Общая характеристика информационно-правовых норм. Конституции российской федерации 1 информационно правовые нормы понятие структура виды
Волгоградский государственный колледж управления и новых технологий
Реферат
НА ТЕМУ: «НОРМЫ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ»
Выполнила студентка группы К06-Н
Атрощенко К. С.
Проверила преподаватель:
Шиндряева И. В.
Волгоград 2010
Содержание
1.Особенность информационно-правовых норм
2.Виды информационно-правовых норм
3.Состав информационно-правовых норм
4. Классификация информационно-правовых норм
1.
Особенность информационно-правовых норм
Особенность информационно-правовых норм состоит в том, что они регулируют обособленные группы общественных отношений применительно к особенностям информационной сферы.
Информационно-правовым нормам присущи все основные, характерные черты норм, составляющих правовую систему. Как и нормы других отраслей права, они содержат описания правил поведения (или алгоритмов поведения), которые устанавливаются государством в определенном порядке, форме и вводятся в действие в установленный законодательством срок. Информационно-правовые нормы задают содержание прав и обязанностей субъектов -- участников правоотношений, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.
Отличие информационно-правовых норм от норм других отраслей права в том, что они регулируют отношения, возникающие в информационной сфере в связи с реализацией информационных прав и свобод и осуществлением информационных процессов при обращении информации. В зависимости от вида и формы представления информации, субъектов, действующих в информационной сфере, особенностей их поведения, информационно-правовые нормы могут разделяться на императивные и диспозитивные.
Совокупность норм информационного права формируется на основе конституционных информационно-правовых норм, которые регулируют отношения, связанные с реализацией информационных прав и свобод. Это, в первую очередь, право каждого на производство, передачу, распространение, получение, поиск и потребление информации законным способом, право на свободное творчество, преподавание, другую интеллектуальную защищаемую законом деятельность.
2.
Виды информационно-правовых норм
В зависимости от их содержания информационно-правовые нормы могут быть материальными и процессуальными
.
Материальные информационно-правовые нормы устанавливают структуру элементов и частей информационной сферы. Они определяют содержание государственной политики в информационной сфере, закрепляют комплекс обязанностей, прав, а также ответственность участников информационных процессов, в том числе материальное содержание юридических прав и обязанностей участников информационных правоотношений. Эти нормы устанавливают правовой статус субъектов в информационной сфере в части их обязанностей и ответственности за организацию и обеспечение процессов обращения информации, в том числе формирование информационных ресурсов и предоставление пользования ими в соответствии с действующим законодательством.
Процессуальные информационно-правовые нормы по своему назначению регламентируют процедуру (порядок, правила) реализации обязанностей и прав, установленных материальными информационными нормами в рамках регулируемых информационных отношений, так, этими нормами устанавливается порядок лицензирования и сертификации в информационной сфере, формирования информационных ресурсов, поиска и получения информации из этих ресурсов, другие процедуры правового регулирования общественных отношений в информационной сфере.
3.
Состав информационно-правовых норм
Как и нормы других отраслей права, информационно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции
.
Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникать информационные правоотношения, и указывает на круг субъектов -- участников этих правоотношений. Например, при установлении порядка получения информации от государственных структур определяются условия обращения потребителя к этому органу и выдачи информации этим органом.
Основу информационно-правовой нормы составляет диспозиция, которая содержит предписание о том, как должны поступать субъекты правоотношений, устанавливаются их права и обязанности. Так, в соответствии с Федеральным законом «О библиотечном деле» устанавливаются права и обязанности читателя и библиотекаря по предоставлению информационных услуг, по пользованию такими услугами.
Защита прав и обеспечение исполнения установленных правил производятся с помощью санкций. Санкции информационно-правовых норм весьма разнообразны. В зависимости от вида информации, характера нанесенного ущерба, условий возникновения правонарушения это могут быть гражданско-правовая, административная или уголовная ответственность.
В конкретной статье нормативного правового акта могут не присутствовать все три составляющих информационно-правовой нормы. Однако они могут содержаться либо в других статьях данного акта, либо в других актах.
4.
Классификация информационно-правовых норм
Информационно-правовые нормы могут классифицироваться в зависимости от способов их воздействия на субъектов правоотношений. Здесь действуют две группы норм -- диспозитивные и императивные
.
Диспозитивные информационно-правовые нормы применяются при регулировании отношений в области защиты нематериальных благ, имущественных прав, личных неимущественных прав в информационной сфере. Это -- достоинство личности, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, связанные с производством, преобразованием и потреблением информации. Диспозитивные информационно-правовые нормы имеют свою специфику, определяемую особенностями и юридическими свойствами информации и информационных объектов, что отличает их от других норм диспозитивного характера.
Примеры диспозитивных норм.
Гражданский кодекс РФ статья 128 «Виды объектов гражданских прав». К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» статья 16 «Имущественные права». Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом».
Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» статья 6 «Информационные ресурсы как элемент состава имущества и объект права собственности» . Информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и как элемент состава имущества находятся в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений. Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируются гражданским законодательством Российской Федерации. Российская Федерация и субъекты Российской Федерации являются собственниками информационных ресурсов, создаваемых, приобретаемых, накапливаемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также полученных путем иных установленных Законом способов.
Государство имеет право выкупа документированной информации у физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к государственной тайне.
Собственник информационных ресурсов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, вправе распоряжаться этой собственностью только с разрешения соответствующих органов государственной власти.
Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» статья 6 «Право собственности на информационные продукты и средства международного информационного обмена». Документированная информация, информационные ресурсы, информационные продукты, средства международного информационного обмена относятся к объектам имущественных прав собственников и включаются в состав их имущества.
Отношения, связанные с правом собственности на российские информационные продукты и средства международного информационного обмена, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.
Отношения, связанные с правом собственности, возникающие в результате оказания или получения информационной услуги, определяются договором между собственником или владельцем информационных продуктов и пользователем. Оказание информационной услуги не создает для пользователя право авторства на полученную документированную информацию. Информационные продукты являются товаром, если это не противоречит международным договорам Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.
Императивные информационно-правовые нормы устанавливают, в первую очередь, обязанности органов государственной власти и местного самоуправления по производству и распространению информации, создаваемой этими структурами в порядке обеспечения конституционных гарантий информационных прав граждан на информацию и исполнения этими органами своей компетенции в этой части. Устанавливают функции и компетенцию органов государственной власти в области информационной безопасности, по формированию государственных (муниципальных) информационных ресурсов, по созданию государственных информационно-телекоммуникационных систем и других подобных информационных сис и т.д.................
Информационно-правовая норма - это установленное государством правило поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в информационной сфере в связи с реализацией информационных прав и обязанностей субъектов и осуществлением информационных процессов при обращении информации (процессов производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации).
Как и нормы других отраслей права, информационно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции .
Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникать информационные правоотношения, и указывает на круг субъектов - участников этих правоотношений. Например, при установлении порядка получения информации от государственных структур определяются условия обращения потребителя к этому органу и выдачи информации этим органом.
Основу информационно-правовой нормы составляет диспозиция , которая содержит предписание о том, как должны поступать субъекты правоотношений, устанавливаются их права и обязанности. Так, в соответствии с Федеральным законом «О библиотечном деле» устанавливаются права и обязанности читателя и библиотекаря по предоставлению информационных услуг, по пользованию такими услугами.
Защита прав и обеспечение исполнения установленных правил производятся с помощью санкций. Санкции информационно-правовых норм весьма разнообразны. В зависимости от вида информации, характера нанесенного ущерба, условий возникновения правонарушения это могут быть гражданско-правовая, административная или уголовная ответственность.
В конкретной статье нормативного правового акта могут не присутствовать все три составляющих информационно-правовой нормы. Однако они могут содержаться либо в других статьях данного акта, либо в других актах.
1.В зависимости от вида и формы представления информации, субъектов, действующих в информационной сфере, особенностей их поведения, информационно-правовые нормы могут разделяться на императивные и диспозитивные(нормы-определения; нормы-принципы, нормы-цели)
2.В зависимости от их содержания информационно-правовые нормы могут быть материальными и процессуальными .
Материальные информационно-правовые нормы устанавливают структуру элементов и частей информационной сферы. Они определяют содержание государственной политики в информационной сфере, закрепляют комплекс обязанностей, прав, а также ответственность участников информационных процессов, в том числе материальное содержание юридических прав и обязанностей участников информационных правоотношений. Эти нормы устанавливают правовой статус субъектов в информационной сфере в части их обязанностей и ответственности за организацию и обеспечение процессов обращения информации, в том числе формирование информационных ресурсов и предоставление пользования ими в соответствии с действующим законодательством.
Процессуальные информационно-правовые нормы по своему назначению регламентируют процедуру (порядок, правила) реализации 1язанностей и прав, установленных материальными информационными нормами в рамках регулируемых информационных отношений, так, этими нормами устанавливается порядок лицензирования и сертификации в информационной сфере, формирования информационных ресурсов, поиска и получения информации из этих ресурсов, другие процедуры правового регулирования общественных отношений в информационной сфере.
2.Информационно-правовые нормы можно классифицировать по сфере их применения (по масштабу действия):
· нормы федерального уровня и действия;
· нормы субъектов Российской Федерации;
· нормы органов местного самоуправления.
3.По объему регулирования информационно-правовые нормы подразделяются на нормы:
· общего действия, распространяющие действие на все сферы и отрасли правового регулирования, регламентирующие важнейшие стороны информационной деятельности. Это, в первую очередь, статутные нормы, устанавливающие обязанности органов государственной власти и местного самоуправления по исполнению ими конституционных обязанностей по пред оставлению информации потребителям;
· межотраслевые, регулирующие информационные отношения, возникающие между группами государственных органов, по обеспечению информационных процессов;
· отраслевые, действующие в пределах сферы ведения конкретного органа государственной власти;
· на уровне органа местного самоуправления, действующие в пределах территорий.
1. Информационная норма: понятие, особенности, виды Информационно-правовые нормы регулируют обособленную группу общественных отношений применительно к особенностям информационной сферы. Информационно-правовая норма задает содержание прав и обязанностей субъектов, участвующих в правоотношении.
Особенности информационно-правовых норм способствуют реализации информационных прав и свобод, а также реализуют информационные процессы при обращении информации. Структура информационно-правовых норм не отличается от классического определения и представляет собой:
Гипотезу;
Диспозицию;
Санкцию.
Выделим виды информационно-правовых норм по способу воздействия.
2. Императивные:
а) нормы-определения (ст. 2 Закона об информации);
государственном земельном кадастре");
в) нормы-цели (преамбула Закона);
г) нормы-санкции (КоАП, УК РФ);
д) обязывающие нормы (Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов").
Виды информационно-правовых норм:
Материальные;
Процессуальные;
по масштабу действия:
Федеральные;
Субъектов Федерации;
Местные.
Особенность информационно-правовых норм состоит в том, что они регулируют обособленные группы общественных отношений применительно к особенностям информационной сферы.
Информационно-правовым нормам присущи все основные, характерные черты норм, составляющих правовую систему. Как и нормы других отраслей права, они содержат описания правил поведения, которые устанавливаются государством в определенном порядке, форме и вводятся в действие в установленный законодателем срок. Информационно-правовые нормы задают содержание прав и обязанностей субъектов - участников правоотношений, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.
Отличие информационно-правовых норм от норм других отраслей права в том, что они регулируют отношения, возникающие в информационной сфере в связи с реализацией информационных прав и свобод и осуществлением информационных процессов при обращении информации.
Классификация информационно-правовых норм следующая:
1. В зависимости от вида и формы представления информации, субъектов - императивные и диспозитивные.
2. В зависимости от их содержания информационно-правовые нормы могут быть материальными и процессуальными.
Материальные информационно-правовые нормы устанавливают структуру элементов и частей информационной сферы. Эти нормы устанавливают правовой статус субъектов в информационной сфере в части их обязанностей и ответственности за организацию и обеспечение процессов обращения информации, в том числе за формирование информационных ресурсов и предоставление пользования ими в соответствии с действующим законодательством.
Процессуальные информационно-правовые нормы по своему назначению регламентируют процедуру (порядок, правила) реализации обязанностей и прав, установленных материальными информационными нормами в рамках регулируемых информационных отношений.
3. Как и нормы других отраслей права, информационно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникать информационные правоотношения, и указывает на круг субъектов - участников этих правоотношений. Например, при установлении порядка получения информации от государственных структур определяются условия обращения потребителя к этому органу и выдачи информации этим органом.
Основу информационно-правовой нормы составляет диспозиция, которая содержит предписание о том, как должны поступать субъекты правоотношений, устанавливаются их права и обязанности.
Защита прав и обеспечение исполнения установленных правил производятся с помощью санкций.
4. В зависимости от способов их воздействия на субъектов правоотношений действуют две группы норм - диспозитивные и императивные.
5. По сфере их применения (по масштабу действия):
Нормы федерального уровня и действия;
Нормы субъектов РФ;
Нормы органов местного самоуправления.
6. По объему регулирования:
Общего действия, распространяющие действие на все сферы и отрасли правового регулирования, регламентирующие важнейшие стороны информационной деятельности;
Межотраслевые, регулирующие информационные отношения, возникающие между группами государственных органов, по обеспечению информационных процессов;
Отраслевые, действующие в пределах сферы ведения конкретного органа государственной власти;
На уровне органа местного самоуправления, действующие в пределах территорий.
Общая характеристика информационно-правовых норм. Понятие, содержание и структура информационных правоотношений. Классификация информационных правоотношений. Информационные правоотношения, возникающие при производстве, передаче, поиске, распространении, получении и потреблении информации. Информационные правоотношения, возникающие при создании и применении информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения. Информационные правоотношения, возникающие при создании и применении средств и механизмов информационной безопасности.
4.1. Информационно-правовые нормы
Информационно-правовые нормы регулируют общественные отношения в соответствии с особенностями информационной сферы. Как нормы других отраслей права, они содержат описания правил поведения, которые устанавливаются государством в определенном порядке, форме и вводятся в действие в установленный законодателем срок. Информационно-правовые нормы задают содержание прав и обязанностей субъектов – участников правоотношений, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства .
Основным отличием информационно-правовых норм от норм других отраслей права является то, что они регулируют отношения, возникающие при реализации информационных прав и свобод граждан, а также информационные процессы при обращении информации.
В зависимости от способа воздействия на субъектов информационных правоотношений информационно-правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные .
Поскольку информация отнесена Гражданским кодексом к объектам гражданских прав, то диспозитивные нормы используются при регулировании информационных правоотношений. Они определяют порядок отношений в информационной сфере при защите субъектами правоотношений своих имущественных и личных неимущественных прав, а также нематериальных благ. К данным правам относятся право на имя, право авторства, достоинство личности, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п. Используемые в информационных правоотношениях диспозитивные нормы отличаются от других норм диспозитивного характера, что обусловлено особой природой информации.
Поскольку деятельность в информационной сфере в основном происходит на основе правил, установленных государством, то при регулировании информационных правоотношений используются также императивные нормы. Ониопределяют обязанности органов государственной власти и местного самоуправления по производству и распространению информации, устанавливают их функции и компетенцию в области информационной безопасности, по формированию государственных (муниципальных) информационных ресурсов, по созданию государственных информационно-телекоммуникационных систем и т.п. Нормы императивного характера определяют порядок поведения всех участников информационных правоотношений в информационной сфере и их ответственность за нарушение данного порядка. Они обеспечивают защиту прав субъектов персональных данных, установление государственной политики в информационной сфере, защиту прав потребителей информации в информационной сфере и т.д.
Информационные императивные нормы подразделяются на нормы-определения, нормы-принципы, нормы-цели, компетенционные нормы, нормы-запреты и нормы санкции.
Нормы-принципы закрепляют основные начала организации и деятельности субъектов информационных правоотношений (законность, независимость, гласность).Нормы-цели закрепляют обязательную нормативную ориентацию видов информационной деятельности.Компетенционные нормы очерчивают легальные пределы деятельности субъектов информационных правоотношений.Нормы-запреты признают общественно вредными и недопустимыми с правовой точки зрения определенные действия субъектов информационных правоотношений.Нормы-санкции определяют наказание за правонарушение или преступление.
Основой информационно-правовых норм является Конституция РФ, которая гарантирует право каждого на производство, передачу, распространение, получение, поиск и потребление информации законным способом, право на свободное творчество, преподавание, другую интеллектуальную защищаемую законом деятельность.
Материальные информационно-правовые нормы устанавливают материальное содержание юридических прав и обязанностей участников информационных правоотношений. Они закрепляют структуру информационной сферы, права и обязанности участников информационных отношений в данной сфере, правовой статус этих участников, ответственность за нарушение информационного законодательства. Материальные информационно-правовые нормы также определяют содержание государственной политики в области информации.
Процессуальные информационно-правовые нормы регламентируют порядок реализации обязанностей и прав, установленных материальными информационно-правовыми нормами. Они устанавливают порядок сертификации и лицензирования в информационной сфере, формирования информационных ресурсов, поиска и получения информации из этих ресурсов и т.п.
В состав информационно-правовой нормы входит гипотеза, диспозиция и санкции.
Гипотеза указывает на условия действия информационно-правовой нормы. Она указывает на условия и обстоятельства, при которых могут возникать правоотношения в информационной сфере, а также определяет круг субъектов информационных правоотношений.
Диспозиция устанавливает содержание самого правила поведения. Она является основной частью для большинства информационно-правовых норм и устанавливает порядок поведения субъектов информационных правоотношений, их права и обязанности.
Санкции предусматривают последствия нарушения информационно-правовой нормы или норм, определяют виды и меру ответственности нарушителей. В зависимости от вида информации, характера нанесенного ущерба, условий возникновения правонарушения это могут быть гражданско-правовая, административная или уголовная ответственность. Посредством санкций обеспечивается защита прав субъектов информационных правоотношений и исполнение ими установленных правил.
Информационно-правовые нормы могут содержать все три составляющих информационно-правовой нормы или только две из них – как правило, гипотезу и диспозицию. В последнем случае санкции могут содержаться в других статьях этого законодательного или нормативного акта или в других законах.
1.
Стоит отметить, что особенность информационно-правовых норм состоит в том,
что они регулируют обособленные группы общественных отношений применительно к
особенностям информационной сферы.
Информационно-правовым нормам присущи все основные, характерные черты норм, составляющих правовую систему. Как и нормы других отраслей права, они содержат описания правил поведения (или алгоритмов поведения), кᴏᴛᴏᴩые устанавливаются государством в определенном порядке, форме и вводятся в действие в установленный законодателем срок. Информационно-правовые нормы задают содержание прав и обязанностей субъектов - участников правоотношений, исполнение кᴏᴛᴏᴩых обеспечивается принудительной силой государства.
Отличие информационно-правовых норм от норм других отраслей права в том, что они регулируют отношения, возникающие в информационной сфере в связи с реализацией информационных прав и ϲʙᴏбод и осуществлением информационных процессов при обращении информации. Учитывая зависимость от вида и формы представления информации, субъектов, действующих в информационной сфере, особенностей их поведения, информационно-правовые нормы могут разделяться на императивные и диспозитивные.
Совокупность норм информационного права формируется на основе конституционных информационно-правовых норм, кᴏᴛᴏᴩые регулируют отношения, связанные с реализацией информационных прав и ϲʙᴏбод. Это, в первую очередь, право каждого на производство, передачу, распространение, получение, поиск и потребление информации законным способом, право на ϲʙᴏбодное творчество, преподавание, другую интеллектуальную защищаемую законом деятельность.
2 Учитывая зависимость от их содержания информационно-правовые нормы могут быть материальными и процессуальными
Материальные информационно-правовые нормы устанавливают структуру элементов и частей информационной сферы. Стоит заметить, что они определяют содержание государственной политики в информационной сфере, закрепляют комплекс обязанностей, прав, а также ответственность участников информационных процессов, в т.ч. материап.мое олержание юридических прав и обязанностей участников информационных правоотношений. Эти нормы устанавливают правовой статус субъектов в информационной сфере в части их обязанностей и ответственности за организацию и обеспечение процессов обращения информации, в том числе за формирование информационных ресурсов и предоставление пользования ими в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с действующим законодательством.
Процессуальные информационно-правовые нормы по ϲʙᴏему назначению регламентируют процедуру (порядок, правила) реализации обязанностей и прав, установленных материальными информационными нормами в рамках регулируемых информационных отношений. Так, данными нормами устанавливается порядок лицензирования и сертификации в информационной сфере, формирования информационных ресурсов, поиска и получения информации из данных ресурсов, другие процедуры правового регулирования общественных отношений в информационной сфере.
3. Как и нормы других отраслей права, информационно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при кᴏᴛᴏᴩых могут возникать информационные правоотношения, и указывает на круг субъектов - участников данных правоотношений. К примеру, при установлении порядка получения информации от государственных структур определяются условия обращения потребителя "к ϶ᴛᴏму органу и выдачи информации данным органом.
Основу информационно-право вой нормы составляет диспозиция, кᴏᴛᴏᴩая содержит предписание о том, как должны поступать субъекты правоотношений, устанавливаются их права и обязанности. Так, в соответствии с Федеральным законом «О библиотечном деле» устанавливаются права и обязанности читателя и библиотекаря по предоставлению информационных услуг, по пользованию такими услугами.
Защита прав и обеспечение исполнения установленных правил производятся с помощью санкции. Санкции информационно-правовых норм весьма разнообразны. Учитывая зависимость от вида информации, характера нанесенного ущерба, условий возникновения правонаруше-
124 Глава 4. Информационно-правовые нормы и информационные правоотношения
4.1. Информационно-правовые нормы. Общая характеристика
ния ϶ᴛᴏ могут быть гражданско-правовая, административная или уголовная ответственность.
В конкретной статье нормативного правового акта могут не присутствовать все три составляющих информационно-правовой нормы. При этом они могут содержаться либо в других статьях данного акта, либо в других актах.
4. Информационно-правовые нормы могут классифицироваться в зависимости от способов их воздействия на субъектов правоотношений. Здесь действуют две группы норм - диспозитивные и императивные.
Диспозитивные информационно-правовые нормы применяются при регулировании отношений в области защиты нематериальных благ, имущественных прав, личных неимущественных прав в информационной сфере. Это - достоинство личности, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие не-материапьные блага, связанные с производством, преобразованием и потреблением информации. Диспозитивные информационно-правовые нормы имеют ϲʙᴏю специфику, определяемую особенностями и юридическими ϲʙᴏйствами информации и информационных объектов, что отличает их от других норм диспозитивного характера.
Примеры диапозитивных норм.
Гражданский кодекс РФ
«Статья 128. Виды объектов гражданских прав
К объектам гражданских прав ᴏᴛʜᴏϲᴙтся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в т.ч. имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага».
«Статья 16. Имущественные права
«Статья 6. Информационные ресурсы как элемент состава имущества и объект права собственности
1. Информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и как элемент состава имущества находятся в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного само-
управления, организаций и общественных объединений. Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.
3. Российская Федерация и субъекты Российской Федерации являются собственниками информационных ресурсов, создаваемых, приобретаемых, накапливаемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также полученных путем иных установленных Законом способов.
Государство имеет право выкупа документированной информации у физических и юридических лиц в случае отнесения ϶ᴛᴏй информации к государственной тайне.
Собственник информационных ресурсов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, вправе распоряжаться ϶ᴛᴏй собственностью только с разрешения ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих органов государственной власти».
«Статья 6. Право собственности на информационные продукты и средства международного информационного обмена
1. Документированная информация, информационные ресурсы, информационные продукты, средства международного информационного обмена ᴏᴛʜᴏϲᴙтся к объектам имущественных прав собственников и включаются в состав их имущества.
Отношения, связанные с правом собственности на российские информационные продукты и средства международного информационного обмена, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.
2. Отношения, связанные с правом собственности, возникающие в результате оказания или получения информационной услуги, определяются договором между собственником или владельцем информационных продуктов и пользователем. Оказание информационной услуги не создает для пользователя право авторства на полученную документированную информацию.
3. Информационные продукты будут товаром, если ϶ᴛᴏ не противоречит международным договорам Российской Федерации и законодательству Российской Федерации».
Императивные информационно-правовые нормы устанавливают, в первую очередь, обязанности органов государственной власти и местного самоуправления по производству и распространению информации, создаваемой данными структурами в порядке обеспечения конститу-
126 Глава 4. Информационно-правовые нормы и информационные правоотноше
4.1. Информационно-правовые нормы Общая хараюерисшка
ционных гарантий информационных прав граждан на информацию и исполнения данными органами ϲʙᴏей компетенции в ϶ᴛᴏй части. Устанавливают функции и компетенцию органов государственной власти в области информационной безопасности, по формированию государственных (муниципальных) информационных ресурсов, по созданию государственных информационно-телекоммуникационных систем и других подобных информационных систем органов местного самоуправления. Обеспечивают регулирование отношений по поводу ответственности за правонарушения в информационной сфере. В эту группу входят также нормы, обеспечивающие защиту прав субъектов персональных данных, установление государственной политики в информационной сфере, защиту прав потребителей информации в информационной сфере и другие аналогичные нормы.
Приведем примеры императивных информационно-правовых норм1.
Нормы-определения (дефиниции), даваемые как в пределах тематических статей, так и путем нормативного закрепления понятий.
Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»
«Статья 2. Отметим, что термины, используемые в настоящем Федеральном законе, их определения
информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;
информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на базе формирования и использования информационных ресурсов...».
Нормы-принципы, кᴏᴛᴏᴩые закрепляют нормативно-ориентирующее значение основных начал организации и деятельности субъектов права (законность, независимость, коллегиальность, гласность и т.п.)
«Статья 5. Принципы осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра
1 См.: Тихомиров ЮЛ. Публичное право. М., 1995. С. 51, 52.
2 СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 149.
Деятельность по ведению государственного земельного кадастра осуществляется в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со следующими принципами:
единство системы и технологии ведения государственного земельного кадастра на всей территории Российской Федерации;
непрерывность внесения в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков;
открытость сведений государственного земельного кадастра;
сопоставимость и совместимость сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах».
Нормы-цели, закрепляющие цели и задачи в качестве
обязательной нормативной ориентации видов деятельности.
Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»
«Статья 20. Цели защиты
Целями защиты будут:
предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации;
предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства; ...».
Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене»
«Ста г ь я I. Цели и сфера действия настоящего Федерального закона
I. Цели настоящего Федеральною закона - создание условий для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках единого мировою информационного пространства, защита интересов Российской Федерации, субьектов Российской Федерации и муниципальных образований при международном информационном обмене, защита интересов, прав и ϲʙᴏбод физических и юридических лиц при международном информационном обмене».
Нормы-запреты, нршнающпе общественно вредными и недопустимыми с правовой позиции определенных действий.
Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»
5. Информационно-правовые нормы можно классифицировать по сфере их применения (по масштабу действия): нормы федерального уровня и действия; нормы субъектов Российской Федерации; нормы органов местного самоуправления.
6. По объему регулирования информационно-правовые нормы подразделяются на нормы:
общего действия, распространяющие действие на все сферы и отрасли
правового регулирования, регламентирующие важнейшие стороны информационной
деятельности. Материал опубликован на http://сайт
Это, в первую очередь, статутные нормы, устанавливающие обязанности
органов государственной власти и местного самоуправления по исполнению ими
конституционных обязанностей по предоставлению информации потребителям;
межотраслевые, регулирующие информационные отношения, возникающие между группами государственных органов, по обеспечению информационных процессов;
отраслевые, действующие в пределах сферы ведения конкретного органа государственной власти;
на уровне органа местного самоуправления, действующие в пределах территорий.