. 51, 52.

    2 СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 149.

    Деятельность по ведению государственного земельного кадастра осуществляется в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со следующими принципами:

    единство системы и технологии ведения государственного земель­ного кадастра на всей территории Российской Федерации;

    непрерывность внесения в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков;

    открытость сведений государственного земельного кадастра;

    сопоставимость и совместимость сведений государственного зе­мельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государст­венных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах».

    Нормы-цели, закрепляющие цели и задачи в качестве обязательной нормативной ориентации видов деятельности.

    Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите ин­формации»

    «Статья 20. Цели защиты

    Целями защиты будут:

    предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации;

    предотвращение угроз безопасности личности, общества, государ­ства; ...».

    Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене»

    «Ста г ь я I. Цели и сфера действия настоящего Федерального закона

    I. Цели настоящего Федеральною закона - создание условий для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках единого мировою информационного пространства, защита интересов Российской Федерации, субьектов Российской Фе­дерации и муниципальных образований при международном инфор­мационном обмене, защита интересов, прав и ϲʙᴏбод физических и юридических лиц при международном информационном обмене».

    Нормы-запреты, нршнающпе общественно вредными и недопус­тимыми с правовой позиции определенных действий.

    Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите ин­формации»

    5. Информационно-правовые нормы можно классифицировать по сфере их применения (по масштабу действия): нормы федерального уровня и действия; нормы субъектов Российской Федерации; нормы органов местного самоуправления.

    6. По объему регулирования информационно-правовые нормы под­разделяются на нормы:

    общего действия, распространяющие действие на все сферы и от­расли правового регулирования, регламентирующие важнейшие сто­роны информационной деятельности. Материал опубликован на http://сайт
    Это, в первую очередь, статут­ные нормы, устанавливающие обязанности органов государственной власти и местного самоуправления по исполнению ими конституци­онных обязанностей по предоставлению информации потребителям;

    межотраслевые, регулирующие информационные отношения, возникающие между группами государственных органов, по обес­печению информационных процессов;

    отраслевые, действующие в пределах сферы ведения конкретного органа государственной власти;

    на уровне органа местного самоуправления, действующие в преде­лах территорий.